Главная · Болезни уха · Интеллектуальные компоненты сознания. Структура сознания (по А

Интеллектуальные компоненты сознания. Структура сознания (по А

Сознание как внутренний мир человека имеет свою структуру. Чтобы его рассмотреть, следует, первым делом, обратить внимание на следующее обстоятельство. Нередко понятие "сознание" отождествляется с понятием "психика человека". Это делается по ошибке. Психика более сложное образование. Оно включает две сферы отражения - сознание и бессознательное.

Концепцию бессознательного впервые сформулировал известный немецкий философ XVII-XVIII вв. Г. Лейбниц. В работе "Монадология" он говорил бессознательное как низшую форму душевной деятельности. Позже английский мыслитель XVIII в. Д. Хартли связал бессознательное с деятельностью нервной системы человека. С позиции иррационализма пытался объяснить бессознательное А. Шопенгауэр. Но особое внимание этой проблеме уделил 3. Фрейд. Он считал, что бессознательное - это совокупность психических явлений, состояний и действий, которые находятся вне сферы разума. К бессознательному относятся прежде всего инстинкты совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются в результате длительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа. В структуру бессознательного относятся также интуиция и автоматизмы, которые могут зарождаться в сфере сознания и со временем погружаться в сферу бессознательного. Интуиция - это знание, которое возникает без осознания путей и условий его получения, через непосредственное чувственное созерцание или умозрение. Автоматизмы - это сложные действия человека, которые, первично образующийся под контролем сознания, в результате долгой тренировки и многократного повторения приобретают бессознательного характера. Бессознательными также сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и тому подобное. Благодаря включению бессознательного к психической деятельности нагрузки на сознание уменьшается, а это, в свою очередь, расширяет поле творческих возможностей человека. Современная наука оперирует и понятием подсознательного. Подсознательное - это особый пласт или уровень бессознательного. К нему относятся психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; довольно часто между ними возникают противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и способны достичь гармоничного единства. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенно это касается творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В этих учениях основным в человеческом поведении считаются различные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и др. Однако многие философских школ занимают другую позицию. Они считают, что первичной в человеческой психике есть сознание, "питая" и в значительной мере формируя бессознательное, в целом способна его контролировать, а также определять общую стратегию поведения человека.

Структура сознания

Какую же структуру имеет само сознание? Структурность сознания в значительной степени носит достаточно условный характер. Дело в том, что элементы сознания тесно связаны друг с другом. Однако при всей условности в сознании можно выделить такие три элемента.

Первым элементом является знание. Это главный компонент, ядро сознания, способ ее существования. Знание - это понимание человеком действительности, отражение ее в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек может "охватить", осмыслить все то, что его окружает и составляет предмет познания. Знание приводит такие свойства сознания, как способность через предметную деятельность целенаправленно "творить мир", предвидеть ход событий, проявлять творческую активность. Иначе говоря, сознание - это отношение к действительности в форме знаний с учетом потребностей человека.

Вторым важным элементом структуры сознания являются эмоции. Человек познает окружающий мир не из холодным равнодушием автомата, а с чувством удовлетворения, ненависти или сочувствие, восторг или негодование. Она переживает, что отражает. Эмоции или стимулируют, или затормаживают осознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, легче запоминается. Но иногда чрезмерно "радужное" восприятие мира может ослепить, породить иллюзии, выдать желаемое за действительное. Некоторые, особенно негативные, эмоции оказывают сопротивление сохранению ясности ума. Чувство страха, например, становится препятствием на пути осознания человеком того, что происходит. Уровнем эмоций есть духовные чувства (например, чувство любви), которые формируются в результате осознания связей лица с существенными социальными и экзистенциальными ценностями. Чувство характеризуются предметным содержанием, постоянством, независимостью от сложившейся ситуации. Эмоциональная сфера имеет значительное влияние на все проявления сознания, выполняет функцию основ деятельности.

Третьим структурным элементом сознания есть свобода. Воля - это осознанное целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизовать и направлять свои психические и физические силы на достижение цели, на решение задач, стоящих перед ее деятельностью и требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и препятствий. Изготовление орудий человеком - это первая и самая главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь мести; без целесообразной деятельности нет свободы. Воля - это осознанные стремления и побуждения к действию. Однако для человека характерны и неосознанные побуждения. Иногда бывает так, что человек куда-то рвется, а куда и зачем - сама не знает. Такая подсознательная регуляция осталась от животных.

Следует также отметить и такой элемент, входящий в структуру сознания, как мышление. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого на ощупь, услышанного и т. Д. Благодаря умственной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается на ощупь и не слышны. Мышление дает нам знания о существенных свойства, связи и отношения. С помощью мышления мы осуществляем переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности вещей, процессов.

В структуру сознания относятся также внимание и память. Внимание - это форма психической деятельности человека, проявляется в ее направленности и сосредоточенности на определенных объектах. Память - это психический процесс, который заключается в закреплении, сохранении и воспроизведении в мозгу индивида его прошлого опыта. Основными элементами памяти является запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная под-структура, как самосознание. Самосознание - это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и поступать на этом основании в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иначе говоря, это целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственных знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, действий, моральных свойств и др.; с помощью самосознания человек реализует отношение к самой себе, осуществляет собственную самооценку как мыслящего существа, способного чувствовать. В этом случае объектом познания для субъекта является он сам и его сознание. Итак, человек - самооценочных существо, без этой характеристической действия не смогла бы определить себя и найти свое место в жизни.

Понимание человеком своего внутреннего состояния, ее способность к самоконтролю приходит не сразу. Самосознание, наряду с такими духовными элементами личности, как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результат. Уровень сознания в значительной мере зависит от того, какие требования ставятся перед лицом и социальные ценности культивируются в данной среде. Основным требованием здесь выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их последствия.

Сознание - сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целена­правленном, осмысленном и обобщенном отражении действи­тельности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

1. «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

2. «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

3. Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

· Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

· Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний - это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде - есть мое сознание»);

· Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей - воля человека выступает как компонент сознания);

· Творчески - креативная, порождающая функция;

· Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

Большинство современных исследователей выделяют сле­дующие основные компоненты или сферы сознания.

1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.

5. Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Сознание человека выполняет следующие функции:

· познавательную - человек приобретает знания;

· целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

· ценностно-ориентационную - человек оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним;

· управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;

· коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);

· рефлексивную - благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль.

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

Сознание является высшей функцией психики , которая присуща только человеку.

С его помощью индивид планирует свою жизнь, оценивает окружающую действительность, получает знания. Сознание имеет определенную структуру и .

Определение понятия

Психологи и философы выделяют два аспекта психики, которые делают человека человеком.

Это сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.

При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.

Важнейшим элементом сознания является самосознание . Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «Я», представлений о себе.

Наиболее быстро и бурно развитие сознания и самосознания проходит в подростковом возрасте , когда человек активно ищет себя, свой стиль, определяет свое место в жизни. В этот же период формируются и нравственные принципы.

Таким образом, в сознании выделяют следующие формы:

  • самосознание;
  • разумность — соотношение себя и своих понятий с миром;
  • рассудок — мыслящее сознание;
  • духовность — высшая степень сознания.

Существует множество теорий о сознании . Например, Фрейд считал, что каждое событие и переживание человека определяется сознательным и бессознательным.

В области бессознательного находится сексуальная и агрессивная стороны личности, а также те события, которые индивид намеренно вытеснил из своей памяти и разума. Когда бессознательное пытается «прорваться» в сознание, у человека возникает .

С точки зрения идеализма, сознание всегда первично. Мир не может существовать вне его восприятия человеком.

Материализм считает сознание свойством высокоорганизованной материи. Оно не просто отражает существующую действительность, но и управляет ей.

Функционализм определяет сознание как функцию, то есть человек, пребывая в сознательном состоянии, выполняет определенные функции. На этом построен искусственный интеллект .

Структура

Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:

  • бытие;
  • рефлексия;
  • самосознание.

Оно выполняет следующие функции :

  1. Отражение . Сюда относятся способность индивида познавать, воспринимать, запоминать и хранить информацию.
  2. Рефлексия . Это возможность осознавать себя как объекта мира, понимать свое «Я».
  3. Преобразование . Человек способен ставить перед собой цели и достигать их.
  4. Креатив . При помощи разума личность проявляет воображение и творческий потенциал.
  5. Оценка . Сюда относятся .
  6. Коммуникация . Личность передает свои знания при помощи определенных знаков. То есть сознание не может существовать без общения.
  7. Времяобразование . Это целостная картина мира, содержащая в себе воспоминания о прошлом, понимание настоящего и будущего.

    Именно это свойство является главным .

Согласно современной психологии, в структуре сознания содержатся следующие компоненты:

С точки зрения масштаба, сознание бывает личным и общественным. В личное входят все описанные выше структурные компоненты.

Исходя из этого, можно выделить следующие формы общественного :

  • религиозная;
  • морально-этическая;
  • правовая;
  • политическая;
  • экономическая.

Таким образом, на общественное сознание оказывают влияние религия, законы, экономика, политический строй и нормы морали, принятые конкретным обществом.

Стадии и функции самосознания

Самосознание — это восприятие личностью себя, понимание своего отличия от других, осознание своих потребностей, эмоций, чувств, переживаний.

Самосознание выполняет следующие функции:

В своем развитии самосознание проходит следующие ступени :

  1. Природная . Ребенок учится различать и воспринимать ощущения и воздействия на него внешних факторов при помощи сенсомоторного интеллекта.
  2. Социальная . Человек воспринимает себя, оценивает и сравнивает с другими.

    На этой ступени появляется самоуважение и воля.

  3. Личностная . Индивид понимает причины своих поступков, оценивает возможности дальнейшего развития.

Таким образом, психологическая структура самосознания состоит из следующих компонентов :

  • самопознания;
  • самоконтроля и саморегулирования;
  • самооценки;
  • самопринятия;
  • самоуважения.

Стадии развития :

Теория Фрейда кратко

Зигмунд Фрейд стал основоположником теории о . Согласно его утверждению, сознательна лишь очень маленькая часть психики человека, остальная остается за пределами сознания .

К бессознательному относится сексуальная сфера, агрессивная сторона личности, чувство голода. На них человек никак не может повлиять.

Хотя грань между осознанным и бессознательным весьма условна. Некоторые моменты могут уходить в бессознательное и возвращаться при определенных обстоятельствах.

Бессознательное формируется в подкорковом слое, а осознанное — это результат деятельности коры головного мозга. Бессознательное также способно воспринимать и перерабатывать информацию , но человек не осознает этих процессов.

Таким образом снимается нагрузка с интеллекта, индивид имеет возможности для занятия творческой и умственной деятельностью.

В сферу бессознательного попадают переживания, психотравмирующие события, запретные желания, постыдные поступки, то есть все то, от чего человек пытается избавиться.

Но «спрятанные» моменты все же влияют на поступки, эмоции, переживания индивида.

Они могут под воздействием внешних факторов прорываться обратно в сознание , образуя чувство тревоги.

По утверждению Фрейда, человеком движет его сексуальный инстинкт. Социальные нормы и общественная мораль формируют «сверх Я» человека.

С их помощью запретные желания преобразуются в те поступки, которые допустимы в данном обществе. Однако, в человеке всегда будет происходить борьба сознательного и бессознательного.

В неофрейдизме понятие бессознательного углубляется, появляется термин «коллективное бессознательное».

В отличие от личностного, коллективное присуще для всех людей, относящихся к определенному обществу. Оно формируется опытом, накопленным поколениями.

Личностное выходит из коллективного, обеспечивая полноценное существование психики человека.

Концепция Леонтьева

Теорию структуры человеческого сознания представил советский психолог А.Н. Леонтьев.

Он создал теорию деятельности , работал над вопросами эволюционного развития памяти, внимания, мышления.

По Леонтьеву, сначала сознание представляет собой психический образ, который открывает перед человеком мир вокруг него. Затем в предмет сознания включается и деятельность индивида.

Он осознает действия окружающих, а через них и свои собственные. Люди взаимодействуют с помощью слов, жестов. После этого человек способен формировать образы в уме .

Таким образом сознание начинает существовать отдельно от чувств и управлять ими.

По теории Леонтьева сознание состоит из:

  1. Чувственной ткани. У личности создается конкретный образ реальности. Она может быть воображаемой или всплывающей в памяти. Эти образы становятся означимыми, что свойственно только человеку.
  2. Значения . Это те способы, при помощи которых человек познает мир. Значение может быть объективным и субъективным, то есть принимающим личностный смысл.
  3. Личностного смысла. Это то, что конкретный предмет или явления значат для самого индивида. Таким образом смысл делает сознание пристрастным.

Сознание — эта форма, отражающая действительность на высшем уровне, а не на уровне инстинктов. Оно свойственно только человеку и помогает ему оценивать окружающую действительность, формировать поведение, нравственные нормы и принципы.

О структуре сознания в этом видео:

Сознание являет собой сложнейшую структуру человека, что состоит из элементов самого сознания и их связей. Прежде чем перейти к детальному рассмотрению его составляющих частей, следует отметить, что сознание являет собой отражение объективной реальности и непременно включает в себя волевые процессы, разум и чувства.

Структура и функции сознания

К элементам сознания относят: личность, ее свойства; процессы психического характера и состояние самого человека. Помимо этого, в сознание входят:

  • познание;
  • отношение;
  • переживание.

Каждый из вышеперечисленных компонентов тесно связан друг с другом. Так, если говорить о главенствующей части сознания, то ею выступает разум, что одновременно является как условием, так и результатом человеческой познавательной деятельности. Он находит свое проявление в логике, фантазии, обеспечивая взаимоотношения между людьми, их общую деятельность.

Также в психологии к структуре сознания относят мышление, что являет собой основу знаний. Все вышеперечисленное объединяется одним понятием «познание».

Отношение демонстрирует активность каждого из нас, реакцию на события реальности, включая при этом и обратную связь личности и окружающей действительности. Оно имеет тонкую грань с переживанием (эмоциональные состояния человека, его чувства). Отношения личностного характера отображают связь индивида с предметами, что его окружают, ситуациями, явлениями. Объективный тип отношений создается при наличии группы людей и проявляется в виде доминирования, подчинения, зависимости от кого-то и пр.

Переживание включает в себя эмоции, испытываемые личностью в результате восприятия реальности. Именно эмоциональная часть сознания по сей день остается малоизученным явлением. На человека на протяжении всей его жизни огромное влияние оказывают различные события, предметы: страх, успокоение, восхищение, удовольствие и т.д. Стоит отметить, что самочувствие также составляет эмоциональную сторону человеческой психики. Каждая эмоция отражает наше отношение к образам (ими могут быть: явления, предметы, события, люди, социум в целом).

Чувства, в свою очередь, также составляют психологическую структуру сознания. Они выступают отражением нашего отношения к миру. Благодаря эмоциям, чувствам, личность дает оценку окружающей действительности. Они выражаются посредством речевого общения, а потому, чем оно богаче, красочнее, тем лучше развито сознание человека.

Формирование структуры сознания человека

Ее образуют 4 уровня знаний:

Структура сознания и самосознания

Самосознание - это наиболее высокий уровень ясности в структуре сознания. Благодаря самосознанию, вы способы осознать собственное «Я», влияете на общество, понимаете свою роль в нем. Оно помогает личности анализировать и оценивать личные знания, умения, поведение, поступки, мысли. Это главное условие самосовершенствования. Познавая себя во взаимоотношениях с другими, вы корректируете свое самосознание, потому как именно коллективизм является ее наивысшей формой.

Глава 18. Сознание.

18.1 Основные характеристики сознания

18.1.1 Структура сознания человека

Сознание человека - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Эти функции сознания можно схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (Рис. 18.1):

Помимо изложенной выше, можно рассмотреть и иные варианты структуры сознания человека. Например, в основу структуризации сознания можно положить масштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание); компоненты сознания (познание, переживание, отношение); типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства); его свойства (константность, целостность, активность) и т. д. Однако, с нашей точки зрения, рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (Рис. 18.2)

Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны на Рис.18.3.

С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий (Рис. 18.4). Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся - четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания - самосознание.


В государственном образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое понятие как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С точки зрения автора данного учебного пособия, эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии - науки, тяготеющей к опытному знанию.

Эти характеристики опираются на весьма теоретические работы В.А. Ганзена, которые он почему-то называл «эмпирическими характеристиками». В.А. Ганзен использует понятие «общенаучного пентобазиса», и из него выводит характеристики сознания. Пентобазисом называется конструкция из 5 элементов: энергия, информация, время и пространство, над которым возвышается некий «субстрат».

Энергия Информация

Субстрат

Время Пространство

В соответствии с этими ячейками Ганзен описывает психику, создавая свою конструкцию:

Воля Мышление

Сознание

Аффект Перцепция

Согласно взглядам А.В. Ганзена,