Главная · Болезни уха · Пионеры - Герои Великой Отечественной Войны (20 фото). Пионеры ссср

Пионеры - Герои Великой Отечественной Войны (20 фото). Пионеры ссср

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»

Секция: Культурное наследие

Тема: «Из жизни пионеров. Факты и события».

Научный руководитель: Юрченко Галина Ивановна,

учитель начальных классов, МОУ «Новосадовская СОШ»

Место выполнения работы: посёлок Новосадовый, МОУ «Новосадовская СОШ»

2016

Оглавление

1.Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Цель, задачи. Актуальность.

2. Основная часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-6

3.Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Приложение 1 Поиски информации

Приложение 2. Из архива Юрченко Г.И. Из жизни пионеров.

Приложение 3. Из архива Бредихиной М.В. Из жизни пионеров.

5.Список источников и использованной литературы. . . . . . . . . . . . . 10

Мы учимся в 3 классе. Все ученики начальных классов нашей школы являются членами детской организации «Спектр". Однажды на линейке, которая проходит каждую неделю, где мы обсуждаем школьную жизнь, старшая вожатая Бирюкова Елена Вячеславна дала нашему классу задание: собрать материал о ветеране пионерского движения Юрченко Г.И., нашего классного руководителя

Нас, юных исследователей заинтересовали вопросы: «Что обозначает слово «пионер»? Кто может стать пионером? Чем занимаются пионеры?

Мы решили спросить не только своего учителя, но и своих родителей. Были ли они пионерами, когда учились в школе? Какие интересные факты и события пионерской жизни они помнят?

Этот вопрос мы задали и родителям, и учителям, и работникам нашей школы (людям старшего поколения).

Так появилась наша исследовательская работа.

Тема нашего исследования - «Из жизни пионеров. Факты и события».

Цель исследования: познакомиться с некоторыми фактами и событиями из жизни бывших пионеров.

Задачи

Провести опрос о пионерах у родителей, учителей;

    изучить литературу и источники с информацией по теме;

    собрать интересные факты из жизни пионеров;

Сделать выводы по теме исследования.

Актуальность темы: пионерская организация - важный этап в истории нашего государства. Современное поколение должно знать историю своей страны.

Гипотеза: большинство наших близких и знакомых старшего поколения отзываются о своих пионерских годах с теплотой и полагают, что «организация, наподобие пионерской» была бы нужна и сейчас.

Обратившись к словарю Ожегова, мы узнали, что слово «пионер» - многозначное:

      1. Человек, который одним из первых пришёл и поселился в новой неисследованной стране, местности. (книжн.).

        Человек, который положил начало чему-нибудь новому в области науки, культуры;

3)Член детской организации в СССР и ряда детских организаций в некоторых других странах

Начались поиски литературы, документов, фотографий, атрибутов пионерской организации и пионеров. Поиски проводили в архиве нашего школьного музея, попросили родителей и классного руководителя принести свои фотографии тех лет. Мы опросили своих родителей, бабушек, дедушек, учителей и работников школы о событиях того времени, когда они были пионерами.

Наша учительница Галина Ивановна рассказала нам о том, что в се учащиеся , кто учился в школе в младших классах, назывались октябрятами, потом их принимали в пионеры, а старшеклассники становились комсомольцами. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина - массовая детская коммунистическая организация в СССР, образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии.

Ребята вступали в пионерскую организацию добровольно. О своем желании стать пионером каждый говорил старшему пионерскому вожатому. Октябрята на сборе октябрятской группы обсуждали, кто достоин стать пионером. Это очень важный и серьезный разговор о дружбе и товариществе, верности своему слову, учебе и дисциплине каждого. Все желающие вступить в пионерскую организацию приглашались на общий сбор пионерского отряда. Пионеры поднимали руку, голосуя за прием каждого вступающего. Он считается принятым, если за него проголосовало большинство пионеров. После этого на торжественных пионерских линейках перед Красным знаменем дружины каждый вступивший в пионерскую организацию произносил слова Торжественного обещания.

«Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза». Это особенные минуты были в жизни ребят. Коммунисты и комсомольцы, старшие пионеры повязывали красный галстук и прикалывали пионерский значок. Впервые на призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!»- нужно ответить: «Всегда готов!» - и поднять руку в пионерском салюте.

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 10 до 14 лет. Вступление в пионеры было радостным событием. Менялся статус ученика: он считал себя взрослым, ответственным за свои поступки и дела. Звание пионера ко многому обязыв ало. После вступления в пионеры в классе создавался пионерский отряд, ребята выбирали отряду имя пионера героя , н а которого хотели быть похожими.

Имя отряду, как рассказала нам Галина Ивановна, присваивалось не просто так, его нужно было заслужить, поэтому проводилась большая работа. Так, Матюхина Валентина Семеновна, ныне учитель русского языка и литературы нашей школы, а ранее старшая вожатая в нашей школе вспоминает: В начале учебного года в 3 классе, когда пионерскому отряду должны были присвоить имя героя, ребята собирали материал о его подвиге, начинали оформлять альбом. Валентина Семеновна рассказала, что у каждого отряда был свой девиз, речевка, в классной комнате оформлялся пионерский уголок.

Мы прочитали про пионеров – героев, именами которых были названы пионерские отряды и дружины. Это Валя Котик, Володя Дубинин, Марат Казей, Зоя Портнова, Леня Голиков, Витя Коробков.

Так же мы узнали от Чаплиной Людмилы Ивановны, которая тоже была старшей вожатой в нашей школе, а сейчас учитель русского языка и литературы, что коллективным органом пионерского самоуправления, который организовывал работу пионеров, был Совет Дружины. Выбирали в Совет инициативных ребят, которые сами умеют придумывать что-то интересное. Один умел привлечь всех спортом, другой- неизменный затейник интересных игр. В день рождения отряда пионерам торжественно вручаются отрядный флаг, горн и барабан. Отряд выбирает отрядную пионерскую песню и речевку. Он ведет пионерскую летопись-дневник отрядных дел.

Пионерский отряд действовал постоянно: в будни, в праздники, в дни каникул. Совет отряда или дружины, пионерский вожатый давали поручения пионерам, учитывая их интересы, желания и умения. Кем бы ни выбрал тебя отряд - председателем совета отряда, звеньевым, вожатым октябрят, редактором стенгазеты, кем бы ни назначил - командиром тимуровской команды, физоргом, экскурсоводом школьного музея, за выполнение своего поручения ты отвечаешь перед всем отрядом.

А вот, что нам рассказали наши родители и работники школы.

Гузнародова Зинаида Александровна(бабушка Косарева Степана)

«В школу ходили в пионерских галстуках всегда. Если был праздник, форма была парадная, с белым фартуком. Галстук аккуратно завязан под воротничком платья. Если забывали его дома, в школу было идти страшно – дисциплина у пионеров была строгая.

Людмила Васильевна Люлина, учитель начальных классов, а в школьные годы пионерка Новосадовской школы, вспоминала: Пионеры - тимуровцы помогали пенсионерам: носили дрова, уголь, пололи сорняки в огородах, поливали грядки - выполняли любую другую посильную работу. Это воспитывало в детях трудолюбие, желание помочь другому человеку.

Мама Телышевой Дарины рассказывал а также о то м, что хорошо успевающие ребята всегда помогали отстающим в учебе. «Ни одного отстающего рядом» - это закон, по которому жил пионерский отряд.

А вот что нам рассказала мама Бредихиной Владиславы.

Бредихина Марина Вячеславна (в девичестве Чалушкина) училась в Суджанской средней школе №2, Суджанского района Курской области и была пионеркой с 1981 года.

«Как повяжешь галстук, береги его.

Он ведь с нашим знаменем цвета одного.

А под этим знаменем в бой идут бойцы.

За отчизну бьются братья и отцы.

Этот наказ давали старшие товарищи, когда принимали нас в ряды пионерской организации школы и повязывали на шею красный галстук – символ пионерии того времени. В торжественной обстановке мы давали клятву пионеров. Сколько гордости было, когда у тебя на шее красовался алый галстук – частичка красного знамени, с которым шли в бой за Родину наши солдаты.

Быть пионером было очень почетно, ведь ими становились самые достойные ребята. Сразу хотелось жить по-новому, быть полезным и нужным человеком.

Пионер – значит первый везде и во всем!

Мы жили очень интересной, веселой жизнью, полной увлекательных идей. Наша пионерская дружина носила имя нашего земляка Василия Волкова, героя СССР, погибшего во время Великой Отечественной войны.

Пионерская дружина школы организовывала свою работу по пяти направлениям:

    Пионеры – Родине.

Ребята помогали колхозам и совхозам области собирать урожай лука, яблок и сахарной свеклы. В свободное время собирали макулатуру и металлолом, чтобы дать новую жизнь бумаге, машинам и станкам, одним словом, учились бережливо относиться к богатствам своей Родины.

    Пионеры – друзья прекрасного.

Ходили в походы, там учились беречь природу. Организовывали экскурсии в музеи, где изучали историю родного края и нашей великой Родины.

    Пионеры – сильные, смелые, ловкие.

Ребята с удовольствием участвовали в спортивных соревнованиях, между пионерскими отрядами своей школы и дружинами соседних школ города, проводили военные Зарницы.

    Пионеры – герои.

На этом этапе ребята изучали биографию юных пионеров, которые во времена Великой Отечественной войны совершали подвиги в борьбе за свободу нашей Родины. Мы очень хотели быть похожими на этих юных пионеров – героев, ведь они были наши ровесники.

    Пионеры – патриоты интернационалисты.

В нашей школе проводилась огромная работа по патриотическому воспитанию детей. Силами педагогов и старшеклассников был организован клуб «Патриот», где ребята вели поисковую работу по погибшим воинам, организовывали встречи ветеранов ВОВ участников Курской битвы (180 танковой бригады и 111 Краснознаменного полка, освобождавших наш город Суджа от немецко-фашистских захватчиков). Мечта каждого пионера нашей школы быть членом клуба «Патриот» и огромная честь хотя бы один раз провести экскурсию по школьному музею боевой славы.

А еще каждое лето мы ездили в пионерский лагерь; где мы учились дружить, где каждый мог раскрыть свой талант и где другие ребята и пионерские вожатые помогали каждому из нас поверить в себя»

Директор нашей школы Чаплина Тамара Алексеевна, а раньше ученица этой школы, рассказала, что самые лучшие пионеры награждались путевками в пионерские лагеря Всесоюзного значения – в «Артек» и «Орленок». За отличную учебу и активную работу в пионерской организации школы Тамара Алексеевна побывала в «Артеке», где отдыхали ребята со всего мира.

Заключение:

Мы считаем, что каждый человек должен знать историю своей страны. А детское пионерское движение – это одна из страниц истории России в ХХ веке.

Нам было очень интересно узнать, как жили, чем занимались наши ровесники в прошлом веке. Мы узнали, кто такие пионеры, почему их так называли, кого и когда принимали в пионеры, познакомились с законами пионеров. При написании работы познакомились с интересными людьми своего поселка. Так же мы узнали, что пионерское движение в СССР было организовано по заказу государства, государство стремилось воспитывать своих граждан с раннего детства. И пионеры в годы ВОВ показали, как они любят свою Родину, как они преданы ей.

Законы пионеров нам тоже понравились и мы считаем, что некоторые из них мы тоже можем выполнять. Вот, например: «Быть преданным своей Родине», «Стремиться быть лучшим в учёбе, труде и спорте», «Быть честным и верным товарищем», «Быть товарищем и вожатым младших школьников».

Мы провели опрос учителей нашей школы. На вопрос:- Нравилась вам пионерская организация? - все отвечали:- Да. Было очень интересно, потому что много интересных дел проводилось, это и сбор металлолома, макулатуры, шефская помощь октябрятам, тимуровское движение, походы, поездки в пионерские лагеря. И кого из взрослых не спроси, все с грустью говорили, что современные дети не могут знать, что такое быть пионером.

А мы узнали, что пионером быть очень почетно и интересно.

Приложение 1

Приложение 2 Из архива Юрченко Г.И. Из жизни пионеров.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Всесоюзная_пионерская_организация_имени_В._И._Ленина

Информанты:

    Юрченко Галина Ивановна – учитель МОУ « Новосадовская СОШ»

    Люлина Людмила Васильевна- учитель МОУ « Новосадовская СОШ»

    Матюхина Валентина Семеновна- учитель МОУ « Новосадовская СОШ»

    Чаплина Людмила Ивановна- учитель МОУ « Новосадовская СОШ»

    Чаплина Тамара Алексеевна-директор МОУ « Новосадовская СОШ»

    Телышева Марина Вячеславна - родитель

    Бредихина Марина Вячеславна – родитель

    Гузнародова Зинаида Александровна-родитель

Вы знаете значение слова «пионер»? Как оно появилось? Кого так называют? На эти и иные вопросы мы ответим в статье. Пионерами называют первопроходцев, зачинателей. А ещё так именовали воинскую должность или рядового в инженерных войсках ВС Российской империи в XVIII-XIX веках и некоторых современных странах (к примеру, ФРГ).

Произнося слово «пионер», человек может иметь в виду либо сапёра ВС германских государств, либо солдата, занимающегося возведением земляных укреплений, постановкой мостов, копанием рвов, уравнением дорог и так далее. А ещё так называют участников пионерского движения - коммунистических детских формирований в СССР и иных социалистических государствах, созданных по стандартам скаутской деятельности.

Значение

По Ефремовой, пионер - это тот, кто впервые пробрался в новую, неизученную местность либо страну и начал её осваивать. Так называют того, кто заложил основы чего-либо нового в области культуры, науки или иной сфере деятельности. Ефремова также считает, что пионерами являются как члены коммунистического детского формирования, так и солдаты сапёрных частей инженерных войск. Ожегов и Ушаков представляют такие же значения этого слова. А в словаре Даля указано, что ранее существовали также и конные пионеры.

Происхождение

Так что значит «пионер»? Это слово русскоязычное население позаимствовало из французского языка в начале XVIII века и стало его употреблять в значении «воин-пехотинец». С течением времени это толкование ушло в историю, а словом «пионер» начали называть первооткрывателей - людей, прокладывающих новые пути.

Когда завершилась Октябрьская революция 1917 года, в России начали создаваться пионерские детские отряды, участники которых желали быть первыми во всём. Они своей общественной деятельностью хотели проложить «путь в лучезарное завтра».

Первые отряды

Пионеры… Кто они? Именинами Всероссийской пионерии считается 19 мая 1922 года. Именно в этот день на 2-м Всероссийском съезде комсомола было решено создать пионерские отряды по всей стране. Знаменитая организация с 1924 года носит имя В. И. Ленина. В 1925 году в государстве начала издаваться газета «Пионерская правда», которую часто ласково называли «Пионерка».

Первые отряды красногалстучников действовали при комсомольских формированиях на фабриках и заводах, в учреждениях, участвовали в субботниках, помогали ликвидировать неграмотность, бороться с детской беспризорностью. Начиная с 1920-х гг. эти организации начали создаваться в учебных заведениях. В каждой школе была пионерская дружина, а в классе - отряд. Стать пионером мог практически каждый ребёнок 9-10 лет. На церемонии посвящения дети давали клятву, обязывались «жить, бороться и учиться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия».

Пионер - это символ советской эпохи. Он носил красный галстук (как знак революционного значок с девизом «Всегда готов!» и изображениями пламени костра, профиля Ленина и пятиконечной звезды. Большое место в деятельности красногалстучной детворы занимала оборонно-военная работа: основывались кружки санитаров, юных стрелков, связистов, проводились спортивно-армейские игры.

Движение

Вам известно, что пионер - это пример для всех? В годы ВОВ в Советском Союзе появилось тимуровское массовое движение, наименованное так по имени героя повести «Тимур и его команда», которую написал А. П. Гайдар. Пионеры так же, как и персонажи произведения, помогали инвалидам, семьям фронтовиков, старикам. В послевоенное время тимуровцы шефствовали над старыми большевиками, собирали зимой макулатуру и металлолом, летом - целебные травы, помогали ветеранам войны, трудились на сборе урожая.

В стране имелась система Дворцов (домов) пионеров с различного вида кружками (техническими, спортивными, художественными) и пионерских лагерей, где дети летом отдыхали. Обязательными атрибутами жизни последних заведений являлись костры и песни, вечерняя и утренняя линейки (построение всех отрядов), подъём и спускание флага, сборы красногалстучников (собрания, посвящённые разным патриотическим темам). Самыми лучшими считались пионерские лагеря «Орлёнок» и «Артек», которые располагались на берегу Чёрного моря. Пионерский возраст завершался в 14 лет, и многие дети вступали в комсомол.

Исчезновение

Итак, мы уже выяснили, что пионер - это надёжный товарищ. К сожалению, после развала СССР удивительная организация почти завершила свою работу. В нынешней России есть пионерские отряды, но они малочисленны и среди детей не особо популярны. В 1990-х гг. некоторые общественные формирования пытались заменить исчезнувшее движение организацией скаутов, которые действовали в дореволюционной России, но это также не принесло никаких результатов.

Публицистика

Сегодня многие спрашивают, что такое пионер. Определение этого слова забыто многими. Тем не менее о красногалстучниках СССР было написано много песен и книг, сняты фильмы, большая часть из которых художественной ценности не имеет. Необходимо отметить, что зрителям очень понравилась комедия о пионерском лагере «Добро пожаловать, или Чужим вход воспрещён!».

В нынешней речи, особенно пожилых людей, иногда можно услышать фразу «как пионер (пионерка)», то есть «выполнять что-нибудь дисциплинированно, послушно». А выражение «Всегда готов!» означает согласие и готовность делать что-либо. В советской журналистике красногалстучников именовали юными ленинцами (приверженцами В. И. Ленина).

Галстук

Через детское формирование выковывались новые кадры для советской страны. Некоторым ребятам родители запрещали становиться пионерами, но те всё равно вступали в организацию. Им приходилось прятать от мам и пап галстуки. В СССР практически все дети были пионерами. Сперва малыш поступал в школу, и его принимали в октябрята, после чего он с гордостью на груди носил звёздочку с портретом курчавого светловолосого мальчика.

Когда ребёнку исполнялось 9 лет, его кандидатуру утверждали на сборе отряда, а затем посвящали в пионеры. И, наконец, в конце учёбы, как «завершающий этап становления личности школьника», ему вручался

Каждый пионер был обязан носить пионерский галстук. Он мог быть изготовлен из любой ткани, но обязательно должен был быть красным. Школьники умели его завязывать особым узлом. Если ребёнок приходил в школу с помятым, наспех повязанным галстуком либо вообще без него, это считалось позором. Пионер всегда должен был быть аккуратным, опрятным и с честью носить символику своей организации.

Что обозначают три конца галстука? Они указывают на нерушимую сплочённость трёх поколений: коммунистов, пионеров и комсомольцев. В некоторых странах движение в красных косынках существует без особых изменений (Молдавия, Венесуэла, КНДР, КНР, Куба, Вьетнам).

Герои

Советских пионеров, совершивших подвиги в годы образования Советской власти, ВОВ, называют героями.

Их образы активно использовались в СССР как примеры высокой нравственности и морали. В 1954 году был создан официальный перечень героев-пионеров, и была составлена Книга почёта Всесоюзной пионерии имени В. И. Ленина, к которой были присоединены Книги почёта местных формирований красногалстучников.

Военное время

Чем знамениты пионеры-герои Великой Отечественной войны? Уже в первые дни сражений за Брестскую крепость отличился 14-летний Клыпа Петя - воспитанник музыкального взвода. Многие пионеры боролись с фашистами в партизанских отрядах, где были разведчиками и диверсантами, а также проводили подпольную деятельность.

Из молодых партизан весьма известны Дубинин Володя, Казей Марат, Голиков Лёня, Жора Антоненко, Котик Валя. Все они ушли из жизни в боях, кроме Дубинина Володи, взорвавшегося на мине. Каждому из них, кроме великовозрастного Голикова Лёни, к моменту смерти было по 13-14 лет.

Очень часто школьники воевали в составе армейских частей (так называемые «дочери и сыновья полков» - известна повесть Катаева Валентина «Сын полка»).

Пионеры Великой Отечественной войны проявляли свои лучшие качества в боях. Так, 15-летний Чекмак Вилор ценой собственной жизни спас партизанский отряд Севастополя. У мальчика было больное сердце, он был юн, но в 1941 году, в августе, ушёл в лес с партизанами. Он был в дозоре 10 ноября, поэтому первым увидел приближающийся карательный отряд. Вилор ракетницей предупредил партизан об угрозе и один принял бой с фашистами. Когда у него закончились патроны, он дождался, когда враги подойдут к нему поближе, и подорвал себя вместе с гитлеровцами гранатой. Вилор был похоронен на кладбище ветеранов ВОВ в деревне Дергачи, под Севастополем.

Чем ещё занимались великие пионеры? Они на военных кораблях служили юнгами, в советском тылу работали на заводах, заменяя взрослых, ушедших на фронт, принимали участие в гражданской обороне.

На станции Оболь (Витебская область) была создана комсомольская подпольная организация «Юные мстители». В ней действовала пионерка Портнова Зина, вступившая в ряды ВЛКСМ в подполье, казнённая фашистами и удостоенная звания Героя Советского Союза посмертно.

За боевые заслуги были награждены десятки тысяч юных бойцов:

  • Ордена Красного Знамени были удостоены - Юлий Кантемиров, Дубинин Володя, Макарихин Андрей, Костя Кравчук, ;
  • Ордена Ленина - Витя Коробков, Шумов Толя, Казначеев Володя, Лёня Голиков, ;
  • Ордена Красной Звезды - Саморуха Володя, Ефремов Шура, Андрианов Ваня, Анкинович Лёня, Коваленко Витя, Каманин Аркадий (дважды);
  • Ордена Отечественной войны 1-й степени - Волков Валерий, Клыпа Петя, Ковалёв Саша.

Сотням пионеров была вручена медаль «Партизану ВОВ», свыше 15 000 - медаль «За защиту Ленинграда», свыше 20 000 медаль «За оборону Москвы».

Звания Героя Советского Союза были удостоены пятеро пионеров: Голиков Лёня, Котик Валя, Казей Марат, Портнова Зина, Чекалин Александр. Многие юные участники боевых действий погибли на бранном поле или были казнены немцами. Множество имен детей было занесено в «Книгу почёта Всесоюзной пионерии им В. И. Ленина» и возведено в ранг «пионеров-героев».

11 февраля 1930 года родился Валя Котик – самый молодой Герой Советского союза, юный партизан-разведчик. Наряду с ним на войне подвиги совершало немало детей. Мы решили вспомнить еще нескольких пионеров-героев Второй мировой войны

Валя Котик

1. Валя Котик родился в крестьянской семье в селе Хмелёвка Шепетовского района в Каменец-Подольской области Украины. Эта территория была оккупирована немецкими войсками. Когда началась война, Валя только перешел в шестой класс. Однако подвигов совершил немало. Вначале он вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Потом подростку доверили более значимую работу. На счету мальчика работа связным в подпольной организации, несколько боев, в которых он был дважды ранен, разрыв телефонного кабеля, по которому осуществлялась связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве. Кроме того, Валя подорвал шесть железнодорожных эшелонов и склад, а в октябре 1943 года, находясь в дозоре, бросил гранаты во вражеский танк, убил немецкого офицера и вовремя предупредил отряд о нападении, тем самым спас жизни солдат. Мальчик был смертельно ранен в бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года. Спустя 14 лет ему присвоили звание Героя Советского Союза. Кроме того, он удостоен Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени и медали «Партизану Отечественной войны» II степени.

Петр Клыпа

2. Когда началась война, Пете Клыпе шел пятнадцатый год. 21 июня 1941 года Петя вместе с другом Колей Новиковым, мальчиком старше его на год или полтора, который тоже был воспитанником в музвзводе, смотрели кино в Брестской крепости. Там было особенно людно. Вечером Петя решил не возвращаться домой, а переночевать в казармах вместе с Колей, а наутро мальчики собирались отправиться на рыбалку. Они еще не знали, что проснутся среди грохочущих взрывов, видя вокруг себя кровь и смерть… Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Он сильно ударился и потерял сознание. Придя в себя, мальчик тут же схватился за винтовку. Он справился с волнением и во всем помогал старшим товарищам. В следующие дни обороны Петя ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых. Все время рискуя жизнью, Петя выполнял трудные и опасные задания, участвовал в боях и в то же время был всегда весел, бодр, постоянно напевал какую-то песенку, и один вид этого удалого, неунывающего мальчика поднимал дух бойцов, прибавлял им силы. Что уж говорить: сызмала он выбрал для себя военное призвание, глядя на старшего брата-лейтенанта, и хотел стать командиром Красной Армии (из книги С.С. Смирнова «Брестская крепость» - 1965 г.) К 1941 году Петя уже несколько лет служил в армии как воспитанник полка и за это время стал заправским военным.
Когда положение в крепости стало безнадежным, детей и женщин решили отправить в плен, чтобы попытаться спасти. Когда об этом сказали Пете, мальчик был возмущен. «Разве я не красноармеец?», - с негодованием спросил он командира. Позже Пете с товарищами удалось переплыть реку и прорваться сквозь кольцо немцев. Его взяли в плен, и даже там Петя смог отличиться. Ребят пристроили к большой колонне военнопленных, которую под сильным конвоем вели за Буг. Их снимала группа немецких операторов - для военной хроники. Вдруг весь черный от пыли и пороховой копоти, полураздетый и окровавленный мальчик, шедший в первом ряду колонны, поднял кулак и погрозил прямо в объектив кинокамеры. Надо сказать, что этот поступок не на шутку взбесил немцев. Парнишку едва не убили. Но он остался жив и прожил еще долго.
Это не укладывается в голове, но юного героя посадили за то, что он не донес на товарища, совершившего преступление. Из положенных 25 лет на Колыме он провел семь.

Вилор Чекмак

3. Боец партизанского сопротивления Вилор Чекмак к началу войны только закончил 8 классов. У мальчика было врожденное заболевание сердца, несмотря на это, он пошел на войну. 15-летний подросток ценой своей жизни спас Севастопольский партизанский отряд. 10 ноября 1941 года он был в дозоре. Парень заметил приближение врага. Предупредив отряд об опасности, он один принял бой. Вилор отстреливался, а когда кончились патроны, подпустил врагов к себе и подорвал себя вместе с фашистами гранатой. Его похоронили на кладбище ветеранов ВОВ в поселке Дергачи под Севастополем. После войны день рождения Вилора стал Днём юных защитников Севастополя.

Аркадий Каманин

4. Аркадий Каманин был самым молодым лётчиком Второй мировой войны. Он начал летать, когда ему было всего 14 лет. Это совсем не удивительно, учитывая, что перед глазами у мальчика был пример отца - известного летчика и военачальника Н. П. Каманина. Аркадий родился на Дальнем Востоке, а воевал впоследствии на нескольких фронтах: Калининском - с марта 1943 г.; 1-ом Украинском - с июня 1943 г; 2-ом Украинском - с сентября 1944 г. Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам. Первую награду подростку вручили в 15 лет - это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота, разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2. Позднее его наградили также орденом Красного Знамени. Мальчик умер в 18 лет от менингита. За свою, пусть и короткую, жизнь он совершил более 650 вылетов и налетал 283 часа.

Леня Голиков

5. Еще один юный Герой Советского союза - Леня Голиков - родился в Новгородской области. Когда пришла война, он окончил семь классов. Леонид был разведчиком 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады. Он участвовал в 27 боевых операциях. На счету Лени Голикова 78 убитых немцев, он разрушил 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Кроме того, он был сопровождающим обоза с продовольствием, который везли в блокадный Ленинград.
Особенно известен подвиг Лени Голикова в августе 1942 года. 13 числа он возвращался из разведки от шоссе «Луга-Псков», неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района. Мальчик бросил гранату и подорвал машину с немецким генерал-майором инженерных войск Рихардом фон Виртцем. Погиб юный Герой в бою 24 января 1943 года.

Володя Дубинин

6. Володя Дубинин погиб в 15 лет. Пионер-герой был членом партизанского отряда в Керчи. Вместе с еще двумя ребятами он носил боеприпасы, воду, питание партизанам, ходил в разведку.
В 1942 году мальчик вызвался помочь взрослым товарищам - саперам. Они разминировали подходы к каменоломням. Произошел взрыв - подорвалась мина, а вместе с ней один из саперов и Володя Дубинин. Мальчика похоронили в ратской могиле партизан. Его посмертно наградили орденом Красного Знамени.
В честь Володи назвали город, улицы в нескольких населенных пунктах, сняли фильм и написали две книги.

Марат с сестрой Ариадной

7. Марат Казей был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд. Маму, Анну Казей, в Минске немцы повесили за то, что она прятала у себя раненых партизан и лечила их.
Сестру Марата, Ариадну, пришлось эвакуировать - девочка отморозила обе ноги, когда партизанский отряд выходил из окружения, и их пришлось ампутировать. Однако мальчик отказался от эвакуации и остался в строю. За смелость и отвагу в боях его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Юный партизан погиб, подорвавшись на гранате. Мальчик сам подорвал себя, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.


Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр.

В советском союзе День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина или, говоря проще - День пионерии, - официально отмечался 19 мая. Именно в этот день в 1922 году 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Социальная иерархия: октябрёнок - пионер - комсомолец, была направлена на создание у советских детей и подростков внутреннего идеологического стержня, стремления расти и совершенствоваться. Пионерская организация учила детей жизни в социалистическом обществе, способам сосуществования со сверстниками. Сейчас многие граждане видят в таком подходе в воспитании молодежи недостатки, мол, идеологическое замутнение мозгов, которое делало из людей марионеток. Даже если так, то в то время уровень наркомании и преступности среди молодежи был сверхнизким, по сравнению с нашим временем. После распада СССР, День Пионерии перестал быть официальным праздником. Сегодня День Пионерии неофициально отмечается некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере организации детского досуга. Да и всегда найдутся люди, которые с удовольствием вспоминают юные пионерские годы.

Кто из советских пионеров, не помнит волнения, с которым готовился вступить в ряды массовой общественно-политической организации? Как под звуки горнов и барабанов повязывали алые галстуки? Как впервые в своей жизни мы торжественно клялись на верность делу Ленина и Коммунистической партии? Советская страна ничего не жалела для юных. Были построены прекрасные Дворцы пионеров и детские лагеря. Сама же деятельность детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах имела такие серьезные масштабы, что даже превосходила по значимости свой «буржуйский» прообраз и аналог - скаутское движение. Пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическое воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. При этом следует отметить, что, по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нём падала (что хорошо прослеживается на эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного лагеря к типу санаторного комплекса). Среди частных отличий можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

«Будь готов!»

«Всегда готов!»

Пионерская клятва
Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.»
«Будь готов!»
«Всегда готов!» Примечание. До 1986 г. было: «…горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

Редакция 1922 года
Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться.

Редакция 1923 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что

1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
2) Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров.

Редакция 1924 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира. Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича, законы и обычаи юных пионеров.

Редакция 1928 года
Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что: 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича - Законы ЮП Законы юных пионеров - свод основных правил жизни и деятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В образной и доступной пониманию детей форме изложены цели и задачи детской коммунистической организации, основные принципы коммунистической нравственности, морально-этические нормы поведения юных пионеров.

Впервые Законы юных пионеров, разработанные комиссией ЦК РКСМ при участии Н. К. Крупской, были утверждены 5-м съездом РКСМ в октябре 1922 года. В Законах юных пионеров был выделен как один из основных закон - «Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящимся».

Происшедшие за годы социалистического строительства изменения условий деятельности пионерской организации, углубление содержания и совершенствование форм и методов ее работы нашли отражение в новом тексте Законов юных пионеров, утвержденном в 1957 8-м пленумом ЦК ВЛКСМ.


Законы пионеров Советского Союза

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер дисциплинирован.
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер честен и правдив. Его слово - как гранит.

Обычаи пионеров.

Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька.
Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками.
Пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы - друзья желудка.
Пионеры точны и аккуратны.
Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь.
Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер.
Пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов.
Пионеры охраняют полезных животных.
Пионеры помнят всегда свои обычаи и законы.

Пионерский гимн

Музыка: С. Дёшкин Слова: А. Жаров


Мы, пионеры, дети рабочих.

Припев (после каждого куплета):
Близится время /авт:эра/
Светлых годов,
Клич пионера -
"Всегда будь готов!"

Радостным шагом, с песней весёлой,
Мы выступаем за комсомолом.

Мы поднимаем красное /авт:алое/ знамя,
Дети рабочих, смело за нами!

Грянем мы дружно песнь удалую
За пионеров семью мировую

Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы, пионеры, дети рабочих.

1922
Сигналы и марши Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина (Части 1, 2)

Жанр: сигналы и марши
Год выпуска диска: 1983
Производитель диска: СССР
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 00:16:11

I Сигналы

1. Вступление - 00:00:35
2. Внимание! Слушайте все! - 00:00:37
3. Подъём! - 00:00:28
4. На обед - 00:00:23
5. На занятия - 00:00:27
6. Сбор пионерских вожатых - 00:00:14
7. Ко сну - 00:00:47


II Дружинная линейка

8. Сигнал "Сбор" - 00:00:40
9. Марш "Торжественный вынос знамени" - 00:00:23
10. Подъём и спуск Государственного флага СССР - 00:00:29
11. Взвейтесь кострами, синие ночи!
12. Торжественное открытие - 00:00:21
13. Минута молчания - 00:00:51


III Марши для сопровождения
пионерского строя

14. Торжестванное приветствие - 00:00:36
15. Пионерский туш - 00:00:17
16. Пионерский марш - 00:00:53
17. Встречный марш - 00:00:28
18. Звонкий марш - 00:00:32
19. Марш по караулам - 00:00:22
20. Пионерский марш - 00:00:43


IV Сигналы пионерской
военно-спортивной игры "Зарница"

21. Сигнал "Заря" - 00:01:04
22. Сигнал "Тревога" - 00:00:30
23. Сигнал "Воздушная тревога" - 00:00:13
24. Сигнал "Отбой тревоги" - 00:00:21


Символика пионерской организации

Положение о символах, атрибутах и ритуалах Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина предусматривает использование в воспитательной работе государственной символики, установленной Конституцией СССР. Пионерская организация воспитывает у детей и подростков глубокое уважение к Гербу, Флагу, Гимну СССР, а также к Гербу, Флагу, Гимну союзной республики. Эти государственные символы олицетворяют героическую историю, мощь и величие социалистической Отчизны.

Воспитательное назначение символики пионерской организации, важность использования в ее работе государственных символов заключается прежде всего в том, чтобы в конкретной яркой, образной, эмоциональной и доступной пониманию детей форме разъяснить им:

Идею революционной преемственности поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров, верности юного поколения революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, готовности к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза;
общественно-политический смысл деятельности коммунистической организации детей и подростков;
значение пионерской организации как смены и резерва Ленинского комсомола;
необходимость укрепления единства членов пионерской организации.

Символику пионерской организации отличали следующие идейно-политические ориентации:

Глубокое идейно-политическое содержание каждого символа, неразрывная связь с коммунистическими идеями;
конкретность и точность выражения идейно-политического содержания определенных коммунистических идей;
яркость и эмоциональная привлекательность внешней формы символа;
простота и доступность раскрытия сложных для детей политических понятий.

Красное знамя и красный флаг. Коммунистическая партия и комсомол доверили пионерским организациям и дружинам право иметь Красное знамя, отряду - красный пионерский флаг. Это были символы верности юного поколения делу Октябрьской революции, делу Коммунистической партии, символ верности Родине, чести и сплоченности пионеров.

На Красном знамени Всесоюзной пионерской организации два ордена Ленина и Памятная лента ЦК ВЛКСМ. Первым орденом Ленина Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина была награждена 17 мая 1962 г. в связи со своим 40-летием за большую работу по коммунистическому воспитанию детей. Памятная лента ЦК ВЛКСМ вручена пионерской организации 30 июня 1970 г. на XVII Всесоюзном слете пионеров в Ленинграде за успешную работу по подготовке к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Вторым орденом Ленина пионерская организация награждена 18 мая 1972 г. в связи со своим 50-летием и за большую работу по воспитанию детей в духе ленинских заветов.

Красное знамя торжественно вручалось представителями Ленинского комсомола пионерским организациям союзных и автономных республик, национальных округов, краевым и областным, городским и районным организациям, дружине школы, временной дружине пионерского лагеря.

Образцы Красных знамен пионерских организаций и дружин устанавливал Центральный Комитет ВЛКСМ. На этих знаменах был изображен пионерский значок и начертаны слова девиза пионеров: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» На ленте, прикрепленной к древку знамени, - название организации или дружины. К древку знамени дружины прикреплялись также памятные ленты за успехи во всесоюзных и республиканских пионерских делах. Бережное отношение к Красному знамени было священным долгом каждого вожатого и пионера.

Красный флаг вручался представителем комсомольской организации вновь созданному пионерскому отраду на торжественной линейке. Образец красного флага отряда также утверждался ЦК ВЛСКМ. На лицевой стороне флага был изображен пионерский значок. К древку флага прикреплялись лента с вышитым шелком почетным именем отряда, памятные ленты - награда за успехи в пионерских делах, например. Почетная лента Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина отряду - «правофланговому» Всесоюзного марша пионерских отрядов.

Красный галстук и значок пионера.

Красный галстук носил каждый пионер. Это был символ верности делу Великого Октября, символ нерушимого единства трех поколений: коммунистов - комсомольцев - пионеров. Галстук пионера - частица революционного Красного знамени. Беречь честь своего пионерского галстука - значит свято хранить честь Красного знамени. Значок - символ принадлежности пионера к единой массовой коммунистической организации детей и подростков Советского Союза. «Такой значок, - писала Н.К. Крупская в брошюре «РКСМ и бойскаутизм», - укрепляет связь между организацией и ее членами и усиливает ответственность члена за свои поступки».

Пионерский значок.
Пионерский значок представляет собой изображение пятиконечной красной звезды (символ единства, трудящихся пяти континентов) с профилем В.И. Ленина в центре звезды (знак принадлежности ко Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и верности пионера ленинским заветам), выше верхних лучей звезды пионерский костер с тремя языками пламени (символ единства поколений коммунистов - комсомольцев - пионеров), нижние лучи звезды перевиты лентой со словами «Всегда готов!» (символ готовности пионера к борьбе за дело Коммунистической партии).

Пионерский салют. Салют пионера означает, что для него интересы общества, своей коммунистической организации, дружины и отряда выше личных. Пионер отдавал салют, поднимая согнутую под углом правую руку с плотно сжатыми пальцами над головой:

Https://img-fotki.yandex.ru/get/62701/108533029.23/0_211944_e1f9d85f_orig.jpg при вручении ему красного галстука;
при исполнении Гимна Коммунистической партии «Интернационала», Гимна Союза Советских Социалистических Республик, гимнов союзных республик, подъеме Государственного флага СССР и флагов союзных республик;
у Мавзолея и памятников В.И. Ленину, мемориалов революционной, боевой и трудовой славы советского народа, отвечая «Всегда готов!» на слова пионерского девиза;
при вручении знаков различия членам советов дружин и отрядов, награждении во время торжественного церемониала;
пионер также салютует Красному знамени - флагу отряда, приветствует салютом вожатых, пионерский и воинский строй.

Почетное имя. Присвоение пионерской организации, дружине, отряду имени выдающегося деятеля Коммунистической партии и революционного движения, героя нашей Родины являлся символом верности славным традициям борьбы за коммунизм. Образцы героической жизни и борьбы, «славный труд советских людей, подвиг героев выступают как высокий нравственный идеал пионеров», которому они должны были подражать. Уже Н.К. Крупская отмечала в своих трудах значительную воспитательную силу связи идеалов и практического поведения подростков и детей. Самым высоким идейно-нравственным идеалом для пионеров предлагалась жизнь и деятельность В. И. Ленина.

Символика неразрывно связана с атрибутами пионерской организации. Атрибуты - определенные предметы и знаки, которые в яркой и выразительной форме выражают идеи, символы и традиции пионерского движения, подчеркивают сплоченность, единство и организованность пионерских коллективов, создают эмоционально-привлекательное оформление детской коммунистической организации.

Некоторые основные символы пионерской организации одновременно являлись и ее атрибутами (красные знамена пионерских организаций и дружин, красные флаги отрядов, галстук и значок пионера).

Атрибуты, имея символический смысл, отражали революционную романтику пионерской жизни, пафос героической борьбы народа за великое дело Коммунистической партии. Поэтому, например, и горн, и барабан неправомерно рассматривать только с точки зрения их утилитарно-практического назначения подавать сигналы. Горн и барабан стали спутниками отряда как символы боевой трубы красноармейских полков огненных лет гражданской войны и походных барабанов юных Гаврошей Парижской коммуны.

Атрибутами пионерской организации были форма вожатых и пионеров, знаки различия выборного пионерского актива, награды вожатых и пионеров, памятные эмблемы, знаки и наградные значки пионерских слетов, фестивалей, конкурсов, соревнований, всесоюзных и республиканских игр.

Таким образом, цели и задачи пионерской организации определялись на основе партийных директив и формулировались в Уставе ВЛКСМ и Положении о Всесоюзной пионерской организации им. В.И Ленина, документах Ленинского комсомола.

Общей и единой целью школы, комсомола и пионерской организации являлись задачи всестороннего развития коммунистической личности. Целью работы каждой дружины являлась подготовка достойной смены Ленинского комсомола.

Символика и атрибуты придавали революционно-романтический настрой жизни и работе пионеров, помогали организационно и идейно укрепить коллектив членов коммунистической организации детей и подростков, внести эмоционально-торжественную приподнятость в пионерские дела, создать эстетику жизни коллектива. Они выражали социально-политические идеи общественной жизни, пафос борьбы за построение социализма и коммунизма.

Пионер - значит первый.
Пионерская организация основана 19 мая 1922 года решением Всероссийской конференции комсомола для организации детей в возрасте от 9 до 14 лет. На V съезде комсомола принимаются Законы и обычаи юных пионеров, Торжественное обещание, Положение о пионерской организации. Пионерскую организацию можно назвать школой политической активности. Пионеры помогали взрослым строить новую, справедливую и счастливую жизнь.

Через пионерскую организацию прошло не одно поколение ребят. Умение дружить и помогать друг другу, умение трудиться и выполнять свой долг перед коллективом, умение любить Родину – все эти качества советские люди впитали в себя с пионерской организации.

«Страна пионерия» - какая она была в нашей республике, каким делам отдавали свои горячие сердца, ум и все свои силы пионеры разных лет и поколений.

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.

Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.

Пионер – товарищ и вожак октябрят.

Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской

организации имени Владимира Ильича Ленина,

перед лицом своих товарищей торжественно обещаю:

горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться,

как завещал великий Ленин,

как учит коммунистическая партия,

всегда выполнять Законы пионеров Советского союза.

Декретом советской власти от 29 октября 1917 года был запрещен наемный труд детей. Для подростков с 14-летнего возраста установлен 6-часовой рабочий день. Запрещены ночная и сверхурочная работы. Перед ними открылись двери всех учебных заведений.

Летом 1918 года враги молодой Советской республики начали гражданскую войну.

В Ижевске и Воткинске родились детские коммунистические организации – «Дом юного пролетария» (ДЮП).

Когда старшие товарищи объединились Коммунистический Союз Молодежи, то тяга к нему любознательных, энергичных, безрассудно смелых ребят оказалась беспредельной. Но преградой к вступлению в РКСМ для 10-12-летних юнцов был его Устав. На помощь пришел его старший брат – комсомол. Ижевцы выделили для детей одну из комнат, а главное - направили к ребятам душевного, инициативного и веселого вожака – комсомольца Кирьякова. Скоро прозвучали слова клятвы юных пролетариев: «Бороться за советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, быть надежными и верными помощниками комсомольцев и большевиков, быть всегда храбрыми и правдивыми».

Чем занимались юные пионеры? – помогали взрослым строить новую жизнь.

Дети жадно слушали рассказы о Ленине, Красной Арми, комсомоле, ходили в походы, участвовали в субботниках, военных играх, проводимых комсомолом.

4 ноября 1920 года декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР было провозглашено образование Удмуртской автономной области. Гражданская война закончилась, но трудности послевоенной разрухи умножило неурожайное лето, наступил 1921-й голодный год.

Партия призывала народ к борьбе с разрухой и голодом, к отеческой заботе о детях. Вятский губком комсомола обратился с воззванием: «Молодежь, ты слышишь? В твоей помощи, в твоей поддержке нуждаются маленькие дети-сироты, отцы и матери которых пали жертвой на фронтах гражданской войны или закопаны в землю живыми, сожжены баржах, расстреляны или повешены белогвардейцами на телеграфных столбах. Сейчас это дети Республики. Им нужен хлеб, им нужен кров. Им нужны свет и тепло. Им нужны ласка, привет. Эти дети – будущие строители новой жизни, творцы будущей Коммуны. Но их нужно воспитать, вспоить, вскормить». (Пионерская летопись. Киров, 1972, с. 20.)

Тысячи малолеток заполнили биржи труда. Для сирот открыли 137 детдомов. На заводы Ижевска приняли 1181 подростка. Для них была открыта специальная столовая. Благодаря усилиям ижевских комсомольцев, 150 ребят стали первыми учениками школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

17 мая 1923 года, дата принятия решения президиума облисполкома о признании организации отрядов юных пионеров необходимой и заслуживающей всякого поощрения.

Дата принятия решения, стала днем рождения Удмуртской областной пионерской организации.

Памятное событие свершилось в живописном уголке у Важнина ключа, под Ижевском. Здесь все было первым – и пионерский лагерь в шалашах, где уже 45 пионеров жили весь июль, и линейка, выстроенная вокруг пионерского костра, и впервые прозвучавшие слова торжественного обещания перед лицом старших товарищей – коммунистов, комсомольцев, рабочих завода.

Пионер! Борись с беспризорностью! Призывы, концерты, демонстрации, массовые праздники, вечера, походы на привалах играли в разведчиков, любили состязаться на лучшего бегуна, повара, доктора.

Паролем тех лет было учение! Учились сами и учили других. Уставал один, ему на смену за букварь с бабушкой садился другой. Чем только не награждали наши ученики – пирогами, яблоками, вареньем, слезами.

К середине 20-х годов экономика страны была восстановлена. Итоги медицинского обследования детей показали: 60% детей малокровны, 70% перенесли корь, скарлатину и другие заразные болезни. Участники областного совещания пионер-работников 1926 года решили: укреплению здоровья, физвоспитанию , проблемам быта и просвещения – первое место в работе.

В 20-х годах началось увлечение спортом. Комсомол выдвинул лозунг «Даешь физкультуру!». Но вожатому пока нечего было дать пионерам. Он не имел ни материальной базы, ни тренерских навыков.

С 1926 года началось увлечение пирамидами и вольными упражнениями. На всех праздниках и слетах можно было слышать призыв вроде этого:

Дурево – брось! Курево – брось!

Физ-культуру строй!

В 1932 году ЦБ ДКО предложило начать подготовку к массовым физкультурным праздникам на основе комплекса ГТО. Началась систематическая всеохватывающая работа по овладению секретами спортивного мастерства.

Пионерская история 20-х запечатлела многочисленные шалашные городки в живописных местечках Удмуртии. Но романтика лагерной жизни имела трудности. Пихтовые лапники служили постелью и крышей. Домашние продукты доставляли на лодках. Обеды готовили в самодельной печи, вырытой на склоне обрыва. Картошку пекли на костре. Продуктов не хватало. Собирали ягоды, грибы, щавель, шиповник.

С 1926 кода любимая «картошка» становится песней пионерской истории.

Самый восторженный отзыв на заботу Родины о здоровье детей дали первые артековцы. Всесоюзный лагерь открылся в 1925 году, а на следующее лето он принимает 70 пионеров Урала.

Борьба на фронте здоровья явилась составной частью начавшейся в стране культурной революции. Ее масштабы расширил фронт просвещения масс.

Поход против неграмотности являлся центральной проблемой культурной революции. В избах-читальнях крупными буквами написали:

Пора, товарищ дедушка,

Пора, товарищ бабушка,

Садиться за букварь.

Старшие пионеры учили грамоте в кружках по ликвидации безграмотности (ликбезах), а младшие - на дому. У них была еще одна обязанность – следить, чтобы неграмотные не пропускали занятия, к началу их готовить мел, тряпку, стулья. Часто самим приходилось мастерить скамейки. Пионер получил задачу: и если в его семье есть неграмотный – научи его писать и читать, помоги соседу.

1-й Всесоюзный слет пионеров «Вперед, отряды сжатые!», слет дал оценку работе пионеров в годы первой пятилетки.

Пионеры 30-х постигали грамоту по словам «пятилетка», «ударник», «колхоз», «индустрия». На всю жизнь запомнилась делегатам областного слета пионеров-ударников (1932 года) экскурсия на Ижевский оружейный завод. В памяти запечатлелась мощь индустрии: огромные цехи, фонтаны пылающих металлических искр, русло огненной реки и дышащего проката. Ребята по настоящему осознали, что экономическим трудностям государства близок конец. Будут, скоро будут и сахар, и чай, и белый хлеб, и уйдут в историю самодельные холщовые тапочки с подошвой из пеньковой веревки.

Это годы новостроек-гигантов, партии большевиков нужны были финансовые средства и ударный темп работы. Соц соревнования, стахановское движение. Агитация за приобретение облигаций государственного займа.

ЦК ВКП(б) в своем постановлении 1932 года «О работе пионерской организации» предлагал отрядам решительно перестроить работу. Деятельность пионеров сосредоточить в школе, чтобы возглавить детский коллектив в борьбе за знания, за сознательную дисциплину, помочь в перестройке школы на политехнической основе, развивать интерес детей к науке, технике, производству и широкому творчеству.

Высоко поднял слет проблему глубоких и прочных знаний. В идейно-зрелых, образованных, культурных выпускниках школ нуждались первенцы индустрии и колхозного строя, их ждали вузы и техникумы. Чтобы возглавить детский коллектив на выполнение одной из важнейших задач социалистического строительства, пионерская организация полностью перешла в школу.

Мы – пролетариата дети,

Нам приказ страною дан:

В план великих пятилетий

Входит наш учебный план…

Все отряды собирая,

Дуй, горнист, в свою трубу!

Хулигану и лентяю

Объявляем мы борьбу.

Главный наказ слета звучал лаконично: за знания!

Активно вошла пионерская организация в школьную жизнь, были организованы группы подготовки вожатых при педтехникуме Глазова, Як-Бодье, Мултане.

Пионерские наставники учатся, а в 1940 году сдают экзамен на аттестат «Старший вожатый юных пионеров». Так старший вожатый пришел в школу.

Формы пионерской работы углубляются, совершенствуются. Непременными спутниками учебы стали кружки, исследования, опыты, сценарии, литературные вечера в библиотеках.

Николай Николаевич Осипов с его именем связана история создания первых детских технических станций. Начало в 1932 году положила Ижевская ДТС. Руководители воспитатели-мастера Н.Н.Юминов, В.Л.Фетцер воспитанники не раз становились участниками ВСХВ, а в авиамодельном кружке определили свое призвание будущие Герои Советского Союза А.Заровняев, Л.Рыков и дважды Герой Советского Союза Е.Кунгурцев. повезло мальчишкам и с шефами – ими стали заводы. Юные техники Ижевска задались целью ускорить создание ДТС в городах и районах республики. Помощниками ребят стали модели планеров. Их полет на парадах и демонстрациях или в залах партийных и комсомольских конференций был прекрасной агитацией, призывом содействовать развитию детского технического творчества. В день авиации небо Ижевска заполняли коробчатые змеи, воздушные почтальоны, парили модели самолетов с бензиновым моторчиком. Агитация имела успех. В 1935 году на соревнования по моделизму прибыли юные техники Ижевска,Глазова, Кеза, Шаркана, Алнашей.

Юность спешила жить и мечтать, знать и уметь.

Художественным творчеством детей в начале 30-х годов руководили только вожатые и некоторые учителя. Но вот, в 1933 году зазвучали позывные детской радиостудии. Ребят знакомили с произведениями классической и советской музыки, литературы, помогали разучивать пионерские песни. Первые радиоточки были только в клубах районных центров. .свои впечатления, новые песни, стихи рассказы пионеры несли в отряды и родные селения. Ребята не только слушали еженедельную радиопередачу, но и готовили ее, сопровождая выступлением хора, оркестра, драмкружка; присылали письма-запросы.

Большим шагом в развитии юных дарований было открытие в Ижевске Дома художественного воспитания детей (ДХВД), пришедшего на смену детскому клубу. В нем работали 16 кружков художественного творчества. Дом стал центром методической подготовки вожатых и пионерского актива республики. Год своего рождения (1935) ДХВД ознаменовал первой олимпиадой детского творчества и слетом юных затейников.

1937 год явился подлинным праздником юных дарований. Три дня сверкал россыпью самородков первый республиканский фестиваль. Звучные народные мелодии, задорные танцы, виртуозная игра на балалайке, художественный свист, звонкие песни свободно и красиво наполняли зал театра.

Грозные тучи наступали с запада и востока еще в начале 30-х годов. Эти годы породили девиз подготовки не только к труду, но и к обороне. Он стал составной частью новой системы обучения и воспитания школ, отрядов.

«Пусть у каждого пионера будет по три оборонных значка!»

это значит,

Что я умею стрелять по-ворошиловски,

Готов к санитарной обороне

и сдал все нормы на юного физкультурника.

Своими значками я горжусь и, когда нужно будет, применю эти знания на деле».

Началось увлечение военной игрой. Бойцы учились оборонному делу, изучали противогаз и мелкокалиберную винтовку. Все хотели быть героями.

28 декабря 1934 года постановлением ВЦИК автономная область была преобразована в республику.

Право детей на образование, на отдых, право участия в работе общественных организаций было утверждено пламенем строк Конституции 1936 года о победе социализма в стране свободных и равноправных. В 1936 году Испания стала бастионом первой международной битвы против фашизма.

Война…

В стране введено военное положение. Объявлена мобилизация. Пробил час мужества.

«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Отовсюду встревоженные ребята бежали в родную школу. На митингах они заявляли: «Судьба родины – наша судьба! – и определяли свое место в ряду защитников.

Сейчас каждый от мала до велика должен считать себя мобилизованным. Мы, пионеры, комсомольцы, все учащиеся школы №27, решили дружно выйти на работу, где наш труд может быть полезен…». Помощь взрослым на производстве, в домашнем хозяйстве, уход за маленькими детьми, чьи отцы ушли на фронт, помощь колхозам на полях.

Начали прибывать эшелоны с ранеными. Госпитали разместились в школьных зданиях. Появилось слово - эвакуированный. Их ходили встречать всем отрядом размещали по квартирам.

Активно вошел гайдаровский Тимур в семью удмуртских ребят. Его команды родились вместе с выходом книги. Тимуровец – очень нужное и очень почетное звание. Они научились орудовать топором и пилой, собирали шишки и хворост, ласкали детей, ухаживали за раненными, носили воду, рубили дрова, очищали крышу от снега. За годы войны пионеры и школьники Удмуртии дали в госпиталях 5000 концертов, склеили и сшили десятки тысяч конвертов и пакетов для лекарств. Любовно, с большим желанием собирали ребята посылки для фронтовиков. Сами вязали шерстяные носки, варежки, вышивали кисеты, на заработанные деньги покупали гостинцы. Всего за время войны пионеры и школьники Удмуртии отправили 4000 посылок.

К 1 ноября 1941 года ребята собрали на танк «Пионер Удмуртии» 150000 рублей.

В годы войны ЦК ВЛКСМ перестроил структуру пионерской организации. Пионерские отряды объединились в школьную дружину со штабом во главе. По Удмуртии их было 919. пионерский актив не избирался, а назначался. Значком юного ленинца стала звездочка, как у бойца. Ее изготовляли сами. В новом тексте торжественного обещания пионера звучало: «…Я всем сердцем ненавижу фашистских захватчиков и буду неустанно готовить себя к защите Родины. Клянусь в этом именем бойцов, отдавших жизнь за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на моем пионерском галстуке и на нашем красном знамени».

Подростки сел оказывали большую помощь старшим в лесозаготовительных работах.

Лес везли в Ижевск гужевым транспортом, в основном на лошадях. Нужды фронта требовали соединения Волги и Северного Урала.

В ходе войны началось народное строительство железной дороги протяженностью в 146 километров от Ижевска до Балезино . Строили ее в основном женщины и подростки 13 – 16 лет.

За годы Великой отечественной войны пионеры и школьники внесли на строительство танковой колонны «Советский школьник» 924 000 рублей. Учителя и школьники Удмуртии внесли в фонд обороны страны 1 миллион 47 тысяч 767 рублей. Благодарности Ставки Верховного Главнокомандующего они удостоились дважды.

Война подходила к концу, оставляя разрушенные обожженные войной территории. Судьба детей освобожденных районов волновала ребят далекой Удмуртии.«Мы, пионеры, знаем, что немецко-фашистские звери, вынужденные отступать под мощными ударами Советской Армии, уничтожают все на своем пути: клубы школы, учебные пособия. Нам… очень хочется помочь своим товарищам – ребятам освобожденных районов. Мы организовали сбор школьных принадлежностей и уже собрали 400 ручек, 5000 карандашей, 6 коробок перьев, художественную литературу, бумагу, посуду, ящик учебных пособий. Присоединяйтесь к нам ребята!» (газета «Ленинский путь» Глазов, 1942, 18 марта)

Со всех концов страны шли эшелоны Дружбы . В Белоруссию шли 130 вагонов с зерном, скотом, сельскохозяйственными орудиями, подарками от трудящихся и детей Удмуртии. Отстраивались города, запахивались пустыри, восстанавливались школы, крепла страна. И настал долгожданный день, когда вместо взрывов войны раздались взрывы салюта Победы. Вместе с народом страны ликовала его смена. В ногу с отцами прошла его смена. В ногу с отцами прошла она все невзгоды войны, поравнялась с ними геройством, доблестью, выдержав испытание на зрелость.

Победа! Бойцы вернулись в родные края. Страна восстанавливала хозяйство. Школам вернули здания, временно занятые под госпитали, но занятия шли пока в 2 – 3 смены. Не хватало учебников, наглядных пособий. Комсомол призвал пионеров направить усилия на борьбу за глубокие и прочные знания, к осуществлению всеобщего семилетнего обучения, вовлечению учащихся в общественно полезный труд. Дела юных пионеров возглавил совет пионеров. ЦК ВЛКСМ вновь ввел выборность пионерского актива. В организациях учредил пионерские знамена, а в отрядах – красные флажки.

Принимая знамя, пионеры давали клятву свято хранить его и умножать традиции комсомольской смены по служению Отчизне.

Пионерский призыв «Украсим Родину садами!» дал начало месячникам леса и сада. Каждый пионер посадит по 3 дерева, и будет республика-сад.

На областном 4-м слете (1956 год) прошли первые соревнования юношеских добровольных пожарных дружин Удмуртии (ЮДПД).

Центральным советом пионерской организации имени В.И.Ленина (ЦС ВПО) были разработаны новые «Законы юных пионеров», «Примерный перечень умений и навыков» (ступеньки юного пионера).

«Спутник семилетки» - звание стало пионерским символом лучших отрядов и организаций, посвященных 90-летию со дня рождения В.И.Ленина.

комсомольско–пионерская стройка - дело очень ответственное.

Всесоюзное соревнование пионерских отрядов 1963 –1964 годов , посвященное 40-летию присвоения пионерии и комсомолу имени В.И.Ленина.

Старт его был удачным. По приказу Тимура, опубликованному в «Пионерской правде», отряды стали в этой игре экипажами, председатели советов – командирами, звеньевые – рулевыми и пустились в плавание по «Океану полезных дел».

У пионеров 1-й фронт действия – школа. С 1959 года в Удмуртии вместо семилетнего вводится всеобщее восьмилетнее политехническое обучение. Страна держит курс на постепенный переход ко всеобщему среднему с кабинетной системой обучения.

С 1961 года стали традиционными республиканские олимпиады по математике, физике.

Год от года ширится творчество детей. с первого республиканского слета юных техников1962 года до второго в 1965 году число участников выставок технического творчества возросло на 6 тысяч. В первую очередь их модели пополняли кабинеты школ. Отправной точкой детского творчества и знакомства с основами современного производства стали учебные мастерские.

Велика роль в развитии детского творчества мастерских 28-й школы. От них стартовали и к ним финишировали многие пионерские экипажи Ижевска. Начало стартам положили в 1960 году преподаватель слесарного дела Анатолий Васильевич Новиков. Вскоре родился самодеятельный ПАМК (пионерский автомотоклуб ). Мотовождению учились на машине А.В.Новикова, а правилам уличного движения – по самодельным электрофицированным стендам. Появился совет содействия. В него вошли работники ОК ВЛКСМ, ДОСААФ, ветераны мотостроения, стахановки, совершившие женский пробег по маршруту Ижевск – Москва – Ижевск на первых мотоциклах «Иж-7», спортсмены-мотогонщики.

В 1965 году открылся клуб юных моряков с настоящим плаванием и несением службы. Увлечение отрядов всех родов войск скоро возглавит Всесоюзная пионерская «Зарница», а любители спорта станут членами клубов «Золотая шайба» и «Кожаный мяч».

Пионеры-опытники Байтеряковской семилетней школы Алнашского района. Под руководством неутомимого энтузиаста, заслуженного учителя школы РСФСР, обладателя бронзовой и серебрянной медалей ВДНХ Л.Д.Белоусова, они превратили пришкольный участок в «зеленую лабораторию» колхоза «Искра». Возле школы заложили плодовый сад, разбили делянки для опытов.

1962 год – первое в Российской Федерации школьное лесничество создано в Удмуртии.

Юные лесоводы Шарканской школы, получили массив в 500 гектаров, избрали совет и лесничего, составили карту и разбили на пять лесных обходов. И зимнюю стужу, и в летний зной их проверяют лесотехники и инспекторы со своими звеньями. Ведут наблюдения и лечат зараженные вредителями участки, развешивают кормушки, искусственные гнездовья птиц, берут на учет и размножают муравейники, смело борются с браконьерами. В пути читают «лесную книгу» - живой организм леса со следами и повадками его обитателей. А весной в питомнике идут новые посевы семян древесных пород.

Новые всесоюзные операции умножили романтику пионерских дел .

Участники операции «Зеленая стрела» к концу 1973 года посадили лес на площади 8248 гектаров.

Итогом операции «Птичий городок» стало 52 428 искусственных гнездовий.

В операции «Муравей» взят на учет и размножен 1121 муравейник.

А участники операции «Родничок» за пятилетку благоустроили 712 и взяли на учет 1176 родников.

22 апреля 1967 года внимание областной пионерской организации было приковано к мартеновской печи №2. лучший сталевар Удмуртии, кавалер ордена Ленина, Евгений Черных и его подручные имели 19 юных помощников из школ №18 сарапула, №9 и 12 Глазова, №9, 30, 32, 54, 56 Ижевска; Кезской и Сюрекской. Здесь шла пионерская плавка . Сталь от 6852 тонн металлолома пошла на строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Десятки тракторов, сотни автомашин, БАМу – пионерские рельсы

Операция «Миллион Родине!» - не легко перечесть пионерский вклад в достояние народа.

Важной вехой в развитии туризма стали решения ХII Съезда ВЛКСМ (1954 г.). туристско-краеведческая работа превратилась в один из действенных методов укрепления связи школы с жизнью. Ребята разных школ пошли в походы, первыми их возглавили учителя географии, истории, биологии, физкультуры. Деятельность их направляла Республиканская детская экскурсионно-туристическая станция (РДЭТС). Ее возглавил ветеран туризма и спорта Алексей Владимирович Емельянов. Огромное стремление детей к походам подтвердил слет путешественников. Решение о его проведении принимало бюро обкома ВЛКСМ в 1955 году . Руководителем утвердили секретаря обкома Ю.К.Шибанова, а начальником штаба – А.В.Емельянова. первый слет… Где его провести? И выбор пал на берег Камы, где создавался еще один гигант энергетики. Пройдет несколько лет, и затопит новое море живописный полуостров Носок. Так пусть первый слет путешественников увековечит его красоту. Впервые прибывшие команды познали азарт туристической эстафеты, крепость дружбы, романтику жизни в природе. Боевой дух пронизывал всю работу: он был в эстафете, в конкурсе самодеятельности, на костре встречи со строителями Воткинского гиганта.

«Родине Советской, в Октябре рожденной, все наши открытия, всю нашу любовь!» - призвала «Пионерская правда» в год 40 летия Октября . Девиз знаменовал новый этап туризма. Объявлена 1-я Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников 1956 – 1957 годов.

Возросшее увлечение туризмом и азарт на слетовских эстафетах породили новый, самый молодой вид состязаний – спортивное ориентирование на местности. Первые Всероссийские соревнования школьников прошли в 1970 году. « Судьи работают оперативно, вывешивая контрольные карты участников. Слышаться странные слова: «привязка», «запоролся на 5-м», «прицепился к №44 и проскочил первое КП». Есть сникшие лица. Но чем сложнее программа и упорнее борьба, тем крепче товарищество дружба.

И с первого слета, проведенного у будущей ГЭС, началась летопись большого туризма удмуртских ребят.

Туризм – это мужество, воля к победе и дружба. Он соединил в одно целое гордость за землю, за свой народ, детскую пытливость, широту познаний и спортивное мастерство.

Благородные дела последователей Генки-ординарца и Тимура подчинены выполнению принципов:

Гуманные отношения и взаимное уважение между людми;

Человек человеку – друг, товарищ и брат;

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни…

Интересная работа юных интернационалистов Ижевска. Возглавляет их городской клуб «Глобус». В совете «Глобуса» президенты 34 школьных КИДов. Он организовал 6 городских фестивалей Мира и Дружбы, явился инициатором проведения смотра работы школьных клубов.1976 году они провели первый республиканский слет.