Главная · Болезни уха · План конспект первая помощь при кровотечении. Общие меры при любом кровотечении

План конспект первая помощь при кровотечении. Общие меры при любом кровотечении

Тема : «Первая помощь при кровотечениях». «Скорее «Скорой».

Цель урока : Знакомство с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при различных видах травм кровеносных сосудов.

Задачи:

- предметная : научить распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждениях сосудов;

- метапредметные :

познавательная - поиск информации в различных источниках, оформление ее в виде таблицы

регулятивная - достижение результатов соответственно поставленной цели, самооценка результатов;

коммуникативная

личностная - умение действовать в экстремальной ситуации, готовность прийти на помощь пострадавшему.

Оборудование : таблицы «Кровотечения и их виды», «Основные виды повязок», бинты, жгуты или резиновые трубки, палочки для закрутки, учебники «Биология. 8кл. Человек» Колесов Д.В., сборник опытов и заданий «Человек и его здоровье» Р.Д. Маш.

Мотивационное поле:

Всегда ли человек может оказать помощь, кто из вас готов это сделать?

В Кунгуре этой осенью произошел несчастный случай. Группа школьников ехали на велосипедах вдоль скоростной трассы «Кунгур - Орда». При попытке пересечь проезжую часть одна из велосипедисток была сбита мчавшимся автомобилем. Водитель скрылся. Ребята вызвали «Скорую помощь» и ждали до ее приезда. Девочка умерла по дороге в больницу.

Как вы думаете ребята поступили правильно? Все ли они сделали до приезда медиков?

Медицинские работники сказали, что если бы кровотечение было вовремя остановлено, то девочку удалось бы спасти. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а, нередко, и жизнь человека.

Кто мог бы помочь в этой ситуации? Какими качествами должен обладать этот герой? (уметь оказывать первую помощь)

Действительно, пострадавшему может помочь только тот, кто не только знает, но и умеет.

На доске две буквы -СЯ: чтобы уметь, что нужно сделать? (учиться, тренироваться)

Учиться сможем с помощью чего? (книг, учителя …)

Какие знания и умения можем получить? (распознать кровотечение, оказать первую помощь) как озаглавим работу?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ урока.

Предлагаю ускорить работу распределением деятельности по группам:

1 гр - венозное кровотечение, 2гр - артериальное кровотечение, 3 гр - капиллярное кровотечение, 4 гр - внутреннее кровотечение, 5 гр - носовое кровотечение.

Работу по каждому виду оформить в таблицу на листах-картах из разрезных карточек, привести пример оказания первой помощи на одном из учеников.

Оценивать работу медицинских групп будет независимый эксперт - ученик 9 класса , который занимается в туристическом объединении «Вертикаль» - это победители Всероссийского конкурса по туристическому многоборью.

1. Результаты оформим в таблицу «Первая помощь при кровотечениях»

Вид кровотечения

Как узнать

(характеристика кровотечения)

Как помочь

(меры первой помощи)

Группы работают 7 мин, докладывают результаты своей работы.

Эксперт оценивает и комментирует (зачем туристу необходимо знать правила оказания первой помощи).

2. - третье задание: выберите карточку-задачу и на практике окажите первую помощь одному их «пострадавших».

Задания:

У пострадавшего наблюдается кровотечение из середины плеча. Ярко-красная кровь вытекает из раны непрерывной и пульсирующей струей в большом количестве. Определите вид кровотечения и окажите первую помощь.

Велосипедист, выполняя акробатический прыжок, упал на большой скорости на асфальт. Кожа содрана. Колено и передняя поверхность правой голени кровоточит, как губка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

Трейссер во время прыжка ударился головой о препятствие. Из носа течет кровь, на лбу большая шишка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

Подростки прыгали в опил и не заметили торчащую из кучи щепку. Один из них после прыжка обнаружил, что острая щепка воткнулась в левую голень. Кровь течет из раны слабой ровной струей. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

При приготовлении пищи девочка неловко повернула кухонный нож, который воткнулся в левую руку выше запястья. Ярко-алая пульсирующая струйка крови потекла из раны. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

Эксперт подводит итоги работы групп, лучшей группе выдает вымпел «Юные медицинские спасатели» (ЮМС).

Рефлексия:

Кто на сегодняшнем уроке достиг поставленной цели?

Какие - СЯ для этого приобрел?

Составьте синквейн на тему КРОВОТЕЧЕНИЕ

Сделайте самооценку своей работы на уроке.

Приклейте свой стикер на одну из линий поведения:

красная - я знаю, как помочь быстрее «Скорой»

синяя - я могу помочь при чьей-нибудь поддержке

желтая - я смогу вызвать «Скорую помощь»

Домашнее задание:

выберите себе д\з самостоятельно:

Составить «Инструкцию юного спасателя»;

Написать мини-сочинение «Как нужно действовать при спасении жизни человека»

Нарисовать плакат «Умей спасти жизнь человека!»

Результаты:

- предметные : уч-ся научились распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждениях сосудов, составили таблицу «Первая помощь при кровотечениях»

- метапредметные :

познавательные - информация найдена в различных источниках, выслушано мнение независимого эксперта, оформлена таблица и инструкция «Правила наложения жгута»

регулятивные - достижение результатов соответственно поставленной цели, корректирование работы, самооценка результатов;

коммуникативные - взаимодействие в группе, распределение ролей в группе;

личностные - умение действовать в экстремальной ситуации, умение оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.

«Первая медицинская помощь при кровотечении» — превосходное онлайн обучение, благодаря которому вы сможете узнать, что делать в случае получения открытых ран. В представленном видео вам будут продемонстрированы места возможных кровотечений, а так же дана полная информация о том, как его остановить. Просмотрев наш урок, вы получите конкретные знания по данному вопросу и не растеряетесь в случае необходимости.

Кровотечения и методы их остановки, по своим видам кровотечения разделяют на:

  • артериальное
  • венозное
  • капилярное
  • внутреннее

Виды кровотечений

Различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечение.

Артериальное кровотечение — кровотечение из поврежденных артерий. Изливающаяся кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.

Венозное кровотечение возникает при повреждении вен. Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и неравномерной струей. Кровь при таком кровотечении темно-вишневого цвета.

Капиллярное кровотечение возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов — капилляров.

Печень, селезенка, почки и другие паренхиматозные органы имеют очень развитую сеть артериальных, венозных сосудов и капилляров.

Различают кровотечения наружные и внутренние. Наружные кровотечения характеризуются поступлением крови непосредственно на поверхность тела через рану кожи. При внутренних кровотечениях кровь поступает в какую-нибудь полость.

Первая помощь при кровотечениях

К способам временной остановки кровотечения относятся:

  1. придание поврежденной части тела возвышенного положения по отношению к туловищу;
  2. прижатие кровоточащего сосуда в месте повреждения при помощи давящей повязки;
  3. прижатие артерии на протяжении;
  4. остановка кровотечения фиксированием конечности в положении максимального сгибания или разгибания в суставе;
  5. круговое сдавливание конечности жгутом;
  6. остановка кровотечения наложением зажима на кровоточащий сосуд в ране.

Капиллярное кровотечение легко останавливается наложением обычной повязки на рану. При венозном кровотечении надежная временная остановка кровотечения осуществляется наложением давящей повязки. Артериальное кровотечение из небольшой артерии можно с успехом остановить при помощи давящей повязки.

Для экстренной остановки артериального кровотечения широко применяется способ прижатия артерий на протяжении. Прижать артерию можно большим пальцем, ладонью, кулаком. Прижатие артерий фиксацией конечности в определенном положении применяют во время транспортировки больного в стационар.

Надежно останавливает кровотечение из артерий тугое круговое перетягивание конечности, обеспечивающее пережатие всех сосудов выше места ранения. Наиболее легко это выполняется с помощью специального резинового жгута. Наложение жгута показано лишь при сильном кровотечении из артерий конечности. Для предупреждения защемления кожи под жгут подкладывают полотенце, одежду раненого и т. д.

Конечность несколько поднимают вверх, жгут подводят под конечность, растягивают и несколько раз обертывают вокруг конечности до прекращения кровотечения. Туры жгута должны ложиться рядом друг с другом, не ущемляя кожи. Наиболее тугим должен быть первый тур, второй накладывают с меньшим натяжением, а остальные — с минимальным. Концы жгута фиксируют при помощи цепочки и крючка поверх всех туров. Ткани должны сдавливаться лишь до остановки кровотечения. При правильно наложенном жгуте артериальное кровотечение немедленно прекращается, конечность бледнеет, пульсация сосудов ниже наложенного жгута прекращается.

Жгут на конечности накладывается не более чем на 1. 5-2 ч. Если окончательная остановка кровотечения по каким-либо причинам затягивается, то необходимо на 15-20 мин жгут снять (артериальное кровотечение в этот период предупреждают пальцевым прижатием артерии) и наложить вновь несколько выше или ниже.

При отсутствии специального жгута круговое перетягивание конечности может быть осуществлено резиновой трубкой, ремнем, платком, куском материи. Необходимо помнить, что грубые жесткие предметы могут легко вызвать повреждение нервов.

Абсолютно в любое время вы можете просматривать «Первая медицинская помощь при кровотечении» на нашем уникальном сайте в онлайн режиме. Тренируйтесь!

Тема урока:

10 класс

Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения урока по теме «Первая помощь при кровотечении» (Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях) в 10 классе в соответствии с программой предметного курса «Начальная военная подготовка и медико-санитарная подготовка 10-11 класс» (к действующей программе среднего общего образования. Авторы: М.П.Черникова,

В.В. Горохова), Донецк 2015 год.

Разработка содержит:

    конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами;

    презентация: «Как правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении», (созданы в Power Point );

    видеофайл «Первая медицинская помощь при кровотечении» (формат МР 4);

    Приложение: № 1-карточки с заданиями для групповой работы; № 2-алгоритм практического задания в группе; № 3-карточки с описанием жизненных ситуаций; № 4-рефлексия (вопросы-размышления); № 5-подведение итогов (логическое завершение урока); № 6-раздаточный материал в виде схем и рисунков (интернет-ресурсы);

В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows : Word , Power Point . Видеоматериал и презентация были взяты с ресурса YouTube .

Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003.

Урок знакомит учащихся с мерами по оказанию доврачебной помощи. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер.

Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Цели и задачи:

    формирование первичных навыков определения типа кровотечения; изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при кровотечении;

    развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях;

    воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке, бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма работы: урок с использованием информационных технологий

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Как правильно оказать первую медицинскую помощь», видеофайл «Первая помощь при кровотечении», раздаточный материал: виды кровотечений, первая помощь при разных видах кровотечений (приложение 4), аптечка: бинты узкие и широкие, стерильные марлевые салфетки, пакет перевязочный, перчатки, ткань, косынка, йод, перекись водорода, лейкопластырь, жгут, ремень, ножницы, градусник, лекарства, ручка, фломастер, бумага.

Ход урока

Актуализация опорных знаний, полученных ранее, формирование мотивации учащихся на изучение темы.

Учащиеся получают положительный настрой на необходимость оказывать первую помощь пострадавшим

Объяснение нового материала

До 21 мин

Беседа, групповая работа с инструкцией «Шпаргалка», «Научи другого», практическая игра «Эрудит»

Усвоение материала о видах кровотечения, правилах оказания первой медицинской помощи

Ученики должны знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечения

Закрепление изученного материала

Подведение итогов, рефлексия

Домашнее задание

До 15 мин

4 мин

1 мин

Игра «Спасатель», просмотр видеофильма.

Учащиеся высказывают свои мнения

Закрепление полученных в ходе урока знаний о видах кровотечения, способах остановки кровотечения.

Учащиеся на практике учатся оказывать первую помощь при различных видах кровотечения.

Логическое завершение урока

1. Организационный этап.

2 . Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.

Учитель. Из всех критических состояний, возникающих в повседневной жизни, наиболее грозными и опасными остаются кровотечения.

Кровотечение - это выход крови из просвета кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости его стенки.

Актуальность данной патологии определяется, прежде всего, ростом абсолютного числа тяжелых повреждений в условиях бурного развития техники и транспорта, боевых действий в отдельных регионах. Различные повреждения являются весомыми составляющими кровопотери и шока, которые часто приводят к гибели пострадавших на месте происшествия, во время транспортировки или в стационаре.

Помощь больному с кровотечением в автономных условиях крайне ограничена. Поэтому прогноз зависит от характера и тяжести кровотечения, кровопотери, от того, насколько правильно и вовремя оказана первая медицинская помощь.

    В результате чего у нас могут возникнуть кровотечения? (слайд 3)

    Какие бывают виды кровотечений?

3.Изучение нового материала.

1. Рассмотрите рисунки. Что вы на них видите? (слайд)

1.Определение кровотечения (слайд 2).

(в конспект записать тему урока и определение)

2.Виды кровотечений (записать в тетрадь виды кровотечений ) (слайд 4)

3.Характеристика различных видов кровотечений, способы остановки кровотечений (слайды 5-9)

«Шпаргалка»

Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-3человека. Раздать каждой группе карточки с вопросами (приложение №1) , выдать инструкции с характеристикой различных видов кровотечений, способами остановки кровотечений (приложение № 4).

Учитель: С помощью инструкции составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили, найдите ответы на заданные вопросы.

Каждая группа зачитывает свою «шпаргалку», не называя вид кровотечения. Задача всех остальных учеников определить, о чем идет речь (слайд 10-11).

«Эрудит» (приложение № 2)

4.Закрепление.

Учитель: Человек без ущерба для здоровья может потерять до пол-литра крови. Потеря крови свыше одного литра уже несет опасность для организма, а утрата крови в объеме два литра требует ее немедленного восполнения - иначе возможен смертельный исход. Вот почему нам так важно знать, как остановить кровотечение.

«Спасатель» (приложение №3)

На столе учителя разложены карточки с творческими заданиями (различные жизненные ситуации). Учащиеся выбирают определенный вариант. Работают в группах, находят правильное решение и демонстрируют всем алгоритм оказания первой помощи при кровотечении (в зависимости от ситуации).

Просмотр видеофрагмента «Первая помощь при кровотечении»

5.Рефлексия (приложение № 4)

6.Подведение итогов (приложение № 5)

Объявление оценок учащимся.

7.Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.

Приложение № 1 «Шпаргалка», « Научи другого».

Карточки:

1. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки артериального кровотечения?

    Каковы способы остановки артериального кровотечения?

2. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки венозного кровотечения?

    Каковы способы остановки венозного кровотечения?

3. Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки капиллярного кровотечения?

    Каковы способы остановки капиллярного кровотечения?

4. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки внутреннего кровотечения?

5.Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки кровотечения из носа?

    Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?

Приложение № 2. « Эрудит»

Учитель: У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие различные средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных видах кровотечения. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны

Приложение № 3. « Спасатель»

Группа 1. Дети во дворе играли в прятки. Задев друг друга во время бега,

ребята упали. Один из них сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения. Окажите ПМП.

Группа 2 . Парень ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения. Какова первая помощь?

Группа 3. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 4. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 5. Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3x1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?

Приложение № 4. Рефлексия.

На уроке мне понравилось…

На уроке мне запомнилось…

На уроке я научилась…

Приложение № 5. Подведение итогов.

Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди»?

Приложение № 6. Кровотечения

Урок 5

Практическая работа «Первая помощь при кровотечении».

Цели : углубить знания учащихся о видах кровотечений и сформировать практические навыки оказания первой доврачебной помощи, дать их физиологическое объяснение; развивать мышление учащихся; воспитывать гуманизм.

Оборудование: таблицы «Виды кровотечений» и «Первая помощь», материалы для оказания первой помощи при кровотечений.

Тип урока : закрепление и применение знаний, умений и навыков.

Понятия: артериальная, венозная, капиллярная и внутренняя кровотечения.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

беседа

    Какие виды кровотечений вам известны?

    Приходилось ли вам наблюдать кровотечение и оказывать первую помощь пострадавшему?

    Почему жизнь пострадавшего в значительной степени зависит от своевременной и правильно оказанной первой помощи?

Итак, правила первой помощи должен знать каждый человек.

II. Применение знаний, умений и навыков.

Выполнение практической работы «Первая помощь при кровотечениях»

Цели: закрепить знания о необходимости прекращения кровотечения, научиться оказывать первую медицинскую помощь в случае кровотечений.

Оборудование: бинт, вата, стерильные марлевые салфетки, жгут, лейкопластырь, раствор йода.

Кровотечение возникает вследствие повреждения кровеносных сосудов в случае ранения, удара или болезни. Кровотечения бывают внутренние и внешние. В зависимости от того, какие сосуды повреждены, различают венозную, капиллярную и артериальную кровотечения. Во время венозных и капиллярных кровотечений кровь темно-красная, течет непрерывно. Незначительные кровотечения можно остановить, обработав рану дезинфицирующим средством; сильнее - с помощью тугой повязки; в случае глубоких и широких ранений накладывают швы.

Кровотечение из носа останавливают с помощью холодного компресса или тампона из марли, смоченной перекисью водорода.

Во время артериального кровотечения ярко-красная кровь бьет фонтаном, пульсирует. Чтобы ее остановить, необходимо:

    прижать пальцем артерию выше места кровотечения

    наложить жгут выше места кровотечения не более чем на 2:00.

Рис. 11. Места прижатия артерий для временной остановки кровотечения

Быстрая потеря большого количества крови во время артериального кровотечения опасна для жизни.

Определите по рис.12. виды кровотечения:

а -______________________

б -_____________________

Рис. 12. Виды кровотечения.

В чем разница?

ход работы



ход работы

На рис.13 показано, как можно остановить артериальное кровотечение.

Рис.13.Остановка кровотечения из артерии

а - артериальное кровотечение;

б - временная остановка кровотечения прижатием артерии

в – давящая повязка.

Методика наложения жгута (рис.14)

Рис.14. Методика наложения жгута.

1. Место над раной, где будет наложен жгут, оберните несколькими слоями марли;

2. Обмотайте жгут два-три раза вокруг конечности;

3. Закрепите концы жгута с помощью крючка или завяжите узлом;

4. На записке обозначьте время наложения жгута, так как можно, чтобы он был на теле более 2:00;

Любые кровотечения опасны для жизни. Поэтому все пострадавшие после остановки кровотечения должны быть немедленно доставлены в больницу.

рис. 15 Венозное кровотечение.

В случае венозного кровотечения повязку накладывают туго, чтобы остановить его.

Рис.16. Остановка венозного кровотечения.

Остановка кровотечений методом максимального сжатия конечностей

Этот метод применяется для остановки артериального кровотечения при отсутствии жгута:

    При повреждении подключичных артерий

    При кровотечении из артерий предплечья и кисти;

    При повреждении бедренной артерии

    При артериальном кровотечении из ран голени и стопы.

При повреждении подключичных артерий руки заводятся максимально за спину и в таком положении связываются вместе в районе локтей.

Рис.17. Остановка кровотечений методом максимального сжатия конечностей

При кровотечениях из предплечья и ладони рука максимально сгибается в локте и фиксируется в таком положении.

При кровотечении из бедренной артерии, ногу сильно прижимают к туловищу и крепко привязывают к нему в районе бедра.

При артериальном кровотечении из ран голени и стопы ногу сгибают в колене и привязывают голень к бедру с усилием.

Методика наложения повязок (действия выполните несколько раз):

1. спиральной повязкой (рис 18.) накладывают на палец, начиная с оборота бинта вокруг запястья, далее - тыльной стороной кисти к ногтевой фаланги, спиральными оборотами от конца пальца к его основанию и обратным ходом тыльной стороной кисти; закрепляют бинт на запястье.

Рис. 18. Спиральная повязка на палец.

1. 8-образную повязку (рис.19.) Накладывают на голеностопного сустава. Первый фиксирующий ход бинта делают выше кости, далее - вниз на подошву, вокруг стопы, внутр поверхностью стопы, выше кости, вращая стопу. Закрепляют конец бинта выше кости.

Рис. 19. 8-образная повязка.

Сделайте выводы

1. Кровотечение - это...

2. Умение остановить кровотечение позволяет предотвратить...

3. Кровотечения бывают...

4. Венозное кровотечение опасна тем, что...

5. Артериальное кровотечение можно прекратить с помощью...

Закрепление знаний, умений и навыков

1. Почему в случае загрязнения раны землей делают противостолбнячную прививку? При этом вводят в организм?

2. Зачем края раны смазывают раствором йода или зеленкой?

3. От чего зависит скорость истечения крови из различных видов сосудов в случае их повреждения?

Домашнее задание

Изучить соответствующий параграф учебника. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Кровообращение».

Опасность кровопотери

В организме взрослого человека около 5 л крови и потеря около 2 л уже опасна для жизни (причём мужчины хуже переносят кровопотерю, чем женщины). При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов.

Капиллярные кровотечения

Капиллярные кровотечения возникают даже при незначительном ранении.

Признаками кровотечения из капилляров является: темно-красный цвет крови, истекание крови небольшой струйкой (при поверхностных порезах) или равномерное выделение крови по всей поверхности раны (при ссадинах). Кровь движется по капиллярам медленно, поэтому такое кровотечение легко остановить.

При оказании помощи нужно обработать рану настойкой йода или раствором бриллиантового зелёного («зелёнка») и наложить чистую марлевую повязку.

Венозные кровотечения

Более сильные кровотечения возникают при повреждении вен - венозные кровотечения. Струя крови (тёмно-красного цвета с синеватым оттенком), вытекающая из крупной вены с довольно большой скоростью, не даёт образоваться тромбу, прекращающему кровотечение.

За короткое время человек может потерять много крови. Для остановки небольшого венозного кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку (туго забинтовать). Повязка, сжимая стенки пораненного сосуда, не даст крови вытекать из него. Затем пострадавшего необходимо отправить в медицинское учреждение.

При повреждении крупных вен давящая повязка может не остановить кровотечения. Поэтому в таких случаях поступают так же, как при артериальных кровотечениях, - накладывая жгут (ниже места ранения).

Артериальные кровотечения

Самыми опасными для жизни человека являются кровотечения, возникающие при повреждении артерий. Давление в артериях высокое, и при артериальных кровотечениях яркая алая кровь пульсирует и б ьёт фонтаном из раны.

Первая помощь: пережать повреждённую артерию выше места кровотечения, наложить жгут и отметить время его наложения (написать записку и положить её под жгут).

Обрати внимание!

При артериальном кровотечении жгут накладывают выше места ранения , при венозном - жгут или давящая повязка накладывается ниже места ранения .

Жгут делают из материи, резины или любого другого материала, которым можно туго перетянуть конечность. Под жгут обязательно подкладывают мягкую ткань, для того чтобы при его закручивании не повредить кожу. Если жгут наложен правильно, то кровотечение останавливается, конечность бледнеет, пульс на ней пропадает.

Обрати внимание!

Если не добиться полного исчезновения пульса на лучевой артерии, то уже через 10-15 минут рука отечёт и посинеет. Тогда жгут можно будет снять только при условии ампутации руки.

Пострадавшего необходимо срочно доставить к врачу, так как лишать конечность кровоснабжения надолго нельзя.

Обрати внимание!

Через каждые 30-40 минут, независимо от времени года, следует снимать жгут на 20-30 секунд (до порозовнения кожи ниже его наложения). Это делают для того, чтобы кровь могла попасть в повреждённую конечность для снабжения её кислородом и выноса продуктов обмена. Затем жгут следует наложить снова ниже или выше его прежнего расположения. Таким образом, можно поступать в течение нескольких часов. Время, указанное в записке, не менять.

Внутренние кровотечения

Если при травме организма кровь выходит из повреждённых сосудов в полость тела и межтканевые промежутки, то такое кровотечение называют внутренним. Результаты небольших внутренних кровотечений - это синяки , возникающие при небольших ушибах, растяжениях связок и т. п.

Внутренние кровотечения (в брюшную полость, полости груди и черепа) особенно опасны. Хотя кровь и не выходит за пределы организма, но она покидает кровяное русло: давление в сосудах падает и органы не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ.

При внутренних кровотечениях пострадавший бледнеет, его пульс учащается и слабеет, дыхание делается частым и поверхностным.

В этом случае нужно срочно вызвать врача. До его приезда пострадавшего человека следует уложить, обеспечить приток свежего воздуха, а к предполагаемому месту кровотечения прикладывать что-нибудь холодное: бутылку или грелку с холодной водой, пакет со снегом или льдом.

Травмы головы

Если ушиблена голова, то на травмированном месте возникает шишка, то есть скопление крови в надкостнице. Если приложить к этому месту что-нибудь холодное, то кровоток в этом месте ослабнет и шишка будет меньше.

За пострадавшем при ушибе головы нужно внимательно следить. Если такой человек терял сознание, испытывал приступы рвоты, то речь идёт о сотрясении мозга и больного надо доставить в медицинское учреждение, причём лёжа (обеспечив неподвижность головы).

Обрати внимание!

Венозное кровотечение из ран на голове представляет гораздо большую опасность, нежели артериальное. При ранении вен головы в них всасывается воздух, что может привести к мгновенной смерти от воздушной эмболии в течение 3-5 секунд.