Главная · Болезни уха · Разница между христианством и язычеством. Глава семнадцатая

Разница между христианством и язычеством. Глава семнадцатая

Был древний мир глубокой тьмой окутан
- Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Но сатана недолго ждал реванша -
Пришел Эйнштейн, и стало все как раньше
(с)

Чисто формальный ответ, на вопрос в заголовке, известен: язычники это политеисты, сиречь многобожники. А христианство, как и две другие авраамические религии, монотеистично, оно говорит о едином Боге.

Сама по себе эта разница - в общем-то, ничтожна. Ну один Бог в иудаизме и исламе, или три-как-один в современном христианстве, или десять, или сотня плюс полубоги, как у греков - что с того? Ну то есть для фанатика какого-нибудь это страшно важно, ему важна даже лишняя буква в имени Бога, потому что это все сакрально, и точка.

Но по смыслу, оно неважно. Мироздание устроено каким-то определенным образом. И это не сакральность, а просто факт. Ну условно, что если бы Христос сказал ученикам: меня послал Отец нашего многочисленного народа небожителей, наш благой праотец, чтобы спасти ваш народ от рабства у диавола и его народа"?
Что тогда? Вы бы закричали Ему в лицо "фу-фу-фу! Мы так не хотим, нам всенепременно нужно Единое Сверхсущество, Всевластный Творец Вселенной, а иначе уж лучше мы останемся смертными и дружно пойдем в ад к диаволу". Так что ли?
Ситуация-то проста: человек краткоживущ, смертен, нищ и убог, вдобавок, по вере христиан, его в посмертии ждет, by default, вечный ад. Положеньице аховое, согласитесь.

И вот тут появляется, вообразите себе, Спаситель. С большой буквы Спаситель, потому что Он обещает не отменить транспортный налог, а обещает спасение от всего вышеперечисленного, обещает бессмертие, рай, счастье и обещает взять людей к Себе. ВАМ ШАШЕЧКИ ИЛИ ЕХАТЬ?

Вам действительно так важно, Он такой один, или один-в-трех-лицах, или там несколько таких как Он, или много? Вы будете презрительно морщиться, привередничать и отказываться от спасения от своей жалкой и страшной участи, если Он там не один?
Я так думаю, что привередничать вам не к лицу. И доказательства у меня есть - вот мусульман устраивает Единый Аллах, а христиан устраивает Триединый Бог. Хотя разница видна на пальцах, все-таки три личности, или одна. Просто это догмат, который они приняли, потому что это их надежда, и им ее вот так описали. Был бы догмат не об Отце, Сыне и Духе, а об Отце, Матери и Сыне, его бы считали священным.
Если мусульманин скажет христианину, мол Троица это неверно, а правильно когда один Аллах, христианину это неважно, что значит "неправильно", если его представлениям мироздание иначе устроено: Бог именно триедин.

Отсюда может показаться, что между христианством и язычеством нет никакой принципиальной разницы. Но это будет неверно. Разница есть и она не просто велика, а именно что принципиальна. И это не количественная разница, а качественная. Разница не в том, "как оно там наверху устроено", а разница "что это значит для человека".

Дело в том, что картина мира язычника это, по своей сути, картина мира раба, служащего господам. То есть, существа служебного по своей сути, причем служебного еще в лучшем случае -
а в худшем, просто нафиг никому не нужного. Существа низкостатусного, этакого "вечного негра на плантации".

Язычник в храме СЛУЖИТ богам, приносит им жертвы и отправляет культ. Отправляет не потому, что богов у него много (мог быть и один Единый), а потому, что так установили боги - человек должен приносить им жертвы, строить в их честь храмы, соблюдать установленные ими законы. Почему Зевс или Артемида установили человеку именно такие законы и требуют именно такого культа? Потому что они - БОГИ (понятно тебе идиоту?), а ты смертное ничтожество и обязан исполнять их волю. Если ты будешь исполнять их волю, они тебя наградят, а если будешь противиться - покарают.
Ибо боги - властители и бенефициары мироздания, а люди их подвластные слуги.

Иными словами, язычник живет в мире, где есть люди и есть боги. Точка.

Христианство (если вы читали Евангелия) это нечто иное. Пришел Христос и сказал - да, Я бог. И вы тоже боги. Да-да, вы правильно поняли - вот эти парни мои братья, вот эти пожилые женщины мои матери, вот эти деды мне отцы.
Вы будете жить со мной. Да-да, вечно жить, как бессмертные боги. Вы же теперь боги.
Кстати, вы не должны платить храмовый налог, этот символ покорности богу, потому дань царю платят чужие, под-данные, несвободные, а его сыны свободны (чуете разницу с язычеством?)
Вы знаете, как устроен ваш мир, мир рабов - владыки властвуют над рабами и князья господствуют над народами. А между вами да не будет так.

Иными словами, Христос задекларировал мир, в котором больше нет деления на богов и людей, на бенефициаров и слуг, на спускающих закон и исполняющих закон ("закон до Иоанна"), на бессмертных и смертных.

Невозможно себе представить рабовладельца, умирающего за раба. Рабовладелец может быть добрым к рабам или злым, он может покарать раба или наградить. Но он не умрет за раба, статус несопоставим, раб служебное существо - вот он за господина, как верный раб, может и умереть.
Зевс может симпатизировать смертному и помогать ему, может наградить его, в исключительных случаях, своего отпрыска, может даже взять в число небожителей и одарить бессмертием. Но Зевс не умрет даже за Геракла, ибо абсурдно, а уж тем более за безликую массу грязных и нищих смертных рабов. Служащих ему, потому что он их господин - но не наоборот, естественно.

Христос сделал то, что делает солдат на войне, жертвующий жизнью за своих, равных себе, любимых им людей. Это необходимое и достаточное доказательства равенства статуса. Больше нет рабов и богов. Бог умер за друзей, за братьев-богов.

Вот что такое христианство. Точнее, вот чем было христианство. Ныне же христианство это классическое язычество - храмы, жрецы, СЛУЖБА богу, отправление культа, Церковь как вертикаль власти (причем образно во главе с богом), характерны также символические именования статусов: "рабы божии" (чистое незамутненное язычество), "владыко" (возврат идеи власти), земные поклоны (под-данные-рабы перед царем), жертвоприношения, "закон Божий" (!!!).

Сам дух современного христианства (РКЦ, РПЦ) - дух чисто языческий. Замените иконостас статуями Зевса и олимпийцев, а жертвенных куриц и барашков на свечки и просфоры (а алтарь так уже и есть, и там уже стоит жертвенник, причем прямо так и называется), и вы не увидите разницы с классическим язычеством.

Люди специально перенесли в христианство максимум "ветхозаветной" символики - тот же жертвенник, священство (на минуточку, то есть жречество), ритуальные (то есть культовые) одеяния священника, храм и его предметы как сакральные элементы культа (это все символика принципиальной разделенности двух миров, ибо боги и их собственность сакральны для смертных). Люди на 180 градусов развернули суть первохристианских обрядов (писал об этом в посте про крещение, см верхний пост), чтобы они стали отражать языческую дихотомию боги/люди.
Все это очень важно, и не только как отражение смены самого духа христианства. Но и как момент чисто юридический, который будет архиважен при будущем расчете последствий.
К слову, важность юридизма в религиях, в тч в араамических, прекрасно осознается и признается. Так, для мусульманина произнесения "шахады" при свидетелях достаточно, чтобы человек стал мусульманином, то есть для "смены лагеря" в глазах Аллаха, и то же в христианстве, предложите христианину "в шутку" сказать что-нибудь типа "я не христианин" или "я не признаю действенность моего крещения" - да человек скорее умрет, чем такое скажет. Потому что он убежден, что такое нельзя сказать даже в шутку, ибо такие слова несут юридические последствия, которые будут значимы на небесах. И он правильно убежден...
И вот человек крестит ребенка, и вроде бы это христианский обряд, ведь Христос же крестил людей в воде и Иоанн, Его пророк, крестил в воде. Но при этом его ребенку состригают прядь волос - это символическое обритие головы рабу. При этом ребенок публично и при свидетелях нарекается рабом Бога. То есть совершается обряд посвящения в язычество и в язычники.

Иными словами, религиозный мир, в котором мы сегодня живем, это языческий мир. Глубоко языческий. Ситуация очень похожа на времена Христа, кстати - мир делится на язычников и атеистов. Для первых человек смертный и нищий раб, ибо такова воля богов, а для вторых это вообще природная норма.

Теперь понимаете, почему христианство взорвало тогдашний мир? "И сидящим во тьме и тени смертной воссиял свет".

Но сатана недолго ждал реванша...

Ирина Дмитриева

Вероучения надо не придумывать, а знать

Невозможно сравнивать христианство ВООБЩЕ с язычеством ВООБЩЕ, поскольку, особенно последнее, настолько различно, что совершенно не корректно было бы стричь всех под одну гребёнку. Некоторые древнеегипетские (и не только) языческие культы требовали человеческих жертвоприношений. Древнегреческие боги давали такой пример «нравственности» и «добродетели», что современному телевидению, с его похабными «окнами» до них далеко. Ритуальные оргии западных славян, приносящих кровавые жертвы рукотворным идолам (южные и восточные обожествляли силы природы) ничуть не лучше. Описание битв, которые ведут между собой шаманы (читайте книгу В.Н. Фёдорова «Служители трёх миров») наводят страх, несравнимый с эффектом от самых жутких фильмов ужасов. А повесть Н.С. Лескова «На краю света» открывает такой чистый и светлый мир северного человека, что он является откровением и служит укором православному архиерею.
Язычество духовное детство всех народов (кроме еврейского), это результат естественного богопознания. Древние христианские писатели говорили, что Бог и язычников милует и им открывает Себя в их совести и разуме. Неоспоримый факт, что среди язычников всегда были люди, которые «Искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (). И в этом смысле справедливо, что и в язычестве «совершался положительный религиозный процесс» (С. Булгаков. «Свет невечерний»). Именно поэтому так естественно и органично наши с вами предки и земляки принимали в сердце «доброго Христосика».
Очень хочется быть понятой правильно. Не ссоры ищу я, а понимания. Не осуждению язычества посвящена наша статья. Это всего лишь попытка показать, во что же на самом деле верят христиане, и как наша вера соотносится с языческой.
Видите ли, читая многочисленные антихристианские публикации в местной прессе, я обнаружила, что их авторы не знают, по крайней мере, двух вещей. Во-первых, история религии давно опровергла заблуждение о том, что идея Бога эволюционировала от многобожия к единобожию. Люди, как пишет Г. Честертон («Бог и сравнительное изучение религий») «начали с простой и поразительной идеи Вседержителя и только потом, как бы от усталости, соскользнули к богам или бесам». Это подтверждают и современные аборигены Австралии, являющие монотеизм с явной нравственной окраской (их бога зовут Атахокан), и калифорнийские индейцы, поклоняющиеся «Великому Духу, Который выше всего», и т.д.
Но Апостол предупреждал: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (). К языческим относятся отнюдь не только политеистические верования. «Термин «язычество» происходит от церковно-славянского слова «язык», означающего «народ», пишет доктор богословия А.И. Осипов («Путь разума в поисках истины»). В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и самих народов, и их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и проч. Однако в христианстве он уже не включает в себя что-либо, связанное с нацией или расой». Им обозначаются религиозные учения и мировоззрения, не принимающие Библии за источник сверхъестественного Откровения, а также прочие нехристианские мировоззрения.
Во-вторых, авторы антихристианских статей совершенно не знают предмета дискуссии, то есть собственно христианства (православия, в частности). А потому они спорят не с ним, а с тем, что сами думают о христианстве, что им христианством КАЖЕТСЯ. Согласитесь, когда вступаешь в дискуссию, претендующую на статус научной, надо прежде ознакомиться со взглядами оппонентов. Причём желательно не в изложении недобросовестных или несведущих интерпретаторов и критиков, а, что называется, из первых рук. У нас же сначала оппонентам приписывается некая точка зрения, затем несуществующие постулаты весьма успешно (в отсутствии конструктивной дискуссии) опровергаются, а потом на руинах низвергнутых иллюзий (замечу собственных) возводится по видимости стройное здание собственной логики. Впрочем, с формальной логикой (женскую оставим дамским журналам) у многих тоже большие проблемы.
Чтобы не быть голословной и в то же время не перепечатывать чужие тексты полностью (в них что ни предложение, то революционное открытие в теологии, типа «четырёхчастной» христианской картины мира у Л.Н. Жуковой), приведу для иллюстрации лишь один пример. Г.И. Романов в статье «Религиозный мир народов Якутии» пишет: «Тупоумие [православных] переходит в безумие. В таком случае православные христиане буйно размахивают жезлом политического обвинения в национализме или разжигании национальной или религиозной розни и отстаивая на словах истинность своего ложного представления или утверждения, то есть настаивая на субъективном единстве субъективного и объективного. Если единство субъективного и объективного не выходит за пределы субъективного, то оно дает нам ложь, а не истину. Ибо подлинная истина состоит в объективном единстве субъективного и объективного, так как в этом единстве приоритетным и первичным является объективное, которое выступает как основание и суть истины»..
Вообще-то ещё апостол Павел признавал своё безумие: «И Иудеи требуют чудес, и Еллины [язычники И.Д.] ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (). Да, мы безумны, но очевидно не настолько, чтобы понимать смысл подобных изречений.
В результате разговор приходится начинать с доказательств того, что ты не верблюд. Чтобы не ставить своих оппонентов в подобное положение, я буду ссылаться на них, точно цитируя тексты.

Прошлое: «своя» вера или «свои» законы физики

Можно согласиться с Л.Н. Жуковой («Языческое миропонимание и XXI век»), что каждый народ имеет (имел) свою мировоззренческую мифологическую картину образования Земли и жизни на ней. При этом автор утверждает, что христианство это «мифологическая мировоззренческая концепция о началах мира народа, преимущественно живущего за пределами нашей страны. Чужие лики и имена, чужая природа, животный и растительный мир Чужая картина мира. Наши народы и наша наука, наконец, прозрели и увидели славянскую, якутскую, тунгусскую, юкагирскую картину мира». Интересно было бы получить ссылочку на научные труды, «прозревших» физиков, химиков, биологов, лингвистов.
Действительно, психолингвистика подтверждает, что у каждого народа есть своя языковая картина мира, но не надо путать её с научной. Для древних язычников, искренне считавших, что за пределами их «Ойкумены» кончается земля, естественно было верить в то, что их мир сотворён особенным образом, что у них есть СВОЙ уникальный прапредок, СВОИ боги, что они вышли из Матери-Земли, а остальные неизвестно откуда. Ведь наука о праязыке тогда ещё не подошла к выводу о едином происхождении человека, и археология не знала имён Л. Лики и Ю.А. Мочанова, и генетика ещё не открыла митохондриальную ДНК, обещающую за разностью генов «прозреть» единое в расах и народах, и закон всемирного тяготения ещё не начал «действовать» на всей территории планеты, и теория «большого взрыва» ещё не озарила умы физиков.
Сегодня всё это естественно входит в картину мира образованного человека. Создавать конфликт между знанием и верой опасно, поскольку он разрушает целостное восприятие действительности. Вот Л.Н. Жукова констатирует: «Основные законы, управляющие юкагирским обществом, исходили от Солнечного божества». Неужели Людмила Николаевна сама верит в то, что Солнце спустило юкагирскому народу подобные директивы? Наверное, нет. Она ЗНАЕТ, что нет. Так почему же хочет, чтобы современные юкагиры поверили в это снова?
Г.И. Романов пишет: «В воображении северного человека природа, это личное, живое существо, притом злое, враждебное человеку существо, причиняющее ему страдания, отрицательные ощущения: холод, голод, боль, болезнь, то есть природа в недобром состоянии, в состоянии зложелательства и гнева». Поразительно, но пафос его статьи состоит в том, чтобы вернуть современным эвенам веру, основанную (по его же словам) на страхе и воображении
Да, наше восприятие мира, природы, человека различно, в силу того что в ядре сознания народов отразились различия религиозных культов, но это область чувств и эмоций не надо смешивать. Как к древним верованиям относиться сегодня? Бережно. Надо постигать эту разность, исследовать корни своей и чужой уникальности, изучать, как они воплотились в материальной и духовной культуре и сохранять феномены культуры для себя, своих потомков, для всего мира.
Что касается христианства, то мы здесь не будем опровергать мифы, почерпнутые из школьных учебников советского времени, о конфликте его с наукой, поскольку очевидно, что наука в современном её виде сформировалась именно в лоне христианской культуры.. Тут есть другой тонкий момент. Дело в том, что для нехристиан Христос это так же, как и «свои» боги, всего лишь плод воображения или, в лучшем случае, ординарный пророк. Выбор веры для человека, относящегося к религии как к идеологии, определяют факторы внерелигиозные традиции, политические интересы, личные амбиции и т.д. Христианин же верит в Живого Бога, реального, не воображаемого. И только потому, что это не выдумка, он верит сам и предлагает поверить другим. Противоречит ли вера в Христа научной картине мира? Однозначно нет, поскольку наука изучает тварный мир, в котором иные находят себе богов, вера же обращает сердце к Творцу, не к твари.
О чём же на самом деле говорит Библия? Разве о чужих народах? Нет! Это история не «чужих народов» наша собственная. Это рассказ о том, как Промысл Божий действует в человеческом мире, как влияет на жизнь каждой конкретной личности нашу с вами, как определяет жизнь целых народов, независимо от того, на какой территории они живут, с каким климатом и ландшафтом, какого цвета кожу имеют, на каком языке говорят. Это история взаимоотношений людей и Бога. История, которая однажды привела к тому, что Творец мира воплотился, чтобы спасти каждого из нас от ужаса, обессмысливающего жизнь всех, независимо от расы, национальности и государственных границ от смерти. Это история того, как люди не узнали Бога и Его распяли, как они не узнают Его до сих пор, захлопывают перед Ним дверцы своей души, распинают ложью, злом, грехами. Это история того, как из века в век побеждают на Земле и в сердцах отдельных людей, жаждущих войти в радость Господа, добро и любовь это история святых, доказывающая, что каждый из нас может достичь святости, если только очень-очень-очень захочет. Если только

Настоящее: счастье возможно

Но каждый из нас живёт в настоящем и каждого из нас объединяет одно естественное желание быть счастливым. Только само понятие счастья и пути его достижения мыслятся в разных культурах, сложившихся под влиянием различных религий, по-разному. Ну, например, Г.И. Романов пишет: «Обращение верующих эвенов и других народов Якутии с просьбой к Солнцу, Луне и иным предметам природы имеют двойственный смысл. С одной стороны, это означает, что они признают превосходство предмета, его власть и произвол над собой. С другой стороны, они сознают свою силу, хотят осуществить свою власть над этим предметом, персонифицированным как бог, которого, как было сказано, можно принудить против его воли выполнить цель, план и желание человека. Почитание и поклонение непосредственно связаны с заклинанием, с настоятельной мольбой помочь в каком-либо предприятии, в оленеводстве, охоте, рыболовстве и лечении болезней. Следовательно, их предназначением служит колдовство над суровыми, грозными и враждебными силами природы Севера осуществление того, что думает и хочет северный человек, а именно его комфортного, длительного и счастливого существования».
Видимо, философ прав: «Страх перед непокорными и всесильными силами природы и общества порождает и у северного человека религиозные представления и действия и выступает как причина возникновения религии. Особенный ужас вызывало такое явление и действие природы и общества как смерть». Таким образом, причиной возникновения языческой религии народов Якутии, по Романову, являлись страх перед стихиями природы и особенно смертью, желание жить комфортно и овладение с этой целью техниками заклинаний и колдовства. «Шаманство определяется как боязнь злых духов, заклинание и изгнание их, то есть как непрестанная борьба с враждебными духами и победа над ними».
Действительно, нехристианское сознание и религиозное, и атеистическое единодушно: благо мыслится в плоскости ценностей этого мира. Каковы же они? На этот вопрос даёт ответ Евангелие в том месте, где описываются искушения Христа. А.И. Осипов, ссылаясь на , комментирует: «Три С славолюбие, сребролюбие и сластолюбие (стремление к чувственным удовольствиям) лежат в основе религиозных исканий человека, порабощённого этим страстям». Поэтому целью язычества (в том числе современных неоязыческих практик типа фэн-шуй, «Аватар» и т.д.) является магическое подчинение сверхъестественных сил для удовлетворения жизненных запросов (впрочем, сильно изменившихся).
Конечно, почти все вероучения в той или иной форме проповедуют аскезу, но цели воздержания при этом весьма отличны. Андрей Кривошапкин-Айынга («О белой религии народа саха тэнгрианстве») учит: «Только отказавшийся сознательно от удовлетворения своих животных инстинктов, наследия Нижнего Мира, человек может достичь высоких уровней сверхсознания. Только самоограничение и жизнь ради своего народа даёт возможность ему это сделать. Человек, сознательно стремящийся к симбиозу с окружающей средой и развивающий свои подсознательные способности, может сам развивать свое физическое и духовное совершенство с достижением высших уровней человеческого разума». Что ж, идея сверхчеловека не нова. Наверное, приятно ощущать себя достигшим «высших уровней человеческого разума». Только вот как-то неуютно начинаешь себя чувствовать рядом с такими «сверхчеловеками», особенно, когда на страницах городской газеты г-н Уххан начинает разбирать у кого ум генетически приобретённый, а у кого «он ни как не поймёт». Или когда г-н Айынга заявляет: «Химерный суперэтнос, проповедующий мнимые ценности жизни, разрушает природу, рубит сук, на котором сидит… Наивные мысли раба христианина о том, что стоит только покаяться и добрый боженька всё простит и поможет, в действительности не исполнятся». Что тут скажешь? Ну, во-первых, исполняются, а, во-вторых, не только у христиан.
Если бы то или иное верование рождалось лишь в результате «творчества масс» и «не работало», то никакая религия не могла бы существовать, так как люди бы неизбежно разочаровывались. Смею утверждать, что язычество народов Якутии не было только плодом воображения. Очевидно, что в нём, как и во всех религиях, отразилась некая истина о духовном мире, открывающаяся человеку в его интуиции (св. писал: «У всех есть семена Истины»). Ведь и с точки зрения христиан, духи существуют. И христиане верят, что духовный мир это мир напряжённой борьбы духов злобы поднебесной и духов добра и Света. Вот с ними-то этими духами и устанавливали своё взаимодействие древние народы, пытаясь подчинить их своим жизненным потребностям или хотя бы защититься от действия злой силы. И факт, что это удавалось, как удаётся сегодня экстрасенсам, шаманам, оккультистам и тем, кто пытается погадать «в Крещенский вечерок».
Христиане верят в это. Но они верят и в другое. В то, что есть Единый Творец мира и всех народов, Создатель законов физических и духовных, которые, конечно же, универсальны. Причём, Всемогущий Бог этот не только не злой, не кровожадный, не страшный, Он сама Любовь. Впрочем, целью Его не является создание здесь, на земле для человека комфортных и безмятежных условий жизни. Так случилось, что первый человек, наш общий праотец, пал, нарушив запрет Господа, то есть согрешил. С этого момента грех вошёл в саму природу человека, а через него в окружающий мир. Поэтому любые попытки построить на земле «Царствие Небесное» некий идеальный мир, в котором всем будет удобно, счастливо, безболезненно и весело неосуществимы. Это утопия, поскольку страсти, которые есть в каждом из нас, независимо от рас и национальностей, государств и культур, терзают и будут терзать человека, отравляя жизнь его и близких. Рабство страстям привело к тому, что гедонизм стал религией общества потребления. Настоящий язычник никогда не шёл против природы. «Цивилизованный» неоязычник приносит в жертву своим идолам комфорту, неуёмному желанию наслаждаться природу, культуру, нравственность, честь, достоинство, любовь, то есть всё, что бесполезно с утилитарной точки зрения.
Между тем абсолютное счастье для человека достижимо, причём вовсе не после смерти, в Раю. Царствие Небесное прорастает внутри нас уже здесь и сейчас, в этом мире, на этой земле. Путь к нему лежит через очищение сердца, борьбу с грехами и страстями, через стяжание любви, такой, о которой до Христа человечество не знало. И «одна из христианских заповедей призывает нас молиться за тех, кто творит нам напасти» вовсе не потому, что «это-де смягчит их сердца», как полагает Л.Н. Жукова, а потому что это ТАКАЯ любовь, которая вмещает в себя всех без исключения, без ожидания благодарности, без стремления получить любовный ответ, без жажды аплодисментов. Эта любовь подразумевает готовность к личной жертве (не в огонь водку плеснуть, не ленточку повязать на дерево, не яйцо на Пасху раскрасить, не овечку зарезать, не чужую кровь пролить свою). Потому она и называется ЛЮБОВЬЮ, что СОВСЕМ без корысти.
Христианин не пытается изменить весь мир, он стремится менять СЕБЯ, через покаяние, открывая в себе Бога. И тогда, когда меняется человек такое чудо начинает меняться его жизнь, люди вокруг, сама природа. Известно, что на Соловках рос виноград, а дикие звери защищали святых людей. Святость человеческая это не миф, это реальность. Достаточно почитать жития святых, которые Господь пишет и сегодня, являя нам всё новых людей, уподобившихся Ему в этом главном призвании человека в любви.
Кто-то скажет: «Но христиане так не живут!» А я отвечу: живут и именно так стремлением к совершенству. И именно этим усилием держится мир. А кто не живёт ТАК тот не христианин. В христианстве нет магии. И даже таинства не делают человека христианином автоматически. Если ты в Христа крестился, но в Христа не облёкся и не пытаешься, то можешь ставить сотни свечей, исполнять все обряды и предписания церковные, даже прибегать к исповеди и причастию, всё тщетно. Только реальный труд, соработничество с Богом соединяют нас с Ним по-настоящему. Другое дело, что не у всех хорошо получается. Но разве мы судим об искусстве по дилетантам, или о науке по двоечникам? У каждого свои духовные способности, главное реализовать их в полной мере.
Поэтому и временные обстоятельства жизни для христианина не столь уж важны, поэтому он порой добровольно идёт на лишения и ограничения, чтобы желания плоти не поработили его дух, устремлённый к Богу. Поэтому ему и самые страшные муки легки, ведь вместе с ним всегда и везде любящий, милующий, прощающий, спасающий Бог.

Будущее: и будет каждому по вере

Что касается будущего здесь на земле, то, как я уже говорила, христиане слишком глубоко постигли природу человека, чтобы верить в утопические идеи типа коммунистической или неоязыческой о построении земного рая в отдельно взятой стране или регионе. Они верят, что конец мира будет (когда неизвестно и не суть важно), главное, что каждому придётся отвечать за свою жизнь перед Богом. Рай и ад это не место (как верхний и нижний мир) это состояние. Время кончится, и каждый из нас останется с тем, что искал. Жаждущие Бога и Правды Его обретут блаженство. Искавшие земных благ, останутся в вечном поиске недостижимого. Бог никого не тащит к Себе насильно. Тот, кто не хотел знать Его здесь, не узнает и там.
Богослов Андрей Кураев заметил: «В истории остаются духовные прорывы, когда та или иная культура обретает более высокий уровень духовных ценностей; и остаются в памяти катастрофы, когда народ меняет основную тему своей жизни и начинает примерять к себе другие и более низкие стандарты». Это наша с вами история. Но надо помнить, что, делая свой выбор сегодня, мы определяем не только свою личную судьбу.

В мировой истории переход от язычества к монотеистическим религиям, которые по большей части представляли собой христианство, был закономерным. Первое перестало удовлетворять уровню развития, перестало соответствовать потребностям и вновь возникающим вопросам людей. Поэтому некоторые народы и молодые государства постепенно стали креститься. А впоследствии эта волна захватила всю Европу и территорию современной Российской Федерации.

Переход от язычества к христианству, конечно, не был простым. Народ не хотел отказываться от своего мировоззрения. Можно сказать, что христианство было навязано людям.

На Руси после принятия христианства князем Владимиром в десятом веке долгое время продолжался период так называемого двоеверия. Язычники защищались и спасались от креста как могли, но церковь была сильнее хотя бы потому, что на ее стороне была власть князя.

Известно, что в этот период бинарной религии, церковь всеми методами пыталась бороться с язычниками. Храмы последних, их идолы попросту уничтожали. Были и устные, и письменные запреты на жертвоприношения и поклонения богам. Но что остановит язычника? И тогда ритуалы и обряды, существовавшие на Руси испокон веков, просто стали тайными. Но по сути никуда они не делись. Даже, если бы люди перестали славить своих богов, то в душе они все равно оставались язычниками.

Однако и язычники были не прочь воевать с церковью. Неоднократно описаны были случаи покушений и даже убийств священников представителями языческой веры.

Что касается связи, взаимовлияния двух вероисповеданий, то оно, как это ни странно, было. Дело в том, что многие черты язычества воплотились в христианской традиции. То есть вариант христианства, который был взят из Византии и должен был прижиться в оригинальном его варианте на Руси, был модифицирован. И происходило это именно под влиянием язычества. Например, сохранили свое существование многие праздники, традиции, обряды. Что греха таить, ведь не только простым людям было трудно перестроиться, но и правящей верхушке тоже было нелегко.

Язычество и РПЦ (Русская православная церковь)

Сегодня приверженцы язычества говорят, что никакого конфликта между ними и РПЦ не было и нет. Мол, язычество самодостаточно и служит интересам своих последователей, не мешая людям другой религии. А вот РПЦ настроена по отношению к нему негативно. Как она это объясняет?

  • Язычники проповедуют «мертвую» религию, которой уже давным-давно нет.
  • Язычники поклоняются идолам.
  • Язычество – это не религия в современном ее понимании. В нем нет четкого представления о мире, четкой организации, богослужений и прочего.

Есть мнение, что борьба РПЦ с язычеством, которая имеет многовековую историю, не сможет никогда закончиться победой первой. Лишь небольшое ее преимущество возможно лишь благодаря поддержке государственного аппарата.

Даже в двадцать первом веке РПЦ продолжает выступать против язычества. Это связано с тем, что сегодня существует множество движений, общин, союзов, целью которых является возрождение язычества (иногда их называют неоязычниками). Возмущает представителей РПЦ то, что многие из них используют в своих программах и названиях слово «православие». Например, в союзе Родноверие есть группа людей, считающих себя православными родноверами. Они говорят, что язычество – это православие. Мол, это слово впервые появилось именно у язычников, а не у христиан. И произошло оно от слов «Правь славить» (Правь в язычестве – высший мир, мир богов).

Митрополиты и иеромонахи осуждают в язычестве и то, что оно поклоняется не Творцу, а тварям. Ведь язычество обожествляет природу со всеми ее составляющими. Также они недовольны массовым гуляниям во время Масленицы.

В общем и целом, РПЦ просто не считает язычество чем-то реально существующим, называя его отдельными верованиями. Православие о язычестве говорит только в отрицательном ключе, осуждая и считая его злом, опасностью.

Язычество или христианство?

Наверное, не совсем корректно ставить такой вопрос. Ведь нет религии лучше или хуже. Каждый человек волен выбрать то, что ближе ему по духу. Вообще в каждой религии есть понятия о терпимости, толерантности к людям других конфессий, вероисповеданий. Так и должно быть.

Сегодня есть тенденция к возвращению к языческой вере. Многие снимают кресты и уходят от христианства к вере предков. И это их право, их выбор.

Две тысячи лет назад Святые Апостолы проповедали языческому миру новую веру. В жизнь народов стали входить новые традиции. Место многочисленных богов-идолов занял Бог Единственный, Бог Живой. Однако не все традиции отошли. И сегодня многие из привычных обрядов являются, на самом деле, языческими.

Определение

Язычество – религиозное политеистическое мировоззрение и учение, чаще этнического характера.

Христиане – монотеистическая религия, основанная на учении Иисуса Христа.

Сравнение

Язычество – религия политеистическая. В ней существует иерархия богов. Их очень много, и у каждого из них свое особое назначение. Но все они – идолы. Христианство монотеистично. Бог один, Он живой, с ним рядом не может быть других почитаемых личностей.

Все древние языческие культы требовали жертвоприношения. В жертву богам приносились растения, плоды, птицы и животные. Многие из них, в том числе и некоторые западнославянские, требовали человеческих жертвоприношений. В христианстве Бог один. Он принес себя в жертву и этим искупил человечество от погибели.

Жертвоприношение

Для язычества характерна внешняя приверженность богам. При гонениях на христиан в первые века христианства от последователей новой веры просили только на словах признать идолов богами, а в душе можно иметь другие убеждения. В христианстве Бог зрит в сердце человека, а не внемлет его словам. Для христианства характерна нетерпимость ко всякого рода посягательствам на веру.

Языческие боги могут и имеют право рассердиться на человека. Они часто ведут между собой войну и наделены человеческими слабостями. Христианский Бог – это любовь. Он милосердствует, долготерпит и всегда прощает. Он – Бог, поэтому лишен человеческих слабостей.

Для язычества характерна вера в приметы. Например, черный кот переходит дорогу к неудаче, утром человек встает не с той ноги и т.п. В христианстве вера в приметы считается грехом.

В язычестве сохранились древние суеверные способы избавления от неприятностей. Например, плевать через плечо, носить булавку от сглаза, стучать три раза по дереву и многие другие. В христианстве все плохое попаляется изображением креста.

Язычники поклоняются силам природы. Христиане считают, что все природные явления подчинены воле Божией.

В среде язычников много колдунов, знахарей и волхвов. Их почитают, как особых служителей богов. В христианстве занятия такого рода считаются мерзостью перед Богом.

Язычники носят амулеты и талисманы, а в качестве защиты расставляют в своих домах обереги. Христиане носят нательный крестик. В домах православных христиан на стенах висят святые образа.


Языческие амулеты

Выводы сайт

  1. Язычество – религия политеистическая, христианство – монотеистическая.
  2. Христиане ищут Спасителя, язычники поклонятюся силам силам природы.
  3. В языческом культе существует жертвоприношение, в христианстве этого нет.
  4. Для язычества важна внешняя приверженность богам. В христианстве важно внутреннее ощущение человека.
  5. Бог у христиан лишен свойственных человеку слабостей. Языческие боги имеют пристрастия.
  6. Бог у христиан – синоним любви. Языческие боги часто воинственны.
  7. Язычники поклоняются силам природы. Христиане считают, что все силы природы подвластны Единому Богу.
  8. В язычестве поощряется колдовство, знахарство, волхвование и прочие магические ритуалы. В православии это считается грехом.
  9. Язычники носят амулеты и талисманы, христиане (кроме протестантов) – нательный крестик.
  10. В домах язычников много оберегов. У христиан для этого используются знаки христианской символики.
  11. Язычники верят в приметы. Христиане это отвергают.
  12. Язычники суеверны, христианам это чуждо.

Энергетическим стержнем, обеспечившим становление средневековой культуры в целом и философии в частности была борьба христианства с язычеством как в теоретической, так и в народной формах. культура развивалась как способ самоопределения христианина и как способ осмысления им мира и своего места в нем.

Возникновение христианства еще в античную эпоху было настолько глубокой и кардинальной духовной революцией, настолько при этом изменился уклад жизни всех, охваченных христианством народов, что в сравнении с нею самая великая за последние две тысячи лет Октябрьская революция в России в 1917 г. менее значительное событие. Вполне понятно, почему раннее христианство повсеместно подвергалось гонениям, почему его противники несколько столетий преследовали и истребляли христиан. Это происходило потому, что античные общества раскололись на две противоположные культуры, каждая со своими смыслами и идеалами, каждая предзадает своим сторонникам особый уклад жизни. Язычник и христианин чужды друг другу и несовместимы.

В чем состояла суть этой революции, и как повлияли на средневековую Европу главные из ее предшественников: греческая и еврейская мысль?

Прежде всего, чем языческое мировоззрение отличается от христианского?

1. Язычество по своему религиозному складу политеистично . Это мировоззрение, предполагающее существование множества разнообразных богов. Их пантеон на поздних этапах развития завершается представлением о Верховном божестве, который в обществе языческих богов играет роль царя. Языческие боги (например, древнегреческие или римские) являются антропоморфными силами, духами стихий и они не всемогущи, их можно обманывать, побеждать. Христианская религия монотеистична . С ее точки зрения, существует только один единственный Бог, и никаких других богов кроме него нет. Есть лишь одна сила, повелевающая всем миром и эта сила всемогуща и всеведающа.

2. Язычество посюсторонне . Оно представляет мир и богов зримыми и нередко появляющимися среди людей. То, что незримо, то подвержено произволу богов. Поэтому есть смысл поклоняться кустам, деревьям, звездам, идолам, но нет никакого смысла в том, чтобы изучать мировые законы. Напротив, отношения между явлениями природы такие же, как и между людьми, потому что боги стихий, управляющие природой, в сущности такие же, как и люди, только значительно могущественнее. С богами можно общаться, поклоняться им, молить и заклинать. Культура язычества – магическая.

Что касается христианства, то его Бог трансцендентен , он совсем не такой, как человек. Он создал природу и установил в ней незыблемый порядок, а сам пребывает в особом внеприродном Царстве Божьем. В научном смысле узнать, что такое Бог нельзя, но есть смысл исследовать созданный им мир, чтобы раскрыть в нем Божественный порядок и научиться выполнять главную задачу человека: быть хранителем созданного мира и управлять им. Божий порядок в мире нельзя представлять по аналогии с порядком, существующим в человеческом обществе. Культура христианства ближе к современному научному мировоззрению, чем к языческому. Христианство – один из идеологических предшественников науки современного типа.

3. Язычество социоцентрично. Его боги, это – боги народов, сплачивающие людей в нации и отделяющие одни нации от других. Христианство эгоцентрично . Его Бог является Богом не народа, а каждого человека в отдельности. Оно размывает национальные границы и сплачивает людей в одно единственное человечество как единую нацию. В этом смысле утверждают, что христианство интернационально.

4. Высшая ценность язычества – магия, позволяющая фактически управлять богами и поэтому ослабляющая возможности людей к внутреннему саморазвитию. Высшая ценность христианства – любовь к Богу и стремление к нему, самосовершенствование, позволяющее считать, что идеал и природа человека в Средние Века, это – святость. Человек тот, кто свят, кто стремится к Богоподобию, к Богочеловечности. Но Бог при этом – недосягаемая величина, между ним и человеком – пропасть, созданная первородным грехом. Поэтому человек при жизни может лишь стремиться к Богу. Полного же Богоподобия он достигает лишь после смерти, по Божьей воле и только в том случае, если при жизни доказал Ему свою верность и чистоту намерений.

Мир же в глазах средневековья расколот на высшее и чистейшее царство Божье и на низший, греховный, земной мир, проклятый за грехи людей.

Одной из ведущих предпосылок Средних веков была древнегреческая культура. Однако для того, чтобы ее философия смогла ясно говорить о смысле человеческой жизни, понадобилось сильное постороннее влияние, придавшее идеям греческой философии совершенно новое значение.

Это сделал иудаизм, в культуре которого произошло явление Христа. Во взаимодействии иудаизма и греческой мысли родилось то, что мы сегодня называем христианством, разрабатывалось и пропитало собой все средневековье.

Христианская культура – не смесь иудаизма с греческой философией, но это – синтез двух противоположностей, ставший качественным скачком в развитии человечества. Христианство - это не слепая и бездумная смиренность перед всеми перипетиями жизни, не соблюдение обрядов и традиций, к которым нас нередко призывают сегодня. Это культура осмысления совершенно необычайного явления Христа и культура жизни, зная о нем, о его свершениях, страданиях, удивительном происхождении, смерти и воскресении.

Идеи иудаизма

Что такого иудаизм привнес в греческую мысль, что позволило возникнуть христианской культуре?

Во-первых , это - вера в единого и единственного Бога, создателя мира и человека, в то, что именно Бог способен все изменить как в жизни всего народа, так и в жизни отдельных людей.

Во-вторых , это - идея Завета, то есть, договора, который люди заключили с Богом. Суть любого договора в том, что обе стороны берут на себя обязательство выполнять свой долг. Значит, Бог обязался, и человек тоже обязался. Выполнение людьми обязанностей является необходимым условием исполнения Богом того, что он обещал. Народ должен исполнять установленный Богом Закон, а Бог в этом случае приведет его к земле обетованной, так считала религия древних евреев. Язычеству тоже присуща идея договора. Но в силу ограниченной власти языческих богов, они могут быть обмануты человеком, от них можно спрятаться. Иудейский Бог – всемогущ и всеведающ, от него не укроешься, и хитрить с ним бесполезно.

В третьих , это - идея человеческой свободы. Бог предоставил человеку полную свободу действий в оговоренных Заветом рамках. А значит, это - и идея ответственности человека за исполнение своих обязанностей.

В четвертых , это - идея целенаправленности общественного развития и осмысленности человеческой жизни. История не просто течет, она движется к намеченной Богом цели и по задуманному им плану. А жизнь человека не случайна, она полна высшего смысла и Бог каждому дал свое предназначение, которое и надо исполнить, чтобы этой цели достичь. Иудаизму не свойственно характерное для многих древних народов, в том числе и для греков представление о цикличности мировой эволюции. Его мысль исторична, у мира есть начало и есть конец.

Библия

Прежде, чем перейти к средневековью, поговорим о философских идеях Библии, книги для христиан святой и богодухновенной. Из Библии средневековая культура вырастала как колос из зерна.

Слово Biblia греческое и означает в переводе «книги» (во множественном числе. В единственном числе, книга - biblion).

Это очень древнее собрание книг, самая старшая из которых писалась где-то в середине второго тысячелетия до нашей эры. По сравнению с Библией труды, например, Аристотеля выглядят как свежая газета. Завершилось составление библейского свода в первом веке нашей эры, то есть, Библия создавалась полторы тысячи лет.

Для средневековой культуры Библия Богодухновенна, это означает, что почти каждая ее книга писалась по указанию Всевышнего, а некоторые страницы им попросту надиктовывались, именно те страницы, где излагается Закон. Небольшое число книг не считаются Богодухновенными, но они полезны и нравоучительны, поэтому тоже входят в полный свод Библии православной и католической. Протестанты такие нравоучительные книги в свои Библии не включают. В православной Библии неканонической является, например, книга «Премудростей Соломоновых» или книга «Иисуса сына Сирахова».

Христианская Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. Неканонические книги присутствуют только в Ветхом Завете, в Новом Завете их нет. Иудейская же Библия - святая книга, называющаяся Танах, текстуально почти ничем не отличается от Ветхого Завета в христианстве. Различие лишь в том, что многие книги Танаха завершаются перечислением имен и родов и Танах имеет немного другую расположенность книг и глав, чуть иную структуру.