Главная · Болезни уха · Знак европа азия на урале. Граница между европой и азией

Знак европа азия на урале. Граница между европой и азией

Вопрос, где проводить границу между Европой и Азией, с античных времен волновал ученых.

В отличие от других материков на территории Евразии расположены две части света, из названий которых и образовано имя материка. Юго-западная граница Азии была достаточно четко определена еще в античные времена, и остается до сих пор бесспорным фактом. Граница проходит по Эгейскому морю, Дарданеллам, Мраморному морю, Босфору и Черному морю. Но далее, начиная с Кавказа и заканчивая Новой Землей, на всем своем огромном протяжении граница Европы и Азии не всегда считается точной и порой проведена условно.

С XIX-VII вв. (до нашей эры) по настоящее время граница Европы и Азии несколько раз перемещалась с запада на восток. Древние греки проводили ее приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже границей стали считать Керченский пролив и р. Дон (524-457 гг. до н.э.). Много веков подряд граница Европы и Азии проводилась по реке Дон (Клавдий Птолемей и др.). Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось в науке в течение средних веков и оставалось незыблемым до XVIII века.

На Руси довольно распространенным был взгляд на Дон как на природную границу между Европой и Азией.

В XVIII в. появляются более точные данные об устройстве поверхности Восточной Европы и Сибири. Ученые начинают пересматривать ставшую традиционной границу по Дону и появились первые предложения проводить восточную границу Европы по Оби.

В Европе в середине XVIII века границу между Европой и Азией проводили по Дону, затем по Волге (примерно от Саратова), далее по Каме, по Чусовой, а от 55-й параллели (уровень Нижнего Тагила) по водоразделу Уральских гор до самого океана.

В 1720 году В.Н.Татищев впервые высказал мысль, что граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. В 1730 году эта идея появилось в книге «Северная и восточная часть Европы и Азии» шведского ученого Ф.Страленберга в 1730 году. В 1736 году В.Н. Татищев в своей книге «Общее географическое описание всея Сибири» привел ряд фактов и наблюдений, доказывающих что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. С этого времени вопрос о прохождении границы между континентами по водораздельной линии Уральских гор практически сомнениям не подвергался. В.Н. Татищев считал, что проведение границы по Дону было связано с отсутствием данных об Уральском хребте. Он обосновал проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, р. Урал, через Каспийское море до р. Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря в Константинопольский пролив (Босфор). В подтверждении своей точки зрения Татищев приводит такие соображения: «Из сих гор как на восток в Сибирь, так и на Запад в Европу происходит множество рек малых и великих», «сии реки не токмо течением, но и водами разенствуют» (имея в виду разницу в видовом составе рыб); «на западной стороне хребта около 57о находятся дубы и арешник, а в Сибири ни под 50о (в лесостепи) оных деревьев нет… На западной стороне кедров, почитай, нет, но в Сибири великое множество… Сии и сему подобные обстоятельства подают притчину утверждать сии горы за границу между Азией и Европой».

Ряд ученых считают, что разделение Евразии на две части весьма условно. Это утверждение не ново. Впервые его высказал известный немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт более века назад. Д.И. Менделеев писал в 1906 г.: “Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже пропадет”.

Обелиски Европа-Азия на Урале

Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их протяжении, на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на востоке, установлены пограничные знаки между двумя частями света Европой и Азией. Каждый неповторим и имеет свое лицо. Установка знаков началась в прошлом веке и продолжается до сих пор. Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.

Оренбургский обелиск

На территории России первый знак, обозначающий границу между Европой и Азией, находится на левом берегу реки Урал, на территории города Оренбург. Обелиск представляет собой грандиозную квадратную колонну высотой около 15 метров, увенчанной шаром из нержавеющего сплава. Обелиск был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.
Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелиск на реке Урал

В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк у деревни Ново-Байрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара. В 90-е годы обелиски были перестроены.

Обелиск в Магнитогорске

В Магнитогорске обелиск «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А».

Обелиск в Верхнеуральске

В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

Обелиск на хребте Уреньга

Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом.

Обелиск в районе г.Кыштым

К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

Обелиск у села Мраморское

Обелиск, частично разрушенный, представляет собой мраморный квадрат, на одной грани которого Грань у написано «Европа», на другой «Азия».
В 2004 году у станции Мраморская был установлен новый обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа Азия и самая восточная граница Европы. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Обелиск Европа-Азия у города Ревда

Расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск, на Уральском водораздельном хребте. Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию украшенную стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м.

Обелиск на горе Каменной

Обелиск «Филин», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.

Обелиск у станции Вершина

Бетонный обелиск был установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. В столицу ехала молодёжь из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, и всем хотелось узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Обелиск у г. Первоуральск

Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск (см. фото).
Старый же памятник переместили на Новомосковской тракта, примерно за 300 м до стелы "Первоуральск", справа по курсу при движении к Первоуральску (примерно в 300 м на юго-запад от старого места).

Обелиск на Новомосковском тракте (17-й км)

В 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.

Стелу установило муниципальное предприятие «Столица Урала» в августе 2004 года.
Архитектор Константин Грюнберг.
Таблички на постаменте стелы говорят, что в него заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).
О правильности установки этого знака можно прочитать здесь.

Обелиск в районе г. Новоуральск

В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, между истоками рек Тагил и Бунарка (бассейн Оби) и Шишим (бассейн Волги).

Автор проекта Борис Шитиков. Он же спроектировал и «изюминку» столба — солнечные часы. Активно принимали участие в изготовлении стелы туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов и А. Болтушин. Устанавливать столб и выставлять его по солнечному меридиану (для того, чтобы часы показывали точное время) помогали ребята из подросткового туристского клуба «Нейва».

Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка (гора Медвежка)

В ноябре 2006 года на вершине горы Медвежьей был установлен знак Европа-Азия, который представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись

Знак был установлен энтузиастами из санатория «Зеленый мыс».

Обелиск Баранчинский

Установлен у дороги из пос. Баранчинский на запад, на перевале южнее горы Кедровка. Знак отлит из чугуна украшен орнаментом. На знаке надпись «Отлит на АО Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.»

Как проехать: После В. Баранчинского пруда поворот налево до «солдатской» дороги — 7 км — щебёнка, сильно разбитая, глубокие ямы; «солдатская» дорога — глинистая грунтовка, глубокие колеи, на легковушке непроходима.

Столб у деревни Починок

Установлен в 1958 году на обочине дороги, идущей из пос. Билимбай в г. Верх-Нейвинск. Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет.

Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".

Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково.

Обелиск у поселка Уралец

Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы (дорога Нижний Тагил — Черноисточинск — Висим) вблизи поселка Уралец в 1961 г и посвящён первым успехам советской космонавтики в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара. В первоначальном варианте вокруг шара на стальных «орбитах» размещались макеты спутника и корабля «Восток».

Обелиск на перевале Большой Урал

Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту. (у дороги Нижний Тагил — Серебрянка недалеко от п. Синегорский). Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.

Обелиск у станции Хребет Уральский (276 км Горнозаводской ж.д.)

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве Горнозаводской железной дороги в междуречье европейской реки Серебрянки (приток Чусовой) и азиатской реки Туры. Знаки установлены по обе стороны от железной дороги. Это решетчатая конструкция в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой 6 м. Угловые стойки сделаны из рельс тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам.
От станции Хребет Уральский до обелисков пешком вдоль железной дороги 8 км, от обелисков до станции Европейская — 6 км.

Обелиск на перроне станции Хребет Уральский

Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Этот знак установлен не на линии водораздела (она пересекает железную дорогу на 4 км западнее и там уже есть обелиски), а в более доступном месте, видимо, для удобства посещения.

Обелиск у деревни Кедровка

Установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала. Расположен в 4 км. от поселка Кедровка на автодороге Кушва - Серебрянка (на 27-м километре дороги). Обелиск чугунный, по форме напоминает башенку - часовенку. Центральная часть увенчана красивым рельефным куполом, по углам круглые колонны, тоже увенчанные маленькими куполами. Раньше они были позолочены, на шпиле сиял литой царский герб.
На фасаде часовни литая надпись: «В память переезда через Урал Его Императорского Величества великого князя Владимира Александровича 3 августа 1868 года». На противоположной стороне: «От золотопромышленников Среднего Урала». Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов НижнеСалдинского завода обелиск был восстановлен.

Обелиск на главном Уральском хребте

В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, и был установлен обелиск «Европа-Азия», который представляет собой модель ракеты, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР.

Обелиск на трассе Качканар-Чусовой

Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла (в сторону Свердловской области). В этом месте дорога раздваивается, и вправо идет дорога к Исовским приискам. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров. Обелиск по проекту Алексея Залазаева. Это один из самых больших обелисков. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света.

Знак «Европа-Азия» у села Елизавет

На старом Демидовском тракте, у горы Красный столб, к западу от с. Елизаветинское стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми.

Обелиск у поселка Кытлым

В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

Обелиск у подножья Казанского Камня

Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет вПермскуюобласть. Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия.

Обелиск на Приполярном Урале

Новый обелиск «Европа-Азия», установленный газовиками, находится на дороге ведущей в поселок Вуктыл центральную базу природного парка Югыд-ва самого большого природного парка в Европе.

Обелиск на горе Неройка

На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка (1646 метров). На перевале через Неройку стоит географический знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году.

Обелиск на Полярном Урале у станции Полярный Урал

Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весть столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелискбылреконструирован. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.

Крайняя восточная точка Европы

Точка находится на полярном Урале между верховьями рек Малая Уса и Малая Щучья на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми. Впервые точка обозначена в 2003 г группой туристов при поддержке "Российской газеты". Знак (на фото) не сохранился. В 2006 г был установлен новый знак в виде пирамиды из камней с прикреплённой табличкой.
(см. http://www.rg.ru/2006/08/18/ekspedicia.html)

Обелиск на берегу пролива Югорский Шар

Самый северный из обелисков находится на материковом берегу пролива Югорский Шар (Архангельская область, Ненецкий округ). Знак был установлен в 1973 году сотрудниками полярной станции и участниками экспедиции на катере «Замора», следовавших от Архангельска до Диксона, повторяя путь поморов. Знак представляет собой деревянный столб с укрелленным на вершине металлическим листом с надписью "Европа-Азия", к столбу прибита цепь с якорем.

Использованы материалы:
http://welcome-ural.ru/
http://dobryiadmin.livejournal.com/842.html

Мы будем Вам благодарны если Вы оставите отзыв:

Подробная карта Европы на русском языке. Европа на карте мира – континент, который вместе с Азией входит в состав материка Евразия. Граница между Азией и Европой – Уральские горы, от Африки Европу отделяет Гибралтарский пролив. На территории Европы находится 50 стран, общее население – более 740 млн. человек.

Карта Европы со странами и столицами на русском языке:

Карта Европы со странами крупно - открывается в новом окне. На карте показаны страны Европы, их столицы и крупные города.

Европа - Википедия:

Население Европы: 741 447 158 чел. (2016 г.)
Площадь Европы: 10 180 000 кв. км.

Спутниковая карта Европы. Карта Европы со спутника.

Спутниковая карта Европы на русском языке онлайн с городами и курортами, дорогами, улицами и домами:

Достопримечательности Европы:

Что посмотреть в Европе: Парфенон (Афины, Греция), Колизей (Рим, Италия), Эйфелева башня (Париж, Франция), Эдинбургский замок (Эдинбург, Шотландия), Храм Святого Семейства (Барселона, Испания), Стоунхендж (Англия), Собор Святого Петра (Ватикан), Букингемский дворец (Лондон, Англия), Московский Кремль (Москва, Россия), Пизанская башня (Пиза, Италия), Лувр (Париж, Франция), Биг Бен (Лондон, Англия), Голубая Мечеть Султанахмет (Стамбул, Турция), Здание Парламента Венгрии (Будапешт, Венгрия), Замок Нойшванштайн (Бавария, Германия), Старый город Дубровника (Дубровник, Хорватия), Атомиум (Брюссель, Бельгия), Карлов мост (Прага, Чехия), Храм Василия Блаженного (Москва, Россия), Тауэрский мост (Лондон, Англия).

Самые большие города Европы:

Город Стамбул - население города: 14377018 чел. Страна - Турция
Город Москва - население города: 12506468 чел. Страна - Россия
Город Лондон - население города: 817410 0 чел. Страна - Великобритания
Город Санкт-Петербург - население города: 5351935 чел. Страна - Россия
Город Берлин - население города: 3479740 чел. Страна - Германия
Город Мадрид - население города: 3273049 чел. Страна - Испания
Город Киев - население города: 2815951 чел. Страна - Украина
Город Рим - население города: 2761447 чел. Страна - Италия
Город Париж - население города: 2243739 чел. Страна - Франция
Город Минск - население города: 1982444 чел. Страна - Белоруссия
Город Гамбург - население города: 1787220 чел. Страна - Германия
Город Будапешт - население города: 1721556 чел. Страна - Венгрия
Город Варшава - население города: 1716855 чел. Страна - Польша
Город Вена - население города: 1714142 чел. Страна - Австрия
Город Бухарест - население города: 1677451 чел. Страна - Румыния
Город Барселона - население города: 1619337 чел. Страна - Испания
Город Харьков - население города: 1446500 чел. Страна - Украина
Город Мюнхен - население города: 1353186 чел. Страна - Германия
Город Милан - население города: 1324110 чел. Страна - Италия
Город Прага - население города: 1290211 чел. Страна - Чехия
Город София - население города: 1270284 чел. Страна - Болгария
Город Нижний Новгород - население города: 1259013 чел. Страна - Россия
Город Белград - население города: 1213000 чел. Страна - Сербия
Город Казань - население города: 1206000 чел. Страна - Россия
Город Самара - население города: 1171000 чел. Страна - Россия
Город Уфа - население города: 1116000 чел. Страна - Россия
Город Ростов-на-Дону - население города: 1103700 чел. Страна - Россия
Город Бирмингем - население города: 1028701 чел. Страна - Великобритания
Город Воронеж - население города: 1024000 чел. Страна - Россия
Город Волгоград - население города: 1017451 чел. Страна - Россия
Город Пермь - население города: 1013679 чел. Страна - Россия
Город Одесса - население города: 1013145 чел. Страна - Украина
Город Кёльн - население города: 1007119 чел. Страна - Германия

Микрогосударства Европы:

Ватикан (площадь 0,44 кв.км - самое маленькое государство в мире), Монако (площадь 2,02 кв.км.), Сан-Марино (площадь 61 кв.км.), Лихтенштейн (площадь 160 кв.км.), Мальта (площадь 316 кв.км - остров в Средиземном море) и Андорра (площадь 465 кв.км.).

Субрегионы Европы - регионы Европы по версии ООН:

Западная Европа: Австрия, Бельгия, Германия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария.

Северная Европа: Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Латвия, Литва, Эстония.

Южная Европа: Албания, Босния и Герцеговина, Кипр, Македония, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Португалия, Испания, Андорра, Италия, Ватикан, Греция, Мальта.

Восточная Европа: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Россия, Республика Беларусь, Украина, Молдова.

Страны Евросоюза (члены и состав Евросоюза в алфавитном порядке):

Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Великобритания, Греция, Германия, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Республика Кипр, Люксембург, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Португалия, Польша, Румыния, Словения, Словакия, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.

Климат Европы в большинстве своем умеренный. На европейский климат особенно влияют воды Средиземного моря и течение Гольфстрим. В большинстве стран Европы чувствуется четкое разделение на четыре сезона. Зимой на большей части территории континента выпадает снег и температура держится ниже 0 С, а летом – погода жаркая и сухая.

Рельеф Европы – это в основном горы и равнины, причем равнин значительно больше. Горы занимают только 17% всей европейской территории. Самые крупные европейские равнины – Среднеевропейская, Восточно-Европейская, Среднедунайская и другие. Крупнейшие горы – Пиренеи, Альпы, Карпаты и т.д.

Береговая линия Европы очень изрезана, поэтому некоторые страны являются островными государствами. Через территорию Европы протекают крупнейшие реки: Волга, Дунай, Рейн, Эльба, Днепр и другие. Европа отличается особенным бережным отношением к своему культурному и историческому наследию и природным богатствам. На территории Европы множество национальных парков, и почти в каждом европейском городе сохранились уникальные исторические памятники и архитектура прошлых столетий.

Заповедники Европы (национальные парки):

Баварский Лес (Германия), Беловежская пуща (Беларусь), Беловежский национальный парк (Польша), Боржоми-Харагаули (Грузия), Браславские озера (Беларусь), Вануаз (Франция), Викос-Аоос (Греция), Высокий Тауэрн (Австрия), Двингельдервельд (Нидерланды), Йоркшир-Дейлз (Англия), Кемери (Латвия), Килларни (Ирландия), Козара (Босния и Герцеговина), Кото-Де-Доньяна (Испания), Лемменйоки (Финляндия), Нарочанский (Беларусь), Нью-Форест (Англия), Пирин (Болгария), Плитвицкие озера (Хорватия), Припятский (Беларусь), Сноудония (Англия), Татры (Словакия и Польша), Тингведлир (Исландия), Шумава (Чехия), Доломиты (Италия), Дурмитор (Черногория), Алонисос (Греция), Ватнаёкюдль (Исландия), Сьерра-Невада (Испания), Ретезат (Румыния), Рила (Болгария), Триглав (Словения).

Европа – это самый посещаемый континент в мире. Многочисленные курорты южных стран (Испания, Италия, Франция) и богатое разнообразное исторические наследие, которое представлено многообразием памятников и достопримечательностей привлекает туристов из Азии, Океании и Америки.

Замки Европы:

Нойшванштайн (Германия), Тракай (Литва), Виндзорский замок (Англия), Мон-Сен-Мишель (Франция), Глубока (Чехия), Де Хаар (Нидерланды), Замок Кока (Испания), Конуи (Великобритания), Бран (Румыния), Килкенни (Ирландия), Эгесков (Дания), Пена (Португалия), Шенонсо (Франция), Бодиам (Англия), Замок Святого Ангела (Италия), Шамбор (Франция), Арагонский замок (Италия), Эдинбургский замок (Шотландия), Спишский град (Словакия), Хоэнзальцбург (Австрия).

Вопрос, несомненно, вызовет недоумение у любого жителя Казахстана и России, ведь об этом знает каждый школьник: граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам и реке Урал. Свидетельство тому — обелиски на важных железнодорожных магистралях

и автотрассах, пересекающих Уральский хребет, с указанием, где начинается Европа, где Азия.

Но вопрос не так прост, как кажется.

Об этом говорит и тот факт, что данный вопрос обсуждался на научно-практической конференции Общества геологов-нефтяников Казахстана, состоявшейся в Атырау. Ее участники единогласно отметили актуальность обсуждаемой темы.

История вопроса

Древние греки первоначально считали Европу отдельным материком, разделенным от Азии Эгейским и Черным морями. Убедившись, что Европа — лишь малая часть огромного материка, который сейчас называют Евразией, античные авторы стали проводить восточную границу Европы по реке Дон. Это мнение господствовало в течение почти двух тысячелетий.

В 1730 году шведский ученый Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией (позднее, в 1736 году, Василий Татищев, известный своей «Историей Российской», утверждал, что именно он подсказал ему эту мысль). В своей книге Татищев проводил границу следующим образом — от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, далее по реке Урал, через Каспийское море до реки Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря и Босфор.

Эта идея не сразу получила признание современников и последователей. Например, Михаил Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757-1759 гг.) проводил рубеж между Европой и Азией по Печоре, Волге и Дону. Однако вскоре появились авторы, исследования которых вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией.

Постепенно новая граница стала общепринятой сначала в России, а затем и за ее пределами.

Границы Европы и Азии закреплены в городах Казахстана памятниками-символами. В городе Уральске в 1984 году был установлен монумент у моста через реку Урал при въезде в город со стороны аэропорта. На его вершине установлен шар, символизирующий Землю, опоясанный надписью «Европа-Азия». В городе Атырау с двух сторон моста через реку Урал установлены беседки с надписями соответственно «Европа» и «Азия».

Так где же проходит юго-восточная граница Европы по территории Казахстана?

Геологическое

обоснование

В природном отношении резкой границы между Европой и Азией не существует. Континент объединен непрерывностью суши, сложившейся на настоящий момент тектонической консолидированностью и единством многочисленных климатических процессов.

Восточная часть материка включает две платформы (Китайско-Корейскую и Южно-Китайскую), некоторые плиты и области мезозойской и альпийской складчатости. Юго-восточная часть представляет собой области мезозойской и кайнозойской складчатости. Южные районы представлены Индийской и Аравийской платформами, Иранской плитой, а также областями альпийской и мезозойской складчатости, которые преобладают и в Южной Европе. Территория Западной Европы включает в себя зоны преимущественно герцинской складчатости и плиты палеозойских платформ. Центральные области континента — зоны палеозойской складчатости и плиты палеозойской платформы.

Период формирования материка охватывает огромный промежуток времени и продолжается в наши дни. Процесс образования древних платформ, слагающих континент Евразия, начался в докембрийскую эпоху. Тогда сформировались три древние платформы — Китайская, Сибирская и Восточно-Европейская, разделенные между собой древними морями и океанами.

К концу палеозоя Восточно-Европейская платформа и Казахстанская плита были спаяны. Надвинутая на запад Казахстанская плита занимала гипсометрически приподнятое положение. С геологической точки зрения линию западной границы Казахстанской плиты можно принять в качестве юго-восточной границы Европейского материка в пределах территории Республики Казахстан.

Географическое

обоснование

В 1964 году XX конгресс Международного географического союза в Лондоне принял границу Европы и Азии, изобразив ее на карте красной линией. Линия прошла по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмба, северному берегу Каспия, Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу. Однако это решение до настоящего времени у нас в республике не прижилось. Интересно, что при проведении границы между Европой и Азией по реке Эмба в Европе будет расположено 12,5 процента территории Казахстана.

В 2010 году Русское географическое общество провело экспедицию в Казахстане с целью ревизии общепринятых взглядов на прохождение границы Европы и Азии по территории РК. Участники экспедиции воочию убедились, что именно Уральский хребет, вернее его восточное подножие, является ориентиром для проведения границы Европы и Азии.

По их мнению, реки Урал и Эмба не являются реальными границами, так как характер местности по их берегам одинаков. Ученые пришли к предварительному выводу о том, что наиболее разумно провести границы Европы и Азии по восточному краю Прикаспийской низменности, являющейся юго-восточным окончанием Восточно-Европейской равнины.

В 2011 году вопрос о проведении этой границы был вынесен на обсуждение Московского отделения Всероссийского географического общества.

В ходе обсуждения выяснилось, что европейско-азиатскую границу вообще нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, потому что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии у границы с Европой, почвы такие же, и в растительности также нет большой разницы.

Единственным естественным рубежом может служить строение земной поверхности, отражающее геологическую историю местности. Это обычно и использовали географы, проводя границу между Европой и Азией по Уралу и Кавказу. Но где же тогда точно провести границу? Ведь ширина Уральских гор доходит до 150 километров, а Кавказа — и того больше. Выход из этого положения находили в том, что границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа (поэтому-то и были на Урале расставлены пограничные обелиски). В таком случае западная часть Урала относилась к Европе, а восточная — к Азии, жители северного склона Главного Кавказского хребта могли считать себя европейцами, а южного склона и всего Закавказья — азиатами. Но беда не в этом.

Самые большие неприятности из-за такого проведения границы между Европой и Азией испытывали картографы. Составляя, например, карту Европы, они должны были показывать пол-Урала и небольшую часть Кавказа, разрывая эти горные массивы. Возражали против такой постановки вопроса и геологи. Они вынуждены были искусственно делить на две части Кавказ, имевший единую геологическую историю развития. Мугоджары, лежащие на продолжении Уральского хребта и составляющие с ним единое целое, иногда отрывались от Урала, так как некоторые ученые границу южнее Уральских гор проводили по реке Урал.

Московские географы решили исправить положение и решили договориться о проведении границы между Европой и Азией таким образом, чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части материка, с которой они больше связаны геологической историей.

Таким образом, Урал теперь решено целиком относить к Европе, а Кавказ, тоже целиком, к Азии.

С учетом геологии, геоморфологии и географии региона юго-восточную границу Европы по территории Актюбинской области предлагается провести по восточному подножию Мугоджарских гор (продолжение Уральских гор на территории Казахстана) и по левобережью реки Эмба по линии кряжа Шошкаколь, плато Шагырай, чинка Донызтау с дальнейшим выходом к Каспийскому морю южнее месторождения Тенгиз.

Таким образом, на европейской части территории будут находиться Атырауская, Западно-Казахстанская, частично Актюбинская и Мангыстауская области.

В связи с этим предлагается по территории Казахстана установить обелиски «Европа-Азия» в Актюбинской области в районе города Хромтау на автомагистрали Актобе-Астана, в районе железнодорожной станции Мугалжар, а также в Атырауской области между железнодорожными станциями Опорный и Бейнеу.

Такое решение вопроса о границе Европы и Азии предложено отразить во всех учебниках географии и на всех географических картах, выпускаемых в учебных целях.

Европа — часть света площадью около 10,5 миллиона квадратных километров и населением в 830,4 миллиона человек. Вместе с Азией образует материк Евразия.

Евразия — самый большой континент на Земле. Площадь — 53 893 тысячи квадратных километров, что составляет 36 процентов площади суши. Население — более 4,8 миллиарда (данные на 2010) — это около 3/4 населения всей планеты.

Расберген МАХМУДОВ,

Косан ТАСКИНБАЕВ,

кандидат геолого-

минералогических наук, геолог

P.S. Мнение российских и казахстанских ученых,

участвовавших в экспедиции,

и предложения по новому определению

границы между Европой и Азией

Международным географическим союзом до настоящего времени пока еще не рассматривалось.

Растянувшихся с севера на юг на тысячи километров, деля незримой линией две части света - Европу и Азию, стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть эту достопримечательность и каждый из этих столбов имеет свою историю.

Где граница Европы и Азии?

Линия границы Европа и Азии проходит от побережья Карского моря по восточному склону Уральского хребта.

Параллельно границе между Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада. Но, обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу .

Этим мы обязаны Татищеву Василию Никитичу, который впервые высказал эту мысль в 1720 году, указывая на то, что Уральский хребет является водоразделом, а природа и текущие с него на запад реки отличаются от текущих на восток, как наличием разных пород рыб, так и растительностью западного и восточного склонов Урала.

Обелиск «Европа-Азия» г. Березовая

Один из самых красивых и больших обелисков «Европа-Азия» открыт в 2008 году близ г. Первоуральска на горе Березовой.

На Старо-московском тракте, том самом пути, по которому каторжников вели в , здесь они прощались с Россией, взяв с собой горсть земли на память о родине.

Историческая особенность обелиска

Сегодня высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел, а до этого был более, чем скромный. Первый же пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.

В 1846 году памятник заменили на мраморный, а На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.

На самом памятнике существовала надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году».

Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа, а после революции памятник разрушили как напоминание о царской власти.

Однако, в 1926 году, спохватившись, все же поставили новый памятник, правда не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла, а вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду.

В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.

Добраться до обелиска на горе Березовая около Первоуральска можно по федеральной трассе Р242 Екатеринбург — Пермь, свернув по указателю на Первоуральск или на Новоалексеевское и выехать на Старомосковский тракт.

«Европа-Азия», как мечта туриста

Так как, мы сами живем на Урале, а именно, в пяти километрах от этого самого места, то можем с уверенностью сказать, что на настоящий момент — это чистое и аккуратное место представляет собой особую ценность для путешественника.

Смеем вас уверить, для любого туриста, посетившего , а в частности Свердловскую область, будет интересно постоять одновременно на двух частях света правой и левой ногой, а ощущения испытать, как говорил классик, самые незабываемые. И останутся такие воспоминания на всю жизнь.

Мы часто ездим с запада на восток и обратно по работе, за день бывает, несколько раз пересекаем эту незримую линию. Представляете! Утром уехал в Азию, а вечером ты уже в Европе или наоборот. Вот так, без всяких границ и шенгенских виз! Подобных стел в области несколько, но эта одна из самых грандиозных.

Пограничные столбы «Европа-Азия»

По всей границе Европы и Азии десятки пограничных памятников, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе, но рассмотрим самые известные и популярные среди туристов.

Первая — это стела у самого . Поставили ее в начале 2000 годов и ничем примечательным она не выделяется, даже исторически. Единственное, что добираться до нее легко, так как располагается у оживленного тракта Екатеринбург-Пермь, в нескольких километрах от столицы Урала.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем.

Памятный знак на ст. Вершина, Свердловской железной дороги, один из самых старых и добраться к нему можно только на электричке Екатеринбург — Шаля.

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау.

Самый восточный обелиск, расположенный недалеко от Екатеринбурга на Полевском шоссе в д. Курганово, установлен в 1986 году.

Обелиск, расположенный возле автомобильного моста через .

Также можно отметить «космический» памятник «Европа-Азия», что стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец, который был открыт в 1961 году и, соответственно, посвященный полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров, а венчает ее изображение земного шара.

Существуют и другие памятники, но к сожалению, утратившие свою былую привлекательность, как для коренных жителей, так и для туристов.

Вот такой занимательный экскурс в историю границы Европы и Азии мы сегодня провели вам, друзья. Возможно, со временем статья дополнится новыми данными, а пока:

Увлекательных вам экскурсий и путешествий!

Трудно: очарование востока и шумные мегаполисы запада кажутся нереально разными и даже далекими. Впрочем, в современном мире в эпоху глобализации точные очертания материков становятся все более размытыми, а границы Азии – не такими точными. История разделения стран на восточные и западные включает несколько этапов:

  • Появление названий относят к эпохе Древней Греции. Считается, что Европа произошла от словосочетания, обозначавшего в переводе «страна закатов». Азия олицетворяла океаниду Асию – дочь божества Океана и Тефии;
  • В те далекие времена граница проходила по центру Средиземного моря, позже произошло значительное смещение на восток;
  • Около 3 000 лет назад произошли перемены – официально рубеж был установлен по Керченскому проливу и реке Дон. Такое утверждение приводится в трудах Птолемея, оно признавалось до 18 века;
  • В 1730 году произошли очередные перемены – Татищев и Страленберг в научных трудах установили границу по хребту Уральских гор, через Кавказ, Азовское, Черное море и пролив Босфор.

Границы Европы и Азии

Позднее были предприняты новые попытки поменять существующее разделение мира, однако они не увенчались успехом – уже 300 лет европейская и азиатская часть планеты поделена.

Где проходит граница Европы и Азии – интересное

Хотя давно известно, где проходит граница между Европой и Азией, все же некоторые расхождения у географов и историков существуют. Обусловлено это тем, что каждый критерий выделения этого рубежа является уникальным. Одни специалисты учитывают административные факторы, другие – ландшафтные, демографические или исторические. Однако общепринятой в мире является такая позиция разделения мира на две части:

  • Уральские горы (восточная часть) и хребет Мугоджар – разделяют и территорию России;
  • Река Эмба, Дон, Кума;
  • Северная часть Каспийского моря;
  • Южное побережье Азовского моря;
  • Керченский пролив;
  • Эгейское море.

Такое выделение границы позволяет точно ответить на вопросы, волнующие исследователей, простых обывателей и туристов. Азербайджан и Грузию принято относить к азиатским странам, Керченский полуостров – это Европа, а Таманский – . Каспийское море находится в азиатской части планеты, а Азовское – в европейской.

Азия и Европа – важные отличия

Бесспорно, Европа и Азия – это два совершенно разных мира, отличающихся особой атмосферой, политическими и религиозными взглядами, национальными традициями. Какие же отличия первым делом становятся заметны туристу?

Достопримечательности Европы

  • Природа – на востоке больше красивых мест, нетронутых рукой человека, больше возможностей, чтобы уединиться и насладиться тишиной;
  • Уровень безопасности – по этому критерию Европа одерживает уверенную победу. Здесь выше уровень социальной ответственности, лучше работают правоохранительные органы;
  • Питание – как известно, становятся все более популярными в развитых странах. И если раньше европейцы предпочитали есть фаст-фуд, теперь они выбирают суши;
  • Сервис – конечно, уровень обслуживания в отелях и ресторанах Европы намного выше, чем в Азии. Но зато турецкий «All inclusive» не идет ни в какое сравнение с итальянским или испанским сервисом;
  • Стоимость отдыха – провести отпуск и Вьетнаме можно на порядок дешевле, чем в европейских странах. Сказывается уровень дохода населения и цены;
  • Достопримечательности – Европа богата архитектурными изысками эпохи Ренессанса и Средневековья. Храмы и дворцы в Азии имеют более продолжительную историю – дата их постройки относится к прошлой эре;
  • Развлечения – по этому критерию обе части света могут составить друг другу достойную конкуренцию. Оценить, где отдых пройдет насыщенней и веселее, трудно;
  • Отношения к детям – радушные азиаты обожают возиться с чужими детьми, за европейцами такой привычки замечено не было.

Конечно, нельзя однозначно сказать, где лучше отдыхать – в Азии или Европе. Но именно восток в последние годы завоевал небывалую популярность. Он притягивает путешественников своей красотой, роскошью, пряными ароматами и драгоценными шелками.

Достопримечательности на границе двух цивилизаций

Учитывая актуальность вопроса, где проходит граница Европы и Азии, на этом рубеже установлено немало памятников и стел, демонстрирующих единство народов. Большинство из них расположены в России:

  • Обелиск на Березовой горе – находится рядом с Екатеринбургом, установлен в 19 веке. На огромном столбе восседает величественный двуглавый орел;
  • Памятник возле Первоуральска – не столь массивное изваяние пользуется популярностью у жителей близлежащих городов. Рядом – родник с чистой водой;
  • Обелиск на Ново-Московском тракте – установлен недавно – в начале этого столетия. Расположен в 17 км от Екатеринбурга;
  • Оренбургский обелиск – внушительная по величине колонна увенчана стальным шаром. Памятник установлен в 1980-х годах около автомобильного моста на трассе Р-335;
  • Стела на Белом мосту – также расположена вблизи Оренбурга, является относительно новым сооружением.

Кроме того, внимание путешественников привлекает обелиск в Магнитогорске, Верхнеуральске, около Уржумки, Златоуста и деревни Кедровка. Архитектурной ценности эти памятники не представляют, зато становятся объектом фотоснимков.

Чем привлекает туристов отдых в Азии?

Еще совсем недавно туристы мечтали поехать в европейские страны, но уже сегодня тенденции кардинально изменились. Популярность Таиланда, Вьетнама, Индии и других стран Юго-Восточной Азии объясняется несколькими преимуществами:

  • Разумное соотношение цены и качества;
  • Невероятно красивая и разнообразная природа;
  • Менталитет местного населения направлен на то, чтобы сделать отдых приятным;
  • Чистый воздух и хорошая экология – впрочем, есть и такие пляжи, где грязно;
  • Ехать в ЮВА можно круглый год, море всегда остается теплым;
  • Разнообразная и вкусная еда – экзотические фрукты, морепродукты и национальные блюда покоряют гурманов;
  • Шопинг тоже привлекает туристов, так как в Азии можно купить одежду, аксессуары, косметику и многое другое.

Плюсы и минусы отдыха в Азии и Европе

Искушенный народ отказывается от отдыха в Европе, предпочитая восточные страны. Здесь можно и понежиться на песчаных пляжах, и провести ночь в клубах с барами, и . Богатая культурная жизнь, невероятное количество рекреационных возможностей, радушное гостеприимство и прекрасные условия для детей – переоценить Азию просто невозможно.