Главная · Насморк · Что значит человеческий фактор. Человеческий фактор будет исключен

Что значит человеческий фактор. Человеческий фактор будет исключен

Обучение в области промышленной безопасности позволяет избежать аварийных ситуаций и несчастных случаев

Обучение персонала в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности является важной задачей, стоящей перед руководителями организаций. Не секрет, что подавляющее число аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве вызвано не отказами техники, а человеческим фактором. Недостаточная обученность персонала часто приводит к человеческим жертвам, а также большому материальному ущербу.

Государственная политика в данной сфере заключается в создании системы постоянной подготовки, обучения и проверки знаний работников в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности. Основная роль в этой системе отводится непосредственно предприятиям, руководители которых обязаны организовывать и проводить обучение своих сотрудников.

При проведении такой подготовки перед руководством организаций возникает ряд проблем:

Большой объем разноплановой информации, которую работник в сжатые сроки должен изучить, понять и запомнить;

Особенности контингента обучаемых, среди которых руководители и ответственные специалисты, не имеющие возможности отрываться от оперативной работы на длительный срок;

Отсутствие наглядности в предлагаемых для изучения документах, нередко тяжелых для восприятия;

Низкий уровень усвоения материала и, как результат, неудача при прохождении аттестации.

Причинами возникновения этих проблем являются малоэффективные методы подготовки. Традиционно при подготовке к аттестации, которая в большинстве случаев проходит в виде тестирования, работник, прочитав вопрос и варианты ответа, должен перейти к соответствующему документу, зачастую очень объемному, найти соответствующий раздел, мысленно выделить материал, относящийся к вопросу, и понять, что является правильным ответом. Когнитивные способности человека не позволяют эффективно проделывать эти действия десятки раз, поскольку быстро наступает утомление и ухудшается восприятие информации.

В результате обучаемый часто переходит к практике простого «зазубривания» правильных ответов, игнорируя их смысл и место в общей структуре информации. Очевидно, что полученные таким образом «знания» исчезают сразу после прохождения аттестации.

Электронное обучение ускоряет подготовку

Применение электронного обучения, как известно, существенно облегчает и ускоряет подготовку работников к различного рода экзаменам. Оно позволяет вести точный учет изученного материала, дает возможность «поставить на паузу» обучение и вернуться к нему с того же места позже, что очень важно для специалистов, постоянно решающих оперативные вопросы. Но при этом проблемы непосредственного изучения материала остаются, если не применить при разработке электронных курсов современные методики.

Важную роль в электронном обучении играет наглядность. Доказано, что до 90% информации человек получает визуально. Людей с повышенными аудиальными или кинестетическими способностями (аудиалы и кинестетики) гораздо меньше, чем визуалов, но при этом в подавляющем большинстве случаев при очном обучении основной упор делается именно на речь преподавателя. Здесь электронное обучение, в котором наглядность в виде схем, рисунков, графиков и таблиц является главным инструментом, имеет явное преимущество. Однако не надо забывать, что наглядность является именно инструментом, а не целью электронного обучения. В последние годы особенно активно стали развиваться способы представления информации, не содержащие в себе ярких рисунков или сложных цветовых решений. Речь идет о представлении текстовой информации в виде структурированных схем, последовательностей, алгоритмов.

Обучающий продукт «ОКС:Курс.ПРОФ» основан на объединении современной материальной базы в виде ПО и развитых телекоммуникационных сетей и классических разработок в области программированного обучения, впервые предложенного профессором Б. Ф. Скиннером (B. F. Skinner) в 1954 г. и получившего развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных ученых - Н. Ф. Талызиной, П. Я. Гальперина и др.

Основные принципы, на которых разрабатывается «ОКС:Курс.ПРОФ»:

Лаконичность . Информация на слайдах представлена в виде схем, формул, символов. Это позволяет наиболее наглядно и кратко отразить содержащиеся в материале сведения, которые необходимо усвоить, не перегружая память лишней информацией.

Структурность . Материал разбит на блоки, связанные между собой и удобно расположенные для восприятия и запоминания. Это позволяет наиболее упрощенно и наглядно представить обучающий материал, а также отразить связи между составными элементами.

Смысловое акцентирование. Цветовое и графическое выделение, специальное расположение блоков и символов позволяет сосредоточить внимание пользователя на ключевых элементах изучаемого материала, создать образ правильного ответа.

Ассоциативность . Использование ряда ключевых слов и предложений выстраивает у обучаемого правильный образ ответа, что значительно облегчает и ускоряет процесс запоминания нужной информации.

Таким образом, вся рутинная мысленная работа обучаемого по поиску правильного ответа проделана заранее, и он получает четкое представление как о правильном ответе, так и об общей структуре рассматриваемого учебного материала, что кардинальным образом отличается от привычного «зазубривания».

«ОКС:Курс.ПРОФ» - новое слово в обучении

В первую очередь продукты «ОКС:Курс.ПРОФ» ориентированы на быструю самостоятельную подготовку работника к сдаче экзамена по промышленной безопасности по областям аттестации Ростехнадзора, при этом подобные модули могут быть разработаны и по другим областям знаний.

Модуль представляет собой последовательность слайдов по вопросам теста. Слайды разработаны по специальной методике, основанной на принципах опорного конспекта и учитывающей когнитивные особенности обучаемого. Широко используются мнемоника, принципы программируемого обучения и раскрытие семантической структуры текста.

В качестве примера рассмотрим традиционную подготовку по вопросам теста. Для поиска правильного ответа на вопрос «Каково предельное значение разницы в номинальной производительности отдельных форсунок в комплекте, устанавливаемом на мазутный котел?» обучаемый должен найти в объемном тексте документа нужный пункт:

270. Мазутные форсунки перед установкой на рабочее место должны быть испытаны на водяном стенде в целях проверки их производительности, качества распыливания и угла раскрытия факела. Разница в номинальной производительности отдельных форсунок в комплекте, устанавливаемом на мазутный котел, должна быть не более 1,5%. Каждый котел должен быть обеспечен запасным комплектом форсунок. Работа мазутных форсунок без организованного подвода в них воздуха, а также применение нетарированных форсунок не допускается. При эксплуатации форсунок и паромазутопроводов котельной должны быть выполнены условия, исключающие попадание мазута в паропровод.

После этого его необходимо прочитать и вычленить материал для правильного ответа. В этом случае обучаемый должен самостоятельно выявить основные положения текста документа, прочитав его, возможно, не один раз. В «ОКС:Курс.ПРОФ» это делается гораздо нагляднее и проще:

Правильный ответ сразу виден, его можно вычленить за несколько секунд за счет использования цветового выделения. При этом видно, какое место данная информация занимает в общем контексте пункта документа. Полностью раскрыта иерархическая структура материала, показаны все его логические связи, приведены дополнительные данные, непосредственно не входящие в вопрос, но относящиеся к рассматриваемой проблематике.

Подобные методики основаны как на ранних разработках метода опорных конспектов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом (А. Ф. Шаталов), так и на новых средствах, таких как mind map (интеллект-карта или диаграмма связей).

За основу наполнения каждого слайда взяты вопрос и варианты ответа, при этом текст самого вопроса и варианты ответа на него доступны на текущем слайде в один клик. У обучаемого создается образ правильного ответа путем выделения ключевых слов, при этом правильный ответ содержится в рамках полной информации по изучаемому вопросу, которая также запоминается. В результате сочетание выделения ключевых слов со схематическим представлением информации максимально задействует каналы восприятия обучаемого, поэтому правильный ответ запоминается как осознанно, так и бессознательно.

Онлайн-издание

Как устранить человеческий фактор

Профессиональные ошибки, от которых не застрахован никто из нас, могут приводить просто к неловким ситуациям, а могут - к серьезным катастрофам и гибели людей. Как устранить саму возможность вмешательства человеческого фактора в системы, от которых зависит наша безопасность? Об этом говорится в специалиста по эргономике, профессора Университета Ноттингема Сары Шарплз, опубликованной британским онлайн-изданием . Предлагаем вам прочитать ее в переводе на русский язык.

Тодд Лэндмен, профессор политологии, получив приглашение выступить в утренней программе на «Би-би-си» Breakfast TV show, никак не ожидал, что, когда он придет, ему предложат поговорить об альпинизме. Вообще-то его звали на специально назначенную и заранее спланированную программу, темой которой должен был стать Дональд Трамп.

Однако череда примитивных ошибок привела к неловкому недоразумению: ведущий утреннего шоу только в ходе прямого эфира, к большому удовольствию журналистов из конкурирующих изданий и пользователей соцсетей, понял, что его собеседник - не Лесли Биннз, альпинист и бывший британский военнослужащий из Северного Йоркшира, а университетский ученый с американским акцентом.

Подобные ошибки случаются нередко. Многим памятна подобная путаница, когда ведущий «Би-би-си» в прямом эфире пытался интервьюировать конголезского сотрудника IT-сферы Гая Гому о судебном разбирательстве между компанией Apple Computer и группой The Beatles, приняв его за британского журналиста Гая Кюьни.

Никто персонально не был виноват в той путанице, в которую попал Тодд. Вследствие необычной комбинации совпадений и недоразумений ведущие и редакторы «Би-би-си» искренне думали, что Тодд - это Лесли Биннз, и это несмотря на тщательные процедуры планирования каждой программы. Как же получается, что простые ошибки способны приводить к столь существенным сбоям в сложной системе со многими уровнями проверок? Ответив на этот вопрос, мы приблизимся к пониманию того, как предотвращать куда более серьезные ошибки, например, во время медицинских операций или при аварии на борту самолета.

Поможет нам в этом такая наука, как эргономика . Она изучает влияние человеческого фактора и может подсказать, как проектировать устройства и системы с учетом способностей и ограничений, свойственных человеку. Люди часто принимают решения, основанные на неполной информации, и прибегают к примерным правилам, известным как эвристические, чтобы перескочить к наиболее желательному решению или гипотезе. Проблема с решениями, которые мы принимаем на основании этих правил, заключается в том, что они могут быть предвзяты.

В случае с Тоддом ни он сам, ни сотрудница «Би-би-си» просто не ожидали, что может произойти такая путаница. По этой причине каждый из них по-своему понял реплики, которыми они успели обменяться перед съемками. Сотрудница, встретившая Тодда в редакции, обратилась к нему со словами: «Здравствуйте, Лесли, да вы в костюме», - подразумевая под этим отсутствие альпинистского снаряжения. Тодд понял это иначе: «Здравствуйте, [меня зовут] Лесли», - после чего последовала малозначащая реплика по поводу его внешнего вида. Из-за этой разницы интерпретаций, а также дефицита времени в студии ни один из них не понял, что произошла ошибка.

Предвзятость с подтверждением

В системах, для которых безопасность является критическим фактором, последствия таких предубеждений и поступков, совершенных на их основании, могут оказаться куда серьезнее, чем неловкая ситуация, возникшая в результате путаницы на «Би-би-си» Breakfast. В 1989 году пилоты рейса номер 92 авиакомпании British Midland ошибочно решили, что им поступил сигнал о возгорании правого двигателя. Когда они выключили его, вибрация самолета, начавшаяся незадолго до этого, прекратилась.

Так в процесс принятия ими решений вкралась предвзятость, основанная на подтверждении, - их действие привело ровно к тому результату, который они ожидали, поэтому они подумали, что устранили проблему. К сожалению, они изначально неправильно интерпретировали поступившую информацию и выключили не тот двигатель. Самолет разбился на подлете к аэропорту, и 47 пассажиров погибли.

Решения не принимаются в социальном вакууме. Мы следуем социальным нормам и ведем себя так, чтобы соответствовать ожиданиям других людей как на работе, так и за ее пределами. Подобно тому как Тодд не стал разбираться в недоразумении, хотя и заметил, что что-то пошло не так, еще до начала передачи, мы не хотим оспаривать или обсуждать чьи-то решения в определенных ситуациях, когда опасаемся попасть в неловкую ситуацию или когда ответственность лежит не на нас.

Например, в больницах пациенты и младшие медработники часто полагают, что врачи никогда не ошибаются. К сожалению, случай Элейн Бромили , которая скончалась от удушья в ходе самой обычной операции, показывает, чем грозит недопонимание в операционной. К гибели пациентки привело сразу несколько факторов, но особенно подчеркивалось , что медсестры, ассистировавшие при операции, увидели опасность прежде, чем врачи успели осознать всю серьезность происходящего. К несчастью, медсестры не решились побеспокоить врачей вопросами.

Сегодня в больницах Великобритании принимаются специальные меры к тому, чтобы все члены персонала могли обсуждать медицинские решения и оспаривать их, если кому-то - пусть даже самому младшему из коллег - они кажутся неверными.

В случае с рейсом 92 пассажиры услышали, как по внутреннему радио пилоты объявили о неполадках в правом двигателе, но через иллюминаторы им было видно, что горит левый двигатель. Выжившие в катастрофе позже рассказывали, что заметили несоответствие между тем, что видели своими глазами, и тем, о чем объявил командир экипажа, но им не пришло в голову, что это элементарная ошибка и в действия пилотов необходимо срочно внести исправления.

Когда что-то необычное начинает происходить в рамках динамической системы, мы включаем интеллектуальные и социальные навыки, чтобы устранить возможную опасность. Это состояние известно как озарение при стрессе , или бессознательная компетенция. Наиболее сложные динамические системы должны строиться с учетом как особенностей техники, так и человеческого фактора. Они должны сохранять работоспособность, исходя из возможного поведения людей в разных ситуациях, и включать в себя такие компоненты для предотвращения ошибок, как обязательные проверки и формализованный процесс коммуникации.

При этом важно убедиться, что эти компоненты не вводят людей в замешательство и не порождают чувства неловкости между ними. И когда мы столкнемся с чьей-то возможной ошибкой, мы должны чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы собрать всю свою храбрость и вежливо, но твердо сказать: «Сэр, мне кажется, к вам в студию пришел не тот человек».

Перевод с английского Д. Иванова

В феврале этого года на факультете психологии ВШЭ открылось пять научно-учебных групп (НУГ). Рассказом об одной из них - группе когнитивных исследований - наш портал начинает серию публикаций о научных исследованиях психологов Высшей школы экономики.

Как ни парадоксально, в ходе развития науки человек много узнал о внешнем мире, но все еще является загадкой для самого себя. Поэтому когнитивные исследования одни из самых актуальных в сегодняшней науке, а в Высшей школе экономики на факультете психологии открылась специальная научно-учебная группа (НУГ), работа которой посвящена этой тематике.

Когнитивная психология - это область знания, которая занимается выявлением общих законов и механизмов человеческого познания, начиная от восприятия и заканчивая сложными процессами логического мышления и творчества. Часто эта проблематика помимо психологов находится в сфере интересов лингвистов, нейрофизиологов, философов, антропологов, представителей компьютерных наук. То есть наука представляет очень широкое поле для деятельности.

«Наш проект называется «Психологические механизмы сознания и познания человека» - это тоже необъятная тема, - рассказывает заведующий НУГ когнитивных исследований, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии ВШЭ Игорь Уточкин . - У нас работают не только сотрудники Вышки, но и специалисты других вузов, то есть благодаря нашей группе мы смогли объединить психологов, занимающихся когнитивными исследованиями. Соответственно, раз нас много, то и работа идет не в одном, а в нескольких направлениях».

Сам Игорь Уточкин со своими студентами занимается зрительным восприятием и вниманием. Этой же теме посвящена деятельность ведущего научного сотрудника НУГ Марии Фаликман, которая уже почти 10 лет руководит Московским семинаром по когнитивной науке . Коллеги из Института психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета Владимир Спиридонов и Алексей Котов, а также ведущий научный сотрудник НУГ когнитивных исследований Сергей Яголковский сосредоточены на проблемах мышления и творчества.

И, наконец, третье направление ведут старший научный сотрудник НУГ когнитивных исследований Дмитрий Люсин и научный сотрудник этой же группы Виктория Овсянникова, которые проводят когнитивный анализ эмоций. «На первый взгляд, это разные сферы нашей психики, потому что когнитивный процесс связан с познанием, то есть с приобретением и обработкой информации, а эмоции - с отношением к реальности, - отмечает Игорь Уточкин. - Тем не менее, и здесь есть задел для когнитивных исследований. Наши коллеги изучают то, как мы извлекаем и обрабатываем эмоционально окрашенную информацию: например, как мы считываем эмоции с лиц окружающих людей, выделяется ли лицо, выражающее какую-то эмоцию, из множества лиц, которые эту эмоцию не выражают, и так далее. Они занимаются также вопросом о том, как эмоции влияют на процесс познания».

И.о. декана факультета психологии НИУ ВШЭ Владимир Штроо:

«До сих пор на нашем факультете научные исследования носили скорее точечный характер. Если и проводились какие-то разработки, то, как правило, на гранты, выданные во многом под имена именитых профессоров факультета. Почему так произошло? Финансовые возможности факультета невысоки, а очень часто исследования в области психологии требуют наличие современного оборудования. Мы искали разные варианты, но, увы, поиски не увенчались успехом.

В октябре 2010 года ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил факультету подать заявки на создание научно-учебных групп, которые на первых этапах существования должны были поддерживаться средствами из общеуниверситетских фондов. Около семи-восьми такого рода заявок мы обсуждали внутри факультета, на рабочих совещаниях, заседаниях ученого совета. Из них пять были поддержаны.

В феврале 2012 года, научная деятельность факультета, его НУГов, вновь будет на повестке дня. Тогда будет три возможных варианта. Первый: результаты научной деятельности впечатлили, и НУГ может быть переведена в статус лаборатории. Второй: группа не справилась и завершает свою работу. Третий вариант промежуточный - на год продолжается финансирование, но в прежнем формате группы.

НУГи создавались при условии, что они займутся исследовательской тематикой и привлекут туда студентов. Сейчас действуют проекты, посвященные когнитивным исследованиям, когнитивной психофизиологии, нейропсихологии, позитивной психологии и качества жизни и, наконец, психологии бизнеса.

В каждой лаборатории-группе есть свои нюансы. Руководят НУГами преподаватели факультета, в их состав входят молодые преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты».

В целом сотрудники НУГ когнитивных исследований стараются понять, насколько наше поведение и наше познание регулируются сознательными механизмами, а в какой мере все это происходит на неосознаваемом уровне, как это влияет на принятие решений. «Вообще исследования последних десятилетий показывают, что наша свободная воля - это отчасти иллюзия, - говорит руководитель группы. - Даже когда мы думаем, что принимаем решение осознанно, мы очень часто не подозреваем, что эти решения до некоторой степени могут определяться прошлым и сиюминутным контекстом, на который мы не обратили внимания, который не запомнили, или думаем, что не запомнили».

Сейчас в группе идет регулярная экспериментальная работа. Например, Игорь Уточкин изучает ошибку внимания, называемую . Большинство нормальных людей уверены, что если они смотрят на какую-то зрительную сцену, то они обязательно заметят, если что-то изменится. Это некоторая иллюзия. На самом деле, если наше восприятие на какое-то время (хоть на треть секунды) прервется, и в этот момент что-то изменится, то не факт, что мы это заметим. «Я пытаюсь доказать, что фокус нашего внимания окружен мертвой зоной, в которой нам тяжелее всего заметить что-либо, - говорит Игорь Уточкин. - Как ни парадоксально, мы можем не увидеть что-то очевидное вблизи от того места, куда наше внимание непосредственно направлено. Где-то вдалеке нам что-либо заметить даже проще».

Зачем нужны эти работы? Современный человек очень много работает с информацией. Он постоянно что-то смотрит, слушает, читает книги, пользуется Интернетом. Как справиться с этим потоком информации? Как правильно ее использовать? Без поддержки тут явно не обойтись. Например, когнитивные исследования могут ответить на вопрос об эффективности рекламы: посмотрит ли на нее человек, а если посмотрит, то повлияет ли она на поведение. Потому что человек может смотреть на что-то, но это еще не значит, что он внимателен к информации. В рекламе такая ситуация приводит лишь к материальным потерям рекламодателя. Увы, бывают и более серьезные ошибки, которые приводят к ДТП, катастрофам, авариям, обычно в этом случае говорят о человеческом факторе. Даже решая простые задачи и принимая решение - повседневное, не судьбоносное, - человек также нередко оказывается в плену заблуждений и иллюзий, хотя ему и кажется, что его решение разумное и взвешенное. Недаром статья когнитивных психологов Дэниела Канемана и Амоса Тверски 1979 года в журнале Econometrica, где они с помощью простых экспериментов показали экономистам очевидную для психологов истину об ограниченной рациональности человека, стала одной из самых цитируемых статей в области экономики. Кстати, один из ее авторов Дэниел Канеман в 2002 году удостоился Нобелевской премии по экономике.

«Фундаментальные исследования в области психологии познания - это один из мощнейших источников исследования человеческого фактора, - уверен Игорь Уточкин. - Явно есть задача в каких-то рутинных вещах снизить роль человеческого фактора, особенно там, где высока вероятность ошибок. Вместе с тем, стараясь избежать ошибок, нам следует не только отнимать у человека рутинные функции, но и совершенствовать его возможности по работе с информацией, разрабатывая обучающие технологии и интерфейсы, учитывающие когнитивную реальность. На данном этапе развития технологий можно вполне серьезно говорить, например, о понятии «когнитивный дизайн» (термин, кстати, ввел еще один когнитивный психолог - Дональд Норман, в свое время консультировавший по вопросам когнитивного дизайна такие компании, как Apple, Hewlett Packard, Motorola и другие)».

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Человеческий фактор как причина ошибочных действий

Любому человеку свойственны ограничения возможностей или ошибки. Не всегда психологические и психофизиологические характеристики человека соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем. Характеристики, возникающие при взаимодействии человека и технических систем, часто называют «человеческий фактор». Ошибки, называемые проявлением человеческого фактора, как правило, непреднамеренны: человек выполняет ошибочные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причины, способствующие ошибочным действиям человека, можно объединить в несколько групп:

  • недостатки информационного обеспечения, отсутствие учёта человеческого фактора;
  • ошибки, вызванные внешними факторами;
  • ошибки, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;
  • ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Отсутствие полной уверенности в успешности выполнения предстоящего действия, сомнения в возможности достижения цели деятельности порождают эмоциональную напряженность , которая проявляется как чрезмерное волнение, интенсивное переживание человеком процесса деятельности и ожидаемых результатов. Эмоциональная напряженность ведет к ухудшению организации деятельности, перевозбуждению или общей заторможенности и скованности в поведении, возрастании вероятности ошибочных действий. Степень эмоциональной напряженности зависит от оценки человеком своей готовности к действиям в данных обстоятельствах и ответственности за их результаты. Появлению напряженности способствуют такие индивидуальные особенности человека, как излишняя впечатлительность, чрезмерная старательность, недостаточная общая выносливость, импульсивность в поведении.

Источником ошибок может служить снижение внимания в привычной и спокойной обстановке. В такой ситуации человек расслабляется и не ожидает возникновения какого-либо осложнения. При монотонной работе иногда появляются ошибки, которые практически никогда не встречаются в напряженных ситуациях.

Ошибки в выполнении тех или иных действий могут быть связаны с неудовлетворительным психическим состоянием человека. При этом у человека подавленное настроение, повышенная раздражительность, замедленность реакций, а иногда, наоборот, излишние волнение, суетливость, ненужная говорливость. У человека рассеивается внимание, возникают ошибки при выполнении необходимых действий, в особенности при неожиданных отказах оборудования или внезапных изменениях ситуации.

Причинами, способствующими появлению такого состояния, могут быть переживание какого-либо неприятного события, утомление, начинающееся заболевание, а также неуверенность в своих силах или недостаточная подготовленность к данному сложному или новому виду деятельности.

Причиной появления ошибок человека могут быть отсутствие или недостаточность информационной поддержки (специальные обработчики таких ситуаций в программном обеспечении, наглядные материалы и инструкции); особенно сильно эта проблема проявляется в экстремальных ситуациях и в условиях дефицита времени на принятие решения.

Литература

  • Ж. Кристеноен, Д. Мейстер, П. Фоули и др. (Gavriel Salvendy) Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 1. Эргономика - комплексная научно-техническая дисциплина: = Handbook of Human Factors / В. П. Зинченко , В. М. Мунипов . - М .: «Мир», 1991. - Т. 1. - С. 526. - 599 с. - 9000 экз. - ISBN 5-03-001710-0 , ISBN 5030017097 (ISBN 0471880159)

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Человеческий фактор" в других словарях:

    Впервые в литературе встречается как название книги «Человеческий фактор в предпринимательстве» (1921) Бенджамина Сибома (1871 1954). Близкий по смыслу оборот «человеческий элемент» появился в Англии не позднее 1887 г. В СССР это выражение,… … Словарь крылатых слов и выражений

    - «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР», СССР, КАЗАХФИЛЬМ, 1984, цв., 79 мин. Криминально производственная драма. Юная и принципиальная Дария Каратаева, экономист швейной фабрики, став свидетелем крупных финансовых нарушений, вступает в непримиримую борьбу с… … Энциклопедия кино

    1) психологические и др. характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности; 2) причина несчастного случая, аварии, происшествия в результате неправильных действий человека. Вклад Ч.ф. в… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных качеств людей: ценностные ориентиры; нравственные принципы; нормы поведения в сфере труда, досуга, потребления; жизненные планы; уровень знаний и информированности; характер… … Словарь бизнес-терминов

    человеческий фактор - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN human factor … Справочник технического переводчика

    человеческий фактор - о роли и значении человека в общественной жизни, в социальных процессах; обо всем, что связано в этих процессах с человеком как субъектом деятельности. Выражение – из заглавия книги Бенджамина Сибома “Человеческий фактор в предпринимательстве”… … Справочник по фразеологии

    человеческий фактор - rus человеческий фактор (м) eng human factor fra facteur (m) humain deu menschlicher Factor (m), humane Komponente (f) spa factor (m) humano … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

    человеческий фактор - žmogaus faktorius statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. human factor vok. menschlicher Faktor, m rus. человеческий фактор, m pranc. facteur humain, m … Automatikos terminų žodynas

    человеческий фактор - žmogaus veiksnys statusas T sritis radioelektronika atitikmenys: angl. human factor vok. Human Faktor, m rus. человеческий фактор, m pranc. facteur humain, m … Radioelektronikos terminų žodynas

Понятие о человеческом факторе.

1.2.1. Термин «Человеческий фактор», при его употреблении в обиходе, часто охватывает в себе все аспекты человеческой деятельности и требует чёткого определения. В работе системы любой степени сложности человеку отводится важная роль. Человек представляет собой наиболее гибкий, способный к адаптации элемент авиационной системы. В тоже время, человек наиболее уязвим с точки зрения возможности отрицательного влияния на его деятельность. В течение многих лет каждые три из четырёх авиационных происшествия происходят в результате сбоев в работоспособности человека. Эти сбои обычно классифицируются как «ошибка» человека.

1.2.2. С точки зрения деятельности по предотвращению авиационных происшествий, термин «ошибка» человека не играет положительной роли. С его помощью можно лишь определить место в системе, где произошёл сбой но, не возможно установить, почему он произошел. «Ошибка», связанная с деятельностью человека в системе, может быть предопределена на этапе проектирования самой системы или спровоцирована недостаточной подготовленностью персонала, плохо отработанными процедурами, не совершенством концепции и формата действующих контрольных перечней или руководств. В определении термина «ошибка» человека не учтены некоторые скрытые факторы, которые должны тщательно анализироваться.

1.2.3. Хорошие понятие о человеческом факторе и знания о нём необходимы для того, чтобы уметь заранее определить возможности и ограничения возможностей человека в различных условиях его деятельности и применять такие знания на практике.

(Достаточные знания о человеке и его возможностях познаются в процессе изучения его деятельности. Важным фактором в изучении человека и его способностей является метод индивидуального подхода к каждому. Формальный подход в этой работе не допустим. Очень важно, при этом, выяснить особенности характера человека, проявляющихся в ситуациях, близких к критическим ситуациям и реакцию на протекающие события. Знания о человеке позволят осуществить планирование и дальнейшее его использование руководителем.) Выражения «человеческий фактор», «аспекты человеческой деятельности» и «элементы человеческой деятельности» имеют одно и тоже значение.

На начальном этапе развития авиации считалось, что лучшими знаниями в области физиологии человека обладают врачи. По этой причине в области знаний о человеческом факторе сложился один из наиболее устойчивых предрассудков, который заключается в том, что человеческий фактор принадлежит к одной из областей медицины. И только за истекшие полстолетия работа в этой области была переориентирована на изучение прикладных аспектов деятельности человека в области авиации и в сложных производственных системах. Важную роль человеку отводят:



· В процессах принятия решений и познании;

· в проектировании оборудования систем, органов управления воздушных судов и т.д.

·в ведении связи и в программном обеспечении

· в подготовке планов, карт, руководств по эксплуатации и т.д.

Знания в области человеческого фактора находят широкое применение

· при отборе и расстановке кадров

· во время обучения персонала и при производстве проверки его знаний

· в целях разработки профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий и в ходе их расследования.

Теоретическими источниками в изучении влияния человеческого фактора в областях его влияния служат такие науки, как:

· Психология и физиология человека;

· Антропометрия и биомеханика;

· Биология и хронобиология.

Не возможно провести какой-либо анализ надлежащим образом и сделать значимые выводы по результатам представляемых обзоров или исследований, если нет определённых статистических данных.

Работа, проводимая в области человеческого фактора, должна быть ориентирована, прежде всего, на решение практических проблем в реальной области. Исследования должны быть направлены на решение существующих проблем, а не на изучение теории.

(Опыт работы других подразделений использовать необходимо но, не всегда использование этого опыта приводит к положительным результатам. Причиной тому может быть тот факт, что предмет исследования, будь-то персонал или система или условия или обстоятельства, различны. Поэтому исследования должны проводиться самостоятельно с учётом собственных условий и специфики работы. Для проведения таких исследований должен быть подготовлен персонал, способный провести исследования и выполнить определённый анализ. Без наличия подготовленного персонала в области проведения исследования влияния человеческого фактора на безопасность полётов, положительных результатов ожидать не следует. Формально можно выполнить все рекомендации, учесть причины авиационных происшествий, произошедших в других авиакомпаниях, но реальных результатов не добиться. Эти особенности должны учитываться органами, осуществляющими контроль за безопасностью.).

1.2.6. Человеческий фактор---- это наука о людях, их поведении и поступках в той обстановке, в которой они живут и трудятся, наука об их взаимодействии с машинами и механизмами, процедурами и окружающей обстановкой, наука о взаимодействии людей между собой. По определению профессора Эдварса, человеческий фактор это «Работа в области человеческого фактора, направленная на оптимизацию взаимоотношений между людьми и их деятельностью путём системного применения знаний о человеке в рамках конструирования систем. Термин «Деятельность», по определению профессора Эдварса, это проявление интереса людей к контактам между собой и особенности их поведения, как индивидуумов, так и в коллективах.

Цели исследования в области человеческого фактора заключаются в обеспечении эффективности функционирования всей производственной системы и её безопасности а, также нормального самочувствия каждого индивидуума, занятого в это системе. Интеграция человеческого фактора на этапе конструирования систем означает то, что специалисты в области человеческого фактора определяют задачи и методы деятельности человека а, также те трудности и ограничения, при которых люди, работающие во взаимосвязанных областях, должны принимать решения. Информация о человеческом факторе должна использоваться в той степени, на сколько это нужно для решения реальной, существующей проблемы, то есть избирательно. (Существующая практика работы инспекции по безопасности полётов, требовать исполнения того или иного требования без учёта местной специфики, себя не оправдывает и практических результатов не приносит. Формально требования документа выполняются но, при наличии местных свойств, время, затраченное на проведение требуемой работы, тратится без пользы. Свидетельством этому являются периодически составляемые акты с одними и теми недостатками в работе.).

1.2.7. Термины «эргономика» и «человеческий фактор» тесно связаны между собой, так как деятельность человека происходит в среде, где присутствуют различного рода механизмы. Успешная работа человека с любым механизмом зависит от степени понятия человеком самой сути создания механизма. По этой причине и появилась наука об эргономике и эргономических системах. Сам термин «эргономика» происходит от греческих слов «ergon», что означает «работа» и «nomos», что означает «закон природы». Под термином «эргономика» подразумевается изучение эффективности деятельности людей в рабочей обстановке ил в какой степени созданная и оснащённая механизмами система позволяет эффективно работать оператору. В ряде государств термин «эргономика» используется, исключительно, для изучения вопросов, которые связаны с проектированием.