Главная · Насморк · Функциональные пробы дыхания. Функциональные пробы дыхательной системы: что это и для чего проводится

Функциональные пробы дыхания. Функциональные пробы дыхательной системы: что это и для чего проводится

Функциональная проба - неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.

Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля. Нередко неблагоприятные реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием, переутомлением, перетренированностью.

Приводим наиболее часто встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.

Функциональные пробы позволяют получить информацию о функциональном состоянии органов дыхания. С этой целью применяют спирометрию, ультразвуковое исследование, определение минутного и ударного объемов и другие методы исследования. Спирометрия - измерение жизненной емкости легких и других легочных объемов при помощи спирометра. Спирометрия позволяет оценить состояние внешнего дыхания.

Функциональная проба Розенталя позволяет судить о функциональных возможностях дыхательной мускулатуры. Проба проводится на спирометре, где у обследуемого 4-5 раз подряд с интервалом в 10-15 с. определяют ЖЕЛ. В норме получают одинаковые показатели. Снижение ЖЕЛ на протяжении исследования указывает на утомляемость дыхательных мышц.

Проба Вотчала-Тиффно - функциональная проба для оценки трахеобронхиальной проходимости путем измерения объема воздуха, выдыхаемого в первую секунду форсированного выдоха после максимального вдоха, и вычисление его процентного отношения к фактической жизненной емкости легких (норма - 70-80 %). Пробу проводят при обструктивных заболеваниях бронхов и легких. Коэффициент использования кислорода - процентное отношение доли кислорода, используемой тканями, к общему содержанию его в артериальной крови. Является важным показателем, характеризующим процессы диффузии через альвеолярно-капиллярные мембраны (норма 40 %). Кроме того, по специальным показаниям проводят бронхоспирографию (изучение вентиляции одного легкого, изолированного путем интубации бронха); тест с блокадой легочной артерии и измерением давления в ней (повышение давления в легочной артерии выше 40 мм рт. ст. свидетельствует о невозможности пневмоэктомии из-за развития после операции гипертензии в легочной артерии).

Функциональные пробы на задержку дыхания - функциональная нагрузка с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) или после выдоха (проба Генчи), измеряется время задержки в секундах. Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, а проба Генчи - на фоне глубоко выдоха. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.

Оборудование: секундомер.

Проба Штанге. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят задержать дыхание на глубоком вдохе на максимально возможное для него время.

После проведения первой пробы необходим отдых 2-3 минуты.

Проба Генчи. После 2-3 глубоких вдохов-выдохов человека просят глубоко выдохнуть и задержать дыхание на максимально возможное для него время.

Оценка результатов тестирования проводится на основании таблиц (Таблица 1, Таблица 2). Хорошие и отличные оценки соответствуют высоким функциональным резервам системы кислородообеспечения человека.

Таблица 1. Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генчи

Таблица 2. Оценка общего состояния обследуемого по параметру пробы Штанге

Дистанционный этап краевого форума «Молодежь и наука»

Полное название темы работы

Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков.

Название секции форума

Медицина и здоровье

Тип работы

Исследовательская работа

Александрова Светлана Андреевна

Ярушина Дарья Игоревна

Место учебы :

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северо-Енисейская средняя школа №2»

Класс

Место выполнения работы

МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2»

Руководитель

Носкова Елена Михайловна учитель биологии

Научный руководитель

Ответственный за корректуру текста работы

e-mail (обязательно)
Контактный телефон

Ele20565405 @yandex.ru

Аннотация

Александрова Светлана Андреевна Ярушина Дарья Игоревна

МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа №2», 8а класс

Изучение и оценка функциональных проб дыхательной системы у подростков

Руководитель: Носкова Елена Михайловна, МБОУ ССШ№2 , учитель биологии

Цель научной работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.

Методы исследования :

Основные результаты научного исследования: Человек в состоянии оценить состояние своего здоровья и оптимизировать свою деятельность. Для этого подростки, могут овладеть необходимыми знаниями и умениями, обеспечивающими возможность ведения здорового образа жизни.

Введение

У нашей соседки Юли родилась недоношенная дочь. И из разговоров взрослых было только и слышно, что многие недоношенные дети умирают, потому что у них не начинается самостоятельное дыхание. Что жизнь человека начинается с первого крика. Строение дыхательной системы и понятие жизненная емкость легких мы изучили на уроках биологии. Так же мы узнали, что во внутриутробном развитии легкие не участвуют в акте дыхания и находятся в спавшемся состоянии. Расправление их начинается с первым вдохом ребенка, однако полностью оно происходит не сразу, и отдельные группы альвеол могут оставаться нерасправленными. Таким детям нужен особый уход. Нас заинтересовал вопрос. Чем же с возрастом должна заниматься эта девочка, чтобы объем легких и жизненная емкость увеличилась?

Актуальность работы. Физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия. Но дети часто болеют простудными заболеваниями, не занимаются спортом, курят.

Цель работы: научиться объективно оценивать состояние дыхательной системы подростка и организма в целом и выявить зависимость её состояния от занятий спортом.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

- изучить литературу о строении и возрастных особенностях дыхательной системы у подростков, о влиянии загрязнений воздуха на работу дыхательной системы;

Дать оценку состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Объект исследования : учащиеся школы

Предмет исследования исследование состояния дыхательной системы двух групп подростков: активно занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент, сравнение, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

Практическая значимость . Полученные результаты можно использовать в качестве пропаганды здорового образа жизни и активных занятий такими видами спорта: легкая атлетика, лыжи, плавание

Гипотеза исследования:

Считаем, что если нам в ходе исследования удастся выявить определённое положительное влияние

занятий спортом на состояние дыхательной системы, то можно будет пропагандировать их

Как одно из средств укрепления здоровья.

Теоретическая часть

1. Строение и значение дыхательной системы человека.

Дыхание – это основа жизни любого организма. В ходе дыхательных процессов кислород поступает ко всем клеткам тела и используется для энергетического обмена – расщепления пищевых веществ и синтеза АТФ. Сам процесс дыхания состоит из трех этапов: 1 -внешнее дыхание (вдох и выдох), 2 -газообмен между альвеолами легких и эритроцитами, транспорт кислород а и углекислого газа кровью, 3- клеточное дыхание – синтез АТФ при участии кислорода в митохондриях. Дыхательные пути (носовая полость, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы) служат для проведения воздуха, а газообмен происходит между клетками легких и капиллярами и между капиллярами и тканями организма. Вдох и выдох происходят за счет сокращений дыхательной мускулатуры – межреберных мышц и диафрагмы. Если при дыхании преобладает работа межреберных мышц, то такое дыхание называется грудным (у женщин), а если диафрагмы – то брюшным (у мужчин). Регулирует дыхательные движения дыхательный центр, который находится в продолговатом мозге. Его нейроны реагируют на импульсы, приходящие от мышц и легких, а также на повышение концентрации углекислого газа в крови.

Жизненная емкость легких - это тот максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального входа. Жизненная ёмкость легких является возрастным и функциональным показателем системы дыхания. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает приспособляемость больного к выполнению физической нагрузки. При регулярных занятиях спортом увеличивается жизненная емкость легких, происходит наращивание мощности дыхательных мыщц, подвижности грудной клетки, эластичности лекгих. Жизненную ёмкость легких и составляющие её объёмы определяли с помощью спирометра. Спирометр имеется в медицинском кабинете каждой школы.

Практическая часть

1. Определение максимального времени задержки дыхания на глубоком вдохе и выдохе (проба Генчи-Штанге) Проба Штанге: обследуемый в положении стоя делает вдох, затем глубокий выдох и вновь вдох, составляющий 80 - 90 процентов от максимального. Отмечается время задержки дыхания в секундах. При обследовании детей проба проводится после трех глубоких вдохов. Проба Генчи: после обычного выдоха исследуемый человек задерживает дыхание. Время задержки определяется в секундах.

Для проведения экспериментального исследования нами было подобрано две группы добровольцев восьмых классов по 10 человек, различающиеся тем, что в одной группе были учащиеся, активно занимающиеся спортом (таблица 1), а в другой равнодушные к занятиям физкультуры и спорта (таблица 2).

Таблица 1. Группа испытуемых ребят, занимающихся спортом

№ п/п

Имя испытуемого

Вес

(кг.)

Рост (м.)

Индекс Кетле

(вес кг./рост м 2 )

N = 20-23

фактически

норма

Алексей

1,62

17,14 меньше нормы

19,81

Денис

14 лет 2 мясаца

1,44

20,25 норма

16,39

Анастасия

14 лет 7 месяцев

1,67

17,92 меньше нормы

20,43

Сергей

14 лет 3 месяца

1,67

22,59 норма

20,43

Михаил

14лет 5 месяцев

1,70

22,49 норма

20,76

Елизавета

14 лет 2 месяца

1,54

19,39 меньше нормы

18,55

Алексей

14 лет 8 месяцев

1,72

20,95 норма

20,95

Максим

14 лет 2 месяца

1,64

21,19 норма

20,07

Никита

14 лет 1 месяц

1,53

21,78 норма

18,36

Андрей

15 лет 2 месяца

1,65

21,03 норма

20,20

ИМТ = m| h 2 , где m – масса тела в кг, h – рост в м. Формула идеального веса: рост минус 110 (для подростков)

Таблица 2. Группа испытуемых ребят, не занимающихся спортом

№ п/п

Имя испытуемого

Возраст (полных лет и месяцев)

Вес

(кг.)

Рост (м.)

Индекс Кетле

(вес кг./рост м 2 )

N = 20-25

фактически

норма

Алина

14 лет 7 месяцев

1,53

21,35 норма

18,36

Виктория

14 лет 1 месяц

1,54

18,13 меньше нормы

18,55

Виктория

14 лет3 месяца

1,59

19,38 меньше нормы

21,91

Нина

14 лет 8 месяцев

1,60

19,53 меньше нормы

19,53

Карина

14 лет 9 месяцев

19,19 меньше нормы

22,96

Светлана

14 лет 3 месяца

1,45

16,64 меньше нормы

16,64

Дарья

14 лет 8 месяцев

1,59

17,79 меньше нормы

19,38

Антон

14 лет 8 месяцев

1,68

24,80 норма

20,54

Анастасия

14 лет 3 месяца

1,63

17,68 меньше нормы

19,94

Руслана

14 лет 10 месяцев

1,60

15,23 меньше нормы

19,53

Анализируя данные таблицы, мы заметили, что абсолютно у всех ребят из группы не занимающихся спортом индекс Кетле (массо-ростовой показатель) ниже нормы, а по физическому развитию ребята имеют средний уровень. Ребята из первой группы наоборот все имеют уровень физического развития выше среднего и по 50 % испытуемых по массо-ростовому индексу соответствуют норме, оставшаяся половина не значительно превышают показатели нормы. По внешнему облику ребята из первой группы сложены более атлетически.

У здоровых 14 -летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 25, девочек 24 секунд . При пробе Штанге испытуемый задерживает дыхание на вдохе, прижав нос пальцами. У здоровых 14 – летних школьников время задержки дыхания равняется у мальчиков 64, девочек – 54 секунд . Все пробы повторяли три раза.

На основе полученных результатов было найдено среднее арифметическое и данные были занесены в таблицу № 3.

Таблица 3. Результаты функциональной пробы Генчи-Штанге

№ п/п

Имя испытуемого

Проба Штанге (сек.)

Оценка результата

Проба Генчи

(сек.)

Оценка результата

Группа, занимающихся спортом

Алексей

Выше нормы

Выше нормы

Денис

Выше нормы

Выше нормы

Анастасия

Выше нормы

Выше нормы

Сергей

Выше нормы

Выше нормы

Михаил

Выше нормы

Выше нормы

Елизавета

Выше нормы

Выше нормы

Алексей

Выше нормы

Выше нормы

Максим

Выше нормы

Выше нормы

Никита

Выше нормы

Выше нормы

Андрей

Выше нормы

Выше нормы

Алина

Ниже нормы

Ниже нормы

Виктория

Ниже нормы

Ниже нормы

Виктория

Ниже норма

Ниже нормы

Нина

Ниже нормы

Ниже нормы

Карина

Ниже нормы

Ниже нормы

Светлана

Ниже нормы

Норма

Дарья

Ниже норма

Выше нормы

Антон

Ниже нормы

Выше нормы

Анастасия

Норма

Норма

Руслана

Норма

Норма

C пробой Генчи в первой группе все справились успешно: 100 % ребят показали результат выше нормы, а во второй группе только 20 % показали результат выше нормы, 30% соответствует норме,а 50 % – наоборот ниже нормы.

С пробой Штанге в первой группе 100 % ребят дали результат выше нормы, а во второй группе с задержкой дыхания на вдохе в пределах нормы справились 20%, а оставшаяся группа показала результаты ниже нормы. 80%

2. Определение времени максимальной задержки дыхания после дозированной нагрузки (проба Серкина)

Для более объективной оценки состояния дыхательной системы испытуемых мы провела с ними ещё одну функциональную пробу – пробу Серкина.

После проведенных испытаний результаты оцениваются по данным таблицы 4:

Таблица 4. Данные результаты для оценки пробы Серкина

Задержка дыхания в покое, t сек А

Задержка дыхания после 20 приседаний, t сек.

Б –после работы

Б/А 100%

Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин, t сек С- после отдыха

В/А 100%

Здоров, тренирован

50 – 70

Более 50 % от фазы 1

Более 100 % от фазы 1

Здоров, не тренирован

45 – 50

30 – 50 % от фазы 1

70 – 100 % от фазы 1

Скрытая недостаточность кровообращения

30 – 45

Менее 30 % от фазы 1

Менее 70 % от фазы 1

Полученные результаты всех участников эксперимента занесены в таблицу 5:

Таблица 5. Результаты пробы Серкина

№ п/п

Имя испытуемого

Фаза 1 – задержка дыхания в покое, t сек

Задержка дыхания после 20 приседаний

Задержка дыхания после отдыха в течение 1 мин

Оценка результатов

T 25 0 , сек

% от фазы 1

t, сек

% от фазы 1

Группа, занимающихся спортом

Алексей

Здоров не тренирован

Денис

Здоров тренирован

Анастасия

Здорова не тренирован

Сергей

Здоров тренирован

Михаил

Здоров не тренирован

Елизавета

Здорова тренирована

Алексей

Здоров тренирован

Максим

Здоров тренирован

Никита

Здоров не тренирован

Андрей

Здоров не тренирован

Группа, не занимающихся спортом

Алина

Здорова не тренирована

Виктория

Здорова не тренирована

Виктория

Здорова не тренирована

Нина

Здорова не тренирована

Карина

Здорова не тренирована

Светлана

Здорова не тренирована

Дарья

Здорова не тренирована

Антон

Здоров не тренирован

Анастасия

Здорова не тренирована

Руслана

Здоров не тренирован

Проанализировав результаты обеих групп, можем сказать следующее:

Во-первых, ни в первой, ни во второй группе не выявлено детей со скрытой недостаточностью кровообращения;

Во-вторых, все ребята второй группы относятся к категории «здоровые не тренированные», что в принципе и следовало ожидать.

В-третьих, в группе ребят, активно занимающихся спортом, только 50 % относится к категории «здоровые, тренированные», а об остальных пока такового не скажешь. Хотя этому есть разумное объяснение. Алексей участвовал в эксперименте после перенесенного ОРЗ.

в – четвертых, отклонение от нормальных результатов при задержки дыхания после дозированной нагрузки, можно объяснить общей гиподинамией 2 группы, что отражается на развитии дыхательной системы

Выводы

Подводя итоги своего исследования, хотим отметить следующее:

Экспериментальным путем нам удалось доказать, что занятия спортом способствуют развитию дыхательной системы, так как по результатам пробы Серкина можно сказать что у 60 % детей из группы 1 время задержки дыхания возросло, а это значит, что у них дыхательный аппарат более подготовлен к нагрузкам;

Функциональные пробы Генчи-Штанге также показали, что ребята из группы 1 находятся в более выгодном положении. Их показатели выше нормы по обеим пробам соответственно 100 % и 100 %.

Новорожденная девочка у молодой мамы выжила. Даже была на исскуственной вентиляции легких. Ведь дыхание – самая важная функция организма, влияющая на физическое и умственное развитие. Недоношенные дети входят в группу риска по заболеванию пневмонией.

Хорошо развитый дыхательный аппарат - надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, многочисленными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) - это первый этап на пути к улучшению здоровья. Потому в будущем мы посоветуем ей заняться спортом.

Для укрепления и развития дыхательной системы необходимо заниматься спортом регулярно.

Список литературы

1.Георгиева С. А. « Физиология» Медицина 1986г. Стр 110 - 130

2. Федюкевич Н И. «Анатомия и физиология человека» Феникс 2003г. Стр181 – 184

3. Колесов Д.В.., Маш Р.Д. Беляев И.Н.Биология: человек. – Москва, 2008 8 кл.

4. Федорова М.З. В.С.Кучменко Т.П. Лукина. Экология человека Культура здоровья Москва 2003 стр 66-67

Ресурсы интернет

5.http://www.9months.ru/razvitie_malysh/1337/rannie-deti


Для выявления скрытых нарушений функционирования и резервных возможностей сердечно-сосудистой системы используются дозированные нагрузки (тесты) с анализом результатов пульсометрии и артериальной тонометрии в ответ на нагрузку, а также восстановительных реакций.

В физиолого-гигиенических исследованиях наиболее распространены дозированные функциональные пробы:

Ø физические, например: 20 приседаний за 30 с; двухминутный бег на месте в темпе 180 шагов/мин; трехминутный бег на месте; велоэргометрические нагрузки; степ-тест;

Ø нервно-психические (умственно-эмоциональные);

Ø респираторная , в которую входят пробы с вдыханием смесей с разным содержанием кислорода или углекислоты; задержка дыхания;

Ø фармакологические (с введением разных веществ).

При снижении физиологических резервов организма под влиянием длительной и тяжелой физической работы, кроме изменения числовых характеристик показателей функциональных проб, может затягиваться период восстановления физиологических функций. Одновременно может снижаться работоспособность человека по прямым показателям эффективности работы.

Практическое задание № 1

Функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы

Ход работы . В опыте участвуют четверо: испытуемый, измеряющий АД, подсчитывающий пульс и записывающий данные измерений в таблице.

1) Усаживают испытуемого . Один из участников опыта измеряет у него СД и ДД, второй заполняет таблицу отчета, третий подсчитывает пульсовые удары и тоже протоколирует их.

Определение АД и пульса идет обязательно одновременно. Измерения проводят несколько раз, пока не будут получены по два одинаковых (близких) показателя АД и одинаковых (близких) пульса.

2) Предлагают испытуемому встать . Измеряют давление несколько раз подряд. Одновременно за каждые 15с сообщаются данные частоты пульса. Измерения проводят до тех пор, пока показатели не вернутся к исходным величинам (до полного восстановления).

3) Аналогичное наблюдение надо провести после физической нагрузки - 20 приседаний.

Определяем тип реакции гемодинамики на функциональные нагрузки из существующих трёх основных:

- адекватный - с умеренным учащением пульса не более чем на 50 %, увеличением СД до 30 % при незначительных колебаниях ДД и восстановлением за 3-5 мин;

- неадекватный - с чрезмерным увеличением показателей пульса и АД и задержкой восстановления на более 5 мин;

- парадоксальный – не соответствующий энергетическим потребностям, с колебаниями показателей менее 10% около исходного уровня.

Оценку тренированности сердечно-сосудистой системы к выполнению физической нагрузки, оценку ее резервных возможностей рассчитывают по следующим показателям:

А) коэффициент выносливости (KB), рассчитываемый по формулам Руфье :

либо Руфье-Диксона :

где ЧСС п - исходный пульс покоя; ЧСС1 - пульс за первые 10 с первой минуты после нагрузки; ЧСС 2 - пульс за последние 10 с первой минуты после нагрузки.

Оценка коэффициента выносливости по 4-бальной шкале

Б) показатель качества реакции:

,

где: ПД1, ЧСС1 – пульсовое давление до нагрузки;

ПД 2 , ЧСС 2 - пульсовое давление, соответственно, после нагрузки.

Оценка: у здорового человека ПКР = или < 1.

Увеличение ПКР свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

4. Составить письменный отчёт о выполненной работе с выводами и рекомендациями

Вопросы к защите практического занятия

1. Постройте графики восстановления ЧСС по полученным данным.

3. Для чего на практике нужны полученные данные?

4. Что мы понимаем под определениями утомление, переутомление?

5. Поясните понятия работоспособность?

6. Что подразумевает определение оптимальный режим труда?

Оценка функционального состояния внешнего дыхания. Функциональные пробы на реактивность дыхательной системы.

Введение

Адаптация – это процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды. Это термин обозначающий приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям. Адаптацией называют все виды врождённой и приобретённой приспособительной деятельности организмов с процессами на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Адаптация поддерживает постоянство внутренней среды организма.

1. Теоретическая часть

Адаптационный потенциал человека - это показатель приспособления, устойчивости человека к условиям жизни, постоянно меняющимся под воздействием климатоэкологических и социально-экономических и других факторов среды обитания.

В зависимости от способности адаптироваться В.П.Казначеев различает два типа людей: «спринтеров», которые легко и быстро приспосабливаются к резким, но кратковременным изменениям внешней среды, и «стайеров», которые хорошо адаптируются к длительно действующим факторам. Процесс адаптации у стайеров развивается медленно, но установившийся новый уровень функционирования характеризуется прочностью и стабильностью.

А. В. Коробков предложил выделять два вида адаптации: активную (компенсаторную) и пассивную.

Одной из главных разновидностей пассивной адаптации является состояние организма при гиподинамии, когда организм вынужден приспосабливаться к мало- или бездействию регуляторных механизмов. Дефицит проприоцептивных раздражителей приводит к дезорганизации функционального состояния организма. Сохранение жизнедеятельности при этом виде адаптации требует специально разработанных мероприятий, целью которых является сознательная активная двигательная деятельность человека, включая рациональную организацию режима работы и отдыха.

Особенности адаптации человека

При чрезмерной функциональной активности организма из-за нарастания интенсивности воздействия средовых факторов, вызывающих адаптацию до экстремальных величин, может возникнуть состояние дизадаптации. Деятельность организма при дизадаптации отличается функциональной дискоординацией его систем, сдвигами гомеостатических показателей, неэкономичностью энергозатрат. Системы кровообращения, дыхания и др., как и общее функционирование организма, вновь приходят в состояние повышенной активности.

Исходя из положения о том, что переход от здоровья к болезни осуществляется через ряд последовательных стадий процесса адаптации и возникновение заболевания является следствием нарушения адаптационных механизмов, была предложена методика прогностической оценки состояния здоровья человека.

Возможны четыре варианта донозологического диагноза:

1. Удовлетворительная адаптация . Лица данной группы характеризуются малой вероятностью заболеваний, они могут вести обычный образ жизни;

2. Напряжение механизмов адаптации . У лиц данной группы вероятность заболевания выше, механизмы адаптации напряжены, по отношению к ним требуется применение соответствующих оздоровительных мероприятий;

3. Неудовлетворительная адаптация . Эта группа объединяет людей с высокой вероятностью возникновения заболеваний в достаточно близком будущем, если не будут приняты профилактические меры;

4. Срыв адаптации . К этой группе относятся люди со скрытыми, нераспознанными формами заболеваний, явлениями «предболезни», хроническими или патологическими отклонениями, требующими более детального врачебного обследования.

На практике требуется определить степень адаптации организма человека к условиям среды обитания, включающим особенности профессии, отдыха, питания, климатические и экологические факторы.

3. Практическая часть

Пульсометрия

Ø на лучевой артер ии - захватить кисть в области лучезапястного сустава так, чтобы указательный, средний и безымянный пальцы располагались с ладонной стороны, а большой - с тыльной стороны кисти;

Ø на височной артерии - приложить пальцы в области височной кости;

Ø на сонной артерии - на середине расстояния между углом нижней челюсти и грудино-ключичного сочленения указательный и средний пальцы кладутся на адамово яблоко (кадык) и продвигаются вбок на боковую поверхность шеи;

Ø на бедренной артерии - пульс прощупывается в бедренной складке.

Прощупывать пульс следует пальцами, положенными плашмя, а не кончиками пальцев.

Измерение артериального давления способом Короткова

Принято измерять две величины: наибольшее давление, или систолическое , которое возникает при поступлении крови из сердца в аорту, и минимальное, или диастолическое давление, т.е. ту величину, до которой падает давление в артериях во время диастолы сердца. У здорового человека максимальное АД 100-140 мм рт. ст., минимальное 60-90 мм рт. ст. Разница между ними составляет пульсовое давление, которое у здоровых людей равно примерно 30 - 50 мм рт. ст.

Прибор для измерения давления называется сфигмоманометром. Способ основан на выслушивании звуков, слышимых ниже места сдавления артерии, возникающих, когда давление в манжетке ниже систолического, но выше диастолического. При этом во время систолы высокое давление крови внутри артерии преодолевает давление в манжетке, артерия открывается и пропускает кровь. Когда во время диастолы давление в сосуде падает, давление в манжетке становится выше артериального, сжимает артерию и ток крови прекращается. В период систолы кровь, преодолевая давление манжетки, с большой скоростью продвигается вдоль ранее сдавленного участка и, ударяя о стенки артерии ниже манжетки, вызывает появление тонов.

Ход работы. Студенты образуют пары: испытуемый и экспериментатор.

Испытуемый садится боком к столу. Руку кладет на стол. Экспериментатор накладывает манжетку на обнаженное плечо испытуемого и закрепляет ее так, чтобы под ней свободно проходили два пальца.

Винтовой клапан на груше плотно закрывает, чтобы предотвратить утечку воздуха из системы.

Находит в локтевом сгибе руки испытуемого пульсирующую лучевую артерию и устанавливает на ней фонендоскоп.

Создает давление в манжетке, превышающее максимальное, а затем, слегка открыв винтовой клапан, выпускает воздух, что приводит к постепенному снижению давления в манжетке.

При определенном давлении раздаются первые слабые тоны. Давление в манжетке в этот момент регистрируется как систолическое артериальное (СД). При дальнейшем снижении давления в манжетке тоны становятся громче, и, наконец, резко заглушаются или исчезают. Давление воздуха в манжетке в этот момент регистрируется как диастолическое (ДД).

Время, в течение которого измеряют давление по Короткову, не должно превышать 1 мин.

Пульсовое давление ПД = СД - ДД.

Для определения должной индивидуальной нормы АД могут использоваться зависимости:

для мужчин:СД = 109 + 0,5Х+О,1У,

ДД = 74 + 0,1Х+0,15У;

для женщин:СД = 102 + 0,7Х + 0,15У,

ДД = 78 + 0,17Х +0,15У,

где X- возраст, лет; У- масса тела, кг.

Практическое задание № 1

40179 0

При всем многообразии функциональных проб и тестов, которые в настоящее время используются в спортивной медицине, чаще всего применяют пробы с изменением условий внешней среды (задержкой дыхания), с изменением венозной реверсии крови к сердцу (переменой положения тела в пространстве) и пробы с различными физическими нагрузками.

Проба Штанге

Проба с задержкой дыхания во время вдоха (проба Штанге). Проба выполняется в положении сидя. Исследуемый должен сделать глубокий (но не максимальный) вдох и задержать дыхание как можно дольше (сжимая нос пальцами). Длительность времени задержки дыхания регистрируется секундомером. В момент выдоха секундомер останавливают. У здоровых, но нетренированных лиц время задержки дыхания колеблется в пределах 40-60 с у мужчин и 30-40 с у женщин. У спортсменов это время увеличивается до 60-120 с у мужчин и до 40-95 с у женщин.

Проба Генчи

Проба с задержкой дыхания после выдоха (проба Генчи). Сделав обычный выдох, исследуемый задерживает дыхание. Длительность задержки дыхания так же регистрируется секундомером. Секундомер останавливают в момент вдоха. Время задержки дыхания у здоровых нетренированных лиц колеблется в пределах 25-40 с у мужчин и 15-30 с - у женщин. У спортсменов задержка дыхания более продолжительна (до 50-60 с у мужчин и 30-35 с у женщин).

Функциональные пробы с задержкой дыхания характеризуют функциональные способности дыхательной и сердечно-сосудистой системы, проба Генчи к тому же отражает устойчивость организма к недостатку кислорода. Возможность длительно задерживать дыхание зависит определенным образом от функционального состояния и мощности дыхательных мышц.

Однако при проведении проб с задержкой дыхания следует иметь в виду, что они не всегда являются объективными, поскольку в значительной степени зависят от волевых качеств исследуемого. Это в некоторых случаях снижает практическую ценность данных проб.

Более информативной является модифицированный вариант пробы Генчи после гипервентиляции. В этом случае предварительно производят максимально глубокое дыхание (гипервентиляция), в течение 45-60 с, затем регистрируют продолжительность задержки дыхания после максимального выдоха. В норме происходит возрастание времени задержки дыхания на выдохе в 1,5-2 раза. Отсутствие возрастания времени задержки дыхания на выдохе свидетельствует об изменении функционального состояния кардиореспираторной системы.

Проба Серкина

Проба Серкина выполняется в три этапа: определяют время задержки дыхания на вдохе в покое, затем на вдохе после выполнения 20 приседаний за 30 с, после чего определяют время задержки дыхания на вдохе через 1 мин отдыха.

У здоровых тренированных лиц время задержки дыхания на вдохе до нагрузки составляет 40-60 с, после нагрузки - 50% и более от первой пробы, а после минуты отдыха возрастает до 100% и более от первой пробы.

У здоровых нетренированных лиц показатели задержки дыхания на вдохе составляют 36-45 с (30-50%, 70-100%). При нарушении функционального состояния кардиореспираторной системы этот показатель в покое равняется 20-35 с, после нагрузки он уменьшается до 30% и менее от исходной величины, а после 1 мин отдыха практически не изменяется.

Проба Розенталя

Проба Розенталя заключается в пятикратном определении ЖЕЛ. При выполнении пробы отдых между отдельными измерениями ЖЕЛ не предусматривается. Данная проба применяется для определения выносливости собственно дыхательной мускулатуры (межреберные мышцы и диафрагма). При достаточной выносливости указанных мышц все пять показателей примерно равны. Быстрая утомляемость дыхательной мускулатуры или ее функциональная слабость проявляется отчетливым снижением результатов при каждом последующем измерении.

Сакрут В.Н., Казаков В.Н.

Существуют ситуации, при которых требование к миокардиальному кровотоку возрастает без усиления работы сердца, а ишемия миокарда наступает при количественно достаточном коронарном кровотоке. Это наблюдается при недостаточном насыщении кислородом артериальной крови. Гипоксемические пробы создают искусственное уменьшение парциальной доли кислорода во вдыхаемом воздухе. Недостаток кислорода при наличии коронарной патологии способствует развитию ишемии миокарда.
При проведении гипоксемической пробы увеличение частоты сердечных сокращений происходит параллельно снижению содержания кислорода в организме.
При проведении гипоксемических проб лучше иметь оксигемометр или оксигемограф. Все виды проб этой группы проводятся под контролем ЭКГ и артериального давления. Существуют различные методы достижения гипоксемии.

Дыхание в замкнутое пространство, или методика возвратного дыхания. Метод позволяет достичь быстрого падения напряжения кислорода в крови вследствие прогрессирующего уменьшения количества кислорода в воздухе, который вдыхается, достигающем иногда 5 %. Поэтому содержание кислорода в воздухе к концу исследования резко снижается и не поддается учету. Проба не стандартизирована.

Дыхание газовой смесью со сниженным содержанием кислорода. Больной дышит смесью кислорода с азотом. ЭКГ регистрируют с двухминутными интервалами в течение 20 мин.

Проведение пробы в барокамере при постепенно нарастающем снижении атмосферного давления соответствует уменьшению содержания кислорода во вдыхаемом воздухе. Насыщение кислородом артериальной крови при этом контролируется. Снижение насыщения кислородом Допускается до 65 %. Проба проводится под контролем ЭКГ.

{module директ4}

Оценка результатов производится по общепринятым критериям. Следует отметить, что явной корреляции между болевым приступом в области сердца и электрокардиографическими изменениями при гипоксемической пробе установить не удается.

Проба Вальсальвы. Суть пробы заключается в изучении реакции сердечно-сосудистой системы в ответ на контролируемую продолжительную задержку дыхания на выдохе. Задержка дыхания на выдохе создает неблагоприятную ситуацию с насыщением кислородом тканей, особенно у больных ИБС с выраженной коронарной недостаточностью. Наряду с кислородным голоданием тканей, при задержке дыхания на выдохе изменяется положение электрической оси сердца - она приближается к вертикальному. Все это находит объективное электрокардиографическое подтверждение.
Проба Вальсальвы проводится в положении обследуемого сидя либо лежа на спине и состоит в следующем: больного просят натужиться в течение некоторого времени. Для стандартизации этой пробы пациент дует через мундштук с манометром до тех пор, пока давление не достигнет уровня 40 мм рт. ст. Проба продолжается в течение 15 с, и все это время измеряется частота сердечных сокращений.
Проба Вальсальвы проводится при дифференциальной диагностике и уточнении степени тяжести ИБС у больных с установленным диагнозом. Противопоказаний к ней практически не существует.
Развитие приступа стенокардии, появление ишемических изменений на ЭКГ подтверждают диагноз ИБС и свидетельствуют о стенозирующем характере поражения коронарных артерий.

Проба с гипервентиляцией. Гипервентиляция легких у больных ИБС способствует уменьшению коронарного кровотока вследствие сужения кровеносных сосудов и повышения сродства кислорода к крови. Проба проводится с целью разграничения изменений ЭКГ, связанных с самой нагрузкой, и изменений реполяризации, вызванных гипервентиляцией легких. Проба показана больным с подозрением на спонтанную стенокардию.
Проба выполняется рано утром в положении пациента лежа, натощак, на фоне отмены антиангинальных препаратов и состоит в выполнении испытуемым интенсивных и глубоких дыхательных движений с частотой 30 в минуту в течение 5 мин - до появления ощущения небольшого головокружения.
При появлении изменений на ЭКГ проба считается положительной.
Чувствительность пробы у больных ИБС со спонтанной стенокардией ниже чувствительности велоэргометрической пробы и суточного мониторирования ЭКГ.