Главная · Насморк · Храм Ирминсуля. С одной стороны его жертвенник

Храм Ирминсуля. С одной стороны его жертвенник


БЕЛЬКАНТО

Целомудренная Дева!
Серебришь ты дивным взором
Вековой сей бор священный.
Обрати к нам лик нетленный,
Ясным светом озари.
Целомудренная Дева,
Укроти страстей горенье,
И умерь пыл дерзновенный
На земле покой блаженный,
Как на небе, водвори.
(каватина "Casta Diva")


БЕЛЬКАНТО

Бельканто. Красивое пение – bel canto – стиль, дух, целая эра итальянской музыки.
Этот стиль пения со своей сложнейшей техникой зародился еще во времена барокко, прошел несколько этапов, очередной расцвет получил в начале XIX века, в творчестве Россини, Беллини и Доницетти.
Плавность и пластичность, гибкость и виртуозный блеск – это то "немногое", что требовалось от главного древнейшего музыкального инструмента – человеческого голоса. Не говоря уже о том, что с подобным голосом надо родиться, нужно еще научиться им пользоваться: вести длинную мелодическую линию, к тому же украшенную музыкальным орнаментом:

В этой эре "bel canto" - самая знаменитая каватина "Casta Diva" (Непорочная Богиня) из оперы Винченцо Беллини "Норма" - одной из бесспорных вершин вокального искусства.
По утверждению графа Барбо (биографа Беллини), музыка молитвы Нормы, которой суждено было стать жемчужиной оперной классики, переписывалась восемь раз. Беллини и прежде бывал недоволен результатом, но чтобы настолько – никогда. Он вложил в музыку всего себя, весь свой талант, душу и мастерство.

Джудитта Паста
Джудитта Паста, первая исполнительница роли Нормы, поначалу отказывалась петь молитву "целомудренной деве". Примадонна опасалась, что она не справится. Ария была необычайно трудна в исполнении, а мелодия развивалась почти без пауз. Однако Беллини настоял на своем. И оказался прав.
"Casta Diva" стала шедевром на все времена.
Труднейшая партия каватины "Каста дива" стала украшением и некой оценкой голоса певицы - и этот экзамен могли пройти только, действительно, избранные.
Мария Каллас стала самой знаменитой Нормой. Оперная дива отождествляла себя с этой героиней и свою жизнь. Отождествление было очевидное - мучительная и жертвенная любовь без условий к мужчине до конца своей жизни...
Итальянцы никогда не были перфекционистами и педантами во всем. Во всем, кроме оперного пения, где малейший нюанс от колоратуры до произношения они подвергали строгому анализу. Успех же именно как исполнитель итальянской оперы означал автоматически успех как исполнителя классической оперы вообще. Ибо основы оперного пения и его критерий правильности - это бельканто.
"Белинни сочинил Норму для меня", - говорила Каллас. Ее она исполнила 89 раз! (сделаны записи на пластинках в 1954 и 1960 гг.)

Именно так могла выглядеть Норма
(не настаиваю, это только мое авторское мнение)


Каватина Нормы "Casta diva" звучит как гимн Всепоглощаю­щей Любви, гимн Женщине…

Этот гимн превосходен в исполнении Монсерат Кабалье (здесь обратите внимание на ветку омелы в руках Нормы, о которой напишу ниже)

"Casta diva" -- форшлаги и очень виртуозные группетто облагораживают речитацию и образуют несколько различных мелодических волн, сначала в диапазоне сексты, а затем расширяющихся вплоть до октавы, причем и подъем и постепенное нисхождение по терциям сливаются в одну большую мелодическую линию (говоря на муз. языке).
Затем вступает хор, также взывая к луне, а Норма восклицает, вся устремившись к ее свету. Быть может, кроме богини ночи, ни одна женщина не имела в истории оперы такого величественного, сияющего, безграничного ореола.
Анна Нетребко в этой партии тоже божественна...

Только раз в жизни дано было Винченцо Беллини создать гениальную музыку оперы "Норма".
Не напиши он более ничего, все равно бы остался в истории создателем уникального шедевра. Фигуре Винченцо Беллини посвящен интересный и красочный фильм совместного производства Франции и Италии, вышедший в мировой прокат в 1956 году. Вполне закономерно, что создатели биографической картины о композиторе свое произведение назвали "Casta Diva" . Через весь фильм алой лентой проходит история любви Винченцо Беллини и Маддалены Фумароли, начало которой положил по версии сценаристов оригинальный подарок композитора своей музе. Лишь раз, увидев ее на ужине в доме покровителя, дочерью которого она была, Беллини воспылал страстным чувством к этой утонченно красивой юной особе. Ее образ нашел воплощение в красивейшей арии, ноты которой смущающийся Беллини и преподнес даме сердца, даже не сделав копии. Нетрудно догадаться, что музыкальный портрет возлюбленной стал впоследствии легендарной "Casta Diva".

Несмотря на некоторые фактологические неточности, фильм "Каста Дива" оставляет приятное послевкусие. Тем, кто любит старое, доброе кино, он, наверняка, понравится. Здесь есть аромат времени, атмосфера, чудесно наивный милый юмор, которой уже нигде не встретишь, колоритные зарисовки итальянской жизни того времени. Привлекательной для просмотра эту картину делает и огромное количество музыкальных номеров. Здесь собраны фрагменты почти из всех опер Беллини, которые подарят радость узнавания любимой музыки.


Путь Беллини подобен стремительному полету кометы, ведь за свою столь короткую жизнь (композитор прожил всего З4 года) "творец итальянской мелодии" смог поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый уровень и поистине являет собой особую страницу во всей мировой опере. Композитор умер в Париже и погребен на кладбище Пер-Лашез. (Удивительно, что спустя четырнадцать лет рядом с Беллини похоронили Шопена – это была последняя воля польского композитора, который являлся большим поклонником его творчества).
Из всех музыкальных произведений, созданных Винченцо Беллини, это опера "Норма", которая на протяжении вот уже более 180 лет ставится и проходит на разных оперных сценах по всему миру с непревзойденным успехом и которая считается истинным шедевром музыки. Один музыкальный критик XIX века написал: "Из всех творений Беллини, – именно в этой опере соединились глубокая реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные чувства". По иронии судьбы этим критиком был не кто иной, как Рихард Вагнер. Сам автор бессмертного произведения говорил, что, случись кораблекрушение, единственная из его опер, которую надо было бы спасти, это "Норма".

Действие оперы происходит в Галлии около 50 лет до н.э. и повествует о противостоянии римлян и друидов. Главная тема – конфликт между долгом и чувством. Долг и любовь – противопоставление старое, как мир.
Как всегда я попытаюсь рассказать в хронологической последовательности фабулу этой оперы.
Авторы перенесли легенду о запретной любви верховной жрицы древних галлов Нормы из времен 1 века до н.э. на сцену, когда римские легионы Цезаря захватили Галлию.

Ночь. Друиды, под торжественные звуки воинственного марша, собираются в священной роще перед священным деревом Ирминсулом их бога Ирмина. (Священное дерево - это Дуб - у друидов символизировал верховное божество, и поэтому все, что росло на нем, было священным). В определенное время года, при определенном положении солнца, луны и звезд, главный друид взбирался на дуб и срезал омелу специальным священным ножом. Кельтские жрецы-друиды считали, что омела - это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного.
(Для не посвященных в верховные дела трудно поверить, что на этих священных деревьях жрецы приносили и страшные жертвоприношения. Несчастного подвешивали на дерево, а затем медленно сжигали)...
В действии, здесь, именно Норма, верховная жрица, в должный момент свершит великий обряд - жатву священной омелы, и это будет сигналом к восстанию против римлян.
Ну, а теперь о любви самой жрицы: оказывается, что верховная жрица Норма - уже несколько лет является любовницей римского война Поллиона! - родила двух детей от любимого, которых растила в тайном убежище в скалистой пещере; ей помогает ее подруга Клотильда. Но Поллион вдруг влюбился в другую жрицу - Адальжизу. (Времена меняются - нравы остаются).
Теперь вы, читатели, понимаете какое "опасное" сочетание чувств пребывает в этих отношениях. Норма настолько возмущена изменой возлюбленного, что даже решается на убийство своих детей, но отступает от принятого решения... Понимая свою противоверность морали клана друидов решает по-другому: принести в жертву себя! - Только теперь Поллиону до конца открывается величие женского духа, и он решает умереть вместе с Нормой.
Разжигается погребальный костер, и - вновь соединенные - влюбленные, Норма и Поллион, восходят к своей смерти.

Предоставляю желающим послушать оперу Сиднейского оперного театра.

Vincenzo Bellini, Norma, Sydney Opera House Australia
Norma - Joan Sutherland, Oroveso - Clifford Grant, Adalgisa - Margareta Elkins
Pollione - Ron Stevens, Clothilde - Etela Piha, Flavio - Trevor Brown

Музыка Беллини на века сохранила эту странную любовь, невозможную в своей сладкой ненависти...
180 лет Casta Diva звучит в честь тысячелетней любви... Но любовь и жизнь самого Винченцо Беллини и красота, которая была так возвышена сохранилась не только в звуках..., но и вилле Роккабруна на озере Комо (Италия).
Озеро Камо и Вилла Роккабруна – уводит нас в конец 18 века. Тогда виллой владела мадам Рибьер, эксцентричная модистка из Парижа, которая сделала свое состояние на платьях для дам из высшего общества. В 1827 году виллу купила наша итальянская оперная дива Джудитта Паста , которая была первой исполнительницей героинь опер Беллини. Ее неподражаемое сопрано принесло ей мировую известность, а ария Casta Diva увековечила ее имя в истории оперы и не только - место, где звучала опера - тоже стало "иконой стиля и роскоши".


На сегодня эта вилла - отель Casta Diva Resort.
Особенность отеля - стремление передать гостям чувства, эмоции и атмосферу жизни и искусства XIX века: и сегодня, прогуливаясь среди роскошных вилл в парке на берегу озера, волей-неволей напеваешь тихонько мотив арии и представляешь, как здесь собирались властители умов 19 века – Беллини, Стендаль, Россини и другие гости Джудитты Пасты. Когда любовь витает в воздухе и влюбленные ищут уединения, все вокруг преображается и сама окружающая природа мистическим образом усиливает чувства. Нет ничего лучше этого...

Сейчас в вилле находятся лобби, ресепшн, бар и античный салон, а также спа-зона. Здесь же расположены и исторические сьюты – некоторые двухэтажные и все с видом на озеро.

Все виллы в Casta Diva Resort & Spa названы в честь героинь знаменитых опер – Дорабелла, Фиордилиджи ("Так поступают все женщины, или Школа влюбленных"), Амина ("Сомнамбула"),
Норма ("Норма"), Леонора ("Фиделио"), Виолетта ("Травиата"), Изотта ("Тристан и Изольда"), Джильда ("Риголетто").

Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (итал. Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini ; 3 ноября 1801 , Катания, Сицилия — 23 сентября 1835 , Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор. Написал 11 опер, из которых большим успехом пользовались «Капулетти и Монтекки» (итал. I Capuleti e i Montecchi ) (1830, театр «Ла Фениче» (Teatro La Fenice), Венеция), «Сомнамбула» (1831, театр «Каркано», Милан), «Пуритане» (1835, «Театр Итальен», Париж). Наиболее значительное произведение — опера «Норма» (1831, театр «Ла Скала», Милан)


Винченцо Беллини
Vincenzo Bellini

Norma - Joan Sutherland
Adalgisa - Margreta Elkins
Pollione - Ronald Stevens
Oroveso - Clifford Grant
Clotilde - Etela Piha
Flavio - Trevor Brown


Норма (итал. Norma ) — лирическая трагедия в двух актах итальянского композитора Винченцо Беллини. Итальянское либретто Феличе Романи по трагедии Александра Суме (Alexandre Soumet).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

НОРМА, жрица храма друидов (сопрано)
ОРОВЕЗ, отец Нормы, верховный жрец (бас)
КЛОТИЛЬДА, подруга Нормы (сопрано)
ПОЛЛИОН, римский проконсул в Галлии (тенор)
АДАЛЬЖИЗА, дева в храме друидов (сопрано или меццо-сопрано)
ФЛАВИЙ, центурион (тенор)

Время действия: около 50 года до н.э.
Место действия: Галлия.
Первое исполнение: Милан, театр «Ла Скала», 26 декабря 1831 года.

Акт первый

Картина первая. Священная роща друидов

В рощу приходят друиды во главе с верховным жрецом Оровезо. Он просит богов благословить народ на войну против римлян и помочь Галлии сбросить ненавистное иго угнетателей. После ухода священников в роще появляется римский проконсул Поллион со своим центурионом Флавием. Поллион признается другу, что разлюбил верховную жрицу, дочь верховного друида Норму, которая ради него изменила своей религии, нарушила обет целомудрия и родила двух сыновей. Теперь сердцем Поллиона завладела молодая жрица Адальжиза, которую он недавно видел в храме. Заслышав звуки труб, созывающие кельтов к священному камню, римляне уходят. Торжественно входят жрецы и жрицы. Норма поднимается на помост для приношения жертвы богам. Во всеуслышание она обращается к богам и предсказывает падение власти римлян - такова воля богов (каватина «Casta Diva » ). Перед священным камнем склоняются друиды. Все уходят. Остается Адальжиза. Она молит богов дать ей силы забыть Поллиона, которого она заметила в храме. Тем временем возвращаются Поллион и Флавий. Поллион клянется Адальжизе в любви и предлагает уехать с ним в Рим. Адальжиза в смятении.

Картина вторая. Покои верховной жрицы

Норма в глубокой скорби. Она делится опасениями со своей подругой Клотильдой. Норма догадалась, что Поллион оставил ее ради другой, но имени своей соперницы не знает. Входит Адальжиза. Она признается Норме в преступной любви к Поллиону, кается в том, что ради него готова нарушить обет целомудрия. Норма, сознавая, что она сама первая совершила такое же преступление, готова простить Адальжизу. Входит Поллион. Он объявляет Норме, что между ними все кончено и хочет увести Адельжизу. Но Адальжиза отталкивает римлянина. Она слишком чтит верховную жрицу, чтобы стать возлюбленной того, кто изменил ей.

Акт второй

Картина первая. Покои верховной жрицы

Охваченная отчаянием Норма склонилась над колыбелью своих детей. Она задумала лишить их жизни. Но чувство материнской любви одерживает верх над ненавистью к их отцу. Входят Клотильда и Адальжиза. Норма готова отказаться от Поллиона. Она просит Адальжизу стать матерью ее и Поллиона детям и забрать их в Рим. Но Ададьжиза не хочет быть предательницей. Она пойдет к Поллиону и напомнит ему о его долге перед Нормой.

Картина вторая. Священная роща друидов

Галльские воины ожидают сигнала к началу восстания против римлян. Пришедший Оровезо вдохновляет их.

Картина третья. Придел Ирминсула в храме друидов

Норма ожидает возвращения Адальжизы. Но вместо нее приходит Клотильда. Разговор Адельжизы с Поллионом не принес положительных результатов. Римлянин непреклонен - он навсегда покидает бывшую возлюбленную. В храм входят воины и Оровезо. Норма ударяет мечом по бронзовому щиту, давая тем самым сигнал к началу восстания. За стенами шум и крики. В храм приводят Поллиона. Он пытался совершить святотатство - похитить из храма жрицу-девственницу. Ему угрожает смерть. Норма требует оставить их наедине. Она предлагает Поллиону спасение, если он откажется от Адальжизы и вернется к ней. Но Поллион предпочитает смерть. Возвращается Оровезо с воинами. Норма приказывает сложить костер - на нем погибнет нарушительница обета - истинная виновница всего. Воины требуют назвать ее имя. Норма открывает правду - это она, верховная жрица, нарушила обет целомудрия. Она поручает Оровезо заботиться о ее сыновьях и вырастить их воинами. За пределами храма разгорается пламя костра. Норма прощается с отцом. Поллион пытается ее остановить, но жрица непреклонна. Тогда Поллион принимает решение разделить участь Нормы. Они вдвоем восходят на костер.

Иллюстрация: Джулия Гризи в роли Нормы

Летом 1830 года выдающийся мастер бельканто Винченцо Беллини заключил контракт с одним импресарио, согласно которому обязывал себя написать две оперы. В этот период композитор сделал выбор, который впоследствии дал жизнь его превосходнейшему произведению. В письме от 23 июля Беллини сообщал, что его выбор пал на французскую трагедию Луи Александра Сомэ под названием «Норма, или Детоубийство ».

Испокон веков главной темой в серьезной опере является конфликт между долгом и зовом чувств. Опера «Норма» - классический пример такого противостояния. Это, прежде всего противостояние любви и долга. Но как быть, если долг подразумевает полностью противное любви?

Д ействие оперы охватывает период около 50 г. до н.э. По всей Галлии кишат легионы Цезаря. Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица. В священной роще происходит собрание друидов, дабы услышать мольбу и зов к восстанию верховного жреца Оровезо. После собрания в роще оказываются два римлянина - центурион Флавий и проконсул Поллион, который рассказывает об остывшей любви к дочери Оровезо.

В центре событий оперы та самая верховная жрица друидов, предавшая ради Поллиона своего отца, веру и галльский народ. Она отдала ему все, а в ответ получила лишь измену и предательство. Но теперь ее сердце наполнено безудержной яростью и жаждой расправы. Имя ей - Норма .

Месть свершится только, когда Норма убьет двоих детей, родившихся от порочной связи. Жрица подает знак к восстанию, но её любимый Поллион схвачен - ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный её поступком, Поллион следует за ней на смерть.

В творении Беллини в самом начале завязывается мощный драматический узел. «Из всех произведений маэстро именно в «Норме» отображается синтез глубокой реалистичности, мелодического богатства и откровеннейших чувств», - как отзывался Рихард Вагнер .

История создания

Первое чтение «Нормы» привело в восторг Беллини. Интрига и льющиеся краски захватили его разум. Друг Винченцо, граф Барбо, впоследствии утверждал, что оригинальная музыка молитвы Нормы Casta Diva переписывалась восемь раз. Однако сам Беллини остался доволен результатом, а молитва Нормы превратилась в одну из самых ярких страниц классической мировой оперы.

Премьера должна была состояться 26 декабря 1831 года. Беллини предвкушал этот миг и требовал от исполнителей предельной самоотдачи. Но репетиции начались только за 20 дней до премьеры, а постановка была еще «сырой». В последний день маэстро настоял, чтобы репетиция прошла и утром, и перед представлением. Все были изнурены.

Исход был ясен издалека. Как говорил сам Беллини: «Норму» постигло фиаско, торжественное фиаско». Но композитор не терял веры и все же остался в Милане. И вот 27 декабря «Норма» одержала триумф. Публика восторгалась даже теми сценами, которые критиковала сутки назад. С этого момента началось победоносное шествие оперы Винченцо Беллини.

Светлый изящный лиризм, романтическая взволнованность, созерцание, нега, мечта- отличительные признаки не только "Нормы", но и всего искусства Беллини в целом. Следуя национальным традициям стиля bel canto, являясь наряду с Д. Скарлатти и Дж. Россини - непревзойденным мастером этого стиля, композитор пленяет своими обаятельными вдохновенными мелодиями, влияния которых не избежали многие музыканты, в том числе и Шопен.

Норма - произведение мощной трагической силы и чистоты стиля. Музыке оперы свойственен высокий гражданский строй, этическое благородство, драматизм выражения, героизм. Образ Нормы - один из самых возвышенных и героических в мировой опере. Ярко выражена в музыке борьба противоречивых чувств - любви, ревности, жажды мести, ненависти.

Интересные факты:

В. Беллини опера «Норма»

Опера В. Беллини «Норма» написана по трагедии Луи Александра Сомэ, французского писателя. Она выделяется на фоне многих произведений этого жанра своей необычайной красотой и виртуознейшими сопрановыми ариями. Даже сам Беллини считал ее шедевром и говорил, что если внезапно случится какое-то кораблекрушение, то единственное произведение, которое просто необходимо будет спасти – это «».

Краткое содержание оперы Беллини «Норма» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

сопрано верховная жрица, влюбленная в римлянина
Оровез бас верховный жрец храма друидов и отец Нормы
Клотильда сопрано подруга Нормы, воспитывающая ее детей в тайном убежище
Поллион тенор римлянин, в которого влюбились Норма и Адальжиза
Адальжиза сопрано дева храма, соперница Нормы

Краткое содержание оперы «Норма»


Действие оперы разворачивается в 50 г до н.э. Норма – это девушка, являющаяся верховной жрицей храма друидов. Она нарушила обет и влюбилась в проконсула Поллиона. Более того, она даже тайно родила от него детей. Но как это иногда случается, страсть Поллиона угасла, и он обратил свой взор на другую девушку - юную Адальжизу, которая ответила ему взаимностью. Молодой человек позвал свою возлюбленную жить вместе с ним в Рим, а она решила прежде всего спросить совета у верховной жрицы. Узнав об этом, Норма сильно разгневалась и решила отомстить ему. В момент отчаяния она даже была готова убить своих детей, потому что ненавидела их отца, но передумала, так как ее остановила Адальжиза, пообещавшая уговорить Поллиона остаться с ней. Римлянин отказался это сделать, и Норма отправляет войско на восстание против его армии.

Внезапно Поллиона застают в храме друидов и выносят ему приговор, за осквернение священного места. Норма пытается спасти возлюбленного и предлагает ему сделать выбор в ее пользу, забыв Адальжизу. Поллион остается непреклонен и отвергает жрицу. Тогда Норма собирает воинов, жрецов и сообщает о том, что одна из жриц нарушила обет и ее нужно предать огню. Без страха Норма восходит на костер, а вслед за ней устремляется ее возлюбленный Поллион, восхищенный силой ее духа. Так, любящие сердца снова оказываются вместе.

Фото :





Интересные факты

  • Одна из самых популярнейших и виртуозных арий в мире – это каватина Нормы «Casta diva», в ней жрица обращается в молитве к луне.
  • Жемчужину оперы – арию Каста Дива, Беллини переделывал восемь раз, каждый раз недовольный получившимся результатом.
  • Первая исполнительница Нормы, Джудитта Паста, долго не соглашалась петь знаменитую каватину, так как была уверена, что не справится с ней.
  • Самой известной исполнительницей Нормы является Мария Каллас, она даже отождествляла себя с главной героиней. Кстати, она исполнила эту оперу на сцене всего 89 раз.


  • В 1956 году в Италии был снят фильм о В. Беллини, который назвали «Casta diva».
  • Интересная история связана с исполнительницей Джудиттой Паста. Ее вилла, в которой когда-то собирались такие гении искусства, как.В. Беллини, Д. Россини , Стендаль и другие, сейчас является отелем, имеющим название Casta diva Resort. Его главная особенность – передать стиль эпохи XIX века. Примечательно, что все виллы в этом большом отеле получили название в честь главных героинь из различных опер: Дорабелла («Так поступают все »), Виолетта («Травиата »), Амина («Сомнамбула»), Норма («Норма»), Джильда («Риголетто »).
  • Любопытно, что с названием оперы связано одно очень вкусное блюдо pasta alla Norma. По существующей версии, знаменитый комедиограф Нино Мартольо, отведав очень вкусное блюдо, произнес фразу «Это Норма»! Он намеренно сравнил прекрасный вкус пасты и это гениальное произведение своего соотечественника.

Популярные арии и номера

Марш из I действия - слушать

Ария Нормы "Casta diva" - слушать

Дуэт Нормы и Адальжизы "Mira, o Norma" - слушать

История создания оперы «Норма»

В 1830 году заключил выгодный контракт, по которому обязан был сочинить для театра "Ла Скала" два произведения. Одним из них оказалась «Норма». Выбирая сюжет, он остановился на трагедии Луи Александра Сомэ. Прочитав это произведение первый раз, оно вызвало у него бурю восторга, и композитор принялся творить. Премьера оперы была назначена на 26 декабря 1831 года. Беллини с предвкушением ждал этого момента и требовал максимальной самоотдачи от исполнителей. Он назначал им дополнительные прогоны, чтобы отшлифовать каждый такт и каждое движение.

К сожалению, репетиции в театре начались лишь за 20 дней до премьеры, поэтому постановка была «сыровата». К тому же накануне Беллини потребовал, чтобы генеральная репетиция прошла еще и утром, перед премьерой. Естественно, все исполнители были изнурены и не смогли показать всей красоты произведения. Публика встретила оперу не очень восторженно. Сам Беллини назвал это «торжественным фиаско». Однако уже на следующий день все кардинально изменилось, и после второй же постановки оперу ждал ошеломительный успех.

Постановки


Российская публика смогла познакомиться с оперой «Норма» благодаря немецкой труппе в 1835 году. В исполнении отечественных певцов она была показана в 1837 году в Санкт-Петербурге.

Одной из самых долгожданных премьер «Нормы» считается ее современная постановка в 2005 году в «Новой опере». Причем этот спектакль был куплен и привезен из Государственной оперы Штутгарта. Главной особенностью этой постановки стало перенесение всех событий в другое время. Режиссеры Йосси Вилер, Серджио Морабито решили, что эта Норма должна непременно проходить в XX веке, а храм друидов заменен католическим костелом. Однако критики не оценили этой работы и назвали спектакль спорным.

Еще одна неоднозначная и яркая современная постановка состоялась на Зальцбургском фестивале в 2013 году благодаря совместной работе режиссеров Моше Лейзера и Патриса Сорье. Все события были перенесены в Италию времен Муссолини, причем действие, происходящее на сцене подчас не стыкуется с текстом оперы. Исполнительница партии Нормы – Чечилия Бартоли поразила публику своими вокальными данными и оригинальной интерпретацией.

В сентябре 2014 года в Опере Сан-Франциско состоялась очень оригинальная постановка оперы «Норма» режиссера Кевина Ньюбери. Зрители были в восторге от шикарных декораций на сцене. Друиды в своем храме сооружали огромного Троянского коня, который должен был помочь им атаковать римлян. Концовка спектакля была вообще достаточно хитроумной. Здесь режиссер очень тонко провел связь с другим композитором, который восхищался «Нормой» - Р. Вагнером. Когда главная героиня призналась в своих грехах, она вместе с Поллионом зашла в подготовленного Троянского коня и подожгла факел. В одно мгновение героев окружает огненное кольцо – явный намек на оперу Вагнера. Только Брунгильду огонь оберегает, а Норма и ее возлюбленный оказываются поглощены пламенем.

В Софийском театре оперы и балета прошла постановка «Нормы» режиссера Хуго де Ана, которая оставила яркий след в истории этого спектакля. Эта версия отличается от других своей музыкальностью и незабываемой игрой света. Это не случайно, ведь Хуго де Ана сам отвечает за костюмы, декорации и даже освещение.

Помимо театральных постановок, «Норма» была успешно экранизирована.


Первая работа в этом жанре была осуществлена в 1974 году режиссером П. Журданом, где в роли Нормы выступила несравненная М. Кабалье.

Одна из популярнейших версий – работа режиссера Бориса Айрапетяна. Примечательно, что уже ранее он работал с этим произведением и ставил спектакль в Ереванском театре в 2003 году, позже он был с успехом поставлен на Новой сцене Большого театра. Любопытно, что его фильм-опера – это первая подобная работа, снятая в России за двадцатилетний период. Солистами были выбраны Асмик Папян (Метрополитан-опера) и Гегам Григорян (Мариинский театр). Как отмечает сам режиссер, первая трудность, с которой пришлось столкнуться, это то, что солисты по привычке по время исполнения партий искали глазами дирижера. Однако ему удалось справиться с этим. Съемки фильма проходили в древнем храме в Армении, который был возведен римлянами в честь завоевания, что придавало особую атмосферу.

Из всего творческого наследия В. Беллини именно опера «Норма» уже более 180 лет с блеском ставится по всему миру и признана критиками подлинным шедевром. Возвышенный стиль трагедии, страсть героев и их самопожертвование, борьба чувств – все это не может оставить равнодушными ни одного слушателя. К тому же это все приправлено классическими образцами бельканто. Предлагаем вам по достоинству оценить шедевр классической музыки и лучшее творение итальянского композитора В. Беллини, посмотрев оперу «Норма» в шикарной постановке и в отличном качестве.

Винченцо Беллини «Норма»

Norma

Является превосходным образцом традиции бельканто . Заглавная партия - одна из самых трудных в репертуаре сопрано . Она была написана для Джудитты Пасты , на принадлежащей ей вилле . Она же впервые спела Амину в «Сомнамбуле ». Признанной исполнительницей партии Нормы является Зинка Миланова . Самой знаменитой Нормой XX века была Мария Каллас . Самая знаменитая (из существующих) видеозаписей - Античный театр Оранж (20 июля 1974 года), в партии Нормы - Монтсеррат Кабалье .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Картина первая. Священная роща друидов

    В рощу приходят друиды во главе с верховным жрецом Оровезо. Он просит богов благословить народ на войну против римлян и помочь Галлии сбросить ненавистное иго угнетателей. После ухода священников в роще появляется римский проконсул Поллион со своим центурионом Флавием. Поллион признается другу, что разлюбил верховную жрицу, дочь верховного друида Норму, которая ради него изменила своей религии, нарушила обет целомудрия и родила двух сыновей. Теперь сердцем Поллиона завладела молодая жрица Адальжиза, которую он недавно видел в храме. Заслышав звуки труб, созывающие кельтов к священному камню, римляне уходят. Торжественно входят жрецы и жрицы. Норма поднимается на помост для приношения жертвы богам. Во всеуслышание она обращается к богам и предсказывает падение власти римлян - такова воля богов (каватина «Casta Diva »). Перед священным камнем склоняются друиды. Все уходят. Остается Адальжиза. Она молит богов дать ей силы забыть Поллиона, которого она заметила в храме. Тем временем возвращаются Поллион и Флавий. Поллион клянется Адальжизе в любви и предлагает уехать с ним в Рим . Адальжиза в смятении, но поняв, что любит Поллион и ради этой любви готова отречься от служения в храме, чтобы быть счастливой, соглашается.

    Картина вторая. Покои верховной жрицы

    Норма в глубокой скорби. Она делится опасениями со своей подругой Клотильдой. Поллион собирается покинуть страну, так как возвращается в Рим, хотя почему-то утаил от нее это. Норма догадалась, что Поллион оставил её ради другой, но имени своей соперницы не знает. Входит Адальжиза. Она признается Норме в преступной любви к Поллиону, кается в том, что ради него готова нарушить обет целомудрия. Норма, сознавая, что она сама первая совершила такое же преступление, готова простить Адальжизу, и просит назвать имя того, кого она полюбила. Входит Поллион. Адальжиза указывает на него. Он в смятении, но объявляет Норме, что между ними все кончено и хочет увести Адельжизу. Но Адальжиза потрясена предательством и оталкивает римлянина. Она слишком чтит верховную жрицу, чтобы стать возлюбленной того, кто изменил ей.

    Акт второй

    Картина первая. Покои верховной жрицы

    Охваченная отчаянием Норма склонилась над колыбелью своих детей. Она задумала лишить их жизни. Но чувство материнской любви одерживает верх над ненавистью к их отцу. Входят Клотильда и Адальжиза. Норма готова отказаться от Поллиона. Она просит Адальжизу стать матерью её и Поллиона детям и забрать их в Рим. Но Адальжиза не хочет быть предательницей. Она пойдет к Поллиону и напомнит ему о его долге перед Нормой.

    Картина вторая. Священная роща друидов

    Галльские воины ожидают сигнала к началу восстания против римлян. Пришедший Оровезо вдохновляет их.

    Картина третья. Придел Ирминсула в храме друидов

    Норма ожидает возвращения Адальжизы. Но вместо неё приходит Клотильда. Разговор Адельжизы с Поллионом не принес положительных результатов. Римлянин непреклонен - он навсегда покидает бывшую возлюбленную. Норма думает, что юная соперница нарушила данное ей обещание помочь и осталась с Поллионо и решает отомстить. В храм входят воины и Оровезо. Норма ударяет мечом по бронзовому щиту, давая тем самым сигнал к началу восстания. За стенами шум и крики. В храм приводят Поллиона. Он пытался совершить святотатство - похитить из храма жрицу-девственницу. Ему угрожает смерть. Норма требует оставить их наедине. Она предлагает Поллиону спасение, если он откажется от Адальжизы, хотя и не вернется к ней, Норме. Но Поллион предпочитает смерть. Возвращается Оровезо с воинами. Норма приказывает сложить костер - на нём погибнет нарушительница обета - истинная виновница всего. Воины требуют назвать её имя. Норма открывает правду - это она, верховная жрица, нарушила обет целомудрия. Она просит своего отца, Оровезо, простить ее и заботиться о её сыновьях и помня, что те - его кровь и плоть. За пределами храма разгорается пламя костра. Норма прощается с отцом. Поллион пытается её остановить, но жрица непреклонна. Тогда Поллион, поняв, что всегда любил ее, принимает решение разделить участь Нормы. Они вдвоем восходят на костер.