Главная · Насморк · Игры и игрушки коренных народов севера. Воспитательное мероприятия «Игры коренных народов Ямала

Игры и игрушки коренных народов севера. Воспитательное мероприятия «Игры коренных народов Ямала

Бусыгин Сергей Анатольевич
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества, г. Новый Уренгой, ЯНАО
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-04-20 Воспитательное мероприятия «Игры коренных народов Ямала» Бусыгин Сергей Анатольевич Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу колонной по одному; развивать глазомер, меткость броска, ловкость, прыгучесть, координацию движения при выполнении игровых упражнений; способствовать обогащению знаний детей о традиционных промыслах и самобытных физических упражнениях народов Севера.

Просмотреть свитедельство о публикации

Воспитательное мероприятия «Игры коренных народов Ямала»

Цель: познакомить обучающихся с традиционными играми коренных народов Ямала.

Задачи: упражнять детей в ходьбе и беге по кругу колонной по одному; развивать глазомер, меткость броска, ловкость, прыгучесть, координацию движения при выполнении игровых упражнений; способствовать обогащению знаний детей о традиционных промыслах и самобытных физических упражнениях народов Севера.

Оборудование: модели нарт, мягкие мячи, обручи, маска волка, «оленьи рожки», кегли, елочки.

Ход занятия:

I . Организационный момент

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по просторам родного края. Вы готовы – тогда в путь! Мы отправляемся в тундру, не забудьте взять с собой ловкость силу и веселое настроение.

Построение в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному по кругу. Обычный бег в чередовании с бегом врассыпную. Ходьба с восстановлением дыхания. Дети располагаются в зоне «тундра» между елочками.

II . Актуализация знаний

Педагог: Вот мы и пришли. Ребята, сейчас мы с вами повторим, какие животные живут на Севере.

Педагог предлагает детям для выбора упражнения по очереди бросать кубик с изображением животных на гранях.

Общеразвивающие упражнения «В тундре»

«Полярная сова»

И. п: стоя, руки опущены вдоль туловища, ноги вместе.

1. Руки в стороны, голову повернуть вправо;

2. и. п;

3. Руки в стороны, голову повернуть влево;

4. и. п.

Повторить 3 раза.

«Северный олень»

И. п: стоя, ноги врозь, руки скрещены над головой «рога».

1. Наклон туловища направо;

2. и. п;

3. Наклон туловища налево;

4. и. п.

Повторить 4 раза.

«Ловкий писец»

И. п: стоя на четвереньках, ладони параллельно, голова опущена.

1. Поднять голову, вытянуть правую ногу назад;

2. и. п;

3. Поднять голову, вытянуть левую ногу назад;

4. и. п.

Повторить 3 раза.

«Щекур»

И. п: лежа на животе, ноги вместе, руки вытянуты вперед, ладони сложены.

1-2. поднять голову, руки вперед-вверх;

3-4. и. п.

Повторить 4 раза.

«Скачки стерха»

И. п: стоя, руки за спиной, ноги вместе.

10 подскоков на правой ноге,

10 подскоков на левой ноге,

10 подскоков на двух ногах с поворотом вокруг себя.

Повторить 2 раза.

Педагог: Молодцы, ребята!

III . Изучение нового материала, практическое закрепление.

Педагог : Какие народы живут на Ямале? (ханты, ненцы, селькупы).

Как называется жилище коренных жителей Севера? (чум)

Правильно, чум, а из чего его строят? (оленьей шкуры)

Дети вместе с педагогом рассматривают чум.

Педагог: Ребята, а вы знаете какими традиционными промыслами занимаются северные народы? (оленеводство, рыболовство, охота) . Дети коренных народов Севера в своих играх подражают взрослым, желая быстрее подрасти и стать ловкими и смелыми охотниками. Сейчас мы с вами поиграем в ловких охотников.

Подвижная игра «Отбивка оленей»

Дети делятся на две команды. На одной половине зала – «охотники», на другой – «олени». У охотников в руках мягкие мячи. По сигналу педагога дети начинают передвигаться, имитируя оленей, на своей половине зала. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» охотники метают мячи по ногам оленей – начинают отбивку оленей. «Олень», в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Затем подсчитываются «отбитые олени» и дети меняются ролями.

Педагог: На праздниках северные народы любят посостязаться в ловкости и силе. Прыжки через нарты – одно из самых любимых самобытных упражнений. Ребята, а кто из вас желает попробовать свои силы?

Упражнение «Прыжки через нарты»

Педагог выстраивает в одну линию модели нарт и объясняет задание. Дети колонной выполняют прыжки через нарты на двух ногах в чередовании с ходьбой.

Педагог: Молодцы, ребята, ловко справились с заданием! Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. И в подвижных играх они подражают животным.

Подвижная игра «Важенка и оленята»

По залу разложены несколько обручей. В каждом из них трое детей — важенка и два олененка. Волк сидит на другом конце зала. Дети вместе с педагогом произносят слова:

Бродит в тундре важенка –

С нею – оленята.

Топают по лужам оленята малые

Терпеливо слушая наставленья мамы.

Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова: «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи) . Пойманного олененка волк уводит с собой.

Педагог: Поиграли, а теперь отдохнем. Сядем возле чума и вспомним, как зимним вечером завывает вьюга.

Дыхательная гимнастика «Вьюга»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ОБСКО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

ПОВТОРИ БЫСТРО

Описание игры. Ведущий договаривается с играющими, чтоб они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идёт быстрый диалог «перестрелка»,

- Ну, начали! Повторите
- «тайга». Играющие говорят: «тайга».

    Повторите - «олень»,
    играющие говорят «олень».

Скажите - «ружьё»,

Быстро - «заяц», вслух - «огонь» и т. д. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Игра развивает кругозор, сообразительность, внимание.


СКОЛЬКО ЧЕГО?

Описание игры. Ведущий просит ребят осмотреть класс­ную комнату, площадку и на­звать как можно больше имею­щихся в ней предметов, начи­нающихся на букву «В» или «К». Ребята могут называть предметы по очереди. Далее можно попросить «засечь вни­манием» круглые или полу­круглые предметы, квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: чёрные, синие, зелёные и т. д.

Игра развивает зрительную память, внимание.


СЛОВО НАОБОРОТ

Описание игры. Ведущий называет быстро слово. Дети должны к уме переставить буквы э"гого слова наоборот и тут же запи­сать их на доске мелом или на листе бумаги фломастером «за­дом наперёд», например: веду­щий говорит слово «порох» ре­бенок пишет «хороп» и т. д. Можно начинать с коротеньких слов, а затем заменить их на более длинные (лес - сел, вес сев).

Игра развивает память, внимание, сообразительность.


АЛФАВИТ ВОКРУГ НАС

Описание игры. Ведущий предлагает детям в алфавитном поряд­ке написать в течение 10-15 мин. названия окружающих их предме­тов и вещей, находящихся в ком­нате или помещении. Можно писать по несколько предметов на одну букву. Главная трудность отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей спи­сок будет самым длинным. К тому же дети должны обязатель­но показать, где расположен на­званный предмет.

Игра развивает зрительную память, наблюдательность, смекал­ку, требует от игрока терпения и находчивости.


ЗАПОМНИ НАЗВАНИЕ

Описание игры. Играющие садятся в круг парами. Расстояние между парами два метра. Организатор игры предлагает каждому игро­ку придумать себе название зверя, заселяющего наш север, или назва­ние цветка или другой растительности тундры, тайги. Ведущий спра­шивает кто как назвал себя. Все внимательно слушают и долж­ны запомнить все названия. После этого кто-нибудь из иг­рающих, назначенный водя­щим, идёт на середину круга, а оставшийся без пары должен вызвать себе новую пару, гром­ко называя её название (зверя, птицы, цветка и т. д.) Вызван­ный бежит и садится рядом с вызвавшим на свободное место. Игра идёт до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не опоздает вызвать себе пару. Водящий же старается за­нять свободное место раньше, чем сидящий игрок вызовет себе пару. С теми, кто часто поддаётся влиянию его жеста, следует поиг­рать отдельно, уменьшив на столе количество предметов.

Игра развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции.


ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ

Описание игры. Участники игры садятся в круг и перебрасы­вают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит полови­ну слова, тот, кто ловит должен назвать вторую половину. Напри­мер, снего - ход, тын - зян. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задерж­ку игрок выбывает из игры. Условия её можно усложнить, ведущий говорит половину слова каждому сидящему в круге ребёнку. И каждый дол­жен продолжить вторую поло­вину. Если участник не может продолжить названия, то полу­чает штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою поло­вину слова, например: «ле», дети продолжают «песец» «петля» и т. д.

Игра развивает внимание, сообразительность, память, коорди­нацию движений.


РУКИ НА СТОЛ

Описание игры. Играющие делятся на две группы и садятся по обе стороны стола. Одна группа получает какой-нибудь небольшой предмет: монету, резинку, пуговицу - и начинают передавать его из рук в руки под столом. Неожиданно водящий говорит: «Руки на стол!». Тотчас же вся группа, передававшая предмет, должна положить обе руки на стол ладонями вниз. У кого-нибудь под ладонью обя­зательно должен находиться предмет. Вторая группа долж­на угадать, у кого он находит­ся. Если они угадали, то предмет переходит к ним. Тогда эта группа начинает передавать предмет под столом, а первая группа угадывает у кого он находится. Если не угадали, то предмет остается в той же группе, и та выигрывает одно очко. Так играют до условленного коли­чества выигрышных очков.

Игра развивает сообразительность, ловкость


СЛОВО-ОБРАЗ

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участ­ников не ограничено. Играю­щие располагаются полукругом напротив ведущего. Ведущий вызывает любого из играющих и просит его мгновенно «рас­шифровать» предложенное слово-образ, т. е. вспомнить перечислить все, что накоплено в его памяти прошлыми наблюдения­ми. Например, что можно сказать о слове-образе «олень»: рога, мясо, ягель и т. д.

В конце игры определяются лучшие игроки, которые полно рас­крыли слово-образ.

Игра развивает кругозор, внимание, память, сообразительность

.

ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

БЕГ НА ТРЁХ НОГАХ

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Участники делятся на несколько команд и становятся в колонны по два на линии старта. Прежде чем дать команду к бегу, пара связывает себе прикасающи­еся ноги. По сигналу пары со связанными ногами бегут к обо­значенному предмету и возвра­щаются обратно. Пара, прибе­жавшая первой, приносит ко­манде очко. Побеждает коман­да, набравшая большее количе­ство очков.

Состязание развивает лов­кость, быстроту, координацию движений, сипу ног.

БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количе­ство участников не ограничено. Играющие распределяются на груп­пы по 3 человека. Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок - «до­мик». «Домики» размеша­ются в разных местах пло­щадки. Внутри каждого «домика» стоит «заяц». Один бездомный «заяц» бе­гает между «домиками», а за ним гоняется «охотник». Если «охотник» догонит зайца, то они меняются ро­лями, «заяц» становится «охотником», а «охотник» -«зайцем». Чтобы спастись «заяц» может вбежать в любой «домик», тогда стоящий там «заяц» выбегает и становится бездомным. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.

Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, коор­динацию движений.

БЕГ ПО-МЕДВЕЖЬИ

Состязание проводится в любое время года. Количество играющих не ограничивается. Дистанция «бега» произвольная и зависит от возра­стных данных, уровня физической подготовленности.

Описание состязания. Вариант I . Перед началом состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исход­ное положение - стоя на четвереньках. По команде судьи начина­ется «бег по-медвежьи», кото­рый выполняется так: оттолк­нувшись 2 руками, подтягива­ют ноги к груди и приземля­ются на обе ноги, одновремен­но выставляя как можно даль­ше руки. Победителем стано­вится участник, «прибежав­ший» таким способом первым к финишу.

Вариант 2. Дистанция не ограничивается, побеждает тот, кто «по-медвежьи» пробежит большее расстояние за определенное время.

«Бег по-медвежьи» развивает силу ног, рук, координацию дви­жений, лоакость, сноровку. Способствует воспитанию воли, настой­чивости.

Загадка: За деревней яркая звезда. (Медведь).

БЕРЕГИСЬ ОХОТНИКА

Описание игры. Игра проводится в любое время года, количе­ство участников не ограничено. У одного из играющих в руках хвост-лисыили песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока, у которого хвост, они ме­няются ролями. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.

Игра развивает ско­рость, ловкость, быстроту реакции, выносливость, коор­динацию движений.

БЕГ С «КАПКАНОМ»

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Дистанция в беге зависит от возраста и уровня физической подготовленности. Участники состяза­ния делятся на несколько ко­манд. К правой и левой ногам каждого бегуна привязывают­ся мячи (резиновые мячи в сетке). Это и будут «капканы». По команде ведущего члены команды бегут наперегонки до контрольного ориентира и воз­вращаются обратно. Победи­тель приносит команде очко. Побеждает та команда, у кото­рой больше очков.

Состязание развивает быстроту, силу ног.

БОИ МЕДВЕЖАТ

Описание состязания. Состязание проводится в лю­бое время года, количество участников не ограничено. Чертится круг диаметрам 1,5- 2 м. В него становятся на кор­точки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладоними. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладо­ни, или заставить его коснуться земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Состязание развивает сипу, ловкость, координацию движений, внимание, волевые качества.

БОЙ ОЛЕНЕЙ

Состязание может прово­диться как на улице, так и в помещении. Оленьи рога при­вязывают веревками к голове.

Описание состязания. Двое играющих становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперников зак­лючается в том, чтобы сбро­сить, друг у друга с головы рога, при этом удерживать их

руками запрещается. Проигравший выходит из игры, на его место ста­новится следующий игрок. Победителем считается тот, кто сумел рога­ми сбросить рога у большего количества соперников, чем другие.

Состязание способствует развитию ловкости, силы, воспитыва­ет волю, настойчивость.

БОЙ ЛОСЕЙ

Описание состязания. Состязание проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две рав­ные команды. Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каж­дую снятую

шапку команда получает очко.

Состязание развивает ко­ординацию движений, быстроту, ловкость, реакцию, внимание, сме­лость.

ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА

О
писание игры.
Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ве­дущего:

- Бродит в тундре важенка, с нею - оленя­та. Топают по лужам оле­нята малые, терпеливо слушая наставленья ма­мины...

Играющие оленята свободно бегаю"! по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинаетловить только но сигналу и только вне домика. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.

Игра развивает ловкость, реакцию, сообразительность, внима­ние, координацию движений.

БЫТЬ ОЛЕНЕВОДОМ

Описание состязания. Все играющие делятся на несколько ко­манд. В каждой команде по одному тынзяну-аркану. На расстоянии 10 метров от старта ставится цель - хорей длиной до 3 метров, который вставляется в треногу или луночку, заранее выкопанную под «хорей». По команде, первые номера выполняют метание тын-зяна-аркана на хорей и т. д. Броски выполняются согласно последовательности стоящих в колон­не ребят. Подменять или де­лать перестановку игроков нельзя. Победителем стано­вится команда, которая набра­ла большее количество очков.

Состязание разивает глазомер, ловкость, профес­сиональные навыки оленево­да, воспитывает терпение и упорство в достижении цели.

ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВЕТЕР

Описание игры. Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к одному из игроков, говорит одно из четырёх слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» -- и считает до 5. Играющий должен за это время назвать (в зависимос­ти от слова, которое ему за­дали) птицу, рыбу, зверя или же покрутиться на месте (ве­тер). Кто не успел дать от­вет, выходит из круга. Потом водящий обращается к дру­гому и т. д. Неожиданно вме­сто этих четырёх слов, водя­щий говорит «огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий ста­новится на чьё-нибудь место в кругу. Последний не успевший встать в круг, становится водящим.

Игра развивает кругозор, память, внимание, сообразительность.

ДДОГОНЯЛКИ

Игра проводится в любое время года. Количество играющих не ограничено. Перед игрой определяется игровая зона (ее границы).

Описание игры. С по­мощью считалки выбирают водящего, он должен дог­нать любого из участников игры и коснуться его ру­кой. Игроки стараются убе­жать, увернуться от водя­щего в пределах границ иг­ровой площадки. Если во­дящий догоняет и касается рукой игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий - поле­вым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количе­ство раз.

Игра способствует развитию быстроты, ловкости, выносли­вости, в зимнее время является хорошим закаливающим средством.

ЗАЯЦ И ВОЛК

Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. С помощью считалки выбираются «заяц» и «волк». Остальные игроки - «сосны». Каждая «сосна» опре­деляет своё место на площадке - круг, прочерченный на сне­гу (полу). Игра начинается по сигналу ведущего. «Заяц» убе­гает от «волка», который ста­рается его запятнать. Спастись «заяц» может только под «со­сной», для этого ему надо за­бежать или впрыгнуть в круг, где стоит игрок, изображающий «со­сну» (руки в стороны, вверх).

Если «заяц» забежал в какой-либо круг, он становится «сосной», а игрок, выполнявший роль «сосны» покидает круг, убегая от «волка» к другой «сосне».Если «волку» удаётся запятнать «зайца» или замешкавшуюся и оставшуюся в кругу «сосну», то водящим, «волком» становится за­пятнанный участник, и игра продолжается дальше. В конце игры опре­деляют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.

Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, коорди­нацию движений.

Загадка: Кто за дверью лесной встал как столб под сосной и стоит среди травы уши больше головы? (Заяц).

ИЗВИЛИСТАЯ ТРОПА

Описание игры: Игра проводится в любое время года. Количе­ство участников не ограничено. Участники делятся на несколько ко­манд. На одной прямой рас­ставлены предметы (хорей, чурбачки). Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперёд, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти его как можно быстрее, а третий раз совсем быстро. То же самое делают остальные ребята. После этого на одной прямой линии ставятся пять предметов, которые ребята также обходят змейкой, спиной вперёд и с каждым разом ускоряя темп. Затем число предметов на линии можно увеличить. За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Вариант 2. Участнику завязывают глаза, и он должен обойти пред­меты лицом вперед.

Игра развивает зрительную память, ловкость, координацию дви­жений.

КАЧАЛКА НА КАЧАЛКЕ

Описание состязания: Состязание проводится в любое время года. Участники делятся на две команды. Для данного состязания необходи­мо круглое бревно длиной до 2 м, диаметром 25-30 см, которое распиливается пополам и устанав­ливается спиленной частью вниз, а круглой поверхностью вверх. Также необходимы две доски длиной до 1 метра, которые кла­дут на круглую поверхность вверх.

Участники состязания вста­ют на качалку друг к другу лицом, на расстоянии вытянутых рук. По сигналу водящего участники сталкивают друг друга, тот, кто удер­жался на качалке, становится победителем и получает очко. Коман­да, набравшая большее количество очков, побеждает.

Состязание развивает ловкость, координацию движений.

КТО СИЛЬНЕЕ

Описание состязания. Для этого состязания требуются веревка длиной в 2--3 м и два камешка (шишки). Двое соревнующихся берутся за концы веревки (для удобства на концах веревки можно завя­зать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каж­дого игрока кладется камешек (шишка). По сигналу каждый старается, перетянув противни* ка, достать свой камешек (шишку). Выигрывает тот, кто достал свой камешек (шишку).

Состязание способствует развитию силовой выносливости, коор­динации движений, ловкости.

КТО КОГО ПЕРЕТЯНЕТ

Описание состязания. Состязание проводится в зимнее время года. Для этого необходима толстая веревка длиной 5--6 метров, концы ее связываются прочным узлом, так чтобы получилось большое веревоч­ное кольцо.

Вариант 1. Двое участни­ков состязания, находясь внут­ри верёвочного кольца, растя­гивают его в разные стороны, заведя верёвку иод лопатки и ухватившись за неё обеими ру­ками. Посредине между участ­никами проводят черчу. По сиг­налу оба, двигаясь назад, ста­раются перетянуть один друго­го за черту.

Вариант 2. Участники состязания встают спиной друг к другу, веревка на уровне груди. Победителем состязания становится участ­ник, перетянувший соперника за среднюю линию.

Состязание способствует развитию сипы, силовой выносливости, ловкости, воспитывает волевые качества.

ЛОВКИЙ ОХОТНИК

Описание состязания. Состязание проводится в любое времягода.
Количество участников не ограничено. Участники делятся на команды.
Состязание подразделяется на несколько этапов: I этап - участники
бегут, перепрыгивают через нарты (количество 5-10 штук); II этап -с кочки на кочку (прыжки с двух ног по разметкам, расстояние между разметками учитывается в за­висимости от физической под-
готовленности); III этап - ме­тание мяча (шишки) в цель(фигура оленя); IV этап - уча­стникам необходимо опреде­лить следы зверей, птиц (на­черченные на бумаге, снегу илиземле); V этап проползти под хореями, которые лежат на нартах (расстояние 5-10 м). Победи­телем становится та команда, которая в ходе состязания набрала наи­большее количество выигранных очков.

Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой вы­носливости, координации движений, меткости, глазомера.

С 20 октября по 1 ноября в Бразилии происходит историческое событие - 1-е Всемирные спортивные Игры коренных народов. Это не только состязания в спорте, это фестиваль ярких культур, праздник традиций и искусства коренных народов мира.

В общем, это необычно, красиво и интересно.

1. 23 октября 2015 в Бразилии, город Палмас прошло открытие 1-х Всемирных Игр коренных народов. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

2. Идея проведения таких Игр уже давно обсуждалась на международном уровне, как среди коренных народов, так и в системе ООН. (Фото Eraldo Peres):

3. Церемония открытия 1-х Всемирных Игр коренных народов в Пальмасе, Бразилия, 23 октября 2015. Это канадец. (Фото Eraldo Peres):

4. Церемония открытия. (Фото Buda Mendes):

5. Бороро - индейский народ в Боливии (2 тыс. чел.) и Бразилии (1 тыс. чел.) Кстати, открытие Игр совпало с полной Луной. (Фото Buda Mendes):

6. Расписание Игр выходит далеко за рамки спортивных состязаний и показательных выступлений по национальным видам спорта. Обширна культурная программа праздника, частью которой стали: ярмарка ремесел, диалоговая площадка и конкурс красоты. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

7. Новозеландец на церемонии открытия Игр. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

8. Коренной народ Бразилии с луком, огнем и стрелами на церемонии открытия Игр, 23 октября 2015. (Фото Eraldo Peres):

9. Начались спортивные соревнования. (Фото Buda Mendes):

11. Если на Чемпионате мира играют футбол ногами, то тут - головами. (Фото Eraldo Peres):

12. Хотя и обычный футбол на Играх тоже есть. Празднование гола в ворота сборной Бразилии. (Фото Eraldo Peres):


13. С такого ракурса понятно, чем футболисты коренных народов отличаются от обычных футболистов. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

14. Женщины из племени Xerente. От цивилизации все равно не уйти, поэтому они с телефонами и . (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

15. Вождь. 1-е Всемирные Игры коренных народов в Бразилии, 21 октября 2015. (Фото Eraldo Peres):

16. Бразильский бороро приехал на соревнования во всей красе. (Фото Eraldo Peres):

17. Всемирные Игры коренных народов, Палмас, Бразилия, 2015. Перетягивание каната. (Фото Eraldo Peres):

18. (Фото Buda Mendes):

19. Подготовка к конкурсу красоты. (Фото Eraldo Peres):

20. Участница из России. (Фото Eraldo Peres):

21. Так выглядел конкурс красоты на 1-х Всемирных Играх коренных народов. (Фото Eraldo Peres):

22. Участница конкурса красоты. (Фото Ueslei Marcelino | Reuters):

23. Еще одна. (Фото Eraldo Peres):

24. Довольные зрители. (Фото Buda Mendes):

25. Соревнования по стрельбе из лука, 26 октября 2015. Так проходят 1-е Всемирные Игры коренных народов в Бразилии. Церемония закрытия Игр состоится 1 ноября. (Фото Eraldo Peres):

Веженко Татьяна Александровна
Подвижные игры народов Сибири

Играя в традиционные народные игры якутов, чукчей, эвенков и других народов Сибири Вы со своими детьми прекрасно проведете время и почувствуете Подвижные игры народов Сибири

себя самыми настоящими сибиряками!

Игры народов коми.

«Стой, олень!»

Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть:

«Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1, 5 м от оленьих рогов (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя.

Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

Якутская народная игра «Стрельба в цель с кружением»

Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка, вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

Игры народов Сибири и Дальнего Востока.

«Каюр и собаки»

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят:

Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

«Гонки на собачьих упряжках»

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров).

Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.

«Кто кого забодает?»

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.) . На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Русские народные игры

«Жмурки»

С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он должен догнать и задеть кого-нибудь из играющих, и тот, кого он задел, становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом, но с новым водящим.

«Молчанка»

Все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.

«Прятки»

С помощью считалки выбирают водящего. Он закрывает глаза и считает до 10. Остальные играющие в это время должны спрятаться. Далее водящий начинает искать спрятавшихся игроков, и тот кого он найдет первым становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим. С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он считает до 10, а в это время все разбегаются и прячутся в комнате. Далее водящий пытается кого-нибудь найти, а играющие помогают ему словами «тепло», «холодно». В то время, когда водящий ищет, никто не имеет права передвигаться. Тот, кого водящий найдет первым становится новым водящим. Далее игра продолжается тем же образом но с новым водящим.

Игра "У Медведя во бору"

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-нибудь.

Игра «Волк во рву»

Для игры понадобится нарисовать две параллельные линии на расстоянии 1-1, 5 метра друг от друга, между этими линиями будет ров. Во рву сидит водящий – волк. Участники игры встают на одной из сторон рва. По сигналу водящего участники перепрыгивают через ров. Волк в это время их старается поймать, но изо рва он выходить не может. Все те, кто наступит в ров или кого поймает волк, становятся помощниками волка и стараются поймать остальных участников.

Игра "Пахари и жнецы"

По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой - «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда - Пахари, она становится по одну сторону черты - где «пашня»; другая команда - Жнецы - становится по другую сторону черты - где «нива». В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, поют:

Мы пашенку пахали,

Глубокие борозды махали.

Борозды - глубокие,

Полосы - широкие.

А вы жнецы худые -

У вас серпы тупые!

Жнецы отвечают:

У вас пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже лежал,

На меже лежал,

Ворон считал.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали,

Во снопочки вязали,

На ток вывозили,

Цепом молотили,

Зерно выбивали –

Стали с пирогами!

Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой – гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит:

«Раз, два, три – на ниву беги!»

По этой команде Жнецы бегут ни «ниву», а Пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные Жнецы переходят в команду Пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит всех участников другой команды.

Игра "Горшок"

На ровном и открытом месте ставят горшок, повернутый кверху дном и прикрывающий дары, предназначенные в награду удачливому игроку. В двадцати шагах от него располагается один из играющих. Ему завязывают глаза и дают палку в руки: задача в том, чтобы дойти до горшка и разбить его палкой. Каждому дозволяется перед завязыванием глаз вымерить шагами расстояние до горшка и встать лицом к нему. Но прежде чем двинуться, игрок должен три раза оборотиться на месте.

Когда игрок полагает, что дошел до горшка, он останавливается, ударяет отвесно палкою три раза и снимает повязку; если удары были удачны, игрок получает дары, положенные под горшок. Игра очень забавна. Уже при первом обороте обыкновенно утрачивают верное направление, а после третьего игрок настолько теряет ориентировку, что ему случается с места идти далеко вправо или влево от горшка, к большой потехе зрителей. Веселье наблюдающих еще больше увеличивается при сильных ударах по земле далеко в стороне от горшка. Каждый игрок употребляет различные средства, чтобы не сбиться при поворотах. Дозволяется все, кроме ослабления повязки. Горшок так редко разбивают, что в народных играх под него сажали иногда живого петуха.

Игра "Иван" (старинные русские народные игры)

Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего: Иван с косой, Не ходи босой, А обутый ходи, Себе лапти сплети. Если будешь ты обут - Волки, лисы не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть! Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе. «Звери» переговариваются с ним:

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут -

Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе.

«Звери» переговариваются с ним:

Иван-косарь, что ты делаешь?

Траву кошу.

А зачем косишь?

Коров кормить.

А зачем коровы?

Молочко давать.

А зачем молочко?

Сырцы делать.

А зачем сырцы?

Охотников кормить.

А зачем охотников кормить?

В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей».

Присоединяйтесь к потехам мудрых народов Сибири и превратите обычные выходные в незабываемое приключение, полное радости, энергии, веселья и доброты.

ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА

Ловкий оленевод
Цель:
учить бросать мяч в вертикальную цель, соблюдать правила игры, развивать глазомер.
Правила игры: бросать мяч можно только с условного расстояния.
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м. от него. Поочерёдно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, у кого будет наибольшее число попаданий в оленя.
Рыбаки и рыбки
Цель:
упражнять в беге, развивать быстроту реакции.
Правила игры: ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны увёртываться от рыбаков. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
На полу лежит шнур в форме круга. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Белый шаман
Цель: учить детей соблюдать правила игры, развивать слуховое внимание.
Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман – добрый человек, он становится на колени и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Ручейки и озёра
Цель: учить детей участвовать в играх с элементами соревнований, согласовывать свои движения с командой; развивать умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, справедливость.
Правила игры: в ручейках дети бегают друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала (или площадки) – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Отбивка оленей
Цель: приучать детей чётко выполнять правила игры; закреплять умение метать мяч в цель; поддерживать интерес к играм народов севера.
Правила игры: бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Метать мяч можно только с одного места.
Группа играющих находится внутри очерченного круга – это олени. Выбираются три пастуха, они за кругом. По сигналу «Раз, два, три – отбивку начни!» - пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
На новое стойбище
Цель: совершенствовать двигательные умения и навыки детей; умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.
Правила игры: начинать движение надо в соответствии с сигналом.
Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают звук «кхх-кхх». Останавливаются по сигналу ведущего – это привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» - все должны построиться в прежней последовательности.
Каюр и собаки
Цель: учить согласовывать движения в команде; развивать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость.
Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия.
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.
Олени и пастухи
Цель: учить отражать в игре быт народов севера; упражнять в имитировании движений оленя.
Правила игры: бегать надо легко, увёртываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих (пастухи) стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них мауты - картонное кольцо или длинная верёвка с петлёй. Игроки - олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать веточки, которые дети держат в руках.
Куропатки и охотники
Цель: учить внимательно слушать команды, менять характер движений; учить сочетать замах с броском при броске мяча.
Правила игры: убегать и стрелять можно только по сигналу; мяч бросать только под ноги убегающих.
Все играющие – куропатки, трое из них охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят – бросают мяч в ноги. На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летят.
Солнце (хейро)
Цель: учить согласовывать движения в большом круге; воспитывать справедливость, честность.
Правила игры: все игроки увёртываются от солнца при его поворотах.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставными шагами, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят «Хейро!». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется, вытягивает руки в стороны. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
Льдинки, ветер и мороз
Цель: учить доводить начатую игру до конца; развивать слуховое внимание; воспитывать дружелюбие.
Правила игры: выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движение можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, лёгкий и быстрый бег, боковой галоп и т.д.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят-
Дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят «Дзинь, дзинь…» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Ловля оленей
Цель: упражнять в беге; учить соблюдать правила игры;
Правила игры: бегать надо легко; ловить оленей по сигналу; круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков; олени стараются не попадать в круг, но попав в круг – уже не вырываются.
Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.