Главная · Насморк · Понятие самоконтроля. Самоконтроль за состоянием своего организма в психологии

Понятие самоконтроля. Самоконтроль за состоянием своего организма в психологии

Есть люди волевые, которые даже не задумываются о том, чтобы развить самоконтроль, а есть те, для кого отсутствие этого качества становится реальной проблемой. Рассмотрим в статье, что это такое и как этого можно достичь и развить.

Определение и особенности

Самоконтроль — это проявление воли человека, черта характера и образ жизни. Не каждый от природы рождается с таким качеством. Как правило, оно формируется на протяжении всей жизни. Но зачастую развитие может не произойти вовсе, если человек не приложит к этому усилий.

Говоря простыми словами, психология самоконтроля — это умение контролировать себя, привыкать к распорядку дня, деятельности. Также это качество включает в себя борьбу с ленью. Но главным преимуществом является то, что человек может держать себя в руках, когда все идёт не по плану или другие люди чуть ли не выводят его.

Самоконтроль также помогает человеку как личности идти к поставленной цели и добиваться большего, чем расслабленным людям, которым трудно взять себя в руки. И ещё это очень сильно влияет на самооценку в лучшую сторону.

Примеры

Есть очень много в учебниках по обществознанию примеров самоконтроля. Школьники обычно изучают это общим курсом. Но стоит согласиться с тем, что можно начинать задумываться о приобретении этого качества ещё в подростковом возрасте.

Очень наглядные примеры:

  • Человек понимает, что нужно прочитать книгу/выполнить уроки/доделать работу, но все ещё не сделал этого. Самоконтроль — это когда он может отказать себе в прогулках с друзьями или бездумному просмотру телевизора, если не начаты более важные запланированные дела.
  • Один приятель кричит на другого, но второму хватает силы воли держать себя в руках, чтобы тоже не «взорваться». Это называется самоконтролем поведения.
  • Работник никогда не откладывает свою работу и идёт чётко по плану, ни при каких обстоятельствах не отходя от него. К примеру самоконтроля как внутреннего контроля личности также можно отнести возможность организовывать себя и отказываться от безделья, бездумного времяпрепровождения и многого другого.

  • И ещё к этому можно отнести, например, то, когда человек начинает регулярно заниматься спортом (бегать по утрам, ходить в тренажерный зал и т. д.). Стоит согласиться, что это все же проявление воли, ведь если человек до этого ни разу не занимался этим из-за лени, но хотел и смог побороть себя, то он вышел из зоны комфорта и развил самоконтроль.

Примеры из литературы

Пожалуй, в литературных произведениях существует очень много ярких наглядных сюжетов, где герой развивал свою волю, самосовершенствовался или, наоборот, впадал в саморазрушение. Такие примеры наиболее часто встречаются в художественной литературе, в основе идеи которой лежит борьба с самим собой.

Например, очень заметно по произведению Ивана Гончарова «Обломов», что два главных героя являются противоположностями друг другу: Штольц полон самоконтроля, а вот его друг Обломов не смог найти в себе стержень и энергию.

Как развить самоконтроль?

Для каждого человека путь развития своей личности индивидуален. Но есть ряд пунктов и способов для формирования в себе самоконтроля.

Можно начать заниматься спортом и следить за здоровьем, если вы не делали такого раньше, но хотели бы. Это не только будет полезно для организма, но и поможет выработать в себе особый стержень и твёрдость духа.

Также не лишним будет формирование распорядка дня. Становиться совой или жаворонком, если вы таковым не являетесь, не стоит, но вот высыпаться просто необходимо. Поэтому даже если вы привыкли спать по 4-5 часов и чувствуете недосыпание, то стоит проявить самоконтроль и следить за режимом.

Ещё одним отличным упражнением считается обычный счёт до 10/50/100, когда настроение такое, что хочется поругаться с кем-либо, поссориться, покричать. Грубо говоря, контроль эмоций — тоже важное и полезное качество в жизни.

Но в целом очень хорошо развивает самоконтроль способность человека против своей воли делать то, что нужно. Например, заставлять себя встать по утрам, сделать пробежку, сразу же выполнить важные дела, а только потом после всего оставить время на отдых. Также очень поможет постановка более крупных целей и планов, в отличие от списка дел на день. Но нужно тоже прилагать усилия, чтобы планируемое не оставалось мечтой, а рано или поздно реализовалось.

Следующий метод подойдёт далеко не всем. Это медитация. Кто-то становится от неё более раздражительным и не видит смысла в занятии, которое разве что время отнимает, а пользы не приносит. Но многие люди отмечают то, что такое единение с самим собой помогает сосредоточиться, собраться с мыслями и успокоиться. Таким образом, медитирование подходит людям, которые очень редко бывают одни и чувствуют, что у них избыток общения, а отдыха в одиночестве нет. Ведь действительно же нет ничего плохого в том, чтобы побыть пару минуток в день дома в расслабленном состоянии.

Как родителям помочь детям развить самоконтроль?

Существует очень много споров о том, что же сильнее влияет на развитие воли человека: гены, воспитание или же сама личность будучи уже взрослой. На это никто никогда не сможет ответить, ведь у всех бывает по-разному, но родители тоже могут внести свой вклад.

Для более младшего поколения (для школьников) подойдёт следующий приём самоконтроля: при решении примеров по математике и выполнении прочих упражнений стараться не отлынивать, а все выполнять до конца. Родителям важно проследить за этим, но ни в коем случае не принуждать, если чувствуете, что ваше чадо непоседливо и не очень любит делать уроки. Можно попробовать начать мотивировать ребёнка или награждать, если ему удаётся взять себя в руки.

Это касается не только учёбы, но и режима дня, здорового образа жизни, планирования целей и многого другого. Но вот давить с более дальними планами не стоит, так как порою дети ещё даже не задумываются о том, кем стопроцентно будут работать, какой путь в жизни они выбирают и т. д. Также родителям важно следить, чтобы ребёнок не ввязался в плохую компанию и не приобрёл вредных привычек, не начал саморазрушаться.

Книги о развитии воли

Существует очень много пособий о саморазвитии. Значительная часть из них направлена именно на мотивацию, чтобы побороть лень, развить полезные качества и, главное, самоконтроль:

  • Келли Макгонигал, «Сила воли. Как развить и укрепить».
  • Брайан Трейси, «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности».
  • Шэрон Мельник, «Стрессоустойчивость».
  • Дэн Дубравин, «Психология эмоций: чувства под контролем».
  • Уолтер Мишел, «Развитие силы воли».
  • Хайди Грант Хэлворсон, «Психология достижений».

Вместо заключения

В нашей жизни можно встретить очень много примеров самоконтроля. Для кого-то это так и остаётся непостижимо, но нужно помнить, что развить волю и побороть себя более чем реально при желании и упорстве. А вот насиловать себя не стоит никогда.

Не знаете с чего начать, чтобы выработать самоконтроль? Не проблема! Мы Вам подскажем!

Всем нам хочется быть здоровыми, успешными, счастливыми – для этого мы ставим перед собой задачи, цели, рисуем в своем воображении соответствующий план действий, но…

Очень часто мы обо всем забываем, так как поддаемся сиюминутному и ненужному желанию, которое не соответствует выбранной нами дороги, а только становиться препятствием и помехой на пути к нашей цели, а также здесь не обойтись и без -матушки!

Почему мы идем на поводу этих ненужных желаний?

Почему нам так тяжело взять себя в руки и притормозить, а потом опять вернуть на путь к долгожданной цели?

А все потому, что нам не хватает самоконтроля над собой!

Я специально открыла несколько словарей, чтобы растолковать это магическое слово и вот что нашла:

  1. Самоконтроль – это сила характера человека, которая помогает притушить ненужные эмоции, взять под контроль различные чувства и извлекать внутренние недостатки.
  2. Самоконтроль – это готовность человека в любой момент действовать правильно и , не смотря на свое внутреннее состояние!
  3. Самоконтроль – это умение человека овладеть своими эмоциями при помощи разума;
  4. Самоконтроль – это сила воли, которая просто необходима любому преуспевающему человеку (занимается ли он посадкой кукурузы или тренирует футбольную команду — неважно);
  5. Самоконтроль – это возможность человека взять под контроль свое поведения, взять ситуацию в свои руки и направлять ее в ту сторону в которую он пожелает!

Без самоконтроля – эмоциональный стан может легко овладеть человеком и он станет неуправляемым, его действия будут необдуманные.

Часто о тех людей, которые ведут себя по жизни правильно (умеют себя контролировать, не поддаются на провокации, во всем знают меру, знают что им нужно от жизни, отказываться от сиюминутных удовольствий и не полезных встреч и людей) – говорят, что они безрадостны и несчастны.

Ну конечно же – ведь они могут, по сравнению с Вами, правильно питаться, заниматься спортом, на саморазвитие, высыпаются и это все ведет в профессиональному успеху.

Исследования ученых подтвердило тот факт, что те люди, которых с детства родители дисциплинировали – они почти не сталкиваются с финансовыми трудностями, могут похвастаться хорошим здоровьем, не конфликтуют.

«Но ведь те люди, которые повинуются голосу своего разума и будучи на вечеринке пьют сок вместо шампанского, потому что через 2 дня у них состоится важная встреча (а там нужно быть в полной боевой готовности) – не могут же радоваться по-настоящему, не так ли?! – спросите Вы!

«А вот и могут радоваться, даже в два раза больше чем Вы!» — отвечу я 🙂

Было проведено интересное исследование американскими психологами по заказу периодического издания Journal of Personality.

Вывод исследования: человек получает больше наслаждения от жизни и испытает намного больше позитивных эмоций, если умеет себя контролировать и держать в руках!

В эксперименте участвовало около 400 человек и они должны были на протяжении недели рассказывать исследователям по телефону о том, как часто над ними берут вверх те или иные желания и соблазны, как сильны они бывают и как они с ними сражаются.

Здесь речь шла о неких человеческих соблазнах, которые МЕШАЛИ человеку , а это: поход с друзьями в кафе, пустые и ненужные разговоры, которые попросту убивают время (а ты бы мог за это время сделать что-нибудь полезное); просмотр сериала и т.д.

И вот что показал данный эксперимент: те люди, которые пересиливали себя и все же отказывались от сиюминутных соблазнов, испытывали в два раза больше приятных и положительных эмоций, были горды и удовлетворены собой и своей жизнью.

С этого напрашивается вывод, что самоконтроль делает людей более счастливее, устраняя их проблемы.

Знайте, самоконтроль можно развивать!

Его сравнивают с мышцей, которая с каждым днем становиться сильнее благодаря тренировкам.

Самоконтроль и его преимущества!

  • Самоконтроль дарит уважение! Вы начинаете себя уважать и окружающие тоже;
  • Самоконтроль дарит свободу, Вы забываете о разных ограничениях;
  • Самоконтроль дарит много возможностей! Вы учитесь управлять как своими эмоциями, так и своими действиями;
  • Самоконтроль дарит спокойствие! Вы уверенны в своих силах.

Самоконтроль и его проявления в нашей жизни!

    С помощью спорта мы соблюдаем конкретный режим дня, вырабатываем в себе силу воли особыми физическими упражнениями…

    У нас повышается , мы становимся более увереннее в себе и естественно у нас проявляется самоконтроль – а это то, что нам и нужно 😉

    Материальные блага.

    Тот человек, который умеет ограничивать свои расходы в соответствии со своим материальным положением – пользуется самоконтролем;

    Тот кто умеет потушить ссору – обладает самоконтролем;

  • Те, кто умеют контролировать свои эмоции и ищут во всем и везде компромиссы – обладают самоконтролем;

Достигаем самоконтроля:

    Соблюдайте режим!

    Тот, кто приучит себя к строгому режиму дня (самостоятельно установленному) – развивает в себе чувство самоконтроля;

    Многое зависит от семейного воспитания.

    Когда мы показываем своим детям, как нужно себя сдерживать, как не идти на конфликт в общении – мы воспитываем в них чувство самоконтроля, а также сами приучаемся держать все в своих руках;

    Вырабатывайте в себе пунктуальность во всем.

    Доводите до конца те обязанности и те обещание, которые Вы дали человеку – Вы приучитесь к самоконтролю;

    Ходите на психологические тренинги, семинары, групповые занятия.

    Данные упражнения научат человека сдерживать порыв своих эмоций, владеть своими мыслями и разумом.

Советую всем посмотреть позитивный мульт о самоконтроле, в главных ролях — Дональд Дак 🙂

Если Вы словили себя на мысли, что Ваши эмоции в последнее время становятся неконтролируемыми – значит Вы где-то дали себе слабинку и сделали ошибку.

Если хотите быть всегда «на коне» — каждый день воспитывайте в себе силу воли, ежедневно работайте над собой.

Чтобы добиться того, чего Вы желаете, нужно каждый день делать хотя бы немного того, что Вы себе сами запланировали, даже если в эту же минуту Вам хочется просто полежать на диванчике – не давайте себе слабинку!

Давайте же наконец-то станем более ответственно относиться к своим целям и проявлять самоконтроль!

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Самоконтроль - это способность человека подавлять нежелательные формы поведения, неуместные в конкретной ситуации эмоции.

Хорошо развитая способность к самоконтролю позволяет переносить высокие психические и физические нагрузки.

Люди с высоким уровнем самоконтроля всегда сдержанны, спокойны, держатся уверенно. Рядом с ними у других людей появляется ощущение, что всё будет нормально, можно избавиться от проблем, все вопросы будут решены. Они вызывают у людей доверие.

Рядом с таким человеком пропадает желание скандалить, вести себя неадекватно. Их уверенное спокойствие действует положительно на других людей. Они успокаиваются, прекращаются конфликты. Люди склонны им подчиняться, так как они производят впечатление духовно сильных людей.

Кто обладает высоким уровнем самоконтроля?

Высоким уровнем самоконтроля обладают разведчики, успешные руководители. Эти профессии связаны с необходимостью хорошо владеть собой, своими эмоциями.

В некоторых культурах самоконтролю уделяется большое внимание. Японская система воспитания направлена на формирование высокого уровня самоконтроля. Поэтому японец с одинаково невозмутимым лицом примет известие о смерти близкого человека и радостное известие.

Самоконтроль может играть, как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Люди с высоким уровнем самоконтроля легче избавляются от дурных привычек.

Есть виды работ, где неоходимо иметь хороший уровень самоконтроля.

Например, если работа связана с постоянным общением с людьми, с необходимостью решать их проблемы. На такой работе часто возникают конфликтные ситуации. Человек с низким уровнем самоконтроля не справился бы с такой работой. Он не смог бы подавить чувство гнева, часто возникающее в конфликтных ситуациях, начал бы себя неадекватно вести. Человек с высоким уровнем самоконтроля, не позволил бы себе проявление неадекватных эмоций и решил бы без конфликтов все проблемы.

Чем опасен высокий уровень самоконтроля?

Высокий уровень самоконтроля приводит к тому, что человек постоянно находится в состоянии психического напряжения . Он не может открыто проявлять свои эмоции.

Неотреагированные эмоции накапливаются, приводят к возникновению различных болезней. Чаще всего это сердечно-сосудистые заболевания и язва желудка.

Чтобы этого не происходило и люди с высоким уровнем самоконтроля не заболевали, необходимо проведение профилактических мер. Таким людям постоянно необходимо избавляться от психического напряжения. Самые простые способы - это кричать в безлюдных местах, крушить что-нибудь. Хорошо снимают напряжение боевые исскуства.

Неплохо овладеть приёмами аутотренинга. Он тоже хорошо нормализует состояние человека. Обязательно выберите удобный для вас способ снятия психического напряжения.Тогда хорошо развитая способность к самоконтролю будет приводить только к положительным результатам.

Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие С. определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. С. предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. На С. основана волевая регуляция человека, но в то же время С. может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

В.А. Иванников, Ю.М. Орлов

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Самоконтроль - процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений. Понятие С. обычно применяется к ситуациям, в которых человек пытается изменить...

Психотерапевтическая энциклопедия

Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным...

Психологическая энциклопедия

Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам...

Психологическая энциклопедия

Совершенно буквально – контроль за собой. Этот термин обычно предназначается для способности контролировать импульсивность, тормозя непосредственные сиюминутные желания; его доминирующая коннотация – подавление или торможение.

Психологическая энциклопедия

Осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать...

Психологическая энциклопедия

сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с нек-рыми субъективными нормами и представлениями. Становление С. - один из центр, механизмов социализации; оно связано с усвоением и принятием человеком выработанных обществом норм поведения, преобразованием этих норм во внутренние механизмы саморегуляции (см. Интериориза-ция).

В результате С. осуществляется осознанный выбор допустимых и наиб. приемлемых форм реагирования на обстоятельства окружающей действительности. Важным моментом С. выступает самоограничение, способность отказаться от непродуктивных и не одобряемых обществом реакций. Эта способность не присуща человеку изначально, а формируется постепенно по мере развития личности.

Ребенок появляется на свет как биол. существо, для к-рого не характерны социальные формы регуляции поведения. Первоначально движущим механизмом активности младенца выступают его элементарные побуждения и потребности. Их удовлетворение находится всецело в руках взрослых, и ребенок лишь способен заявлять о своих побуждениях в форме простейших реакций (плач, крик, двигательная активность). Развитие ребенка состоит в постепенном освоении им целесообразных практич. действий. Этот процесс осуществляется в общении со взрослым, к-рый направляет.н. регулирует действия ребенка, демонстрирует подлежащие усвоению образцы поведения, осуществляет оценку и контроль. Родители и воспитатели не только предлагают ребенку определенные способы поведения, но и демонстрируют те последствия, к к-рым приводит то или иное действие. В результате многократных повторений ребенок постепенно обретает способность предвидеть результаты того или иного шага. Со временем этот предвосхищаемый результат становится самостоятельным и достаточным регулятором активности. Ребенок оказывается способным уклониться от определенного действия, влекущего нежелательные последствия только потому, что мысленно во внутреннем плане представляет себе эти последствия и не желает их. Освоение этой способности связано с разрешением определенного внутр. противоречия. С одной стороны, импульсивные побуждения ребенка толкают его на нек-рые шаги, с другой стороны, уже существует опыт торможения подобных побуждений внеш. воздействием (неодобрение, наказание и т. п.). Исход такого противоречия может быть различным. Если ребенок имеет достаточную возможность удовлетворения своих осн. потребностей и внеш. регуляторы не повергают его в ситуацию депривации, то он оказывается вполне восприимчивым к разумным ограничениям и постепенно осваивает их как собственные регуляторы поведения. Но в условиях избытка ограничений, когда эмоциональные, познавательные и др. потребности ребенка блокируются, противоречие между собств. побуждением и внеш. ограничителем переживается болезненно. От взрослого также зависит, чтобы самоограничение, производное от внеш. ограничения, не выступало для ребенка только своей негативной стороной, но было бы поощрено и одобрено. Становление С. происходит по мере осознания ребенком того факта, что выбор оптимального решения есть не отказ от цели, а способ ее достижения приемлемыми средствами.

В обстановке избыточных и излишне строгих ограничений, характерной для авторитарного воспитания, внеш. требования воспринимаются как враждебные и чуждые; не происходит их присвоения в качестве собственных, внутренне присущих человеку норм. При этом формирование способности к С. затруднено; ребенок не только не стремится усвоить социальные нормы, но, демонстрируя следование им из-за страха наказания, пытается при любой возможности их обойти. Ситуация тотального внеш. контроля приводит к негативному результату: у ребенка не формируется способность к самостоятельной нравств. оценке.

Другой нежелательный вариант воспитательной стратегии - т.н. попустительский стиль, когда побуждения ребенка недостаточно регулируются старшими. В этих условиях ребенок просто не имеет возможности освоить механизмы саморегуляции и самоограничения.

Оптимальная пед. стратегия состоит в поэтапном разграничении контролирующих и оценивающих функций взрослого и ребенка. На каждом возрастном этапе соотношение внеш. и внутр. регуляции меняется, пока человек не достигает способности полностью самостоятельно оценивать и направлять свое поведение. Достижение этой способности отчасти и знаменует собой наступление психол. и социальной зрелости.

Лит.: Кон И. С., В поисках себя, М., 1984; Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание, пер. с англ., М., 1986; Ольшанский Д. В., «Я сам!», М., 1986; его же, Взросление «Я», М., 1988; Осницкий А. К., Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности, М., 1986; Орлов Ю. М., Самопознание и самовоспитание характера, М., 1987; Как построить свое «Я», под ред. В. П. Зинченко, М., 1991; Karoly Р., Self-management prob-lems in children, в кн.: Behavioral assesment of Childhood dicokders, N. Y., 1981.

Отличное определение

Неполное определение ↓