Главная · Насморк · Потребность в самоактуализации. Самоактуализация по Маслоу: почему достичь последней стадии пирамиды сложнее, чем кажется

Потребность в самоактуализации. Самоактуализация по Маслоу: почему достичь последней стадии пирамиды сложнее, чем кажется

Часто многие отождествляют понятия «самореализация» и «самоактуализация». Однако, если первая продиктована желаниями, исходящими извне, то самоактуализация, о которой говорил Абрахам Маслоу, касается самой природы личности. Вместе со Скотти Хендриксом разбираемся, что кроется за этим понятием и почему самоактуализация — не результат, а бесконечный процесс.

Согласно иерархии потребностей Абрахама Маслоу, высшая потребность человека — самоактуализация. Но достичь этой ступени — задача не из легких.

Сама по себе самоактуализация — благородная цель. Именно ею мотивировано создание гуманистической психологии и благодаря ей издатели ежегодно выпускают миллионы книг по личностному росту.

Тогда как большинство людей знакомы с основными позициями «пирамиды Маслоу», далеко не все в курсе того, с какими проблемами психологу пришлось столкнуться во время ее «выстраивания». Оказалось, что многие люди ошибочно полагали то, что уже прошли стадию самоактуализации.

Как Маслоу узнал о них?

По словам психолога Барри Стивенса, друга Маслоу, когда идея о самоактуализации вышла в свет, произошло кое-что необычное:

«Он (Маслоу) был недоволен реакцией многих людей, когда те узнали о «самоактуализирующихся личностях». Реакция была странной. Я получал множество писем, в которых люди писали: «Я самоактуализированный человек». Маслоу казалось, что он что-то упустил».

Изучив работы психолога, люди стали убеждать своих терапевтов, что они достигли вершины пирамиды. Но сам Маслоу в книге «По направлению к психологии бытия» отметил, что «менее 1% взрослого населения удается достичь последней стадии».

Так что, если бы вы сообщили Маслоу, что вы уже самоактуализировались, это наверняка рассмешило бы его.

Насколько сложно стать самоактуализированным человеком?

Одно из наиболее распространенных критических замечаний в отношении концепции Маслоу о самоактуализации заключается в том, что она, по-видимому, ограничивается теми, кому выдалось испытать счастье в своей жизни. Рассмотрите его иерархию потребностей: самый низкий уровень — это базовые потребности, а второй уровень — потребность в безопасности для создания комфортных условий жизни. Если вам не достает финансов для удовлетворения первых — вы не можете подняться на второй уровень. О последней ступени тут и говорить не стоит.

Wikimedia Commons

Данный вопрос встал еще задолго до появления «пирамиды Маслоу». Аристотель, чья концепция эвдемонизма Философское учение о том, что человеческое счастье является высшим благом и основанием нравственности человека. имеет очевидные оттенки самоактуализации, открыто говорил о том, что только состоятельный греческий мужчина, который имел достаточную удачу в своей жизни, может «хорошо жить». Другие психологи, обсуждающие вопрос самоактуализации, сталкиваются с подобными проблемами.

Сам Маслоу считал, что любой способен на самоактуализацию. Тем не менее, критериям самоактуализации, по словам Маслоу, соответствовал только один процент учащихся колледжей и образцовые исторические личности. Он понимал, что такое количество людей, заявляющих о своей состоявшейся самоактуализации, указывает на то, что ему не удалось раскрыть концепцию этой потребности должным образом.

Ошибались ли эти самые «самоактуализированные люди»?

Многие из них — несомненно, да. Психолог Фриц Перлз, однако, считал, что это недоразумение также может быть связано с понятием самореализации. Самоактуализация — это процесс становления тем, кем вы на самом деле являетесь. Но многие люди думают, что самоактуализироваться — значит стать тем, кем вы себя считаете себя или кем вы хотите стать Но это уже самореализация. Вполне вероятно, что многие из знакомых Стивенса просто реализовали идеальные представления о самих себе.

Маслоу же говорит нам:

«Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности»Козлов Н. «Психологос. Энциклопедия практической психологии». .

Психолог также предупреждал, что самоактуализация не означает, что вы действуете в соответствии с собственными желаниями. Такие действия можно назвать самовыражением, а не актуализацией. Так что едва ли те люди были правы.

Какой итог можно подвести?

Ну, во-первых, вероятно, вы еще не самоактуализировались.

Зато сейчас вы лучше понимаете сложность этой концепции. Людям стоит не только удовлетворять все потребности последовательно, но и быть открытыми и готовыми сделать себя психологически уязвимыми, чтобы встретиться с «настоящим я» и постоянно стремиться к психологическому росту.

Однако о конкретных методиках развития личности в процессе самоактуализации, по представлению психологов гуманистической направленности, говорить не стоит. Что значительно усложняет задачу.

Это действительно нелегко. Самоактуализации невозможно достичь за пару дней, да и в ваш прогресс всегда могут вмешаться непредвиденные обстоятельства. Карл Роджерс, американский психолог, который также работал с концепцией самоактуализации, считал ее не конечной стадией, а бесконечным процессом.

Маслоу пишет:

«…Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации»Маслоу А. «Мотивация и личность» .

С тех пор как человек начал осознавать себя, он стал задаваться вопросами об устройстве окружающего мира и о своём месте в природе и среди других людей. Многих до сих пор волнует проблема предназначения вида homo sapiens на Земле, поиска смысла жизни. Ответы на «вечные вопросы» ищут философы, психологи, богословы и просто люди, которым небезразлично всё, что происходит с ними и вокруг них.

В зависимости от исторической эпохи, религиозных взглядов, достижений науки феномен человека объяснялся по-разному, от представлений о людях как о двуногих животных без перьев до признания божественной сущности человека. Одной из научных теорий, позволяющей найти ответы на такие сложные вопросы, является теория самоактуализации личности (авторы А. Маслоу, К. Роджерс и другие ).

Понятие самоактуализации

Под самоактуализацией подразумевается выполнение человеком своей задачи, ведь все мы приходим в этот мир не просто так, а значит, – раскрытие способностей, талантов, реализация того, что заложено природой в каждом из нас. Самоактуализация человека – это процесс и способ достижения значимых для себя целей.

Для того чтобы лучше понять, что такое самоактуализация, имеет смысл рассмотреть пирамиду потребностей А. Маслоу . Учёный считал, что все люди без исключения имеют примерно следующие потребности:

  • Физиологические (пища, питьё, сон) . Такие же потребности есть и у других живых существ. Без достаточного количество еды, воды и сна организм погибает;
  • В безопасности жизнедеятельности . Помешать собственно выживанию могут и внешние факторы: чрезмерные холод и жара, природные стихии, отсутствие крыши над головой, нападение маньяка и т. д. Если человеку ничто не угрожает, то он ощущает спокойствие и уверенность в себе;
  • В любви. Удовлетворив перечисленные выше потребности, человек наверняка останется жив, но вряд ли будет чувствовать себя счастливым. Всем нам необходимы любовь, поддержка близких, дружеские связи;
  • В уважении и признании. Что бы ни делал человек, ему важно ощущать себя успешным. Действительно приятно, когда работа получает высокую оценку, будь то шедевр мирового искусства или просто мастерски сваренный борщ;
  • В познании и творчестве. Эта потребность наиболее ярко выражена у детей, которые задают очень много вопросов и пытаются экспериментировать со всем, что попадается им на глаза. К сожалению, с возрастом желание познавать и творить для большинства людей становится не столь актуальным;
  • Эстетические. Красота важна для людей, так как она гармонична, а гармония создаёт ощущение стабильности и порядка. Недаром Ф.М. Достоевский писал о том, что «красота спасёт мир»;
  • Духовные. Удовлетворение потребностей этого уровня и есть самоактуализация. Личность самоактуализируется в самопознании, стремлении совершенствовать себя, получать как можно больше знаний о мире, развивать свои способности.

Считается, что для того, чтобы возникла потребность в самоактуализации, необходимо удовлетворить все вышеперечисленные потребности. Однако жизнь сложна и разнообразно, поэтому в действительности всё очень даже непросто. Достаточно вспомнить великого композитора В.А. Моцарта, который записывал ноты своих гениальных произведений на клочке бумаги огрызком карандаша и не всегда имел деньги на хлеб. Да и с признанием при жизни гения были проблемы. В то же время многие более чем обеспеченные люди так и остаются на уровне удовлетворения потребностей, указанных в начале списка, или даже деградируют. Большую роль в процессе становления человека играет его стремление к самоактуализации, а оно, в свою очередь, зависит от целей, мотивов, желаний, установок и особенностей воспитания личности.

Процесс самоактуализации

С чего начинается самоактуализация? Ответ очевиден: с познания себя, с выявления своих возможностей, способностей и потребностей. Здесь может потребоваться помощь специалиста, ведь беспристрастно оценить самого себя крайне сложно. Опытный психолог поможет разобраться с комплексами, мнимыми или явными проблемами и наметить пути для самосовершенствования. Если по каким-либо причинам некомфортно на индивидуальном занятии, то можно записаться на тренинг личностного роста.

Следующий этап – это поиск способов для самореализации, а их может быть бесчисленное множество: любимое дело, хобби, домашнее хозяйство и отношения в семье, путешествия, прополка огурцов на дачном участке и т. д. Главное, чтобы человек понимал, что выбранное занятие – его. В этом случае ощущение полноты бытия не заставит себя ждать. Напротив, необходимость постоянно делать то, что не приносит удовлетворения, способствует недовольству собой и окружающими. В результате появляются стрессы, неврозы и даже серьёзные заболевания. Проще говоря, человек должен быть тем, кто он есть, и идти по своей дороге жизни. Тогда всё будет хорошо.

При самоактуализации неизбежным является выбор. Выбирать приходится всё и всегда (платье в магазине, школу для ребёнка, место работы или отдыха и т. д.). Однако, по мнению самого А. Маслоу , главный выбор человека – между стремлением к самоактуализации и сознательным избеганием её. Дело в том, что самосовершенствование, занятие творческой деятельностью предполагает выход из так называемой зоны комфорта, разрушение стереотипов, преодоление трудностей, изменение взглядов на понятное и привычное, в результате чего становится сложно сохранять спокойствие и чувствовать защищённость. В то же время, если личность всё-таки станет на путь самоактуализации, то приятными бонусами будут:

  • уверенность в себе;
  • ощущение победы, в том числе, над собой;
  • повышение ;
  • формирование новых умений и навыков.

Принципиально важно, чтобы выбор человек делал сам, а не под давлением извне. Этому необходимо учиться с детства, поэтому важная задача родителей и педагогов – дать ребёнку возможность самостоятельно мыслить и принимать решения. Кроме того, малыш не должен удовлетворять родительские амбиции, в процессе воспитания и развития нужно исходить из интересов и потребностей самого растущего человека.

Умение делать выбор тесно связано с необходимостью доверять себе и брать на себя ответственность за последствия своих поступков. Собственно, ответственность – это главный показатель взросления. Если речь идёт о выборе профессии, спутника жизни или просто способе проведения свободного времени, то сделанные выборы могут не одобряться окружающими. Однако никто не знает, что надо человеку, лучше, чем он сам. Главное, чтобы последствия выбора не противоречили законодательным и моральным нормам.

Наконец, для самоактуализации важно трудиться не покладая рук. Менее талантливый, но трудолюбивый человек достигнет большего, чем одарённый лентяй. Постоянная работа над собой непременно приведёт к успеху.

Что мешает самоактуализации

Казалось бы, проблема самоактуализации решается довольно легко: выбрал свой путь и действуй. На самом деле всё не так просто. Полному раскрытию своих возможностей могут препятствовать:

  • Собственная лень. Развитие, движение вперёд – это приложение усилий, преодоление себя. Под лежачий камень вода не течёт; (читайте про )
  • Неуверенность в себе, комплексы, страхи. Никто не застрахован от неудач, однако, сознательное избегание трудностей, возможно, и сделает жизнь более спокойной, но никогда не приведёт к успеху; (читайте про )
  • Давление социума. В некоторых культурах (особенно это характерно для стран с тоталитарным режимом) на первое место ставится не индивидуальное, а коллективное. Человек является винтиком в государственной системе, а любые проявления индивидуальности подавляются порой очень жёстко. Также сложно реализовать себя, если имеющиеся навыки не востребованы и не ценятся окружающими (так в крестьянской семье позапрошлого века умение ребёнка рисовать или виртуозно играть на музыкальном инструменте могло восприниматься родителями как блажь, отвлекающая от главного занятия – земледелия);
  • Заниженная самооценка , неверные представления о своих способностях («Я никогда этого не достигну», «Это мне не по силам» и т. д.); (читайте про )
  • Отсутствие должной мотивации. Если непонятно, во имя чего предпринимаются те или иные действия, то достижение цели практически невозможно. Во всяком случае, морального удовлетворения от прилагаемых усилий точно не будет.

Проблема самоактуализации

Большинство психологов рассматривают самоактуализацию исключительно как благо. Разве плохо, если человек ищет себя, пытается найти применение своим способностям? Однако чрезмерно зацикленная на себе личность становится эгоистичной, не принимает во внимание потребности других людей, не спешит понять, помочь, поддержать близких. Кроме того, само по себе взятие каких-либо высот ещё не гарантирует благополучия. Каждый человек – индивидуальность. Кому-то крайне важно сесть в кресло руководителя, а кто-то будет довольствоваться скромной ролью рядового сотрудника или домохозяйки и чувствовать себя счастливым (хотя эти роли – тоже своего рода самоактуализация).

Подлинное совершенство – это скорее идеал, чем реальность. По мнению самого А. Маслоу , люди, достигшие самоактуализации, составляют лишь 1% от всего человечества, и даже такие «сверхличности» не лишены недостатков и не избавлены от проблем. Поэтому в процессе самоактуализации главное – не столько стремление к идеалу, сколько достижение реальных целей, умение строить отношение с другими людьми, стремиться к гармонии с собой и окружающим миром. Если человек самодостаточен и живёт полноценной жизнью, готов нести ответственность за свои поступки, то о нём можно говорить как о состоявшейся личности.

Рассматривая тему «стремление к совершенству», мы выяснили, что это путь еще большего ухода от себя, путь в никуда. Сегодня предлагаю рассмотреть тему самоактуализации, или пути, по которому можно найти себя.

Каждый из нас не просто так появился на Земле и у каждого есть свое предназначение. И мы пришли в этот мир, чтобы реализовать свой внутренний потенциал. А какой он – ваш потенциал? Какие у вас есть способности?

«Да ни каких!» или «А я и не знаю своих способностей» - наиболее частые ответы на подобные вопросы. И при этом каждый человек в глубине души мечтает стать кем-то. Но как можно стать тем желанным «кем-то», если не догадываться о своих способностях и не видеть их? Именно поэтому в нашем мире так мало людей, которые реализуют истинные свои способности.

Кто такой самоактуализированный человек?

Тот, кто добивается полного использования своего таланта, своих способностей и своего потенциала.

Ну, хорошо, если человек не знает своих способностей, то в какой-то момент все равно ведь появляется желание узнать их. Узнать кто я и зачем я. У кого-то это желание сильное, у кого-то слабое, а кто-то даже и не задумывается об этом. И если это желание – узнать себя и найти свои способности – появилось, такой человек начинает познавать себя.

Абрахам Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Когда человек встает на этот путь – познания себя, он сразу сталкивается с двумя главными препятствиями: потребностью в безопасности и потребностью в уважении. Именно эти потребности не позволяют двигаться вперед. Человек может очень долго и умно говорить о «росте», но он все равно будет оставаться в том и с тем, что он знал и к чему привык.

Первое, что необходимо сделать, когда человек встает на путь самоактуализации, это найти чувство безопасности в себе. «У меня есть я, и сам себя я никогда не предам и не брошу». И это должно быть не просто словами, это должно стать внутренним состоянием!


«Меня все бросили!»

«А вы где? Вы тоже бросили себя?»

Пока в человеке сильна потребность в безопасности, он не способен построить что-то новое.

Безопасность – это сохранять все сорняки и попытаться среди них вырастить розу. И если закрывать глаза на сорняки, не пропалывать их, то они рано или поздно задушат эту розу. Останется только видимость движения вперед – поле сплошь и рядом усыпанное сорняками с засушенными ростками чего-то нового. Поэтому мужество признать свои «сорняки» - обязательная составляющая самоактуализации.

Второе – перестать требовать уважения от других, понять и признать, что в сущности своей вы уже совершенны. А поступки – мы ничего не делаем во вред себе. Если мы совершаем какой-то неблаговидный на первый взгляд поступок, то мы совершаем его только потому, что он приносит нам (нашей личности) удовлетворение, иначе бы мы его не совершали. Это еще одна интересная тема и подробно о ней мы поговорим в другой раз.

Процесс познания себя – это всегда готовность рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Но это не борьба со старыми привычками и ограничениями. Это поиск того, что мешает двигаться вперед и смелость сделать не так, как всегда.


Только благодаря мужеству можно открыться новым идеям, новому опыту, который может привести на вершину, а может и к провалу. Но сознание того, что каждый урок во благо, будет вести по пути роста. И это уже личный путь, не навязанный окружением – что правильно, а что не правильно.

Более того, процесс прихода к себе медленный и болезненный. Это постоянный поток, а не фиксированное достижение. Именно поэтому очень многие отказываются от него. Всегда приятно достичь чего-то и сидеть на лаврах, ничего больше не предпринимая.

Но никто не может заставить человека встать на путь самоактуализации. Это только сознательный выбор – стать тем, кем можешь быть.

Следующее действие – собранность и концентрация. Выход на эффективное восприятие реальности. А эффективное восприятие реальности – способность воспринимать мир беспристрастно, постоянно осознавать, что в реальности происходит внутри человека и вокруг него. Определиться, в какой точке находится человек, как он сам создает то, что окружает его.

Научиться видеть окружающую реальность такой, какая она есть, со всеми ее плюсами и минусами, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Самое интересное, что такое видение дает способность различать фальшь и нечестность. Надежды, ожидания, тревоги и страхи уже перестанут оказывать влияние на восприятие реальности.

Далее – изучение своей внутренней природы и действие в соответствии с ней. Научиться самим решать для себя – что нам больше нравится. Не что правильно и что не правильно, а что нравится и что не нравится, где вы получаете истинное удовольствие. Какие фильмы больше нравятся, какие мысли, идеи, вне зависимости от мнения других.

Все это приводит к тому, что человек не утрачивает ощущение радости жизни. Он легко принимает других людей и человечество в целом, не пытаясь контролировать, поучать, переделывать других, «подгонять» под себя. Человек становится свободным и окружающим предоставляет свободу выбора и свободу самовыражения. Чрезмерное чувство вины, стыда, тревоги перестают отягощать, уходит сверхкритичность к своим недостаткам и слабостям.

Следующее действие – научиться честности перед собой. Взять на себя ответственность за свои действия, поступки и мысли. И главное здесь – перестать искать оправдания и перекладывать вину на других за свои поступки, свои мысли, перестать стремиться быть хорошим для всех. Всем в этом мире не угодишь, ведь задача не стать еще более удобным для других, а найти себя.

Следующее – научиться действовать в соответствии со своими суждениями, здраво оценить свои потребности, разобраться – какие присущи вам, а какие – наведенные обществом, родителями, окружением. Все это способствует наиболее точному решению – что необходимо и что правильно конкретно для данного человека.

Благодаря этому, взаимодействие с окружающими уже строится без желания произвести эффект и поразить чем-то. «Показушность» уходит и появляется естественность, простота и непосредственность. А это уже приводит к способности легко приспосабливаться к окружающей действительности, появляется такое качество, как терпимость. Но при всем при этом, если есть необходимость быть непримиримым и, несмотря на угрозу осуждения или неприятия, свое мнение высказывается без колебания.

Дальнейшее действие – разобраться в своих потенциальных возможностях. Найти то, что приносит наибольшее удовлетворение, в чем вы чувствуете свой талант и развивать это до совершенствования. Может быть, вы хорошо готовите и, развивая свой талант, вы смогли бы стать поваром, мастерство которого восхищает.

Может вы прекрасно умеете организовывать праздники, создавать неповторимые авторские вещи… Найдите то, что вы делаете лучше всего и сделайте все, что в ваших силах, чтобы стать специалистом высокого класса, насколько позволяют ваши способности.

Но, не используя свой талант, человек будет выполнять нудную и скучную работу, только потому, что за нее хорошо платят или она дает состояние безопасности. Результат – неудовлетворенное состояние сознания.

Маслоу утверждал, что самоактулизирующиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от больших недостатков, но они все без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию. Они не были сконцентрированы на себя, а были ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. О них можно сказать, что они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить.

Следующее действие – разобраться в зависимых и созависимых отношениях.

Главная потребность социально «нормальных» людей – использование других людей для подчеркивания своей значимости и заполнения одиночества.

Все шаги по самоактуализации приводят к уникальной способности находиться в одиночестве, без ощущения себя одиноким, к умению наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

Появляется способность сохранять спокойствие и невозмутимость даже при личных несчастьях и неудачах. Все это благодаря собственному взгляду на ситуацию без потребности полагаться на мнения и чувства других. Почести, статус, престиж и популярность становится менее значимы, чем саморазвитие и внутренний рост.

Следующее действие – научиться наслаждаться. Наслаждаться музыкой, красотой природы, шедеврами искусства так, чтобы они приносили вдохновение. Поймать эти потрясающие состояния. Развивать чувствование природы, музыки. Замечать переживания экстаза, инсайта, моменты наибольшей увлеченности и взволнованности.

Благодаря этому появляется способность видеть и радоваться даже самым незначительным событиям в жизни, возвращается детская способность к удивлению. Счастье уже не принимается как должное, жизнь перестает быть скучной и неинтересной.

Человек становится способен чувствовать и переживать умиротворение, блаженство, гармонию, спокойствие, любовь, слияние с природой без искусственных стимуляторов. В моменты вершинного переживания происходит ощущение гармонии с миром, теряется ощущение своего «Я» или происходит выход за его пределы.

Следующее действие – различать цели и средства достижения. Научиться наслаждаться процессом и делать именно ради него. Например, не ставить целью – делать физическое упражнение ради здоровья, а получать удовольствие от самого упражнения.

И одно из самых сложных – выход за пределы своего личностного «Я».

Это достигается за счет наблюдения за своими защитными механизмами, признание существования их и распознавание как они действуют. Защитные механизмы – главные ограничения и препятствия для внутреннего роста. Это кнопочки, благодаря которым, человек становится полностью управляем и несвободен.

Но это работа, работа долгая и кропотливая и не каждый решится на нее. Сподвигнуть на такую работу может только внутреннее осознание того, что не просто так вы пришли на эту землю, что у вас есть таланты, есть свой путь, и острое желание найти его.

Результат – высвобождение энергии для собственной реализации.

Но нельзя сказать, что самоактуализирующиеся люди ангелы во плоти, что они совершенны.

Они, так же как и все подвержены неконструктивным и бесполезным привычкам. При этом могут быть упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны и подавлены. В них может присутствовать и чувство вины, тревоги, печали, сомнения в себе.

Но при этом они свободны в своих проявлениях: способны к творчеству, автономны и уверены в себе, свободны от социального и культурного влияния, честны перед собой, способны отказываться от своих иллюзий и в полной мере используют свои способности.

Разница между стремлением к совершенству и самоактуализацией – выбор «быть», а не «казаться». Награда – удовлетворенность жизнью.

И еще раз коротко:

  • Найти чувство безопасности в себе.
  • Признать свое совершенство.
  • Развить мужество, готовность к риску.
  • Выйти на объективное восприятие реальности.
  • Стать честным перед собой.
  • Изучить свою внутреннюю природу и действовать в соответствии с ней.
  • Найти свои потенциальные возможности, таланты и развивать их.
  • Обрести внутреннюю независимость.
  • Научиться наслаждаться.
  • Научиться различать цели и средства достижения их.
  • Изучить свои защитные механизмы и выйти за их пределы.
Вы познакомились с планом действия для самоактуализации. Возникает ли вопрос – как его реализовать? Сложно? Интересно? Пребывать в иллюзиях приятнее?

Мы все свободны в своем выборе.

ЦЕЛЕЙ, СПО-

СОБНОСТЕЙ,

РАЗВИТИЕ СОБ-

СТВЕННОЙ ЛИЧ-

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

ГАРМОНИЯ, СИММЕТРИЯ,

ПОРЯДОК, КРАСОТА

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ПОНИМАТЬ,

ИССЛЕДОВАТЬ

ПОТРЕБНОСТЬ УВАЖЕНИЯ (ПОЧИТАНИЯ):

КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕ-

ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ

ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ОБЩНОСТИ, НАХОДИТЬСЯ РЯДОМ

С ЛЮДЬМИ, БЫТЬ ПРИЗНАННЫМИ И ПРИНЯТЫМИ ИМИ

ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЗАЩИЩНЕННЫМ, ИЗБАВИТЬСЯ

ОТ СТРАХА И НЕУДАЧ, ОТ АГРЕССИВНОСТИ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ:

ГОЛОД, ЖАЖДА, ПОЛОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ И ДРУГИЕ

________________________________________________________________________________

Эмоциональные состояния людей могут выражаться в словах, действиях, непроизвольных физиологических реакциях человека, таких как, например, дрожание рук, губ, поза человека. Однако действие может противоречить словам: человек говорит, что он рад, а сам ухмыляется. Умение словами выразить свои чувства дано не каждому человеку. Делать это необходимо непротиворечиво, согласуя слова с действиями и тем внутренним состоянием, которое и вызывает внешние физиологические и поведенческие проявления, заметные окружающим.

Искреннее выражение своего чувства почти всегда находит отклик у партнера.

Особенно важно прямодушно, не приукрашивая осознавать свои негативные чувства. Отрицательная эмоция всегда свидетельствует о некотором неблагополучии в отношениях с партнером. Лучше всего не замалчивать и не скрывать эмоцию от самого себя, ведь непроизвольно Вы все равно, как правило, партнеру эту эмоцию выражаете, а стремится прояснить отношения с партнером. Если вы сообща обсудите, как каждый переживает ситуацию и что Вам мешает конструктивно беседовать, Вы обнаружите, что негативные эмоции были вызваны несовпадением в оценке ситуации и мотивов друг друга. Эмоции могут измениться. Ваш партнер может обнаружить, что его действия вызывают у Вас эмоции, которых он не предполагал. Очень велика вероятность, что ситуация прояснится.

Однако, нив коем случае описание Ваших чувств не должно иметь цель заставить другого вести себя так, чтобы вызвать у Вас приятные эмоции. Жаль, что чаще всего именно так и делают .

Обдумайте следующие примеры неправильного поведения. Представьте себя на месте человека, которому таким образом выражаются чувства. возрастет или снизится Ваше внутреннее напряжение?

Ситуация

Характеристика действия

Истинное чувство

«Успокойся»

2. Прогулка на велосипедах

«А не опасно так быстро ездить?»

«Я боюсь упасть»

3. Разговор с женой

«Ты стал так холоден ко мне»

«Мне больно, что я ждала тебя напрасно»

4. В автобусе

Оскорбление

«Вы плохо воспитаны»

«Я оскорблена тем, что вы не хотите замечать, как мне тяжело стоять»

5.Разговор с сотрудником

Насмешка

«Ты слишком умен»

«Мне обидно, что ты открыто не признаешь и мои заслуги»

6. Любой разговор

а) одобрение

«Ты молодец»

«Мне нравиться твой юмор»

б) порицание

«Ты много болтаешь попусту»

«Мне скучно это слушать»

Если Вы хотите проверить, правильно ли Вы воспринимаете эмоциональное состояние другого можно сделать следующее. Опишите поведение человека и сообщите, как Вы воспринимаете состояние и настроение Вашего партнера. Вы можете начать говорить так: «Я вижу, что…», «Я хотел бы понять твои чувства…», «Верно ли я понял, что ты чувствуешь…».

Но не говорите; «Почему ты зол на меня», - это уже чтение мыслей, но не проверка своего восприятия. Можно было бы сказать: «Вижу, что ты отвернулся. Хотел бы знать как ты себя чувствуешь. Возможно ты разозлился на меня?».

Не говорите: «У тебя голова болит, опять депрессия?» - в Ваших словах не забота, а издевка, утонченная агрессия. Может быть лучше сказать так: «Я вижу ты опустил плечи и молчишь. Ты разочарован тем, что никто не откликнулся на твое предложение?».

Не говорите: «Не будь таким чувствительным». Тем самым манипулируйте чувствами другого. А если сказать так: «ты так неожиданно встал, когда я говорил. Я хочу сказать, почему, тебя кажется задел мой комментарий».

Имейте в виду, такая проверка Вашего восприятия, описывая эмоции партнера означает для него лишь: «Я так воспринимаю твои чувства, верно ли это?». Вы ни в коем случае не выражаете одобрения или порицания.

ТРИНАДЦАТЬ ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПРИВЛЕЧЕНИЮ И УДЕРЖАНИЮ ВНИМАНИЯ

    Неожиданность

используйте в речи неожиданную и не известную слушателям информацию, а так же выпуклые формулировки с «оживляющим эффектом».

    «Провокация»

на короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, используя этот период для подготовки слушающих к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более определения собственной позиции.

    Гипербола

прибегайте к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории к предмету. Не забудьте, однако, позже уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.

    Прогнозирование

основываясь на реальных фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценности ориентации, интересы, требования, пожелания.

    Сопоставление всех «за» и «против»

в качестве разбора ознакомьте слушателей со всеми аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, мероприятия и т.д. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы, используя при этом контрастную аргументацию: «однако на самом деле…».

    Делегирование возможностей принимать решение за счет постановки соответствующих вопросов вовлекайте партнеров в процесс мышления; воздерживайтесь от применения собственных аргументов.

    Сопереживание

увлеченно описывайте события, связывающие Вас со слушателями, не упуская подробностей, важных для аудитории и темы, заставляя слушателей сопереживать.

    Внесение элемента неформальности

учитывая предмет речи, поведайте аудитории о собственных заблуждениях, ошибках и их последствиях и покажите, каким образом вам удалось найти решение проблемы. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей и изменить их мнение в вашу пользу.

    Драматизация

наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изображайте обобщающие тему выступления события, чтобы слушатели могли отождествлять себя с действующими лицами и жизненной ситуацией. Подготавливайте таким образом необходимые абстракции.

    Прямое включение

откажитесь от введения или отступлений, если ваши партнеры знакомы с проблемой. Начните с главного.

дайте слушателям возможность отдохнуть. Создайте общую эмоциональную платформу.

    Экспрессия

сознательно выбирайте такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля. Используйте приемы постепенного усиления эффекта: стилистически нейтральные высказывания сопровождайте экспрессивными формулировками

ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЯ, ВЗРОСЛОГО И ДИТЯ В ОБЩЕНИИ

Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем неосознанно для себя и собеседнику одно из трех состояний нашего «Я», позиции Родителя, Взрослого или Ребенка. Несмотря на то, что выбор этот осуществляется невольно, общение в каждой из трех позиций происходит по своим правилам.

Р – Родитель – учит, направляет, оценивает, осуждает, все знает, все понимает, не сомневается, за все отвечает, со всех требует

В – Взрослый – трезво рассуждает, тщательно взвешивает, логически анализирует, свободен от предрассудков, не поддается настроениям.

Д- Дитя – безудержный, эмоциональный, непредсказуемый, протестующий, творческий, нелогичный, свободный от догм, импульсивный.

Предлагается, что все три состояния «Я» представлены у каждого человека, различая лишь в пропорциях. Названия условны и с возрастом непосредственно не связаны.

В одних ситуациях преимущества дает одна позиция, в других - другая: наказывание лучше удается с родительской позиции, развлечение – с позиции ребенка. Человек, вступивший в общение, невольно выбирает себе выгодную позицию и предлагает выгодное для дела позицию партнеру. Собеседник либо принимает, либо не принимает предложенное состояние – также неосознанно. Принятие предложенной позиции ставит человека в определенную психологическую зависимость от другого. Умение анализировать транзакции с тремя позициями позволяет более точно улавливать скрытый смысл сказанного, быстрее определять подлинного инициатора, лучше видеть тактику и стратегию.

НАУЧИТЕСЬ ПРВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ, БЫСТРО РАСПОЗНАВАТЬ, ГИБКО МЕНЯТЬ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЯ, ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА!

Техника разговора – наказания. Это техника любого разговора, где содержится любая негативная информация.

Сложнее всего желать переход из + к – 1-я положительная фаза д.б. довольно-таки длительной.

Варианты переходов

    Но в последе время (лучше частицу «но» не говорить)

    Что с тобой случилось…

    В 1 фазе взять свою вину на себя.

    После длинной части разговора, когда идет оценка положительных качеств и Вы говорите фразу: «Вот я сейчас говорю с Вами и знаю как бы двух Иванов Петровичей: один – профессионал, а другой – срывает поставки».

Люди не всегда задумываются над тем, насколько совершенна их словесная форма общения. Не все обладают даром «глаголом жечь сердца людей», но никто не может быть безразличен к тому, как следует обращаться со словом. Из диалога люди извлекают пользу, получают больше знаний. Деловая беседа (в дальнейшем речь будет идти именно о ней, а не о коридорном разговоре на бытовые темы) – одна из форм получения информации, активизации интеллектуальных возможностей её участников. Диалог как форма общения присутствует во всех видах человеческих отношений, это одна из действенных и древних форм обучения и воспитания.

В «технологии» диалога выделяются пять стадий: начало, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. В нескольких беседах мы рассмотрим подробно каждую из них.

Беседа I НАЧАЛО.

Нередко на уровне здравого смысла считаю, что начало диалога – это начало речевого сообщения. В действительности это не так. Чаще всего первая стадия осуществляется частично или вовсе опускается. Начать диалог – значит установить своеобразный мост между участвующими в нем сторонами. На этой стадии собеседниками решаются задачи:

Привлечь к себе внимание,

Установить контакт и атмосферу доверия,

Пробудить интерес к теме разговора.

Иногда, если необходимо, «перехватить инициативу».

Как ни странно, многие диалоги заканчиваются, так и не успев начаться, особенно при разном социальном статусе собеседников, различии в уровнях их образования и подготовленности к общественным контактам. Причина заключается в том, что первые фразы оказываются слишком незначимыми. Собеседники более внимательно слушают начало разговора, и несколько первых предложений формирует их решение выслушивать друг друга далее или нет. Именно в этой стадии создаётся внутреннее отношение к предмету диалога и складывается впечатление о нас (эффект «первого впечатления», часто являющегося ошибочным). При неудачном начале очень высока вероятность недостижимости поставленной цели.

Существует множество способов начать диалог. У каждого человека в своем арсенале есть несколько опробованных методов, соответствующих его жизненному амплуа. Практика же делового общения выработала ряд «дебютов», которые могут быть сведены к четырём приёмам.

I. МЕТОД СНЯТИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ.

Он позволяет сократить дистанцию отчужденности. Скажите несколько тёплых слов в адрес собеседника, сделайте ему косвенный комплимент (прямой комплимент может быть расценен как лесть). Привлеките шутку. Если есть возможность, блесните остроумием. Нужно избегать любых проявлений неуважения, пренебрежения к собеседнику, вроде: «Я пробегал мимо и заскочил к Вам…», «У меня мало времени, давайте быстренько рассмотрим…», «Я случайно услышал Ваш разговор…». С первых же фраз не следует вынуждать собеседника принимать оборонительную позицию. И хотя при заданном вопросе это совершенно естественная реакция, с точки зрения психологии общения это явный промах.

Представьте себе такую ситуацию. Инициатор диалога: «Я направлен для проверки работы Вашего отдела. Думаю, что сейчас это имеет особое значение». Собеседник: «Перед нашим отделом стоят более важные задачи. Вся необходимая документация будет Вам предоставлена нашим сотрудником. Он же может дать исчерпывающую справку по всем интересующим Вас вопросам». Таким образом, собеседник оказывается в оборонительной позиции. Инициатор диалога создал барьер, который в дальнейшем будет нелегко устранить.

II. МЕТОД ЗАЦЕПКИ.

Позволяет кратко изложить ситуацию или проблему, увязав её с содержанием беседы, и использовать эту «зацепку» как исходную точку для проведения запланированной беседы. В этих целях можно с успехом использовать какое-то небольшое событие, сравнение, личные впечатления, анекдотический случай или необычный вопрос.

III. МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ ИГРЫ ВООБРАЖЕНИЯ.

Имеет ограничения в области применения и даёт положительные результаты только при разговоре с собеседником, обладающим фантазией, широтой кругозора и оптимистическим взглядом на сложившуюся ситуацию. Он предполагает постановку в самом начале беседы ряда вопросов с нетрадиционными вариантами их решения.

IV. МЕТОД ПРЯМОГО ПОДХОДА.

Иногда называемый методом лобовой атаки. Вкратце излагается причина визита, затем осуществляется быстрый переход от общих вопросов к частным. Это холодно-рациональный подход оправдан в кратковременных деловых контактах при разрешении вопросов, не терпящих отлагательств.

При использовании любого метода для успеха диалога следует руководствоваться такими положениями:

    Старайтесь поставить себя на место собеседника, т.е. используйте «Вы -подход». Задайтесь вопросом, что интересовало бы Вас, как Вы сами среагировали бы, будь Вы на месте собеседника? Для этого постарайтесь избегать формулировок мысли: «Я пришёл к заключению…», «Я бы хотел…», «Хотя Вам это и неизвестно…», «Мне представляется интересным, что…», и замените их соответственно: «Вам будет интересно узнать, что…», «Вы не желали бы…», «Вам должно быть хорошо известно…», «Может быть, это покажется Вам интересным…».

    Проявите внимание к мнению и интересам собеседника. Для этого существует большой арсенал мимики и жестов. Любой человек охотнее говорит о собственных проблемах, чем пытается проникнуть в чужие. Люди чаще выбирают собеседников по их умению слушать, а не умению говорить.

    Диалог лучше начать с обращением за советом, а не с изложения своей просьбы.

    Первоначальные фразы должны быть ясными, сжатыми, содержательными.

    Лучше обращаться к людям по имени. Это незримо сокращает дистанцию.

    Следует избегать предвзятого мнения о собеседнике, которое может сложиться по ходящим о нём слухам, высказываниям третьих лиц, по его внешности, напоминающей нам неприятную личность.

ИССКУСТВО СЛУШАТЬ

Стадия передачи информации в диалоге содержит не только технику постановки вопросов, но и тактику выслушивания собеседника. Многие ошибки и промах в делах допускаются из-за того, что сотрудники невнимательно выслушивают взаимные указания и просьбы. Если мы не понимаем намерений и желаний собеседника, то может вывести его из равновесия, что осложнит развитие дальнейших отношений. Выслушивание включает обязательное выполнение условий, которые читателю в самых общих чертах, вероятно, уже известны. (Умеете ли Вы слушать? – За педагогические кадры, 1982г, 28 апр.)

    Старайтесь выбрать удобное время для выслушивания собеседника, когда оба участника диалога еще не успели устать. Невозможно выбрать более худшее время, чем последние рабочие минуты накануне воскресенья, когда обе стороны уже живут мыслями о предстоящем отдыхе.

    Хотя многие вопросы обсуждаются в коридорах, все же деловая информация наполняется гораздо большим смыслом в тех местах, где внимание людей не рассеивается. Для этого лучше выбрать спокойное, тихое место, где мало посторонних раздражителей.

    При выслушивании не должно быть никаких посторонних мыслей. поскольку скорость мышления примерно в четыре раза выше скорости речи может происходить дигрессия (удаление от предмета), свойственная интеллектуальным слушателям, которые пользуют опережающую скорость мышления для выдвижения вопросов и контраргументов. Это ошибка, в результате которой можно потерять нить изложения.

    Старайтесь сконцентрироваться на сущности диалога, отметая в речи собеседника все второстепенное. Обратите внимание не на то, как говорит человек, а на то, что он хочет сказать. Особенно пристально надо следить за ходом мыслей говорящих, не владеющих риторикой. Бессистемность их изложения, путаница в терминах и понятиях, большое число малозначительных фактов, приводимых ими в разговоре, затрудняют понимание сути предмета.

    Не старайтесь преждевременно оценить своего собеседника. выслушайте его до конца. Плохие слушатели, как правило слишком быстро реагируют на высказывания и это устраняет желание говорящего высказаться до конца.

    Нельзя находится под влиянием предубеждения к теме разговора и собеседнику. Когда кто-либо пытается высказать мнение противоположное нашему, мы перестаем вслушиваться и заранее начинаем планировать контратаку. То же самое происходит, когда первые несколько предложений покажутся нам скучной темой для разговора.

    Избегайте в диалоге делать много записей. Этим Вы настораживаете собеседника, между им и собой воздвигаете барьер отчуждения, полностью разрушая хрупкое сооружение откровенности.

    Не следует придавать особое значение эмоционально-окрашенным словам собеседника. У каждого человека есть в лексиконе слова, имеющие для него особое, отличное от общеупотребительного значения, к которым он относится неравнодушно и произносит их с «нажимом». Частое употребление таких слов может характеризовать состояние говорящего, но не определять ключевые пункты диалога.

    Следите за экспрессией собеседника. Мимика и жесты несут больше информации, тем это кажется на первый взгляд. Постарайтесь наладить визуальный контакт с собеседником, подкрепляйте его высказывания кивком головы, улыбкой, взглядом.

    Разумно используйте юмор, ибо он не всегда может быть понятен собеседнику. Для полного понимания его необходимо, чтобы участники диалога в совершенстве владели языком, имели одинаковый интеллектуальный уровень развития и социальный статус. При отсутствии одного из этих компонентов юмор может быть оценен как оскорбление человеческого достоинства и чести.

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

Цели этой части диалога заключаются:

В выявлении мотивов противоположной стороны;

В передаче запланированной информации;

В формировании аргументов и контраргументов, используемых в следующей стадии диалога;

Проверка позиций собеседника;

По возможности предварительное прогнозирование его дальнейших действий.

Для достижения успеха необходимо владеть техникой постановки вопросов и развитыми методами слушания. Редко встречаются люди, которые от начала и до конца способны ясно и четко изложить свою мысль. Поэтому уклониться от постановки вопросов невозможно. Многовековая история общения и риторика выработали свои методы. Выделяются пять основных групп вопросов.

    ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ - вопросы, на которые ожидается «да» или «нет». Они резко сужают пространство маневра для собеседника и направляют диалог по узкому целенаправленному руслу. Цель вопросов такого типа – получить от собеседника обоснованную аргументацию для ожидаемого от него же ответа. рекомендуется применять в случаях получения согласия или отрицания факта или действия реципиента. В постановке вопросов такого рода кроется опасность того, что может сложиться впечатление о диалоге как о допросе. В этом случае информация, получаемая инициатором беседы, минимальна.

    ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ - вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют развернутого объяснения. Это вопросы «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «где», «с какой целью». С их помощью диалог приобретает характер монолога для собеседника, и ему предоставляется более широкая возможность для выражения своих соображений. Он становится для нас источником идей и предложений. Открытые вопросы рекомендуется применять для получения дополнительных сведений, выяснения реальных мотивов поведения собеседника и его позиций в разговоре. Основой может служить только его готовность передавать нам информацию в других случаях они не достигнут цели. Недостатками развития диалога при таких приемах служат потеря инициативы спрашивающего, последовательность развития темы и утрата контроля за ходом беседы.

    РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – призваны обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников диалога путем молчаливого одобрения или заострить рассматриваемый тезис. Важно, чтобы вопросы этого характера были понятны не только аудитору, но и реципиенту, иначе легко скатиться до обычной демагогии или попасть в смешное положение. например, на общем собрании студенческого строительного отряда, состоявшемся за неделю до окончания работ, выступающий резко критиковал руководство за плохую организацию труда, несвоевременную поставку материалов и задал риторический вопрос: «До каких пор мы будем терпеть такое положение?». «До окончания строительства», –

последовал ответ под общий смех.

Индикаторы

Зрительные

Слуховые

Кинестетические

Основная поза

Подбородок опущен, тело застывшее, сидит прямо

Качает головой и телом, двигает руками

Постоянные беспорядочные движения, драматический голос

Положение ног, ступней

Носки обращены внутрь, ноги крест накрест

Носки разведены ноги не скрещены, не касаются друг друга

Ноги и ступни явно устремлены прочь от тела

В верхней части грудной клетки

В средней части грудной клетки

Движение

Неподвижен

Из стороны в сторону

Беспорядочные движения

Скорость речи

Очень быстрая

Как метроном

Медленная речь

Локализация процесса

Вокруг глаз, напр. подмигивание, скашивание глаз, поднимание бровей

Вокруг ушей, рта и звуков, напр. «ах», «гм» и др

Движение ниже шеи

Движения глаз

Глаза устремлены вверх

Смотрят по сторонам

Вниз и направо

Движения пальцев рук

Указательный - большой

Стиснутый кулак

Безымянный большой

Профессионал

Движения тела

Шаг назад! Стоять смирно! Нарисуй нам картинку

Шаг вперед! отметь время! Я слышу тебя

Стой сзади. Прикоснись! Я понимаю!

Скорость речи

Говори быстро

Говори в ритме

Медленно!

Используйте предикаты

Фокусировать

Смотреть

Наблюдать

Туманный

Заметить

Появляется

представлять

Звучит как

Беседовать

Говорить

Чистый как колокольчик

Громкий и ясный

Схватить

Чувствовать

Я не понял

Управлять

Ухватиться

Коснуться

В психологии под термином «Самоактуализация» подразумевается полное обнаружение и раскрытие человеком своего , реализация своих навыков и талантов во всех сферах жизнедеятельности, применение всех имеющихся склонностей, задатков.

Таким образом, можно говорить о том, что данный механизм проявляет себя в виде стремления к любому выявлению и внешнему выражению индивидом своих возможностей. Следует отметить, что возможность самоактуализации во многом зависит от условий внешней среды, социальных условий и других факторов, но в то же время она никоим образом не может быть навязана или трансформирована из вне.
Также примечательно то, что данное стремление не имеет перед собой какой-либо внешней цели и определяется сугубо внутренней позитивной природой человека. Самоактуализация часто лежит в основе гуманистических направлений психологии, засматриваясь как комплекс свободы личности, стремления к развитию индивида, реализации всех потенциалов и желаний человека.

Самоактуализация личности

Следует отметить, что проблемой самоактуализации в большей степени были заинтересованы такие специалисты как К. Роджерс и А. Маслоу. Таким образом, сама суть данного понятия происходит из классических направлений гуманистической психологии. Более того, формирования термина непосредственно связано со становлением гуманистической психотерапии в середине 0-го века, когда она заняла одно из ведущих месте наравне с уже популярным к тому моменту психоанализу.

Взяв за основу сами , течение рассматривается как направление, основывающееся на вере в то, что каждый индивид обладает способностью к абсолютному раскрытию, если ему будет предоставлена свобода и необходимые для того условия. При этом субъект будет способен полностью определять и направлять свою собственную судьбу.

Некоторые специалисты, в частности сам А. Маслоу, полагали, что именно такие механизмы как самореализация и самоактуализация личности представляют собой абсолютно ведущие потребности человека, способные собой заменить даже пищу и сон.
Также специалисты выделяли целый ряд качеств, некоторых общих особенностей черт характера индивидов, которые являются весьма успешными в рамках самоактуализации или уже достигли в ней больших высот:

Такие люди зачастую занимаются любимым делом на протяжении жизни.
Они не подчинены влиянию со стороны и полностью контролируют свою жизнь.
Индивид стремиться к постоянному совершенству и развитию. Любит получать новую информацию посредством чтения.
Обычно таковыми являются выражено творческие личности. Также они зачастую склонны к позитивному типу мышления.
Открыты в эмоциональной сфере. Гораздо быстрее и легче прощают себе какие-либо срывы или чувствительному несдержанность.

Если подвести итог, то можно с уверенностью сказать, что подобный подход является «золотым ключиком» к счастливой жизни, ведь такие люди пребывают в полной гармонии с собой.

Самоактуализация Маслоу

А. Маслоу стал известен как основатель течения гуманистической психологии. В отличие от своих современников, коллег и специалистов, он стремился к изучению психологической нормы. То есть обращал куда больше внимания на здоровых индивидов, творчески развитых, а также, в последствии, на тех, кто достиг определенных вершин в рамках самоактуализации.
Самоактуализация Маслоу, вернее, его теория относительно данного психологического процесса, основывается на внутреннем переживании индивида. С точки зрения специалиста это было переживание абсолютное, раскрепощенное, живое и чистое, то есть не обремененное «подростковой застенчивостью».

Также Маслоу предложил свой список характерных черт, которые он выделил как ведущие для личности, устремленной в самоакутализации:

Такая личность обладает более точным и результативным восприятием окружающей действительности и способна более адекватно контактировать с ней.
Абсолютное принятие себя и своей личности, окружающей среды, других людей.
Такие люди несколько спонтанны, они открыты, никогда не хитрят, при этом всегда четко знают свою цель и двигаются к ней.
Они автономны. Независимы от окружающего их социума и каких-либо культурных условностей. При этом нередко нуждаются в определенном уединении, изоляции.
Они способны к более глубоким и крепким межличностным взаимоотношениям. Также способны отделять цель от средств и разделять понятия «добро» и «зло».
Достаточно часто они испытывают чувство союза с окружающими их, редко являются беспристрастными.
Как правило, это творческие люди.

Главное предположение Маслоу относительно самоактуализации заключалось в том, что для достижения поставленных целей и избегания разочарования в природе человека, индивиду необходимо, прежде всего, отказаться от навязанных ему иллюзий относительно ее. То есть такие люди изначально воспринимают себя и окружающих такими, какими они есть на самом деле.

Потребность в самоактуализации

В гуманистической психологии потребность самоактуализации рассматривается как основное внутренне проявление индивида к стремлению развития.
К примеру, К. Роджерс в свое концепции предполагал, что самоактуализация базируется на заложенном в любом живом существе качестве или даже целом явлении, которое в буквальном смысле толкает его на движение вперед. То есть данная теория основывается на предположении существования определенного врожденного качества, которое, по словам К. Роджерса, существует всегда и только ждет определенных положительных условий для того, чтобы проявиться.
В то же время, если рассматривать теорию А. Маслоу, главной мотивирующей силой к развитию человека может служить сильное чувство переживания индивида, направленное на его внутреннее самосознание и личностный опыт. Также данная природа предполагает, что самоактуализация отображается и в механизмах гедонизма, то есть наслаждения высшими благами, находя свое отображение в чувстве абсолютной удовлетворенности жизнью, внутренней гармонией, просветлением.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в современном мире, развитие самоактуализации является не только актуальным вопросом, но и весьма проблематичным. Бурный темп жизни, развитие технологий, постоянные новые условия, которые диктует наш век – все это ставит перед каждым человеком задачу приспособления к данным условиям.
Очень часто самоактуализация воспринимается как психологическое новообразование, своеобразный комплекс. Который весьма прочно связан с достижением максимальных вершин, возможностей и навыков во всех актуальных для индивида сферах его жизни.

Успех в этом направлении задает дальнейший темп развития субъекта. Процесс актуализации себя обеспечивает сохранение целостности внутреннего мира, его баланс. Вместе с тем, гармония психологической организации личности во многом сама определяет мотивацию индивида к дальнейшим действиям и развитию себя как уникальной личности.

Самоактуализация всегда оставалась и остается актуальным вопросом для любого человека – она оказывает большое положительное влияние на позитивный опыт и фундамент во внешнем мире и проявлениях человека, что неуклонно ведет к его внутреннему позитивному опыту и росту самооценки.

Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите:
CTRL+ENTER