Главная · Насморк · Презентация "способы выражения концентрации растворов". Растворы

Презентация "способы выражения концентрации растворов". Растворы

§ 1 Способы выражения концентрации растворов

Попробуем представить себе два раствора. Один приготовлен путем растворения одной столовой ложки соли в стакане воды, второй - столовой ложки соли в ванне с водой.

Будут ли различаться эти растворы? Разумеется, да. Первый раствор будет более соленым на вкус, закипит при более высокой и замерзнет при более низкой температуре, чем второй раствор. И химические реакции с первым раствором будут протекать более интенсивно, чем со вторым. Таким образом, соотношение количества растворенного вещества с количеством растворителя (то есть, концентрация) определяют свойства раствора.

Растворы бывают концентрированные (с высоким содержанием растворенного вещества) и разбавленные (с низким содержанием растворенного вещества).

Это качественная оценка концентрации растворов, применять которую можно весьма условно. Гораздо больший интерес представляют различные количественные способы выражения концентрации растворов.

Концентрацию вещества можно выразить в молях растворенного вещества на 1 литр раствора. Такая концентрация называется молярной и обозначается латинской заглавной буквой С.

Молярная концентрация С равна отношению количества вещества в молях υ к объему раствора в литрах V. Выражается она в молях на литр.

Концентрацию раствора часто выражают в массовых долях.

Массовой долей растворённого вещества называют отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора.

Массовую долю растворенного вещества обозначают греческой буквой ω.

Массовая доля ω вещества равна отношению массы вещества m к массе раствора mр. Массовую долю можно выражать в долях от единицы или в процентах, в этом случае результат умножается на 100%.

§ 2 Решение задач по теме урока

Решим задачу. После полного упаривания 50 г раствора образовалось 6 г твердого остатка. Вычислите массовую долю растворенного вещества во взятом растворе.

По заданной массовой доле рассчитывают количества ингредиентов для приготовления растворов.

Например, необходимо приготовить 150 г 10%-го раствора хлорида натрия, то есть, нужно найти, сколько для этой цели необходимо соли и воды.

Ответ: для приготовления раствора потребуется 15 г хлорида натрия и 135 г воды.

Список использованной литературы:

  1. Н.Е. Кузнецова. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Вентана-Граф, 2012.

Использованные изображения:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема урока: «Способы выражения концентраций растворов» Подготовила и провела учитель химии МКОУ «Новогуровская СОШ» Арсеньева Е.Н.

2 слайд

Описание слайда:

Цели урока: расширить и систематизировать представления о способах выражения концентрации растворов; изучить новые способы выражения концентраций растворов; учиться применять полученные теоретические знания при решении задач; развивать интеллектуальные умения и навыки.

3 слайд

Описание слайда:

Концентрация - величина, характеризующая количественный состав раствора. Согласно правилам ИЮПАК, концентрацией растворённого вещества (не раствора) называют отношение количества растворённого вещества или его массы к объёму раствора (моль/л, г/л), то есть это соотношение неоднородных величин. Те величины, которые являются отношением однотипных величин (отношение массы растворённого вещества к массе раствора, отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора) правильно называть долями. Однако на практике для обоих видов выражения состава применяют термин концентрация и говорят о концентрации растворов.

4 слайд

Описание слайда:

Способы выражения концентрации растворов 1 Массовая доля (весовые проценты, процентная концентрация) 2 Объёмная доля 3 Молярность (молярная концентрация) 4 Мольная доля 5 Моляльность (моляльная концентрация) 6 Титр раствора 7 Нормальность (молярная концентрация эквивалента) 8 Растворимость вещества

5 слайд

Описание слайда:

Процентная концентрация, массовая доля растворённого вещества Массовая доля растворённого вещества-это отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Для расчёта процентной концентрации используется формула: Раствор состоит из растворённого вещества и растворителя. Массу раствора можно определить по формуле:

6 слайд

Описание слайда:

В бинарных растворах часто существует однозначная зависимость между плотностью раствора и его концентрацией (при данной температуре). Это даёт возможность определять на практике концентрации важных растворов с помощью денсиметра (спиртометра, сахариметра, лактометра). Некоторые ареометры проградуированы не в значениях плотности, а непосредственно концентрации раствора (спирта, жира в молоке, сахара). Часто для выражения концентрации (например, серной кислоты в аккумуляторах) пользуются просто их плотностью. Распространены ареометры предназначенные для определения концентрации растворов веществ.

7 слайд

Описание слайда:

Молярность (молярная концентрация) Молярность - число молей растворённого вещества в единице объёма раствора. где ν- количество растворённого вещества, моль; V- объём раствора, л Молярность чаще выражают в моль/л или ммоль/л. Возможны следующие обозначения молярной концентрации - С, См, М. Так, раствор с концентрацией 1,0 моль/л называют одномолярным (1 М), 0,1 моль/л – децимолярным – 0,1М, 0,01 моль/л – сантимолярным – 0,01М ν

8 слайд

Описание слайда:

Правила работы с лабораторными весами Если весы не уравновешены, добейтесь их равновесия. 2.Поместите на левую чашу весов взвешиваемый предмет. 3.Откройте футляр с гирями и, достав ту, что на ваш взгляд, тяжелее предмета, положите её на правую чашу. Убедившись, что она перетягивает, поставьте её обратно в футляр, а на чашу положите другую гирю(меньшей массы). Перебирая таким образом гирю за гирей, добейтесь равновесия весов. 4.Мелкие гирьки (от 500 до 10 мг) доставайте из футляра с помощью пинцета. 5.Определите по гирям общую массу предмета. 6. Придерживая чаши весов, снимите с них все гири и положите их обратно в футляр.

9 слайд

Описание слайда:

Правила измерения объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра 1.Рассмотрите измерительный цилиндр. Обратите внимание на его деления и применяемую в нем единицу объёма. 2. Определите цену деления измерительного цилиндра. Правило: Чтобы определить цену деления, нужно найти два ближайших штриха шкалы, около которых написаны числовые значения. Затем из большего значения вычесть меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними. 3.Зная цену деления, определите какой объём воды вам необходимо налить. 4.Перелейте воду из стакана или другого сосуда в измерительный цилиндр. 5.При определении положения уровня воды глаз следует направлять на то деление, которое совпадает с плоской частью поверхности воды (а не с её изогнутым краем). 80 70

Подобные документы

    Влияние различных факторов на растворимость. Определение концентрации растворов. Выражение концентрации растворов. Применение водных растворов. Процесс взаимодействия частиц растворенного вещества с растворителем. Растворимость твердых веществ.

    презентация, добавлен 09.02.2017

    Основные понятия и правила вычисления массовой доли растворенного вещества. Расчет молярной концентрации гидроксида калия и едкого натра. Приготовление соляной кислоты указанной плотности. Определение массы серной кислоты в растворе заданной концентрации.

    Исследование значения воды и растворов в жизни человека. Содержание соли в воде океанов и морей. Изучение особенностей концентрированных, разбавленных, насыщенных и ненасыщенных растворов. Способы выражения концентрации. Расчет коэффициента растворимости.

    презентация, добавлен 15.09.2014

    Растворы и их классификация, растворимость веществ. Концентрация растворов и способы ее выражения. Концентрация растворов и способы её выражения. Равновесие в растворах. Виды и типы химических реакций. Понятие о титровании. Методы количественного анализа.

    курсовая работа, добавлен 21.03.2012

    Изучение титриметрических методов анализа в химии. Описание проведения стандартизации растворов кислоты и щелочи и определения концентрации двух кислот: соляной и янтарной при их совместном присутствии в растворе методом кислотно-основного титрования.

    лабораторная работа, добавлен 23.04.2015

    Приобретение навыков приготовления растворов из сухой соли. Использование пипеток Мора. Применение бюреток, мерных цилиндров и мензурок при титровании. Определение плотности концентрированного раствора с помощью ареометра. Расчёт навески хлорида натрия.

    лабораторная работа, добавлен 13.03.2014

    Применимость способов выражения концентрации растворов, их свойства. Алгоритм приготовления точного раствора по точно взятой навеске. Классификация растворов и растворителей. Процентная концентрация по массе и объему, фактор эквивалентности и молярность.

    реферат, добавлен 13.12.2013

    Методы анализа концентрации различных веществ в жидких растворах. Способы выражения состава растворов, основные положения теории физико-химического анализа систем в растворителе. Определение массовой концентрации водных растворов лечебных сиропов.

    дипломная работа, добавлен 06.09.2018

    Расчет массовых долей компонентов смеси, определение титров растворов. Оценка жесткости воды, кислотности растворов, константы равновесия реакции. Расчет растворимости электролита. Оценка равновесной концентрации вещества, параметров электролиза.

    контрольная работа, добавлен 14.03.2012

    Концентрация, плотность и удельная теплоемкость растворов. Использование весового, объемного и физико-химических методов анализа для определения концентрации растворов. Физико-химический процесс взаимодействия растворяемого вещества с растворителем.

МКОУ «Новогуровская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока:

«Способы выражения концентрации растворов»

11 класс

Урок подготовила и провела:

учитель химии

Арсеньева Е.Н.

рпгт Новогуровский

2011 – 2012 учебный год

Способы выражения концентраций растворов.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Комбинированный, решение задач, практическая работа.

Цели урока:

    расширить и систематизировать представления о способах выражения концентрации растворов;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, периодическая система Д.И.Менделеева, карточки с заданиями для учащихся.

Лабораторное оборудование и вещества: На столах учащихся –

Мерный цилиндр,

лабораторные весы с разновесами,

стеклянная палочка,

химический стакан,

колба с водой,

пробирка с солью (по вариантам).

План урока

I .Организация класса к учебной работе.

1. Приветствие.

2. Организационный момент.

3. Создание комфортной доброжелательной обстановки в классе.

II. Объяснение нового материала.

Учитель: -Тема сегодняшнего урока «Способы выражения концентраций растворов» (слайд №1)

И сегодня вы должны

Расширить и систематизировать представления о способах выражения

концентрации растворов;

Изучить новые способы выражения концентраций растворов;

Учиться применять полученные теоретические знания при решении задач;

Развивать интеллектуальные умения и навыки. (слайд №2)

Концентрация - величина, характеризующая количественный состав раствора.

Согласно правилам ИЮПАК, концентрацией растворённого вещества (не раствора) называют отношение количества растворённого вещества или его массы к объёму раствора (моль/л, г/л), то есть это соотношение неоднородных величин. Те величины, которые являются отношением однотипных величин (отношение массы растворённого

вещества к массе раствора, отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора) правильно называть долями.

Однако на практике для обоих видов выражения состава применяют термин концентрация и говорят о концентрации растворов. (слайд №3)

Существуют несколько способов выражения концентраций растворов:

1 Массовая доля (весовые проценты, процентная концентрация)

2 Объёмная доля

3 Молярность (молярная концентрация)

4 Мольная доля

5 Моляльность (моляльная концентрация)

6 Титр раствора

7 Нормальность (молярная концентрация эквивалента)

8 Растворимость вещества (слайд №4)

Мы с вами рассмотрим массовую долю растворенного вещества в растворе и молярную концентрацию.

Понятие массовой доли растворенного вещества в растворе вы изучали в крсе химии 8 класса и решали задачи. Вспомните определение массовой доли и формулу ее расчета.

Учащиеся: - Массовая доля растворённого вещества - это отношение массы растворённого вещества к массе раствора.

(слайд №5)

Учитель: - В бинарных растворах часто существует однозначная зависимость между плотностью раствора и его концентрацией (при данной температуре). Это даёт возможность определять на практике концентрации важных растворов с помощью денсиметра (спиртометра, сахариметра, лактометра). Некоторые ареометры проградуированы не в значениях плотности, а непосредственно концентрации раствора (спирта, жира в молоке, сахара). Часто для выражения концентрации (например, серной кислоты в аккумуляторах) пользуются просто их плотностью. Распространены ареометры предназначенные для определения концентрации растворов веществ. (слайд №6)

Решим задачу: задача №1 стр. 42 учебника Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана «Химия.11 класс. (Задачу у доски решает ученик)

Следующий вид выражения концентрации раствора – это молярность или молярная концентрация.

Молярность - число растворённого вещества в единице объёма раствора.

где ν - количество растворённого вещества, моль; V - объём раствора, л

Молярность чаще выражают в моль/л или ммоль/л. Возможны следующие обозначения молярной концентрации - С, См, М.

Так, раствор с концентрацией 1,0 моль/л называют одномолярным, можно записать – 1М,

0,1 моль/л – децимолярным – 0,1М, 0,01 моль/л – сантимолярным – 0,01М (слайд №7)

Решим задачу: задача № 4 стр.2 учебника.

III . Закрепление изученного – выполнение практической работы «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией».

А теперь выполним практическую работу №1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией» стр.42 учебника.

Для этого решите задачу по вариантам. Задания даны на карточках-инструктажах. (слайд10)

Затем приготовьте раствор заданной концентрацией взвесив рассчитанную массу на весах и отмерьте нужный объем воды мерным цилиндром.

Вспомним правила работы с лабораторными весами (слайд №8) и правила измерения объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра. (слайд №9)

Составьте отчет о работе в произвольной форме. (слайд №11)

После выполнения работы сдайте тетради на проверку, уберите свое рабочее место (слайд №12) и запишите домашнее задание (слайд №13).

IV . Домашнее задание: §10, вопр. 10-13 стр.41, решить задачи № 2, 3 стр.42.