Главная · Насморк · Психодиагностика психических состояний: тревога, агрессия. Диагностика эмоциональных нарушений Болезни органов дыхания

Психодиагностика психических состояний: тревога, агрессия. Диагностика эмоциональных нарушений Болезни органов дыхания

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой диагностики эмоций: А. Уэссман, Д. Рикс, П. Экман, У. Фризен, С. В. Велиева и др.

Понятие

Определение

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Эмоции трудный для диагностики из-за их частой изменчивости. К тому же, из-за их специфики лучше использовать проективные методы. Но следует помнить, что с помощью проективных методик нельзя получить стандартизированные данные, что затрудняет работу опытному специалисту и не рекомендуется к применению начинающему.

Общая характеристика методов оценки эмоциональных состояний

Как правило, методами изучения эмоциональных реакций являются:

  1. Опросник
  2. Игровые методы (для детей)
  3. Методы арт-терапии (подходят как для детей, так и для взрослых. Арт-терапия является уникальной и довольно простой методикой. К тому же, ее результаты достаточно точны. Принцип ее действия заключается в проекции, то есть, по сути, испытуемые могут бессознательно изобразить ту или иную проблему, расшифровать которую поможет специалист).

Оценка проявлений эмоций включает в себя три уровня:

  1. адаптивно-мобилизирующий (выявление изменения параметров состояния на физиологическом уровне),
  2. поведенческо-экспрессивный (отслеживание внешних выражений состояний в мимике, поведении, голосе),
  3. субъективно-оценочный (испытуемый в устной или письменной форме выражает субъективную оценку своих переживаний на основе собственного восприятия и анализа).

Диагностика эмоциональных проявлений обычно происходит в трех направлениях:

  1. Изучение осознаваемых компонентов эмоционального состояния, выражаемых в субъективных переживаниях.
  2. Изучение выразительных компонентов состояния, проявляющихся в поведении, речи, пантомимике, продуктах деятельности.
  3. Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях организма.

Методы оценки эмоциональных проявлений

«Самооценка эмоциональных состояний», А. Уэссман и Д. Рикс

Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени.

  1. Спокойствие – тревожность
  2. Энергичность – усталость
  3. Приподнятость – подавленность
  4. Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности
  5. Суммарная оценка состояния.

Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников

Стимульный материал методики представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. «Методика «САН»

В методику включены следующие шкалы:

  1. Самочувствие
  2. Активность
  3. Настроение.

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний, В. А. Жмуров

Предназначена для диагностики уровня выраженности (глубины, тяжести) депрессивного состояния человека, главным образом тоскливой или меланхолической депрессии, на момент обследования.

Шкала оценки значимости эмоций, Б. И. Додонов

Методика направлена на выявление преобладающих эмоциональных реакций человека путем ранжирования утверждений.

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний», Н. П. Фетискин

Методика предназначена для экспресс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент.

Стимульный материал методики представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. «Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний»

1. Предмет психодиагностики состояний

Психическое состояние - это временная, динамическая характеристика психической деятельности человека.

Это понятие используется в психологии для условного выделения в психике человека относительно нестабильных, изменчивых ее аспектов в отличие от такой характеристики, как психическое свойство, указывающее на устойчивость проявлений психики, их закрепленность и повторяемость. Психическое состояние является целостной характеристикой психической деятельности за определенный период времени. Оно имеет начало и конец, изменяется со временем под влиянием различных факторов (как внешних, так и внутренних).

Психическое состояние отражается на своеобразии протекания психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т.д.), проявляется в деятельность и поведенческих реакциях и включает в себя переживание.

Предметом ПД состояний являются относительно неустойчивые, изменяемые со временем психические свойства. Эти свойства являются системообразующими факторами функционирования психики и проявляются в психике в определенный момент времени. Состояние, в котором находится человек, определяет характер протекания у него самых разных психических процессов, характер его действий, поведения и всей психической жизнедеятельности.

2. Психодиагностика эмоциональных и функциональных состояний

Психофизиологические методики выявления эмоциональных состояний: кожно-гальваническая реакция (КГР), изменения частоты сокращений сердца (ЧСС), уровня артериального давления (АД), частоты дыхания (ЧД), электрокортикограмма (ЭКГ).

Шкала эмоционального отклика А. Мехрабиана и Н. Эпштейна для оценки эмоциональной составляющей эмпатии.

Опросник «Эмоционального интеллекта» (EQ) Н. Холла для выявления способности понимать отношения личности, представленные в эмоциях, и способности управлять эмоциями.

Вопросник эмоциональной экспрессии JI.E. Богиной.

Диагностика тревожности и агрессивности. Тревога как свойство и как состояние. Агрессия и агрессивность.

Психофизиологические измерения тревоги: кожно-гальваническая

реакция (КГР), измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД) и другие.

Самооценка психических состояний (Г. Айзенк).

Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).

Тест школьной тревожности Филлипса для младших подростков (8 шкал).

Шкала явной тревожности для детей CMAS Э. Кастанеда, Б.Р. Маккандлесса, Д.С. Палермо в адаптации А.М. Прихожан для детей 8-12 лет.

Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан для детей 10-16 лет.

Проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен для младших школьников.

«Тест Руки» (Э. Вагнер).

«Рисунок несуществующего животного» (М.З. Дукаревич).

Опросник Басса-Дарки (А. Басс, А. Дарки) для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Диагностика депрессивности:

«Определение уровня депрессии» В.А. Жмурова.

Шкала депрессии Э. Бека для измерения выраженности депрессивного синдрома.

Шкала сниженного настроения - суб депрессии В. Зунга - Т.Н. Балашовой.

Тест «Нарисуй историю» для выявления депрессии, суицидальной настроенности, агрессивных проявлений, определения психологических последствий перенесенного насилия, особенностей невербального мышления и творческих способностей, оценки эмоционального состояния и когнитивной сферы.

Диагностика функциональных состояний:

«Счет по Крепелину» для оценки работоспособности и утомляемости.

Нарушения : 1.Долговременные расстройства настроения (депрессивные и маниакальные состояния).

2. Эмоциональная неустойчивость (при тревожной депрессии, при церебральном атеросклерозе),

3. Неадекватность эмоций ситуации по силе или содержанию (шизофрения, психопатии, лобный синдром)

4. Амбивалентность аффекта (люблю и ненавижу, при шизофрении). 5. Эксплозивность, склонность к аффективным вспышкам (эпилепсия, психопатии).

6. Неспособность понимать и выражать чувства (алекситимия). 7. Уплощение эмоций (шизофрения, деменции). 8. Приступообразные эмоциональные расстройства (страхи,панические атаки, патологический аффект).Исследование эмоц сферы начинается с оценки внешнего вида и поведения больного, его манеры говорить, мимики, характера предъявляемых жалоб. Необходимо выяснять эмоц состояние больного, какие-либо изменения в этом состоянии, которые произошли в последнее время. Иногда о подавленном эмоц состоянии говорят многочисленные жалобы на здоровье, раздражительность, заторможенность. Данные наблюдения за больным, а также материал, получаемый в ходе клинической беседы, являются гораздо более ценными источниками информации, нежели результаты формализованных методик(Опросник депрессии Бека, Миннесотский многофакторный личностный опросник, цветовой тест Люшера, различные шкалы тревоги).

30. Психосомат нарушения, классиф. Понятие психосомат и сомат корреляций . Психосоматика - отрасль клинич. психол. и медицины, кот.изуч. влияние психич. фактора на возникн. и разв. соматич. патологии. Предмет психосом . – психосоматич. заболевания. Задачи : 1. Профилактика. а) психогигиена – предупреждение разв. неблагопр. психосоматич. и соматич. заболеваний. б) психоиммунитет – формир-ниеправильн. представлений и отнош. чел.к себе, болезни и миру в целом. в) предотвращение разв. осложнений. 2. Диагностика. а) дифференциальная – постановка диагноза, выявл. удельного веса психол. фактора в разв. заболевания. б) динамич. – динамика болезни. Тяжелое соматич. заболевание, вызыв. психич. активность больного и превращает его в психосоматич. 3. Психологич. помощь – консультир-ние, коррекция, психотерапия, сенсомоторн. коррекция. 4. Реабилитация – восстановл. статуса человека. Методы : Психосоматич. исслед. нач. с наблюдения за пациентом, с беседы о его переживаниях, истории жизни, общ-ном положении. Продолжением этой беседы явл. психотерапевтич. лечение, углубление психоанализа методами свободн. ассоц, толкования сновидений, изуч. отнош. больного к внешнему миру в процессе перенесения. Формализация диагностич. беседы в виде стандартизир. интервью позволяет получить более систематизир.анамнестич. сведения. Стандартизация оценки заключ. в семантико-лингвистич. анализе содерж. беседы, что способств. правильн. подбору психотерапевтич. метода лечения. Вспомогательн. ср-во проверки гипотез явл. статистич. исслед, цель кот.сост. в том, чтобы изуч. закономерности возникн.опред. явлений. Психосоматические корреляции . В ответ на неблагопр. психич. сост.у чел. могут возникать разн. физиологич. изменения. Среди них различ. психоген. реакции и психосоматич. заболевания. Изменения, возникающ. в организме под влиянием пси­хич. факторов - психогенные. Психоген.факторы могут вызывать следующ.физиологич. реакции в разн. органах и системах организма:учащение сердцебиения,
изменение кровяного давления;задержку дыхания, рвоту, запоры, сухость во рту;усиленную/ослабленную эрекцию, набухание клитора и секрецию генитальной области, мышеч­ное напряжение, тики, потливость и т. д. Психогенные реакции временны, преходящи, адаптивны.Психосоматич. заболевания - физич. заболев.или нарушения, причиной возникн. кот. явл. аффективн. напряж. (конфликты, недовольство, душевн. страдания и др.).


Соматопсихические корреляции . Считается, что тип реагирования на соматич. заболев.связан в 1-ую очередь с оценкой пациентом его тяжести. Сущ-вует феномен «объективн.тяжести болезни» и «субъективн. тяжести болезни». В каждом конкретн. случае отнош. к болезни имеет индивидуально-специфич. своеобразие, кот.зависит от соц-конституциональн. и индивидуально-психол. особенностей чел.

31.Внутренняя картина болезни, типы реагирования на болезнь Принятая в отеч. клинич. психол. типология реагирования на заболевания создана Личко и Ивановым. Схожие типы реагирования объединены в блоки: 1) включ. типы отнош. к болезни, при кот.соц. адаптация сущ-но не наруш. (гармоничн, эргопатич. и анозогнозич. типы). 2) входят типы реагир, приводящ к психич. дезадаптации преимущ-но с интрапсих. направленностью (ипохондрич, тревожн, меланхолич. и апатич.). 3) включ. типы реагир. с наруш. псих. адаптации по интерпсихич. варианту, кот. в наибольш степени зависит от преморбидн особенностей личности больных (эгоцентрич, неврастенич, обсессивно-фобич, сенситивн, эйфорич, паранойяльн).

Типы реагирования на болезнь без наруш. соц адаптации: 1 - При гармоничн. типе психич. реагирования важным явл. реализм в воспр. симптомов и понимании объективн тяжести заболевания.2 – эргопатический - «Уход от болезни в работу». 3 – анозогнозический – активн. отбрасывание мыслей о болезни, о возможн ее последствиях. Непризнание себя больным.

Типы реагирования на болезнь с наруш. соц. адаптации по интрапсихич. варианту: 1 – ипохондрич. - сосредоточение на субъективн. болезнен.и иных неприятн. ощущениях. 2- тревожн. – непрерывн. беспокойство и мнительность в отнош. неблагопр. течения болезни, возможн. осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. 3 -меланхолич. или депрессивн. - удрученность болезнью, неверие в выздоровл, в возможн. улучш, в эффект лечения. 4 –Апатический - полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения.

Типы реагирования на болезнь с наруш. соц адаптации по интерпсихич. варианту : 1-эгоцентрич. - «Уход в болезнь», выставление напоказ близким и окружающ своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием.2 – неврастенич. - поведение по типу «раздражительной слабости». 3 - обсессивно-фобич, или дисфорич. Тревожная мнительность, кот.прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных: осложнений, неудач лечения, плохого исхода, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейн. ситуации в связи с болезнью. 4 –сенситивн. - чрезмерн озабоченность пациента возможным неблагоприятн впечатлением, кот. может произвести на окружающ информация о его болезни. 5 – эйфорич. - Необоснованно повыш. настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомыслен.отнош. к болезни и лечению.6 – паранойяльный - уверенность, что болезнь явл. результатом чего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам.

32.Болезни органов дыхания. Пс ос-ти личн, психотерапия

Классич психосоматич рас-ва: бронхиальная астма (БА), гипервенциляционный синдром.

БА – нарушение процесса дыхания вследствие затруднений вдоха и недостатка кослорода, поапдающего в организм ч – ка, т.е. неспособность дышать полной грудью.Псих.причины возникнговения:

Склонность подавлять агрессию и депрессиюМышление механистичного ха-ра(бедное воображ).Повышенная истощаемость и возбудимость.

Общепринятым при этимологии возникновения считается значение агрессии: у астматиков она не вытесняется, больной не может её выразить и это проявляется в приступах удушья. Астматик сильно переживает агрессивность, но не проявляет её, недоверчив, подозрителен, нарушена способность «брать и отдавать»(он много берёт и мало отдаёт).

Варианты А:1)невростеноподобная

Мех-м возникновения приступа – это способ пациента уйти от необходимости следовать собственно созданному идеалу. Хар-ки больного: постоянное недовольство и неприятие себя, стремление к воображаемому недостижимому, снижена самооценка, повышенная требовательность к себе, ощущение неполноценности.Пситхотерапия: самопознание, стабилизация самооценки, формулировка адекватных жизненных целей.

Понятие и виды психических состояний. Диагностика функциональных состояний.


ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - результат особого кратковременного сочетания определенных динамичных психических свойств-явлений, т.е. свойств, быстро изменяющихся во времени

Психические состояния:
Эмоциональные состояния
Функциональные состояния
Мотивационные состояния

Направления изучения психических состояний:
-изучение осознаваемых компонентов, данных в субъективных переживаниях
-изучение выразительных компонентов, проявляющихся в особенности поведения и пантомимики, а также в результатах деятельности
-изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях.

Виды информации для описания состояний человека
Словесные самоотчеты и самооценки, констатация интуитивного опыта
Данные клинических наблюдений
«Молярные» характеристики поведения (позы, жестикуляция, мимика, речевые характеристики)
Реакции на действие различных стрессоров
Изменение (ухудшение) деятельности
Изменение вегетативных и физиологических функций

Эмоциональные состояния - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение - эмоцией огорчения или парализующего страха.

Основные эмоциональные состояния :
Радость (удовлетворение, веселье)
Грусть (апатия, печаль, депрессия)
Гнев (агрессия, озлобление)
Страх (тревога, испуг)
Удивление (любопытство)
Отвращение (презрение, брезгливость)

Функциональные состояния - состояния человека, непосредственно выражающиеся в интенсивности информационно-энергетического взаимодействия со средой в данный момент, связаны с уровнем бодрствования и внимания.

Основные функциональные состояния :
Сон
Дремота
Спокойное бодрствование
Активное внимание (ориентировочная реакция)
Напряженное внимание (тревога, стрессовая мобилизация)
Утомление (истощенное внимание, дистресс)

Диагностика функциональных состояний
Физиологическая регистрация:
частоты дыхания, пульса
КГР (кожногальванической реакции)
мускульного тонуса (миограмма)
кровонаполнения сосудов (плетизмограмма)
Тесты «карандаш-бумага»:
корректурная проба
САН

Диагностика тревоги/тревожности

ТРЕВОГА - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы (A-state, тревога-состояние)

ТРЕВОЖНОСТЬ - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают (A-trait, тревога-черта)

Понимание тревоги в теории Спилбергера:
1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности.
2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживания. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги.
3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно.
4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.

Шкалы тревоги и тревожности Спилбергера (STAI):
Автор: Ч.Д.Спилбергер, 1964
Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно, то есть диагностируется тревожность как свойство личности.
Наибольшие диагностические возможности шкалы проявляются при обследовании взрослых, начиная с 17 лет.
Русскоязычный вариант STAI, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (1976, 1978), Ю.Л.Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику, а также получил ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности.

Шкала проявления тревожности
Автор: Тейлор Джеймс Гарден, 1953
измерение проявлений тревожности
шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить да или нет. Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника MMPI. Выбор пунктов для теста осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с хроническими реакциями тревоги.
Наиболее известны варианты методики в адаптации Т.А.Немчинова и В.Г.Норакидзе, который в 1975 г. дополнил опросник шкалой лжи.

Диагностика агрессивности


АГРЕССИЯ - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на причинение физического или психологического ущерба или даже уничтожение другого индивида или группы.

АГРЕССИВНОСТЬ - предрасположенность к агрессивному поведению.

1) Опросник враждебности Басса-Дарки
1957
Авторы: А.Басс, А.Дарки
диагностика агрессивных и враждебных реакций
предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых

2) Тест Руки - проективная методика исследования личности.
1961
Авторы: Б.Брайклин, З.Пиотровский, Э.Вагнер
прогноз и оценка открытого агрессивного поведения, может быть использован для выявления существенных потребностей. мотивов, конфликтов личности
возрастной диапазон: взрослые старше 16 лет
Стимульный материал - стандартные 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой проят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям: агрессия, указания, страх, привязанность, коммуникация, зависимость, эксгибиционизм, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание. Ответы, относящиеся к первым двум категориям рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Четыре последующие категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, вероятность агрессивного поведения незначительна.
В теоретическом обосновании Р.т. его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки сязано с развитием головного мозга.
адаптация: Т.Н.Курбатова для взрослых старше 16 лет, Н.Я.Семаго для детей до 11 лет

3) Тест Розенцвейга (Розенцвейга рисуночной фрустрации методика) - проективная методика исследования личности. Предложена Саулом Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации.

диагностика особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели
методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на которых изображены 2 человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на 2 основные группы:
-Ситуации препятствия (эгоблокинговые). В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом.
-Ситуации обвинения (суперэгоблокинговые). Субъект при этом служит объектом обвинения или его привлекают к ответственности.
Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С.Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу.

По направлению реакции подразделяются на:

а) Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

б) Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению.

в) Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Существует деление по типу реакции:

Препятственно-доминантные - препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.

Самозащитные - активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признания собственной вины, уклонения от упрека, направленны на защиту своего «Я»

Необходимо-упорствующие - постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
возрастной диапазон от 14 лет
разработан вариант для обследования детей от 4 до 14 лет (1948)
В соответствии с теорией С.Розенцвейга, фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной позиции.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».

Эмоции есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства – это сложные, культурно обусловленные переживания человека, в которых отражаются его устойчивые отношения к определенным предметам, процессам внешнего и внутреннего мира. Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства носят исторический характер, протекают в течении длительного времени. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. Сложность строения чувств проявляется в амбивалентности, то есть в двойственности неоднородных эмоциональных состояний, образующих единый комплекс.

Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека (преобладающие в его жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную устойчивость). В. В. Бойко, Методика «Склонность к постоянному пониженному настроению (дистимии)». В. А. Доскин, Методика САН (самочувствие, активность, настроение), состоит из 30 биполярных шкал, которые группируются в три категории: самочувствие, активность и настроение. Шкала депрессии Э. Бека. В. В. Бойко, Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания».

В зависимости от эмоционального состояния человека происходят специфические изменения цветовой чувствительности глаза. По данным, Э.Т. Дорофеевой и М.Э. Бразман каждому эмоциональному состоянию соответствует определенное изменение чувствительности глаза к трем основным цветам спектра: красному, зеленому и синему. Например, в ситуации страха выявлено уменьшение выбора красно-фиолетовой части спектра и увеличение выбора зелено-голубой части спектра. Диагностическую ценность представляет тест Люшера.

Трудность изучения эмоций обусловлена тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях, моделировать. В последнее время, однако, наметился один из путей изучения естественно возникающих эмоций при компьютерных играх. Так,исследование С. Кайзер, 1994г., было направлено на получение паттернов лицевой экспрессии, соответствующих эмоциям счастья, удовлетворения, гордости, разочарования, страха, гнева, печали и др. Игра сопровождалась видеосъемкой лицевой экспрессии и фиксацией моторных, электрофизиологических, речевых проявлений эмоций.

Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, о которых будет сказано ниже. Есть, однако, причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. Такими причинами, как отмечают А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян, являются специфические ценности и установки, поощряемые в социуме и которые создают психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям. Например, запрет на страх мужчин, а у женщин - на гнев (образ мягкой женщины).

Среди нарушений эмоциональной сферы можно выделить тревожность, страхи, агрессию, повышенную эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессию, дистресс, аффективную возбудимость, слабость и истощаемость. При ряде патологий (шизофрении, эпилепсии, некоторых психопатиях) эмоциональные реакции становятся неадекватными той ситуации, в которой человек оказался. В этих случаях могут наблюдаться аутизм, эмоциональная парадоксальность, паратимия, парамимия, эмоциональная двойственность (амбивалентность), эмоциональные автоматизмы и эхомимия.

Развитие и коррекцияэмоциональной сферы человека:

С одной стороны, элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств можно говорить о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

На уровне эмоциональной сферы психолог должен помочь клиенту почувствовать собственную ценность; стать более свободными в выражении собственных позитивных и негативных эмоций; научиться более точно вербализовать свои эмоциональные состояния; раскрыть свои проблемы и соответствующие им чувства; почувствовать неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций; модифицировать способы переживаний, эмоционального реагирования, восприятия своих отношений с окружающими.

В поведенческой сфере психокоррекционный процесс направлен на приобретение навыков более искреннего и свободного общения с окружающими; преодоление неадекватных действий; развитие форм поведения, связанных с поддержкой, взаимопомощью, взаимопониманием, сотрудничеством, самостоятельностью; развитие адекватных форм поведения и реагирования на основании достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

Приемы арт-терапии, используемые в коррекционной работе выполняют как терапевтическую, так и диагностическую функции. Рисование, лепка предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере, они являются безопасными способами разрядки напряжения. Эффективен подход эмотивно-рациональной терапии, когда вместе с клиентом психолог выясняет, каковы причины внутреннего дискомфорта, каким образом он может помочь их устранению, при этом опирается на возникающие у клиента в ходе беседы эмоциональные переживания.