Главная · Насморк · Распознать и найти подход: визуал, аудиал и кинестетик.

Распознать и найти подход: визуал, аудиал и кинестетик.

Визуалы, Аудиалы, Кинестетики…

Обычно человек более ориентирован на один из каналов – он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

И если человек предпочитает одну репрезентативную систему остальным (а большинство так и делает), это накладывает на него вполне определенный отпечаток. Для того чтобы понять, к чему это приводит, вы сейчас займетесь самостоятельным анализом и творчеством. Вам нужно попробовать определить, чем конкретно отличаются Визуалы, Аудиалы, Кинестетики и Дигиталы друг от друга. Попробуйте найти отличия по таким пунктам:

3. движения;

4. дыхание;

6. характерные особенности;

От вас не требуется невозможного. Просто попробуйте пофантазировать и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувствовать; или разговаривать с собой, а не ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе, довести до крайности – возможно, так вам будет проще.

Идею я вам подал, но могу дать еще одну подсказку. Если человек в данный конкретный момент находится в каком-либо канале, то он проявляет большинство свойств данного типа людей.

Но только помните: если человек Визуал, то это не означает, что он ничего не слышит и не чувствует. Просто смотреть он любит больше всего остального.

Люди каждого типа, естественно, в большей степени пользуются словами, относящимися к каждому конкретному каналу. Такие слова называются предикаты. Вот только у Дигиталов как бы специальных слов нет, они пользуются преимущественно неопределенными (то есть не относящимися ни к одной системе) и аудиальными.

А теперь про каждый тип отдельно.

Визуалы

– Вы женаты?

– Нет, просто я так выгляжу!

Очень часто Визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы (не путайте с Дигиталами, у которых губы достаточно плотные, но поджатые – разница, надеюсь, вам понятна). Привычная гримаса – слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий.

Визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх. Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Например, у меня на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы быть ближе (Кинестетики), а другие садятся напротив, чтобы было лучше видно (Визуалы).

Для Визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде – не из соображений приличия, а по требованию эстетики.

Визуалы – хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам – красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы:

Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно!

Для Визуалов зрение и слух – это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.

Я говорю своей жене:

Послушай, какая музыка!

Она поворачивается и смотрит на магнитофон.

Если Визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении.

Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.

Кинестетики

Муж собирается на курорт. Жена спрашивает:

– А почему ты обручальное кольцо не надел?

– Кольцо? Да ты что? В такую-то жару?

А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают Кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы – широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся.

Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид – не столь важно.

Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ваш партнер постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т. п. – это скорее всего Кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет Визуал.

Кинестетики – это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что Кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия – тело, а способ – движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.

В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно Кинестетики, кстати):

И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги – он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед…

Кинестетики обычно весьма слабо планируют – в этой системе нет возможности что-то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что «разговоров много, а дела мало». Для них это действительно так.

И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие. Мужчины (которые обычно весьма кинестетичны) с трудом могут воспринимать жалобы женщин, уверяя:

Ей же не решение проблемы нужно, а просто рассказать.

Для них «просто рассказ» как бы лишен смысла – с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. И в сексе «все эти красочные прелюдии и разговоры» Кинестетикам (женщинам тоже, а не только мужчинам) малопонятны и не нужны. Делом нужно заниматься, делом!

Типичная проблемная ситуация: муж – Кинестетик, жена – Визуал. Муж пришел с работы усталый и пытается приласкаться, дотрагиваясь до жены. Это вводит ее в легкий стресс, так как визуалы прикосновений особо не любят, а жена устала тоже. Муж чувствует ее реакцию и также впадает в стресс, а чтобы уладить недоразумение, он пытается потрогать жену еще интенсивней. Это само собой усиливает ее стресс, а вместе с этим и его… Заканчивается все, естественно, скандалом, причем оба обычно совершенно не осознают его причин – просто вдруг они начинают сердиться друг на друга, считая другого причиной всего этого безобразия.

При этом кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации – они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать «нет». Просто для пробы несколько раз проговорите про себя «нет» и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.

Аудиалы

Консерватория, все завороженно слушают прекрасную музыку.

Один из зрителей толкает в бок соседа:

– Извините, это Вы сказали:«…твою мать?»

– Конечно, нет!!!

– Извините, тогда может, Вы? Тоже нет? Наверно, музыкой навеяло.

Поза Аудиала – нечто среднее между позами Визуала и Кинестетика – они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» – голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал.

Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет.

Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить – для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве.

Как говорила одна героиня комедии Островского: «Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?»

Аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) – они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим:

Мадам, вы так чудесно сегодня выглядите!

Ну что вы, Альберто. Вы так любезны!

Это не комплимент! Это просто описание того, что я вижу перед собой.

Вы так галантны!

Дигиталы

К английскому лорду, сидящему у камина, подходит жена:

– Плохая новость, сэр. То, что мы принимали за беременность, оказалось не беременностью.

– Значит, наследника не будет?

– К сожалению нет, сэр…

– О Боже, опять эти бессмысленные телодвижения!

У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно – интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только Кинестетики).

Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.

Дигиталы – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик:

Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.

Дигиталы как бы оторваны от реального опыта – они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит.

Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде:

– Я понимаю, что вы чувствуете, – он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале: Дигиталы не сочувствуют, они понимают. Совершенно замечательно было показано в «Дикой Орхидее» Залмана Кинга. Вспомните, что говорят о главном герое:

Дистанция, полный контроль, ничего лишнего…

Это совершенно особый способ восприятия мира, его представления и осмысления. Небольшая метафора для того, чтобы вы лучше поняли этот тип восприятия.

Представьте, вы пришли в ресторан, там множество красивых и ароматных блюд, вы садитесь за столик, берете меню, внимательно его прочитываете и… съедаете его.

Для Дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова – это доступ к опыту, то для Дигиталов весь опыт состоит из слов.

А вот телом, кстати, Дигиталы бывают похожи на Кинестетиков – плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы… Они, в общем-то, и получаются из Кинестетиков – если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них – уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.

Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде:

Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу… Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу…

Впрочем, если вы пользуетесь только одной системой, это вообще достаточно ущербно. Вы просто не воспринимаете множество совершенно изумительных и восхитительных вещей, находящихся вокруг вас.

Это проходит, увы, мимо вашего сознания.

Дигитальный канал отвечает за контроль речи.

Но с другой стороны, я часто восхищаюсь умением некоторых моих знакомых действовать в трудных ситуациях без лишних эмоций, их совершенно фантастической скрупулезностью и прагматическим подходом. Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Лично для меня это всегда было некой магией.

Это высокое мастерство – сжать громадное количество человеческих желаний и намерений до нескольких строчек на бумаге. И пишу я это безо всякой иронии. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал. Как человек, которому приходится постоянно работать с определениями и следить за точностью выражений, я знаю, насколько трудно это сделать действительно хорошо.

В одном английском колледже среди учащихся был объявлен конкурс на самый короткий рассказ. Тема любая, но есть четыре обязательных условия:

1. В сочинении должна присутствовать королева.

2. Должен быть упомянут Бог.

3. Немного эротики.

4. Чтобы была тайна.

Первую премию получил студент, который уместил рассказ в одну фразу:

– О Боже! – воскликнула королева. – Я беременна, и не знаю, от кого.

Отличия

Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.

Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист».

Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит).

Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее.

Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.

На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Винни-Пух и все-все-все…

Моя жена Лида как то подметила, что хорошей демонстрацией данных типов может служить восхитительные мультфильмы серии «Вин-ни-пух» (наши, а не Диснеевские).

Винни-Пух, естественно, Кинестетик – плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома бардак, голос низкий, постоянно почесывается…

«Пух почувствовал что должен немедленно преподнести бедному ослику какой-нибудь подарок. Он побежал к себе домой, возле дверей дома он наткнулся на Пятачка, пытающегося достать до кнопки звонка.

– Здравствуй, Вини.

– Привет, Пятачок. Ты что тут делаешь?

– Хочу позвонить. Я шел мимо…

– Давай помогу. А ну отойди. Плохие новости, Пятачок: у Ослика Иа хвост пропал. (Звонит) Что-то не открывают. (Стучит) Да что они там, заснули что ли?

– Пух, ведь это же твой дом!

– А, верно. Ну тогда войдем».

Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) – тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий.

– Что значит «я»? «Я» бывают разные!

– «Я» – значит я, Винни-Пух.

– Ты в этом уверен?

– Ну конечно!

Кролик наклонился к самому носу медвежонка, и прищурил свои близорукие глаза.

– Действительно, Винни-Пух…

Сова более походит на Аудиала – особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом.

Вот, к примеру, диалог Винни-Пуха с Совой по поводу поздравительной надписи на горшочке из-под меда:

– Я хотел… чтобы ты написала на нем: «Поздравляю. Пух».

– И это все?!!

– А что еще?

– Надо написать так: «Поздравляю с днем рожденья! Желаю счастья в личной жизни!»

– Здорово! Так и напиши. Только прибавь еще: «Пух».

На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа – завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой:

– Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод?

К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось – и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.

Ассоциация – диссоциация

Есть еще одно забавное свойство, связанное со способом восприятия мира. Одну и ту же ситуацию можно воспринимать как бы изнутри, видеть своими глазами и чувствовать то, что происходит внутри нее (ассоциировано), или воспринимать ее со стороны, как бы вне ее, и тогда вы будете скорее ее оценивать (диссоциировано). Разница приблизительно такая же, как участвовать в драке или смотреть на нее со стороны.

Проведите такой эксперимент. Представьте, как вы выглядите сзади, как сверху, как вы смотритесь с потолка? А как вы в данный момент выглядите снизу? Вот когда вы все это так представляете – вы диссоциированы.

А теперь посмотрите на все своими собственными глазами. Что вы чувствуете в данный момент, что вы видите, что слышите? Вот сейчас вы ассоциированы.

Естественно, это будет и отражаться в речи. Ассоциированное состояние скорее всего будет описываться изнутри:

Когда я увидел его перед собой, мне так захотелось куда-нибудь спрятаться.

Как только я вспоминаю эту ситуацию, я тут же оказываюсь на этой улице в окружении этих людей, они все кричат друг на друга…

Вот я сейчас тебе рассказываю о том случае, и опять переживаю все это внутри себя, эту радость, восхищение…

Диссоциированное состояние скорее будет описываться как оценка ситуации:

Когда я подумаю, как это выглядит со стороны…

Взглянув на это с другой точки зрения, я начинаю понимать, как глупо я тогда поступил.

Со стороны это выглядело великолепно!

Так вот, Визуалы могут очень легко занять внешнюю позицию по отношению к событию – диссоциироваться. Это позволяет им хорошо оценивать ситуацию с разных точек зрения, но в то же время может лишить вовлеченности в процесс. Как рассказывала мне одна знакомая девушка:

– Не получаю я удовольствия от секса. Да, вижу как мужчина с женщиной занимаются этим делом, и что?

Диссоциироваться от неприятной ситуации – весьма часто используемый и эффективный способ работы с дискомфортными ситуациями. Когда вы «выходите» из события, смотрите на него со стороны, вы уже реально можете его оценить и найти новые более эффективные способы поведения.

Кинестетики же хорошо ассоциируются, легко могут прочувствовать ситуацию изнутри, будучи вовлеченным в нее в полной мере. Хорошие актеры обычно Кинестетики – они хорошо входят в образ, становятся другим человеком, реально переживая события чужой жизни. С одной стороны, все это большой плюс, но в то же время, если ситуация достаточно неприятна, как только ее вспоминаешь – тут же чувствуешь себя плохо. И ты вновь в этих эмоциях, этих переживаниях. Ни то, ни другое состояние не является предпочтительным глобально.

Можно только говорить о ситуациях, о контекстах. Моя рекомендация такова: лучше всего уметь легко переходить из одного состояния в другое, пользуясь достоинствами как первого, так и второго. Но если вы хотите попробовать понять действительно, как устроен мир каждого из типов – самое простое попробовать на время стать одним из них. И вот вам небольшое домашнее задание.

«Демонстратор»

Объединитесь в группы по 5–6 человек. На каждую микрогруппу раздаются 7–8 карточек («В», «А», «К» и «Ад»). Все члены группы их разбирают по одной. А потом все по очереди показывают различные типы людей, в зависимости от того, какая кому карта досталась. Ваша задача – максимально наглядно показать признаки данного типа людей. Это можно даже сделать несколько гротескно, но обязательно ярко, чтобы всем было понятно, «кто есть кто». И при этом обязательно должны присутствовать невербальные признаки типа, а не только слова.

Ну, как это было?

– Очень интересно. Общение происходит в основном между людьми только своего типа. А остальных как бы и нет. Они конечно говорят, но ты этого практически не слышишь.

– С иностранцем легче! Когда он говорит, ты пытаешься звуки услышать. А когда не твой тип – слова превращаются просто в шум – Когда говорит «свой» – он такой родной, близкий. А эти… Чего они хотят? Чего нужно? И желания у них какие-то странные, и говорят как-то не так!

А что вы испытывали к человеку «своего канала», а что к человеку «чужого канала»?

– Когда говорит «свой» – он такой родной, близкий. А эти… Чего они хотят? Чего нужно? И желания у них какие-то странные, и говорят как-то не так!

– Его сразу выделяешь. Он как бы виден, а остальные на периферии.

– Пока молчат – все нормально. А как рот отрывается – ну о чем он говорит? А свой как скажет – О!

Ну что, вам ПОНЯТНО!?

Упражнения на дом

Попробуйте сделать так: один день вы обращаете максимум внимания на звуки, вас окружающие, в другой день на ваши ощущения, в третий на то, что вы видите, в четвертый – на смысл и числа. Только выбирайте день, когда вам это не повредит: максимально прочувствовать все свои переживания по поводу выволочки у начальника, возможно, не самое приятное занятие.

Если не можете посвятить этому целый день, займите полдня, час.

Только, если наметили какое-то время, то все его целиком и отрабатывайте.

И самое главное. Попробуйте увидеть, услышать, почувствовать и понять ту гармонию и поэзию, которая скрыта в этом мире. Настройтесь на то, что вы ищете что-то волшебное и попадаете в немного другой мир. А ведь это действительно так, если вы попробуете расширить ваше восприятие, то вы обнаружите множество ранее не замечавшихся вами вещей. Представьте, что вы первый раз попали сюда, взгляните на все новыми глазами, найдите гармонию. Ведь гораздо интересней жить в поэтическом мире, чем в мире сером, монотонном и безвкусном. И помните, что каждый находит в этом мире то, что ищет.

Попробуйте на целый день стать Аудиалом. Старайтесь как можно больше слышать, обращать внимание на мельчайшие различия звучания, на самые незаметные шорохи и стуки. И вы вдруг обнаружите, что мир заполнен огромным количеством самых разнообразных звуков, на большинство из которых вы до этого совершенно не обращали внимания. Просто целый день прислушивайтесь, слушайте, пытайтесь расслышать как можно лучше. Погрузитесь в волшебный мир звуков, воспринимайте этот мир через звуки, которые он издает, станьте сплошным слухом.

И возможно, вы научитесь слышать тончайшие изменения голоса вашего собеседника и поймете, насколько они важны, как много они говорят о другом человеке, о его внутреннем мире, о его гармонии и мелодии. Ведь каждый человек обладает своей собственной мелодией, своим собственным звучанием. А его голос – это музыка, которая вышла наружу. И слыша эту мелодию, вы можете подыграть ей и сделать так, чтобы другой человек звучал с вами в унисон.

А на следующий день вы можете стать Кинестетиком. Ощущение воздуха, одежды, запахи, оттенки вкуса, расслабление или напряжение мышц – вот на что вы обращаете внимание. Настройтесь на ваше тело – это очень сложный датчик, из каждой его клеточки идет своё ощущение. Настройтесь на эти мельчайшие изменения. Почувствуйте этот мир: холодный он или теплый, какой у него запах, шероховатый он или гладкий, напряженный или расслабленный. А может, он вибрирует или колышется. А как он движется…

Потрогайте кожу другого человека. Она может быть шелковистой и сухой, гладкой и немного шершавой. Каждый человек ощущается совершенно по-другому. Он чувствуется по-другому. А если вы попробуете встать на его место и ощутить то, что у него внутри – его эмоции, чувства, переживания. Ведь это так интересно – на время стать другим, чувствовать мир как другой – возможно, это основа понимания.

На третий день вы можете стать Визуалом и увидеть громадное разнообразие форм, оттенков цвета, яркости, резкости. Мельчайшие детали и оттенки. Вы – это зрение. Вы только глядите, наблюдаете, смотрите, рассматриваете, приглядываетесь и окидываете взором. Весь мир – это только набор зрительных образов…

А что вы видите в других людях? Насколько гармонично они сложены и одеты? Подходят ли им эти цвета? А мельчайшие изменения цвета кожи, выражения лица, движения или напряжение мышц – они сообщают намного больше, чем слова. Слова могут лгать, а тело говорит правду. Просто надо это заметить, увидеть все то, что вам хочет сказать тело другого человека. Это громадный, обычно практически неосознаваемый способ общения. Он передает больше, чем все остальные, вместе взятые. Просто заметьте это…

На четвертый день вы можете попробовать стать Дигиталом. Подумайте, насколько это великолепно – холодный прагматичный ум, отсутствие лишних эмоций. Вы способны заниматься тем, для чего требуется четкая рассудительность и конструктивный подход. Вам доступны чистая логика и отвлеченные понятия. Это именно то состояние, когда вы способны в наибольшей степени понять глубинный смысл и великолепие словесных формул и умозаключений.

Ведь это совершенно восхитительно – понимать мир через его законы и правила, приводить хаос к единому знаменателю. Определить мир при помощи самых метких слов, осознать гармонию чисел. Понять многие философские школы до конца можно только в этом состоянии.

Иной способ восприятия, отрешенный, очищенный, самоуглубленный…

Что вам понравилось больше всего – только видеть, слышать, чувствовать или размышлять?

Надеюсь, что вы понимаете, это только тренировка, настройка. Хороший способ обучения – разбить на части и осваивать по кусочкам. После этого кусочки надо сложить в единое целое, чтобы из отдельных элементов мозаики появилась картина.

Противоречия.

Теперь немного о противоречиях. Вот супружеская пара, кстати, обычная: мужчина – Кинестетик, женщина – Визуал. (Это совершенно не обозначает, что не бывает женщин – Кинестетиков или мужчин – Аудиалов, речь идет именно о характерных парах).

Жена целый день наводила красоту и прибирала в квартире, муж пришел с работы, сел в удобное кресло, взял газету, закурил и начинает стряхивать пепел на свежевычищенный ковер. Жена в крик:

Я навела такую красоту, а ты все изгадил.

Муж раздраженно:

Не мешай отдыхать!

Он же не понимает, что для его жены пепел на ковре – то же самое, что кнопки ему под задницей.

Или условная ситуация, одна подруга говорит другой:

Ты знаешь, мой муж совершенно меня не понимает. Я сделала новую прическу, поставила свечи, красиво сервировала стол, а он тут же лезет обниматься.

Везет тебе. А то моему всякий антураж нужен – разноцветное белье, интимное освещение… А я лежу, жду, уже замерзла, а он все свечи зажигает. Нет чтоб сразу к делу перейти…

Что нравится одному, для другого может казаться странным и непонятным. Проблемы могут возникать даже по поводу обозначения местоположения. Для Визуала часто улица или площадь начинается с момента, когда он ее видит. А для Кинестетика – с момента, когда он на ней находится. И так далее. Нюансов много, и все их не перечислишь сразу, да в общем это, на мой взгляд, не очень нужно. Лучше, чтобы вы просто научились воспринимать мир глазами, ушами и чувствами другого человека и понимать, почему он поступает именно так.

– А что, пары, когда оба супруга одного типа, не встречаются?

По моему опыту, достаточно редко. Обычно люди ищут в партнере не столько свою копию, сколько некое дополнение. Пары обычно складываются из разных типов, но что важно – чтобы человек был способен хоть в какой-то степени общаться на том же языке, что и партнер.

Вот тут пора красиво напомнить, что это только модель, и она достаточно условна. Хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически единственным каналом, но их очень мало. Большинство же вполне эффективно пользуются несколькими, просто один канал они предпочитают больше. И все описанное выше касается только людей, которые «ну очень сильно» аудиальны или кинестетичны. Это случается достаточно редко, обычно можно говорить только о некотором преобладании. Так что надо помнить, что, вообще говоря, деление по типам весьма условно.

Вот, например, цифры, полученные в результате тестов (здесь Ад приплюсовано к А).

И говорят, что такой человек – Визуал.

А этого человека можно назвать Кинестетиком. Но он, естественно, будет отличаться от такого Кинестетика:

Когда описывают типы, то это касается людей с очень сильным преобладанием того или иного канала, а для всех остальных это будет не столь явно выражено. Но все равно, даже небольшое предпочтение остается предпочтением. И вы можете проверить это на собственной практике – послушайте, поговорите с другими людьми. Попробуйте то попадать в их преимущественный канал, то не совпадать с ним, и понаблюдайте, что конкретно будет с собеседниками происходить.

При этом учтите, что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем, как и среди военных.

С возрастом предпочтения могут меняться. Если в начальной школе Кинестетиков около 60 %, Визуалов 13 %, Аудиалов 27 %, то в старшей школе Визуалов уже 50 %, 35 % Кинестетиков и 27 % Аудиалов.

Если говорить о культуре, то можно сказать, что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. Многие дальневосточные культуры – Вьетнам, Китай – аудиальные. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими – вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.

Если коротко…

1. Обычно люди предпочитают одну репрезентативную систему.

2. Ориентация на одну репрезентативную систему проявляется в речи, движениях, позах, дыхании, речи, стиле одежды, типе тела.

3. В нашей стране наиболее распространены Визуалы и Кинестетики.

4. Единственный тип, который любит, чтобы до него дотрагивались во время беседы – Кинестетики.

5. Визуалы предпочитают держать дистанцию во время беседы.

6. Кинестетики в ситуации обычно ассоциированы, а визуалы – диссоциированы.

Задумывались ли вы, почему одни люди говорят: «Смотри … Это же очевидно … Давайте лучше рассмотрим Ясно как день»; другие – «Я же говорил … Да ты только послушай … Это громко сказано»; а третьи: «Чувствуешь разницу… Я ощутила на себе его взгляд… На это больно смотреть… Мне было неудобно …»? Все дело в разных каналах восприятия информации, которые у человека наиболее развиты. По этой характеристике различают визуалов, аудиалов и кинестетиков. И именно обращаясь к доминирующему каналу собеседника, вы сможете с большим успехом и точностью донести до него свое сообщение. А это важнейший навык в коммуникации с сотрудниками.

Чтобы понять, с кем имеете дело, понаблюдайте немного за своим визави: полученная информация поможет построить беседу правильно.

Визуалы

Они воспринимают окружающий мир через зрение. Говорят они быстро и резко, предпочитают держать довольно большую дистанцию с собеседником, чтобы иметь возможность лучше его рассмотреть. Их очень легко распознать по словам-маркерам, связанным со зрительным восприятием. Еще одна отличительная черта визуала – большое внимание к своему внешнему виду, они всегда выглядят аккуратно и стильно. Соответственно, и собеседника будут воспринимать лучше, если на него также приятно смотреть. В донесении информации для них важны интересные красочные картинки, красивые образы.

Не пытайтесь объяснить такому человеку что-то устно, лучше максимально визуализируйте свое сообщение – начертите график или диаграмму, создайте презентацию, покажите фотографии или видеоролик, и он будет в восторге. Во время общения держите зрительный контакт со своим собеседником, не раскачивайтесь и не теребите ничего руками, примите спокойную и уверенную позу – помните, что визуал воспринимает мир, в том числе и вас, преимущественно через зрение. Вы для него также являетесь «картинкой», чем она приятнее – тем больше у вас шансов на успешность переговоров.

Аудиалы

Таким людям нравится слушать, они любят музыку и часто предпочитают аудиокниги. Отличительные черты во время разговора – слова-маркеры, касающиеся слухового восприятия, умеренная жестикуляция на уровне груди и средняя дистанция с собеседником. У них богатый словарный запас, они любят поговорить и способны хорошо убеждать и уговаривать собеседника. Аудиалы чувствительны к интенсивности звуков, повышению и понижению голосов, резкий скрип или свист может вывести их из себя. Рассказывают они методично и размеренно, часто кивая в такт своей речи.

Ни в коем случае не перебивайте аудиала, дайте ему высказаться, иначе он будет раздражаться. Беседуя с таким человеком, хорошо поставить фоново мелодичную музыку. Но будьте внимательны – посторонние шумы помешают вашему собеседнику сосредоточиться на разговоре, поэтому тщательно подходите к выбору места встречи. Донося информацию аудиалу, постарайтесь говорить размеренно и спокойно, не тараторьте и следите за тем, чтобы вас было приятно слушать. Ваша речь должна быть грамотной и образной, а жестикуляция – сдержанной.

Кинестетики

Такой человек исследует окружающий мир «на ощупь», он больше ощущает телесно и в меньшей мере видит или слышит. У таких людей развиты вкус, осязание, боль, тепловые и вибрационнные ощущение. Кинестетиков можно распознать по преобладанию в лексике слов, передающих чувства. Их речь медленная, они держат короткую дистанцию во время разговора, могут часто трогать себя за лицо, брать собеседника за руку или класть руку на плечо. Они приветствуют применение жестов собеседником, особенно если это помогает расставить акценты в сообщении, «почувствовать», о чем идет речь. С кинестетиками вы можете вести себя достаточно свободно, для них не важны ни красивая поза, ни официальная одежда. Однако если последняя сделана из ткани, приятной на ощупь – у вас уже есть бонус, ведь, скорее всего, ваш собеседник дотронется до вас во время разговора и вы ему понравитесь. Эти люди очень деятельны, им сложно усидеть на одном месте, они постоянно что-то делают, их девиз «Движение – это жизнь».

Этим людям трудно удержать внимание, они легко переключаются на что-либо другое, порываются куда-то идти и что-то делать. Подберите правильный способ держать фокус внимания на вас. Также следует учесть, что если визуалы принимают решения легко и быстро, то кинестетикам необходимо хорошо обдумать свое решение, вжиться в него и почувствовать. Ни в коем случае не давите на них и не подгоняйте.

Чем полезен верный выбор инструментов коммуникации

Зная особенности восприятия вашего собеседника, вы можете использовать инструменты, которые помогут лучше, качественней и в полном объеме передать информацию. К примеру, работая с визуалом, подготовьте презентацию либо используйте такие инструменты визуализации информации, как лист а4, флипчарт и т.д. Если же ваш собеседник аудиал, говорите четко, с паузами, интонацией, играйте голосом. Кинестетику дайте возможность попробовать на практике то, что вы предлагаете, подготовьте раздаточный материал, который можно изучить самостоятельно в руках.

Данные знания помогают быстрее обучить новый персонал. Понимая особенности каждого человека, мы можем использовать это: показать, рассказать, дать попробовать сделать самому. Если применять эту методику, период наставничества проходит быстрее и эффективнее. Обучать человека нужно, учитывая его восприятие: так вы экономите свою и чужую энергию и время.

Если вам сложно определить канал восприятия информации, вы можете использовать все перечисленные методы. А ваш собеседник самостоятельно выберет тот источник, который ему подходит.

Если вы хотите добиться максимально эффективной коммуникации, уделите внимание своему собеседнику в начале разговора, обращайте внимание на детали, и они подскажут вам, как себя вести. Еще лучше, если у вас есть возможность предварительного знакомства перед тем, как внести важное предложение. Это поможет основательнее подготовиться, подобрать соответствующие примеры, время и место для беседы. Когда эти параметры выбраны верно – половина успеха уже у вас в кармане.

Евгений Куджоян , бизнес-тренер, Студия Профессионального Развития

От природы все люди наделены зрением, слухом, тактильной, обонятельной и вкусовой чувствительностью. Именно благодаря им человек способен получать информацию, поступающую извне. Однако не вся поступающая информация воспринимается одинаково: у каждого человека преобладают свои каналы восприятия. Учитывая этот факт, человечество можно разделить на несколько групп: аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы.

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком возможно только в том случае, если функции основных органов чувств не нарушены. Существует несколько типов восприятия и обработки головным мозгом информации, поступающей из внешней среды. В зависимости от преобладания того или иного сигнала, человек может относиться к аудиалам, визуалам, кинестетикам или дигиталам.

Аудиалы: восприятие звука

Восприятие звука аудиалом — первично. К этому типу относятся те, кто лучше всего воспринимает информацию на слух. Такие люди плохо запоминают лица, предметы, но очень легко — звуки, голоса людей. Для аудиала достаточно услышать звук, и он надолго запомнит его. Очень часто аудиалы характеризуются яркой, эмоциональной речью, их разговор «живой», в их речи много звуков в виде восклицаний и даже криков, часто встречаются такие слова, как «тихий», «звучать», «громкий», «кричать», «послушай» и т.д. Аудиалы любят слушать музыку, напевать что-нибудь вслух. Поэтому их можно встретить среди таких профессий, как музыканты и композиторы, психологи и лекторы. При разговоре с собеседником они стараются находиться ближе к оппоненту, чтобы лучше услышать интонацию.

Визуалы: восприятие зрения

Для визуала восприятие зрения является первостепенным. Эти люди лучше всего воспринимают информацию, полученную с помощью зрения, т.е. визуально. Их восприятие мира опирается на зрительные образы. Зрительная память у визуалов развита очень хорошо. При разговоре они стараются держать дистанцию с собеседником, чтобы иметь возможность разглядеть его внешний вид, черты лица, одежду. В своих речевых оборотах визуалы очень часто используют слова «взгляни», «яркий», «отчетливо», «видеть», «посмотри», «я вижу». Будучи в помещении, где много людей, визуал старается выбрать такое место, с которого он смог бы видеть как можно больше. Ему очень важно, как выглядит он сам и окружающие его люди.

В квартирах таких людей интерьер продуман до мелочей. Иногда даже внешний вид пищи для визуалов значит намного больше, чем ее вкус. Среди них много представителей таких профессий, как дизайнеры и художники.

Характеристика кинестетика, визуала и аудиала

Характеристики визуала, аудиала и кинестетика отличается. Для кинестетика основное получение информации происходит через ощущения. Для них важны прикосновения, телесные ощущения, движения. Мышечная память у кинестетиков очень хорошо развита. Это помогает им запоминать разные двигательные действия, что необходимо, например, при обучении плаванию, катанию на велосипеде. При общении кинестетик подходит ближе, для того чтобы у него была возможность прикоснуться к собеседнику. Кинестетику важно иметь вокруг себя много свободного пространства. В своем доме он любит уют, комфорт, приятные запахи. В своей речи кинестетики используют такие слова, как «я чувствую», «прикасаться», «мягкий», «теплый», «вкусный» и др. Они часто выбирают такие профессии, как танцор, массажист, циркач, спортсмен.

Основные виды восприятия и дигиталы

Иногда выделяют еще один вид восприятия информации об окружающем мире. Хотя он и не касается тех или иных органов чувств, все же стоит о нем поговорить. Английское слово digital означает «цифровой, дискретный». Представителям этого типа важны слова и числа. Дигиталы говорят монотонно, избегают жестикуляции, им тяжело воспринимать интонацию. Для них очень важно, чтобы в разговоре с собеседником была логика, чтобы не требовалось дополнительных объяснений и толкований. Им важна точность передаваемых слов и выражений. В разговорах они часто употребляют такие слова, как «следовательно», «логично», «знаю», «интересно». Дигиталы, как правило, смотрят на лоб оппонента. Среди таких людей нередко встречаются успешные шахматисты, программисты, юристы.

Как правило, у человека преобладает один вид восприятия. Но это совсем не означает, что информация, поступающая по другим каналам, не воспринимается вообще. Конечно нет, просто другие основные виды восприятия развиты несколько хуже.

Как определить аудиала, визуала и кинестетика

Знания такого рода значительно облегчают нам жизнь. Например, это позволяет достигать лучших результатов в обучении. Так, визуалам важна мимика, жестикуляция. Аудиалам — тембр голоса, интонация, паузы в разговорной речи. Кинестетику важно прикосновение. Перед тем, как определить аудиала, визуала и кинестетика, необходимо тщательно изучить их основные характеристики.

Также знание типов восприятия информации важно при контактировании с коллегами, начальством. Ведь к каждому человеку нужен особенный подход. Зная психологический тип человека, легче доказать что-либо, убедить его в своей правоте. Одним словом, можно легко научиться говорить с человеком на его языке. Каждый способен более точно определить свой психологический тип восприятия информации. Для этого существуют разные тесты, пройдя которые, можно подобрать для себя наиболее эффективные программы обучения, изучения иностранных языков, выработать технику общения с коллегами и начальством.

Модальность - это составляющая психической установки (предрасположенность к определенным действиям). Модули, как типы установки, связаны с типами восприятия: Визуальный тип - это личность, которая быстрее из всей информации воспринимает информацию посредством зрения (любит смотреть кино, читать, ходить в музеи). Ориентирована на неодушевленные предметы. Работают с документами, знаками, техникой. Трепетны к порядку. Аудиальный тип личности воспринимает больший объем информации и быстрее. Важен звуковой формат поступающей информации. Хорошо владеют экстралингвистикой. Легко находят общий язык другими людьми. Работают в сфере человек-человек. Кинестетический тип - быстро воспринимает информацию через восприятие изменений, движений. Сама личность активна, в постоянном движении, неусидчива, неспособна к рутинной работе.

Такие различия соответствуют четырем основным типам восприятия - визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (двигательный) и дигитальный (мыслительный). Это определяется тем, какая из сенсорных систем у человека развита лучше: слуховая, зрительная, кинестетическая или мыслительная. Человек неосознанно старается использовать преимущественно ту систему, которая у него более развита.

Каждый человек, так или иначе, использует все четыре сенсорные системы, но одна из них обязательно доминирует. Поэтому для установления доверительного контакта с клиентом, нужно использовать те же слова, мимику, темп речи, частоту дыхания, которые соответствуют его типу восприятия.

Для того чтобы определить тип восприятия собеседника, продавцу нужно внимательно слушать и наблюдать за манерой поведения своего потенциального покупателя. У людей разных типов свои специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании, свой стиль одежды. Итак, кто же ваш собеседник -визуал, аудиал, кинестетик или дигитал? В этом номере мы подробно рассмотрим наиболее распространенный тип восприятия.

ВИЗУАЛЫ

У визуалов есть определённые секреты в мимике лица. Когда они что-то пытаются вспомнить, взгляд направлен вверх-влево. Когда их взгляд направлен вверх-вправо, они рисуют образы будущего, придумывают. Первый признак того, что перед вами задумавшийся визуал – это расфокусированный взгляд куда-то прямо и вдаль (обычно в таких случаях говорят, что задумались). Если вы точно знаете, что человек напротив - визуал в большей степени, его достаточно просто подловить на лжи или не искренности. При этом его глаза ответят за него. Когда при ответе на конкретный вопрос взгляд устремлен вверх и вправо, человек неискренен. Он думает о будущем, рисует в воображении события, которые еще не произошли. Но если он вспоминает о том, что было на самом деле в прошлом, взгляд будет направлен вверх и влево.

Для людей-визуалов важна видимая часть нашего мира. При общении с ним используйте описательные слова, особенно те, которые употребляет он сам. Говорите быстро, жестикулируйте, рисуйте образы руками, применяйте все возможные инструменты мимики. Визуал отдает приоритет тому, что видит. Он, прежде всего, обращает внимание на выражение лица, а только затем на интонацию. Поэтому необходимо, чтобы на него смотрели, когда он говорит, иначе ему кажется, что его не слушают. «Смотри на меня, когда я говорю!», - скажет он. Помните так же, что для визуалов важна внешность, так как он оценивает именно визуальную опрятность собеседника, его умение хорошо выглядеть и подчёркивать это различными вещами.

Используйте эти советы и тогда общение с визуалом будет простым и продуктивным.

ВИЗУАЛ лучше всего воспринимает информацию в виде образов. Он, как бы рисует в голове определённые картины того, что вы ему пытаетесь донести. Человек визуального типа легко понимает, когда с ним общаются понятиями, присущими визуальному типу мышления. Это такие слова, как - увидеть, смотреть, взгляните, давайте посмотрим, рассмотрим, обратите внимание и им подобные. Ему близки схемы, графики, рисунки и изображения. Рассказывая что-нибудь, такой человек жестикулирует, как бы рисуя в воздухе воображаемые объекты, любит пользоваться листом бумаги и карандашом, чтобы проиллюстрировать свое предложение.

Если ваш собеседник часто употребляет фразы: «Представьте себе...», «Посмотрите...», «Обратите внимание, это выглядело так.. «Я вижу, что ты имеешь в виду», «Ясно», «Посмотри, что я имею в виду», «Представь себе, что...», и при этом используют всевозможные описательные термины и слова, знайте - вы говорите с визуалом.

- часть 2 -

Продолжая тему «Типы восприятия», в этом номере мы рассмотримаудиальный, кинестетический и дигитальный типы восприятия.

АУДИАЛЫ

Они чаще всего обращаются к описанию окружающего мира через звуки. Их доминирующее чувство - слух, поэтому они имеют, как правило, сильные коммуникативные навыки. Аудиалы наслаждаются музыкой, у них постоянно работает радио, телевизор или проигрываются компакт-диски. Они очень редко записывают что-нибудь, полагаясь на свою память. Человек аудиального типа восприятия постоянно что-то шепчет себе под нос, бормочет, и проговаривает вслух, чтобы лучше понять и запомнить. При разговоре он редко смотрит в глаза и чаще всего поворачивается к собеседнику боком (ухом). В своей речи использует такие словосочетания, как: - «Послушайте меня», «Почему вы разговариваете со мной таким тоном?», «Звучит заманчиво», «Это звучало так...», «Я спрашиваю себя», «Это мне говорит о многом». Другими словами, они обращаются к тону, к звуку и тембру речи.

Если вы хотите понимать, насколько откровенен с вами ваш собеседник- аудиал, следите за его глазами. Он, как и визуал, обращается к воспоминаниям прошлого и обрисовкой будущего. Только эти воспоминания связаны не с конкретными визуальными образами, а со звуковым восприятием мира. Он начнёт вспоминать не образ, а звуковую составляющую этого образа. «Как же это он сказал....?», «Я помню в рассказе говорилось», «А его презентацию приятно было слушать», «Что он ответил на этот довод?». Таким образом, глаза аудиала бегают то влево, то вправо. Если взгляд направлен влево, это говорит о том, что он вспоминает прошлое, а если вправо - размышляет о будущем или о том, чего на самом деле не было. Когда аудиал направляет взгляд вниз-влево, он обдумывает сказанное. В этом случае лучше помолчать и подождать, пока он снова обратит на вас внимание, потому что он всё равно вас не услышит.

Итак, аудиал - человек, воспринимающий подавляющее большинство информации через звуки. Используйте в общении с ним аудиальные слова, которые ему нравятся. Обращайте внимание на тембр, интонации и быстроту своей речи. Им не сильно важно, что мы говорим. Зато очень важно, как мы говорим. Для аудиала речь собеседника будет восприниматься вне зависимости от выражения его лица. Ему достаточно просто услышать, чтобы понять, и он дольше остается сосредоточенным на содержании. Для аудиалов предпочтительнее знать факты, им ни к чему много подробностей. Им не нужно ни плана, ни схемы, ни рисунка.

ДЛЯ ЛЮДЕЙ-АУДИАЛОВ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ ЗНАТЬ ФАКТЫ, ИМ НИ К ЧЕМУ МНОГО ПОДРОБНОСТЕЙ.

Аудиалы приятно удивляются, когда их собеседник имеет в своём арсенале яркий и сочный голос, который схож с его собственным голосом. Здесь важно всё - тембр, ритм, быстрота речи. Чем больше вы схожи с вашим аудиальным собеседником по этим параметрам тем быстрее установятся контакт и доверительные отношения. Следите за этими характеристиками своего голоса и успех в общении с аудиалом вам обеспечен.

КИНЕСТЕТИКИ

Для этих людей в первую очередь важен чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление. Они хорошо вспоминают ощущения, движения, запахи и в большей степени ориентируются на чувства.

Поэтому при разговоре употребляют слова, связанные с теплом/холодом, легкостью/тяжестью. От человека кинестетического типа восприятия можно услышать: «Я так взволнован, что у меня тяжелая голова и мороз идет по коже», «Мне было так страшно, что я облился холодным потом», «Это приводит меня в трепет», «Это меня раздражает». Кинестетик лучше общается и понимает, когда можете прикоснуться или почувствовать физическую близость собеседника. При обычном разговоре они подходят практически в упор и постоянно дотрагиваются до своего собеседника. Ему очень трудно оставаться на месте или слушать внимательно долгое время. Кинестетики любят близко располагаться к людям, прикасаться к ним, класть руку на плечо. Он быстро теряете нить разговора, если говорят слишком быстро. Вспоминая что-либо, смотрит вниз или прямо перед собой. Многие кинестетики, когда говорят, что-то крутят в руках, теребят, поглаживают.

Соответственно, чтобы кинестетик почувствовал к вам доверие, пользуйтесь тем же правилом, что и при общении с аудиалом и с визуалом. А правило очень простое старайтесь оперировать теми словами, которыми пользуется ваш кинестетик. Наполните свою речь словами, выражающими чувства и эмоции. Пока кинестетик почувствует, какое решение он примет, пройдёт некоторое время. Это связано с тем, что он должен буквально нутром прочувствовать, что в данный момент поступает и говорит правильно. Так что при общении с ним учтите его эмоциональные потребности. Кинестетик обязательно захочет к вам прикоснуться. Если вы знаете, что ваш собеседник - кинестетик, позвольте ему это сделать (от вас не убудет, а ему приятно, да и в контакт быстрей войдёте, если вам это, конечно же, надо). Есть мнение, что кинестетики сильно зависят от температуры окружающего пространства и они обязательно будут себя не комфортно чувствовать, если в комнате слишком тепло или прохладно. Говорите с ними на понятном им языке и у вас всё получится.


Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

  • На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
  • От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
  • Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
  • Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

На что обязательно обращают внимание?

Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.

Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи . Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание . Допустим, оно написано на классной доске.

  1. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
  2. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
  3. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене
  1. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
  2. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
  3. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят:

  • от визуала можно требовать быстрого решения задач;
  • от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
  • от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
  • визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
  • аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
  • кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке" :
  • с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
  • с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
  • с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект , если будет сделано "на его языке":
  • визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
  • аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
  • кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.