Главная · Насморк · В чем заключается внимание. Психология внимания

В чем заключается внимание. Психология внимания

Виды и свойства внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания для более полного и четкого отражения действительности.

Внимание организует и регулирует функционирование познавательных процессов, связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.

Проявление внимания обусловлено:

Внутренними причинами - желания, потребности, чувства, намерения, установки, и т.п.

Внешними причинами – предметы, объекты, их свойства и качества, структурные особенности и т.п.

Таким образом, внимание - это особое психическое явление, выражающее взаимоотношение между субъектом и окружающей действительностью, проявляющееся в виде направленности и сосредоточенности сознания субъекта на объекте.

Направленность внимания позволяет осуществить отбор предметов для включения их в познавательную или в практическую деятельность.

Сосредоточенность внимания - это результат концентрации сознания на предмете с целью получения более полной информации о нем.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание – возникает непреднамеренно, как:

Реакция на сильные раздражители: громкий звук, яркий свет, резкий запах;

Значимые для субъекта свойства и качества предметов и явлений внешнего мира;

Новый объект, впервые действующий на органы чувств;

Раздражители, соответствующие потребностям, интересам и установкам личности.

2. Произвольное внимание – возникает преднамеренно, при наличии волевых усилий, направлено и сосредоточенно на внешний предмет или умственное действие.

3. Послепроизвольное внимание – возникает в том случае, когда цель проявлять внимание остается, а волевые усилия исчезают. Внимание поддерживается увлеченностью и осуществляется без особых затруднений, обеспечивая высокую продуктивность познавательной и практической деятельности.

4. Сенсорное внимание – возникая при действии объектов на органы чувств, обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека.

5. Моторное внимание – направленность и сосредоточенность внимания человека на движениях и действиях. Позволяет четко осознавать приемы и способы, необходимые в практической деятельности.

6. Интеллектуальное внимание – имеет внутренний характер, связано с направленностью и сосредоточенностью мысли, направлено на функционирование познавательных процессов, памяти, мышления, воображения.

7. Природное внимание – врожденная способность субъекта избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы.

8. Социально обусловленное внимание – результат воспитания и обучения, связано с сознательным избирательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.

9. Непосредственное внимание – направлено на объект, соответствующий актуальным потребностям и интересам человека.

10. Опосредованное внимание – регулируется при помощи указательных знаков, жестов, слов, предметов.

Свойства внимания:

1. Устойчивость внимания - это его временная характеристика, промежуток времени, в течение которого внимание может быть направлено и сосредоточено на объектах или на деятельности.

2. Концентрация внимания - динамическая характеристика, степень углубленности человека в деятельность. Повышение и понижение в концентрации внимания зависит от характера деятельности и от отношения к ней.

3. Переключение внимания - преднамеренное перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, в связи с новыми целями и задачами, возникающими у субъекта в процессе осуществления познавательной деятельности. Переключение может быть:

Полным и неполным;

Завершенным - внимание полностью сосредотачивается на новом объекте или деятельности;

Незавершенным – внимание отчасти еще направлено на предыдущую деятельность.

4. Отвлечение внимания - результат непреднамеренного переключения внимания от деятельности на отвлекающие раздражители.

5. Распределение внимания - возможность одновременно заниматься несколькими видами деятельности, связана с приобретением личного опыта. Распределение внимания успешно при совмещении умственной деятельности с практической, труднее распределить внимание при выполнении двух видов интеллектуальной деятельности.

6. Объем внимания – количество стимулов находящихся в фокусе внимания одновременно. У взрослого человека – от 4 до 6 объектов, у ребенка – не более 2 – 3 объектов.

В зависимости от особенности внимания бывают:

1. Внимательные люди, способны сразу сосредоточить внимание на самом главном, быстро переключать и распределять внимание, относятся к любой деятельности ответственно, способны к длительной и напряженной работе, отличаются большой помехоустойчивостью.

2. Невнимательные люди, не в состоянии распределить внимание на несколько объектов, легко отвлекаются при наличии посторонних раздражителей, не могут сосредоточиться на выполняемой работе, их внимание импульсивно.

3. Рассеянные люди, в связи с невоспитанностью внимания не могут задержать надолго свое внимание на каком-нибудь объекте, часто отвлекаются, делают все невпопад, ничего не замечают, что делается вокруг.

В результате высокой концентрации внимания у людей очень занятых, углубившихся целиком в свою деятельность, может иметь место так называемая мнимая рассеянность. В силу этого, человек неадекватно реагирует на отвлекающие его воздействия.

3.5. Память и способы её развития.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующим воспроизведении поступившей на органы чувств информации.

Память – это важный познавательный процесс, обеспечивающий переход поступающей информации о внешнем мире к внутреннему интеллектуальному процессу – закреплению и систематизации полученной информации.

Память позволяет субъекту накапливать опыт для использования его в своей жизни, для осознания своей личности, для воспроизведения умений и навыков.

В психологии память называют мнемической деятельностью, по имени богини памяти и матери девяти муз Мнемозины.

Функции, выполняемые памятью в познавательной деятельности:

1. Отбор и закрепление необходимой информации поступающей через органы чувств.

2. Накопление и сохранение полученной информации в сознании человека.

3. Воспроизведение информации, необходимой в данный момент.

Основные процессы памяти:

1. Запоминание - процесс активного взаимодействия субъекта и объекта, несущего важную информацию. Прочность запоминания связана с:



Избирательностью информации;

Деятельностью человека;

Наличием установки запомнить информацию;

Эмоциональным состоянием человека, возникшим в момент восприятия информации.

2. Сохранение – процесс закрепления, систематизации и удержания информации в сознании субъекта, имеет избирательный характер. Сохраняется длительное время:

Информация, обеспечивающая осуществление практической и теоретической деятельности;

Информация, связанная с потребностями, желаниями, интересами, поведением, целями и стремлениями.

Сохраняется полно и прочно вся информация, имеющая важное жизненное значение.

3. Воспроизведение - процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека, осуществляющийся через определенный промежуток времени.

Восстановление актуальной информации, может осуществляться в разных формах в виде:

Узнавания - наиболее простой процесс актуализации информации при ее повторном восприятии;

Воспоминания - это процесс восстановления информации, воспринятой ранее;

Припоминания - наиболее сложный процесс восстановления информации, для восстановления в полном объеме нужной информации, субъект должен осуществить сложные умственные и мнемические действия;

Воспроизведения - сложный процесс восстановления информации в устной или письменной форме, во внешнем плане посредством устной или письменной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п.

Узнавание, припоминание и воспоминание - это мнемические процессы, проходящие во внутреннем плане, про себя направленные на восстановление информации.

4. Забывание - этоцелесообразный процесс, может быть частичным или полным, постоянным или временным.

Виды памяти:

1. Непроизвольная память - осуществляется без всякой цели, легко и свободно, связана с активной умственной или практической деятельностью, с применением жизненно важной информации.

2. Произвольная память - осуществляется всегда с определенной целью, направлена на приобретение сложной научной информации, имеющей отвлеченный характер, требует от субъекта больших волевых усилий, в связи с этим она приобретает произвольный характер.

3. Кратковременная память – показатель ограниченности по объему при однократном предъявлении. Человек запоминает от 5 до 9 слов, цифр, картинок, с одного предъявления.

4. Долговременная память - показателем периода времени, в течение которого сохраняется информация.

5. Оперативная память – обусловлена определенной деятельностью, проявляется в ходе её выполнения.

6. Промежуточная память – обусловлена сохранением информации в течение нескольких часов, затем она переводится в долговременную память.

7. Образная память - обусловлена существующими в сознании представлениями, отражающими ранее воспринятые явления и предметы. Представления могут быть: вкусовыми, зрительными двигательными, слуховыми, обонятельными и осязательными. Так как на основе зрительных, слуховых и двигательных представлений, происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятельность, они имеют наибольшее значение в жизни человека.

8. Смысловая память – обусловлена усвоением смыслового содержания информации.

9. Механическая память - обусловлена дословным запоминанием, без логической обработки усваиваемой информации.

10. Эмоциональная память, обусловлена способностью человека помнить эмоции и чувства, переживаемые им раньше.

11. Двигательная память обеспечивает усвоение и успешное выполнение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений.

Основным условием развития памяти является активная познавательная деятельность субъекта, правильная организация процесса запоминания, специальная тренировка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.

Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются связи, ассоциации. При восприятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций:

1. Ассоциации по смежности - человек запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время.

2. Ассоциации по сходству - человек запоминает предметы, имеющие одинаковые признаки: величину, запах, объем, форму, цвет, и т.д.

3. Ассоциации по контрасту - запоминаются предметы, с противоположными качествами: длинный - короткий, круглый - квадратный, большой - маленький, белый - черный, толстый – тонкий, светлый – темный.

Специальные приемы мнемического характера, направленные на обработку и осмысление изучаемого материала, включают следующие операции:

1. Ориентацию в смысловой структуре материала.

2. Расчленение и группировку смысловых элементов.

3. Установление связей между структурными единицами текста, перекодирование вербальной информации в образную.

4. Закрепление запоминаемого материала в целом и по частям.

К приемам мнемических процессов относят:

1. Механические приемы - обусловлены многократным заучиванием.

2. Логические приемы - обусловлены установлением смысловых связей материала, обобщение, систематизация, выделения главной мысли, перевод информации в схемы, графики, пересказ своими словами и т.п.

3. Мнемотехнические приемы - вторичны, опираются на логически осмысленные связи между запоминанием материала и уже известным.

Метод группировки – предполагает смысловую группу из 7 ± 2 количества единиц;

Методы ритма и рифм. Благодаря ритму - рифма служит опорой для группировок;

Цепной метод - предполагает определенную взаимосвязанную последовательность образов;

Метод мест, известный как метод Цицерона. Мысленно представьте, что информация, необходимая для запоминания размещена в хорошо известном вам месте, например: в кабинете, своей комнате или дороге, по которой вы ходите каждый день.

В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. Но сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания.

Из всей массы окружающих его предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес и соответствуют его потребностям и жизненным планам.

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Первоначальной формой внимания является ориентировочный рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека. Оно является необходимым условием любой деятельности.

Виды внимания.

Рассмотрим две классификации.

  1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обдумывая свое поведение.

  1. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Непроизвольное внимание может возникать:
1) Из-за определенных особенностей раздражителя. К числу таких особенностей относятся:

а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);
б) неожиданность;
в) новизна и необычность;
г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);
д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

2) Из внутренних побуждений личности. Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности. Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.

_____________________________
Читайте еще статьи на эту тему:

Психология является очень тонкой и многогранной наукой. В этой статье мы рассмотрим виды внимания и постараемся дать им характеристику.

Внимание, его виды и свойства

В российской психологии ученые выделяют следующие основные виды :

  • произвольное;
  • непроизвольное;
  • послепроизвольное.

Когда мы занимаемся определенным делом исключительно по собственному желанию, то направленность будет представлять произвольный либо непроизвольный характер. В то время, когда мы что – то делаем, потому что поставили перед собой цель и нам необходимо это сделать, то характер сосредоточенности будет уже произвольным. Предлагаем вам подробно рассмотреть виды внимания.

Непроизвольное внимание

Данный вид внимания возникает спонтанно, независимо от того, чем занимается человек в настоящий момент. Основной причиной возникновения данного вида внимания является среда, окружающая человека, а также инстинкты и эмоции. Человек испытывает внезапный интерес к занятию без видимых на то причин, но при этом они существуют. На возникновение непроизвольного внимания могут подействовать внешние резкие раздражители, например, вспышки света, неприятный запах и внезапные громкие звуки. Ночью наш организм сильнее реагирует на раздражители подобного плана. Кроме того, больше внимания привлекают незнакомые или малоизвестные звуки.

Внимание личности привлекают необычные детали раздражителей, например цвет, размер, протяженность и другие параметры. Имеет огромное значение также отношение человека к данному раздражителю. Например, если раздражитель вызывает неприятные ассоциации или ощущения, то у человека появятся отрицательные . А те раздражители, которые вызовут у человека позитивную реакцию, смогут привлечь его внимание на длительный промежуток времени.

Внимание произвольное

Рассмотрим произвольный вид внимания и его функции. Отличительной чертой является тот факт, что человек задается целью для выполнения определенных задач. Главная функция - это контроль над психическими процессами. Такой вид внимания часто называют активным, он появляется у личности в результате его упорства и сосредоточенности. Разум помогает нам разобраться в том, что является важным на данный момент и помогает отвлечься от непроизвольного внимания. У маленьких детей произвольное внимание начинает формироваться только после достижения двухлетнего возраста.

Внимание постпроизвольное

Данный вид внимания характеризует следующее: сначала у человека было произвольное внимание, которое сработало благодаря силе воли, а затем процесс перешел в непроизвольное внимание благодаря эмоциям человека.

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает к деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент. Послепроизвольное внимание является самым продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана, каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей. Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Среди нескольких миллиардов нервных клеток, из которых состоит головной мозг человека, есть такие, которые особенно тесно связаны с работой внимания. Их называют нейронами - детекторами новизны. Такие нервные клетки отличаются от других тем, что включаются в активную работу лишь тогда, когда человек в своих ощущениях и восприятии сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают к себе его внимание.

Раздражители, ставшие привычными, обычно не вызывают реакции клеток - детекторов новизны. Такие клетки, по-видимому, отвечают за непроизвольное внимание человека.

Общее состояние внимания, в частности, такая его характеристика, как устойчивость, связана, по-видимому, с работой ретикулярной формации. Она представляет собой тончайшую сеть нервных волокон, которая располагается в глубине центральной нервной системы между головным и спинным мозгом, охватывая нижние отделы первого и верхние отделы второго. Через ретикулярную формацию проходят нервные пути, ведущие от периферических органов чувств к головному мозгу и обратно. Ретикулярная формация также регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания: его концентрацию, устойчивость и т. п.

Функции и виды внимания
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми является природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

По человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Примерно через 20 минут человек утомляется, используя этот вид внимания.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Но возможен и такой случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.

По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой.

Природное внимание дано человеку с самого его рождений, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов - детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Свойства внимания
Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

2. Интенсивность внимания - это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Устойчивость внимания связана с динамическими характеристиками его: колебаниями и переключаемостью. Под колебаниями внимания понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Колебания внимания проявляются во временном изменении интенсивности ощущений. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например, тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Такие колебания внимания могут осуществляться с разными периодами, от 2-3 до 12 секунд. Наиболее длительные колебания наблюдались при предъявлении звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие - при осязательных.

4. Объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта.

5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость - это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Эффективность переключения зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности (показатели переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном барианте они возрастают). Успех переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности, чем интереснее предшествующая деятельность и менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. Имеются значительные индивидуальные различия в переключаемости, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

Многие современные профессии (ткачихи, механики, менеджеры, операторы и др.), где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют высокие требования к способности переключать внимание.

Большое значение имеет переключение внимания и в учебном процессе. Необходимость переключения внимания студентов, учащихся обусловлена особенностями самого процесса: сменой различных предметов в течение дня, последовательностью этапов изучения материала на занятиях, что предполагает смену видов и форм деятельности.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение - это непроизвольное отключение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполнении работы. Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы действие побочных раздражителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слуховом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздействиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значительные индивидуальные различия, обусловленные как различиями , а именно - ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

6. Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания.

В сложных современных видах труда деятельность может складываться из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, ткачиха, работающая на станке, должна осуществлять многочисленные операции контроля и управления. Это характерно и для деятельности швей, водителей, операторов и других профессий. Во всех таких деятельностях рабочему необходимо распределять внимание, т.е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах). Исключительную роль играет способность к распределению внимания и в деятельности преподавателя. Так, например, объясняя материал на уроке, преподаватель должен одновременно следить за своей речью и логикой изложения и наблюдать за тем, как воспринимают материал студенты.

Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и различными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятельности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной.

Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один - до некоторой степени привычен, автоматизирован (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания - сочетание переключения и распределения.

Развитие внимания
Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в устойчивое свойство личности - внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности личности в данном виде деятельности, чаще всего это деятельность профессиональная), может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются степенью развития этого свойства, крайний случай часто называют невнимательностью. Инженеру практически важно знать не только, каков уровень сформированности внимательности у рабочих, но и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку внимание связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип - рассеянность - возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающееся с объекта на объект, но ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют "порхающим" вниманием. Подобная невнимательность у человека - результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе. Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Такая невнимательность может возникнуть вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях или явлениях, ранее происходящих или встречающихся ему, которые он эмоционально воспринял. Третий вид невнимательности - результат переутомления, этот тип невнимательности обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Он характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.

Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания: приучать работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов; упражнять произвольное внимание; добиваться осознания общественной значимости осваимого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу; связывать внимание с требованиями дисциплины производственного труда и т. п.

Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы.

Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением "маршрутов переключения". Обязательное условие при формировании у человека внимательности - ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно.