Главная · Насморк · Виды значений.

Виды значений.

В общем случае определение слова «обобщение» - это представление явления в рамках своеобразного процесса познания окружающего мира. Человек, анализируя окружающую его среду, может обозначит некоторое устойчивое явление, выделить его. Самый простой способ обобщения реализуем на уровне восприятия - это константа. Мышление человека реализует обобщение через опосредованное применение орудий, сформулированных социумом. Берут в расчет разнообразные знаки, способы познания.

Применяя к реальности

Чаще всего обобщение и систематизация необходимы применительно к некоторым результатам. При этом речь идет об определении, какой группе присущи существенные, важные, ярко выраженные черты. Внимание обращают на ключевые качественные показатели. А вот все характеристики, которые характерны только отдельным объектам, необходимо отбросить.

Что такое обобщение для логики, проще всего понять, если представить процесс как индуктивный. Начинают с частного, постепенно переходят к более общему. Итоги, получаемые при организации некоторого исследования, зачастую описывают частные ситуации, отдельных индивидуумов, реакции, явления. Для объяснения полученного итога и проецирования его на более крупное сообщество необходимо обобщение. Статистика официально именует явление переносом итогов на популяцию с ограниченной выборки. Максимальный уровень - генеральная совокупность.

Эксперименты и анализы

Рассматривая обобщение и систематизацию знаний, следует особенное внимание обратить на экспериментальную практику и применение в ее рамках этого логического индуктивного подхода. Обычно процесс делится на четыре ключевых аспекта:

  • ситуация;
  • реакция;
  • личность;
  • взаимные связи компонентов.

В рамках обобщения необходимо проанализировать полученные результаты, чтобы их итоги перенести на обстоятельства уровнем выше, шире.

Реакции и личности

Рассматривая, что такое обобщение применительно к ответам, следует понимать, что разные субъекты показывают разную реакцию. Все полученные итоги можно при определенном ракурсе оценки свести в единую категорию. Для этого исследователь формулирует доказательную базу того факта, что отдельные различия не представляют собой действительно важных, они лишь частные и не оказывают существенного влияния на конечный итог или на взаимную связь реакции и ситуации.

В рамках рассмотрения, что такое обобщение, необходимо уделить внимание и пониманию этого явления на личностном уровне. При этом задача исследователя - доказать, что выборка репрезентативная. Необходимо показать, что реакции испытуемых соответствуют таким, которые показал бы опрос более многочисленного сообщества. Если множество компонуется на основании некоторого доминирующего признака, доказательство для обобщения довольно простое. Чаще всего упоминают о половом сходстве или принадлежности к одной возрастной группе, профессии, социальному слою или биологическому виду.

Об отношениях

Анализируя, что такое обобщение применительно к этому аспекту, следует разобраться, каким образом переменные, присутствующие в эксперименте, связаны меж собою. Для чистоты исследования обычно берут только две переменные. Уровни обобщения могут существенно отличаться, это определяется особенностями конкретного исследования. Увеличивая спектр связей, можно успешно сопоставлять более многочисленные переменные, учитывая разнообразные характеристики.

Обобщенная форма - это фактор, позволяющий объяснить частные особенности поведенческих реакций испытуемых. На практике такое обобщение опыта хорошо иллюстрируют эксперименты Павлова на условный рефлекс. Сперва связь была частная, у собаки провоцировалось слюноотделение вследствие звонка, но в скором времени удалось найти многочисленные стимулы. Расширение разнообразия испытуемых, ситуаций, ответов позволило определить условный рефлекс как явление, которое объединяет всех животных, имеющий высокий уровень организации. В это множество входит и человек.

Реалии нашей жизни

Зачастую метод обобщения на практике применяется не для научных целей, а ради воздействия на широкие слои населения. Такая техника позволяет сделать восприятие категорий для реципиента информации проще. Зачастую формируется некий образ, которому присваивается набор характеристик и дается конкретное наименование. Подобный ярлык применим в самых разных ситуациях, обобщенное понимание характеристик, которые он подразумевает, создано в общественном сознании, поэтому разночтений при восприятии информации не возникает.

Как говорят специалисты, такое обобщение понятий, связанное с формированием ярлыков, стимулирует людей мыслить невнятными категориями. В то же время довольно малый процент индивидуумов пытается самостоятельно определить характеристики попавшегося на глаза объекта, поскольку проще прибегнуть к ярлыкам. Фактически через них многообразие окружающего пространства четко разделяется на несколько групп, очерченных, строго определенных. Причисление к некоторым из них заранее дает отрицательное представление об индивидууме вне зависимости от его личностных особенностей.

Шаг в сторону

Обобщение знаний через навешивание ярлыков - особенность мышления современного человека, отойти от которой очень сложно. Даже люди, защищающие себя от информационного внешнего влияния, подвержены использованию ярлыков. Зачастую многие не замечают этого, не обращают внимание. Ярлык - это метод активизации ложной причинно-следственной связи. Человеческий мозг старается любую информацию быстро классифицировать, ориентируясь на объект действия, и сформулированные внешним миром ярлыки упрощают его задачу, но приводят к неверным ассоциациям.

Как показывает практика, зачастую изобретение ярлыков не нужно, достаточно лишь упомянуть о принадлежности человека к некоторой социальной группе. Это может быть условие нации, профессии, уровня дохода. Стоит лишь назвать кого-то, к примеру, мигрантом, и уже сразу в голове формируется представление на базе устоявшегося ярлыка. Половая принадлежность, склонность к некоторым привычкам или образу жизни, иные отличительные особенности личности запросто становятся ярлыками, искажающими общественное восприятие индивидуумов.

Так просто!

Если ярлык уже сложился, закрепить за ним конкретную окраску - задача простая, не требующая особенных усилий. Достаточно лишь зачастую через СМИ и иные способы передачи информации широким слоям общественности сообщать, что некоторое преступление совершил не просто гражданин А, а африканец, мигрант, европеец, и вскоре аудитория будет всех принадлежащих к этой группе людей связывать с преступными деяниями и обвинять в таковых при первой же возможности. Как показывает практика, нередко ярлыки, изначально сформованные как насмешливые, со временем перерастают в серьезную угрозу для людей, принадлежащих к попадающим под них категориям. О справедливости здесь, конечно же, и речь идти не может. Вместе с тем такое приписывание ярлыков отрицает право на индивидуальность, имеющееся у каждого современного человека.

Что делать?

Задача образованного, интеллигентного современного человека - избегать применения ярлыков. Чтобы реализовать это в своей жизни, в первую очередь нужно приучить себя замечать неадекватные, несправедливые обобщения. Зачастую в СМИ они видны уже по заголовку. Встречаясь с таким, человек, желающий противостоять влиянию на его способность адекватного восприятия, должен напоминать себе, что это лишь ярлык. Самостоятельно использовать их также не стоит, а в речи других - игнорировать. Многие применяют обобщения, даже не замечая.

Недопустимо применять ярлыки как средство доказательства свой точки зрения. Такое обобщение - ни в коем случае не аргумент, если речь не идет о научном эксперименте с доказательной базой, как выше уже было упомянуто об условном рефлексе. Обобщение качеств относительно индивидуума, явления - это манипуляторный прием, противоречащий научной сути обобщения как таковой.

Чистота эксперимента

Нередко обобщение приводит к неправильной подаче информации манипулятором вплоть до откровенного обмана. Ряд особенностей объекта, ставшего центром обсуждения, изменяется, преувеличивается или преуменьшается, а другие характеристики и вовсе приписываются исходя из фантазии. Предмет манипуляции в такой ситуации превращается в олицетворение тех качеств, на которые желает обратить внимание использующий ярлыки собеседник. Этот человек преследует целью заставить своего оппонента уверовать, что указанные свойства - наиболее характерные для обсуждаемого объекта, главные, в полной степени его характеризующие.

Одновременно для дополнительного усиления картины (и искажения) иные свойства, вступающие в противоречие с преувеличиваемыми, тщательно замалчиваются, словно бы их и вовсе нет. Многие даже стремятся доказать оппоненту, что противоположные гипертрофированным качества отсутствуют, просто невозможны в силу самой природы объекта. Задача человека, столкнувшегося с манипулятором, - уметь анализировать поступающую информацию, вовремя определять ярлыки и воспринимать сведения правильно, не допуская искажений по воле других людей.

Преподавательская деятельность

Кроме научной именно эта область особенно внимательно относится к возможности обобщения. Педагогический опыт, передаваемый специалистами, наиболее эффективен в применении, если систематизирован и корректно сформулирован для его использования другими профессионалами. Под опытом принято понимать такую характеристику, которая описывает рабочую практику применительно к проблемам, стоящим перед учителем. В рамках формулирования опыта специалист выявляет закономерности и определяет, какие предпосылки наиболее результативны для достижения сформулированной цели.

Педагогическое обобщение предполагает анализ эмпирической информации, теоретических положений. Особенно актуально такое обобщение применительно к передовому опыту, то есть соответствующему развитию социума в настоящий момент. Деятельность педагога наиболее ценна, как и накопленный им опыт, если очевидны результаты, эффективность. Вместе с тем необходимо рабочий процесс организовать стабильным, эффективно расходующим силы и средства учителя и дающим наглядные результаты.

Методы обобщения

Обобщение педагогического опыта требует внимательного исследования научной литературы, методических изданий. Не будет лишним ввести библиографию в разрезе наиболее любопытного для конкретного специалиста вопроса. Материалы, через которые можно получить представление об опыте работы, следует тщательно копить. Это касается конспектов, планов, тем, вопросов. Все неудачи, сомнения важно фиксировать для последующего анализа и поиска оптимального решения.

Обобщение понятия - это совершение перехода от понятия с меньшим объемом, но большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес - это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение». Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

Цель обобщения - максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое отстранение происходило как можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

Ограничение понятия - это логическая операция, противоположная обобщению. Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

Таким образом, операции ограничения и обобщения - это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным. Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

Определение понятий

Слово «определение» произошло от латинского слова definition. В процессе общения, работы, просто повседневной жизни у человека нередко возникают проблемы с уяснением информации и передачей этой информации другим людям. Это связано с отсутствием или незнанием определения предмета, данного в имеющейся информации. Проще говоря, человек зачастую не понимает значения того или иного понятия. Разъяснить сложное понятие, выявить его суть не обязательно должен сам человек, который столкнулся с проблемой, но это может сделать человек, к профессии которого относится рассматриваемая проблема. Для осуществления толкования призвана логическая операция определения понятия.

Определение понятия - это логическая операция, направленная на выявление правильного значения термина или содержания понятия.

Определить понятие - значит полно раскрыть его содержание и отличить объем данного понятия от объемов иных понятий (т. е. определить предметы, входящие в понятие, и отделить их от других предметов).

Необходимо сказать о соотношении определения и дефиниции. Часть ученых отождествляют их, однако некоторые исследователи отделяют определение от дефиниции и в качестве последнего называют суждение, раскрывающее содержание понятия. Таким образом, получается, что определение есть логическая операция, а дефиниция - суждение.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называют определяемым понятием и обозначают Dfd (definiendum). Для раскрытия содержания этого понятия используется определяющее понятие, обозначаемое Dfn (definence). Целью человека, раскрывающего содержание Dfd, применяя Dfn, является достижение эквивалентности (равенства) обеих сторон определения, т. е. определяемого и определяющего понятия.

Определение понятия как логическая операция играет важнейшую роль в деятельности человека, чем бы он не занимался. На первый взгляд, знание содержания того или иного понятия не является необходимостью для людей, не занимающихся наукой. Однако это не так, ведь точное знание признаков понятия не только увеличивает массу знаний человека, но и помогает избежать недоразумений, казусов, ошибок. Логическая ошибка тем более опасна, что в настоящее время особую роль играет закон. Незнание признаков (содержания) тех или иных юридических понятий делает человека уязвимым в правовых отношениях.

Стоит ли говорить, что для науки определение понятий играет еще более значимую роль, ведь именно в рамках науки происходит появление новых понятий и толкование старых. И если мы говорим о юридической науке, то понимаем, что от того, насколько четкими и правильными будут определения, зависит жизнь государства, общества и отдельного человека.

Определение понятия может быть явным и неявным.

Явные определения содержат определяемое и определяющее понятие, при их равных объемах. В этом виде для определения используется ближайший род и вид (видовое отличие), содержащие характерные признаки определяемого понятия.

Разновидностью определения через род и видовое отличие является генетическое (от греч. genesis - «происхождение») определение. В нем указывается только способ образования данного предмета, его происхождение. Генетическое определение играет очень важную роль для наук, где, в силу их специфики, многие понятия могут быть определены лишь через способ образования или происхождения. К таким наукам относятся математика, химия, физика. Генетическое определение является видом определения через род и видовое отличие, поэтому подчиняется тем же правилам и имеет аналогичную логическую структуру. В качестве отдельного вида определения через род и вид можно назвать номинальные определения. Они определяют термин, обозначающий понятие, или вводят знаки, заменяющие его. Обычно в таком определении имеется слово «называется».

Определение через род и видовое отличие производится в два шага. Первый шаг такого определения - это отношение (подведение) определяемого понятия под родовое понятие, характеризующееся большей степенью обобщения. Вторым шагом определяемое понятие отделяется от других, входящих в тот же род, при помощи видовых отличий. Признаки и рода, и вида, на основании которых происходит определение понятия, содержатся в определяющем понятии. Например: «Квадрат - это прямоугольник с равными сторонами». Определяемое понятие здесь - это «квадрат»; родовое - «прямоугольник»; видовое отличие - «с равными сторонами».

Например: «Обычаем делового оборота считается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». В данном случае понятие «обычай делового оборота» является определяемым понятием. Родовым для него будет «правило поведения», содержащееся в самом начале определяющего понятия. Таким образом, мы подводим определяемое понятие под более общее. Так как «правило поведения» содержит в своем объеме не один только обычай делового оборота, а целый комплекс правил, возникает необходимость выделить последний из общей массы. Для этого мы добавляем признаков данного явления, тем самым расширяя содержание и уменьшая объем. Обычай делового оборота не закрепляется в законе, но может быть отражен или не отражен в каком-либо документе. Указывая на этот характерный признак, мы сокращаем количество предметов, содержащихся в объеме, до искомых. Признаки, при помощи которых мы отграничиваем определяемое понятие от других, соответствующих родовому понятию, называются видовым отличием (видом). В определении видовых отличий может быть одно или же несколько.

Определение через род и видовое отличие можно отразить в виде формулы А = Вс. Под А в данном случае подразумевается определяемое понятие, В - это род, а с - вид. В и с в совокупности являются определяющим понятием. Другой способ отражения такого определения выглядит так: Dfd = Dfn.

Определение через род и видовое отличие называют также классическим. Оно наиболее распространено и широко используется в различных отраслях научного знания.

Неявные определения. Определение через род и видовое отличие - это очень удобный и эффективный инструмент раскрытия содержания понятий. Однако, как и любое другое орудие, этот вид определения имеет ограничения. Так, нельзя определить при помощи обращения к роду и виду понятия, вообще не имеющие рода, какими являются общефилософские категории. Единичные понятия не имеют вида, и, соответственно, также не могут быть определены, ведь при использовании только рода для определения понятия мы получили бы слишком большое количество элементов в его объеме, куда при этом входило бы и само это понятие, что невозможно (например, понятие «Н. Г. Чернышевский» нельзя определить только как «русский писатель»).

Когда возникает подобная ситуация, исследователи применяют неявные определения и приемы, заменяющие определения.

В отличие от явных определений, где есть определяемое и определяющее понятия, равные между собой, в определениях неявных на место определяющего понятия подставляются контекст, аксиомы или описание способа возникновения определяемого объекта.

Можно выделить несколько видов неявных определений: контекстуальное, индуктивное, остенсивное, через аксиомы.

Контекстуальное (от лат. contextus - «соединение», «связь») определение характеризуется тем, что оно позволяет выяснить суть, значение слова, смысла которого мы не знаем, через контекст, т. е. через относительно законченный отрывок информации, которая сопровождает данное слово, относится к нему и содержит его признаки. Иногда в процессе разговора мы сталкиваемся с ситуацией, когда собеседник употребляет незнакомое для нас слово. Не переспрашивая, мы пытаемся определить смысл этого слова, опираясь на слова, сопутствующие ему. Это и есть определение через контекст. Примером такого определения может послужить следующее предложение: «...возьмешь там чек. Он будет именной - на твое имя. Получишь по нему деньги». Таким образом, даже не зная, что такое чек, можно из контекста понять, что это документ, по которому получают денежные средства. Проявив некоторую смекалку, можно догадаться о существовании также чеков на предъявителя.

Индуктивные определения раскрывают смысл термина при помощи самого этого термина, через понятия, в которых содержится его смысл. Примером этого служит определение натуральных чисел. Так, если 1 - натуральное число и n - натуральное число, то 1 + n тоже есть натуральное число.

Остенсивное определение устанавливает значение термина, прибегая к демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Такие определения применяются при раскрытии сущности предметов чувственного мира, другими словами, предметов, которые доступны для непосредственного восприятия. Такое определение зачастую акцентируется на простейших свойствах предметов, таких как вкус, цвет, запах, текстура, вес и т. д. Часто используется при изучении иностранного языка или разъяснении смысла непонятного слова.

Иногда для характеристики понятий используются приемы, заменяющие определения.

Аксиома - это положение, которое принимается без логического доказательства в силу непосредственной убедительности.

Определение через аксиомы основано на этом их качестве. Характеристика через аксиомы широко применяется в математике.

Сравнение - это прием, позволяющий достаточно четко охарактеризовать предмет за счет сопоставления его характерных признаков и черт с другим, однородным предметом. Такое сопоставление приводит к достаточно четкому отграничению сравниваемых предметов друг от друга путем выявления не только сходства, но и различия их признаков. При использовании сравнения для определения понятия оно будет определено тем более полно, чем с большим количеством однородных предметов будет сравнен объем данного понятия. Сравнение приводит к формированию мнимого образа предмета, обладающего характерными признаками.

Описание как прием более просто, чем сравнение. Задача исследователя, использующего описание, - закрепить как можно больше информации о предмете, содержащей указание на его характерные признаки. Другими словами, при описании образ предмета, непосредственно воспринимаемого исследователем, закрепляется в той или иной форме (рисунок, схема, текст и др.). При описании различного рода характерные черты (вес, форма, размер и т. д.) должны отражаться наиболее полно и достоверно.

Характеристика - это создание представления о предмете посредством указания на какую-либо его характерную черту. При этом раскрывается только один какой-либо важный признак. Пример характеристики может быть таким: «Джанфранко Педерзоли - лучший итальянский гравер современности»; «По словам К. Маркса, Аристотель - это „величайший мыслитель древности“».

Можно встретить и сочетания описания и характеристики. Часто используется как в науке, так и в художественной литературе.

Пример используется в случаях, когда затруднительно дать определение по роду и видовому отличию, но можно прибегнуть к описанию событий, процессов, явлений и прочее, иллюстрирующих данное понятие. Разъяснением при помощи примера является также отражение комплексного понятия через перечисление его элементов. Скажем, понятие «армия» можно объяснить через перечисление входящих в нее подразделений. Объяснение примером часто используется в учебном процессе младших классов.

Правила определения

Истинность определения зависит не только от правильности подачи его содержания, но и от того, насколько стройно и последовательно будет выстроена его форма. Если истинность определения зависит от того, точно ли отражает его содержание все необходимые признаки определяемого понятия, есть лишь один рациональный способ получить такое определение - при формулировке строго следовать требованиям логических правил образования определений.

Соразмерность. Определение должно быть соразмерным. Это значит, что определенное понятие должно быть равно определяемому, т. е. определяемое и определяющее понятия должны иметь равные объемы. При нарушении этого правила возникает логическая ошибка, связанная с неполным определением либо со слишком широким толкованием предмета.

Определение при совершении такой ошибки может быть либо слишком широким, либо слишком узким; иногда выделяют определения, являющиеся одновременно слишком узкими и широкими.

Более широкие определения. Характеризуются тем, что объем определенного ими понятия больше, чем определяемого. В виде формулы это можно отразить следующим образом: Dfd ‹ Dfn. Примером слишком широкого определения могут быть следующие: «телевизор - средство утоления информационного голода» и «люстра - источник света», а также «колесо - резиновый круг». В связи с данным вопросом можно вспомнить случай, произошедший с древнегреческим философом Платоном, когда он определил человека как «двуногое животное без перьев». Впоследствии ему пришлось признать ошибку и добавить фразу «и с широкими ногтями», так как Диоген, другой мыслитель древности, принес на лекцию в школу Платона ощипанную курицу со словами: «Вот человек Платона».

Слишком узкое определение. Это определение, в котором объем определяемого понятия шире, чем объем определяющего (Dfd › Dfn). Такая ошибка содержится в следующем определении: «недвижимая вещь - это дом или другое строение». Ошибка тут заключается в том, что строение (в том числе дом) не исчерпывает объема понятия «недвижимая вещь», так как к последней относятся также земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и т. д. Также слишком узким является определение «неделимая вещь - вещь, раздел которой в натуре невозможен». Здесь не была указана одна особенность, а именно, что раздел такой вещи невозможен, только если он изменяет ее функциональное назначение.

Определение, чересчур широкое и вместе с тем узкое. Характеризуются известной неоднозначностью. Одно и то же определение, в зависимости от того, в какую сторону направлено его исследование, становится либо слишком узким, либо более широким. Например, понятие «автомобиль - устройство для перевозки людей» является широким, ведь автомобиль далеко не единственное устройство для перевозки людей. Однако с другой стороны, приведенное понятие узко, ведь автомобиль может использоваться не только для перевозки людей (ведь можно также перевозить животных, стройматериалы, например, и другие вещи).

Отсутствие в определении круга. Круг в определении возникает в двух случаях. Первый называется тавтологией и характерен определением понятия через само же это понятие. Во втором случае круг образуется, если содержание определяемого понятия раскрывается через понятие, которое до этого (в предшествующем определении) было определено посредством понятия, определяемого в данный момент.

Тавтология - это более простое, с точки зрения структуры и построения, ошибочное определение. Оно характеризуется абсолютной бесполезностью, так как не выполняет главной функции определения - раскрытия содержания понятия. Другими словами, после определения-тавтологии понятие остается таким же непонятным, как было до него. Примеров тавтологии много. Часто можно слышать тавтологии в разговорной речи, где бы вы ни находились - в очереди, на рынке, в цирке и даже театре. Люди прибегают к тавтологии, зачастую просто этого не замечая. Тавтологией являются следующие определения: «машинное масло - это маслянистая жидкость с резким запахом»; «старый человек - это тот, кто в процессе жизни состарился»; «смешным называется то, что вызывает смех»; «идеалист - это человек с идеалистическими убеждениями»; «памятка - это напоминание о чем-либо» и т. д. Отсюда видно, что если нам было неизвестно значение какого-либо понятия и оно было определено через само себя, смысл этого понятия не станет ясен, следовательно, такое определение бесполезно.

С логической позиции некорректными являются выражения «заданная задача» или, например, «порученное поручение». Часто бывает, что один человек говорит другому: «Масло - маслянистое, сахар - сахаристый». Это также является тавтологией, но в данном контексте применяется для выделения тавтологии в речи другого человека.

Другой случай определения, содержащего круг, - это определение первого понятия вторым понятием, которое до этого было определено первым (понятие А определяется через понятие В, а далее В определяется через А). Возможна более длинная цепь определений, замыкающаяся в порочный круг. В качестве примера такого круга можно привести определение, выведенное из суждения «определение должно быть правильным». Вот оно: «правильное определение - это определение, которое не содержит признаков неправильного определения». Это определение будет верно, если раскрыть содержание понятия «неправильное определение» («это такое определение, которое противоречит правильному»). То, что здесь допущена логическая ошибка, приводит к тому, что данное определение раскрывает то, что не раскрывает ничего.

Ясность определения. Определение должно отбрасывать двусмысленность и использовать только истинные понятия, доказанные ранее или не нуждающиеся в определении. При нарушении этого правила, т. е. в случае допущения раскрытия содержания определяемого понятия через определяющее, значение которого также неизвестно, возникает логическая ошибка «определение неизвестного через неизвестное». Определение, соответствующее правилу ясности, не должно содержать метафор или сравнений. Существует ряд афоризмов и метафор, являющихся истинными суждениями, которые, хотя и эффективно передают информацию, служат поучительным целям и играют зачастую немаловажную роль в формировании мировоззрения человека, не являются определениями содержащихся в них понятий. Например, следующее суждение не определяет понятия: «Смерть одного человека - это трагедия, смерть тысячи людей - статистика» (И. В. Сталин).

Недопустимость отрицательности. Это правило связано с тем, что отрицательное определение не раскрывает содержание определяемого понятия. Примером отрицательного определения может быть следующее суждение: «Автомобиль не является каретой». Это суждение не раскрывает признаков автомобиля, но указывает лишь на то, что «автомобиль» и «карета» - разные понятия. Естественно, что такого указания недостаточно для полноценного определения.

Данное правило не распространяется на определение отрицательных понятий, содержание которых раскрывается преимущественно посредством отрицательных определений: «бесподобное произведение - это произведение, не имеющее равных».

Обобщение Процесс, посредством которого определенный опыт становится репрезентацией целого класса опыта; один из трех процессов моделирования в .

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Обобщение

Продукт мыслительной деятельности, в котором представлены отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Виды О. соответствуют видам мышления. Наиболее изучены О. в форме значений слов. О. выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие О. заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное О., при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое О., при котором четко дифференциуются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Обобщение

Продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий - приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, - например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение () индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Приводит к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий - приемов познавательной деятельности и знаков.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ОБОБЩЕНИЕ

(англ. generalization ) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения . Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, и , включающие применение средств языка .

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения . Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими . Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. ). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют «индуктивными». - Прим . ред .)

2-й опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим . Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте . О. теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста . Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "обобщение" в других словарях:

    Обобщение - понятий логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема. Например, доверенность документ деловая бумага. Обобщение, форма приращения знания путём мысленного перехода от… … Википедия

    ОБОБЩЕНИЕ - (лат. generalisatio), мысленный переход: 1) от отд. фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой более общей (логич. О.). Эти переходы осуществляются на основе особого рода правил. Так,… … Философская энциклопедия

    обобщение - абстракция, синтез, синтезирование; вывод, подытоживание, стилизация, универсализация, резюмирование, итог, суммирование, генерализация, резюме Словарь русских синонимов. обобщение 1. итог, резюме 2. синтез Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов

    обобщение - ОБОБЩЕНИЕ (англ. generalization; от лат. genero производить, порождать). 1. В логике операция порождения экзистенциальных и универсальных суждений; в дедуктивной логике на основе постулированных правил вывода для кванторов общности и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Обобщение - познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого… … Психологический словарь

    обобщение - ОБОБЩЕНИЕ, итог, резюме ОБОБЩЕННЫЙ, общий, книжн. суммарный ОБОБЩАТЬ/ОБОБЩИТЬ, подытоживать/ подытожить, несов. и сов. резюмировать, несов. и сов. суммировать ОБОБЩЕННО, книжн. суммарно … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ОБОБЩЕНИЕ - переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий … Большой Энциклопедический словарь

    ОБОБЩЕНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ, обобщения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. обобщить обобщать. «…Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период… … Толковый словарь Ушакова

    ОБОБЩЕНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. обобщить. 2. Общий вывод. Широкие обобщения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ОБОБЩЕНИЕ - см. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ. «ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ» англ. generalized other ; нем. verallgemeinerter Anderer . ПоДж. Г. Миду возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном другом; включает совокупность ожиданий, установок, ценносте … Энциклопедия социологии

Книги

  • Обобщение способа Jacobi интегрирования полных систем линейных однородных уравнений. Обобщение соответствующих исследований Clebsch`a , Г.В. Пфейффер. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство`Известия академии наук СССР`). В…

ОБОБЩЕНИЕ

ОБОБЩЕНИЕ (англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют «индуктивными». - Прим. ред.)
2-й тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим. Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. О. теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.

Словарь Ушакова

Обобщение

обобще ние , обобщения, ср. (книж. ).

1. только ед. Действие по гл. - . «...Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина...» Сталин .

2. Общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений. Ленинизм является обобщением опыта революционного движения рабочих всех стран. Широкие обобщения. Правильные обобщения.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Обобщение

(от лат. generalisatio ) - мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (индукционное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Включает возможность обобщать теории, например, перейти от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского или Римана, а затем к геометрии Минковского. Не исключается и такая схема обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение, выработка обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности.

Педагогический терминологический словарь

Обобщение

переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определённость и последовательность.

О. в обучении выступает в двух видах - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения.

Теоретическое О. осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 172)

Словарь антонимов русского языка

Обобщение