Главная · Температура · Дидактическая игра веселые фигуры. Упражнения на знакомство с геометрическими фигурами для младшего дошкольного возраста Игровые упражнения геометрические фигуры

Дидактическая игра веселые фигуры. Упражнения на знакомство с геометрическими фигурами для младшего дошкольного возраста Игровые упражнения геометрические фигуры

Занятие 1

Программное содержание

Развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

Демонстрационный материал . Карточки с цифрами 8 и 10, 3 обруча, набор кругов, треугольников, квадратов разного размера (большие и маленькие) и цвета (красные, синие, желтые), 2 карточки с изображением моделей задач (см. рис. 61), песочные часы с интервалами в 1 и 3 минуты, фишки, 2 картинки с изображением матрешек , отличающихся друг от друга (см. рис. 60).

Раздаточный материал. Тетради в клетку, 2 набора карточек с цифрами и арифметическими знаками, карандаши.
Методические указания

Дети делятся на 2 команды.

I часть. Дидактическая игра «Найди различия». У каждой команды картинка с изображением матрешек (см. рис. 60).
Рис. 60
Воспитатель предлагает детям найти отличия между матрешками в течение 3 минут (ставит песочные часы).

По истечении времени команды поочередно называют различия. За каждое правильно найденное различие воспитатель дает команде фишку. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.

II часть. Игровое упражнение «Составь задачу для друзей».

На столе воспитателя 2 карточки с изображением моделей к задачам на сложение и вычитание (см. рис. 61).
Рис. 61
Воспитатель предлагает каждой команде выбрать модель и составить по ней задачу для другой команды в течение 1 минуты (устанавливаются песочные часы).

Команды представляют свои задачи и обосновывают правильность их составления. Воспитатель оценивает результаты работы фишками.

Команды решают задачи, записывают их решение с помощью цифр и арифметических знаков, отвечают на вопросы задач и обсуждают правильность решения. За правильное решение задачи воспитатель дает команде фишку.

III часть. Игровое упражнение «Рисуем и измеряем линии».

В тетради дети определяют точку начала выполнения нового задания, отсчитав от предыдущего задания 4 клетки вниз.

Воспитатель дает каждой команде карточку с цифрой, обозначающей количество клеток в отрезке (8 и 10), и предлагает нарисовать отрезок соответствующей длины.

Воспитатель уточняет: «Сколько клеток в вашем отрезке? Чему равна длина отрезка?» Дети выкладывают ответ на доске при помощи цифр 8 и 10. Затем дает задание: «Разделите отрезок на части, равные двум клеткам. Сколько пар клеток уложилось в длине отрезка?» (В отрезке восемь клеток – четыре пары, десять клеток – пять пар.)

Вызванные дети выкладывают на доске ответы с помощью карточек с цифрами.

Воспитатель спрашивает: «Почему получилось разное количество пар клеток?»(Длина отрезков разная.)

Правильность выполнения задания оценивается фишкой.

IV часть. Эстафета фигур (блоки Дьенеша).

Перед командами на полу лежат три обруча, пересеченные между собой.

В каждом обруче набор фигур: в первом обруче – желтые круги, треугольники и квадраты; во втором обруче – квадраты разного размера и цвета; в третьем обруче – большие квадраты и треугольники (красные, желтые, синие).

Воспитатель задает детям вопросы: «Какие фигуры лежат в обручах? Чем похожи фигуры в каждом обруче? Чем отличаются фигуры в каждом обруче?»

Далее проводится эстафета: какая команда быстрее заполнит «окошки». Первая команда кладет в «окошко» большие и маленькие квадраты желтого цвета, вторая – большие квадраты разного цвета. («Какие фигуры будут в пустых „окошках“?») Дети обосновывают свои действия.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Картинки с изображением времен года, карточки с цифрами и арифметическими знаками.

Раздаточный материал. Тетради в клетку с изображением числовой линейки (см. рис. 62), карточки с цифрами и арифметическими знаками , картинки «Зажги лампу» (см. рис. 64), цветные карандаши, 2–3 набора карточек с цифрами от 1 до 7.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Круглый год».

На столе картинки с изображением времен года.

Воспитатель говорит: «Назовите времена года. (Осень, зима, весна, лето.) Вспомните названия месяцев осени (зимы, весны, лета)».

Дети делятся на 4 команды.

Воспитатель дает задание каждой команде: собрать картинки с определенным временем года, определить, какие месяцы на них изображены, и построить их по порядку. После выполнения задания дети называют времена года и их месяцы.

II часть. Игровое упражнение «Числовая линейка».

У детей в тетрадях дано изображение числовой линейки (см. рис. 62).
Рис. 62
Воспитатель говорит: «Все числа живут на числовой прямой. У каждого числа свое место. Рассмотрите линейку и назовите числа на ней. Какое число идет после числа три? Какое число стоит перед числом пять? Какое число стоит между числами семь и девять?

Воспитатель обращает внимание детей на картинку на доске (см. рис. 63) и поясняет: «Мальчик шел к своему другу и считал шаги. Каждая клетка на числовой линейке обозначает один шаг. Сначала он сделал три шага, а потом еще два шага. (Обводит двумя дугами сверху соответствующее количество клеток.) Составьте задачу про мальчика».
Рис. 63
Воспитатель выслушивает варианты задач, вместе с детьми выбирает правильно составленную задачу и определяет ее структуру (условие, вопрос). Обводит снизу общее количество клеток (3). Дети повторяют задачу целиком и решают ее с помощью числовой линейки в тетради:

Красным карандашом отмечают количество «шагов», которое мальчик сделал сначала (3 клетки), и ставят вертикальную черту;

Красным карандашом отмечают количество шагов, которое мальчик сделал потом (2 клетки), и ставят еще одну вертикальную черту.

Ребенок на доске, а остальные дети на столе выкладывают решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков и читают запись. Дети отвечают на вопрос задачи и обосновывают решение.

III часть. Игровое упражнение «Зажги лампу».

У детей картинки «Зажги лампу» (см. рис. 64). Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и уточняет: «Какие светильники надо включить? (Люстру, торшер, настольную лампу.) От каждого выключателя цветным карандашом проведите шнур к соответствующей лампе».
Рис. 64
Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

IV часть. Игровое упражнение «Живая неделя».

Дети делятся на команды по 7 человек, каждая из них берет карточки с цифрами от 1 до 7 и определяет свой день недели.

Воспитатель читает стихотворение. По мере называния дней недели дети выстраиваются в шеренгу, образуя неделю.


Жаль, всего семь дней в неделе -
Дел навалом y Емели:
В
понедельник на печи
Протирает кирпичи.
Не скyчает и во
вторник -
Он плетет слонy намордник.
Языком молотит в
среду
И баклyши бьет соседy.
После дождичка в
четверг
Он пyскает фейерверк.
Пятница – тяжелый день:
Тень наводит на плетень.
И
суббота не сyббота:
У него на мyх охота.
Но седьмой настанет день -
Сдвинет шапкy набекрень.
Потому что
воскресенье -
Это праздник и веселье:
И, улегшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле.
Было б восемь дней в неделе -
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!

А.Усачев

Каждая команда называет дни недели. Дети начинают двигаться под музыку по кругу. С окончанием музыки они образуют новую неделю от заданного воспитателем дня и называют ее дни. Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек внутри команды.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Цветные карандаши, образец лабиринта (см. рис. 66), числовая линейка, 2 сюжетные картинки с 8–10 отличиями.

Раздаточный материал. Тетради в клетку с изображением двух числовых линеек , состоящих из 10 клеток (см. рис. 62), карандаши, картинки с изображением лабиринтов (см. рис. 66).
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Сделай картинки похожими».

На доске 2 картинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их, найти отличия между ними и дорисовать предмет так, чтобы они стали похожи.

II часть. Игровое задание «Рисуем задачу».

У детей тетради в клетку с изображением двух числовых линеек. Воспитатель спрашивает: «Сколько клеток на числовой линейке?» (Десять клеток.)

Дети дугой отмечают на числовой линейке сначала 4 клетки, а затем еще 5 клеток (правильность выполнения задания они сверяют с образцом на доске). На основании рисунка делают запись для будущей задачи с помощью цифр и арифметических знаков.

Дети читают запись, вызванный ребенок выкладывает ее на доске. По записи дети составляют задачу. Воспитатель выслушивает варианты задач. Дети вместе с воспитателем обосновывают правильность их составления, решают и отвечают на вопросы задачи, объясняют ее решение.

На второй числовой линейке дети дугами обозначают 9 клеток (сверху) и 5 клеток (снизу слева). Затем аналогично составляют и решают задачу на вычитание.
Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.


Покажите пальцем зайца,
(Правую руку сжать в кулак и выпрямить средний и указательный пальцы.)
Книжку,
(Положить рядом две раскрытые ладони.)
Орех.
(Сжать кулак.)
Указательному пальцу
Все известно лучше всех.
(Вытянуть вверх указательный палец, согнуть и разогнуть его.)

Упражнение повторяется 2–3 раза со сменой рук.

III часть. Игровое упражнение «Спрячь фигуры».

От предыдущего задания в тетрадях дети отсчитывают вниз 4 клетки. Воспитатель дает им новое задание: «Нарисуйте квадрат со стороной, равной двум клеткам. Отступите три клетки и нарисуйте еще один такой же квадрат. Продолжите рисовать квадраты до конца строки».

После выполнения задания уточняет у детей: «Какую фигуру мы уже прятали в квадрат?»(Круг.)

Ребенок на доске с помощью воспитателя показывает, как вписать круг в квадрат. Дети выполняют задание в тетрадях.

Воспитатель предлагает детям подумать, какую еще фигуру можно спрятать в квадрат. (Треугольник.) Показывает, как вписать треугольник в квадрат: верхнюю сторону квадрата надо разделить пополам и поставить точку, а затем прямыми линиями соединить ее с левым нижним и с правым нижним углами квадрата (см. рис. 65).
Рис. 65
Воспитатель выясняет у детей, где спряталась третья сторона треугольника. (В стороне квадрата.)

Дети отсчитывают от предыдущего задания вниз две клетки и рисуют квадраты в строчку на расстоянии две клетки друг от друга и вписывают в них треугольники.

Воспитатель оценивает работу, и дети рисуют соответствующие солнышки.

IV часть. Игровое упражнение «Ищем дорожку к домику».

У детей картинки с изображениями лабиринтов (см. рис. 66). Воспитатель предлагает рассмотреть схему пути на графическом рисунке и прочертить дорогу к домику в соответствии со схемой. Вызванный ребенок выполняет задание на образце и комментирует свои действия.
Рис. 66

Занятие 4

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Числовая лента, на которой написаны числа от 1 до 20 (некоторые из них пропущены), карточки с цифрами и арифметическими знаками, две числовые линейки на доске.

Раздаточный материал. Тетради с изображениями двух числовых линеек (без дуг) и геометрических фигур (см. рис. 67–69), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, наборы геометрических фигур и счетных палочек , листы бумаги.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Найди пропущенные числа».

Дети рассматривают числовую ленту, определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и в обратном порядке.

II часть. Игровое упражнение «Петя в царстве Математики».

Воспитатель говорит детям: «Петя может вернуться из царства Математики, когда составит задачу. Он составил такую задачу: „Я съел пирожное „Наполеон“ и эклеры. Сколько пирожных я съел?“ Уточняет: Можно ли решить Петину задачу? Почему ее нельзя решить?» (В задаче нет чисел.)

Дети помогают Пете составить задачу правильно: «Я съел одно пирожное „Наполеон“ и восемь эклеров. Сколько всего пирожных я съел?»

Дети определяют структуру задачи и решают ее с помощью числовой линейки в тетради: сначала обозначают дугой сверху первое число и кладут карточку с соответствующей цифрой, потом обозначают дугой сверху второе число и кладут карточку с цифрой (см. рис. 67).

Вызванный ребенок работает на доске.
Рис. 67
Дети отвечают на вопрос задачи, записывают и читают ее решение.

Пете предлагают составить другую задачу на вычитание. Он составляет: «Я заказал девять пирожных и съел восемь из них». (В задаче нет вопроса.)

Проводится аналогичная работа (см. рис. 68).
Рис. 68
Физкультминутка «Шалтай-Болтай»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения:


Шалтай-Болтай висел на стене
(Дети поднимают руки вверх.)
Шалтай-Болтай свалился во сне.
(Наклоняются вперед и вниз и размахивают руками.)
Никто не может Шалтая-Болтая,
Шалтая-Болтая поднять.
Никто не может Шалтая-Болтая,
Шалтая-Болтая поднять.

Упражнение повторяется 2–3 раза. III часть. Игровое упражнение «Поможем Пете нарисовать фигуры». У детей в тетрадях изображены геометрические фигуры (см. рис. 69).
Рис. 69
Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры надо нарисовать? Сколько клеток пропущено между фигурами?»

Дети дорисовывают фигуры до конца строчек. Вызванные дети по очереди рисуют по одной фигуре на доске.

IV часть. Дидактическая игра «Составь картинку».

Дети парами на листах бумаги выкладывают придуманные картинки с помощью геометрических фигур и счетных палочек. По окончании выполнения задания рассказывают о своих работах.

Занятие 5

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, ключ, конверт, образец ключа на доске в клетку (см. рис. 71).

Раздаточный материал . Тетради в клетку с образцом рисунка (см. рис. 70), карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отгадай число».

Дети стоят полукругом. Воспитатель по очереди бросает им мяч и дает задания: «Назовите число, которое составляют следующие числа: пять и два, два и четыре, пять и три, четыре и шесть . Назовите числа, которые составят число три. (Один и два, два и один.) Назовите числа, которые составят число пять (семь, девять)».

II часть. Игровое упражнение «Составь задачу».

Дети в тетради определяют точку начала выполнения задания: от нарисованного задания отсчитывают вниз три клетки.

Воспитатель предлагает: «Начертите отрезок длиной десять клеток. На нем отсчитайте шесть клеток и соедините их дугой сверху. Отсчитайте еще три клетки и тоже отметьте их дугой сверху. Снизу отметьте дугой общее количество клеток. На какое арифметическое действие можно составить задачу?» (На сложение.)

Дети составляют задачи. Воспитатель выслушивает варианты задач и вместе с детьми выбирает одну из них. Дети обсуждают ее решение, записывают с помощью цифр и знаков, читают запись и отвечают на вопрос задачи.

Воспитатель дает детям следующее задание: «Отступите от числовой линейки вниз четыре клетки и нарисуйте отрезок длиной в десять клеток. Отсчитайте девять клеток и соедините их дугой сверху. От последней клетки дуги отсчитайте влево четыре клетки и соедините их дугой снизу».

Проводится аналогичная работа на составление и решение задачи на вычитание.

III часть. Игровое упражнение «Рисуем крепость».

У детей в тетрадях образцы рисунка (см. рис. 70).
Рис. 70
Воспитатель обговаривает с детьми последовательность выполнения рисунка и предлагает продолжить рисование крепости , не отрывая руки от бумаги. Затем просит детей нарисовать ключ от крепости, который спрятан в конверте. Дети отступают от задания вниз 5 клеток, ставят точку и рисуют ключи по образцу воспитателя.
Рис. 71
IV часть. Игровое упражнение «Соедини предметы и числа» (рабочая тетрадь, с. 16).

Дети выполняют задание по инструкции воспитателя: «Заполните числовую линейку. Соедините линиями предметы на карточках с соответствующими цифрами».

Дети поочередно называют предметы, их количество и соответствующую цифру.

Занятие 6

Программное содержание

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Закреплять представления об объемных и плоских геометрических фигурах.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Дидактический наглядный материал

Раздаточный материал. Карточки, на которых даны схемы расположения столов в группе с указанием места каждого ребенка (см. рис. 72), рабочие тетради, тетради в клетку с образцом рисунка (см. рис. 73), карандаши.
Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Найди свое место».

У детей карточки со схемами расположения столов в группе (см. рис. 72). На карточках точкой отмечено место каждого ребенка:
Рис. 72
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и определить, с какой стороны расположен ряд, в котором стоит их стол, какой стол по порядку в ряду, с какой стороны их место за столом. После выполнения задания несколько детей рассказывают, где они сидят.

II часть. Игровое упражнение «Составим задачу» (рабочая тетрадь, с. 9, задание В).

Воспитатель предлагает детям составить задачу на основе записи. Выслушивает варианты задач и вместе с детьми выбирает одну из них для решения.

Дети определяют структуру, с помощью какого арифметического действия они будут решать задачу, решают ее и записывают ответ в пустую клетку.

Воспитатель обращает внимание детей на следующую запись (пример на вычитание).

Работа проводится аналогично.

III часть. Игровое упражнение «Море волнуется».

У детей в тетрадях дан образец рисунка (см. рис. 73).
Рис. 73
Воспитатель предлагает детям сначала по точкам, а потом самостоятельно нарисовать волны.

Дети рассматривают следующий рисунок (см. рис. 74).
Рис. 74
Воспитатель уточняет: «Что изображено на картинке? Из каких геометрических фигур составлен кораблик?»


Серия «Пять фигур» - это обучающие и познавательные игры, где яркий и красочный сюжет выполнен на карточках различной геометрической формы.
Серия игр «Пять фигур» поможет вам в простой игровой форме познакомить ребенка с такими сложными, но важными и нужными в повседневной жизни вещами, как правила поведения дома и на улице, в общественных местах, на дороге, в чрезвычайных ситуациях, с историей окружающих его вещей. Эти знания помогут вашему ребенку самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, стать воспитанным, культурным и образованным человеком.
Игра «Правила этикета» познакомит вашего ребенка с правилами поведения в обществе. Она направлена на развитие логического мышления, памяти, внимания, изучение геометрических фигур и расширение кругозора.
Как играть
Разложите карточки и внимательно рассмотрите их вместе с ребенком. Расскажите ему о культуре поведения в общественных местах. Рассмотрите каждую ситуацию, представленную на карточках, объясняя, как нужно себя вести. Затем к большой карточке с сюжетом подберите две маленькие, на одной из которых изображено правильное поведение, на второй - неправильное. Если вы правильно подобрали карточки, то при сложении должна получиться одна из пяти фигур. Разберите фигуры и предложите ребенку самостоятельно подобрать карточки друг к другу.
В комплект игры входит:
- Карточки фигурные большие - 5 шт.
- Карточки фигурные маленькие -10 шт.


Учимся распознавать цвета и формы. Сортируем и считаем фигуры. Игра достаточно простая, но для самых маленьких игроков - интересная! Есть паровоз и четыре вагона с «пассажирами» (силуэтами геометрических форм), а также дополнительные детали разного цвета (в виде кружков, треугольников, квадратов и прямоугольников).Задача: рассортировать детали (геометрические формы) и усадить в каждый вагон соответствующее количество «пассажиров». Кстати, обратите внимание: фигурки отличаются не только формой и цветом, но и «выражением лица». А это уже знакомство с некоторыми эмоциями – тоже очень важный тренажер.Только для личного использования!


Игра для детей, которые только начали знакомство с геометрическими фигурами.
В архиве 4 карточки с изображением овечки, рыбки, улиточки и черепашки,
на которых расположены фигуры разного размера.
Карточки с геометрическими фигурами надо вырезать и предложить ребенку
правильно заполнить пустые места на картинке.
Также геометрические фигуры отличаются по размеру (от меньшего к большему)
и цвету (от светлого к темному).




Автор-составитель: limush


Цель: ознакомление детей с пятью геометрическими формами их названиями.
Как играть: Вместе с ребенком рассмотрите геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Покажите ребенку красочные картинки с птицами, рассмотрите, вспомните, как они называются.
Теперь птичек надо спрятать от диких животных, т.е. разложить все геометрические фигуры на картинки,
так чтобы они совпали с нарисованными.
Можете сами придумать любой ход игры.


В состав игры входят большие карты с силуэтами картинок и маленькие карточки с рисунками предметов.
Перед началом игры рассмотрите большие карты с силуэтами, на что (кого) они похожи.
К каждой форме большой карты нужно подобрать пару - предмет с таким же размером и внешними очертаниями.
Пусть малыш начнет со знакомых, понятных ему силуэтов и затем постарается подобрать все пары в игре.
Цель игры - научить ребенка группировать предметы по форме. Играть можно на внимательность и на скорость подбора пар.
Автор-составитель: limush

Беданокова Тайбат Заурбиевна
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Насып" аул Хакуринохабль Республика Адыгея
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-04-26 Конспект занятия в ДОУ «Математическая минутка «Весёлые фигуры» Беданокова Тайбат Заурбиевна Развитие представления детей о геометрических фигурах, привитие умения различать предметы по высоте, развивать навыка ориентирования на вербальную инструкцию и пошаговое ее выполнение с помощью педагога - цели данного занятия.

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект занятия в ДОУ «Математическая минутка «Весёлые фигуры»

Цели:

обучающие:

— развивать представления детей о геометрических фигурах;

— прививать умения различать предметы по высоте;

— развивать навык ориентирования на вербальную инструкцию и пошаговое ее выполнение с помощью педагога;

— активизировать процессы внимания.

воспитательные:

— развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми;

— привитие интереса к произвольной деятельности;

Оборудование:

— пособие «Пароход» (индивидуальные наборы для различения предметов по высоте);

индивидуальные наборы для геометрического лото: карточка с изображением фигур, вырезанные из картона треугольник, круг, квадрат.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на совместную деятельность.

Упражнение «Ладошки».

Дети стоят в кругу.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети! Давайте, поздороваемся друг с другом ладошками и улыбнемся друг другу!

II . Основной этап.

Детям предлагается занять свои места.

1. Дидактическая игра «Геометрическое лото».

На столах разложены карточки и тарелочки с фигурами.

Воспитатель:

Ребята, давайте красиво сядем, правильно положим руки на столы. Посмотрите, что лежит у вас на столах? (Карточки)

На них нарисованы фигуры. Может кто-то знает, какие фигуры изображены на карточках? (Треугольник, круг, квадрат)

— Правильно, это треугольник, круг и квадрат.

Воспитатель демонстрирует изображения геометрических фигур, просит повторить названия фигур (индивидуально, хором).

Воспитатель:

У каждого из вас есть тарелочка с фигурами, которыми мы с вами будем накрывать такие же нарисованные фигуры на карточках.

− Покажите, где нарисован квадрат? Возьмите из тарелочки такие же фигуры и накройте ими квадраты.

− Покажите, где нарисован круг? Возьмите из тарелочки такие же фигуры и накройте круги на своём игровом поле.

− Покажите, где нарисован треугольник. Возьмите из тарелочки такие же фигуры и накройте треугольники.

Дети вы молодцы, у всех карточки покрыты фигурами из тарелочки.

2. Упражнение «Пароходы».

Воспитатель:

Ребята, давайте красиво сядем, правильно положим руки на столы.

Посмотрите, что у меня в руках. Это называется пароход. У него есть трубы.

Давайте произнесем звук, как гудит пароход. («У-У-У-У»)

Сейчас каждый сделает свой пароход. Выставляем из мешочков трубы на стол.

А теперь давайте найдем самую низкую трубу. (Правильно выбранную трубу ставят в пароход, в направлении слева направо)

Теперь, давайте посмотрим: какая труба по высоте следующая? Нам нужна самая низкая труба из тех, которые остались на столе. (Проводится индивидуальное обращение к детям: покажи низкую трубу)

Поэтапно вставляются все трубы в пароход.

Дети, вы собрали свои пароходы. Покажите все вместе:

самую низкую трубу;

самую высокую трубу.

III. Заключительная часть.

Воспитатель:

Дети, о каких геометрических фигурах мы говорили сегодня? (Треугольник, круг, квадрат)

Из чего мы собирали пароход? (Из труб)

Дети, вы все – молодцы!

. .

Татьяна Губанихина
Конспект занятия. Тема: «Геометрические фигуры»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

д/с № 33 «Дельфин»

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

в средней группе.

Тема : Геометрические фигуры .

Тип занятия : Закрепление ранее приобретённых знаний и умений.

Работу выполнила воспитатель :

Губанихина Татьяна Игоревна.

р. п. Гремячево

Занятие по ФЭМП в средней группе.

Тема : Геометрические фигуры .

Цель : закрепить знание детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) .

Задачи :

- образовательные : упражнять детей в умении находить и правильно называть геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, счёт до 5.

Упражнять в умении составлять небольшой рассказ по сюжету сказки (3- 4 предложения) .

- развивающие : развивать внимание, умение мыслить, рассуждать, сравнивать, находить сходства и различия.

- воспитательные : Воспитывать интерес к математике , поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказки.

Словарная работа : Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, геометрические фигуры .

Направление : познавательно-речевое.

Иоо : познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Форма : Занятие : сюжетно-ролевая игра. .

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Дидактическое обеспечение : куклы колобка, зайца, волка, медведя, лисы, дорожка, домик, ёлочки, иллюстрация торта со свечками, картинки с изображением бочки мёда, морковки, косточки.

Р/м : шаблоны варежек, шаблоны шуб с разными отверстиями (геометрические фигуры , счётные палочки.

Методы обучения : Наглядный – показ игрушек, игровые действия.

Словесный – художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя. хоровые и индивидуальные ответы детей.

Практический – игровые упражнения.

Предварительная работа :

1. Чтение р. н. с. «Колобок» .

2. Беседа по содержанию сказки.

3. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» .

4. Д/и по теме «Геометрические фигуры » : Чудесный «мешочек» , «Разложи фигуры » .

5. П/и «Найди свой домик» , «Найди свой гараж» ,»,«Не ошибись» (круг – прыгают, квадрат – хлопают в ладоши, треугольник – приседают, прямоугольник – шагают на месте).

Хронометраж занятия

1. Вводная часть (организационный момент) 2 минуты

2. Основная часть – 15 минут

3. Заключительная часть- 3 минуты.

Особенности психических процессов :

У детей 4-5 лет развивается представление о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, выделяются особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно- двигательных анализаторов (наличие или отсутствие углов, характерные отличия) .В процессе работы с раздаточным материалом развивается мелкая моторика пальцев, ориентировка в пространстве. Возрастает объем памяти. Увеличивается устойчивость внимания. Они способны удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия.

Ход занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей

1. Организационный момент.

В. Ребята, вы хотите пойти в сказку?

В какую сказку пойдём, попробуйте догадаться сами.

На сметане был мешён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабы с дедом,

А лисе он стал обедом.

2. Основная часть

Работа с Д/м

Дети рассказывают начало сказки : «Жили-были дед да баба. Испекла бабка колобок и положила его на окно студиться.

Колобок лежал лежал, да и укатился.

В. Катится колобок, а навстречу ему заяц.

Колобок, я тебя съем.

Не ешь меня заяц!

Хорошо не буду, если ты мне поможешь.

На улице холодно, а в нашей заячьей семье все варежки перепутались. Помоги мне, колобок.

В. Ребята, поможем найти варежки зайчику?

З. У меня варежки синие с белым квадратом. У зайчихи – красные с жёлтым треугольником. У зайчонка Тома – зелёные с синим кругом. У зайчика Тима – жёлтые с красным прямоугольником.

З. Спасибо вам, ребята, и тебе колобок, что вы помогли мне найти варежки. Воспитатель активизирует детей.

Воспитатель воспроизводит действия с колобком

Воспитатель подводит детей к выполнению первого задания.

Воспитатель с помощью куклы (заяц) проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей. Дети настраиваются на восприятие материала.

Работа с Р/м

Дети на своих столах отбирают пары варежек и объясняют свой выбор :две варежки синие с белым квадратом-зайцу, две варежки красные с желтым треугольником-зайчихе, две зеленых с синим кругом- Тому, две желтых с красным прямоугольником- Тиму.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Геометрические фигуры» Конспект НОД Образовательная область «Познание» Программа «От рождения до Школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Средняя.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП в средней разновозрастной группе «Геометрические фигуры» Геометрические фигуры. Тема: «Знакомство с прямоугольником». Цель: 1. Познакомить с прямоугольником и его свойствами. 2. Закреплять умение.

Конспект НОД для младшей группы с использованием интерактивной доски «Геометрические фигуры» Геометрические фигуры. Цель: закреплять представление о геометрических фигурах. Учить детей классифицировать геометрические фигуры по трём.

Конспект НОД в группе детей 4–5 лет «Геометрические фигуры вокруг нас» Геометрические фигуры вокруг нас». Конспект НОД («Познание») для группы детей (4–5 лет) ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. В обучении: -познакомить с геометрическими.

Конспект занятия «Геометрические фигуры» для средней группы Разработала и провела: Ветлугина А. Н. Цель: Учить сравнивать предметы по форме, находить предметы разных геометрических форм; Закрепить.

№ 6 Логоритмическое занятие в старшей группе на тему: Геометрические фигуры и формы. Времена года Цель: закреплять знания детей о геометрических.

Игры и упражнения для детей 4-5 лет

(Для каждой возрастной группы указаны игры, апробированные в работе с детьми. Игры, рекомендованные для одной возрастной группы, могут быть использованы в работе с детьми других возрастов, в иных вариантах )

1. Пример

Игры на составление целого из частей (геометрической фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.

К ним относятся игры "Составь картинку", магнитные фигурки, геометрические мозаики и др. Специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов или треугольников) также являются материалом для таких игр.

Назначение. Развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую фигуру по образцу, указанию педагога, по собственному замыслу.

Руководство состоит в направлении практических действий на воссоздание фигуры или силуэта, реализацию замысла (составить задуманную фигуру, картинку), освоение детьми практических способов размещения фигур в пространстве, сочетания одних с другими, развития замысла. Детям предлагается в индивидуальной или коллективной игре, организованной по типу дидактической, составить картинку по расчлененному, контурному образцу, без образца, по замыслу (рис. 73).

2. Пример

Игровые упражнения "Дорисуй", "Дострой"

На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров, на расстоянии один от другого. Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, девочку, куклу, зайца, часы и более сложные формы. Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елку, домик, флажок, корабль и др.

Назначение. Развитие у детей геометрического воображения, пространственных представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах. Развитие игрового замысла, умений ставить и реализовать игровую задачу.

Руководство. Воспитатель предлагает ребенку назвать предметы, имеющие в строении изображенную или предложенную им геометрическую фигуру, затем составлять или дорисовывать то, что ему интересно, не повторять работ товарищей. Воспитатель привлекает детей к оценке работ, подчеркивает их разнообразие, выделяет наиболее удачные.

3. Пример

Игры и упражнения с цветными счетными палочками

Из них дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения, но на основе предварительного анализа, членения сложной формы с выделением в ней геометрических фигур. Геометрические фигуры используются теперь в качестве образца для определения формы предметов. Возможно составление геометрических фигур по заданию, по условию, из определенного количества палочек, элементарное преобразование составленных фигур. Прямоугольник из 6 палочек разделить одной палочкой на 2 равных квадрата, квадрат из 4 палочек - на 2 равных треугольника, прямоугольника.

Игровые упражнения организуются по инициативе детей, небольшими подгруппами, каждый из них активно действует при этом практически.

Назначение. Развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.

Руководство. Воспитатель ведет работу так, чтобы способствовать проявлению детьми самостоятельности, оригинальности в процессе создания изображений, наводящими вопросами активизировать детскую мысль, обеспечивать реализацию замысла.

4. Пример

Логические задачи

"Найди ошибку", "Какая фигура следующая", "Какая фигура здесь лишняя и почему", "Найди, чем отличается" (рис. 74.) эти задачи изображаются графически на таблицах, группируются по видам, предоставляются детям в свободное пользование. Возможна организация игр-занятий с подгруппой детей. Руководящую роль берет на себя воспитатель.

Назначение. Развитие логического мышления, умения доказывать правильность решения, опровергать неправильное, рассуждать.

Руководство. Постепенно усложнять логические задачи: от нахождения ошибки, закономерности в 3-4 чередующихся фигурах к увеличению их количества и характера. Использовать систему вопросов для анализа задач: "Рассмотри и назови изображение на таблице. Чем отличаются предметы, что в них одинаково? Какую фигуру нужно нарисовать следующей и почему? Обведи фигуры пальчиком, а потом скажи, какая лишняя".