Главная · Температура · Игровая зависимость у взрослых ворлд оф танк. «Мир танков»: простая игра или бич современности? Тамара Науменко, семейный психолог

Игровая зависимость у взрослых ворлд оф танк. «Мир танков»: простая игра или бич современности? Тамара Науменко, семейный психолог

«Что делать, если муж играет в танки? »
«Как спасти семью от танков? »
«Как же надоели эти танчики »…

Эти и другие вопросы обсуждаются в группе «Жены против World of Tanks? ». Мужчины, как правило, вообще не считают танки проблемой. В то время как для жены - это как красная тряпка для быка. Играет все время в танки - значит, танки виноваты. Однако, название группы - это вопрос: действительно ли в танках дело? Против чего следует бороться?

Давайте попробуем разобраться.

Несколько слов об игровой зависимости

Игровая зависимость - штука очень серьезная. С зависимостями должны работать специалисты. Однако среди игроков в World of tanks зависимых людей - единицы. И это люди, изначально склонные к зависимостям, игра тут значения не имеет. До игры в танки скорее всего были азартные игры, игровые автоматы, вероятно, алкоголь. Есть простой тест на определение зависимостей:

Если действительно появились признаки нарушения психики, бегом к врачу. Если нет - читаем дальше.

Для женщин

О том, «Как удалить аккаунт? », «Как продать танки? », «Как забанить мужа в танках? » и о тому подобных мелких пакостях подумывают отчаявшиеся дамы, которые устали видеть спину мужа за компьютером. Скажу честно, это самый худший из возможных способов повернуть мужа лицом к семье . Это не работает. Представьте, если бы муж выбросил вашу любимую юбку или отломал каблуки у туфель. Это неприятно, обидно и к примирению не ведет. Откажитесь от таких способов сразу.

«Как отучить мужа от танков? » - это изначально неверные вопросы. Не надо мужа «отучать», он взрослый человек, который способен сам выбирать свои увлечения. Такая постановка вопроса говорит о том, что вы сами лучше знаете, чем мужу заниматься. А это не так.

Правильный вопрос - «Почему муж играет в танки?» . Именно на него стоит искать ответ. Неурядицы на работе, неполадки в семье, банальная скука или лень. Человек сбегает туда, где ему лучше. И игра в танки, говорит и том, что в виртуальном мире ему лучше, чем с вами.

Что делать?

1. Помните, каждый человек имеет право на свое личное время и пространство. Поэтому уважайте право мужа выбирать, чем ему заниматься. Если он выбрал компьютерные игры в качестве увлечения - это его решение.

2. Создайте комфортные условия отдыха. Если вам нужна помощь по дому, ставьте конкретные задачи, и сроки. Мужчины понимают фразу "Уделять внимание " и "Помогать по дому " совсем иначе, чем женщины. Им сложно предсказать, что жены вкладывают в эти понятия. Поэтому просите так, чтоб муж понял, чего и когда вы от него хотите: "Надо сегодня починить розетку ", "Надо 2 часа посидеть с детьми, пока я закончу другую работу ", "Надо помыть посуду после еды " и т.п. И если мужчина будет уверен, что выполнив какие-то конкретные задачи он с чистой совестью сможет пару часов поиграть, он всегда с удовольствием вам поможет.

3. Не забывайте о себе. В семье должно быть комфортно не только мужу, но и жене. Если у мужа есть вечером 2 часа свободного времени, то организуйте вечер так, чтобы и у вас было столько же личного времени. Потратьте его на занятия спортом, косметолога или свои увлечения. Но это время должно у вас быть.

4. Отец должен участвовать в воспитании детей. Но помните, что ребенок интересует мужа как личность, а не как уси-пуси маленькое существо. Чем старше ребенок, тем интереснее мужу будет с ним. Поэтому не ждите пылкой любви к младенцам. И ставьте конкретные задачи: погладить пеленки, сварить кашу, а не «побыть отцом». Если ребенок постарше, заведите свои традиции: папа занимается с детьми физкультурой, или папа проверяет уроки, или папа укладывает спать.

5. Семья для двоих , поэтому распределяйте время и обязанности так, чтобы это устраивало обоих, а не навязывайте другому свое личное видение.

Для мужчин

Сразу хочу отметить, что если человек играет по несколько часов в неделю, никаких проблем в семье это не вызывает. Ни одна адекватная жена не будет устраивать из-за этого скандал. Проблемы начинают возникать, если игра занимает все ваше свободное от работы (учебы) время, т.е. 5-6 часов в будний день + все выходные. Именно на это чаще всего жалуются ваши жены.

Танки - это такой же пожиратель времени, как игра косынка, телевизор или шашки-домино во дворе, в то время, когда ни компьютеров, ни телевизоров не было. И не надо строить иллюзий по поводу того, что вы «увлекаетесь историей», «развиваете тактическое мышление» и т.п. Из танков выносят полезные для себя навыки немногие. Кто-то добивается успехов в соревнованиях, кто-то развивается в «околотанковых» сферах: пишет видео, продвигает группы и сайты, пишет моды. Большинство же игроков просто проводят там свободное время. В принципе, в этом нет ничего плохого: каждый человек имеет право на отдых, нельзя быть эффективным на 100% всегда.

Но все хорошо в меру. Если вас начинает пилить жена, возникают проблемы на работе, вы забыли, когда в последний раз общались с ребенком, значит, вы заигрались.


Полное погружение

Что делать?

  1. Решаем проблемы с женой.

Если жена пилит, значит она чем-то не довольна. В 99% случаев танки тут не при чем. Начните думать на шаг вперед. Сделайте жену довольной. Лучше потратить 15 минут, чтобы помыть посуду, а потом 2 часа спокойно поиграть, чем играть 2 часа 15 минут и слушать ее нытье. Или купите посудомойку, чтоб раз и навсегда закрыть этот вопрос. Лучше за 30 минут уложить ребенка спать и сесть играть, чем постоянно слушать, что «ты плохой отец». Ну, вы поняли…

Семья - это ваша фирма, вы - директор, жена - ваш зам, дети - сотрудники. Если ваша семья вас не устраивает, то вы, простите, хреновый начальник. Не знаете, что делать, возьмите любую книгу по управлению предприятием, замените слово «компания» на слово «семья» и действуйте.

  1. Решаем проблемы с реальным и виртуальным миром.

Мне очень нравится, что в танках короткие бои. Можно поиграть час и выключить. Почему вы не выключаете? Нравится побеждать, прокачивать танки, получать медали? А что вам мешает развиваться в реальной жизни: заниматься спортом, двигать какие-то значительные проекты на работе, всерьез чем-то увлекаться? Вероятно, сложности возникли в реальном мире, раз вы решили сбежать.

Помните, что семья и работа - это ваш долгосрочный проект в реальной жизни, а танки - краткосрочный в виртуальной. Расставляйте правильно приоритеты. Ведь даже успешные люди, которые многого добились в жизни, построили бизнес, карьеру, заработали много денег, говорят, что жалеют о том, что не видели, как растут их дети. А вы даже не бизнес строите, вы качаете танки. Потерянное время не вернуть.

И последнее. По порядку, но не по значимости.

Поставьте себе долгосрочную цель. Или просто сформулируйте, какими вы хотели бы быть через пять лет. Оцените, способствует ли круглосуточная игра в танки / торчание в соц.сетях / просмотр сериалов достижению вашей цели. Может быть, достаточно нескольких часов?

Сегодня, помимо привычных семейных проблем, будь то алкоголизм одного из супругов, супружеской измены, работы допоздна и т.п., добавилась еще одна - танки. Да, да, танки. Большинство уже не удивятся, причем здесь танки, потому что популярность этой компьютерной игры побила все рекорды. И все от мала до велика, заболели этой игрой. World of Tanks - разработка белорусской команды программистов, компьютерная онлайн-игра в реальном времени, аркадный танковый симулятор времен Второй мировой войны. Сегодня мало не в курсе, что это за игра. Даже тех, кого не задело повальное увлечение, видят рекламу этой игры по ТВ и слышат о ней от друзей.

Количество игроков World of Tanks на сегодняшний день составляет более 60 миллионов человек. По крайней мере именно столько аккаунтов заведено в игре по состоянию на конец 2013 года. Исходя из этого можно сказать, что игра увлекла многих. Сколько человек из этой цифры играет постоянно сказать трудно, однако же, для сравнения приведем пример, что знаменитая MMORPG World of Warcraft на пике своей популярности имела 10 миллионов игроков. И если в случае с World of Warcraft большей частью аудитории были дети и подростки, то в World of Tanks играют все возраста: от 7-ми до 70-ти. И это не выдумки. Социальный статус теперь тоже не помеха, неважно, студент ты, звукорежиссер или авиадиспетчер , если ты склонен к компьютерным развлечениям, то ты обязательно "подсядешь" на World of Tanks, это своеобразный наркотик современности.

Стоит отметить, что World of Tanks игра по-истине уникальная , вызывает к себе бешеный игровой интерес. Стоит отдать должное разработчикам, им удалось невозможное. Концепция World of Tanks построена на многочисленных командных танковых сражениях в режиме "Игрок против игрока". Т.е. все соперники и все союзники в игре абсолютно живые люди, которые сидят у своих компьютеров и вступают каждый день в бой. Долгое время разработчики компьютерных игр пытались встроить в свои игры искусственный интеллект , но он по сей день не изобретен и перспектив, пожалуй, не видно. Но разработчики World of Tanks и других игр класса PvP ("Игрок против игрока") пошли на хитрость и заменили всех персонажей на реальных людей. Таким образом, постепенно угасающий интерес к компьютерным играм вновь воспрянул и миллионы людей с головой кинулись в виртуальные миры. Суть игры "в танки" проста: на слабеньком дешевом танке времен Первой мировой ты вступаешь в бой в составе команды из 15 танков различных годов выпуска, различных стран производства и различных модификаций. Бой происходит против команды из 15-ти таких же танкистов, каждый из которых сидит за своим компьютером и вступает в бой. Задача ясная - уничтожить всех противников или получить численное превосходство. По результатам боя ты получаешь некоторое количество опыта и игровых денег, а на них покупаются модернизации и ремонт танка, новые танки и обучается экипаж. Т.е. с каждым боем ты становишься умнее , опытнее и получаешь деньги (игровые). Простейшая схема, на фоне баталий Второй мировой вызывает особый игровой интерес, потому как на поле боя по сути все равны, а преимущества достигаются упорством и количеством проведенных боев. По всей видимости, именно эта схема и цепляет людей с долговременному зависанию в этой игре. И это, на самом деле, беда современного общества.


World of Tanks - это зависимость. Сегодня частой причиной ссор в семье является то, что взрослый здоровый мужик, отец, муж, сидит за компьютером все свободное время и проводит за игрой. Порой время, потраченное на игру переходит все границы. Иногда человек приходит с работы и садится за танки, а потом до утра играет, предпочитая игру своему сну и, куда более важное, вниманию к собственной семье. И так может продолжаться по нескольку месяцев и лет . Зависимость от игр очень сильна. Причин этому может быть много. Но то, что танки - это зависимость , сегодня уже не станет спорить никто. За исключением, наверное, самих самих "танкистов", впрочем, как и алкоголик никогда не признается в том, что он алкоголик. Наука это много раз лечила с переменным успехом. Но сегодня проблема есть.

Сегодня я добился немногого. Однако, мне 30 лет и я живу лучше, чем 90% моих друзей, коллег и знакомых. Я начал задумываться о будущем и о своей мечте лишь несколько лет назад, когда умом повзрослел. Когда понял, что зарплата моя не позволит мне никогда купить даже средненькую машину, а ведь я всегда так мечтал путешествовать , иметь собственную яхту и объехать на ней весь мир. На это нужны средства и немалые. И я начал заниматься тем, что мне всегда нравилось. У меня по чуть-чуть, но стало получаться! Сначала это было бесполезным делом, но с течением времени стали появляться плоды моей упорной деятельности. Я купил хорошую машину , стал два раза в год путешествовать, все свободное время я отдаю любимому делу и параллельно хожу на работу, которая является моим хобби. Зарплата от нее, правда, вся заливается в бак моего немца, но мне не жалко, средства к существованию у меня есть. И добился я этого упорным сидением за компьютером , день и ночь, все свободное время, но я не играл, а работал. Более того, все мысли во время повседневной жизни, работы и отдыха были заняты идеями, а потом - реализацией. Сейчас моя жизнь меня полностью удовлетворяет, видны четкие цели, перспективы и ясное будущее. Конечно, сложись моя жизнь иначе я добился бы гораздо большего... Жалею я лишь об одном: когда в 20 лет я пришел из армии, я занялся не тем...

Современные технологии значительно увеличили привлекательность виртуальных действий для игроков.

Многие мужчины сначала проводят свободное время за онлайн-игрой World of Tanks, а затем полностью погружаются в онлайн-существование.

От «Танков», которая становится настоящей проблемой для родных и близких игрока.

Формирование зависимости от игры

Известная онлайн-игра World of Tanks пользуется большой популярностью по всему миру. Миллионы игроков выходят на онлайн-площадку, чтобы сразиться с виртуальными соперниками и повысить личный уровень достижений.

Но многочасовые посиделки за компьютером предполагают серьёзные нагрузки. Психика не каждого человека выдерживает подобное напряжение: во многих случаях игра становится причиной негативного изменения сознания у геймера.

Зависимость от «Танков» начинает формироваться с обычной заинтересованности сюжетной игрой. На первом этапе человек тестирует игровой интерфейс: эпичная музыка, верные соратники и интересные сюжетные миссии в значительной мере привлекают игрока.

Со временем виртуальная реальность поглощает человека: не имея желания и сил справляться с проблемами реальной жизни, человек всё чаще возвращается к приятному антуражу игровой вселенной.

Зависимость от World of Tanks усиливается в тот момент, когда человек заводит друзей в виртуальной реальности – таких же участников многопользовательской игры, занятых бесконечным усовершенствованием боевых машин.

Этот процесс захватывает не всех людей: большинство зависимых относятся к разряду людей с заниженной самооценкой и низкими амбициями.

Формирование зависимости от игры в «Танки» обусловлено психологическим фактором. Геймеров увлекают наращивание боевого арсенала, принятие стратегических решений и командные действия с другими игроками. Человек погружается в виртуальный бой и отказывается принимать обыденную реальность, а вместе с ней и реально существующих родственников и друзей.

Признаки и симптомы привыкания

На начальном этапе геймер заинтересован сюжетными линиями, раскрываемыми в игре. Человек злоупотребляет игровым процессом и меньше времени уделяет учёбе, работе и общению с друзьями.

Окружение зависимого спокойно принимает подобные изменения и надеется, что вскоре увлечение пройдёт. Но в большинстве случаев зависимость от World of Tanks лишь усиливается.

Со временем игрок полностью погружается в процесс игры, что можно считать признаком зависимости

Сами геймеры также глубоко уверены в том, что вскоре игровое помешательство пройдёт. И на этом этапе игроманы попадают в ловушку, придуманную разработчиками игры.

World of Tanks – это не стандартная игра с завершённым сюжетом, а многопользовательская онлайн-площадка, предлагающая бесконечное прохождение миссий и наращивание личных навыков. Поэтому безболезненно завершить такую игру, как WoT, не представляется возможности.

Финальный этап «танковой зависимости» сопровождается реальными инвестициями геймера в игру. Человек улучшает техническое оснащение, покупает новый микрофон, наушники и прочую атрибутику, способствующую лучшему погружению в игровой мир боевых машин. При отсутствии доступа к игре у человека развивается депрессия и появляется плохое настроение.

Постепенно зависимость от «Танков», которую психиатры именуют игроманией, преобразуется в сверхнавязчивую идею.

Эта идея мешает геймеру полноценно жить и развиваться как личности. Самое страшное, что большинство игроманов не страдает от своего увлечения, а наслаждаются им.

Тяжёлые испытания предстоят родным и близким геймера, которые в полной мере осознают пагубность увлечения и пытаются справиться с ним.

Многие женщины задаются вопросом «Что делать с зависимостью от «Танков» у мужа?» и помогают избавиться от навязчивого увлечения благодаря своевременно оказанной помощи.

Борьба с «танковой» зависимостью

Зависимость от игры в «Танки» – серьёзная проблема, в большинстве случаев требующая вмешательства специалистов.

Но не менее большая ответственность возлагается на близкое окружение геймера, которому стоит выполнять ряд мер для возвращения зависимого человека в реальность. Медицинские эксперты выделяют несколько способов борьбы с танковой зависимостью:

  1. появление увлечений;
  2. общение с друзьями и семьей;
  3. посещение психолога.

Многие женщины винят себя в том, что их мужья увлеклись игрой WoT и задаются вопросом «Как отучить мужа играть в «Танки?» В данной ситуации многое зависит от поведения супруги.

Чтобы отвлечь мужа от монитора, многие впадают в крайности и ограничиваются руганью и обвинениями, но такой подход не имеет положительного результата.

Уязвленное самолюбие ещё больше вынуждает игромана погружаться в игру, где он представляется не оскорблённым мужем, а героем и победителем.

Эксперты приходят к единогласному мнению: для избавления от зависимости от «Танков» не стоит вводить строгий запрет на игры.

Основная задачи супруги – занять мужа более полезными и важными делами, внушить ему, что в реальной жизни в его мужских качествах нуждаются не меньше, чем в игровой реальности. Стоит увлечь своего мужа починкой мебели, покупкой новых вещей в дом и другими бытовыми поручениями.

Мягкая похвала – то самое оружие, которым женщина может воспользоваться в данной ситуации. Чем быстрее игроман поймёт, что он нужен и любим в реальном мире, тем быстрее он откажется от воображаемых амбиций.

Способы избавления от игровой зависимости

Ещё один эффективный способ справиться с зависимостью от «Танков» – общение с друзьями и близкими.

При прохождении игры у геймера формируется виртуальный круг союзников, с которыми он разделяет все игровые проблемы.

Чтобы разорвать этот порочный круг, нужно вернуть игромана к его реальному окружению и обеспечить коммуникацию с друзьями и семьёй.

Стоит чаще приглашать гостей, сопровождая мероприятия настольными играми и увлекательными беседами. Победа в аргументированном споре не с воображаемым, а реальным противником – лучшее средство для борьбы с зависимостью.

Чтобы восстановить утраченное доверие, можно изобразить заинтересованность игрой, спросить у мужа, на чьей стороне он сражается, и в чём суть игры. Общение на интересную тематику поможет наладить контакты и улучшить отношения в дальнейшем.

Если зависимость от игры в «Танки» успела сформироваться в навязчивую и первостепенную идею, то в этой ситуации стоит незамедлительно обратиться к специалисту.

Подобные изменения психики должны прорабатываться только профессионалом, учитывающим все нюансы мышления игромана. Психотерапия предполагает комплексный подход к решению проблемы. После общения с психологом у пациента возникает осознание и принятие зависимости, а также формируется стимул для её дальнейшего устранения.

Также полезным будет уделить время любимому занятию. Хобби способно увлечь не менее, чем игра. Но эта зависимость пойдет только на пользу.

Заключение

Многие психологи склоняются к версии, что «танкозависимые» люди опаснее алкоголиков и наркоманов.

Охваченные игрой танкисты срываются на близких, забывают о семейных обязанностях и вкладывают баснословные деньги в игру.

Поэтому бороться с проблемой необходимо сразу же после того, как невинное увлечение стало перерастать в зависимость.

Видео: Посмотри как игра вызывает зависимость

Современные компьютерные игры стали переходить на совершенно новый уровень. Онлайн режим и возможность использования некоторого количества сторонних игроков, значительно увеличили привлекательность виртуального действия. Молодёжь, да и немалая часть взрослого населения, многие часы проводит за компьютерными играми. Не у всех психика способна справиться с такими нагрузками. В некоторых случаях компьютерная игра становиться причиной негативного изменения сознания человека. Одна из самых популярных игр в мире World of Tanks. Рассмотрим в нашей статье может ли игра стать причиной зависимости?

Не искушённым читателям напомним, что World of Tanks – это ролевая онлайн игра, в которой необходимо использовать различные боевые машины первой половины 20 века. В целом игра «Мир танков» предназначена для командной игры, так как в одиночку здесь победить практически невозможно. Необходимо грамотно использовать боевой потенциал машин, обдуманно принимать правильные стратегические и тактические решения, делать прогноз по действиям противника. Игра действительно захватывает и увлекает настолько, что реальность перестаёт существовать для геймера. Он полностью поглощён виртуальным боем.

Стремление добиться максимального положительного результата в игре, стать не просто хорошим геймером, а лучшим, желание участвовать в геймерских соревнованиях, где призы составляют очень приличные суммы, приводит игрока к серьёзным проблемам с психикой. На начальных этапах развития зависимости невозможно определить, насколько серьёзно поражено сознание человека. Да, он несколько злоупотребляет игрой в ущерб повседневным делам, учёбе, работе. Но, кажется, это простое чудачество скоро пройдёт. Ведь когда-то он наиграется,- говорят близкие геймера. Но, закончить такую игру, как World of Tanks представляется не реально, так как можно победить в одном бою, выйти на следующий уровень, заработать отличную репутацию, но все этапы танковых сражений кажутся бесконечной вереницей виртуальных дорог, уходящих в бесконечность. И постепенно зависимость, которую психиатры называют игроманией, становиться навязчивой идеей, которая мешает полноценно жить и развиваться как личность.

Зависимость от World of Tanks. Симптомы и последствия

Человек, первый раз севший за игру World of Tanks, сразу увлекается возможностью испытать себя в бою, пусть и не реальном, но таком же стремительном и многообразном в своих проявлениях, как и настоящее сражение. Желание стать победителем заставляет геймера всё больше и больше уделять внимание игре за компьютером. И вот настаёт момент, когда человек уже теряет контроль над временем, и полностью погружает своё сознание в игру. Реальный и виртуальный мир меняются местами. Такое состояние и называется зависимостью, которая нивелирует личностные качества игрока, заменяя их на виртуальные заслуги. Её симптомами являются:

  • радостное состояние от возможности играть;
  • потеря контроля над проведённым за компьютером временем;
  • желание всегда продолжать игру, независимо от наличия других дел и обязанностей;
  • возникновение депрессии при отсутствии возможности играть;
  • появление проблем в общении с окружающими людьми;
  • желание вкладывать в игру деньги для покупки бонусов и дополнительных возможностей.

Определить наличие зависимости можно и по внешнему виду игромана. Она проявляется в ухудшении зрения, покраснении глаз, нарушении режима бодрствования и сна, исчезновении аппетита, неряшливости и растерянности человека.

Зависимость от World of Tanks может отражаться на психическом и физическом здоровье геймера, а так же в социальных проблемах его личности. Психика игрока нацелена на выигрыш, победу. Она не воспринимает отношения, которые противоречат этим целям. Родные, товарищи становятся помехой в игре. Меняется отношение к своим обязанностям, учёбе, семье, работе. Нравственность у таких людей принимает совсем противоречивые формы. Нестабильная и угнетённая игрой психика напрямую влияет и на физическое здоровье человека. Депрессии провоцируют появлению различных болезней, ухудшению зрения, ослаблению иммунной системы. Следующим этапом проявления зависимости от игры будут социальные проблемы. Геймер портит отношения с родными, друзьями, рабочим коллективом. У него возникают проблемы в общении с людьми, которым не знакома игра и которые не видят смысла в подобном препровождении времени.

Правда ли, что компьютерная игра способна развить в человеке зависимость? На очередной встрече белорусские разработчики игр сообщества GamesLab , которое объединяет всех неравнодушных к этой индустрии людей, решили разобраться с этим вопросом. Одним из экспертов стала жена игрока в World of Tanks Виктория, которая рассказала свою историю. Женщина попросила не называть ее фамилию, чтобы не навредить репутации мужа в... виртуальном клане.

Отдых - игра «в войнушку»

Жена «танкиста» пришла на встречу не одна, а с маленькой дочерью. Муж, как выяснилось, обиделся. «Говорит, пойдешь меня оговаривать », - улыбается Виктория. - «Но это не так - я хочу поговорить с разработчиками игр. Пусть они повлияют на процесс игры ».

Виктория подчеркивает, что ее семья - еще не самый запущенный случай:

Для меня тема «танков» - болезненная , ведь я из семьи абхазских беженцев. Настоящие танки я видела в детстве, видела, что они делают, видела следы от гусениц. Спасибо, что муж играет в наушниках, и я не слышу звуки взрывов, выстрелов. Я потеряла родину и детство. Даже говорила - пусть будет совсем другая игра, только не «танки». Но повлиять на решение мужа Виктория не смогла.

«Мы знакомы давно, еще со школьных лет, - рассказывает свою историю женщина. - Когда мы начали встречаться, я знала, что он любит играть в "линейку" (игра Lineage. - Авт.). Это был конфетно-букетный период, и парню пришлось выбрать меня. Когда мы поженились, он расслабился. Я не понимаю - человеку 30 лет, нет устремлений, желаний. Отработал свои часы, пришел домой - и в компьютер. Дни и ночи в игре . Такое впечатление, будто вокруг ничего не происходит. Меня это, безусловно, обижает: неужели я неинтересный собеседник и со мной не о чем поговорить? "Я так отдыхаю, - отвечает муж. - Снимаю стресс". А я не понимаю, откуда столько стресса в его жизни?».

Виктория уже забыла, когда последний раз ходила вместе с мужем в кафе или кино. Оказывается, все друзья ее «танкиста» - виртуальная команда таких же, как и он, игроманов, которых муж даже никогда не видел. Отношения с близкими также приобрели неприятный оттенок: например, когда звонит по «скайпу» мать, сын просто сбрасывает звонок, поскольку он «в бою». Однажды Виктория простояла под дверью квартиры, так как муж не мог оторваться от компьютера - шел бой, прервать который игроману кажется невозможным. «Жаль, я не сделала фотографию, как меняется лицо моего мужа во время игры , - с грустью говорит Виктория. - Он совсем другим человеком становится ».

Вместо прогулки - спина отца...

«Я боялась, что родится мальчик, так как двоих "танкистов" в семье просто не вынесла бы, - признается Виктория. - Понятно, что модель поведения для мальчика составляет поведение отца . А чему может научиться ребенок, если он постоянно наблюдает только за отцовской спиной? Но я не могу сказать, что мой муж - плохой папа. Наоборот, дочери он уделяет достаточно внимания. Наблюдаю прогресс, ведь теперь муж может сделать что-то посреди "боя", оторвавшись от игры. Раньше такого не было».

А сколько известно случаев, когда семьи рушатся! Разумеется, «танчики» - не причина развода, но чаще всего игра становится «последней каплей» . Жены ставят своих мужей перед выбором - либо я, либо «танки». И те выбирают игру. «В разговорах "танкистов", которые мне довелось услышать, проскальзывают шутки, мол, что с этих женщин возьмешь? Они даже не считают себя зависимыми», - отмечает женщина.

Виктория винит в игровой зависимости в основном разработчиков игр, которые зарабатывают деньги на чужой беде. «Мне кажется, они просто не хотят замечать, сколько жизней разрушается: многие игроманы становятся пациентами психиатрических клиник . Повлиять на процесс игры можно, например, ограничив количество доступов с одного IP-адреса или длительность одного боя». Но вряд ли ее предложение выслушают - разработчики винят только самих игроманов.

Еще одной причиной зависимости жена «танкиста» называет неправильное воспитание. «Идеальный ребенок в воображении многих родителей - это тихое существо, которое сидит сложа руки и всегда слушается маму и папу. Во дворах, на улицах детей попросту нет. Вместо того, чтобы доказать, что прогулка на свежем воздухе - здорово, муж говорит, что от прогулок он устает, зато "танчики" - это отдых. Как это понять?» - искренне удивляется Виктория.

Для воспитания дочери Виктория компьютерные игры использовать не собирается. По ее мнению, общение с живыми людьми приносит больше пользы, чем виртуальное. «Девочки должны уметь делать что-то своими руками, - убеждена Виктория. - А компьютер делает человека вялым, развращенным. И почти вся молодежь сейчас зависима не столько от игр, сколько от самого компьютера».

Две стороны одной медали

Никита Вельмаскин , один из разработчиков игр, выступает на «светлой стороне» проблемы: он считает, что игры при правильном использовании приносят только пользу. «В Европе и США компьютерные игры изучают как элемент искусства, - отмечает Никита. - А дисциплина под названием "философия игр" появилась и в Санкт-Петербургском технологическом университете».

При помощи игр изучают фундаментальные науки, учат маленьких детей и школьников. Игры служат и на пользу медицине: оказывается, вылечить заболевание «ленивый глаз» можно, играя по полчаса в тетрис ежедневно. Фобии, посттравматические синдромы лечатся с помощью шлема виртуальной реальности.

Кира Мезяная , врач-психиатр Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей, изучала влияние виртуального мира на психику студентов и их сны. Исследовательница говорит, что зависимость от компьютерных игр не внесена в классификацию болезней, поэтому какие-то конкретные выводы сделать трудно.

40 часов в неделю , проведенные за компьютерными играми, свидетельствуют о зависимости от них. Сегодня среди студентов насчитывается около 38 процентов зависимых . Некоторые видят галлюцинации, а во время игры чувствуют приступы агрессии. Специалист уверена, что именно игры становятся причиной зависимости, так как во многих случаях не помогают избавиться от агрессии, а становятся ее источником. Кира Мезяная сделала вывод, что такого рода зависимости поддаются люди со склонностью к мании величия и нарциссизму.

Разумеется, новых решений в проблеме виртуального «зависания» никто не придумал. Всему должна быть мера. Иначе даже самая безвредная игра перерастет в зависимость. А стоит ли жизнь того, чтобы убегать от нее в другую, несуществующую?