Главная · Температура · Интересные факты о подводных лодках.

Интересные факты о подводных лодках.

И тогда уже колёсный трактор выехал на берег, бросил трос и вытащил своего товарища из реки.
Вот так, помогая друг другу, они привезли геологам продукты. И геологи сказали:
- Большое спасибо вам, дорогие тракторы! Просто не знаем, что бы мы без вас делали!
А тракторы ответили:
- Пожалуйста! - и весело поехали домой.

Сказка о подводной лодке

Много лет назад, во время войны с фашистами, на одной военно-морской базе жила подводная лодка. Размерами она была меньше, чем другие лодки, и поэтому все звали её «Малютка».
Была у нашей подлодки своя команда - тридцать два моряка. Самым главным среди них был Командир: именно он решал, куда «Малютке» плыть, чтобы выполнить боевое задание. Моряки любили свою лодку, заботились о ней и следили, чтобы все её механизмы работали как часы. И «Малютка» тоже любила свою команду.
Ещё подводной лодке «Малютке» нравилось море. Когда она ныряла под воду («погружалась» - говорят подводники), то плыла среди рыб, медуз и весёлых дельфинов, которые, наверное, принимали её за кита или за очень большую акулу. А когда плыла на поверхности, пенистые волны лизали её бока, солнце ласково грело спину, а чайки летали вокруг и что-то кричали ей вслед.
Но если на горизонте показывался дым из труб вражеских кораблей, приходилось забывать обо всём. «Боевая тревога! Срочное погружение!» - громко приказывал Командир.

И каждый моряк в команде «Малютки» знал, что ему делать. Мотористы останавливали дизель - этот мощный двигатель не может, к сожалению, работать под водой. Торпедисты готовили к стрельбе грозные торпеды. Электрики включали электромоторы, и лодка быстро уходила под воду, оставляя наверху только специальную трубу с зеркалами внутри - перископ. Через него «Малютка» и Командир видели всё, что происходит на поверхности моря.
Долгие часы подкрадывалась лодка к вражеской эскадре, выбирая цель для торпедной атаки, пока не оказывалась совсем близко от какого-нибудь большого вражеского корабля. Она открывала крышки торпедных аппаратов, Командир просил её немного повернуться вправо или влево, а потом громко командовал матросам-торпедистам: «Пли!»
«Малютке» всегда нравился этот момент. Из отверстий в её носовой части, словно громадные блестящие рыбины, стремительно вылетали грозные торпеды. Сжатый воздух с огромной скоростью вращал их гребные винты, и торпеды неслись прямо к фашистскому кораблю, оставляя за собой пузырящийся пенный след.
Ну и суета поднималась тогда во вражеской эскадре! На всех кораблях выли сирены, бежали по палубам и трапам перепуганные матросы. Корабль, к которому летели торпеды, начинал разворачиваться, стараясь увернуться. Но это ему никогда не удавалось, потому что «Малютка» и её команда умели стрелять! И всегда хотя бы одна торпеда врезалась кораблю в борт.

Гремел взрыв, пламя вздымалось до самых кончиков мачт. В пробоину лилась вода. Корабль кренился на борт, и его команде ничего не оставалось, как срочно спускать на воду шлюпки. А это значило, что снаряды, танки и самолёты, которые везли на этом корабле враги, уже никогда не попадут на фронт и не будут убивать наших людей! А фашистские корабли, обозлённые потерей своего товарища, начинали охотиться на «Малютку». С помощью специальных приборов они слушали, откуда донесётся из-под воды шум её гребных винтов, а потом плыли к этому месту и сбрасывали в воду глубинные бомбы, похожие на железные бочки, наполненные взрывчаткой.
Бомбы взрывались глубоко под водой, и если «Малютка» в это время была рядом, то ей приходилось туго. Весь её стальной корпус сотрясался от взрывов. С треском лопались электрические лампочки. Люди, не успевшие за что-нибудь ухватиться, падали и больно ударялись. Летело на пол всё, что не было закреплено, а откуда-то с потолка начинала сочиться вода.
Но пока гремели взрывы, вражеские корабли не могли услышать движение лодки. Поэтому «Малютка» включала электромоторы на полный ход и старалась уйти как можно дальше, а когда взрывы стихали, снова тихо подкрадывалась к врагу на малом ходу.
Если у «Малютки» ещё оставались торпеды (а их у неё было всего четыре, гораздо меньше, чем у других подводных лодок), она продолжала боевое дежурство, а если торпед уже не было - возвращалась на базу.
Но однажды «Малютке» и её команде удалось потопить такой большой корабль, что фашисты не на шутку разозлились и решили во что бы то ни стало отомстить ей. Несколько дней подряд вражеские корабли гонялись за подводной лодкой, и ей никак не удавалось оторваться от них. Чтобы уйти от глубинных бомб, «Малютке» множество раз приходилось менять глубину погружения и изменять направление. Бомбы рвались то выше неё, то ниже, то впереди по курсу, то за кормой. В последний момент ей удавалось ускользнуть от них, но каждый раз при этом она тратила запасы сжатого воздуха (с помощью которого подводные лодки вытесняют воду из специальных баков - балластных цистерн, когда хотят всплыть), и каждый раз уменьшался у неё заряд электрических батарей. А мощный дизель - свой главный мотор, который легко мог бы эти запасы пополнить, она не могла включить, потому что под водой он работать не может!

Наконец электрические батареи почти совсем разрядились, а сжатый воздух почти закончился, но всплывать наверх было всё ещё нельзя - там на поверхности «Малютку» поджидали фашистские корабли. И тогда Командир велел ей лечь на дно моря («на грунт», как говорят подводники) и затаиться. «Малютка» плавно опустилась на мягкий морской ил и выключила электромоторы и все механизмы. Командир приказал, чтобы никто в лодке не шумел, не стучал, не топал ногами и чтобы все говорили только вполголоса. Так враги перестали слышать лодку и окончательно потеряли её.


Немного добавлю. Лаурентик (RMS Laurentic) - пассажирский лайнер, второе одноимённое судно, построенное на верфи Harland and Wolff для компании White Star Line. Лайнер служил компании с 1927 по 1936 год. За это время он дважды попадал в аварии.
Во время Второй мировой войны Laurentic был переоборудован во вспомогательный крейсер для ВМС Великобритании.
Laurentic был построен на верфи Harland and Wolff в Белфасте, заводской номер 470. Спущенный на воду 16 июня 1927 года, он стал последним судном компании, использующим уголь и турбину низкого давления. Строительство лайнера было завершено 1 ноября 1927 года.
12 ноября корабль сделал свой первый рейс между Ливерпулем и Нью-Йорком. 27 апреля 1928 года корабль был переведен на маршрут «Ливерпуль - Квебек - Монреаль», где и оставался до войны.
Основные характеристики:
Водоизмещение 18 724 тонн.
Длина 578,2 футов (176,25 м).
Ширина 75,5 фт (23 м).
Осадка 40,7 фт (12,4 м).
Двигатели паровые машины тройного расширения и турбина низкого давления.
Движитель 2 винта.
Скорость хода 16 узлов.
Пассажировместимость 1500.
Флаг - Великобритания.
Класс и тип судна - Пассажирский лайнер.
Порт приписки - Шербур.
Оператор - White Star Line.
Изготовитель - Судоверфь Харланд энд Вольф, Белфаст.
Спущен на воду - 16 июля 1927.
Введён в эксплуатацию - 1 ноября 1927 года.
Выведен из состава флота - 3 ноября 1940 года.
Статус потоплен.
Из 416 человек экипажа 49 погибли.
Любопытно,что арт вооружение у него не считая мелких брызг было очень не слабое.7x1- 140-мм, 3x1 - 102-мм!
Патроклес, так же был хорошо вооружен.Его характеристики - "Patroclus" (1923, 11 314 брт, 15узл.,6х 1 -152-мм, 2 х 1 -76-мм
С началом войны Адмиралтейство конфисковало более 50 пассажирских и грузопассажирских лайнеров средних размеров для использования в качестве вспомогательных крейсеров для патрульной и эскортной службы. Большинство вступило в строй после непродолжительного переоборудования и вооружения в конце 1939 - начале 1940 г. Для повышения живучести межпалубное пространство заполнялось пустыми бочками. Эффективность подобной меры иллюстрирует тот факт, что для потопления "Forfar", "Salopian" и "Patroclus" понадобилось 5, 6 и 7 торпед соответственно.
В 1941 - 1943 гг. "Alcantara", "Asturias", "Canton", "Pretoria Castle", "Queen of Bermuda", "Cilicia" и "Corfu" оснастили катапультой и 1 - 2 гидросамолетами.
В 1939 - 1941 гг. вспомогательные крейсера понесли очень тяжелые потери - 15 единиц, после чего в Адмиралтействе пришли к выводу об ошибочности использования столь крупных кораблей в качестве вспомогательных крейсеров, поскольку в роли войсковых транспортов они могли принести гораздо большую пользу (интересно, что менее чем через год после начала войны у командования германским подводным флотом сложилось похожее мнение в отношении ценности английских вспомогательных крейсеров как обьектов атаки - с середины 1940 г. войсковые транспорты рассматривались германскими подводниками как более важная цель). С 1941 г. начался постепенный вывод бывших лайнеров из класса вспомогательных крейсеров. Этот процесс в основном закончился в 1943 г., хотя ряд кораблей продолжал числиться вспомогательными крейсерами, но использовались они уже совсем по другому назначению.
Подводными лодками потоплены: "Carinthia" - 7.6.1940 (герм. ПЛ U-46); "Scotstoun" - 13.6.1940; "Andania" - 15.6.1940; "Transylvania" - 10.8.1940 (герм. ПЛ U-56); "Dunvegan Castle" - 28.8.1940 (герм. ПЛ U-46); "Patroclus" и "Laurentic" - 4.11.1940 (герм. ПЛ U-99); "Forfar" - 2.12.1940; "Rajputana" - 13.4.1941; "Salopian"-13.5.1941.
Надводными кораблями уничтожены "Rawalpindi" - 23.11.1939 герм. ЛК "Schanhorst"; "Jervis Bay" - 5.11.1940 герм. KPT "Admiral Scheer"; "Voltaire" - 4.4.1941 герм, вспомогательным крейсером "Thor".
"Hector" потоплен герм, авиацией 5.4.1940. На "Comorin" 6.4.1941 произошел сильный пожар и он затоплен экипажем. Кроме того, "Asturias" поврежден в апреле 1944 г. и не восстанавливался.

Подводные лодки - удивительные машины. Вот только так ли много мы о них знаем на самом деле? Может статься так, что и половина представлений, почерпнутая из рассказов и кино, не соответствует действительности, ведь в реальности все обычно обстоит на порядок сложнее. Поэтому читаем и пытаемся разобраться, что же не так со всеми этими подлодками.


1. Бой, которого не было

Во время Второй мировой войны Лафайет Рональд Хаббард, командуя небольшим кораблем, однажды провел 68-часовую битву с двумя японскими подводными лодками, которые, по его утверждению, определенно затонули. Впоследствии проведенное расследование пришло к выводу, что в этом районе никогда не было подводных лодок.

2. Конспирация



Во время Второй мировой войны метеорологические сообщения в Америке подвергались цензуре, чтобы предотвратить перехват погодных сводок подводными лодками противника (которые могли в условиях плохой видимости атаковать побережье США). Однажды во время футбольного матча в Чикаго поле было настолько затянуто туманом, что диктор радио не мог ничего разглядеть на нем. В итоге его официально поблагодарили за то, что диктор ни разу не упомянул слово «туман» и не упомянул о погоде.

3. Тайны ЦРУ



Буровое судно стоимостью 350 млн долларов, построенное в начале 70-х годов американским миллиардером Говардом Хьюзом для сбора минералов со дна океана, фактически было прикрытием для ЦРУ. Американцы использовали его для подъема затонувшей советской подводной лодки с ядерными ракетами на борту, со дна Тихого океана (с глубины 5 километров).

4. Все не так, как кажется



Зачастую люди думают, что военные субмарины делают для того, чтобы они сражались друг с другом. Только один раз в истории подводная лодка преднамеренно затопила другую подводную лодку.

5. Опасное наследие



Американская атомная подводная лодка, которая затонула на глубине 3 километра в Атлантическом океане в 1968 году, все еще находится на дне (причем ее местонахождение было установлено с помощью батискафа). Ядерный реактор и ядерное оружие подлодки так и не подняли со дна.

6. Нет места конкурентам



Пентагон испугался в 1980-х годах, когда его специалисты поняли, что Финляндия вопреки ожиданиям сумела построить две подводные лодки «Мир», способные погружаться на глубину 6000 метров. США вынудили Финляндию закрыть разработки, угрожая стране серьезными санкциями.

7. Загадка пучины



Поскольку звук может проходить через воду лучше, чем через воздух, потенциальное количество децибел значительно увеличивается. LFA Sonar, используемый подводными лодками, способен воспроизводить самый громкий искусственный звук, достигающий 200+ децибел. Морские биологи полагают, что морские существа могут выбрасываться на берег, чтобы избежать громких техногенных звуков.

8. Подводная крепость Судного дня



Британская подводная лодка HMS Artful может оставаться погруженной под воду в течение 25 лет без всплывания на поверхность. Одна из проверок, которая британская атомная подводная лодка делает для того, чтобы выяснить, продолжает ли правительство функционировать, это проверка того, продолжается ли вещание Радио BBC 4.

9. Космическая иголка



В 1960-х годах, опасаясь, что подводные кабели связи могут быть перерезаны подлодками СССР, военные США отправили 480 000 000 медных игл в космос для обеспечения своей коммуникационной инфраструктуры. Иглы выступали в качестве зеркала для радиоволн, обеспечивая связь между удаленными объектами.

10. Раскрыть конверт, нажать кнопку



Великобритания имеет 4 атомные подводные лодки в качестве сил ядерного сдерживания. На борту каждой из них есть «письмо последней надежды». Эти письма содержат указания, что делать, от нынешнего премьер-министра, на тот случай, если правительство будет уничтожено ядерной атакой. У премьер-министра есть только четыре варианта выбора из указаний, и эти письма уничтожаются нераскрытыми во время смены премьера в стране.

Эксцентричные миллионеры в большинстве своем увлекаются дорогостоящими «игрушками», среди которых не только частные самолеты и корабли, не говоря о шикарных авто, гигантских особняках, но и подводные лодки в личной собственности. О них пойдет речь в данной статье.

Общие сведения

Частная подводная лодка - тренд, который могут позволить себе деловые богатые люди мира. Это уже мало кого удивляет. На протяжении долгого времени использовались субмарины для таких целей, как военные или научные. Сегодня стать владельцем собственного транспортного средства, которое бороздит подводные просторы океанов, может любое частное лицо.

В первое десятилетие текущего столетия частные субмарины появились на рынке. Они прочно обосновались как эксклюзивный товар, спрос на который постоянно растет, несмотря на баснословную цену. Имеются сведения, что судов типа «Тритон» в настоящее время существуют сотни, но никому не известны их владельцы. Стоит субмарине оказаться на воде, как ее дальнейшее передвижение практически невозможно отследить даже с использованием сверхмощных поисковых систем, которыми располагают военные ведомства высокоразвитых стран. А если ее ход осуществляется под льдинами, шанс на обнаружение судна и вовсе исчезающее мал.

Подлодка "Наутилус"

Частная "Наутилус" до момента ее затопления считалась самой крупной в мире. Это третье по счету судно, построенное Петером Мадсеном - художником, изобретателем, владеющим специальностью инженера по строительству двигателей аэрокосмического назначения. Эта частная подводная лодка считалась одной из самых надежных. На воду была пущена в 2008 году.

"Наутилус" достигает в длину около 18 метров, корпус имеет ширину два метра. Согласно расчетам, подлодка способна погружаться на 400-метровую глубину. Однако реально не опускалась в воду больше, чем на 100 метров. На глубину перископа погружается быстро, в течение восьми секунд, но всплывает медленнее.

Частная подводная лодка "Наутилус" имеет спартанский интерьер: лестницу, гальюн, мини-бар, стереосистему и цифровое телевидение. На борту корабля могут разместиться восемь человек, половина из них имеют возможность переночевать там. Примечательно то, что не составляет труда управлять подлодкой одному человеку.

Это судно называют «желтой субмариной». Оно является собственностью Пола Аллена - сооснователя компании Microsoft. Длина субмарины составляет 12 метров. Под водой она может оставаться целую неделю.

На Кипре, в районе Айя-Напы, расположен Yellow submarine - это корабль, предлагающий получить детям и взрослым незабываемые впечатления. уникальна по своей конструкции, которая позволяет увидеть подводный мир Средиземноморского бассейна без риска для жизни. Это своего рода аттракцион, расположенный на воде.

В подводной части корабля имеются большие иллюминаторы, через которые пассажиры могут наблюдать за многими уникальными обитателями подводного мира и видеть его ландшафт. Кроме этого, гостям корабля предлагаются интересные шоу, купанье во время остановок, посещение пещер под водой.

Подводная лодка "Тритон"

Две модели субмарины с индексом 1000 рассчитаны на двух или трех человек. Они предназначены для отдыха и развлечения. В длину лодка достигает четыре метра, в ширину - три, почти квадратная. Обладает способностью погружаться до одной тысячи метров в глубину. Она имеет форму пузыря. На ней можно совершать морские прогулки и заниматься наукой благодаря панорамному виду, который открывается из прозрачной капсулы. Темные подводные глубины освещаются мощными светодиодными фарами.

На двух аналогичных моделях (индекс 3300) можно проводить донную разведку. Пятая, которая только проектируется, предназначена для научной работы, хотя и ее может приобрести частное лицо, у которого очень много денег. Сегодня много фирм занимаются разработкой мини-субмарин. Несколько моделей уже появились на рынке.

Одной из них является Triton 36000/3. Это уникальная подводная лодка. Ее конструкция ультракомпактная, а конфигурация вертикальная, благодаря чему погружение субмарины происходит очень быстро, как и всплытие на поверхность. Максимальная глубина погружения составляет 11 км, лодка массой в девять тонн преодолевает такое расстояние всего за пару часов.

Главным достоинством этой модели является универсальность. Во-первых, с управлением субмарины может справиться один человек, хотя помещается на борту три. Во-вторых, благодаря размерам и маневренности, ее можно использовать для любых целей: научных, поисковых и просто для отдыха.

Субмарина работает от электродвигателя, энергия которого рассчитана на 16 часов. На такое же время хватит основного запаса кислорода. На случай непредвиденных ситуаций на борту имеется резервный запас воздуха на 96 часов.

Seattle 1000

Размеры этого судна впечатляют: длина составляет 36 метров, высота - с трехэтажное здание. Под водой способно находиться в течение трех недель. Может плавать на расстояние 3000 миль, или 5,5 тыс. километров. На подлодке можно отправиться в подводное путешествие.

Субмарина Seattle 1000 является мегаглубинным судном, имеющим пять кают и столько же ванных комнат, два зала для тренировок, кухню, винный погреб, гостиную, палубу для отдыха пассажиров, отсек на корме для ныряльщиков. Данная субмарина - одна из самых роскошных во всем мире.

Грандиозный проект мира Phoenix 1000

Его цель - постройка отличающейся небывалой роскошью. Но пока это только проект. Субмарина должна стать самым большим судном столетия, которое может быть в личном владении. Частная подводная лодка Phoenix 1000 будет иметь площадь внутреннего пространства, равную 460 м 2 . Благодаря открытым внутренним областям, большим смотровым окнам и существенным объемам в целом субмарина выглядит таким же роскошным судном, как моторные яхты, причем самые престижные.

Очевидным является то, что данная подводная лодка, в отличие от простой яхты, предоставляет возможность для исследования глубинных вод мирового океана, комфорт и безопасность при этом обеспечены. Частная подводная лодка может осуществлять трансатлантические переходы, развивая при этом скорость 16 узлов.

Преимущество по размерам

Субмарина Phoenix 1000 имеет неимоверные размеры: длина составляет 65 метров, ширина - восемь, водоизмещение - 1500 тонн. Несмотря на внушительные цифры, судно обладает великолепными гидродинамическими свойствами. Предполагается, что скорость его движения на глубине погружения и поверхности будет гораздо больше, чем у аналогичных судов маленьких размеров.

Флайбридж

Эта область субмарины Phoenix 1000является верхним уровнем судна, как у яхты. Отличие лишь в том, что используемый материал обладает способностью погружаться. Много места здесь отведено для отдыха и размещения различных установок, например, навигационных огней, радиоантенны и других.

Кают-компания Phoenix 1000

Она расположена под флайбриджем. В эту область будут входить акриловые секции в виде цилиндров, диаметр которых равен 210 сантиметрам, толщина - 20. В длину кают-компания составляет 12 метров. Внутреннее обустройство отличается комфортом. Пассажиры могут наслаждаться видами окружающего пространства на поверхности и глубине.

В августе 2017-го (11 числа) этого года весь мир узнал о трагедии, произошедшей у берегов государства Дания. В этот день стало известно о пропаже "Наутилуса". Самая большая частная подводная лодка вышла из Копенгагена и направлялась к берегам цивилизованной страны - Швеции.

Предполагалось, что в плавание отправились два человека: инженер, владелец, капитан лодки Петер Мадсен и женщина-журналистка Ким Уолт. Лодка утонула, мужчину нашли живым. Он поведал, что на борту был один, хотя жених Ким утверждает, что за день до путешествия на подлодке он разговаривал с невестой.

Через 12 дней тело женщины было найдено, но оно не имело головы и конечностей. Его ДНК совпадает с генетическим кодом Ким Валль. Сейчас ведется следствие.

На Yellow submarine счастливому обладателю сертификата предлагается погрузиться вместе с дайвером на глубину. А еще можно стать рыбаком и поймать крупного тунца или даже акулу.

Съемка документального фильма о гигантском кальмаре осуществлялась с использованием субмарины "Тритон".

Субмарины - это особый класс судов, способных совершать плавание в подводном положении и атаковать противника с больших глубин, оставаясь незамеченными. Некоторые серии подводных лодок несут на борту тактические и стратегические ядерные ракеты. Благодаря скрытности и возможности подолгу находиться под водой, подлодки являются важной составляющей флотов многих стран.

Подводный мир

Человечество тянуло не только в небо, но и в морскую пучину. Люди издревле задумывались о возможности совершать погружения под воду с целью добычи даров моря, поднятия с глубин затонувших ценностей, для ремонта днища кораблей.

Первые погружные аппараты представляли собой своеобразный колокол, в котором находились 1-2 человека. В хрониках упоминается, что подобные конструкции применялись для разведывательных целей в армии Александра Македонского, а это IV век до нашей эры! Конечно, субмариной это назвать было сложно, скорее устройство напоминало акваланг.

Внутри колокола образовывался воздушный пузырь, удерживаемый давлением воды, которым некоторое время могли дышать первые водолазы. Однако стоило колоколу чуть повернуться набок при погружении, поднятии или волнении на море, как скопившийся воздух пузырями вырывался наружу, и находившиеся внутри люди часто погибали.

Кто первый?

Учитывая сообразительность человека, можно предположить, что подводные аппараты существовали еще в древности. Однако твердых доказательств их применения ученые не имеют. Доподлинно известно, что идею самодвижущегося под водой судна предлагал еще в конце XV века Леонардо да Винчи, который не только сделал чертежи, но и создал макет подводного корабля. Про субмарину он написал в своем дневнике, однако подробностей не представил. Несмотря на перспективность идеи, техническое развитие не позволяло реализовать ее на практике. Кроме того, итальянский гений опасался за последствия: он понимал, что алчные правители наверняка превратят его изобретение в смертоносное оружие.

Первые субмарины, согласно косвенным свидетельствам, создали на Дальнем Востоке. Есть записи о том, что просмоленные «бочки» на весельной тяге использовали корейцы в XVI веке для тарана кораблей во время войн с японскими завоевателями. Возможно, они подсмотрели идею у изобретательных китайцев.

Старушка Европа

Начиная с XVI века и в Европе активно развивалась тема создания субмарин. Это было обусловлено техническим прогрессом, развитием наук и частыми войнами, требовавшими более совершенных видов вооружения. Около испанской столицы Толедо на реке Тежу в XVI веке было испытано некое подводное судно в присутствии Карла V - тогдашнего Императора Священной Римской империи.

В 1578 году достаточно подробный чертеж подводной лодки представил публике британец Уильям Борн. Впрочем, его конструкция призвана была продемонстрировать саму возможность нахождения под водой и практического значения не имела. На судне не было даже места для экипажа.

Далее последовала череда конструкций, предлагаемых в основном инженерами и учеными Туманного Альбиона. Аппараты, способные двигаться под толщей воды, стали называть на английский манер - субмаринами. Буквальное значение слова «субмарина» - «под морем». В России прижилось другое название - «подводная лодка».

Практическое воплощение

Теоретическое накопление материала в конечном итоге привело к практической реализации революционной задумки. В 1620 году по настоянию британского монарха Якова I голландским инженером-механиком Корнелиусом Дреббелем была изготовлена первая субмарина, чье существование зафиксировано в документах. Она имела весельную тягу и приводилась в движение 12 гребцами. По другой информации, она была слишком неповоротлива и фактически буксировалась кораблем.

Помимо самой конструкции, голландец разработал некую жидкость, поглощавшую углекислый газ, выдыхаемый экипажем. Тем самым, автономность плавания значительно повышалась. К сожалению, ее состав не сохранился.

Было создано несколько улучшенных модификаций подлодки. Хотя исследования носили сугубо научный характер, военные сразу смекнули, какой невероятный потенциал у данного изобретения.

Конкуренция

Голландцы недаром слыли великолепными корабелами. После изобретения соотечественника Корнелиуса Дреббеля, состоявшего на службе у британских монархов, собственную подлодку построили в Нидерландах. Судно длиной 72 фута было испытано в Роттердаме в 1653 году.

Следом за англичанами и голландцами за разработку подлодок взялись французы. В 1690 году Дени Папен, физик и изобретатель, сконструировал первый французский подводный аппарат. Его особенностью был насос, создававший избыточное давление внутри корпуса, в результате вода не проникала внутрь. Водяной насос регулировал плавучесть судна.

Первой подлодкой, которая самостоятельно ныряла и совершала перемещения в толще воды, стала Sub Marine Explorer, созданная инженером Юлием Кройлем. Ржавый корпус немецкой субмарины до сих пор находится у одного из Багамских островов, являясь свидетельством эпохи невероятных технических изобретений и научных открытий.

Россия

До Петра I российских правителей не волновали неведомые аппараты для подводного плавания. Но молодой царь, живо интересовавшийся техническими новинками, вынашивал идею создания целого подводного флота. К сожалению, его ранняя смерть помешала амбициозным планам.

10 лет (начиная с 1718 года) по приказу Петра I разработкой «потаенного судна» занимался самоучка Ефим Никонов. Первые испытания модели прошли в 1721 году и были вполне успешными. В 1724 году под пристальным взором царя прошло погружение полноразмерного судна, рассчитанного на 4 человек (по другим данным, на восьмерых). Субмарина представляла собой огромную бочку с окошком, башенкой и парой весел. При погружении тяжелая конструкция стукнулась о дно, корпус треснул.

В 1835 году генерал Карл Шильдер построил на верфях петербургского завода «Берда» подлодку, вооруженную мортирой. Она имела паровой двигатель. Чертежи ее конструкции не сохранились.

Начиная с 1850-х годов в Морское ведомство начали массово поступать проекты подводных судов, однако они были конструктивно несовершенны. После завершения Крымской войны интерес к этой теме возрос. Собственную субмарину построил генерал Герн, которая, впрочем, долгое время без дела простаивала в Кронштадте. Наиболее удачной оказалась конструкция владельца фотомастерской Ивана Александровского. В 1865 изобретатель предложил идею торпедных аппаратов, а годом позже построил подлодку. Его субмарина - это образец надежности, экономичности и эффективности. Работая на сжатом воздухе, подводная лодка запросто проходила 42 мили.

В 1878 году в Одессе инженер Степан Джевецкий построил действующую подлодку для установки мин. Корпус был металлическим, длиной 19 футов. Для гребного винта использовался велосипедный привод, приводимый в действие четырьмя членами экипажа. В 1884 году изобретатель усовершенствовал конструкцию, заменив ножной привод электрическим. Было построено 15 судов.

Преимущества перед надводными кораблями

Среди преимуществ субмарины:

  • Возможность совершать тайные путешествия, незаметно высаживать разведчиков и диверсантов на неприятельский берег.
  • Безопасное перемещение по морю: подводному судну не страшны приливы и шторма, ведь волнение воды на глубине более 5-10 метров фактически не ощущается.
  • Возможность наносить удар по корпусу вражеского корабля под ватерлинией, что приведет к его быстрому затоплению.
  • Преодоление морской блокады осажденных городов, крепостей, гарнизонов: доставка пропитания, боеприпасов, почты, секретной информации.
  • Исследование подводного мира, проведение научно-исследовательской работы.

Послесловие

Сегодня даже дети знают, что такое субмарина. Современные «подводные крейсеры» в технологическом плане сильно отличаются от неповоротливых и тихоходных подлодок прошедших столетий. Оснащенные электрическими, дизельными и даже атомными движительными установками, они позволяют месяцами плавать в толще воды, преодолевая никем не замеченными тысячи миль.

Подводные суда применяются не только в военных целях. Глубоководные аппараты незаменимы при исследовании морских глубин, поиске затонувших кораблей. Мини-подлодки со стеклянным дном используются в туристическом бизнесе. Одно время существовали скоростные почтовые подводные лодки.