Главная · Температура · Какие блюда и напитки можно употреблять на Крещение Господне? Гадания на Крещение. Когда происходит купание в проруби на Крещение Христово

Какие блюда и напитки можно употреблять на Крещение Господне? Гадания на Крещение. Когда происходит купание в проруби на Крещение Христово

Праздник Крещения ежегодно отмечают 19 января. Приметы и традиции, собранные многими поколениями, дошли до наших времен и по сей день пользуются популярностью.

Один из самых почитаемых праздников среди православных христиан - Крещение Господне. Приметы, которые замечали в этот день, помогали предугадать последующие события. Главной крещенской традицией остается купание в проруби. В ночь с 18 на 19 января верующие окунаются в крестообразные освященные полыньи, чтобы символически повторить омовение Христа в реке Иордан. Вода в этот день обретает целебные свойства , избавляет от физических и духовных недугов. Поэтому верующие набирают крещенскую воду с собой и хранят ее в течение всего года.

Традиции и приметы на Крещение

Православные христиане отмечают праздник в кругу семьи за праздничным столом. Во время поста соблюдается диета, поэтому стоит воздержаться от употребления мяса и алкоголя. По традиции первым пробует пищу тот, кто последним искупался в проруби .

В Крещение хозяйки окропляют свой дом святой водой, тем самым изгоняя нечисть и привлекая в жилище благодать. В этот день исключены ссоры и конфликты. Семьи ходят друг к другу в гости с песнями и колядками.

Считается, что предложение руки и сердца 19 января является залогом долгой и счастливой семейной жизни. Договор между родителями жениха и невесты благословлялся на небесах. Матери невесты и жениха в этот радостный день просили наградить пару здоровым и крепким потомством и шили символические распашонки для будущих внуков. Младенцы, появившиеся на свет, крестились в этих одеждах.

По поверьям, снег в праздник Крещения также обладает целебными свойствами. Хозяйки использовали его для того, чтобы очистить добела постельное белье, а молодые девушки умывались снегом - считалось, что это придаст красоты и привлекательности. Сейчас крещенский снег набирают и относят в дом. Им умывают и детей, чтобы те росли здоровыми и крепкими.

Следили наши предки и за погодой. Она являлась точным показателем того, как пройдет год. Обилие снега, а также чистое и яркое небо предвещали богатый урожай хлеба. Иней на деревьях сулил большое количество грибов, ягод и орехов летом. Если же снега было мало, готовились к засушливому лету. Счастливым знаком считали многоголосый заливистый лай собак - он предвещал обилие дичи в угодьях.

Традиционным занятием на Крещение было также избавление своего жилища от негативной энергии. Дом проветривался, а по углам рассыпалась соль, которая служила непреодолимой преградой для нечистой силы . Церковные свечи помогали зарядить дом положительной энергетикой и привлечь благополучие. Их зажигали в каждом помещении и внимательно следили за огнем - ровный и чистый свет означал, что в доме лад и мир, а потрескивание, чад и мигание свечного огонька означало, что в доме нечисто.

Считается, что люди, принявшие таинство крещения в этот день, становятся удачливыми и несут в себе частицу Божьей благодати.

Приметы, собранные нашими предками , по сей день актуальны и используются современниками. Помолитесь за своих близких и пожелайте им праведной и счастливой жизни. Используйте каждый день для того, чтобы стать лучше и не забывайте нажимать на кнопки и

19.01.2017 02:05

Каждый год православный христианский мир отмечает один из важнейших праздников - Крещение Господне. В этот...

Экология жизни: Крещение Господне - один из великих двунадесятых праздников, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещение Господне празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Праздники Рождества Христова и Крещения Господне связанны между собой святками и составляют единое торжество – праздник Богоявления.

Сущность Праздника

Крещение Господне - один из великих двунадесятых праздников, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещение Господне празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Праздники Рождества Христова и Крещения Господне связанны между собой святками и составляют единое торжество – праздник Богоявления. В единстве этих праздников являются все три лица Пресвятой Троицы:

    в Вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий;

    при крещении Сына Божиего, из отверстых небес "Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь" (Лк. 3, 22);

    и был слышен Глас с Небес провозгласивший: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение".

Богослужение

Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием.

Особенность этого Праздника составляют два великие водоосвящения (малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время). Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме. Второе - в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.

В день Крещения обряд освящения воды совершается в проруби, сделанной в виде православного креста. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено было в воспоминание крещения Господня. Второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Поэтому Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан.

Библейские события

Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве плотницким ремеслом.

Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому.

Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему”.

Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него.

У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым”.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Иисус Христос не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни. Но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения.

Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”.

Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом "тотчас” церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки.

Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).

После своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на Землю. Иисус Христос сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Место расположения Святого Крещения

Место, в котором проповедовал и крестил Иоанн Креститель, согласно церковному преданию, называлось Вифавара (местность за Иорданом, где находилась переправа чрез реку, чем и объясняется название города - дом переправы.

Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено. С XVI века им считается место, где сейчас находится греческий монастырь Святого Иоанна Предтечи , в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона и в 5-ти километрах от впадения реки Иордан в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось “Паломническим бродом”, из-за множества паломников стекавшися сюда для омовения в водах Иорданских.

Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этим же путем ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

Православные Святки

Святки в православии - это двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января. Часто также святки именуются святыми вечерами, в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после торжества Рождества Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это служили 13 бесед св. Ефрема Сирина, вымолвленных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.

Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается духовным уставом преподобного Саввы Освященного.

То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., круглые дни от Рождества Христова до Богоявления наречены праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих пунктах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднований того же времени.

Работает православный закон который запрещает "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старым идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и напевало соблазнительные песни ". опубликовано

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Крещение. И. Айвазовский. 1890-е гг. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

Крещенский Сочельник (Сочевник) - это народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» - постного блюда, которое верующие едят в этот день. Сочиво - это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. В церковной же традиции это время называется Навечерие Крещения Господня или Навечерие Богоявления.

Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого, то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу.

Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год - Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота.

В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть примерно до полудня 18 января. По традиции же верующие вкушают сочиво. По сути, Крещенский Сочельник - это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня - не постный.

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане.

И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос.

В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей.

Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.

Обряд крещения Христа по его просьбе совершил Иоанн Креститель. Во время крещения на реке Иордан на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». По христианским учениями именно в этот день Бог явился в трех лицах: Бог Отец — в голосе, Сын Божий — во плоти, Дух Святой — в виде голубя. Потому праздник Крещения зачастую именуют Богоявлением. Праздник Крещение Господне очень важен. Считается, что именно крещение явило миру Спасителя, который взял на себя все грехи человечества. Об этом писал еще Иоанн Златоуст. И именно с момента крещения Иисус начал проповедовать слово Божье и просвещать людей.

До сих пор главные традиции праздника Крещение связаны с водой. А духовенство на праздник Крещения по традиции облачается в белые ризы.

Как праздновать Крещение Господне

Празднование Крещения Господня (19 января) начинается накануне - 18 января. Этот день называется Крещенский Сочельник, а также Голодная Кутья. По аналогии с Рождественским Сочельником, в день перед праздником Крещения Господня необходимо соблюдать строгий пост . Также накануне праздника Богоявления православные готовили постную кутью . Праздничный ужин в Крещенский Сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель.

Кутья, коливо, канун — ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (ячменя, риса - сарацинского пшена или других круп), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока или варенья.
Важным событием Крещения Господня и Богоявления является водосвятие . На реке или на озере, во льду заранее вырубается крестообразная полынья, называемая Иорданью. С наступлением полночи священники освящают воду в полынье, и верующие совершают омовение в освященной воде. Люди не боятся холода, поскольку купание на Крещение - это символическое очищение от грехов, духовное перерождение. Праздника Богоявления верующие ждут с нетерпением, и когда Крещение Господне наступает, православные обязательно посещают церковь , чтобы вспомнить о чудесном событии, изменившем мир.

Как правильно купаться на Крещение

Для верующих купание на Крещение означает приобщение к особой благодати Господа, которую он посылает на всю воду в этот день. Также считается, что вода на Крещение приносит здоровье, как телесное, так и духовное. В то же время церковь предостерегает от того, чтобы придавать данной традиции какой-либо магический смысл.

  • Правила купания на Крещение
Проруби или иордани, в которых купаются на Крещение, освящаются. Жестких правил для желающих окунуться в иордань на Крещение не существует. Но все-таки принято быстро погружаться с головой в воду 3 раза, при этом креститься и произносить: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Традиционно считается, что в Крещение купаться надо в рубашках, а не в купальниках, чтобы не выставлять напоказ свои телеса.


Крещенская вода - чудесные целебные свойства

Во всех освященных в Крещение Господне источниках, вода становится святой и целебной. Считается, и это имеет множество подтверждений, что крещенская святая вода имеет чудесные и целебные свойства:

  • Верующие берут ее с собой - крещенская святая вода имеет способность не портиться в течение долгого времени.
  • Крещенская вода пьется в течение года натощак, ее бережно хранят как святыню и лечат болезни как телесные, так и душевные.
  • Святой крещенской водой можно окроплять жилище, чтобы изгнать злых духов и привнести в дом благодать Божью.

Где взять крещенскую святую воду

Если хотите после купания набрать освященную крещенскую воды, необязательно приходить с канистрами. Хватит небольшой бутылочки. По христианским канонам любую воду можно сделать святой, если добавить в нее немножко крещенской - из храма или из иордани. Праздничные богослужения будут проходить во всех православных церквях в ночь с 18 на 19. Но приходить именно в этот день необязательно. Как объясняют в Московской патриархии, вода становится святой после специального водосвятного молебна. Доступ к емкостям с крещенской водой будет открыт в церквях несколько дней. К тому же в Крещение, как ожидается, за святой водой выстроятся очереди, а подъехать к храмам будет сложно. По правилам безопасности в дни больших религиозных праздников парковка около храмов ближе 50 метров запрещена.

Когда набирать крещенскую воду

Чин Великого освящения воды (Великая агиасма) совершается в Крещенский сочельник (18 января) после Божественной литургии и 19 января — в сам день Крещения Господня. В течение обоих дней в любом храме можно набрать крещенской воды. Оба раза вода освящается одним чином, поэтому нет никакой разницы в том, когда набирать воду — в Сочельник или в сам Праздник Крещения.

Если же вы решили набирать крещенскую воду из-под крана и хотите занать, когда это лучше сделать. Набирать воду на Крещение лучше во временном промежутке с 00:10 до 01:30 в ночь с 18-го на 19-ое января. Однако набирать крещенскую воду можно и позже - до 24:00 19 января.

Что нужно знать перед тем, как набирать воду на Крещение:

  • крещенскую воду лучше набирать не бездумно, а после участия в церковной службе (в церкви) или молитвы (дома);
  • наливать воду на Крещение нужно в посуду без какой-либо маркировки - лучше в специальный кувшин или флягу, купленные в церковной лавке (ни в коем случае не в пивную бутылку)

Считается, что крещенская вода обладает целебными свойствами. Ее можно пить при болезни натощак и умываться, чтобы быть здоровым. Пить крещенскую святую воду нужно с молитвой, попросив у Всевышнего духовного и физического здоровья. И вовсе не обязательно брать ее про запас, много должно быть не воды, а веры.

Крещение - народные традиции

Ранее существовали особенные народные традиции празднования Крещения Господня или Богоявления. Например, на Крещение было принято выпускать голубей - в знак Божественной благодати, снизошедшей на Иисуса Христа. Другие народные традиции на Крещение известны по преданиям.

На Руси в день Крещения Господнего, как только первый церковный звон позовет к заутрене, благочестивые верующие разжигали на берегу огонь, чтобы Иисус Христос, который крестился в Иордане, мог также погреться у костра.

Иордань начинали готовить за неделю до Крещения: прорубали полынью на реке, выпиливали большой крест и ставили его над прорубью. Изо льда выпиливали и престол. Елочными ветками украшали «царские врата».

Утром в день праздника после богослужения все шли к реке. После освящения воды в реке все собравшиеся набирали ее в свою посуду. Считалось, что чем раньше зачерпнешь ее, тем она будет святее. Находились смельчаки, которые купались в Иордани, помня, что в освященной воде простудиться нельзя.

Потом все шли домой. И пока женщины накрывали на стол, старший в семье мужчина окроплял Богоявленской водой все хозяйство. Перед едой все пили освященную воду. Поев, девушки спешили к реке — умыться в «иорданской воде», «чтобы лица были розовыми».

После Крещения запрещалось стирать белье в реке. По поверью, когда священник погружает крест в воду, вся нечистая сила от страха выпрыгивает оттуда, а потом сидит на берегу и ждет, когда появится кто-нибудь с грязным бельем. Как только белье опускают в реке, по ней, как по лестнице, вся нечистая сила уходит в воду. Поэтому считалось, что чем позже женщины начнут стирать, тем больше вымерзнет нечести от Крещенских морозов.

Гадания на Крещение

Были и другие традиции - считалось, что в Крещенскую полночь происходят чудеса: на мгновение стихает ветер, воцаряется полная тишина и открываются небеса. В это время можно высказать заветное желание, которое обязательно сбудется.

Существует на Крещение еще одна традиция, которая, правда не одобряется церковью. 19 января заканчиваются Святки - период гаданий на Руси. В Крещенскую ночь девушки стремились понять, что же ожидает их в будущем, выйдут ли они замуж, будет ли год удачным.

Крещение - народные приметы

Издревле с Крещением было связано множество народных примет. Многие из них были связаны с хозяйственной деятельностью крестьян или предсказывали погоду. Так, например, народные приметы на Крещение гласят:

  • Если на Крещение погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю.
  • Полный месяц на Крещение - к большому весеннему разливу.
  • Звездчатая ночь на Крещение — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды.
  • На Крещение будет оттепель — к урожаю, а ясный день на Крещение - к неурожаю.
  • Ветер подует с юга на Крещение — будет грозовое лето.
  • Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев.

Когда на Крещение много лаяли собаки, ждали удачливого охотничьего сезона : Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи. На Крещение не кормят кур, чтобы огородов летом не копали и рассаду не портили.

Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами. Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи.


Как правильно купаться на Крещение, чтобы не заболеть

На Крещение купается и стар, и млад. Но без особой подготовки купаться детям и старикам может быть опасно. Лучше готовиться заранее постепенно закаливаясь обливанием холодной водой дома в ванной. Меры предосторожности небходимо соблюсти всем, кто решил совершить купание на Крещение. Врачи предостерегают от купания на Крещение людей с гипертонией, ревматизмом, атеросклерозом или туберкулезом. Купаться на Крещение недопустимо и при других острых хронических заболеваниях. Медики предупреждают, что купание в ледяной воде может привести к негативным последствиям. Ведь зимнее купание в проруби приводит в максимальное напряжение все механизмы терморегуляции человека и это может вызвать шок.

Ну а если вы здоровы, то придерживайтесь следующих рекомендаций, как правильно купаться на Крещение :

  • купаться в Крещение можно лишь в проруби, где обустроен специальный вход в воду;
  • никогда не ходите купаться на Крещение в одиночестве, рядом должен быть человек, который сможет помочь, если нужно;
  • перед купанием запрещены алкоголь и сигареты, не стоит купаться на голодный желудок или сразу после принятия пищи;
  • возьмите с собой плед, а также удобную для переодевания одежду.

Богоявление - это праздник с историей и богатыми традициями. Но главное, конечно, — не обрядность, а великий смысл, который он несет. Православный праздник Крещение Господне имеет огромное значение для верующих, ведь это день, когда происходит духовное обновление человека.

Где купаться в Москве на Крещение

Выбор мест для купания на Крещение 2018 в Москве большой. Будет оборудовано порядка 59-ти купелей, чтобы все смогли пройти обряд купания. Оборудованы они будут так, что люди смогут спокойно раздеться, растереться, совершить купание и выпить горячего чая. Если выбираете по метро, то вам поможет эта информация - здесь ряд адресов для купания в Москве на Крещение 19 января 2018 года: метро Выхино - Зона отдыха Белое Озеро, Каскад Путяевских прудов - парк Сокольники, метро Щелковская - Бабаевский пруд, метро Лермонтовский проспект - парк Косинский, Крюковский лесопарк, метро Строгино - парк поселка Рублево, метро Коньково - парк Теплый стан, метро Новогиреево - пруды Радуга, метро Крылатское - парк Серебряный бор, метро Полежаевская - парк на Филевском бульваре, метро Новокосино - озеро Мещерское, метро Измайловская - парк Измайлово.

Крещенские купания пройдут с 18 часов 18 января до полудня 19 января. Массовый выход людей на лед не предусмотрен. Толщина покрытия в настоящее время не превышает 15 — 20 сантиметров. Все места купания оборудуют безопасными подходами и спусками к воде. Для комфортного проведения обряда установлены обогреваемые раздевалки, туалеты и освещение. Участников купаний обеспечат горячим питьем и местами для обогрева.

Если выбираете места для купания на Крещение по округам, читайте ниже:

Где купаться на Крещение - Центральный округ ЦАО

  • купель в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке;

Где купаться на Крещение - Северный округ САО

  • Большой Садовый пруд;
  • Прибрежный проезд, вл.7;
  • Водный стадион "Динамо";

Где купаться на Крещение - Северо-Восточный округ СВАО

  • Дворцовый пруд (1-я Останкинская, возле д. 7).

Где купаться на Крещение - Восточный округ ВАО

  • Бабаевский пруд, ул. Курганская, д. 5 - 9
  • Красный пруд, Измайловский лесопарк
  • Купель «Вернисаж в Измайлово», Измайловское ш., д. 73Ж
  • Майский пруд (бывший Собачий), парк «Сокольники», ул. Сокольнический вал, д. 1, стр. 1
  • Озеро Белое, ул. Б. Косинская, д. 46
  • Озеро Святое, ул. Оранжерейная, д. 18
  • Терлецкие пруды, Свободный пр-т, д. 9
  • Олений пруд;

Где купаться на Крещение - Юго-Восточный округ ЮВАО

  • Верхний Кузьминский пруд, ул. Кузьминская, д. 10, около плотины
  • Нижний Люблинский пруд, ул. Шкулева, вл. 2б, около станции МЧС
  • Шибаевский пруд, ул. Заречье, вл. 14, около спасательной станции

Где купаться на Крещение - Южный округ ЮАО

  • Борисовские пруды, ул. Борисовские Пруды, д. 2г
  • Верхний Царицынский пруд, ул. Дольская, д. 1
  • Пруд Бекет, Загородное ш., д. 2

Где купаться на Крещение - Юго-Западный округ ЮЗАО

  • Воронцовский пруд (Храм «Живоначальной Троицы в Воронцово» Ул. Ак. Пилюгина, 1)
  • Пруд санатория «Узкое» (Храм «Казанской Иконы Божьей Матери в Узком» ул. Профсоюзная 123Б)
  • Тропаревский пруд (Зона отдыха «Тропарево» Ул. Академика Виноградова д.7)
  • Пруд на Нахимовском проспекте (Нахимовский проспект, дом 8 (около Церкви Ефросинии
    Московской)
  • Черневский пруд (декоративный пруд No1) (Храм «Рождества Христова» в Чернево ул. Южнобутовская д. 62)
  • Пруд на территории Храма (Храм Иконы Божьей Матери «Знаменье» Ул. Шоссейная, 28 «а»)

Где купаться на Крещение - Западный округ ЗАО

  • Мещерский пруд (ул. Воскресенская, д. За)
  • Пруд в поселке Рублево / Посёлок Рублёво, (ул. Ботылева, возле д. 41)
  • Река Москва (Филевский б-р, напротив д. 21)
  • Река Москва (ул. Б. Филевская, д. 40а)

Где купаться на Крещение - Северо-Западный округ СЗАО

  • Река Барышиха (Ландшафтный парк ул. Барышиха вл. 4)
  • Пруд в пос. Рождествено (Пруд в пос. Рождествено (за Храмом Рождества Христово), район Митино
  • Деривационный канал (напротив дома по адресу: ул. Малая Набережная д. 3, стр. 1)
  • Химкинское водохранилище (Река Москва) ул. Свободы д. 56, ПКиО «Северное Тушино»
  • Строгинская пойма (ул. Твардовского вл. 16 корп. 3)
  • Кировская пойма (ул. Исаковского вл. 2)
  • Озеро Бездонное (ул. Таманская д. 91)
  • Река Москва (Карамышевская наб., 13-15)
  • река Москва (улица Авиационная, д. 79)
  • Деривационный канал (ул. Лодочная вл. 19)

Где купаться на Крещение - Зеленоград

  • Черное озеро, на западной стороне водоема, аллея Лесные Пруды, 6-й микрорайон
  • Школьное озеро, на западной стороне водоема, Панфиловский пр-т, корп. 1001

Где купаться на Крещение - Троицкий и Новомосковский округа

  • МУСП Рыболовно-спортивная (г. о. Троицк, р. Десна в зоне отдыха «Заречье»).
  • Пруд в с. Покровское (п. Вороновское, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Покровское).
  • Пруд возле Михайло-Архангельского храма (п. Краснопахорское, с. Былово).
  • Пруд п. Филимонковское, д. Кнутово.
  • Пруд п. Щаповское, с. Ознобишино, Храм Святой Троицы.
  • Пруд п. Воскресенское, территория д/о «Воскресенское», запруда 1.
  • Пруд поселение Марушкинское, дер. Большое Свинорье.
  • Пруд п. Московский, п. Ульяновского лесопарка, ООО «Глория», храм-часовня иконы Божьей Матери «Неувядаемый цвет».
  • Пруд п. Московский, д. Говорово, пруд № 2, ул. Центральная.
  • Пруд п. «Мосрентген», средний пруд каскада «Усадьбы Троицкого».
  • Река п. Роговское, д. Васюнино, в 100 м от Храма Св. Тройцы на речке.
  • Купель п. Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Железнодорожная, д. 1. Купель рядом с р. Сетунь.
  • Купель п. Марушкинское, д. Марушкино, парк «Ручеёк».
  • Купель п. Клёновское, д. Товарищево, р. Печёнка.
  • Купель п. Десёновское, д. Евсеево-Кувекино.
  • Купель п. Первомайское, д. Пучково, Церковь Казанской иконы Божьей матери.
  • Купель п. Михайлово-Ярцевское, п. Шишкин Лес, стр. 43, Храм Новомучеников.

16 мест на особо охраняемых природных территориях Москвы:

  • ПИП «Битцевский лес», кв. 7, ул. Санаторная аллея, санаторий «Узкое», Четвертый пруд в Узком(при участии Управы района Ясенево)
  • ПИП «Кузьминки-Люблино», Кв.9, Шибаевский пруд, район Кузьминки, ул.Заречье, владение 14
  • ПИП «Кузьминки-Люблино», Кв.33, Нижний Люблинский пруд, район Текстильщики, ул.Шкулева, владение 2Б
  • ПИП «Кузьминки-Люблино», Кв.9, Верхний Кузьминский пруд, район Кузьминки, ул.Кузьминская, дом 7
  • ПП «Серебряный бор», озеро Бездонное, вблизи ул. Таманская, д.91
  • ПП «Серебряный бор», озеро Бездонное, вблизи ул. Таманская, д.91 (противоположный берег озера)
  • ПИП «Москворецкий», Кировская пойма, ул.Исаковского, д.2-4 (Управа района Строгино)
  • ПИП «Москворецкий», ул.Твардовского,16 (Управа района Строгино)
  • ПИП «Москворецкий»,ул.Живописная, 56 (Управа района Щукино)
  • ПИП «Москворецкий», Карамышевская наб.15 (Управа района Хорошево-Мневники)
  • ПИП «Измайлово», лесопарк Терлецкий, д.2стр.6, Ольховый пруд
  • ПИП «Измайлово», лесопарк «Измайловский», поселок Измайловская пасека, д.1, Красный пруд (Управа района Измайлово)
  • ПИП «Косинский», ул. Заозёрная, д.18, озеро Белое (Управа района Косино-Ухтомский)
  • ПИП «Косинский», ул. Оранжерейная, вл.24., стр.1, озеро Святое (Управа района Косино-Ухтомский)
  • Ландшафтный заказник «Теплый Стан», зона отдыха «Тропарево» Ул. Академика Виноградова вл.12, зона отдыха «Тропарёво»
  • ПТ Зеленоград, аллея Лесные пруды, зона отдыха «Черное озеро» (Управа района Савелки)

Карта размещения купелей на Крещенские купания в 2018 году

Православный мир в ночь с 18 на 19 января отмечает праздник Крещения Господня. В Москве для купания оборудуют около 60 купелей и водоемов. Предлагаем ознакомиться с адресами размещения крещенских купелей в Москве в 2018 году. Для того, чтобы подробно рассмотреть карту и узнать, где можно искупаться на Крещение в ночь с 18 на 19 января в Москве, нажмите на кнопку увеличения масштаба в правом нижнем углу карты.


В Крещенский сочельник были совершены Литургия св. Василия Великого и чин великого освящения воды.

В сам день праздника Богоявления была совершена Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста.

После заамвонной молитвы было совершено великое освящение воды.

Освящение воды совершалось в течение всего дня сочельника и самого праздника Крещения Господня, а также, по традиции, будет совершаться по мере необходимости до дня отдания праздника Крещения.

Праздник Крещения Господня

Непостижимое таинство открывает ныне просвещенному светом Истины уму праздник Крещения Господня. Воплотившийся Бог – Господь Иисус Христос, сходит в воды Иордана, освящая и восстанавливая некогда растленное грехом человека водное естество, сообщая ему Силу и благодать Святого Духа, воспринимая которые в крещальной купели каждый христианин становится участником нетленной вечности в Царстве Небесного Отца.

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов – от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением.

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф 3:13-17; Мк 1:9-11; Лк 3:21-23; Ин 1:33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха». Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело глубокое онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… ». Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество - на тело и душу человека. Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения.

Трикратное погружение в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды - приобщение тридневному Его Воскресению.

При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. В песнопениях всесторонне и трогательно описываются те переживания, которые испытывает Предтеча, увидев Христа, пришедшего креститься у него. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа - Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». «Хотя Ты и Младенец от Марии, - говорит Предтеча,- но я знаю Тебя, Предвечного Бога». И тогда Господь говорит Иоанну:

«Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху (головы) и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую».

Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.

Богоявление является одним из древнейших христианских торжеств, отмечавшимся уже в III веке. Вначале в разных поместных Церквах с этим праздником связывались воспоминания различных событий, связанных с рождением Спасителя, Его пришествия в мир, крещения в Иордане от Иоанна и первого чуда на браке в Кане Галилейской. В литургическом календаре армянской Церкви такая практика сохраняется до наших дней, а в латинской литургической традиции в день Богоявления поминается поклонение волхвов Богомладенцу Христу, а крещение Спасителя в Иордане поминается в ближайшее воскресение после 6 января. Праздник Богоявления, как память о крещении Спасителя в Иордане, обрел значение после того, как был установлен праздник Рождества Христова 25 декабря, в день декабрьских календ. Рождество сначала стали праздновать в Риме (не позднее 354 г.), при папе Юлии, позднее и на Востоке. «Апостольские постановления», канонический памятник сирийского происхождения и датируемый исследователями приблизительно 380 г., повелевает праздновать Рождество (25 декабря) и «День явления, в который Господь показал нам Божество Свое» (6 января). В Константинополе праздник Рождества был введен св. Григорием Богословом в 379 г. во время его недолгого правления столичной кафедрой. Таким образом, праздник Богоявления, как память крещения Христа и явления Святой Троицы, с чем и связано возникновение обычая освящать воду в этот день, был установлен не ранее конца IV века.

В Иерусалиме разделение праздников Рождества и Богоявления произошло несколько позднее. Отрывочные сведения о богослужебном чине Богоявленского освящения воды в Иерусалимской Церкви сообщает нам «Иерусалимский канонарь» (VII в.), дошедший до нашего времени в грузинском переводе. По преданию, нынешний богослужебный чин Великого освящения воды составил святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (ок. 560-638 гг.).

Великое освящение воды по церковному уставу совершается дважды – в день навечерия (Крещенского сочельника) и в сам день праздника совершается в соединении с Божественной литургией. Вопреки распространенному заблуждению нет никакой разницы в «благодатной силе» между водой, освященной в тот или другой день. Во-первых, вода освящается по одному и тому же литургическому чину. Во-вторых, изначально освящение воды совершалось именно накануне праздника, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, а также Типикон. Двукратное освящение воды вошло в практику Православной Церкви после XII в. Однако интересно отметить, что сама традиция освящения воды для целей, не связанных с Таинством Крещения возникла еще в глубокой древности, на заре истории Церкви, задолго до формирования чинопоследований. Например, священномученик Александр, папа Римский (II век), ввел обычай освящать воду, чтобы верующие кропили ей свои жилища.