Главная · Температура · Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "зима". Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие с детьми подготовительной группы на тему: «Ах ты, Зимушка-зима

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "зима". Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие с детьми подготовительной группы на тему: «Ах ты, Зимушка-зима

Программное содержание:

  1. Расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях живой и неживой природы. Уточнить словарь по теме (лед, снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Совершенствовать грамматический строй речи. Закрепить умение рисовать зимний пейзаж, используя ватную палочку.
  2. Развивать речевую деятельность детей, речевой слух, зрительное восприятие, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук.
  3. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой; положительную установку на участие в занятии.

Предварительная работа : экскурсия в парк, на водоем, рассмтривание снежинок, иллюстраций о зиме. Чтение: В.Чарушин «Кто чем занят зимой?», А. Фет «Чудная картина», Соколов-Микитов «Зима вьюжная», А. Пушкин «Зимний вечер».

Дидактические игры : «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши».

Продуктивная деятельность : «Деревья зимой», «Птицы на кормушке».

Методические приемы : беседа, рассказ взрослого, самостоятельная деятельность детей.

Методическое обеспечение : иллюстрации зимних пейзажей, альбомные листы, белая гуашь, ватные палочки.

Используемое оборудование:

картинки по составлению рассказа, оборудование для дыхательной гимнастики, подушки для релаксации

Ход занятия.

Ребята сегодня мы с вами начнем занятие необычно, я приглашаю вас присесть на подушечки, в кружок и возьмемся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу.

Вы пришли сюда с разным настроением. Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку товарищу. Изменилось ли ваше настроение? Какое у вас настроение?

Тогда у меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, какая шкатулка, хотите узнать что там? Отгадайте загадку:

С неба все скользят пушинки, серебристые: (снежинки) .

Упражнение «Какая снежинка?» (подбор прилагательного к заданному слову).

Рассмотрите свою снежинку и расскажите, какая она? Начните свой ответ со слова снежинка. (Детям предлагается образец ответа – «снежинка красивая» и схема ответа на доске).

«Игра со снежинкой»

Я предлагаю поиграть со снежинкой. Слушайте мою команду и выполняйте положите снежинку на(правую ладошку, левое колено, на голову, на правое плечо, на нос.) Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.

А теперь подуйте на свою снежинку. А если падает много снежинок- что происходит снегопад.

«Беседа по картинкам»

В какое время года идёт снегопад? (зимой). У меня для вас следующее задание. На столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с вами говорили. По каким признакам вы решили, что здесь изображена зима. Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная .)

Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? Чем заняты люди в зимнее время? Какие зимние виды спорта вы знаете? Ребята кто любит зиму? За что? Свои высказывания начнём со слов:

— Я люблю зиму, потому что…..

Какая у нас получилась Зима — просто чудесное время года!

— Что происходит с растениями, птицами, животными во время зимы.

(у животных линяет шубка, ложатся в спячку). А чем мы можем помочь растениям? Как живут животные и птицы зимой? (холодно и голодно зверям в лесу зимой). Поэтому в нашей стране есть такая профессия — лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей — кормушки с сеном. Птицы прилетают из леса ближе к жилью людей. А как мы можем помочь птицам? Что придаёт зимней природе красоту?

«Дополни предложение»

Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: (снег)

На полянку, на лужок все снижается: (снежок)

Вот веселье для ребят — все сильнее: (снегопад)

Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил: (снег)

Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей )

Эксперимент

— А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

1. Снег — это вода.

В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит. Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах. Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег — это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки – это застывшие капельки воды. Можно лепить из снега в морозную, сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег, какой? (мокрый, липкий, сырой, тяжёлый ) Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки. А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (в тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом) . Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это и проверим.

Так что же нового вы узнали о свойствах снега?

Подвижная игра «Мы с тобой…»

– Поиграем со снежками. Только снежки у нас будут бумажные.

Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим,
Два – поймали,
Три – уроним,
Ой – сломали.

Как весело мы поиграли в снежки. Ребята, а ваши родители разрешают вам поваляться в снегу? Почему не разрешают? Но сегодня я вам это разрешу, но на снегу мы будем лежать необычном, на том который лежит у меня в шкатулочке. А вас я попрошу превратиться в снежинок. А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Вот и отдохнули, замёрзли, наверное? Давайте встанем и погреемся.

Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»

– Наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и согреем их. Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй)

Пальчиковая гимнастика. Каждый пальчик разотрём, рисовать сейчас начнём.

Рисование (зубной пастой).

Предлагаю вам рисовать, используя необычный материал. Ребята посмотрите внимательно, можете понюхать. Кто догадался, чем мы будем сегодня рисовать. Я открою вам секрет: оказывается, зубной пастой можно не только чистить зубы, но и рисовать!

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.

Тема: «Зимушка-зима».

Тютеревой Н.В.

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Материал: Иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Листы бумаги и цветные карандаши. Два рыхлых снежка, шарф.

Ход занятия.

Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:

Я белым покрывалом всю землю накрываю,

Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).

О каком времени года мы будем сегодня говорить? (о зиме).

Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа.

Назовите приметы зимы. (Ответы детей).

У меня на столе лежат два снежка. Один я оставляю на блюдце, а второй положу в баночку и закутаю шарфом.

Как вы думаете, какой из этих снежков растает быстрее? (Ответы детей).

Хорошо, после занятия проверим кто из вас прав.

Назовите пожалуйста зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Молодцы.

Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

Как называют в народе декабрь? (хмурень).

Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).

Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).

Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).

Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).

Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер). Молодцы.

Отдохнём? (да).

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

Присаживайтесь.

Ребята, а что же происходит зимой с животными? (Ответы детей).

Холодно зимой зверям. Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами.

Показываю картинку зайца.

Медведи сладко спят в берлогах.

Показываю картинку медведя, спящего в берлоге.

Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

Показываю картинку белки.

Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор.

Показываю картинку лисы.

Бродят по лесу злые и голодные волки. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком.

Показываю картинку волка.

Чем питаются зимой заяц и белка? (грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки).

На кого охотится лиса? (на мышей).

Что делает медведь? (спит).

Что делает волк? (воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться телёнком).

Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.

Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.

Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.

Подойду поближе к ней, и глазам не верится,

Стайка алых снегирей облепила деревце.

Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, синица, сорока и т. д.).

Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки.

Показываю картинки птиц.

Чем питаются зимой птицы? (семенами деревьев, лущат шишки).

Как люди помогают птицам? (вешают кормушки, кормят птиц).

Зимой и у детей много забав.

Что можно делать зимой на улице? (кататься на коньках, санках, лыжах; лепить из снега снеговика, строить крепость; играть в снежки и т. д.).

Давайте сядем за столы, и нарисуем то, что можно делать на прогулке.

Дети садятся за столы.

Перед работой разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик дедушка, показываем большой палец.

Этот пальчик бабушка, - - - - - указательный

Этот пальчик папочка. - - - - - средний

Этот пальчик мамочка - - - - - безымянный

А вот этот пальчик - я - - - - - мизинец

Вот и вся моя семья. сжимаем и разжимаем кулачки.

Дети под музыку рисуют.

Выставка рисунков. Дети рассказывают, кто что нарисовал (3 – 4 человека). Молодцы.

А сейчас давайте посмотрим, какой снежок растаял быстрее. Убираем шарф, что мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос надо провести опыт.

Зажигаем свечку и пробуем подержать над ней руку. Горячо? Да. Что нужно сделать, чтобы не жгло? Или убрать руку, или заслонить её чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.

Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.

Почему не растаял завёрнутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.

Зачем человек зимой надевает шубу?

Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

Итог:

О чём мы сегодня говорили?

Что вам понравилось больше всего?

Молодцы, посмотрите, пожалуйста, выставку картин на тему «Зима».


Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

МКУ «Управления образования» Исполнительного комитета Заинского муниципального района

Воспитатель: Миннибаева Эльвира Рашитовна МБДОУ «Радуга» г.Заинск. 2013
Тема: «Идет волшебница-зима».
Виды детской деятельности:

Коммуникативная.
-познавательно-исследовательская.
-изобразительная.
-восприятие художественной литературы.
-двигательная.

Программа:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Вербовой, Т.С.Комаровой.
2.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального сада. Т.С.Филичева, Г.В.Чиркина.
3. «Балалар бакчасында тэрбия hэм белем бирю программасы» Р.А.Барханова, К.В.Закирова.

Предварительная работа.
-наблюдение за природой на прогулке;игры в снежки.
-рассматривание иллюстраций и картин о зиме.
-разучивание стихотворений,песен,поговорок,примет.
-рисование в свободное от занятий время.
-прослушивание музыки П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».

Цели: -Продолжать знакомить с основными приметами зимы, названия зимних месяцев; изменения, которые происходят зимой в животном и растительном мире;
-Учить передавать различные эмоциональные состояния, слушать и понимать музыкальное произведение.
-Формировать умения выражать свои чувства,впечатления через цвет, рисунок.
-Продолжать развивать точность движений и жестов.
-Развивать познавательный интерес,любознательность, наблюдательность.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Подбор однокоренных слов.
-Активизировать словарь по данной теме.
-Продолжать учить детей выражать свои мысли полными ответами.

Оборудование:
воспитателю: магнитофон, аудиозапись «Зима» из цикла «Времена года», колокольчик, многогранные стеклышки, снег;
Детям: карточки с изображением различных настроений,цветные краски, палитра, салфетки,ваза;листочки, тонированные голубым цветом.

Планируемые результаты: ребенок проявляет любознательность; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; проявляет умение поддерживать беседу; владеет в соответствии с возрастом основными движениями; бережно относиться к природе.
Ход занятия.

Приветствие:
Доброе утро, и всем улыбнись,
Справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда-
Вы согласны? Ответьте мне: «ДА!»

Воспитатель(в.д. В-ль):
Садитесь правильно, поудобнее. Послушайте загадку:
Тройка,тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица:
Белокоса,белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром.
-Кто знает отгадку?

Воспитанники(в.д.В-ки):

1-ый ребенок: -Это время года зима.
2-ой ребенок: -Зимние месяцы.
3-ий ребенок: -Кыш.

В-ль: -Аделина даже сказала по-татарски. У всех ответы правильные. Молодцы! Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

В-ки:
Паша:-О зиме.
Ариша:-Кыш турында.

В-ль:-Правильно, о зиме. Ребята, почему в загадке говориться о «тройке»?Что за «тройка», что за скакуны?

Олег:-Скакуны -это лошади.
Настя Е:-Это зимние месяцы. Их ровно три.

В-ль: -Да, правильно. Скакуны- Это лошади,зимние месяцы, их ровно три. Значит зима длится три месяца. Вспомним и назовем зимние месяцы по порядку.

В-ки:
1-ый ребенок: -Январь,февраль,декабрь.

В-ль:-А если точнее,самый первый месяц?

В-ки:
1-ый ребенок: -первый месяц –это декабрь,начало зимы.
2-ой ребенок: -второй месяц –это январь, середина зимы.
3-ий ребенок: -Это февраль- конец зимы.

В-ль: - У всех ответы правильные!Молодцы!

1-ый ребенок. Назови. (называет).
2-ой ребенок. Назови. (повтори).
- Молодцы! Ребята, мы с вами очень ждали прихода красавицы-зимы. Наблюдали за тем, как выпал первый снег. Рассматривали изящные, нарядные снежинки.А в какой цвет окрашивает зима землю, деревья?

В-ки:
1-ый ребенок:-Зима окрашивает землю, деревья в белый цвет.
2-ой ребенок:-Снег как белый ковер на земле.
3-ий ребенок:-Мин кышны яратам. Агачлар ак туннарын кигэч, бик матур була.

В-ль: -Нинди матур жавап эйтеп бирде. Молодец! Откуда у нее белая краска?

В-ки:
1-ый ребенок: Потому что снег белый.
2-ой ребенок: -Снег еще иногда бывает темный и даже разноцветный.

В-ль: -Верно. Ты правильно заметил. Сейчас я объясню: При уличном освещение снег кажется совсем другим. Рядом с фонарем он искрится, переливается всеми цветами радуги, а там, куда свет от фонаря не доходит,он кажется темным. На свету лучики снежинок отражают свет, поэтому снег переливается.

(Провести опыт по отражению света от многогранного стеклышка).

Ребята. Давайте пойдем к столику, для проведения опыта. Нам для этого понадобиться снег и многогранные стеклышки, рассматривать будете по 4 человека.
(Дети рассматривают).
-Таким образом, снег может искриться, переливаться всеми цветами радуги, и может быть даже темным, то есть бывает разноцветный. А теперь садитесь на свои места. Вот мы и дождались морозных дней. Мы заметили, что когда очень холодно, снег какой?

Воспитанники: -
1-ый ребенок: -Снег сыпучий.
2-ой ребенок: -Снег такой легкий.
3-ий ребенок: -Снег пушистый.
4-ый ребенок: -Он сверкает, искрится на солнышке, хрустит под ногами.

В-ль: -Все ответы правильные. Молодцы! Снег даже пахнет. Помните, чем?

Воспитанники: -
1-ый ребенок: -Снег пахнет морозом.
2-ой ребенок: - Необыкновенной свежестью и чистотой.

В-ль: - Правильно! Умницы! Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. А давайте поиграем с этим словом.

Игра «Доскажи словечко»

(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
- Слушайте внимательно:

Тихо-тихо, как во сне,
Падает на землю…(снег).

С неба всё скользят пушинки-
Серебристые…(снежинки).

На поселки, на лужок
Все спускается…(снежок).

Вот веселье для ребят-
Все сильнее…(снегопад).

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в…(снежки).

Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик).

Рядом снежная фигурка,
Эта девочка - …(снегурка).

На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).

В-ль: - Ребята, какие вы слова добавляли?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Снег, снежинки, снежок, снегопад.
2-ой ребенок: - Снежки, снеговик.
3-ий ребенок: - Снегурка, снегири.

В-ль: -На какое слово они все похожи?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Снег.

В-ль: - У всех ответы правильные. Умницы! Это однокоренные слова.У них один корень. Художники, поэты, композиторы и писатели любовались этим временем года. А сейчас послушаем композицию «Зима» П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Закройте глаза и слушайте внимательно.
Звучит музыка.

В-ль: - Какое настроение передает эта музыка?

Воспитанники: -
1-ый ребенок: - Веселое.
2-ой ребенок: - Эта музыка грустная.

В-ль: - Что хочется делать под такую музыку?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Мне хочется играть.

В-ль: - А что вы представляете, когда слушаете это произведение?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - На улице идёт снег.
2-ой ребенок: - Все рады зиме, вышли на прогулку.

В-ль: - А давайте мы с вами тоже поиграем в «Игру в снежки». У вас бывает веселое настроение, когда вы играете в снежки?

Воспитанники:
- Да!

В-ль: - Покажите, как вы играете. Нагнулись, взяли руками снег, выпрямились, сделали снежок и бросили его далеко. Ещё раз… И кинули друг другу. Молодцы! Как весело мы поиграли. Садитесь. За что мы еще любим зиму?

Воспитанники:
Булат Б.: - Можно кататься на коньках, лыжах.
Аделина: - А еще можно кататься на санках.
Настя Е.: - Можно слепить снеговика, играть в снежки.
Олег: - Можно строить снежную крепость, играть в хоккей.
В-ль: - Это зимние забавы. У всех ответы правильные. Умницы! Ребята, как вы думаете, животные и растения тоже рады зиме?

Воспитанники:
Булат Ш.: - Перелетные птицы улетают в теплые края.
Дима: - Растения и животные приспособились к зиме, деревья сбрасывают листву.
Даша: - Одни животные ложатся в спячку, другие запасают корм.
Аделина: - Насекомые прячутся под кору деревьев.

В-ль: - Все живое готовится к зиме. Голод и холод страшны и опасны всем. Тяжело животным переносить сильные морозы.

Этюд «Стрекоза замерзла»

В-ль: - Не всем весело зимой. Вот послушайте, что случилось со стрекозой. Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

Холодно, холодно, ой-ой-ой!
Голодно, голодно, жутко зимой!
Мне некуда деться,
Сугробов не счесть.
Пустите погреться и дайте поесть.

В-ль: - Какое настроение было у стрекозы?
(Работа с карточками).
- Найдите и покажите карточку, на которой изображена грусть, печаль.-
(Дети находят нужные карточки) – Представьте себя этой грустной, несчастной стрекозой.
(Воспитанники выполняют задание, изображая грусть, печаль.
Мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами).

В-ль: - Как хорошо у вас получается. Молодцы! О зиме есть много загадок, пословиц, примет, поговорок. Какие вы знаете?

Воспитанники:
Настя Е.: - «Мороз невелик, да стоять не велит».
Аделина: - «Береги нос в большой мороз».

В-ль: - Спасибо, молодцы. Паша знает поговорку.

Паша: - Гусь стоит на одной ноге – к морозу.

В-ль: - Поговорок, примет о зиме очень много. Постепенно мы их будем заучивать. А сейчас мы будем загадывать загадки, а другие ребята их отгадывать. Загадывать вы будете тогда, когда услышите звон вот такого колокольчика:
-Колокольчик ледяной,
Он всегда со мной.
Динь-дон, динь-дон,
Раздает загадки он.

Воспитанники:
Олег: - Летит – молчит, летит – молчит, когда умрет, тогда заревет. Что это такое?
Эмилия: - Это снег.
Булат Б.: - Кар.

В-ль: - Молодцы, отгадали загадку.

Воспитанники:
Настя К.: - В огне не горит, в воде не тонет. Что это такое?
Паша: - Лед.
Дамир: - Боз.

В-ль: - Правильно, молодцы!

Воспитанники:
Давид: - Без клина, без топора мост строет. Что это такое?
Роберт: - Мороз.
Дима: - Суык, салкын.

В-ль: - Молодцы, отгадали все загадки. Понравилась вам моя игра?

Воспитанники:
Да!

В-ль: - В следующий раз еще поиграем. Ребята, во время занятия вы прослушали композицию «Зима». А теперь нарисуйте в своих альбомах то, что представили, слушая музыку. Давайте вспомним, вы уже об этом говорили.

(Воспитатель предлагает детям занять свои места за столами нарисовать «Зимний пейзаж» или «Зимние забавы». Воспитанники приступают к работе. Созданную картину воспитанники рассматривают вместе с воспитателем. Все рисунки вывешиваются на доске).

В-ль: - Расскажи, что ты нарисовал?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Я нарисовал(а) зиму в белом платье. Вот это ее белоснежный замок, там она живет.

В-ль: - Ребята, как же ее еще красиво называют?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Зимушка-зима.
2-ой ребенок: - Королева, царица.
3-ий ребенок: - Гостья-зима.
4-ый ребенок: - Матушка-зима.
5-ый ребенок: - Русская молодка.
6-ой ребенок: - Волшебница-зима.

В-ль: - Как нежно, ласково и радостно обращаются к ней.

Итог:
В-ль: - Ребята, о каком времени года мы говорили на занятии?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - О Зимушке-зиме.
2-ой ребенок: - Зима приходит после осени.
3-ий ребенок: - Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

В-ль: - Что вам больше всего понравилось?

Воспитанники:
1-ый ребенок: - Опыт по отражению света от многогранного стекла. Было очень интересно.
2-ой ребенок: - А как здорово было играть в снежки!
3-ий ребенок: - Мне понравилось рисовать.
4-ый ребенок: - А мне понравилось слушать музыку.

В-ль: - Каждому из вас что-то понравилось. Ребята, мы о зиме будем еще много говорить, читать книги, играть в зимние игры, заучивать стихи, загадки. Всем спасибо, молодцы!
Вот пришла пора прощаться,
Но, надеюсь я, друзья,
С вами снова повстречаться,
Ведь жить без дружбы нам нельзя.
Структура занятия: длительность вводной части – 5минут.

Начало и конец занятия – ритуальные, сохраняют у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

Основная часть (длительность 25 минут).

Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы:
1. Вопросы детям.
2. Рассматривание предмета. Экспериментирование.
3. Слушание музыки.
4. Использование карточек-символов.
5. Упражнение на передачу разных эмоциональных состояний.
6. Рисование.
7. Рассказывание поговорок, пословиц, примет.

Заключительная часть (длительность 5-6 минут). Цель – подвести итог занятия.

Используемая литература:
1.Занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) Т.В.Карцева.
2. «Окружающий мир». М.П.Костюченко. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет.
3. «Хрестоматия». «На поляне детства» К.В.Закирова.
4. Организация деятельности детей на прогулке (подготовительная группа). Т.Г.Кобзева.

Источники иллюстраций
1.Картина «Саша и снеговик»,автор Г.А.Тумакова,художник А.В. Кондратьев,
художественный редактор Б.В.Богаченков.
2.Наглядно-дидактическое пособие «Зима», художник Е.Белозерцева,
художественный редактор Т.Чижкова.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Зима

Ибатуллина Любовь Семёновна
Должность: воспитатель ГБС(К)ОУ «НС(К)ОШ № 88 1 вида»
Описание работы: Данный материал может быть использован воспитателями дошкольного подразделения для проведения бесед о зиме, во время прогулок при обсуждении природных явлений. А также будет полезен для учителей начального и среднего звена для подготовки уроков по окружающему миру, классных часов на зимнюю тематику.
Цель: знакомство детей с зимними месяцами, с состоянием природы в зимний период.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие:
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
- развивать память и внимание.

Ребята, заканчивается осень. Приближается самое величественное время года- зима. Я расскажу вам, чем же прекрасно это время года. А поможет мне в этом Энциклопедия Зимы. И так:

Глава первая.

Зимние месяцы.
Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года. Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Издавна народ придумал пословицы и поговорки о зимних месяцах.
Декабрь
Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Глаз снегом тешит да ухо морозом колет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Студен месяц, на всю зиму студит землю.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Январь
Январь-новому году начало, зиме – середка.
Январю-батюшке – морозы.
Январь – к весне поворот.
Январь трещит – лед на реке впросинь красит.
Февраль
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
В январе морозы, в феврале метели.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль зиму выдувает.

Ребята, послушайте ещё и загадки про зимние месяцы.

Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-Молодцы! Всё правильно разгадали.Природа зимой .
В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.
В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег), в белых кружевах вековые сосны и другие деревья. Раздолье для лыжника-любителя природы. В радость ему побродить по просторным зимним чащам. В лесу тишина, словно в полусне.
В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой - настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы.

Ребята, красивая природа зимой?
-Послушайте пословицы и приметы о зиме.

Зима лето строит. По зиме ложится лето.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Зимнее тепло – летний холод.
Шумит зимой лес – ожидай оттепели.
Зима спросит, что лето припасло.
Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Ну, а теперь отгадайте загадки про зимушку - зиму.
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег)

Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка. (Снежинка)

Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)

Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)

Хоть сама - и снег, и лёд,
А уходит - слёзы льёт. (Зима)Животные и птицы зимой.
Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись. Камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоёй. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.
Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодруствующие обитатели леса.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.


Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (Лиса)

В клубок свернётся,
Взять не даётся. (Ёж)

По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица. (Белка)

Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Заяц)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на Севере.

Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;

подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;

расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;

воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.

Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация, глобус.

Раздаточный материал: лист на каждого ребенка со следами животных (белого медведя, северного оленя, белого волка); кусочек теста, карандаш, зубочистка; разрезные картинки с изображением животных севера (белый медведь, северный олень, полярный волк, морж).

Предварительная работа:

Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;

Чтение: В. Катаев «Цветик - Семицветик», Г.Снегирев «Как Алёшка жил на севере»;

Просмотр мультфильмов «Умка»;

Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;

Посещение виртуального зоопарка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу. Что изображает глобус? Какого цвета на глобусе больше всего? - Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.

Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный - это равнины.

Что обозначают коричневым цветом? (обозначаются горы). Чем темнее цвет, тем горы выше.

Что обозначено жёлтым цветом?

Вспомните сказку "Цветик-семицветик". Куда отправилась девочка Женя, оторвав первый лепесток?

Покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?

Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

Хотите побывать на Севере, как Женя?

Раз, два, три, четыре - Север нам откройся шире. Раз, два, три, четыре, пять - вот и северная гладь.

Слайд №1

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? (Ответы детей) А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода. Часто в период полярной ночи, на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние - это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями.

Слайд №2

Если зимой - полярная ночь, то летом - полярный день: сплошной день, белые ночи. Несмотря на суровый климат, на Севере бывает лето, но оно очень короткое, нежаркое. Как вы думаете, живут ли люди на крайнем на Севере?

Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север - это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Кто знает, как называется такой дом? Называется такое жилище - чум. Как вы думаете, из чего их делают?

Слайд №3

Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.

Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди) .

Для всего живого условия здесь очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Какие животные обитают в Арктике?

Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?

Слайд №4

Правильно молодцы. Белый медведь - самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода. Какие у белого медведя лапы. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут. Основная пища белого медведя - тюлени.

Слайд №5

Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Для чего оленю такие копыта?

Чтобы выяснить это, проведем опыт.

У вас на столе кусочек теста, сделайте из него лепешку, толщиной 1-1,5 см. А теперь возьмите зубочистку и проткните лепешку. Коснулась она подноса?

А сейчас возьмите карандаш и нажмите на кусок теста не поточенной стороной. Рассмотрите следы, оставленные от зубочистки и карандаша. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного проваливаются в снег.

Края копыт оленя ещё крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

Слайд №6

Моржи очень крупные животные, в длину достигают от3 до 5 м. Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. Питаются рыбой.

Слайд №7

Полярный волк - Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Едят других животных, птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.

Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?

Толстый слой жира.

Густая тёплая шерсть.

Широкие лапы.

Окраска меха.

А сейчас давайте поиграем в игру "Узнай чей след". У вас на столе карточки со следами животных и животные: белый медведь, олень и полярный волк. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа.

У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на 4 команды, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы посмотрим все вместе у кого какое животное получилось.

Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось?