Главная · Температура · Почему венгры мадьяры. Венгры — самый «сибирский» народ Европы

Почему венгры мадьяры. Венгры — самый «сибирский» народ Европы

Ве́нгры (самоназвание мадьяр) - народ в Центральной Европе, основное население Венгрии (9, 02 млн. человек, 2004), живут также в Румынии (1, 47 млн.), Словакии (574 тысяч), Сербии (357 тысяч), на Украине (156 тысяч, подавляющее большинство в Закарпатской области). В США 997 тысяч человек считаются потомками переселенцев из Венгрии. В Российской Федерации учтено 2, 78 тысячи венгров (2010). Общая численность венгров в мире оценивается в 12 млн. человек (2004). Говорят на венгерском языке финно-угорской группы уральской семьи. Диалекты: западный задунайский, южный (альфельдский), тисский (дунайско-тисский), палоцкий (северо-западный), северо-восточный, мезешегский (закирайхагский), секейский. Письменность с 10 века на основе латинской графики. Верующие - в основном католики, есть кальвинисты и незначительное число лютеран.

Угорские племена полукочевников-скотоводов, родиной которых считаются области к востоку от Урала, в первом тысячелетии нашей эры переселились предположительно в бассейн Камы, затем в причерноморские и приазовские степи и долгое время находились под властью тюркских племен оногуров и протоболгар. От племени оногур и произошел этноним «угры». В 895-896 угры перешли Карпаты и заняли земли в бассейне Среднего Дуная - так называемое «Обретение родины». Здесь произошел переход к оседлому образу жизни и земледелию. В начале 11 века возникло Венгерское государство, тогда же было принято католичество.

В средние века латинский язык, а позднее и немецкий были официальными языками Венгрии: в венгерский язык вошло много терминов немецкого и латинского происхождения. В 16 веке, после установления османского господства над южными и центральными областями Венгрии, многие венгры переселялись на север и восток. После австро-турецкой войны 1683-1699 и подавления освободительного движения 1703-1711 этническая территория венгров оказалась под властью Габсбургов в составе Венгерского королевства и Трансильванского княжества. Австрийское правительство переселяло в Венгрию колонистов, преимущественно немецких. Образование Австро-Венгрии в 1867 не устранило национальных противоречий. В этот период происходила мадьяризация некоторых невенгерских групп, особенно немцев, словаков. В 1918 Венгрия стала самостоятельным государством.

Сложная этническая история и природные условия различных районов страны послужили причиной формирования локальных субэтнических и этнографических групп, сложившихся преимущественно к началу 18 века и долго сохранявших свои особенности. Живущие в северной гористой части Венгрии этнические группы палоци (между городами Балашшадьярмат и Шальготарьян) и матьо (населяющие область с центром в городе Мезекевешд, получили название от имени короля Матьяша, одарившего их землями) славятся искусством вышивки на коже и полотне. К западу от Будапешта живет выделяющаяся своим декоративным искусством и одеждой группа шаркеза. На западе Задунайского края в средние века сформировались этнографические группы областей Хетеш и Гечей, в материальной культуре которых много сходных черт с соседними словенцами. Между Рабой и Дунаем живет этническая группа области Рабакез. Потомки половцев - куманы (куны), переселившиеся в Венгрию под натиском татаро-монголов в 1239, и ясы (близкие по происхождению осетинам) получили от венгерских королей земли в местностях Ясшаг, Кишкуншаг и Надькуншаг. Они восприняли венгерский язык и культуру. В окрестностях города Дебрецена сформировалась субэтническая группа гайдуков. На юго-востоке Трансильвании (Румыния) обитают венгры-секеи, у которых сохранились предания об их гуннском происхождении; некоторые ученые считают их потомками печенегов. Ряд групп, отделившихся в разное время от секеев, объединяются под названием чанго.

Главное место в традиционном хозяйстве венгров принадлежало скотоводству, а с 19 века уступило свое место земледелию. Экстенсивное пастбищное скотоводство (крупный рогатый скот, овцы) было развито на равнинах восточной части страны - Альфельда, в частности в Хортобадьской степи. Давние традиции имеет коневодство, в основном на юге страны. Повсеместно развито свиноводство. Большую роль в развитии земледелия сыграли хозяйственно-культурные контакты венгров с тюркоязычными протоболгарами, а позднее со славянами. Об этом свидетельствуют многочисленные тюркские и славянские заимствования в земледельческой лексике венгерского языка. Главная продовольственная культура - пшеница. С 17-18 веков возделывается также кукуруза - основная кормовая культура. Картофель выращивается с 18 века. Давние традиции имеют виноградарство и виноделие (наиболее известный винодельческий район - Токайская возвышенность на северо-востоке), садоводство и овощеводство. Разнообразны народные ремесла - обработка льна и конопли, вышивка, плетение кружев, ткацкое, гончарное, дубление и выделка кожи и др. В современном народно-прикладном искусстве заметно стремление сохранить старые локальные традиции.

Основными формами поселений долго были крупные села (фалу, кезшег) и хутора (танья), особенно на востоке страны. Наряду с городами, возникшими в средневековье (Буда, Дьер, Печ), сформировались так называемые сельскохозяйственные города (мезевароши): альфельдские города Цеглед, Кечкемет, Ходмезевашархей. Большую часть населения этих городов ранее составляли крестьяне. В 20 веке разница между двумя типами городов во многом была стерта. Традиционные формы жилища различны в разных частях страны. В прошлом дома часто строились с земляными стенами, местами (в Альфельде) - с тростниковыми, обмазанными глиной стенами. У секеев, палоцей и на западе Задунайского края преобладали деревянные постройки.

Традиционная одежда Венгров весьма разнообразна. Женщины носили широкие сборчатые юбки, часто надеваемые на несколько нижних юбок, короткие рубашки с широкими рукавами, яркие безрукавки (пруслики). Появляться на людях они могли только в головных уборах - чепцах, платках. Мужской костюм состоял из холщовой рубашки, жилета и полотняных брюк (гатья). Среди головных уборов преобладали меховые шапки и соломенные шляпы. Мужская верхняя одежда - суконное пальто простого покроя (губа), расшитый плащ (сюр), длинная меховая накидка (шуба).

Традиционные формы костюма вытеснены городской одеждой, но в питании традиции устойчивы. Венгры употребляют в пищу много мяса, овощей (капуста, помидоры), мучных изделий (лапша, клецки), приправ (черного и красного перца - паприки, лука). Наиболее известные блюда - гуляш (густой мясной суп с луком и красным перцем), перкельт (тушеное мясо в томатном соусе), паприкаш (тушеное куриное мясо с красным перцем), турошчуса (лапша с творогом и шкварками). Среди алкогольных напитков преобладают виноградное вино, фруктовая водка палинка.

Современная семья малая, в прошлом была распространена большая патриархальная. В традиционной духовной культуре, календарных и семейных обрядах остались элементы, связанные с дохристианскими верованиями - следы тотемизма, магии, шаманизма, прослеживаются некоторые характерные мифологемы. В фольклоре выделяются песни и баллады (о разбойниках-бетярах), сказки (волшебные, шуточные), исторические предания, пословицы. Своеобразна венгерская народная музыка. В песнях «старого стиля» заметны черты, характерные для музыкального творчества народов Поволжья. Музыка «нового стиля» сложилась под западноевропейским влиянием. Известны венгерские танцы - вербункош, чардаш.

Их около десятка миллионов жителей. Также они населяют Румынию (около 2 млн чел.), Словакию и многие иные территории не только на евразийском континенте, а также в Америке и Канаде.

Сколько же их?

Итого мадьяров на земном шаре порядка четырнадцати миллионов человек. Основным языком для них является венгерский. Существует также множество диалектов, которые делают речь разнообразной в зависимости от территории.

Мадьяры - это очень древний народ, в чьей истории можно долго и увлекательно разбираться. Письменность развивалась уже с десятого века. Наиболее распространенной религией считается католицизм. Большинство остальных - последователи лютеранской и

Откуда они пришли?

Современные мадьяры происхождение свое описывают следующим образом: ранее это были кочующие мелкие племена, в основном занимавшиеся разведением скота. Они пришли с земель на востоке от Урала.

На заре первого тысячелетия эти люди последовали к бассейну Камы, потом обосновались на северном берегу Черного моря. В это время им приходилось повиноваться правящим на той территории народам. В конце девятого века мадьяры поднялись к и поселились на берегах реки Дунай.

Здесь они задержались надолго, ведь на данной территории было все для оседлого образа жизни. Мадьяры - это, по сути своей, земледельцы. В одиннадцатом веке эти люди стали частью венгерского государства и приняли католицизм.

Таким образом, древние мадьяры влились в венгерский народ, создавая анклавы. Местные жители приняли их. Стоит отметить, что в тогдашней Венгрии и без мадьяров было множество разных народностей, которые взаимно обогащались культурно и духовно.

Официально для письменности использовалась сначала латынь, а потом уже немецкий. Именно из них и почерпнул множество терминов. Мадьяры - это часть огромного бурлящего котла, содержимое которого менялось и перетекало из одних мест на другие на протяжении столетий.

Также некоторые представители этого народа покидали территорию Венгрии для того, чтобы основаться в прекрасных краях Восточного Прикарпатья. В XVI веке царило османское иго, оно затронуло и Венгрию, так что её гражданам приходилось спасаться бегством в сторону севера и востока.

Людей в государстве стало значительно меньше. Когда закончилась австро-турецкая война и освободительное движение было подавлено, землями венгров завладели Габсбурги. На территорию Венгрии подселяли немецких колонистов. Со временем как народ менялись мадьяры. История и культурное наследие пережили ощутимые перемены в то время, ведь национальные противоречия только нарастали.

Сила государства крепла, и все подселяемые народы проходили мадьяризацию. Так Венгрия перешла в состояние самостоятельной республики.

Кто из них в чем был хорош?

Начали формироваться различные группы венгров. Мадьяры - это не маленькое скопление жителей, а целый народ, столь же многочисленный, сколь неоднородный. Начиная с восемнадцатого века, эти группы сохраняли свои отличительные черты. Разумеется, у каждого поселения был свой конек, что-то, чем они отличались и в чем преуспевали больше своих сограждан.

Например, жители гор (палоци и матью) отличались большим мастерством в вышивании на коже и полотнах. Народ шаркёза в основном запомнился потомкам своими прекрасными навыками в создании предметов декоративного искусства и одежды. К западу Задунайского края во время средневековья образовались группы на территориях Хетеш и Гёчей. По достижениям в материальной культуре они наиболее походили на своих соседей - словенцев.

На омываемой реками Раба и Дунай территории разместился народ рабакёз. Куманы, они же куны, потомки половцев, ощущая натиск татаро-монголов в тринадцатом веке, а также ясы были удостоены получения земель от королей Венгрии. Подобно губке, они впитали в себя культуру и язык. Так появились и гайдуки.

А что же сегодня?

И вот спустя столетия что собой представляет венгерская нация? Мадьяры происхождение свое не забывают и чтят историю. Сегодня Венгрия считается довольно развитым государством. На высоком уровне функционирует промышленность, а также сфера обслуживания. Однако также большая роль отведена сельскому хозяйству, ведь эти земли все еще благодатны и плодородны, а технологический прогресс лишь открывает новые возможности для ее обработки. Хорошо развито как скотоводство (которое начало кормить венгров первым), так и земледелие.

С чего всё началось?

В древности развитием скотоводства отличались равнинные территории страны на востоке. Особенно популярным было разведение лошадей в южной части Венгрии. Немало пользы и от свиноводства. Знания об искусстве обработки земли венгры почерпнули от тюркоязычных протоболгар, а также славян. Это отражено даже в тогдашней лексике перечисленных выше народов.

Больше всего мадьяров кормила именно пшеница. Основной кормовой культурой была кукуруза. В восемнадцатом веке начали выращивать картофель. Без внимания не осталось виноделие, выращивание садовых деревьев и различных овощей. Обрабатывались лён и конопля. Отдельное внимание можно отвести прекрасной и уникальной вышивке, кружевам, произведениям Также мадьяры отлично управлялись с кожей. Современные венгры уважают свои традиции и стараются сберечь древние обычаи.

В каких условиях они жили?

Сёла венгров были довольно большими, также они селились на хуторах (по большей части в восточной части Венгрии). Сегодня подавляющая часть населения государства - это горожане. Из средневековья до наших дней сохранились такие города, как Печ, Буда, Дьёр и прочие.

Помимо этого, сформировались населенные пункты, кардинально отличающиеся от классического представления о мегаполисах. В прошлом их населяли крестьяне, так что отсюда и название - города сельскохозяйственного типа. Сегодня разница между двумя видами городов чувствуется не так сильно.

October 12th, 2012 , 05:16 pm

Переселение народов и история мадьяр.

Современную эпоху не принято называть, как, скажем, период в начале нашей эры, временем Великого переселения народов. Нынешние этносы по большей части давно занимают свои географические территории. Это не значит, однако, что и сейчас не происходит массовых переселений. Десятки миллионов, людей только в нашем столетии переселились из Европы и в меньшей степени из Азии в страны Америки, из Китая,— в Южную и Юго-Восточную Азию и т. д. В нашей стране лишь за последние три с лишним десятилетия миллионы русских и украинцев перебрались в Казахстан. Никто из нас не удивится, встретив за полярным кругом грузина, познакомившись в Кушке — с якутом, мордвином или азербайджанцем.


А история знает случаи, когда разом сдвигается с места целый народ или большая его часть. За примерами этого совсем не обязательно обращаться в очень уж далекое прошлое. В 1916 году, во время первой мировой войны, власти Турецкой империи начали истребление народа ассирийцев (айсоров), жившего в восточной части Малой Азии и в Иране. Шовинистически настроенные руководители империи, фанатики-мусульмане воспользовались военным угаром в стране, чтобы попытаться уничтожить христиан-ассирийцев, как и христиан-армян. Ассирийцы отчаянно сопротивлялись, заняли круговую оборону, в течение двух лет «ни отражали, отступая, удары регулярной турецкой армии и «вольных» отрядов головорезов. А затем ушли со своей родины, точнее, с той ее части, которая принадлежала Турции. Так появились ассирийцы в России, в США, Ираке, Сирии и многих других странах.

Прошлое у нашей планеты бурное, в нем не раз и не два народы оказывались в том же положении, что айсоры в 1916 году, — под угрозой уничтожения или порабощения. И уходили от этой угрозы.
Даже гунны, ставшие впоследствии грозными завоевателями полумира, ринулись на запад из своей Монголии после того, как их разгромили здесь китайские армии. По дороге они в свою очередь стали угрозой множеству племен, тоже вынужденных стронуться с места — иногда в составе гуннских полчищ, иногда впереди них, иногда же эти племена «раздавались в стороны», уходили на север и на юг с пути свирепых завоевателей.
После того как монголы завоевали Среднее Поволжье, жившие здесь волжские булгары в значительной части отошли на север, став одной из частей складывающегося чувашского народа. Сходных примеров тут можно привести много.
Но нередко переселения племен и народов имеют другие причины. Тысячи людей, которым вовсе не угрожает внешний враг, поднимаются и ищут себе лучшей доли на новых местах. Так были освоены русским народом Север европейской части России и Сибирь. Так когда-то пришли в Северное Причерноморье скифы, изгнавшие или растворившие жившие здесь до них племена киммерийцев. Так двинулись из Северной Прибалтики на юг, к Черному морю, германские племена готов в начале нашей эры.
При этом само расселение народа может происходить медленно, растягиваясь на века?"
В нашей стране почти по всей огромной Сибири живут небольшими группами лесные охотники и оленеводы — эвенки. Непроходимая тайга стала их родиной за несколько сот лет, после того как эвенки, живущие до того лишь на юге Сибири, сумели найти способы охоты и передвижения, сделавшие их хозяевами лесов.
В предисловии к книге советского эвенкийского ученого-историка А. С. Шубина профессор Е. М. Залкинд пишет: «Кажется почти невероятным, как могли племена, стоявшие на таком уровне развития, покорять колоссальные пространства, преодолевать трудности многомесячного, а подчас и многолетнего пути. Но на самом деле чем дальше в глубь истории, тем меньшее значение имеет фактор расстояния. Везде, куда бы ни приходил в таежных скитаниях эвенк, он находил ягель для своих оленей, зверя для промысла, кору и жерди для чумов. И тем легче было ему пускаться в дальний путь, так как в ту пору никакой роли не играл фактор времени. годы, проведенные в одном месте, годы, прошедшие в походах по новым местам, все это ничего не меняло в привычном образе жизни».
Разумеется, слова о роли времени и расстояний можно отнести не только к эвенкам, но и ко многим другим кочевникам.
Не правда ли, это многое объясняет в том, с какой относительной легкостью сдвигались с меЬта древние племена в поисках лучших — или хотя бы не худших мест на лице земли.
Кипчаки (половцы) идут из Сибири в IX-XI веках единым ударным клином на запад, становятся хозяевами большей части Средней Азии и Северного Причерноморья, оттесненные ими тюрки-огузы движутся в Иран, на Кавказ, в Малую Азию.
Создание, единого государства в Норвегии заставило часть тамошней вольнолюбивой знати отправиться в Исландию со своими домочадцами. Объединение прежних Кастилии, Арагона, Леона в Испанском королевстве и завоевание им юга Пиренейского полуострова привели к массовому выселению оттуда в Африку мусульманского арабоязычного населения.
В XVI веке произошла странная, но только на первый взгляд история. С запада Средней Азии в восточную ее часть ворвались кочевые племена. Они победили и выгнали из Ферганы ее правителя эмира Бабура (а сами, смешавшись с местным оседлым населением, вошли в число предков современных узбеков). Неудачливый же эмир-изгнанник, кстати сказать, потомок сразу и Чингисхана и Тимура, вынужденный бросить и родные места и наследственные владения, с остатками своей армии бежал на юг, в Афганистан и Индию. и стал основателем грандиозной империи, получившей имя державы Великих Моголов.
Более подробно мы расскажем здесь о многовековом движении мадьярского народа, а потом о расселении цыган.
С Енисея на Дунай В 1848 году, году бурного революционного подъема почти во всех странах Европы, венгры восстали против хозяйничавшей на их земле Австрийской монархии. Венгерская революция была разгромлена, несмотря на героическое сопротивление своих защитников. Из занятого австрийскими солдатами города убегает, прихрамывая, подросток, ругая этих вояк палачами на всех известных ему языках. А языков он знал немало, потому что с детства изучал их. Этого бездомного хромого мальчика звали Арминий Вамбери. Имя, которое станет громким, во всяком случае для географов, историков, востоковедов и лингвистов всего мира. Арминий Вамбери, замечательный языковед и страстный исследователь, совершит поразительные путешествия, переодетый то арабским дервишем, то турком, то персом; он будет поражать своими познаниями западных министров и. восточных эмиров. А тогда. «В поле у Дуная он встретил нескольких солдат, спасшихся от плена. Они были запылены, и поражение читалось на их лицах.
— Все кончено, — говорили они, — будем ложиться и умирать. Пропадает наша свобода!
Тогда поднялся старый пастух и прохрипел им шатающимся от старости голосом:
— Стойте, дети! Всегда, когда с нами беда, приходят нам на помощь старые мадьяры из Азии: ведь мы их братья, будьте спокойны, они и теперь нас не забудут».
Так эту сцену описал в рассказе «Вамбери» советский поэт и прозаик Николай Тихонов.
В своих странствиях по Средней и Центральной Азии, по таинственным и часто запретным тогда для европейцев местам, Арминий Вамбери пытался найти и этих «старых мадьяр из Азии», память о которых жила в сердце венгерского пастуха.
Старинные венгерские хроники говорят о мадьярах как о родственниках гуннов и утверждают, что другие родичи мадьяр живут в Персии.
Понятно, что для древнего хрониста слово Персия могло обозначать не одну лишь страну, которую мы знаем под этим именем, но значительную часть Азии.
Во время странствий легендарные братья Хунор и Мадьяр захватили двух дочерей аланского царя (аланы, как вы помните, одно из сарматских, племен). От этих-то женщин, говорит хроника Симона Казаи, и произошли все гунны, «они же венгры».
В Венгрии вот уже многие сотни лет не одни лишь ученые, но и народ помнили о приходе сюда своих предков издалека, с востока, из Азии, и не просто помнили, но связывали с далекой родиной и неведомой родней особые надежды. Может быть, как раз потому, что в Центральной Европе мадьяры-венгры — единственный народ, принадлежащий к угро-финской языковой семье. Со всех сторон мадьярский остров окружен индоевропейским морем. С одной стороны живут славяне, с другой — немцы и австрийцы, с третьей — румыны.
А ближайший в географическом отношении народ той же семьи обитает на много километров севернее; в Прибалтике. Это эстонцы. И то эстонцы — в языковом отношении — отнюдь не самые близкие родичи мадьяр. Более близкие (ханты и манси) живут на северо-востоке европейской части СССР и на крайнем северо-западе Азии — еще дальше, чем эстонцы.
Сегодня венгерские антропологи, лингвисты и археологи снова и снова едут на Волгу, Урал, в Приполярье, в Западную Сибирь и Среднюю Азию, желая отыскать следы своих предков и лучше изучить бесспорных и предполагаемых родственников. Но многие сотни лет назад венгерские короли и епископы тоже слали далеко на восток своих представителей и с той же целью. Впрочем, тогдашние представители венгерской короны и церкви преследовали и политические цели, а сверх того заботились о спасении душ предполагаемых азиатских мадьяр. Самой, может быть, поразительной из таких экспедиций «за предками» была поездка на восток доминиканского монаха Юлиана. Это был сразу и подвиг и приключение.
Юлиан шел через земли, охваченные очередными истребительными войнами, пересекал степи, кишевшие разбойниками, точнее, кочевниками, не упускавшими при случае возможности разбогатеть. Он потерял по дороге своих спутников, лишился денег, но, беззащитный, одинокий и нищий, шел на восток с упрямством жюльверновского капитана Гаттераса, стремившегося к Северному полюсу. Чтобы найти хоть какую-нибудь пищу и защиту от степняков, Юлиан присоединялся к караванам и прислуживал их хозяевам, трудом и унижением добывая себе право идти дальше и дальше.
На Волге, у булгар, встречает Юлиан «азиатскую мадьярку», что замужем за булгарином. С помощью ее и ее родственников он обнаруживает на Урале «Великую Венгрию» — прародину своего народа, слышит мадьярскую речь, рассказывает этим вновь открытым сородичам, хоть и не землякам, о могучем Венгерском государстве на Среднем Дунае, проповедует христианство.
Но это замечательное открытие, сделанное семьсот с лишним лет назад, было уже почти запоздалым. Западные мадьяры нашли восточную «Великую Венгрию» словно, только для того, чтобы вскоре узнать: ее не стало. Страшное Батыево нашествие обрушилось и на землю уральских мадьяр.
Надо еще отметить, что сразу после завоевания татаро-монголы включили мадьярских воинов, согласно давней своей традиции, в собственную армию. Некоторое время в татарской Золотой Орде среди прочих «национальных», как мы сказали бы сегодня, воинских частей была и мадьярская.
Разгромленные и разрозненные мадьяры, по-видимому, в конце концов смешались с окрестными народами, в основном с башкирами. Впрочем, еще в XII веке, за столетие до похода Батыя, некоторые арабские путешественники считали азиатскими мадьярами именно самих башкир.
Лишний раз подтверждают связь мадьяр с Уралом географические названия. Есть, например, в Башкирии река Сакмара — приток Урала. А это же самое слово, которое служит именем башкирской реке, не раз повторяется на карте современной Венгрии.
Мало того. Три из двенадцати известных истории основных башкирских родов носили те же имена, что три из семи пришедших на Дунай мадьярских племен.
На Урал мадьяры тоже откуда-то пришли. Следы этих прамадьяр и в Западной Сибири, и в Казахстане, и в Узбекистане. В левобережье Камы, в низовьях ее был недавно открыт древнемадьярский могильник.
По мнению исследовательницы Е. А. Халиковой, территория Великой Венгрии охватывала левобережье Нижней Камы, Южное Предуралье— и отчасти восточные склоны Урала. Е. А. Халикова считает, что протовенгры появились в Южном Предуралье в конце VI века — возможно, после того, как некоторые угорские цлемена Тюркского каганата восстали против его власти и потерпели жестокое поражение.
Восстание. это охватило ряд районов Средней Азии и Казахстана.
До него же, полагает Е. А. Халикова, предки древних венгров «во второй половине VI века. скорее всего находились в составе Западного Тюркского каганата и совместно с тюриотами играли большую роль в политической жизни Средней Азии и Сасанидского Ирана (как тут не вспомнить Персию, о которой упоминают венгерские хроники. — Авт.). Эта эпоха наложила отпечаток на дальнейшую культуру древних венгров: в различных ее элементах — мифологии, изобразительном искусстве — сильны иранские мотивы и сюжеты».
В Среднюю Азию и Казахстан предки древних венгров попали еще в IV веке н. э., когда прокатившийся по Южной Сибири поток кочевников оторвал их от сородичей — обских угров.
Е. А. Халикова особо подчеркивает, что уральская «Великая Венгрия» конца VI — начала IX века поддерживала связи с лесостепными районами Западной Сибири и Северного Казахстана, где оставались близкородственные древним венграм угорские племена. Об этом отчетливо свидетельствуют материалы раскопок на Урале, подтверждающие обмен между этими далекими районами.
О судьбе мадьяр, ушедших с Урала на запад, мы знаем гораздо больше, хотя тоже относительно немного.
Видимо, в середине 1-го тысячелетия н. э. часть уральских мадьярских племен покинула родные места. Может быть, потому, что мадьяр подтолкнула очередная волна Великого переселения народов. Может быть, потому, что после гуннского нашествия и разграбления многие плодородные земли к западу от Урала оказались сравнительно слабо заселенными. Может быть, потому, что на Урале изменился климат. Так или иначе, но для кочевников-мадьяр переселение на новые места не могло быть делом слишком трудным.
В середине 1-го тысячелетия мадьяры живут уже и в бассейне Волги. Красивое имя носит эта мадьярская новая страна на правобережье Волги — Леведия Этелькуза. Вскоре здешние племена признают власть хазарского кагана, тогда владыки великой державы, которая охватывала Северный Кавказ, часть Поволжья и соседних земель и вскоре вступила с арабами в борьбу за Закавказье. В ту пору в состав мадьярского объединения входят и принимают мадьярский язык несколько кочевавших поблизости хазарских племен.
В ту же эпоху, по-видимому, к древнему самоназванию одного из племен — «мадьяры» прибавляется новый этоним — «венгры» от имени тюркского народа оногуров, на землях которого мадьяры жили около столетия.
Постепенно центр расселения мадьяр сдвигается западнее. Новая Леведия размещается уже по обе стороны Дона, располагаясь примерно на территории от Киева до Воронежа. Мадьяры живут среди славянских племен, возможно, даже чересполосно с ними. Мадьярский союз племен поддерживает дружественные отношения с Византией, и эта держава втягивает кочевников в свои войны.
Выполняя соглашение с Византией, мадьяры в IX веке нанесли тяжелый удар по Болгарскому царству на Нижнем Дунае. Потерпевшие жестокое поражение болгары через несколько лет ответили беспощадным набегом на Леведию, предпринятым в союзе с печенегами, появившимися незадолго до того в тех же причерноморских степях, где жили мадьяры. Болгары и печенеги выбрали для нападения очень удобный момент. Мадьярское войско, почти все способные носить оружие мужчины, было в это время в дальнем походе. Леведия оказалась беззащитной.
Когда же войско вернулось на родину, то увидело, что осталось без народа. Печенеги не просто разорили страну, как только могли, они еще и увели в плен или перебили всех молодых женщин.
И мадьяры решили покинуть земли, где они не могли теперь чувствовать себя в безопасности. Куда им было пойти? Легенды утверждают, что переселение ни в коем случае не было стихийным. Даже адрес, по—видимому, был намечен заранее: страна в среднем течении Дуная, местность, Где когда—то была расположена римская провинция Паннония. Позже там, на Среднем Дунае, был центр великой Гуннской державы (а еще позже — Аварского каганата).
Как это ни странно звучит, но, возможно, что в Паннонию привела мадьяр как раз легенда о том, что они ведут свой род. от Аттилы. До сих пор ведь в венгерском народе живет предание, согласно которому мадьяры происходят от гуннов. Историки в ответ обычно пожимают плечами и говорят, что, конечно, ряд угорских племен был вовлечен в великое переселение народов, что в составе армий Аттилы были, вероятно, и мадьяры, но что собственно гунны, как и их вожди, мадьярами, конечно, не были.
Впрочем, надо сказать, что, во-первых, после смерти Аттилы и разгрома его армий остатки гуннов во главе с одним из уцелевших сыновей грозного царя ушли в Северное Причерноморье. Здесь они просуществовали в виде отдельной народности еще около двух столетий, пока окончательно не растворились среди тогдашнего населения этих мест. Гунны могли, что отнюдь нельзя считать доказанным, встретиться в Причерноморье с мадьярами и смешаться здесь именно с ними. Не исключено, что это и могло стать основой легенды о родстве гуннов и мадьяр.
Стоит добавить, во-торых, что отдельные венгерские ученые сейчас полагают, будто первые мадьяры появились на Карпатах и к западу от них еще в VII веке. Если это так, основная масса мадьяр в конце IX века действительно пошла на запад по пути, который был уже проторен их родичами.
Высказывалась гипотеза и о том, что эта группа тюрков-оногуров, от которых, как вы знаете, перешло на венгров имя, появилась на Дунае около 670 года вместе с тюрками-булгарами.
Ученые наших дней спорят, а в венгерских средневековых летописях прямо сообщается, что мадьяры пошли на Дунай, чтобы овладеть наследием первого предводителя рода Алмуса (Алмоша) — Аттилы. При этом Алмус объявляется потомком «короля Магога». Взятыми из Библии именами великанов Гога и Магога часто называли в средневековье грозные для оседлых европейцев племена ¦кочевников. Магогй предание связывало с гуннами; летописец, гордившийся своим происхождением от гун— нов, отразил уже сложившуюся в его ¦время венгерскую традицию, по. которой имя Магог не пугало, а, напротив, таким предком можно было и похвалиться.
Исход мадьяр с Дона произошел около 895 года, когда на Руси правил князь Олег. Летописям венгерским здесь не противоречат древнерусские сведения. Древнерусский летописец под 898 годом поместил. сообщение о мирном уходе мадьяр через киевские земли на запад.
По дороге, между прочим, они взяли с собой и сохранили до наших дней. древнерусские названия рыболовных снастей, а заодно стали звать — и зовут до сих пор — на древнерусский манер поляков.
Через горные проходы в Карпатах вышли наконец кочевники на просторы Паннонии. Главную их силу составляли семь племен, среди них племена с «башкирскими» названиями: юрматы, кесе, еней. Семь вождей этих племен связали себя и свои племена вечным договором о союзе, скрепив его кровью.
По венгерской легенде, мадьяры якобы выкупили Паннонию у славянского князя Моравии за белого коня, седло и уздечку, но князь потом нарушил договор, и страну венграм «пришлось» отвоевывать.
Историки до сих пор спорят, насколько большую роль сыграли для решения судьбы Паннонии чисто военные действия. В трехтомной «Истории Венгрии» утверждается, что часто, вероятно, дело обходилось, без кровопролитий. В момент, когда мадьяры пришли на Средний Дунай, здесь не было реальной политической силы, способной помешать им овладеть этой территорией.
Сообщения же некоторых летописцев о древних даже для них и весьма героических боях пришельцев с аборигенами страны, по мнению многих историков, преувеличены. В средние века любили героизировать прошлое и, как правило, преувеличивали роль военных действий в истории.
Не надо забывать, что количество пришельцев было относительно невелико. Ведь мадьяры были кочевниками, а кочевые народы обычно куда малочисленнее оседлых, занимающих равную территорию. На плодородной земле у Дуная нащлось место для новых племен, быстро осевших на землю. Мадьяры легко смешивались с местным населением, в основном славянским, — у выходцев с Дона, собственно говоря, не было тут выбора, поскольку после болгаро-печенежского удара мадьяры остались почти без женщин. И, надо сказать, в венгерском языке почти все слова, относящиеся к жилищу и пище, к земледельческому труду и государственному устройству, по происхождению славянские.
Смешение со славянами, естественно, отразилось на мадьярском языке. Венгерский историк Э. Мольнар писал: «Если венгерский крестьянин смотрит в окно, выходит в сени, идет в погреб, в кухню или в комнату, в каморку, выходит во двор или на улицу, если он говорит, зовет своего кума, ищет своего соседа, обращается к другу, пирует в кабаке, пляшет чардаш, смотрит кругом на равнине или в степи, идет в пастухи, в разбойники, несет с собой съестные припасы, живет на хуторе, бросает веревку на шею жеребенку, запрягает вола в иго, гонит домой Стадо, берет в руки косу, укладывает стог, дает скоту корм, тянет тачку, если он работает или кончает работу. он делает такие дела, которые выражаются словами, перенятыми из славянского языка».
Стоит отметить, что раскопки венгерских могильников X века на Среднем Дунае показали, что древние мадьяры в это время по антропологическому облику были схожи с сарматами, жившими в начале нашей эры в Нижнем Поволжье, на Украине и у южных берегов Аральского моря. То есть на Дунай венгры пришли уже как достаточно типичные европеоиды. Между тем угры, ушедшие из Южной Сибири, обладали многими монголоидными чертами. Мадьярскийэтнос постепенно потерял большую часть их, смешиваясь по пути на запад с европеоидными по облику племенами.
Итак, новой родиной мадьяр — уже навсегда — стала Паннония.
У этой области в центре Европы удивительная история. (Впрочем, какая страна не имеет за собой удивительной истории?) В самом начале 1-го тысячелетия н. э. земли на Среднем Дунае были покорены римлянами. Но жители новой римской провинции недолго послушно повиновались «владыкам мира». Вскоре они восстали и заставили Римскую империю напрячь в борьбе против «мятежников» все свои силы. Войну с паннон—цами римляне той поры считали самой для себя тяжелой после Пунических войн, в которых против Рама выступал Карфаген, поставивший когда-то государство своих врагов на край гибели. Мировая держава все-таки победила и здесь, но до конца существования Римской империи Паннония с ее непокорными обитателями оставалась одним из слабых мест во владениях Августов.
Во времена Великого переселения народов Паннония освободилась от владычества римского, но не чужеземного. В качестве ее хозяев сменяли друг друга (или делили друг с другом страну) сарматы и готы, вандалы и роксоланы, языги и карпы, бастарны и маркоманы и многие иные племена. Эти племена, в большинстве известные теперь только специалистам, когда-то заставляли трепетать сердца правителей Рима и Константинополя. Потом здесь царили гунны, но их выбили к концу V века н. э. гепиды, остготы, ругии и сквиры.
Именно из Паннонии вождь союза ругиев и сквиров Одоакр пошел в Италию и после многих побед над бессильной империей низложил последнего римского императора Ромула Августула. Так Паннония все—таки «взяла реванш» у Рима — не прошло и пяти веков. Позже в Паннонии находился центр аварской державы, основанной пришельцами из Центральной Азии в VI веке. Сюда приходила в начале IX столетия армия императора Карла Великого, посадившего на пошатнувшийся аварский трон крещеного кагана. Здесь же последние авары были растворены славянами. И здесь же мадьяры включили в свой состав местных славян.
Арпад, сын Алмуса, вождь сильнейшего из семи племен, называвшегося «медьер», основал династию Арпадовичей, а имя его племени принял весь народ. Но образование Венгерского королевства еще не положило конец переселениям новых и новых племен на землю Паннонии.
Венгерские короли, забыв прошлые обиды, приняли на своей земле в XI веке тюрок—печенегов, выгнанных из Северного Причерноморья собственными их родичами—половцами, тоже тюрками по языку. А еще через двести лет, в XIII веке, гостеприимная долина Дуная приняла еще и волну половцев, ушедших на запад от монгольского нашествия (часть их покинула позже Паннонию, перебравшись в другие земли, прежде всего в Болгарию). До сих пор среди венгерского народа выделяется этническая группа прямых их потомков — палоцей.
Кочевников, вероятно, влекла к себе знаменитая венгерская степь — пушта, а венгерским королям нужны были воины и для борьбы с собственными крупными вассалами.
Из века в век сохраняла плодородная земля на Среднем Дунае свою притягательность для все новых и новых народов. Сколько дорог, начавшихся в центре Азии, заканчивалось здесь, в центре Европы!
Временами Венгерское королевство становилось по размерам и влиянию одной из великих держав средневековой Европы. Венгерские короли занимали порой еще и престолы Польши, Неаполя в Италии, распространяли свое влияние на чешские, румынские, хорватские, украинские и сербские земли.
В начале XVI века часть мадьярских земель попала под власть Турецкой империи, в дальнейшем Венгрия входила в состав Габсбургской державы вместе с Австрией и Чехией, Словакией и Хорватией, частью Украины и частью Сербии и т. д.
Сосуществование с другими народами в составе одной державы отражалось, конечно, и на культуре и на языке, а в какой-то мере и на внешности мадьяр. Но родину за последнее тысячелетие мадьяры уже не меняли. А между Енисеем и Дунаем археологи, лингвисты, антропологи и историки вместе уточняют местоположение по меньшей мере трех прародин мадьяр: донской, волжской и уральской, плюс ищут следы четвертой, еще более древней прародины, среднеазиатской или западносибирской.
Миграция мадьяр началась в пору, которую так и называют временем Великого переселения народов, и закончилась на исходе этой эпохи.

Восприятие истории историками-профессионалами и историками-любителями отличается прежде всего тем, что профессионалы воспринимают историю как некую абстрактную картинку. Истина для них - это то, что написано в трудах предшественников и в учебниках. Для них то, откуда именно прибыл Рюрик, из Швеции или из Прибалтики - только вопрос новой статьи. Тогда как любители воспринимают историю как живой процесс. Прежде всего, процесс, приведший к нынешней нашей жизни, процесс, обеспечивший появление окружающих нас вещей и условий. У каждого предмета, у каждого явления есть своя история, и любители - как правило, потому и любители, что увлекаются историей чего-то, их кровно касающегося, и потому для них вопрос, откуда именно прибыл Рюрик - уже вопрос не просто научно-абстрактный, а вопрос происхождения нашей государственности, вопрос истории наших предков... Конечно, они более пристрастны - но и более увлечены; с другой стороны, те, кто не увлечен тем, чем занимается - тоже оказывается пристрастен, но к другому... Так вот, история есть у всего, и раскручивая время назад для любого окружающего нас явления, можно добраться до того момента, где "все неясно". Тут профессиональные историки замолкают, в том плане, что поскольку они не могут однозначно сказать, куда ведут нити истории рассматриваемого народа или явления, они считают, что "там все было по-другому". Однако любитель не может остановиться на таком результате. Разумеется, дальше все становится очень предположительно и вероятностно - но хотя бы представлять, а как МОГЛО быть там, раньше, на шаг вглубь от известного - необходимо. Вот, например, страна Венгрия. Сразу оговорюсь, что страна - это и территория, и народ, и государственные институты, и язык - и у них у всех может быть разная история. Т.е., предки тех, кто сейчас тут живет, откуда-то пришли сюда (и когда-то). Когда-то (и где-то) сложился их язык. А до того могли быть другие народы, которые смешением дали нынешний; а на этой территории жили другие народы... Так вот, удивительно, что Венгрия - это страна, где государственным языком является язык, относимый к угро-финнским, но при этом вокруг - сплошь славяне. Да и в самой Венгрии много славянских общин и названий, и в языке славянской лексики едва ли не больше, чем финноугорской. Правда, любопытно, что образуется этакий "пояс не-славян", рассекающий славянские земли надвое: Австрия, Венгрия, Румыния, к югу от которых - славянские Сербия, Хорватия, Болгария и пр., к северу - Польша, Чехия, Словакия (да и мы с Украиной и Белоруссией). Пояс от моря до Альп, где дальше начинаются "владения германских языков". Такая ситуация как-то должна была возникнуть! Т.е., чисто теоретически может быть три варианта. Возможно, славяне проникали с юга на север или с севера на юг в обход уже сложившихся не-славянских государств. Но возможно и то, что носители иных языков "разрезали" славянский, уже сложившийся, массив. Так, оказывается, что история Венгрии очень тесно связана с историей славян. Я намеренно не рассматривал ничего из того, что уже известно - разбирая только существующую ситуацию, проверяемую непосредственно нашим опытом (мне доводилось слушать и польскую, и болгарскую, и венгерскую речь, чтобы оценить похожесть двух первых на нашу - и непохожесть третьей, хотя и с пересекающимися словами). Язык не возникает мгновенно и по желанию одного человека - это сложная система, служащая для общения людей между собой. Где и когда мог сложиться венгерский язык, чтобы даже по прошествии 1000 лет существования в окружении славян (а также под воздействием турецкого, немецкого - когда Венгрия принадлежала Турции, Австрии) - сохранить свою самобытность? Итак, согласно и нашим летописям, и западным хронистам, венгры пришли в Паннонию в 9-10 веках (о точной дате можно спорить - первый набег в Европе в 862 году - на Каринтию, но "осели" они только после разгрома на Лехе в 955-м, хотя о "Венгрии" упоминается уже в 920-м у Эккехарда). До того они упоминаются как обитающие где-то рядом с печенегами (Константин Багрянородный называет их "турками", и это нам надо учитывать - подозреваю, что множество племен, считающихся "тюркскими", считаются таковыми именно в силу такого наименования их Константином, реально же язык этих "турок" - венгерский, вернее, родственный, предковый венгерскому). Теперь мы добрались до предела "письменной истории венгров" и вступаем в область домыслов и археологии. Наиболее полно о венграх до их появления в Венгрии пишет Константин Багрянородный. Правда, надо еще выяснить, что турки у него и венгры западных источников - это одна и та же сущность. Итак, в главе "о народах, соседствующих с турками", Константин пишет: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/frametext13.htm По описанию это однозначно Венгрия (именно венгры уничтожили Великую Моравию и обосновались в ней в начале 10 века). С другой стороны, Константин вот что пишет о самих " турках":

народ турок имел древнее поселение 1 близ Хазарии, в местности, называвшейся Леведия -- по прозвищу их первого воеводы 2 . Этот воевода прозывался личным именем Леведия, а по названию достоинства его именовали воеводой, как и прочих после него. Итак, в этой местности, уже названной Леведии, течет река Хидмас, которая именуется также Хингилус 3 . В те времена они не назывались турками, а именовались по неведомой причине савартами-асфалами 4 . Турок было семь племен 3 , но архонта над собой, своего ли или чужого, они никогда не имели; были же у них некие воеводы 6 , из которых первым являлся вышеназванный Леведия. Они жили вместе с хазарами в течение трех лет 7 , воюя в качестве союзников хазар во всех их войнах 8 ... Пачинакиты же, прежде названные кангар (а название кангар давалось у них в соответствии с благородством и мужеством) 10 , двинувшись на хазар войною и будучи побеждены, были вынуждены покинуть собственную землю и населить землю турок 11 . Когда же меж турками и пачинакитами, тогда называвшимися кангар, состоялось сражение, войско турок было разбито и разделилось на две части. Одна часть поселилась к востоку, в краях Персии, -- они и ныне по древнему прозвищу турок называются савартами-асфалами, а вторая часть поселилась в западном краю вместе с их воеводой и вождем Леведией 12 , в местах, именуемых Ателкузу 13 , в которых ныне проживает народ пачинакитов.
http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text38.phtml?id=6397 Что можно понять из этого отрывка? Во-первых, в Хазарии "турки" (венгры) жили совсем недавно - уже во времена, когда Хазария существовала. Дальше, хазары воевали с "кангарами" - предками печенегов, а потом кангары, побежденные хазарами, населили "землю турок", отчего "турки" ушли частью в "Ателкузу", частью на восток. На востоке - в Казахстане - и сейчас есть народ "мажары", правда, не угроязычный. Вообще, народ может сменить свой язык, но происходит это не "случайно", как думают некоторые историки ("захотелось - и сменили") - а либо за сотни и даже тысячи лет (естественным путем, в силу накопления ошибок в языке народа, обособленного от других народов и общающегося внутри себя), либо в результате влияния соседнего народа - как правило, покорившего данный. Так вот, принятие мажарами языка тюрок (соседей, победителей) - в принципе, не удивительно. А вот что еще пишет о языке венгров Константин: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text39.phtml?id=6398 Встает резонный вопрос - что же это за язык? Имеется сообщение о двух языках - "хазар" и "турок". Причем, язык хазар совпадает с языком кавар. Мы опять забудем о том, что СЧИТАЕТСЯ про язык хазар, ибо это все не более чем предположения. Вероятно - в силу близости тюркского каганата - какие-то группы тюрок могли обитать на его территории. Вероятно даже, что верхушка, после бегства в Хазарию из Западного тюркского каганата, принесла именно тюркский язык. Однако "государственным языком" в Хазарии он никогда не был, и вряд ли именно на нем говорили кавары (хотя, впрочем, не исключено). Сомнительно это прежде всего потому, что тюркских следов в венгерском крайне мало, и те в основном - из турецкого, в пору, когда Турция владела Венгрией (16-17 вв); а если некогда это был именно их ГЛАВНЫЙ язык - вряд ли бы он так легко забылся. Тогда не исключен и обратный вариант: исходно язык "турок" был-таки "тюркский", за что они так и назывались, а в Хазарии и под влиянием кавар они научились именно венгерскому. Тем более что, как опять пишет Константин, Т.е., кавары были не просто "одной из составляющих турок" - они были ГЛАВНЫМИ в их среде. Т.е., турки, придя (пока непонятно, откуда), в Хазарии научились "хазарскому языку" от кавар и вместе с ними образовали собственно венгров. Но тогда получается, что "хазарский язык" - угорский? В это вполне можно поверить, потому что любая группа языков имеет каких-то "серьезных предков", какую-то общность, где этот язык создается и развивается. И жизнь этой группы должна быть достаточно сложной, чтобы отразиться в языке. И то, что изначально "хазарский язык" был угорским, гораздо более вероятно, чем то, что он был тюркским. Народы не умеют "проходить друг сквозь друга". Обычно каждый народ занимает какой-то ареал обитания и защищает его от чужаков, только хорошо организованное войско может "пройти народ насквозь", другой народ просто осядет, разбежится, смешается с местными и далеко не пройдет. Население степи, чтобы выставлять сколь-нибудь приличное войско, должно быть не маленьким, так что пришельцы не могли пройти сквозь него "незаметно". А потому расселение любого народа происходит очень медленно, и во все стороны, доступные для расселения. В процессе происходит смешивание отдельных групп народа с соседями - вплоть до образования нового народа из смешения двух, если эта группа обосабливается и живет независимо от обоих предков; или образуется чересполосица, где рядом живут представители соседних этнических групп в любой комбинации, и только если группа хорошо вооружена и невелика - она может пройти чужой ареал насквозь, не замедлясь. Отмечаемая исследователями "однородность культуры кочевников" с Дальнего Востока до Волги и Днепра говорит не об этнической однородности - а прежде всего о сходности быта и условий. http://padaread.com/?book=35124&pg=6 И при этом, отмечается, что "чистых кочевников" практически не было, а если были - то очень активно взаимодействовали с оседлыми, ибо получали от них все необходимое. А при таком взаимодействии естественным является и смешивание (смешанные браки, смешанный язык), и по сути, создание некоего единого народа, из которого часть населения занимается кочеванием, часть живет оседло (охраняет стариков и детей, занимается земледелием), причем, эти части легко меняются. Впрочем, тут тоже сохраняется возражение, что следов тюркского в венгерском не так много, как было бы, если бы больше половины народа изначально были тюркоязычны, так что под "турками" тоже могут иметься в виду не тюрки, а "выходцы из Турана" (по представлению персов, Туран - вся степь, причем, изначально ираноязычная) - с персидским в базовой лексике у венгров даже больше пересечений, чем с тюркскими языками. Опять же, это могли быть беглецы из тюркского каганата в пору смуты - т.е., не сами тюрки, а какое-то из подчиненных племен. Но тут можно только гадать. Что можно сказать почти однозначно (чему есть и археологические, и документальные, и лингвистические, и даже генетические подтверждения)? Что венгры действительно пришли откуда-то с территории Хазарского каганата. И потому "пра-венгерский язык" действительно должен был встречаться на этой территории. До эпохи Хазарского каганата в степи была серьезная смута, тут было несколько "каганатов" - Великая Болгария, Аварский, Канглы (Кангюй?). С болгарами любопытная история: они тоже довольно многочисленны на территории Хазарского каганата, но отличаются археологически и антропологически от основного населения (как и от синхронных тюркских культур, к слову, тоже). И дальше, конечно, могут быть случайности, но почему-то если считать болгар изначально тюркоязычными - те болгары, которые "сохранили тюркский язык" (Волжские) - поменяли название (сейчас за право считать себя их потомками борются чуваши и татары), а те, которые сохранили название (Дунайские) - "поменяли язык" (причем, уже первые письменные документы Болгарского царства - на славянском языке). Учитывая наименование Ибн Фадланом правителя болгар "царем славян" - я бы все-таки склонялся к мысли, что болгары изначально - славянское племя (возможно, именьковская культура) - а учитывая их родство с гуннами (признанное), и весьма вероятное славяноязычие гуннов (собственно, это тоже почти однозначно - даже если в Европу и пришли какие-то беглецы от хунну восточных - что никак пока не доказано археологически - здесь они осели в славянской среде, именно славяне составляли большинство населения державы Аттилы, и даже пришельцы должны были "ославяниться" очень быстро; впрочем, даже следов "пришлой культуры" в Европе пока не найдено) - скорее, логично признать изначальное славяноязычие болгар (впрочем, "старославянский язык" - который родственен именно "староболгарскому" - отличается от современных языков довольно сильно). Так вот, и славянские, и иранские корни в венгерском языке представлены довольно обильно. И, в принципе, наиболее логично предположить, что венгры формируются - именно как народ, пришедший затем в Европу - именно в Хазарском каганате. Но теперь пойдем в глубь по "истории языка". Можно ли проследить угорский язык куда-то дальше? Тут предположений становится еще больше. Но что любопытно: финноугорская группа языков довольно сильно отличается на "разных концах" своего ареала. В мордовских, марийском языках - сильнее "венгерская лексика" (хотя разница между ними тоже велика), а чем дальше на север (к финнам и саамам) - тем она слабее. Так что логично было бы предположить как раз ДВА центра формирования языка - отдельно финнский и отдельно угорский -и их смешение в середине ареала, чем дальше к юго-востоку - тем больше угорской, чем дальше к северо-западу - больше финнской. Конечно, нельзя исключать и какой-то совсем древний единый центр, разошедшийся уже вовсе в необозримом прошлом - но это непроверяемо в принципе. Однако, если угры "пришли с юга" - кто был их предками? Территорию будущего Хазарского каганата ранее населяли сарматы. Потомками сарматов считаются осетины, но в их лексике угорская (и венгерская в частности) представлена крайне слабо. Кто еще может частично претендовать на угров - это гунны. Даже у венгров есть легенда, совпадающая с легендой, приводимой у Иордана - о том, как братья поехали охотиться в степь, и олень показал им брод, а звали братьев Гунн и Мадьяр. Однако, не исключено уже обратное заимствование легенды (Иордан писал свое творение раньше, чем была записана легенда венгерская), при попытке найти свое "историческое прошлое". В принципе, имена гуннов можно (частично) интерпретировать из венгерского языка, так что теоретически гунны могли быть угроязычными. Такими же могут быть и авары. Все эти народы приходят "примерно оттуда", откуда позднее приходят венгры (вероятно, где-то на Волге), и могут иметь общее прошлое и общий язык. И, в отличие от тюркских языков, пересечения в венгерском со славянскими весьма велики, и видны невооруженным глазом (причем, как от славян венграм, так и в обратную сторону). Да и гаплогруппы венгерские, болгарские и другие славянские - очень близки. Любопытно и то, что Прокопий Кессарийский называет гуннов "массагетами". Массагеты, по Геродоту - некто, выгнавший скифов. Позднее массагеты фиксируются несколько южнее Андроновской культуры (откуда скифов, по легенде, и выгнали). Любопытно, что к тому же времени, когда скифы появляются в европейских степях, относится и распространение Дьяковской культуры на Волге - а дьяковская культура считается предковой угрофиннским. Т.е., это вполне может быть отражением натиска "массагетов". Иными словами, вполне может быть, что массагеты и есть первые упоминающиеся в документах угрофиннские (вернее, угорские) племена. Их распространение в лесную зону (дьяковская культура) привела к образованию "угрофиннского единства". Ранее, видимо, они были включены в Андроновскую культуру. Есть такая археологическая культура бронзового века с непроизносимым названием - Тазабагъябская http://enc-dic.com/enc_sie/Tazabagjabskaja-kultura-6785.html Позднее на этой территории и фиксируют массагетов. Еще позднее - государство Кангюй и канглов (предков печенегов). Канглы были разбиты хазарами и включены в свой состав (по Константину Багрянородному), и тут две ветки истории, видимо, смыкаются. Кстати, "натиск сарматов", вероятно, был не натиском собственно сарматов - а приходом "потомков массагетов" (чисто угорских) на территорию сарматов. Сарматы же образуются в междуречье Волги и Дона, в Прикубанье - из смешения как потомков массагетов, местных племен (сарматских и скифских, а также меотских), так и под "эгидой понтийских греков". Т.е., государство Кангюй - видимо, первое "угроязычное государство", позднее поглощенное хазарами. С этой позиции, печенеги тоже скорее всего родичи угров. А Хазария действительно была "разноэтническим политическим образованием", где были болгары (и другие славяне), где были угры, были сарматы/аланы, где правила незначительная тюркская (или же просто выходцев из Тюркского каганата) прослойка, а советниками у них была столь же незначительная прослойка иудейская. Вероятно, в эту же пору тюрки начинают проникать на Волгу, и оседать и в Хазарии, и в Волжской Булгарии.

Удивительна судьба этого угрского народа. До IX века нашей они расселялись от Урала до северного Причерноморья.

О том, что венгры принадлежат к угро-финскому этносу выяснилось только в XIX веке. Выясняли это очень долго. Особенно стойким было средневековое предположение, что венгры происходят от гуннов. Отсюда слово Hungary. Хоть сейчас и доказано, что это не так, но венгры по-прежнему очень хотят считать себя родственниками гуннов. Распространена была и тюркская версия происхождения этого народа.У венгров есть много легенд и мифов о их ранней истории, которые конечно все сильно приукрашивают. Они будто бы происходят и от Ноя и от Атиллы и от Бог знает кого еще из великих мира сего...

Но как говорят лингвисты, венгерский язык принадлежит к Уральской семье языков. А Венгры - родственники коренных уральцев . И их наипервейшие сородичи - народы манси, ханты и самоеды, проживающий на Северном Урале. А это совсем не то родство, о котором венгры мечтали в своих легендах. Но об этом отнюдь не почетном родстве подозревали еще в эпоху Возрождения. Итальянский гуманист Энеа Сильвио Пикколомини еще в середине XV века писал о североуральских родственниках венгров, что они пользуются тем же языком, что и венгры. Но эти предположения тогда никто не поддерживал.

Во втором тысячелетии до н.э. финская и угорская группы разделились, а к первому тысячелетию до н.э. относится появление протомадьяр. То есть им три тысячи лет. Место их обитания на то время локализуют как восточные и западные отроги Южно-Уральских гор. Ну, короче Челябинская область. У нас в ЮУРГу и в Педуниверситете есть исторические факультеты с отделениями археологии. И каждое лето ученые и студенты ездят на раскопки в степную зону Южного Урала. Находят там различные курганы, захоронения, относящиеся к разным эпохам и многочисленным народам, топтавшимся в наших степях на протяжении многих столетий. И не случайно каждый год к нам приезжают их коллеги из Венгрии и присоединяются к этим группам. Ищут свою прародину.

Так в Кунашакском районе Челябинской области, на берегу озера Уелги, археологи вскрыли курганы, которым около тысячи лет. И нашли там богатые захоронения древних кочевников – они были предками хазар, причерноморских булгар, дунайских мадьяр и венгров . К сожалению, часть погребений разграбили несколько веков назад. Но и нашим ученым достались удивительные находки: женские и мужские украшения, элементы конской упряжи, наконечники стрел, сабли, ножи, керамические сосуды. Все они свидетельствуют о знатном происхождении захороненных там людей.

Могильник состоит из двух пластов: нижний относится к IX веку, а верхний – к X-XI векам, - считает доктор исторических наук, профессор Сергей Боталов. - Материал, найденный в нижнем горизонте, со 100-процентной точностью совпадает с находками Карпатской котловины в Венгрии. Это говорит о возможной принадлежности могильника к мадьярской культуре.

Кстати, мировая наука располагает немногими артефактами из жизни древних венгров (мадьяр), когда-то кочевавших в южноуральских и башкирских степях, а затем переселившихся в Восточную Европу. Поэтому находка заинтересовала сотрудников Будапештского университета. Археологи считают, что следы древних мадьяр принадлежат периоду «обретения родины», то есть относятся ко времени их миграции в Карпатско-Дунайский бассейн.

В первом тысячелетии до н.э. венгры расселялись от Южного Урала и дальше в Западную Сибирь вплоть до Тобола и Иртыша. Там они были кочевниками-скотоводами. Главное было у них разведение лошадей. И так было приблизительно до V века нашей эры. Можно назвать это уральским периодом венгерской истории.

Как же лингвисты доказали, что венгры родственники финно-угров? Это нижний уровень языка. Числа, состояния (есть, пить...), движения (идти) названия частей тела, природных явлений. Но не только лексика, но и морфология языка. Как образуются уменьшительные, отрицательные формы. Все это доказывает родство. Вывод, что 88% венгерского языка это от оригинальной угрской лексики, 12% заимствовано из тюркской лексики, из аланского языка (аланы - предки осетин) и плюс заимствования из славянских языков.

С 4-5 века н.э. происходит тесное общение венгров с тюрками. Это время великого переселения народов. Из глубин Азиатского континента по Великой Степи двигались волны кочевников от Южной Сибири, перекатываясь через Южный Урал, до Прикаспийских степей и северного Причерноморья. В потоке этих многочисленных миграций венгры оказывались в орбите влияния то одного то другого тюркского этноса. Но особенность венгров в том, что заимствуя многое от тюрков, они не потеряли своего самобытного лица. Их выдавливали с прежних мест жительства. Их заворачивало и закручивало. Соседство с тюрками с 5 до 7 века. В первой половине 7 века венгры в составе анагурских племен смогли избавиться от тюркского владычества и они входят в состав нового политического объединения Анагуро-Болгария. Дальше под влиянием хазар это объединение распалось. Часть племен во главе с ханом Аспарухом оказывается на территории Болгарии, это начало Болгарской истории. Вторая часть двигается на север и образует Волжскую Булгарию, а третья часть остается в районе реки Кубань на Северном Кавказе и становится данниками хазар. В их числе были венгры. (Огромный Хазарских каганат в 965 году будет разгромлен князем Святославом Игоревичем).

В 889 году венгры занимают область Этелькёз. Всю вторую половину 9 века венгры рьяно занимаются грабительскими набегами на Европу. Это была череда ударов вплоть до Венеции и даже до Испании. В 895 году все обиженные венграми: болгары, византийцы печенеги и другие объединились против них. И венграм пришлось убираться с территории Этелькёза, где они обитали. С востока их давили печенеги. Есть такой закон кочевых племен - назад дороги нет. В 896 году венгерские племена двинули на запад. Несколько десятилетий они продолжали буянить, держа в страхе всю Центральную Европу. Наконец осели в Паннонии и Трансильвании, то есть на своем нынешнем месте. Быстренько обратились в христианство и стали оседлыми примерными европейцами.

Интересная история

Как монах Юлиан на Урал ходил.

Доминиканский монах Юлиан в 12 веке совершил путешествие на Южный Урал в поисках Великой Венгрии. И об этом составил отчет, который сохранился. Зачем ему это было надо? Из древних источников было известно, что где-то там на востоке существуют родственники венгров и они прозябают, потому что не знают истинной веры. И святой долг венгров донести до них правильную веру. Этого Юлиана позднее прозвали "Колумбом Востока". Он дважды совершал путешествие в Великую Венгрию и оставил потом отчеты. Это было как раз накануне ордынского нашествия на Русь. Можно сказать, что Юлиан проложил путь, по которому венгры двигались в обратном направлении в Европу.

Группа из четырех монахов-туристов во главе с Юлианом шли через Софию, Константинополь, Тьмутаракань и дальше на восток. Причем спонсировал эти два похода король Бела Четвертый. То есть не только церковь была заинтересована, но и королевская власть. Так монахи совершили очень трудный путь. Денег у них не хватило, наверное король пожадничал. С ними даже произошел такой случай. Для того чтобы выручить деньги на продолжение пути, двух их них решили продать в рабство (добровольно? или может по жребию?) НО. Никто монахов купить не захотел, потому что, как выяснилось, они ничего делать не умеют! Ни пахать, ни сеять, ни к какой работе не приучены. И эти два монаха, которых не купили, отправились обратно. Двое других пошли дальше. Один из них скончался по дороге, и только Юлиан смог достичь Волжской Булгарии. И вот там он узнал, что в двух днях пути живут люди, которые говорят на похожем языке.
Это было на реке Белая (Агидель в современной Башкирии). И там он действительно встретил венгров, своих соплеменников, не все же ушли на запад в IX веке. К грусти монаха эти родственники не только понятия не имели об истинной католической вере, но и вели достаточно дикий образ жизни. Они не знали земледелия, занимались скотоводством, причем употребляли мясо, молоко и кровь лошадей. Дикие венгры-уральцы очень обрадовались собрату, говорящему на их же языке и сразу же пообещали ему перейти в католичество. Причем эти венгры помнили о тех временах, когда они были с другими венграми, где-то жили и пришли оттуда на эти места. Юлиан понял, что Великая Венгрия лежит где-то еще дальше на восток.