Главная · Температура · Проект "Коренные народы Приморского края" проект по окружающему миру (2 класс) на тему. Проект "Коренные народы Приморского края" проект по окружающему миру (2 класс) на тему Какие народности живут в приморском крае

Проект "Коренные народы Приморского края" проект по окружающему миру (2 класс) на тему. Проект "Коренные народы Приморского края" проект по окружающему миру (2 класс) на тему Какие народности живут в приморском крае

ЭТАПЫ ЗАСЕЛЕНИЯ КРАЯ

Ученые считают, что первыми жителями Приморья были палеоазиатские и тунгусо-маньчжурские народы, появившиеся здесь 5 -6 тысяч лет назад. Потомки этих народов живут на территории края, других районов Дальнего Востока и сейчас. Это - нанайцы, удэгейцы, орочи, ороки, ульчи, эвены, эвенки, негидальцы. Некоторые из палеоазиатских народов продвинулись в северные районы Дальнего Востока и занимают обширные площади в Хабаровском крае, Камчатской, Сахалинской и Магаданской областях.

В свое время эти народы умели пользоваться медью и железом, знали скотоводство и земледелие, строили жилища и морские суда, устанавливали связи с Китаем, Японией, Кореей и Монголией. Ими были созданы государство Бохай, просуществовавшее с 698 по 926 год н. э., а также империя Чжурчжэней (Золотая Империя), которая в 1115-1234 гг. занимала не только юг Дальнего Востока, но и смежные районы Маньчжурии и Кореи.

Полчища Чингисхана в начале XIII века уничтожили чжурчжэньские города и порты, флот и крепости, убили или увели в рабство большую часть населения. Остатки чжурчжэней скрылись от монголов в лесах и долинах рек, занимая дикие необжитые территории. Постепенно они забыли прежние навыки труда и стали заниматься сбором даров природы - ягод, орехов, кореньев, съедобных трав, ловлей рыбы, охотой на зверей.

В начале XVII века, когда русские землепроходцы впервые появились на этих землях, коренные народы Дальнего Востока находились на стадии разложения первобытнообщинного строя.

Освоение южных районов Дальнего Востока русскими приняло необратимый характер лишь после заключения Айгунского и Пекинского договоров между Россией и Китаем. Одна за другой на вновь приобретенные земли отправлялись морские и сухопутные экспедиции, чтобы составить полное представление об их богатстве. Уже к 1857 году, благодаря морским экспедициям, была составлена карта побережья Приморья, и в наиболее стратегически благоприятных бухтах и заливах началось создание военных постов. В 1860 году начали действовать Владивостокский, Новгородский, Новокиевский и Турьерожский посты.

Среди них особо выгодным географическим положением выделялся Владивостокский. Сюда в 1870 году и была переведена база Сибирской военной флотилии. Очень скоро Владивосток стал крупнейшим военно-морским портом России на Тихом океане, а с присвоением ему в 1880 году статуса города - и центром Приморской области.

Заселение внутренних районов Уссурийского края первоначально осуществлялось крайне медленно. Отсутствие широких транспортных связей с Россией сдерживало приток русских переселенцев в новые земли. Их освоение обеспечивала горстка энтузиастов, которые, углубляясь в дебри нехоженой тайги и, преодолевая отроги Сихотэ-Алиня, приносили все новые и новые сведения о неисчислимых богатствах края. Чтобы изменить ситуацию, правительство России установило широкий круг льгот для желающих переселиться на новые земли и стало активно пополнять край переселенцами из числа казаков и крестьян.

До 1902 года основная часть переселенцев в Приморье прибывала морем на судах Добровольного флота, созданного на народные пожертвования. Корабли Добровольного флота имели регулярные линии, соединяющие Владивосток с Одессой, а также осуществляли связи между морскими портами Тихоокеанского побережья. Всего с 1883 по 1906 год Добровольным флотом в Уссурийский край было доставлено около 90 тысяч новых жителей. Большая часть из них (78%) была представлена выходцами из различных губерний Украины. Среди других районов России большую роль в раннем заселении Приморья сыграло Южное Приуралье. Отсюда на территорию Уссурийского края было переселено более 2 тысяч уральских казаков.

Основная часть вновь прибывших обосновывалась на правом берегу р.Уссури, по реке Раздольной, на Приханкайской низменности и морском побережье. За период с 1859 по 1882 год здесь было основано 95 населенных пунктов. Среди них село Новоникольское (ныне Уссурийск), Раздольное, Владимиро-Александровское, Шкотово, Покровка, Турий Рог, Камень-Рыболов. Основные занятия приморцев того времени - сельское хозяйство и промысел. В этих отраслях было занято более двух третей всего населения.

Огромную роль в освоении Приморского края сыграла Транссибирская железнодорожная магистраль. Строительство ее Уссурийского участка началось в 1891 и закончилось в 1897 году. С его созданием край получил прямую связь с европейскими районами России. Это способствовало быстрому росту числа приморских жителей. Вдоль дороги строились рабочие поселки и станции, росли крестьянские селения. Началась разведка полезных ископаемых и добыча каменного угля. Расширились причалы Владивостокского морского порта. Это создало основу для развития городских поселений. К 1899 году в городах и рабочих поселках проживал уже каждый четвертый житель Приморья.

Активное заселение Приморского края продолжалось и после победы Октябрьской революции. С помощью специальных правительственных мер сюда направлялись потоки переселенцев из самых различных уголков Советского Союза. В освоении природных богатств края участвовали представители практически всех республик и регионов страны.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Уже в 1990 г. с началом перестройки экономики численность приморцев увеличилась только на 8%. В последующие годы демографическая обстановка в Приморье продолжала ухудшаться, и в 1992 году население стало уменьшаться. Снижение численности населения наблюдается и сейчас. Основное сокращение населения приходится на города и поселки городского типа. За последние два года они потеряли около 35 тысяч своих жителей. С 1989 г. по 1994 г. количество сельских жителей возросло более чем на 17 тыс. человек. Причин, по которым происходит сокращение численности приморцев, несколько. Это и быстрое снижение рождаемости, и резкое повышение смертности, и все усиливающийся поток уезжающих из Приморья.
Рождаемость в крае за последние 3 года уменьшилась в 2,2 раза и составляет только 9 человек в расчете на 1000 жителей. Это самые низкие показатели за всю историю Приморья. Наибольшее снижение рождаемости наблюдается в городах и приморских районах края. В сельскохозяйственных районах рождаемость сохраняется на уровне 12-16 новорожденных в расчете на 1000 человек. Это - в 1,7 раза выше средних показателей по краю.
Одновременно со снижением рождаемости быстрыми темпами растет смертность. Ее размеры - 12 человек на 1000 жителей - уже превысили показатели рождаемости. По уровню смертности наш край - лидер среди краев и областей Дальнего Востока.
Снижение рождаемости и быстрый рост смертности резко сократили естественный прирост населения. В 1991 году он составил только 7,7 тыс. чел. или 3,1 человека на 1000 жителей. В следующем, 1992 году, численность приморцев за счет естественного прироста увеличилась только на 900 чел., а с 1993 года началась естественная убыль населения.

МИГРАЦИЯ

Традиционным источником роста населения в Приморье всегда была миграция. В 70-е годы на нее приходилось от 30 до 35% общего роста числа жителей края. Сейчас и в этом процессе наступил перелом: снижаются потоки мигрантов, изменяется направление их движения, В результате из источника роста населения миграция становится фактором его уменьшения (табл.2). Впервые отрицательное сальдо миграции в Приморье было зафиксировано в 1991 году - в отдельных городах и районах края: Владивостоке, Большом Камне, Дальнегорске, в Лазовском, Хасанском, Шкотовском и Партизанском районах. В целом же по Приморью миграционный прирост населения оставался положительным. А в 1992 году увеличилась разница между прибывающими и выбывающими в пользу выбывающих. Негативные тенденции в миграционном движении в значительной степени определяются широким распространением так называемых возвратных миграций - отъездом в свои районы жителей, когда-то приехавших оттуда. На них в последние годы приходится около половины общей численности отъезжающих. В возвратных миграциях наиболее активно участвуют украинцы, белорусы, латыши, литовцы, армяне, казахи, татары и мордва. Основным мотивом выезда из Приморья людей этих национальностей является желание восстановить связи со своей этнической родиной и быть поближе к родственникам. Особенно такой тип миграции усилился после распада СССР и образования новых государств из бывших союзных республик. Среди мотивов, способствующих росту обратных миграций русского населения, чаще других встречаются: дороговизна и плохие социально-экономические условия жизни, низкая оплата и неудовлетворительные условия труда, отсутствие нормального жилья. Наряду с ростом обратных миграций в крае - практически повсеместно - сокращается и объем прямых миграций. При этом ослабление государственного регулирования миграционных потоков ведет к тому, что основная часть переселенцев приезжает в Приморье стихийно. В общей численности прибывающего населения преобладают беженцы из районов военных действий, а также вынужденные переселенцы из бывших республик СССР, ставших независимыми государствами. На 1.01.1994 г. численность вновь прибывших лиц этой категории достигла 1785 человек (712 семей). Это почти в 3 раза больше, чем в начале 1993 г. Большая часть беженцев и вынужденных переселенцев находится в крайне тяжелом моральном и материальном положении. Многие из них рассматривают Приморье как временное пристанище. Важными поставщиками переселенцев в край стали также районы Крайнего Севера. Они дают 20% новоселов, но, как и беженцы, северяне редко связывают свое будущее с жизнью в Приморье. Миграционное движение населения в крае крайне неравномерно. Среди городов наиболее значительный отток населения наблюдается из гг.Дальнереченска и Большого Камня, среди районов - из Ольгинского, Хасанского, Лазовского и Яковлевского. В то же время в некоторых городах и районах миграционные движение все еще способствует росту населения. Это - Партизанск, Уссурийск, Спасский, Михайловский и другие районы. Внутрикраевая миграция в последние годы также сильно изменилась. Еще совсем недавно приморские села теряли наиболее активную часть своего населения за счет переезда молодежи в город. Сейчас все больше горожан становятся сельскими жителями (табл.3).

Главными сезонными занятиями орочей, удэгейцев, нанайцев и тазов были зимняя охота и летне-осенняя заготовка рыбы. Зимняя охота начиналась в ноябре и продолжалась до начала марта. Добывали лося, кабана, изюбря, медведя, кабаргу. Тазы добывали также куницу, горного козла, волка. Промысел крупного и копытного зверя давал людям не только мясо, но также и материал для одежды, обуви и покрытия жилищ.

Из птиц добывали главным образом уток, фазанов и рябчиков, реже гусей и лебедей. В июне охотились на молодых изюбрей и пятнистых оленей с целью добычи очень ценных лечебных пантов, которые продавали китайским купцам. Китайским же купцам продавали и легендарный корень жизни - женьшень. По мнению ряда исследователей XIX века женьшеневый промысел у коренных народов Приморья имеет недавнее происхождение. У тазов и удэгейцев этим обычно занимались старики и пожилые люди. Считается, что промысел женьшеня был занесен китайскими промысловиками и отходниками. У тазов женьшеневый промысел занимал первое место по экономическому эффекту.

Вообще, до конца XIX века китайские купцы играли большую роль в хозяйственной жизни тазов, удэгейцев и нанайцев. Они буквально как паутиной покрыли Уссурийский край сетью китайских торговых фирм. Купцы и агенты скупали продукты охоты и собирательства коренных жителей и пришлых китайцев и снабжали их деньгами и необходимыми товарами.
Специальная пушная охота явление достаточно позднее и связано с развитием обмена и спроса на пушнину на рынках Китая, а с конца XIX века на русском рынке. Наиболее важной отраслью пушного промысла являлась охота на соболя, которая велась индивидуально каждым охотником. Сначала соболя ловили самострелами, ловушками и капканами. Позднее - при помощи огнестрельного оружия. Охотники тазы использовали китайские фитильные гладкоствольные ружья вамбаза с длиной ствола около двух метров. Участки тайги, где производился соболиный промысел, были четко распределены между охотниками и передавались по наследству от отца к сыну.
Рыбу в основном добывали лососевых пород: кету, горбушу, симу. Кроме того коренные народы региона активно занимались морским зверобойным промыслом. Тазы и удэгейцы добывали моллюсков, крабов, морскую капусту и другие водоросли. При речном и морском рыболовстве аборигены применяли колющие и ударные орудия лова, крючковые снасти, сети, ловушки.

Питание коренных народов Приморского края напрямую зависело от их хозяйственной деятельности - охоты, рыболовства, собирательства и впоследствии огородничества, а также от времени года. Так, в последний месяц весны и в начале лета в рационе преобладала рыбная пища, съедобные травы и коренья. С середины лета особенно у тазов важное значение в питании занимают овощи. С начала сентября главное место на столе занимает рыба, птица и мясо диких зверей. С декабря до самой весны и весной аборигены в основном питались мясом зверей. Прежде, как и сейчас, ели три раза в день. Повседневная пища состояла из различных рыбных и мясных блюд, супов, каш и чая. В традиционной модели питания аборигенов место хлеба занимала сушеная рыба юкола. Юколой они кормились сами и кормили своих собак. Юколу предпочитают всей остальной пище. Очень интересным и своеобразным блюдом удэгейских и орочских стариков было блюдо солими, сейни. Это юкола жеванная вместе с китовой икрой и ягодами и залитая рыбьим или животным жиром. Приготавливают его обычно женщины: одна жует рыбу, другая ягоды, затем выплевывают в общую чашку и подают как угощение только самым уважаемым и дорогим гостям. У приморских удэгейцев имеется интересная легенда в которой рассказывается о происхождении этого блюда. Когда удэгейский царь Сагди Коюн состарился и потерял зубы жевать рыбу с ягодами для него стали молодые девушки. Впоследствии он приказал, чтобы такое блюдо подавали только уважаемым гостям.

Коренные народы Приморского края очень любили угощаться спиртными напитками. В традиционном обществе было чрезвычайно развито табакокурение и опиумокурение. Исследователи отмечали, что детей кормили грудью до четырех лет. Иногда можно было наблюдать картину когда ребенок, только что оторванный от материнской груди, садился, обиженный, к костру и начинал, всхлипывая, курить свою трубку. Традиционными кухонными принадлежностями были котлы, керамические сосуды, берестяная и деревянная посуда, искусно вырезанные поварешки, ложки, деревянные и костяные палочки для еды, разделочные доски. Традиционная одежда нанайцев, удэгейцев, орочей и тазов полностью соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла людей от мороза, а летом от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа, благодаря которой аборигенов региона и называли туземцами, одетыми в рыбью кожу. После соответствующей выделки рыбья кожа становиться прочной, непромокаемой, ноской и удобной для обработки. Согласно половозрастному разделению труда изготовление одежды из шкур животных, рыбьей кожи и впоследствии из покупной фабричной материи полностью лежало на женских плечах. Одежда удэгейцев, нанайцев и орочей Уссурийского края и впоследствии Приморья входит в уникальный комплекс одежды коренных народов Нижнего Амура и Сахалина и отличается своеобразной красотой.

Для освоения региона необходимо было прежде всего заселить его. Скорейшее заселение юга Дальнего Востока диктовалось внутренними потребностями страны и необходимостью защиты вновь осваиваемых территорий.

Процесс заселения Приморья проходил в несколько этапов.

I этап был солдатско-казачий. Этот этап отмечен созданием военных постов в наиболее благоприятных в стратегическом отношении местах: в бухте Св. Ольги, на берегу озера Ханка (Турий Рог), в заливе Посьет (Новгородский), бухте Золотой Рог (Владивосток), в районе современных поселков Раздольное и Угловое и др.

Особое место в заселении края принадлежало казакам. Они выполняли две важнейшие задачи: хозяйственное освоение новых земель и их оборона. Первые казачьи поселки в Приморье возникли на реке Уссури.

II этап заселения Приморья начался с 1861 года. Это I этап крестьянского переселения.

Активное освоение и заселение Приморья началось после реформы 1861 г. и подписания Пекинского договора.

В первый период (до 1880 г.) основным было сухопутное переселение крестьян из губерний европейской части России. Переселенцы добирались до новых мест 2–3 года с неимоверными трудностями.

В 1880 г. установилось регулярное морское сообщение Дальнего Востока с Европейской Россией благодаря созданию Добровольного флота. Морские, а затем и железнодорожные перевозки сократили время пути до 1–1,5 месяцев. Основной процент переселенцев составляли украинцы.

Успеху массового переселения способствовали льготы и преимущества, которые получали переселенцы. Каждая семья получала 100 десятин земли, переезд оплачивался государством. Переселенцы освобождались от воинской службы, налогов и государственных повинностей.

По закону 1882 г. для обзаведения хозяйством выдавался денежный залог в 600 рублей. Следующий закон о переселении был принят в 1891 г., была уменьшена сумма залога до 300 рублей, но надел стал меньше. Поток переселенцев все увеличивался, и хотя надел на душу уменьшился до 15 десятин, на Дальнем Востоке всегда было право неограниченной покупки земли (по 3 рубля за десятину).

В 1906 г. жители сел и станиц, казаки и крестьяне, составляли 86% населения.

III этап переселения (с 1907 г.) связан с реформами П.А. Столыпина. Были увеличены государственные ассигнования на развитие региона, помимо переезда за казенный счет крестьяне получали безвозмездную ссуду от 100 до 200 рублей. В местах переселения была создана сеть фельдшерских пунктов, школ, были построены дороги. Ежегодно в Приморье переселялось до 50 тыс. человек.

Наряду с крестьянами и казаками в край приезжали квалифицированные рабочие из центральной части России. На постоянное жительство оставались уволившиеся в запас матросы и солдаты. Им предоставлялся ряд льгот. Часть населения Приморья составляли ссыльнопоселенцы, отбывшие сахалинскую каторгу.

Значительной этнической группой в Приморье были выходцы из Маньчжурии, Китая, Кореи, Японии. Основу миграционного потока из Китая составляли так называемые отходники, прибывавшие в край на заработки. Китайцы составляли почти половину всех рабочих в промышленности и строительстве. Жили они замкнутой общиной с самоуправлением. В городах были обособленные китайские кварталы, в сельской местности и тайге – фанзы. Зажиточные китайцы успешно вели торговлю.

Корейцев в основном привлекало обилие свободной земли. На юге края возникли корейские села. Помимо сельского хозяйства корейцы занимались рыбной ловлей, работали на строительстве железной дороги. С 1896 г. корейцы принимали российское подданство.

Из четырех тысяч японцев в Приморье половина жила во Владивостоке. Это были в основном чиновники, торговцы, ремесленники.

Аборигены, русские, украинцы, белорусы, выходцы из соседних азиатских стран и еще много других этнических групп населяли Приморье к началу XIX века. Основную массу населения Приморья составляли крестьяне.

Промышленное развитие края отличалось своеобразием. Удаленность от центральных районов России делала нерентабельными любые крупные предприятия. Государство держало в своих руках убыточные, но жизненно необходимые для армии, флота, крепостного строительства отрасли:

Ø крупнейшее угольное предприятие Приморья – Сучанский рудник;

Ø временные железнодорожные мастерские;

Ø механические мастерские Сибирской военной флотилии;

Ø артиллерийские мастерские Владивостокской крепости;

Ø кетрицевские железнодорожные мастерские и некоторые другие предприятия.

Крупный частный капитал концентрировался преимущественно в сфере торговли. Крупнейшими из частных предприятий были «Торговый дом Чурин и К»; «Акционерное общество Тетюхе» Бринера и Гирша; «Торговый дом Пьянкова»; «Торговый дом Скидельского»; «Торговый дом Кунста и Альберса» и др.

Кроме крупных компаний было множество ремесленных предприятий и мелких мастерских. Важными сферами в экономике являлись:

– горнодобывающая промышленность;

– рыбная промышленность;

– пушной промысел;

– лесная промышленность.

Почти все отрасли, как и торговля, были в руках частного капитала.

Открытие на юге Приморья порто-франко вызвало приток иностранного капитала. Здесь успешно действовали немцы, американцы, шведы, датчане, китайцы, японцы и др.

Таким образом, в конце XIX – начале ХХ века была заложена основа экономики региона, во многом определившая дальнейший путь его развития.

Наука . Систематическое изучение Приморья началось в середине XIX века и активизировалось после заключения Айгуньского и Пекинского договоров. Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (ИРГО) организовывал экспедиции, целью которых было физико-географическое, геологическое и этнографическое исследование региона.

Экспедиция геолога Аносова открыла золотоносные месторождения. Биолог Маак, наряду с исследованиями, подробно описал жизнь и быт ульчей, нанайцев. Географ и путешественник Венюков произвел топографические съемки селений на Амуре, первый пересек хребет Сихотэ-Алинь и сделал географическое описание Уссурийского края между бассейном р. Уссури и побережьем Японского моря.

На Дальнем Востоке начал свои географические исследования Н.М. Прже­вальс­кий. В 1867–1869 гг. он совершил путешествие по Уссурийскому краю и написал книгу о его географии, животном и растительном мире, климате, истории, этнографии.

В 1859–1868 гг. А.Ф. Будищев обследовал леса Приморья и Нижнего Амура.

Систематические гидрографические исследования на Дальнем Востоке начались с Амурских экспедиций Г.И. Невельского. Изучением и описанием побережья Приморья занималась гидрографическая экспедиция под руководством В.М. Бабкина (1860; 1862–1863 гг.). В 80-х гг. на корвете «Витязь» С.О. Макаров занимался гидрографическим, метеорологическим и океанографическим изучением Тихого океана. За труд «Витязь» и Тихий океан» он был удостоен премии Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и золотой медали ИРГО.

В 80-х годах начались изыскательские работы для трассы транссибирской магистрали под руководством инженера Урсати.

С 1900 г. начал свою исследовательскую деятельность на Дальнем Востоке В.К. Арсеньев. Он прошел и проехал десятки тысяч километров по Уссурийской тайге, Сахалину и Камчатке. По результатам экспедиций Арсеньев написал более 50 научных и научно-популярных работ, оставил уникальные дневники.

Организация археологических, геологических, естественно-научных, этнографических и др. экспедиций стала главной задачей Общества изучения Амурского края (1884 г., Владивосток) и Южно-Уссурийского отдела ИРГО (1916г., Никольск-Уссурийский). Собранные во время экспедиций коллекции стали основой музея ОИАК, открывшегося в 1890 г., и пополнили фонды других музеев в России и за рубежом.

Для детального изучения ресурсов края были созданы стационарные пункты, на базе которых позже возникли научно-исследовательские институты.

Значительный вклад в развитие науки в крае внесли преподаватели Восточного института, отделения Русского технического общества, Общества врачей Южно-Уссурийского края и др.

Образование . До 1917 г. в Приморье функционировали школы трех ведомств: Святейшего Синода (церковно-приходские), Министерства просвещения (министерские), Уссурийского казачьего войска (войсковые).

Первая школа во Владивостоке была открыта в 1873 г. Это было переведенное из Николаевска-на-Амуре женское училище, реорганизованное позже в гимназию. В 1875 г. также из Николаевска перевели во Владивосток мужскую гимназию.

Первая церковно-приходская школа открылась в 1883 г. в селе Никольском. Позже церковно-приходские школы играли важную роль в просвещении в крае. Во многих селах были построены церкви со школами при них.

Во второй половине 80-х годов в некоторых крупных селах были созданы министерские школы. Войсковые школы действовали в казачьих селах и станицах.

Большую роль в развитии образования в Приморье сыграли приамурские генерал-губернаторы А.Н. Корф, С.М. Духовской, Н.И. Гро­де­ков, Д.И. Субботич, П.Ф. Унтенбергер. Они стремились превратить вверенную им окраину России в богатый просвещенный край: заботились об открытии начальных школ, средних и высших учебных заведений.

Всего в Приморье к 1913 г. насчитывалось 613 школ, а грамотность взрослого населения составляла 35%.

В конце XIX – начале ХХ века в Приморье появились первые профессиональные учебные заведения: мореходные классы, сельскохозяйственные, ремесленные, горные училища.

В 1908 г. открылось коммерческое училище во Владивостоке, готовившее кадры для торговли и промышленности. В 1909 г. в Никольске-Уссурийском начала работать учительская семинария, в которой преподавали выпускники Московского, Санкт-Петербургского, Казанского университетов.

В 1899 г. во Владивостоке был открыт Восточный институт – первое высшее учебное заведение в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. На четырех отделениях (китайско-японском, китайско-корейском, китайско-монгольском, китайско-маньчжурском) готовили востоковедов-практиков для работы в азиатской части Росии и сопредельных странах.

Культура . Во Владивостоке, оторванном от России в первые годы его существования, культурная жизнь в основном была сосредоточена в Морском и Крепостном офицерских собраниях. Ставились любительские спектакли, устраивались концерты, читались лекции.

С 1883 г. во Владивостоке начала выходить еженедельная газета «Владивосток». Ее первым редактором и издателем был Н.В. Соллогуб. В 1885 г. было создано Общество народных чтений, которое занималось просветительской деятельностью. В этом же году открылся «Театральный зал мадам Галецкой» – первое на Дальнем Востоке специальное театральное помещение, позже – театр «Тихий Океан». В 1889 г. начала функционировать городская библиотека имени Гоголя. Создавались всевозможные любительские общества: Общество поощрения изящных искусств, Общество любителей хорового пения и т. п. При Сибирском флотском экипаже была открыта музыкантская школа, где готовили профессиональных музыкантов для флотских оркестров. Уже с 90-х годов XIX века в городе звучала и хоровая, и симфоническая, и камерная музыка в исполнении любителей и профессионалов. С открытием движения по железной дороге во Владивосток стали приезжать профессиональные театральные труппы, провинциальные и столичные.

В 1907 г. во Владивостоке открылся Народный дом. Позже Народные дома были открыты в Никольске-Уссурийском и Сучане. В Народных домах читались популярные лекции, работали народные театры, народные университеты, всевозможные любительские кружки.

Еще в 1866 г. во Владивостоке была открыта своеобразная художественная выставка из частных собраний (первая от Забайкалья до Тихого океана). Через 10 лет состоялась первая выставка местных художников. Общество поощрения изящных искусств открыло рисовальную школу. Начиная с 1911 г. художественные выставки проводились ежегодно.

Литературная жизнь в Приморье началась с издания первых газет. После «Владивостока» стали выходить «Дальний Восток» и др. Большой вклад в культуру внесли писатель и журналист Н.П. Матвеев, первый поэт Приморья Павел Гомзяков и др.

Белых Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №8
Населённый пункт: Село Богуславец, Приморский край
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: "Ознакомление с коренными малочисленными народами Приморского края"
Дата публикации: 03.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное

общеобразовательное учреждение «Детский сад №8»

с. Богуславец

ПРОЕКТ

" Ознакомление с коренными малочисленными

народами Приморского края"

Выполнила: Белых Ирина Владимировна,

Воспитатель первой квалификационной категории

2017 год

Здесь я родился и вырос, в этом таежном

краю.

Самую лучшую песню, край мой, тебе отдаю.

Мне хочется взлететь повыше в облака и,

обозрев родимые края, увидеть, как цветет

земля моя -

земля охотника и рыбака.

маленький

неповторимый

человечества

Айтматов

Тип проекта: комбинированный

Возраст детей: старшие дошкольники 5-7 лет

Продолжительность проектной деятельности: краткосрочный (1 неделя)

Раздел программы: национально-региональный компонент

Актуальность. Мы и наши дети живем в мире межнациональной резни и конфликтов.

Воспитывая их, мы, взрослые, демонстрируем им свое незнание культуры народов, живущих рядом с

нами. Из чего следует, что наши дети имеют недостаточные знания о жителях родного края.

об истории коренного населении Приморья, их духовной культуры, традициях, прикладного искусства.

Проблема.

Недостаточные знания детей о коренных народностях, живущих в Приморском крае, их быте и культуре.

Неумение видеть другого человека как носителя культурных ценностей жителей родного края.

Непонимание и неуважительное отношение к коренным народам нашего края со стороны детей и их

родителей.

Уверена, что знакомство с другой культурой поможет сформировать у наших ребят способность

понимать и принимать чужие ценности, доброжелательно относиться к обычаям разных

народов. Считаю, что очень важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о

человеке судят не по его национальности, а потому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела –

значит и человек добрый, хороший.

Цель. Уточнение и расширение знаний детей об удэгейцах коренных жителях Приморского края(их быт,

занятия, одежда,культура).

Задачи:

Познакомить детей с тем, что в Приморском крае живут и жили раньше люди такой национальности, как

удэгейцы, познакомить с их бытом и культурой.

понять и принять его мир.

Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.

Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы,

обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывать культурного человека, способного понимать, бережно относиться к быту и культуре

народов Приморского края.

Способствовать формированию устойчивых, нравственных патриотических позиций в разных

ситуациях у детей и их родителей.

Прогнозируемый результат

У детей появится интерес к истории, культуре удэгейского народа. Расширится кругозор. Будет

сформирована устойчивая позиция отношения к быту и культуре других народов.

Понимание родителями важности толерантного отношения к окружающим людям, уважения их

национального достоинства.

Ресурсы:

Интеллектуальные - администрация ДОУ; воспитатель; дети старшего дошкольного возраста, их

родители и родственники; работники национального парка «Удэгейская легенда» .

Материальные - набор материалов и оборудование (краски, карандаши, кисти, гуашь, ножницы,

иллюстрации, шаблоны и трафареты национальных костюмов, изделия декоративно-прикладного

искусства, музыкальные инструменты),ИКТ, энциклопедия «Народы России».

План мероприятий

Чтение методической и художественной литературы.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Проведение цикла тематических бесед.

Творческие работы семей по теме: «Кукла в удэгейском костюме»

Выставка продуктов детской деятельности.

Подбор пословиц, поговорок, загадок об удэгейцах.

Подборка «Энциклопедические данные об удэгейцах».

Подборка «Удэгейские подвижные игры».

Подборка «Удэгейские сказки».

Подборка «Иллюстративный материал».

Создание макета «Русская изба и удэгейский чум».

Изготовление удэгейского узора «Медведь».

Изготовление атрибутов для подвижных игр.

МЕРОПРИЯТИЯ

1 этап (подготовительно- организационный).

Подбор методической и детской литературы, иллюстрационного материала, видеозаписей и т.д. по

данной теме.

Составление перспективного плана.

Подготовка атрибутов для сюжетных игр.

Сбор различных экспонатов прикладного искусства, утвари, предметов снаряжения рыболовов,

охотников, национальной одежды, украшений.

Изготовление макета «удегейский чум и русская изба».

Проведение бесед, с использованием ИКТ (звуки зверей, бубна, удэгейские песни).

Знакомство с удэгейскими сказками, пословицами, поговорками, загадками.

Знакомство с подвижными играми удэгейских детей.

Создание условий для самостоятельной продуктивной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями: Организовать работу с родителями по изготовлению национальной

одежды «Кукла в удэгейском костюме»

Совместно с родителями организовать в группе мини музей по теме.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативная, Познание, Речевая,

Художественно – эстетическая деятельность, Физическая культура.

2 этап (основной).

Развивать способность видеть другого человека как носителя других культурных ценностей, умение

понять и принять его мир: беседы, самобытные игры, ручной труд, сочинение сказок, советы родителям,

консультации для родителей. Знакомство детей и родителей с культурой и бытом удэгейцев: беседы,

иллюстрации, художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд),

подвижные игры, чтение, знакомство с музыкальными инструментами(бубен).

Сотворчество детей и родителей. Конкурс для родителей и детей «Кукла в удэгейском костюме». Цель:

Выявляем знания по проделанной работе о традициях, культуре удэгейского народа. Объединение

родителей и детей совместной работой. Воспитание уважительного отношения к людям другой

национальности: моделирование проблемных ситуаций, ручной и художественный труд, анкетирование

родителей,.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дни недели

Понедельник

Утро. Знакомство с коренными жителями Приморского края – удэгейцами. Чтение загадок.

Рассматривание иллюстраций. Сюжетная игра «Охотники» (как охотились удэгейцы).

ООД: познание. Тема «Мой родной край – Приморский».

Развитие речи. Удэгейская сказка «Откуда в тайге появились комары и мошкара».

Прогулка. Наблюдение: читаем по следам – кому они принадлежат. Учимся ходить по лесу след в след.

Утро. Беседа: Чем занимались удэгейцы их быт, образ жизни. Подвижная удэгейская игра «Прыжки через

нарты». Сюжетная игра «Строим лодку- оморочку» (как рыбачили удэгейцы).

ООД: конструирование. Тема «Русская изба и удэгейский чум» макет. Коллективная работа.

Прогулка. Наблюдение исследование гибкости веток. Изготовление лука. П. и. «Попади из лука в цель».

Утро. Беседа о терпимом (толерантном) отношении к людям других национальностей. Чтение уд.

народной сказки «Белка и черепаха». Удэгейская п.и. «Охотники и звери»

ООД. Познание. Сотрудники парка «Удэгейская легенда». тема: «Национальная культура удэгейцев».

Рисование. Тема «Тигр Амба»

Прогулка. Чтение удэгейских пословиц и поговорок. Удэгейская п.и. «Попади копьем в цель»

Утро. Беседа по удэгейской легенде «Почему на небе одна луна и одно солнце?».

Чтение удэгейской сказки «Два слабых и один сильный»

Удэгейская подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

ООД. Аппликация-квиллинг. Тема «Медведь» из удэгейских узоров. Коллективная работа.

Утро. Беседа «В какие игры играли удэгейские дети».

Чтение уд. сказки «Как звери ногами менялись»

Удэгейская п.и. «Перетяни палку»

ООД. Тема «Мой родной край - Приморский»

Рисование. Тема «женский головной убор удэгейцев»

3 этап (заключительный).

В результате проделанной работы в группе появились: Мини -музей коренных народов Приморья

Удэгейцев. Картотека удэгейских народных игр. Появился устойчивый интерес к истории, культуре

коренных народа Приморского края. У детей расширился кругозор. Они стали использовать в сюжетных

играх полученные знания о жизни рыбаков и охотников. Расширился словарный запас, дети используют в

речи удэгейские слова. Сформировалась творческая активность. Результаты проделанной работы

свидетельствуют о положительной динамике, сформированности у детей социально-личностного,

нравственного, патриотического развития.

Конспект

«Мой родной край – Приморский»

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», Речевое развитие», «Социально-

коммуникативное развитие».

Цель: Способствовать расширению представлений дошкольников о родном крае.

Формирование представлений об объектах окружающего мира, других людях, о малой родине и

Отечестве.

Добиться усвоения знаний о родном крае. Умение находить на карте свою

страну, край, село.

Пробудить патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свой

край, любовь к месту, где живешь, её природе, обычаям, традициям и

праздникам народов, населяющих этот край.

«Художественно-эстетическое развитие»

Совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор удэгейского народа;

Закреплять

рисовать

передавать

отношения

величине,

продумывать

композицию

рисунка, определять место и величину изображений.

Развитие эмоциональной восприимчивости

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей

при чтении стихов, пословиц.

«Речевое развитие»

Развивать речевую активность (активизировать и обогащать словарь детей: Россия, Приморский край,

Приморье, удэгейцы, чум.)

Формировать правильное звукопроизношение

Формирование у детей грамматически правильной, чёткой речи.

«Социально-коммуникативное развитие»

Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.

Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.

Умение действовать сообща.

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей о родном крае и его культурном

наследии.

Развивающие:

Формировать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитательные: Толерантное отношение к представителям других

национальностей.

Используемые образовательные технологии:

Здоровьесберегающие, сотрудничества, моделирования.

Планируемые результаты:

Пробуждение интереса к истории и культуре родного края.

Формирование чувства национального достоинства, толерантности.

Уметь ориентироваться по карте.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы (стихи, сказки, пословицы).

Знакомство с удэгейскими играми.

Рассматривание карты России, Приморского края.

Рассматривание иллюстраций, наборов открыток, фотографий о Приморском крае.

Экскурсии в школьный музей, по улицам села, к памятным местам.

Изготовление панно методом квиллинга «Удэгейский узор».

Материалы и оборудование: ноутбук, доска, карты, глобус, фломастеры, гуашь, кисточки, листы бумаги,

макет чума и русской избы, женская удэгейская повязка, схема рисования повязки.

Ход деятельности:

1. Рефлексия

Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг, потрем ладошки. Затем вытянем ручки

вперед, к солнышку и скажем: «Здравствуй, солнце красное!»

Затем поднимем ладошки к небу и поздороваемся:

«Здравствуй, небо ясное!»

Покачаем руками: «Здравствуйте, деревья!»

Опустим руки вниз, потянемся к земле:

«Здравствуй, матушка- Земля!»

Обнимем себя ручками крест- накрест: «Здравствуй, я!»

Разведем руки в стороны: «Здравствуйте, все мои друзья!»

Похлопаем себе в ладоши. Молодцы!

2.Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему краю.

Аделина Кялунзига прочитает стихотворение о Приморском крае.

Наверное, это сказка, наверное, это рай,

Ведь нет ничего прекраснее, чем наш Приморский край.

Нам эти таежные дали и в жизни не исходить.

Мы многое в жизни видали, но этого нам не забыть.

В лесах от могучих деревьев раскинулась стройная тень.

Лишь здесь не кончается вечер, лишь здесь начинается день.

Как называется наше село?(Богуславец.)Наше село находится в Красноармейском районе, а

Красноармейский район– это часть Приморского края. Где находится Приморский край? Покажите на

карте. Кто покажет его местонахождение на глобусе.

Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля.

3.Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежат альбомные листы и фломастеры.

Воспитатель:

На какой планете мы живем? (дети: Земля.) Возьмем голубой фломастер и нарисуем большой круг. Это

планета Земля.

Как называется наша страна? - Россия. Возьмите фломастер красного цвета и нарисуйте в большом

круге круг поменьше. Это наша Россия.

Край в котором мы живём называется - (дети-Приморский край). Возьмите карандаш синего цвета и

внутри кругов рисуем еще один круг - это наш Приморский край.

Оранжевым фломастером мы нарисуем круг внутри синего круга, это будет Красноармейский район.

А наше село находится где? (В Красноармейском районе). Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте

маленький круг - это наша малая Родина –Богуславец.

Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле.

4.Все страны мира, все республики и города имеют свои гербы и флаги. Как, вы думаете почему? Для

чего нужны флаг и герб? (Флаг и герб – это отличительные знаки, символы страны, республики, города).

На доске изображены флаги разных государств. Пожалуйста, найдите и покажите флаг России. Кто знает,

что означают цвета флага России? (Белый цвет означает мир и чистоту мысли; синий – небо; красный

цвет- огонь и отвагу).

Кто может показать флаг Приморского края, что означают цвета флага?

Флаг Приморского края представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по диагонали белой

полосой и состоящее их 2-х треугольников верхнего расположенного у древка, красного цвета и нижнего

голубого цвета. В верхнем углу у древка золотой изображение идущего уссурийского тигра /показать флаг

Приморского края/ Цвета флага края приняты такими же, как и флага России, что символизирует

единство края и России.

отправимся

Приморья,

по-другому

называют

Приморский

поговорим с вами о жизни, обычаях коренных жителей Приморского края – удэгейцах.

(1-й слайд - удэгейцы)

Рассмотрите национальные костюмы удэгейцев и русских.

(2-й, 3-й слайд – русские)

Из чего состоит костюм русской женщины? (рубаха, сарафан, кокошник,

лапти или сапоги)

Русский мужской костюм? (рубаха, штаны, кожаные сапоги, кепка, пояс)

Верхняя одежда удэгейцэв называется тэгэ.

Посмотрите, на что она похожа? (ответы детей)

Тэгэ похожа на халат с запахом на правую сторону и с застежкой. Большинство удэгейских халатов

имеют стоячие воротники. Под халатом носили натазники, гокоги, хэиги и длинные штаны с ноговицами

«амухи», нарукавники «адапти» для защиты от комаров и мошки летом и снега зимой. Костюм дополняли

накидка на голову и плечи, наушники, шапка, меховые чулки с обувью и рукавицы. Обувь называется

улы, их шили из кожи. Основным материалом для изготовления одежды и обуви у удэгейцев в прошлом

служили шкуры животных и рыбья кожа.Зимой на охоте удэгейцы носили короткие куртки из меха

изюбра с тремя парами завязок спереди. Мужчины обычно ходили с непокрытой головой, летом иногда

носили берестяные орнаментированные шляпы или капюшон для защиты головы и шеи от мошки.

Зимняя охотничья шапочка (боздо) имела кисточку из собольего или беличьего хвоста.

БАГДИФЕ обозначает по-удэгейски здравствуйте.

Если услышите, будете знать, что с вами здороваются.

Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве; пушного зверя добывали в

основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били

копьями, луком со стрелами приманивая звуками берестяной трубы. Различные остроги, удочки, крюки,

небольшие сети - орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве.

Жильем для удэгейцев была полуземлянка туэдзи, имеющая вид двускатной крыши поставленной на

землю или конический чум тоза, сделанный из деревянных жердей(палок) и шкур животных или

корьевой шалаш кава.. Шалаш представлял собой высокую и крутую крышу, поставленную на землю.

Посередине этих жилищ был очаг –огонь, который обогревал жилище

Посмотрите на макеты (русская изба и чум).

Из чего строили русскую избу? (из дерева, бревен).

Что обогревает русскую избу? (печь из кирпичей).

(4-й слайд – интерьер чума)

(5-й слайд – интерьер избы)

6.Послушайте пословицы удэгейского народа

Дети называют пословицы. «Дорогу начиная, не считай шагов», «Неумелой швее иголка и нитка шить

мешают», »Если лето рыбное – это счастье», «Лентяй горазд на отговорки», «Глупая голова самые

быстрые ноги погубить может».

7.Загадка

Как большая кошка он, грациозен и умен

Но не любит разных игр, полосатый грозный… (тигр)

Священные животные у удэгейцев –это тигр и медведь. Этих зверей они обожествляли, молились им и

считали своими предками.

Многие узоры на одежде имеют изображения тигра и медведя.

Дети, какой праздник у вас самый любимый? (Новый год).

У удэгейцев Новый год называется Гуаня, на котором кланяются старшим, почитают их, желают всего

хорошего, а старшие раздают младшим монеты, подарки и угощения.

Летом проходит праздник - Кункай. На праздник готовят разнообразную пищу, проходят состязания по

прыжкам через нарты, борьба, метание копья, командные игры, поют песни, исполняют народные танцы.

Предлагаю поиграть в удэгейскую игру «Охотники и звери»

ХОД ИГРЫ:

Ребёнок -"охотник " выбирается считалкой. На одной стороне площадки очерчивается место для

находиться по 2-3 «зверя».

ногах, продвигаясь вперёд.

По слову воспитателя " охотник ", звери бегут в домики, а ребѐнок изображающий охотника, бросает в

них мячом.

" Зверь ", в которого попали мячом, считается подстреленным, охотник уводит его к себе. Игра

повторяется несколько раз, после чего выбирается другой охотник.

Изобразительное искусство представлено узором, орнаментом, скульптурой и плоскостным сюжетным

рисунком. Узором и орнаментом украшались одежда и обувь. Орнамент тонкий, изящный, в нем много

кривых линий, завитков, напоминает переплетение лиан, растений и оставляет много свободного фона,

который оттеняет рисунок орнамента. По краю орнамента разноцветные прямые полоски. Какие вы

видите элементы узоров? – Удэгейцы считали, что так с помощью орнамента они защищают себя от злых

духов, поэтому узоры извилистые, чтобы заблудился злой дух. - Почему узоры такие разноцветные? - Что

обозначают цвета? - Красный цвет – огонь, закат, цветы. Зеленый – трава, листья. Синий – небо, вода.

удэгейские

мастерицы

увлечемся

постарайтесь сделать ее очень аккуратно, ярко, красиво.

8.Ребята, предлагаю нарисовать женский головной убор удэгейцев. Посмотрите, как он выглядит (показ

схемы рисования повязки)

(6-й слайд –повязка)

Рефлексия занятия

Дорогие ребята! Вот и закончилось наше путешествие по Приморскому краю. Я предлагаю оценить вам

сегодняшнее занятие. Хлопните, если узнали интересное. Топните, если ничего нового не узнали.

Перед вами три тарелочки со смайликами. Выберите себе один из смайликов

и прикрепите их на грудь.

Удэгейская сказка

Белка и черепаха

У жадности нет конца. Если поддался ей кто, плохо тому будет. Подружились как-то белка и черепаха.

Пошли они в лес собирать орехи. Белка залезла на кедр, а черепаха под кедром сидит, ждет, когда белка

орешек ей сбросит. Сорвет белка кедровую шишку, попробует орешек - вкусно. Жадная была белка: чем

больше ест, темжадней становится. Выколупывает она все орешки из шишек, а пустые шишки бросает

черепахе.

Белка! - кричит ей черепаха. - Почему шишки пустые?

Такие уродились, - отвечает белка.

Но вдруг уронила нечаянно белка одну шишку, полную орехов. Посмотрела черепаха и говорит:

Это неправда, ты меня обманываешь, видно. Смотри, сколько орехов в шишках! Сама поедаешь их,

Обиделась черепаха. А белка слезла с кедра, много орехов у нее, и говорит:

Ладно, черепаха, не сердись. Пойдем ко мне домой, я там угощу тебя орехами.

Подходят они к реке. Лежит через реку ильм, верхушкой другого берега касается.

Дай мне орехов немного, - говорит черепаха белке. - Как по ильму пойдешь, упасть можешь.

Жалко белке орехов.

Ладно, пройду как-нибудь, - отвечает она.

Дошли по ильму до середины реки. Посмотрела белка вниз, течение быстрое. Страшно сделалось

белке. Поскользнулась она и упала прямо в реку.

Черепаха, друг! - кричит белка. - Спаси меня, я тебе дам не только орехов - ядрышки от орехов! Сама

Поздно, - отвечает черепаха. - Я ничем не могу помочь тебе.

Течение быстро понесло белку да и закрутило ее совсем.

Удэгейская сказка

Как звери ногами менялись

Повстречались как-то лисица и лось.

Что нового? - спрашивает лиса у лося.

Ничего нового, соседка, - отвечает лось. - Вчера чуть было совсем не пропал: гнался за мною

охотник, а я запутался в ветках рогами... Беда мне на длинных ногах - за ветки задеваю!.. А ты как

живешь? - спрашивает лось лису.

И я плохо, сосед, - говорит лиса, подстерегают меня охотники. Беда мне с короткими ногами - не

могу сверху вокруг посмотреть!

Запечалились звери, какая у них плохая жизнь и как плохо все на свете устроено: кому нужны

длинные ноги - у того короткие, кому короткие нужны - у того длинные. Вот лиса и говорит:

Давай, сосед, ногами меняться!

Давай, - отвечает лось. Вот поменялись они ногами.

Посмотрела лиса вокруг: с длинных-то ног далеко видно - нет поблизости людей. Побежала в

стойбище. Захотелось ей курятины. Попробовала в амбар залезть, где куры на насесте сидели, а длинные

ноги мешают. Сунула ногу в щель, чтобы курицу сцапать, а лосиная нога - в копыте, никак ей добычу не

зацепишь. Вздохнула лиса и пожалела о своих лапках: какие у нее были когти острые, как удобно было

ими добычу держать и разрывать! Тут из дома человек вышел... Испугалась лиса и бросилась прочь. Так и

убежала голодная.

А лось, получив ноги лисы, ростом стал совсем маленький. В траве спрятался, радуется:

Вот теперь хорошо мне! Никто меня издалека не увидит!

Стал он потихоньку на лисьих лапках передвигаться. Устал быстро. Устал и проголодался. По

привычке голову поднял, чтобы молодыми побегами да листьями голод утолить. Губами шлепает, а веток

достать не может: ноги-то коротки!

Вздохнул лось:

Эх, напрасно я обменялся ногами! Такие хорошие у меня ноги были: высокие да крепкие! Не то что

эти лапки! Пропаду я теперь совсем с голоду...

И заплакал лось.

Вдруг слышит он: кто-то по тайге летит, напрямик ломится. Сучья да валежник трещат. Кинулся лось

бежать! Запнулся за валежину, упал и глаза закрыл. Ну, - думает, - сейчас мне конец будет!

Однако слышит - зовет его лиса:

Эй, сосед, где ты?

Здесь, - говорит лось. - Это ты в тайге шумела?

Я, - говорит лиса. - Беда мне с твоими ногами! Хотела тихо пройти, а ноги твои ломают сучки,

топают, стучат. Чуть не пропала я с ними!

И мне, - говорит лось, - с твоими ногами беда: маленькие они, слабые... Давай, соседка, опять

меняться!

Вот обменялись они ногами.

Топнул лось своими копытами о землю: хорошо!

Здорово это, - говорит, - устроено, что лось на копытах ходит! Ноги крепкие, копыта твердые!

Пробежалась лисица на своих лапках: хорошо! Лапки легкие, когти острые, походка неслышная.

Отвечает лиса лосю:

Да, правда! Хорошо это устроено, что у лисы маленькие лапки с острыми когтями.

Попрощались они и в разные стороны пошли. С тех пор звери ногами не меняются.

Откуда в тайге появились комары и мошкара

Удэгейские сказки

Давным-давно жили в тайге две сестры. Старшая сестра собралась за ягодами и говорит младшей:

– Разведи костер в Юрте, а то Кугомни придет.

Сказала и ушла.

А младшая сестра набрала ракушек на речке, сидит и играет. Совсем забыла про Кугомни и про костер.

А Кугомни ходит по тайге да юрты ищет, в которых костра нет. Боится Кугомни огня и дыма: от огня на

нем шерсть горит, а от дыма глаза лопаются. А питается Кугомни кровью; когда сыт бывает, только языки

вырывает и в запас откладывает. Зубы у него большие, желтые, язык острый, как шило, на лице шерсть

черная, а на руках когти медвежьи. Идет он по тайге и нюхает воздух. Видит Кугомни – юрта стоит, в

юрте костра нет. Заходит он в юрту, в юрте младшая сестра ракушками играет.

– Ты, девочка, немая? – спросил Кугомни.

– Нет, – ответила младшая сестра.

– Ну-ка, покажи язык, – сказал Кугомни. Высунула язык младшая сестра, а Кугомни схватил его когтями и

– Ха-ха-ха! Вот будет у меня теперь вкусный ужин, – засмеялся Кугомни и ушел.

Возвратилась старшая сестра из тайги, видит: младшая сестра сидит и плачет, а говорить совсем не

может, нет у нее языка. Догадалась старшая сестра, кто это сделал, и говорит:

– Не плачь, сиди и жди меня. Я пойду твой язык искать.

Пошла она по тайге. Шла-шла – видит: цзали Кугомни стоит, а рядом юрта, в которой он живет.

Посмотрела старшая сестра – в, юрте никого нет. Открыла она цзали, а там много языков висит. Выбрала

она самый свежий. Возвратилась домой, примерила язык младшей сестре, как раз подошел – ее, видно,

был. Обрадовалась младшая сестра, что с языком снова стала, и говорит; – Спасибо тебе, сестра, век

твоей доброты не забуду.

Только она сказала это, как явился Кугомни.

– Ты у меня язык в цзали украла? – крикнул он на старшую сестру.

А старшая сестра бросила кусок мяса в ступку и говорит:

– Вон твой язык, возьми его.

Залез Кугомни в ступку за языком, а сестры взяли пестики железные и начали толочь Кугомни да

приговаривать:

– Вот тебе, кровожадный Кугомни, не вырывай языки у людей, не пей человеческую кровь.

Так сильно толкли сестры, что Кугомни в пыль превратился. Взяли они эту пыль и бросили на ветер.

Только бросили, как из пыли появились комары и мошкара. С тех пор мошкара и комары налетают на

людей, кровь пьют, а люди от них дымом избавляются.

Удэгейская легенда

Почему на небе одна луна и одно солнце.

Очень давно на небе два солнца светили. Жарко было тогда и все время светло: и днем и ночью. От жары

гибли животные и люди. Тогда сильный мужчина-охотник сделал лук и застрелил одно солнце. На месте

убитого солнца образовалась луна.

Удэгейские пословицы и поговорки.

Закон таежный гласит: не бери у тайги больше, чем нужно тебе и твоей семье на пропитание и для

выживания.

Если лето рыбное – счастье.

Дорогу начиная, не считай шагов.

Неумелой швее иголка и нитка шить мешают.

Лентяй горазд на отговорки.

Глупая голова самые быстрые ноги погубить может.

Удэгейские загадки.

Кружусь, летаю, вот-вот растаю. (Облако).

Захочу сосну до земли согну, устану-отпряну, выйду на поляну. Потанцую на снегу, без оглядки убегу.

На ветке кедра горят два огня, горят два огня, а дыма нет. (Глаза рыси).

Как большая кошка он грациозен и умен, но не любит разных игр, полосатый грозный… (тигр).

Удэгейские народные игры

«Море волнуется»

Цель: Закрепить бег змейкой, воспитывать интернациональные чувства.

Предварительная работа: Знакомство с жизнью, бытом удэгейского народа, с их пословицами, загадками,

выучить удэгейскую считалку.

Оборудование: для водящего - поясок или накидка, украшенная удэгейским народным орнаментом.

ХОД ИГРЫ:

Из числа играющих выбирается водящий по считалке, он отличается от детей пояском или накидкой,

украшенной удэгейским орнаментом. Остальные дети встали в круг на расстоянии одного шага и каждый

чертит на своѐм месте кружок.

Водящий идѐт вокруг играющих змейкой, при этом те дети, кому он скажет: " море волнуется " , встают

за ним, постепенно образуя цепочку. Так цепочкой они ещѐ немного ходят или бегают.

Неожиданно ведущий говорит: " море спокойно " , все опускают руки и бегут занимать какой - либо

кружок, изображая рыбака, тянущего сети. Тот, кто останется без кружка, становится ведущим.

Игра продолжается. Воспитатель следит, чтобы цепочка двигалась змейкой, не пропуская ни одного

Подвижная игра «Охотники и звери»

Цель: Закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперѐд. Развивать ловкость, сноровку,

вызвать интерес к удэгейским народным играм.

Предварительная работа : Знакомство с жизнью, бытом, национальными играми народов удэге.

Оборудование : у ребѐнка - "охотника" отличительный знак - "лук " за спиной,в игре он его не

использует, у остальных детей на голове шапочки зверей (заяц, волк, медведь, соболь).

ХОД ИГРЫ:

Ребѐнок -"охотник " выбирается считалкой. На одной стороне площадки очерчивается место для

охотников или охотника, на другой стороне обозначают домики для зверей.В каждом домике может

находиться по 2-3 "зверя " .

" Охотник " обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зверей, а затем возвращается к себе

По сигналу (слово воспитателя)" зайцы ", выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух

ногах, продвигаясь вперѐд.

По слову воспитателя " охотник " , звери бегут в домики, а ребѐнок изображающий охотника, бросает в

них мячом.

" Зверь ", в которого попали мячом, считается подстреленным, охотник уводит его к себе.

Игра повторяется несколько раз, после чего выбирается другой охотник.

На территории Приморского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов

В ходе работы над проектом дети узнали о коренных народах Приморского края, приобрели знания о истории края и его освоении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коренные народы Приморского края Быконя И. А. МОУ СОШ № 9 Г. НАХОДКА

На территории Приморского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов В ходе работы над проектом: мы узнали о коренных народах Приморского края, приобрели знания о истории края и его освоении.

1. Надо ли изучать историю своей малой родины? Как называется город, в котором ты живешь? Как называется край, в котором ты живешь? Что ты знаешь о истории своего края? 2. Почему народы называются коренные?

Какие коренные народы проживают в Приморском крае?

Как заселение территории влияло на быт, род занятий коренных населений? Какую территорию заселяла данная народность Жилища Одежда, пища Род занятий, традиционные ремесла

Желаем удачи, творческих успехов!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МОУ СОШ №9 Руководитель: Быконя И.А. г.Находка 2010 г. Коренные народности Приморского края

Численность 12017 человек. Нанайцы - нани - «здешний человек». Основные традиционные занятия - рыболовство и в меньшей степени охота. Среди традиционных ремесел особенно было развито кузнечное. Нанайцы вели оседлый образ жизни. Жилища - большие бревенчатые дома с отапливаемыми нарами, в тайге - шалаши различных форм. Традиционная одежда нанайцев - распашная, халатообразная. Она изготавливалась из ткани, рыбьей кожи, различных мехов. Вся одежда была богато орнаментирована. Пища у нанайцев состояла преимущественно из рыбы. На зиму сушили много лосося, готовили рыбную муку и рыбий жир. Сохранился богатый нанайский фольклор: исторические и мифологические предания, волшебные сказки, загадки и др. 1. Нанайцы

Удэгейцы в прошлом назывались -«лесными людьми». Численность 2011 человек. Тип внешности: они небольшого роста, плотного телосложения, со светлой кожей. Волосы прямые и чёрные, глаза чёрные или карие, с узким разрезом, нос небольшой. Главными занятиями были - охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня). До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм. 2. Удэгейцы

Численность 622 человека. Негидалец - амгун бэйэнин - « амгунский ». Проживают в нижнем Приамурье в бассейне нижнего течения реки Амгунь. Территориально разделяются на « низовских » и « верховских » негидальцев. Основным занятием низовских негидальцев было рыболовство, второстепенным - охота. Жили оседло. Зимним жилищем служили бревенчатые дома с отапливаемыми нарами, летним четырёхстенные домики из коры. У верховских негидальцев основным занятием была охота, второстепенным рыболовство. Жилище переносной конический чум. Транспортным животным у низовских была собака, у верховских - олень. В старину одежду и обувь шили из рыбьих кож и шкур животных. 3. Негидальцы.

Численность 4673 человека. Среди хозяйственных областей на первом месте по значимости у нивхов всегда стояла рыбная ловля. Нивх - «человек». Сырая и вяленая (реже - варёная и жареная) рыба составляет основу традиционной кухни. Важную роль в нивхском хозяйстве играли охота, собирательство и собаководство. Предки современных нивхов - северо-восточные эскимосы и индейцы. 4. Нивхи.

Численность 915 человек. Орочи - « орочили », народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. Основные традиционные занятия - охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, а также рыболовство. Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и др. Рыбачили круглый год, летом - в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу - колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой. 5. Орочи.

Ульчи - нани - «человек земли», в прошлом назывались мангунами - «амурскими людьми». Численность 3233 человека. Основной промысл - рыболовство, затем – таёжный промысел и охота на морских животных. Средствами передвижения служили собачьи нарты, лыжи, лодки. Традиционная мужская и женская одежда: халаты покроя кимоно, чаще из ткани, зимние - на вате, праздничные - иногда сплошь вышитые и украшенные аппликацией. Обувь в виде сапожка с отдельной пришивной подошвой - из рыбьей кожи. Тёплые шапки орнаментированные. В пище преобладала рыба. Добыв крупного осетра, съедали лишь малую часть, бо́льшая часть шла на изготовление юколы (вяленных на ветру и солнце длинных и тонких пластин рыбы). Жанры традиционного фольклора разнообразны: мифы и сказки о духах, о животных, волшебные сказки, исторические легенды и предания, загадки, пословицы и пр. Из музыкальных инструментов наиболее характерны примитивные однострунные скрипки, малые свирели. 6. Ульчи.

Н арод, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока. Эвенки - эвэн - «оленьи люди» . Численность 30233 человека. 7. Эвенки Традиционное занятие - охота и оленеводство (доение оленей и верховая езда на них), таежная охота, клеточное разведение пушных животных, промыслы и ремесла. Традиционная кухня - северная, содержащая много мяса, рыбы и оленьего молока. Традиционное жилище - конический чум. Традиционные верования - шаманизм.

Чукча (" ан"каллын «) – «поморянин» - охотник на морских животных. Всего чукчей 14 тыс.человек. Жилища - яранга - шатер в виде усеченного конуса и полуземлянка. Основная часть чукчей - оленеводы (" чав"чу " - "оленевод", "состоящий при оленях"). Традиционная пища тундровых людей - оленина, береговых - мясо и жир морских животных. 8. Приморские чукчи

Название коренных народностей Общая числен- ность Территория Род занятий Пища Влияние территории на род занятий Название коренных народностей Общая числен- ность Территория Род занятий Пища 1. Эвенки (эвены) 30233 Тайга Охота, оленеводство Мясо, оленье молоко 2. Приморские чукчи 14000 Море Тайга Охота на морских животных Оленеводство Рыба Мясо 3. Нанайцы 12о17 Река Рыболовство Рыба 4. Нивхи 4673 Река Рыбная ловля Сырая и вяленая рыба 5. Ульчи 3233 Река Рыболовство Рыба 6. Удэгейцы 2011 Тайга Охота, собирательство Мясо 7. Орочи 915 Река Охота на морских животных, рыболовство Рыба 8.Негидальцы 622 Река Тайга Рыболовство Охота Рыба Мясо

Численность коренных народов Приморского края

Подумайте! Почему численность эвенков самая большая?

Предварительный просмотр:

Критерии оценивания

Хорошо делаю

Не уверен, что правильно делаю

Не умею

1.Умение собирать дополнительную информацию

2. Умение работать с дополнительной информацией

3. Знание родного края

4. Знание родного города

5.Работа с предложенным текстом

6. Выборочный пересказ

7. Сообщение по выбранной теме

8. Презентация

Поставьте + в той колонке, которая соответствует вашей самооценке.