Главная · Температура · высший представительный и законодательный орган государственной власти. Верховный совет ссср

высший представительный и законодательный орган государственной власти. Верховный совет ссср

Верховный Совет СССР (1937 – 1990).

Конституция СССР 1936 г., внесла коренные изменения в систему всех органов управления страной. Всеобщее, равное, прямое избирательное право предоставлялось всем гражданам, достигшим 18 лет, за исключением душевнобольных и лишенных судом избирательных прав. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти Конституция определяла Верховный Совет СССР и ставший преемником ЦИК СССР. Избирался путем тайного голосования граждан.

Выборы Верховного Совета СССР 1 созыва состоялись 12 декабря 1937 г., а 12-19 января 1938 г. прошла первая сессия Верховного Совета СССР. II созыва - в феврале 1946 г. В дальнейшем срок полномочий депутатов ограничивался 4 годами: III созыв - 1950-1954 гг., IV 1954-1958 гг.; V 1958-1962 гг.; VI 1962-1966 гг.; VII 1966-1970 гг.; VIII 1970-1974 гг.; IX 1974-1978 гг.; X – 1979-1984 гг.; XI – 1984-1989 гг.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались всем населением СССР по избирательным округам с равной численностью населения. Для выборов в Совет Национальностей действовала специальная норма представительства: от каждой союзной республики - 32 депутата, от автономных республик – 11 депутатов, от автономной области – 5 депутатов и по 1 депутату от каждого автономного округа.

При наличии разногласий между палатами решение спорного вопроса передавалось в согласительную комиссию, которая должна была быть образована обеими палатами на паритетных началах. В случае новых разногласий Президиум Верховного Совета, в соответствии со ст. 47 и 49 Конституции, мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы. Однако за все 53 года существования Верховных Советов подобных коллизий не возникало.

Обе палаты были наделены правом законодательной инициативы. Каждая палата избирала председателя и четырех заместителей. Председатель руководил заседаниями и определял внутренний распорядок. Совместные заседания палат вели их председатели поочередно. Каждая палата на первой сессии нового созыва основываясь на определенной представительской норме должна была образовать специальный совещательный орган - Совет старейшин, на который впоследствии возлагалась организационную работу – определение повестку дня, регламент и т.п.

Палаты на первых заседаниях должны были сформировать постоянные комиссии (законодательных предложений, бюджетные, по иностранным делам и др.) - вспомогательные и подготовительные органы палат, которые действовали в течение срока полномочий палаты. В их задачи входила подготовка заключений и поправок к законопроектам, разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов, а руководство работой комиссий осуществляли председатели палат и Президиум Верховного Совета СССР.

В 1967 г. Верховный Совет принял специальное положение о постоянных комиссиях обеих палат, определив их состав и регламентировав их деятельность. Каждая палата создавала следующие постоянные комиссии: мандатную, законодательных предположений, планово-бюджетную, по иностранным делам; по промышленности, транспорту и связи; строительству и промышленности стройматериалов; сельскому хозяйству; здравоохранению и социальному обеспечению; народному образованию, науке и культуре; делам молодежи; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы; по товарам народного потребления; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.

Основной формой деятельности Верховного Совета СССР были сессии, которые должны были созываться два раза в год. Вопрос о кворуме решался самими депутатами. Конституция предусматривала проведение как очередных, так и внеочередных сессий. Внеочередная сессия могла быть созвана по требованию Президиума или одной из союзных республик, но депутаты Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. этим правом не обладали. Конституция СССР 1977 г. расширила права депутатов, установив норму в 2/3 голосов любой из палат, но правом этим никто не воспользовался.

Работа Верховного Совета СССР проходила в форме сессий, созываемых обычно два раза в год. В период между сессиями высшим законодательным и распорядительным органом с 1936 года являлся его Президиум, избираемый палатами, но в Конституции правовое положение Президиума не было определено.

Формально Президиум определялся как орган, избираемый и подотчетный палатам. К его компетенции был отнесен созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов и назначение новых выборов в Верховный Совет. Позднее, с 1938 года Президиум получил право принимать и лишать гражданства СССР, объявлять в стране военное положение, а по дополнению Конституции 1948 года Президиум получил право денонсировать международные договоры СССР, учреждать государственные награды, почетные и воинские звания СССР.

Чрезвычайные меры, характерные для законодательной деятельности ЦИК СССР, нашли свое развитие и в законотворчестве Верховного Совета СССР. В 1940-е годы периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась. К ним относятся закон 1938 г. о трудовой дисциплине, законы 1939 г. о приравнивании к вредительству выпуска некомплектной или недоброкачественной продукции, об установлении обязательного минимума трудодней для колхозников, невыполнение которого грозило крестьянину исключением из колхоза, т.е. утратой всех средств существования. В 1940 г. были приняты законы о запрещении самовольного ухода с предприятий, о прогулах, об ужесточении ответственности за мелкие кражи на производстве и др. В 1941-1944 гг. последовали беспрецедентные указы о депортации многих народов. В 1947 г. был издан указ о принудительном труде в колхозах, на основании которого за уклонение от труда или невыработку нормы (176 трудодней за год) постановлением сельского Совета нарушитель мог быть выслан с семьей на 5 лет. Указом от 4 июня 1947 г. усиливалась уголовная ответственность за хищение государственного и общественного имущества (от 2 до 25 лет)

В 1941-1945 гг. Президиум принял ряд указов по переводу экономики на военные рельсы, по расширению прав и полномочий военных властей, об увеличении налогов и законодательно оформил целую серию репрессивных акты против отдельных народов и народностей в СССР, повлекшие перекройку территориального деления страны и внесения изменений в Конституцию.

Президиум также разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, он же утверждал состав Центральной избирательной комиссии и устанавливал единые формы избирательной документации.

Но основной направленностью работы Президиума были вопросы государственного строительства. Он рассматривал и решал вопросы советского строительства, устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству экономикой и культурой, образовывал министерства и ведомства. В период между сессиями Верховного Совета СССР он мог освобождать или назначать министров.

Первоначально функции Президиума трактовались как обязанности «коллегиального президента», но очень быстро он начал издавать указы законодательного характера. В результате среди законов, принимавшихся Верховным Советом на сессиях, стали преобладать законы, утверждавшие указы Президиума, что, в свою очередь, еще более подчеркивало декоративную сущность советского «парламентаризма», где роль народных избранников была сведена к штамповке уже фактически принятых законопроектов и личному приему граждан с их жалобами и предложениями.

В Конституции СССР 1977 г. Президиум был определен как постоянно действующий орган Верховного Совета, подотчетный ему и выполняющий его функции в период между сессиями. Он обеспечивал подготовку проектов законов к рассмотрению и опубликование законов и иных актов; организовывал совместную работу постоянных комиссий и давал поручения постоянным комиссиям; заслушивал сообщения государственных и общественных органов о рассмотрении рекомендаций постоянных комиссий; заслушивал депутатов об их отчетах перед избирателями.

Председателями Президиума Верховного Совета СССР являлись: М.И.Калинин (1938-1946), Н.М.Шверник (1946-1953), К.Е.Ворошилов (1953-1957), М.П.Георгадзе (1957-1960), Л.И. Брежнев (1960-1964, 1977-1982), А.И.Микоян (1964-1965), Н.В.Подгорный (1965-1977), Ю.В.Андропов (1983-1984), К.У.Черненко (1984-1985), А.А.Громыко (1985-1988), М.С.Горбачев (1988-1989). 25 мая 1989 г. в связи с изменением характера деятельности Верховного Совета СССР была введена должность Председателя Верховного Совета СССР, которую до 15 марта 1990 г. занимал М.С.Горбачев, а затем, в связи с избранием М.С.Горбачева президентом СССР, до 4 сентября 1991 г. - А.И.Лукьянов.

Для осуществления своих функций Президиум Именно Президиум формировал рабочий аппарат, в который входили:

Секретариат Президиума Верховного Совета СССР (1950-1989), Секретариат Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1951-1954) и Секретариат Секретаря Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР (1937-1988);

Канцелярия Президиума Верховного Совета СССР (1938-1989);

Юридический отдел (1938-1989);

Отдел международных связей (1950-1988);

Информационно-статистический отдел (1938-1966);

Отдел по вопросам работы Советов (1966-1988);

Отдел по работе постоянных комиссий палат. (1966-1988);

Отдел по учету и регистрации награжденных (1938-1988; с 1959 - Отдел наград);

Отдел по подготовке к рассмотрению ходатайств о помиловании (1955-1988; с 1984 - Сектор по вопросам помилования)

Сектор выборов;

Сектор административно-территориального деления;

Обеспечение работы Верховного Совета было возложено: Управление делами (1938-1950) и Финансово-хозяйственный отдел (1938-1988).

Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца. Президиум также вел работу по приему населения, рассмотрению писем и заявлений граждан.

Характер деятельности Верховного Совета СССР изменился с момента избрания и начала работы в мае 1989 г. первого Съезда народных депутатов СССР.

Конституция 1936 г. по сравнению с Конституцией 1924 года существенно расширила полномочия общесоюзных органов, в том числе и за счет контроля за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР. Право на издание республиканских кодексов законов, вопросы трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве были изъяты у союзных республик в пользу общесоюзных органов, что означало усиление централизации управления. Верховный Совет СССР также получил право назначать любые следственные и ревизионные комиссии, позволявшие контролировать деятельность любого государственного органа.

Срок полномочий Верховного Совета СССР первого созыва заканчивался осенью 1941 г., но начавшаяся война заставила отложить выборы. В годы Великой Отечественной войны состоялось всего три сессии Верховного Совета (в июне 1942 г., в феврале 1944 г., в апреле 1945 г.). На первой из них депутаты ратифицировали англо-советский договор о союзе в войне, на второй – были приняты решения о расширении прав союзных республик в области внешних сношений и обороны страны и союзный бюджет на 1944 г., апрельская сессия утвердила закон о бюджете 1945 года.

На сессиях вновь избранного в марте 1946 г. Верховного Совета СССР (1946-1953) обсуждались главным образом бюджеты СССР и отчеты об их исполнении, утверждались указы Президиума Верховного Совета. Несмотря на отдельные критические выступления по поводу работу госаппарата, призывы к уменьшению налогового бремени на сельское хозяйства, ни одно из предложений депутатов, выдвинутых по собственной инициативе, не было реализовано.

После смерти Сталина депутатами Верховным Советом СССР 1954-1962 гг. было предложено и даже выработано немало мер по расширению прав союзных республик в деле экономического и культурного развития, по расширению внешнеполитической деятельности Верховного Совета и многое другое. Немало было сделано и для восстановления справедливости по отношению к репрессированным народам и народностям в СССР, восстановлению их прав, но никакого дальнейшего развития инициативы депутатов Верховного Совета не получили.

Принижению роли Верховного Совета также способствовало и новое определение по Конституции СССР 1936 г. Совета Народных Комиссаров (с 1946 - Совета Министров СССР), как «высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти». Такая постановка вопроса о месте и роли правительства в жизни страны, усилив тенденции к обюрокрачиванию государственного и партийного аппарата, только подчеркнула декоративные органов представительной власти в СССР.

Конституция СССР 1977 г. не изменила принципиальных основ государственной жизни. За время обсуждения в газеты и Конституционную комиссию поступило чуть менее 500 тыс. предложений. В письмах трудящихся была критика политической и избирательной системы общества, места и роли Советов как органов власти и т.п. Но мнение народа так и не было услышано. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственно-управленческих функций в руках партийных органов. Роль государственных органов управления гипертрофировалась, а роль Советов свелась практически на нет.

Смена политического руководства партии и страны послужила началу эпохи попытки обновления государственных и общественно-политических структур в стране. В ходе процесса, получившего наименование «перестройки советского общества» начался период обновления всех сфер жизни, появились новые политические общественные организации.

1 декабря 1988 г. были приняты два закона - «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР» существенно изменившим систему высших представительных органов СССР.

Бюджетные комиссии (с 1966 - Планово-бюджетные комиссии);

Совета Союза и Совета Национальностей (1938-1989);

Экономическая комиссия Совета Национальностей (1957-1966);

Комиссии законодательных предположений Совета Союза Совета Национальностей (1938-1989);

Редакционная комиссия по внесению изменений и дополнений в текст Конституции СССР (1946-1947).

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

В годы войны продолжали действовать обычные органы, одним из них был Верховный Совет СССР, который был высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом СССР, правомочный решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР к ведению Союза ССР 56 .

Состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза по Конституции 1936 г. избирался по квоте 1 депутат на 300 тыс. человек. Совет Союза 1-11 созывов избирался прямым, тайным голосованием по одномандатным округам по мажоритарной системе по единому партийному списку от Блока коммунистов и беспартийных.

Совет Национальностей представлял непосредственно «национальности» в значении этого слова, принятом в СССР (этнические группы), а национальные территориальные образования всех уровней. Совет Национальностей 1-11 созывов избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой АССР, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого национального округа. Совет Национальностей 12 созыва избирался Съездом народных депутатов СССР по норме: 11 депутатов от каждой союзной республики, 5 депутатов от каждой АССР, 2 депутата от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа 57 .

Например, представители областей и краёв РСФСР с преобладающим русским населением получали в Совете Национальностей 6-11 созывов всего 32 места из 750, наравне с другими союзными республиками, но намного меньше их доли в населении СССР. Таким образом, система выборов в Совет национальностей, опирающаяся на административно-территориальное деление СССР, давала численно равное представительство национальным образованиям одного территориального статуса, в отличие от Совета Союза, в котором пропорциональное преимущество имели большие народы страны 58 .

Срок полномочий Верховного Совета СССР по Конституции 1936 г. составлял 4 года. В 1941-1945 гг. состоялись четыре сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва: 9-ая сессия ВС СССР (18 июня 1942 г.) ратифицировала Договор о союзе в войне в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны между СССР и Великобританией; 10-ая сессия ВС СССР (28 января – 1 февраля 1944 г.); 11-ая сессия ВС СССР (24-27 апреля 1945 г.); 12-ая сессия ВС СССР (22-23 июня 1945 г.) приняла Закон о демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии 59 .

Президиум Верховного Совета СССР являлся также высшим органом государственной власти в СССР. Избирался Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат на первой сессии каждого очередного созыва из числа депутатов на весь срок полномочий Верховного Совета. Президиум Верховного Совета СССР состоял из председателя, 15 его заместителей (по одному от каждой союзной республики), секретаря и 20 членов. Во всей своей деятельности Президиум подотчётен Верховному Совету СССР. Основными полномочиями Президиума Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, являлись: издание указов; толкование действующих законов СССР; роспуск Верховного Совета СССР на основании ст. 47 Конституции СССР и назначение новых выборов: проведение по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик всенародного опроса (Референдума); отмена постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров союзных республик в случае их несоответствия закону; по представлению председателя Совета Министров СССР освобождение от должности и назначение министров СССР (в период между сессиями Верховного Совета СССР) с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР; учреждение орденов и медалей СССР и награждение ими; установление почетных званий СССР и присвоение их; осуществление права помилования; назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил СССР; установление воинских званий, дипломатических рангов и др. специальных званий; объявление общей и частичной мобилизации; объявление состояния войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнять международные договорные обязательства во взаимной обороне от агрессии; ратификация и денонсация международных договоров СССР, представление Верховного Совета СССР (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами иностранных государств; назначение и отзыв полномочных представителей СССР в иностранных государствах; прием верительных и отзывных грамот аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств; объявление в отдельных местностях или по всему СССР военного положения в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. Президиум решал также вопросы приёма в советское гражданство, лишения его или добровольного выхода из советского гражданства. Президиумы Верховных Советов имелись также в союзных и автономных республиках; функции их определяются конституциями соответствующих республик 60 .

В силу чрезвычайных условий в годы войны была затруднена деятельность Верховного Совета СССР – высшего государственного и законодательного органа Советского государства, созыв сессий которого осуществлялся нерегулярно. В связи с этим в 1943 г., как и в первый период войны, большая нагрузка легла на Президиум Верховного Совета СССР, круг деятельности которого стал еще шире и многообразие 61 .

Председателем Президиума Верховного Совета СССР на протяжении всей войны был М.И. Калинин. Только в 1943 г. приемную М.И. Калинина посетили более 50 тыс. человек, а на его имя было получено свыше 80 тыс. писем.

В 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указы, направленные на усиление мощи вооруженных сил страны. Законопроекты военного характера, как и в первый период войны, обсуждались обычно специально созданными комиссиями, рассматривались Политбюро, ГКО, СНК СССР, а затем Президиумом Верховного Совета СССР, который на основе всех предложений издавал соответствующие указы. Работа проводилась и в области укрепления внешнеполитических связей между Советским Союзом и другими государствами. Также в 1943 г. Президиумом Верховного Совета СССР были решены вопросы в области административно-территориальных преобразований в ряде союзных республик. В восточных районах РСФСР в связи с ростом промышленности было проведено разукрупнение ряда областей, созданы новые области – Ульяновская, Курганская, Кемеровская. 62 .

Наряду с этим в этот период были осуществлены действия в нарушение Конституции СССР, связанные с выселением со своих территорий ряда народностей и лишением их автономий. Президиум Верховного Совета СССР в 1943 г. решал также вопросы, связанные с работой промышленности, транспорта, сельского хозяйства, учреждений культуры, с трудом и бытом советских людей 63 .

Работа проводилась в связи с награждением тружеников тыла и воинов, отличившихся на фронте в борьбе с врагом, награждение промышленных предприятий и воинских частей. Всего за 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР принял 1324 указа о награждениях. Следует отметить, что во второй период войны стали несколько шире отмечаться правительственными наградами и подвиги тружеников тыла. За заслуги в деле обеспечения фронта орденами были отмечены 46 заводов, фабрик, трестов, научных учреждений. 142 человека за доблестный труд были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Среди них наркомы, конструкторы, директора заводов, ученые 64 .

Вместе с тем Президиум Верховного Совета СССР решал вопросы, связанные с лишением орденов и званий, помилованием, снятием судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с фашистскими захватчиками. Президиум Верховного Совета СССР осуществлял непосредственное руководство президиумами Верховных советов союзных и автономных республик. Президиумы Верховных Советов союзных и автономных республик на основе общегосударственного законодательства разрабатывали законы в соответствии с особенностями каждой республики, выносили их на рассмотрение сессий Верховных Советов: о мерах по улучшению работы органов по оказанию помощи семьям военнослужащих, об улучшении работы местных Советов депутатов трудящихся и др. 65

1943 г. характерен тем, что более регулярно стали созываться сессии Верховных Советов союзных и автономных республик. В связи с военной обстановкой Президиум Верховного Совета СССР 16 декабря 1943 г. принял указ «Об отсрочке выборов в Верховный Совет СССР». Полномочия Верховного Совета первого созыва были продлены. В Верховном Совете СССР, в Верховных Советах Союзных республик подготавливались мероприятия по расширению прав и полномочий союзных республик в двух областях их деятельности – укрепление обороны страны и развитие внешнеполитических отношений.

Продолжали действовать и высшие органы власти республик. В годы Отечественной войны состоялись шестая и седьмая сессии Верховного Совета УССР. На шестой сессии, созванной в марте 1944 г., рассматривался вопрос об освобождении украинских земель и очередных задачах по возрождению народного хозяйства Советской Украины. Верховный Совет УССР наметил программу восстановления народного хозяйства на ближайшее время. В программе предусматривалось возрождение прежде всего тяжелой индустрии – угольной, металлургической, машиностроительной, коксохимической и других решающих отраслей промышленности УССР 66 .

На этой же сессии Верховный Совет УССР в соответствии с законами, принятыми на десятой сессии Верховного Совета СССР, принял Закон «О соз­дании союзно-республиканских народных комиссариатов иностранных дел и обороны Украинской ССР» и внес в связи с этим соответствующие изменения в Конституцию УССР.

Внешнеполитическая деятельность УССР получила свое развитие уже во время войны. 9 сентября 1944 г. Украинская ССР подписала соглашение с Польшей об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР. В феврале 1945 г. на Крымской конференции глав правительств СССР, США и Англии по инициативе Советского правительства был поднят вопрос об участии Украины и Белоруссии в качестве первичных членов-учредителей в создаваемой тогда международной организации для поддержания мира и безопасности народов 67 .

В апреле 1945 г. правительство Советской Украины, обратилось к Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско с заявлением о своем желании принять участие в этой организации как первичный член-учредитель. С подобным заявлением обратилось и правительство Белорусской ССР. Украина и Белоруссия были приглашены принять уча­стие в Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско. Украин­ская ССР своей деятельностью на конференции в Сан-Франциско внесла значительный вклад в дело создания Устава ООН.

Таким образом, в годы Второй мировой войны система высших органов власти СССР подверглась существенной перестройке. Полномочия главного руководящего органа государства были переданы Государственному Комитету Обороны, обладавшему правом издавать общеобязательные распоряжения для всех организаций, учреждений и населения. Решение собственно военных задач было возложено на Ставку Верховного Главнокомандования. С тех пор и до конца войны И.В. Сталин являлся Верховным Главнокомандующим. С образованием Государственного Комитета Обороны и созданием Ставки Верховного Главнокомандования, во главе которых находилось одно и то же лицо – Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и Председатель Совета Народных Комиссаров, было завершено создание структуры государственного и военного руководства войной. Верховный Совет СССР, являвшийся главным органом власти в мирное время, в период войны играл вспомогательную роль в управлении.

Верховный Совет СССР. Советской страной управляют лучшие люди из народа, избранные трудящимися. Это партийные и беспартийные советские граждане, заслужившие доверие трудящихся своей государственной и общественной деятельностью, своей самоотверженной работой на фабриках, заводах и полях, своими достижениями в области науки, техники, культуры, своей героической борьбой с врагами советской Родины.

Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР. В феврале 1946 года в Верховный Совет было избрано 1339 депутатов. Среди депутатов Верховного Совета СССР рабочие составляют 38 процентов, крестьяне – 26 процентов, служащие, интеллигенция – 36 процентов. Женщин среди депутатов – 227 человек. Значительную группу депутатов составляют военнослужащие.


Совершенно иной состав выборных органов в буржуазно-помещичьих государствах. В царской Государственной думе (в1912 году) из 439 депутатов было 67 земледельцев (преимущественно кулаков), 11 рабочих и ремесленников. Все остальные депутаты были из помещиков, капиталистов, царских чиновников, буржуазной интеллигенции, духовенства. Подлинными представителями трудящихся в Думе были только 5 рабочих-большевиков, да и тех царское правительство сослало в Сибирь.

Законодательную власть в СССР осуществляет исключительно Верховный Совет СССР. Это означает, что только он имеет право издавать в Советской стране законы.

В капиталистических странах законы издает власть, принадлежащая буржуазии. Там закон выражает волю господствующих эксплуататорских классов и направлен против народа. Советские законы выражают волю трудящихся. В Советской стране впервые в истории человечества закон не противоречит народу, а служит народу. Советское социалистическое государство представляет, выражает и защищает интересы всего народа.

Интересы советского социалистического государства и интересы трудящихся едины и неразрывны. Вот почему исполнение советских законов безусловно необходимо в интересах укрепления советского государства, укрепления и развития социалистического строя, а следовательно, и в личных интересах советских граждан.

Совет Союза и Совет Национальностей. Верховный Совет СССР состоит из двух палат. Одна из них называется Совет Союза, другая – Совет Национальностей.

Возникает вопрос: почему Верховный Совет СССР состоит из двух, а не из одной палаты? Вот почему.
У всех граждан Советского Союза, без различия национальности и расы, основные интересы одинаковые, общие. Все советские люди кровно заинтересованы в том, чтобы хозяйственная и оборонная мощь Советского Союза укреплялась, чтобы материальное благосостояние и культурный уровень трудящихся неуклонно повышались, чтобы был обеспечен прочный демократический мир между странами.

Общие интересы всех советских граждан, независимо от их национальности, представляют в верховном органе государственной власти СССР депутаты Совета Союза. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.

Но Советский Союз является многонациональным государством. В нашей стране живет около 60 наций, национальных групп и народностей. У граждан различных национальностей, населяющих СССР, есть еще свои, особые интересы, связанные с национальными особенностями каждого народа- особенности его языка, хозяйства, культуры, быта.

Эти особые интересы каждого из многочисленных советских народов представляют в верховном органе государственной власти СССР депутаты Совета Национальностей. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам. От каждой союзной республики избирается одинаковое число депутатов, независимо от количества населения, проживающего в этой республике. Таков же принцип выборов депутатов в Совет Национальностей от автономных республик, автономных областей и от национальных округов.

Две палаты имеют и буржуазные парламенты. Они называются там: верхняя и нижняя палаты, палата лордов и палата общин, сенат и палата депутатов и т.п. Но между палатами Верховного Совета СССР и палатами буржуазных парламентов нет ничего общего.

В капиталистических странах обе палаты являются органами буржуазной власти. В верхние палаты доступ представителям народных масс особенно затруднен. Верхние палаты обладают особыми преимуществами перед нижними палатами. Например, в Англии палата лордов состоит из высшей знати: принцев, герцогов, графов, баронов, а также архиепископов и епископов. Некоторые члены палаты лордов назначаются королем, передают свои права по наследству. Все законы, принятые нижней палатой, должны проходить через верхнюю палату, которая имеет право задержать их. Верхние палаты являются оплотом реакционной буржуазии.

Ничего подобного нет и не может быть у нас, в Советском Союзе. В СССР обе палаты представляют интересы трудящихся. Обе палаты избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Президиум Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР работает на своих сессиях. Постоянную, текущую работу по управлению страной ведут другие высшие государственные органы, прежде всего Президиум Верховного Совета СССР. Он избирается на совместном заседании обеих палат Верховного Совета СССР из числа депутатов в составе председателя, 16 его заместителей (по числу союзных республик), секретаря и 15 членов. Председателем Президиума Верховного Совета СССР избран депутат Н.М. Шверник.

Президиум Верховного Совета СССР является высшим, постоянно действующим органом государственной власти Советского Союза, избираемым Верховным Советом СССР и ему подотчетным. Он созывает сессии Верховного Совета СССР, назначает новые выборы в Верховный Совет, издает указы, награждает орденами и присваивает почетные звания СССР, назначает высшее командование Вооруженных Сил СССР, объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных обязательств по взаимной обороне от агрессии, объявляет общую или частичную мобилизацию, утверждает договоры СССР с другими государствами, назначает полномочных представителей СССР в других государствах и т.д.

В капиталистических странах нет органов власти, подобных Президиуму Верховного Совета СССР. Там государство возглавляется одним человеком – королем, президентом. Они не ответственны перед парламентом, стоят над парламентом, имеют право задержать любой закон, принятый парламентом, и даже распустить парламент. В Советском Союзе во главе государства стоит не один человек, а коллектив, коллегия – Президиум Верховного Совета СССР. Это, по выражению товарища Сталина, коллегиальный президент СССР.

Совет Министров СССР. Министерства. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Советского Союза является Правительство СССР, именуемое: Совет Министров СССР. Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат. Он ответственен перед Верховным Советом СССР и подотчетен ему.

Совет Министров СССР образуется в составе председателя Совета Министров, его заместителей, министров СССР и председателей комитетов, работающих при Совете Министров на правах министерств. Председателем Совета Министров СССР является И.В. Сталин.

Совет Министров СССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверяет исполнение. Совет Министров СССР объединяет и направляет работу министерств СССР, принимает меру по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы. Совет Министров принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан и осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами. Он руководит общим строительством Вооруженных Сил страны.

Министерства - это органы, ведающие отдельными отраслями государственного управления и народного хозяйства. Они подразделяются на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.

Общесоюзные министерства существуют только в масштабе СССР. Они ведают такими отраслями народного хозяйства, которые имеют всесоюзное значение и требуют управления ими из одного центра непосредственно на всей территории Советского Союза. Конституция СССР относит к таким отраслям отдельные отрасли тяжелой промышленности (черная и цветная металлургия, машиностроение, угольная, нефтяная промышленность и т.п.); средства транспорта; средства связи; внешнюю торговлю. Возьмите, например пути сообщения, связывающие все республики и области нашей страны, и вы легко поймете, почему для управления подобными отраслями необходимы общесоюзные министерства.

Союзно-республиканские министерства, то есть такие, которые существуют и в масштабе СССР и в каждой союзной республике, ведают теми отраслями народного хозяйства и государственного управления всесоюзного значения, руководство которыми из центра целесообразно осуществить главным образом через одноименные министерства союзных республик. К таким отраслям относятся пищевая, лесная и другие отрасли промышленности, сельское хозяйство, внутренняя торговля и т.п.

Ведению союзно-республиканских министерств подлежат Вооруженные Силы СССР, сношения советского правительства с иностранными государства, государственная безопасность, государственный контроль, финансы, здравоохранение и другие.

Республиканскими министерствами называются такие министерства, которые существуют только в союзных республиках. Они ведают отраслями народного хозяйства и государственного управления республиканского значения. К таким отраслям Конституции союзных республик относят местную промышленность, коммунальное хозяйство, автомобильный транспорт, просвещение, социальное обеспечение и другие. Республиканские министерства подчиняются Совету Министров союзной республики. В автономных республиках также есть министерства.

План
Введение
1 Устройство
1.1 Представительство республик в Верховном Совете
1.2 Президиум
1.3 Совет старейшин

2 Знак депутата
2.1 Правовой статус
2.2 Выдача

3 Прекращение деятельности Верховного Совета
4 Выборы и созывы
5 Верховные советы союзных и автономных республик
6 Интересные факты

Список литературы
Верховный Совет СССР

Введение

Верхо́вный Сове́т СССР - в 1938-1989 высший орган государственной власти СССР, избираемый всеобщим, равным и прямым голосованием; в 1989-1991 - постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов СССР.

1. Устройство

Состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Срок полномочий Верховного Совета по Конституции 1936 года составлял 4 года, по Конституции 1977 года - 5 лет.

1.1. Представительство республик в Верховном Совете

Статья 110 советской Конституции 1977 года гласила:

Совет Союза и Совет Национальностей состоят из равного числа депутатов. Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа.

В соответствии с Конституцией СССР, союзные республики с разной численностью населения обладали равным числом представителей в Совете Национальностей ВС СССР -по 32 места из 750. Точно также различные автономные республики, автономные области и округа делегировали в Совет Национальностей одинаковое число депутатов (по 11, 5 и 1 соответственно). Однако крупные нации всё равно имели большинство благодаря доминированию в Совете Союза, состав которого (равный по численности Совету Национальностей) избирался пропорционально численности населения.

1.2. Президиум

Работой Верховного Совета руководил Президиум , который заново избирался в начале работы Совета каждого созыва на совместном заседании обеих палат из числа депутатов. Президиум состоял из председателя, его 15 заместителей (по одному от каждой союзной республики), секретаря и 20 членов.

Президиум был уполномочен ратифицировать и денонсировать международные договоры, вводить в отдельных местностях или по всему СССР военное положение, отдавать приказ об общей или частичной мобилизации, объявлять войну, назначать послов СССР. Кроме того, в функции Президиума входило: издание указов; толкование действующих законов; осуществление право помилования; приём в советское гражданство, лишение его и утверждение добровольного выхода из советского гражданства; учреждение орденов, медалей, почётных званий СССР и награждение ими; установление воинских званий, дипломатических рангов и т. п.; назначение и смещение высшего командования Вооруженных Сил и министров (последнее - с последующим утверждением Верховным Советом); отмена постановлений совета министров СССР в случае их несоответствия закону; представление Верховного Совета (в период между его сессиями) в сношениях с парламентами других стран; приём верительных и отзывных грамот аккредитованных при нём дипломатических представителей других стран; проведение референдумов. Также президиум имел право распустить Верховный Совет и назначить досрочные выборы.

1.3. Совет старейшин

Совет старейшин - совещательный рабочий орган Верховного Совета, образовывавшийся в каждой из палат. До 1989 года существование Совета старейшин не было юридически закреплено, и он функционировал в силу традиции, а после принятия 20 декабря 1989 г. Регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Совет старейшин получил правовой статус, его работе была посвящена статья 62 Регламента.

Совет старейшин создавался в каждой из палат (по квоте: Совет старейшин Совета Союза - один представитель на четырёх депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей - по два представителя от каждой союзной республики и по одному от каждых автономной республики, автономной области и автономного округа); в задачи Совета старейшин входило предварительное решение организационных вопросов работы сессии Верховного Совета (обсуждение повестки дня, установление порядка обсуждения докладов и т.п.).

2. Знак депутата

Депутату вручался Знак депутата ВС СССР и удостоверение депутата.

2.1. Правовой статус

В соответствии со статьёй 40 Закона «О статусе народных депутатов в СССР»: Депутат имеет депутатское удостоверение и нагрудный знак, которые выдаются ему после признания Советом полномочий депутата. Депутатским удостоверением и нагрудным знаком депутат пользуется в течение срока своих полномочий.

2.2. Выдача

Положения об удостоверениях и нагрудных знаках народных депутатов, а также образцы удостоверений и нагрудных знаков утверждаются: для народных депутатов СССР - Президиумом Верховного Совета СССР; для народных депутатов союзных и автономных республик, депутатов местных Советов народных депутатов - Президиумами Верховных Советов соответствующих союзных и автономных республик.

3. Прекращение деятельности Верховного Совета

Последний Верховный Совет СССР (12 созыва) был избран на первом Съезде народных депутатов СССР 25 мая 1989 года. Председателем был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв.

15 марта 1990 года Горбачёв был избран Съездом народных депутатов СССР Президентом СССР. На посту председателя Верховного Совета его сменил Анатолий Иванович Лукьянов (арестован 29 августа 1991).

8 декабря 1991 были подписаны Беловежские соглашения, ратифицированные Верховным Советом РСФСР 12 декабря 1991. Тогда же им были отозваны депутаты Верховного совета СССР от РСФСР, в результате чего Совет Союза (нижняя палата Верховного Совета) лишилась кворума, что было констатировано её председателем К. Д. Лубенченко на заседании 17 декабря 1991 года. На этом работа Верховного Совета СССР фактически была прекращена.

26 декабря 1991 года сессия сохранившей кворум верхней палаты Верховного Совета СССР - Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренной Конституцией СССР), из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Т. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, ликвидации всех органов власти СССР, освобождении высших должностных лиц от занимаемых должностей и о самороспуске Верховного Совета СССР.

4. Выборы и созывы

· Верховный Совет СССР 1 созыва - избран 12 декабря 1937, заседал с 1938 по 1946 (выборы во время Великой Отечественной войны не проводились)

· Верховный Совет СССР 12 созыва - избран Съездом народных депутатов СССР, заседал с 1989 по 1991 годы.

5. Верховные советы союзных и автономных республик

Кроме Верховного Совета СССР, в Советском Союзе действовали также Верховные Советы в каждой из союзных и автономных республик, также руководимые президиумами, однако все эти Советы были однопалатными.

· Верховный Совет Грузии - действовал до 1992. Преемник - Государственный Совет Грузии

· Верховный Совет России - действовал до 4 октября 1993, когда был разогнан. Преемник - Федеральное собрание Российской Федерации

· Верховный Совет Казахстана - действовал до 1995. Преемник - Парламент Республики Казахстан

· Верховный Совет Белоруссии - действовал до ноября 1996. Преемник - Национальное собрание Республики Беларусь

· Верховный Совет Литвы - в 1991 переименован в Сейм Литвы

· Верховный Совет Молдавии - в 1991 переименован в Парламент Молдавии

· Верховный Совет Азербайджана - с 1991 Национальный Совет Азербайджана, с 1992 Национальное собрание Азербайджана

· Верховный Совет Туркмении - в 1992 переименован в Меджлис Туркмении

· Верховный Совет Эстонии - действовал до 1992. Преемник - Рийгикогу.

· Верховный Совет Латвии - в 1993 переименован в Сейм Латвии

· Верховный Совет Таджикистана - в 1992 переименован в Парламент Таджикистана

· Верховный Совет Армении - в 1995 переименован в Национальное собрание Армении

· Верховный Совет УССР (Украины) и

· Верховный Совет Киргизии - действуют до сих пор (Верховная Рада Украины (укр. Верховна Рада) дословно переводится как «Верховный Совет Украины», а Жогорку Кенеш (кирг. Жогорку Кеңеш) как «Верховный Совет»), хотя на деле ныненшние парламенты Киргизии и Украины, как и все остальные парламенты стран бывшего СССР, не имеют с былыми Верховными Советами почти ничего общего.

Из бывших автономных республик СССР Верховными Советами до сих пор называются парламенты Хакасии и Крыма.

Также Верховным Советом ныне называется парламент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, которая в советское время не имела статуса союзной или автономной республики.

6. Интересные факты

· В годы Второй мировой войны состоялись четыре сессии Верховного Совета СССР 1-го созыва:

9-я сессия ВС СССР (18 июня 1942) ратифицировала Договор о союзе в войне в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны между СССР и Великобританией;

В НАШЕЙ СТРАНЕ все шире развертывается избирательная кампания по выборам нового состава высшего органа государственной власти. В связи с этим важным событием в редакцию поступают письма с просьбой рассказать о работе Верховного Совета СССР. Ответить на вопросы читателей наш корреспондент попросил Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР В. П. РУБЕНА.

КОРР: Виталий Петрович! В буржуазной прессе участились нападки наших идейных противников на советские органы власти. Пишут, например, что у Верховного Совета СССР, за исключением нескольких дней в году, сплошные "парламентские каникулы", о том, что его депутатам не хватает "профессиональной квалификации", поскольку в Совете они работают-де эпизодически.

РУБЕН: О какой работе и каком профессионализме идет речь? Да, по постоянной своей специальности депутаты Верховного Совета СССР - это рабочие и колхозники (их свыше 50 процентов). Это инженеры, врачи, педагоги, деятели культуры, хозяйственные и политические руководители, - словом, представители всех специальностей во всех сферах жизни. Что же тут плохого? Ведь именно поэтому любой вопрос в Верховном Совете рассматривается в присутствии и при живом участии людей, чьи знания, авторитет, опыт в той или иной области пользуются всенародным признанием. Нашим депутатам - представителям трудового народа - дорого все, чем живет страна. Они кровно заинтересованы в том, чтобы каждому советскому человеку жилось лучше. С этих позиций они и подходят к решению своих депутатских обязанностей. Для сравнения вспомним, что в конгрессе США нет ни одного рабочего, рядового фермера. А высшую палату парламента - сенат - американцы сами называют "клубом миллионеров". Таким представителям, естественно, дела нет до забот простого человека.

Что же касается "эпизодичности", то и тут "критики" не в ладах с действительностью.

Да, сессии нашего высшего органа власти собираются дважды в год. На них рассматриваются и утверждаются государственные планы экономического и социального развития, Государственный бюджет СССР, принимаются законы. Однако и между сессиями кремлевские залы не пустуют. Здесь работает Президиум Верховного Совета СССР, являющийся его постоянно действующим органом. Президиум регулярно собирается на свои заседания (обычно 6 - 7 раз в год).

Непрерывность в работе Верховного Совета СССР обеспечивается также избираемыми из числа депутатов постоянными комиссиями Совета Союза и Совета Национальностей. В соответствии с Конституцией СССР они создаются для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. В отличие от подобных комиссий в буржуазных парламентах, которые собираются от случая к случаю, комиссии Верховного Совета СССР работают регулярно. Растет число комиссий и количество депутатов в них. Так, если во всех комиссиях Верховного Совета СССР первого созыва было 89 депутатов, то сейчас в палатах Верховного Совета СССР созданы 34 постоянные комиссии, в которых работают 1210 депутатов.

Большую работу по предварительному рассмотрению государственных планов развития народного хозяйства страны и бюджета, по подготовке заключений по ним проводят по поручению Президиума Верховного Совета СССР, например, планово-бюджетные и другие постоянные комиссии палат Верховного Совета СССР. Так, для рассмотрения Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы, Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1982 год было образовано 17 подготовительных комиссий, в которых работало свыше 230 депутатов и 200 специалистов от министерств и ведомств. Результаты работы подготовительных комиссий были рассмотрены на пленарных заседаниях планово-бюджетных и других комиссий, в работе которых участвовали 1000 депутатов.

Это лишь один из многих примеров, так что упрекать Верховный Совет СССР в бездеятельности нет никаких оснований.

КОРР: Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе Верховного Совета СССР десятого созыва.

РУБЕН: Минувший период после избрания нынешнего состава высшего органа власти (4 марта 1979 г.), как это было отмечено XXVI съездом КПСС, характеризуется возрастанием роли Советов народных депутатов в осуществлении государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, усилением их контроля за проведением в жизнь законов, за работой подотчетных органов.

В современных условиях, как указал товарищ Ю. В. Андропов, возрастает роль представительных органов в осуществлении главнейшей хозяйственно- организаторской функции социалистического государства. Верховный Совет СССР десятого созыва рассматривал и утверждал государственные планы экономического и социального развития на одиннадцатую пятилетку и годовые планы, госбюджет СССР, заслушал отчеты Правительства СССР, отчеты о выполнении государственных планов и исполнении бюджета. В Верховном Совете СССР, его Президиуме, постоянных комиссиях палат был обсужден ряд важных, узловых проблем народного хозяйства, в том числе вопросы концентрации капитальных вложений на пусковых и важнейших стройках, выполнения государственных планов, заданий по внедрению в производство достижений науки и техники, о выполнении государственных плановых заданий по подготовке кадров квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства и их закреплению на селе, а также ряд других проблем.

Задачи огромной исторической важности были поставлены перед Советами народных депутатов решениями майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, одобрившего Продовольственную программу на период до 1990 года. В этой связи Президиум Верховного Совета СССР изучил опыт создания районных агропромышленных объединений в Грузинской ССР и Латвийской ССР, рассмотрел вопрос о работе Советов Белорусской ССР по реализации Продовольственной программы.

Сегодня в практической деятельности Советов первостепенное значение приобретают хорошо поставленное планирование работы, умелая организация труда и управления, четко организованный контроль за подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Именно в этом аспекте Президиум Верховного Совета СССР анализировал работу Советов народных депутатов Украинской ССР по контролю за деятельностью подотчетных органов, Советов Азербайджанской ССР - по выполнению требований законодательства об укреплении трудовой дисциплины и обеспечении рационального использования трудовых ресурсов.

В центре внимания Верховного Совета СССР постоянно находятся вопросы повышения благосостояния советских людей, улучшения условий труда, быта, отдыха, медицинского обслуживания и охраны здоровья трудящихся.

Расширяются масштабы строительства детских дошкольных лечебно- профилактических и оздоровительных учреждений. Совершенствуются сфера обслуживания и торговля, служба быта. Дальнейшее развитие получили народное образование, подготовка квалифицированных кадров.

Верховный Совет СССР сосредоточивает внимание на улучшении жилищных условий советских людей, справедливом распределении жилья под общественным контролем, обеспечении сохранности жилищного фонда, принимает решения по другим важным для страны вопросам.

Осуществляя контроль за использованием законов, Президиум Верховного Совета СССР обсуждал на своих заседаниях деятельность Советов народных депутатов Молдавской ССР, Туркменской ССР, Новосибирской области по соблюдению требований жилищного законодательства, осуществлению планов жилищного строительства.

Особое место в деятельности Верховного Совета СССР занимали проблемы, связанные с улучшением условий труда и быта женщин, заботой о детях, молодежи. По этим вопросам принято постановление о работе Советов народных депутатов Литовской ССР, Узбекской ССР, Башкирской АССР и Омской области.

Важное значение имеют принятые по инициативе ЦК КПСС Указы Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которыми заметно улучшилось пенсионное обеспечение и социальное страхование трудящихся. Введена надбавка к пенсии за работу после достижения пенсионного возраста. С 10 до 20 проц. увеличен размер надбавки к пенсии по старости за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении, организации.

Улучшено пенсионное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте, повышены пенсии инвалидам войны I, II и III групп.

Значительно расширена государственная помощь семьям, имеющим детей. Увеличены размер и продолжительность выплаты пособий одиноким матерям.

КОРР: В последние годы было принято немало законодательных актов. Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных из них.

РУБЕН: Как известно, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1977 года утвержден "План организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР", рассчитанный на 1978 - 1982 годы.

Большинство намечаемых планом заданий по разработке новых законодательных актов и внесению изменений и дополнений в действующее законодательство выполнено. Во исполнение плана принято 20 новых законодательных актов, в том числе 10 законов, прямо названных в Конституции СССР (Закон о выборах в Верховный Совет, Регламент Верховного Совета СССР, Закон о Совете Министров СССР, Закон о прокуратуре СССР, Закон о государственном арбитраже и др.).

Более чем 30 действующих законодательных актов приведено в соответствие с Конституцией СССР. Издается Свод законов СССР.

Законодательный процесс в СССР гарантирует воплощение в законах подлинной воли советского народа. В период десятого созыва ряд законопроектов передавался на обсуждение общественности.

Пример тому - Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. Проект Основ был опубликован в центральной, республиканской печати для обсуждения общественностью. По проекту поступило более 20 тысяч предложений и замечаний. Все предложения были обобщены и тщательно рассмотрены в постоянных комиссиях палат, а многие из них учтены и вошли в принятый закон.

В период деятельности Верховного Совета СССР десятого созыва на всенародное обсуждение передавались также и другие законопроекты, например, Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. В целом по проекту поступило почти 130 тысяч предложений и замечаний.

КОРР: А какова деятельность Верховного Совета СССР в вопросах внешней политики?

РУБЕН: Международным проблемам высший орган государственной власти уделяет большое и постоянное внимание.

В Обращении Верховного Совета СССР к парламентам и народам мира, принятом па пятой сессии, в Обращении к парламентам, правительствам, политическим партиям и народам мира, принятом на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-летию образования СССР твердо, ясно и последовательно звучал на весь мир голос нашей партии и государства, с новой силой подтвердивший, что наш идеал, наша неизменная цель и постоянная забота - это всеобщий мир, дружба и сотрудничество между народами.

В постановлении "О международном положении и внешней политике Советского Союза", принятом по докладу члена Политбюро ЦК КПСС, первого заместителя Председателя Совета Министров СССР, министра иностранных дел СССР товарища Громыко А. А. на восьмой сессии Верховного Совета СССР содержатся новые конструктивные предложения СССР, направленные на сокращение гонки вооружений, обеспечение мира на нашей планете.

Текст постановления был официально направлен руководителям парламентов стран, с которыми СССР имеет дипломатические отношения, председателям Комиссий по иностранным делам парламентов.

На девятой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва в декабре 1983 года в принятом постановлении "О международном положении и внешней политике Советского государства" Верховный Совет СССР постановил: целиком и полностью одобрить Заявления Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Ю. В. Андропова от 28 сентября и 24 ноября 1983 года, в которых дана глубокая и всесторонняя оценка причин, вызвавших нынешнее осложнение международного положения, подтверждена неизменная линия Советского Союза на сохранение и упрочение мира, обуздание гонки вооружений, расширение и углубление сотрудничества между государствами.

Несмотря на непрекращающиеся попытки противников разрядки помешать развитию парламентских связей с Советским Союзом, география парламентских контактов расширилась.

Всего в 1979 - 1983 гг. делегации высшего органа государственной власти СССР посетили 49 зарубежных государств. Пребывание советских парламентариев за рубежом активно использовалось для распространения правдивой информации о Советском Союзе, разъяснения его миролюбивой внешней политики, новых практических шагов и инициатив, направленных на сохранение всеобщего мира, предотвращение ядерной катастрофы.

За этот же период 54 делегации зарубежных парламентов посетили СССР с официальными визитами.

Таков лишь краткий перечень дел, которыми постоянно заняты Верховный Совет СССР, его Президиум, разные комиссии. Но и сказанного достаточно, чтобы убедиться в предвзятости и лживости буржуазных пропагандистов, пытающихся по своим меркам судить о деятельности высшего органа государственной власти СССР.