Главная · Горло · Что такое научная теория. Теория научная

Что такое научная теория. Теория научная

1. Кротовые норы

Представьте, что вам нужно попасть в некоторую точку пространства, которая находится очень далеко от вас. На самом деле, буквально каждая точка Вселенной находится очень далеко, ведь с нынешним уровнем развития технологий даже путешествие к краю Солнечной системы - очень длинный путь. При таком сценарии очень хочется срезать углы, чтобы прибыть в точку назначения пораньше. И вот тут и появляется идея кротовых нор.

Как оказалось, общая теория относительности Эйнштейна допускает существование черных дыр, которые служат мостами между различными участками Вселенной или даже выходом в другую Вселенную.

Такой мост имеет форму трубы, соединяющей различные точки в пространстве-времени. И если упростить пространство до двухмерной модели и представить в качестве обыкновенного согнутого листа, то кротовая нора - это открытый туннель, кратчайший путь между его половинами.

Очевидно, что такой способ перемещения значительно более эффективен и рационален. К сожалению, на сегодня кротовые норы так и остаются теоретической моделью, с которой мы ещё не сталкивались в реальности.

Тем не менее, иногда теоретические модели становятся удивительно хорошим подспорьем для фантазий, и фильм «Интерстеллар », в котором кротовые норы - одна из основных научных концепций, тому прекрасное подтверждение.

2. Теория относительности

В прошлом пункте мы упомянули общую теорию относительности Эйнштейна. Поговорим о ней чуточку подробнее.

Отметим сначала, что есть две теории относительности: специальная и общая.

Специальная теория появилась раньше, и именно она привлекает наше внимание. Она гласит, что ничто во Вселенной не может двигаться быстрее скорости света. Более того, она показывает, что течение времени различно для людей, движущихся с разной скоростью. И тут начинается самое интересное.

Согласно этой теории, если разделить двух близнецов, и одного оставить на Земле, а другого отправить в космос путешествовать со скоростью, близкой к скорости света, то, когда они встретятся, их возраст будет значительно (еще раз - значительно!) различаться.

И вновь эту идею замечательно иллюстрирует фильм «Интерстеллар ». Всё-таки этот фильм однозначно стоит тех 3-х часов, которые вы проведете в компании Мэтью МакКоннахи и окружении многообразных научных теорий, описанных простыми словами.

Вернёмся к теории относительности. По правде говоря, движение, близкое к скорости света, малореализуемо на практике. Тем не менее, даже если вы гуляете с другом и он идёт чуть быстрее вас, то время для него течёт медленней. Разумеется, это разница настолько мала, что вы никогда её не ощутите, но она есть! Именно поэтому, как говорится, хотите оставаться молодыми - двигайтесь!

Лекция физика Эмиля Ахмедова о специальной теории относительности.

3. Судьба Вселенной

Существует несколько основных сценариев конца Вселенной.

1. Большое сжатие (большой хлопок)

Большинство астрофизиков сходятся во мнении, что Вселенная началась с Большого Взрыва. До этого же она была сосредоточена в сингулярности, точке с бесконечной плотностью.

Сценарий большого сжатия предполагает, что однажды расширение Вселенной заменится на обратный процесс, сжатие. И всё пойдет обратным чередом.

Тем не менее, многие физики не воспринимают эту теорию всерьез, поскольку на данный момент Вселенная расширяется, причём делает это с ускорением. Поэтому догадки о том, когда-нибудь это прекратится, не имеют качественного обоснования.

2. Тепловая смерть

Это абсолютная противоположность большому сжатию. Теория предполагает, что расширение будет продолжаться, и в конечном итоге всё, что останется от Вселенной - это элементарные частицы, беспорядочно летающие по Вселенной. Вселенную в буквальном смысле порвёт на мельчайшие частицы.

Дело в том, что согласно законам термодинамики, энтропия в любой замкнутой системе возрастает, а это означает, что рано или поздно вся материя распределится по Вселенной в качестве элементарных частиц.

Все звёзды погаснут и энергии, чтобы зажечь новые, уже просто не будет.

3. Когда время остановилось

Это не самая популярная теория, но она всё же очень интересна. Задумайтесь, есть ли на свете что-то бесконечное? Наверное, если задать такой вопрос большому количеству людей, то самым популярным вариантом ответа будет время. И действительно, должен ведь один момент отличаться от другого, не может ведь всё застыть в одном моменте - раз и навсегда?

Предположим, что существование Вселенной будет длиться бесконечно долго. В таком случае всё, что может произойти, произойдет. В действительности подобное предположение противоречит многим вычислениям. Поэтому учёные выдвинули теорию, что само время конечно и когда-нибудь оно остановится.

Возможно, однажды мы и сами не почувствуем и не поймём, как начнётся начало нашей «бесконечной» жизни, не имеющей никакого смысла.

4. Экпиротический сценарий

Есть вероятность, что наша Вселенная родилась несколько иначе, чем многие себе представляют.

Согласно экпиротическому сценарию, существует два трёхмерных мира, которые отделены друг от друга невероятно маленьким расстоянием, составляющим менее диаметра атома. Каждая точка одного мира соседствует с точкой в другом мире. Эти миры медленно отдаляются друг от друга, одновременно расширяясь. Но в некоторые моменты времени эти миры сталкиваются, создавая новый Большой взрыв.

Такое происходит постоянно и циклично, порождая бесконечные серии Больших взрывов.

5. Гипотеза Геи

Эту гипотезу сформулировал в 1960-х годах ученый Джеймс Лавлок, который назвал Землю саморегулирующимся организмом. Это не означает, что Земля действительно живая, она лишь состоит из сложных составляющих, которые очень удачно и умело взаимодействуют.

Согласно гипотезе Геи, эти взаимодействия работают настолько слаженно, что поддерживают Землю в состоянии, необходимом для сохранения жизни.

Сам учёный Джеймс Лавлок доказывает гипотезу как минимум теми фактами, что температура земной поверхности остаётся очень стабильной, несмотря на увеличение количества солнечной радиации. Также он отметил постоянство солёности океана и состава атмосферы, несмотря на факты, которые должны были вывести их из равновесия.

6. Антропный принцип

Эта идея отталкивается от того, что Вселенная именно такая, какая нужна нам для жизни. Достаточно удивительный факт, если учесть, что жизни не существовало бы, изменись любая физическая константа на долю процента. Появляется вопрос: если Вселенная идеально подходит для нас, может быть, она и была создана для нас?

Существует два антропных принципа: слабый и сильный.

Слабый принцип утверждает, что Вселенная лишь допускает зарождение жизни. То есть, мы можем заменить вопрос «почему Вселенная устроена именно так, как она устроена?» на «почему Вселенная устроена так, что в ней возникли разумные существа, задающие вопрос о причинах устройства наблюдаемой Вселенной?». Или, проще говоря, мы уже изначально подразумеваем, что во Вселенной зародилась разумная жизнь. Если бы её не было, никто бы не задал вопрос о том, почему Вселенная такая, какая она есть.

Сильный же принцип утверждает, что Вселенная обязана быть устроена так, чтобы в ней могла зародиться жизнь. В поддержку этой недоказанной гипотезы высказывается мнение, что существует некоторый закон, благодаря которому все физические константы обязаны равняться тем значениям, каким они равняются и они не могут от них отличаться.

Таким образом, слабый принцип - это лишь хорошее упражнение на логику: «мы живём, потому что мы живём», а сильный принцип - это уже настоящее поле для споров и рассуждений.

7. Бритва Оккама

Но давайте отойдем от вопросов из физики о Вселенной и перейдем к логике. Бритва Оккама - это, вероятно, самый известный логический принцип, который следует знать каждому.

По мнению английского логика Уильяма Оккама, элегантные объяснения скорее окажутся верными, нежели извилистые и беспорядочные. Его идеи заключались в том, чтобы делать меньше предположений, необходимых для выполнения работы.

Таким образом, держитесь простоты - вот суть бритвы Оккама.

Осознав эту идею, «сбрейте» всё ненужное, оставив лишь основные элементы.

Мы рассмотрели некоторые популярные научные теории. Тем не менее, их существует куда больше и, без сомнений, их количество будет расти.

Опираются на формы материи и формы движения материи. [Законы механические, химические, биологические и социальные.]


Тема 11. Научная теория

Вопросы:

1. Понятие и основные признаки научной теории

3. Функции научной теории

4. Классификация научных теорий

(Книга стр. 49–56)

1. Понятие и основные признаки научной теории

Понятие «теория» трактуется достаточно широко, в диапазоне от узкого, обыденного употребления до предельно широкого, философского обобщения в теории познания. Акцентируя внимание на отдельных сторонах или аспектах теории, её определения нередко сводят к следующему:

1) любое научное знание вообще в сравнении с практикой;

2) научные положения, проверенные практикой (экспериментом) в отличие от догадок и предположений (гипотез);

3) учения, концепции или сравнительно связные объяснения явлений природы, общества и познания;

4) некоторые области знания и отдельные науки (научные дисциплины);

5) целостный результат теоретического познания в отличие от эмпирического исследований;

6) знаковые образования в виде системы предложений и утверждений, описывающие и объясняющие некоторый объект;

7) система, включающая факты, идеи, гипотезы, аксиомы, модели, законы к другие формы знания.

Такие определения теории вполне приемлемы и успешно «работают» в определенных содержательных контекстах. Однако для анализа данной темы целесообразно опереться на вариант обшей характеристики теории. Обобщение приведенного выше эмпирического материала позволяет дать широкое определение теории. Теория–это комплекс взглядов, идей, представлений, описывающих и объясняющих некоторое явление.

Далее можно наметить вариант схемы раскрытия сущности и содержания научной теории. Вначале выделить специфические характеристики научной теории, ввести соответствующие ограничения в общее ограничение теории и выяснить сущность научной теории. Затем, переходя от сущности к существованию, можно уделить последовательное внимание содержанию и структуре научной теории, её функциям, топологии и т.д.

Для определения теория в более узком, специально-научном смысле, вводят ограничения, связанные с существенными признаками научной теории, к которым относят:

1) предметность . Все термины понятия, категории и утверждения научной теории должны относиться к одной объектной или предметной области;

2) адекватность (полнота). Язык теории, её основные понятия, категории, принципы, модели и т.д. должны описывать все возможные ситуации в отражаемой объектно-предметной области;

3) интерпретируемость . Теория должна раскрыть смысл объекта в двух аспектах:

a) эмпирическом–установить связи между теоретическим языком и набором опытных показателей (например, сравнить числовые значения теоретических формул и данных эксперимента);

b) семантическом–установить отношения содержания понятий теории н признаков реальных объектов;

4) проверяемость . Следствия теории до­лжны позволять проверить степень соответствия теории ее реальным объектам;

5) истинность . Основные утверждения теории достоверно (правильно, точно, надежно) устанавливаются (в отличие, например, от гипотез, где достоверность вероятностна);

6) системность . Научная теория объединяет известные знания об объекте (предмете) субординационными (между уровнями) и координационными (по одному уровню) связями в единую систему.

Учитывая перечисленные признаки, научную теорию можно опре­делить следующим образом. Научная теория­ –это системная форма организации знания, достоверно и адекватно описывающего и объя­сняющего свой объект (предмет) средствами данного научного языка.

1. Множество эмпирических фактов, обобщений, классификаций, типологий, эмпирических законов. Некоторые фундаментальные факты и обобщения выполняют роль принципов, на которых формируется теория. В целом этот компонент представляет собой исходную эмпирическую основу теории

2. Теоретическая модель (схема) исследуемого объекта, которая выполняет роль системообразующего структурного каркаса теоретического знания. Теоретическая модель строиться из элементарных абстрактных объектов. В качестве синонима слова «абстрактный» нередко используют термины «идеальный», «идеализированный». В англоязычной литературе в качестве аналога абстрактному, идеальному, идеализированному объекту приобрело известность понятие «теоретический конструкт».

Абстрактный объект –это мысленная познавательная конструк­ция, полученная из эмпирического объекта путем операций абстра­гирования и идеализации. Вначале по данным наблюдения или экс­перимента, руководствуясь принятыми принципами, гипотезами, другими теоретическими размышлениями, из множества свойств исследуемого объекта выделяют минимально необходимые, существенные и представляют себе объект с такими свойствами. Далее эти свой­ства в пространственно-временных отношениях доводят до минимальных или максимальных пределов (абсолюта) и формируют понятие элементарного теоретического конструкта (например: точка, мате­риальная точка, абсолютно твердое или пластичное тело, магнит­ное поле, электромагнитная волна, химический элемент, идеальный газ, ген, биологическая популяция, стоимость, социальная группа производительные силы и т.д.).

Различные связи и отношения между абстрактными объектами образуют теоретические модели или схемы (например; механических систем материальных точек и сил, моделей газов, точек, и векто­ров магнитных компонентов, химических реакций, ядерных моделей. системы генов; популяционные модели биологических видов, общественно-экономических формаций, социальных структур и т.п.). Они выражаются соотношением исходных понятий, графических символ численных величин и т.д. Исследуя различные свойства и связи теоретических моделей, формулируют в конечном итоге соответствующие законы. Теоретические модели составляют концептуальную основу теории.

ТЕОРИЯ НАУЧНАЯ – целостная система знания, совокупность фундаментальных положений, дающих описание, объяснение и предсказание каких-либо явлений, аспектов действительности. В более общем случае любая теория – это некоторое объяснение каких-либо явлений и процессов. Научной теория может быть в том случае, когда для этого объяснения используется научный инструментарий, основные научные методы и принципы, а объект исследования представляет собой реально существующее явление.

Теория в определенном отношении сходна с моделируемой реальностью, является ее упрощением и служит целям познания этой реальности. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

На теоретическом уровне исследователи получают ответы на вопросы о том, каково содержание объекта исследования, и почему он устроен и функционирует именно таким образом.

Методы построения теории:
аксиологический,
гипотетико-дедуктивный,
метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.

К основным компонентам теории относятся: основные понятия, принципы, законы, идеализированные объекты.
Среди способов построения теории особую роль играют наделение основных положений логическими связями, минимизация исходных допущений, построение её в форме аксиоматической системы, её формализация.

Теория - это дедуктивная система утверждений. Дедуктивная организация может начинаться с множества независимых предложений и заканчиваться аксиоматическим построением теории, являющейся высшей ступенью дедуктивной организации.

Теории подразделяются на описательные, математизированные, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, социологические и т.д.

Независимо от своего типа научная теория – это совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Для теории обязательным является требование обоснования основных положений, объяснения широкого круга явлений, вскрытия причин и закономерностей изучаемых явлений. И «всегда остается неизменным самое существенное требование к любой научной теории – теория должна соответствовать фактам… В конечном счете только опыт вынесет решающий приговор» (Эйнштейн А. Физика и реальность. – М., 1987. – С. 260.). Т.е. под теорией нужно понимать эмпирически обоснованную систему гипотез, существующую до последующего опровержения практикой.

Научная теория должна быть непротиворечивой, обладать простотой, целостностью, полнотой, завершенностью. «Решение о правильности теории оказывается, таким образом, длительным историческим процессом, за которым стоит не доказательность цепочки математических выводов, а убедительность исторического факта. Завершенная теория так или иначе никогда не является точным отображением природы в соответствующей области, она есть некая идеализация опыта, осуществляемая с помощью понятийных оснований теории и обеспечивающая определенных успех» (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1992.– С. 185–186.)

«Теория преследует две цели: 1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота). 2. Добивается этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть «логической единственностью» (Эйнштейн А. Физика и реальность. – М., 1987.– С. 264.).

«Если соединять факты некоторой специфической области более или менее исчерпывающим образом, то мы быстро убедимся, что эти факты могут быть выстроены в определенном порядке. Этот порядок устанавливается неизменно с помощью некоторой понятийной структуры такой, в которой существует связь между индивидуальными объектами данной области знания и понятиями структуры и между теми же фактами в данной области знания и логическими отношениями среди понятий. Понятийная структура есть ни что иное, как теория данной области знания… Если мы рассмотрим имевшиеся теории более тщательно, то во всех случаях увидим, что в основании их понятийной структуры лежат именно те несколько предположений о данной области знания, которые достаточны для построения из них полной структуры знания в этой области в соответствии с логическими принципами… по мере дальнейшего развития любой науки становится все более необходимым целенаправленное выделение ее основополагающих предположений в чистом виде, осознания их в качестве аксиом и «помещение» их в «фундамент» данной области знания… Если теоретическая основа конкретной науки - это представляющая ее понятийная структура, то для упорядочивания и развития исходной области знания ей необходимо соответствовать двум основным требованиям: она должна, во-первых, предлагать общий взгляд на зависимость или независимость утверждений теории и, во-вторых, гарантировать непротиворечивость всех утверждений теории. Эти пункты обязательны для аксиом каждой теории» (Гильберт Д. Избранные труды. Т. II. Анализ. Физика. Проблемы. Personalia. – М.: Изд-во «Факториал», 1998. – С. 81.).

«Человек... никогда не упускает из виду, что в основе теории лежит предположение, гипотеза и никогда не забывает существования той ненаполнимой бездны, которая разделяет гипотезу – как бы вероятна она не казалась – от факта» (Бутлеров А.М. Соч. Т.3.– М., 1958. – С. 54).

Лит.: (1) Методологический анализ оснований математики / Отв. ред. М.И. Панов; Пер. с англ. А.Г. Барабашева. – М., 1988; (2) Рузавин Г.И. Научная теория: Логико-методологический анализ. – М., 1978; (3) Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М., 1999.

Теория - наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:

1. Непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости - опровержимости.

2. Опытной экспериментальной проверяемости.

Теория, по Попперу, есть инструмент, проверка которого осуществляется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам таких применений.

Любая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории:

1. Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.

2. Идеализированные объекты - абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.).

3. Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4. Философские установки и ценностные факторы.

5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого - необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Если на эмпирической стадии преобладает обобщение фактов и установление эмпирических законов, то теоретические законы формулируются не на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами.

Многообразию форм идеализации и соответственно типов иде­ализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и опи­сывающие (феноменологические), физические, химические, со­циологические, психологические и т. д.


Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция. Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация. Многие математические теории возникают за счет комбинации, синтеза нескольких основных или порождающих абстрактных структур.

Теории опытных (эмпирических) наук - физики, химии, биологии, социологии, истории и др. - по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы(например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколь-нибудь сложные абстрактные объекты, хотя, разумеется, в известной мере схематизируют и строят некоторые идеализации изучаемой области явлений.

Феноменологические теории решают прежде всего задачу упо­рядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов. Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер. С феноменологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактологического эмпирического материала. Такие теории - вполне закономерное явление в процессе научного познания.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т. е. их законы.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

3. Методологическая функция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности. 4. Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности.

Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая:

1.Сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание; 2. Является логически более строгой; 3. Обладает большей объяснительной и предсказательной силой; 4. Может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию.


19 . Основные формы научного знания: проблема, научный факт, гипотеза, теория.

Проблема

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

От обыденных вопросов проблема отличается прежде всего своим предметом – это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы специальные научные средства познания – научная система понятий, методология и методика исследования, техническое оснащение.

Проблема ставится или формируется наукой.

Проблема имеет сложную структуру. Она может представлять собой систему более частных, составляющих ее проблем. Так, например, проблема социализма включает проблемы развития производительных сил, характера собственности, принципа распределения, формы государственного устройства.

В структуре проблемы можно выделить 2 основных компонента: предварительное, частичное знание о предмете и более или менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема представляет собой противоречивое единство знания и незнания или знания и знания о незнании. Проблема не является чистым незнанием, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже представляет собой своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

1. конструктивные проблемы – они могут конструироваться до появления разрешающей их теории;

2. реконструктивные проблемы – они могут реконструироваться, т.е. формулироваться на основе уже готовой теории, с позиций которой становится ясно, какие в действительности проблемы она решила.

Чаще всего проблемы конструируются и реконструируются после возникновения соответствующей теории.

Также проблемы бывают:

неразвитые – это задачи, которые характеризуются след чертами: а) это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, которая возникла как закономерный результат познания, в) задача – решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия м/у потребностями и наличием средств для их удовлетворения, г) задача, путей решения к-ой не видно.

Задача которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Т.о. развитая проблема – это знание о некотором не знании, дополненное определенным указанием путей устранения этого незнания.

Научная проблема всегда формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований.

В ходе развития общества нередко возникали и псевдопроблемы, связанные с заблуждениями, недостаточной научной подготовкой, амбицией отдельных исследователей. Огромная масса проблем связана с религией и суеверием.

Гипотеза

Гипотеза – предположительное решение проблемы.

Потребность в гипотезе возникает, когда неясна связь между явлениями, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого и настоящего, сделать вывод о будущем развитии явления.

В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые теории и концепции, имеющие более или менее развернутый характер.

Основное свойство гипотезы – множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых отсеиваются наиболее вероятные, пока не произведется окончательный выбор одной из них или синтез.

Гипотеза → Научная теория

Выдвижение гипотезы на основе определенных фактов – это только первый шаг. Сама гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дала отрицательный результат.

Основные правила выдвижения и проверки гипотез:

1) гипотеза должна находиться в согласии или, по меньшей мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается;

2) из множества противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число;

3) для объяснения связной серии фактов нужно выдвигать возможно меньших различных гипотез, и их связь должна быть более тесной;

4) при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов;

5) гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта

Факт, научный факт

Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Фактом служит само реальное событие, а его фиксация, делая событие «фактом для нас», выступает лишь в роли объективного регистратора событий.

Одним из средств регистрации фактов выступает язык. Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общение) функции в процессе человеческой деятельности. Язык может быть естественным и искусственным. Естественный язык – язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей.

Важнейшим свойством фактов является их принудительная сила: в системе развивающейся науки и общественно-исторической практики факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам и сложившимся интересам личностей, групп, классов.

1. объективный факт – некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой действительности или познания

2. научный факт – это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого языка.

Научные факты служат основой теоретических построений. Совокупность научных фактов составляют научное описание. Научный факт неотделим от языка, на котором он выражен, и от терминов, в качестве которых выступают понятия.

Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Не все философы считают что достоверность это необходимый признак теории. В связи с этим выделяют два подхода. Представители первого подхода если и относя к теориям концепции, которые могут оказаться не достоверными, то все же считают, что задача науки – создание истинных теорий. Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальной действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы.

Теория – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств (аксиом). Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

Эта высшая форма дает целостное представление о существенных связях и закономерностях конкретной исследуемой области реальности.

Научная теория представлена системой утверждений, взаимосвязанных логически. Построение знаний в ней осуществляется с применением доказательного механизма. Научная теория воплощает определенную исследовательскую программу, что обеспечивает ее целостность, представляя ее в виде единой системы, содержащей знания. Методологическая точка зрения предусматривает, что эта система должна стремиться максимально адекватно и полно описывать, выводить положения, сохраняя целостность и внутреннюю непротиворечивость.

Научная теория включает ряд компонентов. К ним, в частности, относят эмпирическую основу (полученные в результате эксперимента факты), теоретическую основу (законы и постулаты, применяемые при описании идеализированных объектов). Кроме того, систему составляет логика (принципы и правила доказательства и логического вывода), а также комплекс полученных результатов и утверждений.

Научные теории обладают разным характером решаемых задач. Различны и способы построения и типы реализуемых процессов. Вместе с этим разным формам идеализации и типам идеализированных предметов соответствуют и разные виды научных теорий. В связи с этим существует определенная классификация систем, согласно которой научные теории подразделены на дедуктивные, описательные и математизированные.

К описательным (эмпирическим) системам относят, например, выдвинутое Дарвиным, физиологическую систему Павлова. В эту же категорию включены и лингвистические теории в традиционном их понимании, большая часть современных теорий психологии и прочие. В соответствии с многочисленными опытными данными, указанные системы знаний описывают конкретную группу явлений и объектов. Это позволяет вывести общие законы, составляющие основу теории. Как правило, описательные системы формулируются простым естественным языком с применением особой терминологии из соответствующей области знаний.

Математизированные теории отличаются активным привлечением математического аппарата и являет собой конструкцию идеального объекта, которая замещает и представляет некоторый определенный реальный объект. К такому типу теорий относят математическую лингвистику, генетику, теоретическую физику.

Третьим типом являются дедуктивные системы. Необходимость их построения появилась в связи с возникшими задачами математического обоснования. К первой дедуктивной теории относят "Начала" Евклида. Построены они на основании аксиоматического принципа. Эти научные теории составляются в несколько этапов. Сначала формулируется изначальная, исходная основа. Затем создаются утверждения, которые предполагается получить из этой основы. Применяемые в дедуктивных теориях логические инструменты строго фиксируются, доказательства же строятся на основании этих инструментов. В таких системах пользуются особым формализованным языком.

Научное понятие создается в соответствии с определенными требованиями. Обязательно должна присутствовать адекватность описываемого объекта, полнота описания исследуемой сферы действительности. Неотъемлемым условием является взаимосвязь разных компонентов, соответствие данным опыта.