Главная · Горло · Фз 225 об обязательном страховании с изменениями. Внесены изменения в закон об обязательном страховании опо

Фз 225 об обязательном страховании с изменениями. Внесены изменения в закон об обязательном страховании опо

Существует определенная государством классификация объектов и предприятий, которые считаются опасными. На таких объектах высок риск возникновения чрезвычайных или аварийных ситуаций, поэтому необходимы меры безопасности и защиты работников, находящихся там. Для гарантий защиты и поддержки работников существует обязательное страхование гражданской ответственности, для регулирования которой был принят ФЗ 225.

Суть 225 ФЗ

225 ФЗ об обязательном страховании был принят Государственной Думой 16 июля 2010 года, а одобрен советом Федерации 19 июля 2010 года. Последние изменения в него были внесены 23 июня 2016 года. 225 закон о страховании содержит 5 глав и 29 статей. Этот закон регулирует и контролирует правоотношения граждан, при обязательном страховании случаев, когда на опасных объектах происходят чрезвычайные ситуации, причиняющие вред работникам.

ФЗ о страховании в РФ читайте

Краткое содержание Федерального закона номер 225 об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи, сфера регулирования и правоотношения, контролируемые настоящим законом. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлена информация об объектах, которые необходимо обязательно страховать, описаны страховые случаи для настоящей сферы. Даны сведения о процессе осуществления страховки, перечислены нюансы и особенности. Описаны опасные объекты, суммы и цены выплат потерпевшим гражданам и их семьям, дан список тарифов. Отдельно подробно описаны страховые выплаты. Перечислены и описаны правила, которые обязательны для соблюдения при обязательном страховании в этой области;
  • В главе второй оформлена информация о процессах составления и заключения договоров обязательного страхования. Описана форма договора и способы его составления. Перечислены права, обязанности и полномочия страхователя и страховщика. Описано право страховщика на регрессные требования;
  • В главе номер три описаны выплаты в форме компенсаций гражданам. Перечислены категории граждан, которые имеют право получать компенсации в виде денежных выплат. Также описан процесс получения и перечислены места, куда гражданин может за выплатами обратиться. Оформлена информация о взысканиях сумм с государства и с нарушителей для денежных компенсаций пострадавшим гражданам или их семьям;
  • В г. четыре описаны проф. объединения страховщиков. Дан список с подробным описанием прав, функций, полномочий и обязанностей проф. объединений такого вида. Также перечислены стандарты и правила, которые должны быть выполнены при исполнении проф. деятельности. Оформлена информация об обязательствах, описанных страховых проф. объединений в выплатах компенсаций. Описано владение имуществом, продажа или его перераспределение внутри профессионального объединения страховщиков. Перечислены виды и категории взносов или платежей для нужд объединения. Описан перестраховочный пул, создающийся внутри проф. объединения страховщиками, перечислены случаи, когда пул используется;
  • В пятой г. оформлены дополнительные требования и заключительные условия и положения настоящего Федерального закона.

Позелная инвормация: ФЗ 16 с новыми изменениями на 2018 год

Объектом для обязательного страхования считается определенное имущество, принадлежащее владельцу или собственникам опасного объекта на случай, если при аварийных ситуациях пострадает работник или сотрудник организации.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ 116

Изменения, внесенные в ФЗ о страховании гражданской ответственности

Последние изменения в ФЗ о страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов были внесены 23 июня 2016 года, при принятии ФЗ номер 222. Согласно последней редакции, изменения произошли в статье 16. Изменения произошли в части 2, согласно которой страховое объединение имеет право выплатить клиенту компенсацию, а затем требовать соответствующую компенсации сумму у страховой компании. Также в статью 16 был добавлен пункт 2.1. Согласно этому пункту, проф. объединения имеют право требовать суммы у страховых компаний даже после закрытия реестра заявленных требований кредиторов. Для таких требований необходимо составить соответствующее заявление, оформленное в Федеральном законе номер 127 о банкротстве.

В пятой статье описываемого закона перечислены объекты, относящиеся к категориям опасных:

  • Объекты, зарегистрированные в специальном гос. реестре как опасные производственные и подвергающиеся частым проверкам и усиленным мерам безопасности;
  • Лифты, эскалаторы, подъемные оборудования и платформы для перевозки инвалидов и другие технологические приспособления, установленные для помощи гражданам в передвижении в зданиях;
  • Станции с системой автозаправки, где предоставляется жидкое топливо для транспортных средств. На таких станциях граждане самостоятельно устанавливают «пистолет», через который поступает топливо в бак машины;
  • Специальные сооружения и здания, причисленные и зарегистрированные в гос. реестрах как гидротехнические и подлежащие усиленным мерам безопасности.

В шестой статье перечислены тарифы и цены страховых выплат в различных чрезвычайных и аварийных ситуациях.

Перечислены выплаты в случаях, когда в опасных промышленных объектах работникам предоставляются декларации о безопасности:

  • В случае, если количество пострадавших вследствие аварии или чрезвычайного случая превысило 3000 человек, компенсация насчитывает 6 миллиардов 500 миллионов руб;
  • В случае, если количество пострадавших вследствие аварии или ЧС превысило 1500 человек, но менее 3 тысяч человек, компенсация насчитывает 1 млрд рублей;
  • В случае, если количество пострадавших вследствие аварии или чрезвычайного случая превысило 300 человек, но не превысило 1500, компенсация насчитывает 500 млн руб;
  • В случае, если количество пострадавших вследствие аварии или ЧС превысило 150 человек, но менее 300, компенсация насчитывает 100 млн рублей;
  • В случае, если количество пострадавших вследствие аварии или чрезвычайного случая превысило 75 человек, но менее 150, компенсация насчитывает 50 миллионов рублей;
  • При авариях и ЧС, когда количество пострадавших превысило 10 человек, но менее 75, компенсация составляет 25 млн рублей;
  • Для всех остальных случаев предусмотрена компенсация в размере 10 миллионов руб.

В статье 17 написано, что проф. объединения страховщиков созданы как некоммерческие организации и подчиняются правилам и обязательствам некоммерческих организаций. Создаются объединения по форме союзов для регулирования деятельности членов, с обязательным членством страховщиков, а также для возможности членов объединения защиты собственных прав.

Скачать действующую редакцию 225 ФЗ

Необходимость в принятии государством соответствующего закона появилась после того, как на территории Российской Федерации произошли производственные аварии, повлекшие за собой смерти большого количества людей. Для помощи и поддержки пострадавших граждан и их семей, а также для контроля над деятельностью и соблюдением мер безопасности на предприятиях был принят соответствующий Федеральный закон номер 225. Благодаря этому закону граждане, работающие на опасных объектах, могут иметь гарантии того, что смогут в случае происшествий получить высокооплачиваемое лечение и не остаться без средств из-за потери работы или в случае недееспособности.

Скачать Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» можно

20.07.2018

Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее - обязательное страхование).

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие вследствие:

1) причинения вреда за пределами территории Российской Федерации, а также иных территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

2) использования атомной энергии;

3) причинения вреда природной среде.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) потерпевшие - физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Положения настоящего Федерального закона, применяемые к потерпевшему - физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца);

2) авария на опасном объекте - повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим;

3) нарушение условий жизнедеятельности - ситуация, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;

4) владелец опасного объекта - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта;

5) эксплуатация опасного объекта - ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте;

6) страхователь - владелец опасного объекта, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования);

7) страховщик - страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) страховая сумма - денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести страховые выплаты потерпевшим при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования;

9) страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом технических и конструктивных характеристик опасного объекта;

10) акт о причинах и об обстоятельствах аварии - документ, составляемый в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содержащий сведения о причинах и об обстоятельствах аварии, иные сведения и включенный в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного страхования;

11) страховой акт - документ, составляемый страховщиком и содержащий сведения о рассмотрении им требования о страховой выплате, в том числе о наличии или об отсутствии страхового случая, о потерпевшем и о размере причитающейся ему страховой выплаты либо об основаниях отказа в страховой выплате;

12) компенсационные выплаты - выплаты, осуществляемые профессиональным объединением страховщиков в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-фз "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"

Рассматриваемый Федеральный закон (далее - Закон N 225-ФЗ) устанавливает правовые основы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате произошедшей на объекте аварии (далее - обязательное страхование ответственности). Законом N 225-ФЗ определены опасные объекты, размеры страховых сумм и выплат потерпевшим, а также размеры компенсационных выплат, требования к страховщикам и к заключаемым ими договорам обязательного страхования ответственности.

Статьей 5 Закона N 225-ФЗ определен перечень опасных объектов, владельцы которых обязаны страховать свою ответственность за возможное причинение вреда в результате аварий на них. Закон N 225-ФЗ, принятый в развитие положений Федеральных законов от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", к опасным объектам относит опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения, внесенные в соответствующий реестр. Новеллой является то, что теперь в перечень опасных производственных объектов включены многоквартирные дома, объекты торговли, общественного питания, административные учреждения и иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан, в которых используются грузоподъемные механизмы и эскалаторы (пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 225-ФЗ). Ранее указание, что перечисленные здания должны быть отнесены к опасным производственным объектам, поскольку в них есть стационарно установленные грузоподъемные механизмы (лифты), содержалось в Перечне типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре. Данный перечень был утвержден как приложение к Приказу Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131 "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов". Подтверждалось это положение и судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 23.10.2009 по делу N А12-10979/2009).

Владельцами опасных объектов считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие такими объектами на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на иных законных основаниях (например, аренда) и осуществляющие их эксплуатацию (п. 4 ст. 2 Закона N 225-ФЗ). Владелец опасного объекта обязан страховать имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта (ч. 1 ст. 4 Закона N 225-ФЗ).

Поскольку физические лица не отнесены Законом N 225-ФЗ к владельцам опасных объектов, обязанным страховать свою ответственность, то на собственников многоквартирного дома, в которых есть лифты, не возлагается обязанности по страхованию ответственности за возможный вред, причиненный в результате аварии. Кто в данном случае должен страховать такую ответственность и должен ли вообще, из Закона N 225-ФЗ неясно.

Неясным остается и вопрос о том, кто является страхователем опасного объекта в случае заключения договора аренды на часть объекта (отдельные помещения) - собственник или арендатор либо договор страхования в данной ситуации должен быть заключен с множественностью лиц на стороне страхователя.

Контроль исполнения обязанности по страхованию осуществляется со стороны органов исполнительной власти (ст. 27 Закона N 225-ФЗ). Таковыми являются Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Законом N 225-ФЗ установлены следующие требования к страховщикам:

Наличие не менее чем двухлетнего опыта ведения операций по страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты (ч. 1 ст. 24 Закона N 225-ФЗ);

Членство в профессиональном объединении страховщиков (ч. 2 ст. 24 Закона N 225-ФЗ).

Под профессиональным объединением страховщиков понимается некоммерческая организация, представляющая собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования стандартов и правил при осуществлении обязательного страхования (ч. 1 ст. 17 Закона N 225-ФЗ);

Внесение отчислений от страховых премий в страховой резерв для финансирования компенсационных выплат.

В соответствии со ст. 10 Закона N 225-ФЗ договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора, является страховой полис.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона N 225-ФЗ вступление договора в силу напрямую зависит от внесения страхователем страховой премии (уплаты страхового взноса). Данное положение отличается от нормы п. 1 ст. 957 Гражданского кодекса РФ, регулирующей вступление договора страхования в силу. В соответствии с данной нормой договор страхования (если это предусмотрено соглашением сторон) может вступать в силу вне зависимости от внесения страхователем страховой премии (уплаты страхового взноса).

Статьей 11 Закона N 225-ФЗ установлены права и обязанности страхователя по договору.

Так, страхователь вправе:

Требовать от страховщика разъяснения условий обязательного страхования, консультаций по заключению договора обязательного страхования (п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 225-ФЗ);

При значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страховщику при заключении договора обязательного страхования, требовать изменения условий договора обязательного страхования (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 225-ФЗ);

При аварии на опасном объекте требовать от страховщика представления копии страхового акта (п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 225-ФЗ);

Требовать от страховщика возмещения расходов, произведенных в целях уменьшения убытков от страхового случая, если такие расходы были необходимы или были произведены для выполнения указаний страховщика (п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона N 225-ФЗ).

Страхователь обязан:

При заключении договора направить страховщику заявление об обязательном страховании по установленной форме с приложением документов, содержащих необходимые для определения размера страховой премии сведения об опасном объекте, уровне его безопасности, о вреде, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможном количестве потерпевших (п. 1 ч. 2 ст. 11 Закона N 225-ФЗ);

Внести страховую премию или уплатить страховые взносы (п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона N 225-ФЗ);

При аварии на опасном объекте сообщить об этом страховщику, принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы уменьшить размер возможного вреда (пп. "а", "б" п. 6 ч. 2 ст. 11 Закона N 225-ФЗ);

Предоставить потерпевшим сведения о страховщике, в том числе наименование (фирменное наименование) страховщика, место его нахождения, режим работы и номера телефонов, или в случае, если авария привела к возникновению чрезвычайной ситуации, в трехдневный срок со дня аварии опубликовать указанную информацию в печатном органе по месту нахождения опасного объекта (пп. "в" п. 6 ч. 2 ст. 11 Закона N 225-ФЗ);

Привлечь страховщика к расследованию причин аварии (пп. "д" п. 6 ч. 2 ст. 11 Закона N 225-ФЗ).

Статьей 12 Закона N 225-ФЗ установлены права и обязанности страховщика по договору.

Страховщик вправе:

Проводить экспертизу опасного объекта в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 225-ФЗ);

При значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных страхователем страховщику при заключении договора обязательного страхования, потребовать изменения условий договора обязательного страхования или уплаты дополнительной страховой премии (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 225-ФЗ);

Принимать необходимые меры в целях расследования причин, обстоятельств аварии на опасном объекте, определения размера причиненного вреда, в том числе самостоятельно или с привлечением специализированных организаций и (или) специалистов, проводить осмотр места аварии и поврежденного имущества, назначать необходимые обследования в целях оценки фактического состояния здоровья потерпевших (п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона N 225-ФЗ);

Направлять своего представителя к страхователю для участия в работе с претензиями потерпевших, определения размера вреда, причиненного потерпевшим (п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона N 225-ФЗ).

Страховщик обязан:

При заключении договора обязательного страхования выдать страхователю страховой полис (п. 3 ч. 2 ст. 12 Закона N 225-ФЗ);

В течение пяти рабочих дней сообщить сведения о заключенных, продленных, недействительных и прекративших свое действие договорах обязательного страхования в Ростехнадзор и МЧС России по его запросу (п. 4 ч. 2 ст. 12 Закона N 225-ФЗ);

При получении сообщения об аварии на опасном объекте направить своего представителя для участия в расследовании причин, обстоятельств и последствий аварии на опасном объекте (п. 6 ч. 2 ст. 12 Закона N 225-ФЗ);

В течение 25 рабочих дней со дня установления причин аварии и получения заявления потерпевшего о страховой выплате вместе с документами, подтверждающими причинение вреда и его размер, осуществить страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в выплате (п. 10 ч. 2 ст. 12 Закона N 225-ФЗ);

При нарушении срока выплаты уплатить потерпевшему неустойку в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить эту обязанность (п. 11 ч. 2 ст. 12 Закона N 225-ФЗ);

Возместить в соответствии со ст. 962 ГК РФ расходы, произведенные в целях уменьшения убытков от страхового случая, если такие расходы были необходимы или были произведены для выполнения указаний страховщика (п. 12 ч. 2 ст. 12 Закона N 225-ФЗ).

Законом N 225-ФЗ предусмотрено право страховщика предъявить страхователю регрессное требование в пределах произведенных выплат. Такое право в соответствии со ст. 13 Закона N 225-ФЗ возникает в следующих случаях:

Вред был причинен вследствие невыполнения страхователем предписаний (указаний) Ростехнадзора и (или) МЧС России;

Причинение вреда было вызвано умышленными действиями (бездействием) работника страхователя.

Договор обязательного страхования ответственности может быть прекращен:

1) по требованию страховщика в случае просрочки уплаты страховой премии (очередного страхового взноса) более чем на 30 дней (п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 225-ФЗ);

2) при смене владельца опасного объекта в период действия договора обязательного страхования, если новый владелец опасного объекта в течение 30 календарных дней со дня вступления во владение в письменной форме не уведомит об этом страховщика (ч. 4 ст. 10 Закона N 225-ФЗ);

3) путем одностороннего отказа страхователя от договора (п. 7 ч. 1 ст. 11 Закона N 225-ФЗ).

Однако, поскольку договор обязательного страхования является публичным договором (ч. 2 ст. 10 Закона N 225-ФЗ), право на расторжение договора ввиду просрочки уплаты страховой премии (страхового взноса), по всей видимости, не будет эффективным средством защиты интересов страховщика.

В соответствии с ч. 8 ст. 10 Закона N 225-ФЗ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора обязательного страхования, составляет три года.

Законом N 225-ФЗ установлены дифференцированные размеры страховых сумм. Под страховой суммой понимается денежная сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплаты потерпевшим при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования (п. 8 ч. 1 ст. 2 Закона N 225-ФЗ).

Основными критериями определения размера страховых сумм является обязательность разработки в отношении опасного объекта декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения и количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте (подробнее о размерах страховых сумм см. ч. 1 ст. 6 Закона N 225-ФЗ).

Частью 2 ст. 6 Закона N 225-ФЗ определены предельные размеры страховых выплат потерпевшим, которые составляют:

2 млн руб. - в части возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти каждого потерпевшего (кормильца);

Не более 25 тыс. руб. - в счет возмещения расходов на погребение каждого потерпевшего;

Не более 2 млн руб. - в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего;

Не более 200 тыс. руб. - в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпевшего;

Не более 360 тыс. руб. - в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего - физического лица, за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности;

Не более 500 тыс. руб. - в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего - юридического лица.

Требование о возмещении причиненного вреда потерпевший вправе предъявлять непосредственно страховщику (ч. 1 ст. 8 Закона N 225-ФЗ).

В случае, если размер вреда, причиненного потерпевшему, превышает предельный размер страховой выплаты, разницу между страховой выплатой и фактическим размером вреда возмещает владелец опасного объекта (ч. 3 ст. 8 Закона N 225-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 8 Закона N 225-ФЗ по договору обязательного страхования страховщик не возмещает:

1) вред, причиненный имуществу страхователя;

2) расходы потерпевшего, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих гражданско-правовых обязательств;

3) вред, причиненный имуществу потерпевшего, умышленные действия которого явились причиной аварии на опасном объекте;

4) убытки, являющиеся упущенной выгодой, в том числе связанные с утратой товарной стоимости имущества, а также моральный вред.

Помимо этого, в силу ч. 9 ст. 8 Закона N 225-ФЗ страховщик не производит страховую выплату, если вред потерпевшим причинен в результате аварии на опасном объекте, произошедшей вследствие:

Военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;

Гражданской войны, народных волнений или забастовок;

Диверсий и террористических актов.

Закон N 225-ФЗ определяет случаи, в которых страховые выплаты не могут быть осуществлены. В частности, выплаты не производятся в случае:

1) проведения в отношении страховщика процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве);

2) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности;

3) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;

4) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им обязанности по страхованию (ч. ч. 1, 2 ст. 14 Законом N 225-ФЗ).

Во всех перечисленных случаях профессиональное объединение страховщиков выплачивает потерпевшим - физическим лицам компенсационные выплаты. Потерпевшим - юридическим лицам компенсационные выплаты производятся лишь при проведении в отношении страховщика процедуры несостоятельности (банкротства) и отзыва у страховщика лицензии. Размер таких выплат соответствует размеру страховых выплат, установленных Законом N 225-ФЗ (ч. 3 ст. 15 Закона N 225-ФЗ).

Сумма компенсационной выплаты, произведенной потерпевшему, взыскивается в порядке регресса по иску профессионального объединения страховщиков с лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред (ч. 1 ст. 16 Закона N 225-ФЗ).

Закон N 225-ФЗ вступает в силу с 01.01.2012 за исключением положений, для которых данным Законом установлены иные сроки вступления в силу.

Документы, являющиеся героями текущего обзора - Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-фз "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" , можно

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВОДОСНАБЖЕНИИ И ВОДООТВЕДЕНИИ"
И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2) в статье 60:

а) часть 1 после слов "допустимого воздействия на водные объекты," дополнить словами "технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным "Об охране окружающей среды",";

б) пункт 1 части 6 после слов "в водных объектах" дополнить словами "или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

3) часть 2 статьи 69 дополнить словами ", с учетом особенностей возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения".

Признать утратившими силу:

1) абзац четырнадцатый пункта 17 статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 2007 года N 333-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6246);

2) пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 49, ст. 5748);

3) подпункт "б" пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 32);

4) пункт 14 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 318-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643);

5) пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3366);

6) пункт 13 статьи 18 Федерального закона от 28 ноября 2015 года N 357-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 48, ст. 6723);

7) пункты 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 24).

2. Планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади организаций, осуществляющих водоотведение, разработанные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

3. Организация, осуществляющая водоотведение, вправе разработать и утвердить программу повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды до окончания срока действия плана снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

09 марта 2016 года подписан Президентом РФ и официально опубликован на интернет-портале правовой информации (номер опубликования - 0001201603090046) Федеральный закон от 09.03.2016 № 56-ФЗ. Документ внес изменения в ФЗ от 27 июля 2010 г. № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Статьей 2 нового закона установлено, что он вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования - то есть 06 сентября 2016 года.
Отдельные положения документа, связанные с работой единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключением к ней НССО (п.п. «в» пункта 5, п.п. «б» и «г» пункта 14, п.п. «б» пункта 16 статьи 1 ФЗ № 56 от 09.03.2016), вступят в силу через 550 дней после официального опубликования закона - то есть 11 сентября 2017 года.

ФЗ от 09.03.2016 № 56 также устанавливает, что до подключения информационной системы НССО к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (но не позднее 11.09.2017г.) обмен сведениями профессионального объединения страховщиков с надзорными органами (Ростехнадзором, МЧС, органами местного самоуправления) осуществляется на основании соглашений, заключенных между этими структурами.

В части 4 статьи 2 ФЗ № 56 особо оговорено, что положения указанного нормативного акта применяются только к правоотношениям, которые возникли из договоров обязательного страхования опасных объектов, заключенных «после дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

Какие изменения внесены в закон о страховании опасных объектов

Основные понятия (статья 2)

В новой редакции ФЗ №225 уточнены основные понятия, а именно:

1. «Потерпевший» - теперь это «физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Положения настоящего Федерального закона, применяемые к потерпевшему - физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право на получение страховой выплаты или компенсационной выплаты в случае смерти потерпевшего . К таким лицам относятся лица , имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети умершего, лица, у которых потерпевший находился на иждивении, а в отношении возмещения необходимых расходов на погребение - лица, фактически понесшие такие расходы . В данном случае расширен круг лиц, имеющих право на страховое возмещение в случае смерти потерпевшего - теперь это не только иждивенцы, но и ближайшие родственники (в т.ч. опекуны).

2. «Авария на опасном объекте» - теперь таким происшествием признается также «утечка опасных веществ и обрушение горных пород (масс)».

3. «Эксплуатация опасного объекта» - теперь к ней относится также техническое перевооружение и капитальный ремонт опасного объекта.

4. «Страхователь» - теперь это «владелец опасного объекта или лицо, указанное в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (речь идет об ответственных за заключение договора ОСОПО для опасных объектов в многоквартирном доме - об этом изменении мы скажем позднее ), заключившие договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (далее - договор обязательного страхования).

5. «Акт о причинах и об обстоятельствах аварии» - теперь это «документ, составленный в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, актами Правительства Российской Федерации по вопросам проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах, нормативными правовыми актами в области охраны труда, или иной документ, составленный органом, уполномоченным на расследование причин и обстоятельств аварии на опасном объекте , содержащие сведения о причинах и об обстоятельствах аварии, иные сведения и включенные в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного страхования».

Осуществление обязательного страхования (статья 4)

В новой версии ФЗ № 225 определен перечень лиц, ответственных за страхование опасных объектов в многоквартирном доме (изменения в часть 1 статьи 4).
Так, если речь идет о лифтах, подъемных платформах для инвалидов, то их должны страховать (заключать договор ОСОПО, выступать страхователями) организации, осуществляющие управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. Особо оговорено, что «в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме» страховать лифты должна организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме .

Если речь идет об ОПО в составе многоквартирного дома (например, о газовых котельных), то их должна страховать организация, эксплуатирующая опасный объект . То есть юридическое лицо, на которое этот ОПО зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов.
Причем указанные лица несут полную ответственность за нарушение норм и требований ФЗ №225 в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 9.19 КоАП РФ).

Опасные объекты (статья 5)

К числу опасных объектов, которые подлежат обязательному страхованию, добавлены пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки) - так называемые траволаторы. Изменения внесены в пункт 4 части 1 статьи 5 ФЗ № 225.

Страховая сумма и предельные размеры страховой выплаты потерпевшему (статья 6)

В новой редакции закона по ОСОПО изменился размер страховых сумм в отношении опасных объектов, на которые не требуется обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения (изменения в пункт 2 части 1 статьи 6).
Так, для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии, составляет более 50 человек - страховая сумма составляет 100 миллионов рублей.

Для ОПО химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности и объектов спецхимии, а также для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших не превышает 50 человек, - страховая сумму устанавливается в размере 50 миллионов рублей.
Для сетей газопотребления и сетей газораспределения, в том числе межпоселковых, а также для иных опасных объектов страховые суммы остались прежними - 25 млн и 10 млн рублей соответственно.

Статья 6 ФЗ № 225 дополнена частью 1.1, в которой установлен размер страховой суммы для угольных шахт, на которые нужна разработка декларации промышленной безопасности. Она не может быть меньше 50 миллионов рублей.

Увеличен максимальный размер страховых выплат (изменения в часть 2 статьи 6):

  • За вред, причиненный имуществу физических лиц (за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности) - с 360 тыс. до 500 тыс. рублей.
  • За вред, причиненный имуществу юридических лиц - с 500 тыс. до 750 тыс. рублей.
Страховая премия и страховые тарифы (статья 7)

В новой редакции ФЗ № 225 скорректирована часть 3 статьи 7 об установлении тарифов на страхование опасных объектов:

Было Стало
3. Страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом. 3. Страховые тарифы или их предельные (максимальные и минимальные) значения, структура страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом и обязательны для применения страховщиками .

Упоминание максимальных и минимальных значений страховых тарифов позволяет предположить, что Банку России дадут право устанавливать своего рода тарифный коридор. Это позволит обеспечить ценовую конкуренцию среди страховщиков при заключении договоров ОСОПО.

Из структуры страхового тарифа исключен коэффициент, зависящий от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших. В новой редакции изложена часть 8 статьи 7:

Было Стало
8. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:
1) вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;
2) отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.
8. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем установленных законодательством Российской Федерации норм и правил эксплуатации опасного объекта.

Кроме того, теперь для расчета страховой премии сведения о нарушениях страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, которые повлекли наступление страхового случая и зафиксированы в акте о причинах и об обстоятельствах аварии, заносятся в информационную систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в области безопасности соответствующих опасных объектов (Ростехнадзор, МЧС). Таким образом, владелец опасного объекта не сможет утаить от страховой компании факты аварий и инцидентов, чтобы получить скидку на оформление полиса.

Размеры и порядок страховых выплат (статья 8)

Теперь на страховую выплату в случае смерти потерпевшего (2 млн рублей) могут рассчитывать не только иждивенцы, но и близкие родственники указанного лица - супруг (-а), родители, дети умершего, его опекуны (изменения в пункт 1 части 2 статьи 8).

К тому же страховая выплата по договору на страхование ОПО за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего (ранее в части 4 статьи 8 был упомянут только случай смерти) «осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования, в том числе по обязательному социальному страхованию».

Статья 8 дополнена частью 6.1. Согласно этому разделу документа потерпевший, которому причинен вред в связи с нарушением условий жизнедеятельности, может рассчитывать (на основании поданного заявления) на страховую выплату «в сумме 800 рублей за каждые сутки фактического периода нарушения условий жизнедеятельности», пока не доказано, что расходы потерпевшего соответствуют большему размеру компенсации. Также отмечено, что «на основании документов, представленных потерпевшим и подтверждающих фактически произведенные расходы, страховщиком производится доплата». При этом общий размер страховой выплаты не может превышать 200 тыс. рублей.

В новой редакции части 7 статьи 8 установлено, что документы, подтверждающие факт нарушения условий жизнедеятельности, «выдаются по требованию потерпевших органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов организации и осуществления мероприятий по ГО и ЧС, в течение 10 рабочих дней со дня обращения потерпевшего ».

Договор обязательного страхования (статья 10)

В части 1 статьи 10 окончательно закреплено, что полис ОСОПО передается владельцу объекта только после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

Было Стало
1. Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца. 1. Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса .

Основные права и обязанности страхователя (статья 11)

Внесены изменения в обязанности страхователя (владельца ОПО, эксплуатирующей организации).

Теперь владелец опасного объекта обязан (часть 2 статьи 11 дополнена п. 4.1):

«4.1) информировать работников о заключенном договоре обязательного страхования, о порядке и об условиях осуществления обязательного страхования (в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о страховых выплатах, способах получения страховых выплат, предусмотренных договором обязательного страхования и правилами обязательного страхования), путем размещения соответствующей информации в местах, доступных для работников, а также иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии».

Статья 11 дополнена частью 3.1, в которой особо оговорено, что:

«3.1. Страхователь (владелец ОПО), возместивший по согласованию со страховщиком полностью или частично причиненный потерпевшему вред, вправе требовать от страховщика страховую выплату в части возмещенного им вреда, а потерпевший, которому вред возмещен, это право утрачивает».

Основные права и обязанности страховщика (статья 12)

Изменились также обязанности страховых компаний. Теперь они должны передавать сведения о заключении, об изменении, о прекращении или признании недействительным договора ОСОПО в профессиональное объединение страховщиков (НССО). Ранее эти данные передавались в федеральные надзорные органы (Ростехнадзор, МЧС).

Уточнено, что при задержке страховой выплаты страховщик обязан за каждый день просрочки уплачивать потерпевшему неустойку (пеню) в размере 1% от определенного размера выплаты. При несоблюдении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате за каждый день просрочки ему уплачиваются денежные средства в виде финансовой санкции в размере 0,05% от предельного размера страховой выплаты (пункт 11 части 2 статьи 12 изложен в новой редакции).

Кроме того, часть 2 статьи 12 дополнена пунктом 13. Теперь страховщик обязан размещать на своем официальном сайте «информацию для потерпевших о наступлении страхового случая, порядке, об условиях осуществления страховых выплат и о перечне документов, необходимых для принятия решения об осуществлении таких выплат», а также представлять указанные сведения в НССО для размещения на официальном сайте профессионального объединения страховщиков.

Осуществление компенсационных выплат (статья 15)

Наряду со страховыми, увеличен максимальные размер компенсационных выплат, которые осуществляет НССО:

  • За вред имуществу физических лиц - с 360 тыс. до 500 тыс. рублей.
  • За вред имуществу юридических лиц - с 500 тыс. до 750 тыс. рублей.
Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков (статьи 16-19)

В новой редакции ФЗ № 225 расширены полномочия профессионального объединения страховщиков (НССО).

Так, НССО теперь принимает участие в формировании стандартов и правил профессиональной деятельности при осуществлении не только обязательного страхования, но и «перестрахования рисков гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварий на опасных объектах» (дополнение к части 1 статьи 17).

Также НССО осуществляет «сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу данных об обязательном страховании, включая сведения об авариях, опасных объектах, о владельцах опасных объектов, договорах обязательного страхования (перестрахования, в том числе при передаче рисков в ретроцессию), страховых случаях и потерпевших» в целях организации обмена информацией с контрольно-надзорными органами и регуляторами страхового рынка (пункт 2 части 1 статьи 18 изложен в новой редакции).

Часть 1 статьи 18 дополнена п. 5.1, согласно которому НССО: «компенсирует за счет средств, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, недостающую часть активов при передаче страхового портфеля по ОСОПО страховщику, принимающему страховой портфель, от страховщика, которым не может быть осуществлена страховая выплата».

При этом к НССО переходит право требовать недостающую часть активов со страховщика, передающего страховой портфель (статья 16 дополнена часть 3 на этот счет).
Согласно новой редакции ФЗ №225 НССО (часть 1 статьи 19 дополнена п. 6.1 и 6.2):

  • передает в надзорные органы информацию о заключенных, продленных, недействительных и прекративших свое действие договорах ОСОПО;
  • размещает на своем официальном сайте сведения для потерпевших о наступлении страхового случая, о страховщике, застраховавшем гражданскую ответственность владельца опасного объекта, ответственного за причиненный вред, о порядке получения потерпевшими страховых выплат.
Согласно поправкам в статью 19 (часть 1 дополнена п. 2.1) НССО будет устанавливать порядок «осуществления членами профобъединения страховщиков дополнительных отчислений в резерв для финансирования компенсационных выплат». Также особо отмечено (статья 19 дополнена частью 5), что:

«5. При недостаточности средств для осуществления компенсационных выплат члены профессионального объединения страховщиков производят дополнительные отчисления в резерв для финансирования компенсационных выплат в размере, установленном профессиональным объединением страховщиков и позволяющем обеспечить исполнение обязанности профессионального объединения страховщиков по осуществлению компенсационных выплат».

Заключительные положения (статьи 26-27)

В новой редакции ФЗ № 225 указано, кем осуществляется контроль за исполнением обязанности по обязательному страхованию опасных объектов (статья 27 изложена в новой редакции). А именно:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции надзор в области безопасности ОПО, гидротехнических сооружений, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) - в данном случае речь идет о Ростехнадзоре.

2) в отношении автозаправочных станций жидкого моторного топлива - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции надзор в области обеспечения пожарной безопасности - в данном случае речь идет о территориальных управлениях МЧС России.

Также установлено, что взаимодействие информационных систем НССО и федеральных органов исполнительной власти, указанных выше, в части обмена информацией об обязательном страховании осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (статья 26 дополнена частью 3).
Вывод

Анализ внесенных в ФЗ № 225 изменений позволяет сделать вывод о том, что новая редакция закона составлена и принята в целях:

  • Более качественной защиты интересов потерпевших (увеличение страховых сумм и выплат; расширение круга лиц, которые могут рассчитывать на компенсацию; рост числа каналов информирования потерпевших об особенностях ОСОПО).
  • Повышения меры ответственности владельцев опасных объектов (в частности, эксплуатантов опасных объектов в многоквартирных домах) и страховых компаний.
  • Повышения качества взаимодействия между надзорными органами, регуляторами страхового рынка, профессиональным объединением страховщиков и страховыми компаниями.
Все это вкупе со сниженными тарифами и новыми правилами ОСОПО от Банка России могут сделать данный вид страхования более эффективным, а работу на опасных объектах - более безопасной. Главное, чтобы новые положения закона успешно реализовались на практике, а владельцы опасных объектов добросовестно относились к своей обязанности по страхованию ответственности.