Главная · Горло · Гумилев). Этногенез и биосфера Земли (Л

Гумилев). Этногенез и биосфера Земли (Л

Гумилёв Лев - Этногенез и биосфера Земли - читать книгу онлайн бесплатно

Annotation

Знаменитый тракат «Этногенез и биосфера Земли» – основополагающий труд выдающегося отечественного историка, географа и философа Льва Николаевича Гумилева, посвященный проблеме возникновения и взаимоотношений этносов на Земле. Исследуя динамику движения народов, в поисках своей исторической идентичности вступающих в конфликты с окружающей средой, Гумилев собрал и обработал огромное количество научных и культурологических данных. В этой переведенной на многие языки уникальной книге, которую автор считал своим главным произведением, сформулированы и подробно развиты основные положения разработанной Л.Н.Гумилевым теории этногенеза и учение о пассионарности.

Лев Гумилев
Этногенез и биосфера Земли

Моей жене Наталии Викторовне посвящается

Введение
О чем пойдет речь и почему сие важно,

В котором обосновывается необходимость этнологии и излагается взгляд автора на этногенез, без аргументации, коей посвящена остальная часть трактата, где автор поведет читателя через лабиринт противоречий

Боязнь разочарования

Когда читатель нашего времени покупает и открывает новую книгу по истории или этнографии, он не уверен, что прочтет ее даже до середины. Книга может показаться ему скучной, бессмысленной или просто не отвечающей его вкусу. Но читателю-то еще хорошо: он просто потерял два-три рубля, а каково автору? Сборы сведений. Постановка задачи. Десятилетия поисков решения. Годы за письменном столом. Объяснения с рецензентами. Борьба с редактором. И вдруг все впустую – книга неинтересна! Она лежит в библиотеках… и ее никто не берет. Значит, жизнь прошла даром.

Это так страшно, что необходимо принять все меры для избежания такого результата. Но какие? За время обучения в университете и в аспирантуре будущему автору нередко внушается мысль, что его задача – выписать как можно больше цитат из источников, сложить их в каком-либо порядке и сделать вывод: в древности были рабовладельцы и рабы. Рабовладельцы были плохие, но им было хорошо; рабы были хорошие, но им было плохо. А крестьянам жилось хуже.

Все это, конечно, правильно, но вот беда – читать про это никто не хочет, даже сам автор. Во-первых, потому, что это и так известно, а во-вторых, потому, что это не объясняет, например, почему одни армии одерживали победы, а другие терпели поражения, и отчего одни страны усиливались, а другие слабели. И, наконец, почему возникали могучие этносы и куда они пропадали, хотя полного вымирания их членов заведомо не было.

Все перечисленные вопросы целиком относятся к избранной нами теме – внезапному усилению того или иного народа и последующему его исчезновению. Яркий пример тому – монголы XII–XVII вв., но и другие народы подчинялись той же закономерности. Покойный академик Б. Я. Владимирцов четко сформулировал проблему: «Я хочу понять, как и почему все это произошло?», но ответа не дал, как и другие исследователи. Но мы снова и снова возвращаемся к этому сюжету, твердо веруя, что читатель не закроет книгу на второй странице.

Лев Гумилев

Этногенез и биосфера Земли

Моей жене Наталии Викторовне посвящается

Введение

О чем пойдет речь и почему сие важно,

В котором обосновывается необходимость этнологии и излагается взгляд автора на этногенез, без аргументации, коей посвящена остальная часть трактата, где автор поведет читателя через лабиринт противоречий

Боязнь разочарования

Когда читатель нашего времени покупает и открывает новую книгу по истории или этнографии, он не уверен, что прочтет ее даже до середины. Книга может показаться ему скучной, бессмысленной или просто не отвечающей его вкусу. Но читателю-то еще хорошо: он просто потерял два-три рубля, а каково автору? Сборы сведений. Постановка задачи. Десятилетия поисков решения. Годы за письменном столом. Объяснения с рецензентами. Борьба с редактором. И вдруг все впустую - книга неинтересна! Она лежит в библиотеках… и ее никто не берет. Значит, жизнь прошла даром.

Это так страшно, что необходимо принять все меры для избежания такого результата. Но какие? За время обучения в университете и в аспирантуре будущему автору нередко внушается мысль, что его задача - выписать как можно больше цитат из источников, сложить их в каком-либо порядке и сделать вывод: в древности были рабовладельцы и рабы. Рабовладельцы были плохие, но им было хорошо; рабы были хорошие, но им было плохо. А крестьянам жилось хуже.

Все это, конечно, правильно, но вот беда - читать про это никто не хочет, даже сам автор. Во- первых, потому, что это и так известно, а во-вторых, потому, что это не объясняет, например, почему одни армии одерживали победы, а другие терпели поражения, и отчего одни страны усиливались, а другие слабели. И, наконец, почему возникали могучие этносы и куда они пропадали, хотя полного вымирания их членов заведомо не было.

Все перечисленные вопросы целиком относятся к избранной нами теме - внезапному усилению того или иного народа и последующему его исчезновению. Яркий пример тому - монголы XII–XVII вв., но и другие народы подчинялись той же закономерности. Покойный академик Б. Я. Владимирцов четко сформулировал проблему: «Я хочу понять, как и почему все это произошло?», но ответа не дал, как и другие исследователи. Но мы снова и снова возвращаемся к этому сюжету, твердо веруя, что читатель не закроет книгу на второй странице.

Совершенно ясно, что для решения поставленной задачи мы должны прежде всего исследовать саму методику исследования. В противном случае эта задача была бы уже давно решена, потому что количество фактов столь многочисленно, что речь идет не об их пополнении, а об отборе тех, которые имеют отношение к делу. Даже современники-летописцы тонули в море информации, что не приближало их к пониманию проблемы. За последние века много сведений добыли археологи, летописи собраны, изданы и сопровождены комментариями, а востоковеды еще увеличили запас знаний, кодифицируя различные источники: китайские, персидские, латинские, греческие, армянские и арабские. Количество сведений росло, но в новое качество не переходило. По-прежнему оставалось неясным, каким образом маленькое племя иногда оказывалось гегемоном полумира, затем увеличивалось в числе, а потом исчезало.

Автор данной книги поставил вопрос о степени нашего знания, а точнее - незнания предмета, которому исследование посвящено. То, что на первый взгляд просто и легко, при попытке овладеть сюжетами, интересующими читателя, превращается в загадку. Поэтому обстоятельную книгу писать надо. К сожалению, мы не можем сразу предложить точные дефиниции (которые, вообще говоря, весьма облегчают исследование), но по крайней мере мы имеем возможность сделать первичные обобщения. Пусть даже они не исчерпают всей сложности проблемы, но в первом приближении позволят получить результаты, вполне пригодные для интерпретации этнической истории, которую еще предстоит написать. Ну а если найдется привередливый рецензент, который потребует дать в начале книги четкое определение понятия «этнос», то можно сказать так: этнос - феномен биосферы, или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической последовательностью исторических событий. Если этого достаточно для понимания, то книгу дальше можно не читать.

Этносы как форма существования вида homo sapiens

Больше ста лет ведутся дискуссии: изменяется ли биологический вид Homo sapiens или социальные закономерности полностью вытеснили механизм действия видообразующих факторов? Общей для человека и всех других живых существ является необходимость обмениваться со средой веществом и энергией, но отличается он от них тем, что почти все необходимые для него средства существования вынужден добывать трудом, взаимодействуя с природой не только как биологическое, но прежде всего как социальное существо. Условия и средства, производительные силы и соответствующие им производственные отношения непрерывно развиваются. Закономерности этого развития исследуются марксистской политической экономией и социологией.

Однако социальные закономерности развития человечества не «отменяют» действия закономерностей биологических, в частности мутаций, и исследовать их необходимо, дабы избежать теоретической односторонности и практического вреда, который мы наносим сами себе, игнорируя или сознательно отрицая нашу подчиненность не только социальным, но и более общим закономерностям развития.

Методологически начать такое исследование можно исходя из преднамеренного отвлечения от конкретных способов производства. Такая абстракция представляется оправданной, в частности, потому, что характер этногенеза существенно отличается от ритмов развития социальной истории человечества. При таком способе рассмотрения, как мы надеемся, яснее станут контуры механизма взаимодействия человечества с природой.

Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают из природы. Значит, они входят в трофическую цепь как верхнее, завершающее звено биоценоза населяемого ими региона. А коль скоро так, то они являются элементами структурно-системных целостностей, включающих в себя, наряду с людьми, доместикаты (домашние животные и культурные растения), ландшафты, как преобразованные человеком, так и девственные, богатства недр, взаимоотношения с соседями - либо дружеские, либо враждебные, ту или иную динамику социального развития, а также то или иное сочетание языков (от одного до нескольких) и элементов материальной и духовной культуры. Эту динамическую систему можно назвать этноценозом. Она возникает и рассыпается в историческом времени, оставляя после себя памятники человеческой деятельности, лишенные саморазвития и способные только разрушаться, и этнические реликты, достигшие фазы гомеостаза. Но каждый процесс этногенеза оставляет на теле земной поверхности неизгладимые следы, благодаря которым возможно установление общего характера закономерностей этнической истории. И теперь, когда спасение природы от разрушительных

Лев Гумилев

Этногенез и биосфера Земли

Моей жене Наталии Викторовне посвящается

Введение

О чем пойдет речь и почему сие важно,

В котором обосновывается необходимость этнологии и излагается взгляд автора на этногенез, без аргументации, коей посвящена остальная часть трактата, где автор поведет читателя через лабиринт противоречий

Боязнь разочарования

Когда читатель нашего времени покупает и открывает новую книгу по истории или этнографии, он не уверен, что прочтет ее даже до середины. Книга может показаться ему скучной, бессмысленной или просто не отвечающей его вкусу. Но читателю-то еще хорошо: он просто потерял два-три рубля, а каково автору? Сборы сведений. Постановка задачи. Десятилетия поисков решения. Годы за письменном столом. Объяснения с рецензентами. Борьба с редактором. И вдруг все впустую – книга неинтересна! Она лежит в библиотеках… и ее никто не берет. Значит, жизнь прошла даром.

Это так страшно, что необходимо принять все меры для избежания такого результата. Но какие? За время обучения в университете и в аспирантуре будущему автору нередко внушается мысль, что его задача – выписать как можно больше цитат из источников, сложить их в каком-либо порядке и сделать вывод: в древности были рабовладельцы и рабы. Рабовладельцы были плохие, но им было хорошо; рабы были хорошие, но им было плохо. А крестьянам жилось хуже.

Все это, конечно, правильно, но вот беда – читать про это никто не хочет, даже сам автор. Во-первых, потому, что это и так известно, а во-вторых, потому, что это не объясняет, например, почему одни армии одерживали победы, а другие терпели поражения, и отчего одни страны усиливались, а другие слабели. И, наконец, почему возникали могучие этносы и куда они пропадали, хотя полного вымирания их членов заведомо не было.

Все перечисленные вопросы целиком относятся к избранной нами теме – внезапному усилению того или иного народа и последующему его исчезновению. Яркий пример тому – монголы XII–XVII вв., но и другие народы подчинялись той же закономерности. Покойный академик Б. Я. Владимирцов четко сформулировал проблему: «Я хочу понять, как и почему все это произошло?», но ответа не дал, как и другие исследователи. Но мы снова и снова возвращаемся к этому сюжету, твердо веруя, что читатель не закроет книгу на второй странице.

Совершенно ясно, что для решения поставленной задачи мы должны прежде всего исследовать саму методику исследования. В противном случае эта задача была бы уже давно решена, потому что количество фактов столь многочисленно, что речь идет не об их пополнении, а об отборе тех, которые имеют отношение к делу. Даже современники-летописцы тонули в море информации, что не приближало их к пониманию проблемы. За последние века много сведений добыли археологи, летописи собраны, изданы и сопровождены комментариями, а востоковеды еще увеличили запас знаний, кодифицируя различные источники: китайские, персидские, латинские, греческие, армянские и арабские. Количество сведений росло, но в новое качество не переходило. По-прежнему оставалось неясным, каким образом маленькое племя иногда оказывалось гегемоном полумира, затем увеличивалось в числе, а потом исчезало.

Автор данной книги поставил вопрос о степени нашего знания, а точнее – незнания предмета, которому исследование посвящено. То, что на первый взгляд просто и легко, при попытке овладеть сюжетами, интересующими читателя, превращается в загадку. Поэтому обстоятельную книгу писать надо. К сожалению, мы не можем сразу предложить точные дефиниции (которые, вообще говоря, весьма облегчают исследование), но по крайней мере мы имеем возможность сделать первичные обобщения. Пусть даже они не исчерпают всей сложности проблемы, но в первом приближении позволят получить результаты, вполне пригодные для интерпретации этнической истории, которую еще предстоит написать. Ну а если найдется привередливый рецензент, который потребует дать в начале книги четкое определение понятия «этнос», то можно сказать так: этнос – феномен биосферы, или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической последовательностью исторических событий. Если этого достаточно для понимания, то книгу дальше можно не читать.

Этносы как форма существования вида homo sapiens

Больше ста лет ведутся дискуссии: изменяется ли биологический вид Homo sapiens или социальные закономерности полностью вытеснили механизм действия видообразующих факторов? Общей для человека и всех других живых существ является необходимость обмениваться со средой веществом и энергией, но отличается он от них тем, что почти все необходимые для него средства существования вынужден добывать трудом, взаимодействуя с природой не только как биологическое, но прежде всего как социальное существо. Условия и средства, производительные силы и соответствующие им производственные отношения непрерывно развиваются. Закономерности этого развития исследуются марксистской политической экономией и социологией.

Однако социальные закономерности развития человечества не «отменяют» действия закономерностей биологических, в частности мутаций, и исследовать их необходимо, дабы избежать теоретической односторонности и практического вреда, который мы наносим сами себе, игнорируя или сознательно отрицая нашу подчиненность не только социальным, но и более общим закономерностям развития.

Методологически начать такое исследование можно исходя из преднамеренного отвлечения от конкретных способов производства. Такая абстракция представляется оправданной, в частности, потому, что характер этногенеза существенно отличается от ритмов развития социальной истории человечества. При таком способе рассмотрения, как мы надеемся, яснее станут контуры механизма взаимодействия человечества с природой.

Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают из природы. Значит, они входят в трофическую цепь как верхнее, завершающее звено биоценоза населяемого ими региона. А коль скоро так, то они являются элементами структурно-системных целостностей, включающих в себя, наряду с людьми, доместикаты (домашние животные и культурные растения), ландшафты, как преобразованные человеком, так и девственные, богатства недр, взаимоотношения с соседями – либо дружеские, либо враждебные, ту или иную динамику социального развития, а также то или иное сочетание языков (от одного до нескольких) и элементов материальной и духовной культуры. Эту динамическую систему можно назвать этноценозом. Она возникает и рассыпается в историческом времени, оставляя после себя памятники человеческой деятельности, лишенные саморазвития и способные только разрушаться, и этнические реликты, достигшие фазы гомеостаза. Но каждый процесс этногенеза оставляет на теле земной поверхности неизгладимые следы, благодаря которым возможно установление общего характера закономерностей этнической истории. И теперь, когда спасение природы от разрушительных антропогенных воздействий стало главной проблемой науки, необходимо уяснить, какие стороны деятельности человека были губительны для ландшафтов, вмещающих этносы. Ведь разрушение природы с гибельными последствиями для людей – беда не только нашего времени, и оно не всегда сопряжено с развитием культуры, а также с ростом населения.

Этногенез и биосфера Земли Лев Гумилев

(Пока оценок нет)

Название: Этногенез и биосфера Земли

О книге «Этногенез и биосфера Земли» Лев Гумилев

Лев Гумилев – сын известных родителей. Анна Ахматова и Николай Гумилев оставили ощутимый след в истории русской литературы. Что же нам предложит их наследник?

Ученый Лев Гумилев провел исследование, которое вылилось в книгу «Этногенез и биосфера Земли». Три науки – история, география и биология показывают нам главную гумилевскую идею. Пассионарность во многом убедительна. Начните читать и будете удивлены.

Как возникли этносы на Земле? Как повлияла на их возникновение сама планета и природа? Автор основывается на биогенетических исследованиях, описывает естественный научный механизм возникновения и подальшего развития народов.

В 1960-1980 годах прошлого столетия одной из самых обговариваемых тем являлась динамика движения народов и этносов, которые вступили в конфликт с окружающей средой. Ведь ни для кого не секрет, что именно появление отдельных народов и этносов сыграло решительную роль в развитии человеческой цивилизации.
Вам несомненно понравится читать эту своеобразную энциклопедию, хранящую сведения из разных взаимосвязанных между собой наук.

Книга написана в прекрасном стиле. И это не удивительно, сказались талантливые гены родителей. Художественный стиль ловко переплетается с научным языком.

Присутствует юмор. Да-да, в этой научной по всем параметрам работе полно юмора!

Талантливое, понятное и интересное повествование. Это надо уметь, так заниматься любимым делом, чтобы заинтересовать ним не только представителей научного мира, но и простых обывателей.

Своим исследованием Лев Гумилев наталкивает на размышления. Как ни парадоксально, его труд актуален сегодня, как никогда. Живя в 21 веке, мы имеем возможность ежедневно наблюдать, как формируются разные объединения. ИГИЛ, каталонцы, ирландцы, украинцы, требующие независимости и с другой стороны господствующие этносы, противоборствующие им. Люди объединяются на разной почве, будь то религиозная или политическая. Хорошо разбираясь в этнологии, мы можем понять глубинные замыслы и цели данных новообразований, просчитать степень их устойчивости и правила контактирования с ними.

Книга «Этногенез и биосфера Земли» станет особенно полезной людям интересующимся политикой и бизнесом. Вы удивитесь, что общего между этим произведением и бизнесом? Очень многое. Ведь управлять любой организацией, где работает много людей, все равно что народом. Все взаимосвязано. Ничего не меняется. Надо только углубиться в историю.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Этногенез и биосфера Земли» Лев Гумилев в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Этногенез и биосфера Земли» Лев Гумилев

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Как известно, популярная теория этногенеза и учение о пассионарности — это научное наследие историка Льва Гумилева.

Что мы знаем об этногенезе? Это процесс становления и развития этноса, или народности. Обсудим подробнее принципы этногенеза, изложенные в книге "Этногенез и биосфера Земли".

Сын поэтов Серебряного века

Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева - двух великих людей своего времени — имел очень тяжелую, но великую судьбу. Он родился 1 октября 1912 г. (по новому стилю). Отца его казнили, а его самого за антисоветские намерения родителей арестовывали 4 раза, но не сломили при этом его внутреннюю волю и стремление к науке.

Лев Николаевич получил степень профессора истории. За годы своей работы сделал очень много, а главное - выделил фазы развития цивилизации. Всему миру известны его циклические концепции и главная теория, основанная на всех его трудах, теория пассионарности.

Гумилев развивал свою мысль в области философии истории. Такой термин впервые предложил Вольтер.

Отстаивал нелинейность истории. Он утверждал, что все в этом мире развивается циклически. В том числе и цивилизации, которые бесконечно возникают, достигают расцвета, а затем приходят к упадку и гибели. Эту же историческую концепцию развивал Н. Данилевский в середине XIX века.

Концепция цикличности истории рассмотрена в книге "Этногенез и биосфера Земли", краткое содержание которой рассмотрим подробнее.

Работа Гумилева об этносах важна в этнографии, поскольку общественные группы, взаимодействуя, по сути, творят историю.

Гумилев различает в этносфере суперэтносы, консорции и конвиксии. В чем различие систем? Суперэтносы — это общность государств, объединенных одной целью. Субэтносы — часть этносов со своими характеристиками. Например, донские казаки.

Консорции — группы, объединенные каким-либо делом, взглядами. Это такие объединения, как политические партии. Кто относится к конвиксиям? Это общности, связанные семейными отношениями или общими обрядами.

В настоящее время книга "Этногенез и биосфера Земли" рассматривается критически. Однако нельзя не согласиться с оригинальностью и важностью теории этногенеза. Лев Гумилёв в своей книге обобщил очень много исторического материала, пытаясь изучить законы развития этносов и взаимопроникновение культур.

Развитие и гибель культур

Итак, главная работа историка Гумилева - "Этногенез и биосфера Земли". Книга содержит сведения о продолжительности существования культур. Приблизительная продолжительность существования каждой цивилизации — около 1500 лет.

Начинает развиваться этнос на определенной территории, когда быт и способ мышления группы людей резко отличаются от стереотипов мышления и поведения других общностей. А заканчивает развиваться, когда ослабевают толчки пассионарности, и со временем достигает упадка, или другая, более сильная культура, поглощает ее.

Этногенез можно условно разделить на следующие фазы развития.

Фазы развития этноса
Стадия. Время Что происходит?
1

Дрейф или начало

Обычно в истории никак не отражается.
2

Инкубационный период (150 лет)

Зарождение новой культуры.
3

Медленный подъем (150-450 лет)

Этнос развивается. Наблюдается резкий скачок пассионарности. В это время население быстро увеличивается, и система нуждается в новых территориях. Требуются новые сферы влияния и новые герои.
4. Перегрев (450-600 лет) Быстрое развитие. Уровень пассионарности достигает возможного для данной общности максимума.
5. Надлом (600-750 лет) Раскол внутри культуры.
6. Фаза инерции (750-1000 лет) Процветание на фоне напряжения предыдущих поколений.
7. Обскурация (1000-1200 лет) Постепенный переход к деградации. Спад общего уровня пассионарности.
8. Мемориальная стадия Память о цивилизации сохраняется какое-то время в умах последующих поколений.
9. Гомеостаз Жизнь людей взаимосвязана с природой. Потеря цивилизованности.
10. Агония Полное забвение.

Все разделение жизни этноса на фазы условно. Автор траката "Этногенез и биосфера Земли" настаивает на том, что необходимо учитывать различные параллельные факторы. В отдельную культуру вмешиваются другие этносы, нарастают внутренние противоречия. Поэтому система может исчезнуть быстрее - вследствие, к примеру, стихийных бедствий или неконтролируемых кровавых войн. И также может произойти удлинение какой-то фазы, и система "проживет" дольше.

Основная теория

Теория о пассионарности гласит, что такая сила является направляющей в развитии любого социума. Лев Николаевич Гумилев начал работу над этой теорией в начале 60-х годов. Теория дополнила концепцию цикличности истории.

Пассионарность — это способность к сверхнапряжению ради всеобщего блага, вопреки своим эгоистическим целям. Это стремление возникает у человека подсознательно.

В каждой фазе общество относится к людям, несущим "заряд" пассионарности, по-разному. На начальных этапах их поддерживают, в фазе обскурации их "задавливает" общество как мешающих спокойной и размеренной жизни.

Уровни пассионарности

Пассионарность тем выше в обществе, говорил Лев Николаевич Гумилев, чем больше доля пассионариев в составе этноса. На первоначальных стадиях развития этноса людей, способных к самопожертвованию, очень много. Эти времена зафиксированы в памяти народа как мифы. А пассионарии (носители этой силы) считаются божественными героями. Толчок пассионарности — прямое следствие микромутаций, считал Гумилев, хотя это не доказано. Таковыми героями, носителями энергии, считаются Наполеон, Жанна дАрк и другие.

Но у теории есть множество оппонентов. Противники теории утверждают, что невозможно применить к естественным наукам понятие энергии, которое относится целиком к психической сфере.

Взаимоотношения этносов на земле

Этносы между собой могут взаимодействовать несколькими способами. Ученый выделил 3 основных вида взаимодействия:

  1. Симбиоз — мирное взаимодействие на одной территории двух или более этносов. В такой системе своеобразие каждой народности сохраняется, никто никого не притесняет.
  2. Ксения — такая система характеризуется спокойным отношением суперэтноса к существованию в нем другой малой этнической группы. Это возможно, когда суперсистема находится на стадии максимального развития. А малая система при этом не требует никаких прав и существует практически изолированно. Они взаимодействуют как хозяин и гость.
  3. Химера — аннигилирующее столкновение двух этносов. Возникает химера, когда на одной территории встречаются 2 суперэтноса, принципы и идеалы которых однозначно несовместимы.

Нужно заметить, что правильно организованный многонациональный симбиоз - очень могущественное образование. Особенно в фазе развития. Но с течением времени, когда цивилизация начинает переживать надлом, а затем инерционную фазу развития, негативное воздействие других суперэтносов разрушает "устаревшую" суперсистему.

Так произошло с Арабским халифатом. Именно когда система вступила в фазу надлома, многочисленные мелкие химеры разрушили весь многовековой уклад. В результате суперэтнос распался.

Теория химер и антисистема

Такое образование на одной территории, как химера, — наиболее удобная почва для антисистем. Антисистема - это общность желающих уничтожить систему этноса изнутри. Действия членов антисистемы направлены на уничтожение всех культурных особенностей и самого воспроизводства поколений в этносе.

Химера же способствует разрушениям, так как две суперсистемы будут воевать друг с другом до разрушения одного из этносов. А бывает, они взаимоуничтожают один другого. Столкновения могут затухать и возобновляться. Но перемирия полного нельзя ожидать, так как системы не комплементарны по отношению друг к другу.

Динамика этнокультурных систем

Каждая система развивается параллельно с другими. Все этносы должны как-то взаимодействовать. В своей книге "PASSIONARIUM. Теория пассионарности и этногенеза" автор проанализировал развитие нескольких этносов с I по XV века нашей эры. Лев Гумилев подтверждает в этой работе, что пассионарность влияет на развитие цивилизации, поскольку разные народы имеют разные периоды жизни, и предугадать развитие отношений между этносами невозможно.

Фаза инерции наиболее разнится у разных этнокультурных систем. Период может протекать очень быстро, а может задержаться больше чем на 200 лет. Это происходит, поскольку некоторые народы имеют больший уровень пассионарности и желают сохранить наследие предков.

Другие книги Льва Гумилева

Знаменитый ученый написал несколько довольно интересных научных трудов. Одна из книг Гумилева - "Биосфера и этногенез земли" - занимает особое место в научной среде культурологов и этнографов.

Кроме книг, он писал научные монографии и статьи об особенностях этногенеза разных стран. Упоминал о Хазарии, Китае, о возможности создания в будущем Европейского дома, сам себя называл евразийцем.

Итак, какие работы Льва Гумилева (книги, сборники лекций и статьи) наиболее известны в среде историков и этнографов современности? К ним относятся:

  • "Тысячелетие вокруг Каспия";
  • "Поиски вымышленного царства" — книга о жизни народов Центральной Азии до XIII века;
  • "Величие и падение Древнего Тибета;
  • "Древние тюрки";
  • "Биосфера и этногенез земли";
  • "Где она, страна Хазария?".


Эти и другие книги советского историка вошли в научную мировую литературу и создали массу споров.

Однако теория этногенеза и пассионарности нашла отклик у многих философов и историков и стала одной из самых популярных гипотез в этнографии.