Главная · Горло · Храмовая архитектура. Церковная архитектура и искусство: от Петра I до Николая II

Храмовая архитектура. Церковная архитектура и искусство: от Петра I до Николая II

Архитектура храмов имеет очень богатую и неоднозначную историю, которая, однако, показывает, что именно со строительства храмов начинались и распространялись все архитектурные новаторства, все новые стили и направления во всем мире. До наших дней сохранились величественные культовые сооружения великих цивилизаций древнего мира. А также появилось немало современных образцов удивительной архитектуры религиозных сооружений.

Хатльгримскиркья. Лютеранская церковь в Рейкьявике - четвертое по высоте здание в Исландии. Проект церкви был разработан в 1937 году архитектором Гудйоуном Самуэльсоном. На постройку церкви ушло 38 лет. Церковь находится в центре Рейкявика, и видна из любой части города. Она стала одной из главных достопримечательностей города, а также используется в качестве обзорной вышки.

Собор Лас-Лахас. Один из самых посещаемых храмов Колумбии. Строительство храма завершилось в 1948 году. Неоготический собор построен непосредственно на 30-ти метровом арочным мосту, соединяющим две стороны глубокого ущелья. заботы о храме несут две францисканских общины, одна - колумбийская, другая - эквадорская. Таким образом, собор Лас-Лахас стал залогом мира и союза между двумя южноамериканскими народами.

Нотр-Дам-дю-О. Бетонная паломническая церковь, построенная в 1950-55 гг. во французском городе Роншан. Архитектор Ле Корбюзье, не будучи религиозен, согласился взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

Юбилейная церковь. Или Церковь Милосердного Бога Отца - это общественный центр в Риме. Она была построена архитектором Ричардом Мейером в 1996-2003 годах с целью оживить жизнь жителей района. Храм построен из сборного железобетона на треугольной площадке на границе городского парка в окружении 10-этажных жилых и общественных зданий населением около 30000 жителей.

Собор Василия Блаженного. Православный храм расположен на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры и одна из самых известных достопримечательностей России. Был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. Согласно легенде, архитекторы собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.

Ставкирка в Боргунне. Одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей находится в Норвегии. Металлические детали при строительстве ставкирки Боргунд не использовались. А количество деталей, из которых состоит церковь, превышает 2 тысячи. Прочный каркас стоек собирался на земле и потом поднимался в вертикальное положение при помощи длинных шестов. Построена Ставкирка в Боргунне предположительно в 1150-80 гг.

Собор - малая базилика Славной Богоматери. Это самый высокий в Латинской Америке католический собор. Его высота 114 м + 10 м крест на вершине. Форма собора была создана под впечатлением от советских спутников. Первичный проект собора предложил дон Жайме Луис Коэльо, а спроектировал собор архитектор Жозе Аугусто Беллуччи. Собор сооружался в период с июля 1959 по май 1972 года.

Храм св. Георгия

Пещерная церковь, целиком вырубленная в скалах, находится в эфиопском городе Лалибела. Здание представляет собой крест 25 на 25 метров и на столько же уходит под землю. Это чудо было сотворено в 13 веке по приказу царя Лалибелы согласно легенде за 24 года. Всего в Лалибеле 11 храмов полностью, вытесанных в скалах и соединенных тоннелями.

Собор Богоматери в слезах. Собор в форме бетонного шатра возвышается над итальянским городом Сиракузы. В середине прошлого века на месте собора жила пожилая супружеская пара, у которых была статуэтка Мадонны. Однажды статуэтка стала «плакать» человеческими слезами, в город устремились паломники со всего мира. В честь нее был построен огромный собор, прекрасно видный из любой точки города.

Часовня кадетов Академии ВВС США. Расположена в штате Колорадо на территории военного городка и тренировочной базы филиала академии летчиков ВВС США. Монументальный профиль здания часовни создают семнадцать рядов стальных рам, заканчивающихся пиками на высоте около пятидесяти метров. Здание разделено на три уровня, и в его залах проходят службы католической, протестантской и иудейской конфессии.

Часовня тернового венца

Деревянная часовня расположена в Эврика-Спрингс, штат Арканзас, США. Часовня была возведена в 1980 году по проекту архитектора Е. Фэй Джонса. В здании светлой и просторной часовни в общей сложности 425 окон.

Церковь утешения. Расположена в испанском городе Кордове. Совсем еще молодая церковь была спроектирована архитектурным бюро Vicens + Ramos в прошлом году по всем правилам строгих минималистических канонов. Единственным отступлением от строго белого цвета является золотая стена на месте алтаря.

Арктический собор. Лютеранская церковь в норвежском городе Тромсё. По задумке архитектора внешне здание состоящее из двух сливающихся треугольных конструкций, покрытых алюминиевыми пластинами, должно вызывать ассоциацию с айсбергом.

Расписная церковь в Арборе. Расписные храмы - самые знаменитые архитектурные достопримечательности Молдовы. Церкви украшены фресками и снаружи, и внутри. Каждый из этих храмов значится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Соляной собор Сипакира

Собор Сипакиры в Колумбии высечен в твердой соляной скале. К алтарю ведет тёмный тоннель. Высота собора - 23 м, вместимость - свыше 10 тыс. человек.Исторически в этом месте была шахта, используемая индейцами для получения соли. Когда необходимость в этом отпала, на месте шахты появился храм.

Церковь Святого Иосифа. Украинская Греко-католическая церковь Св. Иосифа в Чикаго была построена в 1956 году. Известна в мире благодаря 13 золотым куполам, символизирующим 12 апостолов и Иисуса Христа.

Часовня фермеров. Бетонная часовня на краю поля близ немецкого города Мехерних была построена местными фермерами в честь своего святого покровителя Брудера Клауса.

Церковь Святого Семейства. Церковь в Барселоне, строящаяся на частные пожертвования начиная с 1882 года, это знаменитый проект Антонио Гауди. Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. Однако, из-за сложности изготовления каменных конструкций, собор удастся достроить не ранее 2026 года.

Церковь Парапортиани. Ослепительной белизны церковь расположена на греческом острове Миконос. Храм был построен в 15-17 веках и состоит из пяти отдельных церквей: четыре церкви построены на земле, а пятая базируется на этих четырех.

Церковь Грундтвига. Лютеранская церковь, расположенная в Копенгагене, Дания. Является одной из самых знаменитых церквей города и редчайшим примером культового сооружения, построенного в стиле экспрессионизма. Конкурс проектов будущей церкви выиграл в 1913 году архитектор Педер Клинт. Строительство продолжалось с 1921 по 1926 год.

Мечеть в Тиране. Проект культурного центра в столице Албании Тиране, в который войдут мечеть, исламский культурный центр и Музей религиозного согласия. Международный конкурс на проект выиграло в прошлом году датское архитектурное бюро BIG.

Михайловский Златоверхий монастырь. Один из древнейших монастырей в Киеве. Включает Новопостроенный Михайловский Златоверхий собор, трапезную с церковью Иоанна Богослова и колокольню. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобразная традиция.

Церковная архитектура: В первую очередь, следует определить сразу – церковная архитектура значительно отличается от гражданской, как в стилевом, так и в функциональном плане. В церковной скрыты наиболее значимые символические смыслы, в ней иные задачи и конструктивные элементы. Сооружение церковного типа не может быть возведено только ориентируясь на пространственные и стилистические соображения. На примере гражданского зодчества мы можем проследить за тем, как люди обустраивали свои жилищные ареалы, а вот церковная архитектура изображает тернистый путь человека к Богу на протяжении многих столетий. Тем не менее, в историческом плане храмовая архитектура не слишком разнилась светской – зачастую лишь более ярко выраженной экстерьерностью, а также ориентацией снаружи; но в общем же ее стилистические каноны укладывались в рамки господствующего стиля, а порой и определяли направление его развития. Храмовая архитектура на сегодняшний день поэтапно становится объектом тщательного исследования, возникают даже стандарты и нормы для проектов церквей. Исходя из этих норм, современные храмы подразумевают собой деление на соборы, приходские храмы, монастырские, а также храмы-памятники, храмы-усыпальницы, домовые храмы и при учреждениях. Помимо этого, церковные сооружения делятся на виды по вместительности, преобладающему строительному материалу и по принципам объемно-планировочного проектирования. Также классифицируют церковную архитектуру по типу расположения, в городах зачастую храмы делят на внутриквартальные (в области жилой застройки), размещенные в транспортном узле (чаще всего на площади или на большой улице), и культурно-духовные комплексы (на территории монастыря или какого-нибудь приходского комплекса) Современное храмостроительство заключает в себе некоторые особенности: - неимение зарезервированной территории для постройки храмов - необходимость строительства значительного числа церквей и храмов, включая регионы нового освоения - недостаток финансирования - строительство, по большей части, не отдельных церквей, а ряда храмовых комплексов Сегодня, для строительства храма, современный архитектор должен учитывать и соблюдать основные нормированные правила, а именно: ориентаций церкви по оси восток-запад алтарем на восток, непременное венчание храма крестом, сепарация алтаря от части храма, где находятся молящиеся. Архитектура, первым делом, является отображением духа современного общества в наружной части здания. Идеологическое же мышление нашего общества не обладает конкретно устоявшимися рамками своего мивоззрения, вернее сказать, оно очень пестрое, что и находит отображение в архитектуре храма. Трудно говорить о каких-то стилях церковной архитектуры, ведь стиль – это прежде всего то, что демонстрирует себя в различных видах искусства и развивается по строгим канонам, но некоторые стилевые тенденции выделить можно. Большая часть новых храмов исполнена в ретростилях, в частности, древнерусском, при этом в церквях из дерева стиль использован в чистом виде (как пример – церковь Алексия Митрополита в Медведкове), а в каменных – с современными веяниями (Георгиевская церковь на Поклонной горе). Кое-какие храмы близки к стилю русского искусства рубежа 19-20 веков (например, поминальная часовня Данилова монастыря). Некоторые храмы построены в классицистском стиле (церковь Бориса и Глеба на Арбатской площади). К тому же в церковной архитектуре становится популярным западный модернизм, и отдельные архитекторы и вовсе пытаются создать что-то совершенно новое. Все это вполне может существовать, но при учете нескольких факторов. В первую очередь, заимствуя техники и элементы из прошлого, не стоит их бездумно копировать, ведь каждый исторический стиль предполагал собой определенную идеологию своего времени. Любой взятый стиль должен быть модернизирован и адаптирован к условиям нынешнего периода. Во-вторых, в данном случае нельзя говорить об универсализе архитектуры. Храм имеет особое социальное предназначение, поэтому его функциональность строится на основе тысячелетиями выработанной знаково-символьной системе, которая показывает библейское представление о бытие и мироздании. Вот почему храм обязательно должен проектироваться в соответствии с четкими церковными канонами, ведь каждая церковь – это вместилище самого Святого Духа.

На лекции «Как удивляться Москве: архитектура в деталях», организованной Level One , историк архитектуры рассказал о значимых этапах развития московского зодчества XIV-ХХ веков, а также научил безошибочно определять стиль и время постройки по «говорящим» деталям.

Храмы Москвы XII-XIV века: время первых столичных амбиций

Впервые Москва упоминается в летописи в 1147 году. Но каменные постройки на территории Московского княжества появляются лишь полтора века спустя, причем не в самом городе, а на окраинах.

Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района

До наших дней дошел Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района . Эта церковь в архитектурном плане очень простая, даже примитивная. Из декора – перспективный портал с аркой килевидной формы (такая дуга с «язычком пламени» на века станет чисто московской архитектурной чертой).

Храм Успения на Городке в Звенигороде

В конце XIV века построен храм Успения на Городке в Звенигороде . Он старше Никольского всего на несколько десятилетий, однако перед нами – гораздо более зрелое произведение. Мы видим тот же перспективный портал и килевидную арку, но появляются колонны и орнаментальный пояс, а также узкие окна и ярусность.

Откуда пришли колонны? Конечно же, из античности. Ездили ли московские зодчие в творческую командировку на Пелопоннес? Очевидно, нет. Они вдохновлялись архитектурой Владимиро-Суздальского княжества, которое было центром домонгольской Руси. Владимиро-суздальские зодчие во время расцвета княжества успели достичь совершенства в осмыслении античного наследия.

Одна из вершин белокаменного зодчества той поры дошла до наших дней – это храм Покрова на Нерли . Здесь мы видим переосмысленные античные элементы – колонны, орнаментальный пояс, цоколь, карниз в очень гармоничном исполнении.

Московские мастера в конце XIV века ориентировались на архитектуру Владимирской земли (тем более что в плане государственности Москва должна была стать ее преемницей), но пока не очень умело.

XV-XVI века: итальянцы в России

Успенский собор

Главные постройки этого времени – соборы Московского Кремля. Успенский собор – последний, построенный в «старомосковском» стиле с присущим ему аскетизмом. Строил его итальянец, которому дали указание «сделать как во Владимире», поясняет Дмитрий Беззубцев.

Архангельский собор

А вот Архангельский собор , украшенный венецианскими ракушками, напоминает о европейском ренессансе. Он богато декорирован, и декор этот выполнен весьма умело – чувствуется рука итальянца. В целом, по мнению Дмитрия, это «новый уровень осознанности» для архитектуры Москвы.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве , построенный некогда в вотчине Бориса Годунова – еще один памятник этой поры. Предположительно он сооружен по проекту русского архитектора Федора Коня, но итальянское влияние чувствуется – законы симметрии соблюдены здесь идеально.

XVII век: иррациональное узорочье

В XVII веке итальянцы в России больше не строят. Отечественные мастера полностью обновляют архитектурный язык. Основными отличительными чертами нового стиля, который называют узорочье, становятся иррациональность и живописность. Это «самое сочное, что было создано московской архитектурой», комментирует Дмитрий Беззубцев.

Примеры таких строений можно найти в самом центре Москвы – это яркая церковь святителя Николая в Хамовниках и храм Рождества Богородицы в Путинках (белым он стал в наше время, а изначально был расписан).

Если присмотреться к этим храмам, можно увидеть огромное разнообразие архитектурных деталей, разбросанных по объему здания прихотливо и несимметрично. Посмотрите, например, как выполнены окна Никольского храма: все наличники разной формы (но почти каждый имеет отсылку к московской килевидности), окна расположены на разных расстояниях относительно края стен и друг друга (это называется «окна вразбежку»), кое-где наличник «наползает» на карниз. Асимметрично и строение в целом: трапезная пристроена к основному объему храма случайным образом, колокольня смещена от центральной оси.

Храм Рождества Богородицы в Путинках

То же мы видим и в храме Рождества Богородицы в Путинках . Здесь интересно обратить внимание на стыки разных частей здания, которые буквально «врезаются» друг в друга, на то, что внешняя архитектура не отражает внутреннюю конструкцию здания.

Воскресенские (Иверские) ворота

Пример более аристократичного, упорядоченного узорочья можно найти на Красной площади – это воссозданные в 90-е годы XX века Воскресенские (Иверские) ворота . Характерные для XVII века формы и декор здесь расположены аккуратно и симметрично.

Верхоспасский собор в Кремле

Еще один пример – Верхоспасский собор в Кремле . Его нарядные главки хорошо видны из Александровского сада.

XVIII век: нарышкинское и просто барокко

В XVIII веке московская архитектура снова смотрит на Запад. Связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга – петровским барокко – стал нарышкинский стиль.

Храм Покрова Богородицы в Филях

Самые известные примеры нарышкинского барокко – храм Покрова Богородицы в Филях, Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района .

Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района

Особенность нарышкинского стиля – смешение противоречивых тенденций и течений. С одной стороны, мы видим черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, с другой – традиции русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

В Большом Харитоньевском переулке – интересный памятник гражданской архитектуры нарышкинского барокко. Недавно он стал доступен для посещения как музей.

А вот подлинного, высококлассного барокко, подобного тому, что можно встретить в Петербурге, в Москве почти нет. Чувствуется, что в это время Москва – провинция. Однако на самой Красной площади мы можем полюбоваться домом Губернского правления , на Старой Басманной – храмом мученика Никиты .

Вообще барокко – это «отличник, который пытается косить под двоечника», шутит Дмитрий Беззубцев. Этот стиль основан на ордере, то есть законах симметрии и порядка, но его отличительные черты – «разорванные» арки и фронтоны, вольные изгибы, прихотливый, избыточный декор.

XVIII-XIX века: эпоха городских усадеб и имперского ампира

Первая градская больница

Классицизм расцвел в Москве пышным цветом и продержался долго – до сих пор сохраняется около 800 памятников архитектуры в этом стиле. Особенно часто классицистические городские усадьбы строила знать. Классицизм основан на простых геометрических формах, ордере, порядке. Он «перестает комплексовать по поводу пустого пространства», – говорит Дмитрий Беззубцев, показывая здание Первой градской больницы .

Действительно, только центральный портал здесь декорирован, остальные стены практически пусты. В стиле классицизма строили и храмы; пример – .

Манеж

Самый «нарядный» вариант классицизма – ампир. Ампирные здания создал для своей империи Наполеон Бонапарт. После победы над Наполеоном Россия «завоевала» и его стиль. Чтобы добиться впечатления приподнятости, торжественности, верхнюю часть здания увеличивали. Например, у здания Манежа сильно увеличен фронтон. Также отличительная черта стиля – военная, прежде всего античная, символика в декоре.

Конец XIX века: время эклектики

С XIX века стили начинают размываться – особенно заметно это становится к концу столетия. Например, – настоящий «сборник цитат». Мы можем разглядеть килевидные арки, романские «висячие» колонны, композицию, перекликающуюся с Исаакиевским собором (большой центральный купол и четыре звонницы), и так далее.

Или здание Исторического музея : много цитат из эпохи узорочья, но симметричность постройки и просто размер свидетельствуют о том, что это не XVII век.

Марфо-Мариинская обитель

А Марфо-Мариинская обитель – сочетание неоархаики с мотивами новгородского зодчества и модерна.

– неоклассицизм: мы видим портал, типичный для классицизма, но колоннада идет вдоль всего фасада, размер здания свидетельствует о технических возможностях, невообразимых в период истинного классицизма.

Начало XX века: уютный модерн

В стиле модерн в Москве построено много особняков. Как нельзя кстати в строительстве частных домов оказался характерный для модерна принцип «изнутри наружу»: сначала планировали количество и расположение комнат, потом придумывали внешнюю оболочку. Архитектор становится художником: может нарисовать, например, собственную форму окна.

Особняк Рябушински

Активно используют новые материалы – например, металл, декоративная штукатурка, плитка («Эклектика металлические конструкции стыдливо прикрывала», – отмечает Беззубцев), новое осмысление дерева. Великолепный пример модерна – особняк Рябушинских .

* * *

Москве есть чем гордиться. После итальянского влияния русская архитектура смогла придумать новый полноценный язык – узорочье. Догнать мировую архитектуру и создать здания в лучших традициях европейского классицизма. Потом отречься от традиций и предложить уютный модерн. Наконец, открыть авангард и повлиять на облик городов по всему миру. Но об этом будет отдельный разговор.

Вы прочитали статью Храмы Москвы: 7 деталей архитектуры . Читайте также.

Развитие архитектурной формы христианского храма прошло несколько этапов, связанных как с условиями существования христианства в первые века, так и с развитием богослужебного канона.

Первоначально, в период гонений, для общих молитв и принятия Таинств христиане собирались тайно, в чьем-нибудь доме, либо (чаще) в катакомбах и пещерах. Такие катакомбные церкви существовали в разных местах – в Риме, Сирии, на Кипре и Мальте и т.д. Под землей, используя естественные пещеры и углубления, вырезались лабиринты многоэтажных проходов, коридоров и тоннелей. В стенах одна над другой делались могилы для погребения умерших, храня их останки от осквернения. Гробницы закрывались плитами с надписями и символическими изображениями. Чаще всего форма храма была корабельная (ковчежная), что напоминало о первом спасении праведников (семьи Ноя) при помощи ковчега. Так уже в раннем христианстве Церковь рассматривалась как единственный в мире Ковчег, в котором человек может спастись от погибели и смерти.

С начала IV в. (с момента Миланского эдикта 313 года) примерно до VI в., когда в Византии стал складываться тип православного христианского храма, для христианских богослужений приспосабливались два вида античных светских зданий, в которых использовались новые, неизвестные до этого символические композиции:

– центрическая постройка, имевшая в плане квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный крест. Такие постройки стали использоваться для крещален или церквей - мартириев – храмов, которые воздигались на месте погребения или казни святых мучеников;

базилика , удлиненное прямоугольное пространство которой было разделено вдоль длинных стен двумя или четырьмя рядами колонн на параллельные друг другу три или пять «кораблей» (нефов), имеющих самостоятельное перекрытие. Часто средний неф был значительно выше, чем боковые, и имел самостоятельное освещение через окна верхних частей, которые опирались на колонны стен. Восточная короткая стена среднего нефа образовывала полукруглый прямоугольный или многоугольный выступ – апсиду, покрытую полукуполом. В апсиде находился алтарь с полукруглой скамьей для священнослужителей, нередко с креслом для епископа, расположенным посередине стены. Под алтарем располагалось помещение для гробниц мучеников. Алтарь отделялся от центрального нефа несколькими ступенями, невысокой алтарной преградой, а иногда и так называемой триумфальной аркой. Первоначально купол в базилике отсутствовал. Боковые нефы могли быть двухъярусными и иметь галереи. Внешний вид базилик отличался скромностью убранства, в то время как интерьер богато украшался мозаикой (в апсиде, над колоннами центрального нефа и даже на полу).



Первоначально в Византии доминировали храмы центрического типа, что было связано необходимостью особого выделения алтаря и подкупольного пространства, где находился амвон. Потребность в здании, вмещавшем много верующих, породила в V-VI вв. новый синтезированный тип храма – купольную базилику, которая сочетала продольно-базиликальный храм с центрическим.

Купольные сооружения в Византии стали появляться уже в V в. и приобрели ведущее положение в храмовой архитектуре в VI в. Подобные строения более всего соответствовали потребностям христианской службы и христианскому мировосприятию. В это время завершается формирование основных церковных обрядов и богослужения, в первую очередь Божественной Литургии, на которой совершается Таинство Евхаристии. Формирование мировоззренческих основ христианства, где большое значение имели символические идеи и эстетическая выразительность, а также выработка и утверждение канона церковных служб привели к изменению архитектуры храма. Внутреннее устройство и убранство храма призваны помочь человеку отстраниться от окружающего его земного, чувственного мира и до конца погрузиться в созерцание мира духовного, открыть за видимыми вещами их духовный смысл.

В V – VI вв. происходила эволюция базилики в сторону купольного сооружения. Превращение Великого входа Таинства Причастия в особо торжественный момент Литургии привело к выделению среднего пространства церквей и увенчанию его куполом. Эта эволюция базилики к купольному храму проходила в двух направлениях.

Первое – перекрытие нефов базилики цилиндрическими сводами и сооружение купола над серединой главного нефа. Такова церковь Девы Марии в Эфесе (VI в.). Ее западная и восточная подпружная арки были слиты с очертаниями сводов, северная и южная – выделены, не слиты со стенами, так что в центре намечалась легкая крестообразность пространства.

Второе – сооружение большого купола, опирающегося на боковые стены. Церквей такого типа сохранилось значительно больше.

Самым сложным и прекрасным вариантом подобного сооружения является собор св. Софии в Константинополе (532 – 537 гг.) – главный храм Византийской империи, который с наибольшей полнотой воплотил идейные устремления эпохи. Внутреннее пространство храма поражает своими внушительными размерами и необычностью освещения, так как имеет многочисленные окна. Несмотря на то, что часть из них была заложена турками, стены все равно кажутся прозрачными. Вопреки очевидному, трудно поверить, что вся эта гигантская конструкция состоит из кирпичной и каменной кладки – настолько она кажется легкой и невесомой. В этом и состояла главная задача строителей, ведь храм должен был быть подобием космоса и представлять собой нечто нерукотворное, а не плод человеческих усилий. Средоточием собора является огромное подкупольное пространство. Большой купол, как и небесный свод, кажется, не имеет опор. Идее Божественной легкости подчинены и все остальные архитектурные особенности храма св. Софии, поэтому отвлеченные богословские понятия воплощены в ней необычайно наглядно. Такой эффект достигается благодаря тому, что вся архитектурная композиция св. Софии была основана на системе распоров. Массивный купол опирается на барабан, прорезанный таким огромным количеством окон, что изнутри кажется сплетенным из кружева. Однако снаружи простенки между окнами невероятно массивны. Под барабаном расположены сферические треугольники (паруса), которые обеспечивают переход к столбам-опорам. Эти столбы огромны, но они так втянуты в стены, прикрыты колоннами, украшенными мрамором, что вся их массивность полностью спрятана. Мощные столбы как бы скрыты в очертаниях стен, растворены, невидимы. Вместе с тем сзади, со стороны галереи, видна их массивность и толщина. С востока и запада давление центрального купола постепенно перекидывается сначала на два больших, а затем на шесть меньших полукуполов, где и гаснет совсем. На севере и юге роль амортизаторов играют двухэтажные сводчатые галереи. Все эти строительные приемы создают удивительную легкость восприятия интерьера: вогнутые полусферы висят в воздухе, словно каким-то чудом, а стена, прорезанная десятками окон, кажется тонкой, как бумага. Снаружи эта легкость обеспечивается мощными башнями-контрфорсами и арками, которые каменным обручем стягивают всю конструкцию, делая храм похожим на крепость.

Фундамент здания был сооружен особым способом с применением смеси извести с корой деревьев и песка, смоченной отваром ячменя: такая гидравлическая масса скрепляла камень, придавая ему твердость железа. Стены и своды храма возводились из кирпича. Они имеют по периметру 79 x 72 метра и высоту 56 метров от основания до вершины. Серьезной проблемой для строительства являлось то, что купол церкви был чрезвычайно больших размеров. Для его сводов использовались особые полые кирпичи такой легкости, что их дюжина весила не больше куска черепицы. Для изготовления таких кирпичей применялась глина, найденная на острове Родос, изделия из которой отличались легкостью и прочностью. Сами стены строились слегка наклонно (в форме конуса с увеличением в верхней части). Это привело к тому, что в 558 году купол разрушился и был сооружен другой, меньшего диаметра, однако и ныне он поражает своими размерами. В X и XIV вв. во время землетрясений купол частично разрушался. Сейчас, после ремонта и реставрационных работ, его форма перестала быть строго кругообразной (диаметр у основания – 31 на 33 метра).

Во внутренней отделке широко использовались мрамор, гранит и порфир. По приказу императора Юстиниана сюда были доставлены редкие сорта мрамора – белоснежный, светло-зеленый, бело-красный и розовый. Внутри храм снизу доверху украшали золотые и цветные мозаичные изображения. Верхняя доска престола была сделана из золота с вкраплениями драгоценных камней, а пол вокруг покрыт золотыми листами. Над престолом возвышалась золотая сень в виде балдахина, которая покоилась на четырех серебряных колоннах и венчалась крестом, осыпанным алмазами. Согласно летописному повествованию, именно о красоте убранства и богослужения в Софийском храме говорили русские послы, прибывшие к князю Владимиру Святославичу из Константинополя.

Софийский собор остался уникальным архитектурным сооружением, но его композиция в некоторых существенных чертах повторялась во многих последующих постройках.

В VI в. и последующих столетиях усиление в Таинстве Евхаристии проскомидии потребовало расположения рядом с престолом жертвенника. Возникла трехчастная и, как самый распространенный вариант, трехапсидная структура алтарной части храма. Эволюция византийских храмов шла путем постепенного формирования крестообразного срединного пространства: от купольной базилики к крестово-купольному сооружению.

В целом купольная базилика не могла удовлетворить мировоззренческие и эстетические поиски своего времени, так как имела большое пространство, ее композиция не была уравновешенной и совершенной, не настраивала человека на созерцание Небесного Царства. Именно крестово-купольный тип храма стал выражением единства небесного и земного, когда купол и своды начали ассоциироваться с миром горним. Система росписей детально интерпретировала эти небесные сферы, начиная с изображения Вседержителя или Вознесения в куполе в окружении архангелов. На сводах рукавов креста рассказывалась новозаветная история, в связи с которой крестообразная пространственная композиция храма приобретала особое символическое значение. Структура внутренних архитектурных линий, спускаясь от купола вниз, превращала его в объединяющий и как бы благословляющий покров всех пришедших под его своды.

Вариантом крестово-купольный системы и самым распространенным ее типом как в византийской, так и в русской архитектуре стал четырехколонный купольный храм . Он имеет форму вписанного креста с равными ветвями и с куполом в центре, который покоится уже не на столбах или стенах в качестве основных опор, а на четырех колоннах, образующих центральный квадрат. Колонны из декоративного элемента превратились в основной композиционный, структурный элемент. Для создания такой конструкции главным было появление барабана – цилиндрической или многогранной верхней части здания, опирающейся на своды и служащей основанием купола. С его распространением пространство храма приобрело зальный характер. Хоры внутри сооружения храма уже не могли быть устроены, так как их уровень пересекал бы колонны. Они остались только над нартексом (притвором) и угловыми ячейками. Четырехколонные купольные храмы стали появляться уже в VII – VIII вв. (еще до иконоборчества). Наибольшее распространение этот тип храмов получил в IX в.

В крестово-купольных храмах нет ярко выраженного направления с запада на восток, как в базиликальных соборах Западной Европы. Здесь господствует циркулярный ритм – движение, идущее вокруг одного, ясно подчеркнутого центра, которым является подкупольное пространство храма. Так в архитектуре православного храма отражается самое тесное, насколько это возможно для человека, общение с Богом во время Литургии.

Своеобразие оформления византийских храмов заключалось в контрасте между их внешним обликом и интерьером. Внешний вид поражал суровой гладью стен, совершенно лишенных, особенно в ранний период, элементов декора, что противопоставлялось богатому украшению античных храмов. Согласно святоотеческим представлениям, подобно смиренному христианину с его богатой внутренней духовной жизнью, храм должен был быть подчеркнут строго в своем экстерьере.

Четырехколонный купольный храм стал образцом для всего последующего строительства. Именно он воплотил единство архитектурной композиции и мировоззренческих представлений. В подобных храмах рождается своеобразное чувство: зальный характер центральной части способствует объединению верующих в единую духовную группу, но самостоятельность развития пространства не создает ощущения замкнутости. В этом пространстве человек остается отдельным, даже от стоящих рядом с ним. Лишь поднимая глаза вверх, он, наконец, находит единую архитектурную систему членений. Своеобразное чувство ценности индивидуальной человеческой воли сочетается с чувством потерянности в свободном, ритмически бесконечном пространстве.

Для современного человека столь тесная связь между зрением и внутренним переживанием может показаться несколько искусственной. Однако она соответствует действительно существовавшей специфике античного и византийского художественного восприятия. Переход к созерцанию – существенный момент византийского пути к познанию, преобразованию сознания христианина, возведение человека к углубленному созерцанию творения Бога – мироздания в целом.

Существенной чертой такого храма были его внутреннее убранство, роскошные декорации интерьера и иконы. Система живописи византийского храма свидетельствовала о восприятии его как микрокосмоса: начиная с центрального купола, изображения размещались по вертикальным зонам в соответствии с их сакральной значимостью. Неразрывная связь архитектуры и стенописи приводила к созданию единого образа, а Литургия помогала верующему восприять его реальность. По словам Патриарха Фотия (вторая половина IX в.), «входя во внутренность, воображаешь себя вдруг перенесенным на небо. Все здесь блестит золотом, серебром, мрамором; столб и пол и все окружающее ослепляет и приводит в восторг». Архитектура, храмовая роспись и богослужение составляли целое, они становились неразрывны в своей выразительности и символике. Пусть все тонкости толкования были доступны небольшой группе верующих, общую идею понимали все: вертикальное развитие архитектурного организма объединяло оба мира, образуя общий космос.

Храмовое искусство Запада.

Помимо византийского типа в западном христианском мире к XI веку складывается новый внешний вид храмов. Он имел с одной стороны сходство с базиликами и византийскими храмами, а с другой стороны, и различия, благодаря которым он получил название романского стиля.

Романский стиль. Храм, построенный в романском стиле, подобно базиличному, состоял из широкого и продолговатого основания – нефа (корабля), заключающегося между двумя боковыми нефами, вдвое меньшими по высоте и ширине. С восточной, передней стороны к этим нефам пристраивалась поперечная прямоугольная часть, называющаяся трансептом. Так как она выступала своими краями из корпуса, то это придавало зданию форму креста. За трансептом устраивалась, как и в базилике, апсида, предназначавшаяся для алтаря. С задней, западной стороны устраивались по-прежнему притворы или нарфиксы. Особенностью романского стиля было то, что пол настилался в апсидах и трансепте выше, чем в средней части храма, и колонны различных частей храма стали соединяться между собой полукруглым сводом и украшаться в верхних и нижних концах своих резными, лепными и накладными изображениями и фигурами.

Романские храмы стали строетиться на прочном фундаменте, выходившем из земли. При входе в храм по бокам притворяя с XI в. иногда устраивались две величественных башни, напоминавших современные колокольни.

Романский стиль, появившись в X веке, стал распространяться в странах Западной Европы в XI и XII веках и просуществовал до XIII века, когда ему на смену пришел готический стиль.

Готический стиль . Готика – период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции. В XIII веке она распространилась на территорию Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению стиля «итальянская готика». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. Готические храмы иначе называются «стрельчатыми», потому что по своему плану и внешнему убранству, хотя и напоминают романские храмы, но отличаются от последних острыми, пирамидальными, тянущимися к небу оконечностями: башнями, столбами, колокольнями. Остроконечность проявляется и во внутреннем устройстве храмов: в сводах, соединениях колонн, в окнах и угловых частях. Готические храмы особенно отличались обилием высоких и частых окон; вследствие чего на стенах оставалось мало площади для священных изображений. Зато окна готических храмов покрывались живописью. Это стиль - наиболее ярко выраженный во внешних линиях. Такие изображения, составленные из кусочков разноцветного стекла, получили названия витражей.

Стиль Возрождения. Готический стиль христианских храмов в архитектуре Западной Европы с XIV века под влиянием возрождения античного, классического знания и искусства постепенно уступает место стилю Возрождения. Этот стиль распространился в Западной Европе, начиная с Италии. В содержании искусства Возрождения происходит изменение иерархии главных жизненных ценностей. Высшей ценностью гуманистическая культура Возрождения называет человека, культ наслаждения земной жизнью, культ прекрасного человеческого тела. Изменение мировоззрения, иерархии ценностей - предпочтение земного Небесному Божественному, отразилось в содержании всех видов искусства этой эпохи и, прежде всего, в облике христианского храма: в стиле храмостроения и украшения храмов.

Познакомившись с древнегреческим и римским искусством, европейские архитекторы начали применять и в деле построения храмов некоторые черты античной архитектуры, даже привнося иногда в облик христианского храма формы языческих храмов. Влияние античной архитектуры особенно заметно в наружных и внутренних колоннах и украшениях вновь строящихся храмов.

Общие черты архитектуры Возрождения следующие: в плане храма - это продолговатый четырехугольник с трансептом и алтарем-апсидой (в этом есть сходство с романским стилем); своды и арки не остроконечные, а круглые, куполообразные (в этом - отличие от готического и сходство с византийским стилем); колонны внутренние и наружные по стилю древнегреческие. Наиболее ярким примером стиля Возрождения является собор святого апостола Петра в Риме.

Во внутреннем украшении храмов использовались орнаменты. Они создавались мастерами в виде листьев, цветов, фигур, людей и животных (в отличие от византийского орнамента, связанного с христианскими символами). В христианских храмах, возведенных и стиле Возрождения, можно увидеть много скульптурных изображений святых, что не принято в храмах базиличного, византийского и православнорусского стиля. В росписи храмов, созданных знаменитыми художниками эпохи Возрождения Микеланджело, Рафаэлем и другими, преобладает внешнее любование земной красотой человеческого прекрасного внешнего облика в ущерб духовному смыслу изображений священных событий. Часто высочайшее художественное мастерство художников служит мастерскому изображению мелких бытовых подробностей средневекового повседневного быта.

Древнерусское зодчество и его мастера.

Русская церковная архитектура начинает развиваться на Руси с принятием в 988 году христианства. Возникла необходимость в сооружении новых храмов и притом, храмов каменных, тогда как существовавшие до Крещения Руси христианские церкви были малочисленны. Построены они были из дерева.

Древнерусские храмы XI – XIII веков . Для сооружения первых каменных храмов были вызваны греческие мастера, так как до этого времени славяне не были знакомы с каменным строительством. Однако, они относительно быстро освоили новый вид зодчества, и уже в XI веке каменные церкви начинают строиться собственными мастерами, научившимися этому искусству от греков. Каменными строились только храмы, имевшие наиболее важное значение: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде. Восприняв от Византии христианскую веру, особенности богослужения, Русь позаимствовала и особенности храмостроения. В Греции в тот период господствовал византийский стиль. Поэтому и древние храмы Руси в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире Суздальском и в Москве были построены в византийском стиле. В Киеве и Киевской области древними храмами, появившимися в период до XIII века, являются: Десятинная церковь в честь Рождества Богородицы, Софийский собор, Киево-Печерская Лавра, Михайловский Златоверхий монастырь, церковь Спаса на Берестове, Кириллов монастырь и другие.

В Новгороде и Новгородской области – наиболее древние храмы XI – XIV веков: Софийский собор, церковь Спаса в Нередицах, церковь святителя Николая на Липне, церковь святого Феодора Стратилата, церковь Спаса Преображения на Ильинской улице, церковь апостолов Петра и Павла, церковь Успения Божией Матери в Волотове и церковь святого Георгия в Ладоге. В Пскове – это: Спасо-Мирожский монастырь и собор Святой Троицы и др. Во Владимире Суздальском и его области - Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Успенский собор в Звенигороде, церковь Покрова на Нерли близ Боголюбова монастыря, Успенский собор во Владимире на Клязьме, Димитриевскнй со-бор во Владимире, церковь Успения во Вла-димирском женском монастыре, Ростовский Успенский собор, Георгиевский собор в горо-де Юрьеве Польском и другие.

Несмотря на то, что большинство этих цер-квей не уцелели до настоящего времени в первоначальном виде, а некоторые из них или совершенно исчезли, или переделывались (в том числе, такие, как Киевский Софийский собор и Десятинная церковь, Новгородский Софийский собор), ученые все-таки смогли составить понятие о пер-воначальном виде этих церквей. При этом обнаружилось, что между древними киевскими, новгородскими, владимиро-суздальскими церквами замечается тождество в плане, способепостройки и внутреннем устройстве. Но в некото-рых частных чертах замечается отличие: новгородские храмы отличаются от киевских крышей (щипцом), отдельными звонницами. Во владимиро-суздальских еще больше характерных отличий от киевских и новгородских, а именно: горизонтальный пояс, охватывающий хрампосередине и состоящий из ряда колонок, аркообразные своды под кры-шей храма, обилие барельефных украшений на стенах храма. Эти особенности владимиро-суздальских храмов и несколько удлиненный четырехугольник в плане дают право некоторым исследователям сближать этот вид русских храмов с романским стилем.

Русско -греческий стиль . План первых русских храмов, построенных в византийском стиле, включал прямоугольное основание с тремя алтарными полукружиями. Внутри храма возводились четыре столба с арками, венчающимися куполом. Однако при большом сходстве между древнерусскими храмами и современными им греческими, между ними за-метно и различие в куполах, окнах и украшениях. В многоку-польных греческих храмах купола ставились на особых столбах и на различной высоте по сравнению с главным куполом. В русских храмах все купола ставились на одной высоте. Окна в византийских храмах были большие и частые, а в русских – маленькие и редко расположенные. Проёмы для дверей в византийских храмах были горизонтальными, а в русских – полукрулыми. В греческих больших храмах иногда устраивалось по два притвора – внутренний, предназначенный для оглашённых и кающихся, и наружный (или крыльцо), обставленный колоннами. В русских храмах устраивались одни внутренние паперти небольших размеров. В греческих храмах колонны составляли необходимую принадлежность, как во внутренних, так и во внешних частях; в русских храмах, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было. Благодаря этим различиям, некоторыми специалистами русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным – русско-греческим. Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу.

Деревянное зодчество . Каменные храмы на Руси были немногочисленны. Если первые каменные храмы, сооруженные греческими или русскими мастерами должны были быть похожими на византийские, то это сходство не совсем точно соблюдалось при строительстве деревянных церквей. Деревянных церквей, вследствие обилия древесных материалов (особенно в северных местностях России), было гораздо больше. В постройке этих церквей русскими мастерами (часто – простыми плотниками), успевшими ко времени принятия христианства выработать определенные собственные приемы и формы зодчества, было проявлено больше самостоятельности, чем в постройке каменных. В области деревянного зодчества русские мастера стояли впереди византийцев, строивших исключительно из камня и кирпича.

Во времена татаро-монгольского ига влияние чужеродной культуры проникло в разные стороны уклада и искусства Руси. Однако совершенно не отразилось на деревянном зодчестве. Иго лишь задержало, как свидетельствует упадок каменного зодчества того периода, развитие архитектурных форм и строительства. Форма и план старинных деревянных церквей представляли или квадрат, или продолговатый четырехугольник. Купола были круглые или башнеобразные, иногда в большом количестве и разнообразной величины. Примерами деревянного храмостроения являются церкви Севера, например, в Кижах.

Каменное зодчество XV-XVI веков. Московские храмы до XV века обыкновенно строились мастерами из Новгорода, Владимира и Суздаля и напоминали храмы Киево-Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры. Hо эти храмы не сохранились: они или окончательно погибли от времени, пожаров и татарских разруше-ний, или перестроились по новому виду. Сохрани-лись другие храмы, построенные после XV века пос-ле освобождения от татарского ига и усиления Мос-ковского государства. Начиная с царствования ве-ликого князя Иоанна III (1462 - 1505 гг.), в Россию приезжали и вызывались иностранные строители и художники, которые, при посредстве русских мас-теров и по руководству древнерусских преданий цер-ковного зодчества, создали несколько исторических храмов. Главнейшими из них являются Успенский собор Московского Кремля (перестроен в 1475-1479 годах), где совершалось венчание на царство русских Государей (строитель итальянец Аристотель Фио-раванти), Архангельский собор Кремля - усыпаль-ница русских князей и царей (строитель итальянец Алевиз Новый; собор перестроен в 1505-1509 годах), Благовещенский собор (перестроен в 1484-1489 го-дах). В начале XVI века была начата постройка церк-ви-колокольни «Иван Великий» - самого высокого сооружения Московского Кремля.

Шатровый стиль . С течением времени русские строители вырабатывают собственный нацио-нальный архитектурный стиль храмостроения. Первый вид русского стиля носит название « шатрового» (или столбового). Он пред-ставляет собой вид соединенных в одну церковь нескольких отдельных церк-вей, из которых каждая имеет вид, словно столба или шатра, увенчанного ку-полом и главкой. Помимо массивности столбов и колонн в таком храме и боль-шого количества главок в виде луковиц, особенностями шатрового храма являются пестрота и разнообразие красок наружных и внутренних его частей. Образцом таких храмов явля-ются церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково (1547 год), церковь Вознесения в Коломенском (1530-1532 годы), собор Василия Блаженного (храм Покрова Бо-жией Матери на Рву) в Москве, построенный в 1555-1560 годах в память победы над Казанью. О происхож-дении шатрового или столпового вида некоторые исто-рики предполагают, что в виде столпов сначала строи-лись деревянные церкви, а потом и каменные.

Храмы XV -XVII веков . Особенностью храмов XVII века является внешнее яркое декоративное убранство: фа-сады увенчаны резными пирамидами, раскрашенными кокошниками, резными наличниками окон. Этот на-рядный стиль получил название «русское узорочье». Примером храма этого стиля является церковь Рож-дества Богородицы в Путниках в Москве (1649-1652 годы).

Храмы XVIII - XIX веков. Время распространения шат-рового вида в России оканчивается в XVII веке. По-зднее замечается нерасположение к этому стилю и даже запрещение его со стороны духовной власти (мо-жет быть, вследствие отличия его от исторического - византийского стиля).

Начиная с середины XVII века, «русское узорочье» вытесняется монументальным стилем «русское ба-рокко», отразившим в архитектурных формах чер-ты западноевропейской классической культуры. Примерами являются Воскресенский собор Смоль-ного монастыря в Петербурге (архитектор Растрел-ли), Андреевская церковь в Киеве, церковь Покро-ва Божией Матери в Филях в Москве (1693-1694 годы). В последние десятилетия XIX века пробужда-ется возрождение шатрового вида храмов. В этом виде создается несколько исторических церквей, так напри-мер, Троицкий храм Санкт-Петербургского «Общества рас-пространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви» и храм Воскресения (Спаса-на--крови) на месте убиения Царя-Освободителя Александра I (1907 год). В царствование императора Николая I для по-стройки военных церквей в Санкт-Петербурге был вырабо-тан архитектором Константином Тоном стиль, получив-ший название «тоновского». Примером может служить цер-ковь Благовещения в Конно-Гвардейском полку.

Из западноевропейских стилей (романский, готичес-кий и стиль Возрождения) при постройке русских церк-вей во второй половине XVIII - начале XIX века нашел при-менение только стиль Возрождения. Черты этого рацио-нального классического стиля видны в двух главных со-борах Санкт-Петербурга - Казанском (1737 год) и Исаа-киевском (1858 год). Иногда во внешнем облике храма замечается смешение стилей - базиличного и византийского, или романского и готического.

В XVIII – XIX столетиях большое распространение получа-ют домовые церкви, устраиваемые во дворцах и домах богатых людей, при учебных и правительственных уч-реждениях и при богадельнях. Такие церкви могут быть сопоставлены с древнехристианскими икосами.

Знаменитыми зодчими, возводившими в России хра-мы, были такие мастера, как Аристотель Фиораван-ти (ХV век) - строитель Успенского собора Московс-кого Кремля, Барма и Постник Яковлев (XVI век) - зодчие Покровского собора (храм Василия Блажен-ного) на Красной площади, Бартоломео Франческо Растрелли (XVIII век) - создатель ансамбля Смоль-ного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Васи-лий Ермолин (XV век), Павел Потехин (XVII век), Яков Бухвостов (XVII - начало XVIII века), Осип Бове (XVIII - начало XIX века), Константин Тон (Х1Х век). Каждый из них привнес в храмостроительство свои неповторимые творческие черты, сохраняя особенно-сти русского вида церковного зодчества.

Вопросы для контроля владения компетенциями:

1. Каковы устройство и символика ветхозаветной скинии пророка Моисея?

2. Какую внутреннюю структуру имеет православный храм? Раскройте символическое значение каждой из частей.

3. Как в архитектуре православного храма отражается литургический характер православного зодчества?

4. Как в композиции иконостаса отражается идея небесной иерархии и путь христиан ко Христу? Расскажите об изображениях на разных ярусах русского иконостаса.

5. Перечислите основные типы христианских храмов, определите этапы их создания и приведите примеры наиболее характерных сооружений.

6. Какой тип храмов получил наибольшее распространение на Руси и почему?

Классицизм был новым направлением в искусстве, установленным на государственном уровне. В церковной архитектуре он, с одной стороны, требовал строгого соблюдения языка форм и пространственно-композиционных решений, с другой - не исключал определенной свободы творческих исканий, что и было широко использовано русскими мастерами. Это, в конечном итоге, несмотря на всю противоположность классицизма русским традициям, привело к созданию величественных и неповторимых по красоте памятников, обогативших и русскую, и мировую культуру.

Становление классицизма в России началось при Екатерине II.

Будучи прагматичным человеком, императрица в первые годы своего правления демонстрировала особую набожность и благоговение к церковным традициям. Она так же, как Елизавета Петровна, ходила пешком в Свято-Троицкую Лавру, ездила в Киев для поклонения угодникам Печерским, говела и причащалась со всем своим придворным штатом . Все это сыграло значительную роль в укреплении личного авторитета императрицы, и «благодаря постоянному напряжению мысли она стала исключительным человеком в русском обществе своего времени» .

Екатерина II стремилась, вслед за Петром I, перекроить русские традиции по европейским лекалам

На архитектуру и искусство этого времени повлияло множество различных факторов, которые лежали по существу за их пределами, но привели к кардинальным изменениям - смене «елизаветинского барокко» классицизмом. В первую очередь необходимо указать на глубокую неприязнь Екатерины к предшественнице на престоле: все, что было мило и дорого одной, другой не воспринималось и порицалось. Решающей причиной, повлиявшей на смену общеимперского стиля барокко классицизмом, стало желание Екатерины II перекроить, следуя по стопам Петра I, русские культурные и общественные традиции по европейским образцам и лекалам.

Храмы, заложенные в обеих столицах при Елизавете Петровне, достраивались в барочном стиле, однако уже с привнесением в их облик очевидных элементов нового государственного направления в искусстве . Русским императорским двором классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой отныне должна была существовать и развиваться культура отечественная. Так спустя полвека инициативы и задумки Петра I в области архитектуры и искусства находят свое реальное воплощение.

Однако следует заметить, что европейские культурные корни были изначально и у нашего Отечества: «Античная традиция пришла на Русь через посредство Византии, уже осуществившей в христианском духе ее творческое претворение - переосмысление» . Наша культура всегда была частью мировой, прежде всего европейской, христианской культуры. Частью особенной, но не замкнутой, не изолированной. Вся история русского зодчества наглядно свидетельствует, что «культурного одиночества» никогда не было. Каждая эпоха являла современникам новые архитектурные постройки, возводившиеся с использованием не только технических новаций , но и стилистических, изобразительных элементов, заимствованных извне. Доказательством чему могут служить и московские памятники конца XV - начала XVI века, и образцы московского барокко, и петербургские постройки времен Петра I .

Для европейского самосознания того времени само понятие «традиция» стало чем-то архаичным

В правление Екатерины II впервые (даже если не забывать о петровских новациях) церковная архитектура полностью оказалась под воздействием последовательного государственного давления, направленного на переориентацию на западные секулярные образцы. Для европейского самосознания того времени само понятие «традиция» стало чем-то архаичным . Именно стремление предать забвению философию преемственности русской традиции в архитектуре и искусстве стало главной чертой того времени, когда в Россию пришел европейский классицизм.

В Европе возвращение к культуре Древней Греции и Рима в XVIII веке становится принципиально новым масштабным явлением, охватившим в скором времени все западные страны . Но если для них классицизм («неоклассицизм») был не чем иным, как возвращением к собственным корням в творческих исканиях, то для России он стал новаторством, особенно в церковной архитектуре. Однако, заметим, фундамент традиции всё же сохранился. Так, осталось трехчастное построение храма, унаследованное от Византии.

Подспудно, неосознанно новые архитектурные элементы переплетались с самобытными национальными. Обратим внимание: русская деревянная храмовая архитектура в своей строительной основе стремилась к вертикальным формам . Это было обусловлено применением главного строительного материала - дерева, бревна. И такой основной архитектурный модуль, как колонна, столь любимая классицизмом, обеспечивал зрительную (пусть и несколько условную) параллель с внешними элементами национального деревянного зодчества.

Тем не менее классицизм многое существенным образом изменил - не только в облике церквей, но и во всей архитектурной среде.

Традиционные русские города занимали огромные площади из-за крайне разреженной застройки , гармонично включавшей в себя естественный ландшафт с садами, огородами и даже лесными массивами . Все это придавало городу с его витиеватым переплетением улиц, переулков и тупиков неповторимый колорит . При этом именно храмы всегда выступали в качестве градостроительных доминант, по которым можно было отличить главную часть города.

Генеральные же перепланировки русских городов , проводившиеся в соответствии с европейскими градостроительными установками , рационализировали пространство ; при этом существовавшие каменные храмы постепенно растворились среди новых построек, вследствие чего потеряли доминирующее звучание в городской среде. В результате сместились главные ориентиры социально-культурного пространства, в котором формировались жизненные установки человека. Храмы, церковные здания оставались, как и прежде, в качестве доминирующих архитектурных строений только в сельской местности.

Храмовое строительство в Москве в правление Екатерины II было незначительным: в основном проводились ремонтные работы обветшавших построек. В Петербурге строительство все же велось.

Вскоре после коронации императрица Екатерина II приступила к выбору проекта нового главного собора Александро-Невского монастыря - к тому времени храм из-за ветхости был разобран . В Троицком соборе (1776-1790) Александро-Невской Лавры философские идеи европейских классических построек были воплощены максимально полно. Кроме того, после освящения собора внутри его были размещены полотна европейских художников на библейские темы, что придавало всему внутреннему убранству торжественный и строгий, но одновременно дворцовый вид.

Одним из немногих храмов, заложенных при Екатерине II в Петербурге, стал и (третий по счету). Но из элементов нового стиля в этом соборе, пожалуй, было только одно - отделка стен мрамором. Подобные архитектурные задумки не могли в полной мере удовлетворить вкусы Екатерины, потому строительство двигалось крайне медленно: ко времени восшествия на престол Павла I храм был достроен только до сводов.

Появление новой церковной архитектуры в классическом стиле сопровождалось практически повсеместной перестройкой - в угоду идеям классицизма - уже существовавших храмов. В истории русского храмостроительства подобное в столь широком масштабе происходило впервые. В первую очередь переделка повсюду затронула позакомарное покрытие храмов, которое заменяли простой четырехскатной кровлей, что, естественно, кардинально меняло все архитектурное звучание сооружений. Растесывались старые и прорубались новые окна, удалялся архитектурный убор наличников, достраивались дополнительные портики с колоннами, фасады декорировались монументальной живописью, выполненной в масляной технике на холстах. Подобных примеров десятки; из исторически значимых памятников, которые подверглись перестройке, назовем Успенский собор Владимира, а также Троицкий собор, храм Сошествия Святого Духа и храм преподобного Никона Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре . Как указывает историк Е.Е. Голубинский, во времена Екатерины II также были перестроены на западный манер все крепостные башни монастыря, что почти до неузнаваемости изменило весь вид древней обители. Подобные новшества не обогатили общий ее облик, это был яркий пример неорганичного дополнения сооружений одного времени значительными архитектурными элементами другого.

Искусственные «приживления» идей классицизма затронули так или иначе почти все древние русские памятники. Повальная перестройка храмов стала демонстрацией неразборчивого и нецелесообразного поглощения национальных архитектурных идей и образов европейской традицией: свое чуть ли не растворялось в небытии, однако и новое не выглядело сколько-нибудь органично и даже эстетично на древних постройках.

Внутреннее пространство традиционного русского храма с его полумраком и фресками создавало условия для молитвенного покаяния и сакрального предстояния перед Богом. А растесывание старых и прорубание новых окон создавали в интерьерах древних храмов иное, разреженное воздушное пространство. В таком пространстве переставали должным образом восприниматься фресковые росписи, состоявшие из больших цветовых пятен и воспроизводившие символы , прочтение которых не требовало рассматривания и любования, но призывало к молитвенному углублению и духовному покою . Сама древняя практика фресковой росписи стала неуместной при новом прочтении сакрального пространства. Ранее фрески заполняли весь храм, последовательно повествуя о евангельских событиях или о событиях из жизни Церкви. Идеи же классицистического убранства храма подразумевали принципиально иную исходную задачу. Общее пространство внутренних стен максимально освобождалось от изображений. Сюжеты на различные библейские темы представлялись в виде композиций, не связанных в единое повествование, они «развешивались как отдельные полотна на стены», а каждое изображение оправлялось в декоративную живописную раму .

Интерьеры храмов «исправлялись» под классицизм, и нарушалась взаимосвязь росписей, естественного света и литургического священнодействия

Фактически была нарушена сложная взаимосвязь фресковых росписей, естественного света и литургического священнодействия. Интерьеры храмов, «исправленные» под идеи классицизма и украшенные живописью, выполненной в масляной технике и порой, к сожалению, не самого высокого художественного уровня , стали условно напоминать зальные пространства европейских сооружений. Сегодня большей части храмовых интерьеров в процессе реставрации возвращены первоначальные фресковые росписи, сохранившиеся под поздними записями . Из немногого, что дошло до наших дней от того времени, наиболее полно и гармонично учитывающими своеобразие сакрального пространства выглядят росписи Большого собора Донского монастыря, выполненные в 1775 году . И это фактически единичный пример.

Новым же храмам, построенным в стиле классицизма, были присущи ясность композиционного решения, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классического канона, тонкая прорисовка деталей, рациональность и эргономичность . Но и церкви в византийских традициях, по прошествии столетий ставших национальными, во многом имеют все перечисленные выше характерные черты.

После смерти императрицы Екатерины II на престол в 1796 году взошел ее единственный сын Павел Петрович . Политику нового императора в отношении Церкви можно охарактеризовать как снисходительную . В павловский период храмостроительство в столице фактически не велось. Стоит обратить внимание на такой факт. Ко времени восшествия на престол Павла третий по счету собор во имя преподобного Исаакия Далматского строился уже 28 лет. Мрамор, заготовленный для его отделки, Павел приказал вывезти и употребить при постройке Михайловского замка . Однако полностью предать забвению строительство собора, заложенного Петром I, было, видимо, неприлично, и Павел приказал при минимуме средств в кратчайшие сроки его завершить , что требовало изменения первоначальных планов, отчего строительство собора вновь затянулось, и освящен он был лишь в 1802 году.

Единственным масштабным храмостроительным начинанием царствования Павла I стал собор в честь Казанской иконы Божией Матери в Петербурге: в 1800 году получил одобрение проект молодого талантливого архитектора А.Н. Воронихина .

Достаточно необычным новаторством в рамках классицизма стала церковь во имя Живоначальной Троицы (1785-1790) под Петербургом , а точнее - ее колокольня в виде четырехгранной пирамиды, отчего в народе этот храм стал называться «Кулич и Пасха» . Также своеобразен в своем художественном решении храм-памятник в честь Нерукотворного Образа Спасителя (1813-1823, Казань), построенный уже при Александре I, - церковь эта, возведенная в память воинов, павших при взятии Казани в 1552 году, имеет форму усеченной пирамиды, где каждая сторона украшена портиком . Однако о «неединичности» приведенных примеров свидетельствуют интересные архитектурные решения уже более позднего времени, например Никольский храм пирамидального типа в Севастополе (1857-1870). Так, по существу инородные, фактически чуждые отечественной культуре идеи древнеегипетской архитектуры постепенно приобрели новое художественное звучание.

После государственного переворота 12 марта 1801 года русский трон занял сын Павла I - Александр . По отношению к Церкви император проводил в основном ту же политику, что и Екатерина II. Но он в значительно бо льших масштабах вел строительство, в том числе церковное, причем не только в Петербурге, воплощая новые архитектурные замыслы и проекты. Идеи классицизма расцвели как никогда ранее.

27 августа 1801 года Александр I присутствовал при закладке в Петербурге, а спустя десять лет он уже молился во время освящения этого поистине уникального сооружения, ставшего одним из красивейших зданий не только в России, но и в Европе.

Конечно, русский классицизм во всех своих проявлениях был ориентирован на европейскую культуру, но в художественную жизнь вмешался политический фактор, ослабивший классицизм в России, - Отечественная война 1812-1814 годов. После наполеоновского нашествия, разорения городов, глумления над храмами и святынями, и прежде всего Московского Кремля , сам образ европейской цивилизации поблек и перестал восприниматься многими нашими предками с прежним пиететом. Изменились политические ориентиры - и архитектура и искусство эпохи высокого ампира получили новый вектор развития, связанный с прославлением героизма русского воинства, патриотической доблести народа и самодержавия.

Завершает череду петербургских построек времени позднего классицизма строительство двух храмов по проекту В.П. Стасова - Преображенского (1825-1829) и Троицкого (1828-1835) . Обе эти церковные постройки были заложены уже при новых общественно-политических условиях и существенно изменившихся вкусах. В этих храмах автор как будто пытался дать новую интерпретацию формам и философским идеям классицизма через возвращение к традиционному русскому пятиглавию.

Стасов попытался классицизм соединить с традицией: портики и колонны - с русским пятиглавием

По утвердившемуся мнению, постройкой Исаакиевского собора по проекту О. Монферрана (1817-1858; уже четвертого по счету) фактически завершается эпоха классицизма в России . Перед автором встала та же задача, которую пытался решить В.П. Стасов: в классической по духу постройке воплотить традиционное русское пятиглавие. Для Исаакиевского собора были выполнены величественные многофигурные бронзовые рельефы, скульптуры, уникальные входные двери, колонны. Все эти работы - творения лучших мастеров. Исаакиевский собор - это выражение официального понимания Православия в то время .

Что же касается Первопрестольной, то в первой четверти XIX века в Москве храмостроительство было незначительным, что и понятно: по данным государственной комиссии, в Москве в 1812 году было уничтожено 6496 домов из 9151 и 122 церкви из 329 . Масштабные строительные и восстановительные работы начались сразу после освобождения от наполеоновских войск .

Особое место в московском зодчестве должно было занять возводимое в честь победы над французами внушительное здание храма Христа Спасителя на Воробьевых горах . В своем архитектурном решении это была традиционная постройка в стиле классицизма. Однако в 1826 году строительство храма, начатое в 1817 году, было остановлено указом императора Николая I: за девять лет не появился даже фундамент, хотя средств было потрачено немало. К идее постройки на Воробьевых горах более не возвращались.

Важно подчеркнуть, что следование классическим образцам в церковной архитектуре древней российской столицы имело определенную специфику: «московской архитектуре зрелого классицизма была присуща, по сравнению с Петербургом, большая мягкость и теплота в толковании классических форм» .

В целом Александровская эпоха в культуре характеризуется серьезными внутренними противоречиями. В этот период произошло своего рода столкновение двух направлений - продолжавшегося классицизма и нарождающегося русского ренессанса. Разнородность идей, стилей, исканий, на наш взгляд, является одной из характерных черт архитектуры и изобразительного искусства России этого времени.

Как видим, классицизм в России прошел все стадии своего развития: от сдержанного раннего «вторжения» в традиционные храмовые постройки, когда он переплетался с «елизаветинским барокко», до утверждения себя с почти декларативным неприятием любых неклассических образов, после чего и началось его постепенное угасание, что проявилось в первую очередь в церковной архитектуре провинции, где он переходил в формы все более посредственные и однотипные . Классицизм, трансформировавшись в более позднее время в ампир, был направлен на прославление государственной власти страны-победительницы.

При всех противоречиях процесса адаптации идей классицизма к, так сказать, «русским условиям», здесь были - и это необходимо подчеркнуть - и позитивные моменты. Русские мастера, в кратчайшие сроки освоив идейно-художественные, технические и инженерные основы и приемы классической архитектуры, создали равные своим европейским аналогам образцы, что значительно продвинуло русское искусство, в том числе и церковное, вперед. А такие великолепные храмы, как Казанский и Исаакиевский, стали поистине мировыми шедеврами. И вполне уместно говорить об эпохе классицизма в России как о «русском классицизме» - уникальном и неповторимом явлении мировой культуры в целом.

(Окончание следует.)