Главная · Горло · Какие суда не пройдут под крымским мостом. Помешает ли Керченский мост судоходству

Какие суда не пройдут под крымским мостом. Помешает ли Керченский мост судоходству

Последние дни, как и все, но немногие), увлеченно следил за установкой железнодорожного пролета Крымского моста. Не буду останавливаться на уникальности сооружения, технологических сложностях, об этом уже много написано.

После того, как часть свидомых таки поверила, что мост это реальность, а не декорации на Мосфильме, укроплач принял другое направление, теперь они стенают, что высота пролетов моста, а это 35 метров, якобы ограничит проход крупнотоннажных судов в порты Мариуполь и Бердянск.

Вот именно это разберем подробно, я не видел внятных объяснений для неспециалистов. В начале приведу небольшой глоссарий, поясняющий некоторые термины, которых не избежать.

Air draft - буквально - воздушная осадка или высота судна от действующей ватерлинии до самой высокой точки (как правило клотик или штыревая антенна для УКВ диапазона), в дальнейшем АД.

Дедвейт - одна из наиболее употребимых характеристик торговых судов, не путать с водоизмещением и гросс и нетто тоннажем, в дальнейшем ДВТ.

LOA - lenght over all - максимальная длина судна, не путать с длиной между перпендикулярами или длиной по ватерлинии, в дальнейшем ЛОА

МАП - морская администрация порта

КЕК -Керчь Еникальский канал

Максимальная разрешенная осадка для судов использующих КЕК - 8 метров. Установлена еще в 1970 году МАП Керчь.

Рассмотрим какие морские суда имеют такую осадку, речные и "река-море" можно опустить, та как их АД не более 7 - 10 метров, могут проходить под мостом в любом состоянии. Осадке 8 метров по летнюю ватерлинию соответствуют суда с ДВТ 7000 - 12000 тонн, разных типов, это и небольшие балкеры и контейнеровозы - фидеры. АД у таких судов в пределах 20 - 30 метров. К тому же, при постройке судов с АД более 35 метров, мачты делаются складными (опция заказчика), так как многие мосты и в Европе, и в Америке имеют высоту пролетов 35 - 40 метров.

Мне могут возразить, что существуют некие гипотетические сценарии, когда потребуется проход действительно крупнотоннажного в балласте или с недогрузом по осадку 8 метров судна, а мост ограничит. Да, такие сценарии есть, но их немного.

1. Фрахтуется судно, скажем размера Панамакс, это ЛОА 300 метров, ДВТ 65000 тонн, осадка в грузу по марку 12.5 метров. Загрузить его можно только на 8 метров, а это 40000 - 45000 тонн груза максимум, вроде бы все просто, но есть НО. В коммерческой морской практике есть термин "мертвый фрахт", если фрахтуется судно ДВТ 65000 тонн, а перевозится 40000 тонн, то фрахт оплачивается как за перевозку 65000 тонн. На пересыщенных тоннажем линиях, где идет борьба за каждый доллар на тонне, подобные действия будут выглядеть просто глупо.

2. Крупнотоннажное судно с АД более 35 метров, в балласте следует на ремонт в порт Азовского моря. Это просто - в Азовском море нет доков и судоремонтных заводов, способных принять такие суда.

В завершение, весь 2015 и 2016 годы МАП Керчь производил мониторинг судов проходящих КЕК, максимальная зафиксированная АД судна - 32.2 метра.

То есть НИКАКИХ ограничений Крымский мост для портов Азовского моря не создает, ограничения были, есть и будут, но к мосту они не относятся.

Подпишитесь на нас

Украинский пограничный сторожевой корабль проекта 205П BG-32 «Донбасс» прибудет в Азовское море после прохождения технического обслуживания. Об этом проинформировал портал «Тиск» на своей странице в фейсбуке.

Судно, являющееся «одной из самых мощных единиц украинских военных сил» региона, было покрашено. Кроме того, было произведено обслуживание рулевых механизмов, винтов и прочих систем корабля, а на его подводной части установили протекторы.

Это стало еще одним из элементов усиления украинского флота в Азовском море.

В конце сентября два корабля Военно-морских сил Украины пересекли исключительную экономическую зону России рядом с берегами Крыма. Уже в октябре дислоцированные в Азовском море украинские корабли провели «комплексное тактическое учение сил по обороне морского п
обережья».

В маневрах приняли участие более 30 единиц техники и около 500 военнослужащих. Как сообщалось, маневры проходили с 9 по 12 октября, на это время украинские власти закрыли часть акватории в районе Бердянска и поселка Ялта Донецкой области. За маневрами лично наблюдал президент Украины .

Тогда он заявил, что Вооруженные силы страны готовы отразить «российскую агрессию» на побережье Азовского моря, а прошедшие учения оценил в «12 баллов».

В последнее время Азовское море стало одним из главных камней преткновения в российско-украинских отношениях.

Обстановка в Азовском море усугубилась в марте 2018 года. Тогда украинские пограничники захватили российское рыболовецкое судно «Норд». Кроме того, Киев обвинил Россию в «незаконных» досмотрах украинских судов, следующих в порты на азовском побережье. Украина начала перебрасывать в регион бронекатера типа «Гюрза», а российские пограничники начали досматривать все суда, следующие в порты Украины на Азовском море.

Кроме усиления дислоцированных в Приазовье группировок Вооруженных сил Украины, в 2018 году планируется создать военно-морскую базу военно-морских сил Украины в Азовском море. Командование собирается сформировать и развернуть там бронекатерный дивизион. Береговую линию украинского Приазовья планируется укрепить ракетными бункерами и артиллерийскими системами.

Наконец, командование ВСУ собирается регулярно проводить в районе Азовского моря общевойсковые учения, задействуя в маневрах как сухопутные, так и военно-воздушные силы для отработки «вероятного вторжения российской высадки с моря».

В Киеве регулярно говорят о будто бы готовящихся в Азовском море актах «российской агрессии». В конце мая бывший заместитель министра обороны Украины, адмирал запаса заявил, что в Азовском море возникла «гибридная угроза вторжения» — ВМФ России якобы проводит военные учения на море «крайне близко» к украинским берегам.

Украинская сторона опасается возможной «агрессии» из Крыма, который стал частью РФ по итогам референдума, проведенного в мае 2014 года. Россию, в свою очередь, беспокоит возможность военных провокаций со стороны Киева, особенно проведение совместных учений с в акватории Азовского моря.

Не так давно глава Сергей заявил, что Москва не разрешит войти в Азовское море судам НАТО для проведения учений Украины и Альянса. «Сейчас Украина хочет зазвать натовские учения в Азовское море, но туда уже нельзя будет пройти, потому что наш договор с Украиной требует обоюдного согласия для прохода военных кораблей в Азовское море», — пояснил дипломат.

Лавров имеет в виду договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, заключенный между Россией и Украиной еще в декабре 2003 года. Это соглашение стало важной вехой в решении «азовского вопроса», который стоял ребром в отношениях двух стран после развала СССР.

«В период СССР все Азовское море было внутренним морем СССР, и это никем не оспаривалось. Ни один иностранный военный корабль не мог войти в Азовское море без согласия нашей страны. После распада Союза, с возникновением Российской Федерации и Республики Украина, то есть после 1991 года, начались переговоры, как уточнять статус Азовского моря: или сохранить статус внутреннего моря, но двух государств, или провести делимитацию здесь морской границы, или по-иному определить статус Азовского моря», — рассказывал ранее в интервью «Газете.Ru» вице-президент Российской ассоциации морского права, доктор юридических наук, профессор Александр Вылегжанин.

Однако к конкретному соглашению по Азовскому морю Россия и Украина не могли прийти более 10 лет.

Соперничество двух стран в Азовском море обусловленно не только вопросом контроля над рыбными ресурсами, но в первую очередь наличием там важной транспортной артерии, а также крупных залежей нефти.

Москва предлагала поделить море по принципу «50 на 50». Украинцы, контролировавшие в то время Крым, выступали со встречным, более выгодным для них предложением — поделить море по принципу средней линии, в соответствии с равной удаленностью от берегов.

Одним из самых острых аспектов этой проблемы была территориальная принадлежность острова Тузла, расположенного посреди Керченского пролива. В качестве острова эта территория была признана только в советские годы, после того, как вокруг Тузлинской косы, входившей в годы Российской империи в состав Кубанской губернии, был прорыт канал. Тогда же Тузла была присоединена к Крымской автономной ССР, а единственный проход через Керченский пролив — Керчь-Еникальский фарватер — попал под юрисдикцию УССР.

После развала Союза, в России стали оспаривать эти решения.

Одним из первых, кто вывел эту проблему на политический уровень, был депутат Краснодарского законодательного собрания . Он неоднократно заявлял, что Тузла — это не остров, а коса и часть Таманского полуострова. Соответственно, граница должна проходить по Керчь-Еникальскому фарватеру, контроль над которым должен перейти к России. Травников даже написал две книги на эту тему.

Напряжение достигло максимума в 2003 году. Россия решила научно-исследовательским путем доказать, что Тузла не является островом, и со стороны Таманского полуострова Россия начала активно строить дамбу.

Проект был практически завершен, когда в ноябре 2003 года президент России принял решение прекратить строительство после того, как украинцы согласились на переговоры.

Спустя пару месяцев стороны наконец достигли долгожданного соглашения. Его суть сводилось к тому, что

Азовское море было признано внутренними водами России и Украины под совместным управлением.

В соответствии с этим решением, торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом РФ или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в них свободой судоходства.

Также в договоре были установлены правила в отношении судоходства других государств. Согласно документу, военные корабли и другие суда третьих стран могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются с визитом в порт одной из сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой стороной.

В ином случае проход считается незаконным. Этот пункт позволяет как российским, так и украинским военным беспрепятственно задерживать и досматривать суда другой стороны и иностранных держав. Именно к этому пункту договора и отсылает российский министр иностранных дел, говоря, что Россия не допустит пребывания кораблей НАТО в Азовском море.

К сожалению, конфликты двух сторон после подписания данного соглашения не прекратились.

Так и не была проведена демаркация морской границы, что стало причиной регулярных конфликтов российских пограничников и украинских рыбаков. В июле 2013 года в Азовском море произошла трагедия — пограничный катер пошел на таран украинского рыбачьего баркаса, где было пятеро рыбаков, четверо из них в результате столкновения погибли.

По данным пограничного управления ФСБ по Краснодарскому краю, российские пограничники увидели, что «маломерное судно без опознавательных знаков находилось в закрытом для плавания районе вблизи косы Должанская Азовского моря». Перед столкновением пограничники преследовали лодку и украинцы, пытаясь оторваться, «резко изменили курс в сторону преследователей, нарушив международные правила предупреждения столкновения судов в море». Баркас перевернулся.

Инцидент вызвал большой резонанс на Украине, став причиной роста очередной волны антироссийских настроений. В украинских СМИ публиковались видео, где якобы российские пограничники кричат украинским рыбакам:

«Хохлы, мы вас топили и топить будем!»

Тем не менее, события 2014 года заслонили все другие конфликты. Республика Крым и Севастополь вошли в состав России на правах субъектов федерации по итогам референдума, на котором подавляющее большинство жителей полуострова проголосовали за воссоединение с РФ. Киев итогов плебисцита не признал и продолжает считать Крым своей, но временно оккупированной, территорией.

Москва же неоднократно подчеркивала, что референдум прошел в полном соответствии международному праву, а вопрос территориальной принадлежности полуострова «исторически закрыт».

Переход Крыма под юрисдикцию РФ сильно осложняет правовой статус Азовского моря. Состояние отношений двух стран также не дает возможности ожидать, что в скором времени может быть заключено новое соглашение.

В то же время со стороны Украины активно ведется работа по отмене действия договора от 2003 года. Не так давно глава МИД Украины заявил, что сейчас Украина пытается уговорить своих зарубежных партнеров «политически и юридически» признать Азовское море обычным территориальным морем, отменив тем самым его действующий статус внутренних вод России и Украины.

Ракетный корвет «Град Свияжск»

Россия значительно наростила свой военно-морской флот в акватории Азовского моря. Стал известен состав флота страны-агрессора, который несет потенциальную угрозу для Запорожской области. Подробности последних изменений высказал глава наблюдательного совета Фонда «Майдан иностранных дел» и главный редактор сайта BlackSeaNews Андрей Клименко во время чата для «Главреда» .

Клименко напомнил, что до мая 2018 года у РФ в акватории Азовского моря были лишь корабли береговой охраны и пограничной службы. Сейчас же добавились корабли, которые могут обстреливать объекты на суше.

По мнению авторитетного эксперта, это может быть частью специально разработанного плана для обеспечения аннексированного Крыма водой. Именно в рамках него и зашли в Азовское море пять военных кораблей Каспийского флота РФ.

«Сейчас уже практически сформирована Азовская флотилия Военно-морского флота РФ. По нашим оценкам, она сейчас насчитывает шесть артиллерийских катеров типа «Шмель», переброшенных из Каспийской флотилии, шесть или семь малых десантных кораблей типа «Серна», тоже переброшенных из Каспийской флотилии РФ», – рассказал Клименко.

Два дня назад в Азовское море прибыли два ракетных корвета «Град Свияжск» и «Великий Устюг» тоже из Каспийской флотилии РФ. Эти два корвета вооружены ракетами «Калибр». «Это те самые корветы, которые в конце 2015 года выполняли первые стрельбы крылатыми ракетами «Калибр» по территории Сирии», – уточнил журналист.

По его словам, цель совершенно понятна.

«Это военно-морская группировка, которая может действовать в акватории Азовского моря против азовского побережья Украины. Безусловно, имеется связка между проблемой оккупированного Крыма и сегодняшней ситуацией на Донбассе. Эта связка существовала всегда, но сегодня она получила яркое проявление», – отметил Клименко.


2014 год. Ракетный корвет «Великий устюг» буксируют по Волге в Каспий

Смысл в том, что в оккупированном Крыму назревает уже не проблема, а катастрофа с водой в связи с перекрытием в 2014 году Северо-Крымского канала, заявил эксперт.

«Что нужно сделать, чтобы разблокировать Северо-Крымский канал и пустить в Крым? Нужно либо захватить Каховку - ведь именно там начинается Северо-Крымский канал, и именно там находится шлюз, главная дамба, откуда может осуществляться поставка днепровской воды в Крым. Или надо осуществить комплексное давление на Украину, чтобы украинские власти сами разблокировали поставки воды в Крым», – пояснил он.

Одним из элементов , по его словам, является уже осуществляемая блокада портов Бердянск и Мариуполь, а вторым - военная угроза: или вы открываете воду, или мы вас атакуем.

Ранее Клименко рассказал, чем эйфория Путина грозит Киеву . По словам эксперта, глава РФ сейчас активно действует в странах ЕС, и у него все получается.

Ситуация в Азовском море после строительства моста через Керченский пролив стала более напряженной. Украинская сторона неоднократно грозилась впустить в свои территориальные воды флот НАТО. Но есть ли у нее такое право?

25 ноября 2018 года российскими пограничниками в районе Керченского пролива были задержаны три украинских корабля, два из которых оказались военными. Им было предъявлено обвинение в незаконном пересечении границы Российской Федерации, после чего суда отконвоировали в Керчь, а экипаж арестовали.

В Москве оценили инцидент как провокацию украинского руководства, которое искало повод для ввода военного положения в некоторых регионах страны. По мнению политологов, этот шаг позволил бы отсрочить президентские выборы и продлить на неопределенный срок полномочия действующего главы государства Петра Порошенко. Согласно другой версии, эта акция могла нести непосредственную угрозу Крымскому мосту.

В Киеве считают, что разрешение на проход украинских судов было оформлено согласно всем нормативам и признают действия погранслужбы РФ незаконными. Как и следовало ожидать, Украину поддержали в США. Посыл из-за океана был таков: Россия «пиратской атакой» на украинские катера нарушила все нормы международного права и бросила вызов самим Соединенным Штатам. Многие американские политики для умиротворения российско-украинского конфликта призвали Вашингтон отправить в Азовское море военно-морской флот США.

Очевидно, что этого хотят и в Незалежной. В Киеве неоднократно заявляли, что Россия регулярно блокирует прохождение украинских судов через Керченский пролив и даже собирались принять ответные меры. Сейчас в Верховной Раде одновременно с пересмотром Договора о дружбе с Россией пытаются принять закон о «прилегающей морской зоне», который бы позволил кораблям НАТО беспрепятственно находиться в украинских территориальных водах Азовского моря.

Украинские политики уверены, что после разрыва Договора о дружбе Киев уже не будет связан с Москвой никакими правовыми обязательствами. Это, в частности, позволит морской охране в целях предотвращения действий, нарушающих законодательство Украины, открывать огонь без предупреждения. Кроме того, без консультаций с российской стороной Украина будет вправе приглашать военные корабли НАТО в порты Мариуполя и Бердянска.

Чтобы понять, возможно ли осуществить проход военных судов третьих стран через Керченский пролив нужно обратиться к истории. В советское время Азовское море в силу географического фактора имело статус внутреннего, что было подтверждено международными нормативными актами. Но после развала СССР с появлением двух субъектов, России и Украины, статус Азовского моря потребовал пересмотра.

Первой начала действовать Украина, которая в одностороннем порядке объявила Керчь-Еникальский канал – главный судоходный путь из Черного в Азовское море – своей юрисдикцией. К слову, этот канал был построен Россией в далеком 1874 году и совершенствовался вплоть до начала Первой мировой войны.

В октябре 1995 года МИД Украины инициировал пересмотр статуса Азовского моря и Керченского пролива, настаивая на признании государственной границы, которая, по мнению Киева, существовала как административное разграничение между бывшими союзными республиками.

Керченский мост может стать клапаном, который регулирует давление Москвы на Киев, ограничивая судоходство в украинские порты Азовского моря. При этом мосту грозит самоуничтожение, считают некоторые российские эксперты.

Россия переходит к следующей фазе строительства Керченского моста над проливом между Черным и Азовским морями — установка на штатные опоры его арок. Начиная с 3 августа, запрещено судоходство через Керченский пролив, а именно 3-6, 8-10, 14-21, 28-31 августа и 1-4 сентября — всего на 23 суток. После установки арок под мостом смогут проходить судна с ограниченными габаритами. Только из-а этих временных ограничений украинские порты в Мариуполе, Бердянске и Геническе могут потерять полмиллиарда гривен. Кроме того, есть риск потерять полноценный доступ к этим портам на Азовском море.

По мнению многих экспертов, одна из главных ошибок Украины в том, что вместо поиска юридических и политических путей противодействия строительству Керченского моста Киев с самого начала погрузился в стихийную информационную кампанию по дискредитации самой возможности сооружения моста. Как следствие упущено время для поиска более адекватных возможностей влияния на ситуацию.


Прощай, «Панамакс»?

Согласно проекту, высота Керченского моста в месте прохождения судов должно быть 35 метров. Это означает, что в украинские порты Азовского моря смогут попасть корабли высотой не более 33 метров. Проектировщики моста также уверяют, что глубина фарватера под ним достигнет 9 метров. Это позволит проходить судам с осадкой 8 метров. По данным онлайн-карты движения кораблей «Traffic Marine», например, 31 июля в порту Мариуполя стояло семь грузовых судов. У крупнейшего из них осадка — 8 метров. То есть большинство кораблей, направляющихся в украинские порты Азовского моря, смогут проходить под Керченским мостом. В частности, суда типа «Federal» имеют сравнительно небольшие надводные габариты и при этом способны перевозить значительные партии грузов.

«Никаких последствий для судоходства Керченский мост теоретически и технологически создать не должен. Если возникнут ограничения — это будет политика, а не технологии», — считает эксперт судоходства, главный редактор BlackSeaNews Андрей Клименко.

Впрочем, Мариупольский морской торговый порт также время от времени принимает суда типа «Панамакс», которые имеют осадку 14 метров. Чтобы они могли зайти и выйти из мариупольского порта и не превышали допустимую глубину осадки, их загружают не полностью и они становятся выше. Поэтому после завершения строительства мост фактически заблокирует движение кораблей типа «Панамакс», ведь их надводная габаритная высота минимум на 5-10 метров превышать высоту Керченского моста в месте прохождения судов. По мнению многих экспертов, это может сдерживать развитие украинских портов Азовского моря и международную торговлю с Украиной.

Мост политического давления

Российский односторонний контроль над входом в Керчь-Еникальский канал позволяет Москве в любой момент перекрывать доступ судов в украинские порты в Азовском море. Мост станет удобной инфраструктурой, прежде всего, для торговой блокады Украины тогда, когда это будет нужно Москве. Под любыми техническими предлогами, к примеру, ремонтными или укрепительными работами или под предлогом военных или антитеррористических учений в Керченском проливе можно быть ограничить судоходство. Усиление присутствия российского флота в районе Керченского моста может помешать морской коммерции.

Международные перевозчики стараются избегать милитаризованных акваторий и мест потенциального конфликта. Керченский мост может стать таким себе клапаном, который будет регулировать российское руководство. Ограничивая экспортные возможности Украины, Москва может давить на Киев, требуя, например, водо- и энергоснабжения на оккупированную территорию Крыма с материковой Украины в обмен на свободное передвижение судов в украинские порты Азовского моря, предполагают эксперты.

«Ринат Ахметов контролирует менеджмент двух азовских портов (имеются в виду порты в Мариуполе и Бердянске). Эти порты соединяют индустриальный Донбасс, где расположены большинство его предприятий, с морем. Поэтому с помощью ограничений Россия способна мотивировать Ахметова на определенную экономическую поддержку «самопровозглашенных республик», — считает эксперт Международного центра перспективных исследований Павел Бульдович.


Угроза самоуничтожения?

Еще во времена Советского Союза рассматривалась возможность построения моста над Керченским проливом, но из-за сложной геологической ситуации — в частности, опасности землетрясений — от этой идеи отказались. Сейчас технологии строительства гораздо надежнее, но не было должной экспертизы и расчета рисков. Также считают и некоторые российские эксперты.

«Там грязевой вулканизм, шесть водоносных горизонтов, к тому же — карст (ненадежная для строительства геологическая формация, что может проваливаться). Куда, как все сейчас объясняют, мы будем бить сваи? Ничего там бить нельзя: это море, плюс 80 метров донных отложений», — утверждает старший научный сотрудник Института водных проблем Российской академии наук Юрий Медовар.

Он признает: возвести мост можно будет, но остается открытым вопрос, как долго он будет стоять и выдержит ли нагрузки от автомобильного и железнодорожного транспорта, а также погодные условия со штормами и сейсмической активностью. Российский эксперт сомневается в соблюдении технологий строительства и приводит примеры гораздо меньших по размерам мостов в России, которые обвалились из-за небрежного сведения в последние годы.

В частности, мост в Борисоглебске Воронежской области рухнул в январе 2013, унеся жизни нескольких человек. А в мае прошлого года в Ростове повторно обвалился мост в том самом месте через год после первого обвала.


Опасный прецедент

Керчь-Еникальский канал в Керченском проливе связывает Азовское и Черное моря. Движение судов через судоходный канал, а также в акватории Азовского моря регулируется Международной конвенцией по морскому праву от 1982 года.

Киев убежден, что Москва нарушила как это, так и другие международные соглашения. Односторонние действия Москвы относительно строительства Керченского моста нарушают международное право и суверенные права и юрисдикцию Украины над внутренними водами, территориальным морем, исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Черном и Азовском морях, считают в Министерстве иностранных дел Украины. По мнению экспертов, ситуация с Керченским мостом создает прецедент, на который в будущем могут ссылаться и другие страны и также нарушать нормы международного права и строить, что им заблагорассудится в одностороннем порядке.

«Дело о конкретном ограничении судоходства является более компактной и решение по ней может быть принято оперативно. Поэтому к этому кейсу стоит приступить немедленно, опираясь на нарушения РФ норм международного морского права. Вместе с тем Украине следует готовить более масштабные иски на предмет незаконности строительства моста в целом, что является значительно более длительным и более сложным процессом. И учитывая непризнание международным сообществом аннексии Крыма, есть высокая вероятность успешных для Украины вердиктов», — отмечает Павел Бульдович.

По его словам, наличие таких решений не повлияет на эксплуатацию Керченского моста, но на эти решения о незаконности сооружения можно опираться в дальнейшем, подавая конкретные иски против России в случае ограничения или перекрытия движения судов, следующих в украинские порты на Азове.

Заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк уже заявил в начале августа, что готовится судебный иск и считаются убытки недополученных средств Мариупольским и Бердянским торговыми портами.


Экологическая угроза

До сих пор нет основательных экологических экспертиз, проведенных непосредственно на месте сооружения моста. Их не делали ни россияне перед началом строительства, ни украинцы. Поэтому существующие сценарии развития экологической ситуации в Керченском проливе являются достаточно условными.

Впрочем, у экологов нет никаких сомнений, что гигантский инфраструктурный проект нарушит существующую экосистему, в частности, природный водообмен между Азовским и Черным морями, чем нанесет вреда флоре и фауне. При этом нет общего мнения, что строительство и эксплуатация Керченского моста превратит Азовское море на залив Черного моря. Наибольшее беспокойство сейчас — что будет происходить зимой. Азовское море замерзает и грузовое судоплавство возможно только после прокладки маршрута ледоколом. Опоры моста будут задерживать большой массив льда. Ее накопление может заблокировать проход кораблей под мостом.

Напомним, ранее министр юстиции Украины Павел Петренко высказал мнение, что международные компании, которые подключатся к строительству Керченского моста в оккупированный РФ Крым попадут в санкционный список.

Чиновник считает, что перспектив в строительстве Керченского моста фактически нет.

«Россия не может нормально построить и менее масштабные инфраструктурные объекты. Знаю, что после олимпиады в Сочи уже начали разрушаться целые стадионы. Поэтому считаю, лучший инструмент в этой ситуации — санкции против компаний, которые оказались настолько недальновидными, чтобы присоединиться к этому проекту», — подытожил он.

Подпишитесь на нас