Главная · Горло · Кремль и его история. Когда был построен Московский Кремль? В каком году был построен Московский Кремль

Кремль и его история. Когда был построен Московский Кремль? В каком году был построен Московский Кремль

Публикации раздела Архитектура

«Начинается земля, как известно, от Кремля»

Д етинец, кром, крепостица, кремль – названия менялись век от века, но суть оставалась прежней: городское укрепление, обнесенное мощной стеной с башнями и бойницами. Кремли – главные средневековые центры Руси и главные защитники в случае нападения врага. Сегодня они являются жемчужинами туристических маршрутов и главным украшением российских городов. Те, что плохо сохранились, активно восстанавливаются, ибо «начинается земля, как известно от кремля»...

Московский Кремль

С превращением Москвы в середине XV века в столицу России возникла необходимость показать всему миру могущество нового государства. Старый обветшавший кремль никак не способствовал решению этой задачи. К тому же в 1453 году пала Византия, и московское духовенство объявило: «Москва – третий Рим, а четвертому не быти...» Территория Московского кремля превращается в одну большую стройку. Здесь работали не только псковские, новгородские и московские мастера, но и фряжские фортификаторы и архитекторы. В 1472 году возводится главный кафедральный храм – Успенский собор, на месте старого, построенного в XIV веке зодчими Кривцовым и Мышкиным.

Но спешка приводит к тому, что в 1474 году почти законченное здание рухнуло. Псковские мастера отказались строить его заново, зато согласился болонский архитектор Аристотель Фиораванти, который вместе с русскими мастерами и возвел к 1479 году величественный Успенский собор. В 1484 году псковские зодчие начали перестраивать Благовещенский собор, замыкавший Соборную площадь кремля.

Грановитая палата

В 1485 году начинают класть новые кирпичные стены вокруг кремля. Два года спустя приступают к перестройке Кремлевского дворца, и в 1487–1491 годах итальянские архитекторы Марко Руффо (Марк Фрязин) и Антонио Солари возводят Грановитую палату. В 1505 году начинается перестройка двух маленьких и обветшавших от времени храмов – Архангельского собора и церкви Иоанна Лествичника. Итальянец Бон Фрязин (настоящее имя этого итальянского зодчего не сохранилось; фрязиными же на Руси называли выходцев из Южной Европы, как правило, романского происхождения, отсюда и фрязин – искаженное франк. – Прим. ред. ) превращает церковь-колокольницу в столп Ивана Великого. А Алевиз Новый к 1509 году завершил строительство Архангельского собора.

Сооружение нового кремля закончилось к началу XVI века. Впервые он возведен из кирпича, благодаря чему превратился не только в неприступный бастион, но и в идейно-художественный центр Москвы. Могучие зубчатые стены с бойницами, суровые башни с дозорными вышками и неприступные ворота – все это было сработано в течение десяти лет с 1485 по 1495 год при участии итальянских мастеров. Так сложился ансамбль Московского Кремля – сердца России. В XVI веке по его образу и подобию стали возводиться крепости и в других русских городах.

Тульский кремль

Тула – южный форпост Москвы, на протяжении веков защищавший столицу от иноземных захватчиков. Оттого и лучшие оружейники – туляки. А Тульский кремль – выдающийся памятник русского оборонного зодчества XVI века. Его строительство началось в 1507 году по указу Василия III, повелевшего возвести «каменный город». Строили его 13 лет.

За все время своего существования Тульская крепость ни разу не сдалась неприятелю. В 1552 году здесь потерпел поражение крымский хан Девлет-Гирей, а в 1607 году в течение четырех месяцев восставшие под предводительством Ивана Болотникова сдерживали осаду правительственных войск Василия Шуйского.

Тульский кремль расположен в низком болотистом месте в пойме реки Упы. Его стены покоятся на мощном каменном фундаменте глубиной около 5,5 метра. Первоначальная высота стен – около 10 метров, а толщина, согласно описи 1685 года, около 4 метров. Сооружались они из двух видов строительного материала: нижняя часть – из белого известняка, верх – из большемерного красного кирпича. Прясла стен (участок крепостной стены между двумя башнями. – Прим. ред. ) поделены широкими полуциркульными арками, в нижней части которых прорезаны бойницы нижнего яруса обороны, т. н. подошвенного боя. Завершаются стены двурогими зубцами-мерлонами в форме ласточкина хвоста. Огневая мощь крепости была сосредоточена в девяти башнях, сильно вынесенных за линию стен, что обеспечивало ведение флангового и фронтального боя.

Свято-Успенский собор

Помимо стен и башен в архитектурный ансамбль Тульского кремля входят Свято-Успенский и Богоявленский соборы, торговые ряды и здание первой городской электростанции. Свято-Успенский собор (1762–1764) – один из красивейших храмов Тулы: простые и строгие архитектурные формы сочетаются в нем с царственной монументальностью интерьера. До наших дней сохранились в храме уникальные росписи ярославских мастеров (1765–1766), семиярусный резной позолоченный иконостас (II п. XVIII в.). Богоявленский собор на 100 лет моложе собрата (1855–1862) и построен архитектором М.А. Михайловым в память о тульских воинах, погибших в Отечественную войну 1812 года. Торговые ряды (1837–1841) когда-то насчитывали 48 каменных лавок, но 24 из них были снесены в конце XIX века. И освободившееся пространство было приспособлено под помещения первой городской электростанции. Дошедшая до наших дней аркада-галерея торговых рядов придает памятнику неповторимое очарование старины.

Нижегородский кремль

Крепость XVI века имеет в плане форму неправильного многоугольника, по углам которого расположены башни. Первый каменный кремль был воздвигнут еще в XIV веке на месте деревянной крепостицы по указу князя Дмитрия Константиновича. А в начале XVI века, когда между Русью и Казанским ханством обострились военные конфликты, воздвигаются каменные укрепления. Работы велись быстро – с 1508 по 1515 год, а строительством руководил итальянский инженер и архитектор Петр Фрязин. Крепость стала уникальным военно-фортификационным сооружением: 13 башен, общая протяженность стен – 2045 метров, высота стен – 12, толщина – 5 метров.

Дмитриевская башня

За свою долгую историю Нижегородский кремль , как и тульская крепость, ни разу не был взят врагами. Расположенный на правом высоком берегу, в месте слияния рек Волги и Оки, он напоминает «каменное ожерелье, наброшенное на склоны Дятловых гор». В ансамбль кремля входит уникальный памятник архитектуры XVII столетия собор Михаила Архангела, а главную – Дмитриевскую – башню венчает символ города – золотой олень.

Волоколамский кремль

Детинец был заложен князем Андреем Боголюбским. Сегодня ансамбль кремля включает белокаменный Воскресенский собор XV века, колокольню XVIII века, Никольский собор XIX века, архитектурную ограду с башенками XIX – начала XX века.

Одно время он даже становится центром самостоятельного удельного Волоцкого княжества, которым владел брат Ивана III Борис, а затем его сын Федор. Тогда же в кремле, валы которого сохранились по сей день, сооружается красивый белокаменный собор Воскресения Христова . Однокупольный храм, украшенный терракотовым фризом, отличают изысканные пропорции. В его интерьере, на одном из столпов, сохранился фрагмент росписи конца XV века. Никольский собор (1853–1862) посвящен памяти погибших в Крымской войне. В его декоре применен излюбленный прием псевдорусского стиля – сочетание красного кирпича с белыми украшениями. Соборный комплекс в конце XIX века был обнесен кирпичной оградой с угловыми и надвратными башенками, замкнув все историческое пространство в единую композицию.

Астраханский кремль

Первая деревянная крепость в низовьях Волги на высоком бугре, окруженном топями и болотами, была заложена еще в 1558 году. При Иване Грозном в 1582 году Астраханский кремль начинают отстраивать из камня. Зодчие – московские мастера городового дела Михаил Иванович Вельяминов, Григорий Овцын и дьяк Дей Губастый. Для строительства использовали старую, но очень прочную татарскую плинфу, которую привозили из развалин золотоордынских городов. Астраханский кремль возводился по типу своего собрата в Москве.

Неприступная твердыня на юго-восточной границе государства помнит многое. Крымско-турецкие походы на Нижнюю Волгу в XVI веке, Смуту на Руси и крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в XVII веке, восстание стрельцов 1705–1706 годов, персидский поход Петра I и образование Каспийской флотилии в XVIII веке, укрепление границ государства и вхождение в состав России территорий Кавказа и Средней Азии.

Астраханский кремль отличался новейшей для того времени системой организации «огненного боя». В стенах, помимо традиционного нижнего подошвенного боя, впервые были устроены дополнительные бойницы на средней линии. Бойницы среднего и подошвенного боя располагались в шахматном порядке, что позволяло значительно повысить плотность огня при нападении противника, а прямолинейная форма кремлевских стен и сильно выступающие вперед боевые башни давали возможность обстреливать неприятеля с флангов.

Толщина стен Астраханского кремля достигала 3–3,5 метра. В крепости было восемь башен, из которых до наших дней сохранилось семь – три проездные и четыре глухие.

В ансамбль кремля входят Надвратный храм во имя святого Николая Чудотворца (1729–1738), Пречистенская колокольня (начала ХХ века), Успенский собор (1698–1710), Троицкий монастырь, артиллерийский двор.

Тобольский кремль

Единственный каменный кремль в Сибири. Город Тобольск был основан в 1587 году. В XVII веке он стал столицей Сибири, а в XVIII – центром самой большой в России Тобольской губернии.
Москва всячески поощряла здесь каменное строительство, и в 1683–1686 годах каменщики Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин воздвигли здесь Софийско-Успенский собор. К началу XVIII века появились каменные стены и башни кремля, а также ряд храмовых построек, не доживших до нашего времени.

В конце XVII века Тобольский кремль был перестроен по плану Семена Ремезова, картографа и историка Сибири. У южного обрыва горы появилась Приказная палата (1699–1704), а в северо-западном углу кремля возвели Гостиный двор (1702–1706). Кремль Ремезова – новый административный центр Сибири – повторял ломаную конфигурацию предшествующих стен и наугольных башен. Однако светские здания соответствовали стилистике московской архитектуры XVII века.

Петр I также покровительствовал Тобольску и стремился придать сибирской столице представительный облик. Князь Матвей Петрович Гагарин, назначенный в 1708 году первым губернатором Сибирской губернии, задумал в кремле внушительные постройки военно-административного и торгового комплекса, которые должны были вместе с Софийским двором составить монументальный центр. В 1712 году на Софийском взвозе выстроили каменную башню Дмитриевских ворот, а по соседству с ней, на самом краю горы, – Вознесенскую церковь, к сожалению, утраченную.

Святые ворота

В 1743–1746 годах была возведена Покровская церковь. В 1748 году – в северной стене крепости – Святые ворота. В 1782 году в Тобольске учреждается наместничество с подчинением ему городов Западной Сибири. В Тобольском кремле появляется два новых здания – дворец наместника и архиерейский дом. XIX столетие тоже оставило в ансамбле кремля свой памятник – Замок каторжно-пересыльной тюрьмы.

Казанский кремль

История Казани начинается с древнейших укреплений булгарского поселения, сооруженных на рубеже Х–ХI веков. В домонгольский период город развивался как военно-торговое место. Уже в XII веке Казанский кремль становится каменным форпостом на северной границе Волжской Булгарии. В ХIII–XV веках крепость превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды. С 1438 по 1552 год кремль – военный и административный центр Казанского ханства. После взятия в 1552 году войсками Ивана Грозного бывшая столица Казанского ханства становится административным и военным центром присоединенного Поволжья (1552–1708). С 1708 года Казанский кремль – центр Казанской губернии.

После взятия Казани Грозным крепость лежала в руинах. Строительство нового кремля царь поручил псковским зодчим Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю (строителям собора Василия Блаженного). Крепость была значительно расширена, шесть башен (из 13) построили из камня, но лишь треть деревянной стены общей протяженностью 1800 метров удалось заменить каменной, а большую часть стены вновь возвели из дуба. Только в начале XVII века кремль полностью стал каменным.

Благовещенский собор

Одновременно с возведением стен псковские мастера построили и первые православные храмы Казанского кремля: Благовещенский собор (XVI век), церковь Киприана и Иустины, церковь Дмитрия Солунского у Дмитриевской башни, Спасскую церковь, а также два монастыря – Троице-Сергиевский и

Спасо-Преображенский

(XVI век). Более полутора века в Казанском кремле сохранялось пять каменных зданий ханского времени: ханская мечеть, ханский дворец и мавзолеи, используемые в качестве складских помещений для хранения оружия и боеприпасов, но со временем за ветхостью они были разобраны.

Многоминаретная мечеть Кул-Шариф (названа в честь последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани), центр религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Воссоздана в первоначальном облике в 1996 году. Является главной джума-мечетью Республики Татарстан и Казани.

Башня Сююмбике

Башня Сююмбике. Ученые предполагают, что она была построена в период правления хана Шах-Али, установившего добрые отношения с Москвой. Высказываются гипотезы, что московский князь мог прислать для ее постройки своих мастеров, чем и объясняется внешнее сходство Сююмбике с Боровицкой башней Московского Кремля. До 1917 года Сююмбике была увенчана двуглавым орлом. После революции над ней вознесся полумесяц, который в 1930-х убрали, а в 1990-х вновь водрузили на место.

С 2000 года Казанский кремль включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Ростовский кремль

Бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

Во время возведения крепости (1670–1683) Ростов уже не имел какого-либо оборонного значения, тем не менее кремль построен в традициях русского оборонного зодчества и является памятником русской военной архитектуры допетровского времени.

По замыслу заказчика – митрополита Ионы Сысоевича – местный кремль должен был напоминать рай на земле в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями эдемский сад с зеркалом пруда в центре.

После того как в 1787 году митрополия была переведена из Ростова в Ярославль, владычний двор утратил значение и постепенно обветшал. Однако благодаря ростовскому купечеству и купеческим деньгам в 1860-е и 1880-е годы архитектурный комплекс был отреставрирован.

В ансамбль Ростовского кремля входят: Успенский собор (1508–1512), Святые ворота, Надвратная церковь Воскресения (1670), Судный приказ (1650–1660), церковь Иоанна Богослова (1683), церковь Одигитрии (1693), церковь Спаса на Сенях (1675), церковь Григория Богослова (1680), Красная палата (1670–1680), «Дом на погребах» (XVII в.), Самуилов корпус, Белая (Столовая) палата.

Новгородский кремль

Новгородский дети́нец – крепость Великого Новгорода – расположен на левом берегу реки Волхов. Первое упоминание о ней в летописи относится к 1044 году.

В 1302 году были возведены каменные строения – башни. По числу административных районов – «концов» Новгорода – было построено пять башен, место расположения которых определялось направлением кремлевских улиц.

Новгородский кремль был политическим и культурным центром феодальной Новгородской республики. На площади перед Софийским собором не раз собиралось шумное вече. Отсюда новгородцы уходили сражаться за свой город и всю Русь. По этой земле ходил Александр Невский. Здесь писались летописи, хранились старинные книги и произведения искусства. Здесь в 1478 году было провозглашено объединение Новгорода с Москвой.

Новгородский кремль , один из древнейших памятников военно-оборонительного зодчества России XV–XVII веков, имеет форму неправильного овала, вытянутого с юга на север и несколько вогнутого с прибрежной стороны. Общая площадь крепости внутри стен – 12,1 га. Глубокий ров окружает его с севера, запада и юга. Крепостные стены, стоящие на валу, протянулись на 1487 м, их высота от 8 до 15, толщина от 3,6 до 6,5 метра. Из двенадцати башен, которые имелись в детинце XV века, сохранилось девять: Дворцовая, Спасская, Княжая, Кокуй, Покровская, Златоустовская, Митрополичья, Федоровская и Владимирская.

Ансамбль Новгородского кремля включает в себя: древнейший храм России – Софийский собор (1045–1050) со звонницей, Владычную (Грановитую) палату (1433), Лихудов корпус (1670), Дворцовую башню. В центре кремля стоит памятник Тысячелетию России (1862).

Ансамбль Новгородского кремля является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Псковский кремль

Местный кром расположен на высоком скалистом мысу, где малая река Пскова под острым углом впадает в реку Великую. Высота стен крома – от 6 до 8 метров, толщина – от 2,5 до 6 метров. Здесь была вечевая площадь с колокольницей и палата, где заседал Совет бояр. На вече принимались важные для Псковской республики решения – о войне, мире, призвании князя, налогах... Последний раз вечевой колокол звонил 13 января 1510 года, когда закончился период Псковской вечевой республики и началась история Пскова в составе русского государства Московской Руси.

Псковичи воспринимали свой город земным подобием Града Небесного «яко же Горний Иерусалим» и величали его Домом Святой Троицы. Первый собор Святой Троицы 1699 года был воздвигнут по велению княгини Ольги в середине Х века. Второй возвел в камне в XII веке Всеволод-Гавриил, первый князь Пскова. Третий, Троицкий собор 1367 года сыграл важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции. Некоторые ученые считают, что его автором был мастер Кирилл, воплотивший в псковском градостроении идею церкви соборной как образа и подобия вышнего Иерусалима, небесного дома Святой Троицы.

Нынешний Троицкий собор , четвертый по счету, построен в общерусских московских традициях. Архитектурное решение достаточно строго: четкий объем храма, беленые стены, немного декора в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов – в первом ярусе. Несмотря на перестройки в XVIII веке (крыльцо, контрфорсы, закладка галерей) и ремонт конца XIX века, собор сохранил первоначальное решение.

Троицкий собор

Колокольня Троицкого собора XVII–XIX веков построена на месте древней башни «на Радчине всходе». Квадратная в плане, многоэтажная, завершена ярусными пролетами звона, декоративным ярусом башенных часов и шпилем с крестом. Верхние ярусы надстроены в XVIII–XIX веках.

Псков оставался важнейшим оборонительным рубежом северо-запада России вплоть до середины XVIII века. В боевые годы стены кремля укрепляли и расширяли, но потом они начали ветшать, следили за ними мало, хотя в XIX веке проводилась частичная реставрация. В XX веке, после революции, а потом и немецкой оккупации Пскова, стены и башни кремля практически превратились в руины. Масштабное восстановление началось лишь в 1960-х годах.

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Московский кремль — крупная крепость, расположенная на Боровицком холме в российской столице — Москве. С давних времен является градообразующим, историческим, политическим и культовым центром города. Сегодня здесь находится официальная резиденция президента Российской Федерации. В 1991 на базе Государственных музеев Московского Кремля был образован историко-культурный музей-заповедник. Сейчас кремль является главным центром притяжения у туристов, посещающих московскую столицу.

Был построен в XV веке. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га.

Московский кремль моложе Тульского, Псковкого, Новгородского и Казанского кремля.

По протяженности стен, кремль занимает 2500 метров. Московская крепость самая длинная в России. Следующий претендент — Нижегороский кремль на целых 500 метров короче.

Вдоль стен кремля Москвы расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные - квадратное. Самая высокая башня - Троицкая, она имеет высоту 79,3 м. Следующий конкурент Московского кремля имеет на три башни меньше и расположен в г. Коломна.

По своему значению…

Успенский собор, расположенный на территории московского кремля был главным храмом страны.

Оружейная палата московского кремля — старейший музей-сокровищница, одно из самых богатых собраний страны.

История кремля вкратце

История первых деревянных построек Московского Кремля уходит в далекий 1156 год. Вокруг небольшой крепости, служившей укрытием от врагов, стояло множество деревень с сел. В 1238 году Москва подверглась страшному нападению полчищем хана Батыя и была сожжена дотла. В XIV веке Москва, не раз возрожденная из пепла, стала начала активно застраиваться камнем. В 1368 году по указанию молодого князя Дмитрия Донского были возведены белокаменные стены и башни Кремля. Одновременно с каменным укреплением была расширена территория Кремля. В таком виде Московский кремль простоял более 100 лет, подвергаясь многочисленным натискам врагов. В 1495 году Московский Кремль получил новые кирпичные башни и стены, новое укрепление и еще большую территорию. В конечном результате с точки зрения военно-инженерного искусства Московский Кремль представлял собой выдающееся сооружение, соответствовавшее всем требованиям мировой оборонительной техники того времени.

Стал перестроенный Иваном III Московский Кремль . Уже в первые годы своего правления великий князь начал работы по обновлению и украшению крепости Дми-трия Донского. Однако позднее он решил полностью срыть старые белокаменные стены и на их месте поставить новые, кирпичные. Эти грандиозные работы начались летом 1485 г. и были полностью окончены уже при Василии III . Руководили ими итальянские ма-стера, специально приглашённые в Москву. Помимо высоких стен и башен, они поставили плотину, перегородившую реку Неглинку. Таким образом, с севера от Кремля образовалось целое озеро — не-преодолимая преграда для врагов, а также для пожаров, от кото-рых в те годы часто страдала Москва. Водой Неглинки заполнили и огромный ров, который прорыли вдоль восточной стены Кремля. В итоге московская крепость превратилась в неприступный остров .

К концу правления Ивана III Московский Кремль стал не-узнаваем. Словно сказочное видение, вознёсся он на высоком бере-гу Москвы-реки. Соединив в одном впечатляющем архитектурном ансамбле дворцы, храмы и монастыри, Кремль наглядно воплотил ключевую для московской государственности идею единения духов-ной и светской власти.

Внутри Кремля по заказу Ивана III был выстроен целый ряд великолепных каменных зданий. Первым в 1475— 1479 гг. воздвиг-ли новый Успенский собор — средоточие духовной жизни Москвы, кафедральный собор и усыпальницу московских митрополитов.

Вслед за Успенским собором итальянцы построили в Кремле новый княжеский дворец, зал для торжественных приёмов (Грановитую па-лату), Архангельский собор и целый ряд других зданий.

Одновременно с итальянскими мастерами в Кремле работали и рус-ские зодчие из Пскова. Они поставили Ризоположенскую церковь, перестроили Благовещенский собор и возвели несколько храмов в кремлёвских монастырях. Материал с сайта

Успенский собор Московского Кремля

Выполняя указание великого князя, архитектор Успенского собора итальян-ский мастер Аристотель Фиораванти взял за образец Успенский собор во Владимире. Таким образом получала наглядное воплоще-ние мысль о преемственности власти московских князей от пра-вителей Владимиро-Суздальской Руси. Талантливый зодчий сумел придать своему творению неповторимое очарование. Московский летописец того времени с восхищением писал: «Бысть же та цер-ковь чюдна велми величеством и высотою, светлостью и звоностью и пространством...»

Помимо своего строительного опыта, итальянцы должны были позна-комить москвичей с последними достижениями западноевропейской инженерной мысли. Так, строитель собора Аристотель Фиораванти одновременно наладил в Москве производство высококачественных пушек. Он участвовал во многих походах Ивана III, командовал ар-тиллерией, строил мосты и конструировал всякого рода полезные приспособления.

© Живописная реконструкция Аполлинария Васнецова

Кем был Керемли или как азербайджанец построил Московский Кремль?

15:09 12.05.2016

Московский Кремль является сердцем и гордостью российской столицы. Начиная с XIII в. Кремль регулярно разрушался и строился заново. Символом возрождения кремлёвского строительства стало возведение стен белокаменного Кремля при великом князе Дмитрии Донском. Согласно сведениям азербайджанских историков, архитектором построенного в 1367-м году Московского Кремля был азербайджанец Алис Сюбхан оглу Керемли.

Московский Кремль является символом российской столицы - сердцем и гордостью города. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые деревянные укрепления. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Начиная с 1238 году, со времени монгольского нашествия, Кремль регулярно разрушался и строился заново.

Символом возрождения кремлёвского строительства на Руси стало возведение стен белокаменного Московского Кремля, которое началось в 1367 году в годы правления великого князя Дмитрия Донского. Истории известны имена кремлевских зодчих начиная с XV века, однако кем была построена крепость при Дмитрии Ивановиче, до сих пор оставалось загадкой. Согласно сведениям азербайджанских историков, архитектором построенного в 1367-м году Московского Кремля был азербайджанец Алис Сюбхан оглу Керемли.

«5-го января 1367- года в морозный моросящий день рано утром в Шамахе через главные восточные ворота во дворец Ширваншахов въехали 10 всадников, одетые в длинные серые тулупы, черные меховые шапки, длинные красные сапоги и 7 лошадей цвета хны (рыжие), загруженные мешками подарков. Путники привезли письменную просьбу Великого Московского князя Дмитрия Ивановича и удостоили повелителя подарками: cоболиные меха, известные владимирские тулупы, чешские хрустальные вазы и комплекты фарфоровой посуды. Прибывший из русского дворца на государственной карате боярин И.А.Баратынский с присущей казакам горячностью начал знакомить главу государства с содержанием привезенного им письма. Прибывший вместе с русским караваном посол ханства при Московском княжестве Гафур бек выполнял работу переводчика. Известный как лучший архитектор и главный зодчий Ширванского края и всего Азербайджана Алис Сюбхан оглы Керемли Ширвани приглашался в Москву на грандиозную строительную работу.

Сначала Шейх Ибрагим не хотел отпускать своего любимого мастера, но учитывая письменную княжескую гарантию на его личную безопасность и согласие самого архитектора, согласился. Получивший благословение на путешествие известный мастер начал готовиться к пути. Архитектор Алис бек был известен на Ближнем Востоке, Кавказе, в Персии, Индии и конечно же, в родном Азербайджане. 10-го числа того же месяца русские послы и архитектор Алис Керемли отправились в Москву. В том же году за неделю до----- Новруза между князем Дмитрием Донским и главным архитектором был подписан договор. По документу не было ограничений на рабочую силу, финансовое обеспечение, территориальные изменения, исключались контроль, указания и поправки в проект главного архитектора ему были отданы полная свобода и титул боярина.

Эта грандиозная строительная работа должна была завершиться за 4 года. На острове, омываемом Москва-рекой и её притоком Яузой, должны были быть построены внутренний город, крепостные стены с окружающими многочисленными башнями, цитаделями и воротами. Наконец, 25-го марта в день благих вестей («Благие вести, то есть девы Марии от священного Духа - Бога, русские также называют это «Благовещенском») в фундамент постройки были положены первые тесаные черные камни. Воздвигнутые из деревьев внутренние и наружные крепостные стены по приказу архитектора были снесены. Архитектор Алис бек всех удивил, в первый раз на Руси употребив в штукатурку яичный белок сырого яйца. Через год строительство внешних стен крепости с цитаделями, пятью башнями и пятью воротами было практически завершено. Вырытые и заполненные водой рвы перед стенами, воздвигнутыми до Алис бека из деревьев,были заполнены землей и камнями, хорошенько зарыты, то есть были отменены как неподходящие новому проекту добавления. Верхние части внешних стен были оформлены выступами в виде локтей, и это только многократно увеличивало их великолепие. Общая длина крепостных стен 3,4 минаров, толщина 1,2 аршинов, высота же 5,7 аршинов. В начале работы был возведен деревянный забор вокруг стройки, дабы предотвратить загрязнение прилегающих территорий и чтобы строителей не отвлекали зеваки. Обведение постройки ограждением было новшеством на русской земле.

Рабочая сила в 1500 человек жили отдельно в удобных и утепленных домах, были обеспечены в день 2 раза горячей едой, в неделю один раз у них был выходной. Поварами были молодые женщины и девушки. Алис бек выбрал рабочих из самых бедных семей города. Мастера в месяц получали одну десятку золотых монет. При оплате применялись призы и другие льготы. Бесплатные обеды и ужины всем поднимали настроение. Такая зарплата для тех времẽн была большой суммой. На строительной площадке по итогам одного года ни разу не было спора насчет распределения труда, дисциплина держалась на высоком уровне. Алис бек всем обещал, что после завершения работы все дома вместе с имуществом внутри будут подарены там живущим. Москвичи его безумно любили. Ведь население города питалось за счẽт строительства. Народ строительную площадку называл «Керемлинским рядом».

Вот такая картина получилась, когда давали названия башням: главная башня как Спасск (Спас), другие же попали в историю как Троица, Николай, Боровица и Э.Керемли. Несмотря на резкие протесты азертюркского мастера в результате просьбы 16-тилетней племянницы князя Дмитрия Ивановича Анны Ханымгызы,которая была безумно влюблена в мастера и не скрывала своих чувств, следила за ним в строительстве и в повседневной жизни, а также рабочего коллектива 5-ая башня была названа «Керемли» ,и это на документах принесло бессмертие нашему соотечественнику. Позже, в августе 1556-го года после того, как царь Иван IV Грозный оккупировал город Казань, от зависти специальным указом переименовал башню «Керемли» в «Водовзвод». До конца последней эры по официальным документам русские, мировое общество, москвичи, путешественники эту башню, в целом, это непревзойденное искусство со всеми элементами, строительный храм называли то «Керемли» , то «Кремли» или же вкратце как «Кремль» . Таким образом, название «Кремль» полностью стабилизировалось.

Великий архитектор на основании своего проекта во дворе в 175 га построил также княжеский дворец, место для собраний, другие строения, а также сеть секретных катакомб. Спустя ровно 4 года 25 марта в День Благих Вестей было торжественное открытие большого здания. И Великий Князь Дмитрий Иванович, и москвичи, а также приглашенные из иностранных представителей разнообразные гости были в восторге. Больше всех радовалась Анна-ханум. Прижавшись к Алис беку она не могла скрыть своих слез от счастья. В течение 4-х лет Алис бек всего лишь один раз в Шамахе посетил свою семью. В договоре с Великим князем было решено, что архитектор возвращается на Родину, в последний день весны приезжает в Москву,получает свою зарплату и принимает участие в устроенном в честь него на торжественном пиру. Алис бек уехал в Ширван. В первый день лета на опушке леса у начала нынешней Волоколамской дороги - тогда на 9-м километре дороги Москва-Смоленск открылась церемония провод нашего мастера на Родину. Стало ясно, что по причине болезни Дмитрий Иванович не будет присутствовать.

Большинство бояр, группа поваров Великого Князя и музыканты дворца были здесь. 22 июня 1371-го года, чтоб скрыть тайну, во время «икинди» (обряд намаза) атаман казаков, предательски мечом ударив в спину, отделил голову нашего соотечественника от тела. Он был похоронен там же. Не уставая от ухода за его могилой Анна Ханымгыз, несмотря на то, что ее любовь была безответной, не выдержав его потери, постриглась налысо и отправилась в Пензенский монастырь. Русская сторона не придала значение ни договору,ни обещанному слову,тем самым выбрав путь предательства, но также выбрала молчание,что создателем Кремля является наш сын. Не учитывая незначительные знаки,касающиеся этой истины в историческом романе русского писателя Бородина « Дмитрий Донской » , русские источники, особенно многотомная книга « История Российской империи » И.Карамзина также сохранили молчание. Прошло время, и по проекту убитого в то время 49-тилетнего Алис бека Керемли были созданы кремли в Суздали, Смоленске, Новгороде, Казани и в Праге».