Главная · Горло · Метод системных семейных расстановок по Хеллингеру — специфика и опасности. Берт хеллингер - порядки помощи

Метод системных семейных расстановок по Хеллингеру — специфика и опасности. Берт хеллингер - порядки помощи

Отзывы о них самые положительные, однако есть и противники этого метода. Неудивительно, ведь он не укладывается в рамки традиционной психологии. Автором метода является Берт Хеллингер. Книги его, изданные в конце прошлого и начале этого века, завоевывают все большую аудиторию. Предлагаем вам познакомиться с методом Хеллингера, а также с ним самим.

Биография этого человека достаточно интересна. Берт Антуан Хеллингер - известный немецкий философ, богослов, психотерапевт, духовный учитель. Фигура его порой вызывает споры, однако это лишь подогревает интерес к этому человеку. Цитаты Берта Хеллингера часто встречаются в научных трудах и популярных статьях.

Происхождение и детство

Хеллингер появился на свет 16 декабря 1925 г. в городе Лаймене (Германия). Отцом его был Альберт Хеллингер, немецкий инженер и католик. Берт был средним из трех его сыновей.

В 1936 году мальчик окончил начальную школу и в возрасте 9 лет покинул родительский дом. Он отправился в г. Лоор-на-Майне, где находился интернат миссионерской конгрегации, в котором Берт намеревался продолжить свое обучение. В будущем он хотел стать миссионером и священником.

Интернат в 1941 году был закрыт, поэтому парень вернулся к родителям. Он продолжил свое обучение в гимназии. Берт Хеллингер в это время присоединился к молодежному католическому движению, запрещенному Вермахтом. Его безуспешно пыталась завербовать местная организация гитлерюгенд. В итоге Берт Хеллингер стал рассматриваться как потенциальный враг народа. Администрация гимназии даже хотела отказать ему в получении аттестата после окончания курса гимназических наук.

Плен и побег

В 1942 г. Хеллингер отправился во Францию, в строительные батальоны Вермахта, куда его призвали на службу. А в 1945-м американские войска взяли его в плен. Так Берт Хеллингер оказался в лагере для военнопленных, находившемся в Бельгии. Спустя год он бежал из плена, укрывшись в товарном вагоне. После побега Хеллингер возвратился в Германию. Здесь он узнал о смерти своего брата Роберта, который погиб на фронте в России.

Монашество, обучение в университете и поездка в Южную Африку

Хеллингер, оказавшись в Германии, вступил в религиозный католический орден Марианхилл. Он стал монахом и взял имя Сюйтберт, сокращенно - Берт. В 1971 году Хеллингер вышел из ордена, однако сохранил это имя.

Берт изучал теологию и философию в университете Вюрцбурга. Окончив его, он принял послушничество, после чего полгода служил в должности капеллана. Затем отправился в Южную Африку, в приход Марианнхилл, где должен был осуществлять миссионерскую деятельность среди зулусов. Здесь Хеллингер продолжил обучение. Он окончил Южноафриканский университет и Университет Петермарицбурга, где проходил курс педагогики и английского языка.

Жизнь Берта в Африке

Берт прожил в Африке 16 лет. Он преподавал в школах, был приходским священником и руководителем комплекса, включающего 150 региональных миссионерских школ. Берт изучал зулусский, активно общался с местным населением, участвовал в его ритуалах. Со временем он начал понимать взгляд на мир этих людей и заслужил уважение и известность.

Берт Хеллингер, работая руководителем школ, сталкивался с конфликтами и взаимным неприятием, которые возникали между представителями различных вероисповеданий и рас. Пытаясь разрешить эти конфликты, он сотрудничал с членами психодинамической группы, которую англиканская церковь с этой целью направила в Марианнхилл. Так Берт узнал о методах Он был впечатлен тем, как они могли примирять противоположности путем взаимного уважения.

Возвращение в Германию, выход из ордена, женитьба

В 1968 г. Берт возвратился в Германию. Он решил получить образование в сфере психотерапии. В ордене мужчина стал считаться еретиком, однако несколько лет работал в нем, параллельно получая образование и ведя собственную практику с психодинамическими группами. Но в 1971 году Хеллингер вышел из ордена. Он решил, что больше не хочет быть священником. В это время Берт познакомился с Гертой, своей будущей женой. В браке с ней у него не было детей. Вместе с Гертой он продолжил вести психотерапевтические консультации и группы.

Книга, повлиявшая на судьбу Хеллингера

Хеллингер не прекращал впитывать новые знания. В начале 1970-х гг. он изучал классический психоанализ в Венском сообществе глубинной психологии у И. Шакеда и Р. Шиндлера, а также обучался в Мюнхенском психоаналитическом институте. Работа "Первичный крик" Артура Янова, которую Хеллингер прочитал в 1972 году, когда книга только что вышла, произвела на него очень сильное впечатление. Берт даже прервал свое психоаналитическое образование. Он на год выехал из Германии. В течение этого времени Берт Хеллингер обучался у Янова в США и проходил личную терапию.

Вернувшись назад, Берт использовал идеи Артура Янова в дипломной работе по психоанализу. Научное сообщество не приняло эти идеи, и Хеллингер не был аттестован как психоаналитик.

Знакомство с новыми методами

После этого он изучал и практиковал методы терапии, использовавшиеся в то время: трансактный анализ, недирективную гипнотерапию, провокативную терапию, гештальт-терапию и др. У Гундля Кучеры Берт изучал НЛП. Именно этому методу, кстати, посвящена его первая книга, которая осталась неопубликованной. Берт изучал у Рут МакЛендон и Лесли Кадиса. Их группы впервые познакомили его с работой, которая стала прообразом созданного им впоследствии метода семейной расстановки.

Семейная расстановка

Через некоторое время она стала основным методом, который использовал Берт. Он развил его, соединив в нем два положения:

  • при котором клиент и тема, заявленная им, рассматривались во взаимосвязи его с членами системы (семьи);
  • предполагающий следование тому, что возникает во время работы, без использования предварительных концепций, а также без дальнейших интерпретаций.

Порядки Любви

Исследования, которые провел Хеллингер, убедительно доказывали, что личность следует рассматривать не как единицу, а как составляющую некоей системы, которая больше, чем сумма составляющих ее частей. Берт вскоре убедился в том, что члены одной семьи (братья и сестры, отцы и дети, не только ныне живущие, но также и умершие) соединены невидимыми нитями. Данные связи основаны на трех базовых законах. Общее название, которое дал им Берт Хеллингер, - "Порядки Любви".

Закон принадлежности - первый из этих законов. Он гласит, что у любого члена семейной системы есть право на приятие в ней и принадлежность к ней. Следующий, называемый законом иерархии, предполагает, что новая система, то есть молодая семья, имеет безусловный приоритет над старой (родительской). Наконец, закон баланса предполагает необходимость равновесия в отношениях принятия и отдачи.

Нарушение законов

Если семейная система функционирует нормально, то ныне живущие отдают детям ту любовь, которой когда-то их наделили родители. Недостаток любви может стать причиной сбоя в системе, называемого парентификацией. Данный феномен описывает ситуацию, при которой дети оказываются "родителями" для своих отцов и матерей.

Бывает и так, что нарушается закон принадлежности. В результате этого человек всю свою жизнь ощущает себя так, словно он воспроизводит чужие чувства и выполняет чужие запросы. К счастью, семейные расстановки проливают свет на ситуацию в семье и трансформируют отношения внутри нее.

Как проводятся расстановки

Больше всего они напоминают психодраму. Участвующие в ней разыгрывают роли других людей. Однако это только внешнее сходство. Зрители и участники расстановки оказываются в мире настоящих людей, их радостей, трагедий, эмоций и чувств. В этом нет никакой игры. Участники замещают незнакомых им людей. При этом они очень точно передают то, что происходит в жизни данного человека.

Заместителем называется человек, который выбран на замещение кого-либо из участников жизненной истории клиента. Руководит этим человеком то, что Хеллингер назвал замещающим восприятием. В расстановке разыгрываются трагедии и драмы. Об этом свидетельствуют слова, движения, реакции заместителей.

Польза расстановок

Чем же могут быть полезны семейные расстановки? Все люди, как известно, принадлежат своему роду. Они несут в своей жизни что-то такое, что не удалось реализовать или прожить их предкам, членам рода. В расстановках учение о карме выглядит совершенно по-новому. Получается, что человек, рождаясь в той или иной семье, несет в себе ее карму. Он разрешает ситуации, которые не были разрешены его предками, а также испытывает эмоции, которые какой-то представитель его рода не смог выразить.

Поле расстановки через заместителей может поведать о том, что является корнем проблемы этого клиента. Сеансы, проводящиеся по методу Хеллингера, могут помочь человеку понять себя, а также процессы, происходящие с ним и с его партнерами в роду, в семье. Это поможет улучшить отношения с родственниками, преодолеть кризисы, изменить свою жизнь, обрести душевную гармонию и любовь.

Стоит ли рекомендовать расстановки по Хеллингеру? Отзывы о них неоднозначны, ведь этот метод до сих пор не получил научного признания. Однако многие отмечают его пользу. Конечно, чтобы получить желаемый результат, необходимо найти хорошего специалиста. Множество психологов сегодня практикуют метод Берта Хеллингера, поэтому можно без труда отыскать опытного человека, основываясь на отзывах.

Любовь как основа метода

Берт считает себя практиком, который, испытав множество различных методов, в конечном итоге нашел свой собственный. Он говорит, что самым важным элементом данного подхода, отличающим его от классической семейной терапии, является понимание того, что за любым поведением стоит любовь. Она также является скрытой действующей силой всевозможных симптомов. Следовательно, для психотерапевта очень важно найти точку, в которой сосредоточена энергия любви его клиента, поскольку здесь находится и корень его проблемы, и ключ к ее решению.

Популярность расстановок

Основой терапевтической работы Берта являются акты уважения, признания, принятия судьбы, правды, мужества и смирения. Его метод (семейные расстановки) очень быстро стал популярным как в Германии, так и за пределами этой страны. Берт провел работу со множеством групп по всему миру. Он говорит, что не обучает методу, а всех практикующих отпускает для свободного исследования. Вокруг него складывается группа коллег, увлеченных его методом. Они быстро осваивают и развивают новые техники и направления расстановочной работы: организационные расстановки, структурные, те, в которых используются фигурки, и др.

Берт Хеллингер: книги и выступления

Дальнейшая судьба Берта после открытия метода складывается успешно. Хеллингер в 1980-х годах активно работает. Он также входит в общество семейных терапевтов Германии. Однако Берт по-прежнему не пишет книг и не проводит обучение. Гунхард Вебер, его ученик, в начале 1990-х годов получает разрешение Хеллингера на публикацию записей с семинаров, которые он проводил (скрипты комментариев и расстановок). В 1992 году появляется первая книга Берта о семейных расстановках ("Два рода счастья…"). Это издание сразу же становится бестселлером.

Работа Хеллингера с 1994 года становится все более публичной - он выступает перед аудиториями, насчитывающими несколько сотен человек. Берт начинает описывать свой метод расстановок в книгах, а также в CD и видеофильмах. В 1992-2007 гг. было издано более 30 его книг. В основном они являются записями с семинаров, которые проводил по всему миру Берт Хеллингер. "Источнику не нужно спрашивать пути" - одна из самых известных его книг. Как и другие его работы, она популярна во всем мире. Еще одна интересная книга, автором которой является Берт Хеллингер, - "Исцеление". В ней представлено множество медитаций и упражнений, позволяющих познать опыт исцеляющего и освобождающего движения. Как известно, все заболевания имеют психологическую составляющую. Нужно стремиться исцелить не только свое тело, но и душу. Предлагаем вам обратить внимание еще на одну книгу - "Большой конфликт". Хеллингер в ней рассказывает о душевных механизмах, которые приводят к конфликтам и войнам между религиями и народами мира.

В нашей стране в период с 2000 по 2009 год появилось 11 книг Хеллингера, а также 2 варианта перевода издания Гунхарда Вебера (в 2001 году - "Два рода счастья", в 2005 - "Кризисы любви").

Берту Хеллингеру недавно исполнилось 90 лет. В настоящее время он активно путешествует. Хеллингер проводит обучающие курсы и семинары, читает лекции по всей Европе, а также в Южной и Центральной Америке, США, Китае, России и Японии.

Биография Берта Хеллингера была написана Еленой Веселаго для Википедии и отредактирована для этого сайта. Материалы Википедии могут редактироваться всеми желающими, поэтому актуальный текст статьи Википедии отличается от текста первоначальной статьи.

Биография написана с использованием следующих источников:

  1. Биография Берта Хеллингера, составленная Альбиной Локтионовой
  2. Берт Хеллингер, Габриэль тен Хофель «Долгий путь». Москва, Институт консультирования и системных решений, 2009
  3. Высказывания Берта Хеллингера на международных семинарах в Австрии и других странах, интервью, прессконференции
  4. Беседы с коллегами, лично знающими Берта Хеллингера и занимающимися исследованием его работы
  5. Личные беседы с Бертом Хеллингером.

Биография корректируется и обновляется при поступлении новых сведений. Последнее обновление: 30.08.2010.

Если у Вас есть поправки или дополнительные сведения - пожалуйста, напишите об этом редактору сайта .

Смотрите также:

  • Семинар Елены Веселаго "История, философия, технология системных расстановок"

Хеллингер, Берт (Bert Hellinger) (р. 1925) – немецкий богослов, философ, психотерапевт, духовный учитель, получивший известность как основатель метода семейной системной расстановки.

Хеллингер (паспортное имя – Антон (Anton ) Хеллингер) родился 16 декабря 1925 года в городе Леймен (Баден-Вюртенберг, Германия) в католической семье. Его отца звали Альберт Хеллингер (1896 - 1967). Антон был средним из трех братьев в семье.

В возрасте 10 лет Антон Хеллингер оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене.

С приходом к власти нацистов, Антона Хеллингера неоднократно пытается привлечь в свои ряды юношеская нацистская организация Гитлерюгенд. Отказ от участия навлекает на него ярлык «врага народа».

В 1942 году Антон Хеллингер был призван в строительные войска Вермахта и был отправлен на службу на территории Франции. В 1945 году он был взят в плен американскими войсками и помещен в лагерь для военнопленных на территории Бельгии. Через год ему удалось бежать из плена, спрятавшись в товарном вагоне. Брат Антона Хеллингера, Роберт Хеллингер (1925 - 1945), был убит на фронте на территории России.

Вернувшись в Германию, Хеллингер вступает в католический религиозный орден Марианхилл и в монашестве принимает имя Сюйтберт (Suitbert ), сокращенно Берт. Это имя остается с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

Берт поступает в Вюрцбургский университет и изучает там теологию и философию.

Берт Хеллингер принимает сан священника в 1952 году (по другим данным – в 1946 году). В течение полугода после окончания университета он служит капелланом, а затем его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В Африке он продолжает учебу и заканчивает Университет Петермарицбурга (Pietermaritzburg) и Южноафриканский Университет, где изучает английский язык и педагогику. Он получает степень бакалавра и диплом, дающий ему право преподавания. В течение 16 лет, проведенных в Африке, Хеллингер служит приходским священником, преподает в школах, становится руководителем комплекса миссионерских школ региона. Он изучает зулусский язык, тесно общается с местными жителями, изучает их ритуалы и приобретает у них известность и уважение.

Во время своей работы как руководителя школ Берт Хеллингер сталкивается с конфликтами, возникающими между представителями различных школ и вероисповеданий. Работая над этим, он принимает участие в работе психодинамической группы, организованной представителями англиканской церкви, и этот первый опыт психотерапевтической работы производит на него большое впечатление. В своей книге «Долгий путь» Берт говорит о том, что решающее влияние на него оказал вопрос одного из тренеров «Что важнее для тебя – люди или идеи? Что из этого ты принесешь в жертву?» и этот вопрос стал вызовом для Берта как священника и как немца, пережившего нацистский режим.

В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. Через небольшое время он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.

Берт продолжает свое образование, изучая в начале 70-х годов классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Шакеда, а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию.

По возвращении он использует идеи Янова в своей дипломной работе по психоанализу, эти идеи не принимаются и Хеллингер не получает аттестации как психоаналитик.

Берт Хеллингер вместе с супругой продолжают практику (в том числе и методом первичной терапии Янова, сократив при этом первоначальную длительность курса до 4х недель). В дальнейшем Берт изучает и практикует современные ему методы терапии, такие как трансактный анализ Эрика Берна (у Фаниты Инглиш (Fanita English )), недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Фарелли, гештальт-терапию (у Рут Коэн (Ruth Cohen)и Илариона Петцольда (Hilarion Petzold)), удерживающую терапию Ирены Прекоп (Jirina Precop ) . Берт изучает НЛП у Гундля Кучеры (Gundl Kutschera ) и его первая книга, оставшаяся неопубликованной, посвящена именно НЛП. Семейную терапию Берт изучает у Лесли Кадиса и Рут МакЛендон (Leslie Kadis, Ruth McClendon) и их группы становятся его первым знакомством с работой, ставшей прообразом будущего метода семейной расстановки.

Через некоторое время семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход – следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход – рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники – заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств – только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация – полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake )). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами, Берт Хеллингер проводит большое количество групп по всему миру. Хеллингер говорит, что не занимается обучением методу, и отпускает всех практикующих для свободного исследования и развития работы. Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер). Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия – такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу).

В 80х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейной терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Гунхард Вебер (Gunthard Weber ) в начале 90х получает разрешение Берта опубликовать записи с его семинаров (скрипты расстановок и комментариев) и в 1992 году выходит первая книга о семейных расстановках: G.Weber, "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers", 1992 (Г. Вебер, «Два рода счастья. Системная психотерапия Берта Хеллингера). Книга быстро становится бестселлером и с 1994 года работа Хеллингера приобретает все более публичный характер – он работает перед аудиториями в несколько сотен человек. За период с 1992 до 2007 годы издается более 30 книг Хеллингера, которые в основном представляют собой записи с его семинаров по всему миру. В России с 2000 по 2009 годы переведено и издано 11 книг Берта Хеллингера и два варианта перевода книги Гунхарда Вебера "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers" ("Два рода счастья", 2001 г. и "Кризисы любви", 2005 г.) с конспектами семинаров Берта.

Однако, широкая известность работ Берта Хеллингера вызывает также и большое количество критики и непонимания со стороны психотерапевтического сообщества и общественности, как относительно метода работы, так и в адрес лично Хеллингера.

В качестве основных претензий можно назвать следующие:

  1. Неподтвержденность современными признанными научными методами феномена заместительского восприятия и природы «поля»;
  2. Отсутствие широкой базы подтвержденных научных исследований относительно эффективности расстановок;
  3. Зависимость качества расстановки от личной зрелости ее ведущего. Невозможность обучения расстановочной практике общепринятыми методами (в расстановках теоретическая база очень небольшая и может быть изложена за 1-2 часа, а количество практических занятий по ведению расстановок повышает качество работы не во всех случаях и только до определенного предела, ограниченного некоторым трудноопределяемым фактором «личной зрелости»);
  4. «Авторитарные» высказывания Берта Хеллингера относительно того, как следует поступить клиенту. Например, «ты должен отказаться от усыновления этого ребенка», «менеджера нужно уволить» (семинар в Москве, 2009 год), «семьи уже нет; вы должны расстаться и муж должен вернуться в свою страну» (международный лагерь в Австрии, 2008 год).
  5. Отсутствие сочувствия к жертвам; несогласие с общепринятыми трактовками таких тем, как инцест, насилие, аборты, современные технологии зачатия, трансплантация органов и др. Наиболее известной является фраза, которая нередко звучит в расстановках Берта Хеллингера на тему инцеста: дочь говорит матери «Мама, я рада сделать это ради тебя». До 2008 года аборты однозначно трактовались Бертом Хеллингером как убийство, что вызывало протесты феминистских организаций; после 2008 года трактовка этой темы у Берта Хеллингера приобрела более глобальный характер - «за жизнью и смертью стоит высшая сила».
  6. Высказывания Хеллингера на темы нацизма и по еврейскому вопросу. Наибольшую критику вызвал философско-поэтический текст Хеллингера «О Гитлере», а также высказывания о еврейском народе из книги «Большой конфликт». «Последней каплей», упавшей на уже очень раскаленную почву конфликта между Хеллингером и «общественностью», в том числе терапевтической, стал тот факт, что на время ремонта своего дома Берт с семьей снял квартиру в доме, где когда-то располагалась канцелярия фашистов.

2005-2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. Стороны обменивались открытыми письмами и заявлениями, и пиком конфликта стал отказ Хеллингера приехать на международный расстановочный конгресс в Кельн, после чего немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.

С 2007 года Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia – старолатинское написание слова scientia , означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl ) в старинном уединенном отеле Pichlmayrgut . В 2008-2009 годах на этих семинарах уже практически не присутствуют представители «классической» психотерапии; в основном участники относятся к последователям различных духовных, эзотерических, телесно-энергетических практик. София Хеллингер проводит отдельные программы по «энергетической работе» (energy work ), а позднее стала вводить элементы этой работы в совместные семинары с Бертом. Эта «работа с энергией», а также участие Софии в семинарах Берта как таковое, стало еще одним объектом для критики, как со стороны более «материалистически» настроенных участников их программ, так и серьезных практиков различных духовных и энергетических учений. Софию критикуют как за поверхностность расстановочной и энергетической работы, так и за внесение в атмосферу семинаров элементов поклонения Берту, а также за организацию коллективных экстатических ритуалов. В 2008-2009 годы критика и обеспокоенность также высказывается в связи с попытками Берта и Софии запретить использовать имя «Хеллингер» иначе, как по специальному соглашению с ними (предполагающему значительную оплату как со стороны институтов, так и практикующих специалистов); по этому вопросу вспыхнуло несколько конфликтов с т.н. Хеллингер-институтами, основанными в разных странах расстановщиками, обучившимися методу в самом начале его распространения.

В России Берт Хеллингер побывал 5 раз: в 2001 (Москва, Санкт-Петербург), 2003 (Москва), 2005 (Москва), 2008 (Москва, Владивосток) и 2009 (Москва – вместе с Софией Хеллингер, Владивосток) годах, проводя как открытые семинары для широкой публики, так и группы для профессионалов. В 2010 году Берт Хеллингер побывал на Украине.

Берт Хеллингер

ПОРЯДКИ ПОМОЩИ

Предисловие научного редактора

Спрос на психотерапию и консультирование в нашей стране постоянно растет. Однако, далеко не все психотерапевты и консультанты умеют быстро и грамотно помогать. В этой книге Берт Хеллингер рассказывает и показывает, как это можно делать. Каким образом должны быть построены терапевтические отношения - отношения между клиентом и психотерапевтом, - чтобы они приносили наибольшую пользу как клиенту, так и самому психотерапевту или консультанту.

Эта книга - наглядная демонстрация применения принципов системно-феноменологического подхода к процессу помощи. Через многочисленные живые примеры из собственной практической работы с клиентами и помощниками Б. Хеллингер показывает, как это нужно делать. Используя метод семейной расстановки, он просто и элегантно показывает, что действительно помогает, когда необходимо остановиться и прервать процесс помощи, а в каких случаях помощь неуместна и даже вредна.

Эта книга многому научит психотерапевтов, консультантов и других помощников, т. к. в ней кроме описания самих порядков помощи показан сам процесс терапии и большое количество коротких, но очень эффективных интервенций из практической работы мастера. Для поиска решения Б. Хеллингер максимально использует ресурсы самого клиента и его родовой системы. Семейные расстановки в его исполнении сфокусированы на сути проблемы клиента и обращены непосредственно к душе. А когда речь идет о сути, душа реагирует мгновенно и клиент включается в процесс на очень глубоких уровнях бессознательного. Тогда решение можно найти очень быстро.

Простые читатели, которые являются «потребителями» помощи, также могут многое почерпнуть из этой книги. Автор на конкретных примерах показывает, что терапия может быть очень сжатой и короткой. Терапевт лишь указывает направление изменений, делает вместе с клиентом первый шаг, остальное клиент в состоянии сделать сам, если он доверится движению своей души. Клиента, знающего порядки помощи и понимающего как работает семейная расстановка, уже не так просто поймать в ловушку длительной терапии по модели «ребенок-родитель». Ведь когда между клиентом и терапевтом возникают подобные терапевтические отношения, то такая терапия может длиться годами и зачастую ни к чему не приводит. Это, к сожалению, не редкость. Клиенты, попавшие в такие отношения, долго злятся на своих терапевтов так же, как на своих родителей.

Еще одна распространенная ловушка для клиента - это когда терапевт делит окружение клиента на «хороших» и «плохих» людей. Тогда во всем, что происходит с клиентом, виноваты «плохие люди» и клиенту не нужно самому меняться, ведь его ответственности за то, что с ним происходит - нет, он просто жертва обстоятельств. Тогда нужно приходить к терапевту или консультанту всякий раз, когда тебе плохо и жаловаться на «несправедливость» мира. Так терапевтические отношения превращаются в многолетние «успокаивающие поглаживания» клиента со стороны терапевта. Прочитав эту книгу, читатель, обращающийся за помощью, сможет избежать этих и многих других ловушек терапевтических отношений.

В заключение скажу еще об одной ловушке, в которую нередко попадаются доверчивые клиенты, а также те, кто хочет быстро обучиться системно-феноменологическому подходу и методу семейной расстановки. В настоящее время некоторые «терапевты» и «консультанты», видя популярность системного подхода, называют себя «учениками» Б. Хеллингера, Г. Вебера или других известных системных терапевтов и начинают работать с клиентами или хуже того - обучать методу, не имея при этом необходимой подготовки и сертификации. Не надо объяснять к каким последствиям это приводит. Поэтому кратко расскажу, как этой ловушки можно избежать.

По правилам IAG (Международного общества системных решений по Б. Хеллингеру) работать с клиентами методом расстановки могут только те терапевты или консультанты, которые прошли длительную программу обучения (не менее 240 часов) у международно-признанных сертифицированных тренеров IAG или Института Хеллингера. Поэтому поинтересуйтесь у вашего терапевта или консультанта, где и у кого он обучался и имеет ли он сертификат.

Обучать системно-феноменологическому подходу и методу расстановки могут только опытные тренера, сертифицированные этими же организациями. После международной сертификации они должны иметь стаж практической работы не менее трех лет в области системных расстановок. Обучение может быть признанно, если оно проводится в институте, имеющим допуск IAG по программе, выполняющий все критерии качества установленные IAG, и сертифицированными тренерами. В России институт соответствующий всем вышеперечисленным критериям и имеющий допуск - это Институт консультирования и системных решений (ИКСР) и именно здесь можно получить международно-признанное образование.

Понятно, что для русскоязычного пространства этого мало, поэтому в сентябре 2007 года наш институт организует первый в России Международный конгресс, посвященный системно-феноменологическому подходу и системным расстановкам. На нем будут присутствовать ведущие специалисты в этой области. Это уникальная возможность увидеть и познакомится со звездами в этой области, непосредственно поучаствовать в работе их семинаров и мастерских и, конечно, найти среди всего этого многообразия свое хорошее место.

Михаил Бурняшев - к.п.н., сертифицированный тренер IAG, системный психотерапевт
Мудрость

Кто мудр, тот принимает мир таким, как есть,
без умысла и страха.

Он примирен с непостоянством
и не стремится за пределы того,
что прекращается со смертью.

Живя в согласии, он сохраняет перспективу
и вмешивается лишь,
насколько того ход жизни требует.

Он умеет отличить возможно нечто или невозможно,
поскольку чужд намерений.

Мудрость - плод долгой дисциплины и труда,
но мудрый не тратит сил на то, чтоб ею обладать.

Мудрость всегда в пути и цели достигает не потому
что к ней стремится. Она растет.

(Перевод Ирины Беляковой)

Об этой книге

Как родилась эта книга? Во время моих обучающих курсов по семейным расстановкам участники сообщали мне, в какие моменты их попытки помочь наталкивались на определенные границы. Тогда мы вместе рассматривали такие случаи, чтобы установить:

1. Была ли помощь в тех ситуациях возможна в принципе и допустима ли она?

2. Какие шаги со стороны терапевта были уместны и необходимы?

Как только мы находили значимые шаги, мы прерывали работу. Таким образом мы вместе учились тому, как помогать не более, чем это необходимо, и как не лишить человека возможности действовать самостоятельно после того, как он признал главное. Все это позволило мне в рамках короткого курса показать участникам всю полноту возможных подходов. Одновременно они смогли усилить остроту своего восприятия. На основании многочисленных примеров участники смогли проверить на самих себе, какое действие оказывает тот или иной подход. Им легко удавалось определить, какой из подходов имеет шанс на успех. В процесс восприятия были вовлечены все.

Эта книга предназначена в первую очередь для тех, кто в силу своей профессии призван помогать другим людям: врачей, психотерапевтов, сотрудников различных социальных учреждений, учителей, священников, консультантов. Помощь - это общечеловеческое понятие, поэтому моя книга адресована и многим другим читателям, в том числе всем родителям.

Вы найдете в ней множество примеров краткосрочной терапии с использованием различных подходов. Чтобы иметь общее представление о содержании книги, достаточно посмотреть на ее оглавление.

Читатели найдут здесь и множество примеров человеческих судеб. Эти судьбы глубоко трогают. Если нам удастся вчувствоваться в них, мы сможем стать человечнее и добрее. Мы сможем увидеть жизнь во всей ее полноте и величии. Многие решения могут показаться ошеломляюще простыми. Это светлая и освобождающая книга.

Берт Хеллингер, февраль 2006

Введение и обзор:

помогать, что это значит?

Помощь - это искусство. Как и любое иное искусство, она требует навыка, которому можно учиться и в котором необходимо совершенствоваться. Необходимо почувствовать того, кто просит о помощи. Иными словами, терапевт должен понять, что с ним происходит и что поможет ему выйти за границы себя самого и перейти к чему-то всеобъемлющему.

Независимо от контекста каждого отдельного случая, болезнь начинается при отсутствии любви

Берт Хеллингер , немецкий психотерапевт, философ, автор метода семейных настроек, автор сорока трудов о терапии, связанной с семьей и предыдущими поколениями утверждает: причины болезней лежат в недостатке любви в семье, неправильных отношениях и в чувстве вины. Хеллингер сформировал метод краткосрочной терапии болезней, болезненных состояний «семейные расстановки», суть которого заключается в устранении последствий системных семейных травм, полученных тем или иным членом семьи.

Хеллингер утверждает: люди систематически испытывают страх, несмотря на отсутствие реальной угрозы . Страх является причиной тревожного состояния, приводящего к стрессу и развитию болезней. Появление страха спровоцировано наличием негативного опыта у представителей предыдущего поколения. Страхи по Хеллингеру, в большинстве случаев являются переходящим симптомом, перенимаемым ребенком от родителей. Ребенок бессознательно выносит себе приговор: «У меня страхи вместо тебя». Ребенок думает, что если возьмет на себя тревогу и боязнь родителей, то автоматически освободит их. Данный способ мышления не решит проблему.

Причинами страхов по Хеллингеру являются опыт родителей или предков со времен войны. Несмотря на то, что прошло много времени, ситуации, связанные с ней, существуют в подсознании современного поколения. Хеллингер утверждает, что страх не что иное, как связь с потерпевшими или лицами, совершившими нежелательные для семьи действия. При биполярном аффективном расстройстве мания является связью с преступником, депрессия – связью с жертвой. Страхи являются причиной болезней.

Болезнь начинается при отсутствии любви

Алкоголизм по Хеллингеру

Причины алкоголизма по Хеллингеру (алкогольная зависимость является причиной ряда заболеваний) лежит в отказе от одного человека, а именно отца. Люди ожидают любви от человека, страдающего алкоголизмом. Зависимость длится до тех пор, пока человек не примет отца. Принятие в философии Хеллингера означает признание того, что отец так же любим и дорог, как и мать. Многие люди имеют проблемы с уважением к отцу, зависимость от алкоголя чрезвычайно актуальна. Для излечения алкоголик должен быть готов полюбить своего отца.

По Хеллингеру зависимость ребенка от алкоголя приводит родителей к пониманию своего бессилия. Они не имеют власти в данной ситуации, что может являться исцелением для всей семьи. Если между родителями была борьба за ребенка, то в конце проиграют все. По мнению Хеллингера, главным проигравшим является победитель.

Берт Хеллингер утверждает: если при воспитании ребенка доминировала мать – риск возникновения алкогольной зависимости у ребенка высок. Если доминировал отец – риск практически отсутствует.

Причины алкоголизм по Хеллингеру могут лежать в алкогольных проблемах предков. Человек становится зависимым от алкогольных напитков, чтобы напомнить об алкоголиках, которые были исключены из семьи.

Депрессия по Хеллингеру

Депрессия, по мнению Берта Хеллингера, не что иное, как связь с жертвами, погибшими, пропавшими и/или исключенными из семейного круга. Депрессия является формой покаяния. Наличие депрессии у человека указывает на то, что ему кого-то не хватает, пустота в душе формируется в результате дефицита энергии. Депрессия – психическое состояние, при котором защитные функции организма ослабляются. Депрессия может являться не только причиной болезней, сама является болезненным состоянием, требующим медикаментозного лечения.

Исключение из жизни матери провоцирует обычно депрессию. Мать является связующим звеном с любовью. При депрессии не хватает любви и, одновременно, матери. Хеллингер подчеркивает, что подразумевается не физическое присутствие. Депрессией могут страдать дети в семьях, где матери не трудятся, проводят с ребенком достаточно много времени. Физического присутствие рядом с ребенком для предотвращения появления депрессии недостаточно.

По Хеллингеру, возможна ситуация, когда ребенок по неизвестным причинам отвергает любовь матери, не принимает того, что она может ему предложить. Многие люди в состоянии депрессии имеют сложные отношения со своими матерями. В отдельных случаях, мать подсознательно ориентирована на умершем члене семьи и не способна оказать ребенку должного внимания, фокусируясь на своей болезни, не видя, что ребенок нуждается в матери. В данной ситуации возраст ребенка не имеет значения, проблема распространяется и на взрослых детей, которые всегда нуждаются в родителях.

Фото Monika Koclajda

Хеллингер утверждает, что родители дают бессознательное согласие на болезнь ребенка, в том числе и на депрессию. На сознательном уровне они видят своего ребенка радостным, здоровым и счастливым. На подсознательном уровне открыты к тому, что часть их страданий ребенок возьмет на себя. Бессознательное согласие родителей на болезнь ребенка, по Хеллингеру, является причиной заболеваний ребенка, развивающихся у него в будущем.

Родители, дети которых страдают депрессией, должны проанализировать, в какой степени они способны удовлетворить потребности своего ребенка, посвящают им достаточное количество времени.

Депрессия у детей может развиться на фоне обязательств или вине предыдущих поколений. Когда бабушка ребенка сделала аборт, чувство вины неосознанно может нести ее дочь, внуки. Депрессия развивается из-за любви к бабушке. По Хеллингеру, избавиться от депрессии можно, отдав проблему источнику депрессии , именно она должна противостоять ей. Дочери и внуки не имеют права вмешиваться.

Берт Хеллингер неоднократно подчеркивает, что человек не должен судить кого-либо: ни других людей, ни самих себя. Многие вещи люди делают бессознательно. Независимо от контекста каждого отдельного случая, болезнь начинается при отсутствии любви. Отсутствие любви, является по Хеллингеру, причиной болезней. Особенно, когда в предыдущих поколениях кто-то от кого-то отдалился. Великая любовь ко всем членам семьи приносит излечение.

Согласие на болезнь дает возможность увидеть, что больному необходимо на самом деле:

  • любовь,
  • забота,
  • внимание со стороны членов семьи.

Берт Хеллингер приводит пример: когда он работал с больной раком женщиной, то установил интересный факт. Хеллингер попросил женщину направить опухоли следующие слова: «Дам тебе простор, который тебе необходим, ты получишь от меня все желаемое, разрешаю тебе со мной остаться и сопровождать меня во всех делах». После слов символ болезни начал сокращаться, напоминая при этом клубок. Когда Хеллингер попросил произнести слова к болезни, призывая ее уйти, удалиться из жизни, символ опухоли начал набирать силу и расти.

Люди с диагностированными онкологическими болезнями, обычно полны ярости и гнева. В бессознательном монологе больных появляется утверждение, что прежде чем сделаю что-то кому-то другому, сам себя убью. Хеллингер утверждает, что болеющий человек защищает других людей.

По Хеллингеру, при опасных и смертельных болезнях, включая сахарный диабет, у человека возникает стремление к смерти, желание воссоединиться с умершими близкими людьми. Душа ждет заболевания, которое окажется смертельным.

Путем к избавлению от подобных мыслей является выявление личности умершего человека из семьи, после чего нужно принять этого человека в свое сердце, отдав ему дань уважения. Необходимо принять, что у мертвого – своя судьба, у живого – своя. Человек может любить умершего родственника, четко осознавая, что происходящее предопределено судьбой.

Хеллингер утверждает: при онкологическихболезняхследуетпризнатьвеличиесмерти. Символомявляетсяпоклонение ей – передсудьбой и смертьюлюдибессильны. опубликовано

Хеллингер (Hellinger) Берт (родился в 1925 г.) — немецкий богослов, философ, педагог, психотерапевт получивший известность как основатель метода семейной системной расстановки.

Хеллингер (паспортное имя - Антон (Anton) Хеллингер) родился 16 декабря 1925 года в городе Леймен (Баден-Вюртенберг, Германия) в католической семье. В возрасте 10 лет Антон Хеллингер оставляет родительскую семью и поступает поступает в интернат миссионерской конгрегации Марианнхилл в г. Лоор-на-Майне, чтобы стать священником и миссионером.

Там Б. Хеллингер учится в городской гимназии. После ее закрытия национал-социалистами учится в гимназии г. Касселя. С приходом к власти нацистов, Антона Хеллингера неоднократно пытается привлечь в свои ряды юношеская нацистская организация Гитлерюгенд. Отказ от участия навлекает на него ярлык «врага народа».

В 17 лет Берт Хеллингер (1942) был призван властями на службу в строительные батальоны вермахта во Франции. В конце 1944 г. попадает в американский плен и работает в лагере для военнопленных в Бельгии. Через год ему удалось бежать из плена, спрятавшись в товарном вагоне. Вернувшись в Германию, Хеллингер вступает в католический религиозный орден Марианхилл и в монашестве принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя остается с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

В 1946 г. Берт Хеллингер завершает обучение на отделении теологии университета Вюрцбурга, принимает послушничество, и полгода работает в должности капеллана до того времени, как появилась возможность выехать в Южную Африку в церковный приход Марианнхилл. В Африке он продолжает учебу и заканчивает Университет Петермарицбурга (Pietermaritzburg) и Южноафриканский Университет, где изучает английский язык и педагогику. Он получает степень бакалавра и диплом, дающий ему право преподавания. В течение 16 лет, проведенных в Африке, Хеллингер служит приходским священником, преподает в школах, становится руководителем комплекса миссионерских школ региона (150 школ). Хеллингер стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир. Он приобретает у местных жителей известность и уважение.

Через несколько лет Берт Хеллингер назначается руководителем всеми школами прихода. В этой должности Б. Хеллингер обязан был заниматься повышением квалификации подчиненных и на практике столкнулся с тем, что на занятиях представители различных рас и вероисповеданий, находившиеся в одной группе, демонстрировали взаимное неприятие, столкновения и конфликты. Для преодоления этих сложностей англиканская церковь направила в Марианнхилл преподавателей-психологов и специалистов по групповой динамике. На этих занятиях Б. Хеллингер впервые познакомился с методами групповой психотерапии. Этот первый опыт психотерапевтической работы производит на него большое впечатление. В своей книге «Долгий путь» Берт говорит о том, что решающее влияние на него оказал вопрос одного из тренеров «Что важнее для тебя - люди или идеи? Что из этого ты принесешь в жертву?» и этот вопрос стал вызовом для Берта, как священника и как немца, пережившего нацистский режим.

В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. Через небольшое время он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.

Берт продолжает свое образование, изучая в начале 70-х годов классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе в Венском "рабочем сообществе по глубинной психологии" у Р. Шиндлера и И. Шакеда (которое впоследствии выступило прообразом профессионального объединения психотерапевтов Австрии), а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию. По возвращении он использует идеи Янова при подготовке выпускной работы по психоанализу, за что и расплачивается. Хеллингера не аттестовали, посчитав, что его работа не соответствует канонам классического психоанализа.

С 1971 г. Берт Хеллингер разрабатывает и проводит семинары групповой психотерапии (в том числе и методом первичной терапии Янова, сократив при этом первоначальную длительность курса до 4х недель). В дальнейшем Берт изучает и практикует современные ему методы терапии, такие как трансактный анализ Эрика Берна (у Фаниты Инглиш (Fanita English)), недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Фарелли, гештальт-терапию (у Рут Коэн (Ruth Cohen) и Илариона Петцольда (Hilarion Petzold)), удерживающую терапию Ирены Прекоп (Jirina Precop). Берт изучает НЛП у Гундля Кучеры (Gundl Kutschera) и его первая книга, оставшаяся неопубликованной, посвящена именно НЛП. Семейную терапию Берт изучает у Лесли Кадиса и Рут МакЛендон (Leslie Kadis, Ruth McClendon) и их группы становятся его первым знакомством с работой, ставшей прообразом будущего метода семейной расстановки.

Берт Хеллингер характеризует себя как практика, который, испробовав много различных методов, нашел в конечном итоге свой собственный. Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

  1. Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций
  2. Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Сам Берт Хеллингер характеризует свой подход так: "В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашёл ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей". В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

В 80х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейных терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Гунхард Вебер (Gunthard Weber), ученик Б.Хеллингера и основатель Вислохского института системных решений (Германия), в начале 90-х получает разрешение Берта опубликовать записи с его семинаров (скрипты расстановок и комментариев) и в 1992 году выходит первая книга о семейных расстановках: G.Weber, "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers" (Г. Вебер, «Два рода счастья. Системная психотерапия Берта Хеллингера). Книга быстро становится бестселлером и с 1994 года работа Хеллингера приобретает все более публичный характер - он работает перед аудиториями в несколько сотен человек. После появления в печати книги Г. Вебера, Берт Хеллингер начинает сам представлять свой опыт и размышления о нем в книгах, а также в видеофильмах и CD.

За период с 1992 до 2007 годы издается более 30 книг Хеллингера, которые в основном представляют собой записи с его семинаров по всему миру. В России с 2000 по 2009 годы переведено и издано 11 книг Берта Хеллингера и 2 книги Гунхарда Вебера с конспектами семинаров Берта. На протяжении всей своей жизни Берт Хеллингер непрерывно учился и много работал. Он искал пути эффективной психотерапии и в результате создал метод, удивительный по мощи и глубине, опирающийся на любовь, связывающую людей друг с другом. С 2007 года Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia - старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl) в старинном уединенном отеле Pichlmayrgut.

Терапевтическая работа Б. Хеллингера основана на актах признания, уважения, правды, принятия судьбы, смирения и мужества. В последние годы терапия Б. Хеллингера все больше приобретает характер работы по нахождению согласия и примирения. Берт Хеллингер осмысливает действующие основания своей работы и формулирует свое понимание в докладах "Вина и невиновность в отношениях", "Пределы совести" и др. Сейчас Берту Хеллингеру уже за восемьдесят, и он по-прежнему не стоит на месте. Им проведены сотни семинаров В Европе, США, Центральной и Южной Америки, Израиле, Китае, Японии, России. Дав тысячам последователей действенный метод расстановки, Берт Хеллингер идет дальше — за рамки психотерапии — к большей цельности, глубине и простоте.

В России Берт Хеллингер побывал 5 раз: в 2001 (Москва, Санкт-Петербург), 2003 (Москва), 2005 (Москва), 2008 (Москва, Владивосток) и 2009 (Москва - вместе с Софией Хеллингер, Владивосток) годах, проводя как открытые семинары для широкой публики, так и группы для профессионалов.

(составлено на основании биографии написанной Еленой Веселаго )