Главная · Горло · На дне гоголь краткое содержание. М

На дне гоголь краткое содержание. М

Автор «На дне» Максим Горький работал над произведением два года. Труд из четырех актов писался долго, автор очень нелестно отзывался о работе. Горькому казалось, что тема устарела, история о двух десятках «пропащих» людей не заинтересует ни современников, ни будущие поколения.

Вконтакте

История создания романа

История создания пьесы «На дне» начинается на рубеже 19–20 веков , Горький решил попробовать себя в написании драмы. Для пьесы было задумано примерно 20 героев из босяцкого «дна» жизни. Рассказав об идее Станиславскому, автор приступил к написанию, в процессе работы совершенно не рассчитывая на успех.

Важно! Создавалась «На дне» для труппы Московского театра, была поставлена вскоре после окончания работы. Вопреки ожиданиям писателя, пьесу «настиг» как грандиозный успех, так и множественная критика. Для того чтобы «выжить», драме пришлось пережить немало запретов, забытья, цензуры.

О чем рассказывает «На дне»

Описывая жанр пьесы, остановимся на философской драме. Автор поставил в произведении ряд наиважнейших жизненных вопросов: нужна ли человеку совесть , что находится «по ту сторону» благополучной жизни, хороша или смертельна истина, нужна ли «ложь во благо» или наоборот – именно из-за лжи гибнут люди? Итак, краткое содержание по действиям.

Акт 1

Знакомство с главными героями. События разворачиваются в ночлежке, которая своим видом больше напоминает подвал.

Торговка пельменями Квашня, которой недавно сделал предложение Абрам Медведев – местный полицейский, ему около 50 лет, разглагольствует о том, что замужество – это каторга , единственное, что может муж, – это загнать жену до смерти. У Квашни одно мнение – замуж, значит на тот свет.

В это время над бабой подшучивает Клещ, утверждающий: что бы та ни говорила, замуж за Медведева все равно пойдет с радостью. Умирающая жена Клеща, рабочего человека, который бил супругу, морил голодом, лежит на лавке за занавеской, тяжело кашляя. Квашня шутит по этому поводу, но получает грубый отпор.

Настя – молоденькая девушка легкого поведения, читает книжку со звучным названием «Роковая любовь», которую отбирает Барон. Увидев, о чем книга, начинает смеяться . Далее оставшиеся обитатели ночлежки – Сатин, Бубнов, Актер и Клещ вспоминают, что были «нормальными людьми», что-то значили для .

В этот момент приходит хозяин приюта Костылев – разыскивает свою молодую жену Василису, у которой роман с живущим здесь же вором Васькой Пеплом. Не найдя супругу, мужчина будит самого Ваську, но последний выгоняет хозяина из ночлежки, раздосадованный тем, что прервали интересный сон.

В это время Сатин говорит, беря деньги у Пепла, что тому не жалко денег – они ему легко достаются. Если работа не приносит удовольствия, то это не работа вовсе, а настоящее рабство . После Сатин приглашает Актера в пивнушку, оба уходят.

Наташа, младшая сестра хозяйки, вводит нового постояльца – странника Луку. Вор начинает заигрывать, однако девушка это игнорирует. Появляется Алешка – 20-летний пьяный сапожник. Клещ считает себя единственным порядочным человеком здесь, остальные – без чести и совести. Васька утверждает, что остальные не хуже, а ни честь, ни совесть на ноги вместо сапог не наденешь .

Появляется Василиса и гонит Алешку за то, что распускал слухи о романе с Пеплом, бранит окружающих за мусор, что до сих пор не подметено. По ходу разговора выясняет, что младшая сестра общалась с любовником, злая, уходит на кухню, где начинает бить Наташу. Акт заканчивается тем, что Медведев, Барон и Квашня убегают разнимать сестер.

Акт 2

Второй акт продолжается в той же комнате, только уже наступил вечер, горят два фонаря. Бубнов играет с пришедшим Медведевым в шашки, а остальные в карты на деньги. Лука сидит у кровати умирающей Анны. Женщина рассказывает о своей тяжелой, полной лишений жизни. Старик успокаивает Анну, убеждая, что после смерти мучеников ждет покой , где не будет боли.

Актер перед походом в пивную хочет прочитать свои любимые , но в последний момент понимает, что забыл текст. Мужчина начинает сокрушаться – из-за пьянства все пути теперь закрыты.

Лука ему сообщает, что существуют лечебницы, там человека могут избавить от пьянства, однако не помнит, где те находятся. Актеру нужно немного потерпеть и не пить, чтобы туда попасть.

Расстроенный Пепел, входя в ночлежку, спрашивает у обитателей, насколько сильно Василиса избила Наташу. Медведев – дядя девушек – заявляет, что это не Васькино, а семейное дело, из-за чего оба ссорятся.

Васька отвечает, что если сядет, то следом пойдет это семейство, так как именно бывшая любовница с мужем подбили на кражу , после чего купили ворованные вещи. Медведев тут же отнекивается, продолжая играть.

Лука пытается вмешаться, чтобы примирить спорящих, однако Васька грубо перебивает старика и спрашивает, почему тот обманывает, говоря, что где-то может быть хорошо. Первый в свою очередь начал убеждать молодого вора, что нужно уходить из этой ночлежки, ехать в Сибирь, где будет лучше, так как именно там нужны сильные люди с правильными мозгами .

Приходит Василиса, выгоняет постояльцев, однако Лука не уходит, а прячется на печи. Женщина узнает, что надоела вору, что Васька никогда на самом деле не любил хозяйку, предлагает Пеплу сосватать свою сестру, дать денег за то, что вор убьет мужа, который сильно надоел. Васька отвечает, что у нее нет души, сомневаясь в предложении.

В этот момент неожиданно заходит Костылев, который хотел найти жену дома, а не рядом с вором. Соперники ругаются, Пепел уже собирается ударить мужа любовницы, когда Лука начинает ворочаться на печи. Когда семейная пара уходит, старик советует Ваське, чтобы тот не связывался со склочной бабой, не брался за предложенное дело, а уезжал с Наташей как можно дальше отсюда.

После этой фразы Лука прерывает разговор, направляясь к кровати Анны. Женщина уже мертва. За несколько минут возле кровати покойной собираются обитатели приюта.

Акт 3

Третий акт проходит уже во дворе, куда выходят действующие лица. Настя повествует о том, как любила когда-то, а остальные смеются и, не скрывая, утверждают, что эти слова ложь. Лука утешает девушку, говорит, чтобы та не переживала. Происходит спор о правде и лжи .

Бубнов развивает мысль, что люди, которые врут, пытаются подправить свою душу, добавить себе больше смысла, а это лишнее. Клещ в свою очередь просто говорит, что все люди недостойны существовать, рабочий их ненавидит и выражает это очень эмоционально.

Настя убегает, а Наташа заявляет, что тоже ждет кого-то особенного, так как не верит людям. Приходит Пепел и все-таки уговаривает девушку ехать с ним.

Василиса, которая слышит этот разговор, приходит на пустырь вместе с мужем и провоцирует ссору с бывшим любовником. Лука гасит ссору, но, найдя повод, женщина выгоняет старика, который действительно уходит, оставив поверивших людей наедине с собой.

Постояльцы возвращаются в комнату, где рассказывают свои истории. Слышатся крики Наташи, которую бьет сестра. Младшую сестру заводят в комнату – избитую, с обваренными кипятком ногами. Васька нечаянно убивает Костылева в порыве эмоций. Василиса зовет полицию, указывает на Пепла, тот признается, что эта женщина подбила его на такой поступок.

Наташа, услышав это, падает в обморок, обвиняет бывших любовников в сговоре, требуя, чтобы в тюрьму забрали именно ее.

4 акт

Все обитатели приюта в своей комнате обсуждают Луку – их мнения разнятся: одни говорят, что тот был хорошим и добрым, другие – просто мягкотелым и лживым. Постояльцы считают, что Василиса избежит наказания, а Пепла если не повесят, то точно посадят. Настя хочет бросить все, уйти «куда глаза глядят», только подальше от людей.

Сатин говорит, что само понятие человек – это гордость , поэтому не стоит унижать людей жалостью или снисхождением. Актер, слушая окружающих, внезапно слезает с печи и убегает. Через некоторое время приходит Медведев и остальные, а следом вбегает Барон, сообщая, что Актер повесился.

Важно! Закончилась пьеса знаковой фразой Сатина, который пел при появлении Барона: «Эх, испортил песню – дур-рак!».

Характеристика героев (цитаты)

Описание личности персонажей:

  1. Костылев («А долг твой мне - это так и есть долг!»), муж Василисы, скупой, злой старик, который жутко ревнует свою жену. Готов забрать у постояльцев последнее , буквально выжать душу.
  2. Его супруга Василиса («Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…») не лучше – изворотливая и склочная. Хочет извести мужа со свету, чтобы жить в свое удовольствие.
  3. Ее любовник – вор Пепел («Мы звери… нам надо… нас надо приручать…») запутался в мире и не может найти правды. Отец Пепла был вором, Васька привык, что его таковым считают, однако внутренне понимает, что живет неправильно , хочет это исправить.
  4. Лука – мудрый старик, который утверждает, что человеку нужно помогать добротой, а правдой душу только калечат. Человека нужно жалеть, ласково к нему относиться. Помогает обитателям ночлежки, однако быстро и ловко уходит, когда нужен больше всего («Мяли меня много, от того и мягок»).

Цитатная характеристика героев, не участвующих в основных действиях.

В пьесе рассказывается о жизни людей в ночлежке, которые объединены слабостью, не хотением найти новую - лучшую жизнь. К ним приходит странник, проповедующий лож, которой поддаются некоторые жители. У этих людей своя правда и общее неумение жить. Они иногда пытаются измениться в лучшую сторону, но в итоге у них все равно ничего не получается, лишь некоторые смогли уйти от повседневной жизни, от лжи и безысходности, они все же нашли в себе силы измениться.

Краткое содержание пьесы На дне по действиям, главам, актам

Акт первый

Главные герои живут в ночлежке, которая показана как мрачный и грязный подвал. Здесь представлены Анна, которая больна и скоро умрет, Настя, читающая очередную книгу, Бубнов, сидящий на своей кровати и чинящий шапку.Барон потешается над читающей Настей, а Клещ ссорится с Квашней на счет замужества. Начинается ссора, многие переходят на крик, Анна умоляет перестать, потому что чувствует себя все хуже и хуже. Актер слезает со своей лежанки, ворчит, что пыльно. Никто не хочет мести пол.

Клещ, Актер и Костылев снова спорят из-за денег. Приходит Лука, знакомится со всеми. Настя перестает читать, желает выпить. Она всем рассказывает о связи Пепла с сестрой Василисы. Анна никому не нужна, Лука уводит ее в сени. Василиса снова бьет Наташу, их разнимать бежит Медведев.

Акт второй

В этом акте описывается, как Актер хочет рассказать любимый отрывок из любимого произведения страннику, но не может вспомнить слова, рассказывает свою историю о том, что был узнаваемым человеком, но начал пить и все утратил. Взамен Лука говорит о больнице, где лечат таких, как он.

Пепел ведет разговоры с Василисой и жалуется, что жить так больше невозможно, он признается ей в любви на что получает положительный ответ. Василиса пытается уговорить Костылева на убийство мужа, за это обещает выдать денег. После этого он сможет вместе с Наташей уехать. Внезапно заходит Костылев и кричит на Василису, потому что не сделала работу по дому, обзывает ее самыми различными бранными словами. Лука, подслушавший их разговор, слезает с печки. Странник говорит ему не идти на поводу у Василисы, а самому забрать Наташу и уехать куда они пожелают. Лука замечает, что Анна тихо умерла и зовет всех людей ночлежки посмотреть.

Актер снова находит Луку, и всё же читает ему отрывок из произведения, которое вспомнил актёр, также говорит страннику о своих планах посетить больницу, о которой он упоминал ранее. Утверждает, что он готов к новой жизни. Еще упоминает, что ранее он носил имя Сверчков - Заволжский, а в ночлежке никому это не интересно, Потому что он его потерял, а ведь даже у животных есть клички. Наташе жалко Анну, но Бубнов утверждает что, все равно все мы умрем. Жители ночлежки все вместе и теперь думают, как убрать покойницу из дома. Даше неприятно то, что никто Не жалеет бедную Анну. Лука же снова вставляет свое слово: "никто не жалеет даже живых и самих себя".

Акт третий

Действие происходит на почти заброшенном пустыре, здесь собрались все жители ночлежки. Настя начинает рассказывать об отношениях со студентом, который жил ранее во Франции. Барон не верит ее словам, на что выслушивает крики о непонимании любви. Настя заканчивает рассказывать со слезами на глазах, ее начинают успокаивать. Барон не унимается - злит Настю тем, что она прочитала эту историю, а не пережила ее. Лука говорит, что если она верит в нее, то значит все это - правда.

Потом очередь Наташи - она рассказывает о своих мечтах, о том, что тоже хочет прекрасную историю любви. После того, как Лука ругает Барона за издевки над Настей, тот идет мириться с ней.

После рассказа истории Луки о том, как к нему в дом однажды забрались мужики, которых он приютил. Бубнов говорит, что ему по душе правда, а не сладкая ложь.

Приходит Костылев, заставляет Наташу идти работать по дому. Затем спорит с Лукой, утверждая, что жизнь странника - пустая жизнь, что человеку нужно обязательно иметь свое место на Земле. Бубнов же ведает свою историю о том, как чуть не убил жену из-за измены. Но остановился, потеряв свою мастерскую. Клещ вынужден продать свои инструменты, потратив деньги на похороны жены.

Костылевы снова начинают ругать Наташу, Пепел решает заступиться, после чего лишает хозяина жизни. Он делает это случайно, а после орет на Василису, что именно этого она хотела. Наташа понимает, что они были в заговоре и ничто не разрушит ее выводы.

Акт четвертый

Начинается суета, в это время Лука куда-то пропадает, никто больше его не видит. После чего жители замечают, что странник был замечательным человеком. Наташа тоже исчезает из больницы, не возвращается в ночлежку. Пепела отдали под суд, а на счет Василисы никто не беспокоиться, все думают, что сможет решить все свои проблемы, потому что очень хитра. Настя бунтует и обзывает всех сором, от которого нужно срочно избавиться.

У Актера мрачное настроение, он читает слова из пьес про смерть. Сатин пытается всех помирить, когда он пьян, то начинает добреть. По его мнению, каждый человек сам себе хозяин и вправе жить так, как пожелает. Подходят все остальные жители и садятся обедать, Бубнов с Алешкой все еще суетятся, они выпили довольно много и хотят петь. Спустя некоторое время входит Бубнов и сообщает весть: Актер убил себя - повесился. Многие в шоке, а Сатин жалеет, что вся песня испорчена.

Данная пьеса учит читателей тому, что если не нравится окружающая жизнь, то стоит изменить ее, хотя бы сделать попытки для этого, а не сидеть сложа руки и просто ныть изо дня в день.

Все герои ночлежки недовольны своей жизнью, они только жалуются на нее. Но когда приходил Лука со своей ложью, то открывает для некоторых простые истины, именно поэтому Актер решает идти лечиться и другие тоже пытаются повлиять на свою жизнь. Но в итоге практически ничего не меняется в лучшую сторону, только несколько смертей и еще несколько загубленных жизней. Горький в своей пьесе пытался изобразить проблему того времени - у людей нет желания менять свою жизнь и прикладывать к этому хоть каких-то усилий. Его надежды, что следующее поколение сможет устранить эту проблему тоже изображены в пьесе.

Лука, который странствовал большую часть своей жизни, проповедует ложь, которая для некоторых спасение, а для других же - смерть.

Сатин на ровне с Лукой пытается донести, что все в руках самого человека, что все зависит только от него. Но другие жители ночлежки не желают понимать, им важнее материальные ценности и житейские заботы. Судьба многих героев пьесы обречена на провал, они продолжают пить, ругаться и ссориться.

Также пьеса учит читателей тому, что не нужно забывать жить, не врать своим близким и окружающим людям, и наконец найти свой смысл жизни, чтобы не погубить ее.

(50 лет) – дядя Василисы и Наташи, полицейский
Алеша (20 лет) – сапожник
Кривой Зоб и Татарин – крючники

Акт 1

Действие происходит в ночлежке, напоминающей мрачный подвал. Постояльцы, в основном, люди, опустившиеся «на дно» по разным причинам. Вдоль стен посещения размещены грязные и некрашеные нары, посередине стоит большой стол с лавками и табуретом. За столом сидят Барон и Настя, а за самоваром – Квашня. Бубнов кроит шапку на нарах. Анна больна и часто кашляет. Разгорается ссора. Клещ спорит с Квашней. Та утверждает, что уже была однажды замужем и неудачно, поэтому за Медведева не пойдет. В это время Барон начинает посмеиваться над увлечением Насти дешевыми бульварными романами. Выхватывает у неё книгу «Роковая любовь» и они начинают драться. Анна просит говорить потише и не ссориться, так как ей плохо. Квашня жалеет её и ругает Клеща за то, что довел жену до такого состояния.

Тут просыпается Сатин после очередной пьянки и спрашивает, кто его вчера бил. Бубнов говорит не все ли равно, а били за карты. Приходит время наводить порядок в ночлежке, все ругаются. С печи слазит Актер, который говорит, что его организм настолько отравлен алкоголем, что пылью уж дышать вредно. Сатин бормочет под нос какие-то умные словечки вроде «трансцендентальный», «макробиотика». Затем рассказывает, что был когда-то образован и много читал, в прошлом работал телеграфистом. Актер подчеркивает, что образование – чепуха, главное – талант и вера в себя. Рассказывая о себе, он говорит, что раньше играл на сцене и был знаком со многими известными артистами.

Из сочувствия к Анне Актер выводит ее на свежий воздух подышать. Там они сталкиваются с Костылевым, который разыскивает вою жену. Сначала он что-то поет себе под нос, а потом начинает придираться к Клещу и говорит, что следовало бы повысить ему оплату. Он также обвиняет его в плохом отношении к жене. Актеру же он говорит, что сочувствие к больному человеку это, конечно же, хорошо, но не стоит забывать про свой долг. После этого Костылев направляется к комнате Васьки Пепла. Тот спрашивает хозяина о судьбе денег с проданных часов, на что Костылев отвечает, что не принес их. Тогда Васька гонит его прочь. Сатин все знает об отношениях Васьки с женой Костылева и рекомендует убить хозяина. Но Васька лишь игнорирует его. Он дает Актеру денег взаймы и тот идет пьянствовать с Сатином.

Клещ возмущен тем, как легко Пепел добывает деньги. Ведь это все воровством, а не честным трудом. Клещ говорит, что ему неприятно находится в одном обществе с такими людьми. А у Пепла свои соображения по поводу чести и совести. Он считает, что такие добродетели нужны только тем, у кого власть. Бубнов с ним соглашается. Входит Наташа с новым постояльцем – странником Лукой. Она в очередной раз просит Клеща быть внимательней с супругой. Пепел симпатизирует Наташе и не скрывает этого. Он говорит, что если бы она ударила его ножом в грудь, он был бы счастлив умереть от чистой руки. Обитатели не раз его предупреждали, что нужно быть осторожным с такими разговорами. Ведь это может вызвать ревность и гнев Василисы.

Наташа удаляется. Васька жалуется, что скучно. Он готов дать полбутылки Барону, если тот поползает на четвереньках. Барон говорит, что Пепел – болван. Затем он вспоминает, как был богат, по утрам пил кофе. Появляется пьяный сапожник Алешка, который жалуется, что его отовсюду гонят. Приходит Василиса. В гневе она угрожает Бубнову выселить его, если он еще раз пустит Алешку. Выгнав сапожника, она просит у Луки паспорт, а затем направляется в комнату Пепла, по дороге ругаясь на то, что в комнате грязно. Она также интересуется, приходила ли её сестра Наташа и общались ли они с Васькой.

Насте надоело читать. Она говорит Луке, что хотела бы напиться. Когда он спрашивает почему, она отвечает, чтобы поплакать. Она рассказала, что Алешка везде рассказывает об отношениях Васьки, Василисы и Наташи. Дело в том, что Пепел намерен бросить Василису из-за её сестры Наташи, из-за чего Василиса очень сердится. Появляется Медведев. Увидев Луку, он говорит, что знает на своем участке всех, но его раньше не видел. Затем он спрашивает у Бубнова про отношения Васьки и Василисы. Тот притворяется, что ничего не знает. Попутно Медведев заигрывает с Квашней, намекая ей, что хорошо обеспечен. Она же говорит, что ей и одного брака хватило. Лука приводит всеми покинутую Анну и помогает ей дойти до кровати. Затем прибегает Костылев и зовет полицейского на помощь. Оказывается, Василиса хочет убить Наташу. Слышатся крики.

Акт 2

Вечером почти все собрались на нарах. Тускло горели две лампады. Сатин с Бароном и крючниками перекидывались картами. Актер с Клещом наблюдали за игрой. Бубнов с Медведевым играли в шашки. Кривой Зоб с Татарином заунывно пели. Лука сидел у постели Анны. Она рассказывает ему о своей несчастной жизни: как нищенствовала и берегла каждую крошку хлеба, как сносила побои и оскорбления от мужа. Он утешал ее и говорил, что на том свете лучшая жизнь, и она, наконец, отдохнет. Татарин кричит, что Барон жульничает, а Кривой Зоб объясняет ему, что честно играя и трех дней не прожить.

Актер тщетно пытается вспомнить свое любимое стихотворение, но с ужасом осознает, что пропил память. Лука успокаивает его и говорит, что в каком-то городе есть особая лечебница, где его полностью могут излечить. Он уверяет Актера, что тот при желании может полностью изменить свою жизнь в лучшую сторону. В это время Анна зовет Луку, просит поговорить с ней. Он снова утешает ее рассказами о «райской» жизни на том свете. В ней внезапно просыпается желание жить дальше. Ведь если там так хорошо, то здесь можно потерпеть ещё немного.

Пепел замечает, что Лука отлично врет, затем расспрашивает полицейского, сильно ли Василиса избила Наташу. Тот отвечает, что это дела семейные, и чтоб тот держался подальше от его племянницы. В ответ Васька грозится рассказать, как его Костылев с Василисой толкали на воровство. Медведев говорит, что такому воришке как он никто не поверит, а сам уходит, чтобы не нажить неприятностей. Васька же уверен, что он пошел жаловаться Василисе. Лука советует Ваське брать Наташу и ехать в Сибирь. Говорит, что там такие работники как он на вес золота. Тот шутит, что лучше подождать, пока за казенный счет повезут. Ведь у него отец всю жизнь сидел за воровство, да и он с детства рос таким. Васька все интересуется, зачем Лука так много врет. А тот отвечает, что если верить во что-то так оно и будет. Притворившись, что ушел, он хлопает дверью, а сам залазит на печь.

Приходит Василиса и зовет Пепла в его комнату поговорить. Он отказывается идти и говорит, что все ему надоело. Сам смотрит на нее и понимает, что несмотря на ее красоту, никогда не испытывал к ней симпатию. Она обижена такой внезапной переменой Пепла. Он объясняет, что ему не нравится отсутствие души в ней, и что они с мужем похожи на зверей. Она говорит, что в Ваське видела надежду, ждала, пока он освободит ее от мужа тирана. Даже предлагает Ваське сестру взамен на свою свободу. Он лишь усмехается и говорит, что здорово она придумала: мужа – убить, любовника – в тюрьму, а сама – на свободу. Она продолжает уговаривать его помочь ей. Говорит, чтобы Васька подключил своих друзей к этому делу. Появляется Костылев и начинает кричать на него. Пепел гонит его и завязывается конфликт. Все это слышит Лука и начинает специально шуметь на печи, чтобы Пепел не натворил глупостей. Старик советует Ваське уезжать, пока не сгубили его тут.

Тут Лука замечает, что Анна умерла. Пепел заявляет, что не любит покойников, на что старик отвечает, что любить надо живых. Они отправляются в трактир оповестить Клеща о смерти жены. Появляется Актер. Он, наконец, вспомнил стихотворение Беранже, которое забыл утром и хочет сейчас рассказать его Луке. Наташа посмеивается над Актером и говорит, что небось напился. А он рассказывает о своих планах ехать в лечебницу. Он также рассказывает, что его сценический псевдоним был Сверчков-Заволжский и жалуется, что нет больше у него имени. Наташе жаль покойную. Она удивляется, почему никто не проявляет сострадания. Лука говорит, что живых то не жалеют, где тут до мертвых. Бубнов философствует о том, что все умрут. Клещ горюет о том, что денег на похороны нет. Кривой Зоб обещает собрать со всех по пятаку или гривеннику.

Акт 3

За ночлежкой находится засоренный всяким хламом пустырь. Там на досках и брусьях собрались посидеть постояльцы. Все слушают, как Настя рассказывает о своем вымышленном возлюбленном по имени Рауль, которого в прошлый раз звали Гастоном. Она рассказывает, что это был храбрый молодой студент, готовый застрелиться из-за нее. Бубнов смеется над фантазиями девушки, а Барон просит не мешать ей. Говорит, пусть врет дальше. Она рассказывает, что якобы ее родители не давали своего согласия на их брак, а студент просто не мог жить без нее. Все посмеиваются над этой историей, а Настя обижается. Лука с Наташей утешают ее и говорят, что верят ей.

Бубнов интересуется вопросом о вранье. Он спрашивает, почему люди так любят врать. Наташа уверяет, что порой ложь приятнее правды. Вот и она все ждет, что кто-то придет и спасет ее, а ждать, на самом деле, нечего. Бубнов испытывает к ней жалость, оттого что ее мучает сестра. Барон решает помириться с Настей, чтобы она дала ему денег на выпивку. Бубнов все же недоволен тем, что люди врут. Он говорит, что понимает, почему Настя все придумывает, а вот зачем Луке врать – непонятно. Лука говорит, что не стоит мешать девушке мечтать, а лучше пожалеть. Ведь если вовремя пожалеть, можно избежать неприятностей. Он рассказывает одну историю из своей жизни. Когда он работал сторожем, то однажды пожалел воров, пробравшихся на территорию дачи. В итоге они оказались хорошими мужиками. Если бы он их не пожалел, то они могли и его убить и сами за решетку угодить.

Сам Бубнов врать не любит и не может. Он всегда говорит правду. Клещ кричит, что правды нет. Лука с Наташей жалеют его, а Васька говорит, что не любит его, злой он. Продолжая разговор о правде и лжи, Лука рассказывает одну притчу о «праведной земле». Жил однажды в Сибири один мужик и верил он в существование «праведной земли», где живут только особые добрые люди. Живя в обидах и несправедливостях, он лелеял эту мечту и был уверен, что когда-нибудь уедет туда жить. Но появился ученый, который доказал, что такой земли нет. Тогда этот человек разозлился и ударил ученого, а сам удавился. Затем Лука говорит, что скоро уйдет из ночлежки.

Пепел уговаривает Наташа все бросить и уехать с ним, обещает не воровать больше и жить правильной жизнью в Сибири. Она сомневается, честно признается, что не любит его. Порой он ей мил, а иногда и глядеть тошно. Вмешивается Лука. Он советует ей соглашаться. Говорит, что Васька человек хороший, надежный, а ей лучше уйти отсюда. Все это слышит Василиса. Она говорит, что это все пустые слова, ничего у них не выйдет. Наташа напугана, а Пепел говорит, что в обиду ее не даст. Костылев гонит Наталья ставить самовар. Васька возражает, но она все равно уходит. Он говорит Костылевым, чтобы отстали от Наташи, и так достаточно поиздевались над девушкой. Василиса посмеивается да подстрекает его, говорит, что не сбудется задуманное им. Лука гонит Ваську и говорит, что это она специально хочет раззадорить его.

Костылев спрашивает Луку, зачем тот реши уйти. Старик говорит, что любит странствовать. А ещё он корит Луку за отсутствие паспорта, на что тот отвечает, что бывают люди, а бывают и человеки. Костылев не понимает о чем он и гонит старика прочь. Жена к нему присоединяется. Она уверена, что у старика длинный язык. Лука говорит, что ночью уйдет, и Бубнов решает рассказать свою историю о том, как хорошо вовремя уйти. Когда его жена спуталась с мастером-скорняком, она готова была его отравить, лишь бы избавиться. В итоге, Бубнов стал бить жену, а мастер – его. Он даже подумывал убить жену, но вовремя спохватился и ушел из дома. Его мастерская была написана на жену, так он и остался ни с чем, но каторги избежал.­ ­­­­­­­­­­­­­­

Появляется Актер с Сатиным. Они спрашивают Луку о клинике для алкоголиков. Сатин просит старика признаться, что все это вранье и не вводить Актера в заблуждение. Оказалось, что Актер даже не пил водки, лишь бы скопить денег на дорогу до лечебницы. Сатин говорит, что проиграл сегодня в карты, при этом добавляет, что есть шулера поумнее его. Луке кажется, что он веселый по натуре человек. Сатин вспоминает, как раньше любил выступать на сцене, смешил людей. Когда Лука интересуется, как он дошел до нынешней жизни, тот сначала не хочет рассказывать, а потом признается, что совершил убийство одного подлеца из-за сестры. Затем он провел почти пять лет в тюрьме и теперь некуда ему податься, а сестра уже несколько лет как умерла.

Доносятся крики Наташи. Василиса опять ее бьет. Лука просит позвать Ваську. Василису еле удалось оторвать от Наташи. Появляется Васька и видит, что у его любимой ошпарены ноги кипятком и сама она почти в беспамятстве. Он бежит за Костылевым, в драке убивает его. Сам не в состоянии поверить в это, он кричит, что это все Василиса виновата, она подталкивала его на это убийство. Наташа в отчаянии делает вывод, что Васька с Василисой сговорились. Решили избавиться от Костылева и от нее, чтобы быть вместе. Васька ошеломлен таким обвинением. Он пытается оправдать себя, но она и слушать не хочет. Сатин заступается за Ваську, пытается разубедить Наталью, но не получается. Он говорит Ваське, что это семейка его погубит.

Акт 4

В суматохе пропал Лука. Жители ночлежки сидят за столом. Клещ чинит гармонь, Сатин с Бароном и Настей пьют. Актер мается на печи. Они обсуждают старика и его подход к правде. Клещ говорит, что хорошим он был человеком, жалостливым. Сатин утверждает, что он был грешником, поэтому так незаметно исчез. Татарин советует всем читать Коран, чтобы жить праведно. Настя жалуется, что все ей надоело, хочет уйти отсюда. Сатин и Барон пытаются вспомнить всех муз искусства, но забыли покровительницу театра. Актер подсказывает им, что это Мельпомена и называет их невеждами.

Разговор заходит о Наташе. Настя говорит, что она уже вышла из больницы и пропала в неизвестном направлении. Васька Пепел попал под суд, а Василиса хитрая вывернулась. Барон с Настей опять ссорятся. Он вспоминает, что его род при Екатерине был богатым и знатным. Были в нем и выходцы из Франции. Настя говорит, что все он выдумывает. Когда он отмечает, что не чета она ему такому аристократу. Она смеется и говорит, что живет он на её подачки, как червь.

Актер подавлен и произносит монологи о смерти из разных пьес. Он погружается в мрачные думы. Он сползает с печи и просит Татарина помолиться за него, затем выпивает водки и бегом выбегает в сени. Сатин говорит, что тот странно себя ведет. В ночлежке появляются выпившие Бубнов с Медведевым. Затем появляется Алеша, берет у Клеща гармонь и запевает. Увидев, что Медведев пьян, Квашня ругается. Говорит, что не за тем его взяла в сожители, чтобы он пил. Ночлежники собираются веселиться и петь всю ночь. Забегает Бубнов и сообщает, что Актер на пустыре повесился. Все ошеломлено замолкают, а Сатин говорит, что песню испортили.

Многомудрый Литрекон обратил свой взор на пьесу Горького «На дне» и пересказал ее в сокращении, чтобы вам было проще вспомнить основные события из книги в нужный момент. Сюжет драмы разворачивается в московском подвале, где доживают свой век «отбросы общества»: проститутки, бывшие и будущие каторжники, опустившиеся мещане. Всех их связывает всепоглощающая нищета, которая засасывает каждого персонажа в свою трясину.

Действие начинается весной в подвале, в обстановке, пронизанной нищетой. Настя читает книгу «Роковая Любовь», над чем подшучивает Барон, пока Квашня, торговка пельменями, ведёт феминистские разговоры о замужестве, её донимал ухажёр. Слесарь Клещ относится к этому скептически, хотя его жена Анна находится в предсмертном состоянии. Анна просыпается и просит дать её умереть спокойно, закончив перепалку. Барон с Квашней уходят.

Просыпается Сатин, со слов Бубнова, его недавно избили за проигрыш в карты. Актёр предупреждает его, что однажды его убьют, но тот убеждён, что уже мёртв. Сатин служил на телеграфе, Бубнов был скорняком. Анне становится хуже, Актёр помогает ей выйти на улицу. Они натыкаются на Костылёва, хозяина их ночлежки, он ищет свою жену и одобряет помощь Актёра. Посмертную. Актёр просит сократить его долг, но получает отказ. Хозяину кажется, что его жена изменяет ему с вором Васькой Пеплом, но не идёт на конфликт – он скупает у него краденое. На деле вор ухаживает за её сестрой Наташей. Актёр берёт в долг и у вора. Клещ хочет добросовестно вырваться из нищеты, но дожидается смерти жены. Но Пепел возражает ему: «Совесть на ноги вместо сапог не наденешь». Он убежден, что честного выхода из подвала нет.

Наташа приводит в комнату новое лицо, странствующего старика по имени Лука. Пепел не упускает свой шанс, оказывая Наташе внимание и хвастаясь собой, но его отвергают. Лука знакомится с постояльцами и узнаёт, что Барон действительно был аристократом, но теперь обнищал. Между тем в комнату заходит загулявший сапожник Алёшка. Своим видом и пьяными речами он вызывает сочувствие Луки и Насти, последняя зовёт Василису, и та прогоняет «щенка» на улицу. Она тайком ищет Пепла, но тот, со слов Бубнова, исчез. Она в раздражении заставляет его мести вне очереди и уходит. Луке объясняют любовный треугольник Пепла, и тот подметает за Бубнова. Входит полицейский Медведев, задержавший сапожника за нарушение спокойствия. Появляется квашня, все понимают, что полицейский – её ухажёр (другой). Она снова отрицает замужество и тепло вспоминает смерть первого мужа. Лука приводит нездоровую Анну, а в сенях начинается драка Василисы и её сестры. Их разнимают, и Лука остаётся наедине с больной девушкой.

Акт 2

Действие проходит в той же обстановке вечером. Лука проводит время возле Анны, Клещ и Актёр наблюдают за шумной игрой в карты, Медведев играет с Бубновым в шашки. К компании присоединяются двое крючников. Анна предаётся воспоминаниям о мучительном голодном прошлом, Лука утешает её как может, обещая отдых после смерти, в раю, и уходит в кухню. В это время крючник Татарин ловит Барона на жульничестве, Сатин подмечает, что все они – жулики, и разгорячённый Татарин уходит. Актёр пытается рассказать Луке стихи, но забывает начало. Пытается сослаться на отравление алкоголем, но Лука отмечает – «в любимом - вся душа», — на что Актёр отвечает, что давно пропил свою душу. Он алкоголик. Лука пытается его вразумить, рассказав о бесплатной больнице для пьяниц в одном городе, обещает сказать название, если тот воздержится от бутылки на пару дней. На миг Актёр кажется заинтересованным, но, словно проснувшись, отказывается и уходит. Анна хочет поговорить с дедушкой Лукой. Клещ тоже хотел что-то сказать, но воздержался. Анна считает, что в её состоянии есть его вина – он её бил. Лука снова утешает её ласковой смертью и райским уделом всех страждущих.

Входит подвыпивший мрачный Пепел. Анна спрашивает Луку, что её ждёт «там», он уверяет, что ничего. Медведев строго интересуется, откуда тому известно, привлекая внимание Пепла. Вор нагло вмешивается на стороне странника и между делом справляется о состоянии Наташи, шутливо угрожая полицейскому. Лука с Бубновым его освистывают, когда угроза становится уверенней. Васька рассказывает, что вором он родился, и его судьба предрешена. Он интересуется у старца, есть ли бог, но тот (с улыбкой) отошел от темы, ведь, по его мнению, есть то, во что ты готов поверить. Бубнов уходит. Входит Василиса и зовёт Ваську в его же комнату. У них состоялся неловкий разговор, и она принимает правду: герой отвергает ее, потому что у женщины его мечты должна быть душа, а у Василисы ее нет. В ответ она предлагает Пеплу сделку – он должен убить её мужа в обмен на Наташу и небольшое приданное.

Осторожно входит Костылёв и застаёт их вместе, начинается скандал, и Пепел прогоняет его. Их разговор услышал Лука. Он осторожно советует оставить эту женщину в покое – мужа она сживёт и сама, половчее него. Пусть берёт ту, что по нраву, и бежит прочь. Вскоре Лука замечает, что Анна умерла. Они пошли вдвоём в трактир за Клещом. Вору не по себе от покойников. Появляется «нализавшийся» Актёр, снова со своим стихом, что он читает в пустоту. Входит Наташа, он прощается с ней и сообщает, что уходит в поисках той самой больницы. Входят остальные, Клещ пропил свои деньги, ему не на что похоронить Анну. Ему обещают помочь.

Акт 3

Действие проходит ранней весной, на заднем дворе ночлежки, называемом «Пустырём». Присутствуют Наташа, Настя, Лука, Барон и Клещ, Бубнов выглядывает из окна. Настя увлечённо выдумывает любовную историю между собой и неким студентом. Барон со смехом отмечает, что у студента поменялось имя. Лука встаёт на её сторону со словами: «Не в слове - дело, а - почему слово говорится? - вот в чём дело!». Настя продолжает, но Барон подмечает, что эта история из её книги «Роковая Любовь». Лука успокаивает её и уводит в сторону. Барон интересуется, почему другим так нравится врать, Наташа признаётся, что любит врать себе. Барон сопереживает Наташе, Костылёв её часто бьёт (ранее его называли кровопийцей) и уходит мириться с Настей. Лука рассказывает историю из своего прошлого про то, как он пощадил воров, бывших каторжников, оказавшихся хорошими людьми. Бубнов признаётся, что не умеет врать. Клещ внезапно кричит на него. Его взгляды более материалистичны, он уходит. Бубнова это забавляет, Лука остаётся при своём.

Появляется Пепел, узнав о проблеме Клеща, осуждает его, передразнивая. После очередной дискуссии на тему лжи, Васька решительно предлагает Наташе уйти с ним и пообещал бросить воровство. Она не решается, хотя ее поддерживает Лука, а сестра подшучивает над ней из окна. Выходит Костылёв, прогоняя Наташу. Начинается перепалка, но Лука охлаждает его пыл, и вор уходит. Скоро уходит и Лука, хозяин ночлежки интересуется у него, куда он держит путь. Странник идёт куда глаза глядят, но для Котылёва это неприемлемо. Он считает, что у каждого должно быть свое место, и покидать его нельзя. Для Луки же все люди разные. Хозяин ночлежки пытается неловко угрожать оппоненту, раззадорившись, однако, Василиса вовремя зовёт его на чай.

Появляются Сатин и Актёр. Последний не оставляет мыслей о лечебнице и уже день не пил. Лука не до конца понимает Сатина и расспрашивает его о прошлом. Сатин около четырёх с половиной лет просидел за убийство подлеца, совершенное по вспыльчивости – покойник оскорбил его сестру. В тюрьме свой образ жизни и заработал, став игроком. Приходит Клещ: он продал практически всё, чтобы похоронить жену, он больше не может работать.

Наташа вновь сцепилась с сестрой. Актёр приводит Пепла, он мешает Василисе бить сестру и случайно ударяет Костылёва. Тот падает и разбивается, начинается путаница: Василиса обвиняет Пепла в убийстве, он оглашает их договор. Наташа, будучи не в себе, проклинает его.

Акт 4

Действие начинается в комнате. Лука исчез. Сатин, Барон и Настя, выпивая, обсуждали эту новость: Настя сочувствовала старику, ставшему свидетелем убийства, остальные по-своему насмехались над его философией.

Сатин считал, что ложь бывает утешительная, примиряющая, из жалости к ближнему, он знает ложь. Он говорит:

Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!

Барон так же принял сторону Луки. Сатин предлагает за него выпить. Возможно, он родился на счастье ним, говорит герой. Он напоминает Барону о былом, тот начинает вспоминать историю деда, но Настя в шутку обвиняет его во лжи снова и снова, что бы он ни говорил. Когда Сатин спрашивает её, посещает ли она Наташу в больнице, оказывается, что она тоже исчезла, как и странник. Они размышляют, что станет с Пеплом. За убийство в драке – только тюрьма, как заметил Сатин. В шутку Настя предпочла бы всех отправить в каторгу.

Сатин напился. Барон восхищён его умением рассуждать, даже в таком состоянии. «Человек - вот правда!» — говорит его собесдник. Барон признаётся, что прожил всю жизнь как в тумане, словно во сне, только и делая, что переодеваясь.

Актёр просит Татарина за него помолиться и уходит. Навеселе появляются Медведев и Бубнов. Все начинают петь и пить в буйной компании. Позднее Барон обнаружил, что Актёр повесился. Занавес.

КАРТИНЫ. ЧЕТЫРЕ АКТА.

Посвящаю

Константину Петровичу Пятницкому

Действующие лица:

Михаил Иванов Костылев , 54 года, содержатель ночлежки.

Василиса Карповна , его жена, 26 лет.

Наташа , ее сестра, 20 лет.

Медведев , их дядя, полицейский, 50 лет.

Васька Пепел , 28 лет.

Клещ , Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.

Анна , его жена, 30 лет.

Настя , девица, 24 года.

Квашня , торговка пельменями, под 40 лет.

Бубнов , картузник, 45 лет.

Барон , 33 года.

Сатин, Актер - приблизительно одного возраста: лет под 40.

Лука , странник, 60 лет.

Алешка , сапожник, 20 лет.

Кривой Зоб, Татарин - крючники.

Несколько босяков без имен и речей.

АКТ ПЕРВЫЙ

Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В левом углу - большая русская печь, в левой, каменной, стене - дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены - широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам - нары. На переднем плане у левой стены - обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже первого. На последнем - перед наковальней - сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его - две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня - хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол, растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него - изодранная картонка из-под шляпы - для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и - рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер.

Начало весны. Утро.

Квашня . Не-ет, говорю, милый, с этим ты от меня поди прочь. Я, говорю, это испытала… и теперь уж - ни за сто печеных раков - под венец не пойду!

Бубнов (Сатину) . Ты чего хрюкаешь?

Сатин рычит.

Квашня . Чтобы я, - говорю, - свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала - нет! Да будь он хоть принц американский - не подумаю замуж за него идти.

Клещ . Врешь!

Квашня . Чего-о?

Клещ . Врешь. Обвенчаешься с Абрамкой…

Барон (выхватив у Насти книжку, читает название) . «Роковая любовь»… (Хохочет.)

Настя (протягивая руку) . Дай… отдай! Ну… не балуй!

Барон смотрит на нее, помахивая книжкой в воздухе.

Квашня (Клещу) . Козел ты рыжий! Туда же - врешь! Да как ты смеешь говорить мне такое дерзкое слово?

Барон (ударяя книгой по голове Настю) . Дура ты, Настька…

Настя (отнимает книгу) . Дай…

Клещ . Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься… только того и ждешь…

Квашня . Конечно! Еще бы… как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти…

Клещ . Молчать, старая собака! Не твое это дело…

Квашня . А-а! Не терпишь правды!

Барон . Началось! Настька - ты где?

Настя (не поднимая головы) . А?.. Уйди!

Анна (высовывая голову из-за полога) . Начался день! Бога ради… не кричите… не ругайтесь вы!

Клещ . Заныла!

Анна . Каждый божий день! Дайте хоть умереть спокойно!..

Бубнов . Шум - смерти не помеха…

Квашня (подходя к Анне) . И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?

Анна . Оставь… отстань…

Квашня . Ну-ну! Эх ты… терпеливица!.. Что, не легче в груди-то?

Барон . Квашня! На базар пора…

Квашня . Идем, сейчас! (Анне) . Хочешь - пельмешков горяченьких дам?

Анна . Не надо… спасибо! Зачем мне есть?

Квашня . А ты - поешь. Горячее - мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… захочешь когда, и покушай! Идем, барин… (Клещу.) У, нечистый дух… (Уходит в кухню.)

Анна (кашляя) . Господи…

Барон (тихонько толкает Настю в затылок) . Брось… дуреха!

Настя (бормочет) . Убирайся… я тебе не мешаю.

Барон, насвистывая, уходит за Квашней.

Сатин (приподнимаясь на нарах) . Кто это бил меня вчера?

Бубнов . А тебе не все равно?..

Сатин . Положим - так… А за что били?

Бубнов . В карты играл?

Сатин . Играл…

Бубнов . За это и били…

Сатин . М-мерзавцы…

Актер (высовывая голову с печи) . Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин . А ты - болван.

Актер . Почему?

Сатин . Потому что - дважды убить нельзя.

Актер (помолчав) . Не понимаю… почему - нельзя?

Клещ . А ты слезай с печи-то да убирай квартиру… чего нежишься?

Актер . Это дело не твое…

Клещ . А вот Василиса придет - она тебе покажет, чье дело…

Актер . К черту Василису! Сегодня баронова очередь убираться… Барон!

Барон (выходя из кухни) . Мне некогда убираться… я на базар иду с Квашней.

Актер . Это меня не касается… иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь… я за других не стану работать…

Барон . Ну, черт с тобой! Настёнка подметет… Эй, ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая) . Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А еще - барин…

Барон (отдавая книгу) . Настя! Подмети пол за меня - ладно?

Настя (уходя в кухню) . Очень нужно… как же!

Квашня (в двери из кухни - Барону) . А ты - иди! Уберутся без тебя… Актер! тебя просят, - ты и сделай… не переломишься, чай!

Актер . Ну… всегда я… не понимаю…

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них - корчаги, покрытые тряпками) . Сегодня что-то тяжело…

Сатин . Стоило тебе родиться бароном…

Квашня (Актеру) . Ты смотри же, - подмети! (Выходит в сени, пропустив вперед себя Барона.)

Актер (слезая с печи) . Мне вредно дышать пылью. (С гордостью) . Мой организм отравлен алкоголем… (Задумывается, сидя на нарах.)

Сатин . Организм… органон…

Анна . Андрей Митрич…

Клещ . Что еще?

Анна . Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней) . А ты - не будешь?

Анна . Не хочу… На что мне есть? Ты - работник… тебе - надо…

Клещ . Боишься? Не бойся… может, еще…

Анна . Иди, кушай! Тяжело мне… видно, скоро уж…

Клещ (отходя) . Ничего… может - встанешь… бывает! (Уходит в кухню.)

Актер (громко, как бы вдруг проснувшись) . Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем…