Главная · Горло · Политический менеджмент и политическое управление. Политический менеджмент: структура и виды В современном обществе

Политический менеджмент и политическое управление. Политический менеджмент: структура и виды В современном обществе

Глава I

МЕСТО И РОЛЬ

ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. Управление позволяет решать как масштабные за­дачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, направленные на достиже­ние конкретных целей и задач, таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управ­ленческие отношения в политике многообразны. В этой главе нам предстоит познакомиться с особенностями политического менеджмента и тем местом, которое он занимает в жизни современного об­щества.

Что такое политический менеджмент?

Чтобы лучше понять, какое место занимает политический менедж­мент в системе политического управления, выделим вначале наи­более общие его типы. Первый тип управления в политике - суб­станциональный. Он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, социальные структуры, функциональные связи. С помощью субстанционального управления достигается целостность политической системы, сохра­няется ее качественная специфика, осуществляются ее воспроизвод­ство и развитие. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политические социализация, институализация, легитимация (1). На практике субстанциональное управление выглядит как подчинение людей нормам, правилам, принятым в данном обществе, как ориентация на ценности культуры, в том числе политической.

Реляционистский тип управления (от франц. ге1аtion - отношение) существует в виде субъектно-объектных отношений, когда можно четко выделить тех, кто управляет, и тех, кто является объектом управления, т.е. должен исполнять управленческие решения. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных,потому что он существует в виде осознанной, направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных принимать решения и влиять друг на друга, а следовательно, он зависит от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управ­ленческий процесс.

В этой особенности реляционистского типа управления од­новременно заключены и его сила, и его слабость. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, ини­циировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость - в неиз­бежных ошибках человека, а главное, в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.


В политике управление как субъектно-объектные отношения су­ществует в трех основных видах:

а) управленческие отношения, возникающие между государствен­ными должностными лицами и государственными органами, высту­пающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населени­ем или отдельными его группами - с другой. Этот вид управления
обычно называют государственным управлением, потому что его субъ­ектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент государственно-административное управление, включающее все многообразие управленческой деятель­ности, осуществляемой органами исполнительной власти (прави­тельством, министерствами, ведомствами и иными госучреждения­ми).

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми ста­тусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих реше­ний. В современном обществе государственное управление осущест­вляется преимущественно путем нормативного регулирования, т.е. путем выработки и принятия соответствующими органами и учреж­дениями законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является мно­гоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычай­но разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений;

б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государст­венных и политических организаций с целью упорядочения их деятель­ности, повышения эффективности работы. Их особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в госу­дарственных учреждениях и политических организациях также осно­вано на возможности субъекта управления (руководства государст­венного учреждения, руководящих органов партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы и применять санкции в отношении тех, кто нарушает эти нормы;

в) управленческие отношения, где субъект (политическая органи­зация, группа давления, государственный деятель) не может опереть­ся на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому выну­жден прибегать к иным формам и методам воздействия на предпола­гаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений мы и будем называть политическим менеджментом .

Чтобы лучше понять специфику политического менеджмента, вначале уточним, какие политические цели ставятся и какие задачи решаются в его рамках.

1.Укрепление авторитета государственного или политического дея­теля. Авторитет для политика - это значимость в глазах населения, это доверие и поддержка широких масс, это успех в политике, это возможность реализовывать различные политические задачи. Еще Никколо Макиавелли писал: «Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов» (2). И великий флорентиец разрабатывает целую программу действий, направлен­ных на повышение авторитета правителя. Современные политики, особенно те, чьи полномочия определяются в ходе выборов, пожалуй, еще в большей степени нуждаются в поддержке населения, поэтому для многих из них эта задача является необычайно важной.

2. Создание благоприятных условий для деятельности государствен­ного учреждения, политической партии, общественной организации пу­тем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа. Любое государственное учреждение заинтересовано в том, чтобы граждане видели в нем компетентный орган государственного управ­ления. Только в этом случае его управленческие решения будут восприниматься в обществе как важные, как требующие исполне­ния. Каждая политическая организация, чтобы выиграть в острой конкурентной политической борьбе, нуждается в поддержке избирателей, но для этого ей нужно, чтобы массы видели в этой организации последовательного защитника их интересов, доверяли ей. Вот почему без решения указанной задачи политическим организациям практически невозможно всерьез рассчитывать на политический успех.

3. Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта. Общим местом рассуждениях о политических, экономических и социальных реформах в нашем обществе стал тезис о трудностях проведения в жизнь управленческих решений. Одна из главных причин этого - невосприимчивость напуганных преобразованиями и не раз обма­нутых масс к новаторским программам и проектам. Следовательно, необходимо не только детально прорабатывать характер и последо­вательность нормативных, правовых изменений, но и воздейство­вать на восприятие этих изменений, влиять на ожидания людей, их _ценностные ориентации и настроения. Осознание такой необхо­димости ведет к превращению этой задачи в одно из важных направлений деятельности всех субъектов политики современных обществ.

4. Формирование электоральных предпочтений населения. Выборы в государственные органы - неотъемлемая черта демократии. Практически все политические силы, партии уже поняли огромную значимость указанной задачи. Жесткая конкуренция вынуждает их постоянно совершенствовать технологии борьбы за голоса из­бирателей.

5. Создание политических союзов, блоков. Политика альянсов и со­глашений помогает политическим субъектам решать сложные задачи. Однако достижение каждого политического союза - это результат сложной и кропотливой работы по влиянию на своих будущих партнеров, где практически ничто не решается путем применения си­лы, а требуется искусное маневрирование, ювелирное воздействие на мотивацию потенциальных союзников.

6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах. Политический конфликт отличается непримиримостью сторон, нередко агрессивностью и явным неже­ланием играть по общим правилам. Политические конфликты дес­табилизируют общество, сеют вражду между его участниками, парализуют экономическое и социальное развитие страны. Вот почему так важен поиск путей разрешения политических конфлик­тов. Выход из конфликта нельзя обеспечить силовыми методами. Здесь требуется применение особых технологий регулирования кон­фликтных ситуаций.

7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения. Современные общества крайне дифференцированы, в них представлены различные социальные группы, стремящиеся к артику­ляции и защите своих интересов. Одним из способов отстаивания групповых интересов является организация давления на государствен­ные органы и государственных должностных лиц. Формы и приемы такого давления многообразны, они постоянно совершенствуются. И, как бы мы ни относились к этому феномену современной поли­тической жизни, это - реальность, с которой нельзя не считаться.

8. Мобилизация масс для политической поддержки. Для решения конкретных политических задач политическим субъектам нередко требуется демонстрация массовой поддержки, например проведение пикетов, акций протеста, митингов, шествий и т.п. Организация мас­совых выступлений актуальна не только для оппозиционных, но и* для правящих сил, если последние желают показать уровень доверия людей к проводимой политике. В демократическом обществе людей нельзя заставить выйти на улицы, но их можно убедить, побудить это сделать. Вот почему эта задача относится к сфере политического ме­неджмента.

Важность перечисленных задач для различных субъектов, дейст­вующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результа­тов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач.

Специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализа­ции субъект управления не может воспользоваться властными полно­мочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Объект управленческого воздействия находится вне зоны статусного подчинения субъекту управления, т.е. он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера, в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе, его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином го­сударственном учреждении, он может примкнуть к любой поли­тической организации, разрешенной в стране, и т.д.

Таким образом, политический менеджмент отличается от госу­дарственного управления и управления в государственных учрежде­ниях и политическихорганизациях следующим:

Во-первых, в политическом менеджменте субъект управления лишен права. а) опереться на государственное принуждение, применить меры воздействия в отношении нарушителей законов или распоряжений исполнительной и судебной власти, что доступно субъектамгосударственного управления; б) прибегнуть к применению санкций как это могут делать руководители государственных учреждений или политических организаций в отношении своих подчиненных. Следовательно, способы влияния субъекта политического менеджмента на управляемый объект должны быть весьма специфичными, иметь особые формы воздействия на мотивационную структуру личности;

Во-вторых, государственное управление и управление в государственных и политических организациях (если речь не идет о произволе отдельных лиц) строится главным образом на принципе нормотворчества. Иными словами, государственные органы или должностные лица наделены правом принимать законы, указы, иные нормативные акты, обязательные для соответствующих групп населения, а механизм санкций используется ими для направления деятельности людей в русло принятых норм. В итоге управление обретает в значительной степени обезличенный характер, управленческие решения ориентируются не столько на конкретных людей, сколько наопределенное понимание того, какими должны быть общие, по возможности наиболее оптимальные модели общественного поведения, воспроизводимые в действиях многих людей, так как в принципе практически всех, или по крайней мере большинство, можно вставить подчиняться принятому закону. В политическом менедж­менте субъект управления лишен легитимного права создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия, поэтому он вынужден влиять, навязывать свои правила игры, опираясь на знание особенностей мотивации конкретных людей, психологии личности и психологии масс.

В-третьих, в рамках политического менеджмента решаются весьма специфические задачи. Решение этих задач помогает политическим субъектам укреплять свои позиции на политической арене, одержи­вать победу в конкурентной борьбе, усиливать влияние на массы. Очевидно, что эти задачи очень важны для политических субъектов, стремящихся к расширению сферы своего воздействия на общество, к реализации своих планов, политических программ и проектов. Од­нако отношение населения к этим задачам всегда будет неодно­значным, потому что за ними проступают личные амбиции, группо­вые интересы, корыстные цели. Вот почему эти задачи обычно не афишируются. Вряд ли можно представить себе политическую кам­панию, где в качестве открыто декларируемой цели было бы провоз­глашено повышение авторитета президента или престижа какого-то министерства, лоббирование налоговых льгот для финансово-промышленной корпорации или оказание влияния на политических союзников.

В-четвертых, в рамках политического менеджмента складываются особые приемы, способы решения управленческих задач. Совокуп­ность таких приемов принято называть политическими технологиями.

Влитературе есть два подхода к определению понятия «поли­тические технологии». Сторонники первого рассматривают поли­тические технологии как универсальную составляющую любого управленческого процесса в политике. Так, в «Политической энцик­лопедии» указывается, что политические технологии «представляют собой способ упорядочения целесообразной практической деятель­ности, совокупность приемов, направленных на преобразование (из­менение состояния) объекта в сфере политики, достижение заданно­го результата (цели)» (3). Близкое по содержанию определение дает А.И. Соловьев: «Политические технологии представляют собой со­вокупность последовательно применяемых процедур, приемов и спо­собов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте» (4).

Сторонники другого подхода, и автор относится к их числу, скло­няются к мнению, что политические технологии - это один из видов управленческих технологий в политике, присущий исключительно политическому менеджменту. Технологии, складывающиеся в систе­ме государственного управления и в системе управления в государст­венных и политических организациях, имеют ряд отличительных черт, и смешение их с чисто политическими технологиями не позво­лит увидеть специфику последних.

Мы уже говорили, что в рамках политического менеджмента субъ­ект управления не может прибегнуть к насилию, лишен права созда­вать общеобязательные нормы и применять санкции к тем, кто их не исполняет, он должен использовать такие способы воздействия на
людей с целью изменения их поведения, которые исключают приме­нение прямого принуждения, физического насилия. В этом за­ключается специфика политических технологий.

Политические технологии - это средство искусного воздействия на мотивацию людей, на их сознание и подсознание, это способы, по­буждающие людей действовать в соответствии с интересами политическогосубъекта, но одновременно поддерживающие у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий. Эти приемы обеспечивают внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений, и среди них есть немало таких, которые можно назвать манипулятивными.

Забегая вперед, скажем, что политический менеджмент ставит перед обществом немало сложных этических проблем, в основе ко­торых лежат несовпадение групповых и общественных интересов, острая конкуренция в политическом пространстве, различия в идео­логических взглядах и ценностных ориентациях политических субъектов и постоянное искушение решить свои политические проблемы любыми способами. Подробнее об этом мы будем говорить в за­ключительной главе.

Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать об­щеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» н поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии.


Знание механизмов политического управления является условием выживания в современном мире.

Учитывая многообразие социально-политических дисциплин, следует отметить, что, как показывает образовательная практика преподавание большинства дисциплин не сводится к изложению исключительно их основ, а имеет явное тяготение, особенно в политологии, к тематике по прикладной политологии, что позволяет по существу снять опасения по поводу эклектики.

Безусловно, пока еще рано говорить о том, что будущие выпускники-инженеры будут работать в политических консульта-ционных фирмах, но тем не менее уже сегодня ни одно из этих агентств не обходится без помощи инженеров.

Политический менеджмент - это один из видов управленческих отношений в политике, позволяющий решать такие задачи, как укрепление авторитета государственного или политического деятеля: создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения или политической партии путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа, формирование электоральных предпочтений населения; создание политических союзов и блоков; оказание влияния на противников в политических конфликтах и т.д. Значимость перечисленных задач не вызывает сомнения даже у не искушенного в политике человека. Очевидно, что для того, чтобы эффективно управлять страной, ее руководители должны пользоваться авторитетом у граждан, что для победы на выборах нужно завоевать симпатии избирателей; чтобы выйти достойно из политической конфликтной ситуации, надо уметь влиять на своих соперников.

Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления - путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к исполнению принятых управляющими решений. Разве можно издать указ, обязывающий граждан уважать и любить своего президента? Разве мыслимо силовое давление на избирателей в демократических странах? Мировая практика все более убедительно показывает, что даже в разрешении политических конфликтов нельзя полагаться исключительно на силу, нужны также иные способы и приемы воздействия на противоположную сторону.

Особенностью политического менеджмента является то, что в его рамках субъект управления, стремясь к достижению поставленных целей, не использует право легитимного насилия, статусные ресурсы политической власти, он не занимается нормотворчеством, не создает законы и другие общеобязательные нормативные акты. Он использует специфические приемы и методы, добиваясь таких изменений во взглядах и поведении многих людей, которые отвечают его интересам и его политическим целям.

Вид управленческих отношений, в самых общих чертах описанный выше, существует в политической практике давно. Можно сказать, он такой же древний, как сама политика. Правитель любого государства всегда стремился к повышению своего авторитета, и его советники активно помогали ему решать эту проблему. При решении государственных дел всегда возникали ситуации, когда наиболее дальновидные политики предпочитали действовать не силой, а хитростью, не принуждая, а обольщая массы. Работу великого флорентийского мыслителя Н.Макиавелли «Государь» можно рассматривать как одно из ранних пособий по практическому политическому менеджменту, потому что в этой книге представлены конкретные советы правителю, заботящемуся о своем авторитете или, говоря шире и современным языком, об имидже.

Однако вплоть до середины ХХ века политический менеджмент существовал лишь как практика политического управления.

Чтобы политический менеджмент превратился в науку, способную снабжать заинтересованных людей знаниями, позволяющими решать на принципиально иной основе задачи конструирования имиджа политического деятеля, формирования электоральных предпочтений, создания благоприятной информационной среды для политической организации и т.д., должны были произойти серьезные изменения в системе научного социального знания. Развитие социологии, психологии, политологии, наук об управлении создало предпосылки для перехода от представлений о политическом менеджменте как об уделе ловкачей-одиночек к представлениям о том, что политический менеджмент может стать объектом научного знания, развитие которого должно помогать в достижении различных политических целей.

Политический менеджмент в современном обществе представлен различными видами управленческой деятельности: организация и проведение избирательной кампании, политический имиджмейкинг, заключение политических союзов, поиск путей выхода из конфликтной ситуации, лоббизм и др. Каждый вид политического менеджмента имеет свои особенности построения управленческой стратегии и тактики. Однако все эти виды объединяет то, что субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», он вынужден или считает более точным и верным применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии. Таким образом, несмотря на различия в политических целях, в основе всех видов политического менеджмента лежат некоторые общие тенденции и принципы организации управленческого взаимодействия.

Управление - это важная и неотъемлемая часть политической жизни общества. Управление позволяет решать как масштабные задачи координации политических, экономических и социальных процессов в обществе, так и более мелкие, направленные на достижение конкретных целей и задач, таких, как завоевание доверия масс, победа на выборах, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. Управленческие отношения в политике многообразны. В этой главе нам предстоит познакомиться с особенностями политического менеджмента и тем местом, которое он занимает в жизни современного общества.

Чтобы лучше понять, какое место занимает политический менеджмент в системе политического управления, выделим вначале наиболее общие его типы. Первый тип управления в политике - субстанциональный. Он представляет собой объективно действующие социальные механизмы или процессы, которые побуждают людей воспроизводить в своих действиях системные элементы, социальные структуры, функциональные связи. С помощью субстанционального управления достигается целостность политической системы, сохраняется ее качественная специфика, осуществляются ее воспроизводство и развитие. В рамках политической системы такими основными процессами-механизмами являются политические социализация, институализация, легитимация. На практике субстанциональное управление выглядит как подчинение людей нормам, правилам, принятым в данном обществе, как ориентация на ценности культуры, в том числе политической.

Реляционистский тип управления (от франц. relation - отношение) существует в виде субъектно-объектных отношений, когда можно четко выделить тех, кто управляет, и тех, кто является объектом управления, т.е. должен исполнять управленческие решения. Наличие этого типа управления отличает социальные системы от всех остальных, потому что он существует в виде осознанной, направленной деятельности людей, преследующих свои цели, способных принимать решения и влиять друг на друга, а следовательно, он зависит от индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в управленческий процесс.

B этой особенности реляционистского типа управления одновременно заключены и его сила, и его слабость. Его сила состоит в том, что человек способен не только воспроизводить ранее сложившиеся связи в системе, но и изменять их, совершенствовать, инициировать нововведения, ускорять развитие. Его слабость - в неизбежных ошибках человека, а главное в том упорстве, которое он может проявлять, претворяя в жизнь ошибочные управленческие решения.

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право «легитимного насилия», т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно путем нормативного регулирования, т.е. путем выработки и принятия соответствующими органами и учреждениями законов, указов, распоряжений и иных нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.

Чтобы лучше понять специфику политического менеджмента, вначале уточним, какие политические цели ставятся и какие задачи решаются в его рамках.

1. Укрепление авторитета государственного или полити-ческого деятеля. Авторитет для политика - это значимость в глазах населения, это доверие и поддержка широких масс, это успех в политике, это возможность реализовывать различные политические задачи. Еще Никколо Макиавелли писал: «Если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов». И великий флорентиец разрабатывает целую программу действий, направленных на повышение авторитета правителя. Современные политики, особенно те, чьи полномочия определяются в ходе выборов, пожалуй, еще в большей степени нуждаются в поддержке населения, поэтому для многих из них эта задача является необычайно важной.

2. Создание благоприятных условий для деятельности государственного учреждения, политической партии, общественной организации путем конструирования в массовом сознании их привлекательного образа.Любое государственное учреждение заинтересовано в том, чтобы граждане видели в нем компетентный орган государственного управления. Только в этом случае его управленческие решения будут восприниматься в обществе как важные, как требующие исполнения. Каждая политическая организация, чтобы выиграть в острой конкурентной политической борьбе, нуждается в поддержке избирателей, но для этого ей нужно, чтобы массы видели в этой организации последовательного защитника их интересов, доверяли ей. Вот почему без решения указанной задачи политическим организациям практически невозможно всерьез рассчитывать на политический успех.

3. Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта. Общим местом в рассуждениях о политических, экономических и социальных реформах в нашем обществе стал тезис о трудностях проведения в жизнь управленческих решений. Одна из главных причин этого - невосприимчивость напуганных преобразованиями и не раз обманутых масс к новаторским программам и проектам. Следовательно, необходимо не только детально прорабатывать характер и последовательность нормативных, правовых изменений, но и воздействовать на восприятие этих изменений, влиять на ожидания людей, их ценностные ориентации и настроения. Осознание такой необходимости ведет к превращению этой задачи в одно из важных направлений деятельности всех субъектов политики современных обществ.

4. Формирование электоральных предпочтений населения.Выборы в государственные органы - неотъемлемая черта демократии. Практически все политические силы, партии уже поняли огромную значимость указанной задачи. Жесткая конкуренция вынуждает их постоянно совершенствовать технологии борьбы за голоса избирателей.

5. Создание политических союзов, блоков. Политика альянсов и соглашений помогает политическим субъектам решать сложные задачи. Однако достижение каждого политического союза - это результат сложной и кропотливой работы по влиянию на своих будущих партнеров, где практически ничто не решается путем применения силы, а требуется искусное маневрирование, ювелирное воздействие на мотивацию потенциальных союзников.

6. Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах. Политический конфликт отличается непримиримостью сторон, нередко агрессивностью и явным нежеланием играть по общим правилам. Политические конфликты дестабилизируют общество, сеют вражду между его участниками, парализуют экономическое и социальное развитие страны. Вот почему так важен поиск путей разрешения политических конфликтов. Выход из конфликта нельзя обеспечить силовыми методами.

Здесь требуется применение особых технологий регулирования конфликтных ситуаций.

7. Оказание воздействия на лиц, принимающих государственных решения. Современные общества крайне дифференцированы, в ни представлены различные социальные группы, стремящиеся к артикуляции и защите своих интересов. Одним из способов отстаивания групповых интересов является организация давления на государственные органы и государственных должностных лиц. Формы и приемы такого давления многообразны, они постоянно совершенствуются. И как бы мы ни относились к этому феномену современной политической жизни, это - реальность, с которой нельзя не считаться.

8. Мобилизация масс для политической поддержки.Для решения конкретных политических задач политическим субъектам нередко требуется демонстрация массовой поддержки, например, проведение пикетов, акций протеста, митингов, шествий и т.п. Организация массовых выступлений актуальна не только для оппозиционных, но и для правящих сил, если последние желают показать уровень доверия людей к проводимой политике. В демократическом обществе людей нельзя заставить выйти на улицы, но их можно убедить, побудить это сделать. Вот почему эта задача относится к сфере политического менеджмента.

Важность перечисленных задач для различных субъектов, действующих в поле политических отношений, очевидна. В современном обществе невозможно добиться значимых политических результатов, если в каждодневной практике не решать хотя бы часть из этих задач.

Специфика всех этих задач заключается в том, что для их реализации субъект управления не может воспользоваться властными полномочиями, не может издать указ или принять закон, не может прибегнуть к принуждению. Объект управленческого воздействия находится вне зоны статусного подчинения субъекту управления, т.е. он не обязан (по закону, по установлению, по статусу) любить или ненавидеть политического лидера, в кабине для тайного голосования он свободен в своем выборе, его нельзя заставить воздержаться от распространения слухов о произволе бюрократии в том или ином государственном учреждении, он может примкнуть к любой политической организации, разрешенной в стране, и т.д.

Мы уже говорили, что в рамках политического менеджмента субъект управления не может прибегнуть к насилию, лишен права создавать общеобязательные нормы и применять санкции к тем, кто их не исполняет, он должен использовать такие способы воздействия на людей с целью изменения их поведения, которые исключают применение прямого принуждения, физического насилия. В этом заключается специфика политических технологий.

Политические технологии - это средство искусного воздействия на мотивацию людей, на их сознание и подсознание, это способы, побуждающие людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта, но одновременно поддерживающие у них ощущение свободы своего выбора, естественности совершаемых ими действий. Эти приемы обеспечивают внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений, и среди них есть немало таких, которые можно назвать манипулятивными.

Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии.

Политический менеджмент существуют уже давно. Практически во всех исторических обществах правители вынуждены были решать задачи повышения своего авторитета, расширения своего влияния на широкие слои населения, а конкурирующие группы и кланы всегда искали пути эффективного влияния на своих вождей, королей и императоров. Однако только в современном обществе политический менеджмент обретает масштабный характер. Это вызвано рядом важных процессов, получивших бурное развитие в XIX-XX веках.

Особенностью современных индустриально развитых демократических обществ стало их вступление в стадию постмодерна, отличающуюся не только изменением социально-политических условий жизни, но и серьезными сдвигами в системе ценностных ориентации. Исследование десятков современных стран, проведенное под руководством американского ученого Р. Инглхарта, позволило сделать вывод о том, что «важной компонентой сдвига постмодерна является сдвиг, приводящий к снижению значимости любых видов власти и авторитета». Выявленная тенденция резкого снижения в стабильных демократиях действия так называемого авторитарного рефлекса еще в большей степени способствовала актуализации интереса политиков к особым формам и способам воздействия на массы.

Процесс демократизации общества нашел свое выражение в утверждении принципа разделения властей, в выборности основных государственных органов, в равенстве всех граждан перед законом, в приоритетности прав человека над правами государства, в многопартийности и т.д. Развитие демократии вело к резкому сужению институциональных возможностей для произвола и насилия со стороны властей. Будучи ограниченными законом в своих действиях, государственные должностные лица и другие политические деятели не могли не обратиться к теории и практике политического менеджмента для укрепления своего авторитета и влияния, для проведения в жизнь своих замыслов и решений.

Политический менеджмент в современном его виде многим обязан именно избирательным кампаниям. В ходе предвыборной борьбы создавались и оттачивались технологии воздействия на массы. Ведь, как это ни кощунственно звучит, но массой, способной повлиять на выбор того или иного кандидата, нужно было управлять так, чтобы она не замечала направляющего воздействия, чтобы у каждого человека, пришедшего на избирательный участок, всегда сохранялось ощущение, что он действует самостоятельно, что его выбор является свободным. Управление избирательными кампаниями является одним из самых востребованных видов политического менеджмента.

В XX веке в жизни многих обществ происходят серьезные изменения. Процессы демократизации, ограничение действиями высших государственных должностных лиц законом, провозглашение незыблемости прав и свобод личности, изменение ценность ориентации населения, выход на политическую арену партий, иных общественно-политических организаций требуют внесение серьезных коррективов в способы достижения политических целей. Широко распространенные ранее методы государственного, принуждения, откровенного насилия уже не соответствуют новым, реалиям.

Обострилось противоречие между объективно назревшей потребностью в снижении удельного веса в политике явных форм насилия и принуждения, с одной стороны, и необходимостью обеспечения; эффективного управления делами общества, согласования интересе различных социальных групп и слоев - с другой. В такой ситуации не могло не произойти возрастание интереса различных политических сил к особому виду управленческих отношений - к политическому менеджменту.

Рис. 1. Социальные предпосылки повышения роли

политического менеджмента

Политический менеджмент позволял решать политические задачи без физического насилия, давал возможность повышать эффективность государственного управления без репрессивного механизма санкций (рис. 1). Развитие электронных СМИ создавало для этого дополнительные, технические возможности.

В настоящее время можно говорить о следующих основных видах политического менеджмента: политический имиджмейкинг, политический PR, электоральный менеджмент, политический брендинг, регулирование политических конфликтов, лоббистская деятельность, заключение политических союзов и соглашений. Дадим краткую характеристику каждому из них

Политический имиджмейкинг (от англ. image - образ и making - создание, производство) является одним из старейших видов политического менеджмента. Даже в исторически ранних обществах образ правителя тщательно создавался и оберегался его советниками. Главная задача этого вида политического менеджмента - сделать образ того или иного политика, государственного деятеля привлекательным для широких масс, что обеспечило бы поддержку населением его действий.

Электоральный менеджмент занимает особое место среди других видов политического менеджмента. Его главное назначение - организация и проведение избирательных кампаний. Поскольку выборы в государственные органы проходят в демократических странах регулярно, а конкуренция на этих выборах бывает крайне острой, то и интерес политиков к электоральному менеджменту повышенный. Данное обстоятельство нашло отражение и в литературе: организации и проведению избирательных кампаний посвящено во много раз больше научных и публицистических работ, чем любому другому виду политического менеджмента.

Политический брендинг (бренд - торговая марка), или внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы. Политический бренд - это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе и на то место, которое они занимают в политическом пространстве. Например, такие слова-маркеры, как «коммунисты», «демократы», позволяли россиянам в конце XX века разделять общество на тех, кто выступал за обновление страны, и тех, кто противился этому обновлению.

Политические бренды при умелой их раскрутке превращаются в символы, объединяющие людей, поэтому можно сказать, что главный смысл политического брендинга как вида политического менеджмента - формирование политической идентичности в интересах субъекта управления.

Регулирование политических конфликтов требует особых умений и навыков. Этот вид политического менеджмента ориентирован на поиск путей и средств снижения политического противостояния и "политической напряженности в обществе.

Лоббистская деятельность, направленная на оказание воздействия на государственных должностных лиц с целью принятия ими решения в интересах лоббирующей группы, обладает всеми признаками политического менеджмента и является одним из его видов: Лоббирующая группа вторгается в сферу политических властных отношений, но при этом не обладает статусными ресурсами власти, законным правом диктовать свою волю властвующим субъектам. Она вынуждена искать специфические способы и приемы воздействия на мотивацию лиц, принимающих решения.

Мы выделяем как особый вид политического менеджмента политику, проводимую различными партиями с целью создания союзов и достижения соглашений с другими организациями. Политика альянсов и соглашений имеет свои особенности, поэтому данный вид политического менеджмента не сводим ни к одному из других, ранее названных.

Одним из важных видов политического менеджмента в современных условиях является политический PR. (PR - public relations (англ.), или связи с общественностью. Мы употребляем прилагательное «политический» в единственном числе, потому что английская аббревиатура PR произносится как «пиар», и употребление множественного числа с этим словом не принято. Поскольку в литературе понятие «политический PR» трактуется неоднозначно, то ниже мы остановимся несколько подробнее на происхождении этого термина и его толкованиях.

Раздел VI.

2. Структура политического менеджмента.

3. Предпосылки и история становления политического менеджмента.

4. Отдельные виды политического менеджмента. Политический имиджмейкинг и политический брендинг.

1. Политический менеджмент: понятие, место в структуре политического управления

В предыдущих лекциях курса мы установили, что структура политического управления включает в себя три взаимодополняющих элемента:

1. Управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или его отдельными группами, с другой (государственное управление).

2. Управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочивания их деятельности, повышения эффективности работы.

3. Управленческие отношения, в которых субъект не может опереться на право легитимного насилия и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей (политический менеджмент).

Сущность политического менеджмента (ПМ) и его отличия от других видов политического управления зафиксированы в определении, предложенным ведущим специалистом по этой проблеме Г.В. Пушкаревой:

«Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден применять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии » .

Особенность технологий политического менеджмента:

Политические технологии как конкретные приемы политического менеджмента направлены на побуждение людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта при одновременном поддержании у них ощущения свободы выбора. В той степени, в которой эта задача реализуется, политические технологии можно считать результативными.

Иную версию определения политического менеджмента предлагают И.В. Тихомирова и В.Б. Тихомиров (Менеджмент политический // Политическая энциклопедия: В 2 т.):

«Менеджмент политический – управление политическими событиями, ориентированное на реализацию определенных политических интересов тех или иных участников этих событий. События рассматриваются как результаты политической деятельности, ее продукты» .


Похожая информация:

  1. Б 26-3 Сущность и значение инновационного менеджмента. Использование достижений науки и передового опыта на предприятиях АПК области

Управление, относящееся к сфере политики, включает всю совокупность управленческих процессов, возникающих в поле политических отношений. Можно выделить следующие основные виды управления в политике:

- управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами - с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица.

Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право легитимного насилия, т. е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений.

В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений;

  • - управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Особенностью управленческих отношений в этом случае является то, что они ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т. д.). Управление в государственных учреждениях и политических организациях основано на возможности субъекта управления опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы;
  • - управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право легитимного насилия и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений и называется политическим менеджментом, или политико-технологическим управлением.

Итак, политический менеджмент - это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право легитимного насилия, т. е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

Политико-технологическое управление позволяет политическим акторам решать весьма специфические задачи: укрепление авторитета государственного или политического деятеля; создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления; расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта; формирование электоральных предпочтений населения; организация политических союзов, блоков; влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах; оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения; мобилизация масс для политической поддержки.

В настоящее время принято говорить о следующих основных видах политического менеджмента:

  • - имиджмейкинг - создание образа, имиджа государственного, политического деятеля, привлекательного для широких масс;
  • - корпоративный политический имиджмейкинг - формирование в массовом сознании узнаваемого положительного образа государственного учреждения, политической организации, партии;
  • - электоральные технологии - системная организация предвыборной кампании;
  • - политический брендинг - внесение в массовое сознание узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта политико-технологического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы;
  • - технологии политических союзов - деятельность, ориентированная на вовлечение в решение поставленных задач своих политических союзников и оппонентов;
  • - технологии регулирования и разрешения политических конфликтов - поиск путей и средств снижения политического противостояния и политической напряженности в обществе;
  • - технологии лоббизма - деятельность, направленная на оказание воздействия на государственных должностных лиц, принимающих управленческие решения.

Перечисленные виды политического менеджмента различаются по целям, которые может ставить перед собой субъект политического управления.

Выделение в обществе особых видов профессий, связанных с политическими технологиями, дало основание для классификации политического менеджмента по профессиональному признаку.

Принято выделять следующие виды: аналитическое обеспечение политических кампаний; политическая реклама; политический PR как информационное обеспечение политических кампаний; имиджмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения; спичрайтинг, или написание текстов выступлений для политика; организация и проведение массовых политических акций.

Приведенный перечень видов политического менеджмента не является исчерпывающим. Сегодня на свет появляются новые профессии - ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации), которые неизбежно приведут и к появлению новых видов политического менеджмента.

Таким образом, политико-технологическое управление не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.