Главная · Горло · Преподобный артемий. Святой великомученик Артемий: житие

Преподобный артемий. Святой великомученик Артемий: житие

Родители его - Косьма и Аполлинария - были крестьянами. «Оба они были благочестивы и добродетельны». Таким же рос и их маленький сын Артемий. Он «удивлял всех соседей своим благоразумием и смирением и казался не по годам умным; почитал своих родителей, был послушен им во всем, оказывал прилежание к земледельческому труду, был прилежным к Церкви Божией». Артемий отличался тихим нравом и лет с пяти стал избегать ребячьих игр и шалостей. С того же самого возраста он стал помогать родителям в их повседневном труде. О его внутреннем мире можно лишь догадываться. Был он, вероятно, одним из тех «малых сих», чьи ангелы, по слову Спасителя, «на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного».

23 июня 1544 года, когда праведный Артемий помогал отцу боронить поле, началась сильная гроза. Один из ударов молнии пришелся на то место, где стоял мальчик, после чего он «от ужаса скончался». Стало быть, он умер при странных, необычных обстоятельствах и, что самое главное, внезапно. Умер так, как всегда страшатся умереть верующие люди - без покаяния, и как, по представлениям некоторых, умирают только грешники.

Именно поэтому праведному Артемию было отказано даже в христианском погребении. «Односельчане Артемия сочли неожиданную кончину отрока праведным судом Божиим, наказавшим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело Артемия как умершего от внезапной смерти осталось не отпетым и не погребенным, его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое».

В 1577 году дьячок веркольской Никольской церкви Агафоник, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев свет. Подойдя ближе, он с удивлением заметил, что свет исходит от тела праведного Артемия, лежавшего в деревянном срубе. Обнаружив, что оно «совершенно цело и невредимо», Агафоник поспешил рассказать об удивительной находке односельчанам. Они принесли мощи праведного Артемия в село и положили их на паперти Никольской церкви.

Сразу же после этого от мощей святого Артемия, а также от бересты, покрывавшей его гроб, стали совершаться исцеления. Первым чудом от святых мощей стало выздоровление сына местного крестьянина от лихорадки, свирепствовавшей в то время среди местного населения. После того как отец умиравшего мальчика привесил к его нательному крестику кусочек бересты от гроба праведного Артемия, ребенок выздоровел. Узнав о случившемся, местные жители стали служить молебны святому Артемию, после чего эпидемия лихорадки прекратилась.

В 1584 году после молитв к праведному Артемию исцелился человек по имени Павел, у которого «было болезненно обращено лицо назад и закрыты глаза так, что он ничего не видел». После этого чуда жители Верколы перенесли мощи святого отрока в специально построенный для этого придел и поместили их в новом гробу. На досках старого гроба были написаны несколько икон святого Артемия Веркольского. «Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление». Так постепенно имя праведного отрока Артемия Веркольского становилось известным и за пределами Пинежья.

«В 1619 г. Новгородский митрополит Макарий освидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм святителя Николая. По его же благословению и распоряжению составлено было житие Артемия…»

В XVII веке в Верколе в честь праведного Артемия был основан мужской монастырь. К возникновению его оказался причастен человек, который вошел в историю как «предприимчивый, смелый и энергичный, опытный администратор, вместе с тем отличавшийся жестокостью в обращении с подчиненными». Это был воевода Афанасий Пашков, имя которого северянам более знакомо по знаменитому «Житию» протопопа Аввакума, который во время своей ссылки в Сибирь оказался в его отряде. У Пашкова был единственный сын Еремей, которого он беззаветно любил. В 1636 году, когда Пашков прибыл на воеводство в Мезень и Кевролу , Еремей «тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти». Обезумевший от горя отец счел болезнь сына наказанием за то, что, будучи в Верколе, он не поклонился гробнице праведного Артемия и не отслужил перед нею молебен. После того как воевода дал обет, что непременно совершит богомолье в Верколу, его сын выздоровел. Причем, только-только встав на ноги, он стал спрашивать, как добраться до Верколы… «Обрадованный отец в благодарность за чудесное благодеяние выстроил на свои средства церковь во имя соименного новоявленному чудотворцу святого великомученика Артемия на том самом месте, где были обретены мощи святого. Вокруг выстроенного храма воевода устроил ограду и кельи для монашествующих. Так возник близ Веркольского прихода монастырь». Эта обитель существует в Верколе и сейчас. В монастырском храме, освященном в честь Артемия Веркольского (храм этот был построен в 1793 году) и находились мощи святого праведника, на поклонение которому шли паломники со всех концов России.

В настоящее время мощи праведного Артемия Веркольского утрачены. По рассказам местных жителей, в двадцатые годы, когда монастырь был закрыт, иноки, желая спасти их от поругания, увезли и скрыли в неизвестном ныне месте. В нынешнем Веркольском монастыре (он был возвращен Православной Церкви в 1991 году) сохранилась только рака, где они почивали. Кто знает, может быть, по милости Господней, когда-нибудь они будут найдены и снова, как в далекие времена Святой Руси, к мощам праведного Артемия Веркольского будут приходить люди в непостыдной надежде на его заступление и помощь.

Икона Артемия Веркольского написана в честь святого православного юноши, поистине верующего в Господа. Его обретенные мощи и святой образ сотворили немало чудес, помогая верующим в исцелении души и тела.

Икона благочестивого Артемия Веркольского пользуется огромной популярностью среди верующих людей. Мощи чудотворца, как и Его святыня, исцеляют самые страшные и , а житие православного юноши не оставляет никого равнодушным и по сей день. Следует отметить, что Артемий не входит в число святых мучеников Божьих. Значимость и почитание пророка православной церковью имеет особенный характер и заключается в необычайной истории.

История жизни Артемия Веркольского

Артемий Веркольский родился в России, в селе Верколе. Его родители были обыкновенными крестьянами, живущими в праведности и благочестии. Воспитывался юноша по христианским традициям, с детства отличаясь кротостью, послушанием и святостью. Он всегда помогал отцу в работе по дому и хозяйству. Летом 1545 года Артемий работал в поле вместе со своим отцом. Вдруг они услышали громкий раскат грома, а следом показалось яркое сверкание молнии. В ту же минуту юноша, которому на тот момент было всего 12 лет от роду, упал на землю замертво. Местные жители испугались столь внезапной смерти мальчика, причислив это событие к гневу Божьему и Его наказанию. Именно по этой причине безжизненное тело Артемия не было упокоено по всем православным традициям. Его оставили в лесу, накрыв ветвями деревьев и слегка засыпав землей.

Тело Артемия Веркольского 32 года оставалось нетронутым и находилось брошенным в том самом месте. В 1577 году церковнослужитель по имени Агафоник заметил свет, исходящий из леса. Когда дьякон приблизился к необычайному свечению, он обнаружил, что луч указывает на останки покойного юноши. После обретения нетленных мощей отрока Артемия жители села расположили их у внешнего притвора местного храма. Вскоре мощи умершего юноши обрели особую святую силу. Чудесные явления и исцеления начали происходить с жителями поселения. Сказания о чудодейственных деяниях мощей Артемия Веркольского вмиг разлетелись по всему миру. В скором времени иконописцы начали писать иконы с ликом святого Артемия. Существует множество неопровержимых доказательств, подтверждающих чудотворные деяния нетленных мощей и иконы святого Артемия.

Где находится икона и мощи Артемия Веркольского

На месте обретения мощей Артемия был построен монастырь, куда были помещены нетленные останки святого. Веркольский монастырь существует и по сей день. В стенах его и находится главная икона Артемия Веркольского, а вместе с ней и Его мощи.

Описание чудотворной иконы

На иконе изображен образ праведника Артемия. Святой изображен по пояс, его тело покрывает лишь скромная повседневная рубашка. В левой руке он держит манускрипт в развернутом виде, с написанным на нем акафистом. В правой руке у отрока крест, символ православия , служащий в качестве напоминания о страданиях Христа, которые Он взял на себя, чтобы спасти человечество от наказания за грехи.

В чем помогает чудотворный образ

В иконе праведника Артемия заключена неимоверная сила. Она славится своими невообразимыми чудесами. Православные верующие обращаются в молитвах к чудотворному образу об исцелении от тяжких, невыносимых заболеваний. Святыня способна подарить выздоровление даже смертельно больным. Но за что святой образ получил такую известность, так это за многочисленные исцеления от заболеваний, связанных с глазами. Было много случаев, когда полностью ослепшие люди вновь обретали зрение.

Дни празднования

Официальный день, когда возносятся почести святому Артемию Веркольскому, принятый Русской Православной Церковью, приходится на 2 ноября .

Молитва перед иконой Артемия Веркольского

«О, святой чудотворец! Ты житель Небес Божиих, праведник и угодник Господа! Услышь молитвы наши! Помолись перед Отцом нашим за грешные наши деяния! Ибо каемся мы и просим прощения и отпущения наших грехов! Стань заступником нашим! Убереги от зла и болезней разных! Не дай пасть духом во времена трудные и придай сил двигаться по пути праведному! Не забудем мы никогда имя Твое святое! И всю жизнь восхвалять Тебя будем, о святейший Артемий! Да будет на все воля Божия! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Чтобы неприятности и печали оставили вас, начинайте свой день правильно — с молитв, обращенных к святым. Святые угодники Божьи призваны помогать и оберегать жизнь верующих людей. И Артемий Веркольский — не исключение. Мы желаем вам крепкой веры, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

03.11.2017 05:16

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий...

=============
Святой праведный Артемий Веркольский

Праведный отрок Артемий Веркольский родился в селении Верколе Двинского округа в 1532 году. Сын благочестивых родителей, Артемий был отроком терпеливым, кротким и прилежным ко всем добрым делам. 23 июня 1545 года тринадцатилетний Артемий и его отец были застигнуты в поле грозой. При одном из ударов грома отрок Артемий упал мертвый. Люди подумали, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным. Через 28 лет сельский клирик увидел свет над местом, где лежало нетленное тело праведного Артемия. Перенесенные в храм святые мощи явились источником многих исцелений. Позже в этом селении был основан монастырь, названный Веркольским. Память праведного Артемия совершается еще 23 июня.

Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Среда, 20 октября (ст.ст.) 2 ноября 2011 (нов. ст.)

*
=================

===================
Артемий Веркольский

Праведный Артемий родился в 1532 году на Пинеге, в селе Верколе. Родители его, Косьма и Аполлинария, были простыми крестьянами и кормились земледелием. Оба они были благочестивы и добродетельны.
Таким же благочестивым и добродетельным был и их маленький сын Артемий. Он "удивлял всех соседей своим благоразумием и смирением, так что казался не по годам умным. Почитал своих родителей, был послушен им во всем, оказывал прилежание к земледельческому труду, был прилежным к Церкви Божией". Отличался тихим нравом, и лет с пяти стал избегать ребячьих игр и шалостей. С того же самого возраста он стал помогать родителям в их повседневном труде. О его внутреннем мире, переживаниях можно лишь догадываться. Как и о том, что он был одним из тех детей, чьи Ангелы, по слову Спасителя, "на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного" (Мф. 18, 10).
23 июня 1544 года (по другим источникам – 1545 г.), когда праведный Артемий помогал отцу боронить поле, началась сильная гроза. Один из ударов молнии пришелся на то место, где стоял мальчик, после чего тот "от ужаса скончался". Стало быть, он умер при странных, необычных обстоятельствах. А самое главное – внезапно. Умер так, как всегда страшатся умереть верующие люди – без покаяния. И как, по традиционным представлениям, умирают только грешники.
Именно поэтому праведному Артемию было отказано даже в христианском погребении. "Односельчане Артемия сочли неожиданную кончину отрока праведным судом Божиим, наказавшим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным, его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое".
Спустя 32 года праведный отрок Артемий, безвинно оклеветанный, даже лишенный христианского погребения своими односельчанами, стал почитаться ими же уже как святой. В 1577 г. дьячок веркольской Никольской церкви Агафоник, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев какой-то свет. Подойдя к месту, откуда он исходил, Агафоник с удивлением заметил, что свет исходит от тела праведного Артемия, лежащего в деревянном срубе среди леса. Приблизившись, он увидел, что оно "совершенно цело и невредимо". Агафоник поспешил рассказать об удивительной находке односельчанам. Они принесли мощи праведного Артемия в село и положили их на паперти Никольской церкви.
Сразу же после этого от мощей святого Артемия, а также от бересты, покрывавшей его гроб, стали выздоравливать больные.
"В 1619 г. Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм святителя Николая. По его же благословению и распоряжению составлено было житие Артемия".
Память праведного Артемия Веркольского празднуется 23 июня (по новому стилю – 6 июля) и 20 октября (2 ноября).

http://iconsv.ru/
*
==================

=================
АКАФИСТ святому преподобному Артемию, Веркольскому чудотворцу
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2507

Кондак 1
Избранному праведнику, дивному предстателю пред Богом, пресветлому светильнику северныя страны нашея, боголюбивому и боголюбезному отроку Артемию, благодетельными чудотворении утешающему и наставляющему покланяющихся с верою святей раце твоей, благдарственная восписующе, радостно и торжественно взываем:

Икос 1
Ангелский нрав и душу непорочную имея от святыя купели крещения, избегл еси обычных света сего суетств и соблазнов, чужд был еси претыканий и падений, втайне чистым сердцем моляся к Единому Всеблагому Богу милостиво взирающему на кротких и смиренных. Сего ради единогласно вопием ти:
Радуйся, между человеки дивное явление святыни.
Радуйся, Отцу Небесному возлюбленный.
Радуйся, Сыну Божию вожделенный.
Радуйся, Святому Духу сосуде драгий и чистый.
Радуйся, Царицы Небесныя пламенный почитателю.
Радуйся, святым ангелом истинный друже и единонравниче.
Радуйся, праведником святым всем сликовниче.
Радуйся, Церкве Христовой украшение.
Радуйся, делателю благий, в мале верный, над многим поставленыый.
Радуйся, вшедый в радость Господа твоего.
Радуйся, носяй венец нетления.
Радуйся, прославленный от Господа Бога дарованием исцелений.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 2
Видя чистоту сердца твоего благопромыслитель Бог, призирающий всевидящим оком своим на всю тварь, исполни душу твою благодати Своея от чрева матере. Прославляя убо Его дивное и благое о тебе промышление, поем о тебе хвалебно: Аллилуиа.

Икос 2
Вкусив во младости блаженнаго жития твоего сладость Божественныя благодати, чуждый мирския утехи отроков, ты был еси потаенный сердца человек в нетленном украшении кроткаго и молчаливаго духа, еже есть, по Апостолу, пред Богом многоценно. Приими убо от певцев твоих хвалу сию:
Радуйся, смиреннаго и благодатнаго отрочества Христова подражателю.
Радуйся, благодати Божией хранителю.
Радуйся, родителей твоих почитателю.
Радуйся, в дому отчем образ кротости и послушания.
Радуйся, сверстников твоих пример благонравия.
Радуйся, хранителю чистоты сердца.
Радуйся, сокрушения сердечнаго таинниче.
Радуйся, приятное благоухание духовнаго умиления.
Радуйся, не приимший искуса мирских сластей.
Радуйся, от греховных страстей свободу улучивый.
Радуйся, благоговейное отроча, стяжавшее духа страха Божия.
Радуйся, боголюбезное чадо, паче жизни твоя возлюбившее Христа Бога.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 3
Силою Всесвятаго Духа укрепленный, блаженне Артемие, прияв несокрушимый щит веры, и непобедимое оружие животворящий Крест Христов, знамение страшное для злых духов, сохранил еси себе цела и невредима от злокозненных сих врагов, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имея всегда и во всем упование на Бога Промыслителя, и в убогом отчем дому пребывая, в поте лица твоего приобретал еси пропитание; но лишенный земных благ, по воли Божией, явился еси причастником вечных небесных благ, праведне Артемие. Похваляя убо твою нищету, лишения и нужды, приветственно вопием ти:
Радуйся, образе кротости и трудолюбия.
Радуйся, нищету, нас ради обнищавшаго, Христа Бога возлюбивый.
Радуйся, житейских зол непричастный.
Радуйся, грехолюбных корыстей чуждый.
Радуйся, за лишение земное утешенный райскими наслаждении.
Радуйся, за кротость и смирение, наследниче Царствия Небеснаго.
Радуйся, за нужды временныя сподобивыйся изобилия благ вечной нескончаемой радости.
Радуйся, за чистоту сердца удостоивыйся лицезрети Бога вместе со святыми ангелы.
Радуйся, не прилагавый сердца к благом мира сего непостоянным.
Радуйся, искавый небесных нетленных благ в молитве домашней и церковней, и в общении Таин Христовых.
Радуйся, исполненный Божественныя любве.
Радуйся, причастниче безсмертныя трапезы.
Радуйся, стяжавшый смирением высокая и нищетою богатая, по подражанию святителю Николаю.
Радуйся, храма его в жизни твоей молитвенник бывый.
Радуйся, яко мзду многу приемый от Господа Бога на небесех.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 4
Буря страстей и треволнений житейских не постиже тя, имеющаго в сердцы твоем мир Божий, вселивыйся богатно в тя, блаженне Артемие; ветри непостоянных учений, не волновали мирной души твоея. Сего ради являя яко Иосиф, мир братии твоей, провел еси дни живота твоего в мире, тишине и безмолвии, и мир Божий, обитаяй в глубине духа твоего, возбуждал пети тя пепрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Слушая от закона Божия словеса жизни вечныя, имея помазание от Святаго Духа, ведал еси благим чувством вся, не требуя, да кто учит тя, но яко то само помазание учаше тя о всем, по слову возлюбленнаго ученика Христова; воскрилився же Божественным дарованием отроча младо, вознеслся еси на высоту христианскаго благочестия и кротости, Богу возлюбленне Артемие. Сего ради дивное о тебе смотрение Божие славяще, со дерзновением вопием ти:
Радуйся, спасительнаго внимания себе дивный нам примере.
Радуйся, молчания образе.
Радуйся, мудрости духовныя светлое зерцало.
Радуйся, источниче исцелений.
Радуйся, чудотворче предивный.
Радуйся, сокровище целомудрия.
Радуйся, цвете чистоты и незлобия.
Радуйся, невинности сосуде.
Радуйся, цвете ангельския праведности.
Радуйся, многоценный каменю райския жизни.
Радуйся, сияние небесных светлостей.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 5
Живоносный ток благодати Христовой восприяв благим и добрым сердцем, праведне Артемие, устремился еси совершенно в след Христа Спасителя нашего, и восхищался богатством благости, премудрости и человеколюбия Божия, явленнаго в искуплении грешнаго человечества, пламенел еси любовию к Спасителю нашему, и во умилении сердца воспевал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше купножители твои преспевающа тя благочестием и разумом, праведне Артемие, прославляху благоволение Божие, утаевающее от премудрых и разумных богатство благодати и ведения ея, по слову Спасителя, и открывающее та младенцем. Темже и мы, радующеся написанию имени твоего на Небесех, с утешением возносим тебе хвалебныя песни:
Радуйся, избранный сосуде Божия благодати.
Радуйся, приятелище даров Духа Святаго.
Радуйся, исполненный дарования чудес исцелений.
Радуйся, вышния премудрости Божия приемниче.
Радуйся, разума духовнаго сокровище.
Радуйся, благий для нас советниче.
Радуйся, исполненный спасительнаго ведения.
Радуйся, пламеню неугасаяй любве.
Радуйся, всесветлая звездо, блистающая на тверди церковней.
Радуйся, отрадо печалным.
Радуйся, немоществующих врачу.
Радуйся, обуреваемых помощниче.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 6
Проповедник первый прославленнаго тела твоего, клирик церкви святителя Николая, ища в лесной чащи плодов земных, обрете сокровище неоцененное, нетленныя мощи твоя, праведне Артемие, чрез тридесять три лета не поврежденныя пременами стихий, и с благодарным чувством преклонь колена, восклицаше к Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиял еси в пустыннем месте дебри лесныя, якоже утренняя звезда после мрака нощнаго, и просветил еси скоро население градов, древния Кевроли, Пинеги, Архангельска, Вологды и далеких стран, сиянием благодетельных чудес твоих. И ныне никтоже умолчит вопити тебе:
Радуйся, великое светило, просвещающее тму неведения.
Радуйся, сокровище духовное, верных богатящее.
Радуйся, чистая струе благодати Божия.
Радуйся, стране твоей северной славо и утверждение.
Радуйся, якоже чистый ангел, пояй песни богокрасныя, и руководяй к тому обитель твою.
Радуйся, чистая птице, в гнезда небесная приятая.
Радуйся, яблоко благовонное, верных душы благоухающее.
Радуйся, прекрасная лилие услаждающая сердца верных.
Радуйся, младая ветве райскаго древа, израстившая сладкий плод духовный Пресвятей Троице.
Радуйся, немерцающая луче православнаго учения.
Радуйся, маслино Церкве Христовы, источающая нам дивный елей милости Божией.
Радуйся, виноградная лозо, напаяющая нас отрадным упованием на спасительная обетования.
Радуйся, смоковнице, сладостию своею греховную горечь отражающая.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 7
Хотящу Всевышнему Мироправителю призвати Своего праведника в небесныя скинии, манием от престола велелепныя Его славы, возшуме над землею буря, страшно возгремели громи, возблиста и разлияся ужасно, яко пламень, молния, и в прикосновении ужаса ко внутренним чувством юнаго отрока, взята ангелы душа праведника, сретаемая безплотными силами, радующимися о друзе своем, и в веселии воспевшими Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Дивно бысть твое призвание в Небесный Иерусалим; от земнаго бо труда на лоно Авраамово, и от малолюднаго места в премирную славу величественно пренесена бысть блаженная душа твоя, праведне Артемие, воздуху шумящу, громом и молниям сверепеющым, и водам от движения ветра, яко руками, плещущым. Темже и мы ликующе, воспоем:
Радуйся, новый о нас к Богу предстателю.
Радуйся, в вечный покров приснодевствующия Царицы вшедый.
Радуйся, ангелом собеседниче.
Радуйся, рая небеснаго жителю.
Радуйся, безстрастия наследниче праведный.
Радуйся, сведетелю нам жизни безсмертныя.
Радуйся, избежавый воздушных истязателей, пораженных стрелами молний при твоем отшествии на небо.
Радуйся, не узревший мерзких демонских зраков.
Радуйся, райская ветве, благоуханием веселящая.
Радуйся, благовонная едемская розо, душы нашя благоухающая.
Радуйся, прекрасный грозде, на трапезе царевой положенный.
Радуйся, теплый наш молитвенниче.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 8
Странно и недоуменно твое воспитание, праведниче; разума бо Божия исполнился еси, святыни духа достигл еси, ни от кого же из человек учивыйся; сокровенно было от современников и для них дивно твое в юных летех благочестие и преставление твое. Но чудная твоя исцеления, и различная чудодействия возносят наша гласы к славословию о тебе Божию, еже непрестанно и радостно пети: Аллилуиа.

Икос 8
Весь был еси в Бозе богомыслием, и укрепляемый Божией благодатию, неприступен явился еси коварному змию, наблюдающему пяту шествующих тесным путем. Руководи убо и нас непреткновенно ходити путем заповедей Христовых, да благодарно вопием ти:
Радуйся, путеводителю наш дивный.
Радуйся, кроткий наставниче всех спасаемых.
Радуйся, персте Божий, указуяй нам горняя.
Радуйся, гласе небесный, зовый всех на подвиги спасения.
Радуйся, чистая голубице, имущая ветвь райскую.
Радуйся, духовная ластовице, показующая в нетлении весну грядущаго века.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 9
Все естество ангельское, в радостный трепет пришед, воздаде хвалу Богу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, егда невинная и чистая душа твоя, неврежденная от многих страхований бесовских, и перенесенная в премирную жизнь, поклонися Триипостасному Божеству, воспевши Ему со всеми святыми: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многословеснии, не могущии усмотрети оком разума, омраченнаго гордостию и страстьми, премудрости творческия в устроении вселенныя, не могут уразумети прославления мощей святаго угодника Божия. Мы же совершенною верою в простоте сердца возглашаем тебе, прославленный молитвенниче наш:
Радуйся, предавый верным в залог любве нетленныя своя мощи.
Радуйся, уверяя нас в истине Воскресения и жизни вечныя.
Радуйся, исполнивый на себе слово Божие: хранит Господь вся кости праведных.
Радуйся, утвердивый исполнением слово Христа Бога: влас главы вашея не погибнет.
Радуйся, с честию принесенный из дебри в православный храм для общаго чествования и поклонения.
Радуйся, свидетельствуемый от Господа Бога даром чудотворений.
Радуйся, яко чистая рака святых мощей, и ныне привлекает сердца обетных страннолюбцев на поклонение тебе.
Радуйся, явивый истину словес Писания: в память вечную будет праведник, и праведник яко финикс процветет, и яко кедр иже в Ливане умножится.
Радуйся, заграждаяй уста пререкающая.
Радуйся, обуздоваяй язык неверия и хулы.
Радуйся, смиряяй гордыню дерзающым на святыню.
Радуйся, разум кичливый пленяяй в послушание христовой веры.
Радуйся, в дусе блаженныя простоты и незлобия достигнувый неба.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 10
Спасти хотящаго всякаго человека, искренно молил еси наставити тя на путь спасения, и благодатию Божиею озарившею тя, пришел еси в Небесный Иерусалим, идеже узрев лицем к лицу Того, Егоже имя, яко миро излиянное, тамо воспеваеши непрестанно славу Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена тверда и несокрушима ограда обители, святому имени твоему посвященней, суть неусыпныя твоя к Богу молитвы, святый праведный Артемие. Темже живущии в ней благодарно возносят к тебе гласы:
Радуйся, хранителю наш крепкий.
Радуйся, неусыпный защитниче наш.
Радуйся, наставников наших охраняяй от пагубных бедствий.
Радуйся, испущаяй на врагов стрелы страха.
Радуйся, щите твердый паче медянаго.
Радуйся, броне правды, отражающая каменометания адских муринов.
Радуйся, обители монахов и всей стране нашей похвало и утверждение.
Радуйся, труждающихся помоще.
Радуйся, молчаливых и кротких радосте.
Радуйся, больных исцеление.
Радуйся, немощных укрепление.
Радуйся, унылых бодросте.
Радуйся, скорбящих утешение.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 11
Пение наше хвалебное тебе, живущему во славе Отца светов, ныне возсылаемое, недостойно есть, яко от нечистых устен возносимое; но сам прииди посреде нас, неиждиваемый источниче чистоты и целомудрия, очисти наша сердца и душы помышления, да тебе ради благоприятно будет совокупное наше восклицание Всещедрому Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светом заповедей Божиих озаренный измлада, скоро возшел еси к Триипостасному свету, пред Нимже ходатайствуеши и о нашем просвещении, о немже умоляюще, с любовию вопием ти:
Радуйся, звездо невечерняго света.
Радуйся, луче света, согревающая нашу хладность.
Радуйся, свеще, просвещающая нашу темноту.
Радуйся, яко огнь вогреваяй нас к любви возлюбившаго нас Христа Бога.
Радуйся, мысленно прикасаяйся, яко угль, хладным сердцем.
Радуйся, златая лампадо, возжженная для умилостивления Праведнаго Судии.
Радуйся, светилниче духовный, освещаяй верным путь спасения.
Радуйся, огненная пещь, пожигающая терние грехов наших.
Радуйся, горнило, курящее молитвенный аромат.
Радуйся, кадило издающее дивное смирения благоухание.
Радуйся, горяяй пламеню, истребляяй нечестие.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 12
Благодать Божественную испроси нам святый угодниче Божий, да присно покрывает нас от врагов видимых и невидимых, да научит ны подражати тебе в чистоте ангельской и незлобии, да направит сердца наша к смирению, покаянию и неослабному исполнению заповедей Христовых; да дарует нам христианскую кончину и безбедно проведет нас чрез воздушный путь, да сподобимся тамо узрети славу Великаго Бога, вечно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще тебе ныне, аще и недостойныя, но усердныя хвалы бренными и нечистыми усты, благоговейно молим тя, святый праведный Артемие: призри на многия наша немощи душевныя и телесныя, и подаждь нам помощь к совершению добрых дел, и ко всегдашнему прославлению святаго твоего имени, вопиющым ти:
Радуйся, воине Царя царствующих.
Радуйся, слуго Господа господствующих.
Радуйся, рабе верный Владеющаго всяким созданием.
Радуйся, венчанный венцем нетления от Самаго нетленнаго Бога.
Радуйся, украшенный нетленною диадимою Царствия Христова.
Радуйся, облеченный в блестящую порфиру за чистоту сердца и незлобие.
Радуйся, приемый от руки Божия перстень сыноположения.
Радуйся, наследниче Небеснаго Царствия.
Радуйся, предстателю мощный, споборствуяй православному правителю нашему на ратующих.
Радуйся, вождю, способствуяй невидимо во бранех нашему воинству.
Радуйся, защищаяй пределы нашего Отечествия твердым щитом твоего покрова.
Радуйся, спасения нашего споспешниче и ходатаю твоими ко Господу Богу о нас грешных молитвами.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 13
О предивный угодниче Божий и прелюбимый чудотворче, Артемие! Ради милости Божия и предстательства Владычицы, молим твою святыню, милостив буди святей обители твоей, и всем призывающым тя с любовию и упованием. По своей чистоте и праведности, испроси у Господа Бога прощение наших прегрешений и ревность к добрым делом, да прочее время живота нашего поживем во всяком благочестии и чистоте, и сподобимся на страшнем суде одесную стати судии, Христа Бога нашего, и во веки веков с тобою пети человеколюбцу Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.
*
=============

============
Молитва

Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя обители, твоим именем украшенной, и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас грешных, и твоим благомощным предстателством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии, и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, да подаст и всем людем мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианской кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии, вместе с тобою, вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.

*
===========

Св. Артемий. Икона. Россия. XVIII в. 32.7 х 27.8. Coleccion Roger Cabal. Париж.

================
Тропарь праведному отроку Артемию Веркольскому

Тропарь, глас 3:
Вышняго повелением тученосным облаком небо помрачившим, и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прощением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, о иже верою и любовию приходящим к тебе, подая исцеление всем неотложно, и моляся Христу Богу, спастися душам нашим.
Кондак, глас 6:
Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемиа: богоданная благодать паки реки изливает, от стоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлющее я, и взывающее: радуйся, Артемие богомудре.
Величание
Величаем тя, страстотерпче Христов, Артемие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
*
============

================
Праведному отроку Артемию Веркольскому

Молитва первая

Святый угодниче Божий, Артемие праведный, хранителю присный святыя обители, твоим именем украшенныя, и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас грешных и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии и непременяемем благополучии благочестивый народ наш, да подаст державе нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.
*

*
Молитва вторая

О великий угодниче Божий, святый праведный Артемие, покровителю святыя обители, твоим именем красующияся, сильный ходатаю о нас ко Господу, великий благодетелю и живущих зде иноков твоея обители и всех с верою и любовию притекающих к раце чудотворных мощей твоих! Призри милостивно на убогую молитву нас, грешных и непотребных рабов, и твоим всемощным предстательством испроси нам у Господа прощение грехов, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней супостата, ищущаго нас погубити. Даруй братству твоея обители, от старших до последних, смирение и кротость, любовь и послушание вседушное, служение и житие благоговейное, святое и во всем верное и благодушное исполнение иноческаго общежития, да, работающе Господеви непостыдно и духом горяще в непрестанней молитве за благотворителей наших живых и усопших, явимся верными рабами Господа, да Церковь Православная всея России, яко вертоград благонасажденный, цветет и плодотворит богато плодами веры и благочестия! Моли Господа, да хранит во здравии, душевнем спасении и благопоспешении во всем православный народ наш. Моли Господа о милости и благодатных щедротах Святейшему Патриарху нашему (имярек) и Святейшему Синоду нашему. Моли Господа, да ходатайством и заступлением преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы все мы и зде мирное и богоугодное житие поживем и по мирней христианстей кончине сподобимся в преславнем царствии милости Царя Неба и земли. Отца и Сына и Святаго Духа, славяще Его ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
*

Москва. 1920-30.

*
Молитва третья

О великославный угодниче Божий, о великий чудотворче, святый и праведный Артемие, херувиме земный, человече небесный, ангелов собеседниче, небесный жителю! Призри с высоты небесныя светлым оком твоим, и ниспосли нам лучы Божия благодати. Светильниче Боговозжженный, твоими святыми молитвами разжени мрак грехов наших, упроси у Отца светов свет благодати душам нашим, всех правоверных скорый быв помощник и заступник. Всяк бо, с верою под кров защищения твоего молитвенно притекаяй и заступления Твоего у Господа просяй, абие пособствуем бывает, Божию же милость обретает и желания сердца своего не лишается, но просит благодати и приемлет дар на пользу прошения. Ты еси, праведный Артемие, вертоград Богом насажденный, в немже цвет здравотворный, процвете, еже исцелитися многим от зельнаго трясавичнаго недуга. О коль мнози твоею чудесною помощию слепии прозреша, глусии слух прияша, хромии возскочиша и ходяша, немощнии действо рук прияша, безумнии воумишася, разслаблении в жилах укрепишася, сляченнии исправишася и имущии вреды исцелеша! Еще же и сквернии демони молитвою твоею отгнашася, и инии неисцельнии недузи разрешишася. Тако, святый и праведный Артемие, всем всегда милостив являешися. Убо и о нас неисповедимую Божию благость умоли, да оставит нам Господь долги наша, и да хранит государство Российское в мире и благоденствии, в крепости и обилии, и веру православную да укрепит, церковныя же расколы да утолит, и вся православныя христианы да спасет. Мы же твою память святую от рода в род честно праздновати будем, славяще прославльшаго тя Христа Господа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно, и в безконечныя веки веков.
Аминь.
*
Тропарь, глас 1
Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси, отче Артемие: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
*
=======================

2 ноября в Православной Церкви совершается память праведного святого Артемия Веркольского.

Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. Не для того ли Господь забрал его к себе так рано, чтобы мы помнили важнейший Его завет: «Будьте как дети» (Матф. 18:3).

ОТРОК АРТЕМИЙ

Артемий родился в 1532 году в селе Веркола - на окраине Архангельской области. Его родители - Косьма по прозвищу Малый и Апполинария, были простыми крестьянами. Мальчик рос богобоязненным, был чужд простых детских игр. Тихий и кроткий, он не общался со сверстниками и беспрекословно слушал своих родителей. Всегда помогал отцу в полевых работах, сколько мог по своему здоровью и возрасту.

6 июля 1544 года, когда двенадцатилетний Артемий с отцом боронили землю, вдруг поднялась буря, началась невиданная доселе гроза, и в отрока попал разряд молнии. Артемий упал замертво… О происшествии много судачили, в итоге решили, что это - наказание Божие за какие-то тайные его грехи. В то время убитых молнией не принято было хоронить на кладбище. Тело так и осталось не отпетым - его положили прямо на землю в глухом лесу, сверху прикрыв хворостом и берестой, и поставили небольшой сруб.

32 года пролежал отрок не погребённым - пока Агафоник, дьячок Никольской церкви, в 1577 году не собрался в лес по грибы-ягоды. Углубившись в чащу, он заметил необычный свет и, когда приблизился, обнаружил нетленные мощи блаженного Артемия.

Особого значения рассказу дьячка не придали. Тело всё же перенесли в село, к приходской церкви, и положили на паперти, прикрыв гроб берестой, бывшей на нём и прежде. Но Богу было угодно иное: вскоре от мощей начались массовые исцеления больных лихорадкой, свирепствовавшей тогда в крае. Болезнь считалась тяжёлой, и многие от неё умирали - в особенности старики и дети. Занедужил и сын веркольца Калинника. С сокрушением сердца и с верой пришёл отец к гробу отрока и, взяв кусочек бересты, положил её на грудь умирающего сына. И - тот выздоровел! Многие сделали так, и исцелились. Артемию стали молиться, творить память о нём, и вскоре лихорадка в Верколе вовсе сошла на нет.

Но чудеса не прекратились. Число их даже увеличилось, так как в село потянулись паломники. Известен случай исцеления человека по имени Павел: тяжёлый недуг так скривил ему шею, что голова повернулась лицом назад, глаза закрылись… Но как только он обратился с горячей молитвой к Артемию, всё пришло в норму. После этого в Никольской церкви устроили специальный придел, и перенесли туда мощи, положив их в новый гроб. Это произошло в 1584 году.

«ИДИ В ВЕРКОЛУ»

Два священника - Иоанн и Фома, бывшие свидетелями многих чудес, происходящих от мощей, велели написать на досках старой гробницы несколько икон блаженного отрока (одну в 1601 году привезли в Великий Устюг, где её почитали как чудотворную). А стружки, оставшиеся после работы с досками, отец Иоанн собрал и хранил при церкви, давая их болящим, притекающим с верою. И от стружек тоже стали происходить исцеления. В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий благословил перенести мощи в храм.

Интересный случай произошёл с Патрикием Игнатьевым, крестьянином из села Кивокурья Устюжского уезда. Он с детства страдал от грыжи. Помолившись отроку Артемию и дав обет приложиться к мощам, Патрикий выздоровел. Но об обете своём забыл, и через несколько лет недуг вернулся - грыжа стала мучить его пуще прежнего. Тогда он вновь обратился с молитвой к святому и всё повторилось - исцелившись, он забыл об обете. И напала на Патрикия такая тоска, что хоть в петлю лезь… Вспомнил он тогда о не исполненном обете и раскаялся, стал вновь молиться святому отроку. И, когда болезнь отступила в очередной раз, поспешил в Верколу - приложился ко гробу, заказал святому молебен и рассказал о свершившемся с ним чуде.

Весной 1636 года назначенный в Кевролу и на Мезень воеводою Афанасий Пашков проезжал мимо Верколи. В село заехал, но к мощам не прикладывался. А по завершению пути его сын Иеремия тяжело заболел. Мальчик был уже при смерти, после исповеди у него отнялись зрение и слух… Тогда Афанасий вспомнил о чудотворных мощах и поклялся вернуться в Верколу и отслужить пред гробом молебен. Едва он произнес это, сын его, выйдя из забытья, спросил: «Каким путем надо ехать к чудотворцу Артемию?» Со слезами воевода дал повторный обет. Когда же Иеремия выздоровел, благодарный отец распорядился в месте обретения мощей построить храм в честь святого. А после пожара в нём устроили особую часовню, куда поместили новую раку с мощами, накрыв её покровом.

Слава о происходящих в Верколе чудесах распространилась далеко за пределы края. Новгородский митрополит Киприан послал освидетельствовать мощи святого и своей подписью подтвердил список исцелений, а в Никольскую церковь отправил вновь составленную службу чудотворцу.

«ПУТЬ К ВЕРКОЛЬСКОЙ ОБИТЕЛИ КРАЙНЕ ЗАТРУДНИТЕЛЕН»

В 1648 году царь Алексей Михайлович послал грамоту на имя кеврольского воеводы Аничкова, повелев положить мощи праведника в новую раку и построить монастырь там, где они были обретены. В лесу на месте сгнившего сруба вырос прекрасный деревянный храм. Соорудили ограду и устроили кельи для монахов. Впоследствии из-за пожаров мощи трижды переносили, пока в 1793-м году не был построен в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, где они и были положены.

До революции Архангельскую землю с Коми соединял древний Пинежский тракт, проложенный в лесах и болотах. Сохранилась память о том, как притекали по нему в Верколу паломники. Чуть что, давали обет Богу, что сходят помолиться к мощам Его угодника. Собирали котомки, кланялись на четыре стороны с крестным знамением и шли пешком в монастырь, ночуя под деревьями (ходу из Коми было дня на три). Теперь в село ведёт дорога, по которой ездит маршрутка. В Верколу давно уже не ходят пешком. Но и сейчас, как сказано в одном старинном описании: «Путь к Веркольской обители крайне затруднителен».

В последние годы монастырь возрождается. Устав, как и в прежние времена, строг: «Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться: в коридорах для бесед не останавливаться; в трапезе отнюдь не разговаривать; громко в келиях не читать, быть и наедине всегда одетому, кроме ночных часов: почитать друг друга, особенно старших летами…» Вот только чудотворные мощи отрока Артемия исчезли во время революции. Скорее всего, они скрыты в подземных помещениях обители - монахи молятся об их обретении.

Лада Ермолинская