Главная · Горло · Различие бакалавра и специалиста. Бакалавр или магистр - что лучше

Различие бакалавра и специалиста. Бакалавр или магистр - что лучше

Получить высшее образование – сегодня это вопрос престижа и уже не у кого не возникает сомнений в его необходимости. Молодые люди, которые хотят и умеют учиться, охотно поступают в ВУЗы и успешно их заканчивают. Однако далеко не каждый выпускник четко понимает все тонкости образовательного процесса, и довольно часто путает значение используемых терминов присвоенной ему квалификации по окончании учебного заведения. Попробуем разобраться в этом вопросе и объяснить в чем же отличие бакалавра от магистра. Высшее профессиональное образование, о котором и пойдет речь имеет три ступени квалификации: бакалавр, специалист и магистр.

Бакалавриат: суть термина, плюсы и минусы

Для начала рассмотрим, что же означает сам термин бакалавриат. Это начальная ступень –базовый уровень в получении высшего образования. Срок обучения непосредственно зависит от формы обучения – это может быть стационар (дневная форма) или заочное отделение, но в любом случае не может быть менее четырех лет . Получая квалификацию бакалавра, в процессе обучения студент изучает не только специализированные дисциплины, но также охватывает общеобразовательные предметы, направленные на получение знаний во всех областях.

Если сформулировать обобщенно, студент получает базовое общенаучное образование по всем областям знаний – так называемую фундаментальную подготовку. Степень бакалавра не подразумевает профессиональной узкой специализации, но заложенные базовые знания общепрофессионального характера по специальности и полученный диплом дает возможность выпускнику осуществлять профессиональную деятельность . Молодой человек, получив диплом бакалавра, может претендовать на начальные должности по выбранной специальности, но в тоже время имеет возможность продолжать обучение для повышения своей квалификации.

В чем же преимущество бакалавриата? Данная квалификация дает студенту:

  • фундаментальное образование в различных областях знаний помогает адаптироваться на рынке труда и дает возможность осваивать смежные профессии;
  • полученные базовые знания общепрофессионального характера по специальности позволяют работать по специальности;
  • срок обучения четыре года – студент может начать трудовую деятельность немного раньше;
  • степень бакалавра дает возможность продолжить образование;
  • возможность получения бесплатного образования на бюджете;
  • диплом европейского образца – возможность трудоустройства и продолжения обучения в магистратуре за рубежом.

Существуют и минусы такого диплома:

  • на работу специалистов с дипломом бакалавра работодатели берут неохотно – предпочтение отдается специалистам и магистрам;
  • выпускник ВУЗа с дипломом бакалавра претендовать может только на начальные должности – для продвижения по карьерной лестнице в любом случае понадобиться повышение квалификации;
  • уровень заработной платы у бакалавра ниже;
  • существует мнение, что за четыре года достойное образование и нужный уровень квалификации получить невозможно.

Магистратура: особенности и преимущества

Чтобы разобраться, чем отличается бакалавр от магистра нужно определить, какие преимущества дает студенту данная ступень квалификации. Магистратура – это узкоспециализированная высшая ступень образования, которая ориентирована в большей степени на преподавательскую и научную деятельность. По окончании магистратуры студент имеет возможность продолжить образование в аспирантуре.

Для того чтобы поступить в магистратуру необходимо сдавать профильные экзамены . Срок обучения после бакалавриата составит два три года , группы студентов намного меньше, программа обучения направлена на узкопрофильную специализацию, присущую той или иной специальности. В программу магистра обязательно входит написание научных трудов и прохождение производственной практики . Анализируя все вышесказанное, если молодой человек успешно пройдет обучение в ВУЗе в течение шести – семи лет, на руках у него будет два диплома и ему будет присвоена степень магистра.

Преимущества и недостатки магистратуры:

  • качество образования – за шесть лет студент в совершенстве осваивает узкопрофильные специфические дисциплины и становится настоящим специалистом в той или иной отрасли;
  • магистр может продолжить образование и поступить в аспирантуру ;
  • возможность заниматься преподавательской и научной деятельностью ;
  • к недостаткам можно отнести длительность обучения – для того чтобы получить степень магистра студент должен быть готов к тому, что обучение займет минимум шесть лет;
  • за границей дипломы магистра отечественного образца очень сложно перевести в международный – скорее всего, придется проходить еще раз образовательный курс;
  • получить бесплатное образование практически невозможно – бюджетных мест в магистратуру очень мало.

Теперь проанализируем в чем отличия между бакалавром и магистром и что между ними общего. Схожесть заключается в следующих аспектах:

  • степени бакалавра и магистра можно получить как на стационаре при дневной форме обучения, так и заочно;
  • возможность получения бесплатного образования – хотя бюджетных мест в магистратуре практически нет;
  • бакалавр и магистр имеет возможность работать по специальности;

Различия степеней квалификации:

  • различия в уровне образования – бакалавр изучает базовую общеобразовательную программу, магистр на этой основе переходит к изучению узкопрофильных предметов;
  • магистр обязан защитить диплом, написать магистерскую диссертацию и пройти производственную практику;
  • диплом бакалавра не дает возможность преподавать и заниматься научной деятельностью;
  • время обучения – для получения диплома бакалавра студенту понадобится четыре года, для получения степени магистра минимум шесть лет;
  • преимущественно диплом магистра можно получить только в государственных высших учебных заведениях, при том, что степень бакалавра можно получить в негосударственных ВУЗах.

Заблуждения об уровнях образования

Неопытные студенты часто сомневаются, какой диплом выше по статусу? Исходя из всего выше сказанного, делаем вывод – магистратура является оконченным высшим образованием и дает соответствующий уровень знаний и ряд преимуществ. При трудоустройстве работодатель отдает преимущество магистрам – но такое заблуждение присутствует только в нашей стране. За границей бакалавр имеет право занимать любые должности, а магистерская степень необходима лишь для научной деятельности.

Сравнительная характеристика двух направлений высшего образования.

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию - соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь - европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры - 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

Кто такой специалист, и кто такой бакалавр?

В России существуют следующие ступени высшего профессионального образования:

Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр» и «магистр»
квалификация «дипломированный специалист» .

Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как чиновники пришли к выводу, что она нужна в медицинских, военных и технических вузах.

Предусмотрены следующие сроки получения образования:

Не менее 4 лет для бакалавра,
не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
не менее 6 лет для магистра.

При этом "бакалавр" и "магистр" - это научные степени, а специалист - профессиональная квалификация.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании. После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности. Магистр - эксперт в определенной научной области. Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Однако для бакалавра обучение по программе магистратуры - это вторая ступень высшего образования, которая является бесплатной, тогда как для специалиста магистратура считается вторым высшим, и, соответственно, уже оплачивается. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. Поступить в магистратуру, по разным данным, смогут 1 из 5 или 1 из 3 бакалавров. Те, кто не поступил на бюджетное отделение, могут пойти поучиться на магистра за деньги, попробовать силы в другом вузе, пропустить год или вовсе отказаться от дальнейшего образования. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Учебные планы у специалиста и бакалавра начинают отличаться лишь на третьем году обучения, первые два года - одинаковые: студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. С третьего курса специалистов начинают готовить по конкретной специальности, узкому профилю, а бакалавров - по широкому профилю, с изучением специальных дисциплин и практики, которая имеет отношение к выбранной профессии. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению, а второго - для научной работы. Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

Плюсы и минусы бакалавра

С момента принятия соответствующего закона в научных кругах не стихают споры по поводу достоинств и недостатков новой образовательной системы. Дискуссия в основном ведется вокруг того, чем хороша и чем плоха степень бакалавра.

Плюсы:

Сторонники новой системы говорят о том, что двухуровневая система образования с разделением на бакалавриат и магистратуру принята на Западе. Соответственно, принятие такой же системы в России решит проблему признания наших дипломов за рубежом и сделает наше образование конкурентоспособным. Поскольку иностранные работодатели прекрасно знают, кто такой бакалавр, российские выпускники смогут более свободно претендовать на работу в иностранных компаниях и за границей. Кроме того, с дипломом бакалавра они смогут продолжить обучение в магистратуре иностранного вуза.
Другой плюс в пользу получения степени бакалавра - это то, что данный выпускник при желании может легко поменять профессию. При необходимости у бакалавра существует возможность быстрого получения необходимой квалификации (узкой специализации) по другой специальности - за год, тогда как специалисту при смене профессии потребуется потратить 2-3 года на получение второго высшего образования.
И третий, тоже весьма существенный плюс, относится к тому, что бакалавры учатся менее продолжительный срок: уже через четыре года они имеют возможность заняться работой и карьерой. Что весьма существенно в сложившихся на рынке труда условиях нехватки квалифицированных кадров!

Минусы:

К минусам получения степени бакалавра относится то, что в определенных университетских кругах бытует негативное отношение к такому виду образования.

Так, ряд профессоров ведущих российских вузов выразили сомнение в том, что отпущенного на подготовку бакалавра времени будет достаточно для того, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. А раз так, то бакалавры будут покидать альма-матер недоучками, что приведет к общему падению уровня образования в России.
Кроме того, хотя в ряде отечественных вузов уже существует практика подготовки бакалавров, переход на такую систему сопряжен с большими материальными и временными затратами на разработку соответствующих образовательных планов.

Отношение работодателей

Самое главное, что волнует поступающих в вуз абитуриентов - насколько будет востребовано их образование на рынке труда. И, с принятием новой образовательной системы, эти волнения становятся еще более выраженными, поскольку в среде широкой общественности существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов». Это связано со сроками обучения (4 года вместо 5) и воспринимается в ключе, что бакалавр получит «сокращенные знания по предмету». Такое мнение подкрепляется рядом высказываний представителей крупных компаний в СМИ на тему того, что бакалавру не хватит знаний, и они не готовы брать его на работу, а «доучивание» выпускников на рабочем месте в принципе неприемлемо. В то же время другая часть работодателей готова взять на работу бакалавра, а затем «доучить» его до магистра под конкретную специальность. Так, об этом говорят в научно-исследовательских учреждениях, а также в компаниях, ориентированных на западную модель «выращивания сотрудника под себя». Впрочем, все зависит от конкретной должности, на которую кандидат претендует.

Однако, несмотря на навязчивое муссирование темы "недоучек" в прессе, можно заметить, что в основной массе работодатели не проявляют особой активности по этому поводу - хотя бы потому, что они еще не поняли разницы между специалистами и бакалаврами. Официально система была введена совсем недавно, а те бакалавры, которые уже были выпущены на рынок труда учебными заведениями, успешно устроились без того, чтобы делать акцент на своей «недоученности». Обойти этот момент еще до стадии собеседования весьма просто, ведь в резюме, как правило, не указывается никакая образовательная градация, а просто стоит упоминание о наличии высшего образования. Тем более о подобном очень редко спрашивают на собеседовании. Если же на интервью все-таки всплывает слово «бакалавр», то собеседники относятся к нему в соответствии с собственными представлениями об образовании: если компания западная, а соискатель достаточно эрудирован, то наличие у кандидата степени бакалавра воспринимается абсолютно нормально.

Очевидно, что для того, чтобы работодатели почувствовали разницу и сумели сравнить уровень подготовки специалистов и бакалавров, на рынок труда одновременно должны выйти российские выпускники, обучившиеся по двум разным программам. А для этого как минимум придется подождать ближайшие пять лет.

Перемены, произошедшие за 15 последних лет, разметали на российских просторах многие устойчивые понятия. Такое понятное и добротное советское высшее образование постепенно ушло в прошлое, и в настоящее время с трудом выстраивается новая система. И теперь мы привыкаем к новым понятиям: бакалавриат и магистратура.

Из истории

Российские студенты впервые столкнулись с этим в 1996 году. Тогда впервые в ВУЗах была введена двухуровневая система высшего образования. Цель нововведений - присоединение к Болонскому процессу, а именно добровольное объединение систем высшего образования в европейских странах, которое уже насчитывало к тому времени около двух десятков лет.

Юридически процесс присоединения к европейским стандартам был оформлен в 2003 году подписанием российской стороной Болонской декларации. Уже с 2011 года двухуровневая система стала основной в российском образовании.

Надо отметить, что у поступивших до 2010 года студентов ещё есть возможность получить степень «дипломированный специалист». Эта степень является промежуточной между бакалавром и магистром. Но в настоящее время система обучения выглядит следующим образом:

1. Бакалавр

2. Магистр.

Чем отличается бакалавр от магистра

Эти два непривычные для нас понятия означают степень подготовки выпускников ВУЗа. Чтобы хорошо понимать, чем магистр отличается от бакалавра, нужно знать, каковы цели подготовки на каждой из этих двух ступеней.

Бакалавриат готовит практикующих специалистов

После окончания школы выпускники поступают в бакалавриат. Это первая ступень высшего образования. После двух лет обучения каждый из них может получить диплом о неполном высшем образовании. Такой диплом означает, что человек прошел половину первой ступени высшего профессионального образования. Объём и содержание полученных знаний указываются в приложении к такому диплому.

На этом этапе практически никто не останавливается. Отучившись ещё 2 учебных курса, после прохождения итоговой аттестации, студент получает диплом бакалавра. К этому времени уже изучены не только общеобразовательные науки, но и специальные дисциплины, а также пройдена профессиональная практика. Диплом бакалавра свидетельствует о полноценном оконченном высшем профессиональном образовании. Выпускник может претендовать на такие должности, которые требуют обязательное наличие высшего образования.

Магистратура - ориентированность на научную работу

Если есть желание дальше заниматься наукой или вести преподавательскую деятельность в ВУЗах, нужно поступать в магистратуру. Магистратура - обязательная ступень для тех, кто планирует дальнейшую научную деятельность или преподавание в ВУЗе.

Ещё один минус заключается в том, что на работу берут предпочтительно бакалавров - а больше и не требуется для офисной работы. Сотрудник должен уметь работать с информацией, заниматься обработкой документов, работать в коллективе. В общем, должен быть исполнительным и грамотным работником. Здесь не требуется особых занятий научной деятельностью. Именно поэтому большинство студентов в течение 4 курсов получают базовые знания, некоторый практический опыт и затем всерьёз занимаются карьерой.

Преимущества и недостатки двухуровневой подготовки

На просторах бывшего Советского Союза новая двухуровневая система вузовского обучения ещё не укоренилась и вызывает в понимании множество трудностей. Кадровики порой затрудняются определить степень подготовленности молодого специалиста. Ведь и те и другие при заполнении анкеты указывают «высшее образование». В глазах старшего поколения выпускник первой ступени выглядит скорее, как «недоучка». Кроме того, в некоторых областях диплом бакалавра - далеко не выигрышный вариант: экономика, юриспруденция, высокие технологии. Иногда первая ступень, по мнению кадровиков старой закалки, приравнивается к техникуму.

Но есть и плюсы. Крупные компании предпочитают брать на работу выпускника первой ступени. Особенно это касается тех структур, где есть собственная система подготовки кадров. Ведь учить гораздо легче, чем переучивать. И доучивать намного легче того, кто освоил практику обучения в ВУЗе - тренировка в течение 4 лет дает навыки готовности к обучению.

Да и к тому же у бакалавра больше нацеленность на практику, чем у магистра. Ведь в период обучения в магистратуре создается ориентировка на научно-исследовательскую деятельность в большей степени, чем на практическую.

Если студент нацелен на продвижение научно-технического прогресса, мечтает заниматься научной деятельностью или учить студентов, то тут без диплома магистра ему никак не обойтись.

Однако перед поступлением для обучения на магистра, обязательно нужно поинтересоваться, есть ли у ВУЗа лицензия на выпуск магистров и срок её действия. Нежелательно, чтобы срок действия лицензии заканчивался в год окончания магистратуры. В жизни всякое бывает…

За последние 20 лет произошли серьёзные изменения в российской образовательной системе. Теперь обучение в ВУЗах делится на две ступени: бакалавриат и магистратура. У каждой квалификации есть свои особенности и преимущества.

Немного истории

На новую систему профессиональной подготовки специалистов в России перешли в 1996 году. Это было сделано с целью приобщения к Болонскому процессу - образовательной системе стран Европы. Юридически европейские стандарты высшего образования в России были оформлены в 2003 году, а полноценно действовать они стали только в 2011 году. Первыми, кто ощутил на себе все прелести этих изменений, стали экономисты, политологи и социологи. В “последнем вагоне” Болонского состава медицинский факультет, где пока ещё царит традиционная система обучения. Из-за столь кардинальных и серьёзных перемен у людей возникает резонный вопрос: кто лучше, бакалавр или магистр? Попробуем разобраться.

Разница между магистром и бакалавром

Незнающему человеку сложно понять, чем же отличаются эти квалификации, но если “копнуть поглубже”, всё становится ясно. Итак, для получения степени бакалавр студенту нужно 4 года обучаться в ВУЗе. Магистратура является следующей ступенью после бакалавриата. Для её окончания потребуется ещё 2 года усердной образовательной работы. Разница, конечно же, не только в длительности обучения, но и в уровне профессиональной подготовки, а также в перспективах дальнейшего карьерного роста.

Бакалавриат - подготовка практикующего специалиста

Обучение подразумевает теоретическую и практическую подготовку, достаточную для дальнейшей работы по специальности в крупных государственных или частных организациях. Человек, имеющий на руках диплом бакалавра, может смело претендовать на должности, требующие наличие высшего образования.

Магистратура - нацеленность на научную работу

В магистратуре обучаются в основном те, кто хотел бы в дальнейшем преподавать научные дисциплины в ВУЗе, заниматься научно-исследовательской деятельностью или продолжить покорять вершины науки. Магистратура - первая ступень академической карьеры. Студентам разрешается посещать различные научные конференции, проводить исследования, участвовать в семинарах, мастер-классах и т.д. Проще говоря, магистр - специалист, прошедший обучение от А до Я и не нуждающиеся в каких-либо разъяснениях.

Перспективы карьерного роста

Очевидно, что степень магистра более престижна, чем бакалавра. Но, согласно статистике, после бакалавриата в магистратуру поступают лишь 25-30% студентов. Почему? Сейчас выясним.
По окончании бакалавриата сразу же отсеиваются лентяи и двоечники, получившие диплом по удачному стечению обстоятельств, за красивые глазки и т.д. Они составляют примерно 20% от общей массы. Остаётся 80%, из которых о магистратуре задумываются лишь 40%, а именно те, кто готов пахать, не покладая рук. Для поступления в магистратуру придётся снова сдавать экзамены, которые не каждому выпускнику “по зубам”. Тут то отсеивается ещё 10-15% не сдавших и остаются те самые 25-30% Все остальные рассчитывают найти себе место под солнцем, имея на руках диплом бакалавра.
Кстати, такая позиция довольно выигрышная. Ведь большинство современных предпринимателей не требуют наличия у кандидата диплома магистра, поскольку самостоятельно обучают кадры и не нуждаются в людях, которых нужно переучивать. Бакалавр, имеющий стандартную базу знаний, их абсолютно устраивает. Но так, конечно же, не везде. В солидных компаниях мирового масштаба, где отбор жесточайший, степень квалификации играет огромное значение. Например, если на работу придут устраиваться 2 кандидата, бакалавр и магистр, бакалавру тут же укажут на дверь. К слову, стартовая зарплата магистров гораздо выше, чем у бакалавров.

Подводим итоги

У каждого, кто ознакомился со статьёй, будет свой ответ на вопрос: кто лучше, магистр или бакалавр? Всё зависит от жизненных целей, предпочтений, возможностей, личных качеств и видения себя в будущем. Очевидно одно: саморазвитие всегда идёт на пользу.