рембрандт и его школа. Главное здание гмии – viii
Голландский натюрморт — это любование вещным миром. Даже когда на полотне изображены не роскошная снедь и кубки с вином, а символы смерти и бренности земной жизни
После долгих войн с испанскими Габсбургами Северные Нидерланды в конце XVI столетия обрели независимость (де-юре она была закреплена лишь в 1648-м). В Европе образовалась первая республика с демократической конституцией и победившим кальвинизмом. Эта политическая революция послужила причиной столь же кардинальных изменений в изобразительном искусстве. Кальвинизм осуждал всякую пышность и запрещал изображения в церквях. Если раньше художники занимались в основном украшением храмов и дворцовых интерьеров, то теперь они этих заказов лишились. Зато возник массовый спрос на станковую живопись — картины сравнительно небольшого формата, которые в бюргерских и даже крестьянских домах служили одновременно и украшением, и своего рода рассказчиком, как у нас сейчас телевизор. Живописный бум породил целую плеяду выдающихся художников: в маленькой Голландии (главной провинции Северных Нидерландов) одновременно творили два универсальных гения — Ян Вермеер и Харменс Рембрандт, изумительный портретист Франс Хальс, а вообще живописцев было более двух тысяч.
Популярными сделались пейзаж, сцены частной жизни, натюрморт, который в Голландии назывался stilleven — «тихая, застывшая жизнь». Натюрморты у «малых голландцев» (так позже стали называть голландских художников, работавших в этих «малых» жанрах) отличались удивительным тематическим разнообразием: завтраки (стол со снедью и винами), цветы — с насекомыми, улитками и ящерицами (изображенными с точностью, достойной ботанико-зоологического атласа), атрибуты курильщика — трубки, табакерки и прочее, рыбные натюрморты, охотничьи — с оружием и трофеями, ученые — с книгами, глобусами, музыкальными инструментами... Особый разряд составляли аллегорические натюрморты vanitas — «суета сует», говорящие о быстротечности жизни, тщете всего сущего и неотвратимости смерти. Название отсылает к библейскому стиху Vanitas vanitatum omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!», Еккл. 1:2). Жанр отчасти ведет свою родословную от изображений черепов и цветов, которые иногда писали на оборотах портретов художники Возрождения. Эти знаки, судя по всему, служили своего рода оберегами для живой модели, изображенной на портрете (для суеверно-магического сознания портрет — вещь опасная, поскольку он похищает душу изображенного на нем человека). Натюрморты vanitas появились около 1550 года. Самые ранние из них — почти монохромные, строгие и мрачные, обычно фронтально изображенный череп (чаще всего в нише со свечой). В XVII веке композиция их в соответствии со вкусами эпохи становится преимущественно барочной, с резкими цветовыми контрастами, нагромождением предметов — атрибутов роскоши, тщеславия и суеты, как на картине Юриана ван Стрека Vanitas vanitatis, представленной в номере. Натюрморты эти сделались модными в 1620-х годах. Особенно ими славился город учености Лейден. Сюжетная их основа восходит к средневековым аллегорическим картинам: «триумфам» и «пляскам Смерти» — на них Смерть уводит в хороводе людей всех возрастов, званий и сословий в мир иной. Только «пляшут» на vanitas не люди, а вещи. Словом, для любителя выискивать скрытые в картине коды любой голландский натюрморт — находка: даже дым от трубки там не просто дым, а символ эфемерности наших надежд.
Книга — трагедия Софокла «Электра» — в данном случае символ многозначный. Поместив ее в композицию, художник напоминает о неотвратимости воздаяния за всякое преступление не на земле, так на небе, поскольку именно этой мыслью пронизана трагедия. Античный мотив в таких натюрмортах часто символизировал преемственность искусства. На титульном листе стоит имя переводчика, знаменитого голландского поэта Йоста ван ден Вондела, произведения которого на античные и библейские сюжеты были столь злободневными, что он даже подвергся преследованиям. Вряд ли художник поместил Вондела случайно — не исключено, что, говоря о суетности мира, он решил упомянуть и о суетности власти. | |
Меч и шлем — эмблема преходящей воинской славы. | |
Белый с красным плюмаж — композиционный центр картины. Перья всегда означают тщеславие и суету. По шлему с плюмажем картину датируют. Лодевейк ван дер Хельст в 1670 году изобразил в таком шлеме на посмертном портрете адмирала Стерлингверфа. Адмиральский шлем присутствует еще на нескольких натюрмортах ван Стрека. | |
Портрет сангиной . В отличие от масла сангина очень плохо сохраняется, как и бумага по контрасту с холстом. Этот лист говорит о тщете усилий художника, потертые и надорванные края призваны усилить эту мысль. | |
Золотая бахрома — тщета роскоши. Эту бахрому ван Стрек написал еще раз в натюрморте с апельсинами и лимоном, который тоже выставлен в ГМИИ. | |
Череп
— в античной культуре атрибут Кроноса (Сатурна), то есть символ времени. Колесо Фортуны также изображали с черепом. Для христиан он знак мирской тщеты, мысленного созерцания смерти, атрибут отшельнической жизни. С ним изображали святого Франциска Ассизского, святого Иеронима, Марию Магдалину, апостола Павла. Череп также символ вечной жизни Христа, распятого на Голгофе, где, по преданию, был закопан череп Адама. |
|
Стопка ветхих бумаг — тщета знаний. | |
Пороховой рог на цепочке — очень характерный предмет для голландского натюрморта. Здесь его, по всей видимости, следует трактовать как нечто, несущее смерть, в отличие от рога изобилия. |
Судьба полотна
Картина написана маслом на холсте довольно большого формата (98 × 84 см) около 1670 года. Князь Дмитрий Голицын приобрел ее в 1766-м для Эрмитажа на аукционе, где распродавалась коллекция французского художника Жака Аведа. В 1854-м Николай I распорядился продать ее вместе со многими другими картинами для пополнения истощенной военными расходами казны. С 1928 года натюрморт хранится в Государственном музее изобразительных искусств в Москве.
Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.
Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) с музыкальными инструментами (1628) (Амстердам, Гос.музей)
Термин восходит к библейскому стиху (Еккл. 1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).
Неизвестный художник. Натюрморт Vanitas (суета сует) с книгами (1633) (Амстердам, Гос.музей)
Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
- Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
- Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
- Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
- Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
- Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
- Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
- Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
- Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
- Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
- Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
- Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
- Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
- Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
- Песочные и механические часы — быстротечность времени.
- Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
- Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.
- Глобус, как земли, так и звездного неба.
- Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
- Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
- Красные сургучные печати.
- Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
- Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
- Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
- Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
- Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
- Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
- Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
Якоб де Гейн I. Натюрморт с черепом (1603) (82,6 х 54) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.
Aelbert Jansz. van der Schoor. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640-1672) (Амстердам, Гос.музей)
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).
Edwaert Collier (ок.1640 - после 1707). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1662) (Амстердам, Гос.музей)
Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.
B. Schaak. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1675-1700) (Амстердам, Гос.музей)
Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.
Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (115 х 134) (Антверпен, Корол.музей изящ.искусств)
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Также на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрения и наследие жанра memento mori.
Harmen Steenwyck. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640)
Jacques de Claeuw. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1650) (Амстердам, Гос.музей)
Jan Jansz. Treck (ок.1606 - 1652). Натюрморт Vanitas (Суета сует) (1648) (Лондон, Нац. галерея)
Jan Pauwel Gillemans the Elder (1618-1675). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1654) (96 x 140) (С-Петербург, Эрмитаж)
Jan van Kessel (1626-1679). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1665-1670) (20.3 x 15.2) (Вашингтон, Нац. галерея)
Joris van Son (1622-1667). Аллегория человеческой жизни (1658-1660) (124.7 х 92.7) (Балтимор, Музей Уолтерса)
N. L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1659-166) (Филадельфия, Музей искусств)
N.L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1660) (Амстердам, Гос.музей)
Peeter Sion the Elder. Натюрморт Vanitas (суета сует) (частная коллекция)
Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1628) (24,1 х 35,9) (Нью-Йорк, Метрополитен)
Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630) (39.5 х 56) (Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс)
Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (ок.1628) (36 х 59) (Нюрнберг, Нац. музей Германии)
Franciscus Gysbrechts (до 1630 - после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (85.7 х 59)
Pieter Claesz. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1636) (47 х 61) (Мюнстер, Вестфальский Гос. музей истории культуры и искусства)
Pieter Symonsz. Potter. Натюрморт Vanitas (1646) (Амстердам, Гос.музей)
Stevers. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630-1660) (Амстердам, Гос.музей)
Бартоломеус Брейн Старший, 1-я пол. XVI в.
Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.
Питер Боель, 1663
Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650
Юриан ван Стрек, ок. 1670
Vanitas. (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Термин восходит к библейскому стиху (Еккл.1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! »).
Атрибуты Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
- Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
Ян Госсарта, Череп. дерево. 1517. Лувр, Париж
Bartholomaus Bruyn Старший (1493-1555) Череп в нише,1530/45.
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль Сезанн: Пирамида из Черепов. 1898-1900.
Поль Сезанн - Натюрморт с черепом (1895-1900) - Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики
Джованна Garzoni (1600-1670) Блюдо с жасмином, сливы орехиДжованна Garzoni (1600-1670) Натюрморт с яблоками и ящериц
Джованна Garzoni (1600-1670) Китайский шар с инжир, вишни и щеглы
- Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености.Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
Абрахам Миньон (1640-1679), Природа как символ Vanitas, 1665-79
Гессе Национальный музей, Дармштадт, Германия
Адриан ван Утрехт: Vanitas - Натюрморт с букетом и Череп (1642) - Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
ROESTRAETEN, Питер Gerritsz. Vanitas Натюрморт - XVII век - Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
Harmen Steenwijck: Vanitas Натюрморт. 1640/50. Лондон, Национальная галерея - Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla
— «человек есть мыльный пузырь».
Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650 Vanitas
Музей изобразительных искусств в Лионе, Франция. - Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
Питер Claeszoon , Vanitas,
Бартоломеус Брейн Старший (1493-1555): 1-я пол. XVI в.- Vanitas
- Креллер-Мюллер музей (Оттерло - Нидерланды)
Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Финская национальная галерея - Кубки, игральные картыили кости, шахматы(редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
Anoniem (Frankrijk)Vanitas . около 1650. Лувр, Париж
Питер Moninckx: L’Amour endormi sur un crane. 17-го века.
Музей изящных искусств Бордо, Франция
Себастьян Stoskopff, Vanitas Натюрморт (1630)
Художественные собрания, Kunstmuseum Базель, Швейцария
Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas -Флоренция, Уффици. - Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Harmen Steenwijck, Vanitas (1640) - Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
Антонио де Переда (1608-1678), Сон рыцаря.1655. Академия изящных искусств Сан-Фернандо,Мадрид - Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
Трофима Биго, Аллегория Vanitas,1650.Galleria ди Палаццо Барберини в Риме
Жорж де Ла Тур, Мария Магдалина, кающегося, (ок. 1640).
Sammlung Wrightsman, Нью-Йорк - Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
Себастьян Stoskopff, Vanitas (ок. 1650)Музей de l"Oeuvre Нотр-Дам - Нож— напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символи скрытое изображение мужской сексуальности.
- Песочныеи механические часы — быстротечность времени.
Филипп де Шампень: натюрморт в жанре vanitas — Жизнь, Смерть и Время — три символа
бренности бытия (представлены тюльпаном, черепом, песочными часами) 2-я пол. XVII в.
Музей Tesse Ле-Ман
Антонио де Переда (1608-1678)Vanitas - Музей изящных искусств, Saragossa - Музыкальные инструменты, — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Корнелис де Хем,Vanitas Натюрморт с музыкальными инструментами.1661.
Государственный музей Амстердама - Книги и географические карты ( mappa mundi
), писчее перо — символ наук.
Anonimo (Francia)Vanitas with Sun Dial.между 1626 и 1656. Лувр,Париж
Питера ван Steenwyck - Vanitas
Питер Клас. (1597/1598-1660) Натюрморт с черепом - Глобус, как земли, так и звездного неба.
Антонио де Переда (1608-1678), Аллегория тщеславия. 1634.
Художественно-исторический музей, Gemaldegalerie,Вена - Палитра с кистями, лавровый венок(обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
Ян Miense Molenaer(1610-1668), Автопортрет.Художник в своей мастерской. 1650. Музей Bredius - Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
- Красные сургучные печати.
- Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
- Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
Николя Ренье (1590-1667)Аллегория бренности,1626
Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в. - Vanitas
Питер Клас. (1597/1598-1660) - Vanitas (1628) - Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Юриан ван Стрек, ок. 1670. Vanitas
Музей изобразительных искусств А. С. Пушкина, Москва
Korie Everuto (Эверт Collier), Vanitas).1669 - Короныи папские тиары, скипетры и державы, венки из листье — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Эверт Кольер (1630/50 -1708). Vanitas Натюрморт 1705
Питер Боэль, Натюрморт с гробом и символы власти и богатства (1663) - Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
Питер Клас. Vanitas натюрморт.1630.
Королевская картинная галерея Маурицхейс, музей в Гааге - Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
- Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)
Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.
Антонио де Переда (1608-1678)Джентльмен и смерть.Больница де ла Каридад, Севилья.
Джон Souch (1593 - 1645) Сэр Томас Aston, 1-й баронет (1600-1646)
у смертного ложа его жены, 1635
Галс "Франс: Молодой человек с черепом (Vanitas).1626-1628.
Национальная галерея Лондон
Антуан Steenwinkel. Vanitas Автопортрет художника.
Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Эверт Кольер (1630/50 -1708). Автопортрет с Vanitas
Натюрморт, 1684, Гонолулу Академии художеств
Эдвард Кольер (1673-1706), Автопортрет
Дэвид Байи (1584 - 1657) Автопортрет с Vanitas Символы, 1651
Варфоломея Гопфер(1628-1698), Меланхолия (после 1643)
Музей изобразительных искусств в Страсбурге
Хуан Вальдес Леаль, In ictu oculi.1672
Хуан Вальдес Леаль (1622 - 1690), Finis Mundi Gloriae
Караваджо (1571-1610) Св. Иероним, 1605-1606, Галерея Боргезе, Рим.
Современная
Jeylina Ever. Vanitas символизирующий детскую болезнь, культуру, время прохождения
и смерть. 2009 год.
Развитие жанра
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).
Якоб де Гейн, 1603.
Над аркой изображены рельеф Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит
Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года. Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.
Бальтазар ван дер Аст (ок. 1593 - после 1656)"Корзина с фруктами",1632.
Государственный музей, Берлин
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке».
Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori . Источник
Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках , отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании .
Термин восходит к библейскому стиху ( Еккл 1:2 ) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!» ).
Грустный вид этих предметов нейтрализуется окружающими их дарами земли: цветами, плодами, корзинами с фруктами и играющими этими вещами детьми - путти . Эстетика жанра, полного смысловых контрастов и "пониженной " трагичности на грани ироничного гротеска , типична для искусства стиля Барокко .
Натюрморты типа "ванитас " стали появляться во фламандской живописи XVII в., а затем получили распространение в искусстве Голландии , Италии и Испании . Наиболее известные мастера П. фан дер Виллиге, М. Витхос, Ю. фан Стрек любили писать натюрморты- ребусы с таинственными предметами и надписями . Эти картины стали загадкой эпохи Барокко .
Испанские художники склонялись к более оптимистичным
"бодегонес"
, а итальянцы, и прежде всего
венецианцы
, предпочитали натюрморты в качестве
аксессуара
,
фона
для изображения прекрасных женщин за туалетом перед
зеркалом
. Один из самых интересных натюрмортов швейцарца Й. Хайнца (ок. 1600
) находится в
Пинакотеке
Брера в
Милане
, Италия
.
В жанре "ванитас"
работали фламандские живописцы во Франции: Филипп де Шампень, Ж. Буйон. Характерно, что "ванитас
" остались в
истории искусства
преимущественно фламандским и голландским явлением
.
Символы , встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
- Череп - напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение », он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
- Гнилые фрукты - символ старения.
- Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние.
- Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами , помидорами , цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
- Цветы (увядающие ) ; роза - цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак - успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан - объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
- Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко ) - символ возрождения и круговорота жизни.
- Морские раковины , иногда живые улитки - раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка - олицетворение смертного греха лености.Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
- Мыльные пузыри - краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla - «человек есть мыльный пузырь ».
- Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей - горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
- Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) - знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
- Курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
- Карнавальная маска - является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
- Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары - зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
- Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан , противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор - чистоту. Ступка и пестик - символы мужской и женской сексуальности. Бутылка - символ греха пьянства.
- Нож - напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
- Песочные и механические часы - быстротечность времени.
- Музыкальные инструменты , ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
- Книги и географические карты (mappa mundi ), писчее перо - символ наук.
- Глобус , как земли, так и звездного неба.
- Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) - символы живописи и поэзии.
- Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
- Красные сургучные печати, медицинские инструменты - напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
- Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями - драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
- Оружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев - знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Ключи - символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.- Руины - символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
- Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением , например: Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть - последняя граница всех вещей); Nil omne (всё - это ничего)
Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет - персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas , а также цветы, которые также рисовали на оборотах - самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт - именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна ). Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus ) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas - обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.
Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали » его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori .
Череп - эмблема смертности человека. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа и наделяется особой ритуальной ценностью со времен палеолита. У кельтов он почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство. Череп - атрибут индуистских отшельников, санньясинов, в знак их отречения от мира на пути к спасению. Также выступает атрибутом грозных божеств тибетского пантеона. Даосских бессмертных (сянь) часто изображают с непомерно разросшимся черепом - знак того, что они накопили в своем мозгу огромное количество энергии ян.
Мусульмане связывают известное изречение о том, что судьба человека написана на его челе, со швами черепа, извивы которых походят на буквы.
Череп, как и коса, и старуха входит в основную матрицу символов смерти. Череп является атрибутом многих изображений христианских апостолов и святых, таких как ап. Павел, св. Магдалина, св. Франциск Ассизский. Отшельники часто изображаются с черепом, что свидетельствует об их размышлениях о смерти. На некоторых иконах распятие изображается с черепом и костями в подножии и служит напоминанием о смерти на кресте. Согласно одной легенде, крест этот стоял на костях Адама, а благодаря распятию Спасителя на нем, все люди обретут вечную жизнь.
В западной культуре смерть была сдвинута с причитающегося ей места в жизненном цикле, хотя является самой древней, как и рождение, основной биологической функцией. Механизмы умирания разработаны природой с тем же вниманием, что и механизмы рождения, с заботой о благе организма, с тем же обилием генетической информации для руководства во всех фазах смерти, которую мы привыкли находить в критических ситуациях нашей жизни. Поэтому смерть расставляет свои знаки, заботливо предупреждает о своем приближении. Недаром древнее «помни о смерти» должно было выразиться в символике и знаках, которые проставляются на дорогах жизни. Гадатели разного рода имели человеческий череп для различного вида колдовства, например, клали у своего изголовья и призывали череп говорить правду.
В алхимии «мертвая голова» - остатки в тигле, бесполезные для дальнейших действий и превращений продукты алхимических распадов. В переносном смысле - нечто, лишенное всякого содержания, мертвая форма, своего рода шлак. Сабиняне считали, что человеческая душа спускается именно к черепу, поэтому из черепов делали ритуальные чаши. Рабби Маймонид делал воскурение мирта вокруг черепа, рабби Элеазар описывал способы изготовления терафима - закалывали первенца, отрубали голову, солили и клали под язык золотую пластинку с надписью, после чего ждали от него сообщений. Недаром терафима похитила Рахиль, чтобы голова не оповестила Лавана, что Иаков бежал. Пережитки лемурийского культа терафима мы видим в христианстве - Адамова голова, а также в оккультном рейхе, где был орден и целая дивизия под названием «Мертвая голова». И даже в современной жизни - одним из знаков международного московского кинофестиваля была красная голова терафима.
У некоторых народов Сибири существовал обычай: ставили голову убитого зверя, например, медведя, и просили у его родового духа-покровителя прощения, за то, что пришлось убить это животное. У мексиканцев глубины земные отдаются черепу. Черная метка - знак мертвой головы у пиратов и флибустьеров - присылался как предупреждение тому, кому уготована смерть.
Именно из черепа убитой лошади выползает змея, ужалившая Вещего Олега.
Белый череп - знак высшей сефиры, которая выделяет росу и возвращает умерших к жизни. Скандинавский Один всегда брал с собой голову Мимира, которая приносила ему вести из других миров. История огненного черепа Якова де Моле символизирует витальную жизненную силу, и эта история началась в 1314 году, когда главного магистра ордена Рыцарей Храма сожгли на костре. Говорят, что оставшиеся в живых тамплиеры заплатили палачу и он, притушив огонь, вынул череп, который потом очистили. Затем череп вместе с идолом Бафометом был отправлен в Шотландию, откуда уже во времена покорения масонами Америки, перекочевал в городок Чарльстоун, где его и оприходовали современные палладисты. По свидетельству Альберта Пайка, во время контакта высших чинов ордена с этим черепом, который покоился на черной гранитной колонне, внутри черепа вспыхнул свет и залил все помещение.
По словам другого свидетеля, мифического доктора Батайля, из отверстий глазниц вырывалось пламя: то красное, то белое, то зеленое и эти три луча были подобны огненным змеям. Помимо огненных свойств череп обладал силой проклятия. Говорил во время огненного ритуала богохульные слова. Действительно, во время казни в 1314 году Яков де Моле проклял трех главных виновников суда над орденом - Папу Климента V, который умер через 40 дней после смерти магистра, а через несколько месяцев скончался от неизвестной страшной болезни и Филипп Красивый, затем ту же судьбу разделили три его сына, которые погибли один за другим в течение 14 лет. В народе их называли «проклятыми королями». Дальнейшее развитие легенды приписывает Якову де Моле пророчество того, что династия французских королей прервется на плахе. И проклятие сбылось: в 1786г. Людовик XVI на масонском собрании был осужден на смерть, и через три года, во время Революции, обезглавлен.
В тибетской традиции по линии Карма Па (черная корона ) существовала сложная многоступенчатая медитация на человеческие кости, которые позволяли человеку преодолеть страх смерти, не забывая при этом о бренности жизни. Также в Тибете существовала чаша капала, ритуальный сосуд, сделанный из человеческого черепа. Этот ритуальный объект представлялся как символ сострадания, так как, по образному представлению, кровь всех глубоко чувствующих существ помещалась в него.