Главная · Горло · Самолеты президентов. Самолёт президента России

Самолеты президентов. Самолёт президента России

НА ЧЕМ ЛЕТАЮТ ПЕРВЫЕ ЛИЦА?

Президентов, канцлеров и премьер-министров редко встретишь в обычном самолёте, даже в первом классе. По соображениям безопасности и для того, чтобы не зависеть от расписания авиакомпаний первые лица государств летают специальными рейсами. В большинстве стран для перевозки руководства есть административные самолёты, и обычно для обслуживания правительственных нужд используется целый флот воздушных судов разного класса. Эти летающие правительственные резиденции хоть и сделаны на основе серийных авиалайнеров, оборудованы так, чтобы обеспечить максимальный комфорт, защиту и возможности для работы.

Текст: Аркадий Гинес , Валерий Чусов , Forbes Life

Вместе с коллегами из OneTwoTrip Forbes Life узнал, на каких самолётах летают главы крупных государств. Рассмотрим спецтранспорт глав государств России, США, Великобритании, Франции, Италии, Ватикана и Японии.

Россия: Ил-96-300ПУ

САМОЛЕТ ДЛЯ ПУТИНА

Обслуживание Владимира Путина и других руководителей Российской Федерации обеспечивает специальный лётный отряд «Россия». Сегодня в составе специального лётного отряда «Россия» есть самолёты разных типов. Флагман - Ил-96-300ПУ(М). Буквы «ПУ» в названии судна означают «пункт управления».

Самолёт впервые поднялся в воздух в 2003 году. Это настоящий «летающий Кремль»: на борту есть рабочий кабинет президента, несколько комнат для совещаний, конференц-зал и салон для гостей и сопровождающих лиц. Оборудование спецсвязи может транслировать зашифрованные сообщения с любой высоты в любую точку мира. Кроме того, на борту есть мини-спортзал, столовая, бар, душевые кабины и даже медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи.

Путинский самолёт был построен по специальному заказу в Воронеже, и говорят, что на его оборудование и отделку потратили более $50 млн. Стоит отметить, что дело не в золотых унитазах и каких-то излишествах - их там нет, - а в высоких требованиях к связи и безопасности. Самолёт оборудован четырьмя модернизированными двигателями ПС-90А. Планировкой помещений и техническим обустройством занимались специалисты из Diamond Aircraft Industries. Салон выполнен в светлых тонах, в оформлении используются цвета российского триколора. Для украшения - гравюры на исторические темы, вышитые мастерами Павлово-Посадской шёлковой мануфактуры.

Ил-96-300 - большой самолёт: размах крыла у него 60,1 метр, длина 55,35 метров. Стандартная пассажирская версия этого воздушного судна рассчитана на 300 человек. В качестве VIP-борта Ил-96-300 используют также на Кубе. Однако для полётов главы кубинского государства временно переоборудуют авиалайнер, используемый на регулярных рейсах авиакомпании Cubana.

США: Boeing VC-25A

США: БОРТ НОМЕР ОДИН

Президент США летает на так называемом «Борте номер один» (Air Force One) - это позывные для любого самолёта, на борту которого находится первое лицо государства. Неофициально бортом номер один называют Boeing VC-25A - именно эти самолёты флагманы президентского парка. Это специальная версия пассажирского Боинга 747-200B. Два самолёта были заказаны президентом Рейганом в 1985 году, и совершили первые полёты в 1987-м. Однако установка оборудования салонов потребовала времени, и к выполнению своих функций самолёты приступили лишь в 1990-м, уже при президенте Буше.

VC-25A часто работают в связке с Marine One - вертолётом, который доставляет президента США в аэропорт в обстоятельствах, когда наземный транспорт для этого непригоден. Когда в самолёте вместо президента летит первая леди или вице-президент США, кодовое обозначение меняется на Air Force One Foxtrot.

Вдоль левого борта самолёта идёт длинный коридор, а помещения расположены по правому борту. Переднюю часть самолёта называют «Белым домом», поскольку там находятся официальные помещения. За «Белым домом» расположен зал, в котором размещают гостей. В самом носу самолёта находится президентские апартаменты с двумя диванами, которые раскладываются в кровати, ванная с душем и личный кабинет - «Овальный кабинет на Борту номер один». При необходимости президент может выйти в прямой эфир прямо из своего кабинета: эту возможность добавили после терактов 11 сентября, когда самолёт Джорджа Буша пришлось экстренно посадить, чтобы президент смог обратиться к населению.

Кроме того, на борту есть медицинское помещение с операционным столом, а каждый полёт сопровождают врач и медсестра. Еду готовят прямо на борту, на специальной кухне: там могут приготовить обеды на 100 человек.

VC-25A - очень большой самолёт. Помимо двух палуб, которые используются для пассажиров в стандартной версии, здесь также задействована и нижняя палуба, на которой авиакомпании возят грузы и багаж. На VC-25A, как и на Ил-96-300ПУ, внизу размещена дополнительная пассажирская дверь выход, оборудованный встроенным складным трапом.

Размах крыла 60 метров, длина - 68 метров. Пассажирская версия самолёта способна вместить более 500 пассажиров, но на «борту номер один» летают максимум 76 человек.

Если аэропорт назначения не может принять судно такого размера, его заменяют на C-32 – VIP-версию Boeing 757.

VC-25A давно планируют заменить: они эксплуатируются уже с 1990 года и, несмотря на тщательный контроль технического состояния, всё-таки устарели. В январе 2015 года ВВС США объявили, что следующим президентским самолётом станет Boeing 747-8. Нынешний президент Дональд Трамп по-прежнему летает на VC-25A, но вероятнее всего новый самолёт появится в парке в ближайшие годы.

Великобритания: Airbus А330-200 Voyager

АВИАЛАЙНЕР ДЛЯ КОРОЛЕВЫ

Перевозкой членов правительства Великобритании и королевской семьи занимается 32-я эскадрилья ВВС Великобритании. В 2016 году на её вооружение поступил новый Airbus Voyager (номер ZZ336), который сегодня и используется для перевозки первых лиц.

Первый перелёт на Airbus А330 «Voyager» был совершён 8 июля 2016 года, на нём министры летели на конференцию НАТО в Варшаве. Переоборудование самолёта стоило порядка £10 млн. Появление этого самолёта - серьёзная экономия для ВВС Великобритании: час его полёта обходится примерно в £2000 против 6700 - примерно столько стоит фрахтование аналогичного лайнера у авиакомпаний.

В новом самолёте 158 пассажирских мест, а также новейшие системы навигации. Отметим, что изначально Airbus А330 «Voyager» - самолёт-заправщик, и он сохраняет эту свою функцию. когда не используется как VIP-транспорт.

Никогда не летает регулярными рейсами королева. Королевскую семью Великобритании обычно обслуживают самолёты британского производства BAe-146 Statesman – специальные версии регионального реактивного авиалайнера на 19 или 26 человек вместо 80 мест в компоновке для авиакомпаний. Иногда с согласия Её Величества эти самолёты предоставляются членам правительства. У королевы есть собственный вертолёт Sikorsky S-76 Spirit - он состоит на балансе Управления королевского двора. С 2009 года королева использует для перелётов модель S76C++, окрашенную в те же цвета, что и королевские автомобили.

Германия: Airbus A340-300

СПЕЦБОРТ ДЛЯ КАНЦЛЕРА ГЕРМАНИИ

Канцлер Германии Ангела Меркель летает на Airbus A340-313X VIP. Самолёт передала правительству в 2009 году Lufthansa, до этого он десять лет летал по маршрутам авиакомпании. Он носит имя первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра.

На борту есть апартаменты для первого лица, в которых расположены спальня, душ и рабочий кабинет, а также конференц-зал и специальное помещение для конфиденциальных разговоров с серьёзной звукоизоляцией.

Безопасности отведено большое внимание: борт оборудован системой «свой-чужой» и противоракетной защитой. Также у самолёта есть дополнительные баки для горючего, так что он может без дозаправки пролететь более 13,5 тысяч километров, например, из Берлина в Вашингтон.

Размах крыла Airbus A340 составляет 60 метров, длина самолёта - более 75 метров. Обычный аэробус может вместить почти 300 пассажиров, но правительственная версия рассчитана всего на 143 человека.

На балансе правительства есть ещё один Airbus A340 «Теодор Хойс» в честь первого президента страны, полный близнец «Конрада Аденауэра». Отметим, что до 2009 канцлер и члены правительства летали на двух Airbus A310-304 VIP, которые носили те же имена. Причём эти самолёты до объединения Германии эксплуатировались авиакомпанией Interflug в ГДР.

Франция: Airbus A330-200

ТЕСНЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА ФРАНЦИИ

В распоряжении президента Франции с 2011 года находится Airbus A330-200. До этого в президентском парке был Airbus A319 CJ, но, по слухам, Николя Саркози, который тогда занимал пост президента, жаловался на тесноту и на то, что самолёту недостаёт статусности.

Переоборудование Airbus A330-200 под высокие нужды обошлось казне примерно в $240 млн. За эти деньги на борту появился президентский люкс с душем, спутниковая связь и интернет. Но в первую очередь в самолёте президент работает, так что тут есть и кабинет, и конференц-зал на 60 мест.

Airbus A330-200 может без дозаправки преодолеть до 12 тысяч километров.

Размах крыльев самолёта составляет 60 метров, длина - 59 метров. Пассажирская версия А330-200 может перевозить до 400 человек.

Италия: Airbus 340-500

ИТАЛИЯ: НА ЧЕМ ЛЕТАЮТ ПРЕЗИДЕНТ И ПАПА?

За перелёты правительственных лиц отвечают Военно-воздушные силы Италии, на чьём балансе три Airbus Corporate Jets, два небольших Dassault Falcon 50, пять Dassault Falcon 900 и два вертолёта AgustaWestland AW139 - вертолётом иногда пользуется Папа Римский. А вот с визитами за рубеж Папа летает на самолётах, арендуемых у Alitalia и авиакомпании страны посещения.

Президент и премьер-министр Италии на дальние расстояния летают на Airbus A340-541, который ВВС арендует у авиакомпании Etihad Airways. У этого судна нет традиционной военной маркировки ММ (Matricola Militare), вместо неё им присвоен гражданский бортовой номер I-TALY. На борту есть президентские апартаменты и рабочий кабинет.

Airbus A340-541 - модификация самолёта А340-500, способная преодолеть 16 тысяч километров. В пассажирской версии можно разместить до 440 человек. Длина самолёта - почти 68 метров, размах крыльев - 63,5 метра.

Япония: Boeing 747-400

ЯПОНИЯ: САМОЛЕТ ДЛЯ ИМПЕРАТОРА

Император и премьер-министр Японии летают на Boeing 747-400. Стоимость этой специальной модификации Boeing составила более $300 млн. На балансе Воздушных сил самообороны Японии, которые и занимаются перевозкой императора, два таких самолёта. На борту можно разместить 140 пассажиров, и одно из назначений самолётов – эвакуация граждан Японии в случае опасности.

Правительство Японии разместило заказ на эти Boeing 747 в 1987 году, когда уже строился первый экземпляр новой модификации 747-400. Поэтому японский «борт номер один» сделан на основе более новой версии, чем самолёты американских президентов, хотя эксплуатируются они примерно с одного и того же времени. В 2019 место «бортов номер один» займут новейшие Boeing 777-300ER.

Ни для кого не секрет, что во многих странах есть специальные самолеты для перевозки президентов и глав правительств. Кому-то удается обходиться одним лайнером, а кто-то пользуется целыми парками из современных и весьма комфортабельных самолетов. Мировой лидер в сфере чартерных перевозок Air Charter Service сравнил самолеты, которыми пользуются лидеры ведущих мировых держав.

Нурсултан Назарбаев (Казахстан)

Согласно информации, размещенной на официальном сайте президента республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, в 2016 году Президент РК очень активно перемещался по миру и посетил с официальными визитами 15 стран (некоторые по несколько раз). В общей сложности глава Казахстана провел в воздухе 140 часов, за которые преодолел более 99 тысяч километров (это две с половиной окружности экватора). Комфорт и безопасность первого лица государства во время зарубежных вояжей обеспечивают сотрудники «Государственной авиакомпании «Беркут».

В уставе ГА «Беркут» содержится прямое указание на основное направление ее деятельности: «Обеспечение и осуществление особо важных полетов Республики Казахстан». Базируется авиакомпания в Астане на территории АО «Международный аэропорт Астана». Оперативное руководство предприятием осуществляет Управление делами Президента республики Казахстан.

Воздушный флот Нурсултана Назарбаева Парк авиакомпании состоит более чем из 10 самолетов и вертолетов разных типов, но далеко не все из них предназначены для Первого Лица государства. Известно, что на короткие расстояния или в труднодоступные (в том числе горные) районы Нурсултан Назарбаев летает на одном из специально подготовленных вертолетов Ми-8. Для более дальних путешествий (до 2500 километров) к услугам президента Казахстана в составе ГА «Беркут» имеются СRJ-200 и Embraer-135.

Ориентировочная стоимость борта номер один президента Казахстана

Для совершения государственных визитов особой важности используются , и . Последний является бесспорным флагманом государственной авиакомпании Казахстана. Именно этот лайнер Нурсултан Назарбаев обычно использует для того чтобы прибыть на крупнейшие политические и экономические форумы (такие как G-20), а так же для совершения официальных визитов в такие страны, как: США, Китай, Россия и Япония. По разным оценкам стоимость борта номер один президента Казахстана с учетом его переоборудования может превышать 250 миллионов долларов.

Владимир Путин (Россия)

Мысль о том, что президент Российской Федерации может летать на самолете иностранного производства, если и имела право на существование, то в довольно далеком прошлом. Борт номер один для Владимира Путина – детище «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» – . Это четырехдвигательный широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер, который легко отличить от гражданской версии самолета по вытянутому обтекателю в верхней части фюзеляжа. В нем установлено дополнительное оборудование связи, которое делает борт номер один российского президента самым настоящим пунктом управления, из которого можно осуществлять оперативное командование войсками на случай внезапного военного конфликта.

В какую сумму обошлась российскому бюджету постройка каждого из президентских ИЛ-96-300ПУ? Точного ответа на него в открытых источниках не найти, но ничего не мешает эмпирическим путем вплотную приблизиться к искомой величине. Итак, базовая стоимость ИЛ-96-300 в гражданском исполнении составляет около 60 миллионов долларов США, но стоимость президентского пассажирского салона, систем безопасности, средств связи и изменений в конструкции лайнера, увеличившие предельную дальность его беспосадочного полета, с легкостью могут поднять эту цифру на порядок.

Дональд Трамп (США)

Air Force One – именно так называется любое воздушное судно, на борту которого находится президент США. В отличие от российского лидера Дональд Трамп обходится всего двумя специально подготовленными лайнерами ( , военное обозначение VC-25A). Единственное исключение из этого правила делается в том случае, если аэропорт назначения из-за характеристик своей ВПП физически не может принять самолет данного класса. В этом случае в качестве борта номер один президента США выступает более компактный Boeing С-32). Президентский воздушный флот находится в ведении 89-го авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Эндрюс, штат Мэриленд.

Возможно, именно из-за этой дороговизны одним из первых шагов Дональда Трампа на посту президента США стал отказ от ранее заключенного контракта с корпорацией Boeing на поставку трех глубоко модернизированных , которыми планировалось заменить оба VC-25A, ведь каждому из них уже более 25 лет. Разговоры об этом шли с конца 2009 года. Изначально предполагалось, что новые лайнеры поступят в распоряжение администрации президента США в 2017 году. Стоимость контракта превышала 1,5 миллиарда долларов (без учета затрат на дооборудование системами спецсвязи и безопасности). Но пока, этим планам не суждено было сбыться и в распоряжении премьер-министра Японии, короля Саудовской Аравии и султана Брунея в настоящее время имеются гораздо более свежие и современные Боинги, чем у Дональда Трампа.

Си Цзиньпин (Китай)

В отличие от своих коллег, обладающих ключами от арсеналов с ядерными вооружениями, генеральный секретарь центрального комитета коммунистической партии Китая Си Цзиньпин не имеет собственного борта номер один. Для совершения государственных визитов и деловых поездок лидер Китайской народной республики пользуется двумя авиакомпании (бортовые номера B-2447 и B-2472, каталожная стоимость каждого из них на момент постройки составляла около 250 миллионов долларов США.

О внутреннем убранстве Boeing 747-400 Air China в исполнении для первого лица государства можно судить лишь по очень ограниченному количеству официальных фотографий, в частности сделанных во время переговоров Си Цзиньпина с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.Так что единственное, что можно достоверно сказать про интерьер воздушного судна, на котором перемещается Председатель КНР, – он подчеркнуто строг и далек от показной роскоши. Почему Председатель Китайской народной республики не имеет собственного постоянного борта номер один? Этот вопрос выносился на повестку дня одним из предшественников Си Цзиньпина – Цзян Цзэминем еще в 2001 году. Самолеты, которые предполагалось использовать в качестве аналогов лайнеров президентов России и США, прибыли тогда в аэропорт Сан-Антонио (Соединенные Штаты) для специального переоборудования, однако после завершения всех работ, китайская сторона так ими ни разу и не воспользовалась.

Ангела Меркель (Германия)

Официальным перевозчиком канцлера Германии Ангелы Меркель и высших государственных деятелей Германии является специальное подразделение Бундесвера, название которого так и переводится на русский язык: «Воздушный флот правительства Германии». Его численность превышает 1000 человек. Эти военнослужащие не только обеспечивают транспортировку государственных деятелей Германии, но при необходимости могут доставить к месту назначения крупногабаритное оборудование, или в кратчайшие сроки переоборудовать правительственные самолеты в летающие госпитали.

По своим размерам и оснащению «Конрад Аденауэр» и его близнец «Теодор Хойс» ничем не уступают Air Force One Дональда Трампа и ИЛ-96-300ПУ российского президента. А по сравнению с Boeing 747-200B первого лица США Airbus A340-313X VIP может взять на борт вдвое большее число пассажиров (147 вместо 70). Подавляющее большинство других европейских политиков и монархов перемещаются по воздуху на гораздо более скромных средствах передвижения. Ориентировочная стоимость «Конрада Аденауэра» и «Теодора Хойса» составляет около 300 миллионов долларов каждого.

Франсуа Олланд (Франция)

С ноября 2010 года борт номер один бывшего президента Пятой республики – большой, но вместе с тем изящный и весьма современный , который обошелся французской казне примерно в 270 миллионов долларов. Подобно другим лайнерам глав-государств, располагающих ядерным оружием, главный самолет месье Франсуа Олланда – это не только комфортный транспорт, для перемещения на большие расстояния, но и полноценный пункт управления, позволяющий в режиме реального времени управлять основными институтами государства и что самое главное – вооруженными силами.

Кроме того, воздушный флот президента Франции имеет в своем распоряжении два реактивных Falcon 7X, приобретенных в 2009 и 2010 годах. Необходимость покупки была продиктована как универсальностью данных воздушных судов (они одинаково хорошо приспособлены как для относительно коротких, так и трансатлантических перелетов). Кроме того, характеристики далеко не каждой ВПП во Франции, а тем более в странах, входящих в зону ее приоритетных экономических интересов, позволяют без риска принимать такие крупные воздушные суда, как .

Любопытный факт: еще во время исполнения обязанностей президента Франции господином Саркози один из Falcon 7X получил имя собственное – был назван в честь первой леди страны Карлы Бруни. Трудно сказать, с чем именно это связано, но сменивший Николя Саркози на высоком государственном посту Франсуа Олланд продолжает летать на самолете имени чужой жены, хотя вполне мог бы его изменить.

Елизавета II (Великобритания)

Перевозкой Королевы Англии Елизаветы II, членов королевской семьи и правительства Великобритании занимается 32-я эскадрилья ВВС Соединенного Королевства. На ее «вооружении» стоят вертолеты AW109 (2 экземпляра) для перелетов на расстояния до 1000 километров, самолеты BAe-125 (6 экземпляров, практическая дальность до 3000 километров), а так же 4 среднеразмерных реактивных самолета , используемых преимущественно для перелетов в пределах островной части Соединенного Королевства. Личный вертолет королевы Елизаветы II Sikorsky S-76 Spirit стоит на балансе Управления королевского двора.

Совокупная стоимость флота 32-й эскадрильи ВВС Соединенного Королевства составляет около 100 миллионов долларов. Для перелетов на дальние расстояния до самого последнего момента у авиакомпаний British Airways или Virgin Atlantic Airways арендовались лайнеры Boeing 747 или Boeing 777 в совершенно обычном исполнении. В отдельных, особо важных случаях, к перевозке королевы и членов ее семьи могут привлекаться транспортные самолеты и вертолеты ВВС Великобритании.

Султан Хассанал Болкиах (Бруней)

Покупка нынешнего флагмана его персонального воздушного флота , (этот четырехмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолет долгое время являлся мировым рекордсменом по длине фюзеляжа – 75,3 метра) обошлась в 100 миллионов долларов. Еще 120 миллионов было потрачено на глубокую реконструкцию и модернизацию. Все работы производились на территории Соединенных Штатов Америки. В итоге лайнер получил не только невероятно роскошный салон, в отделке которого широко использовались драгоценные металлы, камни и древесина ценных пород, но и улучшил свои летные характеристики. За счет установки дополнительных топливных баков предельная дальность беспосадочного перелета борта номер один султана Брунея составляет 15 000 километров против 12500 километров у базовой модели.

Можно сказать, что султан Брунея Хассанал Болкиах является обладателем летающего эксклюзива, поскольку из-за своих впечатляющих массогабаритных характеристик A340-212 так и не стал по-настоящему популярным воздушным судном. География перемещений лайнера зависит не только от желаний его владельца, но и возможностей взлетно-посадочной полосы аэропорта назначения. Помимо самолета султана было выпущено всего три десятка воздушных судов данной модификации.

Тамим бин Хамад Аль Тани (Катар)

Эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани является не только одним из богатейших людей планеты, но и обладателем внушительного воздушного флота, который используется для перелетов по всему миру не только главы государства, но и многочисленных членов его королевской семьи. В официальных поездках эмира Катара сопровождают как минимум 1000 человек родственников, членов делегации и обслуживающего персонала. Вес багажа монарха исчисляется сотнями тонн и состоит не только из личных вещей и продуктов питания, к которым привык Тамим бин Хамад Аль Тани, но даже из лимузинов представительского класса, которыми Эмир пользуется в стране назначения. Ни одно воздушное судно, будь то военное или гражданское не в состоянии осуществить столь масштабную перевозку, поэтому любой официальный и неофициальный визит Эмира Катара обслуживает сразу несколько самолетов. Так, на переговоры с премьер-министром Японии катарская делегация прибыла на 10 самолетах, а в Швейцарию – на восьми.

Хамад ибн Иса Аль Халифа (Королевство Бахрейн)

Королевство Бахрейн является самым маленьким арабским государством в мире, однако богатые залежи полезных ископаемых, в первую очередь углеводородов (промышленная разработка которых началась в 40-х годах прошлого века) сделали это островное королевство одним из самых богатых в бассейне Персидского залива. Активное недропользование напрямую отразилось на благосостоянии королевской семьи, глава которой Хамад ибн Иса Аль Халифа по праву считается одним из самых богатых людей современности.

Официальным перевозчиком короля Бахрейна является государственная авиакомпания Bahrain Royal Flight, основанная в 1981 году. В настоящее время ее флот состоит из шести воздушных судов: , двух , Gulfstream Aerospace G-IV Gulfstream и Bell 430. Каждый из них выполнен в VIP конфигурации и предназначен исключительно для перевозок членов королевской семьи и высших чиновников правительства.

Совершает международные визиты и отправляется в поездки по стране. Сам вид этого летательного аппарата должен внушать уважение к России, символизируя ее технический уровень, экономическую мощь и гигантские размеры. Когда заходит на посадку или взлетает борт номер 1 Путина, президента нашей страны, эмоции всех, кто наблюдает это зрелище, соответствуют этому важному моменту. Это наш самолет, он принадлежит всему народу, в него вложен труд многих коллективов, а построен он на деньги налогоплательщиков. Люди имеют право знать о том, что у него внутри, насколько он надежен и удобен, каким образом глава государства может выполнять свои обязанности во время дальних перелетов.

Сталинский спецавиаотряд

Путешествовать на самолетах глава государства теоретически мог уже в тридцатые годы, когда надежность аэропланов достигла должного уровня. Так и было, хотя И. В. Сталин, несмотря на свое пристрастие к авиации, предпочитал все же наземный транспорт. В военном 1943 году он прибыл на по воздуху из Баку, на американском «Дугласе» Си-47. В то время в СССР уже было налажено производство лицензионных транспортных самолетов этого типа (Ли-2 или ПС-84), но в США усовершенствовали некоторые узлы, поэтому выбран был C-47 из числа поставляемых по договору ленд-лиза. Особое военное подразделение для правительственных перевозок было образовано через два дня после начала войны (МАГОН), но пользовались этой авиагруппой особого назначения другие члены высшего руководства и военачальники. Других случаев сталинских полетов, кроме рейса в Тегеран и обратно, история не сохранила. Скорее всего, их не было.

От Хрущева до Ельцина

Другое дело - Н. С. Хрущев. Став Первым секретарем он оценил авиационное правительственное наследство, состоявшее из обычных пассажирских и других скромных двухмоторных самолетов и нашел его слишком скромным. В 1956 году был создан особый авиаотряд (АОН), в распоряжение которого тут же поступили новейшие Ил-18, Ту-104 и громадные Ту-114. В общем-то, представительские функции, возложенные на эту технику и обслуживающий ее персонал, вполне соответствовали тогдашней мировой практике, и самому главному начальнику Советского Союза действительно требовались такие машины, чтобы не выглядеть среди мировых лидеров «бедным родственником». В брежневские времена эта традиция была продолжена, символом могущества СССР стал великолепный лайнер Ил-62. Первый борт номер 1 Путина, Ил-96, достался ему от Ельцина. Самолет неоднократно переделывали, меняли интерьер и оборудование и, в конце концов, заказали четыре новые машины.

«Россия», Государственная транспортная компания

В. В. Путин часто наносит визиты. Он проводит в воздухе вчетверо больше времени, чем его предшественник на президентском посту Б. Н. Ельцин. Во время полета ему также приходится исполнять нелегкие обязанности главы государства. То в Пекине, то в Париже, то в Рио-де-Жанейро совершает посадку борт номер 1 Путина. Фото, сделанные корреспондентами мировых СМИ, краем захватывают белоснежный самолет, на котором прилетел президент. Кажется, что он всегда один и тот же, но это не так. На самом деле их в настоящее время четыре, а вскоре будет пять, и это только однотипных. Государственная транспортная компания «Россия» обладает парком более чем из Среди них по паре Илов-62, Ту-134, Яков-40 и вертолетов Ми-8. Все они снабжены комплексом необходимого для управления страной оборудования. Но самый главный борт номер 1 Путина, фото которого чаще всего попадает на страницы печатных и интернет-изданий - это, конечно же, Ил-96-300ПУ, летающий пункт управления или «воздушный Кремль».

Наш самолет для нашего президента

Выбор марки и типа воздушного судна особой проблемы не представлял. Из всех пассажирских лайнеров еще во времена Ельцина был выбран самый большой, красивый, надежный, стабильный в воздухе и удобный Ил-96. Он и сегодня - борт номер 1 Путина. Какой самолет мог бы лучше выполнить эту функцию?

Мысль о том, чтобы Федерации летал на иностранном самолете, возможно, и приходила в голову некоторым сторонникам «западных ценностей» в период большой дружбы с США, но купить представительский "Боинг" в ельцинские времена все же не решились. Экономические трудности девяностых годов - общеизвестный исторический факт, кроме того, широкофюзеляжный отечественный лайнер оказался достаточно хорошим. Таким он остается и по сей день, борт номер 1 Путина. Модель Ил-96-300, ставшая базовой, имеет взлетный вес до 250 тонн, может развивать скорость свыше 900 км/ч, а что касается дальности беспосадочного перелета, то о ней известно, что она превышает 9 тысяч километров (показатель для серийных образцов), но насколько именно, пока держится в секрете. Все узлы и детали в этом самолете российского производства, в том числе и двигатели ПС-90А, возможно, не столь экономичные, как изделия фирм Pratt & Whitney или Rolls Royce, но зато надежные. К тому же собирались моторы с особой тщательностью. Стоимость обычного экземпляра колеблется вокруг эквивалента 60 миллионов долларов США. Каждый президентский борт номер 1 «Россия» обошелся казне в разы дороже.

Ельцинский борт № 1

Впервые вопрос оформления интерьера был поднят администрацией Президента Б. Н. Ельцина после избрания его на высокий пост. До этого вкусы руководителей государства были относительно невзыскательными, например, Л. И. Брежнев любил в полете поиграть в домино, из-за чего полированный стол приходилось часто ремонтировать (но не менять). Самолет Горбачева тоже новым демократическим ельцинским соратникам не понравился, как и обстановка внутри нового Ил-96, а потому интерьер был заказан в Швейцарии (Jet Aviation AG). Немало заработала и фирма-подрядчик Mercata Trading, ставшая посредником в этой сделке. Иностранные дизайнеры основывали свою разработку на эскизах Глазунова (не Ильи, а его сына, Ивана). Внутри российский борт номер 1 того времени был образцом роскоши и комфорта. В нем появились спальни (две), конференц-зал (на 12 персон), удобные сиденья для свиты и кабинки для душа. Но главным было другое новшество: в самолете располагался целый мобильный медицинский центр, в котором появилась возможность осуществлять контроль над здоровьем Президента, а оно оставляло желать лучшего. В Хельсинки к «другу Биллу» в марте 1997 года Ельцина доставил уже новый борт № 1.

Потребность в новой машине

С точки зрения государственной безопасности заказ правительственного объекта за рубежом представляется довольно авантюрным делом. На памяти у многих участников событий случай, произошедший во время пожара в посольстве США (1991), когда в течение короткого времени и в сложных условиях советские разведчики успели установить множество «жучков». А в случае с самолетом, который в течение года стоял в Швейцарии (стране, конечно же, нейтральной, но и для шпионов довольно привлекательной), не воспользоваться случаем установить любые подслушивающие устройства могли только очень ленивые сотрудники иностранных спецслужб. К тому же особенности местного налогообложения и оплаты труда предполагали очень высокую стоимость работ. На момент избрания нового Президента такой самолет в ГТК был всего один, а в качестве дублирующего использовался старый Ил-62, на котором летал еще М. С. Горбачев. Было совершенно ясно, что следующий борт номер 1 (Путина) должен полностью строиться и комплектоваться в России. Так надежнее, к тому же начинка (главным образом электронная) требовалась совершенно новая, обусловленная высокой мобильностью нового руководителя страны.

Английский дизайн в русском исполнении

К сожалению, дизайн не наш «конек», по крайней мере пока. Поэтому без иностранной помощи в этой области россияне не посчитали нужным обходиться и в этот раз. Однако в контракте была весьма существенная оговорка: все работы фирма Dimonite Aircraft Furnishings Ltd производит на территории РФ, выполняются они нашими специалистами и преимущественно из отечественных материалов. Таким образом, решались сразу две задачи. Во-первых, гарантировалось соответствие интерьера самым высоким мировым эргономическим стандартам. Во-вторых, участие в этом проекте предоставляло российским дизайнерам возможность очень многому научиться, чтобы в дальнейшем можно было обходиться без иностранной помощи. Борт номер 1 Путина должен был стать образцом идеального сочетания высокой функциональности, удобства, комфорта и отличного дизайна, граничащего с роскошью, достойной главы великой страны, но не переходящей границ хорошего вкуса.

Режим секретности

Для того чтобы оценить информационные возможности воздушной ставки Президента, следует понимать, что представляет собой его наземная резиденция. Из Кремля глава государства имеет возможность управлять всей страной в мирное время, а в случае вооруженного конфликта он, являясь Верховным Главнокомандующим, должен осуществлять руководство войсками, в частности отдавать приказ (при необходимости) о применении тактического или стратегического ядерного оружия. Нет никаких сомнений в том, что каналы связи, предназначенные для передачи подобных распоряжений, имеют многократное дублирование и чрезвычайную надежность. На земле наладить такую систему тоже очень непросто, но во время полета задача значительно усложняется. В основном тайны борта номер 1 касаются именно этого технического вопроса. Да и самая обычная связь тоже максимально засекречена. Любое слово Президента, сказанное в разговоре с Министром обороны или руководителем регионального уровня, относится к информации особой важности, не подлежащей несанкционированному разглашению. Это же касается и электронной переписки.

Бесперебойное функционирование коммуникаций обеспечивает, как правило, еще один самолет, следующий тем же курсом, что и борт номер 1 Путина. Сопровождение осуществляет летающий ретранслятор.

Вся электронная аппаратура и средства спецсвязи, находящиеся на борту президентского самолета и в распоряжении наземных особых коммуникационных служб, изготовлены в России (по всей видимости, в городе Омске) и имеют уникальные алгоритмы шифрации и дешифрации. Подключиться к ним кому-либо постороннему невозможно.

Безопасность

Ил-96 по своей сути - обычный гражданский авиалайнер. Рядовые граждане могут задаваться вопросом о том, насколько безопасен в сегодняшнее непростое время борт номер 1 Путина. Защита есть, но ее детали и механизмы реализации, конечно же, держатся в строгой секретности.

Служба безопасности Президента вполне отдает себе отчет в том, что лицо № 1 в государстве может стать объектом покушения не только на земле, но и во время авиаперелетов. Ни разу не сообщалось о том, что во время рейса борт номер 1 Путина сопровождают истребители, но, вполне возможно, что они присутствуют в воздушном пространстве. Вместе с тем наличие такого эскорта за рубежом представляется проблематичным по причине многих юридических норм, регламентирующих движение самолетов, а над своей страной Президент не опасается атак вражеских перехватчиков. Что касается возможности поражения «летающего Кремля» ракетой «земля-воздух», то и против такой угрозы есть средства, но они держатся по понятным причинам в тайне. Можно предположить, что только постановкой радиоэлектронных помех они не ограничиваются.

Персонал

То, что в коллектив Государственной транспортной компании «Россия» нанимают людей особых, даже обсуждению не подлежит. Профессиональные качества пилотов, техников и бортпроводников должны соответствовать важности их трудовых обязанностей. Для каждой из машин подобраны два экипажа, работающие посменно, плюс один командир, несущий главное бремя ответственности. Известно, что заслуженный пилот С. Анциферов пилотирует борт номер 1 Путина. Сопровождение в полете осуществляют десять бортпроводников, половину которых составляют женщины. В структуре ГТК нет как такового отдела кадров, на работу принимает мандатная комиссия. Учитывается не только профессионализм, но и такие важные личные качества, как уровень интеллекта, смелость и патриотизм (это уже забота Федеральной Службы Охраны). Нанятого работника не сразу допускают на спецсамолеты, существует определенный Что касается оплаты, то ее размер не разглашается, остается лишь догадываться, что она вполне достойная.

Золотая сантехника?

Подробное описание президентского самолета доступно широкой общественности и широко обсуждается. Как и всякий момент быта знаменитых людей, интерьер салонов получил не только одобрительные отзывы. И рядовые обыватели, и лидеры оппозиции (не отличающиеся, кстати, особой аскетичностью) упорно муссируют слухи о том, в какую сумму обошелся казне борт номер 1 «Россия». Фото сантехники и даже ножек столов, покрытых желтым металлом, безапелляционно объявляются доказательством того, что они золотые (называлась даже цена унитаза - 75 тыс. долларов). Так ли это на самом деле, или использовался нитрид титана, достоверно неизвестно, а задавать такие вопросы по меньшей мере неэтично. Если, к примеру, у дамы спросить, настоящие ли бриллианты ее украшают или бижутерия, то она может и обидеться. Интерьеру дизайнеры стремились придать максимально роскошный вид, а уж какими средствами они обошлись, может остаться тайной. Известно лишь, что самолет обошелся немногим дороже ельцинского. И это при том, что аппаратуры на нем намного больше, и она действительно недешевая.

Но что для обычного человека лишь средство передвижения, то для президента кабинет, дом, бомбоубежище и даже мобильный госпиталь. “Умный журнал” приглашает прогуляться по личным самолетам лидеров разных стран.

Дэвид Кэмерон и его “Борт аскетизма”

Собственный самолет для служебных перелетов появился у премьер-министра Великобритании совсем недавно. Для этих целей был переоборудован борт Airbus A330 с возможностью дозаправки в воздухе.

Новый борт, который также доступен для рабочих перелетов старших министров и членов королевской семьи, стоил британским налогоплательщикам 10 миллионов фунтов (более 831 миллиона рублей). Правительство настаивает, что использование отдельного самолета позволит сэкономить более 700 тысяч фунтов в год (58 миллионов рублей) на чартерных авиарейсах. Премьер-министр уверяет, что оснащение самолета проводилось в условиях жесткой экономии с использованием наиболее “скромных” отделочных материалов. Пользователи Сети уже предложили назвать “Борт номер один” “Бортом аскетизма”. В передней части самолета находится VIP секция с двумя креслами. Секция оборудована шторками, позволяющими закрыться и провести полет в тишине.

В центральной части находится 58 мест бизнес-класса для перевозки больших делегаций, путешествующих вместе с руководством.

Прежде для служебных перелетов правительство арендовало самолеты чартерных компаний. Несколько раз Дэвид Кэмерон пользовался услугами лоукостеров — авиаперевозчиков, берущих за свои услуги сниженную цену, взамен на отказ от некоторых привычных услуг: предварительного бронирования мест, отсутствия развлекательных видеопанелей и т.д. Так, летом 2015 года политик вместе с телохранителями был замечен в самолете эконом-класса, направляющимся в Португалию, где премьер планировал провести отпуск с женой и детьми. Кэмерон попал в объектив камеры 16-летней школьницы, которая делала селфи. Девушка также отметила, что во время перелета политик с аппетитом уплетал чипсы с паприкой.

Что ж, теперь британский премьер-министр может спокойно наслаждаться чипсами за закрытой шторой правительственного лайнера.

Барак Обама и его “Самолет апокалипсиса”

Термин “Борт номер один” (“Air Force One”) был придуман именно в США при администрации 34-го президента Дуайта Эйзенхауэра. Позывной используется в качестве обозначения летательного аппарата, на борту которого находится президент. В дальнейшем термин стал применяться и в других странах тоже. Два президентских самолета модели Boeing VC-25 — военная модификация лайнера Boeing 747 введены в эксплуатацию в 1990 году во времена президента Джорджа Буша-старшего. Стоимость каждого из них составляет 325 миллионов долларов (20,7 миллиардов рублей). Обычно президентскому рейсу предшествует конвой транспортных самолетов, несущих кортеж автомобилей, вертолетов и другого необходимого оборудования. Барак Обама стал четвертым по счету главой государства, использующим этот лайнер в качестве “Борта номер один”.

Интерьер был оформлен в 1987 году по проекту Нэнси Рейган — жены тогдашнего 40-го президента США Рональда Рейгана. По замыслу обстановка должна была соответствовать стилю, типичному для юго-западных штатов. Кроме того, на борту предполагалось установить дополнительную защиту от электромагнитного импульса. Проект оказался настолько трудоемким, что самолет был введен в эксплуатацию лишь при 41-м президенте США Джордже Буше-старшем, а не при 40-м, как было запланировано изначально.

Место для президента расположено в центральной части самолета, оно включает спальню с двумя диванами, которые раскладываются в кровать, туалет, душ и личный кабинет. Кресла для журналистов расположены ближе к хвостовой части, они соответствуют уровню первого класса.

Пищу можно приготовить на двух кухнях, которые позволяют накормить до 100 человек за один раз. На борту VC-25 всегда имеется операционный стол, запас необходимых медикаментов и, конечно, медицинский персонал. Салон разделен на гостевые места, места для старшего обслуживающего персонала, секретной службы, охраны и представителей СМИ.

VC-25 разрабатывался как один из “Самолетов судного дня”: в случае уничтожения всех наземных командных пунктов управления, Борт номер один должен будет их заменить, став генеральным штабом президента, министра обороны и других членов военного руководства.

Самолет способен преодолевать без дозаправки расстояние, равное примерно ⅓ длины Экватора. Это позволяет американскому лидеру совершать перелеты из Вашингтона практически в любую точку мира, не беспокоясь о количестве топлива.

Шесть летающих дворцов Владимира Путина

Перевозку воздушным авиатранспортом всех должностных лиц РФ обеспечивает Специальный летный отряд “Россия”. На сегодняшний день количество воздушных судов, перевозящих главу российского государства и главных министров, равняется шести. Планируется, что к 2018 году их количество увеличится еще на два.

С 1996 года основным президентским самолетом является Ил-96-300ПУ - модифицированный вариант пассажирского Ил-96. Две буквы в аббревиатуре означают “пункт управления”. Аппарат оснащен оборудованием, позволяющим управлять вооруженными силами в случае ядерного конфликта и имеет увеличенную дальность без дозаправки. Первый самолет подобной модификации использовался тогдашним главой государства Борисом Ельциным с 1996 года. На этом же аппарате некоторое время пришлось полетать и президенту Путину.

Ил-96-300ПУ образца 1996 года:




Новый самолет для Владимира Путина был построен в 2003 году. На борту имелось три бара, комната отдыха с двумя кроватями и рабочий кабинет площадью 10 квадратных метров. В 2010 году Дмитрий Медведев, который на тот момент занимал президентский пост, заявил о своем намерении расширить авиапарк еще на два аналогичных аппарата Ил-96-300ПУ, но оба они были переданы в пользование уже после окончания его срока — в 2012 и 2014 году. 25 апреля 2013 года было решено расширить авиапарк еще на один Ил-96-300ПУ стоимостью 5,2 миллиардов рублей и один Ил-96-300 модификации “Салон” для транспортировки крупных делегаций. До конца 2018 года планируется пополнить летный отряд еще двумя машинами модели Ил-96-300ПУ. Стоимость каждого лайнера составит около 5 миллиардов рублей. От обычных рейсовых самолетов эти машины отличаются дорогой отделкой и усовершенствованной аппаратурой связи, позволяющей вести конфиденциальные переговоры и при необходимости управлять ядерными силами страны.

Интерьер одного из новых президентских самолетов:






Вот как выглядела обстановка президентского Ил-96-300ПУ в 2013 году:

На фото Владимир Путин во время встречи на борту президентского самолета с семьей младшего сержанта Баира Банзаракцаева, погибшего при ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке. Фото РИА Новости.

Владимир Путин и сын Баира Банзаракцаева Галсан играют на борту президентского самолета. Фото РИА Новости .

Франсуа Олланд и самолет имени чужой жены

С ноября 2010 года французский президентский флот получил в пользование самолет Airbus A330-200, потратив на это обновление около 176 миллионов евро (12,5 миллиардов рублей).

На борту имеется частное пространство для отдыха, кровать, гардеробная и санузел, офис, кухня, звукоизоляционная переговорная на 12 человек, оборудование, позволяющее передавать зашифрованные секретные сообщения, мини-операционная, пространство для журналистов и бизнес-экспертов. Также оборудование позволяет перевозить освобожденных заложников, в том числе раненных.

С 2002 по 2010 год в качестве главных самолетов президентской республики использовались два аппарата Airbus A319. 25 марта 2009 года тогдашний президент Николя Саркози вместе с четырьмя министрами собирались совершить перелет в Африку, но когда самолет выруливал на взлетную полосу, у него сломался один из двигателей. Президенту и сопровождающим пришлось ждать целый час, пока им не предоставили другой борт.

Вскоре после инцидента было принято заменить главный борт президента Франции. После покупки нового самолета правительство решило продать оба старых А319. Первый приобрело правительство Сенегала за 32 миллиона евро (2,2 миллиарда рублей), а второй - сингапурская компания Genting Singapore PLC. Французский президентский флот также включает в себя два самолета Falcon 7Х, купленных в 2009 и 2010 годах. Он подходит как для близких, так и для дальних расстояний. Самолет вмещает 16 человек и хорошо подходит для тех случаев, когда взлетная полоса слишком коротка, чтобы вместить большой Airbus A330. Во время президентского срока Николя Саркози один из двух правительственных аппаратов Falcon 7Х получил имя “Карла Один” в честь его супруги Карлы Бруни и “Борта номер один”.

Ангела Меркель и ее “игрушечный” самолет

До 2011 года руководство Германии использовало для рабочих перелетов Airbus A310, доставшийся ему в наследство от ГДР. 30 марта 2011 года авиакомпания Lufthansa передала в ведомство канцлера лайнер Airbus A340, который в течение 10 лет возил пассажиров. Он и стал основным самолетом канцлера и правительства. Борт получил имя первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра и был переоборудован под правительственные нужды. Всего главный самолет Германии способен вместить 143 пассажира. Это в два раза больше, чем помещается в Boeing 747, который использует Барак Обама, хотя они примерно равны по размеру.

На борту имеются апартаменты для первого лица: спальня, душ, рабочий кабинет, конференц-зал на 12 персон, звукоизолированное помещение для конфиденциальных разговоров. Для сопровождающей делегации предусмотрено 116 посадочных мест. Кроме того, подчеркивается, что оборудование рассчитано на перевозку людей с ограниченными возможностями и транспортировку больных и раненых. Система безопасности включает систему “свой-чужой” и противоракетную защиту. Лайнер способен без дозаправки совершать перелеты в 13500 километров, позволяя немецкому лидеру без посадок добираться из Берлина в Пекин, Вашингтон и даже Рио-де-Жанейро.

Вскоре после “Конрада Аденауэра” правительство получило в распоряжение второй аналогичный самолет по имени бывшего президента ФРГ Теодора Хойса.

Салон самолета Bombardier Global 5000

Для внутренних перелетов канцлер и члены другие руководства используют два самолета Airbus 319, пополнивших немецкий правительственный авиапарк в 2010 году. Каждый из них рассчитан на 44 пассажира. Для перелетов на близкие расстояния у немецких политиков есть четыре небольших лайнера Global 5000 канадской фирмы Bombardier (произносится как Бомбардье́), вмещающих всего 13 пассажиров и способных преодолевать без посадок около 8900 километров.

В связи с “компактностью” этого летательного аппарата произошла довольно забавная история. В июне 2016 года в Сети появилась фотография Bombardier Global 5000 Меркель и Falcon 7X Франсуа Олланда рядом с Boeing 747-400 британской рок-группы Iron Maiden. Фото было сделано в аэропорту Цюриха. На фоне огромного “Боинга” самолетики Меркель и Олланда выглядели смешными и игрушечными.

Группа Iron Maiden прибыла в Швейцарию с концертом, а Меркель и Олланд прилетели для участия в открытии железнодорожного туннеля. “Уважаемые пассажиры, наш вылет задерживается на несколько минут, так как самолет Ангелы Меркель застрял в одном из наших двигателей”, — язвили пользователи в комментариях.


Давно известно, чтобы путешествовать быстро и комфортно, нужно выбирать самолет. Этого правила придерживаются и лидеры государств. Они готовы отдать большие средства, к разочарованию людей, которыми они руководят, чтобы приобрести самый шикарный и модный самолет. Предлагаем обзор самых дорогих и роскошных президентских бортов, оборудованных по последнему слову техники, со столовыми, спа салонами и комнатами, дизайну которых позавидуют самые роскошные гостиницы и королевские дворцы.


Стоимость самолета - 37 миллионов долларов, и когда он впервые появился, то вызвал интерес во всем мире. Несмотря на мнение, что это слишком дорогой самолет, президент Ганы не отказался от его приобретения. Falcon 900 Ex – это один из двух самолетов серии Falcon 7X. Он создан для длительных перелетов, оборудован топливными баками, которые без дозаправки обеспечивают перелёт на растояние более 8 000 км. Самолет также оснащен двигателями TFE731-60 и улучшенной электроникой. Скорость самолета 950км/ч, но может набрать и до 1040км/ч.


Президент России путешествует по миру самолетом Ил-96-300, стоимость которого составляет 50 миллионов долларов. Он оснащен четырьмя турбодвигателями PS-90и является первым широкофюзеляжным самолетом в СССР. Качественная навигационная и спутниковая системы обеспечивают безопасный полет. На борту могут разместиться 262 пассажира. В 2015 году Министерство обороны заказало новую версию самолета. Он может не без дозаправки преодолевать расстояние 3500 км. Существует в единственном варианте.


Мощный самолет Airbus A319 еще недавно был представлен на выставке в Дубае. Его стоимость 81 миллион долларов, а принадлежит он президенту Бразилии Дилме Русеф. На борту пассажиры оказываются в полном комфорте и роскоши. К их услугам предоставляются вычурные кресла, приятное освещение и единственный выход. Это очень экономный самолет с низкой степенью выбросов. На борту самолета можно разместить 160 пассажиров. Длительность полета составляет 3750 км.


Ма Инцзю приобрел частный самолет Boeing 737 за 90 миллионов долларов. Он оснащен новыми крыльями, форма которых улучшает качество полета, системой приземления и другими техническими новинками. Новый Boeing 737 летает быстрее и выше, а топлива расходует на 22% экономнее по сравнению с ранними моделями. Самолет обладает высокими аэродинамическими характеристиками, низким уровнем шума и роскошным салоном, оснащенным светодиодным освещением и всем необходимым для комфортного полета.


За такой же самолет Airbus A319CJ, как и у Джорджо Наполитано, необходимо будет выложить 90 миллионов долларов. Самолет построен для грузовых и пассажирских перевозок с комфортом. Оснащенный авиадвигателем CFM56s самолет является мечтой любого пилота. Он оборудован шестью экранами управления и контроля, боковой ручкой управления и электродистанционной системой управления (fly-by-wire). В этом самолете все создано для безопасности пассажиров. Иногда уходит до полгода, чтобы подготовить его к полету.


Стоимость широкофюзеляжного, с четырьмя турбовентиляторными двигателями самолета Airbus A340-200 составляет 166 миллионов долларов. Он оснащен стеклянной кабиной пилотов, светодиодным освещением, бортовым развлекательным центром.


Самолет, принадлежащий Бараку Обаме, называют «самолетом судного дня». Стоимость самолета, а таких всего четыре, 220 миллионов долларов. Детальные характеристики, по понятным причинам, не разглашаются. Единственное, что известно, он может пережить ядерный взрыв, столкновение с астероидом и серию террористических атак.


Разрекламированный, как экономный и мобильный, самолет президента Франции Франсуа Олланда стоит 240 миллионов долларов. Airbus A330-200 рассчитан на короткие и долгие перелеты. На борту можно разместить 247 пассажиров, поэтому салоны оснащены так, чтобы можно было проводить деловые встречи и совещания лидеров государств в воздухе. Самолет оборудован светодиодным освещением, супер удобными креслами и койками для экипажа.


Был ли тунисский президент доволен самолетом стоимостью 238 миллионов долларов или нет, но после отставки Зин эль-Абидин Бен Али правительство страны решило продать самолет. Несмотря на цену и технические характеристики, его использовали очень редко. На борту могут разместиться 250 пассажиров. Дальность полета составляет 15-16 тысяч км, а скорость 890 км/ч. Самолет способен подняться на высоту 13 000 м.


Известный как Конрад Аденауэр Airbus A340-313 стоимостью 238 миллионов долларов впечатляет и отвечает всем техническим и эстетическим требованиям. Кроме перевозки глав государств, самолет участвовал в благотворительных рейсах, например, эвакуировал ливанских беженцев в 2011 году. Без дозаправки он способен преодолеть расстояние 15-16 тысяч км и взять на борт 143 пассажира. Кроме салона для VIP персон, здесь много спальных мест.


Бангладеш не ассоциируется с роскошью, но когда речь идет о Boeing 777-300ER, стоимость которого 260 миллионов долларов, то возникают сомнения. Появился он в государстве в 2011 году. В самолете с двумя двигателями от General Electric салоны первого и бизнес класса. Борт способен преодолевать большие расстояния, а благодаря небольшому весу экономит горючее на 22%. Самолет летает из Бангладеш в Европу без посадки и дозаправки.


Если есть лишних 275 миллионов долларов, то можно приобрести самолет, который перевозит главу Иордании. Это экономный самолет в плане расхода топлива, оснащенный по последнему слову техники, чтобы политический лидер чувствовал себя комфортно и находился в безопасности. Если это и не самый дорогой самолет, зато один из самых безопасных. Двигатели от Rolls-Royce легкие, но мощные, а сам самолет может преодолеть расстояние более 12 000 км.


Традиционно культура Японии основана на натуральности и простоте. Но то же самое нельзя с точностью отнести к Boeing 747-400, стоимость которого составляет 300 миллионов долларов. Он впечатляет во всех отношениях. Во-первых, скорость - 916 км/ч, самолет может без дозаправки преодолеть расстояние 12300 км. Во-вторых, он обладает первоклассными аэродинамическими характеристиками. Самолет управляется сразу двумя экипажами.


Президент Йемена летает самолетом Boeing 747SP, стоимость которого составляет 300 миллионов долларов. К сожалению, в 2015 году он был серьезно поврежден во время пожара в аэропорту, поэтому президент вынужден использовать для визитов самолеты других марок. В Йемене сегодня идет гражданская война. Из 45 самолетов в стране осталось 13, и власти всеми силами пытаются их спасти.


Стоимость самолета – 325 милионов долларов. Boeing 747-200B является потомком Boeing 747-100. Он тяжелее и мощнее. Самолет может преодолеть расстояние 12 000 км. Четыре двигателя позволяют самолету развить скорость 968 км/ч. Он используется президентом США для официальных визитов. Этот борт не только поражает своими техническими характеристиками, но и внутренним убранством.


СамолетAir Force One по своим характеристикам очень похож на самолет президента США, который носит прозвище «Судный день», но об этом самолете известно намного больше. Стоимость его – 325 миллионов долларов. На борту президент Обама провел многочисленные встречи и заседания. Почему бы и нет? Ведь интерьер самолета роскошный, на борту много помещений для работы и отдыха, оснащенные по последнему слову техники. Самолет способен без дозаправки пролететь 13 000 км, а на борт взять более 100 пассажиров.


Много критики получил в свой адрес президент Зимбабве Мугабе, когда приобрел самолет за 400 миллионов долларов. Полиции и Службе безопасности страны всегда приходится расчищать территорию от граждан перед посадкой или взлетом самолета, так как собираются толпы зевак. Он действительно красив: цветные полосы по бортам напоминают национальный флаг страны.


Самолет стоимостью 500 миллионов долларов, Airbus A380 приобретен принцем Саудовской Аравии. Он больше похож на летающую пятизвездочную гостиницу. На борту можно разместить 800 пассажиров. Кроме того, в коллекции принца такой самолет не один, а целых четыре. На борту есть все необходимое для уютной и роскошной жизни, включая сауну, спа салон, столовую, где могут пообедать 20 счастливчиков. Есть помещение, которое называют «Волшебный ковер» - эта комната поражает красотой и богатством всех.


Если вы король Абдула, то это ваш самолет, за который вы заплатили 520 миллионов долларов. Boeing 747 идеален во всем. На его борту есть даже настоящий фонтан. На оформление интерьера было истрачено 150 миллионов долларов. Прозвище самолета, «Летающий дворец», полностью соответствует действительности.


Стоимость реактивного пассажирского самолета по прозвищу Dreamliner 600 миллионов долларов. Это действительно самолет мечты! Это – самый дорогой борт в мире. Не только цена впечатляет, но и технические характеристики, интерьер и экстерьер самолета. Внешне он похож на гигантского змея, парящего в небе. Самолет развивает скорость до 1609 км/ч.
Есть удивительный шанс заглянуть внутрь Приглашаем на экскурсию.