Главная · Горло · Сценарий праздника "Папа, мама, я – читающая семья". Родительское собрание «Папа, мама и я — читающая семья»

Сценарий праздника "Папа, мама, я – читающая семья". Родительское собрание «Папа, мама и я — читающая семья»

Конкурсная программа: «Папа, мама, я – читающая семья»

Цель: продолжить работу по сплочению школьного и семейного коллективов; развивать интерес и любовь к чтению.

Задачи:

1. Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.

2. Расширить социальное партнёрство, привлечь детей и родителей к чтению.

3. Развивать творческие способности.

4. Оказывать семье информационную помощь.

5. Выявить самую читающую семью.

Подготовительная работа.

Объявляется месячник подготовки к конкурсу (оговаривается список рекомендуемой литературы), заранее проводится анкетирование учащихся и родителей, родители подают заявку на участие в конкурсе и получают информационный лист: «Условия конкурса»

Оформление зала.

1. На стенах зала висят картины с изображением литературных героев, плакаты: «Кто много читает, тот много знает», «Книги читать –век не скучать».

2. На переднем плане плакат: « Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишённому души». (Цицерон)

Ход мероприятия

1. Психологический настрой

Зерно прорастает в земле

Дитя прозревает в семье.

И если семья любит книги читать,

То станет ребёнок быстрей прозревать,

А конкурс сегодня поможет узнать,

Какая семья любит книги читать.

Итак, объявляем начало конкурса:

«Папа, мама, я – читающая семья».

Для выявления победителей конкурса у нас работает жюри.

(Представление членов жюри)

Наш кон курс пройдёт по двум категориям: в первой категории состав команды три человека, во второй категории состав команды два человека.

Итак, приглашаем участников первой категории занять свои столы.

Это семьи …. Встречайте их.

(Звучит музыка «Папа, мама, я», дети исполняют первый куплет)

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдём от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,

Пускай и с героем отлично знакомы,

И чем там закончится - тоже известно,

Хорошие книжки всегда интересны.

Мы с книгой умней и богаче,

Нам с ней и расти, и дружить,

Она задает нам задачи

И учит, как думать и жить!

Хорошая книга –

Мой спутник, мой друг,

С тобой интересней

Бывает досуг!

Мы время отлично

Проводим вдвоём

И наш разговор

Потихоньку ведем.

Ты учишь правдивым

И доблестным быть.

Природу, людей

Понимать и любить.

Тобой дорожу я,

Тебя берегу.

Без книги хорошей,

Я жить не могу.

Вступительное слово классного руководителя

Учить любить книгу ребёнка надо не только в школе, но и дома. Всё чаще можно слышать от родителей сетования по поводу того, что дети не хотят и не любят читать. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, нужно помочь им полюбить книгу, так как неумение читать в наш компьютерный век не только отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, но и на его общее развитие.

Анализ анкет детей и родителей.

А теперь мы начинаем первый наш конкурс «Визитная карточка семьи».

Каждая семья расскажет о себе и попытается доказать, что она самая читающая.

(Каждая семья – это команда, поэтому нужно название команды, девиз и эмблему. Семьи рассказывают о своих любимых книгах, авторах, темах чтения. Показывают презентации. Семьи выходят с книгами.)

Пока жюри подводит итоги, послушаем стихотворение автора Олега Семёновича Бундура «Папа рассказывает сказку»

Я сказку знаю наизусть

От слова и до слова,

Но пусть рассказывает,

Пусть,

Я буду слушать снова.

И я хочу лишь одного:

Пусть дольше сказка длится.

Пока я с папой,

Ничего

Плохого не случится.

И папу я прошу опять

С начала сказку рассказать.

Слово жюри.

Следующий конкурс «Сказочная разминка»

(Каждая команда получает вопросы викторины. Ответив на вопросы, бланк сдаёт членам жюри)

Любочка

Сергей Михалков

Пока команды отвечают на вопросы, зрители будут отгадывать загадки по сказкам:

1. Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка.)

2. Для него прогулка - праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник -

Медвежонок... (Винни Пух.).

3. Фруктово-огородная страна –

В одной из книжек есть она,

А в ней герой - мальчонка овощной –

Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино.)

4. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

5. Покупала самовар,

А спасал ее комар. (муха-Цокотуха)

6. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

7. Вот совсем нетрудный,

Коротенький вопрос:

Кто в чернилку сунул

Деревянный нос? (Буратино)

8. Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка. (Крокодил Гена)

9. Я самый красивый, воспитанный,

Умный и в меру упитанный. (Карлсон)

10. Он кривой и хромоногий,

Всех мочалок командир.

Он, конечно, всех отмоет,

Умывальник... (Мойдодыр)

Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим мультфильм «три котёнка – книжки мы не будем обижать».

Следующий конкурс – это конкурс скороговорок.

Выбрать одну скороговорку по жребию и произнести всей семьёй быстро.

«Галдят грачата на галчат, глядят галчата на грачат».

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

«Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.»

«Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека - цап!»

«Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.»

«Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.»

«Расскажите про покупки. Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки мои»

«От топота копыт пыль по полю летит.»

«Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.»

Пока жюри подводит итоги меняются команды. Выходят представители второй категории.

И снова конкурс « Визитная карточка семьи».

Следующее задание:

Из разрезанных строчек собрать полное стихотворение и указать автора.

ДВЕ БАБУШКИ (Агния Барто)

Две бабушки на лавочке

Сидели на пригорке.

Рассказывали бабушки:

У нас одни пятерки!

Друг друга поздравляли,

Друг другу жали руки,

Хотя экзамен сдали

Не бабушки, а внуки!

И последний конкурс «Угадай мелодию».

Сейчас будет звучать музыка из мультфильмов и сказок. Команды должны угадать песню и начать подпевать. Кто подпевает, тот получает 2 балла.

Текст песни «Попурри из мультфильмов»

1 Медленно минуты уплывают вдаль,

Встречи с ними ты уже не жди.

И, хотя нам прошлого немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди!

Скатертью, скатертью дальний путь стелится

И упирается прямо в небосклон.

Каждому, каждому в лучшее верится,

Катится, катится голубой вагон.

2 Мимо белого яблока луны,

Мимо красного яблока заката

Облака из неведомой страны

К нам спешат, и опять бегут куда-то.

Облака - белогривые лошадки!

Облака - что вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака!

3 Чунга-чанга! Синий небосвод!

Чунга-чанга! Лето – круглый год!

Чунга-чанга! Весело живем!

Чунга-чанга! Песенку поем!

4 Тили - тили, трали - вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали.

Тарам-пам-пам!

Тарам-пам-пам!

5 По синему морю, к зеленой земле

Плыву я на белом своем корабле.

На белом своем корабле,

На белом своем корабле.

Меня не пугают ни волны, ни ветер, -

Плыву я к единственной маме на свете.

Плыву я сквозь волны и ветер

К единственной маме на свете.

Пусть мама услышит, пусть мама придет,

Пусть мама меня непременно найдет!

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были потеряны дети.

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были потеряны дети.

6 И тогда наверняка вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке!

Ну а дружба начинается с улыбки,

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки!

7Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

На этом наш конкурс заканчивается.

Пока жюри подводит итоги, я предлагаю всем родителям получить памятки.

Памятка “Как обсуждать с ребёнком прочитанное”

1. Выяснить трудные слова.

2. Спросить, понравилась ли ребёнку прочитанная книга. Почему?

3. Предложить ребёнку рассказать о главном герое, главном

событии книги.

4. Какие слова, выражения запомнились ребёнку?

Памятка “Как составить краткий пересказ прочитанного”

1. Прочитай текст.

2. Разбей текст на части.

3. Составь план текста.

4. Составь план каждой части (из 2-х, 3-х предложений).

5. Объедини план текста и план каждой части в связный рассказ. Это и будет краткий пересказ прочитанного.

Памятка “Как составить рассказ о герое произведения”

1. Прочитай текст. Ответь на вопрос: кто главный герой произведения?

2. Выбери из текста те места, где говорится о герое произведения. Отметь их.

3. Составь план по выбранным отрывкам.

4. По составленному плану построй связный пересказ текста.

Памятка “Как составить отзыв о прочитанной книге”

2. Как называется прочитанное тобой произведение?

3. О чём в нём говорится?

4. Кратко перескажи произведение.

5. Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Памятка «Как выучить стихотворение»

Если нужно выучить стихотворение к завтрашнему дню

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух.

Объясни трудные слова (иногда неплохо воспользоваться

толковым словарём).

3. Прочитай стихотворение выразительно.

Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если на выучивание дано 2 дня

Первый день.

Выясни значение непонятных слов и оборотов.

Ещё несколько раз прочитай его про себя.

Прочитай его теперь вслух.

Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день.

Прочитай стихотворение про себя.

Теперь прочитай громко и выразительно. Расскажи его по памяти.

Перед сном расскажи ещё раз.

Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

Если стихотворение большое и трудно запоминается:

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5 . Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть всё стихотворение.

7. Повтори его ещё раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Учитель : Уважаемые родители и дети. Закончился наш конкурс. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день наших семей будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.

Подведение итогов конкурса

Председатель жюри награждает команду победительницу и всех участников грамотами и дипломами.

Звучит песня «Папа, мама, я»

Для проведения конкурса было предложено родителям домашнее задание:

1.Название команды, эмблема, девиз

2. Самопрезентация: «Самая читающая семья»

1. Стихи А. Барто: «Есть такие мальчики», «Две бабушки», «Звонки», «Копейкин», «Королева», «Любочка», «По дороге в класс»

2. С. Михалков: « Дядя Стёпа», «Котята»

3. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

4. В. Катаев «Цветик-семицветик»

5. Н. Носов «Живая шляпа»

6. К Чуковский «Айболит»

7. Произведения С.Маршака

8. Народные сказки

9. Рассказы Л.Толстого для детей

СТИХИ

Кто чему научится

Чему первым делом

Научится кошка?

- Хватать!

Чему первым делом

Научится птица?

- Летать!

Чему первым делом

Научится школьник?

(В. Берестов)

Читайте, дети!

Читайте, мальчишки!

Девчонки, читайте!

Любимые книжки

Ищите на сайте!

В метро, в электричке

И автомобиле,

В гостях или дома,

На даче, на вилле –

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Плохому не учат

Любимые книжки!

Не всё в этом мире

Легко нам даётся,

И всё же упорный

И мудрый – добьётся

Того, к чему доброе

Сердце стремится:

Он клетку откроет,

Где птица томится!

И каждый из нас

Облегчённо вздохнёт,

Поверив, что мудрое

Время – придёт!

И мудрое, новое

Время – придёт!

(Н. Пикулева)

***

Вы можете сидеть, лежать

И - не сходя при этом с места -

Глазами книгу ПРОБЕЖАТЬ!

За ручку с мамой, после - сами.

Ходить - ведь это же пустяк,

Не бойтесь сделать первый шаг!

Споткнулись раз, другой…

И вдруг вы

Прочли подряд четыре буквы,

И вы пошли, пошли, пошли -

И слово первое прочли!

От слова к слову - как по кочкам -

Помчитесь весело по строчкам…

Как бегать,

Прыгать…

Как летать!

Я знаю, скоро по странице

Порхать вы будете, как птицы!

Ведь необъятен и велик,

Как небо -

Мир волшебный книг!

(А. Усачев)

***

Мама мне читает книжку

Про зайчишку и лисёнка...

Я б послушал про войнушку,

Только мама ведь – девчонка.

Будет ей, наверно, скучно,

Так, что даже зазевает.

Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку

И про плюшевого мишку.

Хоть про мышку, хоть про шишку –

Всё равно, была бы книжка!

(А. Корнилов)

Книжкины секреты

Если хочешь много знать,

Вслушайся в советы.

Научись распознавать

Книжные секреты.

И ненужных книжек нет.

Если быстрый самолет

В небо устремился,

Знает свой секрет пилот.

Он ему учился.

В каждой книжке - свой секрет,

И ненужных книжек нет.

Если мама на обед

Варит щи и кашу,

У нее есть свой секрет,

Тоже очень важный.

Знайте, все девчонки,

Знайте, все мальчишки:

В каждой книжке - свой секрет!

Все читайте книжки!

(Л. Гусельникова)

Игра «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».

Ребенок вытягивает из «бочки» скрученный трубочкой листочек с названиями сказок и называет сказку правильно.

1. Снежная принцесса.

2. Желтая Шапочка.

3. Илья –Царевич и серый волк.

4. Мальчик и Карлсон.

5. Спящая принцесса.

6.Маленький Мак.

7. Гадкий цыпленок.

8. Сказка о рыбаке и рыбачке.

9. Конь –Горбун.

10. Луковый мальчик.

СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД

Открывается занавес. Появляются ведущие: сказочник и сказочница.

Мы сегодня Вам покажем:

"Волк и семеро козлят, (но совсем на новый лад)"

Сказочница: Как у речки на опушке

Жила козочка в избушке.

И красива, и мила.

Мамой козочка была.

Сказочник: У неё росли ребятки -

Очень милые козлятки.

Мама деточек любила

И хозяйничать учила:

Дом и дворик убирать,

Пол метлою подметать,

Зажигать на кухне свет,

Печь топить, варить обед.

Делать всё могли козлятки

Эти чудные ребятки.

Мама деточек хвалила,

Мама деткам говорила:

Мама-коза: Вы козлятушки мои,

Вы ребятушки мои,

Знаю, верю, что сейчас

Всё получится у вас!

Сказочница: Утром козочка вставала

И детишек поднимала,

Их кормила и поила,

И на рынок уходила.

А козлятки её ждали...

Но без мамы не скучали:

Песни пели, танцевали,

В игры разные играли.

Сказочник: Жил ещё в лесу густом

Хмурый серый волк с хвостом.

Он один, без мамы, жил.

Ночью часто громко выл

И скучал... В лесу ему

Было грустно одному:

Волк: - У-У-У, У-У-У...

Ах, как грустно одному...

У-У-У, У-У-У...

Ах, как грустно одному...

У-У-У-У-У-У...

Сказочница: Как-то волк в лесу гулял

И козляток увидал.

Пели песенку козлятки,

Быстроногие ребятки:

1-й козленок: - Мы веселые ребятки,

Целый день играем в прятки,

И танцуем, и поём,

И танцует с нами дом!

2-й козленок: Скоро мамочка придёт,

Нам гостинцев принесёт!

Каждый день и каждый час

Очень весело у нас!

Сказочник: Волк за деревом сидел

И во все глаза глядел...

Он не смог себя сдержать,

Начал громко хохотать:

Волк: - Вот бы мне таких козлят,

Я бы был ужасно рад!

Сказочник: Быстро волк во двор вбежал

И козляток привязал

Всех к верёвочке одной,

И повёл к себе домой.

Вот он по лесу идёт,

За собою всех ведёт

Сказочница: А козлятки ловко

Путают верёвку.

Сказочник: Волк устал козлят тянуть,

Захотел передохнуть.

Сказочница: Вдруг навстречу три опёнка -

Три прекраснейших ребёнка:

Опята: Что ты сделал, волк-злодей!?

У козы украл детей!

Вот она домой вернётся,

Тяжело тебе придётся!

Будешь ты, бесстыжий, знать,

Как детишек воровать!

У козы украл детей!

Вот она домой вернётся,

Тяжело тебе придётся!

Будешь ты, бесстыжий, знать,

Как детишек воровать!

Сказочница: С дерева кричат кукушки

Голосистые подружки:

Кукушки: Что ты сделал, волк-злодей?!

У козы украл детей!

Вот она домой вернётся,

Тяжело тебе придётся!

Будешь ты, бесстыжий, знать,

Как детишек воровать!

Сказочница: А с полянки - две ромашки,

А с кусточка - три букашки,

Трое сереньких зайчат

Все кричат, кричат, кричат:

Ромашки, Букашки, Зайчата:

Что ты сделал, волк-злодей?!

У козы украл детей!

Вот она домой вернётся,

Тяжело тебе придётся!

Будешь ты, бесстыжий, знать,

Как детишек воровать!

Сказочник: Волк ужасно испугался,

Покраснел и растерялся:

Волк: - Не хотел я их обидеть,

Я хотел их чаще видеть,

Не хотел я их пугать,

Мне бы с ними поиграть…

Ведь в моём пустом дому

Очень скучно одному.

Вы, козлятушки, простите!

Вы домой к себе идите,

Провожу до дома вас.

Очень стыдно мне сейчас!

3-й козленок:- Ладно, серый, мы прощаем...

В дом наш в гости приглашаем,

С нашей мамой познакомим,

Ужин праздничный устроим!

4-й козленок: С мамочкой мы всё умеем,

С нею мы везде успеем.

Каждый день и каждый час

Наша мама есть у нас.

5-й козленок: Как тебя мы понимаем!

Мы-то уж прекрасно знаем,

Что без мамы в доме пусто,

Что без мамы в доме грустно

6-й козленок: Если будем мы дружить,

Будешь часто к нам ходить

Веселее станет жить,

Перестанешь ночью выть!

Сказочница: И весёлою гурьбой

Все направились домой.

Видят - мама у ворот

Их с большой тревогой ждёт

7-й козленок: - Мама! Мама! Мы пришли!

Гостя в дом к нам привели!

Он один на целый свет,

У него ведь мамы нет..

Мама-коза: Так и быть, - сказала мама, -

Пусть и он играет с вами.

Здесь для всех открыта дверь

Если ты не страшный зверь!

Сказочник: Улыбнулся серый волк!

Засмеялся серый волк!

Он нашёл себе друзей

С ними будет веселей!

А ещё, важней всего

Мама есть и у него!

Волк, Мама-коза и козлята исполняют веселый танец.

Пословицы о книге.

Ум без книги, что птица без крыльев.

Кто много читает, тот много знает.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга – твой друг, без нее, как без рук.

У хорошей книги долгая жизнь, у плохой короткая.

В доме ни одной книжки – плохие у хозяина делишки.

Одна книга тысячи людей учит.

Книжные странички похожи на реснички – глаза открывают.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Тест по сказкам

На какой птице летала Дюймовочка?

а) ласточка, +

б) стриж,

в) воробей,

г) сова.

Из какого инструмента солдат сварил суп в русской сказке?

а) рубанок,

б) топор, +

в) молоток,

г) электродрель.

Что разбудило Спящую красавицу?

а) будильник,

б) поцелуй принца, +

в) телефонный звонок,

г) шумные соседи.

Какого персонажа не было среди бременских музыкантов?

а) осёл,

б) гусь, +

в) кот,

г) собака.

Что обнаружил Буратино за заветной дверью в каморке папы Карло?

а) поле чудес,

б) лесопилку,

в) театр, +

г) Страну дураков.

Что потерял ослик Иа-Иа в сказке про Винни-Пуха?

а) совесть,

б) гриву,

в) зубы,

г) хвост. +

Встреча с какой рыбой явилась поворотным моментом в жизни сказочного Емели?

а) щука, +

б) пиранья,

в) пескарь,

г) ерш.

Кто торговал пиявками в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?

а) Карабас,

б) кот Базилио,

в) папа Карло,

г) Дуремар. +

Приложение

Анкета:

для учащихся по вопросам:

1. Любишь ли ты читать книги?

2. Что больше ты любишь:

- читать сам?

- слушать чтение взрослых?

3. Назови книгу, которую ты недавно прочитал.

для родителей

1. Любит ли читать ваш ребёнок?

2. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок:

- читать сам?

- слушать чтение взрослых?

3. Принято ли в вашей семье читать книги?

Да / Очень редко / Нет.

4. Назовите книгу, которую недавно прочитал ваш ребёнок.

5. Считаете ли вы необходимым для себя формировать интерес ребёнка к чтению книг?

Ответы

1

Что потеряла Золушка на балу?

2

Самый известный почтальон

3

Как звали самого умного поросенка, который построил дом из камня (кирпича)?

4

Сколько работников вытаскивали репку

5

Что болело у бегемотиков?

6

Имя детской поэтессы Барто

7

Кличка собаки из сказки “Репка”.

8

То, что в сказках всегда побеждает

9

Кто автор рассказа «Лисичкин хлеб»

10

Какое последнее желание загадала Женя, в сказке Цветик-семицветик?

11

Как зовут девочку в стихотворении А.Барто, которая кричит с порога: «У меня уроков много»

12

Кто писал в стихотворении, что нельзя воспитывать щенков посредством крика и пинков?

Заявка

на участие в конкурсе «Папа, мама, я –читающая семья»

Семья (ф, и ребёнка)__________________________________________________

согласна принять участие в конкурсе в составе:

мама _________________________________________________________

папа _________________________________________________________

С условиями конкурса ознакомлены.

Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.

Задачи:

  1. изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
  2. расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению;
  3. развивать творческие способности;
  4. оказать семье информационную помощь;
  5. выявить самую читающую семью.

Домашнее задание оценивается в баллах, которые добавляются к оценкам, заработанным в конкурсных заданиях викторины.

При оценке домашнего задания выделяются следующие критерии:

  1. за эстетичность оформления книги;
  2. за сложность в ее изготовлении;
  3. за творческие идеи;
  4. за содержательность книги.

Конкурсные задания проводятся разными способами: использование презентаций, работа с иллюстрациями, устные и письменные ответы,творческие задания и т.д.
Викторина предполагает проведение следующих конкурсов: «Пословицы о книге и чтении»,«Писатели и поэты», «Отгадай художника»,«Литературная викторина», «Волшебное средство»и «Путаница», «Угадай сказку», «Творческий конкурс».

По своему усмотрению библиотекари могут выбирать для конкурсов №2, №3, №6 («Писатели и поэты», «Отгадай художника», «Угадай сказку»)портреты писателей, иллюстрации художников,картинки к сказкам. Выбранный мною материал для данных конкурсов выслать нет возможности, так как презентации очень объемные, т.е. больше 3 Мб.

Жюри подводит итоги, каждая семья награждается грамотами и памятными подарками.

Предварительная работа: разработка положения о конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья»: цель, задачи, форма проведения (см. Приложение 1 ).

Материалы: иллюстрации к литературным произведениям, фамилии художников, презентация с портретами писателей и к конкурсу «Угадай сказку», листочки с заданиями, ручки, пластилин,пластинки, стеки, досочки, подарки.

Зал празднично украшен. За столиками расположились семьи – участницы викторины.

Библиотекарь: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашей школы – сада.

Выходит мальчик, читает стихотворение :

Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный – тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!

(И. Токмакова)

Библиотекарь: Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М.Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».
А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему«Презентация моей читающей семьи».

Семьи представляют свою семью, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека и т.д.

Библиотекарь: Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения. А сейчас первый конкурс .
Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их как можно больше.
(«Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания – из книги», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь»,«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека»,«Прочел новую книгу – встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.)

Конкурс № 2. «Писатели и поэты»

– У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов,а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я.Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н.Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен. )

Конкурс № 3. «Отгадай художника»

– Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации.Сейчас вам будут представлены иллюстрации разных художников и фамилии этих художников.Ваша задача – правильно подобрать иллюстрации к фамилии художника. (М. Врубель, В. Васнецов, И.Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич )

Конкурс № 4.Литературная викторина для детей и родителей

Вопросы для детей (родители помогают):

  1. Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар )
  2. Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф )
  3. Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица )
  4. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Чвостом )
  5. Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
  6. Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть )
  7. Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом )
  8. Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке )
  9. Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда )
  10. Что болело у бегемотиков? (Животики )
  11. Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа )
  12. Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир )

Вопросы для родителей :

  1. Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка )
  2. Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм )
  3. Какому автору принадлежат строки:

«А вы друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь» (Крылов )

  1. Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь )
  2. В чем была сила Черномора? (В бороде )
  3. Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность» )
  4. На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет )
  5. В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет )
  6. Что потерял Питер Пен? (Свою тень )
  7. Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни )
  8. На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад )
  9. Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три )

Конкурс № 5. «Волшебное средство» и«Путаница»

Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.

Волшебное средство:

  1. у Буратино (золотой ключик )
  2. у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик )
  3. у Оле-Лукойе (зонтик со снами )
  4. у солдата из сказки Андерсена (огниво )

Путаница:

  1. Наша Маша громко плачет:
    Уронила в речку мячик. (
    Таня )
  1. Идет медведь , качается,
    Вздыхает на ходу:
    «Ох, доска кончается,
    Сейчас я упаду» (
    Бычок )
  1. Жил старик со своею женою
    У самого синего моря. (
    Старухой )
  1. Плутовка к дереву
    На цыпочках подходит.
    Вертит хвостом,
    С
    лягушки глаз не сводит… (Вороны )

Конкурс № 6. «Угадай сказку»

В презентации представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:

  1. Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот, девочка – «Приключения Алисы в стране чудес»;
  2. Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;
  3. Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;
  4. Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-всве-все…»
  5. Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;
  6. Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Заключительный конкурс «Творческий»

Библиотекарь: Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат пластинки и пластилин, ваша задача: вылепить на пластинке вашего любимого литературного героя.Успехов в работе!

В конце конкурса жюри подводит итоги, каждая семья получает небольшой памятный подарок .


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

__________________________________________________

«Папа, мама, я – читающая семья»

Семейный конкурс литературного чтения

Составила:

Даминова Алия Ураловна,

Педагог - библиотекарь

МБОУ СОШ №2

2016г

Цели :

    Прививать любовь к чтению художественной литературы;

    Сплотить коллективы детей и родителей, помочь им лучше узнать друг друга, обратить внимание взрослых на то, чем интересуются их дети, что они читают;

    Развивать познавательную активность детей;

    Цель: Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Выявление интеллектуальных и творческих способностей детей и их родителей, развитие чувства солидарности и здорового соперничества.

    Задачи :

    Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения.

    Расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению.

    Вовлечь родителей в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

    Оказать семье информационную помощь.

    Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге.

Оборудование : компьютер, проектор, жетоны.

Предварительная работа :

    Разработка положения конкурса «Папа, мама, я – читающая семья»

    Оформление выставки художественной литературы «Мои любимые сказки».

    Подготовка заданий для конкурса.

    Подборка музыкального оформления к конкурсу.

    Подготовка грамот для награждения.

Аудиозаписи: песни Г. Гладкова «Читайка», песни «Тот, кто любит читать».

Ход мероприятия

Команды и их болельщики занимают свои места. Звучит записи песни «Песенка читателей», «Тот, кто любит читать - песня для юных читателей». Слайд 1,2

Библиотекарь : слайд 3

Добрый день, уважаемые родители, гости, учителя! Дорогие дети!

Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу

Для начала я бы хотела, чтобы вы отгадали загадку: слайд 4

Склеена, сшита, без дверей,

А закрыта,

Кто её открывает,

Тот много знает.

Слайд 5 . Вот именно книга и собрала нас всех сегодня здесь на конкурсную игру «Папа, мама, я – читающая семья».

Выходит _________, читает стихотворение:

Когда мне книжечку читает мама,

Совсем не то, что сам себе читаю.

Хотя я буквы все прекрасно знаю,

И «Айболита» сам уже прочел.

Но если мама с книжкой сядет рядом,

Как эту книжку слушать интересно!

Как будто в рубке капитан отважный,

Который не боится злых пиратов,

Как раз и есть я сам!

Или хожу в дозор я на границе,

Или в ракете направляюсь к Солнцу,

И космонавт бесстрашный – тоже я.

Прошу тебя, ты почитай мне, мама,

Сегодня я как будто стану птицей

И бедную Дюймовочку спасу!

Не только в саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

(Стук в дверь)

Вот кто-то к нам

Стучится в дверь,

И двери открываются.

Ты хочешь верь

Или не верь –

Сюрпризы начинаются.

Читайка : Здравствуйте, дети! Здравствуйте родители! А что вас привело сюда? Да, действительно.

Книга поможет

Узнать обо всем:

Про одежду и дом,

Про собаку и кошку.

Про всех понемножку.

В веселых стихах,

О разных часах;

О числе и о счете

Тоже прочтете.

О мудрости древней

Про лето в деревне.

Веселые стихотворения

Про изобретения,

Про случаи в школе

И про добычу соли.

Всего и счесть.

Советую вам прочесть.

(Звучит запись песни Г.Гладкова «Читайка)

Дорогие дети, уважаемые взрослые, я думаю, вы много читаете и поэтому для вас все сегодняшние конкурсы будут по плечу. А я очень люблю умных и начитанных, глядишь и сам что-нибудь новенькое узнаю.

Библиотекарь :

Дорогие гости!

Читайка будет сегодня моим помощником.

А сейчас я представлю участников, а впрочем, они сами и представят себя и расскажут нам о своих любимых книжках.

Эти семейные команды познакомят нас с миром своих увлечений, и мы убедимся, что они любят не только читать, но и применять полученные знания в жизни. А чтобы оценить все качества участников, нужны судья. Я с удовольствием объявляю имена авторитетного жюри.

    ___________________________________________________________

    ____________________________________________________________

И так, кажется все предусмотрено. Команды готовы? Жюри на месте? А вы уважаемые болельщики, готовы?

Ну, тогда дорогие участники я желаю вам удачи, и мы начинаем наш праздник!!!

Конкурс №1. «Визитная карточка моей читающей семьи» слайд 6

Домашнее задание, где они должны рассказать о своей семье, о своих увлечениях, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека. Нет на свете одинаковых детей и родителей, каждая семья интересна по-своему. Давайте же убедимся в этом. На этот конкурс отводить по 4 минуты.

Оценивается этот конкурс по 5 балльной системе.

Итак команды просим вас.

Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения.

Теперь уважаемые конкурсанты следующий конкурс:

Конкурс №2. «Сколько?». Слайд 7

Я буду по очереди задавать вам вопросы вы должны отгадать, сколько чего или кого было в данной сказке?

За каждый правильный ответ жюри присуждает по одному баллу.

Слайд 8

    Сколько сказочных героев тянуло репку? (6) Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка

    Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? (12 месяцев)

    Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? (4 животных). Осел, собака, кошка и петух

Слайд 9

    Сколько козлят похитил волк? (6 козлят)

    Сколько лет было дяде Федору, когда он научился читать? (4 годика)

    Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4 просьбы) (корыто, изба, дворянка, царица).

Слайд 10

    Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино?(5 монет)

    Сколько героев предлагали Дюймовочке выйти замуж? (4) сын жабы, майский жук, крот и король эльфов.

    Сколько мартышек составляют длину удава? (5)

Слайд 11

    Сколько лет спала спящая красавица? (100)

    Сколько лет жил старик со своей старухой у самого синего моря? 30 лет и 3 года

    Сколько лет крокодилу Гене? (50 лет)

Слайд 12

    Скольких разбойников перехитрил Али-Баба?(40)

    Сколько героев хотели съесть колобка? Ответ: Шесть.

    Сколько человек тянуло репку? (Три)

    Сколько желаний исполняет волшебная палочка?(Три)

Конкурс для болельщиков «Буква» Слайд 13

Пока жюри подводит итоги, мы поиграем с болельщиками.

Я вам буду называть любую букву алфавита вы мне имя сказочного героя на сказанную букву. Например, «А» - Айболит, «Б» - Буратино, … «Я» - Яга. За правильный ответ получаете по жетончику от Читайки.

Начали. Имя сказочного героя на букву СЛАЙД 14

В - Василиса Прекрасная, Винни-Пух, Водяной, Варвара краса-Длинная коса

З - Золушка, Золотая рыбка

Ч - Чиполлно, Чудо-юдо, Чебурашка

Конкурс № 3. «Блиц-опрос». Конкурс для капитанов команды. Слайд 15

    Что потерял ослик Иа? (Хвост)

    Девочка, у которой голубые волосы.(Мальвина)

    В какой стране Буратино закопал свои монеты? (В стране Дураков)

    Из чего сделана Снегурочка? (Из снега)

    Какое яичко снесла Курочка Ряба? (Золотое)

    Кто разломал теремок? Ответ: Медведь.

    Кто тянул репку последним? Ответ: Мышка.

    Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)

Молодцы!!!

Пока жюри подводит итоги. Мы пока поиграем с болельщиками.

Конкурс для болельщиков «Блиц - опрос» Слайд 16

    Что болело у бегемотиков? (Животики )

    Как зовут крысу старухи Шапокляк? (Лариска)

    Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом )

    Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)

МОЛОДЦЫ!!! Давайте дадим слово жюри.

Конкурс № 4. «К каким героям сказок принадлежат эти вещи?». Конкурс для мами пап». Слайд 17

Дорогие наши папы и мамы вот и пришло время вам.

Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать к какой сказке принадлежат эти вещи? Получите еще по одному дополнительному баллу, если назовете еще и автора.

    Слайд 18.

Горошина . «Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсен

Топор. «Каша из топора» Русская народная сказка

    Слайд 19

Хрустальная туфелька «Золушка» Ш.Пьерро

Кремень. «Огниво». Г.Х.Андерсен

    Слайд 20

Цветочек. «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков

Рыба-щука . «По щучьему веленью по моему хотенью» русская народная сказка

    Слайд 21.

Зеркальце . «Сказка о мертвой царевны и семи богатырях» А.С.Пушкин

Полено. «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстой

Спасибо большое. Вы пока присядьте, чуть-чуть отдохните, пока жюри подводит итоги мы поиграем с болельщиками.

Конкурс для болельщиков «Транспорт» Слайд 22

Не которые сказочные герои имели свой транспорт. Давайте вспомним о них. Я буду называть по очереди сказочного героя, а вы его «авто».

    Емеля - печка

    старик Хоттабыч - ковёр-самолёт

    Иван-дурак -"конёк-горбунок

Молодцы!!! Давайте выслушаем наше жюри и перейдем к следующему конкурсу.

Конкурс № 5. «Писатели и поэты». Слайд 23

Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии. Этот конкурс жюри оценивает за каждый правильный ответ по 1 баллу.

    Самуил Яковлевич Маршак слайд 24

    Сергей Владимирович Михалков слайд 25

    Шарль Перро слайд 26

    Александр Сергеевич Пушкин слайд 27

    Носов Николай Николаевич слайд 28

    Эдуард Успенский̆ слайд 29

    Агния Барто слайд 30

    Ганс Кристиан Андерсен слайд 31

Конкурс для болельщиков «Дополни имя сказочного героя » Слайд 32

Сказочные герои часто носят длинные имена. Я вам буду говорить только часть имени, а вы должны назвать полное имя героя.

За правильно угаданного героя вы получаете жетончик от Читайки

Кощей… (Бессмертный)

Спящая…(красавица)

Змей…(Горыныч)

Баба- …(Яга)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Козловская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновский муниципальный район

Воронежская область.

Викторина:

«Мама, папа, я – читающая семья»

Село Козловка

Викторина «Мама, папа, я – читающая семья».

Цели и задачи:

1. способствовать формированию у участников викторины интереса к семейному чтению.

2. Воспитывать любовь к чтению и книге.

Участники: команды от 5,6,7,8 классов.

Библиотекарь: бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании подрастающего поколения. Еще А. М. Горький писал «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили бы на все детские «почему».

Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. С начитанным человеком всегда приятно поговорить, потому как в своей речи он использует цитаты из разных произведений.

Сегодня мы проведем викторину «Мама, папа, я – читающая семья».

Ученик и ученица:

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слых а ла земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила «я»

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос, подруга моя?

-«Я, я, я» - Ева молвила «я».

Сказала она знаменитых семь «Я»

И так на земле появилась семья.

Дорогие наши участники, предоставляем слово вам (представление команд)

Давайте познакомимся со справедливым жюри.

1 конкурс.

Конкурс “УГАДАЙКА”

1.Это отпетые мошенники. Молодая рыжая, очень льстивая особа и ее упитанный усатый спутник. Они дурачат всех, кто встречается им на пути. Одного мальчика уговорили закопать золотые монеты в землю.

(Лиса Алиса и кот Базилио. А.Н. Толстой. “Золотой ключик или приключения Буратино”.)

2. Эта сказочно красивая, но очень хитрая и коварная особа совершила тяжкое преступление: на поле брани она погубила двух молодых братьев, а потом добралась и до отца.

(Шамаханская девица. А.С. Пушкин. “Сказка о золотом петушке”.)

3.Три злоумышленницы, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена,мать с сыном – жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло было побеждено.

(Ткачиха с поварихой, сватьей бабой Баборихой.А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане….”.)

4.А этот бравый воин, настоящий кавалер,используя магическое средство, совершил противоправный поступок. При помощи волшебства юная особа высокого происхождения оказалась перенесенной во сне в комнату молодца (Солдат. Г.Х. Андерсен. “Огниво”.)

2 конкурс.

По три вопроса задает ведущий каждой команде.

1) Из какой они сказки: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка (Ховрошечка»)

2) Какая сказка заканчивается такими словами « «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? (А.С Пушкин « Сказка о золотом петушке»

3) Что сильнее всех в сказке «Репка» (Дружба)

4) Как звали котенка в рассказе Н.Носова «Живая шляпа» ? (Васька)

5) Как звали мышей из мультфильма про кота Леопольда? (Серый и белый)

6) Сколько раз ходил старик из сказки А.С Пушкина к синему морю? (6)

7) Кто питался мочалками? (крокодил)

8) Кто на соревнованиях по прыжкам через яму поплатился за свое обжорство? (волк)

3 конкурс.

«Аукцион пословиц о книге, о чтении» кто больше.

4 конкурс.

Продолжить стихотворение.
1)Мистер – Твистер
Бывший министр…
2) В доме 8 , дробь 1
У заставы Ильича…
3) Я – великий умывальник...
4) Ищут пожарные,
Ищет милиция…
5) У Лукоморья дуб зелёный...
6) Мы едем, едем, едем..
7) Мама спит, она устала...
8) Идет бычок качается...

5 конкурс.

Конкурс на лучшее знание сказок.
1)Какую песенку пел Колобок?
2) Что пела коза своим семерым козлятам?
3) Что говорила Машенька, сидя в коробке у медведя за спиной?
4) Что говорил волк, опустив хвост в прорубь.

6 конкурс.

Сейчас младшие представители команд получат конверты, в которых находятся тексты известных нам всем стихотворений. Их задача – при помощи мимики, жестов, но без слов передать содержание стихотворения своей команде, которая должна угадать название и автора стихотворения. Представители команд, получите конверты с заданиями! И пока участники готовятся, жюри объявляет итоги первого конкурса …

7 конкурс.

«КНИЖНЫЙ АУКЦИОН»

На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. Книга – помощник, книга – товарищ, книга – спутник, книга – советчик, книга –чудо, книга – верный друг. Мы знаем о друзьях всё. Мы никогда не забудем имя друга, его привычки и вкусы. А так ли хорошо мы знаем книгу? Её автора, название, текст? Сейчас команды должны будут вспомнить произведения, в названиях которых есть числительные, а болельщики смогут блеснуть эрудицией и принести дополнительные баллы своей команде. Итак, сначала названия произведений и их авторов вспоминают команды. В порядке очерёдности, по одному названию, а затем болельщики дополняют. Задание понятно? Например, «Три мушкетёра» А.Дюма.

8 конкурс.

Приготовились и сосредоточились:

Какая рыба называется именем человека? (Карп).

Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Вероника, Иван – да- Марья).

Какая птица носит название танца? (Чечётка).

Какая птица носит фамилию известного писателя? (Гоголь).

В названии какой птицы сорок букв? (Сорока).

Какие города носят названия рыб? (Судак, Калуга).

Какие города носят названия птиц? (Орёл, Сокол).

Какое слово всегда пишется неправильно? (неправильно).

9 конкурс.

«СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК»

Следующий конкурс посвящён сказкам. Команды с новыми силами вступают в борьбу. Итак, викторина по сказкам:

1. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон. (Царевна – Лягушка).

2. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (Метла Бабы Яги).

3. Вспомните сказочника, у которого был свой конёк (Ершов).

4. Как называется русская народная сказка, в которой рассказано о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок).

5. Как называется деталь женского туалета, в которой помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукав).

6. Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Волшебный клубок).

7. Назовите имя сказочного героя, жившего так давно, что уже никто этому не верит. (Царь Горох).

8. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

9. Какую награду за подвиг обещают цари сказочным героям?(Полцарства и дом).

10. Что является высочайшим достижением сказочного общепита? (скатерть – самобранка).

11. Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего от смеха при виде неквалифицированного построенного моста.(Пузырь).

12. Назовите фамилию братьев – сказочников, талантливо огласивших успех одного старинного инструментального ансамбля. (Братья Гримм).

13. Как называется сказочный индивидуальный летательный аппарат многоразового использования? (Ступа).

14. В какой русской народной сказке описана дружная жизнь в коммунальной квартире? (Теремок).

15. Какой исходный продукт необходим для варки сказочной каши? (Топор).

16. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила баснословно дорого. (Царевна Несмеяна).

10 конкурс.

Каждая команда получает карточку и старается в течение трех минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений (1 балл за произведение, 1 балл за автора)

Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);

Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);

Чемоданчик (“Доктор Айболит” К. И. Чуковский);

Мячик (“Игрушки” А. Л. Барто);

Туфелька (“Золушка” Ш.Перро);

Сапог (“Кот в сапогах” Ш. Перро);

Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);

Горошина (“Принцесса на горошине” Г.Х. Андерсен)

Резервные вопросы (Игра со зрителями)

    Какие сказки принадлежат перу А.С. Пушкина? (“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о Золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”, “Руслан и Людмила”).

    Как звали друзей Винни-Пуха? (Пятачок, Ослик Иа, Сова, Тигра, Кенга).

    Какие имена имели гномы в сказке “ Белоснежка и семь гномов? (Понедельник, Вторник, Среда и т.д.).

    Какие сказы были сочинены П.П. Бажовым? (“Медной горы Хозяйка”, “Серебряное копытце”, “Малахитовая шкатулка”).

    Какие пять романов о Натти Бампо по прозвищу кожаный чулок написал американский писатель Фенимор Купер? (“Прерия”, “Зверобой”, “Следопыт”, “ Пионеры”, “Последний из могикан”).

    Назовите врагов Чиполлино в сказке Джанни Родари? (Сеньор Помидор, Принц Лимон, Барон Апельсин, Герцог Мандарин, Графиня Вишня).

    В названии, каких повестей и романов, созданных русскими и зарубежными писателями, можно прочитать фамилию и имя главного героя? (“Евгений Онегин”, “Тарас Бульба”, “Анна Каренина” и др.).

    Какие русские писатели носили двойную фамилию? (Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Соколов-Микитов).

    Какие фантастические произведения были созданы англичанином Г. Уэллсом? (“Машина времени”, “Война миров”, “Человек – невидимка”).

    Какие популярные до сих пор фантастические повести написал Александр Беляев? (“Голова профессора Доуэля”, “Человек-амфибия”, “Продавец воздуха”).

    Как зовут литературного героя, который посеял деньги? (Буратино)

    Как называется сказочный театральный роман? (“Золотой ключик”)

    Из какой книги пришла к нам обширная, но карликовая страна? (“Путешествие Гулливера” Свифта)

    Как звали капитана, которого выводили “в люди” собственные дети? (Капитан Грант)

    Как зовут дядю Сергея Михалкова? (Дядя Стёпа)

    Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

Спасибо всем! Если вам сегодня было интересно и весело, мы очень рады. Пусть эти конкурсы ещё не раз повторятся в ваших семьях на домашних праздниках, пусть возникнут варианты из тех или иных заданий. И пусть всегда к вам на помощь приходит КНИГА!

Мне хочется, чтобы вы всегда помнили слова Ф.М.Достоевского: «Когда я вижу … как люди, не зная куда, девать своё свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь»

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной странички из новой книги.

Подведение итогов.

Награждение.

Дорогие друзья! Благодарим вас за то, что пришли к нам, и надеемся, что мы ещё не раз встретимся с вами.

Гуйбан Татьяна ПетровнаГБОУ СОШ №1 с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской областиУчитель начальных классов

Условия игры . Каждой команде задаётся вопрос. За каждый правильный ответ выдаётся жетон. Та команда, которая наберёт наибольшее количество жетонов, становится победителем игры. В жюри выбираются родители и дети из зрителей, а также присутствующие на празднике учителя. Ведущий представляет участников семейных команд.

Р а з м и н к а.

(Дается I минута, за это время нужно дать как можно больше правильных ответов на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ - I очко.)

Вопросы к команде 1 :

1. «Бедный поп подставил лоб». Кому? (Балде.)

2. Жилище Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

3. Второе название скатерти. (Самобранка.)

4. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)

5. Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет? (Ступа.)

6. Что потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку.)

1. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя.)

8. Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала.)

9. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники.)

10. Кукла из театра Карабаса Барабаса. (Мальвина.)

11. Художник из цветочного города. (Тюбик.)

12. Медведь, обучающий Маугли Закону Джунглей. (Балу.)

13. Веселый человечек - луковка? (Чиполлино.)

14. Лиса - спутница кота Базилио? (Алиса.)

15. Мальчик, у которого самый лучший в мире Друг. (Малыш.)

16. Прозвище дяди Степы? (Каланча.)

17. Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля.)

18. Содержимое Страшилы? (Солома.)

19. Крокодил, друг Чебурашки? (Гена.)

20. Кто такой дядя Федор? (Мальчик.)

Вопросы к команде 2:

1. Герой рассказа В. Драгунского «Шляпа гроссмейстера»? (Денис.)

2. Шарманщик, смастеривший Буратино? (Папа Карло.)

3. Кенгуру из повести - сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все»? (Кета.) -

4. Музыкант из цветочного города? (Гусля.)

5. Царь из сказки А. Пушкина? (Салтан илиДодон.)

6. Крыса старухи Шапокляк? (Лариска.)

7. Великий и ужасный? (Гудвин.)

8. Оружие железного дровосека? (Топор.)

9. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка.)

10. Герой русской народной сказки, который поймал необыкновен­ную щуку? (Емеля.)

\ 1. Почтальон деревни Простоквашино? (Печкчн.)

12. Товарищ Соломинки и Уголька из сказки братьев Гримм? (Бо­бовое зернышко.)

13. Пантера, друг Маугли? (Багира.)

14. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка.)

15. Кто говорил волшебные слова: «Лети, лети, лепесток, через север на восток», (Женя.)

16. В кого превратилось чудище из сказки С. Аксакова? (В принца.)

17. Кем стал гадкий утенок? (Лебедем.)

18. Какое волшебное средство есть у Алладина? (Лампа с джином.)

19. На чем совершили необыкновенное путешествие вокруг света капитан Врунгель, Лом и Фукс? (На яхте «Беда».)

20. Кто попал в Зазеркалье? (Алиса.)

Конкурс «Добавь нужное слово»:

1. Сказка Ш. Перро «Красная...» (шапочка).

2. Сказка Ш. Перро «Синяя...» (борода).

3. Рассказ В. Осеевой «Синие...» (листья).

4. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...» (курица).

5. Рассказ А. Куприна «Белый...» (пудель).

6. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый...» (туман).

7. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...» (шейка).

8. Рассказ В. Бианки «Оранжевое...» (горлышко).

Конкурс «Соедини героев книг с их авто­ рами» (Каждой команде выдается список., выполняют на листах).

I команда

/ столбик II столбик

Дениска Кораблев К. Булычев

Алиса Селезнева Л. Лагин

Хоттабыч П. Бажов

Незнайка А. Барто

Серебряное копытце В. Драгунский

Вовка - добрая душа Н. Носов

Муха-цокотуха Э. Успенский

Крокодил Гена К. Чуковский

( Ключи: Дениска Кораблев - В. Драгунский, Алиса Селезнева –

К. Булычев, Хоттабыч - Л. Лагин, Незнайка - Н. Носов, Серяброе

копытце - П. Бажов, Вовка - добрая душа - А. Барто, Муха-цокоту­ха

К. Чуковский, Крокодил Гена - Э. Успенский.)

2 команда

/ столбик II столбик

Чипполино С. Михалков

Дядя Степа Н. Некрасов

Айболит Д. Родари

Саша К. Чуковский

Балда Г.Х. Андерсен

Человек рассеянный Э. Успенский

Дюймовочка А. Пушкин

Чебурашка С. Маршак

(Ключи: Чипполино - Д. Родари, Дядя Степа - С. Михалков, Айбо­лит –

К. Чуковский, Саша - Н. Некрасов, Балда - А. Пушкин, Человек

рассеянный - С. Маршак, Дюймовочка - Г.Х. Анднрсен, Чебураш­ка

Э. Успенский.)

В это время игра со зрителями «Узнай литературного героя»

Угадай литературного героя

1. Многим долго не известный, стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовётся…
(Чиполлино). 2. Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерть ткала, шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая). 3. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей.
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор…
(Айболит). 4. Он весел и незлобен, этот милый чудачок.
С ним хозяин мальчик Робин и приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник! И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник, медвежонок…(Винни-Пух).
5. Он дружок зверям и детям. он живое существо. Но таких на белом свете больше нет ни одного. Потому что он не птица, не тигренок.не синица. Не котенок, не щенок,не волчонок, не сурок. Но заснята для кино и известна всем давно Эта милая мордашка, что зовется.....(Чебурашка). 6. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя )
7. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, простившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка )
8. С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино )
9. На сметане мешен,
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (Колобок ).
10. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее? (Красная шапочка ).
Конкурс «Кто потерял эти вещи?»:

    Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);

    Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);

    Скорлупа грецкого ореха; (“Дюймовочка Г.Х. Андерсен);

    Сапог (“Кот в сапогах” Ш. Перро);

    Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);

    Горошина (“Принцесса на горошине” Г.Х. Андерсен)

    Золотой ключик ( Буратино, “Золотой ключик или приключения Буратино”, А.Толстой ).

    Посылка (почтальон Печкин, “Дядя Фёдор, пёс и кот”, Э.Успенский ).

    Корзинка с пирожками (Красная Шапочка, “Красная Шапочка”, Ш.Перро ).

    Хрустальная Туфелька (Золушка, “Золушка”, Ш.Перро ).

    Перо Жар-птицы (Иванушка, “Конёк-Горбунок”, П.Ершов ).

    Аленький цветочек ( Настенька, купец или Чудище, “Аленький цветочек”, С.Аксаков ).

    Зеркало (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

    Золотое яичко. (Русская народная сказка «Курочка Ряба».

    Разбитое корыто. (А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке »).

Семейное чтение скороговорок.
Коси коса, пока роса. Коса долой и мы домой. Везет Сеня с Саней Соню на санях. Бобры добры, бобры бодры. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Дом у дуба. дуб у дома. Шесть мышат в шалаше шуршат. Сшила Саша Сашке шапку.

Конкурс для родителей “Продолжи стихотворение

А.Л. Барто Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение…
(Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения. )
С.Я. Маршак Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!…
(Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить ).
К.И. Чуковский У меня зазвонил телефон… (- Кто говорит?
- Слон… )
С.В. Михалков Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал…
(Дело было вечером,
Делать было нечего ).

Задание: “Найди лишнее”

Детям предлагается 2 плаката, на каждом из которых написаны названия 4 сказок и их авторы. Учащиеся должны исключить “лишнюю” сказку и обосновать свой выбор. За каждый правильный ответ команда получает по 1 очку. Задание для 1 команды: Конёк- Горбунок” П.Ершов.
“Аленький цветочек” С.Аксаков.
“Волк и семеро козлят” народная.
“Рикки-Тикки-Тави” Р.Киплинг. Варианты ответов: “Волк и семеро козлят” (народная, остальные авторские), “Аленький цветочек” (в этом названии упомянуто растение, а в остальных – животные), “Конёк Горбунок” (сказка в стихах, остальные – в прозе), “Рикки-Тикки-Тави” (зарубежная литература), “Волк и семеро козлят” (в названии упомянуто несколько персонажей, а в остальных – по одному) и так далее. Задание для 2 команды: Дюймовочка” Г.-Х.Андерсен.
“Русалочка” Г.-Х.Андерсен.
“Стойкий оловянный солдатик” Г.-Х.Андерсен.
“Золушка” Ш.Перро. Варианты ответов: “Золушка” (сказка Ш.Перро, а остальные - Г.-Х.Андерсена), “Стойкий оловянный солдатик” (в названии персонаж мужского рода, а в остальных названиях – женского), “Русалочка” (морская жительница, остальные живут на суше), “Золушка” (человек, остальные – сказочные существа) и так далее.