Главная · Горло · Сообщение о роли науки в современном обществе. Роль науки в обществе

Сообщение о роли науки в современном обществе. Роль науки в обществе


Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на создание, производство объективных знаний о самом человеке и окружающем его мире (природа, Вселенная в целом)

Наука - сложное, многостороннее и динамическое явление. Наука создавалась и развивалась не одним поколением людей, отличающихся яркой индивидуальностью и обстоятельствами их жизни (краткое изложение истории развития естествознания дано в главе 3 данного раздела). Исследователи, изучающие науку, рассматривают ее с различных сторон: как форму общественного сознания, особую деятельность человека, подсистему культуры, цивилизации, систему знаний, фактор общественного прогресса и т. д. Изучение науки с различных сторон позволяет понять специфику этого явления общественной жизни человека.

Если науку рассматривать как определенный вид деятельности, то следует указать следующие важные элементы этой деятельности: цель, задача, методы и результаты деятельности.

Великий философ, математик, логик, юрист, один из основателей естествознания и инициаторов создания академии в России Г. Лейбниц (1646-1716) определил цель науки следующим образом: "Цель науки - благоденствие человечеству, то есть преумножение всего, что полезно людям, но не ради того, чтобы затем предаваться безделью. А для поддержания добродетели и расширения знаний. Всякий талант обязан внести свою лепту".

Эта трактовка цели науки противопоставляется пониманию цели науки как чисто познавательной деятельности человека. Понимание цели науки как исключительно познавательной деятельности было характерно для науки до XVII в.

Приоритет в понимании науки как теоретической и методической основы практической деятельности людей и развития материального производства принадлежит английскому философу Ф. Бэкону (1561-1626).

В его работе "Новый органон" (1620) была разработана идея проекта новой науки, науки экспериментальной, связанной с материальным производством людей. Наука прошлого века на примере научно-технической революции (НТР) убедительно доказала правильность понимания цели науки, сформулированной философами и учеными XVII в. Однако это не означает, что достижения науки напрямую оказывают влияние на рост благосостояния людей в современном обществе (более 1 млрд. человек в современном мире живет на 1 доллар в день) и что наука отказалась от своей чисто познавательной функции или "науки ради науки". Использование достижений науки и ее дальнейшее развитие зависят сегодня от политических и других факторов.

Развитие науки связано с поиском решений определенных задач. Например, ученые XVII в. ставили перед собой задачу открытия законов механического движения, знание которых способствовало развитию практической механики. Сегодня наука выполняет следующие функции в развитии общества:

Познавательная функция (расширение знания об окружающем мире, обществе и человеке);

Практическая функция (развитие новых технологий в производительных силах общества);

Образовательная функция (создание новых технологий обучения);

Мировоззренческая функция (систематизация знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке).

Важным понятием для научной деятельности является понятие образца, идеала, к которому следует стремиться в познании окружающего мира (природы, Вселенной), общества и человека. Во все периоды развития науки ученые стремились к созданию истинного знания.

Истинное знание - это, грубо говоря, информация, которая адекватно отражает положение дел в самой исследуемой действительности, в мире, в котором живет человек.

Идеалом науки, по мнению большинства ученых, является истина. Другое дело, что понимать под истиной и каким образом ее можно достичь. Здесь существуют разные точки зрения. Некоторые ученые полагают, что в конце концов наука откроет все законы, господствующие во Вселенной, и на этом она закончится. В качестве аргумента приводится знаменитая фраза А. Эйнштейна о том, что как бы ни была сложна природы, тем не менее она открывает свои тайны ученому, вознаграждая его за неимоверные усилия и однообразный образ жизни.

Другие утверждают, что природа - неисчерпаемый источник познания и поэтому наука никогда не кончится. Эта точка зрения признает бесконечное количество законов, господствующих в мире. На самом деле, как говорят представители первой точки зрения, это не соответствует наблюдаемым фактам: природа поступает экономно, расчетливо, с завидной простотой.

Понятие истины в качестве научного идеала предъявляет жесткие требования к методу ее достижения и к результатам научной деятельности. Еще в XVII в. французский философ, математик, физик Р. Декарт (1594-1650) выдвинул следующие требования к научному методу познания:

Ничего не принимать за истинное, что не является ясным и очевидным;

Трудные вопросы делить на столько составных частей, сколько нужно для разрешения;

Начинать с исследования простых, удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;

Останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ни чего не упущено.

Требования Р. Декарта к научному методу оказали большое влияние на понимание науки как активной созидательной творческой деятельности. В дальнейшем метод научного познания стал пониматься как совокупность интеллектуальныхи материально-вещественных способов достижения истинных знаний в процессе развития научной деятельности.

К интеллектуальным способам относятся методы создания теорий, гипотез и моделей исследуемых объектов, а также разработки технологий создания измерительных приборов, установок для проведения экспериментов и наблюдений. К материально-вещественным способам относятся сами приборы, установки для проведения экспериментов и наблюдений. Такое понимание научного метода отражается в современной трактовке главных черт научных знаний в качестве результата научного познания.

Главные черты научных знаний

Новизна, открытие нового, неизвестного ранее отличают науку от других видов человеческой деятельности. Научное открытие - это как раз то событие в науке, в котором выражается новизна научных исследований. Выдающийся немецкий физик-теоретик М. Борн (1882-1970) предложил различать аналитические и синтетические открытия. Но прежде чем говорить о них, приведем одно из определений открытия, принадлежащее канадскому медику Г. Селье: "Открытие - это осознание факта существования чего-то непредсказуемого, но не обязательно очень важного. Для того чтобы стать значительным, открытие должно быть не только неожиданным, но и иметь обобщающий характер, т. е. быть приложенным к различным ситуациям. Только это сообщает ему подлинный характер".

Современное международное научное сообщество признает открытием создание различного типа технических приборов, установок различного типа, с помощью которых открываются принципиально новые перспективы развития научных исследований.

Аналитические открытия - это обнаружение новых явлений, объектов на основе вычислений признанной теории. Так, на основе закона всемирного тяготения И. Ньютона (1642-1727) была вычислена траектория планеты Уран. Эти вычисления указывали на существование за Ураном объекта, масса которого влияет на траекторию движения Урана. Используя эти вычисления, астрономы открыли планету Нептун.

Синтетические открытия - это открытия, которые связаны с принципиально новым пониманием уже устоявшихся в науке принципов и понятий. Теория относительности А. Эйнштейна (1879-1955) является примером синтетических открытий, поскольку она дает совершенно новое понимание таких понятий науки XVII-XIX вв., как пространство, время, масса, сила тяготения и энергия. Кроме указанных выше видов открытий, существуют так называемые неожиданные открытия. Это обнаружение явлений и объектов, для объяснения которых на момент их обнаружения наука не располагает необходимыми знаниями. В 1896 г. французский физик А. Беккерель (1852- 1908) обнаружил случайным образом явление самопроизвольной радиоактивности (радиации). Однако это явление получило свое объяснение лишь в 40-х годах прошлого века.

Незавершенность. Здесь речь идет о том, что каждая исторически сложившаяся система научных знаний не может быть полной и завершенной.

Объективность и интерсубъективность научных знаний. Например, формула А. Эйнштейна Е= тс 2 ничего не говорит об индивидуальности ее автора, его чувствах и переживаниях. Эта формула выражает объективный факт связи массы материального тела и сконцентрированной в нем энергии.

Эмпирическая и теоретическая воспроизводимость. Если установлен научный факт в результате наблюдения и эксперимента, то этот факт может быть воспроизведен, проверен другим исследователем или группой исследователей при наличии соответствующей квалификации и методики. Теоретическая воспроизводимость или доказательность означает, что теорема, доказанная одним исследователем, может быть доказана другим исследователем, имеющим аналогичную квалификацию.

Согласованность и целостность научных знаний. Ранее доказанные научные знания согласуются с новыми знаниями с указанием, при каких условиях их достоверность подтверждается. Например, при движении материального тела со скоростью существенно меньше скорости света (300 000 км/с) справедлива классическая механика.

Внутренняя непротиворечивость и внешняя оправданность (критерий А. Эйнштейна). Научные знания не должны быть внутренне противоречивыми (допускать противоречащие друг другу утверждения внутри, например, теории или эксперимента). Внешняя оправданность означает, что научные знания не должны быть умозрительными, они должны объяснять явления объективного мира. Этот критерий относится и к математике, в которой внешняя оправданность означает направленность математических знаний на решение проблем математического содержания.

Операциональность. В науке большую роль играют различные способы измерения и отображения в форме моделей объектов исследования. Измерение является важнейшей чертой научных знаний. Умение измерять объект исследования открывает путь к пониманию его природы.

Общедоступность, универсальность научных знаний. Научный метод как способ производства научных знаний является доступным широкому кругу людей разных рас и национальностей. Ему можно обучать.

Роль науки

Крупномасштабное и многостороннее влияние науки на современное общество наиболее полно проявилось в научно-технической революции (НТР), которая началась с середины прошлого века и продолжается сегодня. НТР - это качественное преобразование производительных сил ряда промышленно развитых государств на основе превращения их научно-технического потенциала (НТП) в ведущий фактор развития экономики и социальной сферы этих стран.

В содержание понятия НТП входят: кадровый ресурс науки (люди занимающиеся наукой), а также вся совокупность, система условий, способствующая эффективному развитию науки и техники в соответствующей стране (финансовые, правовые, организационные, управленческие и многие другие). НТР убедительно показала, что социальное развитие государства (благосостояние граждан) определяется во многом не его природными ресурсами, а располагаемым научно-техническим потенциалом. Примером здесь может быть Япония. Сегодня в связи с развитием мировой системы разделения труда ведется острая дискуссия о роли мирового НТП в обществе. Некоторые ученые полагают, что наука имеет интернациональный характер, поэтому не важно, в какой стране работает ученый. Отток научных кадров из нашей страны рассматривается ими как нормальное явление. Другие ученые придерживаются противоположной точки зрения: "утечка мозгов" из страны делает Россию неконкурентоспособной на мировом рынке высоких технологий. Они правы, сегодня ведется напряженная борьба за первенство в разработках новых высоких технологий. Об этом свидетельствуют современные затраты на науку. В 2001 г. Россия на развитие науки (включая гуманитарные) затратила 1 млрд. долларов США, в то же время "семерка" (США, Япония и другие) - 500 млрд. долларов.

Можно сказать, что ученые, обеспокоенные "утечкой мозгов" из России, более реалистичны, чем первые. Надо подчеркнуть, что в СССР уделялось большое внимание развитию НТП, правда, приоритет придавался военным разработкам. В 1985 г. в СССР в сфере науки было занято 4,5 млн. человек, из них 1,5 млн. человек являлись научными работниками (исследователями). Это было почти в 2 раза больше численности ученых и инженеров в тот период в США. Многие ученые в СССР были заняты в системе образования - высшей школе (33,7% от общего числа научных работников). В СССР было 2,7 тыс. академиков и членов-корреспондентов, 44,6 тыс. докторов наук и 462 тыс. кандидатов наук.

В настоящее время многие молодые ученые России работают в промышленно развитых странах, тем самым создаются демографические и другие проблемы развития НТП нашей страны.

Вклад наших ученых в развитие научно-технической революции получил мировое признание. Нобелевская премия присуждена следующим отечественным ученым: 1904 г. - И. П. Павлову (физиология), 1908 г. - И. И. Мечникову (медицина), 1957 г. - Н. Н. Семенову (химия), 1958 г. - П. А. Черенкову, И. М. Франку, И. Е. Тамму (физика), 1962 г. - Л. Д. Ландау (физика), 1964 г. - Н. Г. Басову и A.M. Прохорову (физика), 1978 г. - П. Л. Капице (физика), 2000 г. - Ж. Алферову (физика), 2003 г. - А. Абрикосову и И. Гинзбургу (физика). Рекордсменами среди нобелевских лауреатов в области естествознания и по другим областям (более 240 человек в прошлом веке) являются американцы. Однако большинство из них - это выходцы из Европы.

Наряду с Нобелевской премией существуют и другие премии, которые высоко оцениваются учеными всех стран. К 1980 г. советским ученым было присуждено более 3300 различных международных премий, включая такую престижную премию, как премия Международного математического союза из фонда Филдса. Д. Ч. Филдс (1863-1932) - канадский математик, создал фонд для поощрения молодых математиков.

Дискуссия о роли науки в развитии культуры

Начиная с эпохи Возрождения, многие деятели культуры, науки и философии связывали совершенствование природы человека, его общественной сущности с наукой: только любовь к истине, научный метод, требующий доказательства каждого утверждения, наука как общий язык человечества, ее логика могут предложить человечеству лучший путь, чем естественное вымирание вместе с гибелью Солнечной системы. Этот образ мысли получил название сциентизма от латинского слова "наука". Антисциентизм - это противоположная сциентизму точка зрения. Ярким представителем критики науки в России был Ф. М. Достоевский (1821-1881). Он считал, что претензии науки на создание новой культуры на основе научной рациональности являются опасными и выходят за рамки компетенции науки. Наука, в его понимании, важная, но не самая главная составляющая духовной культуры человека, которая основывается, как он полагал, на религии. Эта дискуссия продолжается и сегодня.



От других сфер общества? Каковы особенности учения как вида деятельности? Что означают понятия долга и чести?

Подумай : Почему роль науки в обществе постоянно возрастает?

Что такое наука? Вы уже знакомы со структурой духовной сферы общества. Одним из ее элементов является наука. Она возникла на заре истории человечества и существует и развивается вместе с развитием общества и человека.

Сегодня слово «наука» имеет несколько значений. Одно из них: наука - это особая система знаний. В отличие от личного опыта и здравого смысла наука имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Так, еще в далекой древности Аристотель попытался выделить основные начала (условия) существования всего в мире: форму, материю, причину, цель. Он же использовал логику как метод суждений, применимый к любой науке.

Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике , технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания. Например, только в медицине сегодня насчитывают более 300 научных дисциплин. С другой стороны, происходит и противоположный процесс - объединение наук, появление новых областей научного знания на стыке отдельных направлений: биохимии, генной инженерии и др.

В систему научного знания входят не только научные факты, доказанные и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, а также законы и теории, но и сами методы получения научных знаний - методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств. Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники.

Особенность науки проявляется и в том, что она стремится объяснять мир, используя особый язык - формулы, символы, знаки, понятия и т. п. Математика оперирует цифрами, химия - условными знаками, обозначающими химические элементы. Есть свои языки у информатики и т. п. Пользование искусственным языком позволяет отвлечься от несущественных признаков изучаемых объектов и сосредоточиться на наиболее важном и общем. Вы произносите слово «прилагательное», и все, кто знаком с грамматикой, понимают, что речь идет об одной из частей речи, обозначающей признаки предмета. Так же как в истории, слово «источник» означает не водный объект, а основу получения исторических сведений.

Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами - от логичного объяснения до сложных экспериментов с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.

Если рассмотренное нами значение слова «наука» отражает результаты деятельности ученых, то другое значение слова «наука» подразумевает особую сферу деятельности, в которой принимают участие миллионы людей. (В настоящее время научными исследованиями в мире занято не менее 5 млн. человек.)

Учеными принято называть людей, профессионально занятых научной деятельностью, «производством» научного знания. Конечно, в сфере науки заняты не только собственно ученые. Им помогают, их обслуживают лаборанты, администраторы, инженеры и т. п. Люди многих непосредственно связаны с этим особым видом производства. Современную науку невозможно представить себе без научных журналов, альманахов, справочников и т. п., которые редактируются, издаются, оформляются рисунками, схемами, чертежами. Важную роль в развитии современной науки играют СМИ, которые популяризируют ее достижения, освещают научные проблемы и т. д. Тем не менее сфера науки без ученых не может существовать и развиваться.

Из истории нам знакомы имена мудрецов, талантливых ученых, одержимых поиском ответов на сложные вопросы. Многие из них готовы были отдать жизнь ради истины. Можно вспомнить хотя бы судьбу Сократа или Джордано Бруно.

Позднее словом «академия» стали именовать объединения ученых. Наука представляет собой не только особую систему знаний, но и систему организаций и учреждений, в которых наука создается. У шла в прошлое времена ученых-одиночек, которые в тиши уединения были заняты поиском «философского камня». Постепенно возникали специализированные научные учреждения. Сначала ими были университеты, потом лаборатории, институты, академии, а позднее - научные центры и даже целые города. Научные учреждения создают рядом с собой целую инфраструктуру библиотеки , музеи, испытательные станции, ботанические сады и т. п.

Факты. Российская академия наук учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. Она воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. как высшее научное учреждение России. И настоящее время Российская академия наук (РАН) включает 9 отделений (по областям науки) и 3 региональных отделения, а также 14 региональных научных центров.

Кроме РАН в нашей стране существуют и другие государственные академии, в том числе Академия медицинских наук, Академия образования, Академия сельскохозяйственных наук. Научные исследования ведутся не только учеными академии, но и отраслевыми научно- исследовательскими институтами, а также научными коллективами высших учебных заведений. Это очень важно для формирования специалистов для будущих изысканий, поскольку ученые, занятые поиском нстинг.1, передают своим ученикам не только знания, но н исследовательские умения и тягу к исследованиям.

Современная наука выходит за рамки отдельных стран, и объединения ученых нередко включают специалистов определенной области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них - Нобелевская премия.

Факты . Среди наших соотечественников Нобелевской премии за научные достижения удостоены: Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Николай Николаевич Семенов, Павел Алексеевич Черенков, Илья Михайлович Франк; Игорь Евгеньевич Гамм, Лев Давидович Ландау, Николай Геннадьевич Басов, Александр Михайлович Прохоров, Андрей Дмитриевич Сахаров, Леонид Витальевич Канторович, Петр Леонидович Капица, Жорес Иванович Алферов, Виталии Лазаревич Гинзбург, Алексей Алексеевич Абрикосов.

Нравственные принципы труда ученого. Настоящими учеными являются не просто образованные и талантливые люди, добившиеся успехов в научных исследованиях. Большинство из них - люди с высокими моральными принципами.

Во все времена сообщество ученых отвергало плагиат - присвоение чужих идей. Скрупулезное следование истине, честность перед самим собой и другими отличают настоящих ученых, В отношении чести имени в большинстве своем ученые очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. История и современность дают немало примеров преданности ученых своей пауке, готовности жертвовать ради истины комфортом, свободным временем, а нередко здоровьем и самой жизнью. Честное имя и пауке ценится ничуть не меньше результата исследования.

Одной из самых важных этических проблем, с которой сталкиваются люди науки,- проблема последствий их работы. Неоднократно известные ученые делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использован нем достижений пауки в антигуманных целях.

Документ. Фрагмент из Манифеста Рассела - Эйнштейна , оглашенного 9 июля 1955 г. в Лондоне: «...Мы авторитетно заявляем, что сейчас может быть изготовлена бомба е 2500 раз более мощная, чем та, которая уничтожила Хиросиму. Такая бомба, если она будет изорвана над землей или под водой, посылает в верхние слои атмосферы радиоактивные частицы, Они постепенно опускаются и достигают поверхности земли в виде смертоносной радиоактивной пыли или дождя... Никто не знает, как далеко могут распространяться такие смертоносные радиоактивный частицы. Но самые большие специалисты единодушно утверждают, что война с применением водородных бомб вполне может уничтожить род человеческий…

Многие видные ученые и авторитеты в области военной стратегии не раз предупреждали об опасности... Мы убедились в том, что точка зрения специалистов на эту проблему не зависит в какой-либо степени от их политических взглядов. Она зависит только, как показали наши исследования, от степени знаний специалистов...

РЕЗОЛЮЦИЯ:

В связи с тем что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов».

(Манифест подписан одиннадцатью известными учеными мира, в том числе Альбертом Эйнштейном и Бертраном Расселом.)

Возрастание роли современной науки . Современная организация научных исследований заметно отличается от 1рипятых в XVII в. и даже в XX в. Первоначально наука ограничивалась функцией поиска истинного знания, а философия помогала понять и объяснить устройство мира в целом. Немало времени потребовалось науке для утверждения права формировать мировоззрение, установить с религией своего рода разграничение влияния. Сегодня без научных представ лени й существование духовной культуры невозможно.

Индустриальное общество потребовало от науки более тесной связи с производством , ориентации на развитие технических идей. В свою очередь наука получила от производства мощнейший импульс для развития в виде технического оборудования. Связь между наукой и производством стала не просто непосредственной, но и необходимой и для техники, и для науки. Многие научные идеи, рассматриваемые прежде только как идеальные и умозрительные, получили возможность проверки и подтверждения в результате развития технико-технологических возможностей общества. Путь от научной идеи до ее воплощения в техническое устройство заметно сократился. Фактически многие научные центры стали искать способы приближения своих новых достижений к непосредственному производству. Прогрессивной формой сотрудничества науки и производства стали так называемые технопарки.

Факты . Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х гг. XX в., когда был организован научно-производственный парк Стэнфордского университета (штат Калифорния). Университет нашел применение пустующему участку земли, который находился в его владении. Земля и помещения стали сдаваться в аренду автономным малым предприятиям и действующим компаниям, бурно развивающимся за счет военных заказов федерального правительства, для размещения ими своих подразделений, работающих в области высоких технологий. Арендующие фирмы имели тесные рабочие контакты с университетом.

Потребовалось 30 лет, чтобы завершить строительство, формирование инфраструктуры и сдать в аренду всю свободную землю научного парка. Этот проект являлся долгосрочным, требующим терпения и преданности делу. В результате этот научный парк прославился феноменальными достижениями в развитии наукоемкого сектора промышленности. В технопарке начинали свою жизнь многие известные теперь фирмы.

Нельзя не отметить, что в СССР в 1956 г. был создан Новосибирск и научный городок (академгородок), который до сих пор остается образцом научного поселения, где претворяли в жизнь некоторые существенные принципы инновационных технологий XXI в.

В настоящее время в 25 регионах Российской Федерации действует свыше 50 технопарков, 25-30% из них - это стабильно функционирующие структуры. Учредителями российских технопарков являются университеты, научные центры, промышленные предприятия, негосударственные фирмы, органы власти, банки, общественные организации.

В технопарках России размещено около 1000 малых инновационных предприятий (т. е. ориентированных на внедрение новых технологий); действует около 150 малых предприятий сервисного назначения; организовано более 10 000 новых рабочих мест.

Российские технопарки производят продукцию и оказывают услуги 24 отраслям промышленности и социальной сферы, в том числе наиболее часто в сферах науки, научного обслуживания, экологии, машиностроения, топлива, энергетики, информатики, здравоохранения и образования.

С конца XX в. наука выступает в качестве общественной силы. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она дает человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя ее детали. Эта картина не раз менялась на протяжении веков.

Кроме того, наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называют рациональным, что подчеркивает роль разума в процессе постижения истины. Данные науки сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.

Наука играет все более важную роль в обществе еще и благодаря тому, что люди науки - ученые - являются существенной частью социально активного населения. Достаточно вспомнить академика А. Д. Сахарова, чье имя отождествляется не только со смелыми научными открытиями, но и столь же смелыми выступлениями против произвола и несправедливости. Гражданская позиция авторитетных для научного сообщества людей существенно влияет на общественное мнение.

Проверь себя

1. Охарактеризуй науку как особую систему знаний.

2. Какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих научные знания?

3. Какую роль играет наука в современном обществе?

4. В чем проявляется нравственная ответственность ученых?

5. В чем проявляется рост влияния науки на современное общество?

В классе и дома

1. А. П. Чехов называл науку самым важным, самым прекрасным и нужным в жизни человека. Согласен ли ты с писателем? Какие аргументы ты можешь привести для доказательства своей точки зрения?

2. Подготовь сообщение о научной и общественной деятельности одного из россиян - лауреатов Нобелевской премии в области науки.

3. В конце 80-х гг. XX в. японские ученые составили прогноз научно-технического развития на ближайшие 20-30 лет. Они прогнозировали следующие открытия:

1990-е гг.- победа над СПИДом ; создание роботов- сиделок, способных обслужить пожилых и лежачих больных;

2001-2010-е гг.- преобладание электронных газет среди информационных изданий; применение пишущих машинок, воспринимающих человеческий голос; умение остановить роет раковых клеток и превратить их в нормальные; начало туристических экспедиции в космос;

2010 2020-е гг.- - создание автомобиля га водородном топливе, понимание механизмов памяти и старения, создание искусственного глаза.

Какие прогнозы сбылись? Какие науки развивались наиболее быстро?

Предложи свои «прогнозе на основе уточнения прогноза японских ученых.

Сегодня в мире наступил информационный этап развития. Всеобщая компьютеризация дала возможность использовать цифровые технологии во многих сферах жизни. Их применение требует новых знаний, навыков и умений, приобретение которых и должна обеспечить современная наука.

Влияние науки на общественную жизнь. Невозможно переоценить роль науки в современном обществе, ведь сегодня она оказывает огромное влияние на многие сферы жизни и деятельности людей. Не вызывает сомнений и то, что от степени развития науки зависят все показатели развития общества - экономические, культурные, образовательные.

Прошлый век принес технологические, экономические и социальные изменения в жизнь людей. И сегодня, оценивая роль науки в современном мире, можно сделать выводы, что на следующих этапах человеческого развития формировать его жизнедеятельность будут следующие основные направления: информатика, генетика, экология, энергетика, генная инженерия, кибернетика и т.д. дает возможность изучение человеческого мозга, материаловедение, исследование.

Развитие науки и решение экологических проблем.

Особенно важна роль науки в современном мире в качестве социальной силы, помогающей решить наболевшие важные проблемы современности. К ним, в частности, относится экологическое состояние планеты. Стремительный научно-технический прогресс, привнося в жизнь человека качественно новые изменения, приводит к значительному уменьшению ресурсов планеты, загрязнению окружающей среды. Поэтому наука становится одной из причин невосполнимых утрат и необратимых изменений, происходящих в той среде, в которой обитает человечество. Научные данные играют главную роль в оценке масштабов экологических угроз.

Влияние науки на современную культуру.

Возрастающая с каждым годом роль науки в современном обществе привела к возникновению ее особого статуса в культуре и новых видов взаимодействия со многими слоями общественного сознания. Поэтому и возникла проблема соотношения особенностей научного познания с другими видами деятельности, ведущей к познанию - обыденным сознанием, искусством.

Эта философская проблема обладает большим практическим значением. Осознание особенностей науки является важной предпосылкой для использования научных методов в управлении культурными процессами. Это осмысление также необходимо для выработки законов, помогающих управлять самой наукой в условиях бурного технического прогресса, ведь для изучения особенностей научного познания необходимо проанализировать его социальную обусловленность, а также его взаимодействие с разными сферами культуры как материальной, так и духовной. В связи с этим роль науки в обществе будет постоянно возрастать.

Какую роль играет наука в современном образовании.

С помощью научных знаний человек постигает мир. Большая роль науки в современном обществе состоит еще и в том, что управлять им, не имея определенных знаний, невозможно. Научные знания привели к изменениям социальной структуры общества: появилось большее количество людей, занимающихся умственным трудом, и уменьшилась численность тех, кто занят неквалифицированным трудом. Наука воздействует на человека непосредственно через образование.

Определяя роль науки в обществе, следует уделить внимание вопросам взаимоотношений ученого и его исследований с человечеством, уровню социальной ответственности деятелей науки. Проблема состоит в том, чтобы новые изобретения не были обращены против человека. Необходимо отказаться от принципов свободы научных поисков, которые ничем не ограничены. Научные исследования должны быть на благо человека, а не во вред ему. Современная наука должна чувствовать свою этическую ответственность за будущее всей планеты.


ФГОУ ВПО АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

НА ТЕМУ: «Наука и ее роль в современном обществе»

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТ ГРУППЫ ЗФФ-31

УЧЕБНЫЙ ШИФР

ПРОВЕРИЛ:

ДОЦЕНТ: КОСАРЕВ В.М.

АСТРАХАНЬ, 2008

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Современная наука. Основные концепции…………………………………..5

2. Роль науки в современном обществе…………………………………………7

3. Влияние науки на духовную сферу жизни общества………………………10

4. Проблемы негативного влияния развития науки и научно-технического прогресса на человека и общество……………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………..22

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском, а игра - это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.

Ведь нау­ка яв­ля­ет­ся од­ной из оп­ре­де­ляю­щих осо­бен­но­стей со­вре­мен­ной куль­ту­ры и, воз­мож­но, са­мым ди­на­мич­ным ее ком­по­нен­том. Се­го­дня не­воз­мож­но об­су­ж­дать со­ци­аль­ные, куль­тур­ные, ан­тро­по­ло­ги­че­ские про­бле­мы, не при­ни­мая во вни­ма­ние раз­ви­тие на­уч­ной мыс­ли. Что та­кое нау­ка? Ка­ко­ва глав­ная со­ци­аль­ная роль нау­ки? Су­ще­ст­ву­ют ли гра­ни­цы на­уч­но­го по­зна­ния и по­зна­ния во­об­ще? Ка­ко­во ме­сто ос­но­ван­ной на нау­ке ра­цио­наль­но­сти в сис­те­ме дру­гих спо­со­бов от­но­ше­ния к ми­ру? Воз­мож­но ли вне­на­уч­ное по­зна­ние, ка­ков его ста­тус и пер­спек­ти­вы? Мож­но ли на­уч­ным спо­со­бом от­ве­тить на прин­ци­пи­аль­ные во­про­сы ми­ро­воз­зре­ния: как воз­ник­ла Все­лен­ная, как поя­ви­лась жизнь, как про­изо­шел че­ло­век, ка­кое ме­сто за­ни­ма­ет фе­но­мен че­ло­ве­ка во все­об­щей кос­ми­че­ской эво­лю­ции?

Об­су­ж­де­ние всех этих и мно­же­ст­ва дру­гих во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие со­вре­мен­ной нау­ки и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­ния особенностей, как са­мой нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в рам­ках ко­то­рой на­уч­ное от­но­ше­ние к ми­ру ста­ло воз­мож­ным.

Се­го­дня эти во­про­сы сто­ят в но­вой и весь­ма ост­рой фор­ме. Это связано, пре­ж­де всего, с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. С од­ной сто­ро­ны, вы­яви­лись не­ви­дан­ные пер­спек­ти­вы нау­ки и ос­но­ван­ной на ней тех­ни­ки. Со­вре­мен­ное об­ще­ст­во всту­па­ет в ин­фор­ма­ци­он­ную ста­дию раз­ви­тия, ра­цио­на­ли­за­ция всей со­ци­аль­ной жиз­ни ста­но­вит­ся не толь­ко воз­мож­ной, но и жиз­нен­но не­об­хо­ди­мой. С дру­гой сто­ро­ны, об­на­ру­жи­лись пре­де­лы раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции од­но­сто­рон­не тех­но­ло­ги­че­ско­го ти­па: и в свя­зи с гло­баль­ным эко­ло­ги­че­ским кри­зи­сом, и как след­ст­вие вы­явив­шей­ся не­воз­мож­но­сти то­таль­но­го управ­ле­ния со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми.

Цель этого реферата ответить на вопрос, какова же роль науки в современном обществе.

1. Современная наука. Основные концепции.

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание – системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

2. Роль науки в современном обществе

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

XX век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине XX в. фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине XX в. большое распространение получила автоматизация. К кон­цу XX в. развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько последствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали тре­бовать больших знаний, а также понимания новых технологичес­ких процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников ум­ственного труда, научных работников, т.е. людей, работа кото­рых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки ре­шать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения, как освоение космо­са, создание атомной энергетики, первые успехи в области робо­тотехники, породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем, как голод, болезни и т.д.

И сегодня мы можем сказать, что наука в современном об­ществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жиз­ни людей. И, несомненно, уровень развитости науки может слу­жить одним из основных показателей экономического, культур­ного, цивилизованного, образованного, современного развития общества.

Очень важны функции науки как социальной силы в реше­нии глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как извес­тно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явле­ний, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факто­ров тех радикальных и далеко не безобидных изменений, кото­рые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породи­ла ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познаватель­ной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.).

Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Ос­мысление специфики науки является необходимой предпосыл­кой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управле­ния самой наукой в условиях НТП, поскольку выяснение зако­номерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными фе­номенами духовной и материальной культуры.

В качестве же главных критериев выделения функций на­уки надо учитывать основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и по­требления научного знания. Ниже перечислены некоторые глав­ные функции:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, глав­ное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, от­крытие его законов и закономерностей, объяснение самых раз­личных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель - разработка научного мировоззре­ния и научной картины мира, исследование рационалистичес­ких аспектов отношения человека к миру, обоснование научно­го миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоз­зренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конеч­но, ведущую роль в этом играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, иннова­ций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" про­изводства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культу­ры, заметным фактором культурного развития людей и обра­зования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздей­ствуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педа­гогической науке. Данная функция науки осуществляется че­рез культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятель­ность ученых и др. Не забудем и того, что наука является куль­турным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного про­изводства.

Итак, мы рассмотрели такую важную тему, как "Наука и ее роль в современном обществе". Раскрывая тему мы показа­ли, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и сегодня. И, несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было И.С. Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился А. Эйнштейн, то те­ория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: "Знание - сила" сегодня актуален как никогда. Он будет актуальным и в обозримом будущем, когда человечество будет жить в услови­ях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и ис­пользование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в еще большей мере - методов ее получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождать­ся усилением наук, специально анализирующих знание, позна­ние и методы исследования.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое наука?

2. Какова роль науки в формировании картины мира?

3. Какова роль науки в современном обществе?

4. Какие основные концепции современной науки вам изве­стны?

5. Какая главная социальная роль науки в современном об­ществе?

6. Какие основные функции науки вам известны? В чем их назначение?