Главная · Горло · Субъекты финансовых отношений. Финансовые отношения предприятий

Субъекты финансовых отношений. Финансовые отношения предприятий

Финансы (от лат - платеж) - это система (совокупность) экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и

децентрализованных денежных средств, которая возникла вместе с появлением государства и неразрывно связана с ее существованием и функционированием

Финансы являются одной из наиболее важных и сложных экономических категорий. Они имеют как видимую, так и скрытую форму проявления. Виды ю сторона финансов проявляется в денежных потоках, движущихся между су убьектамы финансовых отношений. Эти потоки - их характер и формы, направленность и объемы - выступают предметом практической финансовой деятельности. Скрытая сторона финансов связана с тем, что видображают ь те или иные денежные потоки, а именно - движение стоимости созданного в обществе валового внутреннего продукта, то есть обменные и распределительные отношения. От отлаженности их отношений зависит эффективность е кономичнои системы и развитие общества. Эти отношения характеризуют внутреннюю сущность финансов и является предметом финансовой наук науки.

Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий, организаций, характеризующих финансовое состояние экономики и одновременно является источником ее разви. ИТК.

Различают централизованные (создаются на уровне государства) и децентрализованные (создаются на уровне предприятий, объединений) финансовые ресурсы. Основным источником формирования финансовых ресурсе ей является валовой национальный продукт.

Методами, с помощью которых государство может мобилизовать финансовые ресурсы, являются:

o взимания налогов;

o отчисления части прибыли государственных предприятий;

o отчисления на страхование и другие виды отчислений в централизованных фондов;

o продажа государством ценных бумаг и своего имущества;

o получение кредитов;

o миссия денег

o характеристика финансовых отношений связана с выделением их объектов и субъектов

Объектами данных отношений является национальное богатство и произведен внутренний валовой продукт (ВВП):

1. Национального богатство - стоимость накопленных в стране материальных ценностей и вовлеченных в производство природных ресурсов. Это - основные средства, материальные ресурсы, страховые запасы, золотой запас, валютный запас, природные ресурсси.

2. Валовой внутренний продукт (ВВП) - добавленная стоимость, произведенная в стране производителями товаров, работ, услуг в текущем году; амортизация; заработная плата; прибыль; ссудный процент; рента; косвенные налоговоми.

Основным источником формирования финансовых ресурсов является валовой национальный продукт (ВНП)

Распределение. ВВП является необходимым условием обеспечения непрерывности производства. Финансы выполняют роль связующего звена между несколькими производственными циклами, без них невозможно воспроизведение производства - ни п простое, ни расширенное. Поэтому, с одной стороны, распределение. ВВП, как объект финансовых отношений, характеризует нормальную финансовую ситуацию: общество распределяет и соответственно потребляет или накапливает то, что во но создаетює.

В условиях, когда объектом финансовых отношений выступает национальное богатство, для формирования доходов используется то, что создано предыдущими поколениями или дано природой. Закономерным такое явление т только в том случае, когда есть лишние основные средства или материальные ресурсы, которые не используются, а также при наличии значительных запасов природных ресурсов, превышающих потребности данной страны. В других в ипадках распродажа национального богатства является обычным"проеданием"ресурсов. В свою очередь, это может быть вызвано экономическим или финансовым кризисом, когда другого выхода практически не существует, без ответа альной финансовой политикой. Нормальная финансовая ситуация - основным объектом финансовых отношений является. ВВП; национальное богатство - только в части лишних ресурсов. Кризисная финансовая ситуация -. ВВП не выс читателя для формирования доходов и финансовых ресурсов, так распродается национальное богатствальне багатство.

Субъектами финансовых отношений выступают предприниматели, рабочие и служащие - по праву производителей. ВВП, государство - по праву управляющей структуры общества, или как собственник-предприниматель

Права предпринимателей и рабочих и служащих отражают их неоспоримые права собственности на произведенный. ВВП. В рамках государственного сектора такие же права принадлежат государству, выступает ае данном случае обычного предпринимателям.

Права государства как управляющей структуры общества, определяются объективными потребностями установки системы финансового обеспечения выполнения государством его функций. Необходимые государству средства она может аккум мулюваты таким образом:

o зарабатывать как владелец средств производства;

o получать от природных ресурсов, находящихся в его собственности;

o мобилизовать путем перераспределения доходов юридических и физических лиц

Права государства в распределительных отношениях регламентируются в законодательной форме

Поскольку объект финансовых отношений друг, а субъектов трое, то эти отношения носят ярко выраженный протиречивий характер. Каждый субъект стремится получить как можно больше, но это можно сделать только при а счет других субъектов, которые имеют такие же интересы. Отсюда вытекает необходимость сбалансирования интересов всех субъектеів.

Способы сбалансирования финансовых противоречий:

1. Установка оптимальных пропорций распределения. ВВП

2. Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого из субъектов

Сбалансированность интересов субъектов финансовых отношений достигается прежде всего путем установления оптимальных пропорций распределения. ВВП, то есть таких, которые отвечают вклада каждого, включая государства, у в его производств.

Научно установленных показателей пропорций распределения и критериев эффективности на практике не существует. Оценка проводится косвенно по показателям экономической эффективности и социальной стабильности. Я. Если экономика функционирует нормально и эффективно, то значительных противоречий в распределении нет. Если социальная напряженность в обществе отсутствует, то оно в целом довольно пропорциями распределения. ВВП. Указанные кр итерии оценки отражаются в достаточно точных экономических показателях - уровне. ВВП (ВНП) на душу населения и темпах роста. ВВ. ВВП.

Размер валового национального дохода на душу населения характеризует степень развития страны. Это один из основных критериев жизненного уровня отдельных стран. Как относительный показатель он характеризует, что подлежит теряет распределения в расчете на одного гражданина. Размер. ВНП на душу населения в год в разных странах имеет очень значительные колебания Украина входит в группу стран с уровнем доходов ниже среднего в мире, равный, 4880 долл.. США (World development report, 1997 Oxford University presspress).

Обеспечение постоянного одновременного роста доходов каждого из субъектов достигается на основе непрерывного роста. ВВП. Темпы роста. ВВП характеризуют динамику финансовых отношений: чем они в выше - тем больше удовлетворяются потребности в доходах. Психологически, прежде всего, воспринимается не столько уровень. ВНП на душу населения и масса доходов каждого субъекта, сколько их динамика. Постоянная возр. Ання доходов создает благоприятный климат в обществе. Как известно, любое уменьшение доходов и снижения жизненного уровня воспринимается негативно, независимо от того, каков абсолютный размер доходов. Нави во в самых богатых странах негативно воспринимается всего-всего замедление темпов роста доходов, не говоря уже об их падения. И наоборот, в бедных странах благоприятной является ситуация роста х оч и незначительных доходов конце концов, именно постоянный рост ведет к его высокого уровня в расчете на душу населенияселення.

Важнейшим условием обеспечения процесса расширенного воспроизводства является рост объема финансовых ресурсов, направляемых на экономическое и социальное развитие страны. Это предполагает, что формирование и использование денежных фондов всеми субъектами финансовых отношений должно осуществляться на расширенной основе с каждым новым экономическим (хозяйственным) циклом. Обеспечение такой динамики не только создает базу постоянного прироста объема валового внутреннего продукта и национального дохода, но и позволяет расширять охватываемую финансами сферу распределительных и перераспределительных денежных отношений между экономическими субъектами.

Таким образом, можно сделать вывод, что обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства является не только главной целью финансов, но и важнейшей предпосылкой расширения сферы финансовых отношений в стране.

Рассмотрение наиболее важных сущностных характеристик категории финансов позволяет следующим образом сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами.

1.2 Субъекты финансовых отношений и структура финансов

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Финансовые отношения могут возникать между:

1. государством и юридическими, физическими лицами (уплата налогов);

2. между физическими и юридическими лицами (оплата студента за обучение);

3. между юридическими лицами (аренда одного предприятия здания, принадлежащему другому предприятию);

4. между отдельными государствами (международные финансовые отношения).

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

1.3 Черты, признаки и значение финансов

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансовые отношения возникают, на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.). Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д. В результате первичного распределения национального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Функции финансов

Финансовая система, государственные финансы.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, имеющих свои особенности в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств в общественном воспроизводстве.

Звенья финансовой системы: Бюджетная система (гос. бюджет и внебюджетные фонды), гос. долг, фонды страхования, фондовый рынок и фонды предприятий различных форм собственности и домохозяйств.

В системе децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммреческих предприятий, здесь создаются материальные блага, оказываются услуги и формируется прибыль, которая является основным источником расширенного воспроизводства. Также особое место здесь занимают финансы финансовых посредников, которые занимаются организацией взаимодействия лиц, которые имеют временно свободные денежные средства, и лиц, которые в них нуждаются. Финансы домохозяйств также играют важную роль в финансовой системе, поскольку являются источником формирования централизованных финансов (через налоги) и формируют платежеспособный спрос страны.

Государственные финансы – система денежных отношений, организуемых государством, регулируемых законодательством, и связанных с формированием, распределением и использованием общегосударственных фондов денежных средств для финансового обеспечения функций и задач государства.

Бюджетная система – основанная на экономическом развитии и государственном устройстве, закрепленная законодательством, совокупность бюджетов и государственных внебюджетных фондов, функционирующих на территории страны.

Государственный бюджет – система образования и расходования фондов денежных средств для финансового обеспечения функций и задач государства.

Бюджетная система РФ включает 3 уровня:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты.

Внебюджетные фонды – фонды денежных средств, не включенные в государственный бюджет и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Государственный долг – кредитные отношения между государством с одной стороны и физическими и юр. лицами с другой, в которых государство выступает в качестве кредитора, заемщика или гаранта.

Фонды страхования – предназначены для выплаты пострадавшим в результате стихийных бедствий, катастроф.

Фондовый рынок – часть финансового рынка, обеспечивающая наиболее быстрый перелив сбережений в инвестиции.

Формы и методы государственного регулирования финансов.

Финансовое регулирование – совокупность экономических отношений субъектов, которые обеспечивают стабильность и устойчивость финансового рынка и наиболее эффективное распределение экономических ресурсов.

Формы государственного регулирования финансов – прямое и косвенное.

Прямое регулирование – воздействие непосредственно на объект регулирования (например предоставление льгот малому предпринимательству в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства).

Косвенное регулирование – воздействие на объект регулирование опосредованно через другой объект. Например, в рамках поддержки сельхоз производителей в России до 90х гг. устанавливались льготы по налогу на прибыль для банков и страховых компании, обслуживающих сельхоз производителей.

Во многих странах существует эффект так называемого перекрестного субсидирования, когда эффект от государственной поддержки получает не тот субъект, на которого оно направлено. Например, для поддержки сельхоз производителей были установлены субсидии для приобретения сельхоз оборудования, однако, производители оборудования стараются учесть в цене субсидии, поэтому выгоду на самом деле получаю производители оборудования.

Методы регулирования отличаются в зависимости от объектов регулирования. Основными объектами государственного регулирования финансов являются: отраслевая структура экономики, территориальные пропорции, социальная структура общества.

Методы воздействия на отраслевую структуру: налоговая политика, амортизационная политика (влияет на величину налога на прибыль, возможен механизм ускоренной амортизации), бюджетная политика (перераспределение бюджетных средств), льготное кредитование и страхование (ставки субсидируются из бюджета).

Методы воздействия на территориальные пропорции: межбюджетное регулирование (трансферты), финансирование целевых программ поддержки регионов.

Методы регулирования социальной структуры: прогрессивная шкала подоходного налога, налоговые льготы, соц. выплаты.

Таким образом выделяют следующие методы гос. регулирования финансов:

Экономические:

Налоговые;

Способы перераспределения доходов и расходов;

Ценообразование;

Гос. собственность;

Инструменты ДКП и др.

2. Административные: ограничения, запреты, лимиты, квотирование и т.п.

Финансовый рынок

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов)

Понятие и экономическая сущность финансового рынка

Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики.

Денежные средства могут быть вложены в производственную и торговую деятельность, в недвижимость, драгоценные металлы. С течением времени они могут принести прибыль, если правильно выбраны направления и условия, на которых вкладываются деньги как капитал. Прежде чем вложить капитал, его нужно накопить или откуда-нибудь получить. Такой сферой деятельности является финансовый рынок.

Следует различать рынки, куда можно только инвестировать капитал –первичные рынки, и финансовые рынки, где эти капиталы накапливаются и вкладываются, в конечном счете, в первичные рынки.

Финансовые рынки – это рынки посредников между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями

Привлечение денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам обычно относятся амортизационные отчисления и прибыль. Основными внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг. В экономике преобладают внутренние источники, а внешние являются результатом их перераспределения. Свободные денежные средства могут быть инвестированы во многие сферы: производственную и другую хозяйственную деятельность, недвижимость, драгоценные металлы, иностранную валюту, пенсионные и страховые фонды, ценные бумаги, отданы в ссуду или положены под проценты на банковский депозит. Таким образом, финансовый рынок – одно из многих приложений свободных капиталов, и поэтому ему приходится конкурировать за их привлечение.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике представляет совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция финансового рынка (рынка ссудных капиталов) состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Финансовый рынок состоит из системы рынков:

Валютного;

Ценных бумаг;

Ссудных капиталов или денежного;

На валютном рынке совершаются валютные сделки через банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Основу этого рынка составляют деньги. Валютный рынок обеспечивает механизм распределения и перераспределения денег между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения. Его главная функция – трансформация бездействующих денежных средств в ссудные средства.

На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом.

На рынке капиталов аккумулируются и образуются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности.

Рынок ценных бумаг – это рынок, где производятся операции с ценными бумагами.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Это обусловлено разным характером финансовых ресурсов, обслуживающих основной и оборотный капитал. На денежном рынке обращаются средства, обеспечивающие движение краткосрочных ссуд. На рынке капиталов же происходит движение долгосрочных накоплений.

Внутри финансового рынка функционирует фондовый рынок. На нем объектом торговли выступают ценные бумаги, ценность которых должна определяться стоящими за ними активами. Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов. Но ценные бумаги обслуживают лишь часть движения финансовых ресурсов (кроме них существуют еще внутрифирменные и межфирменные кредиты, прямые банковские ссуды и т.п.).

Таким образом, финансовый рынок состоит из двух частей – денежного рынка и рынка капиталов. Входящий же в его состав фондовый рынок является сегментом обоих этих рынков. Движение средств на финансовом рынке имеет направление от сберегателей к пользователям. Посредством финансового рынка может осуществляться перелив финансовых ресурсов из одних секторов экономики в другие. Всего выделяют 4 сектора:

Домохозяйства;

Коммерческие фирмы;

Государственный сектор;

Финансовые посредники.

Большая часто капитала домашних хозяйств формируется за счет собственных средств. Именно здесь образуется основной избыток финансовых средств, направляемый на финансирование коммерческих фирм, государства и размещается в финансовых институтах (инвестиционные фонды, банки и т.д.). Наибольшую потребность в финансовых средствах испытывает крупнейший сектор – государство. Оно является крупнейшим заемщиком на финансовом рынке, но также выступает как крупнейший кредитор домохозяйств, коммерческих фирм и финансовых посредников. Имеет место и внутрисекторное движение средств. Однако, эти денежные потоки «взаимопогашаются», т.к. в конечном итоге сумма сбережений (финансовых активов) равна сумме инвестиций (финансовым обязательствам).

Финансовый рынок выполняет следующие функции:

Коммерческая функция, связанная с получением прибыли от операций на данном рынке;

Ценовая функция, при помощи которой обеспечивается процесс формирования рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;

Информационная функция, на основе которой рынок производит и доводит до своих участников информацию об объектах торговли;

Регулирующая функция, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов управления и контроля;

Инвестиционная функция, т. е. аккумулирование временно свободных денежных ресурсов, превращение их в инвестиции и направление на развитие перспективных отраслей экономики;

Перераспределение права собственности с помощью пакетов ценных бумаг, прежде всего акций;

Обслуживание государственного долга через развитый рынок государственных ценных бумаг;

Перераспределение финансовых рисков посредством операций хеджирования;

Повышение ликвидности различных долговых обязательств через их секьюритизацию;

Спекуляция.

Бюджетная система

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.)

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

Первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень – местные бюджеты

Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе принципов ее построения.

Принцип единства бюджетной системы означает, что бюджеты различных уровней не являются изолированными друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии.

Принцип полноты бюджетной системы - в бюджетную систему должны включаться бюджеты всех государственных и муниципальных образований, существующих в Российской Федерации;

Принцип реальности бюджетной системы - бюджет должен основываться на конкретных источниках доходов, закрепленных в специальном законодательстве.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов в дополнение к предыдущему принципу устанавливает, что доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, т. е. не должны иметь целевого назначения, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип гласности обеспечивается открытым обсуждением бюджетов и итогов их исполнения на сессиях представительных органов, опубликованием законов о бюджете на предстоящий год, а также отчетов об их исполнении.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Бюджетный федерализм

Бюджетный федерализм - способ построения бюджетных отношений между федеральной властью и властями национально-государственных и административно-территориальных подразделений по поводу оптимального, научно обоснованного формирования доходов бюджетов каждого уровня и финансирования расходов, осуществляемых из них.

К основным принципам бюджетного федерализма относят:

1) единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории страны;

2) сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства;

3) сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, распределении расходов и доходов в процессе бюджетного регулирования;

4) высокую степень самостоятельности органов власти каждого уровня в организации бюджетного процесса;

5) участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы РФ реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между федеральными органами РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

В настоящее время можно выделить несколько проблем межбюджетных отношений в РФ:

1) не в полной мере обоснованы и закреплены расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы;

2) недостаточно внимания уделяется вопросу совершенствования форм финансовой помощи;

3) отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов;

4) не сформирована нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах;

Экономические:

1.Эффективности налогообложения

2. Прогнозирования налогообложения.

3. Нейтральности ,

Организационные :

1. Универсализация налогообложения,

2. Удобство уплаты налогов

3. Стабильность. Нестабильность нал системы, явл одним из факторов сдерживающих эконом рост

4. Гармонизация. , учитывала бы международные нормы и правила.

Юридические :

1. Отрицание обратной силы закона , ухудшающего положение граждан

2. Законности

3.Приоритетности налогового законодательства ,

Элементы налога – это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога.

Налоговая система включает следующие элементы:

1.субъект налога -плательщик-юр или физ лицо, на к-ое з-ом возложена обязанность уплатить нал.

2.объект налога -объектами могут являтся операции по реализации товаров(работ,услуг),имущество,прибыль,доход,либо иной объект

4.Налоговая ставка – сумма начислений налога на единицу объкта.

5.Налоговый период -период времени за который производится обложение налогом или сбором

Порядок исчисления налога-

Порядок и сроки уплаты.

Необязательны элементы: Источник налога , Налоговые льготы -

Функции налоговой системы

1. Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы,

2. Макроэкономическая (регулирующая) функция - т.е. как налоги оказывают влияние на спрос и предложение.

3. Распределительная в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом

4. Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизм налоговых льгот

5. Стимулирующая, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок

6. Контрольная защитная: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений гос. и предпр

Налоговые реформы.

В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа.

В 1991 году первый этап налоговой реформы . Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации, принятый 27 декабря 1991 года.

Второй этап налоговой реформы -с принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Нормы Конституции РФ, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, установлены, чтобы на практике реализовать конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых норм, обеспечить законность в налоговых правоотношениях.

Третий этап налоговой реформы начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Это дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Виды фискальной политики.

Селективные

Контроль по отдельным видам кредитов;

Регулирование риска и ликвидности банковских операций.

Цели кредитно–денежной политики:

1) устойчивые темпы роста национального производства;2) стабильные цены;

3) высокий уровень занятости населения;4) равновесие платежного баланса.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются:

1. По непосредственным объектам воздействия-кредитная экспансия и кредитная рестрикция ). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики

2. По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на прямые (административные) и рыночные (косвенные) .

3. По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования делят на количественные и качественные .

4. По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные

Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:

1) изменение нормы обязательного резервирования;

2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

3) операции на открытом рынке.

Сущность и функции финансов, объекты и субъекты финансовых отношений

Фина́нсы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Функции финансов

1.Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

2.Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3.Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4.Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Субъектами финансовых отношений выступают:

1. Государство в качестве управляющей структуры общества;

2. Субъекты хозяйствования как производители ВВП;

3. Физические лица - наемные работники;

4.Финансовые институты, которые обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов (выступают своеобразными финансовыми фильтрами);

5. Международные финансовые учреждения и организации.

Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, а именно стоимость ВВП и НБ (стоимость накопленных материальных ценностей и природных ресурсов).

В экономической жизни каждого государства финансы являются достаточно сложным явлением. С их помощью государство перераспределяет значительную часть ВВП, который выступает главным объектом финансовых отношений. В связи с этим финансы принято рассматривать как систему отношений, которые формируются в обществе в процессе распределения и перераспределения ВВП.

Объектом финансовых отношений является валовый внутренний продукт, т.е. стоимость товаров и услуг, изготовленных субъектами экономических отношений в сфере материального и нематериального производства за определенный период времени.

В финансовых отношениях принимают участие такие субъекты : государство, регион, субъект хозяйствования и гражданин.

В связи с этим субъектами финансовых отношений выступают:

    Государство – общегосударственные и местные финансы;

    юридические лица – финансы субъектов хозяйствования;

    физические лица – финансы физических лиц.

Общегосударственные финансы – это централизованные денежные фонды, которые формируются с целью концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направления их на финансирование общегосударственных потребностей.

Местные финансы включают местные бюджеты и внебюджетные фонды, которые формируются на этой территории.

Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным звеном финансовой системы. Они обслуживают сферу материального производства, где создаются ВВП и национальный доход. Источники финансовых ресурсов государства формируются, главным образом субъектами хозяйствования.

Финансы населения включают денежные средства физических лиц. Гражданин, который получает доходы, имеет в своем распоряжении определенную сумму денег, но они еще не являются финансами. Финансами эти деньги станут тогда, когда их собственник создаст соответствующий фонд и вложит их в ценные бумаги, будет кредитовать физическое лицо и т.п.

Права и обязанности субъектов финансовых отношений устанавливаются и регламентируются финансово-правовыми нормами государства.

4. Денежные фонды – материальные носители финансовых отношений

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые приобретают форму финансовых ресурсов.

Все процессы экономической жизни, где принимают участие финансы, имеют денежное выражение. Экономическая жизнь государства постоянно требует создания денежных фондов для удовлетворения различных потребностей. Размер этих фондов характеризует количественно и качественно масштабами деятельности и финансовыми возможностями государства, хозяйственной структуры, гражданином. Эти фонды являются материальными носителями финансовых отношений.

Необходимость формирования денежных фондов разнообразные назначения возникают как у государства, так и у других субъектов распределительных отношений (предприятий, физических лиц). Эта необходимость предопределяет определенные экономические отношения.

Обеспечение с помощью финансов необходимых условий для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране достигается именно благодаря организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методом создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности и конечными целями соответствующего вида деятельности.

К централизованным денежным фондам относятся: государственный бюджет, местные бюджеты, другие бюджетные и внебюджетные фонды социального назначения, фонды государственного имущественного и личного страхования, государственный кредит, как специфическое звено государственных финансов.

На уровне предприятия формируются децентрализованные денежные фонды – амортизационный, фонды оплаты труда, специальные и прочие.

Существуют отличия в формах и методах образования и использования денежных фондов.

Образование денежных фондов предприятий осуществляется в децентрализованном порядке, то есть предприятия в процессе хозяйственной деятельности самостоятельно формируют и определяют размеры денежных фондов. На предприятиях фонды создаются для обеспечения расширенного воспроизводства, обеспечения мероприятий по экономическому и социальному развитию предприятия.

Общегосударственные финансы формируются путем перечисления средств от предприятий, организаций, учреждений и населения в виде налогов, сборов, обязательных платежей и добровольных взносов. Централизованные денежные фонды создаются с целью получения определенных финансовых ресурсов для финансирования функций государства, предусмотренных Законом «о Государственном бюджете Украины», а также для финансирования государственных экономических и социальных программ.

1. Финансы, сущность и понятие

Финансы – особая форма экономических отношений по поводу образования, распределения денежного дохода и накоплений предприятий и работников, создания централизованных и децентрализованных фондов.

Термин «finansia» возник в торговых городах Италии в XIII в. В истории финансов можно выделить три этапа:

1) развитие государственных финансов (XVIII в);

2) финансы предприятий Научно-техническая революция привела к укрупнению мануфактур, следовательно, к росту объема произведенного. В XX в появляются транснациональные компании (ТНК);

3) развитие финансов домохозяйств (середина XX в)

Сущность финансов – стоимостная форма движения товара порождает соответствующий денежный оборот и экономические отношения распределительного характера

Роль финансов состоит в распределении и перераспределении созданного продукта в денежной форме между субъектами хозяйствования и направлениями использования этих средств.

Отличительные признаки финансовых отношений:

1) денежный характер отношений;

2) фондовый характер отношений;

3) разные права субъектов, вступающих в отношения.

Субъекты финансовых отношений – это предприятия и предприниматели, работающее население и государства, постоянно вступающие во взаимодействие между собой, образуя при этом финансовые потоки Их масштаб и интенсивность зависят от активности субъектов и социальной политики государства.

Функции финансов:

1) распределительная функция – это распределение национального дохода (создание основных первичных доходов: заработная плата, доходы предприятия материальной и нематериальной сферы);

2) контрольная функция. Контроль за распределением внутреннего валового продукта (ВВП) по соответствующим фондам и расходованием их по назначению.

Целью является бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, проверка соблюдения норм и законов.

Осуществляется через финансовые органы.

Контроль может быть общегосударственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторство);

3) стимулирующая функция. Через финансовые рычаги (бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины, льготы) государство оказывает влияние на развитие отраслей и предприятий, таким образом сдерживая или стимулируя развитие экономических процессов.

Финансовый механизм – это система установленных государственных форм, видов и методов организации финансовых отношений.

К элементам финансового механизма относятся налоговые ставки, налоговая база, нормы обязательного резервирования, уровень нормированных расходов.

Финансовый механизм подразделяется на следующие виды:

1) директивный (налоги, государственный кредит, бюджетное финансирование, бюджетное устройство, финансовое планирование);

2) регулирующий (определяет основное отношение в конкретном сегменте финансов, не затрагивая прямо интересы государства).

2. Процесс управления финансами

Как и в любой другой управляемой системе, в процессе управления финансами выделяются субъекты и объекты управления. В качестве объектов выступают разные виды финансовых отношений, в качестве субъектов – организационные структуры, осуществляющие самоуправление.

Функциональные элементы в управлении финансами.

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы.

Наиболее важное место в управлении отводится планированию. Именно в результате планирования всевозможный субъект хозяйствования многосторонне оценивает состояние своих финансов, находит возможности приумножения финансовых ресурсов, направления их использования с наибольшей эффективностью. На основе анализа полной и достоверной информации принимаются управленческие решения. Если информация достоверна и получена своевременно, то принятие обоснованных решений обеспечено. Финансовая информация основывается на статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на базе оперативного анализа образующейся финансовой ситуации и преследующих достижение цели, которая заключается в получение наибольшего эффекта при малом числе затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Управление финансовым состоянием. Потоки денежных средств предприятий являются частью его финансов, т. е. существующих финансовых отношений Денежные средства предприятия находятся в постоянном кругообороте. Они вложены в оборотные и внеоборотные активы. Кругооборот внеоборотных активов происходит в течение весьма длительного временного периода – нескольких лет, а оборотных активов – значительно быстрее. Рассчитывается и анализируется оборачиваемость именно оборотных активов.

Управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль». Главными факторами, определяющими финансовое состояние организации, являются управление и оптимизация на базе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль».

При анализе взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» применяются три элемента:

1) маржинальный доход (разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами, связанными с ее производством):

МД = В – Пер;

2) относительный доход (маржинальный доход, выраженный в процентах по отношению к выручке от продажи продукции):

ОД = МД / В × 100;

3) передаточное отношение (отношение маржинального дохода к прибыли от реализации продукции):

ПО = МД / Пр. Анализ взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль» позволяет организациям:

1) установить зависимость между темпом роста прибыли и объема реализации;

2) определить отношение затрат, цены и объема реализации продукции;

3) точно планировать прибыль фирмы и определить наиболее рентабельные виды продукции и производства;

4) использовать метод во внутрифирменном планировании;

5) определить основы принятия тактических и стратегических управленческих решений;

6) определить эффективность инвестиционных проектов.

3. Финансовая система Российской Федерации

Финансовые системы появились с зарождением классового общества и формировались как часть экономической, политической и социальной системы государства.

Считается, что понятие «финансовая система» является элементом более общего определения – финансы. При этом финансы формируют экономические общественные отношения.

Финансовая система РФ представляет собой систему, которая обеспечивает стоимостное сбалансированное движение натурально-вещественного потока в процессе воспроизводства общественной и рабочей силы.

Финансовая система РФ состоит из:

1) финансов предприятий, государства и населения;

2) государственного бюджета;

3) внебюджетных фондов (Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования);

4) государственного кредита;

5) фондов страхования.

Вместе с тем возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. К примеру, выделение финансов финансово-промышленных групп, холдингов, финансов семей и граждан

Финансы предприятий – это совокупность денежных отношений, связанная с формированием, использованием децентрализованных денежных фондов в результате кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы.

Финансы государства – это совокупность денежных отношений, которые проявляются в формировании и использовании в централизованных денежных фондах в целях удовлетворения общественных потребностей.

Финансы населения – совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджета домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Главными источниками финансирования являются налоги (75%) и пошлины (25%).

Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет, за счет целевых налоговых отчислений.

Государственный кредит – это непосредственно кредит, продажа облигаций и других ценных бумаг.

Фонды страхования – это фонды, формируемые для осуществления социального, имущественного, личного страхования и страхования вкладов.

В качестве проблем нынешнего общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

1) диспропорции развития экономической системы;

2) недостаточные темпы развития экономики;

3) отставание в приспособлении к изменениям на финансовых и внешних товарных рынках;

4) излишнюю социальную напряженность, негативно воздействующую на воспроизводственный процесс;

5) низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и пр.

Подсистемами именуют крупные компоненты сложных систем, которые, как правило, в свою очередь представляют собой сложные системы.

В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться фондовый рынок, казначейская система, финансовое право, страхование, фондовый рынок и т. д.

4. Финансовый рынок, его виды и значение

Финансовый рынок – это финансовый механизм, осуществляемый посредниками на основании спроса и предложения на капитал, который перераспределяется между кредиторами и заемщиками. На практике – это совокупность кредитно-финансовых институтов, которые направляют поток денежных средств вначале от собственников к заемщикам, а потом обратно. Основная функция финансового рынка – трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Сектора финансового рынка

1) ссудный капитал;

2) ценные бумаги;

3) валюты;

4) прямые инвестиции.

На развитие финансового рынка оказывают сильное влияние факторы: величина банковских учетных ставок, степень капитализации фирм, финансовая политика государства, развитие экономической ситуации в стране и др.

Структура финансового рынка. Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов.

Денежный рынок – рынок краткосрочных кредитных операций (до 1 года). Он делится на обычный, учетный, межбанковский и валютный рынки.

Учетный рынок – рынок, главными инструментами которого служат казначейские и коммерческие векселя, прочие виды ценных бумаг, обладающие высокой ликвидностью и мобильностью.

Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, в которой денежные ресурсы кредитных учреждений являются временно свободными и которые привлекаются и размещаются банками между собой в основном на короткие сроки.

Международный платежный оборот, связанный с платежом денежных обязательств юридических и физических лиц различных стран, обслуживает валютные рынки. Специфика международных расчетов – отсутствие платежного средства, общеустановленного для всех стран. Значительным условием расчетов по внешней торговле является обмен валюты в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем.

Валютные рынки – официальные центры, на которых совершается купля-продажа валют на базе спроса и предложения.

Рынок капиталов включает средне– и долгосрочные кредиты, акции и облигации. Его можно разделить на рынок средне– и долгосрочных банковских кредитов и рынок ценных бумаг. Рынок капиталов является важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для корпораций, банков и правительств.

Финансовый рынок бывает первичным и вторичным, а также национальным и международным. Первичный финансовый рынок – рынок, возникающий в процессе эмиссии ценных бумаг.

Вторичный – рынок, возникающий в ходе перераспределения финансовых ресурсов. Вторичный рынок делится на биржевой (купля-продажа ценных бумаг, которые котируются на бирже) и небиржевой (купля-продажа ценных бумаг, не котирующихся на бирже).

Государство и финансовый рынок. Государство может проводить официальную денежно-кредитную политику, выступать как кредитором, так и заемщиком, определять общие правила организации рынка и реализовывать контроль над ним. Государство также защищает и поощряет формирование финансового рынка. Такая политика проводится через придание рынку организационной завершенности, жесткий контроль и стандартизацию операций.

5. Фондовый рынок, его виды

Фондовый рынок – это система взаимоотношений спроса и предложения на рынке ценных бумаг через взаимоотношения между его основными субъектами (эмитентом и инвестором).

Виды фондового рынка

1) первичный (ценные бумаги новых выпусков);

2) вторичный (перепродажа ценных бумаг);

3) организованный (биржевой);

4) внеорганизованный (перераспределенный). В последнее время популярность приобретает размещение на фондовом рынке временно свободных денежных средств. В результате правильного подхода это может принести высокую прибыль, нежели хранение денег в валюте или размещение их в банковские депозиты. У такого способа хранения денежных средств есть существенные преимущества:

для вложения средств имеется большой выбор финансовых инструментов;

доступность для широкого круга лиц (инвестирование можно начинать и с небольшой суммой); хорошие перспективы развития фондового рынка в России;

оперативность управления;

отсутствие ограничений во времени, т. е. можно решать самим, когда продавать облигации или акции – завтра, через месяц или через год, в отличие от банковского депозита, оформляемого на определенный срок;

самостоятельность в принятии решений. Фондовый рынок в России. Российский фондовый рынок сравнительно молод. Он начал зарождаться в начале 1990-х гг. Фондовый рынок относится к категории развивающихся рынков с характерной для них высокой доходностью, но в то же время с наиболее высокой степенью риска. За последние годы произошел ряд положительных изменений на российском рынке ценных бумаг:

1) возросла ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов;

2) разработаны новые механизмы защиты прав инвесторов, укрепилась законодательная база.

Все эти изменения, а также улучшение в стране экономической и политической ситуации способствуют международному признанию России и росту ее кредитных рейтингов среди международных рейтинговых агентств. Эмитенты с помощью рейтинга относят к инвестиционной или к спекулятивной группе. На значительное увеличение притока инвестиций в страну позволяет рассчитывать инвестиционный статус, так как крупные западные институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании) не вправе вкладывать свои средства в страны с низким спекулятивным рейтингом.

На сегодняшний день Россия вплотную приблизилась к инвестиционному рейтингу. Международные агентства, начиная с 2003 г., регулярно присваивают России инвестиционные рейтинги. В связи с этим считается, что у российского рынка ценных бумаг существует значительный потенциал для будущего развития.

Инфраструктура фондового рынка. Сделки с ценными бумагами заключаются при участии:

1) брокеров, которые являются финансовыми посредниками между инвесторами и биржами (инвестиционные компании или банки);

2) фондовых бирж, которые являются организаторами торговли;

3) собственности на них по итогам сделок;

4) расчетного банка.

6. Финансовая политика Российской Федерации

Финансовая политика – это особая область деятельности государства, которая направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их равномерное распределение и использование для осуществления государством своих функций

Части финансовой политики: определение цели; определение инструментов и методов, которыми это будет достигнуто; управление финансовой деятельностью хозяйств и другими субъектами хозяйствования.

Типы финансовой политики:

1) классический (А. Смит, Д. Рикардо, теория свободной конкуренции, государственное регулирование сведено до минимума. Минимумы доходов, расходов и налогов должны быть сбалансированы);

2) регулирующий (Фр. Рузвельт, Дж. Кейнс, увеличение государственных расходов, государство должно иметь дефицит средств, предложен подоходный налог);

3) планово-директивный (управление финансовыми потоками из единого центра);

4) неконсервативный (многоцелевое финансирование экономики, стимулирование предложения, низкие налоговые ставки).

Цели финансовой политики:

1) повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. При разработке и проведении финансовой политики отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов может привести к распылению средств, уменьшению источников удовлетворения постоянно увеличивающихся экономических и социальных потребностей общества;

2) оздоровление и структурная перестройка экономики: снижение затрат на ВПК, увеличение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, упорядочение денежного обращения и задумка на перспективу восстановления конвертируемости рубля;

3) достижение наиболее высокого уровня жизни населения на базе развития отраслей сельского хозяйства и промышленности.

Уровень жизни населения – величина, определяющая развитие производства, структуру и направление использования финансовых ресурсов.

Три этапа реализации финансовой политики:

1) выработка научно доказанных концепций развития финансов, формирующаяся на базе изучения требований экономических законов, состояния потребностей населения и многостороннего анализа перспектив усовершенствования производства;

2) выработка тактики и стратегии финансовой политики, т. е. определение важных направлений использования финансов в перспективе и текущем периоде. На учет берут возможности падения и роста финансовых ресурсов, а также внутренние и внешние политико-экономические факторы;

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Основными орудиями финансовой политики в РФ являются:

1) общественные работы и прочие программы, которые связаны с расходами;

2) социальные программы;

3) правительственные закупки;

4) государственные инвестиции;

5) изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

6) управление налоговым гнетом.

7. Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг – это рынок, где производятся операции с ценными бумагами.

Инвестор – это лицо, которое приобретает ценные бумаги.

Эмитент – это лицо, которое выпускает ценные бумаги.

Функции рынка ценных бумаг: ценовая; коммерческая; регулирующая; информационная; функция хеджирования. Наиболее представительным рынком ценных бумаг традиционно являются фондовые биржи.

Фондовая биржа – это определенным образом организованная доля рынка ценных бумаг, в которой совершаются сделки купли-продажи этими бумагами при посредничестве членов биржи

Фондовые ценности представляют собой ценные бумаги, с которыми разрешается совершать операции на бирже. Биржи можно разделить на валютные, товарные и фондовые. Начиная с конца XIX – начала XX вв., фондовые биржи являются важнейшими центрами национальной и международной жизни. Роль биржи в целом нельзя недооценивать, а также не стоит переоценивать. Она находится в зависимости от емкости и многообразия рынка ценных бумаг, что впоследствии определяется множеством обстоятельств, главным образом в сфере регулирования банковского кредита

Вследствие этого фондовая биржа является лишь частью рынка ценных бумаг, которая организованна и наиболее строго регулируема Потому установление основных правил торговли ценными бумагами положительно тем, что уже на первых этапах позволяет ограничить количество незаконных операций и способов заполучения денежных средств в результате всеобщей некомпетентности. Фондовые биржи как полезные экономические инструменты позволяют направлять частные сбережения на долгосрочные финансирования экономического роста. Ориентиром в результате перераспределения инвестиционных ресурсов общества могут служить биржевые оценки прибыльности капиталовложений. Этапы эмиссии ценных бумаг:

1) первичная эмиссия (принимается решение о выпуске ценных бумаг, размещение проводится посредниками и анденайтерами);

2) организация обращения ценных бумаг и выплата по ним доходов;

3) изъятие ценных бумаг из обращения. Источники финансирования инвестиций. В соответствии с Законом об инвестиционной деятельности в Российской Федерации выделяют следующие группы источников финансирования инвестиций.

1. Собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные сбережения и накопления, средства, выплаченные страховыми организациями в виде возмещения потерь, прочие собственные источники, такие как мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и др.).

2. Заемные финансовые средства (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы).

3. Привлеченные финансовые средства (средства от продажи акций, паевые взносы членов трудовых коллективов).

4. Денежные средства, централизуемые объединениями и союзами предприятий.

5. Ассигнования из федерального, регионального и местного бюджетов.

6. Иностранные инвестиции.