Главная · Горло · Теорию о доминанте. Учение о доминанте

Теорию о доминанте. Учение о доминанте

Введение

А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности

доминанта ухтомский мотивационный возбуждение

Учение о доминанте А.А. Ухтомского

Доминанта

В центральной нервной системе под влиянием тех или иных причин может возникнуть очаг повышенной возбудимости, который обладает свойством притягивать к себе возбуждения с других рефлекторных дуг и тем самым усиливать свою активность и тормозить другие нервные центры. Это явление носит название доминанты

Понятие введено российским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским, который разрабатывал учение о доминанте с 1911 года, основываясь на работах Н. Е. Введенского и других физиологов; при этом первые наблюдения, указывающие на идею доминанты, были сделаны за несколько лет до этого.

Самое первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, было сделано Ухтомским в 1904 году:

Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации, электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта. Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей.

Однако Ухтомский не обнародует сведений о доминанте в течение более чем десятилетия, вплоть до 1922 года, когда он выступил с докладом о доминанте. В 1923 он публикует работу «Доминанта как рабочий принцип нервных центров»; затем принцип доминанты обсуждается им во многих других, более поздних, работах. Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта».

Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.

Доминанта, по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме -- и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе».Констелляция нервных центров-- это совокупность нервных центров, объединенных единством действий.

Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма. «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».

Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы. Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» -- возникающие в коре головного мозга -- составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления».

Но если доминанта, управляющая, по Ухтомскому, всей работой организма, существует только во времени, возникает следующий вопрос, что же дает ей возможность все-таки возникнуть, что поддерживает ее активность, как и при каких условиях она исчезает? Для перехода в состояние доминанты, нервный центр должен в момент прихода возбуждения извне обладать некоторыми свойствами, которые Ухтомский перечисляет. Эти свойства следующие:

  • 1. Повышенная возбудимость некоторой центральной области мозга по отношению к раздражителям (снижение порогов возбуждения при появлении соответствующих А.А.Ухтомский раздражителей). Сходным образом мы замечаем слабые стимулы, если уделяем им особое внимание, и не замечаем сильных, если отвлекаемся от них.
  • 2. Способность этой области мозга суммировать, накапливать возбуждение.
  • 3. Способность поддерживать его во времени..
  • 4. Инерция, на важное место которой в функционировании внимания указывал Э.Титченер Согласно А. А.Ухтомскому, инерция выражается в том, что «однажды начавшись в данном центре, возбуждение продолжается далее»

Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку. Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления.

Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942) – один из самых выдающихся русских физиологов. Он разработал важнейшую категорию как физиологической, так и психологической науки – понятие о доминанте. Это понятие позволило трактовать поведение организма системно, в единстве его физиологических и психологических проявлений.

Принцип системности утверждался в категориальной апперцепции Ухтомского в новой принципиально важной интерпретации, отразившей общие сдвиги в научном мышлении начала XX века, сопряженные, в частности, с теорией относительности

Идея истории организма как системы не была новым словом. Новым являлся интегральный подход к пониманию отношений между пространственными и временными параметрами целостного объекта. Нераздельность пространства и времени Ухтомский обозначил введенным им в широкий научный оборот понятием о хронотопе. "И в окружающей нас среде, и внутри нашего организма конкретные факты и зависимости даны нам как порядок и связи в пространстве и времени между событиями".

Он делал основной упор на центральной фазе целостного рефлекторного акта, а не на сигнальной, как первоначально И.П.Павлов, и не на двигательной, как В.М.Бехтерев. Но все три восприемника сеченовской линии прочно стояли на почве рефлекторной теории, решая каждый под своим углом зрения поставленную И.М.Сеченовым задачу детерминистского объяснения поведения целостного организма. Если целостного, а не половинчатого, то непременно охватывая системой своих понятий феномены, относящиеся столько же к психологии. Таковым являлось, в частности, представление о сигнале, перешедшее к И.П.Павлову от И.М.Сеченова. Таковым же являлось и учение А.А.Ухтомского о доминанте. Считать доминанту полностью физиологическим принципом – значит утратить существенную часть эвристического потенциала этого понятия.

Под доминантой Ухтомский понимал системное образование, которое он называл органом, понимая, однако, под этим не морфологическое, "отлитое" и постоянное образование, с неизменными признаками, а всякое сочетание сил, могущее привести при прочих равных условиях к одним результатам. Поэтому согласно Ухтомскому каждая наблюдаемая реакция организма определяется характером взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма и историей организма как целостной системы. Тем самым утверждался системный подход к взаимодействию, который противопоставлялся воззрению на мозг как на комплекс рефлекторных дуг. При этом мозг рассматривался как орган "предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды".

Представление о доминанте как общем принципе работы нервных центров так же, как и сам этот термин, было введено Ухтомским в 1923 году. Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т.е. доминанте. Особое значение Ухтомский придавал истории системы, считая, что ритм ее работы воспроизводит ритм внешнего воздействия. Благодаря этому нервные ресурсы ткани в оптимальных условиях не истощаются, а возрастают. Активно работающий организм, согласно Ухтомскому, как бы "тащит" энергию из среды, по этому активность организма (а на уровне человека – его труд) усиливает энергетический потенциал доминанты. При этом доминанта, по Ухтомскому, – это не единый центр возбуждения, а "комплекс определенных симптомов во всем организме – и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности".


В психологическом плане доминанта является нечем иным, как мотивационным потенциалом поведения. Активное, устремленное к реальности, а не отрешенное от нее (созерцательное) поведение, так же, как активное (а не реактивное) отношение к среде, выступают как два необходимых аспекта жизнедеятельности организма.

Свои теоретические воззрения Ухтомский испытывал как в физиологической лаборатории, так и на производстве, изучая психофизиологию рабочих процессов. При этом он считал, что у высокоразвитых организмов за видимой "обездвиженностью" таится напряженная психическая работа. Следовательно, нервно-психическая активность достигает высокого уровня не только при мышечных формах поведения, но и тогда, когда организм по видимости относится к среде созерцательно. Эту концепцию Ухтомский назвал "оперативным покоем", иллюстрируя его известным, примером: сравнением поведения щуки, застывшей в своем бдительном покое, с поведением "рыбьей мелочи", неспособной к этому. Таким образом, в состоянии покоя организм удерживает неподвижность с целью детального распознавания среды и адекватной реакции на нее.

Для доминанты также характерна инертность, т.е. склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют. Инертность нарушает нормальную регуляцию поведения, она становится источником навязчивых образов, но она же выступает в качестве организующего начала интеллектуальной активности. Следы прежней жизнедеятельности могут существовать одновременно в виде множества потенциальных доминант. При недостаточной согласованности между собой они могут привести к конфликту реакций. В этом случае доминанта играет роль организатора и подкрепителя патологического процесса.

Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий спектр психических актов: внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличиях от других). Это "разделение среды на предметы" Ухтомский трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты, выделение только тех раздражителей, которые являются для организма биологически интересными, установление адекватной связи между доминантой (как внутренним состоянием) и комплексом внешних раздражителей. При этом наиболее отчетливо и прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально.

Ухтомский считал, что истинно человеческая мотивация имеет социальную природу и наиболее ярко выражается в доминанте "на лицо другого". Он писал, что "только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на себя, ему открывается лицо другого". И именно с этого момента сам человек впервые заслуживает того, чтобы о нем говорили как о лице. Это, согласно Ухтомскому, одна из самых труднодостижимых доминант, которую человек призван воспитывать в себе.

Идеи, развитые Ухтомским, связывают в единый узел психологию мотивации, познания, общения и личности. Его концепция, явившаяся обобщением большого экспериментального материала, широко используется в современной психологии, медицине и педагогике.

Алексеем Алексеевичем Ухтомским , который разрабатывал учение о доминанте с 1911 года , основываясь на работах Н. Е. Введенского и других физиологов; при этом первые наблюдения, указывающие на идею доминанты, были сделаны за несколько лет до этого.

Самое первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, было сделано Ухтомским в 1904 году :

Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации , электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта. Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей.

Ухтомский А. А. Доминанта и интегральный образ. - 1924.

Однако Ухтомский не обнародует сведений о доминанте в течение более чем десятилетия, вплоть до 1922 года , когда он выступил с докладом о доминанте. В он публикует работу «Доминанта как рабочий принцип нервных центров»; затем принцип доминанты обсуждается им во многих других, более поздних, работах. Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта» .

Стоит обратить внимание на работы психолога Н.А. Васильева, на его Лекции по психологии, читанные в Казани (1907), книге, которым восхищался автор А.Р. Лурия. В этих лекциях уже опубликованы в открытой печати (1907) принципы мозговой деятельности. Второй закон деятельности мозга предвосхитил появление понятия доминанта. Однако, автор А.А. Ухтомский не ссылается на психолога Н.А. Васильева и его работы.

С принципом доминанта А.А. Ухтомский стал активно выступал только после смерти своего учителя Н.Е. Введенского, который, по неподтверждённым данным, не считал необходимым публикацию работ в этом направлении, так как научные работы иных авторов уже были опубликованы и у принципа доминанты не было никаких шансов их перекрыть. Ведь в научных работах важен именно принцип, а не название.

Принцип доминанты

Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.

Одним из ярких примеров доминанты можно назвать доминанту полового возбуждения у кошки , изолированной от самцов в период течки . Различные раздражители (призыв к миске с едой, стук тарелок накрываемого стола) вызывают в данном случае не мяуканье и оживлённое выпрашивание пищи, а лишь усиление симптомокомплекса течки. Введение даже больших доз бромистых препаратов неспособно стереть эту половую доминанту в центрах.

Учение о доминанте и констелляции нервных центров

Доминанта, по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме - и в мышцах , и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности . Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе» .

Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма . «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».

Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга , это общее свойство всей центральной нервной системы . Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» - возникающие в коре головного мозга - составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления ».

Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия . Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука , подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих.

«ДОМИНАНТА» УХТОМСКОГО

Физиолог, психолог, богослов, энциклопедист, лектор, публицист, художник, иконописец, поэт, церковный и общественный деятель; профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных Санкт-Петербургского университета, заведующий биологическим отделением Ленинградского университета; профессор физиологии в Институте Лесгафта и в Психоневрологическом институте; академик АН СССР; староста Никольской старообрядческой церкви в Петербурге, епископ Охтенский Алипий (посвящен тайно в 1931 г.), «монах в миру»; основатель и директор Научно-исследовательского физиологического института (ФНИИ); директор электрофизиологической лаборатории АН СССР; организатор рабочего факультета в Ленинградском университете и там же – первой в СССР лаборатории физиологии труда; президент Ленинградского общества естествоиспытателей; депутат Петроградского совета; лауреат премии им. В.И. Ленина (1932), князь Алексей Алексеевич Ухтомский (1875–1942) исследовал процессы возбуждения, торможения и механизм лабильности (подвижности, неустойчивости психики). Ухтомский создал учение о доминанте – универсальном принципе головного мозга, позволившем объяснить фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека.

Начать разговор о научных достижениях А.А. Ухтомского лучше всего с его слов: «Относительно религии надо сказать, что ею улавливается одна из сторон действительности, недоступных до сих пор научному настроению». Ухтомскому-физиологу помог Ухтомский-богослов понять непостижимую другими учеными связь психоанализа с физиологической теорией поведения человека. А еще подсказал Ухтомский-поэт: «В духовной жизни много поразительно непонятного, переходы душевных состояний, неуловимые для рефлексирующего разума, но лишь понятные для поэтического духа… Понятно, насколько завлекательно в научных целях принять все это бесконечное разнообразие феноменов – за прямую функцию материальной жизни».

Результаты первых экспериментов ученого по вопросу о доминанте можно найти в его докторской диссертации «О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний» (1911).

Полностью теорию Ухтомский изложил в фундаментальном труде «Доминанта как рабочий принцип нервных центров» (1923). Позднее дополнил его учением об усвоении ритма – «Усвоение ритма в свете учения о парабиозе» (1926). В 1928 г. увидела свет книга «Психоанализ и физиологическая теория поведения», в которой ученый увязал психоанализ с физиологией нервной системы. Свои теории Ухтомский распространил на природу утомления – «Возбуждение, утомление, торможение. Современное состояние проблемы утомления» (1934).

В конце 1930-х гг. ученый стал исследовать проблему нарушения у биологических систем биологического равновесия. Главный вывод физиолога заключался в том, что при восстановлении равновесия системы могут приходить в зависимости от скорости этого восстановления либо к старому равновесию, либо репродуцировать новое.

В основу принципа доминанты легли многочисленные эксперименты, которые Ухтомский, как и И.П. Павлов, проводил на собаках, о влиянии внешних раздражений на рецепторы организма в соответствующих частях центральной нервной системы. Рассматривая стойкий очаг возбуждения (доминанту), определяющий поведение организма в данный момент, ученый изучал одновременное побочное влияние этого очага на рецепторное торможение во всех прочих частях нервной системы, выяснял, как происходит блокирование выполнения всех других рефлекторных реакций.

А.А. Ухтомский

К идее доминанты физиолог пришел в 1904 г. В опытах Ухтомский случайно заметил, как собака перестает реагировать на раздражающее действие электрического тока на двигательные точки коры головного мозга перед тем, как у нее опорожнится кишечник. Более того, любой внешний раздражитель в этот момент только «подстегивал» животное к акту дефекации, после которого реакция на раздражение вновь приходила в норму. Это наблюдение и стало первым шагом к грандиозному открытию в физиологии.

Термин «доминанта» Ухтомский позаимствовал у немецкого философа Р. Авенариуса. Говоря по-простому, доминанта побуждает человека к труду, подвигу, творчеству, проявлению необычайной выдержки и воли. Она может быть мгновенной вспышкой, а может вести человека всю жизнь к некоей цели.

Учение о доминанте позволяет практикующим врачам и клиницистам трактовать поведенческие патологии, функциональные расстройства деятельности мозга, объяснять многие психосоматические и вегетативные заболевания. Принципом доминанты воспользовались специалисты, изучающие психологические проблемы поведения человека, социальные проблемы общения, воспитания, обучения.

По мнению биологов, Ухтомский рассматривал созданный им принцип доминанты как принцип междисциплинарного значения, признавая его мощным системообразующим фактором в комплексном научном описании наиболее сложной живой системы – человека. «По сути, А.А. Ухтомским была разработана стройная концепция человека, раскрывающая объективные законы его поведения и психики, формирования нравственной и творческой личности, межличностного общения. Знаменуя собой новый синтетический подход к природе человека, концепция А.А. Ухтомского было построена на стыке различных научных понятий: биологии, физиологии, психологии, философии, социологии и этики» (доктор биологических наук Л.В. Соколова).

Из воспоминаний доктора биологических наук. С.В. Могаевой, участницы блокады Ленинграда.

«Алексей Алексеевич остался в блокадном городе, как ни уговаривали его власти эвакуироваться на Большую землю. Его хотели сохранить как достояние нации. Ведь это был ученый с мировым именем и к тому же пожилой человек. Но он решительно отказался уехать из города. Должно быть, считал ниже своего духовного и княжеского достоинства покинуть город святого Петра в лютой беде… В то время мы не знали, что Алексей Алексеевич был епископом Алипием. Должно быть, и как высокое духовное лицо он не мог покинуть людей, обреченных врагом на мученичество и уничтожение.

С начала войны академик Ухтомский стал заниматься организацией исследований травматического шока и изучением других проблем, связанных с войной… На вопрос, почему он не уезжает, академик ответил: “Я должен закончить работу. Жить мне уже недолго, умру здесь”. Алексей Алексеевич много работал и держался на ногах, сколько мог».

Ученый подготовил доклад «Система рефлексов в восходящем ряду», с которым собирался выступить на сессии, посвященной годовщине со дня рождения И.П. Павлова, но не успел. 31 августа 1942 г. Ухтомский «погиб от голода… По рассказам, соседи нашли его тело лежащим на давно нетопленной плите, одетым в лиловый подрясник, с Евангелием в руках».


| |

Откуда общепринятое теперь различие… «знания» (науки) и «веры» (религии)? Оно, очевидно, – случайного (исторического) происхождения, не заключается в самих понятиях: ведь всякое знание – психологически есть «верование», а «верование» в истории всегда было высшим откровением, чистым знанием действительности.
А. Ухтомский. Доминанта
Необходимо ли для научного духа, чтобы действительность была мертвой, безумной машиной? – вот начальный вопрос, с решением которого будет видно, можно ли научному духу идти заодно с христианско-религиозным.
А. Ухтомский. Доминанта
Относительно религии надо сказать, что ею улавливается одна из сторон действительности, недоступных до сих пор научному настроению.
А. Ухтомский. Доминанта
Там, где оборвано предание Христовой Церкви, человечество быстро скатывается в животное состояние.
А. Ухтомский. Доминанта

Один из самых выдающихся ученых и мыслителей XX века академик Алексей Алексеевич Ухтомский являет своей жизнью другой путь к православному храму: он пришел к нему, закончив Московскую Духовную Академию с богословской диссертацией на тему: «Космологическое доказательство Бытия Божия», а дальше, не изменяя глубокой религиозности, но отдавшись непреоборимой тяге к науке, посвятил свою жизнь разработке учения о доминанте – всеохватывающей, универсальной концепции человека на основе физиологии, психологии, социологии, философии и этики (в конечном счете, православной веры). Получилось так, что наука стала для него своеобразным храмом, а ревностное служение ей – как бы молитвенной службой в храме, так как религиозные, догматические, духовные моменты он никогда за годы научной работы не упускал из вида.

Ранее в нашем журнале мы показывали, как дорогу к храму находили прежде атеистически настроенные ученые. На примере академика А. Ухтомского мы увидим другой путь: от веры к науке, но с постоянным сохранением православной составляющей познания Мира и Духа (в поиске синтеза науки и веры).

О духовной стороне науки и жизни дадим возможность говорить самому академику Ухтомскому, так как теперь, наряду с его научным наследством, раскрыто и частично опубликовано его духовное православное наследие. Важнейшие новые публикации:

1. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. – СПб: Петербургский писатель, 1996. – 528 с.

2. Заслуженный собеседник: Этика, религия, наука. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. – 576 с.

3. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. – 608 с.

4. Доминанта. – СПб, Москва, Харьков, Минск: Питер, 2002. – 448 с.


Сама жизнь А. Ухтомского показывает неординарность его натуры с самых юных лет. Он родился в 1875 году в родовом имении князей Ухтомских в деревне Вослома Рыбинского уезда Ярославской губернии. Князья Ухтомские являются потомками Великого князя Юрия Долгорукого. Воспитывался мальчик теткой в Рыбинске, учился в классической гимназии, но, не закончив курса, был определен матерью в привилегированный кадетский корпус в Нижнем Новгороде. При этом полагали, что мальчику предстоит блестящая военная карьера. Но, по свидетельству самого А. Ухтомского, в этом учебном заведении очень хорошо преподавали философию и словесность, и именно здесь был дан толчок к науке. Юноша зачитывается трудами философов и психологов. Уже в 1894 году он поступает на словесное отделение Московской духовной академии, где также было очень высоко поставлено изучение богословия, философии, словесности, языков.
Тема его диссертации, «Космологическое доказательство Бытия Божия», была выбрана им для того, чтобы попытаться найти язык познания Мира и Духа, научно проанализировать горние высоты духа и одухотворить прагматические научные искания, чтобы восстановить системную полноту человеческого знания.

Он вполне мог отдаться религиозному служению, вере, как его старший брат Архиепископ Андрей (Ухтомский) (1872-1937). Дважды Алексей Алексеевич намеревался уйти в монастырь, но стремление к научной деятельности оказывалось сильнее.

Александр Ухтомский, старший сын в семье, был очень дружен со своим младшим родным братом Алексеем. Братья вместе росли в родовом имении, вместе учились сначала в гимназии, затем в кадетском корпусе и, наконец, в Духовной Академии. Александр Ухтомский после пятого класса гимназии поступил в 1887 году в Нижегородский имени графа Аракчеева кадетский корпус. Окончательная перемена в судьбе братьев Ухтомских во многом объясняется случайным событием - встречей с праведным Иоанном Кронштадтским на волжском пароходе, когда мать Антонина Федоровна везла сыновей на каникулы в родовое поместье. После долгих бесед с отцом Иоанном Кронштадтским на верхней палубе Александр и Алексей приняли одинаковое решение стать священниками.


Александр Ухтомский окончил Московскую Духовную Академию в 1895 году со степенью кандидата богословия. 4 октября 1907 г. хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии и назначен заведующим Казанскими миссионерскими курсами. Он - один из немногих иерархов Церкви, который в уфимской, московской и петроградской печати открыто выступает против Григория Распутина, предупреждает царя, что тот ввергнет Россию в беду и кровопролитие.

14 апреля 1917 года епископа Андрея включают в новый состав Святейшего Синода. Оба брата были участниками Поместного Собора 1917-1918, активно участвовали в совещаниях по воссоединению со старообрядцами. Владыка Андрей становится председателем Съезда единоверцев, а с января 1919 - избран заочно с оставлением за собой прежней кафедры епископом Саткинским единоверческим, Первоиерархом всех единоверцев - впрочем, эти должности были, скорее, номинальными. В Сибири епископ был членом созданного осенью 1918 Сибирского Временного Высшего церковного управления, руководил духовенством 3-й армии А.В. Колчака. Крушение Советов представлялось ему тогда делом времени.

После разгрома колчаковцев в 1920 году Сибирь стала советской, а Владыка Андрей впервые оказался в тюрьме. В 1920 году он был арестован в Ново-Николаевске (Новосибирске), находился в заключении в Томске. В 1921 г. арестован в Омске, в 1922 г. – Бутырка, в этом же году стал Епископом Томским. Обновленцы старались привлечь его на свою сторону, но он остался противником обновленчества. В 1923 году епископ был сослан, скитался по ссылкам в Ташкенте, Теджене, Москве, Ашхабаде, Пенджикенте, стал одним из основателей и лидеров т.н. «катакомбной церкви» в СССР (для нее он предложил термин «Истинно-православные Дом-музей А. Ухтомского в Рыбинске христиане»). Уже в 1922 году Владыка Андрей начал тайное рукоположение архиереев, постриг Луку (Войно-Ясенецкого) в монашество и направил его в Пенджикент для хиротонии во епископа. Все его хиротонии были признаны Патриархом Тихоном. Но в 1925 году епископ Андрей (Ухтомский) выступил не только против «Живой церкви», но против и Патриаршей, обвинив ее в цезарепапизме и приверженности к существующей власти, в нарушении всех церковных канонов. Не признавал права Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), резко выступил против его Декларации, направленной на лояльность к советской власти. Однако при этом он продолжил тайные хиротонии епископов, создавая инфраструктуру «Истинно-православной церкви». Ухтомский порвал общение с Патриаршей Церковью, стал основателем иерархии раскольников-«андреевцев». 28 августа 1925 г. в молитвенном доме ашхабадской старообрядческой общины во имя Святителя Николая архиепископ Андрей принял миропомазание от старообрядцев, перейдя, таким образом, в раскол, за что 13/26 апреля 1926 г. Патриаршим Местоблюстителем Петром (Полянским), митрополитом Крутицким, запрещен в священнослужении.

В 1927 г. бывший архиерей арестован, выслан в Кзыл-Орду, 1931 г. – освобожден, после чего несколько месяцев жил в Москве. В 1932 году следует его арест по делу катакомбной церкви. Ухтомский стал худым, дряхлым, у него началась цинга и выпали волосы. По обвинению в организации катакомбной церкви он выслан в Алма-Ату, а потом заключен в Бутырке. В 1937 году спустя некоторое время после ссылки в Рыбинск он расстрелян в Ярославской тюрьме. Реабилитирован только в 1989 году.
Князь Алексей выбрал другой путь. Будучи уже кандидатом богословия, отдаваясь неодолимой тяге к науке, в 1900 году А. Ухтомский поступает на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. С этого момента и на всю жизнь он оказался связанным с этим университетом. В 1911 году Алексей защитил здесь магистерскую диссертацию, в 1922 году получил кафедру физиологии человека и животных, а в следующем десятилетии основал Физиологический институт. Таким образом, он стал последователем и учеником, продолжателем традиций и учения выдающихся ученых И.М. Сеченова и Н.Е. Введенского, а позже и сам стал основоположником новейшего направления в науке, автором учения о доминанте. Но ученый остался приверженным вере, был старостой старообрядческой единоверческой церкви в Ленинграде, сам участвовал в богослужении. В смутные времена, когда прихожане спрятали церковные ценности, князь Алексей был временно арестован. Тем не менее, вскоре его отпустили, а в 1932 году он получил премию имени Ленина, в 1935 избран академиком АН СССР. К этому времени А. Ухтомский знал 7 языков, помимо биологии, физиологии и психологии был глубоко осведомлен в архитектуре, живописи, иконописании, философии, словесности, прекрасно играл на скрипке. Но главным творением этой выдающейся натуры были все же научные исследования по физиологии и психологии, а также разработка грандиозного синтетического научного понятия доминанты.

В начале войны, в 1941 году ученый руководил актуальными тогда работами по травматическому шоку, отказался эвакуироваться из города и скончался в 1942 году, в блокадном Ленинграде. За 10 дней до смерти он написал тезисы доклада «Система рефлексов в восходящем ряду» к 93-ей годовщине со дня рождения академика И.П. Павлова, которого высоко ценил. Перед кончиной Ухтомский тяжело болел: у него развился рак пищевода и гангрена левой ступни. Алексей Алексеевич бесстрашно следил за развитием заболевания, а потом, подобно умирающему академику Павлову, наблюдал у себя признаки Студент Духовной академии А. Ухтомский оплавления коры головного мозга. Тело нашли лежащим со скрещенными руками и Псалтирью на груди. А. Ухтомский похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде, рядом с Добролюбовым, Белинским, Писаревым, Салтыковым-Щедриным.

Сравнявшись со своими предшественниками и учителями достижениями в физиологии и психологии, А. Ухтомский, безусловно, превзошел их своей многогранностью, глубиной отношения к науке и одновременно твердостью православных убеждений. Это позволило ему выдвинуть гениальную Идею доминанты, которая, несомненно, станет основой не только синтеза науки и веры в текущем столетии, но и основой понимания системной полноты всей жизни на Земле. Он явился одним из последних энциклопедистов нашего времени, наряду с В.И. Вернадским и о. П. Флоренским.

Что же такое доминанта? Как всегда, в начале становления нового направления в науке, не возникает сразу строгой дефиниции, определения нового научного понятия, оно формируется постепенно. Сам термин заимствован А. Ухтомским из книги "Критика чистого опыта” немецкого философа Рихарда Авенариуса (того самого, которого вместе с Э. Махом критиковал Ленин). Стержневое определение доминанты представляет ее как временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, создающий скрытую (латентную) готовность организма к определенной деятельности при торможении других рефлекторных актов.

Сам А. Ухтомский определяет доминанту так: «… более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центр возбуждения сигналы служат усилению… возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты явления торможения».

Появившуюся новую идею ученый начинает всесторонне детализировать и расцвечивать яркими дополнениями к первоначальному определению:

«Доминанта есть повсюду господствующее возбуждение посреди прочих, и повсюду она есть продукт суммирования возбуждений».

«Доминанта – это господствующая направленность рефлекторного поведения субъекта в ближайшей его среде».

«Но именно благодаря такой односторонности и как бы «субъективности» относительно ближайшей среды субъект может быть прогрессивен на взятом пути и видеть лучше вдали, чем тот, кто более «объективен» в своей ближайшей среде».

«…доминанта является формирователем «интегрального образа» действительности…».

«Каковы доминанты человека, таков и его интегральный образ мира, а каков интегральный образ мира, таково поведение, таковы счастие и несчастие, таково и лицо его для других людей».

«Наши доминанты, наше поведение стоят между нами и миром, между нашими мыслями и действительностью… Целые неисчерпаемые области прекрасной или ужасной реальности данного момента не учитываются нами, если наши доминанты не направлены на них или направлены в другую сторону».
«… неуловимые для рефлектирующего разума, но лишь понятные для поэтического духа».

«Доминанта души – внимание духу…».

« Мы не наблюдатели, а участники бытия, наше поведение – труд».

«… я занимаюсь анатомией человеческого духа до религии включительно».

«…мы хотим узнать то постоянное, имеющееся в глубине человека, что заставляет его опять и опять возобновлять искание религиозной истины…».

Основа субъективной жизни оказывается не в познании, воле (добавим еще, что даже не в поступках и решениях), а в чувствах, в которых и кроется личностная доминанта. Она есть у каждого человека, носителя чувств и рефлексии, анализа полученных от мира впечатлений. Калейдоскоп личных, этнических, этатических (государственных), групповых, народных и национальных доминант практически образует глобальную сферу, подобную биосфере, ноосфере, психосфере и другим сферическим структурам планеты, и от того, какая она будет в будущем, зависит жизнь планеты в этом будущем. Например, она может основаться на групповом и государственном эгоизме, остаться сугубо прагматической и житейской, а может быть направлена на добро, духовное содержание и понимание Мира и Бога.

Итак, первым свойством доминанты является ее устойчивость и независимость от окружающей реальной среды, ведь она зачастую ведет обладателя личностной доминанты в сторону от стандартных и общепринятых решений. Все влияния на сформировавшуюся доминанту действуют в сторону ее усиления в главном очаге, хотя не видится никаких препятствий для психологического возбуждения и других центров мозга. Получается, что она внушена и поддерживается каким-то неземным способом, и в этом нет никакой мистики, но остается еще нераскрытая тайна. А другим важным свойством доминанты является то, что вначале сугубо личная, она в ходе жизни превращается в универсальный принцип жизни, и этим очень сходна с религиозной верой. Естественно, наиболее эффективным путем развития такой общественной доминанты является обращение личностной доминанты на окружающих людей и, в конечном счете, коллективное, соборное творчество, также являющееся и важнейшим принципом Православной Церкви.


Доминанта также оказалась инструментом движения от дробления наук к их синтезу, интеграции их не только между собой, но и с духом, с верой. В том числе и в области сознания. Кант развивал понятия познания и синтеза, Ницше – волю, Шопенгауэр – чувствование, многие богословы – веру. Но в итоге это не исчерпывало системно полного восприятия мира. А чувствование в форме доминанты А. Ухтомского признает первично относительный характер других психических инструментов. Они могут быть актуально задействованы только в форме синтеза, органического и тесного соединения и взаимодействия.

Доминанта в связи с требованием полноты познания мира выступает как лоцман в эмпирическом, опытном море пестроты наблюдений. Реальное бытие выступает как бытование в опыте отцов, и в связи с этим отказ от родовой и социальной памяти лишает нас реальности бытия. Память крепче в эволюционном течении процессов, революционные же эпизоды ее зачастую совершенно разрушают. Нельзя просто так отказываться от прошлого (например, как в ХХ веке в нашей стране – от Церкви), это означает ломать мировую линию развития в хронотопе (так называл А. Ухтомский общую категорию пространства-времени).

Принцип доминанты позволил А. Ухтомскому соединить вроде бы несоединимое, выдвинув категорию триады (разум, инстинкт, доминанта). Приэтом академик Ухтомский полагал, что наш разум – гордец, ибо противопоставляет себя бытию, а оно шире всех наших теорий и схем, и доминанты стоят между разумом и реальностью. Инстинкт же временами проявляется в качестве родового бессознательного, т.е. включает результаты тысячелетнего развития родового опыта. Доминанта также включает результаты традиции, т.е. сакральную компоненту, духовный опыт отцов, в конечном счете, для нас – православной веры.

Рисунок мира будет зависеть и от того, какие у нас доминанты и какие мы сами, а это, в свою очередь, будет также зависеть от того, как мы проанализируем ступени собственного духовного опыта. Многие события мира могут проскользнуть мимо нашего внимания только потому, что доминанта была направлена в иную сторону от них, а это уже будет означать неполноту познания мира. Кроме того, в социальном плане доминанта должна быть направлена на другого человека, для которого А. Ухтомский предложил понятие «заслуженный собеседник». И в любых других жизненных планах доминанта продирается сквозь житейские, иногда весьма опасные дебри и, в конечном счете, достигает своей предопределенной задолго до финиша, иногда с самого детства человека, цели…

Задержка в развитии такой всеобъемлющей и актуальной концепции, как доминанта, после кончины А. Ухтомского произошла, скорее всего, потому, что она еще не сложилась окончательно в форме отрасли знания, науки, а существовала в форме искусства, как в свое время бытовал психоанализ З. Фрейда. Говоря о Фрейде, Ухтомский подчеркивал, что знание законов доминанты может служить важным инструментом воспитания и даже... лечения, он писал: "Фрейд был, возможно, глубоко прав, пытаясь путем психоанализа оживить весь путь, по которому слагается доминанта, довести его до сознания и тем самым разрушить его”. Но, продолжал он, "Сексуальная доминанта самого Фрейда компрометирует здоровую по существу идею психоанализа”. В сущности, доминанта дерН.Е. Введенский и А.А. Ухтомский в лаборатории жалась только на гениальном прозрении и способностях самого князя Алексея Ухтомского. А между тем многие ученые уже полагали, что психология XXI века будет определяться учением о доминанте.

Доминанта А. Ухтомского слагается в универсальный биологический принцип, лежащий в основе активности всех живых систем. А человек воспринимается стоящим на стыке всех наук в неразрывной связи всех своих телесных, душевных и духовных качеств в одном контексте с религиозно-нравственным содержанием человеческой жизни. В конечном счете, А. Ухтомский подходит к необходимости связи христианства, свято-отеческого предания и современной науки, чему может способствовать русская религиозная философия как этика жизни. Знания и вера, науки и религия, идеалы должны стать, по А. Ухтомскому, образами будущей реальности.

Что касается религиозной, православной компоненты в учении Алексея Ухтомского, то он всячески выдвигал ее, и даже пытался укрепить, изучить и преобразовать для универсального понимания Мира и Духа, исследовать и углубить ее даже рациональными, научными методами и подходами.

«Два пути, две сокровищницы мысли известны мне и современному мне человечеству, в которых оно может черпать ответы на вопросы жизни: первый, завещанный мне воспоминанием и лучшим временем юности, – путь христианской и святоотеческой философии; второй – в науке, который есть метод по преимуществу. Почему, откуда это роковое разделение путей, имеющих одну цель впереди себя? Не составляют ли эти два пути посуществу одно?..»

«В Духовной академии у меня возникла мысль создать биологическую теорию религиозного опыта».

«…совершенно незаменимым местом для человека по способности возобновлять и воскрешать его жизнь является Церковь, при условии, конечно, что религиозная эмоция известна данному человеку и достаточно крепко связана с Церковью!»

«…Церковь по преимуществу храм сверхличной жизни и общего дела человечества в его грядущем всеединении».

А. Ухтомский, следуя освященному Евангелием и Церковью восприятию «Бог есть Любовь и Благо», пишет: «Бога мы понимаем так, что Он всегда, и несмотря ни на что, любит мир и людей и ждет, что они станут прекрасными и безукоризненными до конца, – и Он всё оживляет и воскрешает».

«Вера есть динамическое, по преимуществу деятельное состояние, постоянно растящее самого человека… Вера приводит к настоящей любви, а любовь больше всего» . (Ибо это Сам Господь есть Любовь).

«Каждый для себя и своего опыта имеет основание считать свою систему правильной: физиолог – для себя, богослов – для себя, палеонтолог – для себя и т.д. Действительно многоликое «цельное знание» должно принять в расчет и понять их всех, передумать всех, войти во всех имманентно, чтобы иметь действительно синтез единого знания – единого существа «человек»».

«К счастью для науки, она переполнена интуициями, как ей ни хочется утверждать о себе, что она – привилегированная сфера «исключительно рассуждающего разума» .

«…жизнь и история мудрее наших наилучших рассуждений о них» .
В трудах А. Ухтомского есть много относящегося к будущему и отнюдь не ближайшему. Как жертва будущему выглядит вся его жизнь, и как напутствие сохранить высокую духовность в новом веке звучат его слова:

«Что удивительнее всего – я научаюсь воспринимать на расстоянии во времени события гораздо дальше, чем может простираться моя собственная жизнь. Я проникаю мысленно в XXI столетие, в отдаленнейшие века! Я ношу с собою и в себе то, что больше меня и моего личного существования».

У него не было своей семьи, и студентам он часто говорил: «Ведь я монах в миру! А монахом в миру быть ой как трудно! Это не то, что спасать свою душу за монастырскими стенами. Монах в миру не о себе, а о людях думать должен».

Слава Богу, так жизненно сложилось, что академик А. Ухтомский стал для нас прообразом ученого будущего времени и, одновременно, примером нравственно чистой и преисполненной нашей православной верой личности. Образцом тоже пока еще будущего человека, не только человека с личной доминантой, направленной на других людей, но человека, уже братски соединенного с ними общественной доминантой. Раньше, в прежние времена, такое живое общество, в отличие от нашего разъединенного, называли «МИР»… Восстановление такого общества стало бы символом нашей памяти и уважения великого русского православного ученого.