Главная · Горло · Закон о негосударственных пенсионных фондах: актуальные данные. Законодательная база российской федерации

Закон о негосударственных пенсионных фондах: актуальные данные. Законодательная база российской федерации

55 02.04.2019 5 мин.

Негосударственные пенсионные фонды массово стали появляться более 20 лет назад и относятся к организациям, осуществляющим добровольное пенсионное страхование. Законом № 75, принятым в 1998, регулируется деятельность этих акционерных обществ, регламентируются юридические и экономические отношения, возникающие при создании и прекращении их существования.

В соответствии с ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» решение о регистрации НПФ находится в компетенции Банка России. Это же учреждение выдает лицензию, которую аннулирует при нарушении закона и обязательств перед участниками. В предоставлении документа отказывают при несоответствии установленных нормативов.

НПФ принимают от вкладчиков пенсионные накопления, обеспечивают сохранность и своевременную выплату сбережений. Центробанк имеет право подавать в Арбитраж заявление, чтобы остановить деятельность негосударственного общества, если оно не выполняет своих обязательств.

Основные положения

Законом регулируются отношения, что возникают в процессе деятельности негосударственных фондов, которые могут создаваться только в виде акционерных обществ, обеспечивающих пенсионное страхование. ФЗ № 75 регламентируется необходимость в осуществлении контроля над выполнением функций НПФ, их ликвидацией или реорганизацией.

Фондам выдается лицензия, на основании которой они проводят деятельность в сфере пенсионного страхования и обеспечения. В ст. 3 Основных положений указаны и описаны понятия, применяемые в законе.

Между участником и НПФ заключается договор, в соответствии с которым вкладчик перечисляет пенсионные взносы, а фонд выплачивает ему негосударственное денежное пособие.

Между организацией и застрахованным человеком подписывается соглашение об обязательном страховании. Далее происходит . При наступлении основания НПФ должен выплачивать гражданину накопительную пенсию или осуществить срочную или единовременную выплату участнику фонда или его правопреемнику.

Тем, кто формирует накопительную часть пенсии, не лишним будет изучить – .

Досрочное пенсионное обеспечение

Согласно ст.3 данного закона люди, работающие в условиях, что в официальном порядке признаны опасными и вредными, имеют право на заключение с НПФ договора досрочного пенсионного обеспечения. Исходя из подписанного документа, негосударственными фондами средства выплачиваются раньше достижения мужчинами 60, женщинами 50 лет.

Сторонами соглашения являются:

  • вкладчик;
  • участник;

До конца 2014 года граждане должны были определить будут ли они формировать накопительную часть пенсии

Договор должен содержать:

  • названия сторон;
  • их обязанности и права;
  • вид досрочного обеспечения;
  • основания для выплаты;
  • порядок назначения и доставки;
  • условия прекращения соглашения;
  • ответственность участников.

В соответствии с законом работодателем разрабатывается специальная программа по выплате сотрудникам пенсией раньше достижения возраста выхода на заслуженный отдых. Этим документом определяется порядок функционирования системы досрочного обеспечения выплат работникам, что трудятся на местах с условиями, признанными вредными для здоровья.

Если застрахованное лицо передумало и хочет, чтобы накопительная часть формировалась государством, то следует выяснить – .

Создание и функции фондов

Негосударственный фонд должен иметь правовую форму акционерного общества. Учредителем определяется устав НПФ, полное и сокращенное название юридического лица, вид его деятельности. В ст. 4 закреплены обязательства организации и его акционеров.

НПФ не может выдавать ссуду, проводить операции с векселями, осуществлять взаимозачеты. Компания отвечает за имущество участников, но не несет ответственности за невыполнение обязательств акционерами.

Основные функции негосударственных фондов представлены в ст. 8 закона. К ним относят:

  • введение счетов;
  • заключение пенсионных договоров;
  • предоставление информации вкладчикам о сумме накопленных средств;
  • выплату и хранение взносов;
  • формирование резерва;
  • проведение расчетов.

Требования к специалистам НПФ, оговорены в ст.6. На такие должности не могут претендовать люди с судимостью, руководители предприятий, обанкротившихся до 3 лет назад. В обязанности сотрудников входит введение учета – бухгалтерского и налогового, предоставление данных в Центробанк.

Согласно закону негосударственные фонды вправе получать доступ к информации вкладчиков, но обязаны соблюдать конфиденциальность. Специалистам НПФ разрешается обрабатывать персональные данные клиентов. Для этого нет необходимости в согласии физических лиц.

О вкладчиках

В статье 13 представлены права и обязанности застрахованных граждан и участников НПФ. Они определяются не только этим законом, но и нормативами Банка России, договорами о пенсионном обеспечении и страховании.

Участники вправе требовать:

  • выполнения всех обязательств по заключенному соглашению;
  • выплату и перевод сумм в другие фонды;
  • изменение условий договора по пенсионному обеспечению.

В обязанности вкладчиков входит своевременное перечисление взносов в размере, которые установлены соглашением и порядком, действующим в НПФ.

Застрахованное лицо вправе получать накопительные и срочные выплаты, требовать информацию о состоянии счета, заключать новый договор, но не раньше, чем 12 месяцев.

Акционирование

Негосударственные фонды создавались для того чтобы аккумулировать пенсионные взносы, которые затем направлять на выплаты своим участникам. Эти компании гарантируют вкладчикам выполнение взятых обязательств даже в случае прекращения деятельности

В 2013 году был принят закон «Об акционировании НПФ». Исходя из него все негосударственные организации, заключающие договора о пенсионном страховании, подвергаются процедуре акционирования, начиная с 2016. В связи этим все накопления участников переводятся ПФР. Центральный банк осуществляет проверку управляющих компаний, после чего они должны вступить в государственную программу гарантирования сохранности накоплений вкладчиков. Создается страховой резерв, который будет составлять до 10% от пенсионных вложений.

Законом предусматривается уменьшение количества зарубежных организаций, исключение офшорных компаний в участии сбора взносов и инвестирования и пенсионных отчислений.

Заниматься контролем деятельности НПФ, выдавать им лицензии поручается Центробанку. Изменения коснулись уставного фонда этих организаций, его размер не может быть меньше 150 млн. р. Помимо увеличения количества собственного капитала, установлены другие поправки:

  1. Усилены требования к регистрации НПФ и к их руководителям.
  2. Составлен новый порядок ликвидации организаций.
  3. Приняты правила досрочного обеспечения пенсионеров.

Негосударственным фондам запрещается заниматься страхованием на профессиональном уровне. В обновленном варианте закона прописываются гарантии вкладчикам и создание резервного фонда. Сотрудники НПФ не имеют права заключать договора с людьми и дистанционно снимать деньги с их счета.

Государственный организации не размещают средства в рисковые активы

Перспективы

В стране проводится модернизация действующей пенсионной системы, пересматриваются положения, которые касаются деятельности негосударственных фондов. Эти организации перераспределяют свободные ресурсы на потребности экономики, а не только выплачивают дополнительные средства пенсионерам.

Перспективы развития НПФ связаны с разработкой мероприятий, направленных на привлечение физических лиц, а также руководителей предприятий к участию в системе негосударственного обеспечения пенсий.

Такой вариант устраивает граждан тем, что они могут откладывать деньги в небольшом количестве, а НПФ гарантирует сохранность накоплений и их увеличение. Государство обязуется стимулировать развитие фондов, привлекать граждан к участию в системе пенсионного страхования. Такие организации предлагают вкладчикам гибкие схемы, которые базируются на договорной основе и правовых механизмах.

Выводы:

  1. НПФ занимается инвестированием вложенных денег, что позволяет вкладчику увеличить размер накопительной пенсии.
  2. Фонд, работающий на основе лицензии, гарантирует выполнение всех обязательств, которые предусмотрены в договоре с вкладчиком.
  3. Право распоряжаться средствами умершего участника предоставляется любому человеку, указанному в завещании.
  4. Деятельность НПФ контролируется Банком России.
  5. Гражданин имеет право переводить пенсию из одного фонда в другой.
  6. Вкладчик получает информация о состоянии счета.

НПФ или, по-другому, негосударственные пенсионные фонды обладают полномочиями акционерных фондов, но к тому же имеют право заниматься деятельностью по обязательным обеспечениям. После оформления государством указа о введении настоящей категории организаций, они стали популярны среди юридических лиц. Уже сразу после принятия закона в стране появилось более 350 НПФ. Правительством было принято решение о принятии закона для регулирования такого большого количества организаций и контроля за этой отраслью.

Что представляет собой закон?

75 закон РФ был принят Государственной Думой 8 апреля 1998 года, а одобрен Советом Федерации 22 апреля 1998 года. Последние изменения в него были внесены 31 декабря 2017 года. ФЗ о НПФ РФ содержит 11 глав и 38 статей. Этот закон контролирует и регулирует возникающие экономические и социальные правоотношения при ведении деятельности негосударственными пенсионными фондами, а также правоотношения между НПФ и гражданами России. Также закон регламентирует процессы и способы контроля за фондами, меры по реорганизации, способы создания НПФ.

Краткое содержание Федерального закона номер 75 о негосударственных пенсионных фондах:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описаны цели, задачи, отношения и сфера регулирования закона. Оформлена информация о деятельности фондов. Перечислены термины и понятия, используемые в законе и даны их определения. Даны списки субъектов, которые являются участниками правоотношений по настоящему закону;
  • В главе второй оформлены процессы и условия создания негос. пенс. фондов, порядок регистрации и получение лицензии на ведение деятельности. Перечислены требования для лиц, имеющих в распоряжении от общей доли только 10% акций. Подробно оформлен процесс регистрации и места, куда можно обратиться за регистрацией. Дан список необходимых документов для учредителей компании. Оформлены списки требований к уставу и к органам контроля. Описаны особенности и нюансы сделок, которые совершаются с участием акций компании. Оформлена информация о порядке выдачи и получения лицензии, а также даны причины аннулирования и отказа;
  • В главе номер три подробно оформлена и перечислена деятельность фондов. Дан список их функций, полномочий, прав и обязанностей. Описано, по каким правилам и условиям работают организации, пенсионные основания в договорах и требования к схемам. Оформлены способы заключения и пункты, которые должны быть в договоре. Перечислены права и обязанности страхователей, а также вкладчиков и участников правоотношений. Отдельно дан большой список с пояснениями обязанностей фондов. Описаны засекреченные данные и тайны, которые не могут быть разглашены, а также конфиденциальная информация клиентов;
  • В г. четыре оформлена информация об имуществе НПФ. Описано что подходит под категорию имущество, как необходимо с ним обращаться и кто ответственен за его сохранность. Перечислены накопления и резервы, даны сведения о распределении накопленных средств;
  • В пятой г. перечислены и описаны гарантии на исполнение обязательств сотрудниками фондов. Оформлен страховой резерв и нюансы работы с ним. Написано что такое дивиденды и ограничения по ним. Описано актуальное оценивание НПФ. Перечислены способы отчетности, сроки и особенности. Оформлены объединенные гарантии для различных организаций;
  • В шестой оформлены процессы и способы вклада средств в пенсионные фонды. Описаны особенности и нюансы размещения средств и их накопления. Оформлен порядок управления собственными размещенными средствами. Каким способом можно хранить накопления посредством ценных бумаг и контроль за резервами и накоплениями. Процесс распределения доходных сумм с учетом резервов и накоплений в НПФ;
  • В седьмой оформлена деятельность органов, которые ведут контроль и регулируют деятельность фондов. Описаны их полномочия, функции, права и обязанности. Отдельно даны полномочия и деятельность попечительских советов в описываемой области;
  • В восьмой главе описана информация о процессах отчетности. Каким образом в НПФ ведется бухгалтерский отчет;
  • В главе девятой оформлена информация о реорганизации фонда, также дан порядок, по которому фонд можно ликвидировать. Описана принудительная ликвидация по решению Банка России;
  • В главе номер десять оформлены способы и процессы, а также меры по улучшению контроля и надзора за негос. пенсионными фондами. Дан список мер, используемых Центральным Банком РФ по регулированию деятельности НПФ. Описаны способы предоставления фондам информации. Оформлено определение налогового режима, перечислены условия и требования, когда налоговый режим установлен;
  • В г. 10.1 перечислены особенности и нюансы работы пенсионных накоплений. Оформлены списки требований и условий для вкладов. Дана форма договора и описаны пункты, которые должны быть в договоре обязательно. Даны требования для разных видов и категорий сделок. Описаны меры по разрешению конфликтных ситуаций и споров;
  • В 10.2 г. оформлены особенности разных категорий и разных ситуаций, когда необходимо досрочное негос. пенсионное обеспечение. Даны списки общих требований для всех лиц и требования для отдельных исключительных категорий. Перечислены обязанности фондов, когда необходимо провести досрочное обеспечение. Даны списки гарантий прав для лиц и работников;
  • В 11 оформлены заключительные условия и дополнительные положения и требования настоящего Федерального закона.

НПФ имеют право осуществлять предписанную деятельность на следующий рабочий день после предоставления организации лицензии. Для того чтобы получить право на обязательное страхование, фонд должен быть внесен в реестр. Также, после внесения в реестр, на следующий рабочий день сотрудники фонда имеют право на обязательное страхование лиц.

Последние изменения, внесенные в 75 ФЗ

Последние изменения в закон 75 о негосударственных пенсионных фондах были внесены 31 декабря 2017 года, при принятии ФЗ номер 482.

Согласно последней редакции, изменения были внесены в статью номер 25.1, был добавлен пункт 7. Ситуации, когда фонды не имеют право раскрывать сведения или ситуации, когда фонды могут раскрывать только ограниченное количество информации, определяются Правительством РФ. В общих случаях публичное предоставление информации определяется настоящим Федеральным законом. Также Правительство России определяет, когда фонд имеет право раскрывать или не раскрывать информацию о клиентах.

Также изменения произошли и в статье 36.14. В первом абзаце статьи к слову «Управляющая» была добавлена цифра 1. Также в статью добавили 2 пункт. Согласно закону, управляющие фондов обязаны в определенных ситуациях раскрывать или ограничивать, либо полностью скрывать информацию о собственных клиентах (акционерах). Однако после добавления 2 пункта, Правительство РФ имеет право рассматривать отдельные случаи и запрещать или предоставлять доступ к информации.

Текст закона о негосударственных пенсионных фондах РФ с изменениями

Федеральный закон 75 был принят для объяснения негосударственным пенсионным фондам и гражданам о системе деятельности НПФ. Гражданам рекомендуется изучить описываемый закон для лучшего понимания куда стоит обратиться за вкладами, страхованиями и накоплениями. Сотрудники же фондов обязаны изучить настоящий закон в связи с родом деятельности и для лучшего исполнения обязанностей.

Российская пенсионная система контролируется властями. При этом существуют как государственные пенсионные инстанции, так и независимые. Деятельность органов из негосударственной группы регулируется 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Особо важные положения этого нормативного акта будут рассмотрены в статье.

Негосударственная пенсионная система: общая характеристика

Для начала стоит разобраться с тем, что вообще называется пенсионным фондом негосударственного типа. Закон говорит об особого вида организации, в полномочия которой входит обычное и досрочное пенсионное обеспечение, а также пенсионное страхование. Деятельность фонда осуществляется на основании специальной лицензии.

Между самим фондом и его вкладчиками должен быть заключен специальный пенсионный договор. Так, вкладчик обязуется уплачивать взносы, а фонд берет ответственность по выплате своему клиенту негосударственной пенсии. Существует и другая форма договора, речь в которой идет о типа. Согласно такому документу, фонд обязуется выплачивать застрахованному гражданину накопительную или срочную накопительную пенсию.

О создании фонда

Разобравшись с тем, какие цели преследует негосударственный пенсионный фонд, стоит обратить внимание на процессы по формированию такой организации. Согласно статье 4 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", сам фонд может быть сформирован только в форме акционерного общества. Акционеры обладают правами на участие в управлении организацией. Выпуск акций возможен только в обыкновенной форме.

Как и в случае с любой другой акционерной организацией, негосударственный пенсионный фонд не имеет возможности отвечать по обязательствам своих представителей. При этом сами акционеры обязаны нести ответственность по обязательствам фонда. Работа с векселями, выдача займов, оплата акций через зачет финансовых требований - все это не допускается в пенсионном фонде негосударственного типа.

В статье 5 рассматриваемого нормативного акта говорится о государственной регистрации фонда. Согласно закону, созданная организация должна получить специальную лицензию и документ о внесении в единый государственный реестр юридических лиц. Документ может быть получен только от Банка России, который, к слову, и ведет представленный реестр.

О полномочиях фонда

Негосударственные пенсионные фонды обладают рядом законных обязанностей и полномочий. Вначале следует рассказать о полномочиях организации, коих существует немало. Вот что регламентирует закон:

  • разработку правил фонда (правила могут быть объединены в устав);
  • заключение пенсионных договоров и документов о пенсионном страховании обязательного типа;
  • аккумулирование пенсионных взносов и накоплений;
  • разработка пенсионных счетов;
  • заключение договоров об оказании услуг по техническому обеспечению;
  • определение инвестиционной стратегии ;
  • создание специальных пенсионных резервов, размещение в них финансов;
  • заключение договоров с компаниями, реализующими управляющие функции;
  • расторжение договоров с компаниями, имеющими управляющие функции;
  • принятие мер для обеспечения сохранности финансов фонда и т.д.

Все представленные функции характерны для акционерных обществ, коими и являются независимые от государства пенсионные фонды.

Требования к договорам

Пенсионная система в России подвержена особому контролю. Все-таки, именно эта структура призвана обеспечивать жизнедеятельность крупнейшей категории населения. К пенсионным фондам негосударственного характера также устанавливается ряд важнейших требований. Закрепляются они в статье 9 №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Так, устанавливается ряд правил в отношении пенсионных договоров. Согласно закону, они должны содержать:


Если же говорить про страховые договоры, то документы подобного рода должны включать в себя:

  • порядок инвестирования финансов;
  • положения об ответственности организации;
  • правила заключения, изменения или ликвидации договора;
  • обязанности и права всех сторон, заключивших договор и т.д.

Каждая отдельная организация может устанавливать какие-то свои требования. Важно только одно: чтобы они не противоречили 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Обязанности фонда

Стоит также обратить внимание на обязанности участников пенсионной системы негосударственного типа. В статье 14 рассматриваемого нормативного акта указывается следующее:

  • обязанность реализовывать свои профессиональные функции только в строгом соответствии с нормами рассматриваемого федерального закона;
  • реализация учета сведений об отдельных вкладчиках, застрахованных лицах или участниках пенсионной системы;
  • бесплатное предоставление вкладчикам и застрахованным лицам информации о состоянии пенсионных счетов;
  • реализация выплат негосударственных пенсий или выкупных сумм в строгом соответствии с условиями пенсионного договора;
  • уведомление участников системы о наступлении гарантийного случая;
  • организация качественной системы управления рисками.

Взаимоотношения с российским Центральным банком входят в отдельную группу обязанностей негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Согласно закону, они обязаны своевременно предупреждать ЦБ о заключении или изменении договоров с управляющими компаниями, обеспечивать возможность предоставления в Банк документации электронного типа, отчитываться об итогах аудита и т.д.

Собственность организации

В главе 4 Федерального закона 75-ФЗ от 07.05.1998 г. рассказывается о правилах управления имуществом фондов. Согласно статье 16, собственность рассматриваемых обществ делится на три группы: это собственные средства (необходимые для обеспечения акционеров и директоров) и пенсионные накопления. В состав пенсионных накоплений входят также страховые резервы фонда. За счет чего формируется все представленные группы финансов? Согласно закону это:

  • целевые поступления;
  • доходы фонда от размещения резервов;
  • пенсионные взносы;
  • иное имущество, которое может быть определено по решению директорского совета организации.

Российский Центральный Банк устанавливает нормативный размер резервов для соответствующих пенсионных схем.

Контроль над фондом

Контрольно-надзорная деятельность в отношении пенсионных негосударственных фондов может иметь две формы: государственную и внутреннюю, то есть организационную. В первом случае речь идет о проверках деятельности Центробанком РФ, о направлении отчетов в специальные государственные органы и т.д. В случае же с внутренней проверкой следует отметить ряд важнейших процедур, среди которых проведение аудирования и актуарное оценивание. Ему подлежит вся деятельность фонда. Так называемые актуарии проверяют, насколько НПФ способен отвечать по своим обязательствам перед клиентами.

В случае с аудиторской деятельностью все несколько иначе. Проверке должны быть подвергнуты все имеющиеся документы, договоры и отчеты организации. Особенное внимание приковывается к сравнению действующей документации с изначальными, учредительными документами фонда. К слову, к ним относятся устав фонда и дополнения к нему. Сам устав должен содержать наименование фонда, максимальную долю от доходов, состав попечительского совета и совета директоров.

Система управления фондом

Чуть подробнее нужно рассказать про структуру фонда. Согласно статье 28 рассматриваемого нормативного акта, в состав органа входит совет директоров (он же наблюдательный совет), а иногда и совет попечителей (оба совета могут быть объединены). Не может быть допущена передача полномочий организации управляющего типа или одному управляющему в виде ИП.

Чем занимается попечительский совет? Здесь стоит выделить принятие решений о реорганизации, изменение устава или максимальной доли и т.д. Все обязанности представителями попечительского совета реализуются на безвозмездной основе. Стоит также отметить, что в совет должны входить не менее 5 человек, рекомендации которых были предварительно рассмотрены советом директоров или собранием акционеров.

О реорганизации и ликвидации фонда

Реорганизация негосударственного пенсионного фонда может быть выполнена в нескольких формах: путем присоединения, слияния, разделения или выделения. Другие формы реорганизации не допускаются.

Вопрос о необходимости реорганизационных вопросов поднимается на общем собрании акционеров. После принятия соответствующего решения подается уведомление в Банк России (максимальный срок подачи такого документа составляет три дня). Уведомление должно содержать следующую информацию:

  • о порядке реорганизационных процессов и сроках их проведения;
  • о предполагаемом результате процессов.

Заинтересованными лицами в данном случае признаются акционеры и кредиторы. Отказ Банка России в осуществлении реорганизационной процедуры, если таковой последует, может быть обжалован.

Немного по-другому ситуация обстоит с ликвидацией. Все накопленные средства должны быть переданы в ПФР. Требования вкладчиков и участников общества необходимо полностью удовлетворить, но только не за счет накоплений пенсионного типа. Должна быть создана специальная ликвидационная комиссия, функции которой приобретают приоритетный характер. Деятельность фонда прекратится после исключения соответствующих сведений из государственного реестра о юридических лицах.

Обязательное пенсионное страхование и досрочное пенсионное обеспечение

Любой негосударственный фонд, получивший от ЦБ РФ лицензию на осуществление профессиональных полномочий в области пенсионного обеспечения, имеет возможность осуществлять и пенсионное страхование. Вот какими обязанностями обладает такой фонд:

  • бесплатно предоставлять пользователям информацию о состоянии счетов;
  • отражать на счетах результаты инвестирования пенсионных средств;
  • осуществлять выплату накопительной пенсии, срочной пенсии или выплаты единовременного типа;
  • извещать граждан о временной невозможности передавать часть средств на формирование пенсии накопительного характера.

К досрочному пенсионному обеспечению негосударственного характера также закрепляется ряд требований. Касаются они, в основном, списка профессий, регламентированного в ФЗ "О страховых пенсиях".

Рейтинг НПФ

Какие негосударственные пенсионные фонды наиболее известны на данный момент? Максимальный уровень надежности, согласно журналу "Пенсионное решение", установлен у АО "Газфонд". На втором месте числится "Волга-капитал" с 13%-ной доходностью. В рейтинге НПФ "Доверие" стоит на третьем месте. У этой организации установлена очень высокая степень надежности. Далее следует выделить АО "Европейский", НПФ от "Сбербанка", "ВТБ", "Росгосстраха" и "Нефтегаранта". Прочие фонды либо распространяют свое действие на конкретные регионы, либо являются дочерними предприятиями других, более крупных компаний.

Социальное обеспечение пожилых людей – обязанность государства.

Именно для этого существует Пенсионный фонд России, в который поступают отчисления от всех работающих граждан, дабы в будущем получать от государства денежные выплаты и коротать безбедную старость.

Вот только в большинстве случаев пенсии не хватает даже на покрытие расходов первой необходимости, таких как еда, коммунальные услуги, лекарства.

Именно для решения этой проблемы созданы . Впервые они возникли после выхода Указа Президента в 1992 году. В 1998 был выпущен одноименный Федеральный закон под номером 75 .

Существует ещё много законов и подзаконных актов, регулирующих механизм работы НФП. Про это мы сейчас и расскажем.

Законодательное регулирование вопроса

Героем нашего обсуждения станет именно 75 № ФЗ. Его мы подробно обсудим в следующих разделах. Сейчас же рассмотрим поправки к нему и остальное законодательство, раскрывающее вопрос.

Этот Федеральный закон №410 вносит ряд поправок в ФЗ 75, а именно:

ФЗ № 111 от 24.07.2002 года регулирует процесс образования средств пенсионных накоплений, их вложения для извлечения прибыли (инвестирования), регламентирует правовой статус участников этого процесса, участие государства в осуществлении контроля за его функционированием.

Очередная крупная поправка в ФЗ № 75 содержится в ФЗ № 167 от 29 июня 2015 года . Внесены изменения в порядок реорганизации, прекращения деятельности фонда, изменён качественный состав управленческого аппарата, расширены правомочия Центрального Банка по наложению санкционных мер, в том числе лишение лицензии.

Мы представили вам минимум первой необходимости, без которого разобраться в теме будет тяжело. В других разделах мы также будем встречаться с законами и подзаконными актами, регулирующими деятельность НПФ.

Федеральный закон №75: его цели и задачи

В рамках главного закона по нашей теме, негосударственный пенсионный фонд – это организация, имеющая две основные цели: негосударственное обеспечение пенсией и обязательное пенсионное страхование.

В первом случае вы добровольно по выбранной вами схеме начисляете определённую сумму денег, которая составляет часть от оплаты вашего труда. В свою очередь выбранная организация инвестирует полученные средства по своему усмотрению, тем самым преумножая ваши вложения. Речь идет только о .

Во втором случае мы говорим о системе, созданной и поддерживаемой государством, по которой пенсионеры и лица, получившие инвалидность, имеют право на выплаты. Это часть пенсии называется .

К целям нужно двигаться постепенно и обдуманно. Поэтому НПФ для их достижения нужно выполнить ряд задач :

Разберем критерии надёжности НПФ :

  • Общая сумма пенсионных резервов.
  • Репутация фонда и его учредителей.
  • Время, которое НПФ работает на рынке.
  • Стоимость отображённого в уставе имущества для обеспечения рисков.
  • Распределяет ли средства между различными вложениями для снижения рисков.
  • Участие в профессиональных объединениях.

Регулирование деятельности фондов

В соответствии с главой 10 ФЗ № 75, контрольно-надзорная функция за НПФ возложена на два субъекта: Центральный банк и Министерство труда и социальной защиты РФ.

У ЦБ очень широкий спектр полномочий, а именно:

Также Банк имеет право :

  • делать проверки по плану, но не чаще, чем 1 раз в год;
  • проверять деятельность вне плана, если на то есть веские основания;
  • обращаться в органы, имеющие законное право на занятие оперативно-розыскной деятельностью, с просьбой провести оперативно-розыскные мероприятия.

Если всё-таки выявлены нарушения , то ЦБ может:

  • отправить указание об устранении таковых;
  • запретить проводить все или часть операций;
  • отнять лицензию и посадить временных управляющих.

Гарантии для вкладчиков

Всякая инвестиционная деятельность связана с рисками. Но дело в том, что пенсионное страхование – слишком важный вопрос, который ни в коем случае нельзя отдавать на волю случаю. Поэтому в главе 5 ФЗ № 75 предусмотрены гарантии нормального функционирования НПФ .

По статье 20 каждый фонд обязан формировать страховой резерв . Он нужен для уверенности в том, что обязательства перед вкладчиками будут выполнены. Процедура его создания и размеры указаны в Приказе Федеральной службы по финансам и рынкам от 18.03.2008 N 08-11/пз-н.

Ежегодно деятельность фонда должна проходить актуарную оценку , то есть анализ и количественная характеристика рисков по финансовым обязательствам. Проводится она по требованиям ФЗ № 293 «Об актуарной деятельности в РФ». В заключении должны содержаться результаты оценивания обязательств фонда, сумма всех материальных средств, оценка деятельности по исполнению обязательств и т.д.

Ежегодно на фонде лежит обязанность провести аудит , то есть проверку отчетности организации. По результатам делаются выводы о её достоверности, о реальном положении фонда и дальнейшем его функционировании. Для подробностей обращайтесь к ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности».

Наконец, для большей надёжность и дополнительной перестраховки, есть возможность создавать объединенные гарантийные фонды . Также НПФ может вступить в общество взаимного страхования на основе одноименного ФЗ № 286.

Размещение и инвестирование средств в НПФ

В данном разделе разговор пойдёт о главе 6 основного закона.

В статье 24 перечислены принципы размещения и инвестирования :

Вкладывать средства можно в ценные бумаги , как российского происхождения, так и выпущенные за границей, но с некоторыми ограничениями. Особо приветствуются вложения в государственные ценные бумаги.

Работать с накопленными средствами для их преумножения может как сам фонд, так и иные субъекты, например управляющие компании. Ей деньги передаются в доверительное управление, что не влечёт перехода права собственности.

На пополнение средств пенсионных резервов и накоплений должно направляться не менее 85 % от прибыли . Из этой суммы заранее убираем вознаграждение управляющим и спец депозитарию, ради которых вся эта система и работает.

О деятельности негосударственных пенсионных фондов рассказано в следующем видеосюжете:

Пенсионной реформы, которой определены основные принципы и направления развития новой пенсионной модели. Согласно этой Программе пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования), профессионального страхования.

В целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) комментируемый предусматривает формирование механизма надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, включая:

Систему учета и отчетности в сфере добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее информационной прозрачности;

Комментируемый закон предусматривает гарантии исполнения фондом обязательств по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. комментируемого закона предусматривает формирование страхового резерва, объединенных гарантийных фондов, страхования.

Добровольность негосударственного пенсионного обеспечения предусматривает возможность формирование индивидуальных пенсионных систем, финансируемых за счет самих вкладчиков. Законодатель не определяет конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов оставлено на рассмотрение фондов и вкладчиков, заключающих пенсионные договоры. Законодатель определил только минимальный размер негосударственной пенсии, которая может быть выплачена участнику. На сегодняшний момент минимальный размер негосударственной пенсии равен половине минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством Российской Федерации.

Осуществление деятельности в качестве страховщика негосударственного пенсионного обеспечения фондами стало возможным с 1 января 2004 года. Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Для осуществления этого вида деятельности фонд должен иметь лицензию, зарегистрировать в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда, подать в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и отвечать требованиям, установленным комментируемого закона:

Иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;

Иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 100 миллионов рублей;

В целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц иметь совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 миллионов рублей со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не менее 30 миллионов рублей с 1 января 2005 года и 100 миллионов рублей с 1 января 2009 года;

Деятельность в качестве страховщика негосударственного пенсионного страхования регламентируется не только нормами настоящего закона, но и нормами от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Комментируемый устанавливает требования, предъявляемые к фонду, исполняющему функции страховщика, порядок заключения договора об обязательном пенсионном страховании, порядок передачи средств пенсионных накоплений в соответствии с желанием застрахованного лица в другой фонд, в ПФР или получение указанных средств, порядок управления средствами пенсионных накоплений и др.

Кроме комментируемого отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности и ликвидации указанных фондов, регулируются законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время законодательная база, регулирующая деятельность негосударственных пенсионных фондов, кроме настоящего закона, включает в себя.