Главная · Бронхит · Розен-метод – путь к абсолютной гармонии. Метод мэрион розен

Розен-метод – путь к абсолютной гармонии. Метод мэрион розен

Дата создания: 08.05.2011
Дата обновления: 29.06.2012

Человеческое тело, особенно в области неконтролируемых мышечных реакций, может стать достаточно эффективным источником информации о бессознательном. Если прицельно изучать и наблюдать состояние тела (учитывая то, насколько плотно обычно связаны соматические и эмоциональные реакции), то можно распознать не только текущее эмоциональное состояние клиента, но и более глубинную эмоционально-бессознательную проблематику. Эти возможности достаточно широко используются в современной психоаналитической практике.

Публикация в журнале "Психотерапия" № 7, 2011 г.

"Розен-метод - это способ обращения к чувствам и опыту через тело. Через дыхание и мускулатуру тело показывает наши действительные чувства. При помощи мышечного напряжения тело подавляет чувства и опыт, с которыми мы были не в состоянии справиться в момент их возникновения. Таким образом, мы часто забываем все когда-то случившееся. Но, эти чувства и опыт, сохраненные в теле, все еще с нами, и приходится прибегать к очень большим усилиям, чтобы сдерживать их в бессознательном".

Мэрион Розен, основоположник школы Розен-метода

Можно сказать, что телесно-ориентированная психотерапия бывает двух видов: первый – где тело используется как объект терапии (танцтерапия и так далее), и второй – где тело используется как инструмент диагностики. Примером может служить такая разновидность современного психоанализа, как розен-метод.

Человеческое тело, особенно в области неконтролируемых мышечных реакций, Состояние тела в тот или иной момент порой намного ближе к этому бессознательному, чем произносимая в это время вербальная информация (здесь можно вспомнить, что "человек придумал слова, чтобы скрывать свои мысли"). И если прицельно изучать и наблюдать состояние тела (учитывая то, насколько плотно обычно связаны соматические и эмоциональные реакции), то можно распознать не только текущее эмоциональное состояние клиента, но и более глубинную эмоционально-бессознательную проблематику, особенно более-менее хроническую. Эти возможности достаточно широко используются в современной психоаналитической практике.

Первооткрывательницей методики "телесно-ориентированного психоанализа", или Розен-метода, является доктор Мэрион Розен(Роузен). Мэрион родилась в Германии в 1914 году и довольно рано столкнулась с нарастающим в стране фашизмом и антисемитизмом. Ей пришлось "надеть маску" – даже целый "панцирь", - чтобы всеми силами скрывать свое семитское происхождение. Позже Мэрион удалось буквально сбежать в США, где она продолжила свое образование, в том числе психоаналитическое.

В 1936-1938 гг. Мэрион Розен проходила подготовку у Люси Хейер, ученицы Эльзы Гиндлер - основательницы многих техник, касающихся взаимосвязи между расслаблением тела и осознаванием своих чувств. Госпожа Хейер работала со своим мужем, доктором Густавом Хейером, коллегой и последователем Карла Густава Юнга. Таким образом, психиатрические круги довоенной Германии оказали существенное влияние на формирование метода Розен, ставя акцент на интеграции психологического и физиологического анализа.

Более чем за 30 лет работы Мэрион стала известной как специалист, эффективно помогающий людям, у которых телесные недуги сочетаются с психологическим напряжением. Работая с клиентами, она заметила, что состояние людей, рассказывавших о своих травмах, улучшалось быстрее, чем у тех, кто не говорил о своих чувствах. Обучение и работа с психоаналитиками позволили Мэрион кроме всего прочего изменить и собственный модус жизни. Потом, уже будучи автором розен-методики, она напишет в качестве самонаблюдения, что возможность снять в США этот самый напряженный панцирь и не скрывать свое происхождение и свои культурные корни дала ей возможность почувствовать себя намного легче; по ее словам - "выйти из клетки".

Можно сказать, что это чувство стало предтечей розен-метода, который Мэрион создала путем наблюдения и систематизации длительной работы с мышечными зажимами и анализа связей соматики и психики.

После у доктора Розен появились ученики, и одна из ее учениц, Мэри Кей Райт, стала активным пропагандистом розен-методики, а в 1989 году приехала в Россию по приглашению российского филиала общества "АА". Цитируя один из сайтов о методике – "В апреле 1989 года Мэрион и Мэри Кей провели первый интенсив по Розен-методу в Москве. Во время своей первой демонстрации Мэрион окружали более 50 скептически настроенных, но интересующихся советских врачей".

Привожу данную цитату больше потому, что мне как раз довелось быть одним из тех самых "советских врачей": правда, настроен я был совсем не скептически. И возможно, в том числе поэтому получил приглашение на последующие мастер-классы по розен-методу, где мне довелось наблюдать и осваивать данный метод буквально из-под рук самой Мэри Кей Райт. Таким образом я могу считать 1989 год не только началом прихода школы Мэрион Розен в Россию, а еще и точкой отсчета моего собственного стажа в практике этого метода.

Теория метода

"Вырастая, мы несем с собой из младенчества во взрослую жизнь способы функционирования, основанные на нашем жизненном опыте. Мы называем их привычными паттернами. Наш пережитый опыт и эмоциональные ракции на него приводят к формированию привычных физических паттернов, которые в дальнейшем "зажимают" нас. С этими формами привычного сдерживания мы и работаем розен-методом".

Доктор Розен обратила внимание на то, что наличие у человека хронических проблем социально-психологического характера определенным образом сказывается на его "мышечной активности": наблюдается сковывание и напряжение мышц, изменение привычной позы, походки и т.п. Прямое исследование тела с помощью пальпации выявило у пациентов локальные участки мышечных напряжений (мышечные зажимы). Как известно, те или иные движения тела вызывают напряжение – и последующее расслабление определенных групп мышц: но когда эти действия "выполняются" только мысленно – мышцы тела слегка напрягаются, но не расслабляются. Со временем, повторяясь в условиях хронического стресса и/или социально-психологической проблематики, это напряжение в мышцах накапливается вследствие "нереализованности", и возникают устойчивые зажимы.

Поиск зажимов тем же методом пальпации позволяет смоделировать и описать "нереализованные телесно действия" и соответствующие им "нерешенные задачи". Но если вербализировать и вывести в область сознания проблематику, вызвавшую в том числе мышечные напряжения, то одно только обозначение и "озвучивание вслух" этой проблемы уже приводит к расслаблению конкретной группы мышц буквально под рукой врача. И можно дальше прицельно уточнять возможные психологические "болевые точки" в этой области и постепенно выйти на конкретные проблемы, актуальные для клиента, - пусть даже сдерживаемые его внутренней цензурой или тем же сопротивлением. Таким образом, розен-метод дает возможность достаточно быстрой и точной диагностики даже сильно подавляемых проблем в силу присутствия в процессе работы невербального "механизма обратной связи" с помощью нейромышечных реакций.

Иными словами, если любой психоаналитический процесс так или иначе похож на некий "поиск неизвестного предмета в темной комнате", то при работе посредством классического психоанализа, особенно если актуальная проблематика загнала глубоко в бессознательное и закрыта цензурными блоками, процесс поиска становится трудоемким и длительным, потому что приходится постепенно и тщательно исследовать и анализировать едва ли не всю область бессознательного "слой за слоем". А розен-методика позволяет, образно говоря, получить в процессе анализа некий дополнительный источник "подтверждения направления поисков", как при игре в "горячо-холодно": здесь помощником терапевта при анализе работает само тело клиента и в частности наличие и состояние "зажимов".

Собственно, открытие Мэрион Розен состоит именно в этой, говоря языком физики, телесной "обратной связи" - расслаблении напряженных мышц, которое можно ощутить тактильно. Обнаружить устойчивый зажим - это далеко не основная суть работы розен-методом, главной задачей являются озвучивание и проработка с клиентом причины зажима, после чего напряжение мышц уходит.

Известно, что 99% решения проблемы составляет ее точная диагностика: в этом плане розен-метод может оказаться весьма и весьма эффективен благодаря тому, что, используя практически все наработки как классического, так и современного психоанализа, он способствует достижению поставленных клиентом целей более направленно и более быстрыми темпами. Можно даже сказать, что данный метод буквально дает возможность "прикоснуться кончиками пальцев непосредственно к области бессознательного". И если когда-то Зигмунд Фрейд утверждал, что "королевской дорогой в бессознательное" является анализ сновидений, то для современного психоаналитика такой дорогой – а точнее, мощным транспортным средством, позволяющим двигаться по ней – может оказаться розен-метод. Благодаря более широкому и быстрому доступу в бессознательную область клиента "в обход цензуры" он принадлежит к методикам так называемой краткосрочной психотерапии: при использовании данного метода нет необходимости длительной постоянной работы.

Цели и результаты метода

"Вероятно, самое большое достижение розен-метода - будь то движение или работа с телом - состоит в том, что он дает возможность подвести человека к выбору альтернативных способов самовыражения - способов видеть, двигаться, взаимодействовать. Такова сущность этой работы".

М.Розен,С.Бреннер "Движение и работа с телом"

Итак, целью розен-сеанса является не поиск и снятие зажимов как таковых, а обнаружение и вывод в область сознания клиента актуальной проблематики, эти зажимы создающей; вербализация и анализ данных проблем, вывод их наружу, чтобы они больше не сидели в бессознательном. Известно, что после осознания и проговаривания неосознаваемая и "нерешаемая" проблема довольно часто перестает быть таковой: у многих моих клиентов после розен-сеансов наступает ощущение катарсиса, "камня, упавшего с плеч". Причем как в соматическом плане (исчезновение зажимов как таковых, чувство легкости, свободы), так и в плане психологическом (дезактуализация давящей изнутри проблематики, осознание принципов решения, "нарисованная карта" имеющихся проблем и вариантов выхода).

Таким образом розен-метод, по своей сути являясь одной из разновидностей психоанализа, позволяет вскрывать и решать многие довольно сложные и задавленные тем же сопротивлением проблемы, причем в разы быстрее, чем так называемый классический подход. Аналитическая работа с использованием розен-методики занимает обычно от одного до трех-пяти сеансов; тогда как при классическом психоанализе на тот же объем работы может понадобиться несколько месяцев или даже лет. Основная разница в том, что при классическом подходе поиск возможной проблематики похож, скажем так, на поиск полезных ископаемых карьерным методом: точно так же постепенно снимается и исследуется слой за слоем, и каждый слой внимательно изучается и прорабатывается по всему объему. В том числе прорабатываются и те области бессознательного, которые на данный момент не являются "проблемно напряженными" для клиента, но потенциальная проблематика ищется "по всей площади", так как заранее обычно неизвестно, где искать (особенно при наличии выраженного внутреннего сопротивления клиента).

При розен-методе поиск проблематики скорее похож на работу современной буровой установки: идет прицельное проникновение в "актуальные на данный момент болевые очаги", довольно четко обозначенные мышечными зажимами. При работе розен-методом терапевт, как правило, не задевает другие потенциально проблемные области, которые на данный момент клиента не беспокоят и жить ему не мешают, а может, в ближайшие несколько лет и не будут мешать. И на их "послойную" проработку клиент не тратит сил, времени и денег. Но при классическом психоанализе идет исследование всей личности, и после длительной терапии довольно часто может меняться полностью модус жизни, "полное перерождение" и т.п. А розен-подход, в отличие от классики, дает возможность работать с проблемами, актуальными для клиента "здесь и сейчас", причем такими, которые человек не может четко обозначить вербально: и возможные изменения личностного модуса в общем могут быть не столь глобальны, как при классическом подходе.

Структура сеанса розен-терапии

телесной работе разговор с клиентом имеет очень большое значение, так же как и прикосновение рук розен-практика... Когда клиент обнаруживает то, что является для него реальным на данный конкретный момент, у него появляется возможность осознать, что необходимости прятаться больше нет".

М.Розен,С.Бреннер "Движение и работа с телом"

Сеанс розен-терапии начинается после исследования на предмет показанности данному клиенту психоанализа как такового. Внешне розен-сеанс внешне напоминает сеанс массажа: когда одновременно с аналитическим диалогом врач пальпирует состояние мышц клиента (как правило – в основном скелетной мускулатуры).

Безусловно, "чем больше обнажено тело, тем легче будет обнажена душа", однако необходимо уважать потребности клиента в "защите" посредством той или иной одежды, хотя бы в начале сеанса. Можно начать сеанс в одежде типа купального костюма или нижнего белья (как при обычном массаже): а уже в процессе работы клиент, как правило, испытывает необходимость избавиться от ставшей "лишней" одежды (для терапевта это является дополнительным сигналом того, что клиенту во время сеанса уже не нужна даже минимальная защита).

Если клиент изначально "стесняется раздеваться" перед врачом, если боится прикосновений, или по какой-то иной причине не готов к подобному контакту тела с руками врача – сеанс будет не полезен и неэффективен. Для работы данным методом необходимы весьма доверительные отношения между клиентом и терапевтом, исключающие перенос. Вообще наличие возможного переноса и контрпереноса является одним из существенных противопоказаний к использованию розен-метода в работе с клиентом.

Из оборудования для сеанса необходимо: кушетка, постельное белье (простыня и наволочка - иногда лучше предложить клиенту принести свою смену или при нем распаковывать свежий комплект из прачечной) и при необходимости - подушка.

Начинается сеанс с исследования и пальпации мышц спины. В принципе исследованию во время сеанса на предмет зажимов подвергаются в основном крупные скелетные мышцы. В начале сеанса, как правило, идут расслабляющие поглаживания: на этом этапе временно наличие напряжения в мышцах диагностического значения не имеет, так как клиенту необходимо привыкнуть к обстановке сеанса. Если удалось достичь относительного общего расслабления - далее уже можно пальпировать собственно зажимы и выводить клиента на обсуждение вероятных проблем, с ними связанных.

Но вначале необходимо внимательно выслушивать клиента - всё, что он рассказывает во время пальпации зажимов. Потом постепенно задавать вопросы, уточнять те или иные моменты, провоцируя клиента на несколько большую активность, чем банальное лежание на кушетке. Задавая наводящие вопросы о предполагаемых нереализованных действиях, связанных с теми или иными мышечными зажимами, терапевт предлагает клиенту рассуждать об этих действиях, таким образом выводя его на обсуждение той или иной актуальной для клиента области бессознательной проблематики. И если проговаривается именно актуальная проблема - соответствующие мышечные зажимы будут уходить, что розен-терапевт и ощутит в процессе пальпации.

Что касается длительности сеанса, то классические часовые сессии здесь обычно не используются. В связи с тем, что на сеансе необходимы еще и своего рода "установление контакта и выход на рабочий режим", будут более оправданы сессии длительностью порядка 2-3 часов. Причем довольно часто в эту сессию включается предшествующая розен-сеансу беседа с клиентом в рационально-консультативном ключе "через стол".

Во избежание "побочных явлений" при работе розен-методом чрезвычайно важно предварительно информировать клиента о сути, форме и целях такой работы. Во многом еще и поэтому я не применяю розен-методику при первой встрече с клиентом: когда не совсем ясно, показана конкретному клиенту такая методика или нет.

Базовая проблематика по основным группам мышц

Разумеется, при работ е с конкретной ситуацией всё может быть иначе, но если говорить в общем, то:

Сутулость и понурость осанки (как в сказке - «что невесел, ниже плеч голову повесил») – иногда говорит о взятой человеком непосильной нагрузке или неподвластной самостоятельному решению проблеме, а то и ожидании такой проблемы. Человек ходит так, как будто приготовился взвалить на плечи тяжелый мешок.

Напряжение спинных мышц. Для многих клиентов, особенно заставших "советский период" хотя бы в плане родительского и прародительского воспитания, правая сторона человеческого тела "связана" с действиями социального характера (помимо того, правой рукой мы пишем, работаем и т.п.,), а левая – символизирует реакции и мысли личные, интимные (и сердце с левой стороны…). И если человек долгое время «поднимает правой рукой» непосильные проблемы на работе или в бизнесе, у него возникают мышечные напряжения с правой стороны спины. Или же если ему приходится «тащить левой рукой» сложности в постели или в семье – то постепенно накапливается зажим с левой стороны спины. И неудивительно, что вследствие таких несимметричных напряжений со временем возникают боли, сходные с радикулитными. Вот только практически бесполезно в этих случаях лечиться радикулитной мазью или перцовым пластырем.

Вообще возникновение и трактовка мышечных зажимов весьма зависит… от культуры и словаря общества, в котором вращается человек (так называемая черезвербальная соматизация). Скажем, в нашей культуре зажимы в области живота частенько связаны… с тем, что в русском языке существовало другое значение слова «живот» – жизнь. Это каждый из нас помнит (по крайней мере, хранит в бессознательном) с детства: из сказок и былин, а то и повествований о войне – «не щадя живота своего». И нередко зажимы в области брюшного пресса говорят о том, что человек испытывает страх за свое физическое существование, опасается угрозы собственной жизни или откровенно ждет какого-то смертельного удара «ниже пояса».

Или еще: у нас принято говорить, что «кто-то у кого-то на шее сидит». И кроме шуток, - частенько напряжение так называемой воротниковой зоны «выдает» наличие материальной обузы или неоправданного иждивенца.

Еще одно частое мышечное напряжение связано с понятием «рост», в частности – рост карьерный. Если человек постоянно втягивает голову в плечи и чуть пригибается, по крайней мере, имеются внутренние напряжения соответствующих групп мышц, можно с достаточной долей вероятности сказать, что ему ограничили его социальный рост «сверху»: поза у него такая, как будто он вынужден все время жить в помещении с очень низким для его роста потолком ("достиг потолка").

Особый разговор – о напряжении мышц лица. Нередко приходилось встречаться с самыми настоящими перекошенными и асимметричными лицами у людей, которые во что бы то ни стало хотели прятать от окружающих свои эмоции (этому может быть много причин – скажем, страх обнаружить свои переживания, опасения быть осмеянным и т.п.). Так, если даже им смешно – они будут прятать улыбку (точнее, превращать ее в ухмылку), улыбаясь лишь одной половиной рта. И когда подобное самоограничение повторяется не раз и не два, возникает стойкое мышечное напряжение с одной стороны лица.

Кладезь зажимов – ноги. В общем это и понятно – ноги всегда в напряжении, и именно им доставалась в нашим первобытные времена львиная доля двигательных реакций: убегать, догонять и даже драться… Так вот, о драке: очень часто зажим передней поверхности бедра говорит… о происходящем тягостном расставании или разрыве с человеком, вызывающим неприятные эмоции. Трансакция такая: уж так хочется этому человеку дать пинка, чтобы он скорее убрался из моей жизни!.. Понятно, что культурный человек (а среди моих клиентов других не бывает) никогда этого не сделает – то есть реализации мышечного напряжения с помощью действия не происходит. Вот напряжение и копится. Человек уже сам не может определить. что именно его гнетет и откуда у него такая зажатость и скованность. А оказывается, все дело в этом неприятном разрыве и в «невыданном» когда-то пинке

Так называемый «зажим запрещенной сексуальности» - напряжение внутренней поверхности бедер - очень часто встречается у женщин, которые и сидят-то постоянно со сведенными ногами: этакая своеобразная «защита от посягательств». Собственно, это и есть отражение ее состояния – внутреннего сексуального возбуждения, которое она на уровне своей «внутренней цензуры» по тем или иными причинам не может себе разрешить.

Если человеку приходится идти по ненадежной поверхности (скажем, по тонкому льду) – он обычно ставит ногу всей стопой, и при такой ходьбе икроножная мышца напряжена постоянно. Таким образом, если в области этих мышц у человека имеется скрытый зажим, можно предположить. Что у него, что называется, «нет надежной опоры», что постоянно он боится в чем-то «провалиться», в ком-то неуверен и тому подобное.

Похожее ощущение, связанное с опорой – чувство, что «качается земля под ногами» . То есть зашатались некоторые устои, на которые человек доселе успешно опирался. В случаях, когда приходится стоять на шаткой опоре, возникает желание этому раскачиванию противостоять (у матросов от постоянного хождения по качающейся палубе вырабатывается походка враскачку, широко расставив ноги). Но для того, чтобы так ходить, необходимо напряжение внешней поверхности бедер. Нередко такое напряжение у человека отражает угрозу прочности его давних семейных отношений или реакцию на изменение тех или иных жизненных устоев, на которые он до сих пор успешно опирался.

Зажим ягодиц, как правило, говорит об ожидании какого-то наказания со стороны. Собственно, это результат того, что у нас как бы принято ребенка чуть что шлепать по попе. Вот и закрепляется этакий рефлекс…С другой стороны, это и весьма интимная зона, и в то же время достаточно унизительная (в частности, с ней связано много всяких ругательств), и помимо всего – незащищенная (скажем, прикрывать ее руками в случае чего считается достаточно неприличным). Так что ягодичный зажим в принципе может быть отражением какой-то внутренней незащищенности.

Список этих примеров можно было бы продолжить, но составить «универсальный справочник толкования зажимов» невозможно как минимум потому, что мышцы могут напрягаться в разной степени и в разном сочетании, создавая весьма сложную мозаику и образовывая своеобразный язык тела – а точнее, язык бессознательного. Кроме того, у каждого человека индивидуальны и реакция на проблему, и восприятия, и ассоциации, и тому подобные важные моменты. Именно поэтому при работе с мышечными зажимами параллельно непременно идет беседа с клиентом, чтобы определить именно его реакцию, именно его особенности восприятия.

Требования к специалисту розен-практики

Для большей эффективности сеанса терапевту необходимо владеть тем же, что и у клиента, ассоциативным и понятийным рядом: в разных культурах, как известно, разные формы поведения, реакций и ассоциаций.

Если специалист утверждает, что розен-метод является разновидностью массажа и имеет целью "только снятие имеющихся мышечных зажимов" - это не совсем корректно. Целью этого метода, повторю, является вскрытие бессознательной проблематики (определяемой посредством анализа наличия, локализации и силы мышечных зажимов). А снятие зажимов как таковых уже происходит естественным образом вследствие проговаривания этой самой бессознательной проблематики и вывода ее в область сознания и понимания клиента; так же, как снимается симптоматика болезни при устранении ее причин. Например, снижение температуры тела при пневмонии под воздействием антибиотиков, хотя сами по себе антибиотики на температуру тела не влияют.

Важнейшим компонентом эффективности такой терапии является осознанное включение сознания клиента. Иными словами – при розен-сеансе клиент сохраняет полный "контроль над ситуацией" и активно включен интеллектуально в процесс прохождения сеанса. Поэтому розен-терапевту необходимо постоянно поддерживать осознанный диалог с клиентом и в принципе уметь его "разговорить".

Еще один существенный залог эффективности данного метода – психотерапевтическое искусство и опыт конкретного врача: его профессиональная подготовка и умение вести психоаналитический диалог, не навязывая клиенту собственных ощущений и интерпретаций той или иной проблематики, его умение контролировать перенос и контрперенос в процессе таких сеансов, и т.п.

Крайне нужно при использовании розен-методики хорошее знание анатомии и физиологии человека. Также важно обладать искусством пальпации (так называемая скользящая пальпация по Образцову-Стражеско). И еще у врача должны быть достаточно чувствительные пальцы (высокая степень сензитивности), чтобы пальпировать наличие и степень мышечных зажимов без выраженного дискомфорта для клиента, а также отличать зажимы "проблемного генеза" от того же напряжения мышц иного происхождения: например, вследствие спортивной перетренировки.

А самое главное – специалисту, владеющему розен-методикой, необходимо понимать, кому из клиентов показана такая терапия, а кому нет. И соответственно, в соответствующих случаях применять по показаниям иные методы из арсенала современной психотерапии и психоанализа.

Заказы «Электронного доктора» , наиболее подходящие к статье:
Я хочу знать свою ошибку
Я хочу знать свою проблему
Я хочу знать свою ситуацию Темы: психоанализ , психоаналитическое , психосоматика , Розен-метод .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Прикасаясь к телу трогаешь душу.
Базовый семинар по Розен-методу в Ростове-на-Дону.

Мое первое знакомство с Розен-методом или с Розен-массажем, состоялось несколько месяцев назад с небольшой полуторочасовой демонстрации. Тогда проездом из Таганрога в Москву у нас в Ростове оказалась Елена Левашова — один из ведущих преподавателей Российской Розен-Школы.
Елена очень легкий и приятный в общении человек. Такой же и ее терапевтический стиль: ничего не форсирующий, «не продавливающий», совершенно никуда не спешащий. При этом получается работать очень эффективно. Ей удается сотворить то, что в Розене называется «контейнер безопасности» — такая атмосфера в сеансе, которая позволяет клиенту обращать фокус своего внимания на то, что происходит с ним и с его внутренним миром, а не во вне. Поэтому, когда появилась возможность побывать на базовом семинаре, который ведет Елена — я сомневался недолго.

Но обо всем по порядку…

В этот раз семинар шел уже три дня и ведущих было двое:

Наши гости из Москвы, ведущие семинара: Елена Левашова (слева) и Ольга Комиссарова. Обе занимаются Розеном около 20 лет, и обе имеют опыт в Гештальте (что нашей гештальтисткой группе было особенно приятно 🙂)

Семинар проходил в большом зале, который принадлежит ростовской Центру Аргентинского Танго.

такие таблички весели по всему Гвардейскому, заблудиться было невозможно!
вот такие часы были над входом в наш зал
и вот таки люстры-зонтики

а в соседнем зале репетировали танцоры

Розен-метод находится на стыке физиологии, телесных практик и психотерапии. Основательница метода Мэрион Розен родилась в Нюренберге, Германии в 1914 году.

И хотя Центр обучению Розен-методу в Беркли (США) и говорит, что это не психотерапия, а работа с телом, принципы гуманистической терапии и Розен-метода очень созвучны:

  • Это и три кита Розен-метода: мышцы-дыхания-эмоции,
  • и общая недирективность,
  • и внимания к феноменологии клиента,
  • и темп (движемся в темпе дыхания клиента или даже медленнее),
  • и то, что в нем работают своим собственным резонансом (главный инструмент процесса — личность специалиста)
  • И главный принцип Розена: мы не подталкиваем клиента, не расслабляем, не лечим, не двигаем. Мы с ним встречаемся. Встречаемся на границе Контакта (!).

Елена Левашова начинает утренний шеринг. (а мы все отражаемся в зеркале…)

Если говорить немного о теории и Гештальта, и Розена то, мы можем вспомнить как происходят телесные зажимы и психосоматические заболевания.Иногда все мы испытываем какие-либо труднопереносимые эмоции (а труднопереносимой может быть любая эмоция от злости, обиды и боли до неразделенной нежности и любви). В таком случаи велика вероятность, что мы попытаемся защититься от своей собственной эмоции и попытаться сделать ее слабоосознаваемой (или вовсе неосознаваемой) то есть вытеснить из сознания. Лучший способ остановить эмоцию — сдержать дыхание путем напряжения мышц. это ситуация острой интенсивности, и так как это вопрос мышечного, телесного напряжения она характеризуется крайне неприятными телесными ощущениями, возможно даже болью. И конечно, в таком состоянии мы не можем находиться долго. Мы должны или понять свое состояние, свою эмоцию и услышать, что она говорит нам, или же идти дальше по пути отчуждения, блокируя переживание трудной эмоции и боли. «Для этого необходимо создать в области возможной боли хроническое напряжение низкой интенсивности. Это мышечное напряжение (и соответствующее напряжение психологических структур) призвано увести человека от осознавания своей боли, но оно должно иметь низкую интенсивность для того, чтобы оставаться хроническим». (О. Немеринский). Другими словами происходит контейнирование эмоций в тело и отчуждения этого участка тела. Примерно об этом же пишет и гештальт-терапевт Д, Кепнер в своей книге «Телесный процесс»

Розен во многом опирается на физиологию и, как мне сейчас кажется, это позволяет понимать как именно ситуации острой интенсивности превращаются в ситуации хронического мышечного напряжения.

При прикосновении к отчужденным участкам тела клиент начинает «вспоминать» об их существовании. И процесс отчуждения может повернуться вспять, высвобождая заблокированную эмоцию. Конечно для этого необходим диалог. Его в Розене называют «третьей рукой».

Все это выглядит очень легко и просто. Однако эта легкость обманчива: не вносить ничего своего, очень (ОЧЕНЬ!) хорошо осознавать собственное тело, дыхание, и напряжения совершенно необходимые условия, чтобы клиент смог продвинуться к осознаванию и интеграции со своим телом. При том, что в нашей группе были в основном гештальт-терапевты, практики и у некоторых опыт работы больше десяти лет эти условия оказываются очень непростыми.

Начинается утренний шеринг. Коля Иванов и Марина Дмитриева.

Отдельного внимания заслуживает Розен-движение. Это упражнения, помогающие сохранить гибкость и подвижность в теле на долгие годы. Мне кажется эту технику точно можно интегрировать в любую психологическую работу.

Второй день начинается
с Розен-движений

Если подобрать слово, которое будет отражать для меня прошедший семинар то это слово — естественность. Естественное дыхание, естественные движения, естественные эмоции. И ничего, кажется сложного. Но как сложно ничего не усложнять…

Спасибо, Николай, что ты всё это организовал!

Хочется продолжения этого путешествия, и я надеюсь, что оно скоро состоится. Присоединяйтесь к нам!

(с) Ефремов Денис.

Связь тела с мыслями, чувствами и переживаниями очевидна. Об этом много написано и сказано. Но проследить эту связь внутри себя не всегда легко. Знания, не соединенные с телом, остаются просто знаниями и не приносят облегчения.

Ваше тело помнит все, что с вами произошло, и оно отзывается на бережное, уважительное прикосновение, на желание услышать его. Оно терпеливо ждет, когда сможет снять с себя груз нерешенных задач, неоконченных отношений…

В повседневной жизни, находясь в быстром потоке событий, люди часто подавляют сильные чувства и переживания, используя мышцы тела. Мышцы напрягаются и могут сохранять это напряжение годами. Тело, в буквальном смысле, хранит наши обиды, слезы, гнев или радость - то, что по каким-то причинам было сложно выразить и проявить. Накапливается усталость, что-то в теле начинает болеть, требуя нашего внимания. Одним из вариантов помощи в таких случаях может быть сеанс Розен-метода.

Что такое сеанс Розен-метода

Розен-метод помогает осознать связь телесных напряжений с мыслями и чувствами. Отследить, что произошло в жизни, что привело вас в состояние, когда вы сдерживаете свои мышцы.

Сеанс проходит на массажном столе, в максимально комфортных условиях. Бережные прикосновения и вопросы практика дают возможность через расслабление прийти к осознаванию паттернов своего тела.

Можно сказать, что розен-метод – это о том, как найти самого себя. По словам его основательницы, Мэрион Розен, здесь мы походим путь от того, кем мы себя считаем, к тому, кем мы являемся на самом деле. Этот вид работы с телом полезен тем, кто хочет найти большую связь со своим телом, наладить диалог с собой через осознавание своего тела, для тех, кто переживает те или иные трудности в жизни, испытывает стресс, усталость или напряжение.

Внешне сеанс Розен-метода выглядит как сеанс массажа. Специалист исследует напряженные мышцы тела и задает вопросы. В течение сеанса, погружаясь вниманием в свое тело, клиент может одновременно испытывать целую гамму различных ощущений. Диалог между клиентом и специалистом помогает зафиксировать эти ощущения, осознать взаимосвязь разных частей тела, установить более глубокий контакт с телом и чувствами. Розен-терапевт не руководит и не дает советов. Он задает вопросы, на которые клиент может ответить внутри себя и увидеть то, что стояло за болью или напряжением. В результате сеанса напряжение, которое сохранялось годами, может смениться расслаблением. С расслаблением изменяется осанка, форма тела, дыхание, происходит физическое выздоровление.

  • Лучше всего розен-метод подходит людям в возрасте 35-60 лет, когда, с одной стороны, уже есть накопившийся жизненный опыт, а с другой – еще остается желание что-то менять и улучшать свою жизнь.
  • Розен-метод подходит для людей, которые находятся в состоянии эмоционального напряжения, используют свое тело для самовыражения (бизнесмены, экономисты, врачи, педагоги, спортсмены, актеры и др.), а также для людей, чья профессиональная деятельность связана с работой за компьютером, за столом.
  • Хорошие результаты приносит беременным женщинам и людям, которые нуждаются в поддержке физического, эмоционального и духовного роста.
  • Розен-метод полезен для тех, кто испытывает: физическую боль, дискомфорт в теле, мышечное напряжение, проблемы с осанкой, дыханием, усталость, бессонницу, апатию и упадок сил.
  • Розен-метод не заменяет медицинское лечение или психотерапию, а сотрудничает с ними.

Хотите попробовать Розен-метод на себе? 17-18 июня приходите на – дни йоги и красоты, совместное мероприятие журнала Yoga Journal и проекта «Вкус & Цвет».

За 2 дня вы узнаете: какая практика йоги подходит именно нам – девушкам:

  • как сделать свое тело сильным, красивым и гибким
  • как ухаживать за кожей при помощи натуральных средств
  • как успокаивать свой ум и освобождаться от тревоги и стресса
  • как правильно и интуитивно питаться
  • как научиться расслабляться
  • как сохранять здоровье, жить в гармонии с собой и окружающими.

А для того, чтобы эти дни были еще ярче и интереснее, весь день для вас будет бесплатно работать Beauty-бар, консультации специалистов по Human design, массаж, сеансы Розен-терапии, Organic market, где можно будет купить украшения, органическую косметику, полезную еду и одежду для практики.

Сильные отделения Розен-школы существуют в Германии, Финляндии, Швеции.

Официальное представительство Розен-школы в России находится в Москве.

В августе 2003 года, после более чем 10 летнего перерыва, Мерион Розен побывала в Москве и провела обучающий семинар для учеников представительства Школы в России.

В Латвии продвижением Розен-метода занимается тренинговая компания “Балерс”.

“В уютном кабинете стоял массажный стол и небольшая ширма. Розен-практик, учитель Александр Галимулин предложил мне раздеться и лечь на массажный стол. Мое тело полностью заботливо укрыли простынями, как бы демонстрируя, что откровенность и глубина сеанса будет зависеть лишь от моего желания и степени доверия к терапевту. Я лежала, тщетно старалась расслабиться, а в голове навязчиво крутились мысли: “Что это будет, что меня ждет”?

Из прочитанного о Розен-терапии заранее я знала, что метод только очень отдаленно напоминает массаж, а работа предполагает как телесный, так и вербальный контакт – диалог терапевта с клиентом. Страх оказаться в глупом положении, не найти “правильного” ответа на вопросы Розен-специалиста не давал покоя. В этом тревожном состоянии я даже не сразу заметила, как Александр положил свои руки на мою, закрытую простыней, спину. Вслед за этим появилось ощущение какого-то спокойствия. Будь, что будет – решила я и отдалась во власть ощущений…

Чуть позже я услышала, как одна из студенток Розен-школы делилась своими впечатлениями о первом сеансе. “Я всю жизнь искала что-то подобное. Мне казалось, что мое тело знает и помнит эти ощущения, но не может найти им аналога. Когда я впервые испытала Розен-прикосновение у меня появилось ощущение возвращения домой”.

Не скрою, Розен-прикосновение и правда было очень приятным и глубоким, а главное…безопасным. Почувствовав всем телом эту безопасность, я даже позволила терапевту откинуть простыню и начать работать с обнаженной спиной. На первый взгляд для меня, искушенного клиента массажных кабинетов, в Розене не было ничего выдающегося. Движения не были синхронными, руки Александра то глубоко разминали какую-то часть спины, то плавными движениями, как будто стягивали вниз напряжение, то медленно раскачивали мое тело, то замирали и неподвижно выжидали в плотном контакте с каким-то участком тела. Параллельно Розен-практик произнес несколько фраз, каждая из которых мягко входила в мое сознание и не встречая сопротивления оставалась там ожидать удобного момента. Со слов Александра выходило, что мои плечи очень перегружены непосильной ответственностью (меня только что назначили начальником отдела, в работе которого я пока разбиралась с трудом), спина просто кричит о потребности разогнуться (несколько ночей подряд корпела у компьютера готовя ежеквартальный отчет), а ступням так не хватает опоры (с тех пор как я уехала из родительского дома все время чувствую себя неуверенно, словно потеряла часть себя). Руки терапевта стали напоминать мне руки матери, или отца, словом родного человека. Когда Александр положил мне ладонь под голову в памяти словно бы приоткрылась створка. Сами собой стали всплывать детские воспоминания и какие-то разрозненные события прошлого. По совету Александра я не фиксировалась на них, но рассказывала что-то о чем хотелось сказать, и пропуская случай через себя, отпускала его. Как удивительно легко у меня это получалось. Кажется, последний раз на подобную откровенность я решалась на первом курсе института, а после доверяла свои сокровенные мысли только дневнику. В какой-то момент мне захотелось рассмеяться и я рассмеялась, потом как-то сами собой полились слезы, и я позволила им быть. Потом слезы сами собой высохли и появилось ощущение глубокого расслабления и отдыха. Я чувствовала, что мое тело преисполнено чувства благодарности. Редко когда я чувствовала себя в такой гармонии сама с собой. Покидая кабинет, я приняла решение съездить к родителям, отказаться от ненавистной должности и записаться в Розен-школу. К слову сказать, кое что из этого я действительно воплотила в жизнь.”

Этот рассказ 25 летней молодой женщины в полной мере отражает опыт первой встречи с уникальным видом телесной терапии, существующем на стыке психологии, медицины, массажа, биоэнергетики и биомеханики – Розен-методом.

По словам Мерион Розен ее метод направлен на тех, кто потерял контакт со своим телом. Кто использует тело, как инструмент для работы или постоянно подвержен сильным эмоциональным и физическим нагрузкам. Дочь еврейских эмигрантов, она сделала помощь людям своей профессией, постепенно вводя в классический массаж и физиотерапию одной ей ведомые, но какие-то чудодейственные приемы снятия хронического напряжения с тела. Долгое время Мерион считала, что свойство избавлять людей от душевных и телесных ран принадлежит только ей. Но однажды, поддавшись на уговоры благодарных клиентов, открыла первую группу учеников и… не прогодала. Так повелось, что большее распространение Розен-метод приобрел среди вречей и массажистов. Психологам в Розене не хватает как раз психологичности – академической научной базы подтвержденной диагностическими процедурами. Приятно сознавать, что последнее время ситуация стала меняться и все больше выпускников психологических факультетов повышают свою квалификацию в Розен-школе.

Опытные психологи знают, как просто и заманчиво работать по кем-то выстроенному шаблону. Меньше думаешь, да и всегда есть шанс перенести часть ответственности на создателя методики: “Что-то этот Эриксон не доработал…”. В Розен-методе свобода действия терапевта возводится в принцип. Но мы то с вами знаем, что большая свобода подразумевает и большую ответственность . Именно поэтому в Розен-школе учатся долго – несколько лет. Существует жесткая градация ступеней обучения – статусов – студент, продвинутый студент, Розен-практик, учитель… Череда семинаров, интенсивов, клиентских и супервизорских сеансов приводит к тому, что вместе со статусом приобретается недюженый опыт и уверенность в собственных силах, профессионализм и то особое чувствование, которое отличает телесного Розен-терапевта от многих других специалистов по работе с телом.

И, тем не менее, Розен еще часто путают или относят к массажу, что в корне неверно. В отличие от массажа Розен-терапевт действует не по заранее отрепетированному и много раз отработанному шаблону, а всегда индивидуально. В этом, кстати, на первых порах заключается сложность в изучении Розен-метода. Привыкшие постоянно действовать по схеме студенты Розен-школы не понимают, что свобода действительно означает только лишь свободу, а единственная заданная константа, это тело клиента и его ощущения. В этом то и заключалось новаторство Мерион. Она умудрилась не только создать метод, в котором нет ни одного четкого правила действия, но и на протяжении десятков лет учить этому людей и ставить им руки.

Проблема постановки рук на данный момент одна из самых актуальных в телесной терапии. При том, что значительная часть телесных психотехник давно описана, растиражирована в интернете и хорошо знакома многим психологам, в реальности, как правильно выполнять тот или иной прием знают лишь единицы. Объясняется это очень просто – показать технологию не значит научить принципу. Выполненный технично прием еще не гарантирует положительного результата. В телесную терапию, как нигде важно вкладывать душу и индивидуальность. Вольно или не вольно, но Мерион Розен ушла от техничности сделав упор на чуткость, внимание и сопричастность терапевта телесным переживаниям клиента. И совершила своеобразный прорыв! Теперь имя Мерион Розен ассоциируется со свободой в психотерапии и постепенно выводит Розен-метод в число самых востребованных и модных психотерапевтических методик.

Розен-метод не прдполагает острых катарсических реакций, что кстати роднит его с танатотерапией по В. Баскакову. Проработка происходит в зоне умеренной активизаиции с последующим выходом в состояние релаксации. Хотя здесь, как и везде бывают исключения. Основным критерием успешности работы служит изменение дыхания в сторону балансировки (выхода на т.н. биологический режим) и состояния тела после сеанса. Это сложно объяснить словами, но всегда очевидно даже постороннему наблюдателю. После Розен-сеанса человек изменяется – движения и походка приобретают животную грацию, светятся глаза, улучшается настроение , исчезает скованность, с лица исчезает традиционная мышечная ригидность (т.н. маска).

Диалог между клиентом и терапевтом служит для выведения в зону актуализации (осознания) новых, позитивных изменений в теле, и как способ вербальной проработки каких-либо значимых проблем человека. Вообще, способ ведения Розен-беседы более всего напоминает метод свободных ассоциаций. Терапевт может сказать казалось бы ничего не значащую фразу: “я чувствую, как нелегко вам приходится…”, одновременно прорабатываю зону глубокого блока и тем самым вызвать у клиента поток чувств и потребность поговорить о наболевшей проблеме. При всей простоте подобного подхода терапевтический эффект действительно силен. В Розене не важно о чем говорить – важно как. Чувство глубокого сопереживания с чувствами и процессами клиента основа такого вида терапии. В суете повседневной жизни, среди авторитарных и порой жестких методов психотерапии Розен-метод остался островком благополучия и покоя. Зачастую так необходимых современному человеку!

Накопала про розен-метод. Так и напрашивается сравнение с расстановками. Прикосновение опредленным образом к телу, но не к телу. Слова, приходящие самопроизвольно.
Самое интересное, что автор метода подчеркивает, что у нее нет задачи что-то менять . Только донести до ощущений клиента то, что уже есть.
Я бы при случае посмотрела на метод на практике. И книжечку бы почитала.


Алан Фогель о методе:

Розен-практики не манипулируют и не воздействуют на ткани, у них нет задачи поменять или исправить что-то в клиенте, избавить его от напряжения или боли. Клиента лишь приглашают к тому, чтобы он почувствовал в настоящий момент телесные ощущения и эмоции, связанные с хроническим напряжением и болезненными зонами. Клиническая практика Мэрион привела ее к открытию того, что когда эти связи образуются в самоосознании клиента,тогда тело может самовосстановиться (починить себя сомостоятельно), что приведет к улучшению здоровья, самочувствия и межличностных отношений.

«Когда барьеры, преграждающие путь чувствам, устранены, как прямое тому следствие, придет рост и развитие, без усилия и помощи извне... Розен-практики, как «акушеры», лишь способствуют тому, чтобы клиент смог раскрыться. И это все, что мы делаем» (Rosen & Brenner, 2003, pp. 12-13).

И хотя Мэрион ограничила свою практику до того, что она называла «быть акушером», в процессе, когда у клиента поднимаются чувства, она отследила, что в результате работы клиенты приобретали уверенность в себе, у них появлялся новый взгляд на жизнь, улучшались межличностные отношения и, в некоторых случаях, открывался доступ к таким духовным качества как прощение, уступчивость и принятие (Rosen & Brenner, 2003; Wright, 2011).

Исследование в области нейрофизиологии внимания показывает, что наше осознавание себя может принимать лишь две формы: телесную или концептуальную. Телесное самоосознание - это опыт на уровне чувств и ощущений, которые мы испытываем в настоящий момент времени (к ощущениям можно отнести теплый, покалывающий, мягкий, вызывающий тошноту, головокружение; к эмоциям - счастье, печаль, страх; другие телесные ощущения, как например, координация (или отсутствие/недостаток координации) рук и ног во время плавания, или ощущение размера и формы своего тела (толстый или худой), или ощущение себя в пространстве относительно других предметов и людей.Концептуальное самоосознание состоит из мыслительных паттернов (как строится ход мыслей), оценок, суждений о себе, которые дистанцированны от испытываемых в настоящий момент чувств и ощущений.

Розен-метод - это очень ясный, реальный, практический метод, который опирается на то, что можно напрямую наблюдать в теле. К двум характерным чертам, отличающим Розен-метод от других направлений, можно отнести следующее:
1) ВСЕ, ЛЮБЫЕ, основанные на телесных ощущениях, переживания поощряются, «разрешаются» и получают приглашение, к тому, чтобы быть почувствованными и проявленными, будь то телесные ощущения (температура, давление, напряжение, дрожь, головокружение, тошнота, сжатость), илиощущения, относящиеся к эмоциональной и межличностной реалиям (радость, злость, страх, желание, отвращение, ненависть или любовь);
2) то, что в этом подходе нет цели что-либо изменить, единственное намерение терапевта - донести то, что он наблюдает в теле клиента во время работы, до его телесного самоосознания в настоящий момент.
В то время как практики других телесно-ориентированных методов опираются на прямое наблюдение за телом, их интерес может быть ограничен отслеживанием лишь отдельного рода ощущений и переживаний. У них также нередко есть особая задача: адаптировать, поменять, смягчить или переструктурировать что-либо в теле.

Прикосновение в Розен-методе также отличается от прикосновений в большинстве других форм телесно-ориентрированных практик. Почувствовать прикосновение квалифицированного Розен-практика означает буквально «подвергнуться воздействию» или «пробудить в себе чувства». Розен-практики используют слова и прикосновение, чтобы через тело, минуя его, достичь человека(личность), создавая телесный диалог и межличностный резонанс (Berger, 1992; Mayland, 2005; Wooten, 1995). Мэрион открыла, как использовать слушающее-восприимчивое прикосновение,замедляясь для установления прочного контакта, дающего возможность найти и соединиться со сдерживанием и напряжением в клиенте таким образом, чтобы пробудить в нем и повысить телесноесамоосознание. Руки Розен-терапевта постоянно двигаются; иногда перемещаясь из одного места в другое, иногда меняя силу давления или способ мягких движений ладонью и пальцами. Нежное(мягкое, поверхностное) или проникающее, локализованное или всеохватывающее, Розен-прикосновение имеет только одну цель – «встретиться» и пробудить в клиенте осознание мышечного напряжения и расслабления и сопутствующие этому ощущения, эмоции и состояния.

Розен-практики так же используют язык, пробуждающийся (рождающийся, поднимающийся) изнутри (Fogel, 2009) - слова, приходящие к практику из глубины его собственного телесного самоосознавания, которые находят отклик (резорируют), расширяют и усиливают чувственный опыттелесного самосознания в клиенте (см. Таблица 3; Rosen & Brenner, 2003). До, во время и после использования слов практик наблюдает, вызывают ли они реакцию в теле клиента, что указывает на переход к телесному самоосознанию.

«Слова нужны, чтобы помочь сделать осознание реальным и помочь его почувствовать. Тогда прошлое, которое Вы сдерживали, снова может стать реальным, стать частью Вас» (Мэрио Розен,интервью с автором, ноябрь 2010).

Большинство форм психотерапии концентрируются на концептуальном самоосознании. Хотя эмоции могут возникать, эффект достигается за счет изменения самоограничивающих когнетивных и поведенческих моделей, а не за счет прямого обращения к сиюминутному опыту (переживанию)(Stern, 2004). Так как Розен-метод специально не направлен на работу с когнетивными вопросами (темами), он противопоказан людям с сильными нарушениями мыслительных процессов, какими какбиполярное, пограничное расстройство личности, шизофрения, бредовые состояния и паранойя. Люди с такими расстройствами либо не способны оставаться в чувственных ощущениях настоящегомомента, либо осознанность, вызванная Розен-методом, может привести к нарушениям поведения, эмоций и мыслей. Для людей с менее острыми ментальными расстройствами, проходящих лечение у психотерапевта, Розен-метод может применяться как эффективная комплиментарная терапия, которая развивает сиюмоментное осознание того, как себя ощущает тело во время ухода и возвращения к непродуктивным мыслям и поведенческим моделям, таким образом, создавая возможность для интеграции нейронных сетей концептуального и телесного самоосознания (Ogden, Minton, & Pain, 2006; Siegel, 2003; Stern, 2004).

В каждый момент сессии Розен-практики учатся развивать состояние не знания, открытости и восприимчивости к человеку в целом; способность вдохновлять и приглашать, встречаться и следовать за клиентом в его процессе погружения и выхода из состояния сиюминутного телесногоосознания (Таблица 4). В конечном счете, не так важно, как долго клиент находится в состоянии телесного самоосознания – это просто момент, на который можно обратить его внимание. Иногда практикам нужно просто быть терпеливыми и не требовать результата, доверяя тому, что ихнастоящей, сиюминутной готовности достаточно для того, чтобы произошли перемены. С течением недель, месяцев или лет терапии клиенты развивают способность регулировать внимание так, чтобы оставаться в настоящем моменте чувственного опыта.

Практиков учат подходить к столу, вооружившись мышлением начинающего: «Без предубеждений, без ожиданий, позволяя всему, что приходит, случаться, не препятствуя этому» (Rosen & Brenner, стр. 100).