Главная · Кашель · Гусль омовение. Полное омовение в исламе - гусль

Гусль омовение. Полное омовение в исламе - гусль

Ответ шейха: «В шафиитском мазхабе, купание (гусль) включает в себя и малое (частичное) омовение (вузуъ), так как полное омовение (или купание, гусль) считается большим, по сравнению с малым омовением, поэтому купание включает в себя и малое (частичное) омовение , и другие виды купания. Исходя из этого, если мужчина, например, совершает обязательное купание от джанабы (состояния полового осквернения) или женщина купается после менструального цикла, то в данном случае, это купание включает в себя также и малое обязательное омовение, то есть, человек после обязательного купания считается имеющим и малое (частичное) омовение (см. примечание). Также, если человек купается в пятничный день или в праздничный день, чтобы частичное омовение стало действительным, ему обязательно нужно сделать намерение и на частичное омовение, и это такое купание также включает в себя и частичное омовение (если было сделано намерение и при купании не было обстоятельств, нарушающих малое омовение)».

Вопрос: «Я совершил намаз, будучи убеждённым, что был обращён в сторону киблы. Но после понял, что ошибся, так как выяснилось, что кибла была в другой стороне. Что мне делать?»

Ответ шейха: «Если вы обнаружили это, пока не завершилось время данного намаза, то вам следует совершить намаз повторно. Например: вы после исполнения обеденного намаза обнаружили, что кибла находится в другом направлении, то,если не наступило время предвечернего намаза, необходимо совершить обеденный намаз повторно. Если же время намаза прошло, возмещать намаз не нужно, так как ты выполнил то, что было велено тебе Всевышним, то есть, ты совершил намаз, думая, что обратился в сторону священной мечети (сторону киблы), Всевышний - Щедрый, и в данном случае не нужно возмещать намаз, иншаАллах, такой намаз будет засчитан действительным. Почему же необходимо совершить повторно намаз, если не наступило время следующего намаза? Потому, что было обнаружено, что намаз совершён неправильно и есть время совершить его повторно правильным образом, пока не упущено время».

Вопрос: «Мне тяжело совершать омовение, намаз. Иногда мне удаётся преодолеть свой нафс, и я с лёгкостью совершаю омовение и намаз. Но иногда я с трудом справляюсь с нафсом и страстями. Как мне быть?»

Ответ шейха: «Необходимо проявлять постоянство и не терять надежды. Всё это является испытанием. Поэтому вам необходимо быть усердным, чтобы пришла помощь от Всевышнего и тогда вы сможете совершать поклонение с лёгкостью, не испытывая затруднений. Это экзамен, который необходимо сдать успешно. Но успех может быть достигнут при соблюдении постоянства. Не теряйте надежды при преобладании над вами нафса или страстей, во второй, третий раз вы почувствуете податливость нафса при совершении благих деяний. Необходимо быть убеждённым в милости Аллаха.

Второй способ – это поминание Аллаха. Поминайте Аллаха часто вне намаза, и вы ощутите, что ваш нафс начинает подчиняться вам при совершении омовения, намаза и других видов богослужений. Аллах говорит) смысл:

وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ

«А поминание Аллаха – самое главное » Коран, 29:45».

Перевод с арабского: Мухаммадариф Абдулаев



Примечание: чтобы малое омовение считалось действительным, при купании не должны быть совершены действия, которые портят малое омовение (см. Обстоятельства, нарушающие частичное омовение).

Аудио версия настоящей статьи:

О других темах интимных отношений в Исламе смотрите в разделе .

Нужно ли мыться сразу после того, как имел(а) интимные отношения с супругой (супругом)?

После интимной связи с мужем (женой) нет необходимости сразу совершать (гусль). Можно отложить его на утро. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша передала: «После интимной связи пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) [порой сразу] засыпал, совсем не касаясь воды [никак, даже частично не омываясь]» .

Основной причиной, которая ведет к необходимости совершения полного омовения (гусль), является начало очередной обязательной молитвы-намаза, для совершения которой необходима ритуальная чистота .

Знаю, что полное омовение женщина должна совершить после полового сношения, а что касается орального секса и мастурбации? Должна ли после этого женщина совершить полное омовение?

После орального секса между мужем и женой обязательно ли жене делать полное омовение?

После орального секса или иной формы доведения мужа до семяизвержения жене не нужно совершать полного омовения. Если же это касается самой жены, тогда доведение ее до оргазма таким способом с наличием соответствующих выделений потребует совершения полного омовения.

Если у супругов во сне случайно соприкоснутся половые органы, надо ли делать полное омовение?

Такого соприкосновения, которое нарушило бы полное омовение, быть в состоянии сна не может. А то, что кажется, - обычно нашептывания Сатаны, усложняющие нашу жизнь и религиозную практику.

При прикосновении мужа рукою к половым органам жены им надо совершить полное омовение?

Нет, не надо.

Относится ли смазка, выделяемая при возбуждении, к нечистотам (наджаса)? Если да, то что следует делать с нижним бельем: отправить в стирку или можно просто вытереть?

К нечистотам не относится. Можно просто вытереть.

Если мужчина имел половое сношение с женой и хочет повторить его, должен ли он совершить омовение? Явар, 24 года.

Наличие полного и малого омовения необходимо перед совершением очередной обязательной (или дополнительной) молитвы-намаза. Если вы не собираетесь сразу же выполнять молитву-намаз, то омовение вам не нужно. То есть повторять половой акт можно и десятикратно, не совершая при этом полного омовения, если не наступило или уже не выходит время очередной обязательной молитвы, для выполнения которой вам необходимо восстановление ритуальной чистоты - совершение полного омовения.

После того как у нас с мужем происходит половой акт, я совершаю полное омовение (гусль). Но бывает так, что после полного омовения из меня еще выходят остатки спермы. Что мне делать в такой ситуации? Обновлять ли полное омовение? Дилия.

Нет, не нужно.

Нужно ли совершить полное омовение после того, как супруга поцеловала (и не только) мой половой орган? Выделения спермы не было.

Не нужно, ни вам, ни ей.

Обязательно ли после близости с супругой ходить по малой нужде перед полным омовением? Это фард, ваджиб? Невыполнение его это грех? Абд, 33 года.

Не обязательно, но это способствует выходу остатков спермы, если они есть. То есть можно обойтись и без этого, вам самому решать.

Ответьте на вопрос по ритуальному омовению супругов после близости. В каких случаях и каков порядок омовения для женщин?

1. Полное омовение необходимо во всех случаях эякуляции и после совокупления (даже в случае лишь непосредственного соприкосновения-проникновения половых органов) .

Если во время полового акта с мужем жена не достигла оргазма, нужно ли ей совершить полное омовение? Римма, 27 лет.

Она все равно совершает полное омовение для приобретения ритуальной чистоты, которая нарушилась в результате очевидного соприкосновения-проникновения половых органов.

Я после полового акта дотронулся до своего ребенка. Его надо искупать?

Нет, не надо.

1. Имеют ли право родители прикасаться к ребенку, если до этого они имели интимную близость и не успели совершить полное омовение?

2. Можно ли обойтись в этой ситуации малым омовением, особенно в случаях, когда ребенок маленький и его необходимо накормить, или хотя бы взять на руки, чтобы он перестал плакать?

1. Никаких канонических порицаний или ограничений на этот счет нет.

2. Если хотите, можете просто вымыть руки и умыться. Хотя особой необходимости в этом нет.

Если после полового акта человек уснул, разрешается ли, проснувшись (до принятия полного омовения), поминать Аллаха (Бога, Господа) или это грех?

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 49, хадис № 228, «сахих».

Также см., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. С. 48, хадис № 226, «сахих»; аль-Газали М. Ихья ‘улум ад-дин. Т. 2. С. 110; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. В 2 т., 4 ч. Т. 1. Ч. 1. С. 65, хадис № 73 и пояснение к нему.

См., например: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 22.

Независимо от причины семяизвержения, в том числе и в результате поллюции, требуется полное омовение.

Исключение (по мнению большинства ученых) - ситуации, когда сперма выделяется вследствие болезни или сильного удара, в этом случае достаточно малого омовения (вуду’). Богословы-шафииты не разделяют этого мнения. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В. 11 т. Т. 1. С. 514–516; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 12; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 146–148.

А также в случае оргазма, испытанного женщиной во сне и по любым иным причинам.

Полоскание рта и промывание носа у ханафитов является обязательным (фард), а у шафиитов - желательным (сунна).


Гусль это- полное омовение всего тела водой по правилам, установленным религией. Такое очищение является обязательным для каждого мусульманина и мусульманки после половой близости, семязвержения, менструальных циклов (хайд) и послеродового периода (нифас). Совершается чистой водой и недействительно в случае простого обтирания тела влажным полотенцем.
Тем, кто обязан совершить Г. (джунуб), запрещается в оскверненном состоянии читать Коран и прикасаться к нему, входить в мечети (за исключением некоторых особых случаев).
О необходимости совершения Г. говорится в аяте: «А если вы находитесь в ритуальном осквернении, то искупайтесь. Если же вы больны или находитесь в поездке, если кто-либо из вас справил нужду или соприкоснулся с женщиной и [при этом] не может найти воду, то совершайте омовение чистым мелким песком, обтирая им лицо и руки» (5:6).

Гусль в языковом значение — это пролитие воды на какое-либо место1. Также гусль — это вода, которой совершают купание.
В шариатском значении гусль — это омовение всего тела чистой водой. Гусль означает очищение тела от джанабы, хайда и нифаса.
Джанаба (большое осквернение) — это состояние, которое наступает в результате совершения полового акта независимо от того, сопровождался он семяизвержением или нет, либо после семяизвержения, сопровождающегося получением удовольствия (даже без полового акта).В шариатском значении гусль — это омовение всего тела чистой водой. Гусль означает очищение тела от джанабы, хайда и нифаса.
Рукн гусля — это омовение чистой водой всех участков тела, которые доступны для омовения.
Хукм гусля в этой жизни — дозволенность того, что было запретно до совершения гусля. Хукм в следующей жизни — награда за совершение гусля при условии, что у человека был соответствующий ният.

Вещей, которые делают гусль обязательным, семь:

1. Выход семени из полового органа.


Семя (المَنِي) мужчины — это жидкость белого цвета, густая, с запахом, напоминающим в жидком состоянии завязь финика или тесто, а в сухом состоянии — запах яичного белка. Семя женщины — это не густая жидкость с желтоватым оттенком.

Имамы Абу Ханифа и Мухаммад сказали, что для того, чтобы гусль стал обязательным, начало выхода семени из его источника должно сопровождаться сексуальным удовольствием, при этом не имеет значения, сопровождался ли удовольствием выход семени непосредственно из полового органа3. По мнению имама Абу Юсуфа, для обязательности гусля необходимо, чтобы удовольствие сопровождало не только начало выхода семени из его источника, но и непосредственно выход семени из полового органа.

Пример: Eсли человек после выхода семени совершил гусль, затем совершил молитву, но после молитвы у него вышли остатки семени, он обязан совершить гусль, по мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада (несмотря на то, что удовольствия в момент выхода семени он не ощутил), и не обязан, по мнению имама Абу Юсуфа. Однако намаз его действителен согласно мнению всех шейхов.

Мнение имамов Абу Ханифы и Мухаммада является сильным в мазхабе, однако в затруднительной ситуации4 человек имеет право последовать мнению имама Абу Юсуфа. Например, если человек, который знает, что ему будет сложно совершить гусль, почувствовал, что у него начинает выходить семя, сжал свой половой орган на какое-то время, а затем отпустил и семя вышло уже без сопровождающего его сексуального удовольствия, гусль для этого человека, по мнению имама Абу Юсуфа, необязателен.

Если у человека вышли остатки семени после того, как он справил малую нужду, проснулся или прошел какое-то расстояние, гусль совершать ему не требуется.

2. Введение головки полового органа (الحَشَفَة) мужчины5 во влагалище (или анальное отверстие) живой женщины.

Гусль необязателен, если введен палец, искусственный половой орган, половой орган мертвого человека, отсеченный половой орган или половой орган животного. Если часть головки полового органа отсутствует, для обязательности гусля ставится условием введение оставшейся ее части.

Если человек совершал половой акт через преграду6 и выхода семени не было, нужно совершить гусль из предосторожности, при этом не имеет значения, сопровождался половой акт удовольствием или нет.

3. Половой акт с мертвым человеком или животным, сопровождающийся выделением семени.

4. Если человек обнаружил не густую жидкость на том месте, где спал, не помнит, были ли во сне поллюции, и сомневается, мани7 это или мази8 (المَذْي), или же сомневается, мани это или вади9 (الوَدْي), то, согласно мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада, он обязан совершить гусль, а по мнению имама Абу Юсуфа — не обязан. Если же он сомневается, вади это или мази, гусль не является обязательным, согласно мнению всех шейхов. Если человек помнит, что перед отходом ко сну его половой орган находился в возбужденном состоянии, совершать гусль он не обязан, так как эта жидкость скорее всего — мази, а ее выход не делает обязательным гусль.

5. Если человек после пребывания в состоянии алкогольного опьянения или после обморока обнаружил следы, которые, по его мнению, с уверенностью более 50% являются следами выделения семени, он обязан совершить гусль из предосторожности.

6. Гусль становится обязательным после того, как женщина очистилась от хайда и нифаса.

7. Человек, который принял Ислам, обязан совершить гусль, если до Ислама он пребывал в состоянии джанаба, хайда или нифаса и перед принятием Ислама не совершил гусль.

На общине мусульман лежит обязанность (фард-кифая) совершить полное омовение умершего мусульманина. Исключение делается для человека, который совершил определенные виды преступлений, например, отказался подчиняться закону.

Фарды Гусля:

1. Полоскание носа.
2. Полоскание рта.
3. Омовение всего тела.

Человек обязан удалить с тела все, что мешает попаданию воды на кожу, например, воск или тесто. Исключение делается для маляра (если он совершит гусль поверх краски на своем теле, его гусль действителен). Если у человека грязь под ногтями, его гусль действителен, при этом не имеет значения, где он живет, — в городе или в деревне.
Омыть все тело обязательно один раз.
далее:
4. Мужчина, которому не было сделано обрезание, обязан отодвинуть крайнюю плоть и довести воду до головки полового органа. Если данное действие приносит ему боль или вызывает затруднения, дозволено не делать этого.
5. Омовение пупка, включая его внутреннюю часть.
6. Если у человека есть какие-либо складки или углубления на теле, он обязан промыть их. Если образовавшиеся складки кожи срослись, человек не обязан раздвигать/разрывать их, чтобы промыть, если это причиняет ему боль.
7. Если у мужчины на голове заплетены косы, он обязан расплести их для совершения гусля, так как попадание воды на все волосы мужчины является обязательным. Согласно единодушному мнению ученых ханафитского мазхаба, женщине дозволено не расплетать косы, если они не мешают попаданию воды на кожу головы. Женщина может промыть только внешнюю часть кос, не доводя воду внутрь косы. Если косы мешают промыть корни волос, расплести их — фард.
8. Мужчина обязан во время гусля полностью омыть бороду и кожу под бородой, даже если она очень густая.
9. Омовение усов и кожи под ними.
10. Омовение бровей и кожи под ними.
11. Женщина обязана омыть внешнюю часть полового органа.

Суннаты Гусля:

1. Произнесение басмалы во время омовения кистей рук перед совершением гусля.
2. Выражение намерения (нията) в сердце на совершение гусля одновременно с произнесением басмалы.
3. Омовение кистей рук, включая запястья.
4. Удаление наджасы с тела до начала совершения гусля после омовения кистей рук.
5. Омыть половые органы и область заднего прохода.
6. Совершение малого омовения перед началом гусля2.
7. Омовение ног в конце совершения гусля, если человек стоит в месте, где собирается вода.
8. Троекратное омовение всего тела.
9. Начинать полное омовение с головы.
10. После омовения головы, лить воду сначала на правое плечо, затем на левое.
11. Протирание частей тела (الدَلْك) после того, как человек первый раз полностью омыл тело водой.
12. Непрерывное совершение омовения.

Адабы гусля:

Адабы гусля такие же, как адабы вуду, но во время совершения гусля человеку не следует поворачиваться в сторону киблы, так как открыт его аурат. Также следует сохранять молчание и оставить произнесение дуа.
Желательно совершать гусль в месте, где тебя никто не видит.
После совершения гусля желательно совершить два раката намаза, как и после вуду.
Нежелательные действия во время гусля те же, что в вуду. Исключением является произнесение дуа: во время вуду дуа являются мандубом, а во время гусля — макрухом.

Ситуации, в которых желательно совершить гусль


Существует четыре случая, в которых гусль является сунной.
1. Перед пятничным намазом.
Согласно мнению имама Абу Юсуфа, гусль следует совершить именно для намаза, а не для дня джума. Таким образом, если человек совершит гусль перед пятничным намазом, но после этого у него нарушится малое омовение, он не будет считаться исполнившим сунну. И данное мнение является самым сильным в ханафитском мазхабе.
2. Перед двумя праздничными намазами (Идуль-Фитр и Идуль-Адха).
Гусль для праздничных намазов следует совершать так же, как и для пятничного, — непосредственно перед намазом.
3. Перед вхождением в ихрам во время хаджа или умры.
Гусль в данном случае совершается не с целью ритуального очищения, а для очищения тела от грязи и устранения неприятного запаха, поэтому такой гусль является сунной даже для женщины во время хайда или нифаса. Если воды для совершения гусля нет, совершать таяммум не нужно.
4. Во время стояния на Арафате при совершении хаджа, когда солнце вышло из зенита.

Разъяснение ситуаций, в которых желательно (мандуб) совершить полное омовение

Гусль желательно совершить:

1. Человеку, который принял Ислам, будучи чистым от джанабы, хайда и нифаса.
2. Человеку, который достиг возраста совершеннолетия2, но до этого не наблюдал у себя признаков совершеннолетия3.
3. Тому, кто обрел рассудок после сумасшествия, протрезвел после опьянения или очнулся после обморока.
4. После совершения хиджамы.
5. После омовения покойника.
6. В ночь Бараат.
7. Тому, кто понял, что наступила Лейлятуль-Кадр5.
8. При посещении Медины.
9. Во время пребывания в Муздалифа с наступлением времени фаджра праздничного дня.
10. Перед тем, как войти в Мекку для совершения какого-либо тавафа.
11. Перед тем, как совершить таваф аз-зияра (طواف الزيارة).
12. Перед совершением намазов солнечного и лунного затмений.
13. Перед испрашиванием дождя с помощью дуа, истигфара или намаза.
14. После испуга.
15. После того, как в дневное время неожиданно темнеет.
16. Во время урагана или сильного ветра.
17. После покаяния, возвращения из путешествия, окончания истихады, человеку, которого хотели убить, но не убили, перед бросанием камней во время хаджа, человеку, который не знает, на какое именно место на его теле попала наджаса.

Омовение в исламском вероучении занимает особую роль, так как без него мусульманам нельзя совершать некоторые обряды поклонения. Под этим термином в исламе понимается процесс ритуального очищения, совершаемого верующими как минимум несколько раз в день.

Омовение бывает двух видов: малое («вуду», «тахарат»), а также полное («гусль»).

Тахарат

Малое омовение - разновидность ритуального очищения, выполняемая верующими регулярно и не требующая при его совершении полного обнажения.

В каких случаях необходимо совершать тахарат:

  • перед тем, как приступить к совершению молитвы (намаза);
  • перед чтением Священного Корана;
  • перед началом обхода вокруг Каабы.

Процедура выполнения вуду:

1. Произнести намерение для совершения омовения: для того чтобы приступить к тахарату, человек должен иметь соответствующее намерение, которое он может проговорить про себя.

2. Сказать слова «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» («Именем Аллаха Милостивого и Милосердного»).

3. Вымыть кисти рук до запястий: верующий должен промыть трижды ладони обеих рук до запястий, в обязательном порядке промывая участки между пальцами (желательно начать с правой руки).

4. Прополоскать рот: после рук следует трижды хорошо прополоскать рот, причём воду желательно преподносить к губам правой рукой.

5. Промыть носовые пазухи: мусульманин должен трижды промыть нос, втягивая воду из правой руки и убирая выделения - левой.

6. Вымыть лицо: для этого достаточно трижды ополоснуть лицо, чтобы каждый раз на всю его поверхность (вплоть до ушей) попала вода.

7. Вымыть руки до локтей: каждая рука, начиная с правой, последовательно промывается со всех сторон по три раза от запястья до локтевого сгиба.

8. Протирание головы, шеи и ушей: влажными ладонями необходимо протереть волосы, при этом предписывается затронуть как минимум четверть головы (обычно протирают движением правой рукой от макушки ко лбу). После этого большие пальцы рук перемещают под мочки ушей, а указательными протирают ушную раковину и слуховой канал. В завершении данного этапа следует тыльной стороной ладоней пройтись по шее, плавно перемещая руки с задней её части к передней.

9. Очищение стоп ног: в заключении по три раза промываются ступни ног до щиколоток, включая участки между пальцами. Здесь так же приветствуется выполнять процедуру, начиная с правой ноги.

Немаловажно знать, что обязательными действиями (фард) тахарата будут следующие: мытьё лица, рук до локтей, протирание шеи, ушей и головы, мытьё ног. Обязательность именно этих этапов обусловлена тем, что именно они упомянуты в Священном Писании мусульман:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (5:6)

Таким образом, после совершения вуду верующий пребывает в состоянии ритуальной чистоты, в котором он может совершать молитву, читать Коран и так далее. Это положение сохраняется до тех пор, пока верующий не совершит какое-либо действие, его нарушающее.

Что нарушает малое омовение:

  • справление нужды, включая выход газов;
  • потеря сознания;
  • сон, за исключением случаев, когда человек дремлет сидя или стоя;
  • прикосновение непосредственно к половым органам (т.е. не через ткань);
  • сильная рвота (при условии, что рвотные массы заполнили всю ротовую полость).

Гусль

Полное омовение - разновидность омовения, выполняемая в случае нахождения мусульманина в состоянии ритуального осквернения. В Коране Господь миров говорит нам:

«…Если вы осквернены, то мойтесь с головы до ног и очищайтесь…» (5:6)

Ситуации, при которых необходим ГУСЛЬ:

  • после интимной близости (для ритуального осквернения достаточным будет соприкосновение половых органов, даже если семяизвержения не произошло);
  • после семяизвержения, произошедшего не вследствие близости (например, если оно возникло по причине страстных ощущений в результате мыслей, или считающимся харамом просмотра изображений и видео с обнаженными телами, поллюции и т.д.);
  • постменструальный период у женщин (во время месячных женщина пребывает в состоянии ритуального осквернения, в связи с чем в такие дни ей даже запрещено молиться и . После завершения менструации женщинам следует совершить гусль);
  • послеродовой период у женщин (по окончании послеродовых кровотечений так же предписывается выполнить полное омовение);
  • после принятия ислама (после того, как человек произнёс шахаду и стал мусульманином, ему надлежит очиститься);
  • смерть (перед погребением тело каждого мусульманина необходимо омыть)

Будучи в состоянии ритуального осквернения верующий не имеет права:

  • читать и прикасаться к Священному Корану (если его текст полностью на арабском языке);
  • выполнять намаз;
  • посещать мечеть;
  • совершать обход вокруг Каабы.

Порядок совершения полного омовения:

    Намерение для совершения гусля: как и перед тахаратом, человек должен проговорить (можно мысленно) намерение;

    Произнести «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим»;

    Мытьё рук до запястий: промыть трижды руки до запястий, очищая при этом участки между пальцами (начать предпочтительнее с правой руки);

    Мытьё половых органов: делать это следует тщательно, чтобы устранить все нечистоты, и желательно левой рукой;

    Совершение всех действий малого омовения (вуду): при этом процедура мытья ладоней повторяется, а ступней ног откладывается до завершения гусля;

    Обливание головы: необходимо совершить его трижды и так, чтобы все волосы на голове, включая бороду и усы, оказались смоченными от кончиков и вплоть до корней;

    Обливание правой стороны тела: трижды и достаточным для этого количеством воды, но не допуская излишнего её расхода;

    Троекратное обливание левой стороны тела;

    Мытьё ног (включая участки между пальцами).

Как и тахарат, гусль содержит и обязательные, и желательные для совершения действия. Однако в отношении полного омовения в среде мусульманских правовых школ имеются некоторые расхождения. Если согласно ханафтскому мазхабу фардом при выполнении гусля считается полоскание рта, промывание носовой полости и обливание всего тела, то в шафиитском мазхабе - намерение, устранение нечистот и полное обливание.

Достоинства омовения

Совершать омовение верующим предписывается не только перед выполнением религиозных практик - состояние ритуальной чистоты должно быть присуще любому мусульманину практически постоянно. Тахарат и гусль в исламе считается благим делом, за выполнение которого полагается награда. Известный хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.) гласит: «Если кто-то, пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний пишет 10 добрых дел» (ат-Тирмизи).

Кроме того, ритуальное очищение способствует стиранию грехов верующего, о чём говорится в следующем хадисе: «Когда мусульманин совершает омовение, то, омывая лицо, смывает все грехи, которые совершают глаза, омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, и таким образом человек станет чистым от грехов» (приводят Муслим и ат-Тирмизи).

Ещё одним достоинством омовения можно назвать тот факт, что оно способно ввести верующего в Рай. Посланник Аллаха (с.г.в.) однажды напутствовал: «Кто из вас совершит омовение, потом произнесёт , для того откроются все восемь райских врат» (хадис от Муслима).

Полное омовение называется - гусль. Это процесс обливания водой всей поверхности тела. Женщина обязана совершить полное омовение после прекращения или послеродового кровотечения, а также после интимной близости.


Порядок выполнения полного омовения:


  • Совершить (ният) намерение словами: "Я намереваюсь сделать полное омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Прежде чем раздеться, надо произнести слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха). Так как голому человеку нельзя говорить молитву и нежелательно разговаривать.

  • Прежде всего необходимо помыть руки.

  • Подмыться, помыть срамные места, удалить из тела все нечистое.

  • Совершить малое омовение, не омыв только ноги.

  • Трижды облить тело водой, начиная с головы и переходя к правому плечу, после к левому, помыть все тело, в последнюю очередь ноги.

В случае когда волосы заплетены в косы, женщина не обязана их расплетать, если ничего не препятствует доступу воды к корням волос. То есть не надо распускать волосы, вода должна попасть к корням волос, но необязательно волосам.


Полное омовение считается действительным, если человек сполоснул рот, промыл нос и помыл все тело. То есть, необходимо выполнить три обязательных действия.

Малое омовение

Малое омовение называется вуду.


Порядок совершения малого омовения:


  • Намерение: "Я намереваюсь сделать малое омовение ради довольства Всевышнего Аллаха".

  • Произнесение слова: "Бисмиллях" (С именем Аллаха).

  • Мытье кисти рук до запястий.

  • Полоскание рта три раза.

  • Промывание носа три раза (втягивая воду носом и высморкавшись).

  • Промывание лица три раза.

  • Мытье рук до локтей, три раза.

  • Протирание головы, смачивая всего один раз руки, протирание ушей, не смачивая заново руки и шею тыльной стороной кисти. Следует протереть указательными пальцами внутреннюю сторону ушей, большими - наружную (все это делается всего один раз).

  • Мытье ног три раза. Сначала один раз, промывая между пальцами.

Малое омовение портят любые выделения из половых органов и заднего прохода (кал, моча, газы и т.д.), выделение крови, гноя из тела, рвота, потеря сознания, сон.


Без полного омовения малое омовение считается недействительным. После полного омовения не надо заново брать малое омовение.