Главная · Кашель · «Психотерапия помогла мне найти смыслы в жизни. Почему не помогает психотерапия

«Психотерапия помогла мне найти смыслы в жизни. Почему не помогает психотерапия

Кому помогает психотерапия? October 11th, 2013

В последнее время мне часто говорят: «вот, мол, Вы критикуете психотерапию, а ведь многим она помогает». Хочу сказать четко: давайте выражаться точнее. Кому помогает? Чем помогает? Как можно объективно доказать эффективность психотерапии?

Пытаясь определить эффективность психотерапии, очень важно сформулировать критерии этой эффективности.

Во-первых, что мы считаем состоявшейся психотерапевтической помощью? Исчезновение симптомов? Повышение уровня жизни? Улучшение социального положения (зарплата повысилась, круг общения расширился, женился, ребенка родил и пр.)? Субъективное ощущение отсутствия проблем, снижения интенсивности негативных переживаний? В любом случае желательно рассматривать эффект от психотерапии в лонгитюдном режиме: не скатится ли пациент через год после якобы успешного завершения психотерапии в еще худшие проблемы?

Во-вторых, если мы четко определились с критериями, они однозначны, измеримы, то нужно показать статистические данные. В скольких процентах случаев имеет место полезность психотерапии? Отличается ли этот процент значимо от процента позитивных эффектов в отсутствие психотерапии? Отличается ли этот процент значимо от позитивных эффектов в случае принятия религии, посещения шамана, экстрасенса, колдуна?

Реально же часто получается, что пациент психотерапевта просто заменяет социально неприемлемый невроз (постоянное мытье рук), на невроз социально приемлемый, например, на постоянное посещение психоаналитика. Другими словами, раньше человек при общении с друзьями постоянно бегал руки мыть, а теперь постоянно рассказывает о половом влечении у детей и анальной фиксации.

Бывают и ситуации, когда позитивный эффект от психотерапии чисто субъективен по типу: раньше я был просто неудачник, а теперь я верующий неудачник и могу оправдать свое унылое положение важностью аскетизма, греховностью богатства, необходимостью внутренне страдать во имя спасения и пр. Тот же эффект возможен и в случае психотерапии, когда человек, например, отказывается от своих мотивов по схеме «зелен виноград!», а мотивы мои плохие, обусловлены детскими травмами и вытесненными воспоминаниями.

Вообще психотерапия лично мне больше напоминает культовую практику: человек регулярно посещает храм психотерапии, исповедуется, слушает проповеди, получает наставления и т.п. Верифицируемого эффекта это не дает, но зато занимает время, отвлекает внимание от реальных проблем, позволяет не решать реальные проблемы, а смиряться с ними, переинтерпретировать их. В связи с этим давайте вспомним один из основных принципов психотерапии: бесполезно пытаться решать внутренние проблемы во внешнем мире. Но что такое внутренние проблемы? Ведь очень часто они порождены реальной неустроенностью, несостоятельностью в современном обществе. А эти моменты в свою очередь порождены спецификой экономики отдельно взятой страны (малым количеством независимых отраслей, т.е. низким уровнем диверсификации), высоким уровнем коррупции и пр. Например, человек не может устроиться на нормальную работу или поступить в нормальный вуз из-за ситуации в стране, в которой процветает коррупция, чинопочитание, протекция, семейственность и сюзеренитет («я тебе феод, а ты мне оммаж»), а психотерапевт будет искать корень этих проблем в детских травмах и подавленных воспоминаниях…

В этом случае принятие психотерапевтической догмы, о том, что все надо решать внутри себя, - это в классическом (марксистском) смысле опиум для народа, средство отвлечение людей от реальных проблем. И соответственно помогает психотерапия не обществу и не пациентам, а людям, заинтересованным в сохранении и поддержании статус-кво в стране. Не подумайте только, что я призываю к революции, - ни в коем случае!

Таковы мои мысли на счет того, кому помогает психотерапия.

ПОЧЕМУ ПСИХОЛОГИ НЕ ПОМОГАЮТ?

Я не часто, но регулярно сталкиваюсь с мнением о том, что психологи не помогают. Некоторые говорят, что либо они ничего не делают, либо непонятно что они делают. На мой взгляд, существует ряд фактов, которые дали жизнь этим суждениям.

Часть I.
Реальность и мифы.

1.Объективный непрофессионализм.
Начнём сразу с того, что непрофессионализм в условиях только встающего на ноги российского института психологии и психотерапии не редкость. Естественно, есть психологи уровень профессионализма которых оставляет желать лучшего. И, как известно: о хорошем не говорят (или говорят единожды), а о плохом часто и много. Так и ширится мнение о бесполезности психологического знания. И в этом случае мнение о «не помощи» имеет объективную почву.

2. Подмена понятий.
Далее необходимо заметить тот факт, что психологию и психотерапию путают с вещами, не имеющими к ней ни какого отношения. К ним нередко относят и экстросенсорику, парапсихологию и прочие метафизические и эзотерические расклады. Я не стремлюсь умалить области этих знаний, но, как правило, в этих случаях мы сталкиваемся с подменой понятий. Получается ситуация, когда мы ходим к костоправу и на основании результатов его деятельности ругаем хирургов.

3. Профессиональное сообщество.
Сверхпопулярное, на мой взгляд, утверждение с помощью которого обесценивают психологическую работу звучит следующим образом: психолог - такой же человек с такими же проблемами и заботами, и, следовательно помочь ни чем не может.

На это у меня есть два возражения: поэтическое, и профессиональное. Первое: психолог без проблем не психолог, ибо сытый голодного не разумеет. Второе: раскрою Вам небольшой секрет, что психологи не работают в одиночку, если случай вызывает затруднение, он выносится на супервизию к более опытным коллегам (естественно с соблюдением рамок конфиденциальности). Супервизия - это что-то вроде консилиума врачей по сложным случаям. Работая с одним психологом, знайте, что на Вас работает целое психологическое сообщество.

Часть II.
Особенности психологического консультирования/психотерапии.

Далее я бы хотел привести ряд требований, которые психологи предъявляют своим клиентам. В странах Европы, где психология и психотерапия вошли в повседневную жизнь, и выведены на уровень гос.медицинского страхования (в Германии, например), без соблюдения этих требований клиент может даже не начинать предъявлять претензии по работе психотерапевта.

Возможно ли предъявлять такие требования в нашей стране? - это вопрос очень неоднозначный. История нашего государства наполнена массой событий, которые имели огромную разрушающую силу в отношении личности, попирались важнейшие человеческие потребности в свободе и безопасности и т.д.

Итак, вот требования, которые предъявляются психотерапевтами клиентам в странах Европы.

1. Оплата/Гонорар.

В идеале:
Не мудрствуя лукаво, первый факт - это факт оплаты, даже не материального состояния, а того, что вы принимаете внутреннее решение раз в неделю вкладывать определенные суммы в терапию; делать усилия, для того чтобы зарабатывать эти средства, и выделять время на зарабатывание этих средств. Оплата - это фундамент Вашей работы, так как бесплатная терапия малоэффективна.

Старик Фрейд вообще говорил, что терапия должна оплачиваться из своего кармана, и, только в этом случае она эффективна.

Мое мнение: деньги, вложенные в себя, вернутся в большем количестве.

Ибо при эффективной работе над собой не надо будет больше заглушать тревогу покупкой дорогостоящих шмоток и прочих мат.предметов, пьянством и прочими затратными забавами, которые дают спокойствие только на непродолжительное время - вы будете спокойны и уверены изначально.

Не надо будет работать на ненавистной работе за символичную оплату - проработанный человек с лёгкостью найдёт сферу приятной ему деятельности с необходимым ему доходом.

Как есть:
Не жили богато - не хрен начинать! Такая пословица действует в нашей стране. Свыше 70 лет страна жила в условиях чисто символичных средств, в условиях административной экономики. Были деньги и стабильные зарплаты. Доходы были гарантированы для всех, только вот на них купить ничего было нельзя. В результате большая часть страны вообще разучилась зарабатывать деньги.

Данный навык, вообще, не входил в общую социальную структуру, этому нигде не учили (да и сейчас особо нигде не учат).

Что явилось результатом? Работать умеют многие, а вот зарабатывают не все. И многие так и не научились зарабатывать. Времена круто поменялись, а люди нет… вернее не все… вернее большая часть не поменялась. Кто-то оказался просто без знаний о добыче самого ликвидного и востребованного ресурса.

И пока человек копошится и решает проблемы: на что прожить до зарплаты, и как бы заплатить за квартиру, ни о какой терапии речи быть не может.

Ещё не мало тех кто норовит, как бы так бесплатно… Вообще у нас большая сложность с оплатой нематериальных ценностей, уж каковы причины данного соц.феномена - это тема отдельного эссе. Но такая проблема очевидна.

И не редко приходится не заниматься терапией, а объяснять почему за работу нужно платить, что вообще за работу нужно платить денежки (на формальном уровне это понимают все, но вот на уровне внутреннего принятия - для некоторых это звучит как откровение - есть и такие), Другими словами, сначала занимаемся терапией причин, которые мешают человеку жить, получая необходимое количество материальных ресурсов, в том числе для работы над собой. Опять же, терапия «денежных проблем» не всегда оперативна и быстра, так как в большинстве случаев требует глубинной проработки, но бесплатно заниматься этим никто не будет.

В западных странах с этим попроще - материальные взаимоотношения являются неотъемлемой частью менталитета, а у нас это скорее исключения. И вообще, у нас стыдно жить в достатке, стыдно реализовывать свои желания. Жизнь без денег - это даже не абсурд. В этом есть своя логика, если человек сам всю жизнь прожил без денег, то он искренне верит что и другие должны обходиться без них. И его, как правило, окружают такие же люди, которые с радостью подтверждают его жизненную позицию.

2. Время/длительность.

В идеале:
Скажем, если человека в возрасте 20-и лет посетила мысль что, его жизнь идет «с натугой» и над этим надо подумать и поразбираться, то на работу с терапевтом у него уйдет 2-а года.

Современное психологическое знание в среднем отводит по году на анализ одного десятилетия жизни, плюс-минус полгода в зависимости от подвижности психики клиента и степени травматизации: если 30 лет - то 3 года, если 50 - пять лет.

И после этих сроков можно говорить о том, что работа результативна. Одна, две встречи ничего, по сути, не решат. Терапия вещь длительная и после длительной работы мы можем говорить о каких-либо результатах или предъявлять претензии по поводу их отсутствия.

Как есть:
В нашей с Вами родной стране люди продолжают наивно полагать, что 20-30 лет мы жили в одних установках и системах ценностей, которые формировались годами, а здесь, за пару встреч сразу все изменится.

Теоретически человек может принять чуждый ему сценарий поведения, оперативно и в кратчайшие сроки поменять свое поведение, но то, на сколько он будет соответствовать его жизненному опыту и насколько себя человек будет комфортно чувствовать, живя по навязанным установкам - большой вопрос.

Есть и специалисты, которые охотно идут этому навстречу. Хочешь быть лидером - «щас» научим, два занятия и вы лидер. Хочешь много денег - и этому научим. Научим всему! Хоть мысли читать. Хоть, что…

И действительно дают кучу установок, которые реально списаны с реальных людей, успешных, великих и т.д. «На! Делай так и все будет ОК!»

Человек начинает делать, только не у всех получается. А почему? Да потому, что у «тех успешных» совсем другая личностная структура, другой ранний опыт, другая семья, другие ценности, и эти вещи родные для них, но ни для кого другого.

…У кого-то в принципе, нет опыта принятия решений, у кого-то проблемы с коммуникабельностью, у кого-то панический страх публичного выступления. А человеку говорят: «Иди и делай!»

Как он это будет делать, если ни семья, ни общество не ставили его в те ситуации, в которых он бы мог этому научиться. Причем речь даже не просто об опыте, а об опыте психическом, опыте реагирования и подсознательного знания того, что ситуация в которую его толкают нормальная и естественная, а не из ряда вон.

«Так мы ж тебе сказали что делать! Ты не сделал! Какие к нам претензии». Ещё хуже, когда человек начнёт жить по навязанным рекомендациям. Что-то вроде носить тяжести, будучи к этому физически неготовым…, и грыжа, и геморрой и многое другое обеспечено.

В переложении на психологическую тематику это проявится массой необъяснимых тревог, беспокойных беспричинных состояний, психосоматическими проявлениями и т.д. Ну…, у кого-то с большей интенсивностью, у кого-то с меньшей.

Пример:
Если человека в младенчестве мать брала на руки и они у неё при этом тряслись, не удивляйтесь, что сейчас у него большой уровень личностной тревоги, что-то с уверенностью в себе. И лишь докопавшись до этого, проработав это, можно устранить эту тревогу. И только после этого действие возымеют конкретные рекомендации по уверенному поведению, а упражнения, вступающие в противоречия с ранним опытом малоэффективны.

Но такие вещи быстро не выявляются, и не прорабатываются за пару сеансов/сессий.

3. Рефлексия/самосознание.

В идеале :
Говорить откровенно и честно. Говорить о своих чувствах, а именно Страх, Радость, Вина, Обида Злость.

Как есть:
Рефлексия это одно из умений - работать с собой, отражать свои внутренние содержания. Отражать свои теневые и явные содержания сознания.

Данные умения закладываются глубоко в раннем детстве (по Н.Мак-Вильмс, «Психоаналитическая диагностика»). И зависит, опять же, от состояния матери, от особенностей взаимодействия с ребенком на определённых возрастных этапах.

Но у нас все опять же многим сложнее, много неполных семей, с различной социальной и личностной проблематикой. С отражением внутреннего состоянии и осознаванием своих внутренних процессов в нашей стране плохо..
Получается, что вместо психотерапии мы начинаем обучать человека общаться со своим внутренним миром, так как без этого не может быть речи о дальнейшей работе - это тоже терапия, но в нашей действительности, я считаю это обязательным и первостепенным элементом психотерапевтической работы с клиентами.

Пример:
Терапевт выполняет роль материнской фигуры и вместе с клиентом проходит этапы развития необходимые для формирования рефлексивных функций сознания, которые тот когда-то не прошел.

И после того как мы научились отражать себя, мы можем переходить к работе с другими проблемами.

В этой связи я бы упомянул ещё один социальный феномен. Очень популярны психологические тесты, различные самостоятельные системы так или иначе объясняющие поведение людей, характеризующие их особенности и свойства. А ещё, например, «Хочешь узнать все про себя? ИМЯ на номер 0881 и пришлем тебе кто ты».

Для тех, кто интересуется глубже: Человек с «синдромом диффузной идентичности» плохо знает кто он сам, он не может ответить на вопрос «кто Я?» и посредством внешней информации добирает недостаток. В нашей стране таких людей много, некоторые говорят: большинство.

Все эти тесты - это компенсационный механизм общества, который призван восполнить недостаток информации о себе, так как функции рефлексии слаборазвиты.

Есть люди, которые самостоятельно начинают понимать, что причина жизненных злоключений в слабом, либо искаженном осознании себя и своих внутренних процессов. Они принимают внутреннее решение поработать над этим и увеличить уровень осознанности/рефлексии. Хорошо! Как вы будете это делать? Если раньше у Вас не было опыта осознавания себя и вокруг такие же малосознающие люди. У кого Вы этому будете учиться? И откуда Вы узнаете, что другие демонстрируют осознание, а не патологичные проявления, манипуляции, истерии, игры?

К.Г.Юнг определял интеграцию сознания и подсознания как главную психическую задачу, которую человек решает на протяжении всей жизни, где решение каждого уникально. И в окончании оной его ожидает либо полная осознанность (доступность подсознательных содержаний, возможность проговаривать их и передавать окружающим), либо полный "распад", маразм и т.д.

В этот пункт упирается вообще многое, и естественно тема идентичности и самосознания заслуживает отдельного очерка.

4. Отрицательный терапевтический эффект.

В идеале:
Пример: есть случаи, когда клиенты просто уходят, выражая свой гнев и злость, обесценивают и ругают терапевта; это так же считается результатом, в том случае, если человек, вообще, не мог выразить свой гнев агрессию и злобу. Не мог говорить о своем недовольстве по поводу чего-либо.

Целью психолога является создать ситуацию, в которой человек может проявить содержания своего сознания и понять, что они ему доступны, что он может их выразить/прожить и не чего с ним ни случится. И это будет весьма и весьма положительным фактом для человека не проявляющего своих чувств, но если для этого потребуется спровоцировать клиента на агрессию, то любой терапевт сделает это, правда, в том случае если нет иного пути подвигнуть человека на проявление внутренних содержаний сознания.

Как показывает практика, большая часть клиентов, некоторое время спустя, сознают происходящее. Они понимают, что недавно позволили себе то, что не позволяли на протяжении всей жизни - это достаточное достижение.

Как есть:
Ну, если человека начать провоцировать на агрессию, до того как он овладеет рефлексией, то вряд ли он отразит что сделал нечто такое, чего не делал доселе.

Исключения составляют случаи, когда у человека наблюдается аффективный заряд (назревающая истерика, суицидальные мотивы и т.д.), который явно может выйти ему боком. Поэтому лучше пусть проревётся, проорётся в присутствии специалиста. Об осознании здесь уже речи не идёт. Еще один нюанс: использовать эту технику можно только после установки прочного эмоционального контакта - доверия, длительного диалога и т.д.

Применять эту технику следует с большой осторожностью, и те, кто этим часто и неумело пользуются, дали психологам дурную славу.

5. Интенсивность переживаний.

В идеале:
Делать усилия и говорить о том, что Вам причиняет боль.

Есть масса случаев, когда человек сталкивается с психическими содержаниями, волнующими его на столько, что он не может продолжать работу над собой. В этом случае так же есть ответственность специалиста, а именно создать ситуацию, в которой человек бы прожил то, что так долго от себя отталкивал, но здесь требуются и усилия клиента. И если последний отказывается взглянуть в лицо своим сложностям … - это его выбор и его ответственность.

Если Вы вступаете на путь работы над собой, то будьте готовы к тому, что будет сложно, что придётся разбираться и думать над событиями, которые давно уже прошли, которых, казалось, уже нет…

Как есть:
Естественно, опять же, переходить к работе с содержаниями, которые волнуют очень сильно, следует после того, как человек продемонстрирует достаточный уровень самосознания. Страх о чём-то вспомнить иногда настолько силен что, требуется масса времени и усилий, для того чтобы человек осознал связь между травматическим событиями, псих.защитами, которые явились следствием этих событий, и актуальными проблемами личности.

Интервенции и интерпретации "с кандачка" не всегда проходят, вернее большей частью не пройдут, возможно, вызовут реакцию противоположную осознанию, укрепление защит.

Зачастую диагностика проблемы занимает значительно меньше времени, чем сопровождение клиента до момента осознания проблемы, её структуры, и причин.

6.Отвественность за себя.

В идеале:
Вы принимаете утверждение о том, что человек сам ответственен за свою судьбу и в состоянии повлиять на неё.

Как есть:
Как говорить об этом, я даже не знаю, страна, где люди жили по велению царя батюшки (или иной указующей персоны), где выбор личности считался чем-то странным…

Здесь мне вспоминается высказывания одного нашего политического деятеля «Предлагаю отменить выборы, и установить конституционную монархию! Такая форма организации гос.аппарата - дешевле, ибо мы избавляемся от необходимости постоянно тратиться на организацию выборов».

Для страны, где все ждут, что за тебя выберут и что-то решат, когда же примут закон, дающий всеобщее благо - это подходящая форма организации государства. Свобода выбора воспринимается ещё некоторыми как феномен.

Скажу иначе. Большая удача работать с тем, кто принимает ответственность за свою судьбу на себя, остальных же остаётся медленно подводить к этой идее. Ведь, иногда не все в состоянии вынести столько ответственности…

Эпилог .

Вообще, работа в нашей стране часто ставит в ситуации, когда проблема не может быть разрешена с помощью готовых алгоритмов действий. Подавляющее большинство случаев требует создания и изобретения нового. Не все устоявшиеся психологические парадигмы подходят для работы в условиях российской действительности, иногда приходится прибегать к эклектическим подходам.

Здесь я описал ряд особенностей свойственных нашей действительности. Я думаю, без учета этих особенностей психолог/психотерапевт вряд ли сможет прийти к положительным подвижкам в работе с клиентом, если не наоборот.

Что же касается клиента то, для эфективной работы с психологом/психотерапевтом ему следует выполнить следующие условия:

1. Оплачиваете терапию регулярно.

2. Уделяете достаточно времени на анализ всех значимых событий жизни.

3. Стремитесь к самосознанию и хотите этому учиться.

4. Принимаете утверждение что это работа, а не праздник и веселы метаморфозы, и как правило она будет сопровождаться не только положительными эмоциями.

5. Говорите с терапевтом о неприятных Вам вещах и готовы испытывать негативыные чувства.

6. Если при прочтении фразы "Человек сам ответственен за свою судьбу" Вы не подпрыгиваете на стуле от злости и не начинаете ругать государство, окружающуюю действительность и т.д.

Эта статья наполнена словами об усилиях, страхах и сложностях. Поход к хирургу тоже занятие не из приятных, но в некоторых случаях это просто необходимо. Операции вещь болезненная, но в результате Вы становитесь здоровее.

Как гласит древне-китайская мудрость:
«Каждая сложность это дар, поднимающий нас на более высокую ступень развития».

«Помните, что самое холодное и темное время бывает перед рассветом…»

Нам уже часто недостаточно совета подруги, чтобы решить важные жизненные вопросы, мы идем к профессиональному психотерапевту. Но вот незадача: далеко не всегда после общения со специалистом или работы в группе мы оказываемся довольны результатом. Отчего, вместо того чтобы попасть в цель, мы часто попадаем впросак?

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ

Нам, живущим в нынешнем веке, сложно представить, что чувство удовлетворения и радостные эмоции далеко не всегда считались ценными. И уж тем более делать их смыслом жизни или целью мало кому приходило в голову. Любовь в супружеских отношениях понимали вовсе не как глубокую эмоциональную связь и перманентное половое влечение — родители поженили, не голодаем и слава богу, жизнь удалась. Радость от повседневного труда мало кто испытывал, да и не считал, что такое возможно. Теплые и доверительные отношения с детьми были редкостью, и никто особенно не переживал, что — ах! — мой сын-подросток на меня обиделся. Если говорить проще, повседневный эмоциональный комфорт и чувство радости еще у наших бабушек и дедушек(иногда и у родителей) не были нормой жизни. Не являются они нормой и сейчас, однако мы уверены, что должны бы. И психотерапевты нередко поддерживают своих клиентов: «Жизнь должна сиять яркими красками, вы должны получать от нее удовольствие!», — забывая сказать о том, что так просто не бывает. В норме человеку бывает и весело и грустно, он бывает оживлен и в тоске, он может любить и ненавидеть. Не говоря уже о том, что люди от природы просто бывают более или менее склонны к определенному типу и силе эмоций. И это не проблема — это совершенно естественно.

СОВЕТ: Если ты собираешься обратиться к психотерапевту, не рассчитывай на то, что он превратит твою жизнь в вечный праздник. Ты можешь проработать конкретные негативные моменты, которые мешают тебе: обиду на родителей, зависть к подруге, страх перед начальником, но ты все так же будешь испытывать всю гамму положительных и отрицательных эмоций по самым разным поводам.

ОСТОРОЖНО! Довольно часто в начале работы над собой человека охватывает эйфория, особенно если он попадает в атмосферу, где его никто не будет осуждать, где нормально и естественно говорить о том, что мы обычно скрываем от окружающих. Это временное состояние, и вовсе не оно является задачей терапевтической работы.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Сегодня в любом книжном магазине можно увидеть сотню психологических книг из серии« Как…» — как выйти замуж, как разбогатеть, как завоевать мужчину… И на них стабильный спрос! Многие люди старшего возраста смеются над нами, когда мы с серьезным лицом читаем подобную литературу. Им кажется, что мы лентяйки(не хотим думать своей головой) или наивные дурочки(надеемся получить исчерпывающий мануал к любимому мужчине или друзьям). Отчасти это справедливо, но истинная причина нашего доверия к инструкциям не только в лени и наивности. Это черта современного мировоззрения.

В прежние века общество было пропитано религиозным духом. Религия давала ответы на многие вопросы, в том числе и на самый болезненный: почему у меня все не так, как я хочу? Ответ был прост: на то воля божья, ты ее постичь не в состоянии. И человек смирялся. Сейчас же главенствует другая мысль: если ты постараешься и все будешь делать правильно, получишь то, к чему стремишься. То есть человеку объясняют, что именно на нем ответственность за любой провал и ошибку — это ты не предусмотрел, не додумал, не просчитал, не проконтролировал. С этой мыслью мы и идем к психотерапевту. Наш внутренний запрос таков: помогите научиться все делать правильно. И если психотерапевт говорит« Ок!», пиши пропало. Мы живем не в вакууме, и нас окружает такое скопление обстоятельств, чужих устремлений и желаний, которое мы просчитать не в состоянии.

СОВЕТ: Не рассчитывай, что после курса терапии ты станешь универсальным солдатом, который добивается всего, чего только пожелает. Намного важнее научиться принимать поражения и неудачи, не забывая о том, что это всего лишь эпизод в твоей жизни и что всегда можно найти выход из сложной ситуации.

ОСТОРОЖНО! Не требуй от психотерапевта четких и детальных инструкций. Каким бы высоким профессионалом ни был врач, он не может предусмотреть и предугадать все на свете.

ВИЖУ ЦЕЛЬ

Еще одна проблема состоит в том, что, обращаясь к специалисту, мы рассчитываем на результат, поскольку видим жизнь как набор последовательно сменяющих друг друга этапов, словно в компьютерной игре. На экране для выхода на новый уровень нужно прикончить какого-то монстра. Мы переносим такую установку в реальность: вот разделаюсь с проблемой, пойду на совершенно новый уровень с новыми задачами. Настоящая же жизнь на этапы не делится, хотя, безусловно, есть яркие события, которые ощутимо влияют на судьбу: свадьба, рождение ребенка, переезд в другой город и т. п. Все равно человек в отличие от компьютерного Марио не может пройти через волшебную дверку, за которой и солнце ярче, и трава зеленее, даже если бросит все и переедет на другой континент. Однако мы нередко упорно считаем, что дело в том самом монстре, который нас не пускает. Кто-то думает, что в роли монстра выступают деспотичные родители, кто-то винит свои комплексы, кто-то — неумение вести себя сексуально и пр.

СОВЕТ: Если ты считаешь, что нашла корень всех своих проблем, то ты ошибаешься. Твоя задача — принять себя и выстроить диалог между своим внутренним миром и внешними обстоятельствами. Жизнь — это многогранный процесс, а не движение к единственной цели.

ОСТОРОЖНО! Недобросовестные психотерапевты любят клиентов, ориентированных на борьбу с «монстрами»: с ними можно долго-долго работать, поддерживая надежду, что вот-вот чудовище будет повержено, и тут-то и начнется новая жизнь.

Если ты собралась работать со специалистом, не жди чудес. Нужно понимать, что психология — это не точная наука. Точная наука позволяет описать эксперимент, который можно повторить в любой части света, если соблюдать описанные условия. А человек значительно сложнее, и обстоятельства вокруг него более разнообразные, чем в лаборатории ученого. Именно поэтому психологическая помощь всегда сочетает в себе понимание каких-то общих закономерностей мышления и поведения с индивидуальной, точечной работой. И большую часть работы будешь выполнять ты.

С КЕМ ПОГОВОРИТЬ

Если раньше речь шла прежде всего о биологическом выживании, то сейчас острее потребность в улучшении качества жизни, связанного с искусством быть счастливым.

Почему очень трудно решить психологические проблемы самостоятельно? Часто мы не можем уловить и сформулировать то, что нас действительно беспокоит. Мозг устроен так, что он всегда может обмануть нас, чтобы защитить от боли, которую может причинить осознание проблемы. Но о неприятном говорить нужно. Чем чаще мы проговариваем болезненные воспоминания или ситуации, тем быстрее они стираются из памяти или сглаживаются.

Почему общение с подругой, мамой, случайным попутчиком не помогает? Люди хотят говорить о своих проблемах, иногда делая вид, что слушают вас, но только, чтобы вставить: «И у меня был подобный случай…» А специалист будет слушать тебя и выводить на истинную причину твоей боли, помогая справиться с сопротивлением сознания. Выбор психотерапевта — это личное событие. Но помни о том, что хороший специалист не будет давать советов.

Анна Никитина
GETTY IMAGES/FOTOBANK.RU

- Вы психолог?
-Да.
- А что Вы делаете?
- В смысле?
- Какие-то процедуры, уколы?
- Нет.
- Просто разговариваете?
-Да.
- Ну, хоть таблетки то приписываете?
- Нет, я не врач, я психолог.
Телефонный разговор с несостоявшимся клиентом

В настоящее время наблюдается определенный спрос в психологической помощи. Это обусловлено, во-первых, (культурологически и социально) возрастанием ситуации неопределенности и необходимости выбора в современном мире, и как следствие этого - тревоги у современного человека, во-вторых (психологически) - повышением уровня психологической культуры населения.

Особый интерес представляет второй фактор - психологический, так как социальные и культурологические факторы, обусловливающие потребность в психологической помощи существовали во все времена. Однако, именно появление в сознании современного человека психологической культуры - знания о психологии и проблемах психологического плана - формирует у последнего потребность в психологической помощи. По этой причине первыми клиентами психолога/психотерапевта после появления этих специалистов были выпускники психологических факультетов.

Психологическая терапия «работает» посредством слова, воздействующего на сознание клиента, в отличие от медицины, «работающей» на физиологическом уровне и не предполагающем включенность пациента в лечебный процесс. Психотерапия апеллирует к сознанию клиента и предполагает определенную степень активности, осознанности, рефлексивности, то есть его включенность в терапевтический процесс. Медицинские препараты действуют помимо воли человека, независимо от того, верит он либо нет в их действие. Воздействие же психотерапии во многом опирается на веру в нее клиента. С некоторой долей условности можно сказать, что «Терапия - это магия, которая работает, если в нее веришь!».

Следовательно, к клиенту психолога/психотерапевта предъявляются другие требования, чем к пациенту врача. Если пациенту для успешного излечения необходимо послушно и аккуратно выполнять назначения врача, то к клиенту психолога/психотерапевта таких требований больше.

Определение клиента как человека, у которого есть проблемы неполно. Далеко не каждого человека, у которого есть какие-либо трудности, можно отнести к категории клиентов. Даже если признать тот факт, что проблемы есть у каждого человека, то, пожалуй, не все они относятся к проблемам психологического уровня. В свою очередь далеко не каждый человек, имеющих именно психологические сложности, осознает их как таковые.

Таких людей мы можем считать условными или потенциальными клиентами . Это вовсе не значит, что они будут спешить к вам на прием. И даже если такой человек окажется в вашем кабинете, то еще не факт, что он автоматически перейдет в разряд ваших клиентов. Есть еще ряд условий, наличие которых позволит вам определить человека, оказавшегося в вашем кабинете, как клиента. Попробуем выделить эти условия. На мой взгляд они следующие:

  1. Добровольность;
  2. Признание авторства своих проблем;
  3. Признание своих проблем как проблем психологических;
  4. Признание того факта, что психотерапия помогает (наличие элементов психологической картины мира);
  5. Признание психолога/психотерапевта как профессионала.

Только наличие всех вышеперечисленных условий дает нам основание определять человека, находящегося на приеме у психолога/психотерапевта, как клиента. То, как в дальнейшем сложится терапевтический контакт, зависит уже в большей степени от мастерства психолога/терапевта.

Рассмотрим примеры недостаточности (дефицитарности) условий:

  1. Недобровольность обращения за психологической помощью. Ситуация : Кто-то другой приводит (отправляет) человека к психологу (родители - ребенка; супруг - супруга; педагог - ученика и др.). Послание - «С ним что-то не так…Сделайте с ним что-нибудь)»;
  2. Непризнание человеком авторства своих проблем. Ситуация : Человек добровольно приходит к специалисту, но считает, что в его проблемах виновен кто-то другой (супруг, родитель, ребенок, начальник…). Послание - «Если бы не он…»;
  3. Непризнание своих проблем как проблем психологических. Ситуация : Человек добровольно приходит к специалисту, но считает, что имеющаяся у него проблема вызвана непсихологическими причинами. Послание - «Дайте мне совет, рецепт…»;
  4. Непризнание факта, что терапия помогает. Ситуация: Человек не обращается за психологической помощью. Послание - «Зная я вашу терапию…»
  5. Непризнание психотерапевта как профессионала. Ситуация: Человек обращается к специалисту из конкурентных побуждений. Послание: «Я лучше знаю…»

И еще одно, на наш взгляд, важное условие: клиент должен сам за себя платить… Опыт показывает, что если клиент не платит сам, то он не принимает на себя ответственность за терапию. Оплата, как известно, создает дополнительную мотивацию для работы, а так же дает клиенту ощущение автономии от психолога/терапевта.

Попробуем сейчас дать рабочее определение клиента.

Клиент - это человек, добровольно обратившийся за психологической помощью к специалисту, идентифицирующий свои проблемы как проблемы психологические, признающий свои вклады в их возникновение, а также признающий психолога/терапевта, как специалиста, который может помочь их решить.

Таким образом, психолог/психотерапевт Вам не поможет если Вы:

  • Считаете, что нет проблем психологических;
  • Не верите в психологию/психотерапию;
  • Не признаете авторитета психолога/психотерапевта;
  • Считаете, что Другие люди, обстоятельства и пр. виноваты в ваших проблемах;
  • Не готовы активно включаться в процесс решения своих проблем;
  • Ждете от психолога/психотерапевта готовых советов, решений, предписаний, рецептов.