Главная · Болезни уха · Исповедь современного врача. врачи платной медицины не мошенники, они – убийцы

Исповедь современного врача. врачи платной медицины не мошенники, они – убийцы

В начале июля экстравагантный предприниматель и общественный деятель Герман Стерлигов спешно покинул вместе с семьей свое подмосковное поместье и окольными путями, через Белоруссию, перебрался в Нагорный Карабах. Безмятежную крестьянскую жизнь Стерлигова нарушили заявления осужденных членов БОРН Никиты Тихонова и Евгении Хасис, которые обвинили его в пособничестве экстремизму. В беседе с «Лентой.ру» Герман Стерлигов рассказал о том, почему его имя вдруг всплыло в показаниях Тихонова и Хасис, кому это выгодно и по каким причинам в качестве убежища он выбрал именно Карабах.

«Лента.ру»: Как же так? Из подмосковной усадьбы, от хозяйства и скотины - и в Нагорный Карабах?

Стерлигов : Это вынужденная мера. Возникла реальная угроза не только для меня, но и для моей семьи. Мне и прежде поступали угрозы, но теперь к этому могут подключиться правоохранительные органы.

Речь идет о заявлениях осужденных членов БОРН Никиты Тихонова и Евгении Хасис?

Именно о них. И хотя эти показания чистой воды оговор, мои недруги вполне могут использовать их в своих интересах.

Кто они? Кто, по вашему мнению, в этом заинтересован?

Вы там говорили о несостоявшемся государственном перевороте, целью которого якобы было не допустить избрание Путина на пост президента в 2012 году.

А еще о том, что я приложил максимум усилий, чтобы сорвать их планы. Такие вещи не забывают.

Но Путин благополучно избран, и если то, о чем вы рассказываете, действительно происходило, то вас не преследовать, а награждать надо.

Наград мне не надо, но после тех событий отношение властных структур и спецслужб ко мне было весьма благосклонным. Мои знакомые даже удивлялись тому, как я позволяю себе заявления и высказывания, за которые другим давно бы уже по шапке надавали.

Что же вдруг изменилось?

Изменилось все после публикации второй части моего учебника истории России «От Грозного до Путина». Я там написал неприятную правду про власть, РПЦ, ученых и деятелей культуры и вообще много такого, что приняли на свой счет очень многие. Кто-то даже перестал со мной общаться. А потом начались угрозы. Были даже неудачные попытки покушения на меня и похищение одного из моих сыновей. Написав этот учебник, я как бы лишил себя защиты и покровительства. Мои недруги это почувствовали и решили воспользоваться моментом.

К слову про РПЦ. Вы верующий человек, православный христианин, но весьма критично относитесь к РПЦ и ее иерархам. Почему?

К РПЦ я вообще никак не отношусь, потому что как православный христианин я не могу иметь никаких отношений с еретиками. А РПЦ и есть еретики, которые не имеют никакого отношения ни к православию, ни к Иисусу Христу.

Вот тебе и ох… И в своем учебнике я подробно объясняю, опираясь на исторические источники, при каких обстоятельствах в 1597 году РПЦ впала в ересь. В двух словах об этом не расскажешь, но если коротко, то первой в ересь впала латинская (Римско-католическая - прим. «Ленты.ру» ) церковь, отступив от некоторых догматических понятий и канонов, в частности исхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, непорочное зачатие Пресвятой Богородицы, окропительное крещение и так далее. Греческая и другие православные церкви с этим не согласились, и произошел раскол. Но в 1438 году прошел Ферраро-Флорентийский собор, где греческая церковь подписала унию, объединившись с латинской. Так греки сами впали в ересь. С этого момента Русская православная церковь объявила об отделении от греческой. Никакого литургического общения с греками-еретиками не было на протяжении 150 лет. А в 1589 году, после смерти Ивана Грозного, Годунов собрался освобождать Константинополь от турок, чтобы там воцариться. Но русские не пошли бы воевать за еретиков, и Годунов решил объединиться с греками, чтобы они снова стали для нас православными единоверцами. Он пригласил греческого патриарха Иеремея II, который рукоположил митрополита Иова в Патриархи московские. Общение с греками возобновилось, и так Русская православная церковь впала в ересь. За это Господь наказал Русь смутным временем, как прежде он наказал греков турецким завоеванием.

Вы по-прежнему придерживаетесь монархических взглядов?

Придерживался, пока был еретиком. А когда я стал христианином и образованным человеком, я понял, что монархия - это худшая форма правления. А самая богоугодная форма правления - это общество судей, которое описано в Священном Писании. Монархия пришла от язычников.

То есть вы не рады тому, что депутаты Ленинградской области собираются вернуть в Россию представителей Императорского дома Романовых?

Нет никаких представителей Дома Романовых. Это обман. Есть представители императорского дома Гольштейн-Готторпских. В своем учебнике я как раз и разоблачаю эту ложь про Романовых. Сотни лет уже нет никаких Романовых. Петр II был последним Романовым. А после него правили немцы Гольштейн-Готторпы. И вся эта компания, которая называет себя потомками Романовых и русскими царями, это очередные шарлатаны и еще один обман неграмотного населения. Надо изучать свою историю, знать ее, чтобы не стать жертвой таких обманов. И начинать следует как можно раньше, с детства. У меня 20 лет ушло на то, чтобы изучить все и докопаться до правды. И я для своих детей все это изложил в учебнике.

Ваши дети не посещают школу. Вы считаете, что школьное образование бесполезно?

То образование, которое дает школа, не просто бесполезное, но и чудовищно вредное. Главное, чему обучаются там дети, это пьянство, курение, разврат и неуважение к старшим. И только в качестве факультатива им дают другие предметы, тоже не полезные. Гуманитарные науки - сплошная политизированная ложь, а все остальные - средство уничтожения окружающей среды и здоровья человека. Дети все это изучают, а потом некоторые из них становятся учеными колдунами, которые портят нам всю жизнь.

Но вы, как и ваша жена, получили среднее и высшее образование, и вас это не испортило. Вы преуспели в бизнесе, создали большую крепкую семью.

Вы не правы. Меня средняя школа сильно испортила. Даже та школа, которая была 30-40 лет назад. А мы же тогда не знали ни про наркотики, ни про извращения всякие. Но и это меня испортило. Я уж не буду вам исповедоваться, как именно это произошло, но если вы в школе учились, то сами знаете, как это происходит.

Но какое-то образование дети должны получить?

Они получают неплохое домашнее образование. Они изучают не всякую лабуду, а Священное Писание, летописи, русские, византийские, римские и иерусалимские хроники. Например, «Иудейская война» Иосифа Флавия, «Троя» Вергилия и другие письменные источники, которые надо знать, чтобы видеть причинно-следственные связи и понимать, что происходит сегодня. А если этого не знать, как многие наши необразованные политики, то действовать приходится наощупь. Или полагаться на мнение проклятых ученых, что еще хуже. Они уже настолько испортили нашу природу и наше здоровье, что дальше некуда. Чистой воды скоро вообще не будет. Везде сплошная химия и ГМО. Людей на каждом шагу травят. Все это происки дьявола и его слуг-ученых. А бестолковые политики становятся менеджерами этих ученых, претворяя в жизнь их дьявольские планы и изобретения. А лжецеркви благословляют все это, освящают заводы, банки и все что угодно. Причащают всех этих ученых и других вредителей. А людей это обезоруживает. Ну как же! Церковь благословила, значит, дело богоугодное.

Мне-то казалось, что церковь как раз с осторожностью относится к ученым. Например, теорию Дарвина, клонирование, ЭКО церковь не принимает.

Вы просто не знакомы с темой. Взять, к примеру, суперсатанизм трансплантологии. Чтобы кому-то вставить новый орган, его надо вырезать у живого человека. Это же вампиризм. А Московская Патриархия ходатайствует перед Государственной Думой о всяких послаблениях для трансплантологии.

Смотрю, вы не только современное образование и науку не жалуете, но и медицину.

Так они же убийцы, вредители и отравители! Взять хотя бы аборты. Узаконенное детоубийство! Вообще, история современной медицины пошла с колдуна и алхимика Парацельса, жившего в XVI веке. До этого была богоугодная медицина Галена, которая запрещала всякую алхимию и вскрытие трупов. А сегодня вас травят этой парацельсовой химией по каждому поводу. Да, современный врач может сделать для меня что-то полезное, но я к нему не пойду. Как не приму я никакой помощи от педераста, потому что он содомит и враг божий. Так и не повезу я свою жену в роддом, потому что те же врачи убивают людей, делая аборты.

Ну а стоматологов-то вы за что не любите? Они-то никого не убивают, а у вас с зубами проблема. Могли бы обратиться.

Все равно вредители. Ребенка приводят к стоматологу, а тот говорит, что тут кариес и надо зуб сверлить и пломбу ставить. И этот ребенок так и будет ходить к дантистам и менять эти пломбы, пока они ему этот зуб до корня не сточат.

Лучше если кариес этот зуб сожрет.

Не сожрет. Рассказываю, записывайте. Молодой грецкий орех настаиваете 3-4 недели на тутовой водке (в Карабахе, к слову, она самая лучшая). Потом полощете этим рот, и никакого кариеса у вас не будет. А для профилактики жуйте пчелиный забрус. У меня, кстати, большие проблемы с зубами именно потому, что я, будучи богатым человеком, слишком часто помогал этим дантистам, покупая оборудование, и они от чистого сердца все зубы мне рассверлили.

Вы патриот?

Это иностранное, латинское понятие. Я русский человек, православный христианин и не хотел бы, чтобы ко мне примеряли какие-то латинские понятия, придуманные всякими идеологами из Западной Европы. Не надо переносить на нашу землю эти идеологические штампы. Либерализм, патриотизм и нацизм придумали проклятые безбожники. Нам нужно следовать Христу и Священному Писанию. И тогда нам не нужен будет ни патриотизм, ни демократизм, ни прочая хрень. Никаких идеологий нам не надо, если жить по Священному Писанию.

Отдать жизнь за родину - это по Писанию?

Если родина - это то место где живут твои ближние, а не то, где ты когда-то родился, то по Писанию.

В конце 2010 года в открытом письме к президенту и премьеру РФ вы предложили продать российские территории от Сахалина до Урала иностранным государствам. Вы сепаратист?

Да ну что вы! Суть этого письма была в том, что если не запретить под страхом тюрьмы аборты, то Сибирь и Дальний Восток надо продавать к едреной фене. Потому что жить там скоро будет некому. Либо прекратите убивать детей, либо откажитесь от территорий и не морочьте голову. Главный посыл состоял именно в том, что надо запрещать аборты. Какой же я сепаратист, если предлагал объединить в единую Русь Украину, Белоруссию и Россию. Прекратить воевать и проливать кровь русских людей и мирно жить в одном государстве. Какой же это сепаратизм? Сепаратизмом было то, чем мы занимались прежде. Мы отторгли Белую и Киевскую Русь, оставив себе Чечню. Мать городов русских Киев для нас теперь иностранное государство, а Чечня и Якутия - Русь. Надо нам объединить Русь в одно большое славянское государство. Убрать языковые барьеры.

Какие барьеры вы имеете в виду?

Те барьеры, из-за которых началась эта война на Украине. Когда восточных русскоговорящих украинцев стали заставлять говорить на украинском. Вот это все надо убирать. Отменить и мову украинскую, и современный русский язык, который придумал безбожник и сатанист Ломоносов. И надо возвращаться к нашему общему древнеславянскому языку, придуманному Кириллом и Мефодием. У нас же была общая письменность 500 лет назад.

На этот вопрос нет ответа. Вы так его задали, что любой ответ станет яблоком раздора.

Ну, хорошо. Для России и для русских людей присоединение Крыма, скорее, благо или вред?

По сравнению с тем, что у нас в колодцах пропадает вода, это вопрос, не заслуживающий внимания. Потому что если у нас не будет чистой пресной воды, то нам будет по хрену, кому принадлежит Крым.

Старшему из ваших сыновей исполнилось 18. Он пойдет в армию?

Арсений очень хотел пойти в армию. У него военная подготовка, он много тренировался в разных местах. Мы обратились к министру обороны Шойгу с просьбой чтобы ему разрешили служить, не надевая сатанинской пятиконечной звезды и не давая сатанинскую присягу свято чтить Конституцию Российской Федерации. Это совершенно безбожный документ, и свято чтить его значит плевать на Евангелие и на веру православную. Ответил нам один из заместителей Шойгу: звезда - это замечательный символ и использовать его совершенно нормально. Поэтому у нас возникли затруднения со службой в армии. Но теперь этот вопрос отпал сам собой, поскольку Арсению пришлось покинуть Россию по независящим от него причинам.

В прошлом году вы заявили о намерении принять гражданство самопровозглашенной Луганской Народной Республики. Почему же поехали в Карабах, а не в ЛНР?

Я надеялся, что ЛНР сможет стать не Новороссией, а Староруссией. Думал, что она обратится к православной вере и станет возрождать древние традиции. Но руководство Луганской республики ударилось в советскую символику и прочий сатанизм с памятниками Ленину. В общем, я отказался от этой идеи. А Карабах - это непризнанная республика, а значит, всякие международные содомитские организации и фонды не лезут сюда с пропагандой своей морали и образа жизни. Здесь очень красиво, как в благоухающем саду, и пока в достатке водных ресурсов. Но главное, здесь удивительный народ, сохранивший свои традиции и победивший в войне с большим Азербайджаном. И тут совершенно нет преступности.

Вы говорите, что отошли от политики. А вообще сегодня в России есть возможность заниматься политикой?

Возможности найти можно. Вопрос в том, какой политикой заниматься. На мой взгляд, политическая деятельность должна быть направлена исключительно на спасение нашей природы и сохранение окружающей среды. Иначе мы все просто сдохнем, и никакая политика никому уже не потребуется. Надо использовать возобновляемые источники сырья и энергии. Надо производить натуральные продукты без всякой химии и ГМО. Надо активно расселять мегаполисы, которые не только высасывают человеческие ресурсы со всей территории страны, но и другие ресурсы потребляют в огромном количестве. Вот это и есть поле для политической борьбы с пятой колонной.

Кого вы имеете в виду?

Тех, кто занимается интеграцией России в мировое сообщество. Их много. Это и банковская система, которая есть часть мировой банковской системы. Это телекоммуникационные компании, собирающие информацию о всех и каждом. Но главные наши враги - это телекомпании, пропагандирующие содомию по всем каналам российского телевидения.

Ну что вы… Нигде так не клеймят содомитов, как на российском телевидении.

Эта вот борьба и есть самая эффективная пропаганда. Сюжет в новостях: содомиты провели гей-парад. И дальше репортаж об этом параде и интервью с грустными содомитами. Поженились двое педерастов. Давайте устроим ток-шоу и поговорим о том, как плохо быть содомитом, и детей у них не будет. Даже если постоянно говорить, что педерасты плохие, и повторять за ними не надо, антиреклама - лучшая реклама. И крутят это по всем центральным каналам. Сегодняшнее поколение российских детей превращают в людей, которые терпимо или с интересом относятся к содомии. Это значит, что следующее поколение будет поколением педерастов, если сегодня не вырубить эту фигню телевизионную.

Одной кнопкой это не выключить.

Ой, бросьте. Эта кнопка в руках у руководства России. У них же в руках и все силовые структуры. А когда в одной руке автомат, а в другой кнопка, никто не возражает.

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)


«Верь мне, доктор (кроме шутки!), -
Говорил раз пономарь, -
От яиц крутых в желудке
Образуется янтарь!»

Врач, скептического складу,
Не любил духовных лиц
И причетнику в досаду
Проглотил пятьсот яиц.

Стон и вопли! Все рыдают,
Пономарь звонит сплеча -
Это значит: погребают
Вольнодумного врача.

Холм насыпан. На рассвете
Пир окончен в дождь и грязь,
И причетники мыслете
Пишут, за руки схватясь.

«Вот не минули и сутки, -
Повторяет пономарь, -
А уж в докторском желудке
Так и сделался янтарь!»

А.К. Толстой

Наверно, среди всех профессиональных сообществ самая резкая критика РПЦ (как иерархов, так и простых попов) звучит именно от врачей, при том, что православие среди российских врачей распространено не меньше, чем в других профессиях. Большинство дам регулярно заглядывает в церковь поставить свечку, да и воцерковленных среди врачей (в том числе блестящих) совсем немало. Но вот среди врачей-атеистов много атеистов активных. И это (безотносительно вопросов веры, а также моего личного отношения к врачам, среди которых, вне зависимости от их отношения к данному вопросу, есть очень многие, которых я искренне уважаю) – повод для размышлений, особенно в настоящее время.

Итак, почему среди врачей-атеистов много воинствующих безбожников? Во-первых, это – продолжение традиций вольнодумства – и во времена царской России врачи слыли вольтерьянцами. Думаю, это – следствие цинизма, которым врачи пытаются отгородиться от мрачной стороны жизни, с которой им приходится так тесно сталкиваться, и избежать «профессионального выгорания».

Во-вторых, крайне отрицательно к РПЦ относится ультралиберальная часть врачей – небольшая, но очень шумная и активная. К ней относятся также и врачи нетрадиционной ориентации, а современные либералы в России даже если имеют традиционную ориентацию, то во всем стараются их поддерживать. Повод для крайне отрицательного отношения гей-сообщества к РПЦ понятен – она их тоже очень не жалует. Вспомним, что мировое название православных христиан – это «ортодоксы», а христианская религия заимствовала у иудаизма крайне отрицательное отношение к гомосексуализму. Во многих ветвях христианства это отношение несколько смягчилось, но в РПЦ – нет. Например, если выясняется, что у служителя РПЦ имеются гомосексуальные склонности, то (вне зависимости от того, обуздывает он их или нет) церковь должна его отринуть. В результате гей-христианин должен испытывать сильные душевные муки, а так как во многом мораль современного европейского общества христианская, то для геев, лесбиянок и пр. это – дополнительный дискомфорт.

Так что реакция многих уважаемых врачей на все, связанное с попами, сродна аллергической, когда малейший повод вызывает бурную реакцию, причем виноваты во всем – именно люди из РПЦ. Разберем несколько примеров.

1. Визит Патриарха Кирилла в детскую больницу, в ходе которой были грубо нарушены все санитарные правила. Однако, извиняюсь, Кирилл в рясе и с кучей фото и телеоператоров не сам туда вломился – его за руку водил академик Бокерия. И если его завели и в стерильные боксы, где лежат дети после пересадки, и даже в операционную во время операции – то это, извините, вопрос не к нему.
2. Организация молельных комнат в больницах. Надо это делать? Безусловно! Многим пациентам это надо. Должна была РПЦ выдвигать подобные предложения, думая о правах христиан (да и мусульман – там все молятся)? Да, конечно. Как это должно было быть сделано? В связи с тем, что одно из помещений в больнице отводится под комнату для молитв, должны быть пересмотрены нормы, построены дополнительные больницы. Как это было сделано? Приказом, одну из комнат вывели из оборота. Но, опять же – претензии должны были быть обращены к министерству.
3. Пьяный поп задавил двух человек, ему дали 2 года условно. Кто дал – суд или РПЦ? Если кто-то (и я поддерживаю) считает, что наказание неадекватно мало, то претензии к светскому суду. РПЦ, насколько я помню, отрешило его от служения. Что касается перенесения недостойного поступка попа на всех священнослужителей – то в РПЦ людей много, всякие попадаются. Те же врачи всегда резко возражают против перенесения единичного случая с проштрафившимся врачом на все врачебное сообщество.
4. РПЦ передаются помещения, отобранные у больниц, детских домов и пр. Было? Было, единичные случаи, но было. Не в таких масштабах, как в свое время у РПЦ отбирали помещения под больницы и детдома. Однако сейчас многие церкви переполнены, и помещений не хватает. Если светские власти при решении вопроса о возврате помещений делают это за счет больниц, а не своих многочисленных контор, то это – вопрос к светским властям.

Ну и, отдельно – про вмешательство церкви в дела врачебные. Для начала ехидно замечу, что врачи крайне против того, чтобы церковники вмешивались в лечебный процесс (что правильно)), тогда как считают для себя совершенно нормальным вмешиваться в дела церковные.

Конечно, всякие сайты истинно православной медицины, советы их адептов и прочее любого врача способны довести до бешенства. Однако вспомним, кто наиболее агрессивно и массово дает подобные рецепты. Это:
- сторонники диких «оздоровительных» направлений, типа экстремального сыроедения,
- любители гомеопатии, «экологически чистых домашних родов», биорезонансов и пр., то есть сект врачей-шарлатанов,
- адепты религиозных сект и практик.

А вот сама РПЦ относится ко всему этому отрицательно. Их стандартная рекомендация – идти к врачу и дополнять лечение молитвою. Дополнять, а не подменять. И неофитов и экстремалов из своей среды, которых заносит, одергивает, а с «тоталитарными сектами» старается бороться.

(Пост в стиле кота Леопольда вызван ожесточившейся полемикой вокруг РПЦ, в том числа среди врачей. Дошло до того, что врачи посылают друг друга в пешее эротическое путешествие. Поэтому я прошу более терпимо относиться к тем, кто не разделяет мнение оппонента. Чтобы, значит, не доводить дело до описанного в приведенном выше стихотворении).

Церкви не место в абортарии

Непрекращающаяся дискуссия вокруг письма 10 академиков показала, что проблема взаимопонимания между верующими и неверующими есть. Поэтому мы решили узнать, что думают атеисты о возможном участии Церкви в жизни общества. С этим вопросом мы обратились к одному из десяти академиков, директору Гематологического центра РАМН Андрею Ивановичу ВОРОБЬЕВУ

Андрей Иванович, любое ли вмешательство Церкви в общественную жизнь вы считаете недопустимым?
-- Не в общественную, а в государственную. У нас до революции Церковь была государственной, и, где-то начиная с 1991-1992 годов, вновь стала внедряться в государство. Это унизительно для Церкви, отталкивает от нее людей. Зачем? У государства свои интересы.
Все попытки религии влезать во власть, в государственные учреждения заканчивались огромной кровью: Варфоломеевская ночь, крестовые походы, сожжения… А потом уничтожали самих религиозных служителей.
Зачем Церковь освящает банк? Банк никогда не был другом человека. Это банки устроили дефолт и не вернули людям деньги. Бедным людям. Нечего там делать Церкви. У меня нет противостояния с Церковью. Я вырос в религиозной семье, воспитан в русской культуре, часть которой – Православная Церковь. Но я убежденный атеист. Как врач я не могу не быть атеистом.

При епархиальной комиссии города Москвы по церковной социальной деятельности есть служба помощи бездомным, зимой работает ночной автобус «Милосердие» (единственный в Москве). Сотрудники службы спасают тысячи замерзающих на улице, при необходимости устраивают их в больницы и приюты, помогают с документами, билетами на родину, стараются помочь с работой (хотя признают, что большинство бездомных не настроено на социализацию). Что плохого в таком участии Церкви в жизни общества?
-- Ради Бога, участвуйте. Но помните, что когда речь идет о сотнях тысяч людей, никакая благотворительность не поможет. Полмиллиона беспризорных, поток беженцев из искусственно отделенных республик на совести нашего государства. Нельзя перекладывать вину государства на население. Не может в XXI веке быть ни беспризорных, ни бездомных. Если немец приехал в Россию что-то строить по просьбе Ивана IV, его потомок сегодня (через пять веков!) может вернуться в Германию, и ему как немцу будут предоставлены жилье и работа. А мы своих людей, вынужденных бежать из республик, не устраиваем, бросаем на произвол судьбы. Почему они должны платить деньги, которых у них, конечно, нет, на строительство нового жилья? У нас пустует, умирает провинция. Так поднимайте ее! Деньги есть, только надо на них не небоскребы в Москве строить, а жилье в провинции для граждан из бывших республик. Государство обязано вмешаться. Что может здесь сделать Церковь? Обращать внимание на бессовестное отношение государства к собственным гражданам. Что же вы помалкиваете? Мы пишем, а вы где?
Мы живем в христианскую эру, и это не случайное название. Оно принято человечеством как понятие о новых моральных ценностях, провозглашенных в Нагорной проповеди. Мне глубоко безразлично, когда и где она написана, но это гениальный документ, который определяет порядок жизни на планете для верующих и неверующих, православных, католиков, лютеран, мусульман. Христианские ценности -- основа для написания законов, правил поведения, взаимоотношения людей. И вот на них должна обращать внимание Церковь (я не люблю нажим на слово «православная» - есть христианство, а настаивание на исключительности, традиционности православия всегда приводит к разладу). На то, как эти ценности попираются. Но как раз на это Церковь внимания не обращает. Церковь согласна с властью там, где должна быть против.
А служба помощи бездомным? По-моему, это вид участия там, где ничего не делается. Я как врач обязан потребовать от государства бесплатной помощи для больных, потому что они не могут заплатить. И если с них требуют деньги, это организованное убийство.

-- Если мне память не изменяет, лет 10 назад вы в программе у Познера выступали против эвтаназии?
-- Нет, память вам не изменяет.

-- Этой весной тема опять всплыла. В Интернете появилось сообщение, что в Совете Федерации готовится закон о легализации эвтаназии, началось массовое обсуждение. Естественно, многие священники и православные миряне высказались на эту тему. Должно ли, на ваш взгляд, общество прислушиваться к мнению Церкви об эвтаназии?

-- Есть вещи, которые неприлично даже обсуждать. Нельзя ставить под сомнение основы нашей культуры. Сказано: не убий. Давайте будем два тысячелетия спорить, правильно это или неправильно, в каких случаях все-таки можно убивать? Не нужен этот разговор. Можно ли в исключительных случаях применять смертную казнь? Нельзя! Хотя бы потому, что это самый надежный способ сокрыть преступление: подставили кого-то, сфабриковали дело и закрыли.
Вот в Голландии разрешена эвтаназия. Ну и что? Голландия торгует женщинами. Вы были в Амстердаме? Видели витрины, на которых выставляют полуголых женщин? Там и наркотики легально продаются. Эвтаназия недопустима, и это не подлежит обсуждению. Любые аргументы «за» ошибочны. Мы регулярно оживляем людей, у которых все остановилось -- не работает сердце, не работают легкие, мозг «прямой». Если я вам покажу объемы саркомной опухоли, которые дают 90-процентную излечимость при условиях грамотного и надежного подхода, то у вас язык не повернется спросить про кого-то: а если он хочет умереть? Хочет, потому что не знает пути излечения.
Церковь должна на это отреагировать резко и коротко. А подробно обсуждать эту тему неприлично. Как и многие другие. Есть общечеловеческие ценности, которые вообще не могут быть предметом научного анализа. Не лжесвидетельствуй. Почему? Ну давайте будем болтать на эту тему! По-моему, и так все ясно. Чти отца и мать. Тоже кто-то скажет: а в Америке дети с 18 лет становятся независимыми и родителям не помогают. Что мне Америка? Она только недавно от суда Линча отказалась. У нас такая культура великая, а мне Америку в пример приводят. Есть моральный кодекс, и не нужно его подвергать бесконечному обсуждению. Может быть, насчет прелюбодеяния затеем дискуссию?

А как вы относитесь к обращению католических епископов Литвы к литовскому министру здравоохранения? Они озабочены, что по распоряжению Минздрава Литвы будущие студенты-медики, желающие получить специальность акушера-гинеколога, должны уметь делать аборты?
-- Аборт -- не социальный, а медицинский вопрос. Это медицинская проблема, Церковь здесь ничего не может сказать, кроме как провозглашать пустопорожние фразы, что если жизнь зачата, то это будет убийством.
Допустим, человек болен, у него СПИД, и он может заразить невинное дитя, сделать его уродом! Если беременна женщина после 30 (а особенно после 40), то есть вероятность, что одна хромосома у нее не разойдется. И она будет беременна не человеком, а дауном, у которого 47 хромосом вместо 46. Он родится уродом. Зачем урода рожать?
Сегодня мы можем по анализу клеток крови плода, циркулирующих в крови матери, определить, что у нее в утробе урод. В крайнем случае, я могу взять из околоплодного мешка воду. Там есть клетки плода, и по ним определю. Я могу предупредить рождение многих уродов и таким образом избавить от них людей, а их самих -- от того, чтобы быть уродами.
Я могу дать определение человека. Человек -- это 46 хромосом. Пойдите в тюрьму, посмотрите. Знаете, какой там процент уродов? 10 процентов.
Вы пойдите к юристам, которые заключенных держат в собачьих условиях, вот где место Церкви!

-- Церковь в тюрьму ходит.
-- Ходит, но плохо. Если в тюрьме есть пытки, значит, Церкви там нет. Если до сих пор в мире сохранилось понятие «русская тюрьма» как понятие ужаса, значит, Церкви там нет.

-- Люди с синдромом Дауна преступниками не становятся, у них вообще нет агрессии.
-- С синдромом Дауна не становятся. А с дополнительной икс-хромосомой становятся. Среди повторных убийц очень высок процент лишних хромосом. Это не совсем люди, они не могут отвечать за свои поступки. Я предлагал на совместных с Минюстом заседаниях: давайте, мы будем определять хромосомный набор у особо тяжких преступников. И покажем, что вы относитесь к ним, как к людям, а они не совсем люди. Их нельзя выпускать за стены изоляции. Им место не в тюрьме, а в человеческом, но - изоляторе. Но их и бесполезно судить по нашим законам, они другие. У них другой набор хромосом.
Когда Церковь лезет в аборты, это ошибка. Это тяжелый медицинский вопрос, сюда без образования носа нельзя совать. А лезут с этическими проблемами. Женщина пришла к врачу -- оставьте их наедине. Представьте, я приду на службу… А я, хоть и атеист, люблю в церкви бывать, правда, последнее время чаще бываю там по грустным поводам. Так вот, приду, а там дьячок так за упокой читает, что хочется пинка ему дать. Но если я вылезу учить его, как читать заупокойную молитву, мне скажут: у тебя больница, там и работай. Чего лезть в чужие дела?

Верующие с этим никогда не согласятся. Но что бы ни думали врачи об абортах, биоэтика сегодня в медицинских вузах – обязательный предмет. И в некоторых вузах ее преподают православные люди, иногда даже священнослужители. Как вы к этому относитесь?
-- Преподавать медицинскую этику может только очень крупный врач. В том, что ее не может преподавать священник, у меня сомнений нет. Нужны профессиональные знания.
Я со священниками не обсуждаю ни вопросы жизни и смерти, ни оказание мной помощи больному, ни характер помощи. Им нет места в моей работе. Мы говорим на разных языках.
Поднимитесь ко мне в отделение, почти на всех столиках найдете иконки. Моего авторитета хватит, чтобы перекрыть эти иконки. Но всегда найдется человек, который верит в Промысел Божий. А, извините, верить надо в противоопухолевые препараты.

-- Среди ваших пациентов наверняка есть верующие. Если кто-то захочет, чтобы к нему пришел священник…
-- В рясе, в шапке, в верхней одежде вход в стационар запрещен. Не пущу. Об этом все предупреждены, и ко мне не ходят. Иди домой и приглашай кого хочешь.

-- Но у вас же тяжелые больные. Если человек допускает, что может не вернуться домой и хочет исповедоваться?..
-- Зачем здесь нужен священник, если тут больные лежат? Вы не знаете, что встреча с попом в народе считается несчастьем? Не буду я, ублажая одного больного, приносить неприятности целому отделению. Если священник умен, он может прийти к больному в приемные часы как посетитель. Не в рясе, без креста. И исповедуй, сколько тебе вздумается.

Андрей Иванович, наверное, для вас как материалиста суеверие не менее странная вещь, чем вера в Бога. Почему же вы не считаетесь с одной странностью пациентов, но считаетесь с другой?
-- Ну зачем насиловать людей? Сам я не считаю встречу со священником плохой приметой. У меня к ним очень хорошее отношение. Я в основном встречал хороших священнослужителей. Но здесь больница, здесь им делать нечего.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ



Смерь атеиста. Роспись шкатулки, Палех, 1974 г. Полагают, что в виде атеиста известный мастер палехской миниатюры Николай Михайлович Зиновьев (1888-1979) изобразил самого себя

Врач = атеист?

Прокомментировать это интервью мы попросили Ирину Васильевну СИЛУЯНОВУ, профессора, доктора философии, завкафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета:
-- Андрей Иванович Воробьев -- глубоко уважаемый в медицинском сообществе ученый. Познакомиться с его личной точкой зрения на место религии в жизни человека и общества было весьма интересно. Однако его утверждение: «Как врач я не могу не быть атеистом», -- вызывает недоумение. Совсем недавно, в 2006 году кафедрой биомедицинской этики был проведен опрос врачей г. Москвы с целью выявить особенности отношения врачей к морально-нравственным аспектам медицинской практики. Результаты опроса противоречат утверждению академика Воробьева.
В опросе участвовали врачи, аспиранты РГМУ и их коллеги, работающие в практическом здравоохранении: всего 534 врача, из них 211 мужчин и 312 женщин; в возрасте от 25-35 лет -- 66%, в возрасте 36-45 лет -- 20%, свыше 45 лет -- 9%. Мы обращаем внимание на участие в опросе именно молодых врачей. Молодое поколение сегодня практически свободно от того жесткого государственного атеистического пресса, под влиянием которого формировалось сознание академика Воробьева.
Данный опрос вовсе не ставил перед собой задачу выяснения уровня религиозности молодого поколения врачей. В центре внимания были вопросы оценки нравственного содержания сложной системы отношений «врач-пациент», поскольку любой, даже высочайший уровень технического обеспечения лечебного процесса может быть обесценен равнодушием, агрессивностью, нарушением правовых и моральных норм профессионального общения. Например, был задан вопрос: «Какое значение лично для Вас имеет принятие Вами Клятвы врача России?» Оказалось, для 25% -- это пустая формальность; для 4% -- дополнительное и лишнее бремя; но для 70% -- осознанное признание моральных обязательств врача-профессионала.
При ответе на вопрос: какой из двух терминов, на Ваш взгляд, более корректно использовать для определения медицинского вмешательства, 12% ответили, что это -- медицинская услуга, а 87% -- медицинская помощь, что указывает на верность традиционному пониманию медицины.
Об этом свидетельствуют и ответы на вопрос о причинах возникновения профессии врача. Для 79% -- это стремление помочь страдающему человеку, для 3% -- финансовые и экономические мотивы, для 16% -- познавательный интерес.
Основным мотивом выбора профессии врача было: для 1% -- финансовая заинтересованность, для 23% -- научный интерес, для 51% -- возможность и желание оказывать помощь людям, для 12% -- случайное стечение обстоятельств, для 20% -- семейная традиция, для 3% -- другое.
Опрос показал, что врачи помнят о своих пациентах, лечение которых протекало драматично. На вопрос: помните ли Вы тех пациентов, которым Вы нанесли тот или иной вред, ответили: «не помню» -- 11%; «молюсь за них» (за здравие или упокоение) -- 5%; «прошу прощения» (у них, у Бога) -- 17%; «постоянно помню» -- 29%; «вспоминаю в каждой новой сложной ситуации» -- 52%; «стараюсь забыть о них» -- 4%.
Нравственные установки люди часто связывают с религиозными основами своего мировоззрения. Как же связывается у врачей понимание нравственного предназначения их профессии с верой? Были получены следующие ответы: профессия врача -- это форма богоборчества -- 13%; профессия врача -- это форма богоизбранности для служения людям -- 82%; у 5% опрошенных этот вопрос оставался без ответа.
Ответ на вопрос «Ваши религиозные убеждения» четко разделил участников опроса на верующих и атеистов. Согласно опросу, исповедуют православие -- 67%, католицизм -- 1%, ислам -- 5%, буддизм -- 4%, иудаизм -- 1%, атеизм -- 14%, не знают -- 5%. Соотношение верующих и неверующих врачей -- практически 6:1.

Что говорили перед своей смертью знаменитые безбожники Ницше и М. Монро, Ленин и Вольтер? О чём "шутил" инженер построивший Титаник и в чём был уверен идол поп-музыки Леннон. Как умирали праведники?

Постол Павел писал: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7). Почему нужно взирать на кончину человека? Его смерть многое может показать!

Фридрих Ницше:

Сошел с ума. Перед смертью он ослеп, в завершение его разбил апоплексический удар. Говорят, что он умер лая в железной клетке

Фридрих Ницше в психиатрической клинике, 1899 год

Вольтер - великий насмешник:

Всю жизнь боролся с Богом. Однако последняя ночь его жизни была ужасной. Он умолял врача: "Заклинаю вас, помогите мне, я дам вам половину своего имущества, если вы продлите мою жизнь хотя бы на шесть месяцев, если же нет, то я пойду в ад, и вы последуете туда же". Он хотел пригласить священника, но его свободомыслящие друзья не позволили это сделать. Вольтер, умирая, кричал: "Я покинут Богом и людьми. Я пойду в ад. О, Христос! О, Иисус Христос".

Американский писатель-безбожник Томас Пейн:

Сказал на смертном одре: "Я отдал бы миры, если бы их имел, чтобы моя книга "Век разума" никогда не была напечатана. Христос, помоги мне, будь со мною"!

Давид Хьюм - атеист:

Перед смертью постоянно кричал: "Я нахожусь в пламени!" Его отчаяние было ужасным...

Его лечащий врач писал: "Император умер в одиночестве, всеми оставленный. Его предсмертная борьба была ужасной..."

Карл IX – предпоследний король Франции, истребитель гугенотов

Умер в 24 года в лихорадке от отека легких из-за туберкулеза: "Я погиб. Я это ясно сознаю".

Его слова пред смертью: "Я стою перед страшным прыжком во тьму".

Пред смертью восклицал: "Больше света!"

Умер, будучи помрачен в рассудке. Просил у стола, стульев прощение за свои грехи... Как это странно для человека, который был для миллионов людей вождём и идеалом...

Генрих Ягода - нарком внутренних дел СССР

"Должен быть Бог. Он наказывает меня за мои грехи".

***

Читайте также по теме:

  • Кто у гроба твоего, миссионер? - На злобу дня
  • На смерть богов (аватар) - На злобу дня
  • Лютая смерть грешников: евангельские Ироды, Фрейд, Ванга, Дидат... - На злобу дня
  • На смерть Андрея Панина… - На злобу дня
  • На смерть Ольги Иовлевой: прогноз, который не радует… - На злобу дня
  • Умерла Людмила Гурченко… Царствие Небесное не досчиталось еще одного человека - На злобу дня
  • Возмездие для предателя своего отца, вождя и народа - На злобу дня
  • Группа Игоря Дятлова погибла от бесов - Игнатий Лапкин

***

Последние слова перед расстрелом: "Слушай, Израиль, Господь наш Бог есть единый Бог",

Уинстон Черчилль - английский премьер-министр времён Второй мировой войны:

"Какой же я безумец!"

Емельян Ярославский (Губельман Миней) - один из самых ярых богоборцев и гонителей Церкви советского режима:

"Прошу, сожгите все мои книги. Посмотрите на Святого! Он ждет меня уже давно. Он здесь!"

На пике известности (в 1966г), во время интервью ведущему американскому журналу, сказал: "Христианство скоро закончится, оно просто исчезнет, я даже не желаю об этом спорить. Я просто уверен в этом. Иисус был ОК, но его идеи были слишком простыми. Сегодня мы более известны, чем ОН! После того, как он объявил, что Битлз более известен, чем Иисус Христос, он трагически погиб. Один психопат выстрелили в него в упор шесть раз. Примечательно то, что убийца сделал это с целью отобрать его популярность и прославиться на весь мир как убийца знаменитого певца.

Политик Бразилии Танкредо ди Амейдо Невес

Во время своей президентской избирательной компании публично сказал: "Если я наберу 500 000 голосов своей партии, то даже сам Бог не сможет меня сместить с президентского поста!" Конечно же, он набрал эти голоса, но внезапно заболел и за один день до того, как стать президентом, скоропостижно умер.

Казуза - бразильский композитор, певец поэт, бисексуал:

Во время шоу в Рио де Жанейро, затянувшись сигаретой, шумно выпустил дым в воздух и кощунственно провозгласил: "Бог, это тебе!". В скорости он мучительно умер в возрасте 32 лет от рака легких

Строители и владельцы "непотопляемого" "Титаника"

После окончания строительных работ на вопрос репортеров, насколько безопасным будет его чудо корабль, с иронией в голосе его инженер-конструктор ответил: "Теперь даже Бог не сможет его потопить!". Наверняка каждый знает, что случилось с непотопляемым Титаником.

Во время презентации ее шоу посетил евангелист Билли Грэйм. Он сказал, что Дух Божий послал его проповедовать ей. Выслушав проповедника, она ответила: "Мне не нужен твой Иисус!". Всего неделей позже ее нашли мертвой в ее апартаментах.

Господь в багажнике

В 2005 году в городе Кампинас, в Бразилии: группа пьяных друзей пришла забрать свою подругу из дома для дальнейших развлечений. Мать этой девушки, сильно волнуясь о них, провела ее до машины и, держа дочь за руку, с трепетом сказала: "Дочь моя, езжай с Богом, и пусть Он тебя сохранит", на что она дерзко ответила: "В нашей машине уже нет места для Него, разве только Он залезет и поедет в багажнике...". Несколько часов позже матери сообщили, что этот автомобиль попал в ужасную автокатастрофу, и все погибли! Сам автомобиль изуродован до полной неузнаваемости, однако полиция сообщила, что, не смотря на то, что весь автомобиль полностью уничтожен так, что даже невозможно распознать его марку, багажник остался абсолютно невредимым, что совершенно противоречит здравому смыслу. Каково же было всеобщее удивление, когда багажник легко открылся, и в нем обнаружили лоток яиц, и ни одно из них не разбилось, и даже не треснуло!

Журналистка и танцовщица из Ямайки Кристина Хэвитт

Как-то она заявила: "Библия является самой плохой книжкой, когда-либо написанной!". Вскоре, в июне 2006 года, ее нашли сгоревшей до неузнаваемости в собственном автомобиле

***

"Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Галл. 6:7)

***

  • Доказательства бытия Бога - диакон Андрей Кураев
  • Бог изумляющий - диакон Андрей Кураев
  • Доказательство того, что невозможно самозарождение жизни на Земле. Хлорофилл как самый главный противник атеистов - Максим Степаненко
  • Почему я не хожу в Церковь - иерей Глеб Грозовский
  • Материализм пред судом бытия и сознания. Антропологический очерк - святитель Иоанн Максимович
  • Докинз как иллюзия - Алистер МакГрат
  • Конец жизни известных безбожников и праведников - Православие.Fm
  • Мы верим... Говорят 53 известных ученых о вере в Бога - Благовестник
  • Рождение науки, инквизиция и охота на ведьм - лекция диакона Андрея Кураева
  • Диалог с атеистом - архимандрит Епифаний Феодоропулос
  • Диалог с атеистом - иерей Виталий Бабичев
  • Что ответить Стиву Джобсу, или Снова о слезинке ребенка - Александр Ткаченко
  • Атеистическое меньшинство - Григорий Кертман

***

Кончина Праведников

Во время богослужения мы просим у Бога безболезненной, непостыдной и мирной кончины. Это наше пожелание, но ни в коем случае не требование. Как можем мы сметь что-либо требовать у Владыки мира и Господа?..

Иногда, по замечанию схимонаха Паисия Святогорца, Господь дает специально болезненную, мучительную, а то и внешне соблазнительную кончину, чтобы смирить подвижника еще больше и чтобы чрез это смирение возвысить его.

Однажды современного афонского подвижника, старца Паисия, спросили: какова причина мук человека перед смертью, только ли она в греховности умирающего? Старец ответил: "Нет, это не безусловно. Также не безусловно и то, что, если душа человека выходит из него тихо и спокойно, то он находился в хорошем состоянии. Даже если люди страдают и мучаются в последние мгновения жизни, это не обязательно значит, что у них много грехов. Некоторые люди от великого смирения усердно просят у Бога, чтобы Он дал им плохую кончину – чтобы после смерти остаться в безвестности. Или кто-то может иметь плохую кончину, для того, чтобы духовно расплатиться с небольшим долгом. К примеру, при жизни человека хвалили больше, чем он этого заслуживал, поэтому Бог попустил, чтобы в час смерти он вел себя как-то странно, для того чтобы пасть в глазах людей. В других случаях Бог попускает некоторым страдать в час смерти, чтобы те, кто находится рядом, поняли, насколько тяжело приходится душе там, в аду, если она не приведет себя в порядок здесь…"

Это может быть хотя бы оттого, что все мы состоим из души и тела. И тело может болеть различными болезнями. И постепенно, в страданиях, оно может умирать согласно физическим законам течения болезни. Господь может облегчить страдания человека, но может попустить испить всю чашу страдания до конца. По мысли святых отцов, в таком случае можно говорить о том, что, давая человеку физические страдания, Господь, желающий, чтобы всякая душа была спасена, дает их во искупление грехов.

Смущаться этим может разве только человек, совсем далекий от Бога, считающий, что он лучше Бога знает, что и как должно быть. Болезненно и мучительно умирали и подвижники, о чем их последние слова. Вспомним хотя бы Спасителя, взявшего на Себя всю тяжесть грехов мира. Его последние слова: "Эли, Эли! лама савахфани? Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?", "Жажду", "Отче! в руки Твои предаю дух Мой", "Совершилось"!

Иногда Господь давал подвижнику освободиться перед смертью от страданий и мучений, и такой человек отходил в иной мир спокойно. Их последние слова даже становились посмертным завещанием нам, оставшимся на этом свете. Но подвижники веры никогда не умирали жалко. Пусть их физические страдания были предельными, но их душа жила предчувствием новой жизни. Туда, в блаженную вечность, и отходила. Иногда в последних словах умирающих верующих людей мы можем прикоснуться к той тайне, которая была содержанием их земной жизни, или той, что открылась им на границе этого и иного миров.

***

Последние сказанные людям слова святого Патриарха Гермогена: "Да будет над ними милость от Господа Бога и от нашего смирения благословение". После этих слов поляки перестали ему в темницу приносить пищу, и через некоторое время, 17 февраля 1617 года, он скончался.

***

Вот слова Святейшего Патриарха Тихона, исповедника Российского, пред смертью: "Слава Тебе, Господи, Слава Тебе, Господи, Слава Тебе, Господи!"

****

Русский религиозный философ князь Евгений Трубецкой. Последними словами его были: "Царские врата открываются. Начинается Великая Литургия".

***

Отец Иоанн Крестьянкин рассказывает: "Умирал в полном и ясном сознании профессор Петроградской Духовной Академии Василий Васильевич Болотов, знаменитый ученый, человек с колоссальными знаниями и со смиренной верой в сердце. Умирал, напутствованный в вечность Исповедью и Причастием, и последние его слова на земле были восторгом души его пред открывшимся духовному взору блаженством: "Как прекрасны последние минуты... как хорошо умирать... иду ко Кресту... Христос идет... Бог идет...""

***

Священномученик Иларион Троицкий: "Как хорошо, теперь мы далеки от…" И предал дух Богу.

***

Предсмертные слова епископа-подвижника Афанасия Сахарова (почил в 1962-м) были такие: "Всех вас спасет молитва".

***

Последние слова, произнесенные 22 июля 1992 года протопресвитером Иоанном Мейендорфом: "Eucharist’s icon" (русский перевод: "Икона Евхаристии"). "О чем говорил о. Иоанн? Может быть, о своей любви к Евхаристии, которая была для него центром всего – и богословия, и духовной жизни. Или он представлял себе свою любимую фреску из алтаря семинарского храма, перед которой он столько молился (по просьбе о. Иоанна была написана икона в византийском стиле – Христос причащает Апостолов). А может быть, он уже созерцал духовным взором небесную Евхаристию, вечную Литургию, совершающуюся непрестанно в Царстве Божием?" (митр. Иларион Алфеев).

***

А вот как умирал протопресвитер русской Армии и флота Евгений Аквилонов, профессор СПб Духовной Академии, автор замечательных богословских трудов. Отец Евгений умирал от саркомы, ему было 49 лет. Почувствовав приближение смерти, о. Евгений взял в руки зажженную свечу и начал сам себе читать Последование на исход души от тела. Со словами: "Упокой, Господи, душу раба Твоего, протопресвитера Евгения" он отошел в вечность.

***

Так предал дух Богу подвижник 20-го века преподобный Серафим Вырицкий: "Спаси, Господи, и помилуй весь мир". Это не просто слова, это кредо великого пастыря, который все силы, до последней капли, отдал на то, чтобы молиться за мир. В годы большевистской вакханалии, в годы войны преп. Серафим много часов провел в молитве на камне, к которому его вели, а порой и несли и с которого снимали обессиленного.

Мне давно хотелось поговорить о вере, об Исламе с человеком из медицины. Мне представляется, что эти люди знают чуть больше о том, что такое милость Господа, что такое вера в предопределение, вера в то, что от каждой болезни есть исцеление. Такая возможность у меня появилась. Мой собеседник – Курбанмагомед Ахмедов, студент третьего курса московского медицинского коллежа, будущий фельдшер скорой помощи. В одной из социальных сетей он организовал объединение студентов-медиков-мусульман. Думаю, что читателям нашего сайта будет интересен и полезен этот разговор.

- В обществе существует стереотип, что врачи в большинстве своём – скептики, циники и атеисты. Как человек, изучивший эту уникальную систему, человеческое тело, может не верить в Бога?

Будучи глубоко верующим человеком, будущим врачом, иншаАллах, я уверенно отвечу: «Никак». Но этот ответ имеет отношение к людям размышляющим и разумеющим. Вы весьма правильно подобрали слово «уникальное», описывая наше тело, организм. Всевышний сказал: «Неужели они не размышляли о самих себе?» (30:8). Человеческий организм содержит многие триллионы клеток, различающихся между собой строением и функцией. Приведу небольшой пример. Нервные, сердечные, печёночные, бронхиальные и многие другие клетки заточены идеально именно под ту работу, которую они должны выполнять. Нервные клетки, проводя импульсы со скоростью десятки метров в секунду, координируют деятельность всех органов. Сердечные заставляют биться сердце всю жизнь без остановки. Печёночные очищают организм от вредных веществ. Бронхиальные выделяют слизь и очищают дыхательные пути. Клетки иммунной системы способны сами автономно передвигаться по кровяному руслу, определяя и уничтожая патогенов. В свою очередь, клетки, как и мы, имеют внутри себя свои собственные органы, которые регулируют их обмен веществ. Можно долго говорить и удивляться всему этому, однако человек-безбожник не будет это воспринимать как нечто прекрасное, являющееся знамением сотворённости человека Всевышним. Сказано в Коране: «Как же много на небесах и на земле знамений, мимо которых они проходят и отворачиваются!» (12:105). Соблазны мира берут верх над разумом. Сказано в Коране: «Какое бы знамение из знамений их Господа ни явилось к ним, они непременно отворачиваются от него» (36:46).

- Ещё со времён сподвижников среди мусульман использовались методы лечения, изложенные в достоверных хадисах. Использует ли этот опыт современная медицина?

- Этот опыт используется в современной медицине, но носит рекомендательный характер, это так называемое немедикаментозное лечение. Однако порой именно оно имеет решающее значение в лечении. Все средства, что указаны в хадисах, – целительные, это не вопрос веры, это подтверждают современные исследования. Навряд ли во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были лаборатории, в которых проводились исследования какого-либо растения или метода лечения, однако каждый метод себя оправдал! Приведу пример: всем знакомый чёрный тмин. Чудо действия чёрного тмина в том, что он снижает «плохой» и повышает «хороший» холестерин, спасая тысячи людей от ишемической болезни. Именно она, по данным ВОЗ, чаще других болезней становится причиной смерти. О свойствах чёрного тмина, как и о других целебных средствах, описанных в хадисах, можно писать целые книги!

- В Исламе широко распространено кровопускание, хиджама. Действительно ли польза от этой процедуры столь велика или у верующих срабатывает эффект плацебо?

Эта процедура действительно крайне полезна как для профилактики, так и для лечения заболевания. Объясню простым языком. В крови много элементов: иммунные клетки, эритроциты, переносчики кислорода, тромбоциты, клетки свёртывания крови и так далее. Удаляя некоторое количество крови, мы заставляем организм восполнять её запасы, она вырабатывает новые элементы, её свойства улучшаются. При этом снижается высокое давление, повышается иммунитет человека. Но людям с низким давлением, болезнями крови и онкологией хиджама противопоказана. Перед тем как сделать кровопускание, нужно проконсультироваться с доктором, удостовериться в отсутствии этих заболеваний и, конечно же, в наличии квалификации у того, кто делает процедуру.

- В Исламе есть канонические запреты на некоторые виды операций, есть фетвы учёных о невозможности применять те или иные современные методики, противоречащие Исламу. Значит ли это, что в современной медицине возможностей у врача-мусульманина меньше, чем у врача, который не верит в Бога?

Однозначно нет. Запретная в Исламе пластическая хирургия – далеко не самое главное и важное направление медицины. Хирургия имеет множество важных по значению и разрешённых Всевышним направлений: абдоминальная (органы живота), торакальная (органы грудной клетки), урология, андрология, гинекология, нейрохирургия, ангиология (сосудистая), челюстно-лицевая. Медицина призвана в первую очередь помогать людям именно профилактикой и лечением для сохранения и укрепления здоровья. Вряд ли изменение внешнего облика человека можно назвать медициной. Однако есть и разрешённое направление в пластической хирургии – восстановительная, например после аварии. Поэтому я уверенно могу сказать, что у врача-мусульманина в современном мире возможностей в хирургии ничуть не меньше, чем у немусульман! В достоверном хадисе сказано: «На каждую болезнь Аллах ниспослал лекарство. Так лечитесь же, о рабы Аллаха, но не лечитесь запретным» (Сильсиля сахиха, 4/174).

Медицина и религиозные науки – вот два важнейших знания - медицина для земной жизни, вера – для жизни вечной. Сегодня нашей умме очень нужны сильные в этих двух науках люди. Те, кто знает, что за дарованные блага придётся держать ответ в Судный день. Держать ответ и за своё собственное здоровье, и за здоровье доверившегося ему пациента. Дай Аллах нашей умме преуспеть в медицине!