Главная · Болезни уха · Рабочие места по квоте для инвалидов. Что происходит на практике

Рабочие места по квоте для инвалидов. Что происходит на практике

В создании мест для сотрудников с ограниченными возможностями участвуют компании с численностью от 35 до 100 человек. Организовать рабочее место для инвалида – задача непростая. Есть ряд нормативных актов, которые помогают работодателям готовить рабочие места для лиц с ограниченными возможностями. Как компании организовать рабочее место для инвалида? Какие документы должен представить сотрудник? Какие есть требования к рабочему пространству для инвалидов?

Как обустроить рабочее место инвалида

Для того чтобы создать рабочие места для инвалидов, работодателю необходимо сначала провести комплексную оценку профессиональных рисков и аттестацию рабочих мест. Это нужно, чтобы понять, отсутствуют ли в помещении, где будет работать инвалид, вредные или опасные факторы, а также нет ли превышений предельно допустимых концентраций и уровней их воздействия (схема ниже).

Совет: уточняйте причины инвалидности (общее заболевание, инвалид с детства, военная травма и т. д.), так как от них зависит объем мер социальной защиты, которые работодатель должен предоставить работнику-инвалиду

При организации рабочего места для инвалида работодатель должен руководствоваться индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР), которую выдает Бюро медико-социальной экспертизы (Приказ № 379н). Также у работника должна быть справка, подтверждающая его инвалидность. Из программы можно узнать о причинах и характере заболевания, а также о тех рекомендациях и ограничениях, которые установило Бюро. Если же сведений ИПР для организации рабочего пространства инвалида недостаточно, то необходимо свериться с Санитарными правилами.

Если сотрудник представил программу реабилитации, то работодатель, независимо от его организационно-правовой формы, обязан выполнить все ее требования. Однако для работника ИПР носит рекомендательный характер. Он может полностью или частично от нее отказаться. Сообщить об этом работодателю можно в простой письменной форме. Отказ работника от программы реабилитации освобождает от нее и работодателя. Нужно отметить, что кандидат или сотрудник не обязаны информировать работодателя о своей инвалидности, а организация не вправе этого требовать.

Характер работы сотрудника-инвалида

Конкретные меры по облегчению труда инвалида работодатель внедряет на основании рекомендаций лечебно-профилактического учреждения и территориальных органов Роспотребнадзора (например на сайте rospotrebnadzor.ru).

Поручаемая инвалиду работа может быть связана с незначительными или умеренными нагрузками: физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными и эмоциональными, но при этом есть ряд противопоказаний (таблица ниже).

Общие требования к рабочему месту инвалида

Перед тем как начать организовывать специальное место работы инвалида, нужно учесть такие факторы, как :

– профессия инвалида;

– характер выполняемых работ;

– степень утраты трудоспособности;

– характер функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности;

– уровень специализации рабочего места, механизации и автоматизации работы, порученной инвалиду.

Важно! Не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена (п. 4.15 Санитарных правил)

А при размещении и оборудовании рабочего места, независимо от функциональных нарушений инвалида, следует обратить внимание на такие параметры, как этажность здания, освещенность помещения, наличие мест отдыха и др.

Здание. Рабочее место инвалида должно располагаться в одноэтажном или двухэтажном здании. Если оно, а также другие вспомогательные помещения расположены выше второго этажа, предусматриваются тихоходные пассажирские лифты.

Помещение. При размещении рабочего места инвалида в комнате, где на отдельных участках протекают процессы, противопоказанные для его организма, надо урегулировать параметры производственной среды в рабочей зоне инвалида (схема ниже).

Санитарные требования к условиям труда инвалидов

– Температура воздуха в холодный период года при легкой работе: 21–24 ˚С; при средней тяжести работ: 17–20 ˚С; в теплый период года при легкой работе: 22–25, 20 ˚С; при работе средней тяжести: 21–23 ˚С.

– Влажность воздуха в холодный и теплый периоды года: 40–60 процентов.

– Скорость движения воздуха: при легкой работе – 0,1–0,2 м/с; при работе средней тяжести – 0,1–0,2 м/с; в холодный период года и в теплый период года – не более 0,3 м/с.

– Отсутствие вредных веществ: аллергенов, канцерогенов, аэрозолей, металлов, оксидов металлов.

Электромагнитное излучение: не выше предельно допустимого уровня (ПДУ).

– Шум: не выше ПДУ (до 81 дБА).

– Отсутствие локальной и общей вибрации.

– Отсутствие микроорганизмов, продуктов и препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты.

Рабочее место. Площадь рабочего места на одного работающего инвалида должна составлять не менее 4,5 кв. м, высота – не менее 3,2 кв. м, а объем – не менее 15 куб. м (п. 4.16 Санитарных правил). При этом технологическое оборудование, площадь проходов, проездов, промежуточного складирования материалов и готовой продукции в указанную площадь рабочего места не входит.

Место отдыха. В обязательном порядке предусмотрите помещение для отдыха, оборудованное удобной мебелью, где можно отвлечься от работы, посидеть или прилечь. Площадь такого помещения должна определяться из расчета 0,3 кв. м на одного сотрудника, но при этом не должна составлять менее 12 кв. м. Расстояние от производственных помещений до помещений отдыха должно составлять – не более 75 метров (п. 5.1 и 5.2 Санитарных правил).

Медпомощь. Также необходимо в организации иметь здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться работники-инвалиды в случае ухудшения здоровья либо ожидая скорую медпомощь.

Теперь, зная основной порядок и требования к организации рабочих мест для инвалидов, можно их привлекать к работе, заполнять квоты, помогая тем самым госпрограмме содействия их занятости. Однако, чтобы все сделать правильно, необходимо учесть и особые медицинские требования к рабочему пространству лиц с ограниченными возможностями. Такие требования разработаны для каждой категории инвалидов отдельно.

Также работодателю желательно проводить разъяснительную работу с другими сотрудниками о том, что инвалиды имеют равные права с ними, в том числе и на труд, и заслуживают уважительного и понимающего отношения к себе.

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ

(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009 № 4
от 30.04.2014 № 20)

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций.
(преамбула в ред Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве

Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.

Статья 2. Условия квотирования рабочих мест

1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
(часть первая в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
3. Выполнением квоты для приема на работу (далее - квота) считается:
1) в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Порядок установления квоты

1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
(в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Москвы, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014№ 20)
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.

3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014 № 20)
4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона

(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Статья 6. Экономическая поддержка работодателей

(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:
1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;
2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(в ред. . Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 20)

Статья 7. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.
4. Признать утратившими силу. Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве", . Закон города Москвы от 30 января 2002 года N 5 "О внесении изменений в статью 9 Закона города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве", . Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве".

При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника.

В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2019 году. Поскольку в области трудоустройства инвалида есть много правовых нюансов.

Первоначальные данные

Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов.

Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году в Москве подчиняется отдельному местному закону. Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство.

При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью. Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности.

Основные понятия

Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан. По сути, это аренда в организациях рабочего места
Инвалид Это человек, у которого были выявлены стойкие нарушения в физическом или психическом плане здоровья
Центр занятости Это государственная организация, которая занимается учетом безработных граждан и поиском для них места для трудовой занятости
Приказ Это документ, который осуществляет действие указания для проведения какого-либо действия или для решения задач, стоящих перед организацией
Работодатель Это физическое или юридическое лицо, которое выступает в качестве нанимателя для гражданина

Перечень организаций

Законодательство устанавливает те положения, в соответствии с которыми предприятия должны будут отделять рабочие места для инвалидов.

К таким относятся следующие организации:

  1. У которых численность работников, официально осуществляющих трудовую деятельность превышает 100 человек. Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.
  2. Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  3. Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.

Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда.

Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны.

В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

Нормативная база (Положение)

Изначально следует обратиться к Федеральному закону России №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Именно этот документ определяет, каким образом будет проходить распределение квот. Об этом говорится в статье 21.

Согласно Федеральному закону №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, работодатель должен оповещать Центр занятости о том, насколько выполнена программа по квотированию на его предприятии. Положения по этому поводу находятся в статье 25 ФЗ.

По городу Москва установлены правила по квотированию в дополнительном законодательном акте “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве” №742-ПП.

Это же постановление говорит о той отчетности, которую предоставляет работодатель о проведенном квотировании. Такой же закон есть и в Санкт-Петербурге — под номером 280-25 “О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге”.

Чтобы узнать точное количество квот, стоит обрабатывать именно эти документы. Поскольку в Москве эти показатели будут более высокими, чем в других областях страны.

Как происходит квотирование рабочих мест для инвалидов по закону

В данном случае действует простой алгоритм того, как оформить инвалида на рабочее место. Ведь изначально государство устанавливает количество мест, на которые работодатель должен трудоустроить граждан с инвалидностью.

Эта процедура может быть осуществлена такими способами:

  1. Инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места.
  2. Работодатель разместил объявление о поиске такого сотрудника и трудоустроил его.
  3. Предприятие направило запрос в Центр занятости населения и уже эта организация направила специалиста.
  4. Получение специалиста возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Все эти варианты трудоустройства возможны и дальнейший алгоритм оформления гражданина на должность будет стандартным.

Кто обязан соблюдать нормы

Законодательство России говорит о том, что основным субъектом квотирования становится организация, в которой официально трудоустроено более 100 человек .

Для таких компаний местные власти будут устанавливать проценты квот, которые они должны будут выполнить и отчитаться перед контролирующими органами.

Если же на предприятии работает от 35 до 100 человек, государство устанавливает норму по квоте, которая не должна превышать 3 процента от числа сотрудников.

Для тех же, у кого количество рабочих менее 35 человек подобных норм не установлено. Не входит в систему та организация или предприятие, в котором уставный капитал состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Как устроиться на работу (Центр занятости)

Для того, чтобы получить рабочее место по квоте, следует обратиться в Центр занятости. Но таким вариантом может воспользоваться только тот гражданин, у которого установлен статус инвалида третьей группы.

Иначе официально стать на учет не получится и искать работу придется используя другие методы. В данном же случае гражданин будет зарегистрирован и в случае наличия у него образования, ему будут подбирать вакансии.

Здесь возможно и понадобится прохождение переквалификации в связи с заболеванием или же получение соответствующего образования.

Посредством запроса работодателя в Центр занятости, гражданин и получает возможность попробовать свои силы на собеседовании. Если он подойдет в плане квалификации, то его будут трудоустраивать официально.

Порядок трудоустройства

В случае с инвалидом работодателя обязывают принимать гражданина на работу сразу. Испытательный срок к ним применяться не может.

Сам порядок трудоустройства будет стандартным:

  • прохождение собеседования;
  • предоставление документации для оформления, подтверждение наличия квалификации;
  • снятие с учета в Центре занятости;
  • предоставление отчета о принятии гражданина на работу.

Важно учитывать, что работодатель может принять сотрудника на работу даже превысив квоту. В некоторых регионах установлены повышенные показатели по вакансиям людей, находящихся на государственной службе.

Процедура оформления не будет отличаться от стандартной. Но все же в трудовом договоре у него должны быть прописаны нормы по осуществлению трудовой деятельности.

В каком размере устанавливается

Федеральный закон о квотировании говорит о возложении выбора размера квот на местную власть.

Но данные показатели должны быть в пределах диапазона от 2 до 4 процентов от среднего количества работников на предприятии:

В некоторых областях устанавливают нормы не в процентах, а числах сотрудников. В Мурманске и области действуют такие показатели:

Составление приказа (образец)

Этот документ призван издать положение о создании рабочего места и условий для совершения трудовой деятельности гражданина. Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов можно .

В тексте документа стоит указать такие моменты:

  1. Название предприятия, номер приказа и дату его регистрации.
  2. Название приказа и на основании какого законодательного документа принимается решение о квотировании.
  3. Приказ должен содержать указания для создания рабочего места и сопутствующих для работы условий труда.
  4. В конце размещают данные о генеральном директоре и о том, кто будет его исполнять. Обязательно указание даты и подписи.

Прошу Вас помочь разобраться с выделением рабочих мест для инвалидов. Нашей организации необходимо выделить 3 рабочих места.Одна работница офиса получила инвалидность. Она принята временно на декретную ставку. Полагаю, что ее рабочее место мы можем квотировать на период ее работы. Есть еще у нас работник категории "ребенок-инвалид", который работает с вредными условиями труда. По медкомиссии он годен для этой работы. Можем ли мы его рабочее место квотировать? Для выбора третьего рабочего места мы имеем возможность выделить в офисе место на 0,5 ставки. Будут ли выделенные 2,5 ставки считаться как 3 рабочих места или нет? Или нам придется выделять еще 0,5? Заранее благодарю за ответ.

Ответ

Ответ на вопрос:

На основании установленных квот организации самостоятельно определяют количество рабочих мест для инвалидов. Порядок выделения рабочих мест для инвалидов следует закрепить в локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать отдельными приказами, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение.

Таким образом, размер квоты не меняется ежемесячно, но в связи с изменением среднесписочной численности сотрудников, показатели количества рабочих мест для инвалидов могут изменяться. Категория квотируемой должности в законодательстве не обозначена. Ее работодатель вправе определить самостоятельно, в том числе, путем закрепления этого момента в соответствующем локальном акте, например, Положении о квотировании рабочих мест для инвалидов.

Кроме того, работодатель вправе в установленные законом сроки подавать разные должности в счет квот.

По рассматриваемой ситуации - временное рабочее место тоже может быть учтено в счет квоты . Квота будет выполнена на период работы рассматриваемой сотрудницы. После ее увольнения и выхода на работу основного сотрудника (как мы понимаем, который инвалидом не является) в счет квоты нужно будет учитывать другое рабочее место.

По работающему инвалиду во вредных условиях труда и учета его рабочего места в счет квоты:

В настоящее время, при расчете квоты, для приёма на работу инвалидов, учитывается среднесписочная численность без работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда . Такая норма утверждена частью второй статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Что касается вопроса, о уже трудоустроенных в Вашей организации инвалидов, которые по результатам аттестации (спецоценки), работают на рабочих местах с вредными условиями труда, то данная проблема не вполне урегулирована действующим законодательством.

Дело в том, что согласно пункту 4.2 "СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила", утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30, противопоказанными для трудоустройства инвалидов является наличие вредных и (или) опасных условий труда. Данные санитарные правила являются обязательными для всех работодателей исходя из пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Следовательно, приём инвалидов на соответствующую должность противопоказано. Для реализации данного правила, действующим законодательством установлена норма об исключении рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда при подсчёте количества рабочих мест, выделяемых для приема на работу инвалидов в счет квоты.

В случае, если, работнику-инвалиду, которому по медицинскому заключению, выданному в установленном порядке, запрещено работать во вредных и (или) опасных условиях труда, по результатам аттестации (спецоценки) выявлена вредность, то работник подлежит переводу на другую работу. Или, в случае отсутствия надлежащей работы или отказа от перевода, соответствующий работни должен быть уволен. Подобные правила устанавливаются статьёй 73 Трудового кодекса РФ. Учитывая данные факты, рекомендуем Вам предоставить работнику-инвалиду, если ему это необходимо иную работу.

Тем не менее, если сотруднику-инвалиду, работа в соответствующих условиях запрещена не медицинским заключением, а индивидуальной программой реабилитации, то работник, отказавшись от выполнения подобной программы, вполне может продолжать работать на своём прежнем рабочем месте. Такой отказ нужно оформить в письменной форме. Следовательно, вполне вероятна ситуация, когда сотрудник-инвалид может работать во вредных и (или) опасных условиях труда.

Вопрос о том следует ли учитывать должность, которую занимает данный работник в счёт квоты, представляется неоднозначным . С одной стороны действующим законодательством предусмотрена обязанность выделить или создать рабочие места для трудоустройства инвалидов. При этом, если у работодателя уже есть рабочие места занятые инвалидами, он вполне может их учитывать в счёт квоты. Однако, рабочее место с вредными и (или) опасными условиями труда, которое занимает инвалид, учитывать в счёт квоты прямо запрещает законодательство некоторых регионов. Например, согласно (ред. от 03.07.2014) "О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы" (принят ЗС ПО 21.10.2004), при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Подводя итог, рекомендуем, если это необходимо по медицинскому заключению, перевести работников инвалидов, у которых выявлены вредные и (или) опасные условия труда на иную работу, которая подойдёт им по медицинским показаниям. Если работники всё же продолжат работать на рабочих местах с вредными условиями труда, то не следует учитывать подобные рабочие места в счёт квоты. Подобный подход, позволит минимизировать возможные риски.

По вопросу выделения в офисе место на 0,5 ставки:

Квота - это минимальное количество рабочих мест , на которые должны быть приняты инвалиды ().

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Работа на 0,5 ставки предполагает работу в режиме неполного рабочего времени.

Согласно ч. 1 ст. 93 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность работодателя создавать или выделять рабочие места для инвалидов. А режим рабочего времени определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом требований трудового законодательства для данной категории работников

Следовательно, приняв на работу необходимое количество инвалидов в счет квоты на 0,5 ставки, работодатель выполнит установленную законодательством обязанность по приему на работу инвалидов в счет квоты.

Примечание :

Для выполнение квоты в полном объеме работающих неполное время в статистике вы учитываете пропорционально отработанному времени . Из чего следует, что квота будет выполнена, если принять 1 инвалида на полную ставку, или 2 -х инвалидов для работу на 0,5 ставки.

Если вы принимаете на созданное рабочее место инвалида на 0.5 ставки, то в отчете вы показываете, что у вас еще есть вакансия для трудоустройства инвалидов на 0,5 ставки. При этом, если в счет данной квоты центр занятости не направит вам инвалидов, вы вправе оставлять данные единица незаполненными. Состава административного правонарушения в данном случае нет.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости ( , ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам .

На основании установленных квот организации самостоятельно . Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать , чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. ).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам ( , ).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области утверждены и , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по , утвержденной . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (). Например, в Москве указанные полномочия возложены на Департамент труда и занятости населения г. Москвы (. При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и Квест-игра для кадровиков: проверьте, знаете ли вы, как изменилась работа с начала года
В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».


  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

    Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

    Общее понятие квотирования

    Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест . Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

    • выделения в штате вакансий;
    • приема на них тружеников льготных категорий;
    • обеспечения привилегированных служащих:
      • специальными условиями;
      • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

    Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

    • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
    • условий труда;
    • отрасли промышленности и иного.
    Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

    Законодательная база

    Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

    «Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

    Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек .

    Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

    • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
    • компании с малой численностью.
    Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

    Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

    Скачать для просмотра и печати:

    Полномочия регионов

    Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

    • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
    • увеличены.
    Скачать для просмотра и печати:

    Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

    • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
    • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
    • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

    К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

    • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
    • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
    Скачать для просмотра и печати:

    Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

    Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

    1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
    2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
    3. Создание и утверждение локальных документов.
    4. Оформление учета в органах занятости.
    5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
    Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

    Изучение законодательных норм

    Каждое предприятие формирует штатное расписание . В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

    Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

    Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

    Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

    Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

    Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

    Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Расчет квоты


    Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

    Скачать для просмотра и печати:

    Формула для определения числа льготных мест такова:

    • штатная численность х норма, определенная в актах.
    Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

    По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

    • 121 чел. х 0,04 = 4,84

    Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

    Подготовка локальных актов

    На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

    1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
      • размеры квот и категории граждан;
      • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
      • ответственное должностное лицо.
    2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
      • о должности, предоставляемой инвалиду;
      • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
      • об ответственном за исполнение.
    Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

    Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

    Регистрация в органах занятости


    Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

    1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
    2. Собрать пакет документов.
    3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
    4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
    Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер . Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

    Взаимодействие с Центром занятости


    В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

    • о количестве вакансий;
    • о числе мест, выделенных льготникам;
    • о принятых работника, в том числе инвалидах;
    • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
    • о выполнении квотного законодательства.
    Скачать для просмотра и печати: Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

    Ответственность за неисполнение законодательных требований


    Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

    Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

    • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
    • на организации - от 20 до 70 тыс. руб.

    Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

    • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
    • юрлица - от 100 до 150 тыс. руб.

    А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

    Скачать для просмотра и печати: Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

    Дорогие читатели!

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

    Последние изменения

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

    Видео: Льготы для инвалидов при квотировании рабочих мест

    21 марта 2018, 15:03 Мар 3, 2019 13:36