Главная · Горло · Детские инфекции.

Детские инфекции.

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Педиатрия – самостоятельная область медицины, изучающая возрастные особенности развития детей, детские болезни, а также вопросы организации ухода за здоровым и больным ребенком. Первоначально предметом рассмотрения педиатрии являлись исключительно детские болезни раннего возраста и их лечение. В современном понимании педиатрия охватывает различные аспекты, связанные с нормальным развитием и заболеваниями детей в различные возрастные периоды (от рождения до половой зрелости). Эти направления включают физиологию, гигиену, диететику, детские болезни, их лечение и профилактику.

В медицине детского возраста параллельно развиваются несколько направлений: профилактическое, клиническое и социальное. Профилактическое направление включает разработку и реализацию мер по предупреждению детских болезней; клиническое – непосредственное обследование и лечение заболевшего ребенка; социальное – поэтапную реабилитацию и интеграцию детей в социум. Анатомо-физиологические особенности растущего организма определяют своеобразие течения тех болезней, которые встречаются в детском возрасте.

В педиатрии принято выделять несколько возрастных периодов жизни ребенка: период новорожденности (первый месяц), грудного (от 1 мес. до 1 года), раннего детского (от 1 до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет), младшего школьного (от 7 до 11 лет), старшего школьного или подросткового (от 12 до 17-18 лет) возраста. В различные возрастные периоды развития ребенка преимущественно возникают те или иные детские болезни.

Так, в период новорожденности проявляются детские болезни, обусловленные нарушениями внутриутробного развития (асфиксия , гемолитическая болезнь плода , рахита

Наиболее частыми симптомами детских болезней служат сыпь, увеличение лимфатических узлов, гипертермия, насморк , кашель, рвота, боли в животе, судороги. При появлении этих и других признаков заболевания необходимо обязательно проконсультировать ребенка у педиатра. Каждый родитель должен быть знаком с основами педиатрии, знать основные детские болезни и их проявления с тем, чтобы уметь оценить серьезность состояния малыша, определить, представляет ли недомогание непосредственную угрозу для жизни.

Педиатрия не стоит на месте: появляются и внедряются новые методы диагностики и лечения детских болезней, развивается и углубляется понимание механизмов развития заболеваний у детей. Успехи современной педиатрии заставили отступить многие некогда смертельные детские болезни. Этому способствовало создание вакцин против ряда детских инфекционных болезней, разработка сбалансированных искусственных смесей, появление современных антибактериальных препаратов, повышение качества диагностики и лечения детей. Тем не менее, уровень детской заболеваемости остается высоким; значительно «помолодели» болезни, ранее считавшиеся исключительно уделом людей зрелого возраста. Среди детских болезней все чаще встречаются сердечно-сосудистые, эндокринные, неврологические заболевания, новообразования, патология опорно-двигательного аппарата.

Ребенок – это не просто маленькая копия взрослого человека. Детский организм находится в состоянии непрерывного развития, обладает рядом анатомо-физиологических особенностей, физической и эмоциональной незрелостью, что обусловливает специфику протекания детских болезней. Развитие детских болезней всегда непредсказуемо: даже банальный насморк у ребенка может стать фатальным, если вовремя не распознаны его причины, не подобрано правильное этиопатогенетическое лечение, не организовано наблюдение специалиста. Вместе с тем, благодаря высоким компенсаторным возможностям детского организма, многие болезни, которые у взрослых вызывают хроническую патологию или инвалидизацию, могут быть успешно излечены у детей.

Истоки многих взрослых заболеваний родом из детства. Поэтому состояние здоровья взрослого человека во многом определяется условиями роста и развития маленького человечка, заботой о его здоровье в самом начале жизни. Сегодня акценты в детской медицине смещаются в сторону профилактики болезней, которая включает антенатальную охрану плода, предупреждение родового травматизма, организацию тщательного ухода за новорожденным (обеспечение оптимального режима питания, сна и бодрствования, закаливания), своевременную вакцинацию детей согласно национальному календарю профилактических прививок, скрининг-программы по выявлению наследственной патологии, осуществление патронажа и диспансерного наблюдения. Забота о детском здоровье и профилактика детских болезней – приоритетная составляющая государственной политики.

Специализированная помощь в системе детского здравоохранения оказывается в детских поликлиниках и стационарах, педиатрических отделениях многопрофильных медицинских центров, частных детских клиниках. Невозможно и неэффективно лечить детские болезни «взрослыми» методами, поэтому в последние годы в педиатрии выделяются узкие детские направления: детская кардиохирургия, детская травматология и ортопедия, детская нейрохирургия, детская гематология и онкология, детская анестезиология и реаниматология и др. Важнейшими составляющими успеха в лечении детских болезней являются профессиональный подход, использование высокотехнологичных методов диагностики и лечения, доверительные отношения между врачом, родителями и ребенком.

Детские болезни вызывают закономерную тревогу у взрослых и естественное стремление родителей узнать как можно больше о причинах заболеваний и способах их лечения. Раздел детских болезней, размещенный на страницах Медицинского справочника , знакомит родителей с наиболее распространенной патологией у детей разного возраста, причинами и симптомами заболеваний, необходимыми медицинскими процедурами и мероприятиями по уходу за ребенком. На страницах сайта «Красота и медицина » вы сможете найти рекомендации детских специалистов и самую актуальную информацию о достижениях в области профилактики, диагностики и лечения детских болезней.

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.

Итак, детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

С чем может быть связано выделение детских инфекций в отдельную группу? В силу высокой распространенности первая встреча с возбудителем инфекции происходит именно в детском возрасте. В редких случаях ребенку удается дожить до взрослого состояния, не инфицировавшись от больных или носителей возбудителей этих инфекционных заболеваний. После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому большинство взрослых уже повторно этими заболеваниями не страдают.
В силу тесных контактов в детской возрастной группе при возникновении одного заболевшего практически всегда наблюдается инфицирование остальных.

Какие инфекции называют детскими?

1. Традиционные детские болезни с аэрогенным механизмом заражения (краснуха , ветряная оспа , коклюш , дифтерия , корь , скарлатина , эпидемический паротит , полиомиелит , пневмококковая инфекция , гемофильная инфекция)
2. Инфекции, встречаемые как в детской возрастной группе с возможностью развития вспышек заболевания в коллективах, так и среди взрослых с различными механизмами заражения (менингококковая инфекция , инфекционный мононуклеоз , острые респираторные заболевания , острые кишечные инфекции , острый вирусный гепатит А).

Практически любым инфекционным заболеванием ребенок может заразиться при наличии случайного контакта с больным. Исключение составляет первый год жизни малыша, когда в его крови циркулируют материнские антитела ко многим заболеваниям, что предохраняет его организм от заражения при встрече с инфекционным патогеном.

Причины возникновения детских инфекций

Источник инфекции – человек. Это может быть больно клинически выраженной формой болезни, бессимптомной формой болезни, а также носитель инфекционного возбудителя.

Один из частых вопросов родителей: когда становится заразен больной и как долго он может заразить?

Заразный период при детских инфекциях

Заболевание Начало заразного периода Заразен ли ребенок во время болезни Заразен ли ребенок после исчезновения жалоб (выздоровления)
Период в котором можно заразить других (заразный период)
Краснуха за 3-4 дня до появления симптомов весь период сыпи + 4 дня
Корь за 4 дня до появления симптомов весь период сыпи + 4 дня
Ветрянка с первых симптомов болезни весь период сыпи + 5 дней
Скарлатина с первых симптомов болезни первые дни болезни не заразен
Коклюш за день до появления симптомов болезни 1 неделя болезни = 90-100% «заразности», 2 нед.=65%, 3 нед. = 35%,
4 нед. = 10%
более 4 недель
Дифтерия с началом болезни – первыми симптомами 2 недели более 4 недель, «носительство» более 6 месяцев
Эпидемический паротит (свинка) за 1 – 2 дня до первых симптомов до 9 дней болезни не заразен
Полиомиелит за 1-2 дня до первых жалоб 3-6 недель
Гепатит А с 3 – 23 дня весь период желтухи, 1 месяц месяцы
Дизентерия с первых симптомов болезни весь период болезни 1 – 4 недели, месяцы
Сальмонеллез с первых симптомов болезни весь период болезни 3 недели, далее более года у 1 – 5% пациентов

Механизм заражения при традиционных детских инфекциях – аэрогенный, а путь заражения : воздушно-капельный. Заразна носоглоточная слизь, бронхиальный секрет (мокрота), слюна, которые при кашле, чихании, разговоре больной может разбрызгивать в виде мелкодисперсного аэрозоля на расстоянии 2-3х метров от себя. В зоне контакта оказываются все дети, находящиеся вблизи с заболевшим. Некоторые возбудители прекрасно распространяются на расстоянии. Например, вирус кори в холодное время года может распространяться по вентиляционной системе в отдельно взятом здании (то есть больные могут быть из одного подъезда дома, к примеру). Также имеет эпидемиологическое значение контактно-бытовой путь передачи (предметы обихода, игрушки, полотенца). В этом отношении все зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Но, несмотря на это, примером может послужить высокая инфицированность при ветряной оспе контактно-бытовым путем при устойчивости вируса во внешней среде всего в течение 2х часов. Возбудители скарлатины и дифтерии высокоустойчивы во внешней среде, поэтому контактно-бытовой путь также является значимым. Также при некоторых болезнях инфицирование происходит фекально-оральным путем (кишечные инфекции, гепатит А, полиомиелит, например), причем факторами передачи могут явиться как предметы обихода – игрушки, мебель, посуда, так и инфицированные продукты питания.

Восприимчивость к детским инфекциям достаточно высокая. Разумеется, специфическая профилактика (вакцинация) делает свое дело. За счет нее создается иммунологическая прослойка невосприимчивых лиц к кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, коклюшу, дифтерии. Однако достаточно уязвимыми остаются непривитые дети, относящиеся к группе риска. При детских инфекциях характерно частое возникновение коллективных вспышек инфекции.

Особенности течения детских инфекций

Детские инфекционные заболевания имеют четкую цикличность. Выделяют несколько периодов
болезни, перетекающих один из другого. Выделяют: 1) инкубационный период; 2) продромальный период; 3) период разгара болезни; 4) период реконвалесценции (ранней и поздней).

Инкубационный период – это период с момента контакта ребенка с источником инфекции до появления симптома болезни. В этот период ребенок называется контактным и находится на карантине (под наблюдением медицинских работников). Карантин может быть минимальным и максимальным. Обычно период карантина устанавливается на срок максимального периода инкубации. В этот период следят за здоровьем контактного ребенка – измеряют температуру, следят за появлением симптомов интоксикации (слабость, головные боли и другие).

Инкубационный период при детских инфекциях

Краснуха от 11 до 24 дней
Корь от 9 до 21 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток
Коклюш от 3 до 20 дней
Дифтерия от 1 часа до 10 дней
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней
Полиомиелит от 3 до 35 дней
Гепатит А от 7 до 45 дней
Дизентерия от 1 до 7 дней
Сальмонеллез от 2 часов до 3 дней

Как только появится одна из жалоб, наступает второй период – продромальный , что напрямую связано с началом болезни. В большинстве своем начало болезни при детских инфекциях острое. Ребенка беспокоит температура, симптомы интоксикации (слабость, озноб, головные боли, утомляемость, потливость, снижение аппетита, сонливость и другие). Температурная реакция может быть различной, но у подавляющего большинства детей - правильного типа лихорадка (с максимумом к вечеру и снижением по утрам), высота лихорадки может варьировать в зависимости от патогенности возбудителей детских инфекций, инфицирующей дозы, реактивности самого детского организма. Чаще это фебрильная температура (более 38°) с пиком к концу первых-вторых суток болезни. Продолжительность продромального периода разная в зависимости от вида детского инфекционного заболевания, но в среднем 1-3 дня.

Период разгара болезни характеризуется специфическим симптомокомплексом (то есть симптомами, характерными для конкретной детской инфекции). Развитие специфических симптомов сопровождается продолжающейся лихорадкой, длительность которой различная при разных инфекциях.

Специфический симптомокомплекс – это последовательное возникновение определенных симптомов. Для коклюша – это специфический кашель, имеющий характер сухого и приступообразного с несколькими короткими кашлевыми толчками и глубоким свистящим вдохом (репризом). Для эпидемического паротита (свинки) – это воспаление околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез (припухлость околоушной области, болезненность при дотрагивании, одутловатость лица, боли в пораженной области, сухость во рту). Дифтерия характеризуется специфическим поражением ротоглотки (увеличение миндалин, отек и появление характерного фибринозного сероватого налета на миндалинах). Для гепатита А период разгара проявляется появлением желтухи. При полиомиелите – характерное поражение нервной системы.

Однако, одним из частых проявлений детских инфекций является сыпь (инфекционная экзантема) . Именно сыпь является «пугающей визитной карточкой» инфекций у детей и требует правильной расшифровки. Сыпь может возникать одномоментно или поэтапно.

При краснухе сыпь имеет мелкопятнистый, а затем и пятнисто-папулезный характер, возникает преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей и туловище – спина, поясница, ягодицы, фон кожи не изменен. Сначала появляется на лице, затем в течение дня распространяется на туловище. Исчезает бесследно.

При кори наблюдается пятнисто-папуллезная сыпь, характерна нисходящая последовательность высыпаний (1 день сыпи – лицо, волосистая часть головы, верхняя часть груди, 2й день сыпи – туловище и верхняя половина рук, 3й день сыпи – нижняя часть рук, нижние конечности, а лицо бледнеет), сыпь склонна к слиянию, после исчезновения сохраняется пигментация кожи. Иногда сыпь при краснухе напоминает коревую. В этой ситуации на помощь доктору приходит специфический симптом – пятна Филатова-Коплика (на внутренней стороне щек белесовато-зеленоватые папулы, появляющиеся на 2-3 день болезни).


Пятна Филатова при кори

При ветряной оспе мы видим везикулезную сыпь (пузырьковую), элементы которой расположены на фоне покраснения. Сначала это пятно, затем оно возвышается, образуется пузырек с серозной прозрачной жидкостью, затем пузырек подсыхает, жидкость исчезает и появляется корочка. Характерны подсыпания с повторными подъемами температуры раз в 2-3 дня. Период от момента появления сыпи до полного отпадания корочек длится 2-3 недели.

При скарлатине на гиперемированном фоне кожи (фоне покраснения) появляется обильная мелкоточечная сыпь. Сыпь интенсивнее в области кожных складок (локтевые сгибы, подмышечные впадины, паховые складки). Носогубный треугольник бледный и свободный от сыпи. После исчезновения сыпи шелушение, продолжающееся 2-3 недели.

Менингококковая инфекция (менингококцемия) характеризуется появлением геморрагической сыпи сначала мелкой, а затем сливного характера в виде «звезд». Сыпь чаще появляется на ягодицах, голенях, руках, веках.

Помимо сыпи, любая детская инфекция характеризуется лимфаденопатией (увеличением определенных групп лимфатических узлов) . Участие лимфатической системы – неотъемленная часть инфекционного процесса при инфекциях. При краснухе наблюдается увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов. При кори увеличиваются шейные лимфоузлы, при ветряной оспе – заушные и шейные, а при скарлатине - переднешейные лимфоузлы. При мононуклеозе – сильное увеличение заднешейных лимфоузлов (пакеты лимфоузлов видны при поворотах головы ребенка).

Период реконвалесценции (выздоровления) характеризуется угасанием всех симптомов инфекции, восстановлением функций пораженных органов и систем, формированием иммунитета. Ранняя реконвалесценция длится до 3х месяцев, поздняя реконвалесценция затрагивает период до 6-12 месяцев, а реже - дольше.

Другой особенностью детских инфекций является многообразие клинических форм. Выделяют
манифестные формы (с характерными симптомами болезни) легкой, среднетяжелой, тяжелой степени, стертые формы, субклинические (бессимптомные), абортивные формы (прерывание течения инфекции).

Ожидаемой сложностью инфекций у детей является и опасность быстрого развития тяжелых
осложнений. Это могут быть: инфекционно-токсический шок в начале болезни (критическое падение давления, что чаще наблюдается при менингококковой инфекции, скарлатине), нейротоксикоз при высокой температуре (развивающийся отек головного мозга), внезапная остановка дыхания или апное при коклюше (за счет угнетения дыхательного центра), синдром истинного крупа при дифтерии (за счет мощного токсического отека ротоглотки), вирусные поражения головного мозга (краснушный энцефалит, коревой энцефалит, ветряночные энцефалиты), синдром обезвоживания (при острых кишечных инфекциях), бронхообструктивный синдром, гемолитикоуремический синдром, ДВС-синдром.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо сохранять критичное отношение к состоянию ребенка и своевременно обращаться за медицинской помощью.

Симптомы детских инфекций, требующие обращения к врачу

1) Фебрильная температура (38° и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка).
3) Появление сыпи.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Появление любых симптомов на фоне высокой температуры.

Диагностика детских инфекций

Постановка предварительного диагноза проводится врачом-педиатром. Имеют значение: контакт пациента с другими больными с инфекцией, данных о вакцинации (прививках), характерные симптомы инфекции.

Окончательный диагноз выставляется после лабораторных исследований.
- Неспецифические методы (общий анализ крови, мочи, испражнений, биохимические исследования крови, исследования электролитов крови), инструментальные методы диагностики (рентгенография, УЗИ, МРТ по показаниям)
- Специфические методы для выявления возбудителей и/или их антигенов (вирусологический, бактериологический, ПЦР), а также для выявления антител к возбудителям в крови (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Основные принципы лечения детских инфекций

Цель лечения - выздоровление маленького пациента и восстановление нарушенных функций органов и систем, достигается решением следующих задач:
1) борьба с возбудителем и его токсинами;
2) поддержание функций жизненно-важных органов и систем;
3) повышение иммунологической реактивности (сопротивляемости) организма ребенка;
4) профилактика осложнений детской инфекции.

Задачи лечения осуществляются проведением следующих мероприятий:
1. Своевременное выявление и при необходимости госпитализация больного ребенка, создание ему охранительного режима – постельного при тяжелом и среднетяжелом состоянии, полноценное питание, питьевой режим.
2. Этиотропная терапия (специфические препараты, направленные на подавление роста или уничтожение возбудителя инфекции). В зависимости от инфекции назначаются антибиатериальные препараты, противовирусные средства. Неправильная трактовка диагноза и назначение этиотропного лечения не по профилю приведет к возможному утяжелению инфекции и развитию осложнений.
3. Патогенетическая терапия связана в основном с инфузионной терапией растворов определенной направленности (глюкозо-солевые растворы, коллоиды, препараты плазмы, крови), а также специфических парентеральных препаратов (ингибиторы протеаз, глюкокортикостероиды и другие), иммуномодуляторов.
4. Посиндромная терапия проводится при любой инфекции (жаропонижающие, противорвотные, сосудосуживающие, отхаркивающие, противокашлевые, антигистаминные и многие другие).

Как проводить профилактику инфекций в детском возрасте?

1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание)
2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции
3) Специфическая профилактика детский инфекций - вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Пренебрежение родителями плановой вакцинацией детей без особых на то медицинских оснований создает уязвимую прослойку неиммунных детей, в первую очередь подверженных к заражению инфекционными возбудителями.

Врач инфекционист Быкова Н.И.

Одним из наиболее распространенных диагнозов, который детский педиатр ставит ребенку, является ОРВИ, то есть острая респираторная вирусная инфекция. Все дело в том, что именно вирусным инфекциям детский организм подвержен более всего, причиной тому низкая иммунная система ребенка.

Вирусные инфекции сопровождаются довольно яркой симптоматикой, из-за чего родители часто впадают в панику, переживая за собственное чадо. Чтобы исключить панику и действовать правильно, нужно понять, что такое вирусная инфекция, как и почему она появляется, на какие симптомы обращать внимание и как бороться с болезнью.

Что такое вирусная инфекция

Противится вирусной инфекции исключительно иммунная система человека. У детей иммунитет слабее, ко многим штаммам вирусов вовсе нет антител, из-за чего малыши болеют значительно чаще.

То же мы видим, когда ребенок идет в садик. Попадая в новую среду, где есть большое количество детей (часто болеющих), детский организм подвергается атакам различных вирусов, часто болеет. В дальнейшем, перенеся несколько заболеваний, иммунитет крепнет, организмом вырабатываются антитела, ребенок заболевает значительно реже.

В какой-то степени вирусные инфекции являются опаснее бактериальных. Объясняется это тем, что бактерии позиционируются преимущественно в одном месте, вирусы же быстро распространяются по организму с кровотоком, из-за чего бороться с ними сложнее.

Какие бывают вирусные инфекции

Симптоматические проявления при вирусных инфекциях у каждого ребенка отличаются. Это зависит от индивидуальных особенностей организма, состояния иммунной системы и т.д. Однако еще более важен тот факт, что существует несколько типов вирусов. Их важно различать, так как клиническая картина и методы лечения в каждом отдельном случае несколько отличаются. Рассмотрим наиболее распространенные виды вирусных инфекций:

  • аденовирус – антропонозная вирусная инфекция, для которой характерным признаком является поражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей; но также инфекция может поражать слизистую глаз, кишечника и лимфоидные ткани; этот тип вирусной инфекции известен своим умеренно тяжелым течением; передается как воздушно-капельным путем, так и контактным (через личные вещи больного);
  • риновирус – еще один тип острого респираторного вирусного поражения, при котором в первую очередь страдают отделы носа и глотки; при этом заболевание протекает в легкой форме, отмечается общеинфекционная симптоматика с постоянной субфебрильной температурой; как и в прошлом случае, вирус передается воздушно-капельным или контактно-бытовым путем;
  • парагрипп – возбудителем выступает так называемый РНК-вирус, который крайне быстро погибает в окружающей среде, но быстро приспосабливается и распространяется в человеческом организме; парагрипп передается воздушно-капельным путем при непосредственном контакте с носителем, в первую очередь поражая эпителий дыхательных путей; при парагриппе температура может постоянно прибывать в норме, при этом другие симптомы дают о себе знать остро; заболевание переносится детьми тяжело, иногда с осложнениями;
  • ротавирус – речь идет об острой ; заражение происходит преимущественно контактно-бытовым путем, реже воздушно-капельным; данный тип вирусов можно считать атипичным, так как среди привычной ОРВИ-симптоматики присутствует только повышение температуры тела, все остальные проявления связаны с работой желудочно-кишечного тракта.

Причины заражения

Как было сказано ранее, вирусная инфекция свободно передается воздушно-капельным путем. То есть чтобы заболеть, достаточно лишь слегка ослабленного иммунитета и наличие рядом инфицированного человека (кашляющего, чихающего).

Отсюда делаем вывод, что основные причины заражения заключаются в слабой иммунной системе. Однако существует ряд предрасполагающих факторов, при наличии которых вирус с гораздо большей вероятностью проявит себя и приведет к развитию болезни:

  • переохлаждение организма, вызванное погодными условиями, сквозняками, промоченными ногами и прочим;
  • периоды адаптации, климатические и географические: в большинстве случаев речь идет о смене времен года (осень-зима или зима-весна), но при смене климата, в связи с переездами на большие расстояния, иммунитет также может дать сбой;
  • дефицит витаминов в организме, в том числе сезонные авитаминозы;
  • пребывание в коллективе, например, детском саду или школе; чем больше скопления людей, тем выше концентрация вирусов и бактерий, при этом даже необязателен факт наличия болеющего человека рядом, некоторые дети могут быть носителями вируса;
  • у малышей с ослабленным организмом предрасполагающим фактором является пониженная физическая активность или даже гиподинамия;
  • неблагоприятные условия окружающей среды (загрязненный, пыльный, задымленный воздух, длительное пребывание в непроветриваемом помещении, наличие аллергенов и прочее).

На самом деле подобных факторов множество, решающую роль играет все, что может, хотя бы немного снизить защитные силы организма.

Клиническая картина при вирусной инфекции у детей может значительно отличаться и зависит это не только от вида вируса. Индивидуальные особенности организма играют не меньшую роль и обращать внимание следует не на один симптом, а на их совокупность.

Для этого разберем наиболее распространенные симптомы при вирусных инфекциях у детей:

  1. В большинстве случаев первым симптомом, который часто остается незамеченным, является общее недомогание. Ребенок может капризничать больше обычного, чувствовать себя вялым, меньше играть, быть сонливым, у него может испортить аппетит.
  2. Вторым по частоте клиническим признаком является температура. При вирусных инфекциях она наблюдается в 90% случаев, может стремительно доходить до 39°С или оставаться субфебрильной(не высокой, но трудно сбиваемой) на протяжении всей болезни. Более того, иногда температура опережает другие симптомы на несколько дней, что вызывает наибольшее беспокойство у родителей, ведь никаких других признаков заболевания нет.
  3. Насморк – появляется при каждом из разновидностей вирусной инфекции, за исключением ротавируса. Поражение слизистых оболочек носа выражается в обильном выделении слизи, отеке, препятствующем нормальному дыханию. Особенно сильно этот клинический признак отражается на сне ребенка, так как ночью, из-за горизонтального положения тела, заложенность усиливается.
  4. Дискомфорт в горле – на ранних стадиях остается без внимания, особенно в отношении детей до 3 лет, которым трудно описать свои ощущения. Изначально симптом проявляется как сухость в горле, зуд, покалывание, першение. Затем слизистая воспаляется, горло становится красным, появляется умеренная или острая боль, усиливающаяся при глотании.
  5. Кашель – появляется одновременно с дискомфортными ощущениями в горле или по мере прогрессирования предыдущего симптома. В большинстве случаев кашель изначально сухой, лающий, приступообразный. В дальнейшем, при соответствующем лечении, становится мокрым с отхождением мокроты.
  6. Увеличение лимфоузлов, преимущественно подчелюстных и шейных. Ощущается это при пальпации соответствующих зон, иногда пальпация может быть болезненной.
  7. Вирусные инфекции также сопровождаются интоксикацией, особенно сильно проявляющейся на фоне сильной температуры. Помимо описанной ранее слабости, присутствует ломота в теле (суставах, мышцах), головные боли, тошнота, в тяжелых случаях рвота и приступы диареи.

Выше описана общая клиническая картина наблюдаются у детей в более, чем 90% случаев, но возможные исключения.

Кроме того, если говорить о ротавирусе, поражающем органы желудочно-кишечного тракта, основная симптоматика сводится к расстройству пищеварения. Дети страдают от метеоризма, коликов и болей в области живота, диареей. Эти симптомы могут сопровождаться повышением температуры.

Крайне важно уметь отличать вирусную инфекцию от бактериальной, ведь в каждом из этих случаев не только отличаются методы лечения, но и необходимость оперативных действий.

Как показывает медицинская практика, от вирусных заболеваний нет конкретного лекарства. Задача врача и родителей при вирусной инфекции у ребенка заключается в том, чтобы помочь организму справиться с болезнью, создать благоприятные условия и стимулировать иммунную систему. То есть при вирусах оперативность действий не столь важна.

Если же говорить о бактериальных инфекциях, против них есть средство – антибиотики. Более того, в случаях заболеваний бактериальной этиологии приходится действовать быстрее и в большем количестве случаев обращаться за профессиональной помощью.

Итак, различия вирусных и бактериальных инфекций:

  1. Обратите внимание на цвет кожи малыша, если она розоватая, можно говорить о вирусе, если же бледная, речь идет о бактериальной инфекции.
  2. Цвет выделений из носа – при вирусных заболеваниях сопли прозрачные, при бактериальных они принимают желтоватый или зеленоватый цвет.
  3. При вирусной инфекции температура, если она была, снижается уже через 2-3 дня, при бактериальной все иначе.
  4. Присмотритесь к горлу. Болезни бактериальной природы часто сопровождаются появлением в горле белесых или желтоватых вкраплений, при ОРВИ горло просто красное.

В остальном, для точного определения этиологии заболевания и назначения соответствующего лечения стоит обратиться к врачу. Данное правило тем важнее соблюдать, чем меньшего возраста ребенок.

Вирусная инфекция у детей — лечение

Прежде всего необходимо понять, что для лечения вирусных инфекций, необходимо создать благоприятную среду, при которой организму ребенка будет проще бороться с патологическим процессом.

Для этого, прежде всего, нужно обеспечить нормализацию водного баланса. Ребенка нужно регулярно поить. Для грудных детей речь идет о молоке матери и дистиллированной воде. Детям постарше также нужна вода, но подойдут в том числе компоты, теплый некрепкий чай с лимоном.

Если ребенок отказывается есть, не нужно его заставлять, но и голода допускать не следует. Пусть ест что хочет и сколько хочет, нагрузка на пищеварение повысит нагрузку на организм в целом.

Остальные правила лечения рассмотрим более подробно.

Как сбить температуру при вирусной инфекции

Первым советом каждого опытного специалиста будет – не сбивать температуру примерно до 38,5-38,7°С. Дело в том, что вирусы приспосабливаются к человеческому организму и выживают в наших клетках при нормальной температуре тела (36,5-37,2°С). Как только температура превышает эти показатели, жизнеспособность большинства вирусов резко снижается. То есть, чем выше температура тела, тем быстрее организм справится с болезнью, а жаропонижающие средства (до определенных пор) препятствуют естественному процессу выздоровления.

Бороться с температурой следует так:

  • поить ребенка;
  • обеспечьте в комнате прохладный воздух, проветривайте помещение;
  • не следует кутать ребенка, одежда должна быть не слишком теплой, одеяло умеренной толщины;
  • сбивать температуру медикаментами стоит только если она продолжает расти после отметки термометра свыше 38,5 °С; начать стоит с препаратов на основе парацетамола («Панадол»), если они не помогают, прибегаем к ибупрофена-содержащим лекарствам («Нурофен»);
  • если температура продолжает расти вопреки приему препаратов, вызывайте скорую.

Другие методы лечения вирусной инфекции

Помните, что каждый препарат должен назначаться врачом после осмотра ребенка и поставленного диагноза.

При этом в большинстве случаев лечение будет следующим:

  • противовирусные препараты – назначаются в качестве вспомогательного средства при тяжелом течении болезни;
  • чтобы снизить воспалительный процесс, дискомфорт и , применяются специальные пастилки, спреи и полоскание;
  • для снятия отека в носу и устранения насморка нужны назальные спреи и капли сосудосуживающего действия;
  • для купирования кашлевого синдрома назначаются противокашлевые сиропы;
  • в целях повышения отхождения мокроты при мокром кашле, требуются муколитические средства;
  • исключить аллергические реакции и снижение отечности в горле и носу помогут антигистаминные препараты.

Очень важно понимать, что каждый препарат назначается врачом, ведь огромную роль играет возраст ребенка. Педиатр также определяет дозировку и период применения лекарств.

Профилактика вирусных инфекций

Разумеется, любую болезнь лучше предупредить, чем лечить, особенно когда речь идет о детях. Для профилактики вирусных заболеваний следует придерживаться таких советов педиатров:

  • активный образ жизни – ребенок каждый день должен бывать на улице, даже зимой стоит выходить хотя бы на 20-30 минут;
  • воздух и чистота в помещении – комнату ребенка нужно ежедневно проветривать, также необходимо регулярно проводить влажную уборку;
  • соблюдайте правила гигиены – важно ежедневно принимать ванну или душ, мыть руки перед едой;
  • касательно грудных детей — реже надевайте памперсы и чаще подмывайте малыша;
  • правильное питание – позаботьтесь о том, чтобы ваше чадо получало все необходимые витамины, старайтесь готовить полезную пищу, поменьше жаренного, копченого, соленого, кислого и сладкого;
  • режим дня – ночью ребенок должен спать не менее 8 часов, детям до 5 лет также показан кратковременный отдых в течение дня;
  • витамины – важно всегда поддерживать иммунитет, так, если летом дети должны получать витамины из свежих фруктов и овощей, зимой можно принимать специальные детские витаминные комплексы;
  • в период обострений детям для усиления иммунных сил организма рекомендуется заваривать слабый отвар шиповника; каждый день выпивая по 100 миллилитров отвара (курс профилактического лечения составляет 7 дней), можно вовсе не столкнуться с ОРВИ.

Врач общей практики Д.Тютюнник

Детские инфекционные болезни - это группа инфекций, которыми люди обычно болеют в детском возрасте, а после заболевания остается стойкий иммунитет, поэтому повторные случаи заражения крайне редки.

В этой статье будут рассмотрены такие распространенные детские инфекции, как: ветряная оспа (ветрянка), корь, краснуха, паротит (свинка), коклюш и парвовирусная инфекция. Многие из них протекают с сыпью на коже, повышением температуры тела и ухудшением общего состояния ребенка, однако, в большинстве случаев заканчиваются благополучно. Только в редких случаях возможны тяжелые формы болезни и осложнения. У взрослых «детские инфекции» чаще протекают тяжело и с осложнениями.

Все детские инфекции имеют инкубационный период - интервал времени между заражением и появлением первых симптомов. Инфекционным периодом называют срок, на протяжении которого ребенок остается заразным для окружающих.

Ветряная оспа (ветрянка)

Инкубационный период: 1-3 недели.

Инфекционный период: больной наиболее заразен за 1-2 дня до появления сыпи, но инфекционный период продолжается до тех пор, пока не отпадут корочки с последних пузырьков на коже.

Симптомы. Первые признаки ветрянки: сыпь на коже, общее недомогание и небольшое повышение температуры. Сыпь выглядит, как красные пятна, которые в течение одного-двух дней превратятся в пузырьки, наполненные жидкостью. Постепенно они высыхают, покрываясь корочками, которые затем отпадают. Сначала пятна появляются на груди, спине, голове или шее, а затем распространяются по всему телу. На их месте могут остаться рубчики, но лишь в случае сильной инфекции. Элементы сыпи добавляются на теле ребенка в течение нескольких дней.

Что делать?

Как правило, лечение ребенка, заболевшего ветряной оспой, проводится в домашних условиях. Стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • Давайте вашему ребенку обильное питье.
  • Для облегчения жара и дискомфорта примите парацетамол или ибупрофен.
  • Зуд можно облегчить, приняв ванну, надев свободную одежду или с помощью каламинового лосьона.
  • Постарайтесь не давать ребенку расчесывать или сковыривать пузырьки, так как это увеличивает риск образования шрамов. Это очень тяжело для ребенка, так что почаще хвалите и поддерживайте его. Постарайтесь отвлечь ребенка от зуда, например, просмотром телевизора. Сообщите в школу или детский сад, что ваш ребенок заболел, если есть угроза заражения для других детей.
  • Не давайте вашему ребенку вступать в контакт с беременными или пытающимися забеременеть женщинами. Если ваш ребенок вступал в контакт с беременной женщиной, которой вскоре стало плохо, сообщите ей о ветрянке (и посоветуйте обратиться к врачу). Для женщин, никогда не болевших ветрянкой, заражение этим заболеванием во время беременности может привести к выкидышу, или ребенок может родиться с ветрянкой.

Корь

Инкубационный период: 7 - 12 суток, в среднем 10 дней.

Инфекционный период: начинается примерно за 4 дня до появления сыпи и заканчивается спустя 4 дня после ее исчезновения.

Симптомы. Вначале корь похожа на простуду в тяжелой форме, с кашлем, слезящимися глазами,болью в глазах.

Постепенно ребенку будет становиться хуже, начнет подниматься температура. Сыпь появляется на третий или четвертый день. Пятна слегка выпуклые и имеют красный цвет. Пятна могут сливаться, но не вызывают зуда. Сыпь начинается за ушами и распространяется на лицо и шею, а затем по всему телу. Болезнь, как правило, длится около недели.

Корь гораздо серьезнее, чем ветряная оспа, краснуха или свинка. Для того чтобы предотвратить болезнь, существует вакцина. К серьезным осложнениям относятся пневмония и смерть.

Что делать?

  • Ваш ребенок должен много отдыхать и пить много жидкости (теплые напитки облегчат кашель).
  • Для облегчения жара и дискомфорта используйте парацетамол или ибупрофен.
  • Нанесите вазелин вокруг губ, чтобы защитить кожу.
  • Если веки ребенка покрылись корочкой, аккуратно обмойте их теплой водой.
  • Если вашему ребенку тяжело дышать, он много кашляет или выглядит сонным, немедленно обратитесь к врачу.

Свинка (эпидемический паротит)

Инкубационный период: 14 - 25 суток, в среднем - 17 дней.

Инфекционный период: начинается за несколько дней до первых симптомов болезни и продолжается, пока не спадет припухлость, обычно в течение 9-10 дней.

Симптомы .Общее недомогание и повышение температуры тела. Боль и припухлость слюнных желез, что приводит к округлению лица, появлению видимой опухоли перед ухом и под подбородком. Как правило, опухание начинается с одной стороны, переходя (но не всегда) на другую. Возникает боль при жевании пищи.

Припухлость на лице должна пройти примерно через неделю. В редких случаях у мальчиков свинка может поразить яички. Чаще это случается у взрослых мужчин, заболевших свинкой. Если вам кажется, что яички вашего сына стали опухшими или болезненными, обратитесь к врачу.

Что делать?

  • Дайте ребенку парацетамол или ибупрофен для облегчения боли. Прочитайте нужную дозировку на упаковке.
  • Давайте ребенку обильное питье, но не фруктовые соки, так как они вызывают слюноотделение, что может усилить боль.
  • Обратитесь к врачу, если ваш ребенок страдает от боли в животе и рвоты, или если он покроется сыпью, похожей на мелкие лиловые или красные пятна, или синяки.

Инфекция парвовирусом В19 (инфекционная эритема)

Инкубационный период: 1 - 20 дней.

Инфекционный период: несколько дней до появления сыпи (после появления сыпи дети не заразны).

Симптомы. Болезнь начинает проявляться с жара и выделений из носа. На щеках появляется ярко-красная сыпь, как след от пощечины. В течение следующих двух-четырех дней сыпь распространяется на туловище и конечности. Дети с заболеваниями крови, например, сфероцитозом или серповидно-клеточной болезнью, могут стать более анемичны (малокровны). В этом случае следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Что делать?

  • Ваш ребенок должен много отдыхать и пить много жидкости.
  • Для облегчения жара и дискомфорта принимайте парацетамол или ибупрофен.
  • Беременные женщины или женщины, пытающиеся забеременеть, должны обратиться к врачу как можно скорее, если они вступили в контакт с инфекцией или обнаружили у себя сыпь.

Краснуха (коревая краснуха)

Инкубационный период: 15 - 20 дней.

Инфекционный период: начинается за одну неделю до высыпаний на коже и длится в течение 5 дней с момента появления сыпи.

Симптомы. Поначалу симптомы похожи на простуду в легкой форме. Через 1-2 дня появляется сыпь, сначала на лице, затем на теле. Пятна плоские (на бледной коже они бледно-розовые). Лимфоузлы в задней части шеи могут опухать. Как правило, ваш ребенок не будет чувствовать недомогания. Иногда диагностировать краснуху может быть сложно.

Что делать? Давайте вашему ребенку обильное питье. Исключите возможность контакта вашего ребенка с беременной женщиной. Если такое произошло, сообщите ей об этом, так как ей требуется обратиться к врачу.

Коклюш

Инкубационный период: 6 - 20 дней.

Инфекционный период: примерно в течение 25-30 дней с момента заболевания, особенно заразными больные являются в начале болезни. Если с ранней стадии болезни назначаются антибиотики, это помогает устранить симптомы и ограничить заразный период до 5 дней.

Симптомы как при простуде, а также кашель, который постепенно усиливается. Спустя 2 недели начинаются сильные приступы кашля. Из-за этих приступов ребенок обессиливает, во время приступа ему сложно дышать.

Маленькие дети (до шести месяцев) переносят болезнь гораздо тяжелее, у них может появиться апноэ - временная остановка дыхания. Во время приступов наблюдается цианоз губ и лица . Ваш ребенок может задыхаться, страдать рвотой. Приступы кашля могут длиться несколько недель и вплоть до трех месяцев.

В связи с тяжестью проявлений, очень важна профилактика коклюша, для чего существует вакцина.

Что делать?

  • Обратитесь к врачу, если у вашего ребенка кашель , и он не проходит, а лишь усиливается, приступы кашля становятся продолжительнее и учащаются.
  • В интересах других детей важно знать, есть ли у вашего ребенка коклюш. Проконсультируйтесь со своим врачом по поводу того, как ухаживать за вашим ребенком. Избегайте контакта с маленькими детьми, так как они наиболее подвержены тяжелым осложнениям.

К какому врачу обратиться при подозрении на детские инфекции?

В первую очередь следует вызвать на дом врача-педиатра, чтобы он поставил правильный диагноз, а также зафиксировал случай заболевания в медицинской карте ребенка и передал сообщение в эпидемическую службу. В тяжелых случаях вам может потребоваться помощь инфекциониста. Если врач предложит госпитализацию, вы можете самостоятельно найти инфекционную больницу, ознакомившись с отзывами о ней.

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.