Главная · Горло · Выполняем задания. Все о клетке

Выполняем задания. Все о клетке

Клетка как биологическая система

Задание относится к базовому уровню сложности. За правильное выполнение получишь 2 балла .

На решение примерно отводится до 5 минут .


Для выполнения задания 4 по биологии необходимо:

  1. знать :
    • методы научного познания; правила, гипотезы.
    • строение и признаки биологических объектов
    • сущность биологических процессов и явлений
    • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
  2. уметь : устанавливать взаимосвязи, распознавать и описывать, выявлять отличительные признаки и сравнивать (и делать выводы на основе сравнения).

Задачи для тренировки

    Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. наличие хлоропластов
    2. наличие гликокаликса
    3. способность к фотосинтезу
    4. способность к фагоцитозу
    5. способность к биосинтезу белка

    Решение
  1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания митохондрии. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицуцифры , под которыми они указаны.

    1) энергетическая станция клетки

    2) бывает гладкой и гранулярной

    3) ДНК представляет собой замкнутую кольцевую двуспиральную молекулу

    4) двумембранный органоид

    5) система мембран, образующих канальца, пузырьки, цистерны, трубочки.


    Решение
  2. Все приведенные ниже органоиды, кроме двух, можно отнести как к растительной, так и к животной клетке. Определите два органоида, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

    1. лизосомы
    2. аппарат Гольджи
    3. хлоропласты
    4. клеточная стенка

    Решение
  3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке организма. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

    (Alexei Kouprianov)

    1) миксотрофный способ питания

    2) наличие двух сократительных вакуолей

    3) имеется стигма – светочувствительный глазок

    4) способность к фотосинтезу

    5) имеется большое и малое ядра


    Решение
  4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций полисахаридов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры , под которыми они указаны.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Клетка Задания

Укажите формулировку одного из положений клеточной теории. 1) Оболочка грибной клетки состоит из углеводов 2) В клетках животных отсутствует клеточная стенка 3) Клетки всех организмов содержат ядро 4) Клетки организмов сходны по химическому составу 5) Новые клетки образуются путем деления исходной материнской клетки 4, 5

Установите соответствие Характеристика органоидов Органоид клетки А) система канальцев, пронизывающих цитоплазму Б) система уплощенных мембранных полостей полостей и пузырьков В) обеспечивает накопление и хранение веществ в клетке Г) на мембранах могут размещаться рибосомы Д) участвует в формировании лизосом Комплекс Гольджи Эндоплазматическая сеть

Какие методы исследования используют в цитологии 1) центрифугирование 2) культура ткани 3) хроматография 4) генеалогический 5) гибридологический 1, 3

Установите соответствие Характеристика Тип клетки А) отсутствие мембранных органоидов Б) запасающее вещество – крахмал В) способность к хемосинтезу

Выберите органоиды клетки, содержащие наследственную информацию. 1) ядро 2) лизосомы 3) аппарат Гольджи 4) рибосомы 5) митохондрии 6) хлоропласты

Выберите структуры, характерные только для растительной клетки. 1) митохондрии 2) хлоропласты 3) клеточная стенка 4) рибосомы 5) вакуоли с клеточным соком 6) аппарат Гольджи

Сходное строение клеток растений и животных - доказательство 1) их родства 2) общности происхождения организмов всех царств 3) происхождения растений от животных 4) усложнения организмов в процессе эволюции 5) единства органического мира 6) многообразия организмов

Какие функции выполняет комплекс Гольджи? 1) синтезирует органические вещества из неорганических 2) расщепляет биополимеры до мономеров 3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке 4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки 5) окисляет органические вещества до неорганических 6) участвует в образовании лизосом

Какие из перечисленных органоидов являются мембранными? 1) лизосомы 2) центриоли 3) рибосомы 4) микротрубочки 5) вакуоли 6) лейкопласты

Какие вещества входят в состав клеточной мембраны? 1) липиды 2) хлорофилл 3) РНК 4) углеводы 5) белки 6) ДНК

Какие положения содержит клеточная теория? 1) Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки. 2) В половых клетках содержится гаплоидный набор хромосом. 3) Клетки сходны по химическому составу. 4) Клетка - единица развития всех организмов. 5) Клетки тканей всех растений и животных одинаковы по строению. 6) Все клетки содержат молекулы ДНК.

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Клеточный цикл

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. О пределите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядрах (клетках) семязачатка в анафазе мейоза I и конце телофазы мейоза I . Объясните все полученные результаты.

Наборы хромосом и количество ДНК в клетке Мейоз I Интерфаза I Профаза I Метафаза I Анафаза I Телофаза I Количество хромосом (n) 2n 2n 2n 2n 1 n Количество молекул ДНК (с) 2с 4с 4с 4с 2с Мейоз II Интерфаза II Профаза II Метафаза II Анафаза II Телофаза II Количество хромосом (n) 1n 1n 1n 2 n 1n Количество молекул ДНК (с) 2с 2с 2с 2с 1 с

Фазы мейоза

Ответ 1. в анафазе мейоза I число хромосом – 28, число молекул ДНК – 56; 2. в анафазе к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы, но число хромосом и число молекул ДНК не меняются; 3. в телофазе мейоза I число хромосом – 14, число молекул ДНК – 28; 4. происходит редукционное деление, образуются две клетки с гаплоидным набором хромосом, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах в пресинтетический период интерфазы одной соматической клетки человека составляет около 6*10 -9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах клеток при овогенезе в конце телофазы мейоза I и мейоза II . Объясните полученные результаты.

Ответ 1) в телофазе мейоза I масса молекул ДНК равна: 12*10-9 /2=6*10-9 2) перед делением молекулы ДНК удваиваются, а мейоз I – редукционное деление, поэтому число и масса молекул ДНК становятся в 2 раза меньше; 3) в телофазе мейоза II масса молекул ДНК равна: 6*10-9/2=3*10-9 мг; 4) после мейоза II ядро каждой клетки содержит гаплоидный набор хромосом, состоящих из одной молекулы ДНК, поэтому масса ДНК уменьшается

Хромосомный набор соматических клеток дрозофилы равен 8. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК при овогенезе в ядре после телофазы мейоза I и в анафазе мейоза II . Объясните все полученные результаты.

Ответ 1) в телофазе после мейоза I число хромосом – 4, число молекул ДНК – 8; 2) мейоз I – редукционное деление; число хромосом и число молекул ДНК уменьшаются в 2 раза; 3) в анафазе мейоза II число хромосом – 8, число молекул ДНК – 8; 4) в анафазе мейоза II к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы, хромосомы однохроматидные, поэтому число молекул ДНК равно числу хромосом

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n) , число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

Ответ 1) метафаза митоза, так как гомологичные хромосомы расположены в одной плоскости экватора; сформировано веретено деления; 2) в клетке диплоидный (2n) набор хромосом, так как имеются гомологичные хромосомы; 3) число молекул ДНК – 4с, так как каждая хромосома двухроматидная и состоит из двух молекул ДНК

Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Ответ 1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток – n 2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путем митоза при прорастании гаплоидной споры; 3) хромосомный набор спермиев – n ; 4) спермии образуются из генеративной клетки путем митоза

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Клетка Жизнедеятельность

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения процессов световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка 1) фотолиз воды 2) восстановление углекислого газа до глюкозы 3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света 4) образование молекулярного кислорода 5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

Найдите ошибки в тексте 1. Митохондрии и пластиды представляют собой двумембранные органоиды. 2. На внутренней мембране митохондрий и пластид располагаются фоточувствительные пигменты. 3. В отличие от пластид, митохондрии содержат собственную кольцевую молекулу н уклеиновой кислоты. 4. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза. 5. Основная функция митохондрий заключается в синтезе липидов клетки.

Ответ 2 – на внутренне мембране пластид располагаются фоточувствительные пигменты 3 – пластиды и митохондрии содержат собственную кольцевую молекулу нуклеиновой кислоты 5 – основная функция митохондрий заключается в синтезе молекул АТФ

Установите соответствие ПРОЦЕСС ОРГАНОИД А) восстановление углекислого газа до глюкозы Б) синтез АТФ в процессе дыхания В) первичный синтез органических веществ Г) превращение световой энергии в химическую Д) расщепление органических веществ до углекислого газа и воды Митохондрия Хлоропласт

Найдите ошибки, исправьте их 1. В ходе энергетического обмена веществ в организме на подготовительном этапе происходит расщепление крупных молекул биополимеров до мономеров. 2. В результате первого этапа образуется две молекулы АТФ. 3. На втором этапе в реакциях гликолиза, которые протекают в эукариотической клетке, принимает участие кислород. 4. Завершается энергетический обмен образованием углекислого газа и воды, а также 36 молекул АТФ. 5. Последний этап энергетического обмена протекает на мембранах пластид.

Ответ 2 – в результате первого этапа энергия рассеивается в виде тепла 3 – на втором этапе гликолиза в эукариотической клетке протекают без участия кислорода 5 – последний этап энергетического обмена происходит в митохондриях

Установите соответствие ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАП ОБМЕНА А) происходит в цитоплазме Б) происходит в лизосомах В) вся освобождаемая энергия рассеивается в виде тепла Г) за счет освобождаемой энергии синтезируется 2 молекулы АТФ Д) расщепляются биополимеры до мономеров Е) расщепляется глюкоза до пировиноградной кислоты Подготовительный Гликолиз

Проанализируйте таблицу Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза А Возбуждение хлорофилла Световая Строма хлоропласта Б Темновая Мембраны тилакоидов Синтез АТФ В Список терминов и понятий Мембраны тилакоидов Световая фаза Фиксация неорганического углерода Фотосинтез воды Темновая фаза Цитоплазма клетки

Установите последовательность процессов в биосинтезе белка 1) синтез иРНК на ДНК 2) доставка аминокислоты к рибосоме 3) образование пептидной связи между аминокислотами 4) присоединение аминокислоты к тРНК 5) соединение иРНК с двумя субъединицами рибосомы

Объясните физиологические механизмы газообмена, который происходит между атмосферой и листьями цветкового растения

Ответ 1) в мякоти клеток листа на свету осуществляется процесс фотосинтеза, который идет с поглощением углекислого газа и выделением кислорода 2)живые клетки листа дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ 3) смесь газов скапливается в межклетниках листа, связь с атмосферой обеспечивается работой замыкающих клеток устьиц, расположенных в кожице листа

Найдите ошибки в приведенном тексте 1. К органическим веществам клетки относят белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. 2. Белки – полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. 3. Изменение структуры и потеря белком его природных свойств – редупликация. 4. Глюкозу, сахарозу, рибозу относят к моносахаридам. 5. Фосфолипиды образуют в мембране билипидный слой.

Ответ 2 – белки – полимеры, мономерами которых являются аминокислоты; 3 – изменение структуры и потеря белком его природных свойств – денатурация; 4 – глюкоза, рибоза – моносахариды, сахароза – дисахарид

Установите соответствие ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ А) окисление органических Б) образование полимеров из мономеров В) расщепление АТФ Г) запасание энергии в клетке Д) репликация ДНК Е) окислительное фосфорилирование Пластический Энергетический


В современной школе, в условиях большого объема учебной информации, обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более,что он является часто недостижимым для многих обучающихся.

В последнее время в школьную практику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся.

Заслуживают внимание те из них, которые помогают развитию умений систематизировать полученные знания,самостоятельно их приобретать, использовать на практике. К ним можно отнести различные виды дидактического материала. Задания составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях.

Применение разноуровневых тестов, заданий и упражнений можно рассматривать как средство конкретизации и развития понятий, приобретение умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации - для доказательств и обобщений.

Все задания можно распределить по уровням.

Одним из вариантов проверки знаний являются задания к каждому из которых приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. Эти задания базового уровня (А) соответствуют минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников, они контролируют знания и умения за основную и среднюю школу.

Уровень А

1.Оболочки клеток состоят из:

а) плазмалеммы (цитоплазматической мембраны);

б) клеточных стенок;

в) плазмалеммы у животных и клеточных стенок у растений;

г) плазмалеммы у животных, плазмалеммы и клеточных стенок у растений.

2.Пищеварительные ферменты, содержащиеся в лизосомах, синтезируют:

а) каналы гладкой ЭПС;

б) рибосомы шероховатой ЭПС;

в)цистерны комплекса Гольджи;

г)сами лизосомы.

Задания повышенного уровня (В) направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Выполнение заданий этой группы рассчитано на более сложную умственную деятельность.

Уровень В

1) Выберите верные утверждения

а) Новые митохондрии появляются в клетке в результате процессов синтеза белка и нуклеиновых кислот, протекающих в её ядре. (нет)

б) Пластиды присутствуют в цитоплазме только у растительных клеток. (да)

2) Продолжи предложения

а) Одномембранные сферические пузырьки, заполненные гидролитическими ферментами, - ......(лизосомы).

б) Все содержимое клетки, за исключением её ядра, - ..... (цитоплазма).

Задания повышенного уровня сложности (С) позволяют выявить сформированность у школьников умений глубоко, в полном объеме раскрыть ответ, применить знания в нестандартных ситуациях, решить биологическую задачу, высказать свою точку зрения на проблему.

Уровень С

1) Заполни таблицу “Сходство и различие в строении клеток растений и животных”

2) Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Между третьим и одним из предложенных понятий существует такая же связь. Найди это понятие.

а) митохондрии:кристы =хлоропласты: .........

(фотосинтез, хлорофилл, тилакоиды , пластиды)

б) мембрана:фагоцитоз = микротрубочки: ........

(пиноцитоз, движение , жгутики, центриоль)

Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а также при повторении пройденного материала. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе и типе урока.

1 Вариант проверочной работы по теме “Строение и функции клеток”

Выберите верные утверждения.

1. Включения - это постоянные структуры цитоплазмы клеток.(нет)

2. Плазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью.(да)

3. Лизосомы формируются из структуры комплекса Гольджи. (да).

4. В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. (да)

5. На мембранах гладкой ЭПС осуществляется синтез белка. (нет)

6. В настоящее время общепринята модель мозаичного строения мембран.(да)

7. Активный транспорт веществ через плазматическую мембрану не требует затрат энергии. (нет)

8. Органоиды – непостоянные, жизненно важные составные части цитоплазмы клеток. (нет)

9. Количество крист зависит от функции клеток. (да)

10. Цитоплазма не выполняет защитную функцию.(да)

11. Синтез АТФ происходит в вакуолях.(нет)

12. Запасные питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в вакуолях. (да)

13. На поверхности шероховатой ЭПС размещаются рибосомы. (да)

14. Клетка- основная единица строения всех организмов, так как все организмы состоят из клеток. (да)

15. Клетка- генетическая единица организма, так как клетка растет..(нет)

Данную работу можно провести и в форме графического диктанта.

Задания на нахождение в тексте ошибок включены в варианты ЕГЭ.

В данной проверочной работе все утверждения являются неверными. Учащимся дается задание: найти утверждения, в которых сделаны ошибки и, исправить их.

1. Биологические мембраны состоят из липидов и углеводов . (липидов и белков)

2. Процессами, происходящими в клетке управляет цитоплазма . (ядро)

3. Из цистерн, трубчатых структур,вакуолей и транспортных пузырьков состоит эндоплазматическая сеть. (К.Гольджи)

4. Хромопласт содержит пигмент хлорофилл. (хлоропласт)

5. Пластиды -маленькие округлые тельца, отвечающие за внутриклеточное пищеварение.(лизосомы)

6. Митохондрии участвуют во внутриклеточном транспорте веществ. (ЭПС)

7. Ядрышко обеспечивает хранение наследственной информации. (ядро)

8. Внутренняя мембрана хлоропластов образует кристы. (митохондрий)

9.Важную роль в образовании веретена деления играет вакуоль .(клеточный центр)

10.Лизосомы являются немембранным органоидом.(мембранным)

11.Непосредственное образование полимерной цепи белка происходит в ядре .(рибосомах)

12.Клеточная оболочка обеспечивает передвижение клетки.(защиту)

13.Функцию скелета клетки выполняют полости комплекса Гольджи . (микротрубочки)

14.Синтез жиров и углеводов осуществляется в вакуолях. (ЭПС)

15.На поверхности гладкой ЭПС синтезируются молекулы нуклеотидов .(углеводов и липидов)

Следующая работа предполагает работу по вариантам.

  • 1 вариант - выбирает признаки, характерные для прокариот;
  • 2 вариант- выбирает признаки, характерные для вирусов

1.Можно увидеть только в электронный микроскоп.

2.Хромосома имеет форму кольца и погружена в цитоплазму.

3.Являются возбудителями ангины, туберкулеза, столбняка, холеры и др.

4.Являются возбудителями СПИДа, гриппа, краснухи, бешенства и др.

5.Обитают в клетках.

6.Свойственно спорообразование.

7.Имеют клеточную стенку.

8.Генетическая информация представлена ДНК или РНК.

9.В цитоплазме клетки находятся рибосомы.

10.По форме выделяют шаровидные клетки-кокки, вытянутые палочки-бациллы, извитые-спириллы.

11.Форма может быть различной: палочковидной, пулевидной, сферической, нитевидной, в виде сперматозоида.

12.Могут жить как в аэробных, так и в анаэробных условиях.

13.Отсутствует собственный метаболизм.

14.Обитают внутри бактерий.

Ответы:

  • Прокариоты:2,3,6,7,9,10,12
  • Вирусы 1,4,5,8,11,13,14

Задания по теме «Клетки и ткани растений». Задание № Верны ли следующие суждения о клетках растений? А. Все живые клетки растений имеют вакуоли. Б. Все живые клетки растений имеют цитоплазму и ядро. 1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны Задание № Клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, образуют 1)органы 2)системы органов 3)внутреннюю среду 4)ткани Задание № Верны ли следующие суждения о клетках растений? А. Все клетки растений содержат хлоропласты. Б. Все клетки растений имеют клеточную оболочку. 1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны 4)оба суждения неверны Задание № Вставьте в текст «Органоиды растительной клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ОРГАНОИДЫ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета – (А). Молекулы (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из (Г). Она выполняет важные функции. 1)хромопласт 2)вакуоль 3)хлоропласт 4)хлорофилл 5)митохондрия 6)целлюлоза 7)гликоген 8)глюкоза Задание № Рост стебля в толщину осуществляется за счёт тканей 1)древесины 2)сердцевины 3)луба 4)камбия Задание № К неорганическим веществам клетки относят 1)жиры 2)витамины 3)воду 4)углеводы Задание № Проводящая ткань растений, по клеткам которой осуществляется передвижение органических веществ, состоит из 1)сосудов 2)ситовидных трубок 3)волокон 4)клеток с волосками Задание № Установите соответствие между характеристикой ткани растения и её видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ А)состоит из клеток, содержащих хлоропласты Б)образована клетками с толстыми прочными стенками В)выполняет роль каркаса Г)выполняет функцию образования органических веществ из неорганических на свету Д)служит опорой для растения Е)придает растению постоянную форму ВИД ТКАНИ 1)механическая 2)Фотосинтезирующая Задание № Какая ткань обеспечивает рост растения? 1)образовательная 2)запасающая 3)проводящая 4)Покровная Задание № Старая растительная клетка отличается от молодой тем, что она 1)имеет более крупное ядро 2)содержит большую вакуоль 3)заполнена цитоплазмой 4)включает хлоропласты Задание № Клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, образуют 1)органы 3)внутреннюю среду 2)системы органов 4)Ткани Задание № Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ПЛАСТИДЫ В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды – (А) – обеспечивают процесс (Б) за счёт наличия в их составе пигмента (В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют (Г). 1)хромопласт 5)вакуоль 2)хлорофилл 6)дыхание 3)лейкопласт 7)хлоропласт 4)фотосинтез 8)каротин Задание № Какую функцию не выполняет мякоть листа? 1)газообмен 2)удаление излишков воды 3)придание листу прочности 4)фотосинтез

Задания для проверки знаний учащихся 9 -11 классов по теме:

«КЛЕТКА»

Выберите правильные ответы или установите соответствие:

В1. В клетке прокариот отсутствуют

1) ДНК и РНК

2) хлоропласты

3) оформленное ядро

4) плазматическая мембрана

5) эндоплазматическая сеть

6) рибосомы

В2. Установите соответствие между признаками и группой организмов

Признак

Группа организмов

А) отсутствие митохондрий

Б) наличие митохондрий

В)отсутствие ЭПС

Г)наличие аппарата Гольджи

Д) наличие лизосом

Е) линейные хромосомы в ядре

1) прокариоты

2) эукариоты

В3. Для клетки сине-зеленых водорослей характерно отсутствие

1) митохондрий

2) рибосом

3) плазматической мембраны

4) лизосом

5) ферментов

6) ядра

В4. Для клетки бактерий характерно

1) поглощение твердых частиц путем фагоцитоза

2) наличие плазматической мембраны

3) отсутствие оформленного ядра

4) присутствие рибосом

5) наличие центриолей

6) наличие митохондрий

В5. Для растительной клетки характерно

1) наличие клеточной стенки

2) процесс экзоцитоза

3) наличие вакуолей с клеточным соком

4) наличие центриолей

5) наличие комплекса Гольджи

6) присутствие хромосом в цитоплазме

В6. Для прокариотической клетки характерно

1) наличие клеточной стенки

2) деление митозом

3) простое бинарное деление

4) наличие оформленного ядра

5) наличие обмена веществ

6) наличие митохондрий

В7. Для животной клетки не характерно наличие

1) хлоропластов

2) рибосом

3) жесткой клеточной стенки

4) оформленного ядра

5) вакуолей с клеточным соком

6) митохондрий

В8. Для животной клетки характерно

1) наличие жесткой клеточной стенки

2) присутствие хлоропластов

3) захват веществ путем фагоцитоза

4)неспособность к росту

5) присутствие лизосом

6) отсутствие оформленного ядра

В9. Для клетки грибов в отличие от клетки животных характерно

1) наличие ядра

2) присутствие хлоропластов

3) неспособность к фагоцитозу

4) наличие клеточной стенки

5) наличие вакуолей с клеточным соком

6) наличие хромосом

В10. В растительной клетке, в отличие от животной, имеются

1) хромосомы

2) хлоропласты

3) митохондрии

4) жгутики и реснички

5) целлюлозная клеточная стенка

6) вакуоли с клеточным соком

В11. В клетках прокариот отсутствуют

1) ядерная мембрана

2) митохондрии

3) ДНК и РНК

4) плазматическая мембрана

5) ЭПС

6) рибосомы

В12. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов

Признак

Царство

А) автотрофный тип питания

Б) тело состоит из переплетенных нитей – гиф

В) наличие целлюлозы в клеточной стенке

Г) гетеротрофный тип питания

Д) наличие хитина в в клеточной стенке

Е) клетки тела имеют пластиды

1) растения

2) грибы

В13. Вирусы в отличие от прокариот

1) являются одноклеточными

3) не имеют клеточного строения

4) имеют хлоропласты

5) имеют рибосомы

6) имеют капсид

В14. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов

Признак

Царство

А) гетеротрофный тип питания

Б) наличие целлюлозы в клеточной стенке

В) способность к фотосинтезу

Г) автотрофный тип питания

Д) способность к росту в течение всей жизни

Е) отсутствие клеточной стенки

1)растения

2) животные

В15. В растительной клетке в отличие от животной имеются

1) хромосомы

2) целлюлозная клеточная стенка

3) запасающий углевод – крахмал

4) ядерная мембрана

5) хлоропласты

6) запасающий углевод – гликоген

В16. Установите соответствие между признаком и надцарством живых организмов

Признак

Надцарство

А) отсутствие эндоплазматической сети

Б) наличие пластид

В) наличие митохондрий

Г) одна кольцевая молекула ДНК

Д) наличие ядерной мембраны

Е) отсутствие аппарата Гольджи

1)прокариоты

2) эукариоты

В17. В клетке эукариот в отличие от клетки прокариот имеются

1) аппарат Гольджи

2) митохондрии

3) рибосомы

4) плазматическая мембрана

5) ядерная мембрана

6) жгутики

В18. Для животной клетки характерно наличие

1) клеточного центра

2) клеточной стенки из целлюлозы

3) клеточной стенки из мурена

4) митохондрий

5) хлоропластов

6) ядерной мембраны

В19. Грибы как и растения

1) имеют хлоропласты

2) имеют клеточное строение

3) являются прокариотами

4) растут в течение всей жизни

5) являются эукариотами

6) являются автотрофами

В20. Для прокариотической клетки не характерно

1) простое бинарное деление

2) деление митозом

3) наличие ЭПС

4) наличие обмена веществ

5) наличие рибосом

6) наличие оформленного ядра

В21. В хлоропластах растительной клетки происходят следующие процессы

1) гидролиз полисахаридов

2) расщепление пировиноградной кислоты

3)фотолиз воды

4) расщепление жиров до жирных кислот и глицерина

5) синтез углеводов

6) синтез АТФ

В22. Установите соответствие между типами клеток и образующимися их органоидами

Органоиды клетки

Типы клеток

А) лизосомы

Б) аппарат Гольджи

В) эндоплазматическая сеть

Г) кольцевая ДНК

Д) митохондрии

Е) лизосомы

1)прокариотическая

2) эукариотическая

В23. В лизосомах клетки происходят следующие процессы

1) расщепление старых клеточных органоидов

2) синтез АТФ

3) гидролиз полисахаридов

4) синтез крахмала

5) образование рибосом

6) расщепление белков до аминокислоты

В24. Установите соответствие между типом клетки и ее характеристикой

Характеристика клетки

Тип клетки

А) имеет крахмальные зерна

Б) не имеет целлюлозной клеточной стенки

В) имеет пластиды

Г) содержит крупные вакуоли с клеточным соком

Д) есть клеточный центр

Е) имеет целлюлозную клеточную стенку.

1)растительная клетка высших растений

2) животная клетка

В25. Установите соответствие между типом клетки и ее характеристикой

Характеристика

Тип клетки

А) запасающий углевод - гликоген

Б) хитиновая клеточная стенка

В) гетеротрофный тип питания

Г) целлюлозная клеточная стенка

Д) хлоропласты

Е) автотрофный тип питания

1)растительная клетка

2) клетка гриба

Ответы на задания:

Задание №

Ответы

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

В11

В12

В13

В14

В15

В16

В17

В18

В19

В20

В21

В22

В23

В24

В25