Главная · Бронхит · Формирование таза у детей. Переломы таза у детей

Формирование таза у детей. Переломы таза у детей

анонимно , Мужчина, 15 лет

Сразу говорю - знаю, что по мед. Меркам все в норме - но эстетика - моя мечта с детства. Сейчас тренируюсь не пропуская, но нужно побороть чертвоу гинетику, недаром ведь гвоорят, что человек может все... Остальное в вопросе здравствуйте. Мне 15 исполнилось недавно. С детства хотел иметь широкие плечи и узкую нижнюю часть, однако считал, что само придет... В 13 лет рост был 178 примерно. В 13 с 66кг высох до 59-60. В 14 пошел в зал, усиленно тренировал верхнюю часть тела, низ почти не трогал. Вес сейчас - 69 кг. Но у меня эстетическая проблема - узкие плечи и широкий таз, а также узкая грудная клетка. Вырос только до 181 за это время, из упражнений - жимы лежа, сидя (иногда стоя), всего месяц приседал, много подтягиваюсь. Плечи по костям примерно 43-45 см, не точно, так как мерил метром, ширина груди по ребрам спереди - примерно 28 см(!!!), А обхват на выдохе и вдохе 96/104 соответственно. Сдавал гормоны, правда только 1 раз - стг 0.63, Тесто - 7(примерно, не помню). Так вот, каким образом мне повлиять на рост плеч и как замедлить рост таза? Смотрюсь в одежде ужасно, а плечи такого размера, как у 12-13 летних ребят... Может, принимать стг с консультацией эндокринолога и поделать дыхательные упражнения (присед, пулловер) и плаванеи? Или просто усердно плавать? Вредят ли большие нагрузки сверху на плечи (жим сидя, например) на рост и покатость плечей? Какие упражнения выполнять для роста костной(!!!) Основы (плечей, ключицы или что там отвечает за ширину) и грудной клетки? Только можно не предполагать, а использовать факты, итак веры ни во что хорошее не осталось... И есть ли вероятность, что мой рост закончился (некоторые говорят, что зоны роста могут закрыться и в 15), так как расту медленно? И до скольки растут плечи? Подскажите, как выпрямить пропорции, и, если можете, ответьте на все вопросы, очень нужно, больно видеть, как мечта уходит все дальше.... И, если нужно, скажите, к какому врачу нужно обратиться (хирург/эндокринолог/терапевт и т.Д.) Если надо, могу приложить фото

Фото всегда поможет, потому что по данным объем груди - достаточный, дисгармонии не вижу. Закончился ли рост - можно проверить, сделав рентген зон роста (хотя смысла нет, а облучение - да). Хочешь вырасти - прыгай и плавай. У врача исключить нужно только синдром Клейнфельдера (в т.ч. мозаика), но по твоим данным - крайне маловероятно. Теперь - упражнения для плеч. Подтягивания широким хватом, жимы из за головы, жим одной рукой, тяга к груди (для широчайших). Плавание. Для грудной клетки - жим лежа широким хватом. Глубокие приседания могут действительно стимулировать в период роста некоторое расширение таза. Думаю, что с завершением периода полового созревания пропорции изменятся, но если применять большие усилия, то коррекция возможна в любом случае. Мышцы растут при 3 условиях - гормоны, тренировки, питание. Если гормонов пока недостаточно, то усиленные тренировки не принесут эффекта сейчас, но будет отсроченный эффект. Тренировки на рост мышц - с большим весом, обязательно приседания и становые тяги, которые сейчас - не рекомендую. До 17 лет - упор на плавание. Официально не подтверждено, что занятия с тяжелыми весами тормозят рост, но на всякий случай большинство тренеров рекомендует спортсменам любителям подождать с тяжелыми весами до завершения роста, я тоже. Удачи!

анонимно

К сожалению, сейчас имеется только фото сзади, с телефоном проблемы. По медицинским меркам, повторюсь, нормально, но для эстетики маловато - и по моему мнению, и по мнению большинства людей, с которыми общался (однако часто добавляли " и зачем тебе это? ", Что меня сильно бесит, ведь это детская мечта. Не надо было мне говорить про синдром, я слишком мнительный - теперь вот хожу, думаю... Повторю вопрос - как улучшить пропорции (в дополнение к бассейну) подойдет ли мне схема 3-4 тренировки в бассейне и 2 в зале в неделю, стоит ли принимать стг, какая вероятность закрытия зон роста (последние 2 года почти не расту) и расширения кости соответственно?

К вопросу приложено фото

Гормон однозначно - НЕТ. Схема подойдет, в зале только базовые упражнения на 8-10 повторений, не меньше. Строение скелета - генетическое, но есть т.н. норма реакции, изменить в определенных пределах можно, а с помощью мышц (позже) - вполне реально. Зоны роста можно проверить только на рентгене, еще раз - не рекомендую, из-за отсутствия смысла. Упражнения в любом случае те же. Удачи!

анонимно

на сколько см в плечах и груди, например, я могу рассчитывать?

Обхват груди на 20 см увеличить вполне реально. Но лучше после 18 лет. Сейчас период роста в т ч внутренних органов, сердца. Перегрузки нежелательны, а тренировка на массу требует огромных нагрузок. Сконцентрируйся на плавании, на скорость, всеми стилями. Видимый результат будет через год. Удачи!

Консультация фитнес-тренера на тему «Рост плеч и таза у подростка» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к специалисту, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

Таз – опорное звено, которое соединяет верхнюю и нижнюю часть тела. Он поддерживает позвоночник, дает возможность туловищу и нижним конечностям двигаться скоординировано. При помощи него происходит равномерное перераспределение всех векторов нагрузки. Скрученный таз провоцирует деформацию позвоночного столба. У этого явления есть целый ряд опасных осложнений.

Причины возникновения смещения таза у детей

Спровоцировать искривление таза способны разные пусковые механизмы. Среди самых распространенных факторов болезни у детей значится:

  • Дисбаланс мышц. Возникает при отсутствии адекватной физической нагрузки, при доминировании сидячего образа жизни. Подобные явления приводят к тому, что некоторая группа мышц у ребенка постепенно ослабевает (у лежащих больных она может полностью атрофироваться), при этом другие связки находятся в постоянном напряжении. Основная функция мышечного таза – поддержание в нормальном анатомическом положении опорно-двигательного аппарата. Если одна группа связок расслаблена и не работает, а другая напряжена и постоянно находится в тонусе, таз смещается.
  • Травма костей. Дети очень подвижны. Во время игр они часто падают. Переломы костей, сопровождающиеся разрывом тазового кольца, долго срастаются. Если ребенку была оказана неквалифицированная медицинская помощь, сращивание переломов происходит неправильно, и это нередко приводит к нарушению формы сустава и к дальнейшему искривлению таза.
  • Разрывы мышц. Повреждение какой-либо связки приводит к формированию напряжения и смещения относительно друг друга здоровых тканей. Неподвижность сочленений нарушается. Если связки не восстанавливаются, кости таза со временем обязательно смещаются. Такая патология может развиваться по-разному. Если повреждается мышечная поясница, таз выдвигается вперед. Разрыв четырехглавой мышцы приводит к флексии бедра. Травма приводящих мышц наклоняет самую большую кость в человеческом теле вперед и разворачивает бедро внутрь.
  • Высокие физические нагрузки. Такие риски всегда присутствуют в детском спорте, если тренировки проводятся без контроля опытного и грамотного инструктора. Они возникают тогда, когда ребенок часто носит на одном плече тяжелый музыкальный инструмент или сумку, доверху набитую книгами.
  • Анатомические особенности. У детей, перенесших рахит, развивается плоскорахитический таз. Крылья подвздошной кости развернуты вперед, расстояние между самыми верхними их точками увеличено. При этом крестец укорачивается, уплощается и поворачивается вокруг горизонтальной оси. В особенно тяжелых случаях возможно изменение положения всех костей самого большого сустава. Это может привести к кососмешанным деформациям.
  • Осложнения, возникшие после перенесенных заболеваний. Пропущенная в детстве дисплазия приводит к появлению разницы в длине нижних конечностей. Наиболее часто при такой патологии возникает асимметрия таза, которая формирует перекос справа налево или спереди назад (сзади наперед). При такой ситуации часто происходит скручивание главного опорного узла. Плоский таз – следствие перенесенного ранее рахита или полиомиелита.
  • Хирургические операции. Любые оперативные вмешательства в область костей таз, могут осложняться поворотом описываемой структуры.
  • На антеверсии сказываются и сколиотические изменения (врожденные или приобретенные), формирующиеся в нижнем поясничном отделе.

    Симптомы и признаки

    Характерных проявлений у патологии нет. Опытный врач может распознать ее по совокупности косвенных примет:

    • боль, которая возникает только во время ходьбы или бега;
    • любой дискомфорт в области поясницы, бедра, в проекции крестцово-подвздошных сочленений, в паху, коленном суставе, лодыжке, стопе или ахилловом сухожилии;
    • скованность движений;
    • частые падения;
    • шаткость в походке;
    • появление разницы в длине нижних конечностей;
    • на стопах образуются натоптыши, они более выражены на стороне перекоса;
    • сон возможен только лежа на животе или на боку;
    • скошена линия носа — одна ноздря выше другой;
    • смещается пупок;
    • нарушение функции мочевого пузыря;
    • расстройства кишечника.

    Для выявления точной причины недомогания необходимо специализированное обследование.

    Диагностика

    За помощью нужно обращаться к хирургу, травматологу или ортопеду. На первом этапе врач на основании жалоб пациента собирает анамнез, затем ощупывает болезненные места. После анализа первых данных назначается инструментальное обследование:

    • рентгенография позвоночника и костей таза;
    • КТ или МРТ болезненной области.

    Расшифровка полученных данных позволяет делать точный диагноз.

    Методы терапии

    Лечить симптомы патологии без устранения причины недомогания нельзя. Если можно обойтись без оперативного вмешательства, больному назначается:

    • мануальная терапия;
    • лечебный массаж;
    • физиотерапия.

    Мануальная терапия у детей проводится без резких вытяжений. Массаж начинается с грудного отдела позвоночника, потом постепенно специалист опускается до поясницы. Используются движения, помогающие снимать мышечный спазм, ликвидировать имеющиеся хрящевые ущемления. Вектор прилагаемых усилий постоянно меняется. При необходимости врач может совершить силовое воздействие, направленное на вправление пораженного сегмента.

    Возможность достижения терапевтического эффекта зависит во многом от квалификации массажиста. Это должен быть специалист с медицинским дипломом и опытом работы с больными детьми.

    ЛФК врачи рекомендуют выполнять с первого дня постановки диагноза. Особенно это важно, когда смещение таза возникает у подростков на фоне сколиоза. Врач должен сам посоветовать, какие упражнения можно использовать, а какие нельзя. Инициативы недопустимы: перекос может быть в разные стороны, этот показатель учитывается при составлении программы активности. Существует база упражнений, которую используют для составления индивидуального комплекса. В нее входят следующие виды движений:

  1. Ноги на ширине плеч, стопы вдавлены в пол, встаем на носки и приподнимаем одно бедро. Затем в исходное положение.
  2. Руки на талию, покачаем бедра вправо, влево, крутим их по кругу, пытаемся ими рисовать восьмерку.
  3. Ноги на ширине плеч, стопы плотно прижаты к полу, делаем наклон туловища и пытаемся достать пальцами рук пальцы ног. Если сразу не получается, раскачиваем корпус и стараемся усилить амплитуду наклона до тех пор, пока не удастся достигнуть цели. При этом обязательно следим за тем, чтобы таз не отклонялся назад. После принимаем исходное положение и делаем прогиб назад. Повторяем десять раз.
  4. Ноги подвигаем друг к другу, встаем ровно, чтобы грудная клетка, таз и стопы оказались на одной линии. Руки вдоль корпуса. Нагибаемся вперед, мысленно представляя, что тело зажато между двумя высокими стенами. Они ограничивают движение, поэтому прогиб осуществляется скованно.
  5. То же исходное положение, руки кладем на бедра, наклоняем корпус вместе с тазом в сторону, руками делаем усилие в противоположное направление.
  6. Встаем прямо, руки за головой, ладони тесно прижимаем друг к другу, локти раскрываем в стороны, приседаем, но не до конца, формируем угол в 90 градусов, смотрим вперед, считаем про себя до пяти и возвращаемся в исходное положение.
  7. Все упражнения нужно выполнять аккуратно, без резких движений, с большой осторожностью. Если появляется боль в тазу, стоит немедленно прекратить гимнастику и сообщить об этом лечащему врачу. При отсутствии дискомфорта специалисты рекомендуют постепенно увеличивать нагрузку и доводить выполнение каждого вида до двадцати раз.

    Физиотерапия при смещении таза усиливает кровоснабжение, устраняет боли и признаки воспаления. Такое лечение позволяет правильно распределять нагрузки на мышцы, стимулировать те связки, которые слабеют и атрофируются. Для этих целей используется электрофорез, УВЧ, магнитное воздействие, термотерапия и грязелечение.

    При наличии выраженного синдрома пациенту рекомендуют принимать анальгезирующие средства и наносить на болезненную область лекарственные мази. Симптомы воспалительного процесса купируются нестероидными противовоспалительными препаратами. Терапевтические мероприятия должны соответствовать возрасту ребенка.

    Возможные осложнения и последствия

    Любое смещение таза, даже самое незначительное, может спровоцировать искривление позвоночника и нарушение его функции. Описываемое явление приводит к изменению оси и к неправильному распределению нагрузки внутри столба. В результате формируется избыточное давление на определенные точки. В этих местах происходит постепенное разрушение костей, образуются межпозвонковые грыжи, развивается деформирующий остеоартроз, стеноз спинального канала, радикулит. Заболевания позвоночника способствуют появлению болей в области спины, в плечах, в шее.

    У некоторых пациентов наблюдается возникновение синдрома запястного канала. Косой таз становится причиной смещения центра тяжести. Основной объем нагрузки при этом начинает действовать на одну ногу. От этого появляется хромота.

    Профилактические меры

    Для предотвращения деформации и облечения уже имеющихся симптомов перекоса таза специалисты рекомендуют:

  • больше плавать;
  • заниматься конным спортом;
  • тренировать мышцы, удерживающие позвоночный столб;
  • укреплять связки тазового дна;
  • вести активный образ жизни;
  • по утрам делать зарядку.

Любые занятия должны проводиться под руководством специалистов. Большую роль в предотвращении разворота таза у детей играет профилактика искривления позвоночника. С малых лет полезно приучать ребенка спать на жесткой кровати, держать осанку, правильно питаться, любить спорт.

Прогноз

Лечение описываемой патологии проблематичное — требует времени, причем продолжительность курса во многом зависит от тяжести деформации таза, от дисфункций, которые она смогла спровоцировать. Добиваться положительных результатов сложно. Во время существования проблемы у человека возникает неправильный стереотип движений: восстановлению препятствуют мышцы, создающие в противовес перекосу таза блок связочных групп, пытающихся устранить данное смещение путем рефлекторного напряжения. Только правильно подобранное лечение и строгое соблюдение рекомендаций врачей позволяет рассчитывать на благоприятные прогнозы.

Скелет составляет опору всего организма. Отдельные части скелета служат защитой таких важнейших органов, как мозг, сердце, лёгкие и др. Кроме этого, костная система в сочетании с мышечной системой образует органы движения человека, при этом кости являются рычагами, приводимыми в действие при посредстве прикреплённых к ним мышц. Нервная система даёт импульсы к сокращению мышц.

Скелет у ребёнка закладывается ещё в раннем утробном периоде и состоит преимущественно из хрящевой ткани. Ещё в утробном периоде хрящевая ткань начинает заменяться костной тканью. Процесс окостенения протекает постепенно, и не все кости скелета окостеневают одновременно. Процесс окостенения завершается к 20-25 годам.

В химическом составе костной ткани в течение всей жизни человека вплоть до глубокой старости происходят изменения. В младших возрастах в костной ткани очень мало солей кальция и фосфора. В связи с тем, что в костях у детей мало солей кальция, а преобладают органические элементы, и процессы окостенения далеко ещё не завершены, скелет детей обладает большой эластичностью и может легко подвергаться искривлениям.

Позвоночник у взрослого человека имеет три кривизны. Одна из них - шейная - имеет выпуклость вперёд, вторая - грудная - обращена выпуклостью назад, третья - поясничная кривизна направлена вперёд. У новорожденного позвоночный столб почти не имеет изгибов. Первая шейная, кривизна образуется у ребёнка уже тогда, когда он начинает самостоятельно держать голову. Второй по порядку образуется поясничная кривизна, выпуклостью тоже обращенная вперёд, когда ребёнок начинает стоять и ходить. Грудная кривизна, обращенная выпуклостью назад, формируется последней и уже к 3-4 годам позвоночник ребёнка приобретает характерные для взрослого человека изгибы, но они пока ещё не стойки. Вследствие большой эластичности позвоночника эти изгибы у детей в лежачем положении сглаживаются. Лишь постепенно, с возрастом, кривизны позвоночника укрепляются, и к 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны, а к наступлению половой зрелости - поясничной.

Лишь постепенно, по мере роста ребёнка, происходит процесс окостенения позвоночника. До 14 лет пространства между телами позвонков ещё заполнены хрящом. На 14-15 году между позвонками появляются новые точки окостенения в виде тонких пластинок на верхней и нижней поверхности позвонков. Только к 20 годам эти пластинки срастаются с телом позвонка. Линия их срастания остаётся выраженной до 21 года. Вершины поперечных и остистых отростков позвонков до 16 -20 лет тоже остаются покрытыми хрящом, когда на них появляются точки окостенения. Срастание хрящевых пластинок с дужками завершается после 20 лет.

Эти особенности развития позвоночника ребёнка и подростка обусловливают лёгкую его податливость и возможные искривления при неправильных положениях тела и длительных напряжениях, особенно односторонних. В частности, искривления позвоночника бывают при неправильной посадке на стуле или за партой, особенно в тех случаях, когда школьная парта неправильно устроена и не соответствует росту детей; при спанье продолжительное время при согнутом туловище на одном боку и др. Искривления позвоночника могут быть в виде изгиба шейной (особенно у младенцев при неправильном ношении их на руках) и грудной частей позвоночника в сторону (сколиоз). Сколиозы грудной части позвоночника наиболее часто встречаются в школьном возрасте как последствие неправильной посадки. Передне-заднее искривление грудной части позвоночника (кифоз) также наблюдается в результате длительной неправильной посадки. Искривления позвоночника могут быть также в виде чрезмерного изгиба в поясничной части (лордоз). Вот почему школьная гигиена придаёт столь большое значение правильно устроенной парте и предъявляет строгие требования к посадке детей и подростков.

Срастание отрезков грудинной кости также происходит сравнительно поздно. Так нижние отрезки грудины срастаются в 15-16 лет, а верхние отрезки только к 21-25 годам, и самостоятельной остаётся только рукоятка грудины. При длительной неправильной посадке в тех случаях, когда ребёнок или подросток опирается грудью о край крышки парты, может произойти изменение грудной клетки и могут иметь место нарушения в её развитии. Это в свою очередь неблагоприятно отражается на нормальном развитии и деятельности лёгких, сердца и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной клетке.

Развитие костей таза у детей, особенно девочек, также представляет интерес в гигиеническом отношении. Таз взрослого человека состоит из двух безымённых костей и вклиненной между ними крестцовой кости. Последняя представляет сросшиеся между собой пять тазовых позвонков. Таз у детей отличается тем, что каждая безымённая кость состоит у них из трёх самостоятельных частей, примыкающих друг к другу: подвздошной кости, седалищной и лобковой. Только примерно с 7 лет эти кости начинают срастаться между собой, и процесс их срастания в основном заканчивается к 20-21 годам, когда безымённая кость становится единой. Это обстоятельство необходимо учитывать, особенно в отношении девочек, поскольку у них в тазу заключены половые органы . При резких прыжках с большой высоты на твёрдую поверхность может произойти незаметное смещение несросшихся ещё костей таза и в последующем неправильное их сращение.

Изменению формы таза содействует также ношение девочками подростками обуви на высоких каблуках. Человеческая стопа имеет форму свода, основаниями которого служат задний упор пяточной кости, а впереди - головки первой и второй плюсневых костей. Свод обладает способностью эластического растяжения, «пружинит», благодаря чему смягчаются удары о почву. Узкая обувь, стягивая стопу, затрудняет работу свода как пружины и ведёт к образованию плоской стопы (сглаживается свод). Высокие каблуки изменяют форму свода и распределение нагрузки на стопу, переносят центр тяжести вперёд, вследствие чего приходится наклонять туловище назад, чтобы при ходьбе не падать вперёд. Постоянное ношение обуви на высоких каблуках приводит к изменению формы таза. При не вполне сросшихся костях таза это отклонение туловища и перемещение центра тяжести могут привести к изменению формы таза, и притом в сторону уменьшения выходного отверстия тазовой полости вследствие приближения лобковых костей к крестцу. Вполне очевидно, что для девушки, когда она станет женщиной, это искривление таза может стать роковым и вредно повлиять на родовую функцию.

Черепные кости у новорождённого также находятся в стадии окостенения и ещё не срослись между собой, за исключением верхней челюсти и межчелюстной кости. Черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительно-тканной перепонкой. Между ними имеются места, ещё не покрытые костной тканью, своеобразные перепончатые пространства - большой и малый роднички, покрытые соединительной тканью. Малый родничок зарастает к 2-3 месяцам, а большой к 1 году уже покрыт костной тканью. Черепные швы окончательно срастаются только к 3-4 годам, иногда позже. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая.

Наиболее интенсивно кости черепа растут в течение первого года. В последующие годы рост черепа происходит неравномерно: периоды сильного роста сменяются периодами относительного затишья. Так, сравнительно сильный рост черепа происходит от рождения до 4 лет, от 6 до 8 лет и от 11 до 13 лет. С 7 до 9 лет происходит сильный рост основания черепа. В периоде от 6 до 8 лет уже заметно сильное развитие лицевой части черепа. Но наиболее интенсивное развитие лицевой части черепа начинается с 13 до 14 лет и в дальнейшем протекает в периоде полового созревания , когда устанавливается окончательное соотношение между мозговой и лицевой частью черепа.

Окостенение трубчатых костей, составляющих скелет конечностей, начинается ещё в утробном периоде и протекает крайне медленно. Внутри средней части трубчатой кости (диафиз) образуется полость, которая заполняется костным мозгом. Концы длинных трубчатых костей (эпифизы) имеют свои отдельные точки окостенения. Полное срастание диафиза и эпифизов завершается в возрасте от 15 до 25 лет.

Развитие процесса окостенения кисти руки имеет большое значение в гигиеническом отношении, поскольку при посредстве кисти ребёнок учится писать и производить различные трудовые движения. У новорожденного запястных костей совсем ещё нет и они только ещё намечаются. Процесс развития их протекает постепенно, и они становятся ясно видимыми, но ещё не вполне развитыми только у детей 7 лет. Лишь к 10-13 годам завершается процесс окостенения запястья. Процесс окостенения фаланг пальцев руки заканчивается к 9-11 годам.

Эти, особенности окостенения кисти руки имеют важное значение для правильной постановки обучения детей письму и трудовым процессам. Вполне очевидно, что для не вполне окостеневшей кисти руки ребёнка необходимо давать доступную для него по размеру и форме ручку для письма. В связи с этим становится понятными то, что быстрое (беглое) письмо детям младших классов не удаётся, в то время как для подростков, у которых процесс окостенения кисти руки заканчивается, в результате постепенного и систематического упражнения беглое письмо становится доступным.

Из изложенного видно, что не только у детей младших возрастов, но и у подростков, учащихся в старших классах, процессы окостенения ещё не полностью завершены и во многих частях скелета они продолжаются вплоть до периода возмужалости. Описанные особенности развития костей у детей и подростков выдвигают ряд гигиенических требований, которые уже частично указаны выше. В связи с тем, что процесс окостенения скелета ребёнка дошкольного и школьного возраста ещё не закончен, неправильная организация учебно-воспитательной работы и принуждение ребёнка к непосильным для его возраста упражнениям моторного аппарата могут принести ему большой вред и быть причиной калечения детского скелета. Особенно опасны в этом отношении чрезмерные и односторонние физические напряжения.

Умеренные и доступные для детей физические упражнения, наоборот, являются одним из средств укрепления костной ткани. Чрезвычайно существенны для растущего организма физические упражнения, связанные с дыхательными движениями и влекущие за собой расширение и спадение грудной клетки, поскольку они содействуют её росту и укреплению костной ткани.

Упражнения верхней и нижней конечностей усиливают процессы роста длинных костей, и, наоборот, отсутствие движений, давление на костную ткань (путём пеленания, сдавливающей тело одежды и т. п.), неправильное положение тела влекут за собой замедление процессов роста костной ткани. На развитие костей, их химического состава и прочности оказывают определённое влияние условия питания и внешней среды, окружающей ребёнка и подростка.

Для нормального развития костной ткани у детей необходимы наличие доброкачественного воздуха, обилие света (особенно постоянный доступ прямых солнечных лучей), свободные движения всех членов организма и рациональное питание организма.

У новорожденных таз имеет воронкообразную форму. Крылья подвдошных костей расположены более вертикально, их гребни хрящевые (слабо, S-образно изогнутые). Малый таз недоразвит, вход в него узкий, продольно-овальной формы. Мыс выражен слабо и образован I и II крестцовыми позвонками. Каждая безымянная кость состоит из трех частей: ядер окостенения подвздошной, седалищной и лонной костей, соединенных между собой прослойкой хряща.

Копчик состоит из 4-5 хрящевых позвонков. В толще I—III крестцовых позвонков имеется по пять ядер окостенения. В период раннего детства ядра окостенения крестца значительно увеличиваются в размерах, а в предшкольном периоде они начинают сливаться между собой, формируя отдельные позвонки (сегменты) крестца. Параллельно с ростом отдельных костей изменяется строение таза, происходит изменение положения таза. В предшкольном периоде I крестцовый позвонок смещается в вентральном, а П-Ш в дорсальном направлении. Вследствии этого крестец приобретает кифоз, а мыс образуется между V поясничным и I крестцовым позвонками.

Параллельно изменяется положение подвздошных костей, тела которых испытывают поворот вокруг сагиттальной оси. Вследствии чего их крылья начинают расходиться в стороны и таз теряет свою воронкообразную форму. Линия входа в малый таз становится отчетливо выраженной. Изменяются размеры входа в малый таз. В пубертатной периоде таз приобретает черты, характерные для таз взрослого человека. Полость малого таза приобретает у девушек цилиндрическую форму. Тазовая поверхность крестца теряет фрагментарное строение.

У новорожденных не дифференцирована мышца, поднимающая заднепроходное отверстие на основные свои части и представляет собой тонкую (0,8-1 мм) мышечную пластинку. В период раннего детства и предшкольном возрасте мышца утолщается и дифференцируется на две части: m rubococygeus и m iliococygeus, переходящие одна в другую.

Прямая кишка у новорожденных относительно длинная (50-60 мм), ее отделы слабо дифференцированы. Тазовый отдел короткий, растянут и полностью занимает полость малого таза. Ампулярный, отдел как правило, отсутствует. Анальный отдел имеет значительную длину (30-40 мм), суженый ее поперечник в промежностной части не превышает 15 мм (В. Фроловский). На месте перехода тазового отдела в анальный находится выраженная поперечная складка слизистой - plica transversalis interior. Уровень расположения соответствует дну прямокишечно-пузырного или прямокишечно-маточного углубления и проецируется на I копчиковый позвонок. Стенка прямой кишки не полностью сформирована, мышечная стенка ее развита слабо. Слизистая оболочка недостаточно фиксирована, что может привести к ее выпадению. На протяжении анальной части слизистая оболочка образует высокие продольные складки (columna anales), между которыми лежат глубокие sinus analis. Геммороидальная зона индивидуально различна, у части новорожденных она хорошо выражена, в других случаях только намечена в виде узкой полоски.

С ростом ребенка изменяется строение прямой кишки и ее топография. На первом году жизни жизни ребенка значительно увеличивается ее диаметр, при этом кишка укорачивается (до 37-47 мм) Во второй половине периода младенчества у кишки намечается крестцовый изгиб, в период раннего детства он становится отчетливо выраженным.

У детей 1-3 лет переходная форма прямой кишки встречается значительно чаще, а в предшкольные годы наблюдается ампулярная форма rectum (Л.В. Логинова-Катричева).

  • Хирургическая анатомия врожденных пороков, органов малого таза и промежности.
  • Экстрофия и дивертикул мочевого пузыря относятся к аномалиям развития мочевого пузыря.
  • Экстрофия мочевого пузыря возникает в результате нарушения эмбриогенеза, вследствии нарушения развития полового бугорка и особенно передней брюшной стенки, развивается тяжелый порок, сопровождающийся отсутствием передней стенки мочевого пузыря и соответствующей части передней брюшной стенки. В нижних отделах живота у таких детей видна слизистая оболочка задней стенки мочевого пузыря с гипертрофированными складками, края ее спаяны с кожей передней брюшнлй стенки. В нижних отделах выпячивания видны отверстия мочеточников. С возрастом рубцуется и покрывается папиломотозными разрастаниями. Для порока характерно расхождение лобковых костей, врожденная паховая грыжа, крипторхизм; у девочек — расщепление клитора и др.
Дивертикул мочевого пузыря — мешковидное выпячивание его стенки. Образовавшееся полость сообщается с пузырем шейкой, просвет которой может быть очень узким, в других — диаметром до 1 см. Строение их стенок аналогично строению мочевого пузыря. При расположении выпячивания рядом с мочеточником может иметь место вовлечение в него устья мочеточника, а так же пузырно-мочеточниковый рефлюкс.

Причину возникновения дивертикулов объясняют наличием «слабых» мест в стенках мочевого пузыря, или неполным обратным развитием урахуса.

B. Д. Иванова, А.В. Колсанов, С.С. Чаплыгин, P.P. Юнусов, А.А. Дубинин, И.А. Бардовский, C. Н. Ларионова

У ребенка после рождения продолжаются рост и дифференциация костной , формирование скелета. В организме функции костной ткани многообразны: во-первых, это опора и защита внутренних органов, костного мозга; во-вторых, кости, по сути, являются резервуаром неорганических (кальция, фосфора, магния) и некоторых органических веществ; в третьих, костная ткань в экстремальных условиях является защитой от ацидоза, после исчерпывания функций почек и легких; в четвертых, она является «ловушкой для чужеродных веществ» (тяжелые, радиоактивные и т. д.).

Архитектонику костной ткани можно разделить на два типа: трабекулярную и губчатую. Трабекулярная кость по своей структуре напоминает решетчатое строение, окружающее сосуды. Остеофиты в ней разбросаны по всей структуре. У плода и эмбриона практически все кости скелета имеют трабекулярное строение. После рождения такая структура сохраняется в позвонках, плоских костях, а также в трубчатых костях, являясь временной структурой при образовании пластинчатой кости.

Плотная кость - это окончательная структура, свойственная скелету взрослого человека. Она состоит из системы гаверсовых каналов и построена из твердого кальцифицированного матрикса. Остеофиты в ней расположены упорядоченно и ориентированы вдоль сосудистых каналов. Развитие плотной кости постепенное, по мере увеличения двигательной нагрузки.

Основными клеточными элементами костной ткани являются остеоцит, остеобласт и остеокласт. Остеогенез у человека уникален и отличается от всех представителей животного мира. Окончательная структура кости формируется после рождения, что связано с началом устойчивой ходьбы.

К моменту рождения у ребенка диафизы и эпифизы трубчатых костей уже представлены костной тканью. Из хрящевой ткани состоят все губчатые кости (кисти, стопы, череп). К рождению в этих костях образуются ядра окостенения, дающие рост плотной кости. По точкам окостенения можно судить о биологическом возрасте ребенка. Рост трубчатых костей происходит за счет ростовой хрящевой ткани. Удлинение костей происходит за счет роста хрящевой ткани в длину. Рост кости в ширину происходит за счет надкостницы. При этом со стороны костномозгового канала кортикальный слой надкостницы подвержен постоянной резорбции, вследствие чего при росте кости в поперечнике увеличивается объем костномозгового канала.

После рождения кость в своем развитии многократно перестраивается - от грубоволокнистого строения до структурной кости.

С возрастом происходит процесс остеогенеза - перемоделирования костной ткани. Плотность костей нарастает постепенно. Содержание основного минерального компонента костной ткани - гидрооксиапатита - у детей с возрастом увеличивается.

В целом в процессе костного образования выделяют три стадии:

1) образование белковой основы костной ткани; в основном оно протекает внутриутробно;

2) формирование центров кристаллизации (гидрооксиапатита) с последующей минерализацией (остеосинтез); оно свойственно послеродовому периоду;

3) остеогенез, когда происходит процесс перемоделирования и самообновления кости.

На всех стадиях остеогенеза необходимы витамин D и нормальное присутствие в пище ионов Са, Мg, Р. Непременным условием правильного формирования костной системы является пребывание на воздухе, внешняя инсоляция.

При недостатке любого из этих компонентов у ребенка развивается рахит, характеризующийся изменениями костной и мышечной системы, нарушениями со стороны центральной нервной системы.

У детей, в отличие от взрослых, чем меньше возраст, тем обильнее кровоснабжаются кости. Особенно развито кровоснабжение метафизов и эпифизов. К 2 годам формируется единая система внутрикостного кровообращения, хорошо развиты сеть эпиметафизарных сосудов, ростовой хрящ. После 2 лет число сосудов костей значительно уменьшается и снова увеличивается к пубертатному периоду.

Надкостница у детей толще, чем у взрослых. За счет нее происходит рост кости в толщину. Костномозговые полости формируются с возрастом. К 12 годам кость ребенка уже напоминает кость изрослого человека.

В развитии костей у детей можно выделить периоды, когда кости особенно чувствительны к вредным факторам.

1. Грудной период, ранний или преддошкольный период, первые 3 года жизни, когда происходят рост и кальцификация кости, насыщение и депонирование минеральных веществ (кальций, фосфор). Легко возникают различные остеопатии - рахит, рахитопо-добные состояния. Поэтому особое значение имеет рациональное вскармливание ребенка, соблюдение им режима дня.

2. Школьный и подростковый периоды, когда завершается дифференцировка и накопление массы кости. У детей наблюдаются пограничные остеохондропатии. Факторы риска нарушения костеобразования у детей - это нарушения питания, неадекватные физические нагрузки.

Череп

Череп у новорожденного состоит из множества костей. Такие швы, как стреловидный, венечный, затылочный, открыты. Их закрытие начинается к 3-4-месячному возрасту. У доношенных детей к рождению боковые роднички закрыты. Задний, или малый, родничок, находящийся на уровне затылочных и теменных костей, бывает открыт у 25% новорожденных. Он закрывается к 4-8 неделям жизни ребенка. Большой родничок находится в месте соединения теменных и лобных костей, или венечного и стреловидного швов. Он всегда открыт, и его величина у новорожденного колеблется от 3х3 см до 1,5х2 см. В норме большой родничок закрывается к 10-18 месяцам.

Форма головы у детей может быть различной, но чаще она округлая, симметричная. Лицевой череп развивается с возрастом.

Позвоночник

Позвоночник человека - уникальное костное образование, способствующее его прямохождению, которое формируется параллельно росту ребенка. Постепенно, с возрастом позвоночник приобретает свои изгибы, принимающие на себя перемещение центра тяжести идущего или стоящего человека.

Первые изгибы позвоночника появляются с начала удержания головы и плечевого пояса, и к 2-4 месяцам формируется передний изгиб шейной части позвоночника. После развития умения прямостояния и ходьбы формируются изгиб кпереди в поясничной части позвоночника и почти одновременно грудной изгиб позвоночника. Неравномерность роста отдельных сегментов тела, позвоночника, головы и конечностей приводит к тому, что центр тяжести тела в процессе роста детей существенно перемещается. Так, если у новорожденного в вертикальном положении центр тяжести находится на уровне processus xyphoideus, то у ребенка более старшего возраста он перемещается вниз, но не достигает уровня пупка. В возрасте 5-6 лет центр тяжести уже ниже пупка, а к 13 годам - ниже уровня гребешков подвздошных костей.

У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов (неправильная поза) могут возникать стойкие деформации костей позвоночника (сколиозы и патологические осанки).

Грудная клетка

Чем меньше ребенок, тем его грудная клетка относительно шире и короче, при этом ребра располагаются горизонтально. Грудная клетка ребенка более округлая, чем у взрослого человека. Поперечный ее размер у новорожденного больше среднепродольного на 25%, грудная клетка у них находится в состоянии как бы вдоха. В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, при этом ребра опускаются, образуя с позвоночником тупой угол, интенсивно растет ее передний диаметр. В 3 года формируется эффективное реберное дыхание. К 12 годам грудная клетка переходит в состояние максимального вдоха, а к 15 годам завершается окончательное увеличение ее поперечного диаметра.

Кости таза у детей раннего возраста напоминают воронку. Формирование половых различий таза начинается в пубертатном возрасте.

Методы исследования костной системы и суставов

Данные по анамнезу заболевания костной системы обычно собирают со слов родителей, ближайших родственников или лиц, занимающихся воспитанием ребенка. Дети старшего возраста могут сами существенно дополнить историю заболевания. При расспросе обращают внимание на сроки появления тех или иных изменений. Во-первых, выявляют наличие болей (артралгий, миалгий, осалгий), во-вторых - изменения конфигурации костей и суставов, в третьих - состояние подвижности в суставах. При жалобах на боли отмечают их локализацию, симметричность, характер и интенсивность, продолжительность, периодичность. Затем расспрашивают о факторах, способствующих усилению или исчезновению болей (тепло, покой, лекарственные препараты). Следующий момент - установление нарушений подвижности (утренняя скованность, ограничение движений из-за боли и др.). После этого расспрашивают о связи начала и появления болей или изменений со стороны суставов, костей с каким-либо заболеванием (предшествующие инфекции, травмы).

Осмотр проводят сверху вниз (голова, туловище, конечности), при этом важно хорошее освещение. У детей раннего возраста обращают внимание на патологические изменения формы головы, которые особенно часто отмечаются при рахите. Кости черепа могут быть скошенными, асимметричными, увеличиваются лобные, теменные и затылочные бугры. Часто появляются уплотнение затылочной кости и ее сглаженность.

При врожденном сифилисе может развиваться патологическая ломкость костей черепа. У новорожденных детей деформация черепа, связанная с родовой травмой, проявляется черепицеобразным расположением костей (находят друг на друга), их вдавлением или выпячиванием, часто с последующими поднадкостничными кровоизлияниями (кефалогематомы). Могут наблюдаться и мозговые грыжи.

Голову измеряют с целью оценки физического развития или для выявления патологии (микро- и макроцефалии).

Микроцефалия развивается внутриутробно или при раннем закрытии швов (на фоне гипервитаминоза витамина D). Большая голова при макроцефалии как патологическое состояние чаще всего развивается при нарушении гемоликвородинамики - гидроцефалия. При этом роднички и даже швы всегда открыты.

При осмотре обращают внимание на возрастную пропорциональность развития лицевого и мозгового черепа.

Затем осматривают грудную клетку. Обращают внимание на ее форму, симметричность, равномерность участия в акте дыхания, различные деформации («куриная грудь», воронкообразная грудная клетка, перипневмоническая борозда Филатова-Гаррисона, сердечный горб и т. д.), свидетельствующие о врожденном или приобретенном дефекте.

Оценивают осанку ребенка в положении стоя: пятки вместе, руки по швам. При нарушениях осанки имеются боковые искривления позвоночника - сколиоз, отставание лопаток от грудной клетки, сутулость, патологический лордоз (усиление изгиба позвоночника вперед) и кифоз (усиление изгиба позвоночника назад). Особенно часто отмечаются искривления позвоночника вбок - сколиоз (это всегда патология). Подозрение на сколиоз должно быть обязательно подтверждено рентгенологически.

Необходимо исследовать болезненность позвонков при ощупывании и движении, особенно если ребенок жалуется на боли в позвоночнике.

Осмотр верхних конечностей производят с целью определения их длины и наличия деформации. Существуют нормативы развития конечностей у детей различного возраста. Длиннорукость чаще выявляют при заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Укорочение конечностей связано с болезнью Дауна и хондродистрофией. Осматривают также и пальцы на предмет выявления симптома «барабанных палочек», остеопатий, артритов и других изменений.

При осмотре нижних конечностей у новорожденного обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (при врожденном вывихе тазобедренного сустава складок больше), укорочение конечностей, Х- или О-образное искривление голеней (при рахите). Часто у детей старшего возраста диагностируют плоскостопие, являющееся патологическим состоянием. Для его определения проводят плантографию - изучают отпечаток стопы на листе бумаги.

Быстрому скрининговому осмотру костной системы и его протоколированию помогает следующая стандартная последовательность:

1. Осмотр в фас, руки вытянуты вдоль туловища. При этом определяют форму ног, положение головы, симметричность плеч, треугольников талии, исключают деформацию грудной клетки, симметричность бедер.

2. Осмотр сбоку. Определяют форму грудной клетки, живота, выступание лопаток, форму спины.

3. Осмотр со спины. Выявляют симметрию углов лопаток, форму позвоночника, форму ног, ось пяток.

4. В конце осмотра предлагают ребенку пройти по кабинету для выявления нарушений походки.

По результатам осмотра проводят тестирование: 1) без отклонений - по всем пунктам отрицательные значения; 2) незначительные отклонения, требующие наблюдение педиатра - при положительных ответах на вопросы 3-7; 3) значительные отклонения, требующие дообследования и лечения у ортопеда или вертебролога - положительные ответы на 5 вопросов (1, 2, 8, 9, 10).

Пальпация костей - врачебная процедура. Она направлена на Выявление размягчения костей, состояния родничков или швов черепа у новорожденных и грудных детей. Пальпируют также ребру, кости конечностей, обследуют суставы и на основании изменений их формы, размера и объема движений судят о той или Иной патологии. Если возникает необходимость, назначают рентгенологическое исследование. Его проводят при подозрении на Воспалительно-дистрофические изменения костей, суставов; при опухолях костей, для определения костного (биологического) возраста, при диагностике заболеваний, сопровождающихся остеопорозом, размягчением костей. Для диагностики заболевания костной системы применяют также лабораторные методы: определяют уровень Са, Р, щелочной фосфатазы в крови и моче.

Зубы

У детей первыми зубами являются молочные зубы. Они прорезываются в определенной последовательности.

Большое значение имеет становление прикуса молочных зубов. Он формируется к 2,5-3,5 годам и характеризуется следующими позициями:

1) малые промежутки между зубами;

2) отсутствие стертости зубов;

3) дистальные поверхности верхнего и нижнего зубных резцов расположены в одной фронтальной плоскости;

4) ортогнатический прикус, когда верхние резцы немного прикрывают нижние резцы.

Следующий период развития зубов начинается в возрасте 3,5 - 6 лет. В это время возникают междузубные щели (диастемы) - между резцами или тремы - между другими зубами. Зубы уже стираются, нижние и верхние не совпадают. Ортогнастический прикус переходит в прямой. Молочный прикус зубов имеет большое значение для формирования умения пережевывать пищу и развития речи.

Период сменного прикуса начинается с появления постоянных зубов, при этом сохраняются и молочные зубы. Первые постоянные зубы прорезываются в 5 лет - это первые моляры. Затем последовательно выпадают молочные и появляются постоянные зубы. К 11 годам прорезываются вторые моляры. Третьи моляры (зубы «мудрости») появляются в возрасте 17-20 лет, а иногда даже позже. Для оценки количества постоянных зубов пользуются следующей формулой:

Х = 4n — 20, где n - возраст ребенка, лет.

У детей любого возраста часто отмечается заболевание зубов - кариес, при котором происходит постепенное разрушение структуры зуба. Поэтому в воспитании ребенка особое место занимает профилактика кариеса.

В этом плане имеют значение рациональное питание, соблюдение принципов вскармливания ребенка грудным молоком. Особое значение придают содержанию в пище фтора, как средства, предотвращающего кариес. Дети должны чистить зубы профилактическими пастами, не содержащими фтора, но он обязательно должен содержаться в пищевых продуктах. Кроме фтора ребенку необходим также кальций.

Рациональное питание должно включать и органические малоусвояемые углеводы. Последние оказывают положительное влияние на рост нормальной флоры ротовой полости. Для правильного развития зубов, профилактики кариеса необходима диета, содержащая крахмал, гликоген, дисахариды, глюкозу. Важно учить ребенка правильно пережевывать пищу. После еды обязательно нужно полоскать рот и чистить зубы пастой, по крайней мере два раза в сутки - вечером и утром.